Самоисцеление — скрытые резервы нашего организма. Физиологические резервы организма и их характеристика

Организм человека представляет собой удивительно сложную систему, которая имеет практически неограниченные возможности. При необходимости человек может адаптироваться к неблагоприятным условиям окружающей среды, например, к высокой или низкой температуре, к повышенным физическим нагрузкам и даже к стрессам, с которыми в той или иной мере связана практически любая трудовая деятельность.

Все знают, что адаптированный организм в ситуациях чрезвычайного напряжения или в случае сильной мотивации способен показать особенную функциональную активность, которая в спокойном состоянии для него недоступна. Это говорит о том, что у каждого человека существуют функциональные резервы организма, которые часто активизируются в моменты воздействия негативных факторов.

Принципиальные положения о резервах организма

Стоит заметить, что изучение функциональных резервов организма играет важную роль в различных областях, таких, как, например, физиология спорта, охрана труда и здоровья и т.д. Это позволяет правильно оценить возможности человека с целью сохранения и улучшения его здоровья.

Что касается нашей страны, то впервые о таком понятии, как функциональные резервы организма, заговорил известный академик Л.А.Орбели в 30-х годах прошлого века. Он утверждал, что каждый человек имеет скрытые или так называемые резервные возможности, которыми можно пользоваться тогда, когда организм попадает под воздействие негативных факторов.

Резервы организма включаются по нарастающей

Наш организм устроен таким образом, что его резервы включаются не одновременно, а поочередно, по нарастающей. Сначала активизируется около 30% от абсолютных возможностей, которыми обладает человек. Это свидетельствует о выходе из спокойного состояния. Далее, когда человек попадает в экстремальную ситуацию, организм запускает свои резервы на 30-65%. Включение резервов происходит за счет нейрогумолярных влияний, а также благодаря эмоциям и волевым усилиям человека.

Максимальные резервы организма запускаются тогда, когда человеку приходится бороться за жизнь. Запуск последней очереди резервов, скорее всего, происходит под действием безусловных рефлексов. Часто люди в таком шоковом состоянии совершают вещи, на которые они в обычном состоянии не то, что неспособны, а даже подумать не могли бы, что когда-то такое сделают. Когда становится вопрос о сохранении своей жизни, человек может проявить удивительные физические возможности, например, очень быстро бежать, прыгать, и т.д. Понятное дело, что повторить то же самое в нормальном состоянии не представляется возможным.

Если же человек постоянно пребывает в экстремальных условиях, например, его работа связана с опасностью или же он является спортсменом, который часто участвует в соревнованиях, диапазон резервных возможностей, как правило, снижается.

Резервы организма можно и нужно повышать

Одной из основных задач человека является повышение своих физиологических резервов. Еще в 1890 году известный ученый И. П. Павлов сумел доказать, что когда человек израсходует свои физиологические резервы, со временем они восстанавливаются, причем не только до исходного уровня. С каждым разом эти резервы растут.

Отсюда выходит важность регулярных тренировок. Это могут быть различные физические упражнения, если речь идет о спортсменах, или специализированные психологические тренинги. Цель у таких тренировок одна – расширить функциональные резервы организма.

Биологический смысл тренировок огромен. Повторные нагрузки приводят к тому, что организм получает суперкомпенсацию в виде повышения резервов организма. Таким образом, человек становится сильнее психологически и физически, выносливее и быстрее, то есть расширяет свои физиологические резервы.


Виды функциональных резервов организма

Функциональные резервы организма подразделяются на несколько видов – биохимические, физиологические и психологические.

Биохимические резервы не зависят от желания человека, так как они работают на клеточном уровне, поддерживая гомеостаз организма, то есть стабильность состояния.

Психологические резервы человека – это выдающиеся особенности психики, которые проявляются в мышлении, в памяти, в эмоциях, во внимательности, в реакции и т.д. Именно психологические резервы определяют тактику поведения в экстремальных ситуациях.

Физиологические резервы организма отвечают за возможности органов работать таким образом, чтобы в стрессовой ситуации организм оптимально функционировал, обеспечивая эффективную деятельность человека. Например, когда человек занимается тяжелой физической работой, минутный объем крови возрастает в 8 раз, в 10 раз увеличивается легочная вентиляция, потребляется большое количество кислорода, сердце начинает работать в усиленном режиме. Это значит, что организм активизировал свои физиологические резервы для того, чтобы человек смог осуществить определенные действия.

Стоит заметить, что функциональные резервы – это очень сложная система, в основе которой находятся биохимические резервы, а управляют этой системой резервы психологические, без позволения которых не смогут запуститься физиологические резервы. Проще говоря, если в экстремальной ситуации человек растеряется или впадет в панику, он не сможет проявить свою силу, скорость или выносливость, даже если будет профессиональным спортсменом.

Конечно, каждый из нас способен проявить удивительные способности в экстремальных ситуациях. Именно поэтому нужно стремиться к расширению своих функциональных резервов. И только тогда вы поймете, что возможности человеческого организма безграничны!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Физиология человека является теоретической основой целого ряда практических дисциплин (медицины, психологии, педагогики, биомеханики, биохимии и др.). Без понимания нормального течения физиологических процессов и характеризующих их констант различные специалисты не могут правильно оценивать функциональное состояние организма человека и его работоспособность в различных условиях деятельности.

Знание физиологических механизмов регуляции различных функций организма имеет важное значение в понимании хода восстановительных процессов во время и после напряженного мышечного труда.

Раскрывая основные механизмы, обеспечивающие существование целостного организма и его взаимодействие с окружающей средой, физиология позволяет выяснить и исследовать условия и характер изменений деятельности различных органов и систем в процессе онтогенеза человека.

Человеческий организм представляет собою единое функциональное целое, несмотря на большое число органов. Эти органы обладают различным строением, образованы из тканей, которые в свою очередь состоят из бесчисленного количества клеток однородных по своей деятельности и форме, в которых происходят те или иные жизненные процессы.

Целью данной работы является рассмотрение следующих вопросов по заданной теме:

Понятие о физиологических резервах организма, их характеристика и классификация;

Утомление. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок;

Физическое развитие, телосложение.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Понятие о физиологических резервах организма, их характеристика и классификация

Учение о физиологических резервах представляет одну из важнейших основ физиологии спорта, так как позволяет правильно оценивать и решать задачи по сохранению здоровья и повышению тренированности спортсменов.

В настоящее время под физиологическими резервам и организма понимается выработанная в процессе эволюции адаптационная и компенсаторная способность органа, системы и организма в целом усиливать во много раз интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя (Бресткин М.П).

Физиологические резервы обеспечиваются определенными анатомо-физиологическими и функциональными особенностями строения и деятельности организма, а именно:

Наличием парных органов, обеспечивающих замещение нарушенных функций (анализаторы, железы внутренней секреции, почки и др.);

Значительным усилением деятельности сердца, увеличением общей интенсивности кровотока, легочной вентиляции и усилением деятельности других органов и систем;

Высокой резистентностью клеток и тканей организма к различным внешним воздействиям и внутренним изменениям условий их функционирования.

В качестве примера проявления физиологических резервов можно указать на то, что во время тяжелой физической нагрузки минутный объем крови у хорошо тренированного человека может достигать 40 л, т.е. увеличиваться в 8 раз, легочная вентиляция при этом возрастает в 10 раз, обусловливая увеличение потребления кислорода и выделение углекислого газа в15 раз иболее. В этих условиях работа сердца человека, как показывают расчеты, возрастает в 10 раз.

Все резервные возможности организма можно разделить на две группы :

Социальные резервы (психологические и спортивно-технические) и

Биологические резервы (структурные, биохимические и физиологические).

Морфофункциональной основой физиологических резервов являются органы, системы организма и механизмы их регуляции, обеспечивающие переработку информации, поддержание гомеостаза и координацию двигательных и вегетативных актов.

Физиологические резервы включаются не все сразу, а поочередно.

Первая очередь резервов реализуется при работе до 30% от абсолютных возможностей организма и включает переход от состояния покоя к повседневной деятельности. Механизм этого процесса - условные и безусловные рефлексы.

Вторая очередь включения осуществляется при напряженной деятельности, нередко в экстремальных условиях при работе от 30% до 65% от максимальных возможностей (тренировки, соревнования). При этом включение резервов происходит благодаря нейрогуморальным влияниям, а также волевым усилиям и эмоциям.

