Неотложная помощь при бронхиальной астме. Приступ бронхиальной астмы — неотложная помощь

Бронхиальная астма представляет собой серьезное заболевание инфекционно-аллергической природы, при котором происходит приступообразное сужение нижних респираторных путей. Это ведет к ухудшению проходимости воздуха и провоцирует дыхательные нарушения. Вентиляционные расстройства становятся наиболее выраженными в случае осложненного течения болезни, в частности при астматическом статусе. Поэтому он требует своевременного оказания неотложной помощи.

Под астматическим статусом скрывается тяжелый приступ бронхиальной астмы, который затянулся на 24 часа и более. Он характеризуется выраженной обструкцией респираторного тракта (из-за отека, спазма, скопления слизи), нарастающей дыхательной недостаточностью и резистентностью к ранее проводимому лечению. Основными причинами возникновения астматического статуса считаются:

  • Неадекватная терапия.
  • Постоянный контакт с аллергенами.
  • Респираторные заболевания.
  • Прием некоторых медикаментов (бета-блокаторы, нестероидные противовоспалительные, антибиотики).

Клиническая картина определяется выраженностью дыхательной недостаточности и может варьировать от длительного приступа удушья (с экспираторной одышкой и свистящим дыханием) до коматозного состояния. Поэтому астматический статус представляет реальную угрозу для жизни и требует ургентных мероприятий.

Начальные действия

Алгоритм оказания помощи при астматическом статусе состоит из мероприятий, которые проводятся не только медицинским персоналом, но и людьми без соответствующего образования (родственники, прохожие). Последние как раз и могут быть рядом с пациентом, когда у него случился приступ. В подобном случае нужно провести ряд действий:

  1. Вызвать бригаду скорой помощи (все остальное осуществляется до ее приезда).
  2. Обеспечить приток свежего воздуха (расстегнуть воротник, послабить галстук, открыть форточку).
  3. Придать больному положение полусидя с упором на руки (так задействуются вспомогательные дыхательные мышцы).
  4. Успокоить пациента и не оставлять его одного.
  5. При наличии ингалятора (Вентолин, Беротек и пр.) помочь им воспользоваться.
  6. Не кормить и не поить больного.
  7. Приготовить препараты, принимаемые пациентом и медицинскую документацию для предъявления врачу.

Эти мероприятия несложны, но помогут человеку с астматическим статусом на начальном этапе, до приезда квалифицированного специалиста.

Первая помощь при астматическом статусе, как правило, оказывается людьми, окружающими больного.

Догоспитальный этап

Прибыв к пациенту, врач или фельдшер проводят оценку его состояния (на основании анамнеза и физикального обследования). Необходимо учесть время, прошедшее с момента начала приступа, вероятные факторы его развития и ответ на предшествующую терапию. Тяжесть обострения оценивают клинически и на основании функциональных методов (пикфлуометрия).

Целью лечебных мероприятий на догоспитальном этапе будет уменьшение бронхиальной обструкции и восстановление проходимости респираторного тракта. При астматическом статусе алгоритм неотложной помощи включает:

  • Ингаляцию увлажненного кислорода.
  • Ингаляционное введение сальбутамола или Беродуала.
  • Глюкокортикоиды внутрь или внутривенно (преднизолон, дексаметазон).

В качестве альтернативы можно вдыхать препараты через спейсер или небулайзер (сальбутамол, фенотерол, Пульмикорт). Если такой возможности нет, то последовательно вводят внутривенно эуфиллин и преднизолон. Все это проводится еще во время осмотра и при экстренной транспортировки пациента в стационар.

Госпитальный этап

Дальнейшая терапия пациентов с астматическим статусом проводится в стационаре. При крайне тяжелом состоянии больного госпитализируют в реанимационное отделение и переводятся на искусственную вентиляцию легких. В каждом из случаев постоянно осуществляется мониторинг жизненно важных показателей организма (частота пульса и дыхания, газовый состав и электролиты крови, пиковая скорость выдоха). Неотложная помощь при астматическом статусе на указанном этапе состоит из следующих мероприятий:

  1. Постоянная кислородотерапия (поддерживая оксигенацию крови не ниже 92%).
  2. Ингаляционное введение фенотерола (сальбутамола, Беродуала) через небулайзер с кислородом (в течение первого часа каждые 20 минут, затем через 60 минут до 4 часов).
  3. Дальнейшее применение сальбутамола (фенотерола) с ипратропия бромидом или Беродуала с кортикостероидами (метилпреднизолон, преднизолон, гидрокортизон) внутривенно или внутрь.
  4. Небулайзерная терапия будесонидом (Пульмикорт) трижды в сутки.

