А. Психологические резервы. Внутренние резервы организма

Уже давно психологами замечено, что когда человек занимается тем, что ему действительно интересно, то, чем больше он берет на себя дел, тем больше сил появляется для их выполнения. Появляется то, что теперь принято называть драйвом.

Драйв - энергетический заряд в человеке, в его делах, способный вовлечь в общий процесс других людей. Заражение мотивационным импульсом часто происходит на подсознательном уровне, незаметно. Эта проявляющаяся энергия привлекает внимание окружающих к причине данной активности - интересу. Когда человек «находит себя», его силы удесятеряются. Это состояние периодически бывает у любого человека, когда наступает некое озарение, и человек как будто попадает в такое течение, которое отвечает его самым искренним интересам и самым глубоким потребностям. Ему становится легко плыть и эффективность перемещения заметно увеличивается, исчезают сомнения и усталость. Тот, кто выражает готовность разделить данный интерес, также вовлекается в процесс, внося в него свой энергетический вклад. Вот так и действует механизм передачи драйва от одного к другому: интерес пробуждает в человеке энергию, а та, в свою очередь, привлекает к интересу внимание окружающих.

В психологии большое внимание уделяется вопросу осознания человеком своих подлинных, смыслообразующих мотивов. В той степени, в которой мы узнаём разницу между тем, что мы о себе думаем и тем, чем мы являемся на самом деле, у нас появляется возможность действовать согласно со своей внутренней необходимостью. При таких действиях и появляется то самое состояние драйва, сопровождаемое глубоким интересом и радостным состоянием сознания.

Так же в психологии считается, осознать свои подлинные мотивы не так просто и даже невозможно в одиночку.

Да и вообще, человек – существо социальное, всё его психическое содержание наполняется в результате взаимодействия с другими людьми. Поэтому и возможно изменение этого содержания во взаимодействии с людьми. Возможно изменение, оттачивания вашего умения жить и действовать, реализовывать всё то, что заложено в вас судьбой, достигать поставленных целей, преодолевать неизбежно возникающие на этом пути трудности.

Всегда, когда человек «вынужден» чем-то заниматься, «должен» что-либо делать, встает вопрос о правильности такого положения вещей. И при анализе ситуации часто обнаруживаются возможности для изменения сложившейся ситуации в ту или иную сторону.

Ю.Б. Гиппенрейтер, одна из самых известных российских психологов, считает, что проблема развития воли человека должна решаться в направлении освобождения от принуждения. Воля характеризуется энергией устремленности для осуществления какой-либо деятельности. Когда человек делает не совсем то, что реально соответствует его внутренней необходимости, то для осуществления своей деятельности он как бы заимствует побудительную силу у другого мотива, заставляет себя делать дело ради чего-то другого. И оказывается, что такая деятельность будет неэффективна, будет, в конце концов, замком на песке, который разрушится при наступлении трудностей.

Психологам часто приходится иметь дело с людьми, в прошлом испытывавшими такие принуждения. А все люди, в той или иной степени их испытывали. Анализируется мотивационная сфера, чтобы освободить силы и психическую энергию для осуществления подлинных жизненных задач. Существование таких жизненных задач признают даже далёкие от идеализма учёные. Спор лишь об их природе и функционировании.

По наблюдению психологов, занимающихся вопросами личностного роста и самоактуализации, наиболее зрелыми и развитыми личностями, достигающими хороших результатов в какой-либо деятельности и являющихся лидерами, являются как раз личности, пошедшие по пути самопознания и раскрытия своих подлинных мотивов и жизненных задач.

В исторической науке есть такая гипотеза о смене цивилизаций, что народы, которое долгое время терпели несправедливое отношение со стороны других народов, впоследствии побеждали в многочисленных войнах. Из-за того, что в этих народах росло число людей «долгой воли». Затем, становясь победителями, они через какое-то время исчерпывали тот потенциал. Притесняя других, истощали свою силу исторической справедливости, внутреннюю силу, можно сказать, драйв своего народа.

