Лечение рака в тибетской медицине: причины и условия. Сведения о раке в тибетской медицине

Проблема раковых заболеваний сегодня волнует все человечество. Ежегодно на земном шаре рак уносит миллионы жизней. По частоте смертности рак занимает второе место после сердечнососудистых поражений. Раком болеют люди всех рас и национальностей. Однако в различных регионах частота распространения раковых заболеваний имеет свои особенности, зависящие от климатогеографических условий, национальных обычаев, привычек, материального благосостояния, питания, режима, условий труда и т. п. Один из крупных советских онкологов А. В. Чаклин указывал, что «в различных местностях и у отдельных групп населения существует выраженное отличие в частоте отдельных локализаций злокачественных опухолей, как в структуре заболеваемости, так и в структуре смертности. Исследование краевой патологии злокачественных опухолей касается многих сторон жизни населения и выходит за узко медицинские рамки». Статистические данные о раковых заболеваниях многих стран мира свидетельствуют о том, что смертность людей от рака непрерывно растет. Еще в 1962 г. научный руководитель Американского противоракового общества Камерон в своей книге «Правда о раке» писал: «Полвека назад о раке легкого почти не было слышно. За последние годы он превратился в одну из самых распространенных форм злокачественных опухолей». Это действительно так, особенно среди населения крупных промышленных центров. Ученые частоту рака легкого связывают с хроническими заболеваниями легких, интенсивным загрязнением атмосферного воздуха, курением. Что касается рака пищевода и желудка, то эти локализации исключительно редко встречаются в странах Юго-Восточной Азии и довольно часто в Японии, Монголии, Бурятии, Якутии, Казахстане и т. д. Причину подобной географии этих локализаций рака, вероятно, необходимо искать не только в национальных особенностях питания, вредных привычках. Она должна представлять собой целый комплекс предрасполагающих к раку пищевода и желудка условий и факторов, включая климатoгеографические, биохимический состав пищи, эволюцию пищевого рациона в смысле прогрессирующей рафинизации и т. д.


Н. К. Рерих и его сын Юрий Николаевич не случайно организовали в Урусвати-Гималайском институте научных исследований онкологическую лабораторию и изучение лекарственных растений тибетской медицины. Они еще в те времена подметили редкость раковых заболеваний в Гималайском регионе и связывали это, прежде всего, с природными условиями и характером питания местного населения. Юрий Николаевич по этому поводу писал: «Мы располагаем интересными данными, оправдывающими исследования в области раковых заболеваний в этой части земного шара, где раковые заболевания встречаются относительно редко. Изучение местного питания может привести к важным открытиям».

Изучение древних источников индо-тибетской медицины свидетельствует о том, что и в те далекие времена рак существовал, и тогда люди стремились избавиться от этого страдания, изыскивая лечебные средства из окружающей природы. За последние десятилетия определенная часть ученых не без основания обращается к опыту древних медицинских систем разных регионов. Одним из блестящих положительных доказательств этого является созданный американскими учеными противоопухолевый препарат винбластин (винкристин) из индийского растения барвинок.

В тибетской классификации заболеваний уделялось определенное место злокачественным новообразованиям. По тем временам мы находим достаточно обоснованные общие теоретические рассуждения о причинах и способствующих факторах так называемых «истощающих, злокачественных заболеваниях». Хотя в этих догадках и концепциях не существовало понятий о канцерогенах, митозе клеток, метастазировании, тибетские медики знали о раковых заболеваниях и относили их к невосполительным («холодным») болезням, развивающимся на фоне состояния «мэ-ням» — «угасания огня, энергии» (снижение, потеря функции органов и систем). Раковые заболевания описывались вместе с тяжелыми истощающими, хроническими, почти не излечивающимися заболеваниями. Во многих случаях они описаны как конечные стадии хронических болезней. Однако в 4-й главе III тома «Чжуд-ши» в патологии физиологического процесса «бад -кан» (дословно «слизи») описаны заболевания пищеварительного тракта, в частности пищевода, желудка. Болезни бад-кан считаются «холодными».

