Гиппократ - биография, информация, личная жизнь. История жизни

Нет такого человека на Земле, который бы не слышал о Гиппократе, называемого отцом медицины. Живущий в древние времена врач, имел совершенно инновационный взгляд на болезни человека. Дошедшие до наших дней упоминания о великом человеке весьма скудны, но его имя увековечено, как никакое другое – каждый врач, получая диплом о медицинском образовании, произносит клятву Гиппократа. Кто этот человек? Какой вклад он внес в развитие медицины? Почему его труды считаются уникальными? «Популярно о здоровье» расскажет об этом прямо сейчас.

Краткая биография Гиппократа

О жизни древнегреческого философа и врача известно немногое, причём точно даже неизвестна дата его рождения и смерти. Имеются данные о том, что Гиппократ родился в 460 г. до нашей эры, но эти данные весьма приблизительные. Место рождения – остров Кос, который находится в Эгейском море, в восточной его части. Мать мальчика звали Фенарета (по некоторым источникам, женщину звали Пракситея), она была повитухой, помогала местным женщинам при появлении на свет их малышей. Благодаря ей мальчик черпал некоторые знания о физиологии человека. Его отец и дед были врачами.

Согласно некоторым данным, Гиппократ – потомок Асклепия в пятнадцатом поколении. Род Асклепиадов – это династия врачей. Согласно легенде, Асклепия считали древнегреческим богом медицины. Дед Гиппократа является его тёзкой, имя отца основателя медицины – Гераклид. В юности мальчик проходил обучение в асклепионе острова Коса. Он постоянно стремился получать новые знания, касающиеся врачевания, природы человека, причём черпал он их не только у отца и деда. Он много путешествовал, объездил почти всю северо-восточную часть Греции, побережье Мраморного моря, Фессалию и другие города. Оказываясь в новых местах, он интересовался разными методами лечения недугов у местных жителей и изучал познавательные таблицы, которые обычно вывешивали на одной из стен храмов Асклепия. Гиппократ был женат, к сожалению, имя его супруги неизвестно, зато есть информация о его сыновьях.

Их звали Драконт и Фессал. Юноши перенимали у отца знания и всячески поддерживали его интерес к медицине. Также у Гиппократа была дочь. Её муж, Полиб, впоследствии стал преемником основателя медицины. За свою долгую жизнь мудрец собрал много ценной информации, часть его трудов дошла до наших дней. Гиппократовский корпус, состоящий из 60 трудов, частично содержит и труды этого человека (от 8 до 18 трактатов). Умер выдающийся человек предположительно в 377 или 370 году до нашей эры. Вечным пристанищем для него стала земля Фессалии, город Лариса, где ему был установлен памятник.

Вклад Гиппократа в развитие медицины

Пожалуй, самое главное, что сделал Гиппократ, оказав сильное влияние на медицину, - это осветил совершенно новый взгляд на природу болезней. В те времена почти все недуги, поражавшие людей, приписывали руководству богов, то есть, считалось, что божества выказывают свой гнев, посылая болезни. Но Гиппократ имел иное представление, на тот момент оно казалось безумным. По словам великого целителя, все заболевания тесно связаны с внутренним миром человека, его образом жизни и внешними факторами, природой и окружением. Он считал, что разного рода нарушения баланса в теле человека вызывают болезнь. Такого взгляда на недуги до него ещё никто не озвучивал.

Гиппократ тщательно изучил стадии развития различных заболеваний, великий вклад внёс в хирургию. В своей практике древний целитель применял примитивные инструменты для проведения операций, а также использовал некоторые методы наложения перевязочных материалов, кстати, они применимы и сегодня для лечения переломов костей и вывихов. К лечению пациента Гиппократ подходил индивидуально. Он считал, что нужно много спрашивать у больного и слушать его. Таким образом, он ввёл понятие анамнеза и этиологии заболеваний, а также их прогноза.

В лечении Гиппократ придерживался основных принципов, которые известны и сейчас:

1. Не навреди пациенту.

2. Противоположное следует лечить противоположным.

3. Быть в гармонии с природой.

4. Бережно обращаться с больными, щадить их.

Гиппократ понимал, что здоровье человека неразрывно связано с состоянием его души, образом мыслей, прошлым, а также не исключал влияние атмосферных условий на организм. Осматривая больного, он принимал во внимание не только внешние проявления недуга, но и искал скрытые причины сбоев в организме. Именно этот человек определил типы темпераментов людей и разделил их на группы. Характер человека, по мнению мудреца, имел большое значение для здоровья. Основоположником диетологии тоже стал Гиппократ.

В его трудах имеются упоминания о необходимости правильно питать и поить больных, причём в этом труде рассматриваются способы питания при разных состояниях острых, хронических, после хирургического вмешательства и т.д. Гиппократ немало времени посвятил исследованию человеческих выделений при разных состояниях. Он понимал, что состав мочи и кала имеет свойство меняться. В этом смысле Гиппократа можно назвать первопроходцем в сфере лабораторных исследований.

Вклад в медицину Гиппократа достаточен. Не имея никаких современных инструментов, базы знаний, он смог направить развитие медицины в нужное русло, дать толчок для дальнейших научных исследований.

Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.), древнегреческий врач, реформатор античной медицины, материалист. В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах и др. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах.

Гиппократ (Ἱπποκράτης) Косский (ок. 460-377 до н. э.) - древнегреческий врач, в философии - материалист, эклектически сочетавший учения различных греческих философов V в до н. э.; под его именем дошло множество медицинских трактатов, в основном законченных к середине IV в. до н. э.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 80.

Гиппократ из Коса (ок. 460 - ок. 356 до н. э.). Знаменитый греческий врач, «отец медицины». Его школа располагалась у гробницы Асклепия на Косе, впрочем он обучал медицине по всей Греции. Считается, что Гиппократ первым выделил медицину как самостоятельную дисциплину и попытался избавить ее от суеверий, ища естественные причины заболеваний путем научных наблюдений. Маловероятно, что обширные медицинские труды гиппократовой школы написаны лично Гиппократом, однако все они несут следы его учения. Еще в начале девятнадцатого века врачи применяли методы лечения и диеты весьма близкие к предложенным Гиппократом. До наших дней существует традиция, обязывающая молодых врачей принимать гак называемую «клятву Гиппократа», в которой сформулированы основные этические постулаты врача.

Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия. Составитель Бетти Редис. Перевод с английского Михаила Умнова. М., 1993, с. 78.

Гиппократ (лат. Hippocrates, ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.) - древнегреческий врач, основатель научной медицины. Им написано 58 сочинений. Он считал, что болезни не посланы богом, а обусловлены влиянием окружающего мира, питанием, образом жизни. Он смотрел на медицину и философию как на две равные науки, старался их сочетать и разделять. Представил понятие об анамнезе, учение об этиологии, прогнозе, темпераментах. Тщательно разработанная Гиппократом этика врачей в отношении пациентов, которая принята в наши дни в качестве основы поведения врача, нашла свое отражение в так называемой «клятве Гиппократа».

Грейдина Н.Л., Мельничук А.А. Античность от А до Я. Словарь-справочник. М., 2007.

Гиппократ с Коса (Hippokrates) (традиционные даты - ок. 460-380 гг. до н.э.). Врач, о котором известно очень мало. Очевидно, он умер в Лариссе (Фессалия). Собрание примерно из 60 медицинских работ, известное как «Корпус Гиппократа», написано на ионическом диалекте. Поскольку эти работы были созданы примерно между 430 и 330 г. до н.э. (возможно, позднее), они могут представлять собой библиотеку Гиппократовой медицинской школы, располагавшейся в целительном святилище Асклепия на о. Кос. Среди рассматриваемых трудов следует упомянуть «О древней медицине», «О священной болезни» (об эпилепсии), «О воздухах, водах и местностях», а также «Эпидемии». Собственные работы Гиппократа, судя по всему, утеряны, поскольку ни один из трудов Гиппократова корпуса нельзя однозначно приписать ему. Гиппократ считался образцовым врачом, которому приписывалось создание Клятвы Гиппократа. Он был известен со времен Платона.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 447-448.