В психологии существуют несколько действенных психологических техник, помогающих найти сови резервы в самом себе. Одна из таких техник -

Защитные психологические резервы организма человека огромны.

Надо лишь знать, как извлечь их из глубин мозга и активировать на борьбу с болезнями.

Некогда люди умели справляться с недугами, используя различные виды энергий. Интуиция: включаем внутренние резервы организма

С развитием техногенной цивилизации высшие способности человека оказались не востребованы.

Не умом, а сердцем

Что делать, когда традиционная медицина не помогает? Такой вопрос задают себе миллионы людей, которые вынуждены бороться с тем или иным заболеванием. В поисках лечения многие обращаются к экстрасенсам, целителям, среди которых немало откровенных мошенников. По сути это игра в рулетку со своим здоровьем.

Однако можно пойти и другим путем, попробовать активировать собственные внутренние силы и тем самым помочь врачам в их усилиях по вашему выздоровлению. Первые шаги в области активизации внутренних резервов связаны с развитием интуитивного восприятия.

Развитие интуиции -внутренние резервы организма

Как же использовать этот мощный, мало востребованный в современной жизни фактор внутренней диагностики. Для начала стоит разобраться о чем идет речь.

Интуитивное восприятие — это непосредственное постижение истины без логического анализа, основанное на воображении, другими словами — чутье, проницательность. Причем это касается не только объектов, событий, но и собственного состояния и даже будущего.

Интуитивные способности заложены в любом человеке, но подавленные разумом, они не развивается и остаются в первозданном состоянии Мы развили в себе рассудочность, рациональное мышление, загнали себя в информационную пучину, где нет места развитию собственных интуитивных способностей.

Доверие к интуиция

Прежде чем приступить к развитию интуитивных способностей к непосредственному видению, следует выполнить несложные рекомендации.

Определитесь, хотите ли вы воспользоваться вашими скрытыми ресурсами или предпочитаете однобокое осознанное восприятие. Многое зависит от вашего настроя, от мыслей и предубеждений, часто неосознанных.

Рассмотрите свое отношение к интуиции. Возможно вы только сейчас увидите свой скептический настрой насчет своих возможностей.

Для того, чтобы пополнить свой интуитивный потенциал, необходимо определить причины предубеждений и изменить свою установку.

Любой из нас имеет собственное воспитание. Родители, родственники, окружение оказывали на нас влияние, формируя картину мира. Выясните, существуют ли в ней предубеждения относительно интуиции, связанные именно с воспитанием, и если ответ "да" , то в картине мира следует кое-что поменять.

Продумайте как вы настроены относительно интуиции:

  • ваше отношение, если кто-то рассказывает о своих интуитивных способностях;
  • верите ли вы вообще, что интуиция существует;
  • появляются ли у вас сомнения, когда есть возможность довериться свои чувствам;
  • с каким чувством реагируете размышляя об интуиции;
  • определите положительный образ интуиции;
  • доверяйте своей интуиции, научитесь понимать и принимать свою интуицию, не требуя доказательств.

Выработайте в себе приятие, возможность принимать как правильное то, что подходит, соответствует внутреннему чувству.

Найдите в себе сильные стороны развивайте их. Те, кто пользуется интуицией, чувствуют уверенность в себе и рассчитывают на собственные силы, внутренне они свободны и независимы, настроены положительно.

Поверьте в то, что ваша интуиция сама разберется и найдет самое оптимальное решение ваших проблем и ответы на ваши вопросы, что каждодневные тренировки дадут вам возможность овладеть своими интуитивными силами, и вы сможете почувствовать собственную интуицию.

