Компетентностная модель специалиста по социальной работе. Современные проблемы науки и образования Рабочая программА дисциплины

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Рабочая программА дисциплины

«латинский язык»

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, заочная

Государственно-правовой профиль

Гражданско-правовой профиль

Уголовно-правовой профиль


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом ОП ВО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 04 мая 2010 г. № 464.

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры от 16 сентября 2016 года, протокол № 01.

Программа утверждена на заседании Ученого совета Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) «06» октября 2016 года, протокол № 01.

© Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2016


Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Цели: научить студентов владению латинским языком в сфере профессиональной деятельности юриста. Курс латинского языка представлен, прежде всего, как язык римского права.

Изучение дисциплины « Латинский язык» обеспечивает подготовку бакалавра к следующим видам профессиональной деятельности:

Нормотворческая;

Экспертно-консультационная.

Бакалавр по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

нормотворческая деятельность:

Разработка нормативных правовых актов и их подготовка к реализации;



экспертно-консультационная деятельность:

Консультирование по вопросам права;

Осуществление правовой экспертизы документов

Для освоения учебной дисциплины « Латинский язык» необходимо формирование у студентов осознания социальной значимости своей будущей профессии, способности добросовестно исполнять профессиональные обязанности, способности использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

К задачам учебной дисциплины относятся:

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на базе знания латинского языка как основы профессиональной деятельности на иностранном и русском языках, что предполагает:

Освоение языкового материала;

Развитие и совершенствование навыков чтения литературы по специальности для получения профессионально значимой информации;

Развитие и совершенствование навыков произношения латинских слов, терминов и афоризмов и восприятия на слух профессионально ориентированной информации;

Развитие навыков работы с профессиональной информацией с использованием латинского языка;

Развитие навыков письма (составление рефератов и аннотаций).

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

Значение и место латинского языка и римской культуры в мировой культуре и европейской цивилизации;

О связи латинского языка с римским правом;

Грамматическую систему латинского языка;

Значение новых лексических единиц, терминов, связанных с профессиональной сферой и сферой культуры, литературы и искусства;

Идиоматические выражения, клише, необходимое количество юридических терминов и афоризмов;

Принципы словообразования юридических и общенаучных терминов.

уметь:

Произносить латинские термины и выражения в соответствии с традиционными правилами произношения, правильно ставить ударения;

Пользоваться латинско-русским словарем;

Переводить с помощью словаря простые юридические тексты;

Узнавать латинские корни в других языках;

Понимать письменные сообщения детально либо с ограничением коммуникативного задания;

Понимать общий смысл устного сообщения, содержащего латинские термины и выражения;

Построить собственную речь с элементами рассуждения, оценки, выражения собственного мнения с ориентацией на профессиональную юридическую терминологию, интернационализмы и слова общекультурного значения, опирающиеся на латинский язык.

владеть :

Навыками перевода на русский язык с помощью словаря;

Навыками поиска необходимой информации посредством мультимедийных средств и Интернет-ресурсов;

Навыками оформления юридической документации;

Навыками аналитико-синтетической переработки информации посредством компрессирования содержания c использованием латинских терминов, формул и клише.

Формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (в целом по учебной дисциплине)

В результате изучения дисциплины «Латинский язык» у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

Способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

Владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);

Способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

Способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

Способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Транскрипт

3 1. Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Методы оптимизации и организации энерго- и ресурсосберегающих химико-технологических систем» являются: - формирование общекультурных компетенций выпускников (самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера); - реализация компетентностного подхода при формировании общекультурных компетенций выпускников; - формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников. Задачами дисциплины «Методы оптимизации и организации энерго- и ресурсосберегающих химико-технологических систем» являются: - формирование у студентов системного подхода к решению задач проектирования и анализа эффективности энерго-и ресурсосберегающих комплексов; - развитие творческого мышления студентов, повышение их интеллектуального уровня. - подготовка студентов в области системного анализа и рационального использования материальных и энергетических ресурсов химической технологии и нефтехимии. 2. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Методы оптимизации и организации энерго- и ресурсосберегающих химико-технологических систем» относится к профессиональному циклу дисциплин. Изучение дисциплины «Методы оптимизации и организации энерго- и ресурсосберегающих химико-технологических систем» основано на знании студентами материалов дисциплин, «Системный анализ», «Моделирование энерго- и ресурсосберегающих процессов в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», «Теоретические основы теплотехники», «Процессы и аппараты химической технологии», «Энерготехнологические процессы и установки». Задачи учебной дисциплины состоят в изучении теоретического материала по исследованию химико-технологических комплексов как единого целого, с учетом взаимосвязи между элементами систем и в приобретении умения и практических навыков разработки ресурсосберегающих технологий. Знания, полученные студентами по дисциплине «Методы оптимизации и организации энерго- и ресурсосберегающих химико-технологических систем» пригодятся для решения задач проектирования и анализа процессов, оборудования химической технологии и организационно-технических ресурсосберегающих комплексов. Полученные знания необходимы студентам при подготовке, выполнении и защите выпускной квалификационной работы и при решении научно-исследовательских, проектно-конструкторских, производственно-технологических, организационно-управленческих задач в будущей профессиональной деятельности. 3

4 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методы оптимизации и организации энерго- и ресурсосберегающих химикотехнологических систем». Освоение дисциплины направлено на формирование: общекультурных компетенций: ОК-1, ОК-10; общепрофессиональных компетенций: ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-9, ПК-15, ПК-20, ПК-22. В результате освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и общепрофессиональные компетенции: Коды Название компетенции ОК-1 обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения ОК-10 использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач ПК-1 Использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования ПК-2 Использовать основные естественнонаучные законы для понимания окружающего мира и явлений природы Приобретаемые навыки, знания, умения Знать: методы сбора и систематизирования разнообразной информации из многочисленных источников. Уметь: Понимать смысл, интерпретировать и комментировать получаемую информацию. На основе собранной информации выявлять тенденции, вскрывать причинноследственные связи, определять цели, выбирать средства, выдвигать гипотезы и идеи. Владеть: системными, аналитическими подходами к пониманию проблем и их решению. Знать: основные методы и приемы научного исследования и анализа проблем. Уметь: методологически обосновать научное исследование и решение проблем и задач. Владеть: основными методами и приемами научного исследования и анализа проблем, позволяющими отличать факты от домыслов, информацию от мнений, противостоять манипулятивным технологиям. Знать: основные законы естественнонаучных дисциплин применительно к энерго- и ресурсосберегающим процессам в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии. Владеть: методами математического анализа, оптимизации, моделирования. Уметь: Применять данные методы при расчётах энергои ресурсосберегающих процессов в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии. Знать: основные естественнонаучные законы для понимания окружающего мира и явлений природы. Уметь: Применять знание законов математики, физики, химии при выявлении закономерностей окружающей природной среды и возможности её сохранения. Владеть: основными подходами в использовании законов математики, физики, химии при анализе, оптимизации, моделировании энерго- и ресурсосберегающих процессов в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии. 4

5 ПК-4 Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией ПК-8 Участвовать в совершенствовании технологических процессов с позиций энерго- и ресурсосбережения, минимизации воздействия на окружающую среду ПК-9 Использовать современные информационные технологии, проводить обработку информации с использованием прикладных программ и баз данных для расчёта технологических параметров оборудования и мониторинга природных сред ПК-15 Анализировать технологический процесс как объект управления ПК-20 Применять современные методы исследования технологических процессов и природных сред, использовать компьютерные средства в научноисследовательской работе ПК-22 Моделировать энерго- и ресурсосберегающие процессы для различных отраслей промышленности Знать: основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации Уметь: работать с компьютером как средством управления информацией Владеть: навыками работы с пакетами компьютерных программ для анализа, оптимизации, моделирования энерго- и ресурсосберегающих процессов в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии. Знать: основы методов энерго- и ресурсосбережения Уметь: использовать эти знания при совершенствовании технологических процессов, связанных с расходованием природных ресурсов и загрязнении окружающей среды Владеть: различными способами применения методов энерго- и ресурсосбережения для решения практических задач Знать: о необходимых исходных данных для расчёта процессов и аппаратов энерго- и ресурсосбережения. Знать основные прикладные программы, позволяющие произвести эти расчёты. Уметь: производить обработку информации с использованием прикладных программ и баз данных для расчёта технологических параметров оборудования Владеть: прикладными программами и базами данных для расчёта процессов и аппаратов энерго- и ресурсосбережения. Знать: иерархическую структуру предприятий химической промышленности. Уметь: использовать методы анализа, синтеза, декомпозиции, агрегирования при анализе работы промышленного предприятия Владеть: способами применения принципов экологического и энергетического менеджмента при анализе работы промышленного предприятия Знать: методы исследования технологических процессов и природных сред. Уметь: применять эти методы, работать в составе коллектива и участвовать в экспериментальноисследовательской деятельности. Владеть: навыками работы с пакетами компьютерных программ для расчетов энергетических задач в различных областях природопользования. Знать: методы математического и физического моделирования Уметь: ими пользоваться как потребитель Владеть: методами математического и физического моделирования энерго- и ресурсосберегающих процессов для различных отраслей промышленности. 5