Гиппократ (Ιπποκράτης) (ок. 460, о. Кос, - ок. 370 до н. э.), древнегреческий врач, «отец медицины», один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. В трактате «О священной болезни» (так древние греки называли эпилепсию) доказывал, что все болезни вызываются естественными причинами. В сочинениях Гиппократа обнаруживается знакомство с натурфилософией 5 века до н. э.- при осторожном отношении его к философским объяснениям «природы» человека и к попыткам строить медицину на их основе (особенно сочинение «О древней медицине»). В сочинении «О воздухе, водах и местностях» проводится идея о влиянии географических условий и климата на особенности организма, свойства характера жителей и даже на общественный строй. Выделил четыре основных темперамента - сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Под именем Гиппократа дошло много медицинских трактатов, ему не принадлежащих; подложными являются «Письма Гиппократа», повествующие, в частности, об его встречах с Демокритом; едва ли восходит к Гиппократу и так называемая клятва Гиппократа - исходный пункт развития профессональной врачебной этики.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения в русском переводе: Избр. книги, пер. В.И.Руднева, [Μ.Ι 1936-Соч., пер. В. И. Руднева, 1т.] 2-3, М., 1941-44.

Литература: Moon R. О., Hippocrates and his successors..., L., 1923; P o h l e n z M., Ilippokrates und die Begründung der wissenschaftlichen Medizin, B., 1938; WeidauerK.j Thukydides und die hippokratischen Schriften, Hdlb., 1954.

Гиппократ родился на острове Кос за 460 лет до нашей эры. Цивилизация и язык этого колонизованного дорийцами острова были ионийскими. Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов - корпорации врачей, притязавшей на то, что она ведет свое происхождение от Асклепия. Корпорация Асклепиадов, которую также именуют Косской школой, сохраняла в V веке до нашей эры религиозные формы и обычаи; так, например, у них была принята клятва, тесно связывавшая учеников с учителем, с собратьями по профессии. Однако этот религиозный характер корпорации, если он и требовал условных норм поведения, ни в чем не ограничивал поисков истины, которые оставались строго научными. Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца - врача Гераклида. С целью научного усовершенствования в молодости Гиппократ много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые вывешивались в стенах храмов Эскулапа.

История его жизни малоизвестна; существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер. Имя Гиппократа сделалось собирательным, и многие сочинения из семидесяти приписываемых ему, принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям. Подлинными исследователи признают от 18 до 8 сочинений. Это трактаты - "О ветрах", "О воздухах, водах и местностях", "Прогностика", "О диете при острых болезнях", первая и третья книги "Эпидемий", "Афоризмы" (первые четыре раздела), хирургические трактаты "О суставах" и "О переломах", являющиеся шедеврами "Сборника".

Существует несколько сочинений Гиппократа этического направления: "Клятва", "Закон", "О враче", "О благоприличном поведении", "Наставления", которые в конце V и начале IV века до нашей эры превратят научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм.

Подход Гиппократа к причинам болезней был новаторским. Он полагал, что болезни людям посылают не боги, они возникают по разным, причем вполне естественным, причинам.

Гиппократ первый поставил медицину на научные основы и очистил ее от философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной дела. Сочинения Гиппократа содержат наблюдения над распространением болезней в зависимости от внешних влияний атмосферы, времен года, ветра, воды и их результат - физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. В этих же сочинениях приведены и данные по климатологии разных стран, в последнем более обстоятельно изучены метеорологические условия одной местности острова и зависимость болезни от этих условий. Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные - условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков, что для него и есть здоровье.

Строго наблюдая за течением болезней, он придавал серьезное значение различным периодам болезней, особенно лихорадочных, острых, устанавливая определенные дни для кризиса, перелома болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от несваренных соков.

В других сочинениях - "О суставах" и "О переломах" подробно описываются операции и хирургические вмешательства. Из описаний Гиппократа явствует, что хирургия в глубокой древности находилась на очень высоком уровне; употреблялись инструменты и разные приемы перевязок, применяющиеся и в медицине нашего времени. В сочинении "О диете при острых болезнях" Гиппократ положил начало рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных, и с этой целью установил диеты применительно к формам болезней - острых, хронических, хирургических и т. д.

Умер Гиппократ около 370 года до нашей эры в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник.

Перепечатывается с сайта http://100top.ru/encyclopedia/

Гиппократ (Ἱπποκράτης) Косский (460-377 до н. э.) - легендарный греческий врач-философ, «отец медицины». Как полагает В. Йегер, гиппократовские тексты существенным образом повлияли на послесократовскую философию. В частности, Платон и Аристотель неоднократно приводили образцы гиппократовского метода в своих сочинениях (напр., «Федр» 270 с-d, «Законы» 857 с-d). Именем Гиппократа названа наиболее известная коллекция древнегреческих медицинских текстов - «Гиппократов сборник» (72 сочинения), собранная в Александрийском музее не позднее 3 в. до н. э., которая включает тексты различных школ, в т. ч. и одни из наиболее ранних сочинений натурфилософского характера: «О ветрах», где рассматривается «пневматическая» теория; «О природе человека», где излагается учение о 4 основных жидкостях живого организма (кровь, слизь, желтая и черная желчь), в дальнейшем взятое за основу учением о «темпераментах» и теорией «гуморальной патологии», и др. Впервые здесь подробно обсуждаются такие понятия, как «фюсис» - природа, «динамис» - сила, широко используемые в последующей философской традиции. В сочинении «О благоприличном поведении» постулируется тесная связь медицины и философии, впервые зафиксирована необходимость «перенесения мудрости в медицину, а медицины в мудрость; ведь врач-философ подобен богу». В «Письмах» Гиппократа, представляющих по общему признанию историков науки позднейшие добавления в сборник, большое место занимает переписка с Демокритом и по поводу Демокрита (№ 10-17), объясняющая загадку «демокритовского смеха» скептическим взглядом философа на обыденные представления. «Клятва Гиппократа», общий пафос которой может быть сведен к фразе «не навреди», - один из основополагающих текстов по медицинской этике; по мнению JI. Эдельштейна, она создана в пифагорейской школе. По названию сборника «Клятва» получила название Гиппократовской и стала образцом для составления факультетских обещаний, которые произносили доктора медицины при получении степени. Тексты гиппократовского сборника были предметом углубленных комментариев многих философов и ученых эпохи эллинизма, Средних веков, Возрождения и Нового времени. Один из наиболее значительных комментаторов Гиппократа - знаменитый римский врач и философ Гален.

Наибольшей известностью во все времена пользовались «Афоризмы» Гиппократа, представляющие компендиум античной медицины. Первый афоризм - «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности» - получил широкую известность, начало его часто цитируется - «Vita brevis, ars longa...».

В. А. Гуркин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 531-532.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Oeuvres completes d"Hippocrate, vol. 10, par E. Littrc. P., 1839- 61;

Hippocrates Collected works, engl. transl. W. H. S. Jones. L., 1984;

Соч. в 3 т., пер. В. И. Руднева, комм, и вступ. ст. В. П. Карпова, т. 1.

Избр. книги. М., 1936; т. 2 и 3. Соч. М., 1941,1944.

Литература:

Ковнер С. История медицины, вып. 2, Гиппократ. К., 1882;

Йегер В. Пайдейя. М., 1997;

Визгин В. П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М., 1982, с. 348-367;

Fredrich С. Hippoc- ratische Untersuchungen. В., 1899;

Edelstein L. The Hippocratic oath. Baltimore, 1943;

Smith W. D. The Hippocratic Tradition. N. Y., 1979.

Свыше 100 медицинских сочинений собрано в так называемом “Гиппократовском сборнике”, Они приписываются по традиции величайшему врачу древности Гиппократу. В “Гиппократовский сборник” вошли сочинения не только Гиппократа и его учеников, но и врачей, представлявших иные направления древнегреческой медицины.

“Афоризмы” Гиппократа неоспоримы и актуальны до настоящего времени.

“Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу”. По-видимому, врагов у каждого из нас или совсем нет, или очень мало, поэтому ужин мы обычно съедаем сами, не смотря на теорию Гиппократа, заметившего неблагоприятное воздействие пищи принятой на ночь.

“У стариков меньше болезней, чем у молодых, но эти болезни уже на всю жизнь”.

“Брак - это лихорадка, которая начинается жаром, а кончается холодом”.

“Жизнь коротка, искусство вечно, случайные обстоятельства скоропреходящи, опыт обманчив, суждения трудны”.

“Что не излечивают лекарства, то излечивает железо; что не излечивает железо, то излечивает огонь; что не излечивает огонь, то излечивает смерть”.

В трудах Гиппократа, в его “Афоризмах”, можно найти интересные указания по уходу за новорожденными, по диете ребёнка. Но греческая медицина, несмотря на достаточно высокий для своего времени уровень развития не оставила систематизированного изложения сведений о ребёнке.

В трудах Гиппократа: “Переломы”, “Раны головы” “Вправление сочленений” подробно излагаются хирургические заболевания и их лечение, операции на различных органах. Его школе были известны основные принципы лечения переломов, вывихов.

