Панические атаки, лечение. Проявления у детей. Паническая атака, как помочь ребенку

Паническими атаками страдают не только взрослые, но и дети. Расстройство больше распространено среди подростков. Хотя в последнее время наблюдается тенденция к снижению возраста заболевания по причине роста уровня психических нагрузок на маленьких детей.

Характерной особенностью панических атак у взрослых и детей выступает спонтанность приступов. Реальная опасность объективно отсутствует. И все же ребенок переживает внезапный эпизод интенсивной тревоги. Сила переживания варьируется от легкого психологического дискомфорта до выраженного ощущения страха, трансформирующегося в страх потери самоконтроля, безумия, смерти. Приступ, как правило, длится около 15 минут. Но может затянуться и на более длительный срок.

Паническая атака у ребенка имеет те же симптомы нарушения работы вегетативной системы, что и у взрослых:

  • боль, жжение в области груди;
  • усиление потоотделения;
  • онемение, тремор конечностей;
  • сухость в ротовой полости;
  • трудности с дыханием;
  • ощущение нехватки воздуха;
  • побледнение кожных покровов;
  • дискомфорт в желудке;
  • приступы тошноты;
  • проблемы с координацией движений;
  • головокружение;
  • дезориентация в пространстве;
  • предобморочное состояние.

В младшем возрасте наблюдаются рвота, диарея, непроизвольное выделение мочи. Плач в момент приступа нехарактерен. Могут наблюдаться вскрикивания, всхлипы, стоны. По окончании приступа ребенок ощущает слабость, выглядит уставшим, может заплакать.

Панические атаки у более взрослых детей провоцируют развитие чрезвычайной ипохондричности. Дети тревожатся по поводу остановки сердца, . Их начинают посещать мысли о тяжелых смертельных заболеваниях.

Панические атаки у детей, как правило, происходят в дневное время, в период бодрствования. Приступы во сне тоже бывают, хотя и значительно реже. Панические атаки у некоторых детей происходят перед отходом ко сну или с первыми минутами сна, а также во время пробуждения ночью. В таком случае к проявлениям расстройства добавляется бессонница. Панические атаки у детей исключительно в - явление достаточно редкое.

Временами случается, что проявления панического расстройства сами по себе затихают на время. Панические атаки становятся менее выраженными у детей и происходят не так часто. Такие периоды спонтанной ремиссии притупляют бдительность родителей, и они не спешат обращаться к специалистам. Однако после затишья приступ повторяется и, как правило, с более сильно проявленной симптоматикой. Поэтому посещение клиники необходимо. Иначе повторяющиеся панические атаки у детей могут спровоцировать развитие еще более сложных психических расстройств.

Подробнее о том, как происходит паническая атака: симптомы, лечение в видео:

Диагностика проблемы

Диагностика приступа панической атаки у маленького ребенка затрудняется отсутствием понимания и необходимых знаний у малыша, чтобы объяснить взрослым и самому себе, что происходит. Во время ПА ребенок лишь переживает безграничный ужас. Для родителей ситуация тоже становится стрессовой. Не понимая, что происходит с их малышом, они звонят в скорую помощь.

Медики, естественно, не диагностируют психическое расстройство. И малыша направляют на обследование к большому числу специалистов (невропатологу, кардиологу, эндокринологу). Если наряду с ПА имеет место соматическое заболевание, диагностика усложняется. В первую очередь это относится к астме, так как паническая атака может спровоцировать ее приступ, и наоборот.

В лучшем случае ставится диагноз . Однако лечение не решает основную причину возникновения ПА - психологическую. Состояние маленького пациента может продолжать усугубляться, пока он, наконец, не попадет к психотерапевту.

Определением панического расстройства занимаются психотерапевты и психологи. Паническая атака может быть всего лишь симптомом физиологического заболевания или побочным эффектом приема некоторых препаратов. Поэтому в первую очередь врач исключает наличие болезней сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной систем. Обследование может включать сдачу анализов на гормоны и аппаратное обследование (электрокардиографию, рентген легких, УЗИ внутренних органов, МРТ головы).

