Крайний срок проведения специальной оценки условий труда. Аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда. Соут - сроки проведения

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Соответственно, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 г., использоваться не могут (п. 2 Письма Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113). Напомним, что в силу ч. 12 ст. 209 ТК РФ в старой редакции аттестация проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок аттестации). Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Часть 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратила силу 1 января 2014 г. (подп. "г" п. 4 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Напомним, что в п. 4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).

Методика проведения специальной оценки условий труда (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ) утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. В ней установлены требования к реализуемым в рамках спецоценки процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов (п. 1 Методики).

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Отметим, что в соответствии с п. 8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.

Существенным нововведением является установление в ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Результаты аттестации используются для применения дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. В п. 4 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113 Минтруд России подчеркнул, что это обязанность, а не право плательщика страховых взносов.

Если в результате аттестации рабочего места, проведенной до 1 января 2014 г. условия труда признаны вредными или опасными, то в отношении данного рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в размере от 2 до 8 процентов в зависимости от подкласса условий труда (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, Письмо Минтруда России от 18.04.2014 N 17-3/В-171). В связи с этим Минтруд России разъяснил следующее: если налогоплательщик не может документально подтвердить подкласс вредных условий труда, в отношении аттестованного рабочего места применяется дополнительный тариф, равный 7 процентам, который соответствует подклассу условий труда 3.4 (п. 2 Письма Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).

Как начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам при наличии у организации актуальных результатов аттестации только части рабочих мест, Минтруд России указал в п. 3.5 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113. Если по результатам аттестации условия труда работника, занятого на работах, указанных в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, признаны вредными и опасными, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми либо результаты аттестации рабочего места отсутствуют, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно ч. 1 или 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Кроме того, в п. п. 7, 8 данного Письма Минтруд России отвечает на вопрос, как определить сумму страховых взносов по дополнительным тарифам при частичной занятости физического лица в течение месяца на работах по подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ с разными классами (подклассами) условий труда. В такой ситуации страховые взносы начисляются по каждому дополнительному тарифу пропорционально количеству отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве дней (часов) (с учетом работы сверхурочно, в выходные, праздничные дни) в данном месяце. Рассматриваемые страховые взносы начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений, которые начислены в пользу данного работника в течение месяца, независимо от того, за какие периоды производятся выплаты.

Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов до 31 декабря 2014 года включительно (ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Кодекс РФ об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами. Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юрлиц - от 60 до 80 тыс. руб.). Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

В дополнение следует добавить, что расходы на проведение специальной оценки условий труда не учитываются в целях УСН (Письмо Минфина России от 30.06.2014 N 03-11-09/31528 (направлено Письмом ФНС России от 30.07.2014 N ГД-4-3/14877)). Позиция финансового ведомства не является бесспорной. Подробнее см. Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 20.08.2014.

Также отметим, что эти расходы можно возместить за счет начисленных в ФСС РФ взносов на травматизм (п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н в редакции Приказа Минтруда России от 20.02.2014 N 103н)).

Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 26.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон), который ввел новую процедуру, - специальную оценку условий труда (СОУТ). Она заменила аттестацию рабочих мест.

СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона).

По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:

  • определяет классы (подклассы) условий труда;
  • обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;
  • организовывает предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
  • подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.

СОУТ обязателен, но не для всех

Каждый работодатель должен проводить специальную оценку, независимо от формы собственности.

Исключение составляют следующие категории сотрудников:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Организовать и оплатить специальную оценку должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом оценка проводится им совместно со специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона).

Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:

Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014

Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай - результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.

Ситуация: Потенциально вредные условия труда

Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки)

Оценка вне плана

В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):
  • при введении нового рабочего места;
  • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  • если выявлено профессиональное заболевание;
  • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.
Срок проведения внеплановой спецоценки составляет 6 месяцев. Причем если организация начала свою деятельность после 1 января 2014, все рабочие места считаются вновь созданными и подлежат спецоценке в течение 6 месяцев.

Комиссия СОУТ

Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию - он сам или назначенное им лицо.

Важно: Аналогичные рабочие места

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  3. на которых трудятся работники:
  • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?

Одновременно фирма обязана выбрать и заключить договор со специализированной организацией на проведение СОУТ.

На следующем этапе в дело вступает специализированная организация. Ее задача - идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.

Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
При этом остальные процедуры специальной оценки по отношению к этим рабочим местам проводятся.

Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).

По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.

Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы

Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки. Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру. В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.

Характеристика условий труда

Класс

Подкласс

Условия труда

Размер доп.тарифа

Характеристики класса (подкласса)

Оптимальные Вредные (опасные) факторы отсутствуют или не превышают норм.

Допустимые

Вредные (опасные) факторы не превышают норм; функциональное состояние работника восстанавливается за время междусменного отдыха.

1 степени

После воздействия вредных (опасных) факторов состояние организма работника восстанавливается при более длительном времени, чем междусменный отдых; увеличивается риск повреждения здоровья.

2 степени

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет).

3 степени

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие у работника профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.

4 степени

Вредные (опасные) факторы способны привести к появлению и развитию у работника тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Вредные (опасные) факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу его жизни, а их последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

Оценка проведена, а что дальше?

Но на этом обязанности работодателя не заканчиваются. Он должен ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах в течение 30 календарных дней со дня утверждения вышеуказанного отчета (ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона).

В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Важно: обновите информацию на сайте

А если у организации имеется официальный сайт - то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:

  • об установленных классах (подклассах) условий труда;
  • о перечне мероприятий по улучшению этих условий.
Сделать это нужно в тот же срок - 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона).

Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.

У работников тоже есть обязанность - ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице.

Ответственность за нарушения правил спецоценки

Норма КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

организаций

ч. 2 ст. 5.27.1 Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение Предупреждение или 5 000 - 10 000 руб. Предупреждение или 60 000 - 80 000 руб.
ч. 5 ст. 5.27.1 Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение 30 000 - 40 000 руб. или дисквалификация на 1 - 3 года 30 000 - 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток 100 000 - 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
ч. 1 ст. 14.54 Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, порядка ее проведения 20 000 - 30 000 руб. Нет 70 000 - 100 000 руб.
ч. 2 ст. 14.54 Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение 40 000 - 50 000 или дисквалификация на 1 - 3 года 100 000 - 200 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Нарушением порядка проведения СОУТ могут быть признаны следующие действия/бездействие работодателя:

  1. несоблюдение срока проведения спецоценки;
  2. неознакомление сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах;
  3. нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
  4. проведение спецоценки:
  • без привлечения специализированной организации;
  • без формирования комиссии по ее проведению;
  • не на всех рабочих местах.

