Эмоции. Психологические особенности инвалидов и людей пожилого возраста

По данным 2016 года, на территории России зарегистрировано 12,6 млн граждан, которые входят в I, II или III группу инвалидности. Более 500 млн людей по всеми миру имеют физические, умственных и сенсорные ограничения, которые не дают им в полном мере пользоваться своими правами и возможностями, а также существовать в обществе. В социуме нередко наблюдаются социальные барьеры для людей с ограниченными возможностями, что влечет за собой развитие психологических особенностей инвалидов, их иное восприятие действительности и другие реакции на внешние раздражители.

Психические состояния людей с ограниченными возможностями

Инвалиды сталкиваются с различными проблемами социально-психологического характера. Наиболее часто встречаются изоляция и фрустрация, то есть состояния, возникающие из-за несоответствия желаний человека и его возможностей. Изоляция подразумевают под собой одиночество, то есть отсутствие близких взаимоотношений с другими членами социума. Длительная изоляция может привести к депрессии и суицидальным мыслям.

Фрустрация может проявляться как незначительное недовольство своей жизнью, так и тяжёлыми психическими расстройствами. Основными проявлениями фрустрации считаются:

  • агрессия, направленная на окружающий мир и/или на самого себя;
  • апатия – отсутствия желания делать что-либо, общаться (человека ничего не интересует);
  • негативизм – отказ человека выполнять то, что от него требуется;
  • своеобразная «зацикленность» инвалида на своем состоянии;
  • возникновение зависимостей (алкогольной, наркотической).

Наряду с изоляцией и фрустрацией выступает «комплекс неполноценности». «Комплекс неполноценности» характеризуется тем, что человек уверен в превосходстве окружающих людей над ним, убеждает себя в собственной ущербности. Вышеперечисленные психологические проблемы инвалидов негативно влияют на их отношение с обществом, что влечет значительные трудности адаптации, расстройство мировосприятия и образование «порочного круга»: несостоятельность в социуме из-за психологических проблем лишь усугубляет их, что провоцирует ещё большую несостоятельность.

После встречи с проблемой инвалидности некоторые люди связывают свою жизнь с зависимостью от алкоголя

Личностные проблемы детей-инвалидов

Типичной проблемой детей-инвалидов является навешивание своеобразных «ярлыков» (т. е. стигматизация) на них, что влечет за собой выделение их из социума из-за наличия дефекта, отличного от культурного стандарта тела или ума. Такие дети сталкиваются со страхом здоровых детей, который часто возникает от неправильного воспитания. Поэтому наблюдается вытеснение детей-инвалидов, или маргинализация, из общества.

Как результат стигматизации и маргинализации у детей с ограниченными возможностями формируется «чувство неполноценности», что влечёт за собой комплекс личностных и невротических расстройств. Усугубляет дезадаптацию ребенка-инвалида гиперопека со стороны родителей, которые ведут к формированию у таких детей «выученной беспомощности» и чувство низкой «самоэффективности».

«Выученная беспомощность» характеризуется тем, что ребенок, сталкиваясь с регулярным контролем со стороны родителей, перестает предпринимать попытки самостоятельно влиять на ситуацию, даже если посторонняя помощь не требуется и он может справиться сам. Дети-инвалиды с чувством низкой самоэффективности зачастую преувеличивают трудности, с которыми они сталкиваются, автоматически показывают, что не в состоянии с ними справиться.

Усугубляют ситуацию родители, которые позволяют этой демонстративности существовать и решают проблемы ребенка, с которыми он в состоянии справиться самостоятельно.

Проблемы среди людей зрелого возраста

Наиболее тяжело инвалидность переживают люди молодого возраста, которые внезапно обрели дефект, отличающих их от остальных. Они сталкиваются с трудностями восприятия себя в новой «роли» в семье, с негативными реакциями общества, которых ранее они не испытывали. Таким людям необходимо проходить длительный процесс адаптации к новой жизни.

Характеристика адаптации к приобретённой инвалидности включает в себя следующие этапы:

  • Шок, который проявляется эмоциональным и физическим ступором. Может продолжаться несколько дней.
  • Отрицание имеющейся проблемы. Данный этап может длиться от пары недель до нескольких месяцев, что значительно тормозит процесс реабилитации больного.
  • Депрессия, плавно переходящая в агрессию, направленную чаще всего на близких для больного людей. Встречается аутоагрессия. В состоянии депрессии больной замкнут, не желает поддерживать общение, раздражителен.
  • Восприятие. Человек начинает адекватно оценивать свое состояние, пытается решить вопросы, связанные с образованием, семьей, работой.


Поддержка родственников - важный фактор на пути осознания собственных проблем людьми-ивалидами

Это лишь сокращённый вариант эмоций, испытываемых человеком, который получил инвалидность. Каждый воспринимает и оценивает приобретённый дефект по-разному, длительность любого из этапов строго индивидуальна. Психология инвалидности подразумевает понимание того, что происходит внутри человека с ограниченными возможностями, чтобы помочь ему достичь лучшей адаптации, принять свое состояние и добиться улучшения качества жизни.