Из описанной в 7-й главе III тома «Чжуд-ши» клинической картины патологии системы бад-кан можно с наибольшей уверенностью отнести к предраковому состоянию желудка болезнь под названием «бад-кан подложечки». Причиной этой болезни считается нарушение регуляторных механизмов системы рлунг, снижение так называемого «огня желудка» (переваривающей функции), а способствующими факторами — чрезмерное употребление плохо измельченной пищи, несовместимой пищи, незрелых плодов, переедание . Больные с болезнью «бад-кан подложечки» жалуются на боли в области желудка, потерю аппетита, плохое усвоение пищи, облегченное состояние на голодный желудок .

Для того чтобы проследить клиническую мысль в неразрывной последовательности, приведем описание еще двух болезней желудка. Болезнь «бад-кан жаг-диг». В клинике болезни указываются «частая отрыжка, чувство давления в области желудка, боли, рвота съеденной пищей, отвращение к пище, сильное похудание , поносы, запоры и т. д.» Болезнь, называемая «бад-кан мэ-ням» («бад-кан с угасанием огня») характеризуется «вздутием, распиранием живота , чувством давления в желудке, частой отрыжкой, поносом непереваренной пищей, нарастанием слабости, высыханием мяса (истощение), а в конечной стадии — отеком с водянкой (асцитом)».

Системно-структурный подход в анализе основных теоретических положений и конкретных текстов позволяет установить единую последовательность и логическую связь в описаниях заболеваний желудка, которые мы идентифицировали с ахилическим гастритом — предраковым состоянием (бад-кан подложечки), на фоне которого развивается рак желудка. Клиника болезни «бад-кан с угасанием огня» соответствует представлениям тибетских врачей о раке желудка в поздних, запущенных стадиях.

О том, что тибетские врачи знали о раке, свидетельствует классическое описание клиники рака пищевода под названием «гул-гаг бад-кан» («бад-кан запирающий»). Изменения в пищеводе сравниваются с «налетом или накипью на стенках горлышка кувшина». В развитии этой болезни различаются три стадии. В начальной стадии сужение пищевода, боли за грудиной и в подложечной области, чувство задержки пищи в пищеводе. В стадии разгара — затрудненное глотание жидкой и твердой пищи, боли в пищеводе, отрыжка слизью, колющие боли в области «вороньих глаз » (область грудинно-ключичных сочленений), одышка , истощение, нарастание слабости. В конечной же стадии описывается картина полной непроходимости пищевода: «Пища не доходит до желудка, застревает за грудиной, в момент приема пищи возникает кашель , рвота, икота, хрипота». Далее в тексте сказано: «в начальном и в периоде разгара болезни мудрецы болезнь могут излечить, а в запущенных стадиях болезнь заканчивается смертью».

Таким образом, описанные клинические признаки болезней пищевода и желудка с достоверностью свидетельствуют о том, что в тибетской медицине имелись определенные знания по распознаванию и лечению онкологических заболеваний.

Для современных исследователей опыт тибетской медицины по профилактике и лечению ранних форм раковых заболеваний может представлять известный интерес. Общий принцип фармакотерапии в тибетской медицине, заключающийся в восстановлении нарушения равновесия «трех систем», остается первой иерархической ступенью в терапии предрака и рака. Вторая ступень вытекает из теоретического положения о механизме возникновения опухолей в желудке и пищеводе — «угасания огня», т. е. снижения или потери функции. Поэтому терапевтические мероприятия преследуют цель «повышения огня» — восстановления функции органа. Отсюда становится понятным назначение лекарственных средств, воздействующих на активизацию системы мкхрис, ответственную за секреторную функцию в пищеварительном тракте. Третьей ступенью в терапии является назначение симптоматических средств. В числе лекарственных растений при ахилическом гастрите и раке желудка в рецептурных прописях в различных комбинациях встречаются имбирь , миробалан, гранат , редька , хмель белая, гвоздика, мускатный орех, кардамон, долгий редька обладают в определенной степени противоопухолевым эффектом. Известно, что антимитотические средства, или цитостатики, главным образом являются соединениями растительного происхождения. Основными носителями цитостатических свойств в препаратах растительного происхождения является, прежде всего, класс полифенольных соединений (лейкоантоцианидины: кумарины, флавоноиды). Сбор и накопление банка данных по химической структуре лекарственных растений — компонентов препаратов, применявшихся при лечении предопухолевых и опухолевых состояний, дают нам возможность проводить поиски в двух основных направлениях. Первое — поиск специфических цитостатиков, второе — поиск средств-протекторов, или радио-химиосенсибилизаторов. Второе направление более перспективное в онкологической практике наших дней, ибо мы имеем довольно большой перечень эффективных цитостатиков, показавших великолепные результаты в эксперименте. К сожалению, при введении в организм больного они поражают не только раковые, но и нормальные клетки , обладают таким образом высокой токсичностью, которая довольно часто является ограничением их использования до желаемого эффекта. А препараты растительного происхождения могут играть роль протекторов, повышающих иммунобиологические механизмы в организме, химио-радиорезистентность нормальных клеток