Если через 4–6 часов эффекта от проводимых мероприятий нет, то вводят эуфиллин путем внутривенной инфузии (капельно). Дополнительно при резистентности к бронхолитикам могут вводить магния сульфат. А в отдельных и крайне тяжелых случаях (очень осторожно) используют адреналин, вводя его подкожной инъекцией.

Аспириновая бронхиальная астма требует применения дексаметазона или триамцинолона. Антибактериальные препараты применяются лишь в ситуациях, когда соответствующее происхождение инфекции доказано (предпочтительны макролиды, фторхинолоны, цефалоспорины последних поколений). При астматическом статусе следует избегать назначения таких медикаментов:

  • Седативные и наркотические.
  • Пролонгированные бета-адреномиметики.
  • Антигистаминные.
  • Муколитики.
  • Растительного происхождения.

Препараты, не играющие существенной роли в купировании тяжелого приступа, не должны использоваться, избегая полипрагмазии (назначения большого количества лекарственных средств). Если же все вышеперечисленные меры оказались неэффективными, пациента подключают к аппарату искусственной вентиляции.

Алгоритм действий при оказании помощи на госпитальном этапе включает различные варианты медикаментозной поддержки с учетом тяжести патологии.

Критериями выписки из стационара становится полноценное купирование астматического статуса и ослабление тяжести обострения. Если же показатели вентиляции ниже нормальных (от 40 до 60%), то пациентам требуется дальнейшая амбулаторная терапия с постоянным медицинским наблюдением. Но в любом из случаев важно понимать, что только строгое соблюдение врачебных рекомендаций и длительный прием базисных препаратов позволят достичь контроля бронхиальной астмы и избежать ее тяжелых обострений.

Цель: оказать первую доврачебную помощь при приступе бронхиальной астме

Действия:

1.Необходимо немедленно вызвать врача.

2. Больному придать полусидячее положение

3. Освободить грудь от одежды

4. Обеспечить приток свежего воздуха

5. Спросить больного “не болен ли он бронхиальной астмой?” и есть ли у него с собой ингалятор.

Пользование карманным ингалятором.

Цель: введение в организм лекарственного вещества в форме аэрозоля (осуществляется больным).

Оснащение: баллончик с аэрозолем.

1. Снять с баллончика колпачок и повернуть его вверх дном.

2. Встряхнуть баллончик.

3. Сделать глубокий выдох.

4. Обхватив губами мундштук, сделать глубокий вдох, одновременно нажимая на дно баллончика: в этот момент выдается доза аэрозоля.

5. Задержать на несколько секунд дыхание, после чего вынуть мундштук изо рта и сделать медленный выдох.

6. Если глубокий вдох сделать не удается, то первую дозу аэрозоля можно распылить в полости рта.

7. Количество доз аэрозоля определяется врачом

Оценка эффективности: нормализация дыхания

30. ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОМ КРОВОТЕЧЕНИИ

Цель: оказать первую доврачебную помощь при первых признаках желудочного кровотечения

Желудочно-кишечное кровотечение - кроме язвенной болезни, может быть при раке желудка, циррозе печени из варикозно- расширенных вен пищевода, тромбозе воротной вены, наследственной геморрагической телеангиэктазии (синдром Ослера-Рандю), атеросклерозе желудочных сосудов, а также при травмах и отравлении едкими щелочами.

Симптомы: кратковременная слабость, позднее выделяется кашицеобразный, чёрного цвета, дёгтеобразный кал (мелена).

При выраженном кровотечении могут появиться головокружение, побледнение кожных покровов, похолодание конечностей, жажда, нарушение зрения, нередко полная или частичная потеря сознания. Пульс становится слабым, учащённым. Кровавая рвота начинается не сразу, а спустя несколько часов после начала кровотечения. Через 24 часа появляется мелена.

Действия:

1.Больному с кровотечением создают полный физический и психический покой;

2. Строгий! постельный режим.

3.Холод на эпигастральную область (пузырь со льдом)

4. Вызвать врача, хирурга

4.Кровоостанавливающие средства (10% р-р кальция хлорида -10 мл), витамин С.

5. По назначению врача - переливание крови, плазмы.

При лёгочном кровотечении, которое бывает при туберкулёзе, сифилитических, раковых язвах кишечника, неспецифическом язвенном колите, болезни Крона и т.д. тактика медсестры такая же.

31. Закапывание капель в глаза

1.По возможности установил доверительные отношения с пациентом

3.Обработал руки на гигиеническом уровне.

4.Осмотрел глаза, оценить состояние.

5.Обработал перчатки раствором хлоргексидина

6.Проверил соответствие названия капель назначению врача

7.Набрал нужное количество капель (2-3 капли для каждого глаза).

8.В положении больного сидя или лежа попросил его запрокинуть голову и посмотреть вверх.

9.Оттянул нижнее веко и, не касаясь ресниц (не подносить пипетку к глазу ближе чем на 1,5 см), закапал 1-2 капли в конъюнктивальную складку одного, глаза

10.Затем тоже самое другого глаза

    Промокнул ватным диском вытекающие капли

12.Использованные ватные диски поместил в соответствующие емкости для дезинфекции и утилизацией в отходы класса «Б» – одноразового.

13.Снял перчатки, погрузил в соответствующую емкость для дезинфекции с последующей утилизацией в отходы класса «Б».

14.Сделал запись о проведенной процедуре.

32. ЗАКАПЫВАНИЕ КАПЕЛЬ В УШИ

1.По возможности установил доверительные отношения с пациентом,.

2.Объяснил цель и ход процедуры, получил согласие на проведение

3Обработал руки на гигиеническом уровне.

4Осмотрел глаза, оценил состояние.

6Проверить соответствие названия капель назначению врача

7Наклонил голову больного в сторону, противоположную тому уху, в которое будут закапывать капли.

8.Оттянул ушную раковину больного левой рукой назад и вверх, а пипеткой в правой руке закапал капли в слуховой проход.

9Предложил больному оставаться в положении с наклоненной головой 1-2 минуты (чтобы жидкость не вытекала из уха

10.Ухо протер ватным шариком

11..Использованные ватные диски поместил в соответствующие емкости для дезинфекции и утилизацией в отходы класса «Б» – одноразового.

12.Снял перчатки, погрузить в соответствующую емкость для дезинфекции с последующей утилизацией в отходы класса «Б».

13.Сделал запись о проведенной процедуре.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература

п/п

Наименование, вид издания

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

Общий уход за больными в терапевтической клинике [Электронный ресурс].- Режим доступа: // www HYPERLINK "http://www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206". HYPERLINK "http://www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206"studm HYPERLINK "http://www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206"edib HYPERLINK "http://www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206"/ HYPERLINK "http://www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206"ru HYPERLINK "http://www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206"/ HYPERLINK "http://www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206"ru HYPERLINK "http://www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206"/ HYPERLINK "http://www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206"books HYPERLINK "http://www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206"/ HYPERLINK "http://www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206"ISBN HYPERLINK "http://www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206"9785970425206 .html

В.Н. Ослопов, О. В. Богоявленская.

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.

ЭБС Консультант студента

Основы ухода за хирургическими больными

[Электронный ресурс].- Режим доступа: // www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970425206.html

А.А. Глухов, А. А. Андреев, В. И. Болотских [и др.]

М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013.

ЭБС Консультант студента

Дополнительная литература

п/п

Наименование, вид издания

Место издания, издательство, год

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

Биоэтика

П.В. Лопатин, О. В. Карташова

М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010.

Уход за больными в хирургической клинике: учебное пособие.- Режим доступа: // www.studmedib/ru/ru/books/ISBN9785970414453 . html

А.А. Шевченко.

М: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

ЭБС Консультант студента

Неотложная доврачебная медицинская помощь: учебное пособие.

И.М. Красильникова, Е.Г. Моисеева

М: ГЭОТАР-Медиа, 2011.

Электронные ресурсы

1.ЭБС КрасГМУ

2.ЭНБ elibrary

3. ЭБС Консультант студента

Бронхиальная астма – это заболевание, в основе которого лежит хроническое аллергическое воспаление и гиперреактивность бронхов. Проявляется приступами затрудненного дыхания или удушья.

Приступ бронхиальной астмы – это острый эпизод экспираторного удушья, затрудненного и/или свистящего дыхания и спастического кашля.

Клиническая картина:

Легкий приступ:

· физическая активность и разговорная речь сохранены;

· одышка небольшая;

· небольшое втяжение яремной ямки при дыхании;

· умеренная тахикардия;

· дыхание свистящее, затруднен выдох;

· приступообразный сухой кашель.

Среднетяжелый приступ:

· физическая активность ограничена, разговорная речь – произносит отдельные фразы;

· ребенок возбужден;

· выражена экспираторная одышка;

· выраженная тахикардия;

Тяжелый приступ:

· физическая активность резко снижена, вынужденное положение;

· речь затруднена;

· возбуждение, испуг, «дыхательная паника»;

· резко выраженная одышка;

· резко выраженная тахикардия;

· участие вспомогательной мускулатуры и втяжение яремной ямки при дыхании.

Астматическое состояние:

· физическая активность резко снижена или отсутствует;

· разговорная речь отсутствует;

· спутанность сознания, коматозное состояние;

· тахипноэ или брадипноэ;

· парадоксальное торакоабдоминальное дыхание;

· брадикардия.

Этапы оказания неотложной помощи Обоснование
1. Успокоить ребёнка и родителей. Уменьшить эмоциональное напряжение, усиливающее бронхоспазм.
2. Усадить с опорой на руки (поза «ортопноэ»), расстегнуть стесняющую одежду Обеспечение экскурсии лёгких, уменьшение гипоксии
3. Обеспечить доступ свежего воздуха (провести ингаляцию увлажнённого кислорода) Развивается кислородная недостаточность
4. По возможности выявить аллерген и разобщить с ним ребёнка.
5. Дать тёплое щелочное питьё. Разжижение секрета и облегчение откашливания.
6. Сделать 1-2 вдоха из карманного ингалятора, которым обычно пользуется пациент (сальбутамол, беродуал, беротек) или с помощью небулайзера (беротек -10-15 капель; беродуал -10-20 капель на ингаляцию независимо от возраста) Устранение бронхоспазма
7. Через 20 минут произвести подсчёт ЧСС, ЧДД, измерить АД, оценить окраску кожных покровов Оценка эффективности проводимых мероприятий
8. Если эффекта нет, введение - 2,4% раствора эуфиллина - 1 мл/год жизни – в/в струйно медленно, разведённый в 0,9% растворе хлорида натрия. - В тяжёлых случаях – преднизолон -3-5 мг/кг Эуфиллин обладает значительным бронхолитическим действием. Преднизолон обладает мощным противоаллергическим действием.
3. Госпитализировать ребёнка при среднетяжёлом и тяжёлом приступе бронхиальной астмы, при отсутствии эффекта от брохолитической терапии. Больного транспортируют в положении сидя, не прекращая кислородотерапии. Для оказания квалифицированной помощи, продолжения плановой терапии.

Оснащение:

а) аппаратуру и инструментарий: оснащение для выполне­ния инъекций и парентеральных инфузий; теплое питье; небулайзер, система подачи кислорода;

б) лекарственные препараты: сальбутамол, беротек, бекотид, эуфиллин 2,4%-10,0; преднизолон.

АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ ПРИ ГИПЕРТЕРМИЧЕСКОМ СИНДРОМЕ.

Гипертермический синдром - это состояние глубокого нарушения терморегуляции у детей с повышением температуры тела до 39 и более за счёт избыточной теплопродукции и ограничения теплоотдачи.

