Сущность закаливания. Сущность, цель и принципы закаливания

Закаливание - это комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий. Закаливание – это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации. Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма.

Тренировки организма - испытанное оздоровительное средство, но для достижения желаемого эффекта необходимо придерживаться определенных принципов закаливания.

Первое и основное правило закаливания - постепенность увеличения интенсивности закаливающих воздействий. Принцип постепенности и последовательности увеличения дозировки воздействий обеспечивает достижение желаемого результата, так как только повышение требований стимулирует усиление устойчивости организма к воздействиям.

Второе правило закаливания - регулярность (или непрерывность), обязывающая систематически повторять закаливающие процедуры на протяжении всей жизни. Закаливающие процедуры должны проводиться систематически: ежедневно, без длительных перерывов, так как только регулярность процедур обеспечивает повышение способности нервной системы адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды.

Третье правило - обязательный учет индивидуальных особенностей организма, состояния здоровья индивидума, восприимчивости и переносимости им закаливающих процедур. Прежде чем приступать к приему закаливающих процедур, следует обратиться к врачу, так как закаливание оказывает весьма сильное воздействие на организм, особенно на людей, впервые приступающих к нему. В дальнейшем необходим постоянный самоконтроль, для своевременной коррекции дозировки закаливающих процедур.

Четвертое правило - правило многофакторности. Очень важно использовать несколько физических факторов; холод,тепло, лучистую энергию, воду и др.

Пятое правило - правило прерывистости. Согласно ему, если применяют несколько закаливающих воздействий в течение дня, следует делать между ними перерывы. Каждую последующую процедуру можно начинать лишь после восстановления температурного режима организма.

Шестое правило- последовательность в проведении закаливающих процедур. Необходима предварительная тренировка организма более щадящими процедурами.

Несоблюдение названных правил закаливания может привести к напрасной трате времени и не дать должной закаленности, вызвать излишне резкие или даже патологические реакции организма.

3.2 Виды закаливания

1.Закаливание воздухом (воздушные ванны)

Большое значение для укрепления здоровья имеют прогулки.

Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, изменяется морфологический состав крови. По температурным ощущениям различают следующие виды воздушных ванн: горячие (свыше 30С°), теплые (свыше 22С°), индифферентные (21-22С°), прохладные (17-21С°), умеренно холодные (13-17С°), холодные (4-13С°), очень холодные (ниже 4С°). Начинать прием воздушных ванн надо в комнате независимо от времени года при температуре не ниже 15-16° С, и только спустя некоторое время можно переходить на открытый воздух. Их принимают в хорошо проветренном помещении. Обнажив тело, следует оставаться в таком состоянии в начале курса закаливания не более 3-5 минут (в дальнейшем увеличивая время). При приеме прохладных и особенно холодных ванн рекомендуется совершать активные движения: гимнастические упражнения, ходьбу, бег на месте.

2.Закаливание водой (водные процедуры)

Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях - обтирания, обливания, ножные ванны. Их проводят с понижением температуры воды и уменьшением времени процедур. Обтирание заключается в том, что мохнатым полотенцем, простынею, губкой или специальной рукавицей, смоченными водой индифферентной температуры (36-34°) и хорошо отжатыми, последовательно обтирают руки, спину, грудь, ноги. После этого сухим полотенцем тело растирают до легкого покраснения. Через каждые 3-5 дней температуру воды снижают на 1-2°.

В профилактике простуды хороший эффект дает закаливание стоп. Для этого их обмывают водой ежедневно перед сном в течение года. Начинают с температуры 28-25°, а заканчивают - 15-14°. После обмывания стопы надо тщательно растереть полотенцем.

Обливание водой - более сильнодействующая процедура по сравнению с обтиранием. Ее обычно начинают после 1 - 2 месяцев закаливания обтиранием. Начинать обливание желательно летом, используя воду температурой 36 - 34°. Последовательно обливают верхние конечности, грудь, спину, голову и далее остальные части тела. Можно делать обливание водой контрастной температуры (разность 5-7°). Постепенно температура воды понижается до 12 - 14°.

Следующей по интенсивности холодовой процедурой является душ.

Пользоваться им для закаливания можно в любое время года при температуре помещения не менее 18 - 20° и температуре воды с 36 - 34 до 16 - 14 °С. После физических нагрузок любого характера желателен контрастный душ.

Летом закаливание можно начинать с хождения босиком по траве , мокрой после дождя или росы, по мокрым камням или песку. Зимой полезно ходить босиком по комнате. Продолжительность процедур - с 3 - 5 минут постепенно увеличивают до 15-20 минут. После этого ноги обливают водой комнатной температурой (18 - 24°), тщательно вытирают махровым полотенцем.

Хорошее средство закаливания - купание в открытых водоёмах. Его надо начинать летом и продолжать систематически не реже 2 - 3 раз в неделю.

Своеобразной формой закаливания считают обтирание снегом верхней половины тела. Его рекомендуют здоровым людям после подготовительного закаливания холодной водой.

Систематические купания в открытом водоеме позволяют перейти к высшей форме закаливания - зимнему плаванию. Однако заниматься им нужно организованно, в составе групп закаливания под руководством специалиста и под постоянным врачебным контролем.

3.Закаливание солнцем.

Солнечные инфракрасные лучи обладают ярко выраженным тепловым действием на организм. Они способствуют образованию дополнительного тепла в организме. В результате этого усиливается деятельность потовых желез и увеличивается испарение влаги с поверхности кожи: происходит расширение подкожных сосудов и возникает гиперемия кожи, усиливается кровоток, а это улучшает кровообращение воздушных ванн всех тканях организма.

Солнечные ванны - принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух особенно чист и ещё не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонится к закату. Первые солнечные ванны надо принимать при температуре воздуха не ниже 18° . Продолжительность их не должна превышать 5 минут (далее прибавлять по 3-5 минут, постепенно доводя до часа). Во время приема солнечных ванн нельзя спать! Голова должна быть прикрыта чем-то вроде панамы, а глаза темными очками.

Существуют общие методические принципы организации и проведения закаливающих процедур, соблюдение которых является обязательным. Естественные природные факторы: солнце, воздух и вода, которые в народе называют лучшими врачевателями, оказывают благотворное оздоровительное воздействие на организм человека. При правильном использовании они верные и надёжные друзья. При несоблюдении же основных правил их живительные силы могут стать злейшими врагами. Поэтому необходимо знать и соблюдать основные правила закаливания.

Часто приходится слышать, что, мол, раньше и купался подолгу и часами «жарился» на пляже - и все сходило, а вот сегодня искупался - и простудился или позагорал - и почувствовал недомогание. Объясняется это следующим. Постоянное превышение допустимых норм, будь то купание или солнечные ванны, постепенно подтачивает приспособительные механизмы нашего организма и приводит к их нарушению. Ведь организму в процессе закаливания приходится иметь дело с такими энергетическими нагрузками, с какими он редко сталкивается в повседневной жизни.

Человек, лежащий, например, на черноморском пляже, за 5 минут получает столько энергии, сколько необходимо, чтобы нагреть 4 стакана воды от 0 °С до кипения. Лёжа на пляже ежедневно по 2 часа, человек в течение месяца получает такое количество энергии, которого хватило бы, чтобы довести до кипения почти 500 литров воды.

А вот другой пример. Пребывание в ледяной воде только в течение 30 секунд вызывает расход энергии, равный расходу энергии при беге на 5 километров.

Каковы же основные правила, соблюдение которых при использовании энергии солнца, воздуха и воды является обязательным?

Во-первых, приступать к закаливанию может только совершенно здоровый человек, с учётом возраста и уровня физического развития всех своих индивидуальных особенностей. Это правило обусловлено следующими причинами. Если человек не здоров, то применение закаливающих процедур может дать отрицательный эффект. Дело в том, что при ряде заболеваний применение солнечных и воздушных ванн, различных гидропроцедур противопоказано . Поэтому, несмотря на то, что закаливающие процедуры являются в основном мощным лечебным средством, при решении применять их в случае недомоганий необходимо обратиться к врачу.

