Реализация сестринского процесса на этапах обеспечения. Сестринский процесс: понятие, цель, этапы. Обеспечивать организацию и контроль питания

  • Экономика и география государства
  • Социальные тенденции в обществе
  • Отношение медицинских работников к выполняемым обязанностям
  • Отношение медицинского персонала к социальным условиям и обществу в целом
  • Положение системы здравоохранения в государстве
  • Отношение к медицинскому делу человека, непосредственно дающего определение, а также многое другое

Определения сестринского дела, которые могут дать:

  • врачи
  • медицинские сестры
  • пациенты и их близкие
  • работники системы образования
  • социальные служащие
  • страховые агенты, будут очень сильно отличаться

Всероссийская научно-практическая конференция, прошедшая в 1992г. в Галицино, «По теориям сестринского дела» дала примерно следующее определение данной науке:

Сестринское дело – часть медицинского ухода за здоровьем , направленная на устранение насущных и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменчивой окружающей среды.

В 60-х годах Комитетом Экспертов сестринское дело было определено как «практика человеческих взаимоотношений», а медсестра «должна уметь заметить потребности человека (как индивидуального человеческого существа), вызванные заболеванием.

В 1961 году Вирджинией Хендерсон – американской медицинской сестрой и преподавателем – было дано наиболее устоявшееся и каноничное определение, гласящее:

Сестринское дело – помощь в оказании больному или здоровому человеку тех действий, которые имеют отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, которые пациент предпринял бы сам, обладая он необходимыми силами, навыками и знаниями, волей.

Причем, делается это так, чтобы пациент как можно скорее приобрел полную самостоятельность.

В 1984 году американскими медсестрами было дано определение:

Медицинская сестра – это человек , который питает, лелеет, защищает; и всегда готов помочь слабому.

Тем не менее, первой такое определение дала Флоренс Найтингейл («Записки об уходе» — 1859 год), гласящее, что:

Сестринское дело – это действие по использованию окружающей среды пациента для его же выздоровления. При этом, выходит, что медицинская сестра не лечит, а создает самые оптимальные условия для естественного природного выздоровления.

Флоренс искренне считала, что наиболее важными задачами медсестры является:

  • уход за больным (создание условий при которых болезнь не наступает);
  • уход за здоровым человеком (помощь в том, чтобы испытывать удовлетворение от жизни даже в момент болезни).

Она же первой стала утверждать, что навыки врача и медицинской сестры – это совершенно разные вещи, затрагивающие различные пласты теоретических и практических знаний.

Отличия врачебной и сестринской профессии

Все усилия, предпринимаемые врачами (независимо от рода деятельности и подходов) направлены на изучение, описание и борьбу с болезнью. При этом, те же принципы применяются как во врачебной, так и в исследовательской (научной) практике. Но каждое заболевание ставит перед пациентом и другие вопросы, которые необходимо решать.

Например, врач, победивший недуг в виде травмы позвоночника, не учитывает возможных последствий в виде снижения двигательной активности, понижения мышечного тонуса и пр., но такие проблемы для пациента не менее важны, чем само избавление от недуга. И здесь на помощь приходит медицинская сестра.

Именно она должна обучить пациента адаптации к новым условиям, связанным с перенесением тяжелой болезни. Она помогает пациенту организовать оптимальные методы самоухода, найти свое место в обществе, обучает элементарным основам самогигены и профилактики.

Значит, сестринское дело, прежде всего, ориентировано на человека (личность, частичку социума, общественную единицу) а не на болезнь. При этом основной задачей становится решение проблем, связанных с изменениями в нормальном ритме жизни.

Отсюда следует, что сестринское дело обладает громадным потенциалом и может самостоятельно рассматриваться вровень с врачебной дисциплиной. Значит, обязанности медицинской сестры куда шире, чем простое выполнение назначений врача. На нее возлагается:

  • уход за пациентом
  • оказание необходимой помощи
  • сохранение здоровья
  • профилактика заболеваемости
  • реабилитация
  • облегчение страданий
  • обучение и консультация пациентом

Как руководитель, медсестра должна обладать задатками лидера, менеджера, психолога и педагога. При этом ее деятельность не ограничивается ни:

  • социальными
  • политическими
  • религиозными
  • государственными
  • расовыми
  • возрастными
  • половыми
  • личностными
  • какими-либо другими рамками, а распространяется везде и повсюду

Международный Совет сестер (1987 год) дал еще одно определение сестринскому делу:

Сестринское дело – это составная часть системы здравоохранения , направленная на укрепление здоровья, профилактику заболеваемости, предоставление психосоциальной помощи и ухода лицам, страдающим заболеваниями, нетрудоспособным всех типов.

Данная помощь оказывается как в рамках медицинского учреждения, так за его стенами: на дому, в полевых условиях, везде, где в этом имеется потребность.

1. Сестринское обследование .

2. Сестринская диагностика.

3. Планирование сестринского вмешательства.

4. Реализация сестринского плана (сестринское вмешательство).

5. Оценка результата.

Этапы последовательны и взаимосвязаны.

1 этап СП - сестринское обследование .

Это сбор информации о состоянии здоровья пациента, его личности, образе жизни и отражение полученных данных в сестринской истории болезни.

Цель : создание информативной базы о пациенте.

Фундамент сестринского обследования составляет учение об основных жизненно важных потребностях человека.

Потребность есть физиологический и (или) психологиче­ский дефицит того, что существенно для здоровья и благополу­чия человека.

В сестринской практике используется классификация потреб­ностей Вирджинии Хендерсон (Модель сестринского дела В. Хендерсон, 1966 г.) , которая всё их многообразие свела к 14-ти наиболее важным и назвала их видами повседневной деятельности. В своей работе В. Хендерсон использовала теорию иерархии потребностей А. Маслоу (1943г.). По его теории, одни потребности для человека более существенны, чем др. Это позволило А. Маслоу классифицировать их по иерархической системе: от физиологических (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший уровень). А. Маслоу изобразил эти уровни потребностей в виде пирамиды, поскольку именно эта фигура имеет широкое основание (основу, фундамент), как и физиологические потребности человека, являются основой его жизнедеятельности (учебник стр. 78):

1. Физиологические потребности.

2. Безопасность.

3. Социальные потребности (общение).

4. Самоуважение и уважение.

5. Самовыражение.

Прежде чем думать об удовлетворении потребностей высшего уровня, необходимо удовлетворить потребности низшего порядка.

Учитывая реалии российского практического здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предлагают осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фун­даментальных потребностей человека:


1. Нормальное дыхание.

3. Физиологические отправления.

4. Движение.

6. Личная гигиена и смена одежды.

7. Поддержание нормальной температуры тела.

8. Поддержание безопасности окружающей среды.

9. Общение.

10. Труд и отдых.


Основные источники информации о пациенте


пациент члены семьи, обзор

мед. персонал мед. документация данные спец. и мед.

друзья, обследований лит-ры

прохожие

Методы сбора информации о пациенте


Таким образом, м/с оценивает следующие группы параметров: физиологические, социальные, психологические, духовные.

субъективную – включает чувства, эмоции, ощущения (жалобы) самого пациента относительно своего здоровья;

М/с получает два вида информации:

объективную – данные, которые получены в результате наблюдений и обследований, проводимых медсестры.

Следовательно, источники информации также разделяются на объективные и субъективные.

Сестринское обследование является независимым, и не может подменяться врачебным, т. к. задача врачебного обследования - назначить лечение, в то время как сестринского - предоставить мотивированный индивидуализированный уход.

Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определённой форме.

Сестринская история болезни - юридический протокол документ самостоятельной, профессиональной деятельности медсестры в рамках её компетенции.

Цель сестринской истории болезни - контроль за деятельностью медсестры, выполнением ею плана ухода и рекомендаций врача, анализ качества оказания сестринской помощи и оценка профессионализма медсестры.

2 этап СП – сестринская диагностика

- это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние, с желательным указанием вероятной причины такой реакции.

Цель сестринской диагностики : проанализировать результаты обследования и определить, с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья, а так же определить направление сестринского ухода.

С точки зрения медицинской сестры, проблемы появляются то­гда, когда у пациента, в силу определенных причин (болезнь, трав­ма, возраст, неблагоприятная обстановка), возникают следующие затруднения:

1. Не может самостоятельно удовлетворить какие-либо из потребностей или у него возникают трудности в их удов­летворении (например, не может принимать пищу из-за болей при глотании, не может передвигаться без дополни­тельной опоры).

2. Пациент удовлетворяет свои потребности самостоятельно, но то, как он их удовлетворяет, не способствует сохранению его здоровья на оптимальном уровне (например, при­страстие к жирной и пряной пище чревато заболеванием пищеварительной системы).

Проблемы м.б. :

Существующие и потенциальные.

Существующие – это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент.

Потенциальные – те, которые не существуют, но могут появиться с течением времени.

По приоритетности проблемы классифицируются как первичные, промежуточные и вторичные (приоритеты, следовательно, классифицируются аналогично).

К первичным относят проблемы, связанные с повышенным риском и требующие экстренной помощи.

Промежуточные не представляют серьезной опасности и допускают отсрочку сестринского вмешательства.

Вторичные проблемы не имеют прямого отношения к заболеванию и его прогнозу.

На основании выявленных проблем пациента медсестра приступает к постановке диагноза.

Отличительные особенности сестринского и врачебного диагнозов:

Врачебный диагноз сестринский диагноз

1. выявляет конкретное заболевание выявляет ответную реакцию пациента

или сущность патологического на болезнь или свое состояние

процесса

2. отражает врачебную цель – вылечить сестринскую – решение проблем

пациента при острой патологии пациента

или вывести заболевание в стадию

ремиссии при хронической

3. как правило, правильно поставленный меняется периодически

врачебный диагноз не меняется

Структура сестринского диагноза:

1 часть – описание ответной реакции пациента на болезнь;

2 часть – описание возможной причины такой реакции.