Ознакомившись с данными трудами, можно сделать вывод, что хирургия в глубокой древности стояла очень высоко,

Большой интерес представляют высказывания Гиппократа о хирургии:

“Для желающих посвятить себя хирургии необходимо широко практиковаться в операциях, ибо для руки практика – лучший учитель”.

И тут же добавлял “Когда же имеешь дело со скрытыми и тяжёлыми болезнями, то здесь… нужно признать нужно, призвать на помощь размышление”.

Разные приемы перевязок, разработанные Гиппократом, имеющие место и в перевязочной хирургии нашего времени:

Круговая повязка - это наиболее простая форма бинтовой повязки. С неё начинают и ей заканчивают повязку, реже её применяют как самостоятельную повязку на участках тела цилиндрической формы.

Повязка спиральная может закрывать значительную часть тела, производя на неё равномерное давление, поэтому её применяют при серьёзных ранениях живота, груди, конечностей.

Возвращающаяся повязка, или так называемая “шапку Гиппократа” бинтовая повязка для закрытия свода черепа. Это довольно сложная повязка, её наложение требует специальных навыков.

В трудах Гиппократа упоминается о применении сухих повязок, повязок, смоченных вином, растворами квасцов, а также мазевых повязок с растительными маслами.

Гиппократ впервые описал картину острого воспаления суставов. Он ввёл термин “артрит”, образовавшиеся от слияния греческого слова “артрион” – сустав и окончания “ит”, указывающее воспалительный характер изменения в суставе.

Древние письменные документы Египта, Индии и Китая содержат упоминания о злокачественных опухолях у людей.

Большой вклад в развитие древней онкологии внёс Гиппократ.

Термин “рак”, как полагают, был присвоен Гиппократом опухолям, напоминающим по форме распространения, распускающиеся в стороны ножки омара. Это, прежде всего, относилось к раку молочной железы.

Термин “саркома” Гиппократ предложил для мясистых опухолей, заметив внешнее сходство некоторых из них с рыбьим мясом.

Необходимо отметить, что эта терминология используется в медицине по настоящее время.

В трудах Гиппократа встречаются указания на зачатки гинекологии. Одна из глав называется “О женских болезнях”. В этой главе Гиппократ описывает симптомы и диагностику смещений матки, воспаления матки и влагалища. Он рекомендует и некоторые хирургические вмешательства в гинекологии – удаление опухоли их матки с помощью щипцов, ножа и калёного железа.

При выборе методов терапии Гиппократ не только применял местное лечение, но и считал необходимым воздействовать на весь организм.

Эпидемии” – Сочинения Гиппократа в двух томах.

Когда в столице Греции возникла эпидемия, Гиппократ был вызван в Афины и некоторое время жил там и учился медицине у Геродина.

За то, что он спас жителей Афин от эпидемии чумы, используя свои знания о путях распространения инфекции, его избрали почётным гражданином Афин и увенчали золотым венком.

Сочинение Гиппократа “Прогностика”, является доказательством наблюдательности гения медицины Гиппократа.

В нём подробно описан длинный ряд симптомов во время течения болезни, на основании которых можно делать благоприятное или неблагоприятное предсказание относительно исхода заболевания.

Гиппократ уже и тогда знал симптомы многих заболеваний, которые и в настоящее время актуальные для постановки диагноза и прогноза заболеваний.

Внимательно наблюдая за течением болезней, он выделил разные периоды в течении болезни. Особое внимание уделял острому лихорадочному периоду, устанавливая определенные дни для кризиса, перелома, болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от несваренных соков.

При обследовании больного Гиппократ уже тогда применял такие методы обследования, как постукивание, выслушивание, ощупывание, хотя, конечно, в самой примитивной форме. Он прощупывал селезёнку и печень, определял изменения, происходящие в течение суток. Его интересовало, не выходят ли они за свои границы, т.е. не увеличились ли они в размерах, каковы их ткани на ощупь – жесткие, рыхлые.

Гиппократом обстоятельно изучены характер выделений (мокрота, экскременты и пр.), при разных формах болезней.

Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное Гиппократом на изучении аналогичных случаев и примеров, сделало его знаменитым врачом, и он при жизни приобрёл большую славу.

Задачу врача Гиппократ видел в изучении индивидуальных особенностей больного, в обеспечении мобилизации сил организма для восстановления здоровья.

Важно отметить, что Гиппократ и “гиппократики” учили, что распознавание болезней и лечение больных должны быть основаны не на умозрительных натурфилософских спекуляциях, а на строгом наблюдении и изучении больных, на обобщении и накоплении практического опыта. Отсюда они выдвигали основной принцип: лечить не болезнь, а больного. А это означало – в процессе лечения необходим индивидуальный подход, диета, лекарства, и их дозы, режим, продолжительность лечения – всё должно быть в каждом отдельном случае особым, специфичным, целесообразным именно для данного положения.

На этом основании считается, что Гиппократ и его последователи являются основоположниками клинической медицины.

По мнению Гиппократа, хороший врач должен определить состояние пациента уже по одному его внешнему виду.

Заострившийся нос, впалые щёки, слипшиеся губы и землистый цвет лица свидетельствует о близкой смерти больного. И теперь ещё такая картина называется “Гиппократовым лицом”.

При осмотре лица Гиппократ обращал внимание на губы: синеватые, обвисшие, холодные губы предвещают смерть.

Красный и сухой язык - есть признак тифа. Когда язык, в начале болезни, точечный, а затем переходит в красноватый и багровый цвет – жди беды.

В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; установлены стадии развития болезней; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики). По мнению Гиппократа, все люди делились на четыре типа по своей конституции и поведенческому характеру. Если в организме преобладало количество крови, то такой человек относился к сангвиникам. Избыток желтой желчи характерен для холериков, а слизи для флегматиков. Большая концентрация чёрной желчи характерна для меланхоликов. Конечно, с точки зрения современного уровня развития медицинской науки данная концепция взглядов выглядит наивно и, на первый взгляд не заслуживает внимания. Однако и здесь мы обращаем внимание прежде всего на то, что Гиппократ, исходя из уровня своих медицинских знаний и уровня развития философии того времени, сделал важную попытку дать объяснение многообразию типов человеческого организма и их зависимости от внутренней среды.

С именем Гиппократа соединяют учение о темпераментах, которое, однако, в его сборнике не изложено, но продолжают жить в современном языке. Но не в характеристиках самих этих типов категоричный смысл учения Гиппократа – Галена. За конкретными (психической и физической) оболочками этого учения просматриваются некоторые общие принципы, используемые современными исследователями. Древнюю теорию темпераментов отличала ещё одна особенность. За основные элементы организма принимались жидкости “соки”. Эту точку зрения принято называть гуморальной (от греческого – жидкость).

В сочинении “Диета в острых болезнях”, Гиппократ положил начало рациональной диететике и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных, что впоследствии было забыто. Рассматривая диету, как дополнительный метод в лечении, Гиппократ с этой целью установил диеты применительно к формам болезней – острым, хроническим, хирургическим.

Его метод с успехом использован и, доработанный с использованием новых научных знаний, используется в современном “Лечебном питании”.

Работы Гиппократа “О воздухе, воде и местности” содержат многолетние наблюдения над распространением болезней в зависимости от воздействия на организм внешних влияний атмосферы, времен года, ветра, воды, загрязнённого воздуха. Результат долголетних наблюдений – физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. “Болезни происходят частью от образа жизни, частью от воздуха, который мы вводим себя и которым мы живём” – писал он.

В отличие от своих предшественников, Гиппократ полагал, что болезни не ниспосланы богами, а обусловлены вполне объяснимыми причинами, например, воздействием окружающей среды.

Учение о профессиональных болезнях имеет давнюю историю. В глубокой древности, ещё до новой эры, внимание отдельных философов и врачей было обращено на высокую смертность горнорабочих.

В древнегреческой и римской литературе VI – IV веков до нашей эры в трудах Аристотеля и Лукреция приводятся случаи тяжёлой болезни рабочих серебряных рудников.

Гиппократ же обратил внимание на высокую смертность горнорабочих. Он впервые указал на вредность свинцовой пыли, составил даже перечень свинцовых профессий того времени и описал клинику “свинцовых колик”. Однако все эти описания были единичными и отрывистыми.

В сочинениях “О природе человека” приведены сведения по климатическим условиям разных стран. Обстоятельно и полно изучено влияние метеорологических условий местности острова на возникновение, в зависимости от этих условий, болезней.