Резервы третьей очереди включаются обычно в борьбе за жизнь, часто после потери сознания, в агонии. Включение резервов этой очереди обеспечивается, по-видимому, безусловно-рефлекторным путем и обратной гуморальной связью.

Во время соревнований или работы в экстремальных условиях диапазон физиологических резервов снижается, поэтому основная задача состоит в его повышении. Оно может достигаться закаливанием организма, общей и специально направленной физической тренировкой, использованием фармакологических средств и адаптогенов.

При этом тренировки восстанавливают и закрепляют физиологические резервы организма, ведут к их расширению. Еще в 1890 г. И.П.Павлов указывал, что израсходованные ресурсы организма восстанавливаются не только до исходного уровня, но ис некоторым избытком (феномен избыточной компенсации) . Биологический смысл этого феномена огромен. Повторные нагрузки, приводящие к суперкомпенсации, обеспечивают повышение рабочих возможностейорганизма. В этом и состоит главный эффект систематических тренировок . Под влиянием тренирующих воздействий спортсмен в процессе восстановления становится сильнее, быстрее и выносливее, т.е. в конечном итоге расширяются его физиологические резервы.

Включение фактора физиологических резервов в систему факторов, обеспечивающих надежность спортивной деятельности, обусловлено:

значительными корреляционными взаимосвязями показателей физиологических резервов организма и психологическими показателями;

наличием достоверных в физиологических и биохимических показателях различий между наиболее и менее надежными спортсменами в зависимости от степени экстремальности условий их деятельности;

выявившимся в процессе проведенного факторного анализа ортогональным фактором, интерпретированным нами как «фактор функциональных (физиологических) резервов».

Остановимся на теоретических положениях, касающихся резервных возможностей человека. Так, А.С. Мозжухин под резервными возможностями организма понимает его скрытые возможности (приобретенные в ходе эволюции и онтогенеза) усиливать функционирование своих органов и систем органов в целях приспособления к чрезвычайным сдвигам во внешней или внутренней среде организма. Резервные возможности организма спортсменов возможно выявить лишь в экстремальных условиях спортивной деятельности, и это подчеркивает тесную взаимосвязь проблемы выявления резервов и проблемы надежности в спорте.

Резервы разделяют на социальные и биологические. Социальные резервы при этом подразделяют на психические, связанные с социальной мотивацией деятельности, и резервы профессиональных (спортивно-технических) навыков.

Биологические резервы подразделяются на функциональные и структурные резервы. Под функциональными резервами организма подразумеваются его скрытые возможности, которые проявляются в период повышенной деятельности организма и связаны с изменениями в функции его органов и систем. Под структурными резервами понимаются изменения, возникающие в процессе тренировок (прочность костей и связочного аппарата, увеличение количества миофибрилл в клетках, изменение строения миофибрилл и мышечных волокон), которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на функциональные возможности организма спортсмена.

В функциональных резервах выделяются резервы биохимические и резервы физиологические. Под биохимическими резервами понимаются скорость протекания и объем биохимических процессов, определяющие экономичность и интенсивность энергетического и пластического обменов и их регуляцию. Категория индивидуального предполагает рассмотрение формирования активной личности советского спортсмена с позиций «индивидуального стиля деятельности» как гармонизирующего развитие индивидуальности спортсмена. Резервы физиологические связаны с интенсивностью и длительностью работы органов и систем организма и их нейрогуморальной регуляцией, что находит свое отражение в повышении работоспособности спортсмена.

С резервами биологическими тесно связаны психические резервы , которые, применительно к спортивной деятельности, могут быть охарактеризованы как способность идти на риск травмы, делать чрезвычайные волевые усилия, преодолевать неприятные и даже болевые ощущения ради достижения осознанной спортивной цели, констатировать внимание на своей деятельности, избегать помех, готовность бороться за победу и не падать духом при поражениях. То есть психические резервы - это потенциальные способности психики человека, находящие свою реализацию в экстремальных условиях деятельности.

Проблема функциональных резервов тесно взаимосвязана с надежностью физиологических функций. А.В. Коробков также отмечает, что надежность физиологических функций является качеством, гарантирующим сохранность физиологических процессов при различных нарушающих функцию воздействиях. Он же показывает, что надежность физиологических функции обеспечивается целым рядом анатомических, структурных и функциональных возможностей организма.

2. Утомление

Особенности утомления при различных видах физических нагрузок

Утомление - это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Проявляется утомление в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоение теоретического материала.

Утомление связано с ощущением усталости, и в тоже время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения.

Виды утомления: острое - проявляется в короткий промежуток времени;

хроническое - носит длительный характер; общее - изменение функций организма в целом; локальное - затрагивает какую-либо ограниченную группу мышц орган, анализатор.

Различают две фазы утомления:

- компенсированную - нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма);

- некомпенсированную - резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность снижается.

Возникновение утомления обусловлено многими причинами, которые могут быть неодинаковыми при различной мышечной деятельности. В одних случаях понижение работоспособности зависит от уменьшения энергетических запасов, в других этот фактор не играет почти никакой роли.

Снижение работоспособности при утомлении может быть обусловлено изменениями в проведении нервных импульсов через синапсы в центральной нервной системе и в мышце. Оно бывает связано также с изменениями соотношения между ионами калия и натрия, что отрицательно влияет на возникновение электрических потенциалов в мышце при ее возбуждении.

В центральной нервной системе при утомительной работе может нарушаться баланс между процессами возбуждения и торможения. Преобладающим становится тормозной процесс, что снижает работоспособность. Но с другой стороны, развитие торможения в нервных клетках необходимо, так как оно охраняет их от излишнего возбуждения и истощения. В работающих мышцах также могут снижаться запасы энергетических веществ. Кроме того, утомительная работа ведет к снижению активности ферментов, обеспечивающих протекание химических реакций. В результате обмен веществ в мышце становится недостаточным для обеспечения ее работоспособности. При длительной и утомительной работе может становиться недостаточной и деятельность желез внутренней секреции - гипофиза и надпочечника, гормоны которых играют большую роль в поддержании работоспособности.

Таким образом, причины утомления сложны и разнообразны, главным и объективным признаком утомления человека является снижение его работоспособности. Однако понижение работоспособности не всегда является симптомом утомления. Работоспособность может снизиться вследствие пребывания человека в неблагоприятных условиях (высокая температура и влажность воздуха, пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе и др.). С другой стороны, длительная работа с умеренным напряжением может протекать на фоне выраженного утомления, но без снижения производительности. Следовательно, снижение работоспособности является признаком утомления только тогда, когда известно, что оно наступило вследствие конкретно выполненной физической или умственной работы.

При утомлении работоспособность снижается временно, она быстро восстанавливается при ежедневном обычном отдыхе.

Состояние утомления имеет свою динамику - усиливается во время работы и уменьшается в процессе отдыха (активного, пассивного и сна).

Итак, утомление является нормальной физиологической реакцией организма на работу. С одной стороны, оно служит очень важным для работающего человека фактором, так как препятствует крайнему истощению организма, переходу его в патологическое состояние, являясь сигналом необходимости прекратить работу и перейти к отдыху. Наряду с этим, утомление играет существенную роль, способствуя тренировке функций организма, их совершенствованию и развитию. С другой стороны, утомление ведет к снижению работоспособности спортсменов, к неэкономичному расходованию энергии и уменьшению функциональных резервов организма. Эта сторона утомления является невыгодной, нарушающей длительное выполнение спортивных нагрузок.

Рассмотрим особенности утомления при различных видах физических нагрузок . Знание механизмов утомления и стадий его развития позволяет правильно оценить функциональное состояние и работоспособность спортсменов и должно учитываться при разработке мероприятий, направленных на сохранение здоровья и достижение высоких спортивных результатов.

Как мы уже отмечали, одним из основных признаков утомления является снижение работоспособности, которая в процессе выполнения различных физических упражнений изменяется по разным причинам; поэтому и физиологические механизмы развития утомления неодинаковы. Они обусловлены мощностью работы, ее длительностью, характером упражнений, сложностью их выполнения и пр.