Гипертермия - самый частый симптом заболевания у детей. Гипертермия - защитно-компенсаторная реакция, благодаря которой усиливается иммунный ответ организма на болезнь.

Причины:

1. инфекционного характера: ОРВИ, детские инфекционные заболевания, кишечные инфекции, пиелонефриты, острая ревматическая лихорадка, др.

2. неинфекционного характера: родовая травма, гипоксия, перегревание, обезвоживание, аллергические реакции, гипервитаминоз Д и т. д.

Тип гипертермии.

В зависимости от величины подъёма температуру делят на:

1. субфебрильную - 37 - 38 С

2. умеренную (фебрильную) - 38 - 39 С

3. высокую (пиретическую) - 39 - 41 (пиретос - жар)

4. гиперпиретическую - выше 41 С.

Виды гипертермии:

§ "Розовая" лихорадка ("красная", "тёплая"). Общее состояние страдает незначительно. Кожные покровы умеренно гиперемированы, тёплые, влажные. Ребёнок охотно пьёт воду. Теплопродукция равна теплоотдачи.

§ "Белая" лихорадка ("бледная", "холодная"). Ребёнок заторможен, вялый. Ощущение холода, озноб, бледность кожных покровов, мраморность, цианотичный оттенок ногтевых лож, губ, конечности холодные. Теплопродукция превышает теплоотдачу, так как происходит спазм периферических сосудов.

Жаропонижающая терапия показана:

Ø во всех случаях "бледной" гипертермии;

Ø при высокой лихорадке (выше 39,0 0 С) - вне зависимости от возраста ребёнка;

Ø при умеренной лихорадке (38,0 0 С) - у детей до 3 лет;

Ø при анамнестических сведениях о фебрильных судорогах, либо при сопутствующих заболеваниях сердца, лёгких, ЦНС.

Этапы оказания неотложной помощи при «розовой» лихорадке Обоснование
1. Уложить ребёнка в постель, раскрыть и раздеть ребёнка Повышение температуры – признак интоксикации. Для увеличения теплоотдачи и облегчения экскурсии лёгких
2. Обеспечить доступ свежего воздуха (провести кислородотерапию)
3. Провести мероприятия в зависимости от показателей температуры: · 37,0-37,5 0 С – назначить обильное питьё; · 37,5 -38,0 – провести физическое охлаждение (обтирание водой комнатной температуры, холод на область крупных сосудов) 38,0-38,5 0 С – энтерально ввести жаропонижающие средства (парацетамол – 5-10 мг/кг; ибупрофен – 5-10 мг/кг) · 38,5 0 С и выше в/м или в/в вести литическую смесь: анальгин, димедрол, папаверин – по 0,1 мл/год жизни Повышенная температура должна снижаться постепенно, то есть литически.
4. В течение 20-30 минут от начала проведения мероприятий постараться вызвать мочеиспускание у ребёнка Обеспечение выведения токсинов из организма
5. Через 20-30 минут термометрию повторить Контроль эффективнсти проводимых мероприятий. Через 20-30 минут температура должна снизиться на 0,2-0,3 0 С.
6. Следить за показателями ЧДД, ЧСС, АД
Этапы оказания неотложной помощи при «белой» лихорадке Обоснование
1. Успокоить ребёнка, уложить в постель Повышение температуры – признак интоксикации
2. Укрыть ребёнка, положить грелку к ногам, давать тёплое дробное питьё. Согревание восстанавливает кровоток в микроциркуляторном русле
3. Обеспечить доступ свежего воздуха (провести кислородотерапию) При гипертермии развивается гипоксия
4. Ввести в/м: - но-шпу (или папаверин или никотиновую кислоту) – 0,1 мл/год жизни; - 50% раствор анальгина – 0,1 мл/год; - 2,5% раствор пипольфена (супрастина, тавегила) – 0,1мл/год -При нарастании интоксикации можно использовать 2,5% аминазин – 0,1 мл/год в/м Белая гипертермия связана со спазмом периферических сосудов, который значительно нарушает процесс теплоотдачи. Для нейровегетативной зашиты
5. Измерить ЧДД, ЧСС, АД Контроль за динамикой состояния ребёнка
6. Измерить температуру тела через 30 минут Через 20-30 минут температура должна снизиться на 0,2-0,3 0 С.
7. Госпитализации подлежат: · дети первого года жизни, дети с «белой» лихорадкой, при неэффективности терапии; · дети с факторами риска (судорожного, гидроцефального, гипертензионного синдромов). Для оказания квалифицированной помощи, продолжения плановой терапии