Исключив физиологическую патологию, психотерапевт анализирует имеющиеся симптомы. Врача может заинтересовать следующая информация:

  • когда возник первый приступ панической атаки;
  • как часто и с какой продолжительностью случаются приступы;
  • какие события и действия ребенка предшествуют ухудшению состояния;
  • есть ли паническое расстройство у кого-то из членов семьи;
  • наличие конфликтных и других стрессовых ситуаций дома и в школе.

Врач может искать тревожное расстройство (социальные фобии, обсессивно-компульсивное расстройство), на фоне которого могло развиться заболевание. Панические атаки, как правило, вторичная проблема какого-либо заболевания. Поэтому для успешной терапии необходимо выяснить наличие провоцирующих факторов и устранить их.

Причины патологии

Панические атаки могут возникать у ребенка по целому ряду причин:

  • наследственность (у родственников пациентов, страдающих паническим расстройством, риск развития панических атак выше);
  • гормональная перестройка (половое созревание опережает развитие некоторых систем организма, создает усиленную нагрузку на некоторые органы, что провоцирует вегетативные кризы, идентичные по симптоматике с ПА);
  • интоксикация (чрезмерное употребление стимулирующих напитков, например, кофе, алкоголь, лекарственные отравления увеличивают риск развития ПА);
  • некоторые аллергические заболевания;
  • болезни ЖКТ;
  • нарушения эндокринной, нервной систем;
  • сердечно-сосудистые патологии.

Развитию ПА способствуют некоторые характерологические особенности маленьких пациентов. К ним можно отнести тревожную мнительность, ипохондричность. Тревожность детей, уделяющих повышенное внимание своему физическому состоянию и самочувствию, становится базой для развития панического расстройства. Таким ребятам трудно отвлечься от болезненных симптомов, они слишком впечатлительны, своим волнением по поводу здоровья только провоцируют усиление приступов.

Среди детей заболеванию наиболее подвержены школьники. Это связано с проблемами адаптации ребенка в современном мире. Уже начиная с младшего школьного возраста, на него начинает оказываться огромное внешнее давление, не только со стороны учителей, сверстников, но часто и со стороны требовательных родителей. От малыша требуются высокие результаты в учебе.

Тяжелей всего ребенку с демонстративным типом личности, жаждущему признания со стороны окружающих. Ведь таким ребятам приходится не только сталкиваться с конкуренцией в учебе. Они еще и пытаются быть более привлекательными в физическом плане, стать популярными среди сверстников. Чтобы угодить взрослым и друзьям, малыш подвергает себя чрезмерным эмоциональным, умственным, физическим нагрузкам. Страх не справится, стать объектом насмешек или просто не получить любовь и внимание значимых людей может перейти в приступ ПА.

Важно! Паническое расстройство часто формируется у детей, живущих в нездоровой эмоциональной обстановке, на фоне семейных проблем.

Постоянные конфликты между членами семьи, отчужденность и недостаток внимания и заботы со стороны родителей, развод, боязнь быть оставленным могут спровоцировать развитие ПА.
Важно не запускать паническое расстройство. Как правило, малыш постепенно находит связь приступов ПА с определенной ситуацией или обстановкой и старается избегать их. Таким образом, формируется страх посещать учебное учреждение или другие общественные места.

Лечение и профилактика расстройства

Панические атаки у детей имеют вегетативные и психологические симптомы, и лечение предполагает облегчение обоих типов нарушений. Однако нельзя надеяться на эффективность терапии, пока не будет установлен провоцирующий ПА фактор. В случае наличия физиологической патологии, необходимо направить все силы на лечение заболевания.

Медикаментозная и психологическая помощь

Оптимальным способом лечения ПА считается сочетание работы со специалистом с лекарственными средствами. Препараты должны помочь купировать ПА. К ним относят, к примеру, бензодиазепины. Однако при постоянном приеме от этих средств появляется сонливость и утомляемость, что неблагоприятно влияет на процесс обучения.

В любом случае лекарства не лечат , а лишь купируют симптомы. И первоочередная задача при лечении - успешная психологическая проработка.

Важно! Выписывать препараты имеет право исключительно лечащий врач.