При выполнении циклической работы максимальной мощности основной причиной снижения работоспособности и развития утомления является уменьшение подвижности основных нервных процессов в ЦНС с преобладанием торможения вследствие большого потока эфферентной импульсации от нервных центров к мышцам и афферентных импульсов от работающих мышц к центрам. Разрушается рабочая система взаимосвязанной активности корковых нейронов. Кроме того, в нейронах падает уровень содержания АТФ и креатин-фосфата,и в структурах мозга повышается содержание тормозного медиатора - гамма-аминомасляной кислоты. Существенное значение в развитии утомления при этом имеет изменение функционального состояния самих мышц, снижение их возбудимости, лабильности и скорости расслабления.

При циклической работе субмаксимальной мощности ведущими причинами утомления являются угнетение деятельности нервных центров и изменения внутренней среды организма. Причина этого - большой недостаток кислорода, вследствие которого развивается гипоксемия, снижается рН крови, в 20-25 раз увеличивается содержание молочной кислоты в крови. Кислородный долг достигает максимальных величин - 20-22 л. Недоокисленные продукты обмена веществ, всасываясь в кровь, ухудшают деятельность нервных клеток. Напряженная деятельность нервных центров осуществляется на фоне кислородной недостаточности, что и приводит к быстрому развитию утомления.

Циклическая работа большой мощности приводит к развитию утомления вследствие дискоординации моторных и вегетативных функций. На протяжении нескольких десятков минут должна поддерживаться весьма напряженная работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем для обеспечения интенсивно работающего организма необходимым количеством кислорода. При этой работе кислородный запрос несколько превышает потребление кислорода и кислородный долг достигает 12-15 л. Суммарный расход энергии при такой работе очень велик, при этом расходуется до 200 г глюкозы, что приводит к некоторому ее снижению в крови. Происходит также уменьшение в крови гормонов некоторых желез внутренней секреции (гипофиза, надпочечников).

Длительность выполнения циклической работы умеренной мощности приводит к развитию охранительного торможения в ЦНС, истощению энергоресурсов, напряжению функций кислородтранспортной системы, желез внутренней системы и изменению обмена веществ. В организме снижаются запасы гликогена, что ведет к уменьшению содержания глюкозы в крови.

Значительная потеря организмом воды и солей, изменение их количественного соотношения, нарушение терморегуляции также ведут к понижению работоспособности и возникновению утомления у спортсменов. В механизме развития утомления при длительной физической работе могут играть определенную роль изменения белкового обмена и снижение функций желез внутренней секреции. При этом в крови снижается концентрация глюко- и минералкортикоидов, катехоламинов и гормонов щитовидной железы. Вследствие этих изменений, а также в результате длительного влияния монотонных афферентных раздражений в нервных центрах возникает торможение. Угнетение деятельности этих центров приводит к снижению эффективности регуляции движений и нарушению их координации. При длительном выполнении работы в разных климатических условиях развитие утомления, кроме того, может быть ускорено нарушением терморегуляции.

При различных видах ациклических движений механизмы развития утомления также неодинаковы. В частности, при выполнении ситуационных упражнений, при разных формах работы переменной мощности большие нагрузки испытывают высшие отделы головного мозга и сенсорные системы, так как спортсменам необходимо постоянно анализировать изменяющуюся ситуацию, программировать свои действия и осуществлять переключение темпа и структуры движений, что и приводит к развитию утомления.

В некоторых видах спорта (например, футбол) существенная роль принадлежит недостаточности кислородного обеспечения и развитию кислородного долга.

При выполнении гимнастических упражнений и в единоборствах, утомление развивается вследствие ухудшения пропускной способности мозга и снижения функционального состояния мышц (уменьшается их сила и возбудимость, снижается скорость сокращения и расслабления).

При статической работе основными причинами утомления являются непрерывное напряжение нервных центров и мышц, выключение деятельности менее устойчивых мышечных волокон и большой поток афферентных и эфферентных импульсов между мышцами и моторными центрами.

физиологический резерв утомление телосложение

3. Физическое развитие, телосложение

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания.

В узком смысле слова под физическим развитием понимают антропометрические показатели: рост, вес, окружность-объем грудной клетки, размер стопы и т.п. Уровень физического развития определяется в сравнении с нормативными таблицами.

В учебном пособия Холодова Ж.К., Кузнецова B.C. «Теория и методика физического воспитания и спорта» определено, что ф изическое развитие - это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

На физическое развитие человека влияют наследственность, окружающая среда, социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность, занятия спортом. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят и от его конституции.

На каждом возрастном этапе непрерывно происходящие биологические процессы, которые характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечнососудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Физическое развитие определяется законами: наследственности; возрастной ступенчатости; единства организма и среды (климатогеографических, социальных факторов); биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Показатели физического развития имеют большое значение для оценки качества жизни того или иного общества.

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45-50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности , которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости . Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности . Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае. Поэтому выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся.

При занятиях физическими упражнениями необходимо учитывать особенности телосложения занимающихся. Телосложение - размеры, формы, пропорции и особенности частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей. Имеются три основных типа телосложения . Для человека атлетического сложения (нормостеника ) характерна хорошо выраженная мускулатура, он крепок и широк в плечах. Астеник - это человек со слабой мускулатурой, ему трудно наращивать силу и объём мышц. Гиперстеник имеет мощный костяк и, как правило, рыхлую мускулатуру. Это люди, склонные к полноте. Однако, в чистом виде эти типы телосложения встречаются редко.

Размеры и формы тела каждого человека генетически запрограммированы. Эта наследственная программа реализуется в ходе последовательных морфологических, физиологических и биохимических трансформаций организма от его зарождения до конца жизни. Это - конституционный тип телосложения человека, но это не только собственно телосложение, но и программа его будущего физического развития.

Основными компонентами массы тела являются мышечная, костная и жировая ткань. Их соотношение в значительной мере зависит от условий двигательной деятельности и питания. Возрастные изменения, различные болезни, усиленная физическая нагрузка изменяют размеры, очертания тела.

Среди размеров тела выделяют тотальные (целый) и парциальные (часть).

Тотальные (общие) размеры тела - основные показатели физического развития человека. К ним относятся длина и масса тела, а также обхват груди.

Парциальные (частичные) размеры тела являются слагаемыми тотального размера и характеризуют величину отдельных частей тела.

Большинство антропометрических показателей имеет значительные индивидуальные колебания. Тотальные размеры тела зависят от его длины и массы, окружности грудной клетки. Пропорции тела определяются соотношением размеров туловища, конечностей и их сегментов. Например, для достижения высоких спортивных результатов в баскетболе большое значение имеет высокий рост и длинные конечности.

Размеры тела являются важными показателями (наряду с другими параметрами, характеризующими физическое развитие) являются важными параметрами спортивного отбора и спортивной ориентации. Как известно, задача спортивного отбора - отобрать детей, наиболее пригодных в связи с требованиями вида спорта. Проблема спортивной ориентации и спортивного отбора является комплексной, требующей использования педагогических, психологических и медико-биологических методов.

Заключение

Итак, итог данной работы. Мы рассмотрели несколько вопросов по анатомо-физиологическим основам физкультуры и спорта.

Известно, что тренированный человек может совершать большую работу, чем нетренированный, и что тот и другой под влиянием чрезвычайного усилия, эмоционального возбуждения, оказавшись в особых условиях, могут выполнить работу, недоступную в обычном состоянии. Это свидетельствует о том, что организм человека обладает некоторыми скрытыми возможностями - резервами. Резервы - выработанная в процессе эволюции адаптационная и компенсаторная способность организма нести в определенных условиях повышенную по сравнению с обычной деятельностью нагрузку. Адаптация человека к любому фактору среды, в том числе и к интенсивной мышечной деятельности, осуществляется путем мобилизации и использования его физиологических резервов. При этом пределы адаптивных возможностей организма определяются в первую очередь уровнем этих резервов.

Утомлением называется такое состояние, при котором вследствие длительной или напряженной работы ухудшается функция двигательной системы и вегетативных органов, их координация и снижается работоспособность. Физиологическое назначение утомления - оповещение организма о необходимости закончить работу, т.к. ее интенсивность и длительность могут привести к чрезмерному истощению организма. Основным признаком является снижение работоспособности. Конкретная реализация этого свойства, т.е. глубина развивающегося утомления при одной и той же нагрузке, зависит от степени адаптации человека к определенному виду деятельности и его тренированности, физического и психического состояния работающего, уровней мотивации и нервно-эмоционального напряжения, возраста, адекватности нагрузок и т.п.