Оснащение:

а) аппаратура и инструментарий: оснащение для выполне­ния инъекций и внутривенных инфузий; фонендоскоп, оснащение для физи­ческого охлаждения: пузырь для льда, стакан; емкость с водой, губка, бутылочки, пеленки (1-2 шт.); жид­кость для питья; грелки.

б) лекарственные препараты: димедрол 1%, анальгин 50%, папаверин 2%, пипольфен 2,5%; парацетамол (эффералган, панадол, тайленол, калпол и др.), ибупрофен, нурофен, стар­шим детям (старше 12 лет) ацетилсалициловую кислоту (аспирин «Упса», «Панадеин», «Солпадеин», «Колдрекс», «Темперал»).

Примечание: ацетилсалициловую кислоту, цефеконовые свечи детям раннего возраста с целью понижения температуры при вирусных инфекциях применять не рекомендуется.

Вы человек достаточно активный, который заботится и думает о своей дыхательной системе и здоровье в целом, продолжайте заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, и Ваш организм будет Вас радовать на протяжении всей жизни, и никакой бронхит вас не побеспокоит. Но не забывайте вовремя проходить обследования, поддерживайте свой иммунитет, это очень важно, не переохлаждайтесь, избегайте тяжелых физических и сильных эмоциональных перегрузок.

  • Пора бы уже задуматься о том, что Вы, что-то делаете не так…

    Вы находитесь в группе риска, стоит задуматься о вашем образе жизни и начать заниматься собой. Обязательна физкультура, а еще лучше начать заниматься спортом, выберите тот вид спорта, который больше всего нравится, и превратите его в хобби (танцы, прогулки на велосипедах, тренажерный зал или просто старайтесь больше ходить). Не забывайте вовремя лечить простуды и грипп, они могут привести к осложнениям на легких. Обязательно работайте со своим иммунитетом, закаляйтесь, как можно чаще находитесь на природе и свежем воздухе. Не забывайте проходить плановые ежегодные обследования, лечить заболевания легких на начальных стадиях гораздо проще, чем в запущенном виде. Избегайте эмоциональных и физических перегрузок, курение либо контакт с курильщиками по возможности исключите либо сведите к минимуму.

  • Пора бить тревогу! В вашем случае вероятность заболеть астмой огромна!

    Вы совершенно безответственно относитесь к своему здоровью, тем самым разрушая работу Ваших легких и бронхов, пожалейте их! Если хотите долго прожить, Вам нужно кардинально изменить все ваше отношение к организму. В первую очередь пройдите обследование у таких специалистов как терапевт и пульмонолог, вам необходимо принимать радикальные меры иначе все может плохо закончиться для Вас. Выполняйте все рекомендации врачей, кардинально измените свою жизнь, возможно, стоит поменять работу или даже место жительства, абсолютно исключите курение и алкоголь из своей жизни, и сведите контакт с людьми, имеющими такие пагубные привычки к минимуму, закаляйтесь, укрепляйте свой иммунитет, как можно чаще бывайте на свежем воздухе. Избегайте эмоциональных и физических перегрузок. Полностью исключите из бытового обращения все агрессивные средства, замените на натуральные, природные средства. Не забывайте делать дома влажную уборку и проветривание помещения.

  • Приступ бронхиальной астмы может настигнуть пациента в любом месте и способен угрожать жизни из-за нарастающей дыхательной недостаточности, спровоцированной спазмом и сужением просвета респираторных путей. Чтобы помочь больному, необходимо иметь представление о том, как действовать и какие препараты можно применять самостоятельно. Об алгоритмах базовой помощи читайте в статье.

    Как проявляется острый приступ астмы?