6 3.1. Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины (модуля) и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций Темы, разделы дисциплины Формируемые компетенции ОК-1 ОК-10 ПК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-8 ПК-9 ПК-15 ПК-20 ПК-22 Σ компетенций 1. Задачи оптимизации сложных химикотехнологических систем (ХТС). 2. Расчет стационарных режимов ХТС Оптимизация химико-технологических процессов и систем при наличии ограничений. 4. Оптимизация больших систем Глобальная оптимизация ХТП Оптимизация ХТП в условиях частичной неопределенности исходной физико-химической и технологической информации. 7. Оптимальный синтез химико-технологических систем. 4. Структура и содержание дисциплины «Методы оптимизации и организации энерго- и ресурсосберегающих химико-технологических систем» Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачётных единицы (108 часов) Лекционные занятия Неделя семестра Наименование работы 1 1. Задачи оптимизации сложных химико-технологических систем (ХТС). Постановка задачи оптимизации сложных химикотехнологических систем. Математический аппарат решения задач оптимизации. Подходы к задаче оптимизации на основе выбора поисковых переменных Расчет стационарных режимов ХТС. Методы нулевого порядка. Метод Ньютона. Квазиньютоновские методы. Расчет больших систем. Применение методов решения систем нелинейных уравнений. 5,7 3. Оптимизация химико-технологических процессов и систем при наличии ограничений. Характеристика ограничений в задачах оптимизации. Методы последовательной безусловной минимизации. Метод последовательного квадратичного программирования. Метод внутренней точки. Характеристика различных подходов к оптимизации ХТС. Минимизация функций при наличии линейных ограничений. Метод обобщенного приведённого градиента 7,9 4. Оптимизация больших систем. Декомпозиционные методы оптимизации. Характеристика Объем в часах

7 Неделя семестра Наименование работы Объем в часах квазиньютоновских методов минимизации функций с разреженными гессианами. Блочные квазиньютоновские методы 2-го рода. 9,11 5. Глобальная оптимизация ХТП. 3 Построение выпуклых нижних оценочных функций для некоторого класса функций. Определение границ при построении нижних оценочных функций. Определение функций разбиения. Общая задача квадратичного программирования. Билинейное, бивыпуклое и бивогнутое программирование. 13,15 6. Оптимизация ХТП в условиях частичной 3 неопределенности исходной физико-химической и технологической информации. Жесткие ограничения. Мягкие ограничения. Вычисление функции гибкости. Методы решения двухэтапной задачи оптимизации. Совместное проектирование ХТП и системы управления. Учёт гибкости и надёжности. 15,17 7. Оптимальный синтез химико-технологических систем. 2 Алгоритмические методы. Эвристические методы. ИТОГО Лабораторные занятия Неделя семестра Наименование работы Объем в часах 1 1. Задачи оптимизации сложных химико-технологических 2 систем (ХТС). Задача оптимизации процесса разделения изомеров октана Расчет стационарных режимов ХТС. Расчет стационарных режимов химико-технологического процесса Вильямса-Отто. 2 5,7 3. Оптимизация химико-технологических процессов и 3 систем при наличии ограничений. Решение тестовых задач с ограничениями. Оптимизация процесса Вильямса-Отто. Расчет оптимальных стационарных режимов контактных узлов сернокислотного производства. 7,9 4. Оптимизация больших систем. 5. Глобальная оптимизация ХТП. Вычислительный эксперимент. 3 11,13 5. Оптимизация ХТП в условиях частичной 3 неопределенности исходной физико-химической и технологической информации. Вычислительный эксперимент. 13,15,17 6. Оптимальный синтез химико-технологических систем. 4 Структурная оптимизация установки биологической очистки сточных вод на этапе функционирования. Выбор оптимальных тарелок питания в замкнутой системе ректификационных колонн. ИТОГО 17 7

8 8 Объем в часах 4.3. Самостоятельная работа студента Раздел неде дисциплины Вид СРС ли Трудоемкость, ЗЕ Лзп. Подготовка к лабораторным занятиям 2?14+1 = 29 0,8 оформление отчётов Дз. Домашнее задание (решение задач Раздел 1-7 для самостоятельной проработки) 3?15 = 45 1,25 Всего: 74 2,05 - Подготовка к экзамену 36 1 Итого: = 110 3,05 ЗЕ 4.4. Распределение трудоемкости изучения дисциплин по видам учебной аудиторной и самостоятельной работы студента (Трудоемкость освоения дисциплины - 4 ЗЕ) Недели семестра Виды учебной работы аудиторная самостоятельная (3,05 ЗЕ) (0,95 ЗЕ) Лк Лз Лзп Дз Подготовка к экзамену ТК Посещ. ТК Выполн. Выполн. Выполн. 1 0,056 0,03 0,83 3 0,056 0,056 0,055 0,055 0,83 Текущий контроль Т От 5 0,056 0,056 0,055 0,055 0,83 7 0,056 0,056 0,055 0,055 0,83 Текущий контроль Т От 9 0,056 0,056 0,055 0,055 0,056 0,056 0,055 0,055 0,83 Текущий контроль Т От 13 0,056 0,056 0,055 0,055 0,056 0,056 0,055 0,055 0,83 Текущий контроль Т От 17 0,027 0, Промежуточный контроль Экзамен Итого 0,475 0,475 0,8 1, Образовательные технологии Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в целом в учебном процессе должен составлять не менее 20% аудиторных занятий. В качестве образовательных технологий, исполь-

9 зуемых при реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Методы оптимизации и организации энерго- и ре-сурсосберегающих химико-технологических систем», применяются следующие виды активных и интерактивных форм проведения занятий: «Мозговой штурм» (атака) при выборе стратегии решения задач на лабораторных занятиях (3 часа); Дискуссии и обсуждения на лабораторных занятиях (3 часа); Работа в группах подразумевает деление на подгруппы для решения тех или иных лабораторных заданий (5 часов); Контрольный лист или тест заполняется студентами во время промежуточного контроля знаний (2 часа); Решение ситуационных задач применительно к химической технологии на лабораторных занятиях (5 часов); В целом интерактивные формы могут занять 18 часов, что составляет 60 % от общего числа аудиторных занятий и соответствует требованиям ФГОС. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Методы оптимизации и организации энерго- и ресурсосберегающих химико-технологических систем» 7.1. Основная литература 1. Островский, Г. М. Методы оптимизации химико-технологических процессов: учеб. пособие / Г. М. Островский, Ю. М. Волин, Н. Н. Зиятдинов. М.: КДУ с. 2. Лисицын, Н. В. Химико-технологические системы: оптимизация и ресурсосбережение: учеб. пособие для студентов втузов / Н. В. Лисицын, В. К. Викторов, Н. В. Кузичкин. - СПб.: Менделеев, с. 3. Бесков, В. С. Общая химическая технология: учебник для вузов. М.: Академкнига с. 4. Закгейм, А. Ю. Общая химическая технология: Введение в моделирование химикотехнологических процессов [Электронный ресурс]: учеб. пособие по курсам "Общая хим. технология" и "Моделирование химико-технолог. процессов" для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Хим. технология и биотехнология" и "Материаловедение". 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, с. Режим доступа: 5. Гартман, Т. Н. Основы компьютерного моделирования химико-технологических процессов: учеб. пособие для вузов / Т. Н. Гартман, Д. В. Клушин. - М.: Академкнига с Дополнительная литература 6. Математическое моделирование и оптимизация химико-технологических процессов: практ. руководство: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров "Системный анализ и управление", дисциплине "Системный анализ химических технологий" / В. А. Холоднов [и др.]. - СПб.: Профессионал, с. 7. Закгейм, А.Ю. Общая химическая технология: Введение в моделирование химикотехнологических процессов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос с. 9