Гиппократ чётко проводит мысль о том, что географические условия и климат оказывают влияние на обычаи, нравы, здоровье, поведение человека, его темперамент. В этой работе он писал: “Туземцы приписывают причину этого богу и людей этого рода почитают и уважают, боясь всякий за себя. Мне и самому эти болезни кажутся божественными, как все прочие, и одна из них не божественнее и не человечнее другой, но все одинаковы и все божественны. Однако каждая из них имеет свою собственную природу, и ничто не делается вне природы”. Здесь речь идёт о конвульсиях, астмах, евнушестве у скифов. Это было великое открытие Гиппократа, когда он оторвал болезни от бога, хотя еще и в наше время есть такие “проповедники”, которые пытаются, чуть ли не все болезни связать с прегрешениями перед богом.

Гиппократ – один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. В трактате “Священной болезни” – так древние греки называли эпилепсию, доказывал, что все болезни вызываются естественными причинами.

Учение о причинности в медицине является самой древней частью медицинской науки

Гиппократ делит причины болезней на два класса. К первому классу он относил болезни, вызванные общим вредным влиянием со стороны климата, почвы, наследственности. Ко второму классу были отнесены болезни, связанные с “личными” условиями – условиями жизни и труда, питания (диеты), от возраста. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков – здоровье.

Большое значение, в целях сохранения здоровья Гиппократ придавал гимнастике. Он писал: “Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь”… “Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм ”.

Гиппократ придавал большую значимость труду, считая, что “лица, подверженные ежедневно трудам, переносят их, хотя бы были слабы и стары, легче, нежели люди сильные и молодые, без привычки ”.

Гиппократ критически относился к праздности и ничегонеделанию, что, по его мнению, влечёт нездоровье. И наоборот – устремление ума к чему-то связано с бодростью, направленной к укреплению жизни.

Отец медицины осуждал такие пороки, как пьянство, считая, что оно является причиной слабости и болезненности, Этот принцип не утратил своей значимости до наших дней.

Даже краткое ознакомление с выдающимися сочинениями отца медицины, позволяет нам констатировать – какой бесценный материал собран им в течение жизни и оставлен своим ученикам.

В медицинской этике Гиппократ, выдвинул четыре принципа лечения:

не вредить больному; противоположное – лечить противоположным; помогать природе; щадить больного.

Так об использовании первой заповеди писал отец хирургии Амбруаз Паре.

Рутина и косность всегда отличались жизнестойкостью. Амбруаз Паре не сразу удалось уговорить коллег в том, что от предложенной им смеси гораздо больше проку, чем от традиционного бальзама. Однако, у Паре был великий союзник – Гиппократ. “Прежде всего – не навреди!” – гласит одна из его бессмертных заповедей. Паре действовал в соответствии с ней. “Лечение, –втолковывал он, – не должно быть причиной новых страданий. Лечебный фактор должен не только устранять основное заболевание, но и облегчить страдание, вызванное им, а не увеличивать его”. Так зарождалась идея противошоковой терапии Паре.

“… Причиняющее боль должно быть в них наиболее короткое время, а это будет, когда сечение выполняется скоро”, – горечь и страдание врача –гуманиста слышаться в этих словах Гиппократа. И хотя они были сказаны в V веке до нашей эры, положение, в принципе не менялось до середины XIX века, начала развития анестезиологии.

Труды Гиппократа насыщены врачебной мудростью. Их следует вдумчиво изучать, так как они не потеряли своего значения и для нашего времени. “Искусный врач, прежде чем взяться за дело” – пишет Гиппократ - ожидает, пока не отдаст себе ясного отчёта в свойстве страдания и старается лечить скорее предусмотрительно, чем с безумной отвагой скорее нежно, чем прибегая к насилию”.

Последователи учения Гиппократа образовали так называемую Косскую школу, которая очень долгое время процветала и давала направление современной медицине.

Многие деятели науки “новейшего времени” – Гален, Галлер, Грунерт, Гезер, Литре, Ковнер, исследуя сочинения Гиппократа, высказали свои предположения, что некоторые из 72 приписываемых ему принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям, врачам Фессалу и Дракону, и зятю Полибу. Галлен признавал за подлинные 11 сочинений, Геллер – 18 сочинений, Ковнер считал подлинными только 8 сочинений из Гиппократова кодекса.

Но не стоит забывать, что Гиппократ жил в эпоху, когда высокие нравственные идеалы, стремление к получению знаний, и передаче полученных знаний другим были нормой. А заслуга Гиппократа, не в количестве написанных сочинений, а в том, что он сумел собрать огромный свод знаний древней Греции по медицине и систематизировать его в своём кодексе.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей “Клятва Гиппократа”, который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах. И главные принципы современной врачебной морали основываются на разработанной еще в античности «клятве Гиппократа».

“Любовь к нашей науке нераздельна с любовью к человечеству”, - говорил Гиппократ.

Гиппократ

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Гиппократ является исторической личностью.

Упоминания о «великом враче» встречаются в произведениях его современников - Платона и Аристотеля. Собранные в т. н. «Гиппократовский корпус» 60 медицинских трактатов (из которых современные исследователи приписывают Гиппократу от 8 до 18) оказали значительное влияние на развитие медицины - как науки, так и специальности. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Произнесение клятвы (которая на протяжении веков значительно видоизменялась) при получении врачебного диплома стало традицией.

Миллионы современных врачей во всем мире торжественно произносят клятву Гиппократа. Правда, есть два маленьких вопроса: а был ли на самом деле тот самый Гиппократ? И если был, то не принес ли он человечеству больше вреда, чем пользы?

Вопросы не так безумны, как это кажется на первый взгляд. Одним из первых их поставил американец Герберт Шелтон. О, это был уникальный человек! Он прожил почти сто лет и погиб в результате несчастного случая, в самом расцвете творческих замыслов и новых идей, будучи необыкновенно бодрым, веселым, здоровым и успешным человеком. Уже один этот факт, согласитесь, заслуживает некоторого уважения.

А кроме того, Шелтон - этот великий врач, философ, гуманист двадцатого века - был доктором медицины, педиатрии, хирургии, диетологии, философии, литературы... Написал более сорока научных трудов, переведенных на десятки языков, много лет председательствовал в Международном обществе гигиенистов, был главным редактором английского журнала "Гигиеническое обозрение". Еще задолго до своего неожиданного ухода Шелтон стал настоящим гуру для всех, кто стремится достигнуть здоровья естественными методами.

Методы и подходы натуральной гигиены кардинально расходятся с традиционной медициной. Понятное дело: одна сторона уповает на природные оздоровительные средства, другая - на лекарства. И эти два начала - уж простите за банальность - все равно что лед и пламень, кошка и мышка, жена и любовница. Они яростно и отчаянно борются на протяжении тысячелетий. А камень преткновения, в сущности, только один: так как все же вылечить больного человека?

Шелтон отмечает, что нынешняя западная медицина зародилась в греческих колониях Малой Азии на рубеже V-IV веков до н.э., "в период полного игнорирования анатомии, физиологии, патологии и других наук". И связана она непосредственно с именем якобы великого Гиппократа. Однако Шелтон категорично утверждает: культ этого ученого мужа был искусственно раздут. А работы, приписываемые Гиппократу, скорее всего, не содержат ни единой строчки, написанной им самим. Собственно говоря, наше знание об историческом Гиппократе почти полностью заимствовано у Платона. Но можно ли верить одному источнику?

Что же на самом деле известно? Около 460 года до н.э. на острове Кос в Малой Азии родился человек по имени Гиппократ, который в дальнейшем служил жрецом известного храма, а также занимался врачеванием. А через какое-то время появился миф о том, что Гиппократ - отец медицины. И это несмотря на то что медицинских трудов, принадлежащих его перу, фактически нет. В течение столетия ему просто приписывались медицинские работы, в основном созданные врачами медицинской школы на острове Кос, и кроме того, ранние греческие трактаты, которые были собраны воедино александрийскими учеными третьего века. Забавно, не правда ли?

Великий миф о Гиппократе, пишет Шелтон, создавался веками. "Поскольку рукописи прошлого, из которых почти все анонимные, были собраны в Александрийской библиотеке, читатели считали, что они обнаружили "доктрины Гиппократа" во многих анонимных рукописях V-IV веков до н.э. Даже в те дни некоторые исследователи оспаривали их авторство. Но с течением времени читатели становились все менее критичными, и собрание "трудов Гиппократа" продолжало расти, пока не стало включать почти все анонимные работы классического века Греции".