    Симптомы чаще всего возникают внезапно, однако есть вероятность первоначального развития «предвестников»:

    • беспокойство;
    • повышенная потливость;
    • заложенность носа;
    • чихание;
    • зуд кожи и слизистых оболочек;
    • сыпь (по типу крапивницы в виде волдырей).

    Непосредственно приступ астмы проявляется рядом симптомов:

    1. Одышка (экспираторная – с затруднением выдоха).
    2. Мучительный кашель (сухой или малопродуктивный) с выделением в конце приступа вязкой «стекловидной» мокроты.
    3. Шумное дыхание с участием вспомогательных мышц (шеи, плечевого пояса, груди, спины), появлением втяжений между ребрами.
    4. Дистанционные (слышные на расстоянии от пациента) сухие свистящие, иногда также и влажные хрипы.

    Чтобы облегчить дыхание, пациент принимает вынужденную позу: туловище наклонено кпереди, руки упираются в колени.

    В основе патогенеза (механизма развития) астмы лежит реакция гиперреактивности (повышенной чувствительности) бронхов к раздражителям (триггерам).

    Ими могут становиться аллергены, холодный воздух, химикаты, физическая нагрузка. Возникает спазм – непроизвольное судорожное сокращение гладкой мускулатуры, приводящее к сужению просвета дыхательных путей. Кроме этого, появляется отек слизистой оболочки. Происходит нарушение легочной вентиляции и оттока бронхиального секрета, нарастает гипоксия (кислородное голодание организма).

    Что такое астматический статус?

    Это тяжелый приступ заболевания, который не купируется дольше 6 часов. Компоненты патогенеза те же, что и при классическом обострении:

    • спазм;
    • отек;
    • повышенная секреция слизи.

    Наблюдается острая обструкция бронхиального дерева – иначе, непроходимость (вначале частичная, в финальной стадии астматического статуса – полная, приводящая к асфиксии (удушью)). Чем тяжелее дыхательная недостаточность, тем ярче выражен цианоз – синюшная окраска кожных покровов. Вначале его можно видеть только в области носогубного треугольника, позже – на любом участке тела.

    На первом этапе развития астматического статуса пациент в сознании, его беспокоит одышка, кашель. Через некоторое время наступает фаза декомпенсации («немого легкого»). Хрипы исчезают, хотя сохраняется шумное свистящее дыхание; частота сердечных сокращений нарастает (тахикардия), психическое и двигательное возбуждение сменяется угнетением сознания, вероятны галлюцинации. На третьей, терминальной стадии наступает кома, вызванная кислородным голоданием. Дыхание поверхностное, аритмичное, наблюдаются судороги.

    Неотложная помощь при бронхиальной астме

    Она может быть оказана как окружающими людьми, так и в крайних случаях самим пациентом (если у него сохраняется дыхание, сознание и способность адекватно оценивать происходящие события).

    Как купировать приступ бронхиальной астмы?

    Необходимо действовать в двух направлениях сразу:

    1. Успокоить пациента.

    Волнение усиливает бронхоспазм и в целом неблагоприятно сказывается на состоянии. Если вы оказались рядом с больным, не оставляйте его одного, сохраняйте спокойствие и выдержку, старайтесь не выказывать излишней нервозности.

    1. Прекратить действие триггера.

    Если это пища, помогите больному прополоскать рот, при вдыхании паров химикатов нужно немедленно покинуть помещение, где они распылены или хотя бы проветрить его.

    Также купирование приступа бронхиальной астмы включает последовательность действий:

    • обеспечить удобное положение (сидя лицом к спинке стула или другого предмета мебели с подушкой, уложенной под грудь – так, чтобы появилась устойчивая опора для рук);
    • открыть окно для притока свежего воздуха;
    • расстегнуть узкий воротничок рубашки, снять тяжелый свитер, мешающий дыханию;
    • воспользоваться портативным карманным ингалятором (пациенты, которым известно о болезни, обычно носят его при себе);
    • при неэффективности лекарств или стремительном ухудшении состояния (нарастание одышки, цианоза) вызвать «Скорую помощь» с указанием повода «Бронхиальная астма, острый приступ».

    Можно с осторожностью пользоваться отвлекающими приемами – растиранием грудной клетки, массажем стоп, горячей ножной или ручной ванной.