С 2014 года все компании обязаны проводить . в соответствии с на проведение оценки труда рабочих мест. Это очень важно, потому что от проведения оценки зависит результат условий труда и величина в Пенсионный фонд РФ.

Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Как часто проводить специальную оценку?

По общему правилу специальную оценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет . Если же рабочее место было аттестовано, то оценку условий труда работников можно назначить через пять лет после завершения аттестации.

При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Прежде всего, это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест. Далее следуют изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов. Также внеплановая оценка труда обязательна при несчастном случае на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда. Наконец, поводом для внеплановой специальной оценки может послужить предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.

Надо ли проводить СОУТ в зарубежном офисе компании?

Проводить СОУТ в представительстве компании, расположенном на территории другого государства, не надо. Указанные рабочие места не находятся в правовом законодательном поле РФ.

Работодатель должен соблюдать законодательство той страны, на территории которой он осуществляет свою деятельность. В вашем случае работодателю необходимо соблюдать требования законодательства КНР, в т. ч. в области охраны труда.

Примечание : Государственный инспектор труда не правомочен проводить проверки в отношении указанного представительства компании, т. к. оно расположено вне территории РФ (абз. 2 Трудового кодекса РФ).

Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если сотрудники постоянно работают на охраняемых объектах на территории заказчика

Да, нужно. Потому что данная категория сотрудников не поименована в перечне работников, в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. А перечень закрытый. Поэтому провести такую оценку надо, причем сделать это должен любой работодатель, без исключений (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Не проведя же спецоценку в отношении таких сотрудников, организация нарушит требования трудового законодательства. В частности, и Трудового кодекса РФ. За это может грозить административная ответственность.

Таким образом, вы должны обеспечить хотя бы косвенный контроль за рабочими местами, расположенными на территории заказчика. Для этого в договорах с заказчиками предусмотрите право работодателя на доступ к рабочим местам, на которых заняты ваши сотрудники. Как правильно провести спецоценку условий труда на таких рабочих местах, подскажут специализированные организации, имеющие право проводить данные процедуры.

Что делать, если работодатель переезжает из одного офиса в другой?

Вопросу проведения внеплановой СОУТ при перемещении рабочего места посвящено Письмо Минтруда РФ от 23.01.2017 № 151/ООГ-169 .

Специалисты ведомства указали, что в данной ситуации работодатель заново организует рабочее место и вводит его в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новое рабочее место. Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.

Что выгоднее – провести специальную оценку труда или продолжать платить допвзносы?

В 2012 году по итогам аттестации по всем рабочим местам в организации установлены допустимые условия труда (2 класс). Несмотря на то что ее результаты пока действительны, нам советуют провести специальную оценку условий труда. Каким образом проведение или непроведение этой процедуры влияет на тариф допвзносов в пенсионный фонд?

Самым прямым образом повлияет. До проведения оценки условий труда начисляется дополнительные взносы по тому тарифу, который закреплен частями 1, 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ (письмо ПФР от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707). Для должностей, поименованных в Списке № 1, – это шесть процентов, в Списке № 2 – четыре процента. Если вы проведете специальную оценку труда и условий и по ее результатам вам будет установлен оптимальный (1 класс) или допустимый (2 класс) класс условий труда, платить взносы по дополнительным тарифам вообще не придется.

С 1 января 2014 года дополнительный тариф в ПФР стал зависеть от результатов спецоценки (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ). Чем хуже условия труда, тем больше размер взносов, и наоборот.

Эксперты подсчитали, что стоимость оценки условий труда начинается от 1000 рублей за одно рабочее место. Вам необходимо сделать расчеты, что выгоднее – провести специальную оценку и обнулить взносы или платить их по-прежнему по тарифам четыре или шесть процентов.

Как применять дополнительный тариф, если сотрудник совмещает два вида вредных работ?

Работник совмещает одновременно два вида работ, подпадающих под разные значения доптарифов пенсионных взносов. Аттестацию и специальную оценку условий труда работников не проводили. Какой тариф применять?

Шесть процентов. Действительно, иногда сотрудник выполняет вредную или опасную работу, которая одновременно относится к двум разным классам или подклассам, каждому из которых соответствует своя ставка дополнительного тарифа. Например, в рамках одного трудового договора врач-рентгенолог может работать с осужденными в учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы.

Примечание : Если работник весь месяц был в учебном отпуске, то все выплаты, начисленные в этом месяце, дополнительными взносами не облагаются (п. 1 письма ПФР от 30 декабря 2013 г. № НП-30-26/20622)

В этом случае дополнительные взносы в ПФР исчисляются со всех сумм выплат по наибольшему тарифу. На 2014 год установлены следующие . Зарплата сотрудников, чьи должности поименованы в Списке № 1, утвержденном Постановлением № 10, облагается дополнительными взносами по ставке шесть процентов. С выплат работникам из Списка № 2 организации платят дополнительные взносы по ставке четыре процента. Таким образом, за своего сотрудника вам придется платить по наибольшему тарифу – шесть процентов (п. 14 письма ПФР от 30 декабря 2013 г. № НП-30-26/20622).

Облагается ли дополнительными взносами зарплата пенсионера?

В компании трудится пенсионер, который уже получает досрочную пенсию за «вредный» стаж. Сейчас он продолжает работать во вредных условиях. Нужно ли перечислять допвзносы с его зарплаты?

Да, нужно. Дополнительные взносы платятся за конкретных сотрудников, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, которые имеют право на досрочную пенсию. Списки таких должностей утверждены Постановлением № 10. В их числе, например, аккумуляторщики, электромонтеры, газосварщики, литейщики пластмасс и др.

Если пенсионер продолжает трудиться на такой работе, то с его зарплаты по-прежнему нужно перечислять допвзносы в ПФР. Закон не делает исключений для этой категории (п. 7 письма ПФР от 30 декабря 2013 г. № НП-30-26/20622).

