Остановка дыхания при плаче у ребенка причины. Аффективно-респираторный приступ. Определение понятия АРП

Вчера я едва не поседела. Это было ужасно. Ярушка нашел пульт от телевизора и потянул его в рот, я этот пульт изъяла, чем видимо безумно огорчила ребенка… он тут же зашелся плачем, мы с мужем даже не успели ничего предпринять (обычно малыш не ведет себя таким образом, может конечно покапризничать, но не так) и буквально в пару секунд плач пропал, рот открыт, ребенок на глазах начал синеть. Боже, это был просто кошмар. Я начала трясти его, муж выхватил у меня из рук переверернул вниз лицом, начал стучать по спине (как это делают, когда ребенок поперхнулся).Я побежала к телефону набирать 03. Кстати, там чудесным образом оказалось «занято»… и услышала один короткий кашель… вбегаю в комнату, там тишина, муж стоит ко мне спиной, на руках совершенно обмякший ребенок, я вижу как ручки и ножки свисают совершенно безвольно, голова ЧЕРНИЛЬНОГО цвета… тишина. я начинаю выть. Боже никому этого не пожелаю! Муж бросается к окну распахивает его настеж и с Ярушкой на руках по пояс туда высовывается. Я кричу «Живой??!!!», муж не отвечает, сам в безумном шоке… вижу что личико бледнеет, синева отступает.

Так мы первый раз столкнулись с Респираторно-аффективном приступом..

Во вторник пойдем к неврологу. Вот нашла хорошую статью у Комаровского. Может кому пригодится.

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» - это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30-60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.

Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа - «синий» и «бледный».

«Бледные» аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа - он на несколько секунд исчезает. «Бледные» аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.

Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу «синих». Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить его требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом - спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса - ребенок весь «обмякает» на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.

Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость. В этой «двигательной буре» протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.

После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение «ужасных двухлеток» в «ужасных двенадцатилеток».

Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждение приступов

Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да и вообще - для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости.

Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.

В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства - все ему разрешают и выполняют все его требования - только бы ребенок не расстроился - то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы.

Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку - чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.

Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:

1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.

Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже - когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеете предупредить приступы раздражения.

2. Переключайтесь от команды «стоп» к команде «вперед».

Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.

3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.

Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: «Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного». Затем дайте ему четко понять, что несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: «Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине». Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.

4. Скажите ребенку правду относительно последствий.

При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».

Судороги при респираторно-аффективных приступах

Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими - отмечается напряжение мышц - тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги - в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.

При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания

Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.

Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.

Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблением или судорогами - положите ребенка на ровную поверхность и поверните его голову в сторон, чтобы он не задохнулся в случае рвоты. Подробно ознакомьтесь с моими рекомендациями «КАК ПОМОЧЬ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА СУДОРОГ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ»

После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания

Проблемы сохранения и укрепления здоровья детей должны рассматриваться с момента рождения. Профилактика является лучшим способом избежать многих заболеваний в более зрелом возрасте.

Аффективно-респираторные приступы у детей только на первый взгляд являются заурядной проблемой, на которую чем меньше обращаешь внимания, тем быстрее она проходит. Не стоит так думать. На самом деле важно знать, что нервные расстройства с течением времени только усугубляются. Опасные последствия могут проявляться в виде плохой успеваемости в школе, отставания в психическом и физическом развитии. Могут возникать и соматические нарушения, например, повышенная агрегация эритроцитов, снижение активности альвеол в легочной ткани, гипоксия структур головного мозга и т.д.

Аффективно-респираторные приступы следует по мере возможности предупреждать. При развитии следует своевременно и в полной мере оказывать первую медицинскую помощь малышу. На видео в конце этой странице приведено мнение авторитетного специалиста. Он дает убедительные обсон6ования причин внезапной остановки дыхания ку ребенка на фоне неврологического поражения. А в статье рассмотрены этиология, патогенез и клинические симптомы истерических припадков, способы их профилактики. Рассказано о том, что делать родителям, если они видят, что у ребенка развивается аффективно-респираторный приступ или судороги. Пока не наступило апноэ, важно попытаться успокоить малыша.

Что это такое? Механизм развития АРП

Понимание того, что такое breath-holding spells или аффективно-респираторный приступ у ребенка, помогает справиться с этой распространённой проблемой. Ситуация заключается в следующем. В просторечии это состояние называется «закатывание». Грубо говоря, малыш на фоне сильного нервного перевозбуждения теряет контроль над своей вегетативной нервной системой. Развивается полноценный истерический припадок со всеми сопутствующими признаками. Особенно опасны аффективно-респираторные приступы у грудничка или новорожденного младенца, поскольку в первые недели и месяцы жизни нет четкого контроля над работой всех структур центральной и вегетативной нервной системы.

Истерика начинается с воздействия триггера. В качестве раздражителя могут выступать негативные эмоции, такие как страх, возмущение, фрустрация, раздражение, нервозность, боль и т.д. В тот момент, когда малыш испытывает сильные негативные эмоции, у него возникает эффект первичной судорожной реакции. Причем она затрагивает в основном межрёберные мышцы и диафрагму. Возникает ощущение, что он не может вдохнуть воздух. Это вызывает сильный испуг, который на фоне гиперкапнии формирует предпосылки для остановки дыхания.