10 8. Кафаров, В. В. Математическое моделирование основных процессов химических производств: учеб. пособие для студентов химико - технол. специальностей вузов / В. В. Кафаров, М. Б. Глебов. - М. : Высшая школа, с. 9. Шнейдер, В. Е. Краткий курс высшей математики: учеб. пособие в 2 т./ В. Е. Шнейдер, А. И. Слуцкий, А. С. Шумов. М.: Высш. шк., Павлов, К. Ф. Примеры и задачи по курсу процессов и аппаратов химической технологии: учеб. пособие для вузов / К. Ф. Павлов, П. Г. Романков, А. А. Носков. - М. : Альянс, с Программное обеспечение и Интернет-ресурсы 1. Электронный каталог НТБ КузГТУ. 2. Информационные системы КузГТУ и кафедры по обеспечению учебного процесса. КузГТУ обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Методы оптимизации и организации энерго- и ресурсосберегающих химико-технологических систем» аудитории, оснащенные соответствующим мультимедийными средствами, включающими персональный компьютер, проекционный аппарат и экран; компьютерные классы (ауд. 5106а, 5203), обеспеченные необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения; электронные ресурсы. 10


1 2 1. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Применение ЭВМ в инженерных расчетах формирование у студентов знаний основ теории и практических навыков решения инженерных и научно-технических задач с применением ЭВМ

1. Цели и задачи изучения дисциплины 1.1. Цели освоения дисциплины Цель дисциплины «Техническая эксплуатация автомобилей» изучение причин изменения технического состояния автомобилей, планово-предупредительной

1 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) "Прикладное программирование в дорожном движении" является формирование у студентов навыков и знаний в области прикладного программирования,

Рабочая программа дисциплины «Б.1.В.ДВ.4.1 Моделирование технологических объектов химического производства» /сост. В.Ю. Полищук - Оренбург: ОГУ, 2016 Рабочая программа предназначена студентам очной формы

1. Цели и задачи изучения дисциплины 1.1. Цели освоения дисциплины Целью освоения данной дисциплины является формирование у студентов базовых знаний в области организационных и производственных структур

1. Место дисциплины в структуре ООП 1. 1 Цели и задачи дисциплины Данная рабочая программа по дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС

Брель Е.Ю. 2 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Прогнозирование и планирование» являются: - приобретение студентами теоретических знаний в области прогнозирования и планирования различных

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановский государственный химико-технологический университет»

2 3 1 Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины (модуля) "Транспортная логистика" является изучение основных принципов логистики в области транспорта, необходимых для выработки системы знаний,

2 1.1. Цели изучения теоретической механики 3 В соответствии с ФГОС одной из общих целей теоретической механики является подготовка к области профессиональной деятельности специалиста, включающей научное

1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Прикладные компьютерные программы» являются: научить студентов составлять математические модели типовых профессиональных задач, находить способы

Производственная практика Технологическая практика Знать: основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа, логики и моделирования,

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А по дисциплине «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ» для направлений подготовки бакалавров: 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии 02.03.03 Математическое обеспечение

2 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Программирование учетноаналитических задач» являются: формирование мировоззрения, позволяющего профессионально ориентироваться в быстро меняющейся

О проекте примерной образовательной программы по химической технологии в соответствии с ФГОС3++ Проректор по учебной работе РХТУ им. Д.И. Менделеева Аристов Виталий Михайлович НОВАЯ СТРУКТУРА ПЕРЕЧНЯ НАПРАВЛЕНИЙ

1 3 1. Цели и задачи изучения дисциплины Цель преподавания учебной дисциплины «Статистика на транспорте»заключается в получении студентами необходимых знаний и навыков проведения статистического анализа

1. Цели и задачи дисциплины Дисциплина «Формы научного знания» служит для подготовки бакалавров, обучающихся по специальности 10100.6 «Электроника и наноэлектроника» профиль «Электронные приборы и устройства».

2 1. Цели освоения дисциплины Целью преподавания дисциплины «Моделирование транспортных процессов» является повышение уровня понимания комплекса проблем, касающихся математического обеспечения, описывающего

2 1. Цели освоения дисциплины Главной целью изучения студентами дисциплины «Государственная инвестиционная политика» является изучение и освоение студентами теоретических и практических навыков в области

Тип учебной практики это практика по получению первичных профессиональных умений и навыков. Способы проведения учебной практики стационарная практика или выездная практика. Тип производственной практики

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет» ИНСТИТУТ ХИМИИ И ИНЖЕНЕРНОЙ ЭКОЛОГИИ (наименование института) Кафедра «Рациональное

Сведения о реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования программы магистратуры Раздел 1. Сведения о структуре основной образовательной программы I. Общая структура

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского Факультет компьютерных наук и информационных технологий УТВЕРЖДАЮ 20 г. Рабочая программа

1 1. Цели освоения дисциплины - создание научных предпосылок для формирования у магистров информационной культуры в условиях интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования; - подготовка магистров

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кузбасский государственный технический университет

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целями освоения дисциплины «Методы оптимизации» являются: Изучение математических методов и базовых алгоритмов оптимизации, используемых при исследовании операций, моделировании

ГОУВПО «Марийский государственный университет» Институт экономики, управления и финансов УТВЕРЖДАЮ Директор ИЭУиФ /И.А. Лебедев/ (подпись) (Ф.И.О.) 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Методы социально-экономического

Зав 2 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Экономика и организация производства» является получение студентами базовых знаний об основных технико-экономических показателях деятельности

1. Цели учебной практики Целями учебной ознакомительной практики являются подготовка бакалавра к утвержденным видам профессиональной деятельности, закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» Кафедра высшей и прикладной математики Рабочая программа учебной дисциплины МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ

1. Вид, тип практики, способы и формы ее проведения Вид практики: производственная практика. Тип практики: научно-исследовательская работа. Способ проведения практики: стационарная или выездная. Форма

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет» Факультет информационных

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Камский институт гуманитарных и инженерных технологий» Факультет «Инженерных технологий» Кафедра «Инженерные науки и

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью дисциплины является формирование у студентов знаний в области теории принятия решений. Обучение основным понятиям и методам теории принятия решений, знакомство с классами

2 1. Цели и задачи дисциплины Цель состоит в том, чтобы вооружить будущего магистра знаниями в области компьютерного моделирования исследуемых физических процессов, приборов, схем и устройств, относящихся

2 1. Цели и задачи дисциплины. Цель изучения дисциплины «Управление рисками, системный анализ и моделирование» - дать знания по основам системного подхода к управлению рисками в техносфере, познакомить

I ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы бакалавриата по направлению 35.03.06 Агроинженерия, включает: эффективное использование и сервисное

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный технический университет» «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета Ляпин С.А. 20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены: 1. ФГОС ВО по направлению 38.03.01 «Экономика», профиль «Экономика предприятия (по отраслям)», квалификация бакалавр, утвержденный

2 1 Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Оптимизация и принятие решений в технических системах» является формирование представлений о теоретических и алгоритмических основах классических

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет по землеустройству»

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Институт экономики, управления и финансов УТВЕРЖДАЮ Декан факультета/директор института /И.А. Лебедев/ (подпись) (Ф.И.О.) 201_ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Количественные

1 1. Цели освоения дисциплины Электроника является базой, на основе которой создается большинство средств измерения, вычисления, управления: промышленные микроконтроллеры, системы управления электроприводами,

1 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основная профессиональная образовательная программа (далее образовательная программа), реализуемая в МЭИ, представляет собой комплект документов, разработанный и утвержденный в соответствии

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» СТАВРОПОЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КООПЕРАЦИИ (филиал) Кафедра естественнонаучных