Панические атаки у детей: что делать

В первую очередь необходимо успокоить малыша, объяснив, что не стоит беспокоиться. От ПА нельзя умереть.

При приступе в первую очередь нужно успокоить . Для этого следует делать медленный вдох, задерживать дыхание и делать такой же длинный выдох. Может пригодиться бумажный пакет, чтобы уменьшить количество поступающего кислорода и остановить гипервентиляцию легких.

Расслабиться также поможет массаж ушей, шеи, контрастный душ. Эффективны отвлекающие действия: разговоры, пение, счет, больной щипок.

Профилактика

Как уберечь малыша от ПА? Уважение, забота и поддержка родителей - лучший способ предупредить тревожные расстройства. Необходимо научиться разграничивать собственные ожидания и желания от нужд ребенка. Полноценный отдых, сбалансированное питание, умеренная физическая активность, регулярные прогулки на свежем воздухе, отсутствие вредных привычек - все это помогает предупредить физиологические и психологические патологии.

Важно следить не только за физическим, но и психическим здоровьем ребенка. Не оставлять наедине с проблемами. Необходимо научить ребенка защищаться от негативного влияния извне. Развить умение оптимистично смотреть на вещи, относиться терпимей к себе и окружающим.

В целом прогноз при ПА у детей является благоприятным. При лечении следует лишь внимательно выполнять все рекомендации специалистов.

Панические атаки могут вызвать резкое сокращение мышц, в результате которого происходит выкидыш на ранних сроках беременности. Также панические приступы часто сопровождаются агорафобией - состоянием, вызывающим страх перед большим скоплением людей. Данная фобия является одним из видов непреодолимых страхов. Она значительно нарушает способность беременной к социальной адаптации. Возникает агорафобия вследствие необъяснимых панических приступов в местах большого скопления людей, например, в метро, в ресторане или в магазине. В результате этого, беременная, на уровне подсознания, связывает происхождение приступа с определённым местом или с конкретной ситуацией, и начинает избегать общественных мест, опасаясь оказаться беспомощной в толпе незнакомых людей. Помимо этого, приступы необоснованной тревоги и страха могут привести к развитию депрессии. То есть, к патологии психологического характера, при которой из-за нарушенной социальной адаптации снижается эмоциональное состояние.

Таким образом, лечение приступов панических атак у беременных должно осуществляться в обязательном порядке. В противном случае, данное состояние может привести к серьёзным осложнениям и последствиям.

Симптомы

До пубертатного периода панические атаки у детей могут не случаться. Многие симптомы заболевания развиваются на фоне соматических проблем. К числу признаков приступа панической атаки относится несколько, среди них:

  • чувство беспричинной тревоги и необъяснимого страха;
  • учащение сердцебиения;
  • повышенная потливость;
  • удушье;
  • тремор, внутренняя дрожь;
  • частое мочеиспускание, а после завершения приступа - обильные мочеиспускания светлого оттенка;
  • тошнота;
  • диарея;
  • потеря в пространстве;
  • онемение кожи;
  • боль в левой части грудины.

Диагностика панической атаки у ребёнка

Для диагностики панической атаки у ребёнка применяется медицинское обследование. Выполняют его в целях исключения патологических причин симптомов данного состояния. Также скрининг проводится для выявления тревожных расстройств, на фоне которых могло развиться заболевание. Среди них - социальные фобии и ОКР. Паническая атака - часто является не первичной, а вторичной проблемой какого либо заболевания, поэтому для ее лечения важно выяснить наличие провоцирующих факторов и сначала устранить их.

Осложнения

При условии своевременного лечения панических атак у ребёнка прогноз достаточно благоприятный. Если не осуществлять лечение заболевания, в поведении подростка могут произойти разительные изменения. Если заболевание сопровождается агорафобией, ребёнок будет избегать социума. Дети, подверженные приступам панических атак, часто бросают школу, избегают людей, становятся отшельниками. В некоторых случаях это приводит к суициду.