Нужно ли с зарплаты кадровика начислять допвзносы, если условия его труда вредные?

По результатам аттестации рабочее место начальника отдела кадров отнесено к подклассу 3.1. Должность специалиста по кадровой работе не значится в списках профессий для досрочного назначения пенсии. Нужно ли с зарплаты такого сотрудника начислять дополнительные взносы в ПФР?

Нет, не нужно. Дополнительные взносы в ПФР платят только за тех сотрудников, у которых есть право на досрочную пенсию (ч. 1, 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ). За всех остальных дополнительные взносы платить не нужно независимо от результатов оценки условий труда.

Примечание : В ряде ситуаций работодатель должен провести внеплановую специальную оценку условий труда в течение полугода. Например, в связи с введением новых рабочих мест, изменением технологического процесса, предписанием государственного инспектора труда в связи с выявленными нарушениями и др. (ст. 17 Закона № 426-ФЗ)

Гарантии и компенсации за работу во вредных условиях

Следует помнить, закон устанавливает ряд гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях (ч. первая , ч. первая , ). В связи с принятием Закона № 421-ФЗ стали разделять гарантии и компенсации в зависимости от подклассов:

  • сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю, если рабочие места отнесены к подклассам условий труда: 3.3, 3.4 или классу 4;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее семи календарных дней, если рабочие места отнесены к подклассам условий труда: 3.2, 3.3, 3.4 либо классу 4;
  • повышенная оплата труда – не менее четырех процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда, если рабочие места отнесены к подклассам условий труда: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 или классу 4.

Перечисленные гарантии и компенсации полагаются всем, кто занят на работах с вредными и опасными условиями, независимо от того, включены ли их профессии, должности или виды работ в списки, утвержденные Постановлением № 10. Главное, чтобы работу в условиях воздействия вредных и опасных факторов подтверждали результаты аттестации или специальной оценки условий труда.

Можно ли признать аналогичными рабочие места, созданные в разных подразделениях. Общие характеристики рабочих мест и характер работ совпадают

Ответ на этот вопрос зависит от конкретных обстоятельств дела. Для признания рабочих мест аналогичными необходима идентичность всех факторов, указанных в статье 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Если все характеристики рабочих мест, созданных в разных подразделениях, совпадают, то их можно признать аналогичными. Однако стоит учитывать, что сотрудники могут использовать разное оборудование (например, компьютеры с разными дисплеями или системными блоками), у них могут отличаться характеристики микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха), на их рабочих местах могут быть различная освещенность, пульсация источников освещения и т. п.

С учетом указанного принять окончательное решение о признании аналогичными рабочих мест, созданных в разных подразделениях, должна комиссия с учетом действующих в организации опасных и вредных производственных факторов и характеристик трудового процесса на оцениваемых рабочих местах.

Что брать в расчет общего числа рабочих мест: фактическое число сотрудников или количество единиц по штатному расписанию

Лучше брать то количество рабочих мест, которое соответствует числу единиц по штатному расписанию. Именно от этого числа надо считать 20 процентов, в отношении которых достаточно провести специальную оценку условий труда при выявлении аналогичных рабочих мест.

Законодательно этот вопрос не урегулирован, поэтому окончательное решение об этом должна принять комиссия.

Принимая решение, необходимо учитывать следующее. С одной стороны, при проведении специальной оценки исследуют и анализируют условия труда конкретного сотрудника. Ведь цель специальной оценки труда – выявить вредные и опасные факторы на конкретном рабочем месте во время работы. При этом учитывается производственное оборудование, материалы и сырье, которые использует сотрудник на рабочем месте. Это следует из статей 10 и 12 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. То есть идентификация вредного и (или) опасного фактора предполагает присутствие человека на рабочем месте.

Но вместе с тем, если сразу не провести оценку рабочих мест, которые числятся в штатном расписании, но пока вакантны, то это придется сделать, когда на данные вакансии возьмете человека. Поэтому решить, включать в общее число для специальной оценки условий труда те или иные рабочие места, должна специальная комиссия с учетом целесообразности. Например, если в штатном расписании предусмотрены вакантные рабочие места, на которые в ближайшее время планируется принять сотрудников, то имеет смысл включить данные рабочие места в число мест для специальной оценки.

Кто должен сдавать, Когда подается в трудовую инспекцию декларация о СОУТ?

Согласно статьи 11 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ декларацию должны подавать все работодатели (коммерческие организации, организации госсектора, предприниматели), которые провели специальную оценку условий труда на рабочих местах и при этом:

  • вредные или опасные производственные факторы не выявлены;
  • условия труда признаны оптимальными (1 класс) или допустимыми (2 класс). За исключением рабочих мест, на которых идентификацию не проводят.

Форма и порядок подачи декларации утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

С мая 2016 г. можно подавать декларацию и на рабочие места, где проводились не только идентификация, но измерения и исследования.

Если на 1 мая 2016 года у работодателя уже есть рабочие места, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, подайте уточненную декларацию до 16 июня 2016 года.

В государственную инспекцию труда по месту нахождения компании (месту жительства ИП). Это обязанность работодателя закреплена частью 1 статьи 11 Закона № 426-ФЗ и пунктом 3 Порядка № 80н.

Если Вы на руках имеете отчёт о СОУТ (Специальной Оценке Условий Труда), то декларацию подавать не нужно!

Она подаётся лишь в том случае, когда у Вас есть заключение эксперта проводившего СОУТ, что на рабочих местах не выявлено ни каких потенциально ВРЕДНЫХ или ОПАСНЫХ производственных факторов.

Примечание : По-сути, таких рабочих мест практически не бывает на практике.

Т.е., если эксперт-оценщик измерил хотя бы один параметр освещенности, что так же является потенциально "вредным" фактором, на Вашем рабочем месте и выпустил протокол измерений (в том числе и отчёт) и по результатам признал Ваше рабочее место Оптимальным или Допустимым, то декларация не подается! (Письмо МинТруда РФ)

Результаты спецоценки можно проверить и оспорить

Что делать работникам при их несогласии с результатами спецоценки?

В случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта Российской Федерации для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации по месту нахождения работодателя (часть 1 статьи 5 и статья 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Кто может инициировать проведение экспертизы качества спецоценки?