При работе с пациентами в тибетской медицине учитываются все причины и условия для возникновения заболевания, не зависимо от того, угрожает эта болезнь жизни или же это всего лишь простуда . Др. Пунцог Вангмо (Phuntsog Wangmo)

Опухоли мы называем Дже, что означает результат. Когда мы говорим о Дже, он может быть положительным или отрицательным. Положительный результат – это как фрукт, хороший фрукт, созревший, вкусный, он отражает положительный результат работы. Другой результат – если мы говорим о заболевании, раке, опухоли. Это накопление негативных эмоций, нарушения в работе организма или разума, которые отбирают жизнь. Это мы называем Джебу. Раковые заболевания также называются Джебу, потому что они отбирают жизнь.

Итак, почему возникает Джебу? Потому что наш организм, как мы уже говорили, сформирован из пяти элементов. Есть три единства существующих энергий. Лунг поддерживает наше здоровье и функционирование организма - пока с ним все хорошо, мы здоровы и счастливы. Если есть баланс, организм здоров. Из корне здоровья растут три ветви. Первый – здоровье, здесь 50 листьев, которые отражают функции. Второй – составляющие организма. Третья ветвь представляет отходы. Второй ствол становится нездоровым из-за первых трех листьев – это причины заболевания, необязательно само заболевание. Причины подразделяются на долгоиграющие и краткого действия. Последние причины были хорошо освещены в предыдущих докладах, я не буду останавливаться на них, поэтому я больше буду говорить о долгоиграющих причинах, о предрасположенности к заболеваниям.

Почему мы называем их непрямыми причинами заболевания? Например, это можно сравнить с луком. Наши знания – это не первый слой, это более глубокое, сокровенное знание.

Существуют три основных фактора для возникновения заболевания – привязанности, ненависть и безразличие. Мы называем их тремя ядами. Смотрите, если у вас есть яд, вы должны быть очень аккуратны, обращаясь с ним, потому что любой, кто вступит в контакт с этим ядом, умрет. Поэтому мы не можем оставить его на столе в открытом доступе. То же самое и с эмоциями – мы не должны выставлять их на всеобщее обозрение, иначе все будут отравлены. В чем преимущество, если мы это осознаем? Мы можем взять контроль над эмоциями. Или, говоря проще, мы можем ими управлять. Если же мы не осознаем этого, то эмоции руководят нами. То есть мы находимся в их власти. Если у нас сильная зависимость, сильная зависть, ненависть или безразличие, мы не можем соответствовать нашим ритмам, что бы мы ни делали, у нас будут проблемы. Мы начинаем сами создавать проблемы.

Итак, как мы можем контролировать эти три яда? Есть 84 000 томов книги знаний. Может быть, эти знания очень важны, может быть нет. Цель в том, чтобы контролировать и управлять этими тремя ядами. Например, у вас очень сильная злость – в отношении кого-то, кого вы считаете врагом, худшим человеком на земле. Прежде чем принимать этот негатив, подумайте. По сути, у нас нет определения, что такое хорошо или плохо. У нас также нет окончательного определения правильного и неправильного. Подумайте, то, что вы считаете хорошим, я могу опровергнуть, хотя вы можете считать это неправильным.