2 1. Цели и задачи дисциплины Дисциплина «Математическое моделирование» является дисциплиной по выбору вариативной части математического и естественнонаучного и программно-информационного цикла подготовки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «С и б и р с к а я г о с у д а р с т в е н н

»_ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждони^ысшего профессионального образования «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УЗ ж даю» по УМР лплинг п ]3год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине

1. Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины является овладение знаниями в области исследования операций, что необходимо для профессиональной деятельности бакалавров и формирования у студентов самостоятельного

3 1. Цели освоения дисциплины 1.1. Цели изучения сопротивления материалов В соответствии с ФГОС одной из общих целей сопротивления материалов является подготовка к области профессиональной деятельности

Приложение 3.3 Аннотация по дисциплине М1.В.ДВ.1. «Математические методы и модели в менеджменте», Курс 5_ Семестр _9 Количество з.е. 3 Цель дисциплины освоение студентами математических методов поиска

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения дисциплины «Методы оптимизации и организации энерго- и ресурсосберегающих технологий» является научить студентов: использовать современные методы оптимизации

ФГБОУВПО «Марийский государственный университет» Институт экономики, управления и финансов УТВЕРЖДАЮ Декан факультета/директор института /И.А. Лебедев/ (подпись) (Ф.И.О.) 201_ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Количественные

75455 Рабочая программа дисциплины «Б.1.В.ОД.1 Введение в профиль направления» /сост. И.А. Бочкарева - Оренбург: ОГУ, 016 Рабочая программа предназначена студентам заочной формы обучения по направлению

Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Описание образовательной программы высшего образования

1. Цель и задачи изучения дисциплины Цель преподавания дисциплины является обучение студентов методам разработки программ, а также структуры программного обеспечения современных информационных систем.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет» ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Кафедра «Прикладная

1 Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Методы оптимизации и исследование операций» является формирование представлений о теоретических и алгоритмических основах классических разделов методов

1 2 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Студент должен знать основные цели, задачи и перспективы производственного использования технологии программирования, критерии, принципы, технологические процессы и методы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»

В результате изучения материала данной главы студент должен: знать

  • общекультурные и профессиональные компетенции специалиста по социальной работе;
  • педагогические основы социальной работы;
  • психологические основы социальной работы;
  • экологические основы социальной работы;
  • экономические основы социальной работы; уметь
  • использовать знания, умения, опыт, компетенции в системе социальной работе;
  • использовать на практике умения фандрайзинга;
  • реализовывать психолого-социальные технологии социальной работы с разными группами населения;
  • разрабатывать и апробировать социально-экологические проекты; владеть
  • технологиями социальной работы по внедрению профессиональных компетенций в системе социальной защиты населения.

Общекультурные и профессиональные компетенции специалиста по социальной работе

Идея компетентностного подхода к образованию в последнее время активно разрабатывается в мировой педагогической науке. Исходными предпосылками становления компетентностного подхода стали изменившиеся реалии современного мира и возникший социальный заказ на подготовку специалистов, гибко связанных с функциональным содержанием профессиональной деятельности. В условиях нарастания процессов мировой интеграции и взаимовлияния культур перед высшей школой встает задача подготовки специалиста, который должен не только обладать глубокими профессиональными познаниями в выбранной области, но и уметь адаптировать их к меняющимся социальным условиям, обладать коммуникативной культурой и потенциалом саморазвития, уметь принимать решения в меняющихся условиях деятельности. Итогом профессионального обучения все чаще называют не знания и умения специалиста, а его компетентность.

Социальная работа одной из первых столкнулась с необходимостью пересмотреть традиционные стандарты профессиональной подготовки. Во многом это объясняется тем, что в этой профессии с ее коммуникативной природой изначально заложены использование знаний междисциплинарного характера и обязательная конвертация этих знаний в персональные компетентности специалиста.

В компетентностном подходе знания и умения рассматриваются с точки зрения накопления опыта. Неслучайно в современной педагогике сложные культуросообразные виды действий носят название компетентностей.

Термины «компетенция» и «компетентность» сегодня широко используются во многих социально-педагогических работах, однако эти понятия по-разному понимаются исследователями.

«Большой энциклопедический словарь» определяет понятие «компетенция» как круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретного органа либо должностного лица или как знания и опыт в той или иной области. Толковый словарь русского языка, как правило, трактует компетенцию как круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, а словарь иностранных слов - как круг вопросов, в которых лицо обладает познаниями, опытом. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - это владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В мировой образовательной практике понятие компетентности шире понятий «знание», «умение» или «навык», но включает их в себя.

Термин «компетентность» является производным от слова «компетентный». Словарь иностранных слов трактует понятие «компетентный» как обладающий компетенцией, т.е. как знающий, сведущий в определенной области. Проанализировав определения понятий «компетенция» и «компетентность» в различных словарях, можно выделить их общие характеристики: знания, опыт в определенной области.

Первое упоминание слова «компетентность» встречается у немецкого философа Юргена Хабермаса, который использует его как социологический термин в контексте теории речевой коммуникации. В дальнейшем понятие «компетентность» появляется в работах по социальной психологии, где оно трактуется как доскональное знание своего дела, сущности выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных путей. Психологи рассматривают компетентность как совокупность качеств, присущих наиболее авторитетному специалисту, тех качеств, уровня которых должен достичь каждый овладевающий профессией индивид. Таким образом, компетентность понимается как атрибут профессионализма.

В американской когнитивной психологии понятие «компетентность» рассматривается как фактор, детерминирующий самоощущение личности, ее поведение и самооценку. Таким образом, оно больше соотносится с общей характеристикой индивида, чем с характеристикой его профессиональной деятельности.

Итак, мы видим, что в психологических исследованиях компетентность в основном рассматривается с двух позиций: как уровень профессионального развития субъекта и как элемент его общей психологической характеристики.

В 80-90-е гг. XX в. термин «компетентность» появляется и в работах по управлению. В них, кроме совокупности знаний, он отражает еще и знание возможных последствий конкретного способа воздействия. Компетентность рассматривается как один из компонентов личности или совокупность известных свойств личности, обусловливающих успех в решении основных задач, встречающихся в сфере деятельности человека и осуществляемых в интересах данной организации.

Компетентность возникает в ходе освоения личностью профессиональной деятельности.

В исследованиях по управлению образованием используются понятия профессиональной компетентности и профессиональной компетенции. Так, понятие профессионально-педагогической компетентности определяет объем компетенций, круг полномочий в сфере профессионально- педагогической деятельности. В более узком понимании профессионально- педагогическая компетентность трактуется как круг вопросов, в которых субъект обладает познаниями, опытом, а их совокупность отражает его социально-профессиональный статус, профессионально-педагогическую квалификацию, а также некоторые личностные, индивидуальные особенности, обеспечивающие возможность реализации определенной профессиональной деятельности. Таким образом, компетентность рассматривается как системное понятие, а компетенция - как ее составляющая.

Некоторые исследователи определяют понятие «компетенция» как общую способность, основанную на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. По их мнению, компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, ни к умениям, рассматривается как возможность установления связи между знанием и ситуацией или как способность обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы. Быть компетентным означает уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Говорить о компетенциях можно только тогда, когда они проявляются в какой-нибудь ситуации. Непрояв- ленная компетенция ею не является, а самое большее - это только скрытая возможность.

В современной педагогической науке широко распространены понятия профессиональной компетентности и профессиональной компетенции, которые определяются как качественная характеристика степени владения специалистом своей профессиональной деятельностью. Некоторые ученые отождествляют эти понятия с профессиональными умениями и навыками.

Многие исследователи включают в определение профессиональной компетентности личностный компонент. Компетентность рассматривается как сочетание психических качеств (т.е. психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно), как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Иначе: сущность профессиональной компетентности работника выражается в степени связи объективного эталона его профессиональной деятельности, отраженного в нормативных документах, с субъективными возможностями его личности.

Очевидно, что, несмотря на широкое употребление терминов «компетентность» и «компетенция», существует множество различных подходов к их определению и использованию. Кроме того, необходимо различать компетенцию и умение. Умение - это действие в специфической ситуации, проявление подготовленности и способности к действию, обеспечение возможности совершать действие в специфической ситуации. Только умения поддаются наблюдению. Таким образом, умения - компетенция в действии. Компетенцию определяют как возможность установления связи между знанием и ситуацией или как способность обнаружить знания и предпринять действия, подходящие для решения проблемы.