Предшествовать развитию приступа аффективной задержки дыхания могут агрессия или истерика: ребенок начинает топать ногами, кричать, что-то требовать, пытаться ударить родителя или окружающих и т.д. Это так называемая первичная истерическая реакция, которая впоследствии запускает механизм блокировки дыхательной мускулатуры. Стоит понять, что дети действительно не могут вдохнуть и выдохнуть воздух по вполне физиологическим причинам. И им требуется помощь.

Пароксизмы могут возникать при разных ситуациях. Это отличает аффективно-респираторный синдром у детей от истинной эпилепсии, обладающей всегда схожими клиническими проявлениями.

Что еще важно знать родителям?

Самое главное, что еще стоит знать современным радетелям ребенка, склонного к аффективно-респираторным задержкам дыхания и судорожному синдрому, это варианты и способы предотвращения подобных пароксизмов.

Начнем разбираться с определения АПР как проявления недостаточного развития вегетативной нервной системы ребенка. По своей патологической природе аффективно-респираторный приступ у детей представляет собой остановку дыхательных движений грудной клетки на фоне отсутствия иннервации (парализации) межреберных мышц и диафрагмы. Перевозбуждение нервной системы может отключить и сознание ребенка. Это необходимо для быстрого восстановления резерва центральной нервной системы. Отсутствие поступления кислорода к структурам головного мозга заставляет малыша на врем забыть о том эмоциональном фоне, который привел его в подобное состояние. Таким образом, можно рассматривать аффективно-респираторный синдром как защитную реакция структур головного мозга.

После приступа ребенок испытывает сильную сонливость, расслабленность мышечного каркаса тела. Лучше всего дать ем поспать. После пробуждения от истерического пароксизма не останется и следа.

По клиническим проявления аффективно-респираторные приступы подразделяются на белые и синие. В первом случае присутствует кратковременная потеря сознания и сильная бледность кожных покровов. При синем АРП присутствует остановка дыхания длительностью до 1 минуты, потеря мышечного тонуса и посинение носогубного треугольника.

Причины аффективно-респираторного приступа у детей

Многими педиатрами до сих пор признается лишь одна причина аффективно-респираторного приступа у детей, и это типичная истерия. Однако на самом деле все обстоит гораздо сложнее. Существуют множественные или комплексные причины аффективно-респираторного приступа, и среди них действительно присутствует избыточная или истерическая реакция вегетативной и центральной нервной системы на воздействие негативного травмирующего фактора. Но это далеко не единственный фактор, который провоцирует АРП.

Итак, к патогенетическим факторам влияния относят:

  • слабость вегетативной нервной системы, такие дети в будущем страдают от вегетососудистой дистонии;
  • последствия тяжелой родовой травмы (гипоксия головного мозга, низкая оценка состояния неврождённого по шкале Апгар);
  • нарушение режима дня и регулярное недосыпание (часто встречается у детом, посещающих детский сад и поздно укладываемых спать родителями);
  • недостаточное количество витаминов группы B и некоторых важных аминокислот в рационе питания;
  • присутствие серьезных хронических патологий соматического характера;
  • повышенная судорожная готовность;
  • повышенный мышечный тонус;
  • нарушение развития церебральных кровеносных сосудов шеи;
  • заболевания щитовидной железы;
  • аденоидит, тонзиллит и другие хронические патологии верхних дыхательных путей, затрудняющие процесс физиологического дыхания.

Для осуществления профилактики приступов с задержкой дыхания важно по возможности исключать все вероятные причины этого патологического состояния. Родителям важно помнить о том, что аффективно-респираторный синдром может стать причиной внезапной смерти. А в будущем это состояние может привести к серьезным неврологическим расстройствам вплоть до эпилепсии.

Классификация приступов в зависимости от клинических проявлений

Современная классификация приступов аффективно-респираторной остановки дыхания с судорожным синдромом подразумевает под собой подразделите на 4 выраженных типа.

В зависимости от клинических проявлений патологического спазма дыхательной мускулатуры, выделяются следующие типы приступов:

  • синий АРП начинается с истерики, на фоне которой следует резкий глубокий вдох и затем наступает асфиксия (отсутствие дыхания), гиперемия кожных покровов быстро сменяется синюшностью, ребенок теряет тонус мышц и обмякает, может потерять сознание;
  • белый АРП протекает сложнее, с обязательной потерей сознаний и быстро наступающей характерной бледностью кожных покровов лица, шеи и груди;
  • простой вид АРП протекает без гиперкапнии и гипоксии, задержка дыхания кратковременная и не превышает 20 секунд;
  • осложнённый тип АРП возникает при выраженной гипоксии головного мозга (если дыхание отсутствует дольше 60 секунд), сопровождается непроизвольным мочеиспусканием и судорогами в нижних и верхних конечностях.

При всех 4-х типах дыхательная деятельность полностью восстанавливается самостоятельно. Неотложная медицинская помощь может потребоваться лишь при осложнённом варианте развития АРП. Но частые приступы всегда приводят к нарушению социальной адаптации. Они могут спровоцировать задержку развития умственного и психического развития ребенка. Поэтому важно своевременно проводить психокоррекцию и делать все необходимое для профилактики аффективно-респираторных приступов у детей.

Симптомы и клиническая картина

Важно понимать, что клиническая картина АРП может напоминать приступ эпилепсию. Поэтому важно проводить полноценное обследование с целью исключения эпилепсии. Симптомы могут проявляться в следующем виде:

  • нарастание истерической реакции на внешнее негативное воздействие происходит в течение 2-4 минут;
  • при постепенном углублении истерики у ребенка наступает перевозбуждение коры головного мозга;
  • теряется контроль над мышцами – в этот момент можно увидеть остановку дыхание и потерю тонуса всего тела;
  • малыш как бы обмякает, перестает дышать и медленно сползает на пол;
  • начинается изменение цвета кожных покровов лица, шеи и груди – сначала они резко краснеют, затем, в зависимости от вида приступа, белеют или синеют;
  • может возникнуть кратковременная потеря сознания;
  • спустя несколько секунд ребенок приходит в себя, резко прекращает плакать и начинает полноценного дышать.