Уважаемые читатели блога "Будьте здоровы" посмотрите видеоролик: "Что такое интуиция"

Резервы человеческого организма

Академик Амосов утверждал, что запас прочности «конструкции» человека, имеет коэффициент около 10, то есть органы и системы человека могут выполнять нагрузки и выдерживать напряжения примерно в 10 раз большие, чем в обычной жизни. Хорошо известно, что человек может нормально жить и работать, имея небольшую часть здоровой печени или селезенки, только одну почку или даже ее часть. При напряженной умственной деятельности в работу включается лишь 10-15% клеток коры головного мозга.

Можно привести один не менее яркий пример, правда, из другой области: люди с многолетним темпом чтения 30-40 страниц в час, после обучения приемам ускоренного чтения, повышали скорость в 10 и более раз без ущерба для смыслового восприятия прочитанного.

Известен случай, когда женщина, во время пожара, вытащила кованый сундук со своим добром, а когда пожар кончился, не смогла сдвинуть его с места, и четверо пожарников с трудом втащили его обратно.

Академик Амосов определял здоровье как сумму резервных мощностей основных функциональных систем. Например, если сердце в состоянии покоя перекачивает 4 литра крови, а при энергичной работе 20 лит., то коэффициент его резерва равен 5. И так по всем органам. Болезнь начинается там, где коэффициент меньше. Каждый человеческий орган имеет 7-10 кратный запас прочности, и нужно очень постараться, чтобы вызвать в нем болезнь.

Мечников доказал, что в течении жизни в организме клетки могут меняться семь раз. По времени это где-то 150 лет - такой срок жизни, как доказала наука, отпущен человеку. Чтобы жить долго, человек должен быть физически, психически и социально здоров. Если один компонент отсутствует, ничего не выйдет. Возраст не влияет на зрение и физическое состояние человека. Возраст - мера, но не сила. Возрастные изменения придумали врачи, чтобы оправдать неумеренное потребление лекарств.

Среди 80-90 и 100-летних встречаются люди, имеющие зрение молодого орла и неплохое физическое состояние. Они употребляют пищу, богатую витаминами и минеральными веществами, и регулярно занимаются посильным физическим трудом. Человеческое тело - замечательный инструмент и при минимальном уходе способно служить нам долгие годы.

Забудьте и не вспоминайте больше слово «старик». Вы должны жить не календарными годами, а биологическими.

Если у нас со временем и появляются болезни, то, как правило, виновны в этом мы сами. Вредные привычки, неправильное питание, сидячий образ жизни - все это рано или поздно приводит к нарушению функции кишечника. Избыток продуктов жизнедеятельности ведет не только к увеличению веса, но и к «зашлакованности» организма и, как следствие, к развитию многих заболеваний - гастроэнтерологических, кожных, сосудистых, органов дыхания.

Из книги С неврозом по жизни автора

Часть 4. Невроз организма Сначала обратимся к пресловутой статистике, которая сообщает следующее: от 34% до 57% посетителей поликлиник нуждаются не в терапевтическом, а в психотерапевтическом лечении. То есть практически каждый второй человек, приходящий на прием к

Из книги Вокальный букварь автора Пекерская Е. М.

Закаливание организма. Эта фраза нам хорошо знакома, мы умом прекрасно понимаем, что закаливание – вещь хорошая, особенно в нашем климате. Но неустроенность и суета нашей жизни, а, главное, отсутствие истинной физической культуры, традиций культуры питания, ухода за своим

Из книги Тайные возможности человека автора Кандыба Виктор Михайлович

ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА В русской народной медицине принято считать, что здоровье человека в основном зависит от наследственности, доминирующего состояния психики, уровня напряжения нервной системы, двигательной активности, состояния желудка, состояния тонкого и толстого

Из книги Психология автора Крылов Альберт Александрович

Глава 35. РЕЗЕРВЫ ПСИХИКИ § 35.1. РЕАЛЬНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИЧеловека всегда интересовали и будут интересовать его возможности воздействовать, изменять окружающий мир и самого себя. Можно сказать, что все достижения человечества – это раскрытие возможностей человека, его