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Кстати, по поводу знаменитой клятвы Гиппократа, которую дают врачи. Ссылаясь на мнения историков, Шелтон пишет: "Знаменитая клятва Гиппократа есть всего лишь восстановление этических наставлений, сформулированных еще египетскими жрецами". При этом существует несколько вариантов клятвы, и все они, скорее всего, появились длительное время спустя после смерти Гиппократа.

Ну, хорошо, предположим, был такой великий врач Гиппократ, и все его труды написаны им собственноручно. Шелтон признает, что хотя в них и много чепухи, но "есть многое и от настоящей гигиены, свидетельствующее о том, что, кто бы ни были авторы этих трудов, они испытывали на себе влияние практической храмовой медицины".

Что имеется в виду? Вначале врачи гиппократовской школы активно использовали природные способы лечения - отдых, голодание, диету, упражнения, солнечные и водные ванны. А потом стали расширять применение тех магических веществ, которые позже стали известны как лекарства, наделив их медицинскими свойствами. И, отказавшись от средств природы, стали активно навязывать людям "жалкую рабскую зависимость от вызывающих болезни ядов. Лишь шаг за шагом лекарственная практика брала верх над умением регулировать образ жизни больного... Нарастающая агрессивность средств характеризовала эволюцию медицины с момента ее зарождения около IV века до н. э. Школа Гиппократа была преимущественно школой лекарственного лечения".

Следует отметить, что учение Гиппократовского корпуса в литературе неотделимо от имени Гиппократа. При этом достоверно, что не все, а только некоторые трактаты Корпуса принадлежат непосредственно Гиппократу. В связи с невозможностью вычленить непосредственный вклад «отца медицины» и противоречиями исследователей об авторстве того или иного трактата, в большинстве современной медицинской литературы всё наследие Корпуса приписывается Гиппократу.

Гиппократ является одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. Он выделил медицину в отдельную науку, отделив её от религии, за что и вошёл в историю как «отец медицины». В произведениях Корпуса присутствуют одни из первых прообразов «историй болезни» - описаний течения заболеваний.

Учение Гиппократа состояло в том, что заболевание является не наказанием богов, а последствием природных факторов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. В сборнике Гиппократа нет ни одного упоминания о мистическом характере в происхождении болезней. В то же время учение Гиппократа во многих случаях основывалось на неверных предпосылках, ошибочных анатомических и физиологических данных, учении о жизненных соках.

Во времёна Гиппократа существовал запрет на вскрытие человеческого тела. В связи с этим врачи имели весьма поверхностные знание об анатомии и физиологии человека. Также в то время существовали две соперничающие между собой медицинские школы - косская и книдская.

  • Книдская школа фокусировала своё внимание на вычленении того или иного симптома, в зависимости от чего и назначалось лечение.
  • Косская школа, к которой принадлежал Гиппократ, пыталась найти причину заболевания. Лечение состояло в наблюдении за больным, созданием такого режима, при котором организм сам бы справился с болезнью. Отсюда и один из основополагающих принципов учения «Не навреди».

Заслуга Гиппократа состоит в выделении основных типов темперамента, в том, что он, по словам И.П.Павлова, «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты». Заслугой Гиппократа также является определение стадийности в протекании различных заболеваний. Рассматривая болезнь как развивающееся явление, он ввёл понятие стадии болезни. Наиболее опасным моментом, согласно Гиппократу, являлся «кризис ». Во время кризиса человек либо умирал, либо природные процессы побеждали, после чего его состояние улучшалось. При различных заболеваниях он выделял критические дни - дни от начала болезни, когда кризис был наиболее вероятным и опасным.

Заслугой Гиппократа является описание методов обследования больных - аускультации и пальпации. Он обстоятельно изучал характер выделений (мокрота, экскременты, моча) при различных заболеваниях. При обследовании больного он уже пользовался такими приёмами как перкуссия, аускультация, пальпация, конечно, в самой примитивной форме.

Гиппократ также известен как выдающийся хирург древности. В его сочинениях описываются способы применения повязок (простые, спиральные, ромбовидные, «шапочка Гиппократа» и др.), лечения переломов и вывихов с помощью вытяжения и специальных аппаратов («скамья Гиппократа»), лечения ран, фистул, геморроя, эмпием. Кроме этого Гиппократ описал правила положения хирурга и его рук во время операции, размещения инструментов, освещение при операции.

Гиппократ изложил принципы рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных. С этой целью указал на необходимые диеты при различных заболеваниях.

Таким образом, последователи Гиппократа заложили структуру, которой усердно следует современная медицина. Тут Шелтон очень категоричен: "Ныне медицину характеризует шарлатанство в той же мере, как и в дни Гиппократа... В его трудах можно найти слова, отражающие один из самых фатальных обманов, господствовавших в умах медиков. Этой лжи все еще придерживаются современные медики. Нет ничего более ужасного, чем практика, основанная на принципе: чем больнее пациент, чем отчаяннее его состояние, чем он слабее, тем больше у него потребность в радикальных средствах. Когда у больного снижается способность к сопротивляемости и его легко убить, врачи предлагают ему самое опасное лечение".

Таким образом, роль Гиппократа (мнимого или реального - неважно) очень велика. Именно после него произошел великий и окончательный раскол. Медицина безнадежно распалась на две части, отчаянно враждующие друг с другом: лекарственную и природную. И у той, и у другой есть грандиозные победы и отчаянные поражения. Какую выбрать - решайте сами.

Гиппократ о медицине

  • Брак - это лихорадка навыворот: он начинается жаром и кончается холодом.
  • Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей.
  • Во всякой болезни не терять присутствия духа и сохранять вкус к еде - хороший признак; противоположное - дурной.
  • Врач - философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной.
  • Всё хорошо, что в меру.
  • Всякий излишек противен природе.
  • Действие диетических средств продолжительны, а действие лекарств - скоропреходящи.
  • Душа человека развивается до самой смерти.
  • Жизнь коротка,
    А путь искусства долог,
    Удобный случай скоропреходящ
    Эксперимент опасен и сужденье
    Сложно.
  • Исцеление - это дело времени, но иногда это также дело возможности.
  • Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так и гимнастика очищает организм.
  • Лечит врач болезни, но излечивает природа.
  • Медицина поистине самое благородное из всех искусств.
  • Некоторые больные, несмотря на сознание обречённости, выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача.
  • Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если преступить меру природы.
  • Первая заповедь врача: Не навреди!
  • Противоположное излечивается противоположным.
  • Сгорая сам, свети другим всегда (врачам).
  • Сколько звезд на небе, столько обманов хранит женское сердце.
  • Старики болеют меньше, чем молодые, но их болезни кончаются лишь вместе с жизнью
  • Хочешь быть настоящим хирургом - следуй за войском.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

др.-греч. Ἱπποκράτης, лат. Hippocrates

знаменитый древнегреческий целитель, врач и философ; вошёл в историю как «отец медицины»

ок. 460 - ок. 370 до н. э.

Краткая биография

Имя прославленного древнегреческого врача известно сегодня даже тем, кто имеет весьма отдаленное отношение к медицине, ведь и по сей день, получая диплом медика, профессионалы дают клятву, названную в его честь. Это неудивительно, ведь в европейской медицине сложно найти личность такого масштаба, внесшего столь огромный вклад в становление этой области знаний. Между тем биография Гиппократа довольно противоречива и скудна. Из всех сохранившихся до нашего дня жизнеописаний легендарного врача наиболее ранним является написанное автором, жившим уже спустя пять столетий.

Известно, что Гиппократ - уроженец греческого острова Кос, находящегося в восточной части Эгейского моря, где он появился на свет примерно в 460 г. до н. э. Он был продолжателем рода асклепиадов, династии врачей, основатель которой, легендарный Асклепий (Эскулап) впоследствии был признан богом медицины. Религиозный характер деятельности представителей этого рода органично сочетался с научными исследованиями и поисками истины. Своими познаниями с Гиппократом делились его тезка-дед и отец-врач Гераклид и мать Фенарета, которая была повитухой. В свою очередь, сам Гиппократ передавал знания и опыт сыновьям Драконту и Фесаллу и зятю Полибу.

С молодых лет он много времени посвящал путешествиям, пополняя багаж знаний информацией о практике врачей стран, в которых ему доводилось бывать. И лечил людей знаменитый эскулап не только на родине: исцелял от недугов он жителей Македонии, Фракии, Фессалии, побережья Мраморного моря. Жизнь Гиппократа была очень долгой; по разным сведениям, ему довелось прожить более 80 лет или даже более века. Умер отец медицины примерно в 377 г. до н. э. (в других источниках – 370 г. до н. э.). Его последним пристанищем стала Фессалия, город Ларисса.