Например : 1ч. – нарушение в питании,

2ч. – связанное с низкими финансовыми возможностями.

Классификация сестринских диагнозов (по характеру реакции пациента на болезнь и своё состояние).

Физиологические (например, пациент не удерживает мочу при напряжении). Психологические (например, пациент боится не проснуться после наркоза).

Духовные - проблемы высшего порядка, связанные с пред­ставлениями человека о его жизненных ценностях, с его вероисповеданием, поисками смысла жизни и смерти (одиночество, чувство вины, страх смерти, потребность в святом причастии).

Социальные - социальная изоляция, конфликтная ситуация в семье, финансовые или бытовые проблемы, связан­ные с выходом на инвалидность, переменой места житель­ства и т.д.

Таким образом, в модели В. Хендерсон сестринский диагноз всегда отражает дефицит самоухо­да, имеющийся у пациента, и направлен на его замещение и пре­одоление. Как правило, у пациента одновременно диагностируется не­сколько проблем, связанных со здоровьем. Проблемы пациента учитываются одновременно: сестра решает все проблемы, которые ставит, в порядке их значимости, начи­ная с самых важных и далее по порядку. Критерии выбора порядка значимости проблем пациента:

Главное, по мнению самого пациента, самое тягостное и па­губное для него либо препятствующее осуществлению самоухода;

Проблемы, способствующие ухудшению течения заболевания и высокому риску развития осложнений.

3 этап СП – планирование сестринского вмешательства

Это определение целей и составление ин­дивидуального плана сестринского вмешательства отдельно для каждой проблемы пациента, в соответствии с порядком их значи­мости.

Цель : Исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные проблемы, разработать стратегию достижения поставленных целей (план), определить критерий их выполнения.

Для каждой приоритетной проблемы записываются конкретные цели ухода, а для каждой конкретной цели нужно подобрать конкретное сестринское вмешательство.

Тема 2.31.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. Учебные цели:

формировать профессиональные компетенции

Сестринское дело (Лечебное дело)

ПК 4(7).3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждений здравоохранения и на дому.

ПК 4(7).5. Оформлять медицинскую документацию.

Формировать знание о способах реализации сестринского ухода.

2. Развивающие цели:

Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней (ОК 4(7).1.);

3. Воспитательные цели:

Способствовать развитию способности организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем (ОК 4(7).2.).

Исходный материал

Тема 2.34. Способ реализации сестринского ухода – сестринский процесс

Сестринский процесс – метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам. Сестринской процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от неё не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентом, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники».

Что дает сестринский процесс для практики? Какие ставит цели?

Определяет конкретные потребности пациента в уходе;

Выделяет из ряда существующих потребностей приоритеты по уходу и ожидаемые результаты ухода, кроме этого, прогнозирует его последствия;

Определяет план действий, стратегию, направленную на удовлетворение нужд пациента;

Оценивает эффективность проведенной работы, эффективность сестринского вмешательства;

Гарантирует качество оказания помощи, которое можно проконтролировать.

Цель сестринского процесса – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных потребностей человека, чтобы обеспечить пациенту даже в состоянии болезни приемлемое качество жизни.

Преимущество внедрения методологии сестринского процесса для сестринского образования и сестринской практики:

Системный и индивидуальный подход к обеспечению сестринского ухода;

Активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода;

Возможность широкого применения стандартов профессиональной деятельности ;

Эффективное использование времени и ресурсов, которые направлены на решение основных потребностей и проблем пациента;

Универсальность метода;

Пациент получает всестороннее и качественное медицинское обслуживание;

Качество предоставляемой помощи и профессионализм медицинско й сестры документируются;

Демонстрирует уровень профессиональной компетенции, ответственность и надежность медсестринской службы, медицинского обслуживания;

Гарантирует безопасность проведения медицинского обслуживания.

Сестринский процесс состоит из пяти этапов. Каждый этап является существенной стадией в решении проблем пациента и тесно взаимосвязан с другими четырьмя этапами.

Первый этап – сестринское обследование.

Сестринское обследование делится на субъективное и объективное.

Субъективное обследование позволяет изучить мнение пациента о его состоянии. При проведении субъективного обследования в основном используется метод опроса. Субъективная информация о пациенте представлена четырьмя разделами:

1. Общие сведения о пациенте (фамилия, имя, отчество, место проживание, место работы (учебы), группа инвалидности, данные полиса обязательного медицинского страхования, группа крови, резус-фактор, способ транспортировки, врачебный диагноз).

2. Проблемы пациента в настоящее время (жалобы).

3. История (anamnesis) болезни (когда началось заболевание, как началось, как развивалось, какое проводилось обследование, лечение и его эффективность).

4. История (anamnesis) жизни (условия, в которых рос и развивался человек; перенесенные заболевания, операции, травмы; профессиональные вредности; наличие вредных привычек; питание; наследственность; аллергологический анамнез ; дополнительно изучается материальное положение пациента, его интересы, вероисповедание ; социальное окружение).

Объективное сестринское обследование позволяет получить объективную (профессиональную) точку зрения на состояние пациента. В данном случае используются осмотра пациента, в том числе физическое обследование (пальпация – прощупывание, перкуссия – простукивание, аускультация – прослушивание), дополнительные методы диагностики (лабораторная и инструментальная диагностика).

При проведении сестринского обследования важно знать об источниках информации о пациенте :

1. Сам пациент.

2. Немедицинское окружение пациента (близкие, родственники).

3. Медицинское окружение пациента (другие медицинские работники, которые также работают с пациентом).

4. Медицинская документация (амбулаторная карта больного и другие).

5. Медицинская литература (можно пополнить свои знания, если встретился пациент с редким заболеванием).

Цель данного этапа – собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для того, чтобы создать информационную базу данных о нем, о его состоянии в момент обращения за помощью. Насколько умело сестра сможет расположить пациента к необходимому разговору, настолько полноценна будет полученная ею информация. Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определенной форме. Цель сестринской истории болезни - контроль за деятельностью медицинской сестры, выполнением ею плана ухода и рекомендация врача, анализ качества оказания сестринской помощи и оценка профессионализма медицинской сестры.

Как только медсестра приступила к анализу полученных в ходе обследования данных, начинается второй этап сестринского процесса – сестринская диагностика . Сестринская диагностика предполагает четкую интерпретацию собранной информации в сестринский диагноз, который содержит в себе:

1. Нарушенные потребности пациента.

2. Проблемы пациента (настоящие, потенциальные, приоритетные).

Потребность – это физический, психосоциальный или духовный дефицит, который человек испытывает на протяжении всей жизни, и который ему необходимо постоянно восполнять для гармоничного роста и развития. Американский психологи Авраам Маслоу изучил побудительные мотивы поведения человека, и выделил 14 основных потребностей, расположил их в порядке подчиненности (от низших физиологических к высшим психосоциальным) в виде пирамиды.

Нарушение удовлетворения той или иной потребности называется проблемой пациента.

Проблемы могут быть настоящими , то есть существующими в настоящий момент. Потенциальные проблемы – это проблемы, которых нет, но они могут возникнуть, например, риск развития осложнений существующего заболевания.

Кроме того, все проблемы пациента можно разделить на три условные группы:

Физиологические проблемы (проблемы, связанные с нарушением здоровья – кашель, насморк, боли различной локализации, тошнота, рвота, одышка и т. д.);

Психосоциальные – конфликты в семье, на работе, дефицит общения, замкнутость, отрешенность и т. д.;

Духовные – проблемы, связанные с религиозной сферой жизни пациента (необходимость помолиться, покаяться и т. д.).

Для систематизации проблем и определения очередности их решения выделяют приоритетные проблемы, то есть главные. Среди приоритетных проблем определяют первичный, промежуточный и вторичный приоритеты.

Первичные приоритеты – проблемы, связанные с заболеванием, и требующие неотложного решения (например, неотложные состояния).

Промежуточные приоритеты – проблемы, связанные с заболеванием, но не требуют неотложного решения, решаются постепенно в плановом порядке.

Вторичные приоритеты – проблемы, не связанные с заболеваниями, не требующие неотложного решения (например, конфликт в семье).

Критерии выбора приоритетов:

1. Острые, неотложные состояния.

2. Проблемы, наиболее важные на взгляд пациента.

3. Проблемы, которые могут привести к развитию осложнений.

4. Проблемы, решение которых повлечет за собой решение других проблем.

Сестринский диагноз при остром бронхите :

Нарушенные потребности – дышать, быть здоровым, поддерживать температуру тела, работать. Преимущественно нарушена потребность «дышать».

Настоящие проблемы – сухой кашель, заложенность носа, фебрильная лихорадка (38,3˚С), слабость.

Первичный приоритет – фебрильная лихорадка (38,3˚С).

Промежуточный приоритет – слабость, заложенность носа, сухой кашель.

Вторичного приоритета в данном случае нет.

Потенциальная проблема – риск развития острой дыхательной недостаточности.

Формулируем сестринский диагноз – нарушение дыхания: фебрильная лихорадка (38,3˚С), слабость, заложенность носа, сухой кашель, риск развития острой дыхательной недостаточности, связанные с острым бронхитом.