У нас нет окончательного определения того, что такое хорошо, плохо, правильно, неправильно – у нас нет абсолютного стандарта, определения. Мы все не любим страдать, поэтому мы все соглашаемся, что то, что заставляет нас страдать – плохо. В этом соглашаются все религии, люди всех цветов, всех стран. Почему? Потому что мы все уникальные организмы, созданные из пяти элементов. Пока у нас есть физическое тело, душа и дух, мы не любим страдать. Будда говорит, что надо рассматривать свой организм как пример и не заставлять других людей или существ страдать, не надо вредить им.

Если мы слишком эмоциональны – что происходит? Пока пять элементов находятся в балансе, наш организм похож на бесценный цветок. Очень свежий, красивый, хорошо функционирующий, приятно пахнущий – настоящий цветок. Мы говорим, что наш организм чистый, как стакан воды, потому что основная составляющая нашего организма – вода. Но потом, если у нас возникают негативные эмоции, мы как будто добавляем грязь, темные чернила в эту воду. Таким образом, вода нашего организма тоже становится все грязнее и грязнее, все более загрязненной. И в какой-то момент, ее больше нельзя пить. Итак, это корень наших болезней.

Например, мы покупаем новую чашку, и каждый день мы пьем из нее чай или кофе. Постепенно внутри накапливаются красители, остатки этого кофе. Аналогично и в нашем организме – он накапливает остатки наших эмоций. Остатки безразличия накапливаются, осаживаются по пути движения водных элементов. Ненависть – в кровеносных сосудах и лимфатических сосудах и органах – печени, мочевом пузыре и т.д. Если у вас есть все эти эмоции, их остатки откладываются во всех органах и тканях – костях, костном мозге и т.д. Они манифестировали после того, как начали аккумулироваться.

Что происходит? Они постепенно накапливаются и, как только достигают определенного значения, происходит манифестация. Затем появляются симптомы и возникает патология. В тибетской медицине мы не лечим симптомы. Что мы пытаемся делать – успешно или не успешно, независимо от того, серьезное это заболевание или нет, угрожающее жизни, или просто простуда, мы стараемся добраться до корня заболевания. Как говорилось раньше, большую роль играет нарушение обмена веществ.

Каковы условия для возникновения заболевания? Как правило, пациентами становятся пожилые люди и те, у кого наблюдаются нарушения системы пищеварения. По этому причине, если вы хотите предотвратить раковое заболевание, очень важно есть органическую пищу, приготовленную на пару, вареную.

Сегодня я постараюсь сфокусироваться на раке груди.

Почему я выбрала это направление? По нескольким причинам. Во-первых, эта проблема широко распространена – практически каждая вторая женщина страдает от этой проблемы. Женщина – мать, мать – это основа, мать – это дом, дом – это то, куда мы возвращаемся. Где у нас есть привязанности – это дом. Если материнское здоровье не в порядке, отец, дети, дом в целом – все оказывается не в порядке.

Грудь – очень особенная мышца, она не такая, как обычные мышцы, поскольку состоит из множества трубочек, лимфатических сосудов, собранных вместе. Грудь создана для образования молока тогда, когда оно нужно. Грудь связана со всеми органами, особенно, с репродуктивными органами, с тем, что мы в тибетской медицине называем Дан – иммунной системой.

Кроме того, грудь напрямую связана с лифматическими «станциями». В ней расположен один из элементов – земля. Все эти пункты, собранные вместе, делают грудь очень уязвимой, подверженной заболеваниям.

В большинстве случаев, если симптомы только возникли, то уже слишком поздно. Первый симптом может возникать во сне, выражаться в энергии, в чертах личности, изменении характера, а затем, в конечном итоге, что-то проявится. Именно тогда мы говорим, что уже немного слишком поздно. Признаки во сне могут появиться за несколько месяцев, несколько лет до проявления симптомов.

В тибетской медицине мы различаем несколько типов снов, которые связаны с вашей повседневной жизнью через то, что вы видели, слышали, испытывали, о чем вы молились. Или что-то, что вы делаете, во что вы вкладываете много усилий, и как только вы заканчиваете это, вы видите определенный сон.