Физическое развитие - комплекс морфофункциональных показателей, которые тесно связаны с физической работоспособностью и уровнем биологического состояния индивидуума в данный конкретный момент времени.

Телосложение - размеры, формы, пропорции и особенности частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей.

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах индивидуального развития, когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления.

Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции.Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности.

Работоспособность человека - умение человека выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью.

Список используемой литературы

1. Васильева В.В. Физиология человека: учеб. для сред. и высш. учеб. заведений / В.В. Васильева. - М.: ФиС, 1973. - 192 с.

2. Дубровский В.И. Спортивная физиология: учеб. для сред. и высш. учеб. заведений / В.И. Дубровский. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 462 с.

3. Рогова Р.В. Теория и методика физической культуры и спорта: учебно-метод. комплекс. Часть 1 / Р.В. Рогова - Г.-Алтайск: ГАГУ, 2010. - 151 с.

4. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Олимпия Пресс, 2005. - 528 с.

5. Спортивна медицина: учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.Л. Карпмана. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 304 с.

6. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - М.: Академия, 2004. - 480 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Биологические и физиологические изменения в организме человека под влиянием физических нагрузок. Значение двигательной активности для работоспособности органов и систем. Характеристика процессов утомления и восстановления в циклических видах спорта.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Физиологические особенности организма в период утомления. Наиболее эффективные средства, ускоряющие процессы восстановления. Апробация возможностей средств, ускоряющих процессы восстановления работоспособности спортсменов после тренировочных нагрузок.

    дипломная работа , добавлен 29.08.2014

    Определение и физиологические механизмы развития утомления. Научные основы "активного отдыха". Спортивная тренировка и отдых. Восстановление работоспособности в спорте. Роль центростремительных импульсов в снижении утомления нервно-мышечной системы.

    реферат , добавлен 09.06.2014

    Физиологическая сущность утомления и его особенности при различных видах мышечной деятельности. Определение, основные показатели и причины утомления при циклической работе субмаксимальной мощности. Физиологическая характеристика конькобежного спорта.

    контрольная работа , добавлен 08.09.2009

    Общая характеристика выносливости. Четыре основных типа утомления: умственное, эмоциональное, сенсорное, физическое. Три вида физического утомления: локальное, региональное, тотальное. Выносливость как двигательное качество. Скоростная выносливость.

    контрольная работа , добавлен 26.01.2009

    Физиологические особенности организма спортсмена в периоды утомления и восстановления. Методические приемы построения тренировки. Психологические, гигиенические и медико-биологические средства, способствующие улучшению восстановительных процессов.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2014

    Физиологические особенности организма в периоды утомления и восстановления. Активный отдых, аутогенная тренировка. Биологические факторы восстановления работоспособности. Эффективность применения массажа с целью восстановления после физической нагрузки.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2010

    Влияние двигательной активности на органы и системы организма. Интенсивность, длительность физических нагрузок, их влияние на организм. Физиологические и биологические изменения происходящие в организме под воздействием активной двигательной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2009

    Физический потенциал, особенности и составляющие. Понятие о физической подготовке человека, её роль. Показатели функциональной подготовленности. Роль и взаимосвязь процессов утомления, восстановления. Состояние функций организма, локализация утомления.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2014

    Понятие "здоровье", его содержание и критерии. Функциональные резервы организма. Составляющие здорового образа жизни. Режим отдыха и труда. Характеристика правильного питания. Физиологические потребности организма. Влияние алкоголизма на печень.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат

На тему: «Резервы нашего организма»

Выполнила: Студентка 3 курса

Естественно-географического ф-та

Отделения экология

Пахомова О. В.

Проверила: Глухова О. В.

Воронеж 2015

План

Введение

1. Резервы организма

2. Внешняя и внутренняя среда

3. Отказ от вредных привычек

4. Рациональный режим труда и отдыха

Заключение

Введение

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.

Здоровье зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется ОЖ, на 20% - экологическими; на 20% - биологическими (наследственными) факторами и на 10% - медициной. Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. И, наоборот, человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь.

Зарождение ЗОЖ напрямую связано с теми далекими временами древности, когда первобытный человек стал создавать орудия труда, когда он начинал осознавать, что его жизненные успехи во многом предопределяются его физическими способностями, его умением быстро настигать добычу, преодолевать разного рода естественные преграды, когда он стал пользоваться физическими упражнениями при подготовке к охоте на крупных и опасных зверей. Жизнь убедительно свидетельствует о том, что человек становится человеком только в условиях общественной жизни, только в процессе воспитания и обучения, только в процессе созидательной трудовой деятельности.

резерв организм вредный привычка

1. Резервы организма

Если от неблагоприятных условий среды организм не может устраниться, то он должен экстренно (а в дальнейшем и более прочно) приспособиться к ним. Какими же резервами для этого он обладает? Эти резервы можно разделить на две группы: функциональные и молекулярные. Под первыми мы понимаем диапазон изменений интенсивности той или иной функции, под вторыми -- энергетические ресурсы организма, возможности регуляции биохимических процессов в нем и изменения структур биологически активных молекул.

Обращаясь к сердечнососудистой системе, мы видим, что резервы ее очень велики. Частота и сила сердечных сокращений могут возрастать в 3--4 раза против уровня в оптимальных для организма условиях, ударный объем (т. е. количество крови, выбрасываемое в сосудистую систему при каждом сердечном сокращении) -- с 60 до 200 мл, а минутный объем (объем крови, выбрасываемый за 1 мин) -- с 4 до 38 л. Существенно может увеличиваться и сеть функционирующих кровеносных капилляров. Например, в покоящихся мышцах на 1 см2 приходится 35 действующих капилляров с поверхностью 3-- 8 см2, а остальные закрыты и в кровоснабжении мышцы не участвуют. При интенсивной же работе мышц количество их достигает 3000, а поверхность -- до 360--370 см2. Значительно могут возрастать и скорость кровотока, и объем циркулирующей крови. В состоянии, не требующем функционального напряжения, в кровообращении не участвует до 30% всего объема крови. Эта кровь находится в так называемых кровяных депо: в селезенке (у собаки -- от 10 до 20%, у человека -- от 8 до 12%), в сосудах кожи (10%) и в печени (20%). По мере надобности эта кровь может поступать в общее кровяное русло, увеличивая объем циркулирующей крови, что приводит, в частности, к возрастанию кислородной емкости организма, т. е. количества кислорода, поглощаемого кровью и переносимого ею от легких к тканям и органам. Поскольку поступивший в легкие кислород присоединяется к красящему веществу красных кровяных телец -- гемоглобину, то, чем больше будет абсолютное содержание его в крови, тем больше кислорода сможет перенести кровь.

Значительно могут возрастать и параметры дыхательной системы: частота дыхания -- в 3--4 раза, объем легочной вентиляции -- в 8 раз, газообмен -- в 20 -- 30, максимальное поглощение кислорода -- в 2.5-- 3 раза. Столь же значительны резервы и других функциональных систем; так, мочеотделение может увеличиваться в 10 -- 15 раз, потоотделение -- в 10--12 раз. Словом, функциональные резервы организма достаточно велики.

Каковы же пути включения этих резервов? Прежде всего, это нервные, рефлекторные механизмы, регулируемые центральной нервной системой, но могут они осуществляться и гормонами или продуктами обмена веществ через кровь, т. е. гуморально. Так, адреналин вызывает учащение сердечных сокращений, а от концентрации углекислоты в крови зависит возбудимость дыхательного центра в продолговатом мозгу, а значит, частота и глубина дыхания, и т. д.

Рассмотрим молекулярные и субклеточные резервы организма. Прежде всего это запасы источников энергии, необходимой для жизнедеятельности и осуществления различных физиологических функций. Первым и наиболее легко используемым является животный крахмал -- гликоген, построенный из цепей глюкозных остатков, которые по отщеплении от гликогена могут окисляться (а следовательно, генерировать необходимую организму АТФ и тепло) как аэробно, так и анаэробно, гликолитически. В том или ином количестве гликоген содержится во всех клетках организма, но особенно много его в печени (от 4 до 8% ее массы), скелетных мышцах (от 0.3 до 0.8%), сердечной мышце (от 0.25 до 0.3%) и головном мозгу (от 0.2 до 0.25%). Гликоген нервной системы, сердечной и скелетных мышц используется в первую очередь для собственной потребности этих органов, но в критических ситуациях, при понижении содержания гликогена в миокарде и головном мозгу, гликоген скелетных мышц может расщепляться до глюкозы, которая, поступая в кровь, и переносится в эти жизненно важные органы. Главным же резервом гликогена в организме является печень. Содержащийся в ней гликоген, расщепляясь под действием фермента гликогенфосфорилазы, служит для поддержания уровня глюкозы в крови и снабжения ею всех тканей и органов. В печени человека до 500 г гликогена, в скелетных мышцах -- до 200, в сердечной мышце и головном мозгу -- около 90 г. Окисляясь до углекислоты и воды, гликогенные запасы организма могут обеспечить около 11 055 кДж, так как окисление 1 г глюкозы дает 13.7 кДж.