Таким образом, компетенция не может рассматриваться только как определенная сумма знаний и умений, так как значительную роль в ее проявлении играют обстоятельства. Быть компетентным означает уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Компетенция не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации.

Возникновение понятия компетенции вписывается в историю профессиональной подготовки, которая была связана с переменами в экономической деятельности, в развитии промышленности. Изменения многих профессиональных задач, связанных, в частности, с введением новых технологий, требуют новых квалификаций. Умений, обычно характеризующих выполнение какой-либо деятельности, не всегда бывает достаточно. Нужно еще быть способным предвидеть трудности, принимать решения, сотрудничать и координировать свою деятельность. Неуверенность в оценке профессиональной деятельности и занятости только усиливает необходимость развития ключевых компетенций.

Определение компетентностного подхода к подготовке специалистов в области социальной работы строится на основании использования понятия о ключевых компетенциях личности. Понятие ключевой компетенции включает в себя элементы знания, деятельности, способы ориентировки, а также умение работать с информацией (осуществлять ее поиск, хранение, переработку и оценку).

Под ключевыми компетенциями личности понимается владение общенаучными и специальными знаниями и умение применять их в практической деятельности, переходящее в навыки и далее - в квалификацию.

Результат решения профессиональной проблемы может быть выражен по-разному - в «продуктной» форме или в форме психолого-педагогических изменений. Оценка эффективности данного результата свидетельствует о компетентности специалиста. Если социальный работник нашел (находит или сможет найти) выход из определенной ситуации - значит он компетентен.

Но понятие компетентности не сводится к сумме знаний, умений и навыков, оно значительно шире.

На Западе компетенции понимаются как результат развития основополагающих способностей, которые в основном приобретаются самим индивидуумом, а компетентность - как способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями. Таким образом, компетентность есть мера освоения компетенции, и определяется она способностью решать предписанные задачи. Понятие компетентности включает в себя когнитивную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие. Оно включает результаты обучения (как личностные достижения), систему ценностных ориентаций, привычки, ответственность за последствия совершенных действий и др.

Применительно к каждой компетентности можно говорить о различных уровнях ее освоения (например, минимальном, продвинутом, высоком).

Под ключевыми квалификациями или компетенциями понимаются свойства сотрудника, выходящие за рамки знаний и умений по своей непосредственной специальности. Это связано с глубокими изменениями в мире труда, причем эти изменения осознавались главным образом благодаря работе по усовершенствованию системы организации и управления. Например, к необходимым сегодня профессиональным качествам относят способность работать самостоятельно, без постоянного руководства; способность брать на себя ответственность по собственной инициативе; способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способность уживаться с другими; способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе (т.е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими); умение принимать решения на основе здравых суждений (т.е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически).

В странах Запада конкретное наполнение понятия «ключевые компетенции» связано с анализом запроса работодателей. При решении о продвижении по карьерной лестнице работодатель обращает внимание на следующие характеристики работника:

  • - готовность к росту;
  • - мотивация компетентности;
  • - инициативность;
  • - ответственность за принятые решения;
  • - тщательность и аккуратность в работе с документами;
  • - продуктивность (умение вести сразу несколько проектов);
  • - мобильность;
  • - опыт решения проблем в группе;
  • - опыт организации группы для решения проблем;
  • - умение планировать и прогнозировать;
  • - умение работать с информацией для себя и для группы;
  • - умение эффективно презентовать результаты работы;
  • - способность к рациональным, аргументированным, рефлексивным решениям.

В европейском проекте «Определение и отбор ключевых компетенций» на основе обобщения мнений экспертов в список компетенций включены:

  • - автономное рефлексивное действие;
  • - интерактивное использование средств;
  • - участие в работе неоднородных групп;
  • - критическое мышление;
  • - решение задач.

В целом компетентностный подход к образованию (обучению) акцентирует внимание на результате образования, причем оценивается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Тип (набор) этих ситуаций зависит от типа (специфики) и уровня профессионального образования.

Компетентностный подход требует учета ключевых компетентностей: обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков. Ключевые компетентности (базовые, ключевые навыки) имеют надпредметный характер. К ним относятся, например, техника и технологии обработки различной информации, действия в группе. Обобщенные умения (т.е. умения решать задачи в конкретной сфере деятельности) имеют предметный характер. Прикладные практические умения - это сфера непосредственной деятельности социального работника. К тому же содержание образования должно быть адекватным (релевантным) современным направлениям развития теории и практики социальной работы.

В исследованиях, посвященных компетентностному подходу в образовании, отмечается, что парадигма традиционного образования не удовлетворяет как «заказчика» образования (в частности, сферу социального обеспечения), так и общественность. Выпускник вуза, обучение в котором было нацелено сугубо на передачу знаний, оказывается неготовым к самостоятельной и ответственной работе в конкретных условиях и постоянному профессиональному обучению. Традиционные формы профессиональной подготовки не дают возможности молодым людям раскрыть свой творческий потенциал и приобрести опыт успешной самостоятельной и ответственной деятельности.

Для справки

Материалы по ключевым компетенциям, разработанные экзаменационным советом Кембриджского университета, имеют целью определить степень развитости или сформированное™ той или иной компетентности в ситуации профессиональной деятельности. Предусматриваются пять уровней или степеней овладения компетенциями в зависимости от сложности задач, с которыми сталкивается соискатель. При этом первый уровень является базовым, на который опираются все остальные.

Например, на первом уровне компетентности учащемуся предлагается показать, что он в состоянии правильно понять предлагаемую ему проблему и сделать два предложения по се решению.

На втором уровне задача усложняется: учащийся должен показать, что он в состоянии увидеть проблему (проблемную ситуацию), описать ее основные характеристики и предложить два способа ее решения.

На третьем уровне требования еще повышаются: учащийся должен показать, что он в состоянии изучить комплексную проблему и предложить три способа ее решения.

На четвертом уровне соискатель должен выстроить стратегию использования компетенции по решению проблем и показать, что в состоянии создавать возможности для использования этой компетенции и определять результаты, к которым он стремится. Другими словами, он должен показать, какие возможности для развития компетенции по решению проблем он видит в различных ситуациях, в которые он включен на протяжении, например, трех месяцев.

На пятом уровне учащийся должен показать, что он в состоянии управлять работой группы, т.е. способен занять лидирующую позицию, адаптируя стратегию при необходимости решать, по крайней мере, две комплексные проблемы, и достигнуть при этом необходимых результатов. В процессе выполнения от него требуется поддерживать мотивацию сотрудников, установить эффективные отношения, чтобы помочь себе и другим. На этом уровне требуются интеграция и использование других компетенций: коммуникативной и компетенции работы с людьми.

Исходя из этого в рамках вузовской подготовки специалиста должны быть сформированы следующие ключевые компетентности:

компетентность учения (трансформация обучения в самообучение, саморазвитие, работа над самим собой);

  • - коммуникативная компетентность;
  • - информационная компетентность;
  • - организационная компетентность.

Комнетентностный подход применительно к социальной работе сложился исторически, исходя из характера профессиональной деятельности. При уточнении ведущих компетентностей социальных работников изучались мнения работодателей о наиболее важных профессионально-личностных качествах социального работника .

Перечислим наиболее значимые для специалиста по социальной работе знания, умения и навыки: знания:

  • - развития семьи,
  • - национальных проблем,
  • - специфики поселений,
  • - динамики группового развития,
  • - проблем подростков,
  • - основ теории и методики воспитания; навыки :
  • - вербальных контактов,
  • - письменных контактов,
  • - вовлечения клиентов в решение проблемы,
  • - формулирования профессиональных выводов,
  • - межрасового взаимодействия; ценности :
  • - понимание конфиденциальности,
  • - строгое следование нормам этики,
  • - понимание гуманистических ценностей,
  • - отзывчивость к нуждам других,
  • - работа в пределах компетенции организации.

Компетентностный подход соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО: научить получать знания (учить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (учение для совместной жизни).

  • См.: FookJ. Social Work: Critical Theory and Practice. L., 2000.