Инициатором проведения экспертизы качества спецоценки могут быть работодатель, работник, профсоюз или иной представительный орган работников, страховщики, территориальный орган Роструда, а также суд.

Примечание : ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ от 22.09.2014 № 652н "Об утверждении Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия..."

Есть вопросы по спецоценке? Минтруд дает разьяснения

Например, можно узнать, нужно ли проводить спецоценку (после окончания срока действия декларации) на рабочих местах, на которые была оформлена декларация, если выявлены профзаболевания на рабочих местах, ранее не входивших в состав декларируемых, или какие гарантии и компенсации нужно выплачивать в 2014 году работникам, занятым на вредной работе, если спецоценка еще не проводилась, но была проведена аттестация рабочих мест в 2013 году.


По результатам специальной оценки труда работодатели подают декларацию. Образец и форма такой отчетности и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

Периодичность проведения СОУТ на рабочих местах

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) СОУТ на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено законодательством. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то СОУТ в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации, за исключением возникновения случаев, при наступлении которых проводится внеплановая СОУТ. При этом работодателю предоставлено право провести СОУТ до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в порядке, установленном действующим законодательством (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

В отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, СОУТ может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

Иначе говоря, поэтапное проведение СОУТ осуществляется только в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Для тех же рабочих мест, на которых такая идентификация не осуществляется (они указаны в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ), СОУТ должна проводиться безотлагательно. Так, в письме от 08.12.2014 N 15-1/В-1829 Минтруд России указал, что в случае поэтапного проведения СОУТ не устанавливаются количество этапов проведения СОУТ и количество рабочих мест, на которых будет проведена СОУТ в ходе каждого этапа, в связи с чем указанные вопросы могут быть урегулированы в рамках гражданско-правового договора между работодателем и организацией или организациями, осуществляющими проведение СОУТ.

В письме от 20.10.2015 N 15-1/ООГ-5597 Минтруд России указал, что в соответствии с законодательством безотлагательной СОУТ подлежат следующие рабочие места, на которых ранее не проводилась аттестация рабочих мест либо истек срок действия ее результатов:

Работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

В связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

На которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда (именно эти рабочие места перечислены в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).

Роструд также полагает, что во избежание нарушений трудового законодательства в случае отсутствия действующих результатов аттестации рабочих мест по условиям труда СОУТ должна быть проведена в кратчайшие сроки, в том числе и в целях установления фактических условий труда работников с последующим, при необходимости, предоставлением вышеуказанных гарантий и компенсаций (письмо Роструда от 20.11.2015 N 2628-6-1).

Необходимо учесть, что в соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

Гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

Условия труда на рабочем месте.

При этом ст. 57 ТК РФ не предусмотрены какие-либо временные отсрочки исполнения данной обязанности работодателя. В случае отсутствия на момент заключения трудового договора недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

Вместе с тем в соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о СОУТ, а также имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 219 ТК РФ).

С начала 2014 года в трудовом договоре с работником обязательно должны быть указаны условия труда на рабочем месте. Работодателю надлежит указать класс (подкласс) условий труда на рабочем месте по результатам проведённой СОУТ.

После проведения СОУТ и утверждения отчёта такое условие необходимо включать в трудовой договор сразу при его заключении с новыми работниками. Если трудовой договор с работником был заключён до проведения СОУТ, то это условие после её завершения включается в договор посредством дополнительного соглашения. Если же работник принят на работу на вновь созданное рабочее место, в отношении которого проводится внеплановая оценка в течение 12 месяцев с момента его создания, такое условие также включается в трудовой договор путём заключения дополнительного соглашения после утверждения отчёта о проведении СОУТ.

В случае отсутствия данных сведений в трудовом договоре для работодателя предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (см. решение Московского городского суда от 02.09.2014 N 7-7508/14).

Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ТК РФ, и зависят от класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.

Информационный блок " Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры " - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства

Материал приводится по состоянию на октябрь 2017 г.

При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, П. Ериным, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, П. Сутулиным, В. Титовым, Т. Штукатуровой, А. Черновой и др.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Периодичность проведения специальной оценки условий труда

Периодичность проведения специальной оценки условий труда (далее по тексту — СОУТ) зависит от многих факторов. Для того чтобы разобраться, в какие сроки необходимо проводить плановую СОУТ и в каких случаях необходима внеплановая проверка, советуем изучить нашу статью.

В какие сроки проводится СОУТ?


СОУТ на местах работы сотрудников, согласно ч. 4 ст. 8 закона «О СОУТ» от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее по тексту — Закон), должна проводиться не реже чем раз в 5 лет. Срок при этом начинает отсчитываться с момента утверждения отчета о проведении предыдущей оценки.

Однако периодичность проведения СОУТ , согласно ч. 1 ст. 17 Закона, может измениться в следующих случаях:

  • при введении новых рабочих мест;
  • получении предписания от госинспекции по труду о проведении внеплановой проверки из-за выявления в ходе проведения мероприятий госнадзора нарушений норм охраны труда (далее — ОТ);
  • выявлении факторов, которые могут повысить уровень опасности для жизни и здоровья работников, занятых на производстве (например, при замене оборудования или изменении технологии);
  • изменении состава используемых на производстве материалов, что может привести к изменению безопасных трудовых условий;
  • замене средств защиты (индивидуальной, коллективной), что может повлиять на рост уровня воздействия вредных факторов на сотрудников;
  • обнаружении профзаболеваний у сотрудников, вызванных воздействием вредных факторов на месте работы;
  • несчастном случае на месте выполнения трудовых обязанностей;
  • поступлении мотивированного требования профсоюзного органа о проведении внеплановой СОУТ.

Согласно ч. 2 ст. 17 Закона, на проведение внеплановой СОУТ при создании новых мест выполнения трудовых обязанностей, замене оборудования и изменении технологического производственного процесса отводится 1 год. При наступлении других перечисленных выше условий она должна быть проведена в течение полугода.

В том случае, если причиной проведения внеплановой проверки является решение надзорного органа, до момента утверждения отчета нельзя допускать ухудшения трудовых условий сотрудников, чьи места работы будут оцениваться на предмет соблюдения норм ОТ (ч. 4 ст. 17 Закона). В частности, они должны быть обеспечены всеми полагающимися им гарантиями и иметь право на компенсацию за выполнение трудовых обязанностей во вредных условиях так же, как до начала проведения СОУТ, результаты которой были получены с нарушением действующего законодательства.