Отличие сестринского и врачебного диагнозов

Врачебный диагноз

Сестринский диагноз

Интерпретация заболевания

(острый бронхит)

Описание нарушенных потребностей и проблем пациента (нарушение дыхания: фебрильная лихорадка (38,3˚С), слабость, заложенность носа, сухой кашель, риск развития острой дыхательной недостаточности, связанные с острым бронхитом)

Ставится один

Сестринских диагнозов может быть несколько

Не изменяется, если поставлен правильно

Может меняться со временем (в течение 2-3 дней может быть решена проблема заложенности носа или фебрильная лихорадка, в связи с этим изменится формулировка сестринского диагноза)

Ставится одному человеку

Может быть поставлен группе людей, обществу

После обследования пациента и установления сестринского диагноза, медсестра формулирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а также методы, способы, приемы, необходимые для достижения цели. Она переходит к третьему этапу сестринского процесса – определение целей и планирование сестринских вмешательств.

Планирование сестринского ухода состоит из четырех ступеней:

Определение ожидаемых результатов (целей сестринского ухода – краткосрочных и долгосрочных),

Определение типов сестринского вмешательства (составление плана сестринских вмешательств - зависимых, взаимозависимых, независимых),

Обсуждение плана ухода с пациентом,

Ознакомление с планом других членов бригады медицинской помощи для обеспечения непрерывности обслуживания.

Постановке целей сестринского ухода необходима по следующим причинам: она дает направление для индивидуального сестринского ухода, сестринских действий и используется для определения эффективности этих действий. Постановка целей должна соответствовать определенным требованиям: цели должны быть реальными и достижимыми, должны иметь конкретные сроки (принцип «измеряемости»).

Существует два вида целей:

Краткосрочные (достигаются в срок не более двух недель, например, у пациента снизится температура тела до субфебрильных цифр в течение 2 часов после приема жаропонижающих средств и сестринского ухода);

Долгосрочные (достигаются в срок более двух недель и до бесконечности, например, у пациента полностью восстановится подвижность правой верхней конечности через 1 месяц в результате проведения комплекса реабилитационных мероприятий – массажа, ЛФК, физиотерапии).

При составлении целей сестринского ухода необходимо помнить об их компонентах :

Действие (то, чего хотим достичь, например, у пациента снизится температура тела до субфебрильных цифр, или у пациента полностью восстановится подвижность правой верхней конечности);

Условие (посредством чего достигаем цели, например, после приема жаропонижающих препаратов и сестринского ухода, или в результате проведения комплекса реабилитационных мероприятий);

Критерий (дата, время, расстояние, например, в течение 2 часов, или через 1месяц).

Для чего нужен план сестринского ухода? План ухода координирует работу сестринской бригады, сестринский уход, обеспечивает его преемственность, помогает поддерживать связь с другими специалистами и службами. Письменный план ухода уменьшает риск некомпетентного ухода. План обязательно предусматривает участие пациента и его семьи в процессе ухода. Он включает критерии оценки ухода и ожидаемые результаты.

При составлении плана сестринского ухода все вмешательства медицинская сестра делит на три категории, выбор которой основывается на нуждах пациента:

- независимые сестринские вмешательства – предусматривают действия медицинской сестры по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача или указаний от других специалистов. Например: обучение пациентов навыкам самоухода, оказание ему помощи в адаптации к его болезненному состоянию, расслабляющий массаж, советы относительно его здоровья (беседы о вреде и борьбе с вредными привычками, о рациональном или лечебном питании и т. д.), обучение членов семьи приемам ухода за больным и т. д.

- зависимые сестринские вмешательства – выполняются медицинской сестрой на основании назначений и рекомендация врача, под его наблюдением. В данном случае медицинская сестра выступает в роли исполнителя. Например, подготовка пациента к диагностическому обследованию, медикаментозное лечение, выполнение некоторых медицинских процедур (применение грелки, пузыря со льдом, постановка клизм и т. д.).

В условиях гарантии качества медицинской помощи медицинская сестра также не должна пассивно выполнять все назначения врача. Она должна уметь определить, является ли данное назначение необходимым для пациента, правильно ли подобрана доза лекарственного средства, учтены ли противопоказания, совместимо ли это лекарство с другими препаратами, назначенными пациенту. Медицинская сестра не перепроверяет врача в данном случае, а помогает ему, так как врач, как и любой другой человек, может ошибиться. Необходимо помнить, что медицинская сестра, выполняя неверное или ненужное назначение врача, также ответственная за последствия, как и тот, кто его назначил.

- взаимозависимые сестринские вмешательства – предусматривают совместную деятельность медицинской сестры с другими специалистами – физиотерапевтом, инструктором по ЛФК, сотрудниками социальной помощи.

Ответственность медсестры одинаково велика для всех типов сестринских вмешательств.

По итогам третьего этапа сестринского процесса, медицинская сестра оформляет карту сестринского процесса (на данном этапе заполняются все колонки, кроме последней):

Составив план сестринских вмешательств, медицинская сестра переходит к его выполнению, то есть к четвертому этапу сестринского процесса – реализация плана сестринских вмешательств . Его целью является оказание помощи пациенту в удовлетворении его основных потребностей; обучение и консультирование самого пациента и членов его семьи (при необходимости).

Медицинская сестра выполняет намеченный план, применяя несколько методов ухода: это помощь, связанные с жизненными ежедневными потребностями, уход для достижения терапевтических целей, уход для достижения хирургических целей, уход для облегчения достижения целей медицинского обслуживания (создание благоприятной окружающей среды, стимулирование и мотивирование пациента) и т. п. Каждый из методов включает теоретические и клинические навыки.

Потребность пациента помощи может быть временной, постоянной или реабилитирующей. Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода, например, при вывихах, мелких хирургических вмешательствах и т. д.. Постоянная помощь требуется пациенту на протяжении всей жизни – при ампутации конечностей, при осложненных травмах позвоночника и костей таза, при параличе после острого нарушения мозгового кровообращения и т. д.. Реабилитационная помощь – процесс длительный, его примером может служить ЛФК, массаж, дыхательная гимнастика, беседа с пациентом.

Среди методов осуществления мероприятий по уходу большую роль играет беседа с пациентом совет, который может дать медицинская сестра в определенной ситуации. Совет – это эмоциональная, интеллектуальная и психологическая помощь , которая помогает пациенту подготовиться к настоящим или предстоящим изменениям, возникающим из-за стресса, который всегда присутствует при любом заболевании и облегчает межличностные отношения между больным, семьей, медицинским персоналом. В число пациентов, которым требуется совет, относятся и те, которым нужно приспособиться к здоровому образу жизни – бросить курить, похудеть, увеличить степень подвижности и т. д.

На данном этапе пациент выступает в качестве соучастника в процессе оказания сестринской помощи, а не является пассивным наблюдателем.

Проводя четвертый этап сестринского процесса, медицинская сестра осуществляет два стратегических направления:

1. Наблюдение и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории болезни.

2. Наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестринских действий по уходу, связанных с постановкой сестринского диагноза, и регистрация полученных результатов в сестринской истории болезни.

На этом этапе проводится и корректировка плана, если изменяется состояние пациента и поставленные цели не реализуются.

Нередко медицинская сестра работает в условиях дефицита времени, что связано с неукомплектованностью сестринскими кадрами, большим количеством пациентов и т. д. В этих условиях медицинская сестра должна определить: что должно быть выполнено немедленно; что должно выполняться по намеченному плану; что может быть сделано, если останется время; что можно и нужно передать по смене.

Осуществление сестринских вмешательств сопровождается постоянной оценкой качества оказываемой помощи, т. е. медсестра переходит к пятому этапу сестринского процесса – оценка результатов и коррекция сестринского ухода. Медицинская сестра проводит сравнение полученных результатов с поставленными целями, оценивает эффективность запланированных сестринских вмешательств, осуществляет дальнейшее планирование сестринского ухода. Процесс итоговой оценки необходим для завершения сестринского процесса и для того, чтобы проанализировать:

Успешное продвижение пациента к запланированным целям или наоборот;

Достижение желаемых результатов или наоборот;

Необходимость в дополнительной помощи.

Важное значение на данном этапе имеет мнение пациента о проведенных сестринских мероприятиях. Оценка всего сестринского процесса производится в том случае, если пациент выписывается, если его перевели в другое отделение, если он скончался.

Оценку можно интерпретировать как «положительную» , если полученные результаты совпали с намеченными целями; в этом случае, сестринский процесс может быть завершен. Если цели не достигнуты или достигнуты частично, в этом случае оценка интерпретируется как «отрицательная» , и требуется пересмотр плана сестринского ухода и его коррекция.

Задание для закрепления и систематизации новых знаний

Используя конспект, заполните предложенные схемы:

Источники информации о пациенте:

1.____________________________

2.____________________________

3.____________________________

4.____________________________

5.____________________________

Список использованных источников

1. Двойников, сестринского дела. Учебное пособие для студентов факультета высшего сестринского образования [Текст]/ , .- ГП «Перспектива».- Москва.- 2002.-160с.

Сестринская диагностика - II этап сестринского процесса

Цели сестринского диагноза - проанализировать результаты обследования и определить, с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья, а также наметить план сестринского ухода.


После завершения обследования пациента медсестра переходит к установлению сестринского диагноза. Греческое слово "распознавание, определение" для врача означает установление причин страдания на основе выявления симптомов.

Сестринский диагноз – это продуманный вывод, основанный на анализе и интерпретации информации, полученной при обследовании, он дискутируется на реакциях пациента, связанных со здоровьем, а не на распознавании болезней.

Чтобы понять смысл и важность сестринского диагноза, необходимо знать эволюцию сестринского диагноза.