Гиппократ был не просто врачом от бога – именно им были заложены основы медицины, реформированы существовавшие в его время многие постулаты. Существует т.н. Гиппократовский корпус – сборник, состоящий из 60 трактатов, из которых, впрочем, только, по разным данным, от 8 до 18 были написаны самим легендарным врачом. Существует и другая точка зрения, согласно которой авторство Гиппократа не оспаривается, а разнородность и противоречивость – как в содержании, так и в стиле изложения – объясняется тем, что трактаты писались врачом-исследователем на протяжении всей его долгой жизни.

Гиппократ был в числе первых врачевателей, которые исключали из возможных причин болезней религиозный фактор - гнев богов, бывший в большом ходу у его современников. К вопросу причинно-следственных связей он подходил с сугубо рациональных позиций с учетом таких факторов, как возраст, питание, влияние климата, условий труда и т.п. И по сей день используются приемы перевязок и инструменты, о которых говорилось в трудах Гиппократа, посвященных хирургии, что является свидетельством высокого уровня развития в эпоху античности этой области медицины.

Гиппократ заложил фундамент рациональной диетологии, предложил отличающиеся системы питания для разных форм заболеваний, стал первым, кто пользовался ощупыванием, простукиванием, слушанием для диагностики; активно практиковал массаж, банки, кровопускание, лечебные ванны. При всем новаторстве подходов главным принципом деятельности Гиппократа был «Не навреди!», призывающий врачей соблюдать осторожность в лечении больных. В ряде трудов призывал он коллег и к соблюдению других морально-этических корпоративных принципов. Уже при жизни авторитет и слава Гиппократа были огромны и неоспоримы, а его вклад в медицину не утратил значения до настоящего времени.

Биография из Википедии

Гиппокра́т (др.-греч. Ἱπποκράτης, лат. Hippocrates) (около 460 года до н. э., остров Кос - около 370 года до н. э., Ларисса) - знаменитый древнегреческий целитель, врач и философ. Вошёл в историю как «отец медицины».

Гиппократ является исторической личностью. Упоминания о «великом враче-асклепиаде» встречаются в произведениях его современников - Платона и Аристотеля. Собранные в т. н. «Гиппократовский корпус» 60 медицинских трактатов (из которых современные исследователи приписывают Гиппократу от 8 до 18) оказали значительное влияние на развитие медицины как практики, так и науки.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Произнесение клятвы (которая на протяжении веков значительно видоизменялась) при получении врачебного диплома стало традицией.

Происхождение и биография

Биографические данные о Гиппократе крайне разрознены и противоречивы. На сегодняшний день существует несколько источников, которые описывают жизнь и происхождение Гиппократа. К ним относятся:

  • труды римского врача Сорана Эфесского, родившегося более чем через 400 лет после смерти Гиппократа
  • византийский энциклопедический словарь Суда X века
  • произведения византийского поэта и грамматика XII столетия Иоанна Цеца.

Сведения о Гиппократе встречаются также у Платона, Аристотеля и Галена.

Согласно легендам, Гиппократ по отцу являлся потомком древнегреческого бога медицины Асклепия, а по матери - Геракла. Иоанн Цец даже приводит генеалогическое древо Гиппократа:

  • Асклепий
  • Подалирий
  • Гипполох
  • Сострат
  • Дардан
  • Хризамис
  • Клеомиттад
  • Теодор
  • Сострат II
  • Теодор II
  • Сострат III
  • Гносидик
  • Гераклид
  • Гиппократ II «отец медицины»

Руины косского асклепиона - храма бога медицины Асклепия, в котором лечили людей и собирали медицинские знания

Хоть данная информация вряд ли достоверна, однако она свидетельствует о том, что Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов. Асклепиады являлись династией врачей, притязавшей на происхождение от самого бога медицины.

Гиппократ родился около 460 г. до н. э. на острове Кос в восточной части Эгейского моря.

Из произведений Сорана Эфесского можно судить о семье Гиппократа. Согласно его трудам, отцом Гиппократа был врач Гераклид, матерью - Фенарета. (По другой версии, имя матери Гиппократа было Пракситея.) У Гиппократа было два сына - Фесалл и Драконт, а также дочь, чей муж Полиб, согласно древнеримскому врачу Галену, стал его преемником. Каждый из сыновей назвал своего ребёнка в честь знаменитого деда Гиппократом.

В своих трудах Соран Эфесский пишет, что изначально медицине Гиппократа обучали в асклепионе Коса его отец Гераклид и дед Гиппократ - потомственные врачи-асклепиады. Он прошёл обучение также у знаменитого философа Демокрита и софиста Горгия. С целью научного усовершенствования Гиппократ также много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по таблицам, которые вывешивались на стенах храмов Асклепия. Упоминания о легендарном враче от современников встречаются в диалогах Платона «Протагор» и «Федр», а также в «Политике» Аристотеля.

Всю свою продолжительную жизнь Гиппократ посвятил медицине. Среди мест, где он лечил людей, упоминаются Фессалия, Фракия, Македония, а также побережье Мраморного моря. Умер он в преклонном возрасте в городе Ларисе, где ему был установлен памятник.

Гиппократовский корпус

Имя знаменитого врача Гиппократа, заложившего основы медицины как науки, связано с разнородной коллекцией медицинских трактатов, известной как Гиппократовский корпус. Подавляющее большинство сочинений Корпуса было составлено между 430 и 330 годами до н. э. Они были собраны в эллинистическое время, в середине III века до н. э. в Александрии.

Учение

Следует отметить, что учение Гиппократовского корпуса в литературе неотделимо от имени Гиппократа. При этом достоверно, что не все, а только некоторые трактаты Корпуса принадлежат непосредственно Гиппократу. В связи с невозможностью вычленить непосредственный вклад «отца медицины» и противоречиями исследователей об авторстве того или иного трактата, в большинстве современной медицинской литературы всё наследие Корпуса приписывается Гиппократу.

Гиппократ является одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. Он выделил медицину в отдельную науку, отделив её от религии, за что и вошёл в историю как «отец медицины». В произведениях Корпуса присутствуют одни из первых прообразов «историй болезни» - описаний течения заболеваний.

Учение Гиппократа состояло в том, что заболевание является не наказанием богов, а последствием природных факторов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. В сборнике Гиппократа нет ни одного упоминания о мистическом характере в происхождении болезней. В то же время учение Гиппократа во многих случаях основывалось на неверных предпосылках, ошибочных анатомических и физиологических данных, учении о жизненных соках.

В Древней Греции времён Гиппократа существовал запрет на вскрытие человеческого тела. В связи с этим врачи имели весьма поверхностные знание об анатомии и физиологии человека. Также в то время существовали две соперничающие между собой медицинские школы - косская и книдская. Книдская школа фокусировала своё внимание на вычленении того или иного симптома, в зависимости от чего и назначалось лечение. Косская школа, к которой принадлежал Гиппократ, пыталась найти причину заболевания. Лечение состояло в наблюдении за больным, созданием такого режима, при котором организм сам бы справился с болезнью. Отсюда и один из основополагающих принципов учения «Не навреди».

Темпераменты

Гиппократу медицина обязана появлением учения о темпераменте человека. Согласно его учению, общее поведение человека зависит от соотношения четырёх соков (жидкостей), циркулирующих в организме, - крови, желчи, чёрной желчи и слизи (флегмы, лимфы).

  • Преобладание желчи (греч. χολή, холе , «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» - холериком .
  • Преобладание слизи (греч. φλέγμα, флегма , «мокрота») делает человека спокойным и медлительным - флегматиком .
  • Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис , сангуа , «кровь») делает человека подвижным и весёлым - сангвиником .
  • Преобладание чёрной желчи (греч. μέλαινα χολή, мелэна холе , «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым - меланхоликом .

В произведениях Гиппократа имеются описания свойств сангвиников, холериков, флегматиков и очень беглое - меланхоликов. Выделение типов телосложения и душевного склада имело практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и выбором метода лечения больных, так как по Гиппократу каждый тип предрасположен к определённым заболеваниям.

Заслуга Гиппократа состоит в выделении основных типов темперамента, в том, что он, по словам И. П. Павлова, «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты».

Стадийность течения заболеваний

Заслугой Гиппократа также является определение стадийности в протекании различных заболеваний. Рассматривая болезнь как развивающееся явление, он ввёл понятие стадии болезни. Наиболее опасным моментом, согласно Гиппократу, являлся «кризис ». Во время кризиса человек либо умирал, либо природные процессы побеждали, после чего его состояние улучшалось. При различных заболеваниях он выделял критические дни - дни от начала болезни, когда кризис был наиболее вероятным и опасным.