педагогические науки

  • Баринова Ольга Владимировна , магистр
  • Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
  • КОМПЕТЕНЦИЯ
  • ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

В статье рассматриваются значимость и формирование общекультурных и профессиональных компетенций. В данных определениях представляется интересным соотнесение компетенции с успешным действием в профессиональных ситуациях. Компетенция выступает фактором, определяющим поведение или действие выпускника.

  • Студенческое самоуправление как средство формирования общекультурных компетенций у студентов
  • Особенности развития компетенций будущего бакалавра менеджмента в процессе изучения высшей математики

Проводимые изменения в структуре и содержании российского образования стало принятие федеральных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения, которые коренным образом изменили подход к организации образовательного процесса в вузе. Основная отличительная особенность этого подхода заключается в том, что происходит переход от формирования традиционных знаний, умений и навыков к формированию компетенций, которые потребуются выпускнику вуза в его дальнейшей профессиональной деятельности. Компетенция в переводе с лат. competentia - круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Рассматриваются различные виды компетенций выпускника вуза: ключевые профессиональные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции, предметно-цикловые компетенции, предметные компетенции.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у обучающегося развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых, до производственных и социальных. При этом компетентностный подход не отрицает значений знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания.

ФГОС третьего поколения прямо предусматривают в качестве конечного результата обучения на каждом уровне подготовки и направления - освоение учащимися общекультурных компетенций. Эффективному формированию общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза способствуют в значительной степени соответствующие педагогические условия, то есть сложившаяся образовательная среда вуза. В ФГОС не случайно отмечается, что «вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности». Поэтому, задача формирования общекультурных компетенций выпускника вуза должна решаться комплексно. На ее решение должны быть направлены как общая система организации воспитательной и внеучебной работы в вузе, так и содержание программ обучения и методика преподавания дисциплин, включенных в программу подготовки по данному направлению, в особенности дисциплин гуманитарного блока.

Общекультурные компетентности имеют двойственную природу:

  • они не являются профессионально обусловленными, ими должны обладать все специалисты независимо от сферы их деятельности;
  • они образуют базу для учебных и в дальнейшем профессиональных компетентностей и позволяют им более полно реализовываться.

Общекультурные компетенции отражают нечто общее, характерное требование к выпускнику высшего учебного заведения, независимо от области профессиональной деятельности. Это социальное ожидание того, что молодой специалист, вступая в социальную жизнь, разделяет ценности, господствующие в этом обществе: патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики, общая, языковая, правовая культура, ценности гуманизма и экологического сознания.

Представляется необходимым активно развивать деятельностный подход к формированию личности студента. Принцип деятельности определяет специфические условия, вызывающие активность субъекта и через эту активность его развитие. Значимость эта определяется тем, что современный специалист должен быть не только технически грамотным, но и социально-компетентным работником: уметь организовать людей, руководить и подчиняться, разрешать конфликты и принимать коллективные решения, то есть иметь качества личности, уметь применять знания и уметь работать с людьми. Развивая традиции вузовского образования, необходимо активно использовать технологии работы с молодежью, позволяющие максимально совместить обучающие и воспитательные цели, как в учебном процессе, так и за его рамками. При разработке механизмов воспитательного воздействия необходимо учитывать, что ведущим видом занятости студента вуза является участие в учебном процессе, в рамках которого возможность непосредственного общения преподавателя с каждым студентом обеспечивает значительный воспитательный потенциал.

Значительный эффект имеет научно-исследовательская работа студентов, интересной и действенной формой воспитания является организация и проведение конкурсов научно-исследовательских и творческих работ студентов и аспирантов, посвященных важнейшим событиям в истории страны и жизни общества, издание сборников работ студентов по социально-политической, обществоведческой тематике. При этом высокие требования предъявляются к личности преподавателя, его морально-нравственным и этическим качествам, а также к условиям труда и быта в университете. Российские вузы осуществляют подготовку различных специалистов, обеспечивают функционирование и развитие науки, искусства, экономики, техники, производства. Подготовка в вузе составляет сложный комплекс необходимых многообразных условий для гармонического развития и воспитания конкурентоспособной целостной личности. Формирование общекультурных компетенций способствует становлению профессиональных специалистов, способных к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.

При подготовке бакалавров, определенно, основные усилия педагогов должны быть направлены на формирование профессиональных компетенций, которые получают свое развитие при изучении определенной дисциплины. В свою очередь профессиональная компетенция представляет собой совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, а также способов выполнения профессиональной деятельности. Также, она рассматривается как общая способность и готовность студентов к деятельности, способность выявлять связи между знанием и ситуацией, применять адекватно знания, умения и навыки для решения проблем, которые ориентированы на самостоятельное участие личности в учебном процессе.

Профессиональные компетенции - готовность (способность) работника на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретенного опыта, всех своих внутренних ресурсов самостоятельно анализировать и практически решать значимые профессиональные проблемы, ключевые и типичные производственные задачи (проблемные ситуации). В основе этого подхода лежит представление о работнике-специалисте как активном субъекте профессиональной деятельности, носителе совокупности профессиональных компетенций. В этом случае обобщенной, комплексной характеристикой профессиональной подготовленности специалиста рассматривается его компетентность (а не набор отдельных знаний и умений).

Степень профессиональной компетентности говорит о том, насколько данный работник (студент) овладел своей специальностью. В какой мере он подготовлен к выполнению своих профессиональных обязанностей. Профессиональные компетенции отражают эффективность, безошибочность и быстроту решения работником этих значимых задач-проблем (проблемных производственных ситуаций). Таким образом, компетенции прочно привязываются к наиболее ответственным и повторяющимся профессиональным задачам, конкретным направлениям работы специалиста. Но, знания и профессиональные компетенции нельзя отождествлять. Хотя определенные практические знания включаются в соответствующие компетенции. Умения и профессиональные компетенции также нельзя отождествлять. Хотя определенные практические умения включаются в соответствующие компетенции.

Важнейшим компонентом профессиональных компетенций является понимание. Компетентным является тот специалист, кто ориентируется в какой-то конкретной профессиональной (производственной) проблеме, понимает её суть, понимает способы её успешного решения. Следовательно, компетенции характеризуют не только достигнутый уровень профессионализма, но и дают некоторую информацию о профессиональных возможностях (потенциале) работника-специалиста.

Если за основу компетенций принимается решение реальных профессиональных задач-проблем, то компетентность становится в первую очередь оценкой практической подготовленности специалиста. Тогда становление специалиста можно рассматривать как процесс целенаправленного формирования его профессиональной компетентности. Специалист - это не набор, не сумма знаний, умений, навыков. Это целостный субъект профессиональной деятельности, обладающий комплексом специальных компетенций.

Учебному заведению важно иметь представление о том, какова динамика формирования ведущих профессиональных компетенций будущих специалистов. Учитывая, что каждый взрослый человек является индивидуальностью, профиль компетентности данного студента (работника) всегда имеет индивидуальную окраску. Его ведущие компетенции образуют неповторимое сочетание. Индивидуальность компетентности конкретного специалиста может иметь большую ценность. Нельзя составить какой-либо единый перечень универсальных компетенций. В каждом случае эта задача решается с учётом конкретных особенностей той или иной специальности. Даже при одинаковом названии конкретное содержание (наполнение) отдельных компетенций будет существенно отличаться для различных специалистов. Например, технологические компетенции будущего инженера-строителя, программиста и менеджера будут совсем непохожими.

Во время обучения в вузе у студентов должна формироваться целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной профессиональной деятельности, то есть профессиональные компетенции. В свою очередь, профессиональные знания и навыки могут сформироваться только тогда, когда в познавательную активность вовлекается эмоционально-волевая сфера структуры личности, когда присутствует субъективная мотивация к восприятию знаний, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость.

Список литературы

  1. Баскаев Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу/ Р.М. Баскаев//Инновации в образовании.- 2007.-№1.-С.10-15.
  2. Гериш Т.В. Компетентностный подход как основа модернизации профессионального образования/ Т.В. Гериш, П.И. Самойленко //Стандарты и мониторинг в образовании.-2006.-№2.-С.11-15.
  3. Голуб Г.Б. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры / Г.Б Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман //Вопросы образования.-2008.-№2.-С.161-185.
  4. Дьячкова Л.Г. Вуз и работодатель: практика компетентностного подхода становлению молодого специалиста/ Л.Г. Дьячкова //Стандарты и мониторинг в образовании.-2006.-№5.-С.46-50.
  5. Иванов Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов //Завуч.-2008.-№1.-С.4-24.
  6. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высш. И сред. пед. учеб. заведений/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.:Изд. центр «Академия»,2000.-176с.
  7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  8. Осмоловская И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования/ И. Осмоловская //Директор школы.- 2006.-№8.-С.64-69.
  9. Чуб, Е.В. Компетентностный подход в образовании/ Е.В. Чуб // Инновации в образовании.-2008.-№3.-C.21-26.

Э. Н. Нуриева, Л. В. Бакеева

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Ключевые слова: компетентностей подход, междисциплинарные связи, компетенции.

В статье рассмотрен компетентностей подход, главными целевыми установками в реализации которого являются компетенции, формируемые входе обучения. Проанализированы междисциплинарные связи дисциплин математического и естественнонаучного циклов в аспекте компетентностного подхода. Сформулированы математические и общехимические универсальные компетенции, необходимые для формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций выпускника, описана их реализация в условиях компетентностного подхода.

Keywords: competence approach, interdisciplinary relations, competence.

This article describes the competence approach and the main professional skills formed during education, which constitute the main targets of this method realization. The interdisciplinary relations between mathematics and natural sciences in the aspect of competence-based approach are also analyzed in the paper. The authors formulate universal competences in mathematics and general chemistry required for the formation of general cultural professional skills of a graduate, besides their implementation is described in terms of the competence approach.

Ускорение темпов научно-технического прогресса требует от современного высшего образования существенных преобразований. Отличительные для начала XXI века изменения в характере профессионального образования все более явно ориентируют его на свободное развитие личности, творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих бакалавров, специалистов и магистров. Совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшими образовательными учреждениями определена ФГОС ВПО третьего поколения. Эти стандарты качественно отличаются от предшествующих. Образовательные стандарты первого поколения (1995 г.) определяли минимум содержания к уровню подготовки выпускника по конкретной специальности, а образовательные стандарты второго поколения (2000 г.) определяли направление подготовки, в рамках которого был определен перечень образовательных программ (специальностей). В этих стандартах были сформулированы общие квалификационные требования к профессиональной подготовке специалистов и установлена необходимая глубина (дидактические единицы, количество часов) преподавания дисциплин, входящих в различные циклы, в соответствии со специализацией. Реализация стандартов третьего поколения в вузах выдвигает на первый план компетентностный подход, главными целевыми установками которого являются компетенции, формируемые в ходе обучения. При этом, в понятие «компетенция» в качестве составных частей входят знания, умения, навыки, личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т.д.), социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе) и профессиональный опыт. В совокупности все эти компоненты формируют поведенческие модели - когда выпускник способен самостоятельно сориентироваться в ситуации, квалифицированно решать стоящие перед ним задачи (а в идеале и ставить новые) и плодотворно заниматься самообразованием, саморазвитием, т.е. ком-

петентностный подход предусматривает иную роль студента в учебном процессе . Студент должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить, заниматься самоформирова-нием и самосовершенствованием и быть готовым к реальным жизненным ситуациям. В связи с этим, реализация стандартов третьего поколения направлена на создание интегрального образовательного пространства, которое обеспечивает освоение теоретических понятий, практических умений и навыков, необходимых для выполнения соответствующего вида профессиональной деятельности, и организации учебного процесса, направленного на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в производственно-технологической, экспериментально-

исследовательской, организационно-управленческой и расчетно-проектной видах деятельности.

Особую роль в формировании компетенций будущих бакалавров и магистров технических университетов сегодня, а в прошлом специалистов, играют дисциплины математического и естественнонаучного цикла (математика, физика, химия, экология и др.). Рассмотрим математику не просто как мощный аппарат для разрешения различных прикладных проблем, а как универсальный язык для многих других наук, как нечто включенное в общекультурный контекст человеческой деятельности. Значимость математических курсов и ее внутрицикловых междисциплинарных связей с физикой, химией и другими дисциплинами для представителей самых разных направлений подготовки очень велика. Различными исследователями предлагаются свои точки зрения на понятие междисциплинарные связи. Причина неоднозначности определения междисциплинарных связей состоит в их объективно существующем многофункциональном характере. В конечном итоге их рассматривают по отношению к учебному процессу как условие совершенствования всего учебного процесса. В компетентностном подходе под междисциплинарной связью целесообразно понимать применение знаний по одной дисциплине в предметном поле другой дис-

циплины. Междисциплинарные связи, понимаемые таким образом, открывают дополнительные пути обновления содержания, форм, методов и средств обучения в вузе в целях формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Совокупность функций междисциплинарных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учебный процесс покрывает все многообразие их видов. Например, фактические междисциплинарные связи позволяют установить сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах математики физики, химии и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах изучения. Понятийные междисциплинарные связи способствуют расширению и углублению признаков предметных понятий и формирование общепредметных понятий. Так, в курсах математического и естественнонаучного цикла общепредметными понятиями являются понятия теории строения веществ - пропорции, следствия, движение, масса и т.п., которые широко используются при изучении процессов. При этом они углубляются, конкретизируются на математическом материале и приобретают обобщенный, общенаучный характер. Теоретические междисциплинарные связи способствуют развитию основных положений общенаучных теорий по родственным дисциплинам, с целью усвоения целостной теории. Междисциплинарные связи выполняют в обучении математики ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую и конструктивную, каждая из которых способствует формированию у обучающихся различных качеств (современные представления о целостности и развитии природы, системность, глубина, осознанность, гибкость, системное и творческое мышление, познавательная активность, самостоятельность и интерес к познанию и т.д.).

В курсе математики можно разработать и изучить основные модели, необходимые для общепрофессиональных и специальных дисциплин . Таким образом, будет построена модель междисциплинарных связей курса математики с общетехническими и специальными дисциплинами, что позволит студентам успешно действовать на основе знаний, умений и практического опыта при решении задач профессионального рода деятельности, т.е. направленная на формирование различных компетенций.

Рассмотрим в качестве примера связь курсов «Физическая химия» (дисциплина является общепрофессиональной с трудоемкостью 340 часов) и «Математика» (дисциплина является общеобразовательной с трудоемкостью около 500 часов). Обе дисциплины в ФГОС ВПО по направлению подготовки 240100 «Химическая технология» являются дисциплинами математического и естественнонаучного цикла. «Математика» изучается студентами в 1-3, или 1-4 семестрах в зависимости от формы обучения, «Физическая химия» - в 5-6 семестрах или 6-8 соответственно. Заметим, что в разных университетах доля часов, выделяемых на изучение каждого раздела рассматриваемых дисциплин меняется, но обе дисциплины являются «устоявшимися», что позволяет анализировать междисциплинарные связи на программном уровне.

Исследование заключается в рассмотрении рабочей программы и содержания учебников по дисциплине «Физическая химия» для выделения необходимого математического аппарата, которым должны владеть студенты при изучении каждого раздела (таблица 1). В таблице 1 строки соответствуют основным разделам дисциплины «Физическая химия» (1 - химическая термодинамика, 2 - химическое равновесие, 3 -растворы, 4 - электрохимия, 5 - химическая кинетика), столбцы - разделам дисциплины «Математика» (а

Аналитическая геометрия, Ь - линейная алгебра, с -функции и пределы, d - дифференциальное исчисление, е - интегральное исчисление, f - дифференциальные уравнения, g - ряды, И - ТВ и МС,) - вычислительная математика, к - дискретная математика)

Таблица 1 - Связь между основными разделами дисциплин «Физическая химия» и «Математика»

а Ь с а е f ё И } к

Как видим из таблицы, дисциплина «Физическая химия» в большой степени математизирована. Студенты, обучающиеся по направлению 240100, пользуются аппаратом классической алгебры, аналитической геометрии, теории вероятностей и математической статистики; они должны знать математический анализ и уметь решать несложные дифференциальные уравнения. В значительно меньшей степени используются ряды. Среди методов математики, нашедших эффективное применение в химии вообще, в «Физической химии» в частности, особая роль отводится топологическим конструкциям и, в первую очередь, графам - наиболее общему методу изображения химических структур. С помощью графов успешно описываются взаимодействия между элементарными частицами, срастание кристаллов, деление клеток и т.п. В этом смысле теория графов, один из разделов дискретной математики, служит наглядным и универсальным языком междисциплинарного общения. Математических знаний, полученных студентами при изучении дисциплины «Математика» хватает для освоения программы общего курса «Физической химии». Конечно, для окончательного вывода о целесообразности изучения тех или иных разделов общеобразовательных дисциплин необходим комплексный анализ междисциплинарных связей со всеми общепрофессиональными и специальными дисциплинами (не только с «Физической химией»). Но даже этот анализ позволяет увидеть, какими математическими и общехимическими универсальными компетенциями должен обладать бакалавр в результате изучения математических дисциплин, необходимыми для формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций выпускника.