Из книги Психагогика [Союз практической психогигиены и психологии] автора

Три состояния организма Чтобы легче ориентироваться в весьма большом многообразии психических состояний, которые наблюдаются в спорте, особенно в «большом спорте», удобнее всего, на мой взгляд, все это многообразие подразделить на три основные категории, на три главные

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Резервы - Ладно, план "Б": давай убьём друг друга. «Без лица» (фильм). Чтобы мы с тобой одинаково понимали, о чём идет речь, давай еще раз поговорим про «отношения». Главное, что следует понять на этапе первого свидания - что пока никто никому ещё ничего не должен. То есть

Из книги Сущностная трансформация. Обретение неиссякаемого источника автора Андреас Коннира

Изучение организма "Изучение организма" может дать другой богатый источник частей для работы с ними. Мы имеем склонность поддерживать эмоции в разных частях своего тела. Мы можем узнавать их, проверив некоторые ощущения, которые исходят из нас. Мы можем заметить чувства,

Из книги Тайная мудрость подсознания, или Ключи к резервам психики автора Алексеев Анатолий Васильевич

ТРИ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА Чтобы легче ориентироваться в весьма большом многообразии психических состояний, которые наблюдаются в спорте, особенно в «большом спорте», удобнее всего, на мой взгляд, все это многообразие подразделить на три основные категории, на три главные

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Зашлакованность организма Начнем по порядку. Главной, если не единственной причиной дефицита свободной энергии, является прозаическая зашлакованность организма, что, вдобавок ко всему, служит и причиной многих болезней. Не побоюсь сказать, что всех!Тело обычного

Из книги Как успевать все. Пособие по управлению временем автора Берендеева Марина

Особенности нашего организма Внешняя оболочка лепит образ. По ней мы строим свое восприятие личности. Майя Плисецкая С незапамятных времен люди задают массу вопросов о том, кто мы такие, что мы должны сделать в жизни и зачем живем. Многие вопросы являются риторическими и

Из книги Супермозг [Тренинг памяти, внимания и речи] автора Лихач Александр Владимирович

Глава VIII Неисчерпаемые резервы совершенствования личности Развитие памяти Память – свойство высшей нервной деятельности, но ее жизненное назначение нельзя переоценивать. Благодаря ей человек может развиваться психически. Память включает такие процессы, как

Из книги Прорыв! 11 лучших тренингов по личностному росту автора Парабеллум Андрей Алексеевич

День 16.Резервы Результат упражнения, посвященного телефонным разговорам с друзьями, многих удивляет. Люди обнаруживают, что в жизни знакомых произошли большие изменения. Во время разговоров возникают интересные идеи, открываются новые возможности.День улыбок помог не

Из книги 7 уникальных рецептов победить усталость автора Курпатов Андрей Владимирович

Нервы организма на нервах Следующий компонент фармакологического лечения неврастении – это использование препаратов, которые обеспечивают стабилизацию работы вегетативной нервной системы. Стрессы и любые состояния, связанные с нервно-психическом напряжением,

Из книги Все начинается с любви автора Виилма Лууле

О химии организма Сейчас я объясню, что происходит на уровне химии организма.Вот мы все обижаемся, обижаемся. Обижаемся, когда хотим и когда не хотим. Не умеем спросить себя, нужно ли мне это, не умеем жить по необходимостям. Чем лучше человек, тем больше у него внутри обиды.

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Из книги Рациональные перемены автора Маркмен Арт

Задействуйте резервы В этой главе постоянно говорилось о том, что система «стоп» обладает ограниченными ресурсами, да и вообще уязвима. Это правда, но важно помнить и то, что ваша вера в эффективность системы «стоп» реально влияет на ее работу.В исследованиях Кэрол

Резервы, включаемые при значительной интенсификации деятельности человека, в частности, тренировочной и соревновательной, можно обозначить как функциональные резервы и резервы структурные (морфологические). Функциональные резервы, это скрытые возможности организма, они заключаются:

  • 1. в изменении интенсивности и скорости энергетических и пластических процессов обмена веществ на клеточном уровне;
  • 2. в изменении интенсивности и скорости протекания физиологических процессов на органном и клеточном уровнях;
  • 3. в увеличении и совершенствовании физических и психических качеств на органном уровне;
  • 4. в способности к выработке новых и совершенствованию старых навыков.