Эти пять снов могут случаться, а могут и не случаться. Например, я хочу стать миллионером или миллиардером, я постоянно молюсь об этом, и вот мне снится сон, что я выигрываю в лотерею. Я просыпаюсь, но ничего из этого не происходит. Поэтому мы и говорим, что сны могут не сбываться. Не надо всегда верить снам. Но есть другой сон: остатки энергии или эмоций скапливаются в каналах, каналы сужаются все больше, и это может проявиться во сне. Вот такие сны очень информативны.

Когда возникают симптомы, например, тошнота, стреляющая боль, опухоль, вы чувствуете тесноту, напряжение в этом месте, вы чувствуете эту область. Если у вас есть такие симптомы, я бы сказала, необходимо предпринять меры. После этого появятся симптомы, которые каждый может обнаружить. Опухоль может быть доброкачественной или агрессивной. Когда вы трогаете опухоль и она мягкая, гладкая под пальцами, цвет ровный, как бы блестящий, по этим симптомам можно сказать, что опухоль неагрессивна. Агрессивна она, как правило, тогда, когда при пальпации ощущаются отдельные ее участки, цвет кожи становится более бледным, или кожа становится неровной и темной. Такая опухоль поглощает резервы организма и питательные вещества гораздо быстрее, приводя к смерти.

Говоря о диете, я бы хотела сказать, что независимо от того, какой у вас вид рака, постарайтесь не есть слишком острые, кислые и горькие продукты. Почему? Кислые продукты содержат элементы огня и ветра. Когда у вас агрессивный рак, у вас уже есть воспаление. Причина рака связана или с лимфой или с кровью. Мы говорим проще – заболевание вызвано ненавистью. Кислый вкус связан с элементами огня и земли, в итоге, заболевание развивается быстрее.

То же самое с острыми продуктами. В перце чили – элементы огня и ветра, поэтому он способствует распространению заболевания, именно поэтому мы и не любим такие продукты.

Возьмем в качестве примера горечь кофе. Горечь поднимает элементы лунг, а заболевание съедает все питательные вещества в организме, так что у больного и так преобладают элементы воздуха. Плюс, если мы пьем кофе, мы удваиваем вредоносный эффект. Как только возникает переизбыток элементов воздуха, организм высыхает быстрее. Во-вторых, заболевание распространяется сильнее, быстрее и более агрессивно. По этим двум причинам надо стараться избегать таких продуктов и напитков во время терапии.

Чем вы должны питаться, так это тем, что рекомендовал вам врач. Вы должны стараться заниматься . Польза не только в движении, но и в дыхании.

Поскольку наш организм состоит из пяти элементов, нам нужна еда, содержащая все пять элементов. Как мы можем получить все элементы? Есть два пути. Первый – просто употреблять соответствующую пищу, пополняя внутренние запасы элементов в организме. Второй – через дыхание.

Заболевания раком связаны не только с питанием. В окружающей среде есть провоцирующие факторы, а это значит, что нам нужен антидот. Тибетские медики говорят, что существуют четыре категории заболевания:

  • Очень мелкие заболевания, незначительные, как простуда. Их можно лечить, но и без лечения все будет хорошо.
  • Заболевания, связанные с угрозой жизни. Их обязательно надо лечить.
  • Кармические заболевания, что значит, вы сделали что-то плохое в одной из прошлых жизней, мы не знаем точно, что и когда, но сейчас вы платите за это, или страдаете из-за этого.
  • Провокационные заболевания. Кармические заболевания нельзя лечить с помощью медицины. Даже если вы будете принимать самые лучшие травы, вам это не поможет. Что надо делать – надо постараться оплатить тот негатив, который вы совершили: через благотворительность, например, став полезным обществу и т.д. Если заболевание связано с провокацией, надо лечить дух, в сочетании с диетой, образом жизни, травотерапией. Нам также нужны ритуальные практики.

В завершении я хочу сказать, что если вы узнали, что у вас рак, не стоит ставить на своей жизни крест. Сегодня есть масса способов, терапий, методов. И каким-то образом вы найдете то, что подходит именно вам. Вам просто надо быть сильным внутри. Как только вы почувствуете силу, знайте, что все будет хорошо. Кто бы вас ни лечил, доверяйте ему, и тогда все будет хорошо.