Математические универсальные компетенции:

Способность использовать в познавательной профессиональной деятельности базовые знания из области математики;

Иметь глубокие знания базовых математических дисциплин и проявлять высокую степень их понимания, знать и уметь использовать на соответствующем уровне (базовом, повышенном, продвинутом);

Уметь переводить на математический язык простейшие проблемы, поставленные в терминах других предметных областей, и использовать превосходства этой переформулировки для их решения;

Способность приобретать новые математические знания, используя современные образовательные и информационные технологии;

Владеть математической логикой, необходимой для формирования суждений по соответствующим профессиональным, социальным, научным и этическим проблемам;

Владеть методами анализа и синтеза изучаемых явлений и процессов.

Обладать способностью к применению на практике, в том числе умением составлять математические модели типовых профессиональных задач и находить способы их решений; интерпретировать профессиональный (физический) смысл полученного математического результата;

Владеть умением применять аналитические и численные методы решения поставленных задач (с использованием готовых программных средств);

Обладать математическим мышлением, математической культурой как частью профессиональной и общечеловеческой культуры;

Демонстрировать способность к абстракции, в том числе умение логически развивать отдельные формальные теории и устанавливать связь между ними;

Владеть способами доказательств утверждений и теорем как основной составляющей когнитивной и коммуникативной функций .

Общехимические универсальные компетенции:

Способность пользоваться химическим языком и современной химической номенклатурой;

Владеть основами теории фундаментальных разделов химии (неорганической, аналитической, органической, физической, химии высокомолекулярных соединений, химии биологических объектов, химической технологии);

Владеть методами безопасного обращения с химическими материалами с учетом их физических и химических свойств, способностью проводить оценку возможных рисков;

Способность наблюдать и объяснять химические явления, оценивать технологические, экологические и другие проблемы, связанные с использование химических веществ;

Способность проводить мониторинг химических явлений, документировать результаты, интерпретировать полученные из лабораторных измерений данные с учетом их значимости и соответствия теории, применять основные законы химии при обсуждении полученных результатов, в том числе с привлечением информационных баз данных;

Способность проводить качественный и количест-

венный анализ веществ и химических соединений, выполнять расчетные и экспериментальные задачи;

Владеть навыками химического эксперимента, основными синтетическими и аналитическими методами получения и исследования химических веществ и реакций .

Общекультурные и общепрофессиональные компетенции, формируемые приобретенными универсальными математическими и общехимическими компетенциями в процессе изучения дисциплин «Математика» и «Физическая химия», определенные ФГОС ВПО для направления подготовки бакалавров 240100:

Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору тупей ее достижения (ОК-1);

Владеть умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способностью в устной и письменной речи правильно (логически) оформить результаты мышления (ОК-2);

Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, к приобретению новых знаний в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-7);

Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);

Способность и готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);

Способность использовать знания о строении вещества, природе химической связи в различных классах химических соединений для понимания свойств материалов и механизма химических процессов, протекающих в окружающем мире (ПК-3);

Способность составлять математические модели типовых профессиональных задач, находить способы из решений и интерпретировать профессиональный (физический) смысл полученного математического результата (ПК-8);

Способность применять аналитические и численные методы решения поставленных задач, использовать современные информационные технологии, проводить обработку информации с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности; использовать сетевые компьютерные технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ для расчета технологических параметров оборудования (ПК-9);

Способность анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-17);

Способность планировать и проводить физические и химические эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, математически моделировать физические и химические процессы и явления, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения (ПК-21);

Способность использовать знание свойств химических элементов, соединений и материалов на их основе для решения задач профессиональной деятельности

(ПК-24) .

Подводя итог, отметим, что происходящие изменения в жизни общества выдвинули на первый план идею раскрытия и обогащения внутреннего потенциала каждого человека, его самостоятельного развития и самообразования в течение всей жизни. Рост социально-экономических, культурных, информационных изменений в обществе повышает требования к качеству образования. Существуют неизбежные причинно-следственные зависимости успеха жизни от личных возможностей человека. Каждому человеку необходимо неустанно и плодотворно заниматься самообразованием и саморазвитием. Этому должны способствовать образовательные программы дисциплин. которые ориентированы на повышение качества подготовки специалистов на основе создания механизмов эффективного освоения студентами компетенций, необходимых в профессиональной деятельности в соответствие требованиям нового ФГОС ВПО, в том числе и по направлению 240100 «Химическая технология». Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и учебные дисциплины не могут быть изолированы друг от друга, а должны преподаваться в совокупности, что позволяет формировать у студентов целостное представление об их будущей профессиональной деятельности. Избрание междисциплинарных связей как способ формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций повышает качество образовательного процесса, способствуя становлению у студентов целостной картины мира, целостному развитию личности студента и служит средством самообразования и саморазвития студентов не только в вузе, но и на протяжении всей жизни.

Литература

1. Отличительные особенности ФГОС ВПО третьего поколения (http://www.msmsu.ru)

2. Журбенко, Л.Н. Содержание математической подготовки бакалавров по направлению «Химическая технология» / Л.Н. Журбенко, С.Н. Нуриева // Вестн. Казан. тех-нол. ун-та. - 2012. - № 5 - С. 233-234.

3. Газизова, Н.Н. Математическая подготовка бакалавров и магистров направления 240700 «Биотехнология» / Н.Н. Газизова, Н.В. Никонова, М.Б. Газизов // Вестн. Казан. технол. ун-та. - 2012. - № 5 - С. 235-237.

4. Шершнева, В.А. Формирование математической компетентности студентов инженерного вуза на основе полипа-радигмального подхода: автореферат дис. на соиск. док. пед. наук / Шершнева Виктория Анатольевна. - Красноярск, 2011. - 45 с.

(http://discollection.ru/article/10102011_shershnevava)

5. Вершинин, В.И. Межпредметные связи в высшей шко-

ле: математическое обеспечение курса аналитической химии / В.И. Вершинин, С.В. Усова.

(http://www.bestreferat. ru/referat-79658.html)

6. Сборник примерных программ математических дисци-

плин М и ЕН цикла ФГОС ВПО 3-его поколения. - Москва, 2008.

(http://ed.dgu.ru/Content/прогдисцип/Математика.pdf).

7. Гавронская, Ю.Ю. Формирование специальных компетенций при обучении химическим дисциплинам в педагогическом вузе / Ю.Ю. Гавронская // Труды 6-й международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сборник 6.

Ч. 1. - Ростов н/Д.: Рост. Гос. ун-т путей сообщения, 2008.- С. 244-248.

8. Усманова, ВХ. Развитие химических компетенций студентов в процессе профессиональной подготовки инженеров пищевых производств: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: РГБ ОД, 61:07-13/1767 / Усманова Венера Хаби-повна. Казань, 2007. - 161 с. (http://www.dslib.net/prof-oЬrazovanie/usmanova2.html)

9. Гаязова, Г.С. Формирование профессиональной речевой компетенции как основа профессиональной деятельности бакалавров технологического образования / Г.С. Гаязова // Вестн. Казан. технол. ун-та. - 2011. - № 14 - С. 203-206.

10. ФГОС ВПО по направлению 240100 «Химическая технология», 2009. (http://mon.gov.ru)

© Э. Н. Нуриева - канд. пед. наук, доц. кафедры химии НХТИ КНИТУ, [email protected]; Л. В. Бакеева - канд. пед. наук, доц. кафедры математики НХТИ КНИТУ, [email protected].