Какова ответственность за несвоевременное проведение СОУТ?


Согласно п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона, работодатель обязан обеспечить проведение СОУТ в установленные сроки, причем это относится и к внеплановой оценке. Также он обязан оказывать всяческое содействие в виде предоставления всех необходимых документов, сведений и разъяснений организации, нанятой для проведения СОУТ.

При невыполнении обязательств по проведению СОУТ в части соблюдения норм по ОТ на виновное лицо, согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП России, налагаются штрафные санкции. Должностным лицам и физлицам-предпринимателям при этом грозит штраф до 5 000 руб., компаниям-работодателям — до 80 000 руб.

Итак, плановая СОУТ должна проводиться на предприятиях и у ИП с наемными сотрудниками не реже чем раз в 5 лет. Однако при возникновении ряда условий, таких как создание новых мест выполнения трудовых обязанностей, получения предписания, фактических доказательств нарушения требований ОТ и пр., требуется провести внеплановую СОУТ. На это дается от полугода до года, в зависимости от характера факторов, которые могут повлиять на здоровье сотрудников.

Сроки специальной оценки условий труда

самые важные статьи вам на

СОУТ - сроки проведения


  • безопасный труд своих работников;
  • охрану труда своих сотрудников;
  • информирование работников об условиях, в которых они трудятся и т.д.
  • безопасные условия труда;
  • получение информации об условиях вредности на своем рабочем месте.

Периодичность проведения


  • вредные факторы в ходе проведения не выявлены;
  • вредные факторы выявлены и соответствующим образом классифицированы.

Вредные факторы не выявлены

Вредные факторы выявлены и классифицированы

Аттестация рабочего места


Сроки внеплановой СОУТ


6 месяцев

  • работодатель получил предписание о проведении внеплановой спецоценки;
  • в производстве начинают использовать новые материалы или сырье, которые могут навредить здоровью работника;
  • вводятся новые средства индивидуальной и коллективной защиты (можно снизить класс вредности, соответственно можно снизить выплаты за вредность);
  • произошел несчастный случай (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);
  • врачебной комиссией установлен факт профессионального заболевания;
  • получено письмо от профсоюза о необходимости проведения внеплановой спецоценки.

12 месяцев

  • в эксплуатацию вводятся новые рабочие места;
  • меняются технологические процессы, производственное оборудование, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов.

Сроки мероприятий по результатам СОУТ

  • в течение 3 рабочих дней уведомить об утверждении организацию, проводившую СОУТ;
  • не позднее 30 календарных дней под роспись ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки;
  • не позднее 30 календарных дней при наличии сайта в сети Интернет разместить сведения о результатах проведения СОУТ и перечне мероприятий по улучшению условий по охране труда.

Срок хранения материалов специальной оценки условий труда

Срок составления отчета по СОУТ

Срок хранения материалов СОУТ

Срок действия материалов СОУТ

Проведение специальной оценки по условиям труда обязательно для всех видов предприятий любой специфики деятельности. Однако возникают вопросы о проведении этой процедуры в офисе, ведь вредных факторов тут вроде нет. Что из условий учитывается и как проходит спецоценка у офисного персонала? Как ее организовать и как оформить все необходимые документы? В этой статье приводится примерный вариант пошаговых действий.

По данным Росстата, ежегодно в РФ вводится около 300 тысяч новых рабочих мест. Разберемся, какое рабочее место считается вновь введенным с точки зрения чиновников и судей.

С 1 января 2014 года все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест, которая введена вместо существующей ранее аттестации рабочих мест для определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников. Какова же судебная практика по этому вопросу?

Министерство труда выпустило административный регламент, по которому Роструд должен рассматривать жалобы на результаты спецоценки условий труда либо организации, которые ее проводили. Фактически это алгоритм действий для недовольных проведенной оценкой или ее результатами работников и организаций.

Некоторые руководители рассчитывают стоимость проведения СОУТ исходя из цены одного рабочего места, которую они увидели в объявлении. Однако этот подход далеко не всегда себя оправдывает.

Полное или частичное копирование материалов запрещено,

Организация, методика и срок проведения специальной оценки условий труда


Каждый работодатель должен помнить о том, что проведение специальной оценки условий труда рабочих мест - это его обязанность, закрепленная на законодательном уровне в Трудовом кодексе РФ. За ее неисполнение, либо исполнение неподобающим образом он может быть привлечен к ответственности.

Общая информация

Специальная оценка условий труда, которую далее мы будем именовать для простоты восприятия СОУТ, была введена в действие Федеральным законом с 01.01.14 г., заменив предшествующую ей аттестацию рабочих мест. Она является обязательным мероприятием, проводимым работодателем совместно с привлекаемой специализированной организацией.

Нарушение трудового законодательства влечет наступление ответственности, которая может выражаться не только в наложении штрафов, ставших в последнее время весьма крупными, но и в определенных последствиях уголовно-правового характера. Важно запомнить для себя раз и навсегда, что такое СОУТ, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, а также некоторые особенности ее осуществления на практике и информацию о мероприятиях, проводимых после ее завершения.

Официальное определение понятия СОУТ

Определение СОУТ дано в части первой ст. 3 ФЗ № 216, принятого 28.12.13 года. Согласно данной норме, она является единым комплексом осуществляемых последовательно мер по выявлению факторов трудового процесса и среды производства, определяемых, как вредные и/или опасные, оценке уровня их влияния на работника. При этом учитывается фактическое отклонение показателей от установленных государством гигиенических требований, применение средств защиты (коллективной и индивидуальной).

В чем заключается суть СОУТ?


Суть организации проведения специальной оценки условий труда заключается в следующем. Независимая специализированная компания проводит детальный анализ состояния условий, в которых работники трудятся, причем работает она по приглашению работодателя. Рабочие места в организации, на которых планируется проведение проверки, определяются заранее. Главная цель процесса - это выявление факторов производства, определяемых как опасные и/или вредные, далее проводится оценка уровня их влияния на работника. Под ними следует понимать такую совокупность факторов, которые, оказывая влияние на человека, могут привести к получению травмы или развитию заболевания.