При осложненном типе клиническая картина дополняется клоническими судорогами. Они выглядят со стороны ка легкие подергивания рук и ног у малыша, находящегося в бессознательном состоянии. Картина очень тяжелая для восприятия родителями пострадавшего ребёнка. Обычно в таких ситуациях у родителей начинается паника. И от этого все становится только хуже. Почему? Расскажем дальше.

Диагностика и отличия от эпилепсии

Важно понимать, что аффективно-респираторные судороги только внешне похожи на проявление эпилепсии. Однако для исключения подобного состояния мало знать основные отличия. Диагностика в обязательно порядке включает в себя проведение ЭЭГ (электроэнцефалограмма головного мозга). Это обследование показывает отсутствие очага возбуждения в коре и структурах головного мозга при АРП и его наличие при эпилепсии. Поэтому данное обследование стоит обязательно пройти. Хотя бы для того что бы успокоиться самому. И более корректно обращаться с малышом.

Также важно исключать истерию. В её основе лежит приступ агрессии, однако она не провоцирует остановку дыхания и потерю сознания. При истерическом припадке у ребенка следует сохранят собственное спокойствие и не показывать малышу, что вас это поведение сильно расстраивает. Ни в коем случае нельзя позволять ребенку подобными истерическим приступами достигать своих целей. В противном случае подобный стиль поведения закрепится на рефлекторном уровне. Вы будете получать регулярные аффективно-респираторные приступы при малейших поводах для негативного восприятия реальности ребенком.

Отличительные черты эпилептических припадков и аффективно-респираторных приступов следующие:

  • к АРП приводят разные обстоятельства, а эпилепсия проявляется без внешних причин;
  • АРП всегда развивается по-разному, а эпилептические судороги всегда одинаковы;
  • У детей в возрасте до 4-х лет эпилептические припадки составляют не более 2% от всего числа подобных расстройств;
  • у детей в возрасте старше 5-ти лет приступы аффективно-респираторного расстройства диагностируются только в 1% от всего количества случаев;
  • при АРП помогает валериана, пустырник и лечение ноотропами;
  • при истинном эпилептическом припадке давать седативные препараты бесполезно;
  • существенные патологические изменения на ЭЭГ есть только при эпилепсии.

Если у малыша случился приступ, то необходимо показать его врачу в течение ближайших 1,5 часов. Данные проявления могут быть следствием очень опасных заболеваний. Только в условиях медицинского учреждения можно сделать ЭКГ сердца и УЗИ внутренних органов с целью исключения пороков сердца, эмболии легочной вены и других опасных состояний, также может потребоваться спирография, рентгенографический снимок легких, обследование трахеи на предмет наличия в ней медалях инородных тела.

Также может потребоваться консультация пульмонолога, невролога и аллерголога. После сбора всей необходимой информации врач сможет поставить точный диагноз и назначить адекватное лечение.

Оказание первой помощи ребенку при АРП

Нужно знать, что стоит делать при появлении подобных симптомов, а от чего стоит оказаться категорически. Оказание первой помощи ребенку при появлении симптомов АРП нужно начинать с освобождение дыхательных путей. Можно вынести малыша на свежий воздух. Нужно расстегнуть верхние пуговицы и устранить давление на шею.

Важно не растеряться и не впасть в панику. Постарайтесь сохранить самообладание и улыбаться. Это поможет малышу быстрее прийти в себя. Попробуйте его похлопать по щечкам или слегка пощекотать. Если есть под рукой нашатырный спирт, то дайте его понюхать. Только не подносите слишком близко к лицу ребенка.

При потере сознания важно создать условия для профилактики западания языка. Для этого нужно положить ребенка на ровную поверхность и повернуть голову на бок. И тут следует вызвать бригаду скорой помощи.

Лечение аффективно-респираторных приступов у детей

Терапия начинается с коррекции поведения и психологической работы с родителями. Подобные состояния чаще всего встречаются у малышей, воспитывающихся в семьях, где родители не соблюдают правил общения с ними.

Лечение аффективно-респираторных приступов начинается с консультации невролога. Специалист может дать направление к психологу для коррекции психического состояния как малыша, так и его родителей. Затем может назначаться медикаментозная терапия. Но она, как правило особых результатов не дает. Гораздо важнее сделать следующие шаги:

  • нормализовать режим дня ребенка:
  • разработать специальный рацион питания, ботовый всеми витаминами, минералами и аминокислотами;
  • исключать по возможности психотравмирующие факторы;
  • научить малыша слушать родителей и идти с ними на компромисс.

Эффективное лечение аффективно-респираторных приступов у детей может включать в себя посещение мануального терапевта. Иглоукалывание и рефлексотерапия, массаж и лечебная гимнастика помогут восстановить работоспособность вегетативной центральной нервной системы.

При гипервозбудимости нервной системы имеет смысл провести курсовое лечение ноотропными препаратами, седативными лекарственными средствами. Но делать это можно только по рекомендации врача с обязательным строгим соблюдением рекомендованной дозировки.