Зачастую паническое расстройство без видимых причин смягчается или выражается не так часто и ярко. Периоды спонтанной ремиссии могут длиться достаточно долго, но после них приступы обычно бывают ещё более сильными. Поэтому показать ребёнка врачу следует обязательно, иначе панические атаки могут стать причиной ещё более сложных психических расстройств.

Лечение

Что можете сделать вы

Родители, ребёнок которых подвержен приступам панической атаки, не должны сидеть на месте. Задача родителей - показать ребёнка доктору. Если проблема связана с появлением тревожных расстройств, врач даст рекомендации и обучит родителей технике релаксации, которая помогает справляться со стрессовыми ситуациями. В дальнейшем данной технике необходимо будет обучить и ребёнка. В случае наличия медицинских патологий, родителям нужно будет следовать советам доктора, и направить все силы на лечение ребёнка.

Что делает врач

Лечение панических атак у ребёнка происходит комплексно. Оно обычно включает в себя приём медикаментозных препаратов и поведенческую терапию. Наиболее эффективными препаратами для детей являются бензодиазипины. Но для многих детей более предпочтительны препараты категории SSRI, так как бензодиазепины ухудшают память и способности к обучению у ребёнка. Но данные препараты действуют более медленно.

Поведенческую терапию используют в основном в том случае, если помимо панических атак у ребёнка присутствуют все признаки агорафобии. Данное расстройство практически не поддаётся медикаментозной терапии.

Факторы, провоцирующие приступы панических атак у ребёнка, всегда определяет врач. Он же определяет, какое лечение подойдёт ребёнку. Обычно доктор рассказывает родителям, как необходимо себя вести во время приступа и после установления диагноза назначает схему терапии.

Профилактика

Как уберечь ребёнка от приступов панических атак? Для этого следует выполнять ряд профилактических мероприятий:

  • Минимизировать количество стрессовых ситуаций в жизни ребёнка.
  • Проходить регулярное обследование у врачей для исключения сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных заболеваний. А в случае их обнаружения, вовремя начинать лечение патологий.
  • Приучать ребёнка к правильному образу жизни. Отсутствие вредных привычек, сбалансированное питание, физические нагрузки - всё это помогает предупредить физиологические и психологические патологии. Необходимо рассказать об этом ребёнку.
  • Научить ребёнка противостоять негативному влиянию окружающей среды. Развить в нём умение адекватно воспринимать то, что происходит вокруг, относится терпимо к себе и к другим людям.
  • Регулярно бывать на свежем воздухе, не давать ребёнку переутомляться.

Если дети уже испытывали приступы панической атаки, у них часто возникает сильный страх перед повторением данного эпизода. Чтобы предотвратить такое состояние, нужно научить ребёнка адаптироваться к изменившимся условиям. В этом могут помочь и специалисты: родителям можно показать своё чадо психологу.

В своей жизни человек нередко сталкивается с ситуациями, в которых он испытывает страх. Склонность к возникновению страхов – типичная особенность психогенных заболеваний и других форм патологии в детском возрасте. В определённые моменты страх может переходить в панику.

Выделены самостоятельные клинические формы, при которых тяжёлые приступы тяжёлой тревоги (паники) не ограничиваются определённой ситуацией или конкретными обстоятельствами и поэтому непредсказуемы.

Ещё в конце Х1Х века «тревожные атаки» (anxiety attack) описал Зигмунд Фрейд. При них тревога возникала внезапно, не была спровоцирована какими-либо идеями и сопровождалась нарушениями дыхания, сердечной деятельности и других телесных функций. Фрейд описывал такие состояния в рамках «невроза тревоги» или «невроза беспокойства».

Термин «панические атаки » в качестве отдельной клинической единицы существует в зарубежной литературе с 1980 года. У врачей-неврологов он больше фигурирует под маской вегетативно-сосудистого криза. Панические атаки обычно возникают у людей в возрасте 20-40 лет, однако сейчас описываются у детей в возрасте 10-15 лет. В целом их распространённость в популяции достигает 3 %, причём лица женского пола страдают в 2 раза чаще (Von Kroff G., 1985; Katon W., 1986).