Имея на руках результаты СОУТ, специалисты компании, занимающейся ее проведением, устанавливают подклассы (классы) условий на тех местах, которые были обследованы. Утвержденная законодателем методика проведения специальной оценки условий труда различает в зависимости от степени выраженности вредного и/или опасного влияния четыре класса: опасный, вредный, допустимый и благоприятный. Отнесение к той или иной категории сказывается на размере страховых взносов, которые перечисляет в ПФР работодатель.

Кроме того, деление условий труда на классы, степени напрямую влияет на уровень предоставляемых сотрудникам, занятым на опасном и/или вредном производстве, компенсаций и гарантий (сокращенное время работы, дополнительный отпуск и денежные выплаты).

Рабочие места, подлежащие СОУТ


В ТК РФ (ст. 209, ч. 6) законодатель устанавливает, что рабочим следует считать то место, на котором сотрудник обязан находиться, либо куда необходимо ему прибыть в связи с характером работы, и над которым косвенным или прямым образом осуществляется контроль со стороны работодателя. На первый взгляд все довольно просто. Однако методика проведения специальной оценки условий труда имеет некоторые особенности. Так, СОУТ проводится на всех существующих у работодателя рабочих местах, за исключением дистанционных сотрудников, тех, что осуществляют трудовую функцию на дому и работников, которые работают у физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, спецоценка не может быть проведена на рабочем месте, которое в настоящий момент является вакантным. По данному поводу были даны разъяснения Минтруда России.

Список подлежащих спецоценке мест работы, в т. ч. и аналогичных, в организации составляется, а затем утверждается специально созданной комиссией работодателя.

Рабочие места, признаваемые аналогичными

На самом деле, на практике у работодателей сложности возникают не столько при определении срока проведения специальной оценки условий труда, сколько при составлении перечня аналогичных (похожих) рабочих мест. Более чем в половине случаев список формируется неправильно.

Во-первых, работодатель самостоятельно принять решение о признании конкретных рабочих мест аналогичными не может, т. к. это задача эксперта организации, занимающейся проведением СОУТ. Во-вторых, оно должно быть утверждено в завершении комиссией по проведению спецоценки.

Обратите внимание на то, что аналогичные места обладают совокупностью общих признаков:

  • однотипное (одинаковое) оснащение системой отопления, освещения, вентиляции и кондиционирования воздуха;
  • расположение в одном или нескольких одинаковых (однотипных) производственных зонах, либо помещениях;
  • работники занимают одну должность и трудятся по одной и той же специальности или профессии;
  • сотрудники выполняют одинаковые функции (трудовые) в условиях однотипного технологического процесса и при идентичном режиме рабочего времени;
  • сотрудники в работе используют одинаковое оборудование и инструменты, материалы и сырье, приспособления;
  • работники оснащены одинаковыми (идентичными) СИЗ.

В соответствии с установленным порядком проведения специальной оценки условий труда, при наличии в компании рабочих мест, являющихся аналогичными, исследуют их не все, а 20% от общего количества, но не менее 2-х. Результаты СОУТ при этом распространяются на все.

Результаты СОУТ

Результат проведения СОУТ выражается в установлении на каждом конкретном месте работы класса условий труда. Данная работа выполняется экспертом организации, занимающейся проведением спецоценки. Итоги должны быть оформлены в виде отчета по установленной форме. В нем ставят свои подписи все члены комиссии работодателя, а затем в течение трех дней (рабочих) уведомляют об этом организацию, проводившую СОУТ.

Отчет есть не что иное, как комплект документации, включающий в т. ч. сведения об организации и работодателе, протоколы замеров, карты спецоценки.

Использование результатов СОУТ

Результаты должны применяться с даты подписания всеми членами комиссии отчета о проведении специальной оценки условий труда. Срок ознакомления работников с ними, предоставляемый законом, тоже начинает исчисляться с этого времени.

Когда условия труда по итогам СОУТ признаются опасными и/или вредными, работодатель обязан своим сотрудникам:

  • предоставить компенсации и гарантии, предусмотренные ТК РФ;
  • обеспечить их средствами (сертифицированными) для коллективной защиты и индивидуальной;
  • предоставлять молоко и иные пищевые равноценные продукты.

Кроме того, в сферу обязанностей работодателя входит проведение мероприятий, целью которых является изменение в лучшую сторону условий труда сотрудников. Например, снижение уровня загазованности, запыленности воздуха, модернизация производства.

Если факторы производственной среды, определяемые как опасные и/или вредные, не выявлены, и условия труда официально признаны безопасными, работодатель в целях поддержания их в таком виде должен осуществлять своевременный и полный контроль над такими местами, а также проводить мероприятия, направленные на поддержание их на безопасном уровне.

Результаты СОУТ: ознакомление работников


Ознакомление сотрудников с результатами СОУТ - это один из вопросов, который волнует работодателя после проведения специальной оценки условий труда. Какой срок для этого предоставляется, можно узнать, обратившись к тексту ФЗ № 426.

Работник должен быть ознакомлен в течение тридцати дней (календарных), отсчет при этом начинается с момента утверждения (подписания всеми членами комиссии) отчета о результатах СОУТ. В данный промежуток не включается период нахождения работника на больничном листе, в отпуске, командировке или межвахтовый отдых.

Факт ознакомления должна подтверждать подпись сотрудника в карте СОУТ. С документом также каждый раз знакомят вновь принятых работников.

Работник не принимает результаты спецоценки: что делать?


Довольно часто можно наблюдать ситуацию, когда работник отказывается знакомиться с результатами СОУТ, либо категорически с ними не согласен. В этом случае представителю работодателя необходимо оформить акт, подтверждающий это, и засвидетельствовать его, как минимум тремя подписями. В комиссию можно пригласить начальника или специалиста кадровой службы, руководителя структурного подразделения, в котором работник трудится. Кроме того, сотруднику нужно разъяснить его право на обращение в Трудовую инспекцию с целью обжалования результатов СОУТ.