Обследование больных

Заслугой Гиппократа является описание методов обследования больных - аускультации и пальпации. Он обстоятельно изучал характер выделений (мокрота, экскременты, моча) при различных заболеваниях. При обследовании больного он уже пользовался такими приёмами, как перкуссия, аускультация, пальпация, конечно, в самой примитивной форме.

Вклад в хирургию

Гиппократ также известен как выдающийся хирург древности. В его сочинениях описываются такие способы применения повязок как простые, спиральные, ромбовидные, «шапочка Гиппократа» и др., лечения переломов и вывихов с помощью вытяжения и специальных аппаратов («скамья Гиппократа»), лечения ран, фистул, геморроя, эмпием.

Кроме этого Гиппократ описал правила положения хирурга и его рук во время операции, размещения инструментов, освещение при операции.

Диетология

Гиппократ изложил принципы рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных. С этой целью указал на необходимые диеты при различных заболеваниях.

Медицинская этика и деонтология

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Он стал первым, кто сформулировал морально-этические нормы доктора. Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи трудолюбие, приличный и опрятный вид, постоянное совершенствование в своей профессии, серьёзность, чуткость, умение завоевать доверие больного, умение хранить врачебную тайну.

Клятва Гиппократа

«Клятва» (др.-греч. Ὅρκος, лат. Jusjurandum) является первым сочинением Гиппократовского корпуса. Она содержит несколько принципов, которыми обязан руководствоваться врач в своей жизни и профессиональной деятельности:

1. Обязательства перед учителями, коллегами и учениками:

Считать научившего меня этому искусству равным моим родителям, делиться с ним средствами и при необходимости помогать ему в нуждах, потомство его принимать как братьев и, по их желанию, учить их этому искусству, безвозмездно и без договора; наставления, устные уроки и всё прочее в учении сообщать моим сыновьям, сыновьям моего учителя и ученикам, связанным обязательством и принесшим клятву по закону врачебному, но никому другому.

2. Принцип не причинения вреда:

Я направлю режим больных им на пользу, сообразно моим силам и разумению, воздерживаясь от причинения какого-либо вреда или несправедливости.

3. Отказ от эвтаназии и абортов:

Я не дам никому просимого смертельного средства и не укажу пути к такой цели, равно как и ни одной женщине не вручу абортивного пессария.

4. Отказ от интимных связей с больными:

В какой бы дом я не вошёл я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всего умышленно неправедного и пагубного, особенно от любовных дел...

5. Сохранение врачебной тайны:

Что бы при лечении, а также и вне лечения я ни увидел или ни услышал о жизни людей такого, чего не следует болтать, о том я умолчу, считая всё это постыдным для разглашения.

Оплата врачебного труда

Вопрос об оплате врачебного труда в современном обществе является довольно актуальным.

При этом имеются две кардинально противоположные точки зрения об отношении самого Гиппократа к данному вопросу. С одной стороны, многие уверены, что согласно клятве Гиппократа врач обязан предоставлять помощь бесплатно. Оппоненты, ссылаясь на того же Гиппократа, приводят легенду о лечении некоего Анахерсита, согласно которой Гиппократ, оказав больному первую помощь, поинтересовался у родственников, способны ли те заплатить за выздоровление больного. Услышав отрицательный ответ, он предложил «дать бедолаге яда, чтобы тот долго не мучался».

Ни одно из двух устоявшихся мнений не основано на достоверной информации. В клятве Гиппократа ничего не сказано об оплате труда врача. Также в сочинениях Гиппократовского корпуса, посвящённых медицинской этике и деонтологии, информация о лечении бедного больного Анахерсита отсутствует. Соответственно её можно воспринимать лишь как легенду.

В произведениях Гиппократовского корпуса присутствует несколько фраз, благодаря которым можно предположить отношение самого Гиппократа к данному вопросу:

Всё, что ищется для мудрости, всё это есть и в медицине, а именно презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде...

Если ты поведёшь сначала дело о вознаграждении - ведь и это имеет отношение ко всему нашему делу, - то, конечно, наведёшь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему и не дашь ему в настоящий момент совета. Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании: быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасённых, чем наперёд обирать находящихся в опасности.

А иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы . Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно её доставить, ибо где любовь к людям, там и любовь к своему искусству.

Согласно вышеприведённым цитатам, предложение «а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы» лучше всего отражает отношение Гиппократа к вопросу об оплате врачебного труда.

Внешний и внутренний облик врача

В трудах Гиппократовского корпуса большое внимание уделяется внешнему виду врача. Гиппократ подчёркивает, что излишне весёлый врач не вызывает уважения, а излишне суровый теряет необходимое доверие. Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи жажда получения новых знаний, которые необходимо получать у постели больного, внутренняя дисциплина. При этом он должен обладать ясным умом, быть опрятно одетым, в меру серьёзным, проявлять понимание к страданиям больных. Кроме этого, он подчёркивает необходимость постоянного наличия под рукой медицинского инструментария, соответствующие оснащённость и вид врачебного кабинета.

Крылатые выражения

Многие из выражений Гиппократа стали крылатыми. Несмотря на то, что изначально они написаны на ионийском диалекте древнегреческого языка, часто цитируются на латыни - широко использовавшемся в медицине языке. Более того современные филологи называют Гиппократа родоначальником афористики.

  • Не навреди (лат. Noli nocere) - главная заповедь врача, сформулированная Гиппократом.
  • Врач лечит, природа исцеляет (лат. Medicus curat, natura sanat) - переведённый на латынь один из афоризмов Гиппократа. Означает, что несмотря на то, что врач назначает лечение, исцеляет всегда природа, которая поддерживает жизненные силы больного.
  • Жизнь коротка, искусство [долго]вечно (лат. Ars longa, vita brevis) - выражение представляет переформулированное Сенекой на латыни первое предложение «Афоризмов» Гиппократа. Оригинал этого афоризма Гиппократа выглядит так: «Ο βίος βραχύς, η τέχνη μακρή, ο καιρός οξύς, η πείρα σφαλερή και η κρίσις χαλεπή» (Жизнь коротка, (медицинское) искусство протяженно, случай быстротечен, опыт обманчив, а суждение - трудно). Изначально Гиппократ подчёркивал, что не хватит и всей жизни для того, чтобы постичь великую науку медицины.
  • Медицина - благороднейшая из всех наук (лат. Omnium artium medicina nobilissima est).
  • «Огнём и мечом» - перефразированный афоризм «Чего не излечивают лекарства, излечивает железо; чего не излечивает железо, излечивает огонь» (лат. Quae medicamenta non sanant, ferrum sanat; quae ferrum non sanat, ignis sanat) .
  • «Противоположное излечивается противоположным» (лат. Contraria contrariis curantur) - один из афоризмов Гиппократа. На данном принципе основана современная медицина. Основоположник гомеопатии Самюэль Ганеман предложил лечить «подобное - подобным», противопоставив гомеопатию той медицине, которая лечит «противоположное противоположным», назвав её аллопатией.

Легенды

Демокрит - древнегреческий философ, которому Гиппократ, по преданию, провёл первую психиатрическую экспертизу

Из современников, Платон и Аристотель в своих сочинениях упоминают «самого великого врача-асклепиада Гиппократа». Благодаря дошедшему до наших дней сборнику трудов «Гиппократовскому корпусу», из которого лишь некоторые сочинения современные исследователи приписывают самому Гиппократу, можно судить об его учении.

Множество легенд и историй о жизни Гиппократа имеют неправдоподобный характер и не подтверждаются современными историками. Схожие предания существуют о другом знаменитом враче Авиценне, что также подтверждает их легендарный характер. К ним можно отнести легенду о том, как Гиппократ приехав в Афины, в которых свирепствовала чума, провёл ряд мероприятий, после которых эпидемия прекратилась. Согласно другой легенде при лечении царя Македонии Пердикки II Гиппократ диагностировал у него аггравацию - неумышленное преувеличение своего болезненного состояния.

К другим неподтверждённым историям следует отнести отказ Гиппократа покинуть Грецию и стать лечащим врачом самого царя империи Ахеменидов Артаксеркса. Согласно ещё одной легенде, граждане Абдер пригласили Гиппократа для лечения знаменитого древнегреческого философа Демокрита, посчитав того умалишённым. Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему человеческие дела на фоне великого мирового порядка. Гиппократ встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров как физически, так и психически, и помимо этого заявил, что тот является одним из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться. Эта история является первым упоминанием, когда общество потребовало подвергнуть медицинскому освидетельствованию на предмет «ненормальности».