Другим, еще более мощным запасом является резервный жир. В организме человека он составляет 10 -- 20% от массы тела, а у некоторых животных -- до 50%. На каждый килограмм живой массы приходится в среднем 90 г жира. Но не весь этот жир используется как источник энергии. При смерти от полного голодания в организме остается еще 23 г жира на 1 кг массы тела. Это так называемый плазматический жир (главным образом жироподобные вещества -- фосфолипиды), входящий в состав субклеточных структур, и прежде всего в различные биологические мембраны. Таким образом, на долю резервного жира остается 67 г на 1 кг массы тела, т. е. у человека с массой 70 кг он составляет около 5 кг. Жиры, точнее образующиеся из них жирные кислоты, могут окисляться только аэробно, но зато они дают больший выход энергии: 30.2 кДж/г. При окислении всего резервного жира организм получает 155 775 кДж.

Наконец, существуют и резервные белки -- некоторые белки плазмы крови, печени и скелетных мышц. В организме человека их около 5 кг. Правда, в основном они служат резервом для синтеза различных функционально важных белков -- структурных и ферментных, но в тяжелых условиях часть образующихся из них аминокислот, теряя свои азотсодержащие аминогруппы, может подвергаться окислению, снабжая организм дополнительно еще около 40 200 кДж (окисление 1 г белка дает 13.7 кДж). Таким образом, запасы энергии организма человека составляют суммарно около 207 030 кДж. По мере уменьшения этих запасов они пополняются за счет продуктов питания, а при полном голодании постепенно используются, поддерживая жизнь в течение того или иного времени. Чем интенсивнее идут процессы обмена веществ, тем быстрее они расходуются.

В зависимости от условий среды и функциональной активности организма существенно варьирует и интенсивность обмена веществ. Например, при мышечной деятельности максимальной и субмаксимальной мощности расход энергии (а значит, и обмен веществ) может возрастать в 100--150 раз, а при зимней спячке снижаться в 10--15 раз. Соответственно в широком диапазоне активируются и энергопоставляющие процессы: аэробное окисление глюкозы и жирных кислот Может повышаться более чем в 10 раз, а анаэробное использование глюкозы (гликолиз) -- в 100 раз. В большой степени может увеличиваться и транспорт источников энергии из депо в органы потребители: содержание глюкозы в крови -- в 3.5--4 раза, жирных кислот -- в 8 раз. В широких пределах может изменяться и содержание в крови различных регулирующих веществ, прежде всего гормонов: глюкокортикоидов -- в 4 раза, альдостерона -- в 15, адреналина и норадреналина -- почти в 10, глюкагона -- в 2, соматотропина -- в 10 раз. Эти сдвиги напряженности обмена веществ связаны главным образом с активностью ферментов (скоростью катализируемой ими реакции), которая может повышаться в 5--6 раз и более.

Активность фермента зависит прежде всего от количества субстрата, т. е. вещества, подлежащего химическому превращению в процессе реакции. Всякая ферментативная реакция протекает по уравнению Ц + С = ФС = Ц -f-+ Р, где Ц -- фермент, С -- субстрат, ФС -- фермент-субстратный комплекс, Р -- продукт реакции. Началом реакции является образование этого комплекса (ФС) -- присоединение субстрата к активному центру фермента. Затем внутри этого комплекса происходит химическое превращение субстрата в продукт реакции (например, расщепление его на два новых вещества), и комплекс распадается с освобождением продукта реакции и фермента, готового к взаимодействию с новой молекулой субстрата. Естественно, чем больше субстрата, тем полнее насыщены им молекулы фермента и тем большим будет эффект реакции. При полном насыщении всех имеющихся молекул фермента скорость реакции максимальна. Но еще большее увеличение концентрации субстрата может препятствовать расщеплению комплекса ряда ферментов с их субстратами и тем снижать скорость ферментативной реакции. Это явление получило название субстратного угнетения (ингибирования) активности ферментов.

Активность ферментов зависит также от температуры и реакции среды. У каждого фермента определенный температурный оптимум, при котором скорость реакции наивысшая. Для большинства ферментов животного организма термический оптимум лежит в области температуры тела: 35--40 °С. Но для ферментов тканей, соприкасающихся с внешней средой (кожа, дыхательные пути, легкие, слизистые оболочки пищеварительного тракта) он более широк, чем для ферментов внутренних органов, и расположен в области более значительного температурного диапазона. Это одно из проявлений приспособления организма к условиям среды. Так, у птиц, температура тела которых выше (40--41°С), чем у млекопитающих (36 --37 °С), более высокие и термические оптимумы ферментов.

При увеличении температуры выше 45--50 0C ферменты становятся неактивными вследствие денатурации их молекул. При глубоком охлаждении (от --20 до --40°С) они тоже теряют активность, но обратимо. Даже после охлаждения до --196 0C ферменты при оптимальной температуре снова проявляют свою активность в полной мере. Значит, высокие температуры вызывают необратимую, а низкие -- обратимую денатурацию молекул ферментов.

Конечно, это не значит, что синтез конститутивных ферментов происходит лишь при каких-то особых обстоятельствах. То, что было сказано выше, относится к усилению синтеза ферментов, приводящему к повышению содержания их в клетке. Каждому ферменту, как и любому веществу в организме, свойствен определенный «период жизни». Все вещества в организме (а особенно белки) постоянно разрушаются и синтезируются, обновляя свой состав. При этом в обычных условиях сколько вещества расщепляется, столько и синтезируется, и содержание того или иного химического соединения в клетке остается неизменным. Все это в полной мере свойственно и конститутивным ферментам. Как видим, возможности организма в приспособлении его к условиям среды достаточно велики и разнообразны.

2. Внешняя и внутренняя среда

Одним из важнейщих приобретенных по наследству свойств здорового организма является постоянство внутренней среды. Это понятие ввел французский ученый Клод Бернар (1813 - 1878), считавший постоянство внутренней среды условием свободной и независимой жизни человека. Внутренняя среда образовалась в процесе эволюции. Она определяется в первую очередь составом и свойствами крови и лимфы.

Постоянство внутренней среды - замечательное свойство организма, которое в какой-то мере освободило его от физических и химических влияний внешней среды. Однако это постоянство - оно называется гомеостазом - имеет свои границы, определяемые наследственностью. А потому, наследственность является одним из важнейших факторов здоровья.

Если человек длительно находится в условиях, значительно отличающихся от тех, к которым он приспособлен, нарушается постоянство внутренней среды организма, что может повлиять на здоровье и нормальную жизнь.

В наш век человек, как и все живые организмы, подвержен внешним воздействиям, которые приводят к изменениям наследственных свойств. Эти изменения называются мутационными (мутациями). Особенно возрасло количество мутаций за последнее время. Отклонения от определенных, привычных свойств окружающей среды можно отнести к факторам риска заболевания. Заболеваемость и смертность связаны прежде всего с условиями среды и образом жизни людей.

Для человека окружающей внешней средой является не только природа, но и общество. Поэтому социальные условия также влияют на состояние организма и его здоровье. Условия жизни и трудовой деятельности, а также характер и привычки человека формируют образ жизни каждого из нас. Образ жизни - культура питания, движения, профессия, использование свободного времени, творчество - влияет на духовное и физическое здоровье, укрепляя или разрушая его, продлевая или укорачивая жизнь. Для растущего и формирующегося организма школьников особое значение имеет соблюдение режима дня (правильный распорядок учебного труда и отдыха, полноценный сон, достаточное пребывание на свежем воздухе). Итак, правильный образ жизни является фактором здоровья, а нездоровый - фактором риска.