Обсуждение этой проблемы началось в 30-е годы в США. В медицинской литературе, посвященной работе медсестер, содержится много определений "диагностики медсестры". Было опубликовано множество статей "за" и "против" применения сестринского диагноза. Эти определения изменялись по мере того, как термин "диагностика медсестры" получал все большее понимание у профессионалов. Однако некоторые общие компоненты этих определений включают понятие "ухода за больными", "пациент и проблемы состояния здоровья". Помимо этого в каждом определении подразумеваются клиническая оценка и принятие решений.

В 80-е годы активность в пользу сестринской диагностики возросла, ив 1991г. сестринский диагноз был включен в Стандарты клинической сестринской практики (США).В чем же различие между медицинским диагнозом и диагнозом медсестры: (таблица № 4)

Медицинский (врачебный) диагноз - это определение состояния заболевания, основанное на специальной оценке физических признаков, симптомов, истории заболевания. Медицинский диагноз фокусируется на распознавании болезней.

Сестринский диагноз - это формулировка о действительной или потенциально возможной реакции пациента на заболевание (проблему с состоянием здоровья), которое медицинская сестра компетентна лечить. Сестринский диагноз отражает уровень состояния здоровья пациента или реакцию на болезнь или патологический процесс. Диагноз врача и диагноз медсестры устанавливаются на основании данных физиологического, психологического, социально-культурного, духовного и др. показателей обследования пациента.

Цели и задачи врачебной диагностики - определить заболевание и назначить лечение.

Цели сестринского диагноза - проанализировать результаты обследования и определить, с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья, а также наметить план сестринского ухода.

Задача диагностики медсестры - разработка индивидуального плана по уходу за больным с тем, чтобы пациент и его семья смогли бы адаптироваться к изменениям, возможным из-за возникших проблем со здоровьем.

Установление сестринского диагноза - это установление проблем пациента, связанных со здоровьем.

Сестринские диагнозы могут быть установлены пациенту, семье, общине и т.д. и учитывают физические, интеллектуальные, эмоциональные (психологические), социальные и духовные факторы, выявленные в ходе обследования.

Структура сестринского диагноза

Описание ответной реакции пациента на болезнь

описание возможной причины такой реакции

Таблица № 3

Второй этап сестринского процесса - сестринский диагноз - предусматривает проведение следующих мероприятий:

I . Обработка информации, полученной при обследовании

Медицинская сестра должна быть уверена, что данные обследования соответствуют определенной диагностической мерке (стандарту, эталону).

Например, спрашивая пациента о характере боли, мы получаем субъективную информацию. Однако пальпация больного места и искаженное от боли лицо пациента - это объективная информация.

Невнимательность, торопливость, безответственность медсестры может привести к нежелательным ошибкам. Эти ошибки могут возникнуть на любом этапе сестринского процесса: при обследовании и установлении сестринского диагноза, составлении плана сестринского ухода, при практической реализации плана и оценке результатов. Американские ученые Поттер П. и Перри А. рекомендуют некоторые способы, позволяющие избежать диагностических ошибок:

    Определить реакцию пациента на болезнь.

    Определить диагностическую формулировку.

    Установить причину, излечимую в процессе ухода за больным.

    Определить потребность пациента в том или ином курсе лечения или анализе.

    Выяснить реакцию пациента на аппаратуру.

    Уяснить проблему пациента, а не медсестры.

    Уяснить проблему пациента, а не вмешательства.

    Уяснить проблему пациента, а не цели.

    Избегайте наносящих вред формулировок.

    Обозначайте в диагностической формулировке только одну проблему пациента.

П. Выявление проблем пациента

После обработки информации медсестра устанавливает проблемы пациента, связанные со здоровьем.

Проблемы могут быть:

    физические ( физиологические )

    психологические

    социальные

    духовные

Например: В кардиологическое отделение поступила больная 70 лет с выраженной экспираторной одышкой и головной болью, которая появляется у нее на запах газа. Во время обследования больная была беспокойна, ее волновало ухудшение состояния здоровья, что одышка стала возникать каждый раз, когда женщина зажигала газовую плитку, и не проходила длительное время. Медсестре она сообщила также, что живет одна, и дома некому поливать цветы, переживала, что они засохнут, пока она в больнице. Женщина также была озабочена тем, что сейчас пост, и сможет ли она его соблюдать, находясь на лечении.

Таблица № 4

Определяем проблемы пациента.

    Физиологические - выраженная одышка, головная боль.

    Психологические - беспокойство по поводу ухудшения состояния здоровья (приступы участились), волнения о цветах (засохнут).

    Духовные - соблюдения поста.

III. Формулировка сестринских диагнозов

После установления проблем пациента необходимо сформулировать сестринские диагнозы. Ассоциация Американских медсестер (ААМ) выделила основные проблемы пациента:

    Ограничение самообслуживания.

    Нарушение сна, отдыха, питания, сексуальности, кровообращения и т.д.

    сердечная недостаточность

    нарушение питания (пониженное, повышенное и т.д.)

    пониженный газообмен

3. Боль (дискомфорт)

    хроническая боль

    хронический запор

    понос

4. Эмоциональная неустойчивость, связанная с болезнью, угрожающей здоровью и повседневной ЖИЗНИ.

    чувство страха

    чувство отчаяния, безнадежности

    беспокойство о ком или о чем-либо

    волнение по поводу...

    нерешительность в принятии решений

    дефицит желания следить за собой

5. Нарушение мыслительной деятельности

    нарушение речи

    неадекватная оценка своего состояния

    ситуационная потеря чувства собственного достоинства.

    Проблемы, связанные с жизненными циклами (рождение, смерть, стадии развития)

    Проблемы в сфере отношений

    семейные конфликты

    стрессовые ситуации

Это далеко не полный перечень формулировок сестринских диагнозов. Медсестра должна всегда помнить, что ее задача не определение болезни, а определение уровня состояния здоровья или реакции на болезнь или патологический процесс.

Какие сестринские диагнозы можно поставить пациентке в нашем примере?

    Выраженная одышка - нарушение функции дыхания, пониженный газообмен. Диагноз:

    "Беспокойство по поводу участившихся приступов одышки". Диагноз:

    "Волнение по поводу оставленных дома цветов". Диагноз:

    "Волнение по поводу соблюдения поста". Диагноз:

IV. Документирование

Все установленные сестринские диагнозы записываются в историю болезни - в карту сестринского процесса. Медсестра должна четко знать понятие, которым определила диагноз, чтобы не было разночтения, т.к. процесс ухода за больными осуществляется разными медсестрами.

Значение диагностики медсестры и ее применение в составлении плана ухода за больными:

Применение диагностики медсестры - это механизм, по которому устанавливается сфера деятельности медсестры по уходу за больным.

Сформулированные медсестрой диагнозы обеспечивают направление процесса планирования и выбор лечебного воздействия для достижения желаемых результатов. Предполагаемые результаты прогнозируются для каждого диагноза медицинской сестры. Диагноз медсестры и составляемый вслед за этим лечебный план ухода за пациентом помогают сообщать другим профессионалам проблемы пациента при помощи лечебного плана по уходу, консультаций, плана выписки и конференций по проблемам ухода за пациентами.

Диагностика медсестры облегчает передачу информации между медсестрами.

Первоначальный список диагнозов медсестры - это легкодоступный справочник для определения текущих потребностей пациента в лечении и медицинском уходе.

Сестринские диагнозы также побуждают медсестру развивать свои организационные навыки, ибо они помогают придавать большее значение нуждам пациента.

Сестринские диагнозы используются для составления записей медсестры о прогрессе состояния пациента, для написания направлений к врачу-специалисту, осуществлению эффективного лечения и ухода за пациентом при переводе его из одного отделения в другое, из одной больницы в другую. При планировании выписки пациентов с диагнозом медсестры представляют собой способ передачи информации и установлением, в каком лечении и уходе пациент все еще нуждается.

Сестринские диагнозы могут служить центром для гарантии качества, улучшения работы медсестры и совместных разборов.

Гарантия качества - это контроль и оценка качества и соответствия лечения и ухода за больным в сравнении с принятыми стандартами. Улучшение качества работы медсестры - это оценка со стороны профессионалов, того, как медсестра осуществляет свою практическую работу, повышает свою квалификацию, или участвует в научных исследованиях. Концентрируя внимание на диагнозе медсестры, проверяющий может определить, правильно ли было лечение и уход за больным, и проводилось ли оно в соответствии с принятыми на практике стандартами.

Сестра несет ответственность за свои суждения и действия на всех этапах сестринского процесса - от сбора данных и оценки состояний здоровья пациента до оценки эффективности и достижения поставленных целей.

III этап сестринского процесса - планирование сестринских вмешательств

Цель: сестринского планирования: исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные задачи, разработать стратегию достижения поставленных целей, определить критерий их выполнения.


Сестринское обследование и формулировка сестринских диагнозов предполагают планирующую ступень в сестринском процессе. Планирование - категория, определяющая сестринское поведение при определении целей, сосредоточенных на пациенте и установлении стратегий для достижения целей. Во время планирования:

    устанавливаются приоритеты;

    определяются цели, ожидаемые результаты;

    выбираются меры по уходу за больными;

    устанавливаются возможные последствия;

    пишется план сестринского ухода.

1. Установление приоритетов

После установления специфических медсестринских диагнозов сестра определяет приоритеты в соответствии с серьезностью диагноза. Приоритеты по уходу устанавливаются для определения порядка, по которому осуществляется сестринское вмешательство, когда у пациента несколько проблем.

Установление приоритетов не является простым перечислением сестринских диагнозов в зависимости от их серьезности и психосоциальной значимости. Скорее, это метод, по которому пациент и сестра вместе устанавливают диагнозы, основываясь на желаниях, нуждах и безопасности пациента.