Посмотрите, почему развиваются аффективно-респираторные приступы у детей – на видео представлено мнение специалиста по детской неврологии:


Категории: / / от

Основными причинами проявления аффективно-респираторного приступа у ребёнка являются сильные эмоциональные реакции на воздействия внешней среды, проявляющиеся громким плачем. Иногда может возникать в результате истерики ребёнка на отсутствие внимания со стороны взрослых или невыполнения взрослыми требований ребёнка. Иногда такие задержки дыхания могут стать следствием:

  • сильной усталости;
  • переутомляемости;
  • эмоциональной нестабильности ребёнка;
  • при сильном испуге;
  • недостаток железа в организме;
  • возбуждённого состояния;
  • в момент стрессовых ситуаций;
  • при травмах, ушибах, падениях, ожогах;
  • конфликтах;
  • в результате агрессии;
  • при неблагоприятной атмосфере в семье;
  • при повышенной возбудимости ребёнка.

Симптомы

Простой аффективно-респираторный приступ проявляется задержкой дыхания в момент выдоха. Это происходит обычно в конце фазы выдыхания воздуха. Причиной появления служат травмы различной этиологии. Ещё одной причиной её возникновения служит негативное состояние, которое возникает при отсутствии возможности для удовлетворения потребностей ребёнка. Первыми признаками этого состояния будут депрессия, негативные эмоции, плач.

Изменений в работе внутренних органов не происходит. Дыхание восстанавливается самостоятельно через несколько секунд.

Определить «синий» тип аффективно-респираторного приступа можно по наличию сильного гнева, негатива от неудовлетворённых требований и желаний ребёнка, болевых ощущений. В момент гневного плача происходит задержка дыхания в момент вдоха. При этом ребёнок начинает синеть. Далее дыхание может восстановиться само по прошествии пары секунд. А может появиться снижение тонуса мускулатуры. Вследствие чего ребёнок «обмякнет». Либо произойдёт выгибание крохи в дугу из-за сильного напряжения мышц. В редких случаях данная патология может закончиться эпилептическим припадком у малыша.

Первыми признаками проявления «бледного» приступа являются исчезновение на пару-тройку секунд пульса, может развиться обморочное состояние. При этом ребёнок во время приступа начинает бледнеть, падает в обморок, отмечается брадикардия.

Таким образом, клиническая картина этого заболевания будет выглядеть:

  • Задержка сердечного ритма.
  • В момент капризов наблюдается тахикардия, а в момент обморока преобладает брадикардия.
  • Частота приступов варьируется от 1-2 до 5-6 в день.
  • Тонус мышц снижен.

Диагностика аффективно-респираторного приступа у ребёнка

Диагностировать данное заболевание очень сложно. Чаще всего проводится дифференциальная диагностика, которая позволяет исключить более сложные и неприятные болезни и патологические состояния. Для начала аффективно-респираторный припадок дифференцируют с миоклоническим приступом. Во время его протекания появляется синюшность кожных покровов, слизистых, происходит потеря сознания. эти симптомы указывают скорее на сердечную патологию и нарушение ритма.

Аффективно-респираторный припадок негативно влияет на развитие ребёнка. Он может протекать как вторичное изменения в центральной-нервной системе.

Следует сдать кровь на выявление наличия железа в организме ребёнка. Так как доказана связь между недостатком этого элемента и приступом.

Дополнительным методом дифференциальной диагностики является недержание мочи во время приступов. Если это происходит, то говорят об эпилепсии.

Осложнения

Не так уж и безобидны аффективно-респираторные приступы. В момент долгих, затяжных приступов, могут возникнуть тонические судороги с вовлечением в этот процесс рядом лежащих тканей. При длительной задержке дыхания может развиться недостаток кислорода, что приведёт к сбою в работе не только дыхательного центра, но и сердца. Могут развиться судороги, эпилепсия.

Лечение

Что можете сделать вы

Прежде всего, не стоит паниковать. Возникший приступ у ребёнка можно остановить, дунув ему в лицо, слегка похлопать ребёнка по щекам, побрызгать холодной водой. Можно постараться отвлечь посторонним предметом, игрушкой, действием. Если приступы стали похожи на эпилептические, стоит обратиться к врачу. Перед тем как идти к специалисту, можно понаблюдать за ребёнком. Обратить особое внимание на длительность и частоту приступов. Не стоит заниматься самолечением. Не зная этиологии возникновения и всей клинической картины можно только навредить крохе.

Не стоит потакать плачущему ребёнку в его капризах. Во избежание проблем нужно постараться дипломатично и спокойно объяснить ребёнку свою позицию. Можно постараться создать дома уютную, комфортную обстановку ребёнку.

Что делает врач

Врач осматривает ребёнка. Старается как можно подробнее выяснить, когда начались припадки, с какой частотой и что им предшествовало. Далее проводит дифференциальную диагностику заболевания. При необходимости стараться соблюдать режим дня, врач назначит проведение лабораторных исследований. А по их результатам и сбору анамнеза назначает лечение. Чаще всего оно заключается в даче рекомендаций родителям по поводу соблюдения режима дня и диеты.

Профилактика

  • соблюдение назначенной врачом диеты;
  • стараться соблюдать режим дня;
  • вести здоровый и активный образ жизни;
  • принимать витаминные комплексы;
  • сбалансированный рацион питания;
  • избегать стрессовых ситуаций;
  • создать ребёнку атмосферу уюта, спокойствия в семье;
  • стараться не устраивать скандалы в присутствии ребёнка;
  • проявлять больше интереса к ребёнку и его проблемам.