  • 2.2.1. Проблема разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов.
  • 2.3. Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств.
  • Контрольные вопросы к разделу
  • Литература для дополнительного чтения
  • Цитируемая литература
  • Раздел 3. Методология клинико-психологического исследования.
  • 3.1. Построение клинико-психологического исследования.
  • Контрольные вопросы к разделу
  • Литература для дополнительного чтения
  • Раздел 4. Типология нарушений психической деятельности.
  • 4.1. Нарушения ощущений и восприятия.
  • 4.2. Нарушения произвольных движений и действий.
  • 4.3. Расстройства речи, коммуникативных и учебных навыков.
  • 4.4. Нарушения памяти.
  • 4.5. Нарушения мышления.
  • 4.5.1. Нарушения операционной стороны мышления.
  • 4.5.2. Искажение процесса обобщения.
  • 4.5.3. Нарушения динамики мышления.
  • 4.5.4. Нарушения личностного компонента (нарушения целенаправленности мышления).
  • 4.6. Нарушения эмоциональной сферы.
  • 4.7. Тревожные расстройства.
  • 4.8. Расстройства настроения.
  • 4.9. Нарушения сознания.
  • 4.9.1. Общенаучная характеристика сознания.
  • 4.9.2. Определение сознания в психиатрии.
  • 4.9.3. Делириозное помрачение сознания.
  • 4.9.4. Онейроидное (сновидное) состояние сознания.
  • 4.9.5. Сумеречное состояние сознания.
  • 4.9.6. Аментивный синдром (аменция).
  • 4.9.7. Коматозное состояние.
  • 4.9.8. Деперсонализация.
  • Контрольные вопросы
  • Литература для дополнительного чтения
  • Цитируемая литература
  • Раздел 5. Пограничные психические состояния.
  • Контрольные вопросы
  • Литература для дополнительного чтения
  • Цитируемая литература
  • Раздел 6. Расстройства личности.
  • 6.1. Классификация личностных расстройств.
  • 6.1.1. Эксцентричные расстройства личности (с преобладанием нарушений мышления).
  • 6.1.2. Демонстративные расстройства личности (с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере).
  • 6.1.3. Тревожно-астенические расстройства личности (с преобладанием нарушений волевой сферы).
  • Контрольные вопросы
  • Литература для дополнительного чтения
  • Цитируемая литература
  • Раздел 7. Психосоматические расстройства.
  • 7.1. Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихических расстройств.
  • 7.2. Психология инвалидности.
  • Контрольные вопросы
  • Литература для дополнительного чтения
  • Цитируемая литература
  • Использованная литература
  • Часть II. Основы нейропсихологии. Раздел 1. Мозговые механизмы высших психических функций.
  • 1.1. Проблема локализации высших психических функций.
  • Контрольные вопросы
  • 1.2. Теоретические основы и практическое значение нейропсихологии.
  • Контрольные вопросы
  • 1.3. Структурно-функциональные принципы работы мозга.
  • Контрольные вопросы
  • 1.4. Концепция структурно-функциональных блоков мозга а. Р. Лурия.
  • Контрольные вопросы
  • 1.5. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.
  • Контрольные вопросы
  • Раздел 2. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.
  • Контрольные вопросы
  • Раздел 3. Основные нейропсихологические симптомы и синдромы.
  • 3.1. Сенсорные и гностические зрительные расстройства.
  • Контрольные вопросы
  • 3.2. Сенсорные и гностические слуховые расстройства.
  • Контрольные вопросы
  • 3.3. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства.
  • Контрольные вопросы
  • 3.4. Нарушения речи при локальных поражениях мозга.
  • Контрольные вопросы
  • 3.5. Нарушение внимания при локальных поражениях мозга.
  • Контрольные вопросы
  • 3.6. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга.
  • Контрольные вопросы
  • 3.7. Нарушения движений и действий при локальных поражениях мозга.
  • Контрольные вопросы
  • 3.8. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга.
  • Контрольные вопросы
  • 3.9. Нарушения эмоций при локальных поражениях мозга.
  • Контрольные вопросы
  • Раздел 4. Возможности практического применения нейропсихологии.
  • 4.1. Проблема восстановления высших психических функций.
  • Контрольные вопросы
  • 4.2. Нейропсихология в школе.
  • Контрольные вопросы
  • 4.3. Нарушение и восстановление функций письма, чтения и счета.
  • Контрольные вопросы
  • Использованная литература
  • Приложение 1. Терминологический словарь.
  • Приложение 2. Нейропсихологические методики.
  • Приложение 3. Иллюстративный материал.
  • Часть III. Патопсихология. Раздел 1. Методологические основы патопсихологии.
  • 1.1. Патопсихология как составная часть клинической психологии.
  • 1.2. Соотношение патопсихологии и психопатологии. Предмет патопсихологии.
  • 1.3. Теоретические основы патопсихологии.
  • 1.4. Значение патопсихологии для общепсихологической теории.
  • 1.5. Задачи патопсихологии в клинике.
  • 1.6. Задачи детской патопсихологии.
  • 1.7. Возможность применения патопсихологического подхода в деятельности педагога-психолога.
  • 1.8. Дизонтогенетический подход к исследованию нарушений психики в детском возрасте.
  • 1.8.1. Понятие о психическом дизонтогенезе.
  • 1.8.2. Патопсихологические параметры психического дизонтогенеза.
  • 1.8.3. Классификация психического дизонтогенеза.
  • Контрольные вопросы
  • Раздел 2. Методы патопсихологического исследования.
  • 2.1. Общая характеристика методов патопсихологического исследования.
  • 2.2. Принципы патопсихологического экспериментального исследования.
  • 2.3. Беседа и наблюдение в структуре патопсихологического эксперимента.
  • 2.4. Этапы и технология проведения патопсихологического исследования.
  • 2.4.1. Подготовка экспериментального исследования.
  • 2.4.2. Проведение экспериментального исследования.
  • 2.4.3. Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования.
  • Контрольные вопросы
  • Раздел 3. Патопсихологический подход к исследованию нарушений психической деятельности и личности при психических расстройствах.
  • 3.1. Нарушения восприятия.
  • 3.1.1. Проблема агнозий в патопсихологии.
  • 3.1.2. Псевдоагнозии при деменции.
  • 3.1.3. Патопсихологические исследования обманов чувств.
  • 3.1.4. Исследование нарушений мотивационного компонента перцептивной деятельности.
  • 3.2. Нарушения памяти.
  • 3.2.1. Нарушение непосредственной памяти.
  • 3.2.2. Нарушения опосредованной памяти.
  • 3.2.3. Нарушение динамики мнестической деятельности.
  • 3.2.4. Нарушение мотивационного компонента памяти.
  • 3.3. Нарушения мышления.
  • 3.3.1. Нарушение операциональной стороны мышления.
  • 3.3.2. Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления.
  • 3.3.3. Нарушение динамики мыслительной деятельности.
  • 3.3.4. Нарушение критичности мышления.
  • 3.4. Нарушения умственной работоспособности.
  • 3.4.1. Общепсихологическая характеристика работоспособности человека.
  • 3.4.2. Клинические проявления нарушения умственной работоспособности.
  • 3.4.3. Патопсихологический анализ нарушений умственной работоспособности при психических расстройствах.
  • 3.5. Нарушения личности.
  • 3.5.1. Нарушение опосредованности и иерархии мотивов.
  • 3.5.2. Нарушение смыслообразования.
  • 3.5.3. Нарушение подконтрольности поведения.
  • 3.5.4. Формирование патологических черт личности.
  • Контрольные вопросы
  • Использованная литература
  • 7.2. Психология инвалидности.

    Особое место в соматопсихическом направлении занимает проблема отношения к своему расстройству или дефекту у детей-инвалидов . В настоящее время концепция инвалидности опирается на культурно-историческую теорию развития психики, что качественно изменило стереотипные представления о закономерностях и механизмах функционирования телесного «Я». Тело всегда наделено не только личностным, но и культурным смыслом и значением, оно выступает центральным компонентом личностной идентичности и одним из основных способов проявления личностных качеств и характеристик в социальном взаимодействии и общении.

    В культурном пространстве существуют идеальные образцы мужского или женского тела, по отношению к которым общество определяет «патологические» и «неестественные» тела. Поэтому дети с телесными дефектами, выступающими внешними знаками определенных соматических расстройств (например, ДЦП, полиомиелит и т. п.) чувствуют себя «неправильными», «инакими» и подвергаются со стороны окружающих людей стигматизации (stigma - бросающийся в глаза признак патологии, клеймо позора).Стигматизация - это процесс приписывания отрицательных черт или выделение из общества посредством дискриминации из-за наличия у человека признака какого-либо расстройства или из-за отклонения от социальных норм. Стигматизации подвергаются как раз такие телесные черты, которые не соответствуют культурным стандартам тела.

    Стигматизированные дети-инвалиды исключаются из социального пространства здоровых детей, т. е. маргинализируются. Психологическим механизмом маргинализации является страх здоровых детей и их родителей перед «нетипичным» дефектным телом, не соответствующим социальным ожиданиям и доминирующим идеалам. Встреча с телесным дефектом напоминает здоровым людям об угрозе собственному телесному благополучию, актуализирует перенос возможных вследствие болезни проблем с больного ребенка на здорового. Во многом страх, сопровождающий такую встречу, связан с распространенными социальными представлениями о дефекте как признаке слабости, пассивности, зависимости.

    Вследствие маргинализации и стигматизации у детей-инвалидов часто развивается чувство неполноценности , оказывающее влияние на весь жизненный путь личности. Иногда наличие дефекта как внешнего проявления соматического расстройства может стать причиной невротических и личностных расстройств, которые вполне вписываются в психодинамическую концепцию конверсионных и психосоматических расстройств.

    Изменения в когнитивной и эмоциональной сфере являются наиболее характерными для детей-инвалидов. В структуре их личности четко прослеживаетсяфобический компонент /46/. Страхи могут быть вполне обоснованными, однако в значительной мере они преувеличенные и внушенные, имеют парадоксальное содержание: одновременно отражают актуальное и возможное состояния ребенка. Так, ребенок может страдать от дефицита общения, испытывать страх одиночества и одновременно бояться предстоящих встреч с другими людьми. Среди детей-инвалидов нередок страх выздоровления в связи свозможной, по их мнению, утратой любви и повышенного со стороны значимого окружения, а также из-за необходимости возвращения к обычной жизни в школе, к которой они чувствуют себя не готовыми. Ощущение острого дефицита знаний, умений, навыков, необходимых для жизни в обществе, осознание ограниченности своих физических возможностей и юридических прав в связи со статусом инвалида нередко приводит к фиксации на мыслях о бессмысленности дальнейшего существования.

    Проблема несоответствия телесного «Я» идеальным стандартам особенно остро переживается в 5-7-летнем и подростковом возрастах. Начиная с6-7 лет, на первое место выходят переживания по поводу социальной заброшенности, незащищенности, общественного пренебрежения.

    Инвалидность ребенка часто заставляет родителей следовать гиперопеке в ущерб другим воспитательным стратегиям, что только способствует психосоциальной дезадаптации детей-инвалидов и еще больше инвалидизирует их, поскольку тактика гиперопеки формирует у детей состояние «выученной беспомощности» и чувство низкой«самоэффективности» .