Таблица № 5

Основные психосоциальные потребности стоят на ступень выше по сравнению с нуждами безопасности. Потребности в любви, уважении и самовыражении может быть оказано меньше внимания. Сестра должна помнить о ситуациях, когда нет экстренных физических потребностей, но приоритет может быть отдан психологическим, социокультурным, развивающим и духовным потребностям пациента.

Поскольку у пациента несколько диагнозов, сестра не может приступить к их лечению одновременно, после их установления. Она выбирает в зависимости от срочности, природы предписанного лечения, взаимодействия между диагнозами. Приоритеты классифицируются как:

    первичные

    промежуточные вторичные

Таблица № 6

Первичный приоритет (ведущее значение) отдается сестринскому диагнозу (или состоянию пациента, его реакции), осуществление которого требует срочных мероприятий, так как от решения этой проблемы зависит состояние больного и дальнейшее лечение.

Обратимся к карте сестринского процесса.

Сестринскому диагнозу чувство «распирания» в области живота из-за длительной задержки стула отдается первичный приоритет, так как после обсуждения с пациентом медсестра сделала

вывод, что решение именно этой проблемы является и первоочередной задачей.

Промежуточный приоритет отдается таким диагнозам, которые не требуют экстренных мер.

В случае с нашим пациентом, это диагнозы:

    Высокий риск возникновения повторных запоров, связанных с нерациональным питанием и малоподвижным образом жизни.

    Дефицит заботы о своем здоровье.

    Высокий риск хронических заболеваний ЖКТ в результате длительных стойких запоров.

    Недостаток знаний о рациональном питании.

Вторичный приоритет - это потребности пациента, которые не имеют прямого отношения к заболеванию и прогнозу.

В нашем примере таких диапазонов нет, и здесь мнения пациента и медсестры совпадают. Но ситуация может быть и другой. Например, диагнозу "дефицит заботы о своем здоровье" можетбыть отдан вторичный приоритет, но это должно быть совместное решение пациента и медицинской сестры.

Запомните!

    1. Приоритеты по уходу устанавливаются для определения порядка, по которому

осуществляется сестринское вмешательство.

2.Это не просто перечисление сестринских диагнозов в зависимости от их серьезности и
психосоциальной значимости. Это метод, по которому пациент и медсестра вместе устанавливают диагнозы, основываясь на желаниях, нуждах и безопасности пациента.

2. Определение целей и ожидаемых результатов

Цели и ожидаемые результаты выделяются в процессе изучения поведения или реакции пациента, исходя из опыта сестры в уходе за больными. После обследования, установления диагноза и определения первичных нужд пациента сестра формулирует цели и ожидаемые результаты для каждого установленного диагноза вместе с пациентом.

Существуют две причины для написания целей и ожидаемых результатов.

Во-первых, цели и ожидаемые результаты дают направление для индивидуальной сестринской помощи.

Во-вторых, цели и результаты используются для определения степени эффективности помощи.

Цель проведения такой работы заключается в определении реакции пациента на сестринский уход.

На каждую цель и каждый ожидаемый результат должно быть отведено время для оценки. Отведенное время зависит от природы проблемы, этиологии, общего состояния пациента и установленного лечения.

Поскольку каждый пациент по-своему реагирует на различные жизненные ситуации, следовательно, сестринские диагнозы и цели по уходу будут уникальны (неповторимы, индивидуальны).

Цели, сосредоточенные на пациенте, предполагают активное участие пациента в их определении, в определении ожидаемых результатов и плане ухода.

Цели должны быть реальными и достижимыми.

Цели должны быть конкретными, не расплывчатыми, следует избегать общих формулировок («пациент будет чувствовать себя лучше», «пациент не будет чувствовать дискомфорта», «пациент будет адоптирован»).

Цель должна быть сформулирована в пределах сестринской, а не врачебной компетенции.

Цели должны иметь конкретные сроки их достижения.

Цель должна быть понятна пациенту, его семье, а также другим медицинским работникам.

Пациент должен быть максимально вовлечен в процесс планирования и реализации программ по защите его здоровья. Он имеет полное моральное право получать информацию, необходимую для принятия серьезных решений, содействовать оценке преимуществ и недостатков при выборе способов лечения, принимать, отказываться или продолжать лечение без принуждения. Каждая медсестра должна быть компетентна в вопросах моральных и юридических прав пациента и должна защищать и поддерживать эти права. Если пациент не способен принять самостоятельное решение, то необходимо найти того, кто смог бы это сделать (родственники, опекуны). Медсестра должна знать и те ситуации, в. которых права личности на независимость в сфере охраны здоровья могут временно отойти на второй план, чтобы защитить общество (например, если болезнь требует изоляции больного от общества или заболевший человек представляет прямую угрозу окружающим - острые формы психозов, особо опасные инфекции и т.д.).

Цели должны не только отвечать насущным нуждам пациента, но также включать в себя меры по предотвращению заболеваний и реабилитацию.

Существует два вида целей, выделенных для пациентов: краткосрочные и долгосрочные.

Краткосрочными являются цели, которые должны быть выполнены за короткий период времени, обычно меньше, чем за неделю.

Долгосрочными являются цели, которые могут быть достигнуты за более длительный период времени, обычно в течение недель и месяцев (во время пребывания в больнице, при выписке, после выписки). Эти цели обычно направлены на профилактику осложнений, реабилитацию, приобретение знаний о здоровье.

Вернемся к карте сестринского процесса.

Для решения настоящей проблемы № 1 - "чувство распирания в области живота из-за длительной задержки стула" определены две цели:

краткосрочная цель - пациент освободит кишечник в день госпитализации с помощью клизмы, поставленной медсестрой;

долгосрочная цель - самостоятельное опорожнение кишечника пациентом к моменту выписки.

Две другие цели:

краткосрочная цель - в течение недели пациент получит информацию о рациональном питании в результате бесед с медсестрой;

долгосрочная цель - к моменту выписки пациент овладеет комплексом ЛФК и самомассажа в результате постоянных занятий с инструктором ЛФК, что позволяет решить все острые проблемы пациента.

При написании целей должны быть указаны следующие обязательные моменты:

    Мероприятие действие . Например, пациент освободит кишечник, самостоятельно
    опорожнит кишечник, получит информацию, овладеет комплексом ЛФК и самомассажа.

    Критерий - число, время, расстояние. Например, в день госпитализации, к моменту
    выписки, в течение недели, к моменту выписки.

    Условие - помощник, ассистент и т.д.

Например, с помощью клизмы, поставленной медсестрой; самостоятельно; в результате занятий с инструктором ЛФК.

В конечном счете, цель ведет к определению ожидаемых результатов.

Ожидаемые результаты .

Ожидаемый результат является особым, ступенчатым понятием, который ведет к достижению цели. Результатом является изменение поведения пациента как реакции на сестринский уход. Под результатами подразумевают изменения состояния пациента с точки зрения физиологии, социологии, эмоционального и духовного состояния. Данное изменение выявляется через наблюдение за реакцией пациента.

Спланированные до планирования действий медсестры, О.Р. задают направление сестринской деятельности.

О.Р. вытекают из кратко- и долгосрочных целей, сосредоточенных на пациенте, и основываются на сестринских диагнозах. При написании О.Р. сестра должна удостовериться, что результат обозначен в соизмерении с нормами поведения. Они должны быть составлены последовательно, с учетом времени. Это будет способствовать установлению порядка сестринских вмешательств, а также времени разрешения проблемы.

Разнообразие О.Р. определяются для каждой цели и каждого сестринского диагноза. Причиной выделения разнообразных ожидаемых результатов является возможность разрешения нескольких проблем пациента при помощи одного сестринского действия.

(см. карту сестринского процесса)

О.Р. определяются, когда цели, сосредоточенные на пациенте, достигаются. Сестра использует О.Р. в качестве критерия оценки эффективности деятельности сестры.

Чтобы избежать типичных ошибок при написании целей и ожидаемых результатов, необходимо соблюдать основные правила:

1. ЦиР должны быть сосредоточены на пациенте и его поведении и реакции, а не на сестринском вмешательстве .

Правильным будет определить ЦиР так: "пациент освободит кишечник в день госпитализации с помощью клизмы, поставленной медсестрой".

Неверно же определять ЦиР так: "облегчить состояние пациента с помощью клизмы".

2. ЦиР должны быть поставлены так, чтобы их можно было оценить: пронаблюдать, измерить.

3. ЦиР должны быть реальны, так как каждая достигнутая цель вселяет в пациента уверенность в своё скорое выздоровление. Для этого медсестре нужно знать ресурсы здравоохранения, семьи, пациента.

3. Выбор мер по уходу за больными

Это определение объема и методов сестринской помощи (сестринского вмешательства). Существуют 3 категории сестринского вмешательства. Выбор категории основывается на нуждах пациента. Один пациент может иметь все три категории в плане по уходу, в то время как другой пациент может иметь только независимую или взаимозависимую категории в плане по уходу.

1. Независимое вмешательство. Данное вмешательство не требует наблюдения или направления со стороны. Например, вмешательства с целью повышения знаний пациента об адекватном питании или ежедневной деятельности, относящейся к гигиене, массаж, расслабляющая терапия, является самостоятельным действием сестры.

Независимые вмешательства могут разрешить проблемы пациента без консультаций или сотрудничества с врачами или другими мед. работниками. Они не требуют и указаний врача и других специалистов.

2. Взаимозависимое вмешательство. Данные вмешательства производятся сестрой с другим работником здравоохранения. Примером может являться применение гиперинтенсивного лечения, при котором сестра обладает критериями, по которым можно изменять лекарственную и диетическую терапию.