Нет двух одинаковых людей. Они отличаются по полу, возрасту, уровню физического развития. Эти различия обусловлены особенностями строения, свойствами нервной системы, условиями жизни. Поэтому то, что для одного полезно, для другого может оказаться непосильным или, наоборот, недостаточным.

Во-вторых, приступать к закаливающим процедурам можно в любое время года. Следует, однако, отметить, что наиболее благоприятным для этого является тёплое время. Известный русский врач-педиатр А. А. Кисель, много сделавший для внедрения закаливающих процедур в режим дня, писал: «В смысле улучшения здоровья детей зима имеет большее значение, нежели лето. Можно сказать, что лето - для души, а зима - для здоровья». И далее: «В нашем климате при нашем коротком, быстро протекающем лете использование только одних летних месяцев для закаливания ничего не даёт. Я не устаю напоминать, что для закаливания, для укрепления здоровья нужно уметь использовать нашу русскую зиму». Менее благоприятным периодом для начала закаливающих процедур является ранняя весна.

Устойчивости организма человека к холоду способствует систематическая длительная привычка . И в этом случае уместно вспомнить рассказ известного английского философа конца XVII века Джона Локка. Джон Локк, большой поборник закаливания, приводит рассказ об одном греке, жителе Афин, который удивлялся тому, как могут скифы ходить совершенно обнажёнными по снегу в мороз.

«Отчего, - спросил в ответ грека скиф, - твоё лицо может выносить холодный воздух?» «Моё лицо привыкло к этому», - ответил грек. «Представь же себе, что я весь - лицо», - сказал скиф. «Наши тела, - добавляет Джон Локк, - могут переносить все, к чему они приучились с самого начала. Привычку надо приобретать рано и постепенно».

В этом коротеньком диалоге раскрыта сущность закаливания, его основные принципы. К их числу относятся:

=> 1. Постепенность. Вначале время процедуры должно быть небольшим, а температура воды или воздуха - не очень низкой. Иными словами, нагрузка должна возрастать постепенно.

=> 2. Систематичность. Начатое закаливание нельзя прерывать. Учёные проделали интересный опыт, который подтверждает необходимость соблюдения этого принципа. Известно, что на Крайнем Севере, где температура воздуха опускается зимой до -50-60° С, чайки свободно ходят по снегу. Но когда одна чайка долго жила в теплом помещении, отвыкла от холода, а затем её выпустили на улицу, то она сразу же отморозила ноги. Таким образом, к холоду можно привыкнуть, но эта «привычка» требует систематической тренировки.

29-32. Закаливание

Сущность закаливания. Закаливание – это повышение устойчивости организма ребенка к разнообразным воздействия внешней среды: колебаниям температуры (жаре, холоду), ветру, влажности воздуха, пониженному атмосферному давлению и т.д. Поэтому закаливание должно входить в систему физического воспитания ребенка наравне с другими оздоровительно-воспитательными мероприятиями. С целью закаливания используют прежде всего естественные природные факторы: воздух, воду и солнце. Под влиянием закаливания у детей улучшается общее состояние (сон, аппетит, настроение), повышается выносливость к физической и умственной нагрузкам, снижается заболеваемость.

Закаливание нужно начинать как можно раньше, с малых дозировок, и проводить систематически, постепенно увеличивая длительность процедур. Оно может быть полезно только при индивидуальном подходе к ребенку, поэтому медсестра (воспитательница) должна не только владеть методикой различных процедур, но и учитывать реакцию ребенка на манипуляции.

Основные принципы закаливания.

1. Силу воздействия закаливающего фактора (воздуха, солнечной радиации, воды) увеличивают постепенно. Это особенно важно для детей раннего возраста и ослабленных детей. Скорость перехода от менее сильных воздействий к более сильным определяется состоянием ребенка, реакцией его сердечно-сосудистой системы на холод. По мере повторения процедур эта реакция ослабевает, исчезает и появляется вновь после усиления раздражающего фактора. Например, более холодная, чем в предыдущих процедурах, вода должна вызвать кратковременное учащение пульса, увеличение глубины или частоты дыхания. Если этого нет – температура снижена недостаточно. Если, кроме учащения пульса, появились признаки переохлаждения (дрожание, «гусиная» кожа), значит температуру воды снизили слишком резко или преждевременно. Чтобы избежать переохлаждения, нельзя резко усиливать раздражители.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам или солнечным ваннам можно приступить только после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, которые вызывают меньшие изменения в организме. К обливанию не следует допускать детей прежде, чем они привыкнут к обтираниям, а к купанию в открытых водоемах – раньше,
чем проведены обливания.

3. Закаливание осуществляется в течение года. При этом обязательно учитывают особенности климата, сезона и погоды.

Систематическое повторение закаливающих процедур необходимо для закрепления в организме рефлекторных реакций. Прекращение раздражений сопровождается угасанием рефлекса. Обеспечить систематическое проведение закаливающих процедур в течение года легче тогда, когда они прочно войдут в режим дня ребенка и органически сольются с обычными мероприятиями в разнос время суток (сон, прогулка, игра, умывание, гигиенические ванны и т.д.). Процедуры не рекомендуется отменять при легких заболеваниях, не сопровождающихся значительным ухудшением общего состояния ребенка. В таких случаях назначают слабодействующие процедуры. По мере изменения условий, связанных с сезоном года или характером погоды, характер процедур варьируют, но они не отменяются. Например, душ или общее обливание, проводимые летом, зимой можно заменить обливанием ног; общие воздушные ванны, принимаемые в жаркий день, в прохладную погоду заменяют частичным обнажением тела.

Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезного на то основания, иначе исчезнут приспособительные механизмы, которые вырабатываются в организме в процессе закаливания.

4. Комплексность. Закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с другими оздоравливающими мероприятиями в каждодневной жизни ребенка. Например, воздушные ванны желательно соединять с подвижными играми, физические упражнения – с активной деятельностью. При этом у ребенка возникает потребность в глубоком дыхании. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование. После того как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединять с солнечными или водными процедурами, а в летнее время – с купанием.

5. Индивидуальный подход. Процедуры назначают с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья и развития ребенка, а также условий жизни дома и в коллективе. Перед тем как начать закаливание, необходимо подробно изучить физическое и психическое развитие ребенка. На основании медицинских исследований, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику ребенка. Для соблюдения этого принципа при проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях детей по состоянию здоровья делят на 3 группы:

  • дети здоровые, которые закаливались раньше;
  • дети здоровые, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям или имеющие функциональное отклонение в состоянии здоровья;
  • дети с хроническими заболеваниями или дети, которые вернулись в дошкольное учреждение после тяжелой и продолжительной болезни.

По мере закаливания, но не раньше чем через 2 месяца, детей переводят из одной группы в другую. Основанием для перевода являются следующие показатели: отсутствие в этот период острых заболеваний, положительная эмоциональная реакция на закаливающий фактор, отсутствие отрицательных признаков на холодный раздражитель (выраженная одышка, частое сердцебиение, возникновение «гусиной» кожи).

6. Положительное восприятие ребенком всех закаливающих процедур. Процедуры закаливания нужно проводить только при хорошем настроении ребенка, так как при этом легче вырабатываются положительные условные связи. Если во время первой процедуры ребенок ведет себя спокойно, то в дальнейшем он всегда охотно -принимает их, и они ассоциируются с хорошим настроением. Если ко времени выполнения процедуры ребенок чем-то расстроен, то лучше перенести ее на другое время или совсем отменить в этот день. Проводить ее с плачущим ребенком нецелесообразно, так как в этом случае вырабатывается отрицательная условная связь, и в дальнейшем данная процедура будет вызывать у ребенка плохое настроение.