Срок проведения специальной оценки условий труда по плану: впервые, повторно

Если СОУТ работодатель проводит впервые, и причиной тому служит принятие ФЗ № 426, то предусмотрены переходные положения, касающиеся сроков. Существует три варианта развития дальнейших действий:

  1. На рабочем месте ранее была проведена аттестация (АРМ). В этом случае СОУТ организовать работодатель обязан в срок не позднее пяти лет. Отсчет начинается с даты утверждения результатов последней аттестации. Однако следует помнить, что если срок действия ее результатов истек, т.е. прошло более пяти лет, спецоценку проводят безотлагательно. В противном случае есть риск привлечения к адм. ответственности.
  2. На рабочем месте ранее никогда не проводилась АРМ, оно не включено в список, указанный в п.п. 1, 2-й части шестой статьи 10 ФЗ № 426 и введено в эксплуатацию до 01.01.2017 г. В этом случае прямого указания на срок проведения специальной оценки условий труда в законе нет. Правовые эксперты предполагают, что руководствоваться нужно ч. 6 ст. 27 указанного нормативно-правового акта. В ней указано, что СОУТ может проводиться работодателем поэтапно, но не позднее 31.12.18 года.
  3. На рабочем месте ранее не проводилась АРМ, и оно включено в список, указанный в п.п. 1, 2-й части шестой статьи 10 ФЗ № 426. В этом случае СОУТ должна быть проведена в самые кратчайшие сроки. Обусловлено это тем, что трудовые условия на данных рабочих местах заведомо принадлежат к категории опасных и/или вредных.

Повторная плановая СОУТ проводится не позднее 5 лет с того момента, как был утвержден отчет последней спецоценки.

Внеплановая специальная оценка условий труда: срок проведения


Проведение внеплановой СОУТ организуется на вновь образованных рабочих местах (недавно введенных в штатное расписание). Для этого работодателю предоставляется срок 12 месяцев. Отсчет начинается со дня ввода их в эксплуатацию. Аналогичные правила действуют в ситуациях, когда рабочее место перемещают в другое помещение или если на нем меняется технология производства, происходит замена оборудования. Эти изменения могут оказать воздействие на уровень (степень) влияния производственных факторов, определяемых как опасные и/или вредные, на сотрудников.

Существуют из данного правила исключения. Так, в соответствии с законом, установленные сроки проведения СОУТ (специальная оценка условий труда) могут быть уменьшены до полугода. Наблюдается это в случае, если на рабочем месте (ах):

  • произошли изменения в составе применяемых материалов и сырья или (и) используемые сотрудниками средства для коллективной защиты и индивидуальной, что может привести к изменению уровня воздействия факторов производства, определяемых как опасные и/или вредные, на работников;
  • произошел несчастный случай, в котором третьи лица не виноваты;
  • у работника обнаружено профессиональное заболевание.

Кроме того, СОУТ проводится в течение полугода в отношении мест (рабочих), по поводу которых высказал свое мотивированное мнение профсоюз, а затем от него поступило письмо с предложением провести внеплановую спецоценку, либо в отношении которых существует предписание госинспектора труда.

Во всех перечисленных случаях срок проведения специальной оценки условий труда исчисляется со дня их наступления.

Ответственность за нарушение законодательства о СОУТ

Согласно ТК РФ, в сферу обязанностей каждого работодателя входит обеспечение безопасных условий, в которых работают его работники, в т. ч. организация проведения СОУТ.

Неисполнение, либо нарушение порядка (установленного законом) осуществления спецоценки грозит административной ответственностью. Для должностного лица штрафы варьируются в пределах 5 000 -10 000 руб., для юр. лиц - 60 000 - 80 000 руб. При выявлении повторного нарушения сумма денежного взыскания увеличивается практически вдвое, к тому же список санкций расширяется: возможна дисквалификация или приостановление деятельности компании.

Анализируя нормы Федерального закона, можно сделать вывод о том, что нарушением порядка проведения спецоценки признаются, например, следующие действия со стороны работодателей: несоблюдение срока, неправильно оформленная документация (результаты), отсутствие специально созданной комиссии и т. д.

Охранная деятельность


Специальная оценка условий труда (21834)

По многочисленным просьбам руководителей частных охранных организаций размещаем на сайте краткий доклад (на выездном совещании НП «ГРОС «ЦЕНТР») исполнительного директора РОР НСБС Казарина Алексея Митрофановича по вопросу специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Данная процедура введена федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее - Закон № 426).

СОУТ пришла на смену аттестации рабочих мест и внесла ряд новшеств в исследование условий труда.

1. СОУТ проводится в отношении всех рабочих мест , в том числе с компьютерами и оргтехникой, за исключением:

Сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися ИП.

2. По результатам СОУТ рабочему месту присваивается класс опасности и (или) вредности, которые классифицируются на :

Оптимальные - условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают нормативов, установленных в качестве безопасных.

Допустимые - условия, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных факторов не превышают нормативов, а организм работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Вредные - условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают установленные нормативы.

При этом вредные условия труда делятся ещё на 4 подкласса.

Опасные условия - при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

3. Введён порядок декларирования условий труда.

Если проверкой не выявлены вредные и опасные факторы производства, работодателю необходимо заполнить соответствующую декларацию и сдать её в службу по труду и занятости.

Форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и порядок её подачи утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты России от 07.02.2014 № 80н.

Периодичность проведения СОУТ

Статьей 8 Закона № 426 установлено, что специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет , если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Если рабочее место было аттестовано, то СОУТ можно назначить через пять лет после завершения аттестации.

В тоже время статьей 17 Закона № 426 предусмотрен ряд случаев, когда специальная оценка проводится внепланово :

Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

Получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;

Изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

Изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

Изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

Произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

Наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Организация проведения СОУТ

Статьей 8 Закона № 426 определено, что:

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя;

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Порядок проведения СОУТ

1. Создаётся специальная комиссия.

Работодатель издаёт приказ в свободной форме, которым утверждается состав и порядок работы комиссии.

Число членов комиссии должно быть нечетным.

Возглавляет комиссию сам работодатель или его представитель.

Кроме того в состав комиссии входят:

Специалист по охране труда;

Представители выборного органа первичной профсоюзной организации (если таковая имеется).

2. Утверждается график проведения СОУТ.

Указанный график утверждается приказом работодателя, составленным в свободной форме (ст. 9 Закона № 426).

До начала выполнения оценки комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться. В этом перечне должны быть указаны аналогичные рабочие места (ст. 9 Закона № 426). При их выявлении специальная оценка условий труда проводится только в отношении 20 процентов аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ст. 16 Закона № 426).