Причинными факторами возникновения панических атак могут быть как шоковые и субшоковые психические травмы, вызывающие острый испуг, так и затяжные психотравмирующие ситуации (у детей это длительная разлука с близкими, тяжёлая болезнь родителей и др.).

В этиологии немалая роль принадлежит также некоторым факторам внутренних и внешних условий. В числе внутренних факторов особое значение имеют тревожно-мнительные черты характера и проявления психической незрелости в виде повышенной впечатлительности и внушаемости. Определённую роль играет, по-видимому, и рецессивно-генетическая передача: у родителей достоверно повышен процент тревожно-депресcивных расстройств.

Основным способствующим паническим атакам фактором внешних условий является неправильное воспитание типа потворствующей гиперпротекции с тревожными опасениями родителей по поводу здоровья ребёнка.

Огромное значение для клинической реализации панических атак имеет нарушение вегетативной регуляции при обусловленности конституциональными особенностями организма, а может быть и результатом натальных и постнатальных травм, нейроинфекций, интоксикаций.

Панические атаки могут бывают:

  • спонтанными;
  • спровоцированными.

Факторы, провоцирующие криз, можно условно разделить на психогенные, физиогенные и биологические. Среди психогенных факторов следует выделить кульминации конфликтов и острые реакции на стресс. К физиогенным относятся чрезмерные физические нагрузки, инсоляция (другие виды перегрева), переохлаждение, интоксикации, метеотропные факторы. Биологические факторы включают в себя менструации, начало половой жизни, беременность, аборты, приём контрацептивных средств.

Для клинической картины заболевания характерна приступообразность состояний паники. Приступ, продолжающийся от 10-15 минут до нескольких часов, наряду со сверхценными страхами, тревогой и сенсопатиями включает более или менее длительное двигательное беспокойство и различные соматоневрологические расстройства: сердцебиение, потливость, затруднённое дыхание, неприятные ощущения в области сердца, дрожь.

Старшие дети и подростки во время приступа крайне ипохондричны, «прислушиваются» к телесным ощущениям, часто жалуются на остановку сердца, ощущение недостатка воздуха, затруднённое глотание, высказывают опасения или уверенность в наличии тяжёлого заболевания, неминуемой смерти, требуют немедленно вызвать врача. Тревожные опасения болезни или смерти могут распространятся и на близких.

На высоте панического приступа дети и подростки целиком охвачены страхом с трудом поддаются разубеждению, не верят в возможность выздоровления, ажитированы, испытывают тягостные телесные ощущения. При этом имеют место разнообразные вегетативные расстройства с преобладанием симпато-адреналовой симптоматики:

  • озноб;
  • дрожь;
  • учащённое сердцебиение;
  • повышение артериального давления;
  • сухость во рту;
  • бледность, а затем гиперемия кожных покровов с повышенной потливостью и одышкой.

Приступ может завершиться повышенным мочеотделением. У подростков (чаще у девочек) приступы страха нередко сопровождаются психосенсорными нарушениями (больше как нарушение схемы тела), а также явлениями деперсонализации и дереализации. Без коррекции и лечения панические атаки переходят в более стойкие сенестопатические ипохондрические состояния.

В зависимости от временного фактора панические атаки могут носить характер пароксизмов или кризов. В первом случае — это сравнительно кратковременные (до 10-15 минут) нарушения с недомоганием, головной и лицевой болью, чувством дурноты, болью и чувством «замирания» в области сердца, бледностью или гиперемией лица, тошнотой, потливостью, учащением или замедлением сердечных сокращений, нарушением дыхания, головокружением, мышечной слабостью, «внутренней дрожью», учащёнными позывами к мочеиспусканию.

Кризы отличаются более длительным и глубоким расстройством гомеостаза с обязательным включением лимбико-ретикулярных структур. Вегетативно-висцеральные нарушения становятся более длительными и могут выступать в самых различных вариациях с обязательным присоединением эмоционально-аффективных расстройств.