Воздушные и солнечные ванны. Воздушные ванны назначают детям раннего возраста. Момент смены пеленок, раздевание ребенка догола перед купанием – это первые воздушные ванны, первые закаливающие процедуры (температура воздуха под одеждой ребенка 32-33°С). Воздушную ванну хорошо сочетать с массажем и гимнастикой начиная с 1,5-2 месяцев. Продолжительность воздушной ванны в первые месяцы 2-3 мин, к 4-5 месяцам ее постепенно доводят до 5-8 мин. К этому времени увеличивают количество элементов оздоровительного комплекса (массаж, гимнастика и т.д.).

При обслуживании нескольких детей медсестра, последовательно раздевая, кладет их в манеж, затем в этой же последовательности одевает. Если у кого-либо из детей появляются признаки начинающегося охлаждения (мраморный рисунок на коже, беспокойство), его сразу же одевают, сопровождая это легким массажем.

Вместе с увеличением продолжительности воздушной ванны постепенно снижают температуру воздуха в помещении с 22 °С в начале закаливания до 18 ‘С для детей годовалого возраста. Дети старше года принимают воздушные ванны при комнатной температуре, оставаясь в трусиках. Для предупреждения охлаждений эту процедуру проводят во время подвижной игры или гимнастики. Температуру воздуха в помещении снижают Проветриванием до 18’С. Время пребывания детей обнаженными постепенно увеличивают с 3-4 до 10-12 мин. Целесообразно приучить детей реагировать на внешние условия: если холодно – двигаться, если жарко – спокойно поиграть, посидеть. У детей дошк. возраста надо воспитывать сознательное отношение к закаливанию, желание быть закаленными.

Воздушные ванны на открытом воздухе лучше начинать при облачном небе или в тени, используя отраженные или рассеянные солнечные лучи. Дети играют в манеже под навесом или в тени деревьев. При температуре воздуха не ниже 22°С и при отсутствии ветра на детей надевают трусики и рубашки из легкой ткани. В середине каждого сеанса детей раздевают, оставляя обнаженными 5-10 мин (через 1-2 дня постепенно увеличивая время). Персоналу детского учреждения следует помнить, что полное обнажение тела детей допустимо только спустя 20-30 мин после сна.

Детей старше года летом выводят под прямые солнечные лучи только после нескольких дней пребывания в светотени. Одежда светлых тонов (трусы, рубашки или платье) защищает ребенка от перегревания и избыточного облучения. Во время солнечных ванн дети занимаются спокойной игрой, при организации которой важно предусмотреть, чтобы облучению равномерно подвергалась вся поверхность тела, чтобы дети физически не перегружались.

В первые солнечные дни во время прогулок дети должны находиться на освещенных солнцем участках не более 5-6 мин. На головы им надевают светлые панамы. При проявлении первых признаков перегревания (покраснение лица, потливость) ребенка немедленно уводят в тень, умывают, поят кипяченой водой и разрешают спокойную игру.

После образования загара, который является естественной защитой организма от избыточного воздействия солнечных лучей, непрерывное пребывание детей на прогулке под солнцем может быть двух-, трехкратным, по 8-10 мин. Продолжительность перерывов между солнечными ваннами, когда ребенок играет в тени, индивидуальна и определяется состоянием и самочувствием ребенка. Важно, чтобы ребенок отдохнул. Если признаки перегревания яе исчезают, то ребенка оставляют в тени.

При правильно дозированной солнечной ванне дети не утомляются во время прогулки. После облучения солнцем прогулку заканчивают в тени спокойной игрой, продолжающейся 20-30 мин. Затем следуют водные процедуры (умывание и обливание или душ). Все это способствует развитию аппетита.

Под влиянием облучения несколько повышается температура тела. Обычно увеличение ее на 0,5-0,6 С не сопровождается нарушением физиологических функций, и через 1,5-2 ч температура снижается до нормы.

Для предупреждения перегревания важно поддерживать водный баланс организма, для чего во время прогулки в жаркую погоду ребенку можно предлагать кипяченую остуженную воду.

Воздушные ванны хорошо сочетать с массажем, пассивной и активной гимнастикой, работой в садике и огороде (старшие дошкольники). При двигательной деятельности в организме детей образуется тепло, которое оберегает от переохлаждения и простудных заболеваний.

Старшие дети принимают воздушные ванны вначале в майках, трусах и легкой обуви, а по мере закаливания – в трусах и, если позволяют условия, босыми. Ходьба без обуви является хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы. В летнее время детей необходимо приучать ходить без обуви по траве, песку, гравию. Начинать ходить без обуви необходимо в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2-3 мин до 10-12 мин и более. Минимальная температура воздуха при этом должна быть 20-2241

Затем детей приучают ходить без обуви и в помещении. Перед дневным сном им позволяют дойти до своей кровати по ковровой дорожке без обуви. Детям 5-7 лет рекомендуется проводить утреннюю гимнастику и физкультурные упражнения сначала в носках, а затем босиком. Пол в зале должен иметь гигиеническое покрытие.

Водные процедуры. Могут проводиться в виде местного умывания (ванны для ног, обтирание или обливание до пояса) или обтирания всего тела, купания в бассейнах, открытых водоемах. Начинать водные процедуры необходимо с температуры 30-36"С.

Систематическое обливание стоп и нижней части голени водой постепенно снижающейся температуры дает хороший результат – уже через 1-1,5 месяца у детей не возникают заболевания верхних дыхательных путей после резких изменений температуры окружающего воздуха. Процедуру обливания можно сочетать с мытьем ног перед сном. Одновременно с закаливанием у ребенка вырабатывается полезная привычка.

Время обливания не имеет принципиального значения. Желательно только, чтобы оно повторялось ежедневно в одних и тех же условиях (рефлекс на время и обстановку). Важное значение имеет температура кожи ног перед процедурой. В нормальных условиях она равна 29-30°С, при этом у ребенка нет ощущения холодных ног и на ощупь они теплые.

Для обливания обычно пользуются ковшом или лейкой, чтобы сразу смочить всю поверхность стопы и нижней части голени. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4-5 см). На каждое обливание расходуют 0,5-0,8 л воды. Собственно обливание продолжают 15-20 с. Затем ноги вытирают мягким полотенцем, сопровождая это поглаживающим массажем. Легкое порозовение кожи свидетельствует о правильно проведенной процедуре, которая в общей сложности длится 2-3 мин.

Общие водные процедуры (обтирание, обливание, купание) проводят обычно через 30-40 мин после приема пищи,

В начале закаливания детей грудного возраста для ежедневных общих процедур короткого действия (обтирание, обливание, душ) используют воду температуры 35-36°С. Если общие водные процедуры впервые назначают детям дошкольного возраста, то начальная температура воды должна быть равна 33-34°С, а затем ее постепенно снижают в течение 2-3 недель (при ежедневном применении) до 26°С зимой и 24°С летом.

Обтирание проводят следующим образом. Индивидуальной рукавичкой, хорошо смоченной водой, обтирают тело по частям и тут же растирают его сухим полотенцем. Старшие дети могут обтираться самостоятельно и только обтирание спины проводят при помощи взрослых.

Обливание является более сильнодействующей процедурой. Воду требуемой температуры наливают в кувшин или лейку (нельзя пользоваться игрушечной лейкой). При обливании сосуд поднимают не высоко (на 6-8 см от тела ребенка) и выливают воду на плечи, грудь, спину. Голову обливать не рекомендуется, это допустимо только в жаркие летние дни. Целесообразно ставить ребенка для обливания на деревянную решетку, под которой имеется сток для воды. Собственно обливание продолжается 20-30 с, затем ребенка вытирают сухим полотенцем, слегка массируя кожу до легкого порозовения. Вся процедура продолжается 2-3 мин.

Общий душ. Действие воды при обливании из душа усиливается давлением множества отдельных тонких струек. Распылитель душа поднимают над плечами ребенка на 20-30 см, на голову малышу надевают резиновую шапочку. Температуру воды измеряют в кружке, а не под распылителем, регулируя ее повторно перед обливанием следующего ребенка. Малыш стоит под душем 30-40 с, затем вытирается сухим полотенцем. В детском учреждении эту процедуру организуют таким образом, чтобы ребенок вставал под душ только после того, как насухо вытерт предыдущий.

Указанные процедуры необходимо проводить ежедневно, в течение года, в одни и те же часы. Желательно индивидуализировать температуру воды в зависимости от состояния здоровья, закаленности и реактивности ребенка. После затяжного заболевания (пневмония) закаливание начинают с первоначальной температуры. Учитывая возбуждающее и тонизирующее действие прохладных водных процедур, рекомендуется проводить их после сна или еды.

Купание в открытых водоемах. Купание в реках, озерах разрешается детям не младше 3-4 лет, при условии, что они предварительно подготовлены к действию прохладной воды, ветра и солнца (проводились обтирания, обливания, принимались воздушные и солнечные ванны). Детям 3-7 лет купание можно начинать при температуре воздуха не ниже 20’С, при безветренной погоде и температуре воды 24-26°С. Длительность купания 1-2 мин, затем время постепенно увеличивают. Для детей 4-6 лет, а также ослабленных детей длительность купания не должна превышать 5 мин, для детей 7-8 лет – 10 мин. Купать детей лучше после обеда, когда в водоемах максимально прогреется вода. Допускается купание 1 раз в день. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

а) не купать натощак и раньше чем через 1-1,5 ч после еды;

б) не купать детей в разгоряченном состоянии;

в) перед купанием смочить голову и грудь ребенка и после этого быстро его окунуть;

г) при появлении озноба ребенка немедленно нужно вывести из воды;

д) в воде детям необходимо двигаться, а старшим детям – плавать;

е) по окончании купания следует обтереться досуха и согреться легкими движениями;

ж) после купания дети не должны принимать солнечные ванны.

Купаться одновременно могут до 6 детей, при этом один воспитатель находится в воде, а другой на берегу следит за остальными детьми. В воде дети должны все время двигаться, играть с мячом, резиновыми игрушками.

Показания и противопоказания к закаливанию. Оценка эффективности закаливания. Для использования свежего воздуха и воды с целью закаливания противопоказаний в дошкольных учреждениях нет. В том или ином виде их можно назначать всем детям, различие состоит лишь в форме и интенсивности. Особенно показано закаливание воздухом и водой детям ослабленным и находящимся в состоянии выздоровления. Важно учитывать, что именно таким детям все виды закаливания нужно проводить постепенно. Показания, а также противопоказания к назначению солнечных ванн определяет врач детского учреждения. Чтобы правильно регулировать закаливающие процедуры, необходимо вести систематический учет их эффективности, основанный на ежедневном внимательном наблюдении за поведением и общим состоянием ребенка с учетом психологических особенностей высшей нервной деятельности. Изменения отмечают по следующим показателям: настроение, самочувствие, утомляемость, аппетит, сон.

Ориентируясь на поведение ребенка, можно индивидуально подбирать закаливающие процедуры, устанавливать их интенсивность и продолжительность, способствуя тем самым улучшению общего состояния. Так, если у ребенка замечены признаки неустойчивого или даже подавленного настроения, снизился аппетит, ухудшился сон, появилась слабость и утомляемость в обычных играх, то, исключив заболевание, можно предположить, что причиной такого состояния явился избыток каких-либо возбуждающих факторов (солнечное облучение и т.д.)- По возможности влияние этих факторов устраняют или ограничивают, возбуждающие водные процедуры заменяют успокаивающими, увеличивают периоды спокойной игры и дневной сон обязательно проводят на свежем воздухе. При наличии хотя бы некоторых тревожных симптомов немедленно вносятся поправки в комплекс оздоровительных мероприятий. Улучшение состояния ребенка подтверждает правильность подбора закаливающих процедур.

Периодическая врачебная оценка нервно-психического и физического развития детей путем сравнения с возрастными нормами является основным критерием для суждения о рациональной организации работы с детьми. Разработаны комплексы закаливающих мероприятий для детей различных возрастных групп.

ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ

Температура воздуха в комнате 20-22°С. Закаливающие процедуры:

1) кратковременная воздушная ванна (2-4 мин) при каждой смене белья, пеленании;

2) воздушная ванна с массажем и гимнастикой в течение 4 мин в первые месяцы и 10-12 мин – в конце первого годах

3) умывание (температура воды в первые недели 28’С, в течение года ее снижают до 20"С);

4) дневной сон на открытом воздухе 2-3 раза в день при температуре воздуха от -12 до +30"С;

5) общая ежедневная ванна при температуре воды 36-37°С продолжительностью 5-6 мин с последующим обливанием (температура воды 34-35°С);

6) пребывание в манеже на открытом воздухе (летом) или в хорошо проветренном помещении (зимой); летом пребывание 2-3 раза в день под рассеянными лучами солнца. Начинают процедуру с 3-4 мин и постепенно доводят до 10 мин.

ВОЗРАСТ 1-3 ГОДА

Температура воздуха в комнате 18-19°С. Закаливающие процедуры;

1) воздушная ванна во время утренней гимнастики и умывания;

2) умывание (температура воды в начале закаливания 28°С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 18-1GC). Детям старше2 лет моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя;

3) дневной сон на открытом воздухе при температуре от -15 до +30°С в безветренную погоду;

4) прогулки 2 раза в день при температуре воздуха в пределах от -15 до +30°С;

5) пребывание под лучами солнца от 5-6 до 8-10 мин 2-3 раза в день;

6) общее закаливание и душ после прогулки (начальная температура воды 34-35°С, постепенно ее снижают до 24-26°С);

7) обливание ног перед дневным сном (начальная температура воды 28°С, постепенно ее снижают до 18°С);

8) общая ванна при температуре воды 36°С продолжительностью 5 мин с последующим обливанием (температура воды 34°С) перед ночным сном 2 раза в неделю.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Температура воздуха в комнате 16-18°. Закаливающие процедуры:

1) воздушная ванна во время утренней гимнастики и последующего умывания. Продолжительность воздушной ванны 10-15 мин, из которых на гимнастику отводят 6-7 мин;

2) умывание (температура воды 24°С). Моют шею, верхнюю часть груди и руки выше локтя. Дети старшего возраста обтираются до пояса;

3) дневной сон на открытом воздухе при температуре от -15 до +30"С в безветренную погоду;

4) прогулки 2 раза в день при температуре воздуха от-15до+30’С;

5) пребывание под лучами солнца от 5-6 до 10-15 мин 2-3 раза в день;

6) после прогулки общее закаливание или душ при температуре воды 34°С в начале закаливания с постепенным ее снижением до 25-24’С;

7) обливание нор перед дневным сном (начальная температура воды 28°С, постепенно ее снижают до 16°С);

8) общая ванна при температуре воды 35-36’С с последующим обливанием (температура воды 33°С) перед ночным сном 2 раза в неделю.

1. Закаливание организма. Понятие, значение, основные принципы…….3

2.Пищевые токсикоинфекции (ботулизм, стафилококковый токсикоз): причины, клиника, диагностика, профилактика……………………………..5

3. Профилактика заболеваний, обусловленных передачей возбудителей через воду………………………………………………………………………………8

4. Естественное освещение помещений ЛПУ: методы измерения освещенности, принципы нормирования, влияние на здоровье работоспособность…………………………………………………………….11

5. Тестовые задания……………………………………………………………14

6. Ситуационные задачи………………………………………………………..15

1. Закаливание организма. Понятие, значение, основные принципы.

Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. При действии этих факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.

Закаливание - испытанное средство укрепления здоровья. В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. При этом у человека постепенно вырабатывается адаптация к внешней среде. В процессе закаливания совершенствуется работа организма: улучшаются физико-химическое состояние клеток, деятельность всех органов и их систем. В результате закаливания увеличивается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие. В связи с этим широко, в качестве закаливающих процедур, используется пребывание и занятие спортом на свежем воздухе, а также водные процедуры (обтирание, обливание, купание, контрастный душ). При этом важна постепенность и систематичность в снижении температуры воды или воздуха, а не резкий её переход.

Наиболее сильная закаливающая процедура - моржевание (плавание в ледяной воде) - имеет ряд противопоказаний, особенно противопоказано: детям, подросткам и людям, постоянно страдающим заболеваниями верхних дыхательных путей. Одним из самых распространенных видов закаливания является хождение босиком. Механизм работы терморегуляции заключается в оперативном реагировании сосудов на угрозу охлаждения или перегрева организма путем их сужения/расширения, что приводит к ограничению, либо повышению теплоотдачи. Таким образом, соблюдается баланс между теплоотдачей и теплопродукцией при различных внешних температурах. Регулярные закаливающие процедуры приводят к изменению реактивности системы терморегуляции, делают ее работу более эффективной.

Закаливание организма не только повышает способность организма переносить резкие перепады внешней температуры без ущерба для состояния здоровья, но и нормализует состояние нервной системы, укрепляет ее. Соблюдение принципа постепенности и применение комплекса процедур являются важным условием закаливания организма. Грамотное медицинское сопровождение процесса закаливания организма поможет не только объективно оценить эффективность применяемых процедур, но и обнаружить нежелательные отклонения в здоровье человека и предупредить наступление нежелательных последствий. Такое оперативное корректирование комплекса закаливающих процедур позволит составить эффективную индивидуальную систему закаливания организма, максимально положительно влияющую на здоровье человека. Закаливание организма проводят, постепенно усиливая действие раздражителя. Поэтому начинать закаливание нужно с проведения солнечных и воздушных ванн, переходя к обтиранию, а затем купанию при постепенном снижении температуры воды.

Закаливание организма разделяется на несколько видов, по принципу проводимых закаливающих процедур. Так аэротерапия включает в себя длительные прогулки на свежем воздухе и воздушные ванны. Закаливание воздухом подготавливает организм к дальнейшим процедурам. Гелиотерапия или солнцелечение подразумевает закаливание путем приема солнечных ванн и загорания. Хождение босиком также является процедурой закаливания организма и основано на принципе воздействия на рефлекторные точки, находящиеся на подошвенной части стопы. Наконец водолечение или закаливание водой состоит в обливании, обтираниях, контрастном душе, зимнем купании, русской парной и т. д. При каждом виде процедур закаливания организма нужно соблюдать мягкий переход от щадящего к более серьезному закаливанию. Например, закаливание водой должно начинаться с обтираний, затем следует переходить к местным обливаниям, после этого разрешено применение общих обливаний и контрастного душа. Наиболее серьезным воздействием на организм отличается зимнее купание.

2.Пищевые токсикоинфекции (ботулизм, стафилококковый токсикоз): причины, клиника, диагностика, профилактика

Пищевой путь распространения инфекционных заболеваний - один из характерных для фекально-орального механизма передачи возбудителя. Наиболее типична реализация пищевого пути передачи для антропонозных или зооантропонозных кишечных инфекций. В случае инфицирования пищевым путем человек, как правило, становится источником инфекции и в его окружении возможно возникновение вторичных случаев заболевания

Инфицирование пищевых продуктов патогенными микроорганизмами может быть первичным и вторичным. Первично зараженными называются продукты, полученные от больного животного, однако значительно чаще наблюдается вторичное заражение продуктов. Оно происходит в тех случаях, когда возбудители инфекционных заболеваний попадаю в продукты с рук больного человека или носителя, с загрязненной посуды, заносятся насекомыми или грызунами и т. д. Вторичное заражение пищевых продуктов может произойти в процессе их получения, транспортировки, хранения, продажи, а также во время приготовления пищи.

Пищевые отравления - (синоним пищевые интоксикации) инфекционные и неинфекционные болезни, возникающие вследствие употребления пищи, содержащей токсичные для организма вещества микробного или немикробного происхождения и характеризующиеся картиной острого гастроэнтерита и интоксикацией.

Пищевые отравления подразделяют на микробные и немикробные. Возбудителями микробных токсикозов являются Clostridium botulinum, Clostridium perfringens и энтеротоксигенные штаммы стафилококка, возбудителями пищевых токсикоинфекции могут быть Proteus vulgaris mirabilis, Escherichia coli, Bacillus cereus и др. Причиной микотоксикозов являются микроскопические грибы.

Важную роль в этом процессе играют переносчики (мухи). При стафилококковых токсикозах источниками возбудителя являются люди, страдающие гнойничковыми заболеваниями кожи, ангиной , и животные, больные маститом; заражение происходит через загрязненные руки, посуду, пищевые продукты. Для возникновения микробных отрвлений необходимо, чтобы обсемененные пищевые продукты достаточно долго хранились вне холодильника и перед употреблением не подвергались достаточной термической обработке.

К немикробным отравлениям относятся отравления ядовитыми и условно съедобными грибами, ядовитыми растениями , ядовитыми продуктами животного происхождения а также примесями к пищевым продуктам химических веществ, например пестицидов, солей тяжелых металлов, фосфорорганических соединений и др. а также отравления неизвестной этиологии.

Пищевые отравления являются широко распространенными болезнями. Регистрируются в виде групповых заболеваний и спорадических случаев. Для всех типичны тошнота, рвота, боли в животе, понос, адинамия, повышение температуры тела, обезвоживание организма, нарушение функций сердечно-сосудистой системы. Клинические проявления немикробных П. о. определяются, кроме того, тропностью токсического вещества.

Диагностика П. о. основана на клинической картине, данных эпидемиологического анамнеза , результатах бактериологического и токсикологического исследований. При подозрении на отравление необходимо направить пищевые продукты, которые употреблял заболевший, его выделения (фекалии, рвотные массы), промывные воды желудка для бактериологического и токсикологического исследования, выяснить условия приготовления, транспортировки, хранения и реализации пищевых продуктов, употребление которых могло вызвать отравление.

Первая помощь при острых заключается в удалении из организма возбудителей и токсинов (промывание желудка водой, введение в желудок активированного угля, очистительные клизмы). По клиническим показаниям больные госпитализируются. В условиях стационара проводится форсированный диурез, применяются методы экстракорпоральной детоксикации, по показаниям проводят антидотную терапию, назначают симптоматические средства с целью восстановления нарушенных функций органов. Профилактика микробных пищевых отравлений заключается в предупреждении загрязнения пищевых продуктов выделениями людей и животных, содержащими возбудителей, предупреждении размножения их в пище. С этой целью осуществляется Санитарный надзор и Ветеринарно-санитарный надзор за соблюдением правил и технологии заготовки и обработки сырья, приготовления, транспортировки, хранения и реализации пищевых продуктов.

3. Профилактика заболеваний, обусловленных передачей возбудителей через воду

Мероприятия по борьбе с инфекционными болезнями могут быть эффективными и дать надежные результаты в наиболее короткий срок только в случае планового и комплексного их проведения, т. е. систематического проведения по заранее составленному плану, а не от случая к случаю.
Противоэпидемические мероприятия должны строиться с обязательным учетом конкретных местных условий и особенностей механизма передачи возбудителей данной инфекционной болезни, степени восприимчивости человеческого коллектива и многих других факторов. С этой целью основное внимание должно быть уделено в каждом случае наиболее доступному для нашего воздействия звену эпидемической цепи.

Профилактические мероприятия

3.1. Осуществляются через систему мероприятий по обеспечению населения доброкачественными, безопасными в эпидемическом отношении пищевыми продуктами и водой, безопасными в эпидемическом отношении условиями жизнедеятельности населения.