Это мандала буддийской медицины. Когда-то четыре группы студентов следовали учениям Будды. Теперь у нас есть четыре основных типа лечения. Неважно, какой религии или культуре мы принадлежим, мы все живые существа, все люди. Мы хотим быть здоровыми и счастливыми и не любим страдать. Поэтому мы держимся за руки, касаемся сердцем сердца, стараемся работать вместе на пользу всего живого. Спасибо!

II конференция по Интегративной медицине, Барселона, Испания
перевод с небольшими изменениями - ustinova.info

Тибетские врачи принципиально не специализируются: поскольку тибетская медицина – холическая, то есть исцеляет организм в целом, дробить его на фрагменты, как это делает западная медицина, не принято. И хотя бессмысленно задавать тибетскому врачу вопрос, лечение каких болезней дается ему успешней, в Тибете тоже есть свои светила, снискавшие славу в чем-то определенном.

Так, доктор Еши Донден, с 1960 года более двадцати лет бывший личным врачом Его Святейшества далай-ламы XIV, всегда считался уникальным специалистом по лечению заболеваний желудочно-кишечного тракта и почек, а в последние годы о нем идет слава как об исцеляющем от рака. Свой почетный пост личного врача далай-ламы 84-летний Еши Донден передал более молодому коллеге, а сам остался частным врачом, в маленькой клинике которого на центральной улице Верхней Дхарамсалы (район Мак-Леод Ганж) всегда многолюдно.

Самого доктора я в клинике не застал – Еши Донден находился в командировке в США. Поэтому со мной беседовал его ассистент, доктор Тензин.

Он рассказал, что Еши Донден приехал в Дхарамсалу в 1959 году вместе с первой группой тибетских беженцев и начинал в месте изгнания организовывать все, без чего сегодня невозможно представить себе микроцивилизацию свободного Тибета в Северной Индии. Институт Мен-ци-кханг – тоже детище Еши Дондена. Если в прежние годы патриарх тибетской медицины принимал по сто двадцать человек в день, сегодня это число пришлось снизить вдвое. А популярность Еши Дондена за полвека выросла неизмеримо. Соответственно, запись к нему ведется на несколько недель вперед.

Принимая больного, Еши Донден с первых минут общения визуально определяет его ньепу – тип по тибетской конституции, принимает от пациента заблаговременно принесенную им мочу, проводит визуально-обонятельный анализ и сразу же вслед за ним – пульсовую диагностику. Этих сведений, как правило, достаточно для постановки диагноза.

Определив заболевание и степень его развития, Еши Донден назначает тибетское лекарство и пишет памятку больному по необходимому в его случае образу жизни (примечательно, что очками доктор до сих пор не пользуется). Памятку он прикалывает к пакету с лекарством и, если это необходимо, записывает пациента на следующий прием. Во время аудиенции, которая редко длится дольше четверти часа, может прозвучать всего несколько слов. Еши Донден не любитель разговаривать: слова, считает он, материя летучая – прозвучали и улетели. Поэтому все должно быть записано на бумагу и вручено пациенту.

Большим общепризнанным достижением Еши Дондена считается лечение гепатита, причем главными лекарственными препаратами в этом случае становятся тибетские травы, которые Еши Донден вместе с учениками собирает на склонах окрестных гор.

Из других заболеваний Еши Донден успешно излечивает болезни печени, полипы в пищеводе, артриты, болезни крови, ментальные проблемы и проблемы мозга.

Отдельной строкой в этом перечне стоит рак, успехи Еши Дондена в борьбе с которым составили всемирную славу этому доктору. Именно онкологические больные – самые часто встречающиеся визитеры в Дхарамсалу со всего мира. Многие, в основном приехавшие издалека, живут здесь месяцами и даже годами. Большинство из них, как свидетельствует доктор Тензин, выздоравливают или радикально улучшают свое самочувствие.

Разумеется, результат тем лучше, чем на более ранней стадии заболевания обратился пациент. Еще лучше, когда заблаговременно обращается человек из группы онкологического риска: курящий, или работающий на экологически вредном производстве, или человек, у кого кто-то из прямых предков умер от рака. Такому человеку самое время заняться профилактическими мерами, которые, скорей всего, позволят ему не оказаться в числе онкологических пациентов.