    «Выученная беспомощность» - понятие, введенное М. Селигманом, - в общих чертах сводится к тому, что ребенок-инвалид, который в условиях гиперопеки часто сталкивается с ограничениями собственного контроля в различных жизненных ситуациях, перестает стараться влиять на результат своих усилий не только в этих конкретных ситуациях, но также и в тех новых ситуациях, в которых он может обходиться без посторонней помощи. У детей-инвалидов, воспитывающихся по типу гиперопеки, формируется три вида личностного дефицита: мотивационный, когнитивный и эмоциональный. Сначала у ребенка-инвалида редуцируется мотив пытаться справиться с возникающими трудностями, поскольку ситуация всегда контролируется родителями или педагогами. Редуцированный мотив преодоления трудностей приводит к снижению когнитивных способностей оценки жизненных ситуаций, что делает ребенка-инвалида беспомощным в непривычной среде обитания, в которой нет родительского или педагогического контроля. Осознание своей навязанной (родителями и педагогами) ограниченности в способностях самостоятельно совершать даже посильные поступки приводит к развитию сниженного эмоционального фона настроения и даже депрессии.

    Понятие «самоэффективности» , введенное А. Бандурой, означает убежденность человека в своей способности мобилизовывать мотивацию, когнитивные и поведенческие возможности, чтобы соответствовать требованиям жизненных ситуаций. Чувство самоэффективности связано не с имеющимися у ребенка умениями и навыками, а с егопредставлениями о том, чего он сможет добиться при наличии доступных для него умений. Даже если у ребенка сформированы доступные, адекватные его состоянию и необходимые для самостоятельной жизни навыки и умения, главной детерминантой их практического использования будет именно представление об ожидаемой эффективности их применения: сколько сил будет затрачено на решение проблемы, как долго удастся выдерживать напряжение в стрессовой ситуации. В условиях гиперопеки эти представления не формируются, поскольку обучение навыкам и умениям носит «тепличный» характер, не соответствующий характеристикам реальных ситуаций, в которых оказывается ребенок-инвалид (в реальных ситуациях проблемы за него стремятся разрешать именно родители или педагоги).

    Выделяют четыре фактора, влияющие на формирование чувства самоэффективности :

    Достигнутые результаты (успех в прошлом дает высокие ожидания результативности текущих действий, тогда как прошлые неудачи снижают эти ожидания);

    Косвенные переживания (впечатления от успеха или неудачи других детей);

    Словесное убеждение (самоэффективность повышается, когда авторитетное лицо - родитель или педагог - убедительно говорят о том, что ребенок в состоянии справиться с ситуацией);

    Эмоциональная активация (чувство тревоги и напряжения снижает ощущение самоэффективности).

    Инвалиды с низкой самоэффективностью в большей мере склонны к преувеличению трудностей и чаще демонстрируют неумение их преодолевать. Ощущение низкой самоэффективности также способно провоцировать развитие депрессии или ее усиление.

    С состоянием выученной беспомощности и чувством самоэффективности связаны и такие личностные черты, как локус контроля ивоспринимаемая управляемость .

    Локус контроля - это представление ребенка-инвалида о том, где осуществляется контроль над значимыми событиями в его жизни: внутри него самого или во внешней среде. В зависимости от воспитания и отношения к ребенку-инвалиду у него может формироваться внутренний или внешний локус контроля. В условиях гиперопеки как основного стиля взаимодействия с инвалидом последний связывает успешность своих действий только с действиями других людей, поэтому он реже будет стремиться самостоятельно преодолевать трудности, а значит, у него не будет достаточного опыта для развития чувства самоэффективности. Для развития внутреннего локуса контроля со стороны родителей и педагогов необходимо использовать значимые для ребенка-инвалида подкрепления его самостоятельной активности: например, таким подкреплением может быть достижение значимой для ребенка цели. При этом важно иметь в виду, что развитие внутреннего локуса контроля совсем не обязательно должно быть связано с непременной реализацией всех намеченных ребенком действий, чтобы он мог трезво оценивать свои физические возможности и способности и тем самым сформировать адекватные представления о собственной самоэффективности.

    Выученная беспомощность, самоэффективность и локус контроля вместе составляют такую интегральную личностную характеристику ребенка-инвалида как воспринимаемая управляемость. Воспринимаемая управляемость - это общее представление человека о своей способности управлять процессом собственной жизни. Психологически комфортное состояние ребенка-инвалида (т. е. отсутствие у него утомления, тревоги, депрессии, а также субъективное чувство физического благополучия) зависит от того, насколько предъявляемые к нему требования сочетаются с простором для принятия решений или возможностью быть самостоятельным.

    У детей перечисленные особенности состояния инвалидности значительно более выражены, чем у взрослых, поскольку у них еще не до конца сформированы волевой и мотивационный компоненты личности. Следовательно, целенаправленная работа психолога с родителями и педагогами, взаимодействующими с детьми-инвалидами, особенно консультирование по воспитательным стратегиям, приобретает особенное значение.

    Важным фактором, определяющим специфику отношения к собственной инвалидности у ребенка, является социальная поддержка . Социальная поддержка включает в себя создание для ребенка-инвалида широкой, стабильной сети социальных контактов, которая характеризуется совместным проживанием и проведением досуга с другими детьми и взрослыми, наличием друзей, членством в клубах и общественных объединениях. В зависимости от целей, социальная поддержка может быть разноуровневой и включать как сообщество только детей-инвалидов, так и смешанные сообщества детей-инвалидов и здоровых детей. Эмоциональная поддержка, как правило, более эффективна в гомогенных группах детей-инвалидов, имеющих сходный дефект, тогда как повышение уровня социальной адаптации более эффективно в гетерогенных группах. Однако мало просто поместить ребенка-инвалида в группу здоровых детей. Без соответствующей психосоциальной работы со здоровыми детьми и взрослыми, направленной на развитие у них толерантности к «иным» другим людям, контакты с ними ребенка-инвалида могут дать обратный эффект: вместо социальной поддержки вызвать глубокое разочарование.

    Т. Гершик и А. Миллер выделяют у инвалидов две возможные стратегии личностного реагирования на телесный дефект: переосмысление ,уверенность иотказ /59/.

    Переосмысление предполагает осознание ребенком невозможности соответствовать идеальному образу тела и создание индивидуальной интерпретации своих телесных характеристик. Ребенок-инвалид выбирает из культурного идеала тела только те характеристики, которые соответствуют его актуальным возможностям, и тем самым создает личный идеальный конструкт, рассматривая его как один из возможных вариантов доминирующего идеального типа.

    Уверенность заключается в слепом следовании культурному образцу телесности без учета реальных возможностей ребенка-инвалида. Такие дети находятся в постоянном конфликте с самими собой. Ориентируясь на недостижимые телесные стандарты, они надеются добиться признания себя другими людьми не в качестве инвалида, а в качестве «такого же, как и все». При этом они всегда наталкиваются на еще большее подчеркивание своей «инакости» и неспособности соответствовать общепринятому идеалу. Как результат, у них развивается двойная идентичность: «фасадная» (для других) и «внутренняя», которые находятся в антагонистическом конфликте друг с другом. У таких детей вырабатывается очень жесткая установка на обязательное соответствие идеалу по принципу «всегда и везде», без учета реальных возможностей и ситуации. Психосоциальная адаптация детей с такими реакциями осложняется тем, что в нашем обществе из-за социальных запретов, стереотипов и практики сегрегации (разделения институтов социализации, проведения досуга и т. п. для детей-инвалидов и не-инвалидов) ребенку-инвалиду практически невозможно на практике реализовать телесные стандарты, на которые ориентируются здоровые люди.

    Отказ от следования доминирующему культурному образцу телесности выражается в стремлении сконструировать свой собственный идеал тела, ограничив круг общения только теми людьми, которые этот идеал разделяют вместе с ребенком-инвалидом. Они начинают считать доминирующий в культуре идеал как «неправильный», непригодный для практических жизненных целей; они обесценивают те телесные характеристики, которые считают ценными и важными здоровые дети, или даже вообще отрицают ценность тела в межличностных отношениях и в конструировании собственной идентичности: «важен человек, а не какое у него тело». По сути реакции отказа отражают сопротивление негативному образу инвалидности, который имеется у здорового окружения ребенка. Это реакции протеста против навязчивого милосердия, жалости и благотворительности, которые не столько помогают ребенку-инвалиду (как это представляют себе здоровые люди - педагоги, родители, психологи), сколько подчеркивают невозможность его принятия в широкий социальный контекст общения по причине наличия дефекта и формируют состояние «выученной беспомощности», особенно в плане развития инициативности и в принятии решений о своей судьбе.

    Тема: Психологические особенности личности инвалида

    Форма проведения: лекция

    Цели: теоретическое рассмотрение психологических особенностей личности инвалида

    Глоссарий: инвалидность, инвалид, нетрудоспособность, посттравматическое стрессовое расстройство, адаптация

    План лекции:

    2.Постравматическое стрессовое расстройство в результате инвалидности

    3.Адаптация инвалида к новым условиям


    Ход лекции:

      1. Общая характеристика понятия инвалидности
    Инвалидность – состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

    Инвалид – человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

    В Российской Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплата пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности. Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства.

    В настоящее время принята политкорректная форма обозначения инвалида – «человек с ограниченными возможностями здоровья», или же «человек с инвалидностью», причем последняя формулировка в равной степени информативна и политкорректна, так как, отражая юридический статус, делает при этом акцент на человеческом достоинстве.

    Принято различать следующие ключевые понятия:


      1. Дефект или нарушение: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от неё;

      2. Инвалидность: ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов;

      3. Нетрудоспособность: ограниченность конкретного индивидуума, которая вызвана дефектом или инвалидностью.
    Принято условно разделять ограничения функций по следующим категориям:

    нарушения статодинамической функции (двигательной),

    – нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,

    сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),

    психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

    По оценкам ВОЗ 2011 года, почти 15 % населения во всем мире имеет инвалидность (что превышает сделанные ранее оценки ООН на 10 %. В 2002-2004 гг. в России 16,4 % населения имели ту или иную степень инвалидности, а количество потерянных лет трудоспособной жизни составляло 10 лет на 100 человек в 2004 году. Согласно официальной статистике, в России проживает около 10 млн инвалидов, по оценке Агентства социальной информации – не менее 15 млн. Официальная статистика учитывает численность инвалидов, имеющих непросроченное свидетельство об инвалидности, в то время как к ним можно также отнести людей, подпадающих под определение инвалидности, но не знающих об этом или не оформивших соответствующий статус. В 1996 г. в России официально зарегистрированных насчитывалось более 6,2 миллионов человек (4,2 % населения).

    Инвалидность – не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены :

    Медицинская модель усматривает причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях. Согласно ей, инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе . Согласно этой модели, нужно помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на доступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального общества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов. Медицинская модель долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными.

    Социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности, в том числе и людей с различными ограничениями. Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя создание так называемой доступной среды (пандусов и специальных подъемников для инвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами. Социальная модель пользуется все большей популярностью в развитых странах, а также постепенно завоевывает позиции и в России. Активным пропагандистом такой модели в России стала региональная общественная организация инвалидов «Перспектива».

    Сами по себе, эти модели недостаточны, хотя обе они частично обоснованны. Инвалидность – это сложный феномен, который является проблемой как на уровне организма человека, так и на социальном уровне. Инвалидность всегда представляет собой взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором этот человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними. Другими словами, и медицинская и социальная концепции подходят для решения проблем, связанных с инвалидностью; мы не можем отказываться ни от того, ни от иного вмешательства. Наилучшая модель инвалидности, таким образом, будет представлять собой синтез всего лучшего из медицинской и социальной моделей, не совершая присущих им ошибок в преуменьшении целостного, комплексного понятия инвалидности к тому либо иному аспекту. Такая более выгодная модель инвалидности может называться биопсихосоциальной моделью. МКФ основывается на такой модели, совмещающей медицинский и социальный аспекты.


    2. Постравматическое стрессовое расстройство в результате инвалидности

    Человек умеет приспосабливаться к различным обстоятельствам; с изменением нашей жизни меняемся и мы сами. Происходящие в нас перемены помогают выжить, в какие бы условия мы ни попали . По определению психиатров, «травмирующим называют событие, выходящее за пределы нормального человеческого опыта».

    Если травма была сравнительно небольшой, то повышенная тревожность и другие симптомы стресса постепенно пройдут в течение нескольких часов, дней или недель. Если же травма была сильной или травмирующие события повторялись многократно, болезненная реакция может сохраниться на многие годы. В то же время человек стремиться думать, чувствовать и действовать так, чтобы избежать тяжелых воспоминаний.

    Подобно тому, как мы приобретаем иммунитет к определенной болезни, наша психика вырабатывает особый механизм для защиты от болезненных переживаний. Например, человек, переживший трагическую потерю близких, в дальнейшем подсознательно избегает устанавливать с кем-либо тесный эмоциональный контакт.

    Когда у человека нет возможности разрядить внутреннее напряжение, его тело и психика находят способ как-то примениться к этому напряжению. В этом, в принципе, и состоит механизм посттравматического стресса. Его симптомы – которые в комплексе выглядят как психическое отклонение – на самом деле не что иное, как глубоко укоренившиеся способы поведения, связанные с экстремальными событиями в прошлом.

    Клинические симптомы ПТСР

    1. Немотивированная бдительность.

    Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему постоянно угрожает опасность.

    2. «Взрывная» реакция.

    При малейшей неожиданности человек делает стремительные движения (нагибается при звуке низко пролетающего вертолета, резко оборачивается и принимает боевую позу, когда кто-то приближается к нему из-за спины).

    3. Притупленность эмоций.

    Бывает, что человек полностью или частично утратил способность к эмоциональным проявлениям. Ему трудно устанавливать близкие и дружеские связи с окружающими , ему недоступны радость, любовь, творческий подъем, игривость и спонтанность.

    4. Агрессивность.

    Стремление решать проблемы с помощью грубой силы. Хотя, как правило, это касается физического силового воздействия, но встречается также психическая, эмоциональная и вербальная агрессивность. Попросту говоря, человек склонен применять силовое давление на окружающих всякий раз, когда хочет добиться своего, даже если цель не является жизненно важной.

    5. Нарушения памяти и концентрации внимания.

    Человек испытывает трудности, когда требуется сосредоточиться или что-то вспомнить, по крайней мере, такие трудности возникают при определенных обстоятельствах. В некоторые моменты концентрация может быть великолепной, но стоит появиться какому-либо стрессовому фактору, как человек уже не в силах сосредоточиться.

    6. Депрессия.

    В состоянии посттравматического стресса депрессия достигает самых темных и беспросветных глубин человеческого отчаяния, когда кажется, что все бессмысленно и бесполезно. Этому чувству депрессии сопутствуют нервное истощение, апатия и отрицательное отношение к жизни.

    7. Общая тревожность.

    Проявляется на физиологическом уровне (ломота в спине, спазмы желудка, головные боли), в психической сфере (постоянное беспокойство и озабоченность, «параноидальные» явления – например, необоснованная боязнь преследования), в эмоциональных переживаниях (постоянное чувство страха, неуверенность в себе, комплекс вины).

    8. Приступы ярости.

    Не приливы умеренного гнева, а именно взрывы ярости, по силе подобные извержению вулкана. Однако бывают и в отсутствие алкоголя или наркотиков, так что было бы неверно считать опьянение главной причиной этих явлений.

    9. Злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами.

    В попытке снизить интенсивность посттравматических симптомов многие употребляют алкоголь и (в меньшей степени) наркотические вещества.

    10. Непрошеные воспоминания.

    Это наиболее важный симптом, дающий право говорить о присутствии ПТСР. В памяти внезапно всплывают жуткие , безобразные сцены, связанные с травмирующим событием. Эти воспоминания могут возникать как во сне, так и во время бодрствования.

    Наяву они появляются в тех случаях, когда окружающая обстановка чем-то напоминает случившееся «в то время», то есть во время травмирующего события: запах, зрелище, звук, словно бы пришедшие из той поры. Яркие образы прошлого обрушиваются на психику и вызывают сильный стресс. Главное отличие от обычных воспоминаний состоит в том, что посттравматические «непрошеные воспоминания» сопровождаются сильными чувствами тревоги и страха.

    Непрошеные воспоминания, приходящие во сне, называют ночными кошмарами.

    11. Галлюцинаторные переживания.

    Это особая разновидность непрошеных воспоминаний о травмирующих событиях с той разницей, что при галлюцинаторном переживании память о случившемся выступает настолько ярко, что события текущего момента как бы отходят на второй план и кажутся менее реальными, чем воспоминания. В этом «галлюцинаторном», отрешенном состоянии человек ведет себя так, словно он снова переживает прошлое травмирующее событие; он действует, думает и чувствует так же, как в тот момент, когда ему пришлось спасать свою жизнь.

    12. Бессонница (трудности с засыпанием и прерывистый сон).

    Когда человека посещают ночные кошмары, есть основания считать, что он сам невольно противится засыпанию, и именно в этом причина его бессонницы: человек боится заснуть и вновь увидеть это. Регулярное недосыпание, приводящее к крайнему нервному истощению, дополняет картину симптомов посттравматического стресса. Бессонница также бывает вызвана высоким уровнем тревожности, неспособностью расслабиться, а также не проходящим чувством физической или душевной боли.

    13. Мысли о самоубийстве.

    Человек постоянно думает о самоубийстве или планирует какие-либо действия, которые в конечном итоге должны привести его к смерти. Когда жизнь представляется более пугающей и болезненной, чем смерть, мысль покончить со всеми страданиями может показаться заманчивой. Когда человек доходит до той грани отчаяния, где не видно никаких способов поправить свое положение, он начинает размышлять о самоубийстве.


    3. Адаптация инвалида к новым условиям

    Адаптация – это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

    В связи с травмирующим переживанием получения инвалидности у данной категории людей возникла критическая ситуация жизнедеятельности. Это привело к низкому уровню развития интерсубъективности, что в свою очередь приводит к снижению адаптивных ресурсов инвалидов и в отдельных случаях к кризису личности в целом.

    Таким образом, вырисовываются две основные задачи психологической реабилитации при длительной вторичной дезадаптации:

    1. Создание условий для очищения психики от следов первичной дезадаптации.

    2. Создание условий для самораскрытия жизненных перспектив личности (не экстремальное планирование жизни).

    Эти две цели связывает промежуточная цепь – формирование навыков не экстремального поведения (точнее актуализация и совершенствование старых навыков).

    Учитывая все вышеизложенное, полный цикл (курс) психологической реабилитации будет иметь следующие этапы:

    1. вводный,

    2. подготовительный,

    3. катарсический,

    4. осознания экстремального поведения,

    5. формирования новых навыков поведения,

    6. определения жизненных перспектив (инсайта),

    7. поддерживающих мероприятий.
    На вводном этапе необходимо поставить задачу (определить путь) совместной работы психолога и пациента и добиться четкого осознания ее последним. Будет неверным ставить цели типа: «Пройти курс психологической реабилитации», «Адаптироваться к нормальным условиям жизни» или «Стать таким, как все». Смысл адаптации не дознается личностью, и поэтому подобные цели не могут быть приняты ею.

    Кроме того, работа с экстремальными личностями зачастую проявляет факты неосознаваемой заинтересованности в сохранении экстремальных качеств . Дело в том, что сформировавшийся образ жизни соответствует психологическому самочувствию. Избавление от всех проблем равносильно смене образа жизни, что требует от личности новых психических затрат и потери положительных сторон прежней жизнедеятельности. Поэтому она проявляет сопротивление резкому изменению своего самочувствия.

    Подготовительный этап является непосредственной подготовкой к катарсическому этапу и заключается в обучении пациента тому состоянию, в котором планируется достижение катарсиса. Так, например, если планируется достижение катарсиса в гипнозе (Фрейд), то проводится исследование пациента на внушаемость, а затем тренировочные сеансы гипноза с целью достижения его необходимой глубины.

    Катарсический этап является одним из ключевых во всем процессе реабилитации. Целью его является достижение эмоционального отреагирования на состояние первичной дезадаптации и очищения от него – катарсиса. Пациентам объясняется, что главная их задача – установить такие взаимоотношения между сознанием и подсознанием, при которых сознание отдает команду подсознанию и, полностью доверяясь ему, не вмешивается в процесс ее выполнения. Подсознание же четко выполняет эту команду.

    Этап осознания экстремального поведения. Этот этап не требует специальной подготовки со стороны психолога, но обеспечивает достижение конечной цели всего процесса психологической реабилитации. Достижения практической психологии подсказывают, что наилучшим методом освоения новых навыков поведения и общения является социально-психологический тренинг (СПТ). В основе СПТ лежат идеи Е. Гальперина о формировании ориентировочных основ умственных воздействий, некоторые положения теории установки Д.И. Узнадзе и теоретические выводы С.Л. Рубинштейна о ролевых играх. Главным преимуществом СПТ является то, что процесс обучения происходит в условиях игровой деятельности.

    Этап определения жизненных перспектив (инсайта). Получая навыки нового поведения в процессе СПТ , личность еще не представляет, каким образом она будет применять их в ситуациях общения с давно знакомыми людьми. Осознанию этого мешают стереотипы старых взаимоотношений и старого восприятия своего окружения.
    Этап поддерживающих мероприятий. Этот этап предполагает периодические контакты психолога с пациентом. Целями таких контактов могут быть:

    1. Психологическая консультация по широкому спектру проблем, которые могут возникнуть у пациента. Часто пациент сам становится «Стихийным» психологом и приходит на консультацию, чтобы рассказать о своих успехах в оказании помощи другим людям. В любом случае, контакты с психологом позволяют избежать рецидивов дезадаптированности.

    2. Преодоление новых стрессов. К сожалению, после психологической реабилитации пациент попадает не в стерильные условия, а в реальную жизнь, в которой он не застрахован от новых потрясений. И преодоление их с учетом контактов с психологом и приобретенных навыков саморегуляции становится для него менее трудным делом.

    3. Психологическая подготовка к воздействию новой экстремальности. Обычно эта задача решается в случаях, когда пациент по роду своей и профессиональной деятельности готовится к встрече с экстремальными условиями.

    Таким образом, сочетание перечисленных методов психокоррекции : определенная их очередность в процессе психологической реабилитации создают необходимые условия для нормальной адаптации лиц с ограниченными возможностями к неэкстремальным условиям.
    Лекция 6

    Тема: Психологические особенности и изменение мышления у лиц пожилого возраста и инвалидов

    Форма проведения: лекция

    Цели: теоретическое рассмотрение психологических особенностей и изменение мышления у лиц пожилого возраста и инвалидов

    Глоссарий: мышление, анализ, синтез, обобщение, логичность,

    План лекции:

    1.Общая характеристика мышления, как психического процесса

    2.Изменение мышления у пожилых лиц и инвалидов
    Ход лекции:

    1. Общая характеристика мышления, как психического процесса

    Мышление является высшим познавательным психическим процессом, заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

    Характеристики мышления:

    1. Обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.

    2. Опосредованное познание объективной реальности – мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.

    3. Мышление всегда связано с решением той или иной задачи – процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить.

    4. Неразрывная связь с речью. Мысли всегда облекаются в речевую форму , даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы.

    Рассматривая проблему мышления, А. А. Смирнов предупреждает о необходимости различать мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов. Дело в том, что в мыслительной деятельности мы широко пользуемся ассоциациями, поскольку они оказывают весьма существенную помощь в решении мыслительных задач. Например, нередко мы специально вспоминаем из прошлого опыта случаи, похожие на тот, с которым мы столкнулись сейчас. При этом возникающие ассоциации используются для решения нашей мыслительной задачи. Они не уводят нас от нее, а приближают к ответу. Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение, прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Таким образом, мысль приобретает окончательный вид только после того, как замысел будет закодирован в речевые символы . Следует иметь в виду, что, несмотря на тесное взаимодействие мышления и речи, эти два феномена – не одно и то же. Мыслить – это не значит говорить вслух или про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль. Несмотря на то что возникшая у нас мысль нам самим понятна, часто для ее выражения мы не можем найти подходящую словесную форму.

    Объективность, адекватность познания закономерно обеспечивается именно его субъективностью: познание (в частности, мышление) есть активность субъекта, непрерывно взаимодействующего с объектом (с другими людьми, с вещами и т. д.). Этим не исключаются, а, наоборот, предполагаются и получают свое объяснение возможность и даже частичная необходимость субъективности в другом смысле слова – субъективности как неполной адекватности мыслительного процесса объекту.

    Виды мышления:

    1. По форме протекания мыслительного процесса:

    1) Наглядно-действенное мышление это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

    2) Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может.

    3) Словестно-логическое – это мышление в форме абстрактных понятий, при помощи логических операций.

    2. По характеру мыслительных процессов:

    1) Теоретическое мышление – это мышление без опоры на восприятие

    2) Практическое мышление – мышление с опорой на восприятие

    3. По степени развернутости мыслительного процесса:

    1) Дискурсивное – развёрнутое

    2) Интуитивное – осознаются только условия, задачи и ответ

    4. По характеру познаваемой деятельности:

    1) Предметные

    2) Психическое мышление

    5. По степени логичности:

    1) Логическое – законы логики

    2) Псевдологическое – ассоциации

    3) Нелогическое - эмоции и интуиция

    4) Критическое – выражается в способности объективно оценивать свои мысли и высказывания.


    1. Изменение мышления у пожилых лиц и инвалидов
    Мышление и интеллект наряду с памятью являются осново­полагающими психическими качествами, определяющими личностные особенности человека. В психологии в социальном обеспечении ис­следование мышления престарелого, инвалида необходимо для установления его интеллектуального уровня с целью наиболее адекватной формы общения с ним и решения вопросов трудоустройства.

    Мышление – это всегда решение новой задачи, поиск выхода из создавшейся ситуации, поэтому нарушения мышления порой значительно затрудняют адаптацию инвалида в разных сферах жизни. Основой мышления являются ощущения и восприятия, однако, мышление выходит за пределы чувственного познания, в то же время, сохраняя связь с ним. В реальной деятельности человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимообуславливают друг друга. Связь мышления с языком обуславливает социальную сущность человека.

    Наглядно-действенное мышление характерно для детей, однако оно может встречаться у олигофренов или примитивных личностей. Типичным примером такого мышления являются действия ребенка, ломающего игрушку, чтобы понять, как она действует. Для наглядно-образного мышления характерно формирование образа, предмета и связанных с этим ассоциаций. Таков преобладающий тип мышления у художников, актеров, музыкантов; своеобразное образное мышление имеется у глухонемых.

    Понятийное, абстрактное мышление конкретного формирования образов не требует. Человек свободно оперирует абстрактными понятиями –«общество», «природа», «больной», «реабилитация», «лечение», «диагноз» и т.д.

    К индивидуальным особенностям мышления относят его самостоятельность – т.е. умение по новому посмотреть на проблему и критичность, под которой понимается способность правильно оценивать свои возможности в решении поставленной задачи. При помощи гибкости, быстроты и широты мышления представляется возможным изменить намеченный план, приспособить его к реальной ситуации, принимать решения, например, в аварийных ситуациях или решать задачи с перспективой на будущее и с учетом возможных непредвиденных препятствий. В мышлении человека значительную роль играет состояние эмо­циональной сферы, которая может его стимулировать или тормозить.

    Понятийное, абстрактное мышление образуется из нескольких слагаемых . Прежде всего, к ним относится анализ, т.е. способность к расчленению явления иди предмета. Под синтезом понимается способность человеческой психики воссоздавать понятия из частей. Примером мыслительной операции на анализ и синтез является установление синдромального диагноза. В начале выявляются и осмысливаются симптомы, которые затем синтезируются в синдром.

    Следующей составляющей понятийного мышления является сравнение, т.е. установление сходства иди различия между предметами и явлениями. Под обобщением понимается выделение общих и главных черт предметов и явлений. Продолжая пример с врачебным мышлением, можно указать, что при установлении нозологического диагноза возникает необходимость в обобщении и сравнении, что позволяет сделать окончательный вывод о генезе заболевания. Высшим качеством мышления является абстрагирование, под которым понимается отвлечение от конкретных, образно-чувственных свойств предмета. Под суждением понимается утверждение или отрицание чего-либо. Умозаключение – логическая цепь суждений. Следствием логической цепи суждений является вывод.

    При изменениях мышления, как правило, поражаются все мыслительные операции. Но в большей степени это относится к сравнению, обобщению и абстрагированию. Прежде всего, это нарушение по темпу – ускорение или замедление его. Ускорение темпа мышления может быть, например, при тиреотоксикозе, при маниакальных или гипоманиакальных состояниях различного генеза. Замедление темпа мышления встречается чаще всего при сосудистых поражениях головного мозга, астенических и неврастенических синдромах, депрессиях в старческом возрасте . Другой вид изменения мышления – по стройности – снижение возможности к абстрагированию, обобщению, к суждениям и умозаклю­чениям способное значительно затруднить общение с обеспечиваемым наиболее характерно для олигофрении.

    К расстройствам мышления по направленности относят бредовые, сверхценные, бредоподобные и навязчивые идеи. Более детально все эти нарушения мышления рас­сматриваются в курсе психиатрии. Под сверхценными идеями понимаются мысли, имеющие реальную подоплеку, с трудом поддающиеся коррекции и занимающие неоправданно большое место в психике больного. Такими сверхценными идеями могут быть различного рода натрогении, мысли о заболевании раком, сифилисом и другими тяжелыми заболеваниями. Поскольку в основе сверхценных идей лежит какая-то действительная патология, больные занимаются постоянно хождением к специалистам, вступают в конфликты, доставляют много хлопот органам здравоохранения и социального обеспечения. В таких случаях консультация психиатра является необходимой. В механизме образования сверхценных идей основное место занимают психопатические черты личности, в частности исторические или психастенические черты характера и наличие психической травмы.

    Навязчивые мысли обычно нелепы по своему содержанию, больной к ним относится критически, но избавиться от них не может (отсюда название – навязчивые идеи I Инвалиды с навязчивыми мыслями часто ошибочно обращаются к врачам разных специальностей. Обращаются в самые различные инстанции . Часто навязчивости проявляются в виде фобий -агарофобий (болезнь открытых пространств), клаустрофобия (болезнь закрытых помещений), фобо-фобия (боязнь страха), сифилофобия и т.д. Основное отличие навязчивых идей от сверхценных заключается в том, что больные с навязчивостями обращаются с просьбой избавить их от этих навязчивых мыслей, в то время как больные со сверхценными образованиями не имеют критики к своему состоянию.

    Исследование мышления инвалидов и престарелых в социальном обеспечении обусловлена прежде всего необходимостью установить их реабилитационный потенциал, уточнить трудовые возможности и возможности профориентации. Исследование мышления идет обычно параллельно с беседой, со сбором анамнестических сведений, уточнением жалоб и т.д. Построение фраз, словарный запас, точность и емкость формулировок, умение оперировать абстрактными понятиями и категориями помогают оценить интеллектуальные возможности обеспечиваемого. Однако, имеется и ряд формальных методик, которые в случаях, требующих более детального и тщательного анализа, помогают точнее оценить те или иные варианты нарушения мышления. Мы намеренно останавливаемся на простейших психологических методиках, которыми могут пользоваться в повседневной практической деятельности работники социального обеспечения. Однако, несмотря на их простоту они дают достаточно полное представление об интеллектуальных возможностях лич­ности. Другие, более сложные методы обследования, находятся в ком­петенции психолога.

    Прежде всего, должна исследоваться способность к аналитико-синтетической деятельности. Испытуемому по возрастающей степени сложности предлагается ответить в зависимости от его образовательного ценза, профессии и т.д. на ряд вопросов: «Как вы одним слоем назовете картошку, свеклу, брюкву, морковку, капусту?» (овощи). «Что Вы понимаете под словом «инструменты» (молоток, клещи, отвертка, топор, напильник и т.п.). «Назовите одним словом такие предметы; как ложка, вилка, тарелка, кружка» (посуда). «Как одним словом назвать такие отрасли знаний, как химия, физика, математика, биология?» (естественные науки). «Что входит в понятие «Вселенная»?» (планеты, солнце, галактика, метаналактика и т.п.

    Необходимо оценить также возможности испытуемого в категориях сравнения, умение вычленить основное, главное качество, отличающее одно явление (предмет) от другого по возрастающей степени сложности. Для этого предлагается решение таких задач (как: «Чем отличается окно от двери?» (входят, смотрят). «Дерево от бревна» (срубленное, растущее). «Птица от самолета?» (живое, неживое). «Лошадь от коровы?» (парно-непарнокопытные). «Химия от физики?» (молекулярное состояние вещества – химия, атомное и субатомное – физика) и т.д.

    В процессе исследования категорий сравнения имеет значение не только конечный ответ, но и сам ход рассуждений испытуемого. Так, например, если больной быстро отбрасывает лежащие на поверхности отличия между лошадью и коровой (у коровы рога, но есть комолая, безрогая корова – значит это не главный признак , молоко дает и лошадь, корову можно тоже запрягать), то сам ход таких рассуждений уже говорит об определенном умении вычленить главное качество.

    Способность к абстрактному мышлению обычно проверяется путем выявления абстрактного понимания пословиц и поговорок. По нарастанию ей степени сложности можно проверить понимание таких выражений как «золотые руки», «сел в калошу», «вставить палки в колеса». Из пословиц и поговорок обычно применяют такие как: «Не зная броду...», «Семь раз отмерь...», «Шила в мешке не утаишь», «Не красна изба углями...», «Не плюй в колодец …». При анализе ответов испытуемого необходимо учитывать не только сам смысл ответа, точность формулировок, но и уровень абстрактности или конкретности в определении.

    Таким образом, общаясь с клиентом нужно четко представлять, как та или иная степень и форма мыслительного снижения может отразиться на его контактах с обеспечиваемым, на конкретной трудовой деятельности, как полученные данные сочетаются с состоянием других психических процессов, возрастом и основной патологией. Комплексная оценка полученных данных является основной задачей исследования нарушений мышления для форми­рования оптимального контакта и решения вопросов трудоустройства и профориентации инвалида.

    Горе - это самое сильное и сложное сочетание нескольких эмоций, которое вообще когда-либо испытывает человек. Сначала оно выражается в глубокой скорби, но она вовсе не единственное чувство - существует много других составных частей горя. Иногда мы переживаем их поочередно даже в течение одного дня. Понимание, что именно мы чувствуем и принятие этого состояние как вполне естественного, очень важно для свыкания с твоей инвалидностью. Вот некоторые из этих отдельных эмоций.

    Несогласие с реальностью

    Ты можешь представлять, что все, что с тобой случилось, нереально, что, однажды проснувшись, ты вдруг обнаружишь, что все осталось как прежде. Ты с большим трудом осознаешь, что тот несчастный случай долго будет сказываться на жизни.

    Злость

    Временами ты злишься на то, что это произошло именно с тобой, что жизнь несправедлива по отношению к тебе, раз она такое позволяет. Ты можешь злиться и на себя самого, и на тех, кто явился причиной травмы, и даже винить самого бога. Это чувство злости бывает очень сильным, но оно пройдет.

    Тоска и печаль

    По мере того, как до тебя начинает доходить понимание реальности произошедшего, тобой овладевают мрачные мысли: что впереди тебя не ждет ничего хорошего, что вообще, как ни странно, жизнь все еще продолжается. Ты теряешь интерес к тому, что раньше приносило радость, - к друзьям, к семье, к любимой еде и напиткам. Имей в виду, что все это является совершенно нормальным следствием тяжелой травмы и одной из частей того, что мы называем горем.

    Не надо изо всех сил бороться с этим состоянием, оно тоже пройдет, но если со временем оно все же не ослабеет, потребуется некоторая помощь со стороны, потому что в отдельных случаях серьезные травмы могут вызвать глубокую депрессию не просто как временное состояние, а уже как заболевание. Крайне важно найти человека, с которым ты мог бы доверительно побеседовать обо всем этом.

    «Для того, чтобы жизнь обрела желанное качество, тебе нужно быть готовым чем-то рисковать».

    Питер О"Флегерти, С4

    «Сначала у меня было огромное число посетителей. Я чувствовал, что они ведут себя как-то по-другому, как если бы они совершенно не представляли, что они ожидают увидеть. В мыслях я нарисовал картину, что они ожидали встретить крошечного человечка, занимающего ничтожное местечко где-то в ногах кровати. Разумеется, это были только мои собственные впечатления, которые я приписывал им. Позже, в другой обстановке, я снова стал воображать, что посторонние не воспринимают меня как полноценную личность.

    Так вот: одна из самых больших, трудностей, с которой сталкиваются новоиспеченные спинальники, состоит в том, чтобы преодолеть в себе ощущение, будто другие думают о тебе уничижительно только потому, что ты в коляске. На самом же деле, это не их ошибочное отношение к тебе – это ты сам так к себе относишься».

    Ян попей, Т12

    Одиночество

    Как более позднее следствие серьезной травмы возникает чувство одиночества. У тебя появляются мысли о том, что никто не обращает внимания на твое состояние и никому не понять, что с тобой произошло. Поверь, многие такие же, как ты, прошли через точно такие же мысли и, представь себе, спустя какое-то время вспоминали об этом с иронией. Знай, что беседы с другими спинальниками реально могут помочь смириться со своим будущим и понять, что в жизни на самом деле бывает куда хуже!

    Как справиться с горем и отрицательными эмоциями

    «Живи одним днем!» - так в самом начале сказал мне хирург, а потом один знакомый прислал открытку с тем же призывом. Я положил ее на видное место в палате спинального отделения, чтобы все время держать это в памяти. Наставление быть терпеливым и, что нет ничего хуже, чем постоянное беспокойство, - прекрасная мысль. И еще: конечно, трудно свыкнуться с тем, что в некоторых вещах ты до конца жизни будешь зависеть от других. Наука ждать, ждать и еще раз ждать - это нормально, и ты должен к этому привыкнуть».

    Робин Пол, Т12

    Опасения и страхи

    В начальной стадии твоего восстановления и реабилитации возникает столько неизвестного, что ты боишься задать такие вопросы как:

    • Смогу ли я вернуться домой?
    • Как отнесутся ко мне друзья и члены семьи?
    • Смогу ли я снова работать или учиться?
    • Как быть, если подвижность у меня не восстановится?
    • Смогу ли я создать семью и иметь детей?

    Некоторые из этих опасений вполне реальные, а другие не более чем надуманные. Чаще всего многие из них полностью развеются при встрече с этими проблемами лицом к лицу и по мере их разрешения.

    Беспокойство, тревожность

    Чувство тревоги трудно описать в отдельности, так оно похоже на чувство страха. Ты испытываешь общую нервозность или тревогу по поводу инвалидности, по поводу возможности справиться с ней, по поводу будущих перемен в жизни. Если беспокойство и тревожность начнут «зашкаливать», они плохо скажутся на твоем общем здоровье и самочувствии.

    Уязвимость, ранимость

    Когда ты обнаружишь, что некоторые части тела не работают, как раньше, ты почувствуешь себя очень незащищенным и ранимым. В больнице с этими ощущениями трудно справиться, потому что около тебя суетится много людей, которые все для тебя делают. Со временем это изменится, и вскоре ты поймешь, что у тебя много возможностей самому справляться со своим новым жизненным укладом.

    Важно, чтобы ты как можно скорее начал испытывать свои возможности в действии. Не попадайся в ловушку зависимости от других и не заставляй их все выполнять для тебя, тем более то, что ты можешь сделать сам.

    Научиться преодолевать отрицательные эмоции бывает очень непростым делом, ведь в школах этому не обучают. Но тем временем, пока мы будем рассуждать вокруг да около, как справиться с этим крепким орешком, ты сможешь, меняя несложным образом свое поведение, преодолеть невзгоды. Итак:

    • Больше отдыхай и расслабляйся.
    • Хорошо питайся и регулярно делай физические упражнения.
    • Избегай алкогольных напитков и наркотиков.
    • С пониманием относись к этим проблемам и не прячь своих чувств.
    • Не стесняйся просить помощи, когда это необходимо.
    • Высказывай внятно свои просьбы, «имеющий уши да услышит».
    • Будь терпеливым, живи одним днем.
    • Оставайся энергичным и принимай все, что тебе приносит радость.
    • Запомни, что время лечит.

    Спорные представления

    Нынешний западный мир уделяет огромное место физическому облику человека. Мы часто судим о себе по тому, как мы выглядим с точки зрения других. Но если посмотреть глубже, все мы прекрасно знаем, что на самом деле внешность мало значит для понимания реальной сущности человека.

    Физическое увечье бесспорно отражается на нашем внешнем виде. До травмы ты сам, возможно, негативно относился к инвалидам. Ты мог думать, что они беспомощны, зависимы, вызывают жалость и сострадание или даже представляют собой удачный объект для шуток.

    А теперь, нравится это или не нравится, мы хотим подвергнуть тебя испытанию: выдерживают ли, с твоей точки зрения, критику какие-то из этих трех утверждений:

    1. На самом ли деле инвалиды отличаются от физически «здоровых» людей?
    2. Делает ли инвалидность человека менее ценным?
    3. Может ли физическая увечность положительно влиять на личность?

    Рассмотрим основные определения, которые необходимы для дальнейшего исследования.

    Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

    Инвалидность – социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

    Социальная недостаточность – социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к нарушению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты.

    Способность к самообслуживанию;

    Способность к самостоятельному передвижению;

    Способность к обучению;

    Способность к трудовой деятельности;

    Способность к ориентации во времени и в пространстве;

    Способность к общению (установление контактов между людьми, переработка и передача информации);

    Способность контролировать свое поведение .

    Инвалидность, как правило, влечет за собой психологическую травму. Психологическая травма определяется как переживание, потрясение, которое у большинства людей вызвало бы страх, ужас, беспомощность, то есть событие, выходящее за пределы нормального человеческого опыта. В качестве ситуаций, способных вызвать психологическую травму могут выступать физическая травма, внезапное разрушение привычного уклада жизни, причинение вреда близким людям. Поэтому инвалидов следует также рассматривать как людей, перенесших психологическую травму, или подверженных посттравматическому стрессу, который проявляется как комплекс реакций на травму.

    Многие инвалиды являются травматическими личностями, и им свойственны характерные для таких людей черты. Для людей, переживших травмирующие ситуации характерны следующие симптомы:

    Повторяющиеся переживания событий;



    Галлюцинаторные переживания;

    Избегание всего того, что может быть связано с травмой (мысли, разговоры, действия, места, люди, напоминающие о травме);

    Неспособность вспомнить важные эпизоды травмы;

    Равнодушие, снижение интереса к прежним занятиям;

    Чувство одиночества;

    Притупленность эмоций;

    Чувство укороченного будущего (человек планирует свою жизнь на очень небольшое время, не видит для себя перспектив в жизни);

    Проблемы со сном;

    Раздражительность или вспышка гнева;

    Сверх бдительность .

    Те трудные жизненные ситуации, с которыми большинство людей справляется самостоятельно, для молодого инвалида являются источником тяжелых переживаний. Они склонны делить свою жизнь на время до событий, происшедших до травмы и после нее. Видение прошлого может быть искажено, часто идеализировано, а время, когда была пережита травматическая ситуация, несмотря на болезненные, трагические потрясения, именно из-за большой интенсивности пережитых чувств, вспоминается с большей теплотой.

    В контексте нашего исследования следует говорить о кризисе инвалидности. Современная психология рассматривает человеческую жизнь как ряд последовательных этапов становления личности; переходы между ними связаны с кризисами, в результате которых личность формирует новые качества. Кризис в самом общем смысле можно определить как особый момент человеческого существования, в котором одновременно присутствуют две противоположные тенденции – разрушение старого, отжившего и мешающего и одновременно созидание нового, целостного и гармоничного. Кризис характеризуется наличием мощного сопротивления уходящего и тревоги по поводу нового и неведомого .

    Многие молодые инвалиды в силу ряда причин отказываются от того, что для большинства людей составляет смысл жизни (семья, карьера, жизнь в обществе) и пытаются найти смысл в чем-то другом (религия, досуг, пустое время препровождения). Зачастую рождается свое поле тревоги. Человек в данном случае сталкивается со своим пониманием жизни людей с инвалидностью. Молодые инвалиды подвергаются воздействию кризисогенных факторов как непосредственно под воздействием травм, заболеваний, так и на протяжении всей своей дальнейшей жизни. Ведь они имеют психотравматический опыт, связанный с травмами и заболеваниями, который под воздействием различных факторов способен проявить себя в дальнейшей жизни человека с инвалидностью, негативно влияя на его психоэмоциональное состояние. В качестве таких факторов, влияющих как на сознание, так и на бессознательное инвалидов, может выступать все, что связано с инвалидностью: памятные даты, вещи, запахи. Зачастую эти процессы человеком не осознаются. Внешне это проявляется в перепадах настроения, вспышках агрессии, неустойчивом психоэмоциональном состоянии молодых инвалидов.

    В случае приобретенной инвалидности в виде травмы или заболевания кризисное состояние возникает непосредственно после нарушения здоровья, когда молодой человек начинает адаптироваться к своей патологии. Он уверен, что вернется на прежнее место работы, к прежней деятельности .

    Рекомендации по социально-психологической адаптации на этапе отрицания молодым инвалидом часто игнорируются. Это проявляется в нежелании клиентов оборудовать окружающую среду в соответствии с их физическими возможностями, в отказе пользоваться приспособлениями, костылями, инвалидными колясками. Молодые люди в таком состоянии не расстаются с предметами, вещами, которыми они пользовались до инвалидности, но в связи с изменившимися условиями пользоваться не могут, например, велосипед, туфли на высоком каблуке и т.п. Отрицание проблемы может проявляется в нежелании оформлять инвалидность, в нежелании общаться с другими инвалидами, их считают пассивными, не желающими лечиться. Человек, ставший инвалидом думает: «уж я-то вывернусь, я обязательно выздоровею».

    Отрицание поддерживает относительно хорошее психологическое состояние молодого инвалида, но не способствует социальной адаптации человека. Молодые инвалиды строят своею будущую жизнь без учета фактора инвалидности. Например, покупают квартиру в доме без лифта, получают профессию, не соответствующую их физическим возможностям, что отрицательно сказывается на дальнейшей социально-психологической адаптации человека.

    Эмоциональное состояние молодых инвалидов в этот период кризиса хорошее, они находятся в ожидании выздоровления, человек с энтузиазмом замечает положительные изменения состояния здоровья, не обращает внимания на ухудшение, бодрится, старается выглядеть лучше, чем себя чувствует. Молодые инвалиды, находясь на стадии отрицания, легко соглашаются на болезненные операции, охотно лечатся .

    Инвалид последовательно проходит через стадии отрицания, агрессии, компромисса, депрессии и адаптации. Мы часто наблюдаем как человек с инвалидностью, находясь на стадии отрицания, откладывает многие важные решения, касающиеся его, «на потом», на «когда выздоровею». Инвалид как бы «ставит свою жизнь не паузу». Находясь на стадии отрицания, молодые инвалиды поддерживают связи со своим социальным окружением, которое было у них до инвалидности, адекватно воспринимают повышенное внимание к себе окружающих, порой чувствуют себя значительными, спокойно принимают помощь от окружающих их людей.

    Молодым людям, находящимся на различных стадиях прохождения кризиса инвалидности, свойственно определенное поведение. Мысли о будущем связаны с интересами, которые были до инвалидности: человек стремиться вернуться в ту социальную среду, в какой жил, к тому же роду деятельности .

    Именно поэтому молодые инвалиды стремятся трудоустроиться, влиться в общество, адаптироваться и к состоянию своей инвалидности и к окружающему их сообществу. Это станет темой следующего параграфа представленной работы.