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга аффективно респираторные приступы у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить аффективно респираторные приступы у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания аффективно респираторные приступы у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание аффективно респираторные приступы у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

представляют собой па­роксизмы, возникающие у детей раннего возраста в ответ на неблагоприятные экзогенные воздействия. Известен ряд синонимов, обозначающих эту клиниче­скую форму: приступы задержки дыхания, цианотический или бледный синко­пы, рефлекторные аноксические припадки, неэпилептические вагусные атаки, спазм от гнева, спазматический плач, аноксо-асфиктический припадок.

Наибо­лее удачен используемый в отечественной литературе термин «аффективно­респираторные приступы». Он указывает на наличие провоцирующего момента (аффектации), апноэ (основы патогенеза) и на непроизвольный характер воз­никновения пароксизма.

Частота АРП в детской популяции по разным данным составляет 4-17 %. Учитывая, что АРП сопровождаются апноэ и (или) асистолией, многие авторы рассматривают их в структуре угрожающих жизни состояний. По некоторым данным, АРП составляют около 8% таких состояний.

Причины и механизмы возникновения. Аффективно-респираторные присту­пы являются провоцируемыми пароксизмами. Для реализации АРП необходи­мо воздействие факторов, вызывающих недовольство, гнев, испуг или боль. У каждого ребенка это может быть особый, специфический или практически лю­бой фактор. Например, известен факт, когда АРП у мальчика девяти месяцев наблюдались только при предложении ему бананов (Оаик ЕЛУ. е1 а!., 1963). Как следствие, возникает сильный плач, во время которого происходит гипервенти­ляция легких с гипокапнической ишемией головного мозга и снижением арте­риального давления. На выдохе плач становится беззвучным, возникает спазм мускулатуры гортани и бронхов, ведущий к апноэ, гипоксемии и гипоксии го­ловного мозга. При плаче и спазме дыхательных путей включается механизм Вальсальва-Вебера, когда вследствие повышения внутригрудного давления снижается венозный возврат к сердцу, уменьшается сердечный выброс и ми­нутный объем кровотока, что приводит к гипоперфузии артерий головного моз­га и одновременно к венозному застою, что в сочетании с гипоксемией приво­дит к потере сознания и/или судорогам.

Как правило, если механизм пароксизма таков как описано выше, наблюда­ется разлитой цианоз кожи. Но иногда цианоз выражен незначительно, отмеча­ется бледность. Этиопатогенез пароксизмов, протекающих с побледнением ко­жи и при «цианотических» АРП различен. При «бледном» варианте АРП про­воцирующим фактором чаще является болевой стимул, испуг.

Апноэ при пароксизмах с побледнением нередко бывает кратковременным, имеет место асистолия продолжительностью до 10 секунд, а иногда и до 20 се­кунд. Таким образом, основным патогенетическим звеном при АРП является апноэ или сочетание апноэ и асистолии.

Апноэ не имеет центрального происхождения, так как отмечаются дыха­тельные усилия и движение дыхательной мускулатуры при отсутствии возду- хотока в верхних дыхательных путях. В литературе имеются данные, согласно которым у детей раннего возраста к апноэ приводит спазм гортани, возникаю­щий при плаче вследствие раздражения рецепторов и возбуждения верхнего гортанного нерва (Апаз N.0. еХ а1., 1991). Косвенным доказательством значимо­сти, связанной с возрастом гиперчувствительности верхнего гортанного нерва, в возникновении апноэ при АРП служит исследование Тау1ог е1 а1., 1976, в ко­тором доказано, что в ответ на раздражение верхнего гортанного нерва у мла- денцев-приматов возникает стойкий ларингоспазм, апноэ и смерть. У взрослых особей такая реакция отсутствует.

Предполагается возможность эпилептического происхождения апноэ без соче­тания с общими судорогами при наличии очага эпилептической активности в коре головного мозга. Возникновение асистолии при «бледных» АРП связано с усиле­нием влияний блуждающего нерва на синусовый узел сердца. При пробе окуло- компрессии, в основе которой лежит рефлекс Ашнера-Даньини, практически у всех детей с АРП возникает асистолия более 2 секунд, которой не отмечается у здоровых детей (КаЬп А. е{ а1„ 1994, ЬошЬгозо С., Ьегтап Р., 1967).

При предварительном введении атропина асистолия не развивается. Нами исследованы показатели кардиоинтервалограмм (КИГ) у детей с бледным ти­пом АРП. Выявлено статистически достоверное повышение мощности недыха­тельных периодических составляющих ритма сердца с периодом 6-12 секунд, соответствующих волнам Майера и обусловленных действием механизмов поддержания артериального давления. Полученные данные отражают высокую степень напряжения адаптационных компенсаторных механизмов поддержания АД у больных этой группы.

В возникновении кардиореспираторных расстройств у некоторых детей с АРП играет роль гастроэзофагеальный рефлюкс. Регургитация и раздражение рецепторов пищевода у некоторых больных могут приводить к нарушениям дыхания (спазму дыхательных путей) и сердечной деятельности (аритмии).

Увеличению степени гипоксии может способствовать анемия. Усиление ги­поксии и цианоз могут развиваться при артерио-венозном шунтировании во время приступа за счет открытого овального окна, боталлова протока или ле­гочного шунта при «цианотических» АРП. Обсуждая причины возникновения, нельзя не указать на значение неправильных типов воспитания в семьях детей с АРП. Наиболее характерными из них являются гиперопека, воспитание по типу «кумир семьи», способствующие развитию истерической реакции, а затем - невроза.