Человеческий организм функционирует по законам саморегуляции. При этом на него воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают крайне отрицательное влияние. К ним, прежде всего, следует отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного и рабочего процесса, недостатки калорийности питания, неблагоприятные экологические факторы, вредные привычки, отягченная или неблагополучная наследственность, низкий уровень медицинского обеспечения. Как уже отмечалось выше сохранение и укрепление здоровья людей только на 50 % определяют независящие от человека причины, такие как экология (20 %), здравоохранение и медицина (10 %) и наследственность (20 %). Остальные 50 % состояния здоровья напрямую зависят от образа жизни человека и режима его двигательной активности (30 %)

Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья людей, позволяющий человеку долгие годы трудится в полную меру своих способностей, избавляющий его от болезней и недомоганий, дарящий бодрость, силу и энергию, без которых нет полнокровной радости бытия.

Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

3. Отказ от вредных привычек

К вредным привычкам прежде всего относят употребление алкоголя и табакокурение, причем в литературе курение представляется как более распространенная привычка, а следовательно и как большее зло для человека.

Курение подвергает опасности многие жизненно важные органы. Курильщики рискуют получить легочные заболевания, а также подвергаются повышенной опасности ишемической болезни сердца и инсульта.

Продолжительность жизни курильщиков на 7 - 15 лет меньше, чем их некурящих собратьев.

Подсчитано, что курение ответственно за 90% случаев смерти от рака легкого, 75% - от бронхита и 25% - от ишемической болезни сердца у мужчин в возрасте до 65 лет! Если сравнить заболеваемость курящих и некурящих, то у первых она в несколько раз выше. Курение уменьшает физическую силу, замедляет реакцию, ухудшает память, заметно снижает половую потенцию. У курильщиков чаще, чем у некурящих, рождается неполноценное потомство.

Курение может быть причиной стойкого спазма сосудов нижних конечностей, способствующего развитию эндартериита, поражающего преимущественно мужчин. Это заболевание ведет к нарушению питания, гангрене и в итоге к ампутации нижней конечности.

От веществ, содержащихся в табачном дыму, страдает так же пищеварительный тракт, в первую очередь зубы и слизистая оболочка рта. Никотин увеличивает выделение желудочного сока, что вызывает ноющие боли под ложечкой, тошноту и рвоту. Эти признаки могут быть проявлением и гастрита, язвенной болезни желудка, которые у курящих возникают гораздо чаще, чем у некурящих. Так, например, среди мужчин, заболевание язвенной болезнью желудка, 96 - 97% курили.

Потребность в курении не дана человеку изначально. Она вырабатывается каждым индивидуально. Курение существует как социальный феномен, входящий в число привычных элементов образа жизни большинства народов мира. В процессе социализации подростки. вступающие во взрослую жизнь, жадно присматриваются и усваивают «взрослые» нормы жизнедеятельности. Подражая старшим, молодые люди приобщаются к курению, со временем и сами становятся источником подражания для других.

Так, после 20 лет начинают курить лишь 10,7% мужчин. Остальные - гораздо раньше. Курильщики, как правило, не могут точно сформулировать, почему они потянулись к сигарете. Их ответы очень неопределенны: любопытство, желание попробовать, баловство, подражание и т.д.

Можно ли бросить курить? Безусловно, да, хотя это нелегко. Но большинство курящих может прекратить курение самостоятельно, без всякой врачебной помощи. Об этом же свидетельствуют данные Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения по борьбе с курением, подтверждающие, что среди бросивших курить около 85% «…сделали это по собственной инициативе…». Очень тяжело отвыкают от курения женщины, тем не менее почти 80% тех, кто бросил курить, сделали это без помощи врача. Статистика весьма единодушна: почти все бросившие курить сделали этот шаг за счет волевых усилий, самодисциплины, самоорганизации, не обращаясь к медикаментозным средствам. У многих заядлых курильщиков развивается зависимость от никотина - болезнь, при которой никотин включается в процесс обмена веществ организма, являясь при этом необходимым их участником. Когда человек бросает курить, возникает своеобразная «недостача» никотина в обменных процессах. Отсутствие никотина проявляется в целом комплексе очень неприятных для человека физических недомоганий и психологических переживаний. Эти явления врачи-наркологи называют абстинентным синдромом.

Не менее вреден для организма и алкоголь. Алкоголь является не только наркотическим веществом, но и ядом для печени. Он оказывает отрицательное влияние на различные виды обмена веществ в организме. Наряду с расстройствами обменных процессов (углеводного, жирового и др.) страдают и функции эндокринных органов (половые железы и др.). У людей, злоупотребляющих спиртными напитками, нарушается способность печени обезвреживать токсически действующие продукты, участвовать в обмене веществ, иммунологических и других защитных реакциях организма.

Только у 10--11% людей, потребляющих спиртные напитки, не было выявлено значительных нарушений в печени. У 50% больных диагностирована замена активных клеток печени -- гепатоцитов -- инертной соединительной тканью, у 35%--ожирение печени и у 8% установлено тяжелое заболевание -- цирроз печени.

В печени нарушается углеводный обмен, что может проявляться в заболевании, напоминающем сахарный диабет. Нарушаются другие виды обмена веществ. Снижается способность крови свертываться; повышается проницаемость мелких сосудов. Возможно появление кровоизлияний под оболочками головного мозга. Нарушается антитоксическая защитная функция печени. Начальные стадии поражения печени иногда внешне не проявляются. Затем у больного отмечаются снижение аппетита, подташнивание, чувство слабости, вялость. Далее присоединяются новые симптомы. Печень увеличивается в размерах, в то время как больной начинает худеть. Обращает на себя внимание желтушность кожных покровов, глазных яблок. Жировое перерождение печени постепенно переходит в алкогольный гепатит, а затем в цирроз.

Печень, пораженную циррозом, всегда отличишь от нормальной, здоровой. При циррозе орган выглядит плотным, нередко измененным в размере, бугристым, имеет желтовато-красную окраску, что обусловлено задержкой желчи. Заболевание становится угрожающим для жизни, когда в свободной брюшной полости происходит скопление жидкости (асцит). С момента появления асцита болезнь длится от полугода до двух лет и приводит к смерти. Попутно следует отметить, что цирроз печени часто развивается не только у людей, потребляющих водку и вино, но и у тех, кто регулярно пьет пиво.

Поджелудочная железа в организме выполняет двойную функцию: являясь внешнесекреторной железой, выбрасывает в двенадцатиперстную кишку пищеварительный сок, и органом внутренней секреции, вырабатывая гормоны-- инсулин и глюкагон. Инсулин -- белковый гормон, увеличивающий скорость усвоения глюкозы в тканях, что ведет к снижению уровня сахара в крови. Дефицит в организме инсулина приводит к развитию сахарного диабета. Глюкагон выполняет противоположную регулирующую функцию -- повышает уровень сахара в крови.

Как же сказывается злоупотребление алкоголем на работе поджелудочной железы? Алкоголь нарушает внутрисекреторную и внешнесекреторную функции поджелудочной железы. Отрицательное влияние на железу алкоголь может оказывать различными путями, изменяя нервную регуляцию ее работы, непосредственно токсически воздействуя на ткань железы. При употреблении спиртных напитков в желудке снижается содержание соляной кислоты, стимулятора деятельности поджелудочной железы, что сказывается на ее работе. Алкоголь, поступая в кровь, сначала раздражает поджелудочную железу, в результате чего стимулируется продукция инсулина. Но при повторных приемах алкоголя поджелудочная железа истощается, выработка инсулина резко снижается. Нередко сахарный диабет у алкоголиков протекает в скрытой форме. У больных отмечается повышенная жажда, учащенное мочеиспускание, увеличение суточного объема выделяемой мочи. Больные жалуются на сухость во рту. Аппетит обычно повышен. Отмечается кожный зуд, появляются фурункулы.

При алкоголизме страдают и почки -- органы, участвующие в регуляции водно - солевого обмена, в поддержании кислотно-щелочного равновесия, в выделении различных шлаков. Постоянный длительный прием алкоголя вызывает хронические заболевания почек (нефрит, почечнокаменную болезнь, пиелит и т. д.). Небольшие дозы алкоголя повышают мочеотделение, что связано с раздражающим действием спирта на почечную ткань, с влиянием его на сердечно-сосудистую систему, с повышением фильтрационной способности почек.