При такой характеристике функциональных резервов они могут быть подразделены на:

  • 1. Резервы биохимические, связанные с интенсивностью и экономичностью процессов обмена и их регуляций;
  • 2. резервы физиологические, связанные с интенсивностью и длительностью работы органов и их нейрогуморальной регуляцией;
  • 3. резервы психологические, связанные с готовностью к соревнованию, со способностью превозмочь утомление и дискомфортные, и даже болевые ощущения, с готовностью пойти на риск ради достижения созданной цели;
  • 4. Резервы педагогические (технические), связанные с количеством имеющихся двигательных и тактических навыков, к их совершенствованию и выработке новых.

Из изложения видно, что физиологические резервы относятся к органному и, системному и организменному уровню регуляции функций человеческого организма.

Под физиологическими резервами человека, в узком смысле слова, понимаются возможности органов и систем органов так изменять интенсивность своих функций, а также взаимодействие между ними, что достигается некоторый оптимальный для данных условий уровень функционирования организма, уровень его работоспособности.

Материальными носителями физиологических резервов являются органы и системы органов человека, а также регуляторные механизмы, обеспечивающие поддержание гомеостазиса, переработку информации и координацию вегетативных и двигательных (анимальных) актов.

Иными словами это обычный механизм регуляции физиологических функций, которые в процессе приспособления человека к изменчивым условиям внешней среды и для нивелировки сдвигов во внутренней среде, используются им в качестве резерва приспособления.

Поэтому можно говорить о физиологических резервах органов (сердце, лёгкие, почки и т.д.) и систем органов (дыхательная, сердечно - сосудистая, выделительная и т.д.), а также о ре6зервах регуляции гомеостазиса и резервах координации работы мышечных групп между собой и с работой органов дыхания и кровообращения. Это позволяет говорить о физиологических резервах таких физических качеств как сила, быстрота и выносливость.

Таблица 1.

Указанные в таблице физиологические резервы, как и все остальные, порознь взятые, способствуют достижению успеха, но не гарантируют его, т.к. для достижения спортивного успеха необходима мобилизация всех видов резервов.

Таблица 2.

Физиологические резервы не включаются все сразу. Они включаются поочерёдно и могут быть подразделены на три очереди эшелона.

Предполагается, что в условиях повседневной жизни человек выполняет работу в пределах 35% своих абсолютных возможностей. Эта привычная работа выполняется свободно, без волевых усилий. При работе с нагрузкой в пределах 35 - 50% абсолютных возможностей требуются волевые усилия, и такая работа приводит к физическому и психическому утомлению. Выше 65% абсолютных возможностей лежит порог мобилизации. За пределами этой границы остаются только автономно охраняемые резервы организма, произвольное, при помощи волевого усилия, использование которых невозможно. И, в это же время, всякое «сверхусилие» требует обращения именно к этим резервам.

Первая очередь (эшелон) физиологических резервов (35%) включается при переходе из состояния покоя к привычной повседневной деятельности. Уровень работы систем (расходуемые резервы м ожет быть охарактеризован энерготратами и функциональными сдвигами, происходящими в организме при повседневной профессиональной и тренировочной деятельности.

Вторая очередь (до 50%, 2 эшелон) физиологических резервов включается в том случае, когда человек попадает в экстремальную ситуацию, связанную с резкими изменениями условий внешней среды, или при изменениях во внутренней среде организма, вызванных чрезвычайными физическими усилиями, работой до произвольного отказа. Человек может усилием воли мобилизовать ещё на 15 - 20% своих резервов, но в этом случае ему угрожает травма, обморок, а иногда и смерть. Эти резервы могут быть охарактеризованы энерготратами и функциональными сдвигами при работе до отказа, т. е. при максимально возможной работе.