Имеются данные, что АРП чаще встречаются в социально неблагополучных семьях (ВЬайа М.8. е1 а1., 1990). В то же время показатели интеллектуально­психического развития у детей с АРП не отличаются от нормы. Высказывается предположение о сходстве патогенеза некоторых случаев АРП и спазмофилии, что, однако, не находит подтверждения при исследовании уровня общего и ио­низированного кальция крови у больных с АРП (эти показатели у них в преде­лах нормы).

Дебют. Пароксизмы возникают в возрасте до 6 лет. Пик приходится на пери­од с 6 до 18 месяцев. Редко АРП могут дебютировать в неонатальном периоде или после 2 лет.

Частота АРП у ребенка может варьировать от одного приступа в час до од­ного в месяц и реже; АРП имеют тенденцию к учащению при интеркуррентных заболеваниях, чаще возникают у детей пониженного питания, астенического телосложения, подвижных, иногда гипермоторных.

Вопросы классификации. Нами предложено подразделение АРП на следую­щие клинические группы: невротические и неврозоподобные приступы, синко­пальные (обморочные) и «эпилептические АРП».

Клинические проявления. Невротические приступы развиваются у практиче­ски здоровых, но гипервозбудимых детей при наличии дефектов воспитания (гиперопека в семье, воспитание по типу «звезды, кумира» и пр.). Пароксизм следует расценивать как истерическую реакцию. Неврозоподобные приступы развиваются на фоне резидуально-органического поражения головного мозга при воздействии незначительных внешних раздражителей.

Провоцирующим фактором при невротических и неврозоподобных паро­ксизмах служит отрицательный аффект (недовольство, гнев, обида и пр.), т.е.

приступ носит психогенный характер. Ребенок начинает плакать, затем на вдо­хе плач обрывается, становится беззвучным, возникает апноэ. «Ребенок захо­дится» - так зачастую описывают это состояние родители.

До развития апноэ пароксизм иногда можно предотвратить резким воздейст­вием: обрызгать ребенка водой, хлопнуть в ладоши. Схема последовательности развития клинических проявлений обычно такова: провокация, затем плач, обеззвучивание крика, цианоз («цианотический» тип приступа), потеря созна­ния, попытка вдоха, восстановление дыхания и сознания, мышечная гипотония, иногда сон.

В редких случаях наблюдается билатеральное тоническое напряжение ко­нечностей, туловища, иногда с единичными симметричными клоническими по­дергиваниями («судорожные» проявления обусловлены высокой степенью ги­поксии во время апноэ).

Синкопальные (обморочные) АРП провоцируются, в основном, болью (при падении, инъекциях) или испугом. При этом развивается кратковременное ап­ноэ и асистолия. Цианоз не выражен, но отмечается бледность кожи («блед­ный» вариант АРП). Пароксизм развивается непосредственно после болевого или др.

Воздействия, в самом начале плача. Нередко ребенок не успевает запла­кать «в голос», как уже теряет сознание. Крайне редко возможно тоническое напряжение конечностей и мышц туловища. После приступа регистрируется диффузная мышечная гипотония, вялость, реже - сон.

Термин «эпилептические АРП» не совсем корректен, так как фактически данная группа больных страдает эпилепсией, приступы которой по своим внешним проявлениям сходны с АРП. В то же время диагностика эпилепсии в таких случаях сложна, поэтому с клинической точки зрения на начальном этапе диагностики подобный подход правомочен, хотя и дискуссионен. По нашим наблюдениям, для верифицированных эпилептических припадков характерно развитие как цианоза, так и гиперемии кожи, но не бледности. Часто отмечается комбинация апноэ (вследствие судорог дыхательной мускулатуры) с брадикар- дией или тахикардией.

При оценке длительности потери сознания установлено, что потеря сознания более чем на 30 секунд, сопровождающаяся непроизвольным мочеиспусканием, наиболее характерна для детей с «эпилептическими АРП». В то же время нель­зя отрицать, что продолжительная потеря сознания возможна и при других ти­пах АРП.

Развитие судорог возможно у детей с любым типом АРП, однако, в группе больных с высоким риском по эпилепсии, в отличие от детей других групп, су­дороги наблюдаются во всех случаях и имеют преимущественно тонико- клонический характер. У данной группы пациентов после приступа наиболее выражена мышечная гипотония, постприступный сон длится до нескольких ча­сов.

В межприступный период у всех детей с АРП на ЭКГ какие-либо специфи­ческие отклонения от нормы не выявляются. Во время приступа отмечается та­хикардия или нормокардия при «цианотическом» типе и асистолия при «блед­ном» типе АРП. При пробе с окулокомпрессией у детей с «бледным» типом

АРП отмечается асистолия более 2 секунд. При длительности асистолии более 5 секунд, как правило, развивается клиническая картина пароксизма.

Изучение параметров ритма сердца у детей с АРП является высокоинформа­тивным методом обследования, позволяющим в ряде случаев и при отсутствии специфических изменений на ЭЭГ с высокой степенью достоверности диффе­ренцировать разные клинические варианты АРП. При исследовании ритма сердца (КИГ) у 66,4 % детей с АРП выявлено «усиление центральных влия­ний». Это состояние характеризуется высокими значениями относительной ва­риабельности ритма (10К - 0.82 ± 0,03), преобладанием периодических недыха­тельных составляющих ритма сердца - 81 (4,9 ± 2,3) и 82 (3,0 ± 0,8), над перио­дическими дыхательными составляющими - 83 (3,8 ± 1,6).