3. Заключается договор со специализированной организацией, которая будет проводить СОУТ.

При выборе такой организации работодателю необходимо учитывать требования, предъявляемые ст.ст. 19-20 Закона № 426 к специализированным организациям, а именно:

Указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

Наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

Наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом Российской Федерации по аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Соответствующие организации и эксперты должны быть занесены в специальный реестр.

Кроме того, выбранная работодателем организация, проводящая СОУТ, должна быть по отношению к нему независимым лицом.

4. Подача декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то условия труда на нем признаются допустимыми и дальнейшие исследования не проводятся (ст. 10 Закона № 426).

В отношении таких рабочих мест работодатель подаёт в территориальный орган Минтруда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, в которой должны содержаться следующие сведения:

Наименование и место нахождения организации, в которой проводились исследования;

Фамилия, имя, отчество должность руководителя организации, от имени которого принимается декларация;

Перечень рабочих мест, соответствующих государственным требованиям охраны труда;

Сведения об организации, проводящей СОУТ;

Сведения об эксперте организации по СОУТ, проводившем идентификацию;

Дата принятия и срока окончания действия декларации.

Срок действия декларации – пять лет.

5. В случае выявления вредных и (или) опасных производственных факторов, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных факторов (ст. 10 Закона № 426).

6. Подводятся итоги СОУТ.

Специализированной организацией составляется отчёт о проведенной СОУТ, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается её председателем (ст. 15 Закона № 426).

Форма данного отчёта и инструкция по его заполнению утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты России от 24.01.2014 № 33н.

7. Ознакомление работников с результатами СОУТ

В соответствии с требованием ст.ст. 5 и 15 Закона № 426 работодатель обязан ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведённой на их рабочих местах. Сделать это необходимо в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчёта.

8. Специализированная организация обязана передать результаты СОУТ:

с 1 января 2016 года – в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения СОУТ.

Ответственность за не проведение СОУТ

В настоящее время ответственность предусмотрена статьей 5.27 КоАП России.

Для должностных лиц от 1 000 до 5 000 рублей;

Для юридических лиц: от 30 000 до 40 000 рублей. Также предусмотрено приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

С 2015 года в случае отказа от СОУТ будет применяться новая норма - статья 5.27.1 КоАП РФ.

Размер штрафа составит:

Для должностных лиц и ИП от 5 000 до 10 000 рублей;

Для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей.

Предусмотрено также и предупреждение.

Если нарушение совершается повторно, размер штрафа составит:

Для должностных лиц и ИП от 30 000 до 40 000 рублей;

Для юридических лиц - от 100 000 руб. до 200 000 рублей.

Вместо штрафа повторно провинившихся должностных лиц смогут дисквалифицировать (на срок от одного года до трех лет), а деятельность организации приостановить на срок до девяноста суток.

25.09.2018 8:33:00

Согласно законодательству, работодатель должен обеспечить безопасные условия работы в компании и охрану труда работников. Оценка условий труда - один из этапов для выполнения данного требования. Ранее работодатели обязаны были проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. С 2014 года вместо аттестации рабочих мест проводится специальная оценка условий труда. Данная обязанность распространяется на все компании независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей. Сфера деятельности, в которой работает компания, а также статус предпринимателя (например, малый бизнес), количество сотрудников не играют роли...

Согласно законодательству, работодатель должен обеспечить безопасные условия работы в компании и охрану труда работников. Оценка условий труда - один из этапов для выполнения данного требования. Ранее работодатели обязаны были проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. С 2014 года вместо аттестации рабочих мест проводится специальная оценка условий труда.

Данная обязанность распространяется на все компании независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей. Сфера деятельности, в которой работает компания, а также статус предпринимателя (например, малый бизнес), количество сотрудников не играют роли.

Стоит отметить, что относительно некоторых работников оценка условий труда проводиться не должна. К таким работникам относятся:

- работники, трудящиеся дома (надомники) ;
- работники, трудящиеся дистанционно ;
- сотрудники, трудящиеся у физлиц, не имеющих статуса ИП .

В отношении некоторых рабочих мест по отдельным видам деятельности специальная оценка условий труда осуществляется с учетом некоторых особенностей, которые устанавливаются Минтрудом России. Так, например, особенности проведения установлены для некоторых категорий медработников, творческих работников театров, цирков и так далее.

СРОК ДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

По общему правилу специальная оценка условий труда проводится компаниями-работодателями не реже одного раза в пять лет, в некоторых случаях данный срок может составлять 6 и 12 месяцев. Большая часть работодателей (условия труда у которых не являются опасными или вредными), могут проводить оценку условий труда этапами и

завершить ее проведение до конца 2018 года

Однако результаты специальной оценки являются действительными до момента, когда условия труда были изменены. Законодательством установлен ряд случаев, когда компания - работодатель обязана провести незапланированную оценку условий труда работников, таким образом, сроки проведения оценки условий труда будут сокращены. Так, в течение года (двенадцати месяцев) необходимо провести незапланированную проверку условий труда работников в случае, если:

- в эксплуатацию вводится новое рабочее место (под вводом стоит понимать именно фактическое начало работы на этом рабочем месте; как правило, этим днем считается первый рабочий день сотрудника, который принят на это рабочее место);
- были изменены условия труда (замена оборудования на производстве, сырья, средств защиты, если от этого меняется влияние вредных факторов производства на организм работника).

Сроки проведения специальной оценки условий труда могут быть еще короче - полгода (6 месяцев) со дня, когда имели место быть следующие случаи:

Если в процессе проверки трудовой инспекцией были обнаружены нарушения законодательства об оценке условий труда;
- если произошло ЧП (несчастный случай) или у сотрудников предприятия было выявлено проф. заболевание (то есть вредное воздействие производства повлекло возникновение заболевания у работника);
- если профсоюзная организация работников выступила с обоснованным предложением о проведении внеплановой оценки.

Таким образом, специальная оценка условий труда (сроки проведения) могут отличаться при возникновении некоторых случаев. Стоит учитывать, если до начала 2014 года (1 января 2014 года) предприятие проводило аттестацию рабочих мест в установленном порядке, то специальную оценку условий труда оно имеет право не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (если не возникнут причины для проведения внеплановой оценки).

Источник публикации: