И чувственное и рациональное познание осуществляются. Чувственное и рациональное познание, их формы, роль и взаимосвязь. Интуиция как путь познания мира

Чувственное и рациональное познание

Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.

Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере - чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные "картинки"-ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений.

Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.

Углубление познания, выделение объективного из того субъект-объектного единства, которое дано на чувственном этапе познания, ведет нас к рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным или логическим мышлением). Это уже опосредованное отражение действительности. Здесь тоже три основных формы: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем конкретно он отличается от других предметов, и оставляем только его общие, существенные черты. Столы, в частности, разнятся между собой по высоте, цвету, материалу и т. д. Но, формируя понятие "стол", мы как бы не видим этого и сосредотачиваемся на других, более существенных признаках: возможность сидеть за столом, ножки, гладкая поверхность...

Суждения и умозаключения суть формы познания, в которых движутся понятия, в которых и которыми мы мыслим, устанавливая те или иные отношения между понятиями и, соответственно, стоящими за ними предметами. Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении: "процесс пошел", "в политике нельзя верить словам". Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. Предложение по отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения. В предложении выделяются подлежащее и сказуемое, в суждении - субъект и предикат.

Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется умозаключением. Например: "Люди смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен". Суждения, которые кладутся в основу умозаключения или, по-другому, суждения, из которых выводится новое суждение, называются посылками, а выводимое суждение - заключением.

Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного (фактов) к общему. Например: "В остроугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. В прямоугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. В тупоугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. Следовательно, во всех треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым". Индукция бывает полной и неполной. Полная - когда посылки исчерпывают, как в приведенном примере, весь класс предметов (треугольников), подлежащих обобщению. Неполная - когда такой полноты ("весь класс") нет, когда число индуктивно обобщаемых случаев или актов неизвестно или неисчерпаемо велико. Примером неполной индукции могут служить регулярные опросы общественного мнения по тому или иному вопросу, кто станет президентом, например. Опрашиваются по выборке немногие, некоторые, а обобщение делается на все население. Индуктивные заключения или выводы носят, как правило, вероятностный характер, хотя в практической достоверности им тоже отказать нельзя. Для опровержения индуктивного обобщения часто бывает достаточно одного "коварного" случая. Так, до открытия Австралии считалось общепризнанным, что все лебеди белые, а все млекопитающие живородящие. Австралия "разочаровала": оказалось, что лебеди могут быть и черными, а млекопитающие - утконос и ехидна, кладут яйца.

В дедуктивном умозаключении мысль движется от общего к частному. Например: "Все, что укрепляет здоровье, полезно. Спорт укрепляет здоровье. Следовательно, спорт полезен".

Аналогия - это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом (других) отношении. Так, на основании сходства звука и света (прямолинейность распространения, отражение, преломление, интерференция) был сделан вывод (в форме научного открытия) о световой волне.

Что важнее в познании - чувственное или рациональное начало? В ответе на этот вопрос есть две крайности: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм - это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Нет ничего в уме, чего бы не было прежде в чувствах. Рационализм, наоборот, есть позиция, в соответствии с которой знание (подлинное, истинное, достоверное) может быть получено с помощью одного ума, без всякой опоры на чувства. Абсолютизируются при этом законы логики и науки, методы и процедуры, развитые самим разумом. Образцом подлинного знания является для рационалистов математика - научная дисциплина, развиваемая исключительно за счет внутренних резервов разума, его формотворчества, его конструктивизма.

Вопрос все-таки надо ставить по-другому: не противопоставление чувственного и рационального познания, а их внутреннее единство. Одной из конкретных форм этого единства выступает воображение. Оно подводит чувственное разнообразие открываемого нами в познании мира под абстрактно-общие понятия. Попробуйте, например, без воображения подвести Иванова, Петрова, Сидорова под понятие "человек". И не только потому, что это наши люди, но и в принципе, по существу. Для абстрактного мышления образы воображения служат чувственной опорой, своеобразным средством обличения в смысле обнаружения, заземления, "оплотьнения". Конечно, воображение выполняет не только эту функцию - моста, связи. Воображение в широком смысле есть способность создавать новые образы (чувственные или мыслительные) на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. С помощью воображения создаются гипотезы, формируются модельные представления, выдвигаются новые идеи экспериментов и т.д.

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального является также интуиция - способность непосредственного или прямого (в виде какого-то озарения, инсайта) усмотрения истины. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина); конкретные же процессы, к нему ведущие, остаются как бы за кадром, в области и глубинах бессознательного.

В общем, познает всегда целостный человек, человек в полноте всех его жизненных проявлений и сил.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/

Чувственное познание представляет собой самую раннюю форму познания. Чувственное познание основывается на восприятии действительности с помощью пяти основных органов чувств. К ним относятся: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Данная статья рассматривает характеристику чувственного познания и его основные формы.

Характеристика чувственного познания

Чувственное познание присуще не только человеку, потому его можно назвать инстинктивным. Чувственное познание в некоторой степени наблюдается и у животных: получая определенные знания на основе обыденных впечатлений, они формируют необходимый опыт для того, чтобы использовать его в дальнейшем. Основной характеристикой чувственного познания является то, что опираясь на него, человек подчиняется собственным эмоциям, позволяя им собой управлять в данный промежуток времени. Конечно, не всегда они оказываются истинными. Гораздо лучше в определенной ситуации слушать голос разума, принимать решения взвешенно, опираясь на логику и здравый смысл. А чувственное познание в некоторых случаях исключает логику.

Формы чувственного познания

Говоря о формах чувственного познания, следует отметить, что они отражают степени познания любого объекта или явления. Все формы познания связаны между собой. Говоря иными словами, ощущение формирует восприятие, а то, в свою очередь, представление о предмете.

Ощущение

Ощущение представляет собой первую форму, с которой и начинается процесс чувственного познания. Ощущение отражает какую-либо одну характеристику предмета, которую можно познать с помощью органов чувств: цвет, вкусовые качества или твердость. Например, просто смотря на апельсин, мы не можем чувствовать его вкуса, а воспринимаем только форму и цвет. Ощущение подготавливает нас к дальнейшему восприятию объекта или явления, формированию межпредметных связей, представлений о том, на что направлено наше внимание.

Восприятие

Восприятие – это вторая форма чувственного познания, которая создает из разрозненных ощущений вполне целостную цепочку. В результате происходит формирование конкретно – чувственного образа. Восприятие складывается из ощущений, которые испытывает человек в конкретный момент времени. То, каким будет восприятие личности, какое отношение она сформирует в результате восприятия, полностью зависит от испытываемых эмоций. Чувственное познание отличается тем, что опирается на эмоции человека, а не на логику или абстрактные умозаключения.

Представление

Представление – это третья форма чувственного познания. Представление как форма представляет собой конечный результат восприятия любого объекта или явления. Представление воспроизводит имеющийся образ предмета, который сформировался в результате опыта взаимодействия с ним. То есть, оно формируется под влиянием имеющихся образов, мыслей, впечатлений. Если опыт положительный, то у субъекта будет складываться позитивное представление об объекте и мире в целом. При доминировании отрицательных впечатлений представление будет носить негативный характер.

На сегодняшний день выделяют две формы восприятия мира: чувственное и рациональное познание. У каждой из них имеются свои отдельные уровни, которые в совокупности позволяют человеку принимать правильные решения и жить в гармонии с окружающим миром.

Формы рационального и чувственного познания

Рациональное познание включает:

  1. Понятие – тезис, отражающий суть предмета, процесса, явления и др. К примеру, когда человек говорит «стул», то его мысль подразумевает не отдельные признаки этого предмета, а его сущность, обобщенный образ. То есть это может быть любой предмет, который можно использовать в качестве стула.
  2. Суждение – тезис, утверждающий или отрицающий что-либо о предмете, явлении или процессе. Например, «металл – это сплав».
  3. Умозаключение – вывод, который следует из рассуждений.

Чувственное познание включает:

  1. Ощущение . Свойства предмета, которые непосредственно затрагивают органы чувств человека – слух, зрение, осязание и др. К примеру, мандарин воздействует на зрение, то есть мы видим его цвет, издаваемый запах затрагивает обоняние, а сладкий цитрусовый вкус соответствующий орган чувств.
  2. Восприятие . Целостная картина, которая возникает вследствие работы всех органов чувств сразу. К примеру, автомобиль человек воспринимает не только как средство передвижения, но и как комфортное место пребывания, эстетически привлекательную вещь, подчеркивающую статус владельца и т.д.
  3. Представление . Предмет, процесс или явление, которое воздействует на органы чувств при воспроизведении в сознании, без непосредственного на них влияния. К примеру, когда человек представляет себе лес, он воспринимает его как единое целое, вместе с запахом хвои, пением птиц, журчанием ручьев и т.д.

В познании важно разумное соотношение чувственного и рационального. Нельзя сказать, что одно важнее другого. Только при взаимосвязи чувственных и рациональных форм происходит настоящий процесс познания. У чувственного и рационального познаний есть свои особенности. Первое выходит на первый план, когда человек рисует, занимается любовью, вкушает вкусную пищу, танцует и др.

Рациональное познание берет верх при чтении научных статей, проведении экспериментов, социологических опросов, а также конструировании и др. Да, чувственное и рациональное познания рассматриваются по отдельности, но взаимосвязь между ними присутствует всегда, потому как они выступают сторонами одного процесса и работают сообща.

Основные направления в теории познания

Существуют отдельные течения, сторонники которого выдвигают на первый план или чувства, или разум. Например, сенсуалисты считают, что все разумное уже изучено и новые знания можно получить, только опираясь на свои . Рационалисты привыкли доверять только разуму, и считают, что информацию, получаемую от органов чувств, нельзя считать достоверной. Ведь эти пять основных органов человека подводили не раз. Здесь к слову можно вспомнить о представлениях древних людей, касающихся формы Земли и появлении на ней жизни. Такое течение, как скептицизм, построено на пессимистических взглядах. Его сторонники считают, что ни , ни разум не могут дать точной картины мира.

Агностицизм является более сильной формой скептицизма. Приверженцы этого течения отрицают саму возможность познать объективный мир. Ярким его представителем был И. Кант, который утверждал, что действительный мир бескомпромиссно непознаваем. Все, что мы чувствуем и знаем – это только видимость, искаженная нашими представлениями о действительности. Современная наука смотрит на познание оптимистически, так как с каждым новым научным открытием мы все больше приближаемся к истине.

Одной из важных задач в гносеологии всегда был анализ познавательных способностей человека, то есть ответ на вопрос: как человек получает знания о мире? Анализируя процесс познания, философы выделили две основные формы , в которых сознание человека фиксирует результаты познавательной деятельности: чувственно -наглядные образы и абстрактные идеи . В чувственно-наглядном образе отражаются внешние, чувственно-воспринимаемые свойства предметов (размер, форма, цвет и пр.). Абстрактная идея выражает общие свойства, свойственные всем предметам этого класса (растения, животные, человек и т.п. – абстракции).

Этим двум формам знаний соответствуют два основных процесса, которые осуществляются в ходе познавательной деятельности человека:

- чувственное познание – процесс возникновения чувственно-наглядных образов и оперирование ими;

- рациональное познание – процесс формирования абстрактных идей, понятий и оперирующий ими процесс абстрактного (логического) мышления.

Чувственное познание - это активное отражение объекта познания с помощью органов чувств. Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление .

Ощущение – это отражение отдельного свойства объекта при его непосредственном (или опосредованном приборами) воздействии на органы чувств . Ощущения – это простейшая форма психического отражения, которой обладает не только человек. Ощущения – основной канал получения информации о внешнем мире. В среднем человек почти 80% информации о мире получает через зрительные ощущения, около 15 % - через слуховые, остальные источники информации (обоняние, осязание и вкусовые ощущения) в познавательной деятельности играют вторичную роль. Роль зрительных и слуховых ощущений в познании и, следовательно, в формировании сознания человека доказывается феноменом рождения слепоглухонемых детей, у которых без помощи специалистов-психологов не формируется сознание. В прошлом их называли «дети-растения» в силу отсутствия у них какой-либо активной реакции на внешний мир.

Ощущения – субъективны , поскольку не существуют в отрыве от субъекта (человека), зависят от состояния его нервной системы, органов чувств, организма в целом, он профессии человека (есть данные, что ткачи различают до 40 оттенков черного цвета). Проблема субъективности ощущений особенно активно обсуждалась в конце Х1Х века, когда немецкие естествоиспытатели Г.Гельмгольц (1821-1894), Ф.Мюллер (1821-1897), работавшие в области физиологии слуха и зрения, сформулировали «закон специфической энергии органов чувств». Согласно этому закону ощущения – это переживание организмом состояния своих нервов, поскольку, например, любое воздействие на глаз или зрительный нерв вызывает ощущение света, на ухо или слуховой нерв – звука. Из этого факта Гельмгольц сделал вывод о том, что ощущения не несут в себе объективной информации о мире, склоняясь к агностицизму кантианского типа.


В современной науке и философии принято трактовать ощущения как субъективный образ объективного мира, подчеркивая то обстоятельство, что субъективность – не препятствие для познания, а лишь форма, в которой отражается реальность в сознании человека. Субъективность ощущений не является непреодолимым препятствием для изучения процессов и явлений действительности, тем более, что с помощью приборов человек может расширять свои природные познавательные возможности и корректировать получаемую через органы чувств информацию.

На основе ощущений как исходной формы чувственного познания формируются более сложные формы чувственного отражения – восприятия и представления.

Восприятие – это целостное чувственно-образное отражение объекта при его непосредственном (или опосредованном приборами) воздействии на органы чувств .

Специфика восприятия в отличие от ощущения состоит в следующих его особенностях:

Восприятие представляет собой целостный образ предмета, а не просто сумму его отдельных свойств;

Восприятие носит избирательный характер: сила, глубина восприятия какого-либо явления определяется его значением в жизни человека, в его практической деятельности; сосредоточившись на главном, человек как бы перестает воспринимать все второстепенное;

Восприятие имеет осмысленный характер: воспринимая какой-то объект, человек замечает его сходство (отличие) с другими объектами, относит его к определенному классу (виду) объектов.

Как и ощущения, восприятия субъективны, на их содержании сказываются интересы, чувства, настроения познающего субъекта, его жизненный опыт и пр. Как и ощущения, восприятия жестко связаны с объектом и возникают только при его воздействии на органы чувств человека. Вместе с тем, восприятия являются основой для перехода чувственного познания на более высокий уровень отражения действительности, для формирования представлений.

Представление – это наглядный образ предмета, не воздействующего в данный момент на органы чувств человека. Специфика представлений, отличающая его от восприятия, состоит в следующих его особенностях:

- представления формируются на основе прошлых восприятий, в их формировании участвуют не только механизм воспоминания , но и воображение ; - представления отличается от восприятий меньшей степенью ясности и отчетливости при воспроизведении объекта, поскольку воспроизводит лишь основные его черты и свойства, а не все, как при восприятии;

Представления, следовательно, имеют обобщенный характер; в их формировании возрастает роль знаний, жизненного опыта, мотивации и осмысления содержания того, что человек пытается представить;

Представления играют в познавательном процессе особую роль: они создают предпосылки для оперирования мысленными образами, не вступая в контакт с предметами; подключая механизмы воображения и фантазии, комбинируя элементы разных представлений, человек может создавать мысленные образы несуществующих в реальности явлений (кентавры, русалки и пр.);

Тем самым представления становятся основой для возникновения высшего типа познавательной деятельности человека – рационального познания (или абстрактного мышления).

Рациональное познание - более сложный, чем чувственное познание способ отражения действительности посредством логического мышления (которое называют также абстрактным или рациональным мышлением). Основными чертами логического мышления являются его непротиворечивость, последовательность, определенность, обоснованность. С его помощью человек может выйти за пределы чувственного опыта и познать то, что в нем непосредственно не дано (например, сущность процессов и явлений).

Особенности рационального познания :

Это опосредованное отражение , поскольку разум связан с внешним миром через органы чувств; ощущения, восприятия и представления - исходный материал для логического мышления;

Это обобщенное отражение действительности: сравнивая и анализируя данные чувственного познания, мышление выделяет общие признаки и свойства у различных предметов;

Это абстрактное отражение , поскольку процесс обобщения сопровождается процессом отвлечения, абстрагирования (лат. abstrahere – отвлекать) от всего несущественного для данного класса предметов;

Это глубокое отражение объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и отношений.

Основными формами рационального познания являютсяпонятия, суждения и умозаключения.

Понятие – это мысль о предмете, воспроизводящая его существенные свойства и признаки. Термин «понятие» в русском языке связан с глаголом «понимать», то есть в понятиях отражается понимание сущности предметов и явлений, достигнутый на определенном уровне их познания. Развитие науки и общественно-исторической практики человечества сопровождается возникновением новых понятий.

В зависимости от количества предметов, охваченным тем или иным понятием, они отличаются по объему и разделяются на единичные и общие . Единичные понятия включают в себя один предмет (Россия, Европа, Солнце и т.п.). Объем общих понятий может включать в себя множество предметов (страна, часть света, звезда и т.п.). Понятия, включающие в свой объем значительное количество предметов и явлений, называют предельно общими (или предельно широкими), абстрактными понятиями – категориями. Таковы почти все философские понятия, или категории – «бытие», «материя», «познание» и т.д., общенаучные категории «сущность», «явление», «причина» и т.д.

Понятие можно рассматривать как элементарную «частицу» абстрактного мышления. Взаимосвязанные между собой понятий образуют суждения (в языке понятию соответствует слово, а суждению – предложение).

Суждение – это мысль, где посредством одного или нескольких логически связанных между собой понятий нечто утверждается или отрицается о познаваемом объекте. Суждения выражают не только мысли, но и чувства, эмоции, намерения; особую роль в жизни человека играют оценочные суждения. С помощью суждений строятся научные определения.

Суждения делятся на единичные («Петров – студент»), суждения особенности («некоторые студенты пропускают занятия») и всеобщие («все студенты должны сдать экзамен по философии»). Кроме того, к суждениям уже можно применять истинностную оценку, поэтому они бывают истинными или ложными.

Многие суждения являются результатом жизненного опыта («снег белый», «зимой бывает холодно»), однако значительная часть суждений, особенно в науке, выводится по определенным правилам из ранее полученных знаний путем умозаключений.

Умозаключение – это способ мышления, это логическое рассуждение, когда на основе двух или более суждений по законам логики выводятся другие суждения.

Умозаключение, в котором из единичных суждений выводится общее называется индуктивным. Противоположный ход мысли, когда вывод частного характера делается на основе общих суждений, называется дедуктивным. Если же вывод делается той же степени общности, то умозаключение называется традуктивным (напр., если, а = б, б = с, то а = с).

С помощью понятий, суждений и умозаключений выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся научные теории.

Выделение в процессе познания двух процессов – чувственного и рационального носит относительный характер, ибо в реальной практически-познавательной деятельности эти процессы находятся в единстве и постоянно взаимодействуют. Непонимание диалектической взаимосвязи чувственного и рационального и привело мыслителей нового времени к абсолютизации одного из них и к возникновению сенсуализма и рационализма (см.: 1.5.2; 2.5.3 – 2.5.4).

При характеристике рационального познания в современной науке принято различать понятия “мышление” и “интеллект”. Интеллект (умственная способность) рассматривается как способность к мышлению, как универсальную тренированность мозга. Подмышлением (умственной активностью), напротив, понимается та конкретная деятельность, которая производится носителем интеллекта. Интеллект и мышление не являются изолированными формами познания, в процессе познания между ними постоянно осуществляется взаимосвязь.

Чувственное и логическое познание – основные формы познавательной деятельности человека. Однако существенноезначение для постижения истины играют такие познавательные способности человека, как вера и интуиция.

Вера – это состояние субъекта познания, при котором отдельные элементы знания принимаются личностью без размышлений и доказательств. Веру обычно делят на религиозную и нерелигиозную . Религиозная вера составляет основу бездоказательных представлений о сверхъестественном и считается в современном религиоведении основным признаком религии. Нерелигиозная вера встречается в научно-теоретическом познании, она связана с наличием в теориях общих утверждений, принимаемых без доказательства. В философии они называются философскими основаниями, а в науках – аксиомами и постулатами, из которых затем дедуктивным путем выводят следствия, проверяемые на практике.

Интуиция - это непосредственное, без логического обоснования, постижение истины, основанное на предшествующем опыте и знаниях субъекта. В иррационалистических концепциях интуиции придается мистический смысл, отрицается ее связь с предшествующим жизненным опытом субъекта, с предыдущими мыслительными процессами. Философское течение, признающее превосходство интуиции над всеми другими познавательными способностями, называется интуитивизмом.

Современные исследователи, объясняя интуитивные «озарения» ссылаются на работу подсознания, которая продолжается даже тогда, когда сознание не занимается решением какой-то проблемы. Признаками интуиции называют внезапность мысли, неполную осознанность процесса ее появления, непосредственный характер возникновения знания. Характерно, тем не менее, что у человека возникает абсолютная уверенность в результативности интуитивного познавательного акта, но убедить в этом окружающих он не может, так как в его сознании отсутствует ход логического умозаключения, приведшего к данному результату.

Подсознательный характер интуитивного мышления не означает его отрыва от осознанного мышления, поскольку интуитивное мышление совершает свою работу над проблемой не раньше и не позже того, когда над проблемой бьется осознанное мышление. Интуитивное мышление следует за осознанным мышлением в плане проблематики, но часто опережает его во времени решения задач, оно возникает как следствие напряженных и эмоционально насыщенных поисковых размышлений. Классический пример работы интуитивного мышления имел место у Д.И.Менделеева, который, незадолго до своего открытия писал: “В голове все сложилось, а на бумаге таблица никак не получается”.

С понятием интуиции тесно связано понятие творчества . Это процесс человеческой деятельности, создающий нестандартным, в том числе, нерациональным путем качественно новые материальные и духовные ценности.

В истории философии существовали разные объяснения истоков творчества и определения его сущности. Платон называл творчество божественной одержимостью, родственной особому виду безумия. В религиозной философии творчество – это проявление божественного начала в верующем человеке. У Канта творчество в науке – это проявление таланта, а в искусстве – гения. Согласно Фрейду, творчество – это проявление инстинктов и т.п.

Существуют различные виды творчества: производственно-техническое, изобретательское, художественное, религиозное, философское, бытовое и т.п., иначе говоря, виды творчества можно соотнести с видами практической и духовной деятельности людей.

Проблема стимулирования творческого процесса становится одной из важнейших в наше время. В науке она рассматривается в двух основных аспектах:

Как развитие врожденных задатков, их раннего распознавания и стимулирования роста исходного творческого потенциала;

Как оптимизация творческой деятельности специалистов. Попытки поставить научные открытия "на поток" сталкиваются с реальной практикой того, что научные открытия, зачастую, продолжают делаться стихийно. Творческий процесс осуществляется в мозгу отдельного талантливого индивидуума, и в силу этого он уникален, поэтому технология творческого процесса умирает, как правило, вместе с его носителем. Характеризуя такую ситуацию, А. Шопенгауэр отмечал, что «талант попадает в цель, в которую никто попасть не может; гений попадает в цель, которую никто не видит».

Таким образом, анализ познавательных способностей человека позволяет сделать вывод, что познание - это сложный, противоречивый процесс, включающий в себя различные стадии и многообразные формы познавательной деятельности человека.

§2. Чувственное и рациональное познание

Познавательные образы по происхождению и сущности делятся на чувственные и рациональные, которые, в свою очередь, образуют чувственное и рациональное познание.

1. Чувственное познание

Вопрос о соотношении чувственного и рационального познания издавна рассматривался философами, а в Новое время оно стало главным (так называемая проблема сенсуализма и рационализма). Сенсуалісти считали источником знания чувственное познание, а рационалисты думали, что только мышление способно дать истину.

Чувственное познание создают чувственные образы, полученные при непосредственном воздействии предметов и явлений действительности на органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

Основные формы чувственного познания: ♦ ощущение; ♦ восприятия; ♦ представление.

Ощущение - непосредственное отражение какого-либо отдельного свойства объекта (цвета, звука, запаха) с помощью одного из органов чувств. Ощущения зависят как от свойств объекта, так и от строения органа, что воспринимает. Животные, в глазах которых нет "колбочек", не различают цвета. Но эти органы восприятия построены таким образом, чтобы давать достоверную информацию, иначе жизнь владельца органов станет невозможным.

Восприятие - высшая форма чувственного познания - отражение целого, системы свойств с помощью нескольких органов чувств. Оно, как и ощущение, является функцией двух аргументов. С одной стороны, отражение целого зависит от свойств объекта, а, с другой, от строения органов восприятия (потому что состоит из ощущений), предыдущего опыта и всей психической структуры объекта. Каждый человек воспринимает окружающее через структуру собственной личности, по-своему. На этом явлении построены такие методы психодиагностики личности, как метод Роршаха и т.д.

Метод Роршаха заключается в том, что пациент, который диагностируется, рассматривает разнообразные цветные пятна и рассказывает, что именно он видит в них. В зависимости от того, что человек видит, определяют ее важнейшие психологические характеристики, в частности подвижность ЦНС, екстравертованість или інтравертованість, степень агрессивности и другие свойства, а также установки, мотивы личности и ее целостную структуру.

В других проективных тестах подопытный должен дописать незаконченные предложения, определить, что будет происходить с людьми, изображенными на рисунке, и т.д. Во всех этих случаях подопытный объект преобразует информацию согласно своей индивидуальности, а врач имеет возможность выявить структуру личности пациента, поскольку существует надежно установлена зависимость восприятие от этой структуры.

Специфической формой чувственного познания является представление - воспроизведение в психике чувственного образа объекта на основе прошлых ощущений и восприятий.

Если ощущения и восприятия возникают при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с имеющимися предметами и явлениями действительности, то представления возникают тогда, когда этих предметов нет. Физиологическую основу представлений составляют следы возбуждений, хранятся в коре больших полушарий головного мозга от прошлых раздражений органов чувств. Благодаря этом мы можем воссоздать чувственный образ предмета тогда, когда его уже нет в нашем непосредственном опыте. Мы, например, наглядно можем воспроизвести в своей памяти своих близких и домашнюю обстановку, находясь далеко от дома.

Представление - это переходная форма от чувственного познания к познанию логическому. Оно принадлежит к формам чувственного познания, поскольку знания предмета в форме представления носит чувственно-конкретный характер. Существенные свойства предмета здесь еще четко не выделены, но отграничены от несущественных. А представление, в отличие от восприятия, поднимается над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с пониманием.

Представление содержит в себе значительный элемент обобщения, потому что невозможно представить себе предмет во всей полноте его признаков, по которым мы его воспринимали раньше. Часть их обязательно забывается. В памяти хранятся только те свойства предмета, что имели для нас наибольшее значение в момент его восприятия. Поэтому представление есть, так сказать, обобщенным отражением предмета. Мы можем иметь представление не о каком-то единичное дерево, но про дерево вообще, как о растении, которое имеет корни, ствол, ветки, листья. Однако это общее представление нельзя отождествлять с понятием, поэтому что в последнем отражены не только общие и частичные свойства, все эти признаки находятся во внутреннем необходимом связи между собой. А в представлении этого нет.

Восприятие относится только к настоящему, тому, что существует в этот момент, а явление - и настоящего, и прошлого, и будущего. Представления существуют в двух формах: в виде образов памяти и образов воображения.

Образы памяти - это образы объекта, которые сохраняются в психике и актуализируются при упоминании. Образы воображения не имеют прототипа в действительности, они сконструированы в психике и является основой фантазии.

Естественно, что представления, как и восприятие, зависит от структуры личности. Так, представление памяти, воспоминания разных людей об одни и те же события много чем различаются.

Об этом хорошо знают юристы, которые опрашивают свидетелей. Ярким примером этого явления есть интересные кинофильмы. В частности «Расемон», в котором несколько людей рассказывают на суде про одну и ту же событие (поединок между разбойником и самураем) так, что все основные моменты предстают по-разному. Также «Супружеская жизнь» - кинофильм по роману французского писателя Э. Базена. В этом фильме супруги, которые развелись, вспоминает историю своего знакомства, любви, совместной жизни и развода. Убедительно показано, что при общей схеме событий представление о детали, нюансы и саму сущность их взаимоотношений существенно отличаются.

Характерные черты чувственного познания:

непосредственность; ♦ единичность; ♦ этажность.

♦ конкретность; ♦ наглядность;

Непосредственность означает, что между объектом и чувственным образом нет никаких опосредованных звеньев (кроме нейрофизиологического процесса, который невозможно устранить).

Единичность заключается в том, что ощущение, восприятие и представление всегда имеют отношение до определенного объекта. Конкретность заключается в том, что отражаются единичные объекты с учетом их специфики в определенных условиях. Наглядность чувственных образов выражает сравнительную легкость их мисленнєвого восприятие, представление. Этажность связана с тем, что ощущение и восприятие отражают внешнюю сторону явлений, в то время как их сущность спрятана и не поддается чувственному познанию.

2. Рациональное познание

Рациональное познание - это активное, опосредованное и обобщенное познание с помощью знаков естественного или искусственного языка в формах суждений, умозаключений, понятий.

Суждение - форма отражения в человеческой голове наличия или нехватки признака у предмета. Суждения осуществляется в форме утверждения или отрицания. Поэтому суждение можно определить еще и так: суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о чем-либо. Внешней, языковой формой выражения суждения является грамматическое предложение. Например, "Листья на дереве зеленые", "Вселенная не имеет границ ни во времени, ни в пространстве" т.д.

В одних суждениях уже достигнуто достоверное знание о признаках предмета, например: "Человек может с успехом работать в условиях космического полета". В вероятных суждениях только предполагается наличие или отсутствие какого-либо признака предмета: "Возможно, что на Марсе существует органическая жизнь". В суждениях - вопросах лишь делается запрос о существовании какой-либо признака у предмета: "существует вирус, что распространяет онкозаболевания?".

Как видим, гносеологічне, познавательное значение суждения заключается именно в том, чтобы с помощью этой формы мышления осуществлять логическое отражение свойств предметов и явлений действительности. Изучая предметы и явления, мы высказываем о них много суждений, каждое из которых - это знание о какой-либо свойство или отношение предмета.

Много суждений высказывается нами на основе чувственных впечатлений от предметов и явлений, с которыми мы сталкиваемся в непосредственном опыте. Однако суждения высказываются не только на основе непосредственного показания наших органов чувств. Все суждения науки, в форме которых даются определения предметам и явлениям действительности, сформулированы законы природы и общества, выраженные разнообразные общие положения и принципы, являются выводными суждениями, т.е. являются результатами выводов.

Умозаключение - это процесс выведения нового суждения из уже имеющихся. То, что выведено в процессе умозаключения, называется заключением. Те суждения, из которых выводится заключение, называются ссылкой, или основаниями. Умозаключение - это закономерная связь суждений, то есть, предложений. Он существует только тогда, когда ссылка связаны между собой какой-нибудь звеном, так называемым средним сроком. Если мы имеем, например, два суждения "Все инфекционные заболевания вызываются микроорганизмами" и "Грипп - инфекционное заболевание", то с этих ссылок можем сделать вывод: "Грипп вызывается какими-то микроорганизмами". В этом умозаключении ссылка связанные общим для них термином: "инфекционные заболевания", что является необходимой логической основой для заключения. Наоборот, если мы имеем такие суждения, как "Листья на дереве зеленые" и "Кит - млекопитающее", то из них невозможно сделать вывод, потому что нет необходимой логической связи, нет среднего термина.

Применяя разнообразные формы умозаключения, приемы и методы научного познания, человек открывает общие, необходимые, существенные свойства и отношения предметов и явлений действительности и создает о них научные понятия. Понятие - это конечный результат, итог научного познания мира. В форме понятий отражается сущность предметов и явлений.

Понятие - это отражение в психике предметов и явлений действительности при их общими и сущностными признаками. Понятие как форма мысли выражается словами и характеризуется такими чертами. Во-первых, тем, что отражает предмет по его общими признаками. Это означает, что понятие - форма отображения не только единичных предметов или явлений, но и не определенного количества однородных предметов и явлений и их закономерных отношений. Во-вторых, понятие - это знание о сущностные свойства и отношения вещей. Это обстоятельство важно иметь в виду, потому что разные предметы и явления могут иметь довольно много общих свойств, однако их знание еще не означает знания сущности. Например, и человек, и курица, имеют по две ноги. Однако общий признак "двухногая существо" не будет выражать ни сущности человека, ни сущности курицы как птицы. В-третьих, понятие отражает единство общих и существенных признаков, каждая из которых необходима, а вместе они достаточны для определения предмета.

Понятие возникает уже на эмпирическом уровне, в повседневной жизни, когда, например, дети "определяют" вещи функционально: "Что такое фрукты?" - "их едят"; "Что такое собака?" - "Она кусается". То есть, на этом уровне понятия отражают внешние, а иногда и мнимые признаки вещей ("Моя мама лучше всех!").

Понятие как форма рационального познания является результатом суждений и условием их возникновения, оно как форма мышления является концентрированным выражением длительного исторического опыта познания и скрытых от органов чувств, глубинных, главных свойств и явлений действительности. Наука повышает опыт быстротекущей жизни благодаря нашей способности до образования и применения понятий в познании и деятельности.

Характерные черты рационального познания:

опосредованность; ♦ обобщенность;

♦ абстрактность; ♦ недостаток наглядности;

♦ сутнісність.

Рациональное познание, мысль отражают действительность не прямо, непосредственно, а опосредованно, через промежуточное звено, чувственное познание, которое всегда опосредует связь объекта и рационального знания. Поэтому опосредованность рационального познания - это первая его характерная черта, в противовес непосредственности чувственного познания.

Обобщенность - вторая черта рационального познания, которая заключается в том, что знаки языка, которая применяется в нем, обозначают (кроме имен собственных) определенные совокупности явлений, имеющих общие признаки, а не одно конкретное явление.

Третья черта рационального познания - абстрактность. Образуется из выделения и обособления определенных свойств и отношений от их конкретных носителей, обозначения выделенного знаком (например, словом естественного языка) и потом оперирования этими знаками, что заменяют явления.

Поскольку рациональное познание является абстрактным и существует в знаковой форме, чувственное представление становится невозможным, то есть, говорим о нехватке наглядности как четвертой черты рационального познания. И наконец, пятая черта - способность системы абстракций, косвенно связанных с действительностью, проникать в сущность, выявлять главное.

3. Единство чувственного и рационального в познании

После всего сказанного об чувственное и логическое познание перед нами встает вопрос, почему рациональное познание отражает действительность глубже, полнее, чем чувственное познание. Ведь абстрактное мышление основывается на чувственном познании. Откуда же берется в него эта способность проникать в сущность вещей?

Этот вопрос на протяжении всей истории философии был предметом дискуссий между различными философскими школами. Одни философы утверждали, что логическое мышление не дает ничего нового по сравнению с чувственным познанием. В мышлении, как говорили они, нет ничего такого, чего раньше не было бы в чувствах. Эти философы считали, что мышление лишь объединяет, суммирует все то, что известно от чувственных восприятий. Более того, оно может приводить к неразрешимым парадоксам. Например, парадокс парикмахера, который может брить только тех жителей деревни, которые не могут бриться самостоятельно (что же ему делать с собой?).

Другие философы, напротив, утверждали, что чувственное познание - это познание темное, ложное, и что истинным познанием является только разумное, рациональное.

Таким образом, в учении о познании издавна существует два противоположных направления: крайний сенсуализм и крайний рационализм. Оба они характеризуются односторонностью подхода: первый чрезмерно превозносил чувственное познание и унижал роль мышления, а второй преувеличивал роль мышления и умалял значение чувственного познания.

Представители сенсуализма считали, что все наши знания, в конце концов, имеют чувственное происхождение. Однако это направление ограничивал сферу человеческого знания тем, что дается непосредственно в чувственном опыте, ограничивал роль мышления только функцией обработки чувственных данных и отрицал возможность того, чтобы мышление выходило за пределы чувственного содержания знания и проникал в сущность.

Логическое мышление не просто суммирует чувственные впечатления, которые поставляются органами чувств, но и критически перерабатывает, анализирует их, сравнивает с уже достоверно известными результатами науки и практики, обеспечивает связь новых чувственных впечатлений со всем предыдущим опытом научного познания и преобразования мира. Говорят, что Ньютон открыл закон всемирного тяготения, обратив внимание на тот факт, что яблоко, сорвавшись с ветки яблони, падает вниз. Однако между общеизвестным фактом падения тел и законом всемирного тяготения - дистанция огромного размера.

Наука открывает законы природы и общества, которые ощущениями непосредственно не воспринимаются, например, физические закономерности атомного ядра или законы генетики. Более того, положения науки часто противоречат непосредственному человеческому восприятию. Например, Земля вращается вокруг Солнца и своей оси, а нам кажется, что Земля неподвижна, а Солнце движется вокруг нее. Все это наглядно свидетельствует о том, как много нового дает для познания мира логическое мышление и как глубоко ошибались сторонники крайнего сенсуализма.

Относительно крайнего рационализма, то он также не выдерживает критики. Средневековый схоластический рационализм, нашедший свое отражение в религиозно-идеалистической философии Фомы Аквинского, вполне отрицал любое эмпирическое наблюдение над явлениями природы и был стремлением "рационально обосновать бытие Божие". Галилей приводит пример, когда ученый-схоласт пришел к анатома и попросил показать, где находится центр, к которому сходятся все нервы. Когда анатом показал ему, что они сходятся до человеческого мозга, то монах ответил: "Спасибо тебе, это так убедительно, что я бы тебе поверил, если бы Аристотель не написал, что они сходятся к сердцу". Ф. Бэкон сравнивал схоластов с пауками: "Схоласты, как пауки, плетут свои хитрые словесные тенета, совсем не заботясь о том, соответствует ли их хитрое мудрствования действительности, или нет". Необходимо, однако, подчеркнуть, что к числу сторонников рационализма в свое время принадлежали такие мыслители, как Декарт, Лейбниц, которые разработали логико-математический метод познания, выдвинули много ценных идей.

На самом деле чувственный и рациональный моменты - это две стороны единого познавательного процесса. Логическое мышление благодаря труду и языке исторически возникает из конкретно-образного, чувственного познания. Оно и сейчас не может быть реализованным без устного или письменного слова или какого-либо другого условного обозначения.

Итак, чувственное восприятие обусловливает собой логическое мышление следующим образом:

поставляет первичную информацию о внешние объекты;

слова и символы как внешняя материальная форма выражения мысли непосредственно существуют и функционируют на основе чувств.

В свою очередь, познание с помощью органов чувств никогда не существует в чистом виде, потому что свои чувственные впечатления человек всегда осознает и выражает через посредничество внутренней и внешней речи в форме суждений. Итак, весь процесс воспроизводства человеком внешнего мира в идеальных образах - это постоянный взаимосвязь чувственного и рационального моментов познания.

Все вышеперечисленное имеет непосредственное отношение к медицине, медицинского познания, в частности до установления диагноза.

При установлении диагноза на первом этапе медицинского осмотра преобладает чувственное познание, однако оно всегда сопровождается мышлением. После этого, во время определения нозологической единицы в дифференциальной диагностике приоритет Переходит к логическому мышлению, которое оперирует не только словами, но и чувственными образами, представлениями.

4. Познание и творчество

В процессе познания наряду с осознанной чувственностью и рациональностью участвуют не осознанные и не управляемые механизмы, которые особенно развиты у талантливых и гениальных людей, и никак не объясняются логическим мышлением. Они определяют творчество, творческую, не алгоритмізовану деятельность. Важнейшими особенностями творчества есть гармония чувственного и рационального (гармония деятельности полушарий коры головного мозга человека), что оказывается у развитому воображению, фантазии и интуиции.

В здравом уме утечка творческой работы, верной... Вещи себе подчинить, а не им подчиняться стараюсь.

Гораций

Все радости жизни - в творчестве... Творить - значит убивать смерть.

Г. Роллан

Едва ли есть высшее из наслаждений, чем наслаждение творить.

М. Гоголь

И вьется всегда вокруг цепи правил серебряная нить фантазии.

Г. Шуман

Ум человеческий имеет три ключа, все открывающих: знание, мысль, воображение - все в этом.

В. Гюго

В работе мысли есть радость, сила, захватывает дух, гармония.

В. Вернадский

Счастье - это легкий продукт свободного труда, свободного творчества.

И. Бардин

Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног.

Ж. Жубер

Всегда следует предпочесть сандаліям фактов, наблюдаемых над крыльями... представь, каким бы привлекательным ни казался полет.

Ж. Фабр

Найнезбагненніша свойство Вселенной - это то, что она постижима.

А. Эйнштейн

Воображение - это основной элемент в структуре духовного творчества. Его специфическая черта - особое отношение человека к миру, что выражается в относительной независимости, свободе субъекта от непосредственного восприятия действительности. Под воображением обычно понимают психическую деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимались человеком. По значению понятие воображения близкий к понятию фантазии.