    Также хорошо помогает теплое питье (например, молоко с содой или минеральная вода), однако одышка может сопровождаться нарушением глотания, при котором давать его не следует.

    Карманный ингалятор – это устройство, которое содержит фиксированное количество доз лекарственного аэрозоля. Обычно это препарат группы бета2-агонистов короткого действия – например, Сальбутамол (Вентолин) или Фенотерол (Беротек). Их можно использовать для устранения бронхоспазма на любой стадии течения астмы. Даются в количестве 1-2 доз, если нет эффекта, через 20 минут ингаляцию повторяют. При отсутствии результата нужно вызвать врача; дополнительное вдыхание лекарств сопряжено с риском возникновения побочных последствий (слабости, тахикардии, головной боли).

    Алгоритм действий при астматическом статусе

    Доврачебная первая помощь совпадает с принципами, уже описанными в предыдущем разделе:

    • открыть окно;
    • расстегнуть или снять стесняющую одежду;
    • помочь больному принять удобное положение;
    • вызвать «Скорую».

    Аэрозоли из карманных ингаляторов при астматическом статусе, как правило, неэффективны.

    К активным ингредиентам группы бета2-агонистов развивается частичная резистентность (устойчивость), и даже многократное вдыхание результата не дает. Справиться с ней можно с помощью ингаляции лекарств через небулайзер, однако этот прибор не всегда есть под рукой. Кроме того, при астматическом статусе необходимы специализированные мероприятия:

    Эти действия выполняются медицинской бригадой «Скорой помощи» и врачами в отделении больницы, так как требуют владения определенными профессиональными навыками и использования специального оборудования. Пациента с зарегистрированным астматическим статусом госпитализируют в стационар (транспортировка на носилках в положении сидя).

    Чего делать нельзя?

    Неправильное оказание помощи может усугубить состояние. При приступе астмы запрещается:

    • пытаться уложить пациента в постели горизонтально (как на спину, так и на живот);
    • давать препараты, стимулирующие кашель и разжижающие мокроту (Амброксол, Пектолван);
    • кормить и поить больного (кроме однократного эпизода употребления горячего щелочного питья при отсутствии значительного нарушения глотания);
    • предлагать таблетки или капсулы при выраженной одышке;
    • осуществлять попытки ввести препараты в дыхательные пути пациента, потерявшего сознание;
    • повторять ингаляции бета2-агонистов чаще, нежели разрешено на этапе первой помощи.

    Оказание неотложной помощи детям

    Если острый приступ астмы наблюдается у ребенка, необходимо:

    1. Помочь пациенту принять полусидячее положение.
    2. Открыть окно, расстегнуть одежду.
    3. Спокойно разговаривая с ребенком, постараться снизить его нервозность и убедить глубоко и ровно дышать.
    4. При отсутствии выраженной одышки, мешающей глотать и/или аллергии, предложить домашнее средствотеплое молоко, в которое добавлена сода. Пить его нужно понемногу. Как альтернатива при непереносимости используется щелочная минеральная вода.
    5. Дать антигистаминные препараты (Зиртек, Цетрин), если приступ связан с реакцией индивидуальной чувствительности.
    6. Воспользоваться отвлекающими процедурами (например, горчичниками на грудь или горячей ванной для ног).
    7. Помочь осуществить ингаляцию лекарства (Сальбутамол, Беротек).

    При отсутствии эффекта от медикаментов следует позвонить в «Скорую». Если у ребенка наблюдаются признаки астматического статуса, сделать это нужно немедленно – ожидание сопряжено с высоким уровнем риска для жизни, а к лекарствам развивается резистентность. Требуется сообщить диспетчеру не только повод для вызова, но и то, что пациент – ребенок (с указанием возраста).

    У детей первых трех лет жизни аэрозольные ингаляторы могут не дать результата.

    Альтернативой становится введение лекарства через небулайзер или применение препаратов группы бета2-агонистов в виде таблеток или сиропа в возрастных дозировках. Лечение с участием медицинской бригады может включать введение глюкокортикостероидов, кислородотерапию и другие мероприятия, направленные на устранение бронхоспазма и гипоксии.