Это сотрудничество можно определить как товарищество, при котором значение двух сторон одинаково ценится обеими сторонами, также признаются и принимаются общие и отдельные сферы деятельности и ответственности, взаимное соблюдение интересов обоих сторон и также целей, которые признаны обеими сторонами.

3. Зависимое вмешательство. Данные вмешательства основаны на инструкции или письменном указании. Управление лечением, использование процедур, смена повязок и подготовка пациента к диагностическим исследованиям являются зависимыми сестринскими вмешательствами.

Предписание различных лечений не входит в область сестринской практики, но сестра отвечает за выполнение предписанного лечения.

Каждое зависимое вмешательство требует ответственности и точного знания. При управлении лечением сестра должна знать классификацию лекарств, их действие, дозировку, побочные эффекты, сестринские вмешательства, относящиеся к их воздействию и побочным эффектам.

При применении процедур или смене повязок сестра должна быть уверена, когда применение процедур необходимо (показания), обладать навыками, необходимыми для их выполнения, предвидеть ожидаемый результат и возможные побочные эффекты.

При назначении диагностического исследования сестра должна спланировать его проведение, подготовить пациента, выявить сестринское применение.

Все вмешательства требуют от сестры оценки и принятия решения. Когда ставится вопрос о выполнении сестринского вмешательства, сестра не должна автоматически выполнять его, она должна определить, является ли предписание необходимым для пациента. Каждая сестра время от времени сталкивается с ненужными и неправильными назначениями. Сестра с хорошей базой знаний узнает ошибку и найдет объяснение, т.к. ошибка может возникнуть при написании указания или при его отражении в карточке пациента. Прояснение указания входит в компетенцию сестры. Сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, также заблуждается, как и тот, кто его написал, и также ответственна за последствия ошибки.

На примере карты сестринского процесса попытаемся определить, какие категории вмешательств имеет план по уходу.

К независимым факторам можно отнести:

1. Двигательная активизация пациента (если профессиональная сестра обладает необходимыми знаниями);

2. Разъяснение принципов рационального питания.
К зависимым факторам относятся:

    Обеспечение диетического питания

    Постановка клизм, применение физиопроцедур

    Введение в рацион фитопрепаратов

    Назначение лекарственных препаратов

Планирование сестринского ухода включает познавательный и письменный процессы. Индивидуальный план ухода является результатом знаний и исследований медсестры так же, как знаний и исследований, приобретенных у консультантов.

План сестринского ухода - письменное руководство по уходу за пациентом. Он отражает проблемы здоровья пациента, которые определяются через обследование, сестринские диагнозы, приоритеты, цели и ожидаемые результаты, сформированные в процессе планирования.

Написание плана позволяет:

1. Уменьшить риск неверного ухода.

В больницах и других лечебных учреждениях США пациент часто получает уход от более, чем одной сестры, врача, постороннего специалиста. Письменный план ухода дает возможность координировать план, проводить консультации и планировать диагностические исследования.

    Дает возможность другой сестре продолжить уход, так как мероприятия плана могут
    выполняться в течении дня или день за днем.

    Медсестрам обмениваться информацией.

Сестры составляют свои отчеты на основе сестринского ухода и лечения, предусмотренного планом ухода. После обмена информацией сестры обсуждают планы ухода за пациентом с теми, кто продолжит уход. Таким образом, все сестры способны обсудить текущую и уже хорошо изученную информацию о плане ухода за пациентом.

4. Проводить реабилитацию после выписки.

Письменный план ухода за пациентом предусматривает и нужды пациента после выписки его из больницы. Это особенно важно для пациента, так как он пройдет через длительный курс реабилитации в обществе (после хирургических вмешательств и т.д.).

Результатом полного и точного планирования сестринского ухода является индивидуализация, координация и продолжение сестринского ухода. Планирование устанавливает рамки сестринского ухода, которые должны быть соблюдены

IV этап сестринского процесса -выполнение плана сестринского ухода

Сделать всё необходимое для выполнения плана ухода за пациентом (идентично общей цели сестринского процесса).


Выполнение или реализация - это мероприятия, направленные на:

    Помощь при болезни.

    Профилактику заболеваний и осложнений.

    Укрепление здоровья.

По теории, выполнение плана сестринского ухода следует за планированием, однако на практике выполнение может начаться сразу после обследования.

Прибегать к немедленному выполнению необходимо иногда, когда есть угроза физическому, психологическому и духовному состоянию пациента.

Выполнение является категорией сестринского поведения, в котором действия, необходимые для достижения ожидаемого результата сестринского ухода, производят вплоть до завершения.

    оказание помощи

    управление деятельностью в повседневной жизни

    обучение и консультирование пациента и его семьи

    оказание непосредственной помощи в интересах пациента

    оценка работы медперсонала

    запись и обмен информацией


Таблица № 7

После того, как план ухода уже выработан и определен I этап сестринской помощи, медсестра приступает к выполнению, т.е. проводит то или иное сестринское вмешательство.

Сестринское вмешательство - это любое действие м/с, которое осуществляет план сестринского ухода или любую задачу этого плана. Сестринская помощь может быть зависимой, независимой, взаимозависимой (см. III ступень). Помимо этого, сестринские вмешательства могут полностью основываться на протоколах и указаниях.

Протоколом является письменный план, точно определяющий процедуры, проводимые во время обследования.

Указание - это документ, содержащий правила, процедуры, устав для проведения ухода за пациентом. Указания одобрены и подписаны лечащим врачом до их применения. Обычно они применяются в отделениях реанимации, где нужды пациента могут быстро изменяться и требуют особого внимания. Указания также применяются в лечебных учреждениях, где нет возможности сразу посоветоваться с врачом.

Указания и протоколы дают сестре легальную защищенность вмешиваться в интересах пациента. Ответственность медсестры одинаково велика для всех типов вмешательства.

Методы выполнения

Существуют различные методы ухода за больными. Чтобы достичь поставленных целей, медсестра делает выбор из следующих методов:

    Помощь в выполнении деятельности, связанной с жизненными потребностями.

    Советы и инструкции больному и его семье.

    Уход за больными для достижения терапевтических целей.

    Уход за больными для облегчения достижения целей лечения больных.

5. Наблюдение и оценка работы других штатных сотрудников.

Для достижения целей ухода за больными, независимо от применяемых методов, м/сдолжна обладать теоретическими знаниями, практическими навыками и навыками общения с пациентом и его родственниками.

Что же конкретно предусматривает каждый из этих методов?

1. Помощь в выполнении деятельности, связанной с жизнен н ыми потребностями.

Это деятельность , связанная с ежедневными нуждами, обычно проводится в течение дня и включает еду, одевание, умывание, подачу судна и т.д.

Потребность пациента в помощи может быть: временной, постоянной и реабилитационной.

В случаях временного ухода - такая помощь требуется в течение короткого времени, например, при переломе верхних конечностей больной будет нуждаться в помощи до снятия гипса.

У пациента, не имеющего возможности к самообслуживанию из-за поражения шейного отдела позвоночника, потребность в помощи будет постоянной.

Реабилитация поможет пациенту приобрести новые навыки выполнения ежедневных потребностей, чтобы стать более независимым и способным к самоуходу.

2. Советы и инструкции больному и его семье

Совет - это эмоциональная, интеллектуальная и психологическая помощь. Совет, в качестве метода выполнения, помогает пациенту приспособиться к новым условиям жизни, справиться с проблемами, стрессами и облегчает межличностные отношения между пациентами, семьей и медперсоналом. Совет очень близко связан с обучением. Обучение (инструкции), в качестве метода выполнения, используется для информирования пациентов о состоянии их здоровья, для приобретения больными необходимых навыков самоухода. Медсестра несет ответственность за определение необходимости в обучении пациентов и за качество даваемых инструкций.

3. Уход за больным для достижения терапевтических целей

Для достижения целей лечения м/с предпринимает вмешательства для:

а) спасения жизни пациента (реанимационные мероприятия, сдерживание буйного
пациента и т.д.);

б) компенсации неблагоприятных реакций, вызванных процедурами, медикаментами, диагностическими исследованиями.

Например, у пациента ранее была непереносимость или аллергическая реакция на введение витаминных препаратов. В этом случае м/с должна:

    прекратить введение лекарственных средств;

    записать симптомы, если они есть;

    сообщить врачу, по его назначению, ввести антигистаминные препараты.

в) профилактические мероприятия.

Они направлены на предотвращение осложнений или обострений заболевания. Например, профилактические мероприятия при выявлении аллергической реакции:

    отметить в истории болезни непереносимость витаминных препаратов;

    известить пациента и его семью;

    дать совет пациенту, что он должен делать при повторном назначении этих лекарственных веществ.

4. Уход за больным для облегчения достижения целей лечения больного

Это - мероприятия, направление на создание благоприятной окружающей среды для пациента, т.е. соблюдение лечебно-охранительного режима.

Самым ранним этапом создания нужной среды будет, например, при поступления пациента в больницу его необходимо:

    проводить в палату;

    познакомить с обслуживающим персоналом и др. пациентами;

    познакомить с распорядком дня и устройством отделения;

    обеспечить уединенность для выполнения гигиенических нужд и т.д.;

Поощрять и одобрять малейшие усилия пациента, направленные на выздоровление.
Уход за больным и другие терапевтические меры предназначены для нужд пациента,

планы по уходу должны быть гибкими, что дает возможность пациенту иметь выбор.