Фантазия - необходимый компонент творческой деятельности и состоит из создания образа или психической модели, которая не имеет еще своего конкретного аналога (прообраза) в объективном мире. Без способности к созданию образов воображения, фантазии творческое мышление человека вообще было бы невозможным. "Все высокое и прекрасное в нашей жизни, науке и искусстве,- писал М. И. Пирогов, - создано умом с помощью фантазии, и многое чего - фантазией при помощи разума. Можно смело утверждать, что ни Коперник, ни Ньютон без помощи фантазии не приобрели бы того значения в науке, которое они имеют".

Уже в представлениях памяти (репродуктивном представлении) всегда есть элемент фантазии, поэтому что любой акт отражения связан с более или менее значимым мысленным преобразованием объекта. В то же время образы памяти и образы воображения (продуктивные представления) существенно различаются между собой.

Для понимания специфики воображения необходимо учитывать, что, во-первых, преобразование содержания знаний в воображении происходит всегда в наглядной форме (создание наглядных или фантастических образов в искусстве, наглядных моделей в науке и т.д.). Во-вторых, руководящую роль в работе представь играет мышление, связанное с целеполаганием (те или иные образы создаются во имя определенных целей - эстетической, научной, практической деятельности и т.п.). В-третьих, представления - это образы, явления, которые ранее не наблюдались. Однако они связаны с действительностью и отражают ее. Так, в фантастическом образе кентавра сочетаются черты, присущие человеку и коню, в образе русалки - черты женщины и рыбы и т.д.

Образы воображения формируются не только путем комбинирования элементов образов памяти, а и путем переосмысления этих элементов, наполнение их новым содержанием, благодаря чему они не копируют уже существующие предметы, а являются идеальными прототипами того, что возможно. Вследствие этого образы воображения, во-первых, оказываются сложными, комбинированными и, во-вторых, содержат в себе как чувственно-наглядные, так и рационально-логические компоненты.

Превращение эмпирического знания, в результате чего получается дополнительная информация, является главным элементом творческого воображения.

Французский физик Луи де Бройль утверждал, что творческое воображение, мисленнєве оперирования наглядными образами лежат в основе всех истинных достижений науки. Именно поэтому человеческий ум способен, в конце концов, взять верх над всеми машинами, которые считают и классифицируют лучше, чем он, но не могут ни воображать, ни предчувствовать.

Мечта - особая форма воображения, умственная деятельность, направленная на создание образов желаемого будущего. Творческий характер мечты определяется ее социальной направленностью и широтой замыслов воображения. Спецификой мечты является то, что она не может непосредственно воплощаться в те или иные продукты. Однако ее идея может впоследствии лечь в основу технических, научных и общественных преобразований. Плодотворная мечта стимулирует деятельность личности, создает творческий тонус, определяет жизненные перспективы. И наоборот, иллюзорные мечты отвлекают человека от действительности, оказываются бесплодными, сковывают социальную активность.

Итак, основными операциями процесса воображения является мысленное комбинирование (комбинирование в мыслях) относительно простыми представлениями чувственного опыта, конструирование из них или на их основе сложных новых образов и вследствие этого - фантазирование как предположение возможности существование таких вещей, целостное реальное бытие которых никогда не наблюдалось.

Но каков механизм выдвижения новых представлений и новых идей в процессе воображения? Часто считают, что это интуиция.

Что такое интуиция? Понятие интуиции происходит от латинского слова, что означает "созерцание", "усмотрение", "видение", "зоркого вглядывания". Платон считал, что интуиция - это внутреннее зрение, с помощью которого человек способна созерцать вечный мир идей, находящихся в ее собственной душе. Сложность выяснение сущности и механизма интуиции связана с ее подсознательным характером и сложностью исследования всех явлений психики, Интуицию можно определить подсознательным познавательным процессом, что ведет к созданию принципиально новых образов и понятий, содержание которых не выводится путем логического оперирования имеющимися понятиями.

В современной психологии творчества в процессе интуиции выделяют несколько этапов:

накопление образов и абстракций в памяти;

не осознанное комбинирования и переработка накопленных образов и абстракций с целью решения поставленных задач;

четче осознание задачи и ее формулировка;

внезапное нахождение решение (озарение - инсайт - "эврика!" - часто во время отдыха, сна).

Творческая интуиция вступает в свои права тогда, когда имеющаяся информация не дает возможности решить проблему с помощью обычного логического рассуждения. Интуитивное знание возникает вроде бы скачкообразно, без последовательного логического обоснования, при этом важное значение имеет комбинирование чувственных образов (по выражению Эйнштейна, "комбинаторная игра" образными элементами мышления). Известный химик Кекуле долго не мог найти структурную формулу бензола и наконец нашел ее в результате ассоциации, о которой вспоминает так: "Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг одну, то сцепляясь, то роз"єднуючись, и однажды схватились так, что образовали кольцо... Таким образом, пять обезьян, вскочив, образовали круг, и у меня сразу же мелькнула в голове мысль: вот изображение бензола".

Из приведенного примера видим, что успех возникновения интуитивного решения зависит от того, насколько исследователю удалось освободиться от шаблона, убедиться в непригодности ранее известных путей и сохранить не только сосредоточенность, но и глубокое восхищение задачей.

Попытки решить задачу до "озарения" являются безуспешными, однако они не бессмысленные. В это время формируется особое состояние психики - поисковая доминанта - состояние глубинной сосредоточенности на решении задачи. Это и приводит к решению проблемы: мышление немного отстраненное ("лицом к лицу лица не увидишь") и мозг, что отдохнул, посещает идея, как говорят, "на светлую голову".

Интуиция возникает только на подготовленной почве как результат труда, опыта и таланта, как результат деятельности чувственного и рационального познания.

Врачебная интуиция связана со скорой, подсознательным позалогічною уверенностью в диагнозе. Такая интуиция - результат обязательных многолетних наблюдений и доведенного до автоматизма процесса сопоставления и анализа признаков.

Обязательной целью чувственного и рационального познания, научного творчества является познание истины.