При протекании кризов с преимущественно вегетативно-висцеральной симптоматикой могут встречаться самые различные комбинации симптомов со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также — желудочно-кишечного тракта. Особенно ярко проявляются эти изменения у подростков при нередко встречающихся так называемых гипервентиляционных кризах. Ведущим ядром их является триада симптомов: усиленное дыхание, тетания и парестезии. Одновременно отмечается озноб, потливость, волны жара или холода и преходящая общемозговая и очаговая неврологическая симптоматика, очень часто к ней присоединяются сенестопатии. Подобные варианты кризов получили название конверсионных.

Обилие симптомов делает порой чрезвычайно затруднительной дифференциальную диагностику панических атак и некоторых форм височной эпилепсии, а также истериоформных расстройств.

При преобладании в кризах эмоционально-аффективных расстройств последние чаще представлены фобическими пароксизмами. В этом случае ведущим клиническим проявлением становится страх. У детей это страх темноты, одиночества, отрыва от матери, больницы; у подростков – страх открытых пространств, высоты, большого количества людей, катастрофы, падения, возможности «сойти с ума», заболеть неизлечимым заболеванием. В связи с этим могут предприниматься защитные формы поведения: не выходят на улицу, постоянно моют руки, требуют присутствия рядом родственников. В последующем страх перестаёт быть конкретным и проявляется общей тревогой, напряжённостью, немотивированной агрессией. К сожалению, такие приступы имеют и более отдалённые последствия, так как становятся фоном для формирования психопатологических черт характера, поскольку в динамике имеют тенденцию полностью не купироваться в межприступном периоде.

Таким образом, критерии, необходимые для диагностики панических атак, следующие:

  1. пароксизмальность;
  2. полисистемные вегетативные симптомы;
  3. эмоционально-аффективные расстройства, выраженность которых может колебаться от «ощущения дискомфорта» до «паники».

При наличии трудности в разубеждении и неверия в выздоровление дети и подростки в то же время отличаются повышенноё внушаемостью в отношении своего здоровья и стремятся быть поближе к медперсоналу, в присутствии которого чувствуют себя спокойнее.

После окончания приступа появляется частичное критическое отношение к присутствовавшим во время атаки мыслям и опасениям. Характерно, что сознание чуждости, болезненности страхов и активное стремление к их преодолению не только в период приступа, но и вне его, отсутствуют в отличие от больных с навязчивостями.

Межкризовый период при панических атаках очень разнообразен — от полного отсутствия каких-либо нарушений до выраженных психовегетативных расстройств. Описываются в литературе генерализованная тревога, тревожное ожидание приступа с формированием на этом фоне избегательного или ограничительного поведения в крайнем своём выражении — депрессии. Тревожный синдром у детей в известной степени маскируется нарушениями сна (трудности засыпания и беспокойный сон, не дающий отдыха), мышечное напряжение, дрожь, постоянное беспокойство о своём будущем, суетливость.

Может встречаться и преимущественно астенодепрессивная симптоматика с соответствующими изменениями поведения и социальными проблемами. Даже неглубокая депрессия снижает социальную активность детей и подростков: ограничение контактов со сверстниками, снижение успеваемости и обычных интересов, отказ от увлечений, сужение круга интересов на состоянии здоровья и симптомах болезни, которые подростки могут ипохондрически разрабатывать и ещё больше погружаться в болезнь (здесь возможны мысли о смерти и самоубийстве).

Нередки в межкризовый период и истерические расстройства с типичными для них соматическими и поведенческими демонстрациями: болевые синдромы, преходящие функциональные неврологические расстройства (псевдопарезы, астазии-абазии, мутизм, амавроз, афония, припадки).

Весьма характерны в межкризовый период и разнообразные вегетативные симптомы в различных соматических сферах (в том числе и терморегуляторной), а также в системах потоотделения, сосудистой регуляции, мышечной и вестибулярной.

Лечение панических атак у детей и подростков представляет собой сложную задачу и должно быть патогенетическим. Вполне оправдано назначение комбинаций симпато- и холинолитиков, ганглиоблокаторов, нейролептиков, транквилизатров, сосудистых, десенсибилизирующих и ноотропных средств.

При этом помощь больным с паническими атаками в ряде случаев может носить ургентный характер. Надо отметить, что купирование отдельных панических атак с помощью типичных бензодиазепинов не приводит к излечению больного, зато способствует прогрессированию и хронизации болезни.