Третья очередь резервов включается обычно в борьбе за сохранение жизни, часто после потери сознания, во время агонии.

По размерам эти резервы составляют 65% и более абсолютных возможностей. Изучение их представляется исключительно трудным, т.к. ситуация их не может быть моделирована.

Резервы первого эшелона включаются на основе условных и безусловных рефлексов. Механизмом включения второго эшелона резервов является не только комплекс условных и безусловных рефлексов, но и волевые усилия эмоции, которые могут рассматриваться как механизм экстренной мобилизации физиологических резервов второго эшелона.

Включение резервов второго эшелона обеспечивается, скорее всего, безусловными рефлексами и обратной гуморальной связью. Во всяком случае, механизм условных рефлексов и эмоций исключается.

Приведённое деление резервов весьма условно и схематично, так как чёткой границы между резервами упомянутых эшелонов быть не может. При систематической тренировке резервы второго эшелона, которые реализуются в соревновательной деятельности, т.е. из плохо освоенных организмом в хорошо освоенные. Освоение организмом хотя бы части резервов третьего эшелона весьма вероятно для выдающихся спортсменов, устанавливающих мировые рекорды.

Значительный интерес представляет проблема активизации резервов, перевод резервов второго эшелона в первый и третьего во второй.

Естественным физиологическим механизмом активизации мобилизации резервов является тренировка (особенно с максимальными нагрузками). Вызывающая соответствующие функциональные сдвиги в организме спортсмена, на основе которых развиваются компенсаторные механизмы, включающие соответствующие резервы. Однако процесс этот очень медленный и занимает многие месяцы и годы. Механизмом срочной мобилизации являются эмоции. Они мобилизуют резервы второго и, возможно частично третьего эшелона, но при этом нарушают координацию движений, что весьма нежелательно и с чем приходится бороться.

Искусственным способом мобилизации резервов является прём фармакологических препаратов стимулирующего типа (гормонов мозгового вещества надпочечников и медиаторов симпатической системы). Опасность их применения и заключается в том, что, переводя значительную часть резервов из неприкосновенных в действующие, они могут вызвать ускоренное исчерпание резервов и гибель организма.

Весьма принципиальным вопросом в этом плане является о том, увеличивается ли объём физиологических резервов человека в результате интенсивных тренировок до отказа, или при этом увеличивается объём резервов первого и второго эшелонов за счёт объёма резервов третьего эшелона и человек подходит к грани своих возможностей. Прямого ответа на этот вопрос в настоящее время нет, но косвенные данные говорят в пользу того, что растет, не только объём резервов первого и второго эшелонов, но и общий размер резервов организма спортсмена. Можно предполагать, что так происходит, когда тренировки проводятся продуманно, с разумно нарастающей интенсивностью.

Систематичные тренировки, которые вызывают эффект экономизации функций в покое, ведут к относительному увеличению резервов первого и второго эшелона у лиц тренированных по сравнению с менее тренированными и, тем более, нетренированными людьми.

В особых условиях человек способен на усилие, недоступное для него в обычной жизни. Подобные факты свидетельствуют о наличии в организме определенных резервов. Сравнение лучших результатов, показанных на IиXXIОлимпийских играх в некоторых видах легкой атлетики, подтверждает это. Например, на 1 Олимпийских играх 1896г.в Афинах результат в прыжках в высоту равнялся 181 см, а через 80 лет, на ХХIиграх, - 225 см. Результат в метании диска у мужчин вырос за это же время с 19м 15см до 67,5м, в толкании ядра – с 1м 22см до 21,05м, в прыжках с шестом – с 3,3 до 5,5м, в марафонском беге – с 2:50:50,0 до 2:09,55,0.