К числу этих мер следует отнести духовное здоровье, под которым прежде всего надо понимать веру в Бога и образ жизни религиозного человека (верующие, по любым статистическим выкладкам, заболевают раком значительно реже атеистов), умеренное питание и правильное с точки зрения соответствия конституциональному типу, максимально возможное пребывание на чистом воздухе, использование чистой питьевой воды и регулярное очищение организма.

Не уходя в специальный и весьма дифференцированный для разных групп пациентов разговор об очищении организма, доктор Тензин отметил общую для всех, универсальную очистительную процедуру, многократно доказавшую свою эффективность – очищение растительным маслом. Эта процедура чрезвычайно полезна для людей, отягощенных различными видами хронических заболеваний, особенно аллергических. В Индии для такого очищения обычно используют нерафинированное кунжутное масло, но также подойдет оливковое и даже обычное подсолнечное.

Проводят процедуру утром, сразу после сна, до приема пищи. Человек берет в рот столовую ложку растительного масла и рассасывает ее, не глотая, в течение минимум десяти минут, после чего выплевывает вспенившуюся жидкость. В ней содержится много вредных, отравляющих организм веществ, которые скопились в организме за ночь и в ходе рассасывания вытягиваются из крови в масло.

Для очищения кишечника и нормализации его микрофлоры дважды в день, перед завтраком и перед сном, рекомендуется принимать столовую ложку пшеничных отрубей вместе со стаканом молочнокислого продукта (в Тибете это кумыс, в России привычней нежирный кефир). Процедура продолжается в течение десяти дней с непременным недопущением запоров. Здоровым людям такое профилактическое очищение кишечника рекомендуется повторять каждые два-три месяца, людям с хроническими заболеваниями – каждый месяц, причем желательно с соблюдением ритмичного цикла.

Более мягкое повседневное очищение кишечника включает в себя ежевечерний стакан молочнокислого продукта с добавлением чайной ложки морской капусты и двух таблеток (либо одной чайной ложки) аюрведического препарата Liv-52. Регулярное очищение такого рода нормализует стул.

Запас прочности организма возрастает при разумном использовании адаптогенов (доктор Тензин назвал мне несколько тибетских и индийских аюрведических препаратов этого класса, но оговорился, что в каждой климатической зоне лучше использовать свои, более привычные адаптогены, которые может посоветовать лечащий врач; в России для профилактики рака обычно применяют один из двух адаптогенов – золотой корень или элеутерококк). Принимают их так, чтобы утром человек получал адаптоген стимулирующего типа, а вечером – успокаивающего. Требуется осторожность в применении стимулирующих адаптогенов тем, кто склонен к гипертонии. Но даже в этом случае оптимальное сочетание стимулирующих и успокаивающих адаптогенов (его также отыскивает лечащий врач) позволяет решить задачу.

Хотя большинство населения Индии – вегетарианцы, в целом тибетская медицина не считает эту крайность нормой питания. Однако когда речь идет о питании онкологических больных и профилактике раковых заболеваний, доля растительной пищи в общем рационе должна составлять две трети. Иначе говоря, две трети энергетической ценности пищи человек должен получать от овощей, фруктов и злаков и лишь одну треть поделить между белками и жирами.

Особую профилактическую ценность имеют все сорта орехов, злаки – пшеница, греча, овес, ячмень; ягоды – облепиха, калина, брусника, клюква, малина, ежевика, крыжовник, шиповник, земляника, черника, черноплодная рябина, красная и черная смородина; лук и чеснок, петрушка, укроп, сельдерей, шпинат, свекла, морковь, капуста – брюссельская, брокколи и белокочанная; кресс-салат, хрен, репа, редька; чечевица, соя, горох, фасоль; красный перец, баклажаны, помидоры, картофель, тыква, дыня, яблоки, апельсины, мандарины, грейпфруты, вишня, чернослив, абрикосы, виноград темных сортов.

Особо выделяются профилактическими качествами такие морепродукты, как мидии, водоросли, трепанги.

Травяные чаи собирают из смеси высушенных трав календулы, иван-чая, листьев малины и смородины, с микроскопическими (на уровне приправ-пряностей) добавками душицы и мяты, и заваривают чайную ложку в стакане кипятка.