«Усиление центральных влияний» возникает при многих неврологических заболеваниях и служит маркером централизации управления ритмом сердца (Часнык В.Г., 1994).

Важным для диагностики является проведение КИГ с клино­ортостатической нагрузкой. По показателям М1 (среднее значение КК), 10К, 83 имеются устойчивые, то есть сохраняющиеся в различных слайсах (фазах кли- но-ортостатической пробы), изменения показателей КИГ у детей с невротиче­скими и неврозоподобными АРП.

Наиболее информативны повышения значений показателей М1,10К и 83. Их информативность, в особенности 83, объясняется большей выраженностью ды­хательной аритмии у детей этой группы.

При КИГ у детей из второй группы АРП («обморочные») выявляется выра­женное повышение мощности недыхательных периодических составляющих ритма сердца с периодом 6-12 секунд, соответствующих волнам Майера и обусловленных действием механизмов поддержания артериального давления. Такие характеристики, как тт, тах, ДХ (вариационный размах КК- интервалов), являются вспомогательными и не несут большой информативно­сти, что объясняется широким диапазоном колебаний продолжительности КК интервалов у детей.

Индекс напряжения также мало информативен в связи с полимодальным распределением структуры ритма сердца в детском возрасте. На ЭЭГ в меж- приступный период специфические изменения чаще всего отсутствуют.

Исключение составляют дети из группы «эпилептических АРП», у которых на ЭЭГ нередко регистрируется региональная медленная дельта-, тета- или пик- волновая активность. Во время пароксизма возникает типичная для аноксии билатеральная генерализованная дельта активность с частотой 2Гц. При тяже­лой аноксии наблюдается период угнетения активности (регистрируется изо- электрическая линия) в течение 5-10 секунд. Затем появляются диффузные медленные волны дельта- и тета-диапазонов. Характерно быстрое восстановле­ние фонового характера ЭЭГ после приступа.

При исследовании уровня суточной экскреции катехоламинов с мочой отме­чается повышение экскреции адреналина, норадреналина и дофамина у детей с «эпилептическими АРП». Подобные изменения диагностируются и при эпилеп­сии, вероятно, отражая генерализованный дефект метаболизма катехоламинов (Ковеленова М.В., 1997). Помимо перечисленных исследований, необходимо проведение клинического анализа крови для исключения гипохромной железо­дефицитной анемии, консультация педиатра.

Дифференциальный диагноз. Проводится в первую очередь с эпилепсиями, а также со спазмофилией (тетанией), кардиогенным синкопом.

Принципы лечения. Терапия осуществляется совместно неврологом, педиат­ром, психологом. Всем детям с АРП рекомендуется назначение препаратов кальция, пиридоксина, а также закаливающие процедуры и адаптогены. Пре­дотвращение интеркуррентных заболеваний способствует урежению АРП. Эф­фективна седативная фитотерапия, групповая и семейная психотерапия. Фор­мирование спокойного отношения родителей к приступам у ребенка способст­вует быстрому их купированию.

В ряде случаев следует рекомендовать определить ребенка в детский сад (в условиях детского коллектива АРП, как правило, не развиваются). Рекоменду­ется назначение ноотропов, из которых предпочтение отдается пантогаму и фе- нибуту, снижающих возбудимость, препятствующих астенизации. Пантогам обладает и небольшой противосудорожной активностью.

При частых «бледных» АРП используются препараты атропинового ряда: настой белладонны в дозе 1 капля на год жизни в сутки, атропин - 0,1 мг/кг массы тела в сутки (Оогёоп 1^., 1987, КаЬп А. е* а1., 1991, З^ерЬепзоп 1.Р., 1978) курсом 7-10 дней.

Назначение противосудорожных препаратов проводится только по установ­лению диагноза «эпилепсия», принципы назначения такие же (преимуществен­но в зависимости от формы эпилепсии). При наличии признаков анемии необ­ходимо назначение препаратов железа, проводится коррекция питания.

Прогноз. После 6 лет АРП наблюдаются лишь в единичных случаях. Катам- нестические исследования подтверждают, что хотя сам симптомокомплекс па­роксизма исчезает в дальнейшем астенический синдром выявляется у 60-75 % детей с АРП, истерический невроз в 15-20 %, нарушения сна (энурез, ночные страхи, снохождения, сноговорения) отмечаются у 10-15 % детей, вегетососу- дистая дистония, обмороки - у 10 %, мигрень у 6-10 % больных.

Аффективно-респираторные приступы у детей (АРП, закатывания или англ. breath-holding spells) – проблема, вызывающая многочисленные вопросы у родителей. Редкие родители поведают о том, что им незнакомы детские истерики. Топанье ногами, падения на пол, плач и крик в людном месте, особенно при отказе купить игрушку, конфету, жевательную резинку. Впрочем, список можно продолжать бесконечно. Впервые столкнувшись с подобными пароксизмами (так по-другому называют приступы), особенно с посинением или судорогами, мамы и папы впадают в нешуточную панику.

Аффективные приступы у детей – кратковременная, длящаяся несколько секунд, остановка дыхания на высоте сильного плача, сопровождаемая посинением или побледнением кожных покровов. На фоне эмоциональной ситуации, вспышки гнева, ребенок начинает плакать. Внезапно ревущий малыш замолкает, синеет, обмякает из-за падения мышечного тонуса. Длится это состояние обычно не более минуты. Затем ребенок ведет себя как обычно. В некоторых случаях могут быть судорожные подергивания, а после отмечаться слабость. Это так называемый синий приступ.