В предупреждении повторного возникновения панических атак, как убедительно показали многочисленные исследования с использованием двойного слепого плацебо-контроля, наиболее эффективными являются две группы препаратов: антидепрессанты и атипичные бензодиазепины (клоназепам и альпрозалам).

Не следует забывать и о психотерапии (особенно при купировании психовегетативного синдрома с преобладанием астено-депрессивной, ипохондрической, обсессивно-фобической или истерической симптоматики), которая в современных условиях при интегративном её применении является крайне необходимой и может быть весьма эффективной.

В межприступном периоде с психотерапией перспективно комбинировать физиотерапию (с учётом её индивидуальной переносимости, особенно при назначении процедур на область головы и шеи). Здесь же патогенетически обоснованно применение сосудорасширяющих препаратов, венотоников, витаминов группы В, лёгких мочегонных средств.

Лечение должно проводится строго индивидуально с учётом этиологии, клиники, возраста больного, а нередко и чисто психологических и социальных факторов.

Чтобы понять, что ребенок страдает приступами паники, необходимо внимательно следить за его поведением, так как детские психологи считают, что панические атаки у деток являются достаточно серьезной проблемой. Очень часто дети не умеют рассказать о своем состоянии родителям, и поэтому эти приступы могут развиться в более серьезные психические заболевания.

Признаки панической атаки у детей

Как же распознать признаки панической атаки у ребенка? Известно, что в современном мире дети часто испытывают огромное давление на психику. Это выражается в том, что от ребенка многое требуют родители, воспитатели, учителя, он постоянно находиться под пристальным вниманием, ему регулярно указывают на ошибки, заблуждения. При этом требуют очень многого: послушания, соблюдения правил, выполнения заданий. Кроме этого, он должен развиваться, познавать окружающий мир и так далее. Находясь под этим давлением, ребенок иногда начинает испытывать страх и панику, что он не соответствует ожиданиям родителей, воспитателей, он начинает думать, что его будут меньше любить.

Очень часто взрослые не замечают, что ребенок не в состоянии справиться со всем, что от него требуют, и у него постепенно происходят нарушение психологического состояния, которое затем может проявиться неврозами и серьезными психическими проблемами.

Если родители заметили, что ребенок изменился, стал замкнутым или же, наоборот, слишком нервным, начал бояться темноты или чудовища под кроватью, поговорите с ним, возможно, он испытывает приступы паники и ему необходима помощь специалиста.

Если родители не понимают, что происходит с ребенком

Случается, что, общаясь с родителями, ребенок не в состоянии рассказать им о своих настоящих чувствах, о том, что он испытывает страх или тревогу. Родители же сами не понимают, что происходит с ребенком, так как не видят, в чем причина его панического состояния, думая, что это просто попытки привлечь их внимание. В случае, если родители не могут сами разобраться и понять, что ребенок не просто избалован, лучше всего обраться к специалисту, который поможет разобраться в ситуации. Детский психолог либо же развеет подозрения, либо поможет ребенку успокоиться и обрести равновесие.


Признаки паники проявляются не только в психологическом состоянии ребенка, но и в чисто физических проявлениях. К проявлениям паники относятся: одышка, повышенная частота сердечных сокращений, дрожь в теле, ощущение головокружения, тошнота, чувство опустошения, тревога. Явным признаком, что с ребенком явно что-то происходит, так же является внезапная злость, приступ ярости либо грусть без причины, депрессия.

Предупреждение приступов паники

Чтобы избежать повторения приступов паники у ребенка, постарайтесь уделять ему побольше внимания, физические упражнения также хорошо помогают снять приступы паники. Кроме того, нужны спокойная домашняя атмосфера, дружелюбие и понимание родителей, а также какое-либо увлечение, например, рисованием, лепкой, игрой на музыкальном инструменте.

Самое главное для ребенка – любовь родителей и внимательное отношение к нему, не стоит также перегружать ребенка и ожидать от него свехуспехов и гениальности, все дети разные и необходимо любить и ценить собственного малыша за то, что он есть такой, как есть, а не за его успехи.