3.2. Осуществление госсанэпиднадзора за соблюдением санитарных правил и норм на объектах по производству, хранению, транспортировке, реализации (оптовая и розничная) пищевых продуктов, общественного питания, водоканала независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
3.3. Осуществление госсанэпиднадзора за соблюдением санитарных правил и норм в организованных коллективах детей и взрослых, лечебно - профилактических учреждениях (далее - ЛПУ), санаториях, домах отдыха и др.
3.4. Гигиеническое обучение работников отдельных профессий, производств и организаций, связанных непосредственно с процессом производства, приготовления, хранения, транспортировки и реализации пищевых продуктов, водоподготовки, обучением и воспитанием детей и подростков, с оформлением медицинских книжек.

3.5. Гигиеническое образование населения с помощью средств массовой информации по вопросам профилактики острых кишечных инфекций.
3.6. Проведение клинико - лабораторных обследований и ограничительных мер среди отдельных групп населения в профилактических целях:
3.6.1. Выявление больных (носителей) ОКИ при поступлении на работу работников отдельных профессий, производств и организаций (1-кратное бактериологическое обследование на группу энтеропатогенных бактерий; забор материала для исследования у лиц этой категории работников проводится специалистами центров госсанэпиднадзора или лечебно - профилактических учреждений).

3.6.2. Выявление больных ОКИ (носителей) среди детей дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ), школ - интернатов, летних оздоровительных учреждений:

В период формирования детских коллективов в конце лета - начале осени (август - сентябрь) за всеми детьми устанавливается медицинское наблюдение с обязательной регистрацией его результатов в специальных журналах наблюдения (общее состояние ребенка, жалобы, характер стула, результаты термометрии);
- прием в ДОУ детей, возвращающихся после любого перенесенного заболевания или длительного отсутствия (5 и более дней), разрешается только при наличии справки от участкового врача с указанием диагноза болезни или причины отсутствия. В течение 7 дней за такими детьми устанавливается медицинское наблюдение, осуществляемое непосредственно в детском коллективе;

При утреннем приеме ребенка необходимо проводить опрос родителей о его общем состоянии и характере стула. При наличии жалоб и клинической симптоматики, характерной для ОКИ, контакт ребенка с коллективом следует прекратить. Вопрос о его допуске в коллектив решается на основании заключения участкового врача;

При оформлении в детские дошкольные коллективы дети принимаются без бактериологического обследования на основании справки от участкового врача - педиатра о состоянии здоровья и отсутствии контакта с больными ОКИ.
3.6.3. Выявление больных ОКИ (носителей) среди лиц в других типах учреждений:
- лабораторное обследование лиц перед поступлением в стационары и санатории проводится по клиническим и эпидемиологическим показаниям;
- при оформлении лиц на стационарное лечение в больницы (отделения) психоневрологического (психосоматического) профиля, дома престарелых, интернаты для лиц с хроническими психическими заболеваниями и поражением ЦНС, в другие типы закрытых учреждений с круглосуточным пребыванием проводится однократное бактериологическое обследование на группу энтеропатогенных бактерий. Однократное обследование проводится также при переводе больных в учреждения психоневрологического (психосоматического) профиля.

4. Естественное освещение помещений ЛПУ: методы измерения освещенности, принципы нормирования, влияние на здоровье работоспособность.

Безопасность и здоровье условия труда в большой степени зависят от освещенности рабочих мест и помещений. Неудовлетворительное освещение утомляет не только зрение, но и вызывает утомление организма в целом. Неправильное освещение может быть причиной травматизма: плохо освещенные опасные зоны, слепящие лампы, резкие тени ухудшают или вызывают полную потерю зрения, ориентации. Неправильная эксплуатация осветительных установок в пожароопасных цехах может привести к взрыву, пожару и несчастным случаям .

Обычно пользуются естественным, искусственным и совмещенным (естественное и искусственное совместно) освещением. Нормирование освещения внутри и вне зданий, мест производства работ, наружного освещения городов и др. населенных пунктов производится по СНиП 11-4-79 (строительные нормы и правила, часть II, глава 4, Естественное и искусственное освещение, М.,1980). Согласно санитарным нормам все помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение.

1. Естественное освещение. Нормирование и расчет

Источник естественного (дневного) освещения - солнечная радиация, т. е. поток лучистой энергии солнца, доходящей до земной поверхности в виде прямого и рассеянного света. Естественное освещение является наиболее гигиеничным и предусматривается, как правило, для помещений, в которых постоянно пребывают люди. Если по условиям зрительной работы оно оказывается недостаточным, то используют совмещенное освещение. Естественное освещение помещений подразделяется на:

· боковое (через световые проемы в наружных стенах),

· верхнее (через фонари, световые проемы в покрытии, а также через проемы в стенах перепада высот здания),

· комбинированное - сочетание верхнего и бокового освещения.

Систему естественного освещения выбирают с учетом следующих факторов:

· назначения и принятого архитектурно-планировочного, объемно-пространственного и конструктивного решения зданий;

· требований к естественному освещению помещений, вытекающих из особенностей технологической и зрительной работы;

· климатических и светоклиматических особенностей места строительства здании;

· экономичности естественного освещения.

В зависимости от географической широты, времени года, часа дня и состояния погоды уровень естественного освещения может резко изменяться за очень короткий промежуток времени в довольно широких пределах. Поэтому основной величиной для расчета и нормирования естественного освещения внутри помещений принят коэффициент естественной освещенности (КЕО) -- отношение (в процентах освещенности) в данной точке помещения Евн к наблюдаемой одновременно освещенности под открытым небом Eнар. Нормы естественного освещения промышленных зданий, сведенные к нормированию КЕО, представлены в СНиП II-4--79. Для облегчения нормирования освещенности рабочих мест все зрительные работы по степени точности делятся на восемь разрядов. СНиП устанавливают требуемую величину КЕО в зависимости от точности работ, вида освещения и географического расположения производства. В табл. 1. приведены значения КЕО для зданий, расположенных в III поясе светового климата (енIII). Территория РФ делится на пять световых поясов, для которых значения КЕО определяются по формуле: где m и c коэффициенты светового и солнечного климата соответственно.

Для определения соответствия естественной освещенности в производственном помещении требуемым нормам освещенность измеряют при верхнем и комбинированном освещении--в различных точках помещения с последующим усреднением; при боковом-- на наименее освещенных рабочих местах. Одновременно измеряют наружную освещенность и определенный расчетным путем К. ЕО сравнивают с нормативным. Расчет естественного освещения заключается в определении площади световых проемов для помещения. Расчет ведут по следующим формулам:

· при боковом освещении

· при верхнем освещении

где So, 5ф--площадь окон и фонарей, м2; Sn--площадь пола, м2; eн--нормированное значение К. ЕО; Кз--коэффициент запаса (kз=1,2--2,0); o, ф-- световая характеристики окна, фонаря; То--общий коэффициент светопропускания (учитывает оптические свойства стекла, потери света в переплетах, из-за загрязнения остекленной поверхности, в несущих конструкциях, солнцезащитных устройствах); r1, r2--коэффициенты, учитывающие отражение света при боковом и верхнем освещении; kзд--1--1,7--коэффициент, учитывающий затемнение окон противостоящими зданиями; kф--коэффициент, учитывающий тип фонаря. Значения коэффициентов для расчета естественного освещения принимают по таблицам СНиП.

Тестовые задания

7. Признаки характерные для пищевой токсикоинфекции

А) массовость

Б)контагиозность

В)внезапное начало заболевания

Г) острое течение болезни

Д) связь заболевания с приемом пищи

8. Физические методы обеззараживания6

А) кипячение

Б)облучение УФ – лучами

В) хлорирование

Г) воздействие гамма – лучей

Д) воздействие ультразвуком

9. Условия, усиливающие токсическое действие ядов

А) высокая температура воздуха

В) конвекционные токи воздуха

Г) интенсивная физическая работа

10. Отклонения в состоянии здоровья детей, которые могут возникнуть в результате неправильного подбора мебели:

А) нарушение осенки

Г) плоскостопие

Д) сдавление органов грудной клетки и брюшной полости

Решение: 7 – а, д; 8 –б, д; 9 – а, б, г; 10 – а, б;

Ситуационные задачи

5. При обследовании учебного класса в школе с центральным отоплением установлено, что средняя температура воздуха равна 250 С, относительная влажность воздуха - 80 %, скорость движения воздуха - 0,1 м\с.