Бывают белые пароксизмы. Развиваются они в ответ на какую-либо травму: упал, ударился головой, тотчас побледнел и потерял сознание. В этот момент также возникает остановка дыхания. Длительность такого АРП тоже не превышает 30 – 60 секунд. После появляется сонливость.

Откуда берутся?

Долгое время АРП рассматривались как проявление истерии. Только возраст пациентов, а также годы наблюдений не подтвердили эту теорию. Учеными-неврологами было установлено, что на фоне плача происходит спазм мускулатуры гортани, приводящий к остановке дыхания. В более старшем возрасте у ребенка приступы истерики могут наблюдаться в классическом варианте.

Нужно уметь отличить АРП от синдрома апноэ , который встречается у недоношенных или маловесных детей, а также у малышей с заболеваниями нервной и сердечно-сосудистой системы. Это состояние – фактор риска синдрома внезапной смерти. Сами по себе АРП опасности не представляют, однако в будущем – это предпосылка для развития эпилепсии. Нельзя отрицать тот факт, что моменты отсутствия дыхания приводят к кислородному голоданию мозга, что не может не сказаться на его функционировании. Кроме того, АРП истощают нервную систему, что вызовет впоследствии расстройства памяти, мыслительной деятельности.

Отсутствие своевременной психокоррекции, может привести к нарушению социальной адаптации в детских коллективах.

Как не спутать с другими проблемами?

Чтобы отличить приступы истерики у ребенка 2 лет от АРП, следует учесть, что последние – явный протест на отказ родителей выполнить какое-либо желание или запрет заниматься любимым делом. Истерики не сопровождаются потерей сознания, падением мышечного тонуса. Они более продолжительные по времени, имеют целью привлечь максимальное внимание окружающих — ребенок плачет, топает ногами и т.д.

По данным зарубежных исследователей, АРП сопровождаются снижением гемоглобина и уменьшением содержания в крови железа. Это не является специфическим проявлением приступов, но может усугубить гипоксическое влияние на головной мозг.

Диагностический поиск

Для диагностики, а вернее для того, чтобы отличить АРП от других приступообразных состояний, в частности, от эпилепсии, применяется электроэнцефалография (ЭЭГ). Это методика регистрации биоэлектрических потенциалов головного мозга.

ЭЭГ – высокоточный способ отличить истинные эпилептические припадки от приступов другого рода, в том числе АРП. В современных клиниках есть возможность круглосуточной записи показателей физиологической мозговой деятельности одновременно с видеонаблюдением. Наряду с ЭЭГ, требуется электрокардиография для исключения болезней сердца, приводящих к остановке дыхания, а также спирография – метод, позволяющий уточнить причину остановки дыхания. Необходимо такое обследование в случаях сомнений относительно происхождения припадков или недостаточно четкого описания, представленного родителями.

Остановка дыхания вследствие спазма мускулатуры дыхательных путей бывает при бронхиальной астме и попадании инородного тела. При этих состояниях наблюдается кашель с приступами удушья у ребенка, при этом на фоне затянувшегося пароксизма может быть выраженная экспираторная одышка (на выдохе). Здесь не обойтись без прицельной консультации пульмонолога и аллерголога.

Лечение и коррекция поведения

Лечение аффективно-респираторных приступов, как и лечение любого другого заболевания должно быть комплексным и включать как медикаментозные, так и немедикаментозные методы . Коррекция этой патологии лежит в компетенции детского психоневролога, а своевременное перенаправление к узкому специалисту напрямую зависит от педиатра. Назначаются успокаивающие средства и препараты, нормализующие процессы возбуждения и торможения. Ребенок не нуждается в особых мероприятиях по оказанию неотложной помощи (искусственное дыхание или сбрызгивание водой). Приступ проходит самостоятельно. Мало того, ваши действия могут не на шутку испугать малыша.

Если у ребенка приступ возник впервые, сопровождается судорогами, которые трудно отличить от эпилептического даже специалисту, ребенка надо уложить на бок, так как в положении на спине существует опасность западения языка и удушения.

Примите меры для того, чтобы ребенок во время падения не поранился окружающими предметами.

С учетом психологического фактора, сложностей во взаимоотношениях между детьми и родителями, нестабильности детской психики, показаны консультация психолога. Эти методы имеют своей целью не лечение приступов, а стабилизацию внутрисемейного климата для предотвращения ситуаций, провоцирующих АРП.

Нормализация психологического климата

Учитывая незрелость физиологических процессов, регулирующих возбуждение и торможение в нервной системе, надо принимать меры, направленные на формирование у ребенка навыков контроля над эмоциями . Малыш не способен по-другому выразить эмоции и недостаточно хорошо разговаривает. Не стоит потакать чаду во всем и оберегать от переживаний из-за боязни спровоцировать приступ. В дальнейшем любой отказ вызовет реакцию. Если малыш находится постоянно дома, то лучше задуматься о посещении дошкольного заведения любого формата. Если же респираторные приступы у детей – реакция на детский сад, то стоит сделать перерыв в посещениях или сменить группу.

Малыш не должен переутомляться, испытывать чувство жажды или голода. Колебания уровня глюкозы крови тоже провокаторы АРП. Отрицательным моментом нередко служит излишняя любовь современных родителей к развивающим занятиям, когда малышу приходится посещать несколько школ раннего развития одновременно.