В противоположность преданиям, которые описывают Гиппократа идеальным врачом, умнейшим и принципиальным человеком, Соран Эфесский приводит легенду о постыдном поступке Гиппократа, согласно которой он сжёг асклепион (медицинский храм, в котором одновременно лечили людей и поклонялись богу медицины Асклепию) книдской школы, соперничавшей с косской. Византийский грамматик XII столетия Иоанн Цец трансформирует данную легенду об этом поступке. Согласно его сочинениям, Гиппократ сжёг храм не соперничающей книдской школы, а собственной косской, с тем, чтобы уничтожить накопленные в нём медицинские знания, оставшись таким образом единственным их обладателем.

Современные медицинские термины, в которых присутствует имя Гиппократа

В медицине, по прошествии 2,5 тысяч лет после Гиппократа, используются термины, связанные с его именем.

Ноготь Гиппократа

Своеобразная деформация ногтей, более известная под названием «ногти в виде часовых стёкол».

Шум плеска Гиппократа

Шумом плеска Гиппократа (лат. succussio Hippocratis) называется звук, выслушиваемый при гидропневмотораксе, то есть при одновременном наличии в полости плевры газа и жидкости. Он выслушивается, если захватить обеими руками плечи больного и быстро, энергично встряхивать верхнюю половину его тела.

Маска Гиппократа

Термин «маска Гиппократа» стал крылатым, обозначая лицо умирающего больного. Впервые основные черты лица больного в крайне тяжёлом состоянии описаны в сочинении Гиппократовского корпуса «Прогностика»:

Нос острый, глаза впалые, виски вдавленные, уши холодные и стянутые, мочки ушей отвороченные, кожа на лбу твёрдая, натянутая и сухая, и цвет всего лица зелёный, чёрный или бледный, или свинцовый.

Вправление вывиха плеча по методу Гиппократа

Пострадавший лежит на спине. Хирург садится со стороны вывиха лицом к больному и берёт повреждённую руку за предплечье выше запястья. После этого вставляет средний отдел одноимённой с вывихнутой рукой стопы в подмышечную ямку. При этом наружный край среднего отдела стопы упирается в боковую поверхность грудной клетки, а внутренний - в медиальную поверхность верхней трети плеча. Образуется двусторонний рычаг, коротким плечом которого являются головка и верхняя часть плечевой кости, а длинным - средняя и нижняя трети плеча. Хирург начинает постепенно, без рывков, наращивать силу тяги по оси руки с приведением её к туловищу. В это время по принципу действия рычага головка плечевой кости постепенно выводится в суставную поверхность лопатки и становится на место. Плечевой сустав приобретает нормальную форму, восстанавливаются пассивные движения. После этого производится иммобилизация сустава.

Шапочка Гиппократа

Представляет собой повязку на голову. Накладывается с помощью двуглавого бинта или двух отдельных бинтов. Одним бинтом всё время делают циркулярные обороты через лоб и затылок, укрепляя ходы второго бинта, прикрывающей свод черепа от средней линии вправо и влево. Концы бинта связывают в затылочной области.

Литература

Magni Hippocratis medicorum omnium facile principis, opera omnia quae extant , 1657

Переводы

Русские :

  • Афоризмы Гиппократа . / Пер. П. Шюца. - СПб., 1848. - 229 стр.
  • . Сочинения. / Пер. В. И. Руднева, комм. В. П. Карпова.
    • [Кн.1]. Избранные книги. - М.: Биомедгиз, 1936. - 736 стр. - 10 200 экз. (включает сочинения: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления», «Об искусстве», «О древней медицине», «Об анатомии», «О сердце», «О железах», «О природе человека», «О здоровом образе жизни», «О семени и природе ребёнка», «О ветрах», «О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «Эпидемии», книги 1 и 3, «О диэте при острых болезнях», «О внутренних страданиях», «О священной болезни», «О врачебном кабинете», «О переломах», «О ранах головы», «О геморроидах», «О зрении», «О женских болезнях», «О прорезывании зубов», «Афоризмы»)
      • переизд.: М.: Сварог. 1994. - 736 стр. - 15 000 экз.
    • Кн. 2. - М.: Медгиз. 1944. - 512 стр. - 3000 экз. (включает сочинения: «О страданиях», «О диэте при острых болезнях». Дополнение, «О болезнях», 4 книги, «Эпидемии», книги 2, 4-7, «Об употреблении жидкостей», «О влагах», «Предсказания», 2 книги, «Косские прогнозы», «О кризисах», «О критических днях», «О мускулах», «О неделях», «О диэте», 4 книги, «О пище»)
    • Кн. 3. - М.: Медгиз. 1941. - 364 стр. - 3000 экз. (включает сочинения: «О ранах», «О суставах», «О рычаге или О вправлении суставов», «О природе костей», «О фистулах», «О местах в человеке», «О женской природе», «О бесплодных женщинах», «О женских болезнях», книга 2, «О сверхоплодотворении», «О семимесячном плоде», «О восьмимесячном плоде», «О вырезывании умершего в утробе плода», «О болезнях молодых девушек», письма, постановления, речи, указатели)

Английские :

  • В серии «Loeb classical library» сочинения изданы в 8 томах (№ 147-150, 472, 473, 477, 482) с приложением в том IV «О мире» Гераклита.

Французские :

  • Издание в серии «Collection Budé» не завершено. Hippocrate :
    • Tome II, 1re partie: L’Ancienne médecine. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2e tirage 2003. 272 p.
    • Tome II, 2e partie: Airs, eaux, lieux. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2e tirage 2003. 452 p.
    • Tome II, 3e partie: La Maladie sacrée. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2003. CXXXVIII, 194 p.
    • Tome IV, 3e partie: Epidémies V et VII. Texte établi et traduit par J. Jouanna, annoté par J. Jouanna et M. D. Grmek. 2e tirage 2003. CXLVIII, 463 p.
    • Tome V, 1re partie: Des vents - De l’art. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2e tirage 2003. 352 p.
    • Tome VI, 1re partie: Du régime. Texte établi et traduit par R. Joly. 2e tirage 2003. XXXVI, 253 p.
    • Tome VI, 2e partie: Du régime des maladies aiguës. - Appendice. - De l’aliment. - De l’usage des liquides. Texte établi et traduit par R. Joly. 2e tirage 2003. 257 p.
    • Tome VIII: Plaies, nature des os, coeur, anatomie. Texte établi et traduit par M.-P. Duminil. 2e tirage 2003. 304 p.
    • Tome X, 2e partie: Maladies II. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2e tirage 2003. 398 p.
    • Tome XI: De la génération. - De la nature de l’enfant.- Des maladies IV. - Du foetus de huit mois. Texte établi et traduit par R. Joly. 2e tirage 2003. 385 p.
    • Tome XII, 1re partie: Nature de la femme. Texte établi et traduit par F. Bourbon. 2008. 528 p.
    • Tome XIII: Des lieux dans l’homme- Du système des glandes. - Des fistules. - Des hémorroïdes. - De la vision. - Des chairs. - De la dentition. Texte établi et traduit par R. Joly. 2e tirage 2003. 318 p.

Исследования

  • Вольский С. Ф. Об Гиппократе и его учении. С пер. на рус. яз. трех главнейших и подлинных его книг. - СПб., 1840. - 251 стр.
  • Козлов А. М., Косарев И. И. Гиппократ и морально-этические проблемы медицины: Уч. пособие. М.: I ММИ. 1983. - 84 стр. - 1000 экз.
  • Жак Ж. Гиппократ. / Пер. с фр. (Серия «След в истории»). Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. 457 стр.
  • Солопова М. А. Vita brevis: к толкованию первого афоризма Гиппократа // Философские науки. 2012. № 1 (8). С. 5-25.
  • Carolin M. Oser-Grote : Aristoteles und das Corpus Hippocraticum. Die Anatomie und Physiologie des Menschen. Steiner, Stuttgart 2004,-349 с.
  • Temkin, Owsei (1991), Hippocrates in a world of pagans and Christians, Baltimore: Johns Hopkins University Press,
  • Goldberg, Herbert S. (1963), Hippocrates, Father of Medicine, New York: Franklin Watts
  • Heidel, William Arthur (1941), Hippocratic Medicine: Its Spirit and Method, New York: Columbia University Press

Память

В 1970 г. Международный астрономический союз присвоил имя Гиппократа кратеру на обратной стороне Луны.