Дайте заключение о микроклиматических условиях в классе, отеплоощущениях людей, находящихся в нем и рекомендации по улучшению микроклимата.

Воздушно-тепловой режим

От температуры в помещении и других характеристик воздуха, который окружает человека, которым он дышит, во многом зависят как актуальное психофизиологическое состояние (ощущение комфорта, работоспособность, темп нарастания утомления и т. п.), так и риск ухудшения здоровья. Воздух помещений школы во время проведения занятий изменяет свои физические, химические и биологические качества. Помимо углекислого газа, который выдыхает каждый человек, организм выбрасывает в воздух еще более 200 химических соединений – антропогенных веществ. Основу этого «букета» составляют метан, этан, уксусная и муравьиная кислота, а также аммиак , ацетон , метиловый и этиловый спирт, сероводород, меркаптан, хлорсодержащие соединения и бензол. Часть этих «воздушных отходов» гигиенисты именуют одним жестким словом «антропотоксины», то есть человеческие яды. Они обладают токсическими, аллергизирующими свойствами и раздражающим действием, неприятны по органолептическим свойствам.

Обеспечить оптимальные микроклиматические условия помещений можно только при наличии в здании эффективных систем вентиляции и отопления, правильной их эксплуатации. В школах применяются две системы вентиляции : неорганизованный местный приток воздуха через форточки, фрамуги и канальная система вытяжки с естественным и механическим побуждением (вытяжная вентиляция и организованный приток свежего воздуха в двух вариантах – децентрализованный с неподогретым воздухом и централизованный с подогретым воздухом).

В течение урока температура в классе может повышаться на 3–4 оС, что само по себе ухудшает условия для проведения занятий. Не менее важно, что резко ухудшается качество воздуха. Поэтому на каждой перемене учителю необходимо проводить интенсивное (сквозное) проветривание в отсутствие детей под контролем термометра. Критерием полного воздухообмена являются снижение температуры воздуха на 2–3 оС и его субъективно ощущаемая свежесть. При этом охлаждения учащихся не происходит, так как в первые несколько минут урока температура восстанавливается. Хотя контроль за воздушно-тепловым режимом и обеспечение правильной эксплуатации вентиляционных устройств – задача медицинских работников, реально выполнять необходимые требования должны учителя, особенно во время дежурства по школе, и уборщицы. Они должны помнить, что холодный воздух вытесняет теплый, поэтому недопустимо открывать форточки (фрамуги) в туалетах, так как холодный воздух из них будет вытеснять воздух туалета в рекреации, а затем и в классы. К этому же ведет направленная циркуляция холодного воздуха через входные двери первого этажа. Приток воздуха должен осуществляться с таким расчетом, чтобы он поступал в помещение с более высокой температурой и вытеснял последний через вытяжные каналы.

Тепловой комфорт школьников обеспечивается при температуре воздуха в учебных помещениях +18...+20 оС. Соответственно по условию задачи – температура в классе выше допустимой нормы. При температуре +16...+17 оС и +21...+22 оС возникает умеренное напряжение терморегуляции. Но постоянное отклонение температуры воздуха от комфортных показателей неблагоприятно отражается на состоянии учащихся и повышает риск нарушений их здоровья. Есть простой способ повысить влажность воздуха: положить на батареи мокрые полотенца, нижний край которых опускают в сосуд с водой, чтобы быстро не высыхали. На переменах легко увлажнить и слегка очистить воздух с помощью опрыскивания помещения из бутылочки с простой насадкой, используемой на садовых участках. Оптимальные параметры влажности – 30–50% (допустимо 25–60%). Согласно задачи влажность выше нормы. Оптимальные нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в жилых, общественных, административных помещениях. скорость воздуха не должна превышать 0.

6. Дайте санитарно – гигиеническую оценку качества водопроводной воды по результатам исследования: запах – 2 балла, привкус - 0 баллов, рН – 8,5 баллов нефтепродукуты – 0,1 мг/л, нитриты – 2,0 мг/л дибромхлорметан – 0,032 мг/л общее микробное число – 50 в 1 мл

Для загрязнителей укажите возможный путь поступления в воду и отдаленные последствия для человека.

Вкус и запах питьевой воды обусловлены наличием в воде органических веществ растительного происхождения, сообщающих воде землистый, травянистый, болотистый запах и привкус. Причиной запаха и привкуса питьевой воды может быть загрязнение и промышленными сточными водами. Привкус и запахи некоторых подземных вод объясняются наличием большого количества растворенных в них минеральных солей и газов, например хлоридов, сероводорода. При обработке воды на водопроводных станциях интенсивность запаха уменьшается, но незначительно. Во время исследования питьевой воды определяют характер запаха (ароматический, аптечный и т. д.) или привкуса (горький, соленый и т. д.), а также их интенсивность в баллах: 0 - отсутствие, 1 балл - очень слабый, 2 - слабый, 3 - заметный, 4 - отчетливый, 5 баллов - очень сильный. Допустима интенсивность запаха или привкуса не выше 2 баллов. При обнаружении несвойственных природной воде цвета, вкуса и запаха необходимо выяснить их происхождение. В данном случае интенсивность запаха воды – пограничная.

При химическом анализе питьевой воды следует учитывать природный химический состав воды и вещества, используемые для ее обработки. Наибольшее гигиеническое значение имеют следующие показатели. Сухой остаток, остающийся после выпаривания 1 л воды, характеризует степень минерализации воды и для водопроводной воды не должен превышать 1000 мг/л (пресная вода). Железо находится в подземных водах главным образом в виде дигидрокарбоната железа (II) Fе(НСОз)2. При контакте воды с воздухом железо окисляется, образуя гидроксид железа (III) - Fe(OH)3, придающий воде мутность и бурую окраску. При содержании в воде подземных источников железа в концентрации более 0,3-0,5 мл/л органолептические свойства воды ухудшаются, а при концентрации железа свыше 1-2 мг/л вода, кроме мутности и окраски, приобретает неприятный вяжущий привкус. Содержание железа в водопроводной воде не должно превышать 0,3 мг/л, а в воде местных источников водоснабжения - 1 мг/л. Наличие солей кальция и магния обусловливает жесткость воды (моль/л). Воду с жесткостью до 1,75 моль/л, считают мягкой, от 1,75 до 3,5 - средней жесткости, от 3,5 до 7 - жесткой, выше 7 моль/л - очень жесткой. С увеличением жесткости воды ухудшается разваривание мяса и бобовых, увеличивается расход мыла, усиливается образование накипи в паровых котлах и радиаторах, приводящее к излишнему расходу топлива и необходимости частой очистки котлов. В соответствии с требованиями стандарта жесткость питьевой воды не должна превышать 3,5 моль/л (7 мг-экв/л).

Хлориды (хлор-ион). Обычно в проточных водоемах содержание хлоридов невелико (до 20-30 мг/л), но может значительно возрастать в водоемах, не имеющих стока. Незагрязненные колодезные воды в местах с несолонцеватой почвой обычно содержат до 30-50 мг/л хлоридов. Воды, фильтрующиеся через солонцеватую почву или осадочные породы, богатые соединениями хлора, могут содержать сотни и даже тысячи мг/л хлоридов, будучи безукоризненными в другом отношении. Воды, содержащие хлориды в количестве, превышающем 350-500 мг/л, имеют солоноватый привкус и неблагоприятно влияют на желудочную секрецию. Поэтому по ГОСТу 2874-82 содержание хлоридов в водопроводной воде не должно превышать 350 мг/л. Сульфаты (сульфат-ион). Сульфаты в количестве, превышающем 500 мг/л, придают воде горько-соленый вкус, неблагоприятно влияют на желудочную секрецию и могут вызвать диспепсические явления (особенно при одновременно большом содержании магния в воде) у людей, не адаптированных к употреблению воды подобного состава.