Следует принять во внимание, что алкоголь значительно понижает сопротивляемость организма к воздействию инфекционных возбудителей и токсических веществ и тем самым способствует повышению заболеваемости пьющих. На фоне алкоголизма тяжелее протекают различные заболевания, особенно хронические (туберкулез, сифилис и др.), инфекционно-аллергические (бронхиальная астма, ревматизм) и сердечно-сосудистые.

Смертность среди алкоголиков при соматических болезнях в 3--5 раз выше, чем смертность среди людей, не потребляющих спиртные напитки. Заслуживает отдельного рассмотрения действие алкоголя на половые железы и вырабатываемые ими половые клетки -- мужские (сперматозоиды или спермин) и женские (яйцеклетки). Они являются носителями генетической (наследственной) информации, от их состояния зависит и здоровье будущих детей, т.е. будущих поколений.

Алкоголь может воздействовать на потомство несколькими путями: первый -- на половые железы и вырабатываемые ими половые клетки, второй на внутриутробный зародыш (эмбрион) и плод, третий -- на развитие ребенка.

Вообще многими учеными отмечено, что алкоголизм ведет к преждевременному старению всего организма. Кожа становится морщинистой, дряблой, нередко наблюдаются одутловатость лица, потеря тургора (тонуса) молочных желез, ослабевает половая функция, утрачиваются эмоциональные реакции, появляется фригидность (холодность при половых сношениях). Сексуальная жизнь рано утрачивает для них свое значение, нередко нарушается и детородная функция, а также внутренняя потребность заботы о детях, что способствует нарушению эмоциональной сферы у детей и формированию у них преступности.

Для тех, кто хочет бросить пить и курить особое значение имеет здоровый образ жизни в целом. Регулярные физические упражнения, рациональное питание в большой степени способствуют преодолению вредных привычек.

4. Рациональный режим труда и отдыха

Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека. Рациональный, научно обоснованный сменный режим труда и отдыха -- это такое чередование периодов работы и перерывов на отдых, при котором сохраняется высокая производительность труда и высокий уровень работоспособности человека и отсутствует чрезмерное утомление в течение всей рабочей смены. Оптимальный режим труда и отдыха должен соответствовать следующим основным требованиям. Во-первых, он должен обеспечить высокую производительность труда, показателем которой может служить количество продукции, произведенной за смену, время, затраченное на единицу продукции, наличие и отсутствие брака. Во-вторых, он способствует сохранению высокого уровня работоспособности, который характеризуется следующими признаками: восстановлением функциональных показателей во время перерывов до уровня, низкого к дорабочему; наличием устойчивого уровня функциональных психофизиологических показателей во время работы и после окончания ее последовательных периодов; быстрой врабатываемостью, длительным поддержанием высокого уровня работоспособности и продолжительности труда; предупреждением и ограничением развития глубоких стадий производственного утомления.

Для оптимизации сменного режима труда и отдыха, способности и производительности труда используется производственная гимнастика, отдельные упражнения и комплексы оздоровительно-профилактической гимнастики, ходьба, спортивные игры во время обеденного перерыва и другие средства восстановления работоспособности (массаж, водные процедуры, психорегулирующие занятия).

Заключение

Итак, правильный образ жизни является фактором здоровья, а нездоровый - фактором риска.

Морально ответственный человек понимает необходимость следования нормам и правилам, запретам и предписаниям. Сознательное и ответственное отношение к здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого из нас.

Улучшить и повысить свое здоровье можно, составив определенный график работы над собой. Не все могут сразу кардинально взяться за улучшение здоровья. В таком случае приступить к осуществлению программы можно постепенно, например начать с утренней гимнастики, а потом дополнить ее бегом трусцой. Затем мы можем заняться борьбой с лишним весом. Достигать цели следует не экстраординарными мерами (полным голоданием или изнуряющими сидениями в парилке), а опять же постепенными уменьшениями в рационе углеводов, жиров, исключением алкоголя. Не позволять употребления спиртного молодежи, не украшать стол бутылками, отказываться от выпивки.

Наше здоровье в наших собственных руках. Мы должны понять, что выжить в современном мире по силам только здоровым людям, поэтому надо беречь самое ценное, что у нас есть.

Список литературы

1. Пирогова Е. А. // Е. А. Пирогова - «Окружающая среда и человек» // 1989

2. Махотин Ю. В, Карева О. В. Лосева О. В. //Ю.В.Махотин, О.В.Карева, Т.Н. Лосева - «Книга о здоровье» // 1988.

3. Космолинский Ф. П.//Ф.П. Космолинский -«Физическая культура»,

4. Решетников Н.В. // Н. В. Решетников - «Физическая культура» // 2008Г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и виды здоровья. Система функциональных резервов организма. Элементы здорового образа жизни: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, закаливание, рациональное питание.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Понятие "здоровье", его содержание и критерии. Функциональные резервы организма. Составляющие здорового образа жизни. Режим отдыха и труда. Характеристика правильного питания. Физиологические потребности организма. Влияние алкоголизма на печень.

    контрольная работа , добавлен 09.04.2015

    Актуальность здорового образа жизни в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического характера. Режим труда и отдыха. Культура питания, отказ от вредных привычек, закаливание, гигиена организма.

    реферат , добавлен 22.11.2014

    Здоровый образ жизни. Искоренение вредных привычек. Оптимальный двигательный режим. Влияние физической культуры на здоровье человека. Гигиена физических упражнений. Здоровье людей и благополучие окружающей среды. Рациональный режим труда и отдыха.

    реферат , добавлен 28.04.2013

    Морфофункциональная основа физиологических резервов. Биологические резервы: функциональные, структурные. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок. Компенсированная, некомпенсированная фаза утомления. Физическое развитие, телосложение.

    контрольная работа , добавлен 11.07.2011

    Роль факторов окружающей среды в решении оздоровительных задач занятий по физическому воспитанию. Методики развития двигательного качества выносливости. Сбалансированное питание человека в контексте здорового образа жизни, влияние вредных привычек.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2010

    Принцип реагирования живой системы. Организм человека как функциональная система. Понятие адаптации организма спортсмена, гомеостаз внутренней среды. Автоматизм работы систем организма. Морфологические проявления компенсаторно-приспособительных реакций.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Организация режима труда и отдыха. Биологический ритм функционирования организма. Условия полноценного сна. Принципы рационального питания, двигательной активности. Правила и требования личной гигиены и основы закаливания. Профилактика вредных привычек.

    реферат , добавлен 18.12.2014

    Возникновение вредных привычек и борьба с ними. Влияние табакокурения и алкоголизма на организм человека. Физкультура, велосипедные и лыжные прогулки и их влияние на организм человека. Компенсация недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности.

    реферат , добавлен 20.05.2009

    Общие основы адаптации человека. Адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы организма школьниц различных возрастных групп при занятии физкультурой. Исследование корреляции между показателями ССС и показателями физического развития школьниц.

Здравствуйте дорогие друзья! С вами Елена Рувье.

Сегодня, я хочу с вами затронуть тему о том как работают самоисцеление и скрытые резервы нашего организма.

А вам хотелось бы обрести железное здоровье? Или даже титановое, чтобы не ржавело! Тогда, эта статья для вас!

Полное здоровье

Этот интересный феномен называется гомеостаз и является неотъемлимой частью всех живых существ. Ведь наша температура и давление регулируются, а наши раны заживают! Также, мы способны выздоравливать.

Так вот, это всё происходит благодаря гомеостазу, или свойству всех живых существ регенерироваться. Нашему организму свойственно возвращаться в состояние равновесия, при котором делается наименьшее количество усилий и энергозатрат .

По идее этот принцип должен срабатывать на все 100, а это означало бы что мы бы с вами самоисцелялись при любой микробной атаке!

К сожалению, дурные привычки постоянно подрывают равновесие и гармонию в организме.

А что для вас означает «Состояние полного здоровья» ? Для меня — это такое здоровье, что даже если все вокруг болеют и кашляют, например, вы продолжаете жить как жили, ничем не заражаясь! Вам это кажется утопически? Не торопитесь делать заключений, ведь я уже такого состояния добилась!

Бывало несколько раз, зимой, что все коллеги вокруг меня кашляли и чихали, а мне — всё как слону дробинка! Почему? Потому что я провела кое-какие расшлаковочные процедуры , и мне удалось так очиститься, что микробам просто больше негде у меня поселиться!

Если нету кучи токсинов ни в межклеточном пространстве, ни в крови, ни в лимфе, ни в кишках, ни в печени, ни в лёгких, ... В таких условиях, все процессы в организме протекают отлично, эффективно .

Как помочь своему телу очиститься?

Для этого, нужно нейтрализовать максимум нарушителей порядка:


Для некоторых из вас, это получается конечно очень много изменений, но всё же лучше знать как идеально жить, чтобы потом как можно ближе приблизится к этому.

Ведь здоровая среда принесёт нам здоровые элементы для тела , и это отлично повлияет на очистку нашего организма.
Глотая качество, мы получаем качество! Логично!

Если сравнить аналогично, когда мы поранились, мы ведь не будем ковырять рану или заливать её раздражающими продуктами? Надо её оставить просто в покое , и организм обо всём позаботится.

До определёного возраста, с гомеостазом у нас особо проблем не имеется. Ведь тело развивается.

А вот когда накапливается слишком много токсинов в организме, начинаются дегенеративные процессы. После долгих лет плохих привычек, приходится нам за них платить! Будь то климакс, ожирение, аллергия, диабет, ... всё это нарушения внутреннего равновесия в организме! А любое нарушение гомеостаза — это уже болезнь, то есть ненормальное состояние.

Вы может находите это нормально, что все люди стареют, изнашиваются, начинают всё больше и больше болеть? А я — нет! Эти проблемы не естесственны для нас, надо просто изменить кое-какие привычки...

Тут, я вспоминаю одного знакомого, заядлого курильщика, который на это всё отвечал: "Наш мир итак загрязнён! И все равно мы все умрём в конце концов! "
Но разве надо этот момент приближать?
Разве надо наработать кучу болячек и мучаться в последние годы своей жизни? Разве надо доводить своё тело до полной деградации?
Лично я без этого обойдусь! Мне предпочтительней жить в полное удовольствие до самого последнего, безболезненного вздоха!

Почему чем старше человек, тем дольше у него заживают раны и переломы?

Конечно, я имею в виду людей, которые вели «цивилизованный» образ жизни, как принято у большинства народов северного полушария.

По моему мнению, мы ещё совсем не старые в 70-80 лет . Наши органы могли бы гораздо дольше продержаться, если бы мы имели бы лучшие привычки. На мой взгляд, можно и в 100 лет жить и радоваться, ни в чё себе не отказывая!

Так вот, почему оздоровление проис ходит всё медленней и медленней с возрастом?

Зашлакованность организма

Во первых, тело всё больше и больше наполняется токсинами, которые мешают телу эффективно функционировать . Чем дольше мы живём, тем больше токсинов накапливаем и тем медленнее проходят все процессы в теле!

Проводить регулярные расшлаковки — это супер-привычка супергероев ! Все, кто заботится о своём здоровье должны были бы внедрить её в свои привычки! Конечно, не ожидайте быстрых, «волшебных» результатов. Следуя плохим привычкам, мы годами загрязняем организм, так что и очиститься он тоже не сразу!

А вы проводите регулярные чистки организма? Расскажите мне о них в комментариях и опишите, какого результата они вам помогли добиться.

Обязательно меняйте свои привычки, если вы хотите изменений в жизни. Но только делайте это постепенно . Слишком быстрые изменения могут привести к неприятным расшлаковочным кризисам . Наблюдайте за реакциями вашего тела и делайте так, как вам идёт: иначе вы рискуете себе навредить!

Нарушение обмена веществ

Живя с плохими привычками, мы, как я уже говорила, зашлаковываем наш любимый организм. Когда токсины откладываются между клетками , они мешают их комуникации . Таким образом, сигналы и вибрации, которые излучают клетки, воспринимаются всё слабей и слабей.

К тому же, часто нарушается работа эндокринных желез, которые не производят гормоны так как положено природой (бывает слишком много, а бывает и слишком мало). А ведь от этих гормонов зависят ещё и другие процессы... Так, цепной реакцией , нарушаются фукции организма.

Стресс, негативный настрой, а также гормональные препараты очень способствуют этим нарушениям!

Итак, в завершение, я напоминаю, что гомеостаз — это природное свойство для всех живых существ . Если он не работает как надо, это ещё не значит что ситуация безисходна !

Оздоровляя и очищая организм, а также заменяя вредные привычки на полезные, мы можем полностью восстановить былое могущество нашего организма!

Хорошая доза силы воли, целеустремлённости и осознанности вам отлично поможет достичь желанного результата!

На этом, моей статье конец. Буду рада если вы поделитесь своим мнением и опытом в комментариях. Также, подписывайтесь на обновления блога и делитесь статьёй с вашими друзьями в соцсетях.

До скорого на блоге elenarou. Да пребудет с вами Сила!

Под физиологическими резервами организма понимается выработанная в процессе эволюции адаптаци­онная и компенсаторная способность органа, системы и организма в целом усиливать во много раз интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя.

В качестве примера проявления физиологических резервов мож­но указать на то, что во время тяжелой физической нагрузки минут­ный объем крови (МОК) у хорошо тренированного человека может дости­гать 40 л, т. е. увеличиваться в 8 раз, легочная вентиляция при этом возрастает в 10 раз, обусловливая увеличение потребления кислорода и выделение углекислого газа в 15 раз и более. В этих условиях работа сердца человека, как показывают расчеты, возрастает в 10 раз.

Все резервные возможности организма Л. С. Мозжухин предлагает разделить на две группы:

1. Социальные резервы (психологи­ческие и спортивно-технические)

2. Биологические резервы (струк­турные, биохимические и физиологические).

Физиологические резервы включаются не все сразу, а поочередно:

первая очередь резервов реализуется при работе до 30% от абсолютных возможностей организма и включает переход от состояния покоя к повседневной деятельности. Механизм этого про­цесса - условные и безусловные рефлексы.

вторая очередь включе­ния осуществляется при напряженной деятельности, нередко в экст­ремальных условиях при работе от 30% до 65% от максимальных воз­можностей (тренировки, соревнования). При этом включение резер­вов происходит благодаря нейрогуморальным влияниям, а также волевым усилиям и эмоциям.

− резервы третьей очереди включаются обычно в борьбе за жизнь, часто после потери сознания, в агонии. Включение резервов этой очереди обеспечивается безусловно-рефлекторным путем и обратной гуморальной связью.

Во время соревнований или работы в экстремальных условиях диапазон физиологических резервов снижается, поэтому основная задача состоит в его повышении. Оно может достигаться закалива­нием организма, общей и специально направленной физической тренировкой, использованием фармакологических средств и адаптогенов. При этом тренировки восстанавливают и закрепляют физи­ологические резервы организма, ведут к их расширению.П. Павлов указывал, что израсходованные ресурсы организма восстанавливаются не только до исходного уровня, но и с некоторым избытком (феномен избыточной компенсации). Биологический смысл этого феномена огромен: повторные нагрузки, приводящие к суперкомпенсации, обеспечивают повышение рабочих возможностейорганизма.В этом и состоит главный эффект систематических тре­нировок. Под влиянием тренирующих воздействий спортсмен в про­цессе восстановления становится сильнее, быстрее и выносливее, т. е. в конечном итоге расширяются его физиологические резервы.


Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое адаптация?

2. Какие виды приспособительных изменений в организме происходят в результате адаптационных процессов?

3. Охарактеризуйте стадии адаптационных изменений у спортсмена?

4. Что такое «цена адаптации»? В каких формах она выражается?

5. Дайте определение тренированности. Раскройте физиологическую сущность состояния тренированности.

6. Опишите изменения, происходящие в организме в результате срочной и долговременной адаптации?

7. Перечислите и охарактеризуйте звенья функциональной системы, ответственной за адаптацию к физическим нагрузкам.

8. Что такое физиологические резервы организма?

9. Перечислите и охарактеризуйте группы резервных возможностей организма по Л. С. Мозжухину.

10. Опишите очередность включения резервных возможностей организма при физических нагрузках.

1. Агаджанян Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье: Учеб. Пособие / Н.А.Агаджанян, Р.М.Баевский, А.П.Берсенева.– М.: РУДН. 2006.– 284 с.

2. Давыдова Н.С. Физиология двигательной деятельности: учебное пособие.− Иркутск: изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2007.−112 с.

3. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. Для студ. сред. и высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.− 608с.

4. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528с.