5. Наблюдение и оценка работы других членов персонала

Медсестра, разрабатывающая план ухода, часто не выполняет все вмешательства сама. Часть их поручается другим сотрудникам (младшие медсёстры, помощник медсестры и т.д.). Но ответственность за качество выполненных мероприятий несет медицинская сестра.

V этап сестринского процесса – оценка достижения целей

и ожидаемых результатов

Цель - определить, в какой степени достигнуты результаты.


Оценка – это заключительный этап сестринского процесса, который предусматривает три различных аспекта:

    Оценка реакций пациента на вмешательство. Мнение пациента о вмешательстве.

    Оценка достижения поставленных целей.

    Оценка качества оказанной помощи. Влияние вмешательства на пациента.

Оценка проводится постоянно, когда медсестра общается с пациентом. Основное внимание уделяется улучшению состояния пациента.

Что же предусматривает каждый аспект этой ступени сестринского процесса?

    Оценка реакций пациента на сестринские вмешательства.

Мнение пациента о вмешательстве.

Ухаживая за пациентом, медсестра сравнивает достигнутые результаты. Например, уменьшение болевых симптомов, улучшение знаний о своем заболевании и т.д.

Сравнение проводится вместе с больным, и результаты основываются на его мнении.

2. Оценка достижения поставленных целей.

Сестринский уход нужен для того, чтобы помочь пациенту решать его проблемы со здоровьем, предотвращать появление потенциальных проблем и поддерживать его здоровье. Оценка показывает, была ли достигнута цель.

Например, во время обследования пациент чувствует сильную боль в животе, держится руками за живот, на лице - гримаса боли. Это основные показания сестра использует для определения сестринского диагноза, ставит цели, планирует уход, проводит вмешательства. После того, как сестринские действия были произведены, сестра переоценивает состояние пациента, наблюдая за реакцией пациента. Для объективной оценки степени успеха в достижении целей медсестра должна проделать следующее:

    Проверить поставленную цель для определения точных желаний пациента относительно его

Поведения или реакции.

    Оценить наличие у пациента этого поведения или реакции.

    Сравнить целевые критерии с поведением или реакцией.

    Определить степень согласованности между целевыми критериями и поведением или

Реакцией.

Таблица № 8

3. Оценка качества сестринской помощи.

Этот аспект оценки заключается в измерении качества сестринского ухода.

Оценочные критерии - это просто навыки оценки и техника, используемая для сбора данных для оценки. Эта оценка складывается из мнения пациента или его реакции на качество предоставленной помощи и наличие осложнений для проведения вмешательства.

Оценка считается положительной, когда цели и ожидаемые результаты достигнуты, отрицательной, если результаты нежелательны, или не удалось избежать потенциальных проблем. В этом случае сестра должна изменить план по уходу, и сестринский процесс согласовывается вновь. Это согласование продолжается до решения всех проблем.

Рассмотрим варианты достижения целей на следующих примерах. См. приложение № 1 и карту сестринского процесса.

Удостоверившись, что ожидаемые результаты и цели были достигнуты, медсестра обращается с этими оценками к пациенту, если он соглашается, то медсестра прерывает эту ветвь плана по уходу. Если цели не достигнуты или достигаются частично, необходимо установить факторы, мешающие достижению целей, и устранить их.

Когда время госпитализации заканчивается, многие пациенты выписываются до того, как были достигнуты все цели, и все проблемы были решены.

Значение сестринского процесса

    Сестринский процесс повышает качество ухода;

    Поддерживает связь между медицинским персоналом;

    Стимулирует медицинских сестёр к повышению уровня профессиональной подготовки;

    Осуществляет постоянное наблюдение за пациентом;

    Медицинский персонал относится к пациенту как к личности;

    Благодаря сестринской истории болезни легче оценить качество работы медсестры, её компетентность;

    Пациент, медсестра, окружение становятся участниками сестринского процесса.

Психологические аспекты общения с пациентом

ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ ИНТЕРВЬЮ

(беседы)

1. Приветствие. Ключ к общению - приветствие. В больничной ситуации приемлемы как основные формы "Здравствуйте", так и родственные формы "Доброе утро!", "Добрый день!", "Приветствую Вас! ", "Рад Вас приветствовать! ".

Адресат приветствия - наш пациент, поэтому исключаются формы фамильярности, непринужденные ("Привет!") и церемонные, шутливые. В обращении к пациенту речевая форма "Здравствуйте" должна содержать правильную тональность общения; знаки доброжелательности служат базой (ключом) и необходимым контактом.

    Представьтесь: "Меня зовут...".

    Выясните, настроен ли пациент с Вами беседовать. С этой целью можно задать следующие вопросы: "Вы позволите с Вами побеседовать?" или "Можно мне задать Вам несколько вопросов?".

4 . Попросите пациента представиться, недопустима в общении фамильярность (обращение на "ты", по имени и т.д.). Это может расцениваться пациентом с обидой. Обращение на "Вы" свидетельствует, о большой вежливости. Оправдана деликатно-равноправная форма обращения на "Вы" и по имени отчеству.

    Спросите о его жалобах, о том, когда появились нарушения, когда впервые пациент обратил на них внимание. "Как Вы себя чувствуйте?", "Что Вас беспокоит?", или "На что Вы жалуетесь?".

    Выработка адекватной самооценки пациентом его тревог и беспокойства. Выясните, какое значение имеет данный симптом, как пациент реагирует на свои жалобы; и постарайтесь позитивно истолковать его состояние. Пациент будет испытывать облегчение, если медсестра рассеет его страхи.

Например. У пациента недавно возникла стенокардия. Пациент проявляет тревожность по поводу хода заболевания. В таком случае, можно рассказать ему о фактах риска и в зависимости от конкретных обстоятельств, сказать: "Вы не курите, у Вас нет диабета, давление у Вас сейчас нормальное, все это благоприятные факторы. Вы заболели недавно, значит, болезнь еще не запущена".

ТАКИЕ БЕСЕДЫ НЕ ПРОСТО УСПОКАИВАЮТ ПАЦИЕНТА, ОНИ ПОКАЗЫВАЮТ ЕМУ БЛАГОПРИЯТНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ И НАСТРАИВАЮТ НА ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ ЛАД.

    Лечение до настоящего времени и его результаты.

    Предполагаемые причины заболевания.

    Время возникновения первого симптома.

    Перенесенные заболевания (операции, травмы, аллергии, ранения).

    Факторы риска, привычки (кофе, курение, алкоголь, наркотики).

    Заболевание членов семьи, семейный анамнез (факторы риска в плане раковых заболеваний, сердечнососудистых заболеваний, диабета, болезни почек, гипертонии, психических расстройств).

    Условия труда, профессиональные вредности, среда обитания (неблагоприятная экологическая обстановка).

    Психологический климат (круг общения, темперамент, характер, уровень развития в целом, образ жизни, верования, моральные ценности).

    Социальный статус (роль в семье, на работе, финансовое положение).

    Влияние заболевания и проблем пациента на него и его окружение. (Ощущает ли он в связи с этим тревогу или внутреннее напряжение):

а) на профессиональную деятельность;

б) на семью или партнера;

в) на межличностные отношения, на контакты;

г) на дальнейшие перспективы.

Приложение № 1

    Вы должны быть уверены, что Ваша беседа будет проходить в тихой неофициальной обстановке без отвлечений и не будет прерываться.

    Используйте наиболее надежный источник информации - если не самого пациента, то его ближайших родственников.

    Используйте полученные ранее Вами сведения о диагнозах пациента (если они Вам известны), чтобы заранее спланировать, на какой информации сосредоточить внимание и получить необходимые нам факты.

    Прежде чем начать, объясните, что, чем больше Вы будете знать о пациенте и его семье, тем лучший уход Вы сможете ему обеспечить, вот почему Вы задаете ему много вопросов.

    Во время интервью делайте короткие записи. Аккуратно записывайте даты, число и длительность госпитализации и начала заболевания.

НЕ РАССЧИТЫВАЙТЕ НА СВОЮ ПАМЯТЬ!

    Не пытайтесь вести записи в форме законченных предложений.

    Будьте спокойны, неторопливы и проявляйте сочувствие. Проявляйте искренний интерес и сочувствие. (Чуткость ободряет пациента и облегчает выражение его чувств).

    Не проявляйте досады и раздражения, если у пациента возникает провал памяти. Если отнесетесь к этому с пониманием, он может вспомнить необходимую информацию позже при ответе на соответствующий вопрос.

    Используйте должным образом визуальный контакт. Внимательно наблюдайте за "языком тела" пациента.

    Не останавливайте подолгу взгляд на пациенте или на своих записях.

    Используйте нейтральные вопросы, способствующие формулированию пациентом своих ощущений и сообщению дополнительной информации.

    В меру обоснованно используйте наводящие вопросы с тем, чтобы сосредоточиться на неясных моментах. Используйте соответствующие слова пациента для уточнения информации. Говоря "режущая боль", Вы имеете в виду внезапную, сильную боль?"

    Используйте понятную пациенту терминологию . Если Вы сомневаетесь в том, что он Вас понимает, спросите его о том, что он вкладывает в то или иное понятие.

14. Чтобы пациент почувствовал целесообразность интервьюирования, прежде всего, спросите о его жалобах. НЕ НАЧИНАЙТЕ С ЛИЧНЫХ ВОПРОСОВ!

    Позвольте пациенту закончить фразу, даже если он чересчур многословен. Только потом задайте вопросы. Не перескакивайте с темы на тему. Не повторяйте вопрос без необходимости. Если необходимо повторить вопрос, перефразируйте его для лучшего понимания.

    Отнеситесь с пониманием к тому, что говорит пациент. Простой кивок, поддакивание, одобрительный взгляд помогут ему продолжить рассказ, особенно если пациент не доминантный.