Резервы организма – это его способность во много раз усиливать свою деятельность по сравнению с состоянием относительного покоя. Величина резерва отдельной функции представляет собой разность между максимально достижимым уровнем и уровнем в состоянии относительного физиологического покоя. Например, минутный объем дыхания в покое составляет в среднем 8л, а максимально возможный при тяжелой работе равен 200л; величина резерва составляет 192л. Для минутного объема сердца величина резерва составляет приблизительно 35л, для потребления кислорода – 5 л/мин, для выделения углекислого газа – 3 л/мин.

Резервы организма обеспечивают приспособление к меняющимся условиям внешней среды. Условно их можно разделить на резервы морфологические и функциональные.

В основе морфологических резервов лежит избыточность структурных элементов. Например, в крови человека количество протромбина в 500 раз больше, чем нужно для свертывания всей крови.

Существуют и физиологические резервы. В повседневной жизни человек использует не более 35% возможностей организма. В экстремальных условиях ценой огромных волевых усилий мобилизуется до 50%. Принято считать, что с предельным волевым усилием, произвольно, человек может использовать не более 65% абсолютных возможностей своего организма.

Физиологические резервы возрастают по мере созревания организма и снижаются при старении. Они увеличиваются в процессе спортивной тренировки. У высокотренированных спортсменов физиологические резервы почти в два раза больше, чем у нетренированных людей того же возраста.

Физиологические резервы организма и механизмы их реализации

Чтобы укрепить здоровье человека, повысить производительность всех видов его деятельности, в том числе и уровень спортивных результатов, нужно знать потенциальные возможности его организма.

Важной задачей физиологии физических упражнений является глубокое изучение физиологических резервов с целью использования их на благо человека.

Физиологические резервы включают в себя определенные изменения функций организма и их взаимодействие, а также изменения их нейрогуморальной регуляции, что и обеспечивает оптимальный уровень деятельности целостного организма, его высокую работоспособность.

Включение физиологических резервов происходит по механизму безусловных и условных рефлексов с активацией функций желез внутренней секреции. Система нейрогуморальных механизмов включения физиологических резервов формируется в процессе спортивной тренировки. При этом их мобилизация происходит медленно.

При срочной мобилизации физиологических резервов механизмом их включения являются эмоции.

Развитие физических качеств немыслимо без знания величины и механизмов включения их резервов. Сила может быть увеличена за счет включения дополнительных двигательных единиц и синхронизации их возбуждения, за счет энергетического потенциала мышечных волокон и перехода к тетаническим сокращениям, за счет предварительного оптимального растяжения мышечных волокон. Возможности этих механизмов составляют физиологические резервы силы.

Физиологические резервы скорости складываются из возможности изменений времени проведения возбуждения, особенно в местах нервно-мышечной передачи, возможностей синхронизации возбуждения двигательных единиц, скорости укорочения мышечных фибрилл.

Выносливость может увеличиться при помощи многих механизмов. Ее физиологические резервы составляют: 1) пределы мощности гомеостатирующих систем; 2) запасы энергетических веществ в организме и возможности их использования; 3) диапазон анаэробных и аэробных мощностей организма; 4) диапазон уровня деятельности желез внутренней секреции.

Включение физиологических резервов происходит не одновременно, а поочередно. Условно можно выделить 3 очереди, или эшелона. Первый эшелон резервов включается при переходе организма от состояния относительного физиологического покоя к обычной повседневной деятельности. Это происходит по механизму безусловных и условных рефлексов.

При предельных физических усилиях («работа до отказа») или в условиях очень резких изменений параметров внешней среды (понижение атмосферного давления, повышение или понижение температуры внешней среды, значительные изменения постоянства внутренней среды организма) включаются резервы второго эшелона. Главным механизмом являются эмоции.

В борьбе за жизнь включается третий эшелон. Это происходит в чрезвычайных условиях.