    Называйте пациента по имени. Проявляйте дружелюбие, участие и заботу.

    Не утрачивайте профессионализма. Говорите ясно, медленно и отчетливо.

    УМЕЙТЕ СЛУШАТЬ !

Вообще, замечено, что уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди стараются держаться подальше, особенно от собеседника противоположного пола. Когда неизвестно, в каком положении пациент чувствует себя наиболее удобно, то надо понаблюдать, как он входит в кабинет, в палату, как сидит, стоит, берег стул, как движется, когда думает, что па него смотрят. Важно обращать внимание на взаимное расположение и позы медсестры и пациента.

II . Позы - отражают состояние человека и соотношение к происходящему. Почти у каждого человека есть своя излюбленная поза или позы, поэтому не всегда легко понять, является ли данная поза выражением состояния человека в данный момент или это всего лишь дань привычке. С другой стороны, частое предпочтение той или иной позе может выражать подверженность человека соответствующему состоянию. Вместе с тем, если человек часто принимает одну и ту же позу, как бы по привычке, не исключено, что он чаще всего задумчив, неконтактен и т.п.

Позы могут быть открытыми и закрытыми. Открытая поза определяется: поворотом корпуса и головы к собеседнику, раскрытостью ладоней, нескрещенным положением ног, расслабленностью мышц, "прямым" взглядом в лицо.

Закрытая поза: скрещенные ноги или руки обычно отражают защитную реакцию и нежелание общаться.

Быстрый резкий наклон или поворот головы, жестикуляция указывают на то, что пациент хочет высказаться.

Ш. Движение и жесты.

Под движением понимают перемещение в пространстве всего тела, а под жестами - движения различных частей тела, по основное значение имеют движения головы, плеч и рук.

    Коммуникативные жесты (жесты, которые имеют самостоятельное значение и не нуждаются в словесных пояснениях - кивок головы в знак согласия, поднятый палец) производятся, как правило, специально (сознательно), чтобы сообщить собеседнику нужную информацию. Это - жесты: приветствия, прощания, вопросительные, утвердительные, угрожающие, отрицающие и т.д.

    Выразительные жесты и движения часто бывают непроизвольными. По ним можно "прочитать" состояние человека, его отношение к происходящему.А также определить оценку людей, событий и т.п., которые возможно, он хотел бы скрыть. Жесты: незнания, недоверия, растерянности, удивления, иронии, неудовольствия, страдания, одобрения, радости, восторга.

Коммуникативные и выразительные жесты могут не совпадать с речью и даже противоречить ей. При этом возможны два варианта:

    Человек намеренно хочет жестом выразить нечто совсем иное, чем то, что формирует в
    речи (подтекст).

    Человек говорит не то, что чувствует, и жесты выдают, но для лучшего понимания пациента надо уметь их "читать".

Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства и неуверенности. Большинство жестов являются многовариантными. Например, взмах руки можно употреблять как знак отчаяния, привлечения внимания или отказа от чего-либо. Кивки головой не всегда означают согласие - часто они лишь показывают говорящему, что его слушают и готовы слушать дальше. Они как бы дают разрешение говорящему продолжать речь.

IV . Мимика. Эко координирование движения мышц лица, отражающие состояния, чувства, эмоции. "Мимика - это зрительный язык", главное средство словесного общения, это сигнал о намерениях человека, ею эмоциях. Различают мимику верхней и нижней части лица- Замечено, что верхняя часть лица контролируется нами больше, чем нижняя. Поэтому, если хочешь больше узнать о человеке, его состоянии, мотивах и даже мыслях, смотри чаще на рог, крылья носа, подбородок. Особенно экспрессивны губы человека. Плотно сжатые губы выражают глубокую задумчивость, изогнутые - сомнение или сарказм. Уголки рта - показатели жизненного тонуса личности. Уголки рта вниз - симптом подавленности, депрессивного состояния, при радостном, бодром состоянии уголки рта выравниваются. Лобная мышца - это мышца внимания или настороженности, она включается при опасности, агрессивности.

Страх: брови почти прямые и кажутся несколько приподнятыми, глаза расширены, нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято. Po т при страхе открыт и имеет узкую эллиптическую форму, губы напряжены и немного растянуты. Чем сильнее страх, тем больше оттянуты назад уголки рта.

Глаза. Контакт глаз.

Люди общительные, открытые, ориентированные на других (экстраверты), смотрят на собеседника пристальнее и дольше, чем интроверты, люди замкнутые, направленные на себя. Взгляд выражает нашу заинтересованность, помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Если говорящий, то смотрит в глаза, то отводит их в сторону - это значит, что он еще не закончил говорить. Если смотрит прямо в глаза по завершению фразы - сообщает, что он все сказал. Взгляд не должен быть слишком пристальным (прямо в зрачки). Пристальный взгляд может восприниматься как признак враждебности, поэтому в ситуациях спора люди избегают визуального контакта, чтобы этот контакт не был понят как выражение враждебности.

Для организации системного подхода к осуществлению профессиональной деятельности медицинской сестры, направленной на восстановление здоровья, повышение качества жизни больного с учетом его потребностей, возникающих проблем, была разработана целая научно-обоснованная технология по уходу. Она получила название "сестринский процесс".

Каковы основные цели данного процесса?

Основная цель системного подхода медсестры заключается в поддержании пациента, восстановлении его способности удовлетворять основные потребности организма. В целом ее работа схожа с врачебным процессом. Она точно так же сначала выслушивает жалобы пациента, проводит обследование, необходимые лабораторные и инструментальные исследования для установки точного диагноза, на основе которого затем выбирается алгоритм лечения и производится разработка дальнейших рекомендаций.

Сестринский процесс в данном случае делает медсестру незаменимым специалистом, который к тому же должен отличаться добротой, чуткостью, внимательным отношением к пациенту, стремиться значительно улучшить его психологическое состояние. Правильно организованное общение медицинского работника с пациентами помогает предупредить или смягчить возможные отклонения, скорректировать последующие методы лечения.

Основные этапы

План действий медсестры включает следующие этапы сестринского процесса:

  • обследование пациента;
  • оценка его состояния;
  • планирование сестринских вмешательств;
  • выполнение их плана;
  • оценка их эффективности.

Осмотр и интерпретация данных

Первый этап представляет собой опрос, необходимый для получения объективных данных. В него входят жалобы пациента, анамнез болезни, осмотр (измерение массы тела, роста, температуры, пульса, АД и другое), лабораторные и инструментальные исследования. Установление в момент обследования психологического контакта между пациентом и медсестрой очень важно, поскольку доверие к ней позволяет убедить больного дать достаточное количество необходимой информации для оказания ему помощи. Бессистемный опрос будет неполным и разрозненным. Второй этап направлен на интерпретацию полученных данных, выявление нарушенных потребностей пациента и его проблем.

Планирование ухода

Планирование сестринских вмешательств заключается в формировании целей для осуществления дальнейшего ухода за больным. Они могут быть краткосрочными и долгосрочными. Первые цели выполняются за короткий промежуток времени, обычно это период до двух недель. Соответственно, более долгосрочные направлены на предотвращение осложнений, профилактику рецидивов заболеваний, реабилитацию и социальную адаптацию.

В процессе системного подхода определяются типы вмешательств, которые могут быть зависимыми, независимыми, взаимозависимыми. Подбираются их методы, проводится учет нарушенных потребностей больного.

Реализация плана

Уход за пациентом заключается в оказании ежедневной помощи в его повседневной жизни, упреждающем уходе, выполнении технических манипуляций, обучении и консультировании больного и членов его семьи, оказании психологической поддержки, осуществлении профилактических мер, предупреждающих осложнения.

Оценка эффективности процесса

Заключительный этап выражается в оценке реакции пациента на уход медсестры, полученных результатов, анализе качества оказанной помощи и подведении итогов. Сестринский процесс при выявлении каких-либо мешающих факторов может пересматриваться. Главное - достигнуть высокого качества ухода.Систематический процесс полученной оценки позволяет сравнивать достигнутые результаты с ожидаемыми.

Аспекты сестринских процессов

Сестринский процесс в терапии во многом зависит от типа заболевания. Осуществление первичного обследования, установление факторов риска, характерных симптомов осуществляется медсестрой с учетом болезни пациента. Системный подход при диагностике заболеваний органов пищеварения, дыхания, кровообращения и других систем различен. Именно поэтому в последнее время в мире новых технологий, в том числе и в медицине, возрастают требования к качеству обучения и подготовки медицинских сестер. Они должны знать в полной мере определения, причины, клинику, факторы риска, способы лечения, реабилитацию и профилактику наиболее распространенных заболеваний внутренних органов.

Преимущества системного подхода

Системный сестринский процесс отличается рядом преимуществ. В первую очередь это персональный подход к пациенту, целостный учет личностных, клинических и социальных потребностей пациента, его соучастие в планировании и в процессе ухода. Это также постоянный контроль за состоянием здоровья больного, оказание необходимого сестринского вмешательства, изменение его методов при необходимости. А оценка полученного ухода создает все условия для возможности постоянного совершенствования качества оказания помощи пациентам, которое достигается благодаря проведению анализа существующих и выявленных проблем при оказании медицинской услуги, разработки новых форм организации и повышения корпоративной культуры. Незаменим сестринский уход при необходимости длительного или постоянного наблюдения за инвалидом, пожилым человеком. Это самое идеальное решение проблемы, ведь медсестра сочетает в себе такие качества, как знание медицины, навыки необходимых лечебных процедур, терпеливость, помогающие не только ухаживать и лечить человека, но и вселять в него уверенность и независимость в период реабилитации.