Исходя из требований стандарта к качеству водопроводной воды в отношении ее бактериального состава число сапрофитных бактерий в 1 мл водопроводной воды (микробное число) не должно превышать 100, коли-индекс - 3, а коли-титр должен быть не меньше 300 мл.

При оценке качества воды в шахтных колодцах, используемых в местном водоснабжении, руководствуются следующими требованиями: прозрачность должна быть не меньше 30 см, цветность - не больше 40°, вкус и запах - не выше 2-3 баллов, жесткость - не больше 7 ммоль/л, коли-индекс - не больше 10. Основной источник появления в воде аммонийного азота и нитритов - это разложение белковых остатков, трупов животных, мочи и фекалий. При свежем загрязнении отбросами воды, не содержавшей до этого аммонийных солей, количество их превышает 0,1-0,2 мг/л. Будучи продуктом биохимического окисления аммонийных солей, нитриты в количестве, превышающем 0,002-0,005 мг/л, также являются важным показателем загрязнения водоисточника. Нитраты представляют собой конечный продукт окисления аммонийных солей. Наличие нитратов в воде при отсутствии аммонийных солей и нитритов указывает на сравнительно давнее попадание в воду азотсодержащих веществ. В последние годы в связи с обильным применением азотсодержащих минеральных удобрений часто наблюдаются в воде, особенно колодезной, высокие концентрации нитратов.

- 136.00 Кб

Реферат

тема: Закаливание

Выполнила: студентка группы СР-22 ИМПиСР

Удовиченко Анастасия Олеговна

Новосибирск 2011

Cодержание:

1.Историческая справка

2.Понятие закаливание

3.Виды закаливаний

3.1.Закаливание холодом

3.2.Закаливание теплом

3.3.Закаливание пониженным атмосферным давлением

4.Принципы и средства закаливания

5.Закаливание детей

6.Заключение

7. Список Лит-ры

1. Древнегреческий врач Гиппократ, который является основоположником античной медицины, утверждал, что “холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподвижным”. Таким образом, еще на заре цивилизации закаливанию организма отводилась особая роль в укреплении здоровья.

Абу Али ибн Сина, известный в Европе под именем Авиценны, жил около 980-1037 г. н.э. В своем научном труде, посвященном методам оздоровления организма, он описал основные правила закаливающих процедур. Так, он считал, что начинать закаливание лучше летом, используя при этом воду.

Несмотря на то что времена Авиценны давно прошли, для современного человека закаливание остается актуальным по сей день.

2 .Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. При действии этих факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.

Закаливание основано на том, что человек может адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды. При этом эффект от закаливания можно ожидать только в том случае, если воздействие закаливающего фактора (например, холодной воды) будет систематическим, многократно повторяющимся, а его дозировка - постепенно повышающейся.

При закаливании на организм воздействуют различные факторы внешней среды (такие как воздух, вода, солнечная радиация). При этом вследствие постоянного раздражения кожных рецепторов, импульсы от которых поступают в центральную нервную систему, начинают перестраиваться механизмы терморегуляции организма. Таким образом, благодаря совершенствованию процессов регуляции тепла происходит приспособление организма человека к условиям окружающей среды.

Закаливание является специфическим методом, так как в результате организм приобретает устойчивость к определенному физическому фактору. Например, если человек систематически проводил закаливание с помощью холодной воды, то его организм адаптируется только к холоду и не будет устойчив к воздействию тепла или низкого атмосферного давления.

Большое значение имеет постоянство закаливания. Если в течение какого-то времени закаливающие процедуры не проводить, то степень закаленности организма становится все ниже и постепенно в течение нескольких месяцев сходит на нет.

Начинать закаливать свой организм можно в любом возрасте. Чем раньше начинать закаливание, тем лучше будут результаты.

3.Виды закаливания

В качестве средств закаливания широко используются естественные факторы: воздух, вода и солнце. Устойчивость организма следует вырабатывать ко всем природным факторам.

3.1.Закаливание холодом. Является наиболее актуальным, особенно в условиях нашей страны, так как переохлаждение часто играет главную роль в возникновении различных заболеваний дыхательных путей. У незакаленного человека при воздействии холодного воздуха происходит расширение сосудов слизистой оболочки носа, что приводит к появлению насморка. У закаленного человека наблюдается иной тип рефлекторной реакции сосудов на холод. В его организме процессы теплорегуляции происходят более интенсивно, что улучшает общий кровоток и обеспечивает повышенную устойчивость организма к различным заболеваниям. При регулярном закаливании происходит некоторое утолщение рогового слоя кожи, что также способствует лучшей теплоизоляции. Закаливание организма к холоду можно проводить с помощью воздействия воздуха и солнца (солнечных и воздушных ванн), а также воды (к водным процедурам относятся купание, обливание, душ, обтирание и т.д.), причем закаливание с помощью водных процедур считается наиболее эффективным.

3.2.Закаливание теплом . Имеет значение для людей, вынужденных жить в жарком климате, а также для рабочих горячих цехов и др. Длительное воздействие тепла на незакаленный организм может вызвать его перегрев. При закаливании к теплу усиливается отделение пота, что увеличивает теплоотдачу и обеспечивает нормальную работоспособность человека в условиях повышенной температуры окружающей среды.

3.3.Закаливание пониженным атмосферным давлением. Чаще всего для этого рекомендуют пребывание в горах, альпинизм. Человек, находящийся на разных высотах, начиная с более низкой, постепенно приучает организм к уменьшению атмосферного давления.

Необходимо помнить, что при подборе вида и режима закаливания врач руководствуется состоянием здоровья человека, его возрастом и наличием индивидуальных особенностей организма. Если человек заболел, то закаливание прекращают, а после выздоровления начинают с самого начала.

4.Принципы и средства закаливания

Для правильного закаливания и оздоровления необходимо не только разбираться в тонкостях того или иного метода, но и иметь представление о физиологических процессах, протекающих в организме.

Принципы закаливания были разработаны с учетом научных исследований, имевших своей целью изучение процессов воздействия высоких и низких температур, а также атмосферного давления на функции человеческого организма. Они заключаются в следующем:

1) закаливание надо проводить сознательно. Успех закаливающих процедур во многом зависит от наличия интереса к ним, положительного психологического настроя. Человек должен быть убежден, что закаливание проводить так же необходимо, как, например, каждый день ходить на работу;

2) закаливание надо проводить систематически. Ни в коем случае не рекомендуется делать перерыв в проведении закаливающих процедур, так как появившиеся в результате постоянной тренировки организма условные рефлексы без подкрепления постепенно угасают;

3) закаливание должно быть постепенным. Все проводимые человеком закаливающие процедуры будут гораздо эффективнее, если сила воздействия закаливающего фактора будет увеличиваться не вдруг, а постепенно. При этом состояние организма и его реакция на конкретную процедуру будут определять время перехода от более слабых воздействий к более сильным. Как правило, при закаливании возникает определенная ответная реакция сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Если одни и те же процедуры (например, обливания водой одинаковой температуры) систематически повторять, эта реакция ослабевает и в итоге совсем угасает. При повышении силы раздражителя (обливание более холодной водой) та же самая реакция организма возникнет вновь. Во время проведения закаливающих процедур необходимо помнить, что с целью предотвращения переохлаждения нельзя очень резко снижать температуру воды, но в то же время она не должна быть индифферентной;

4) закаливание надо проводить обязательно в хорошем настроении. Положительные эмоции даже при очень сильном охлаждении почти полностью перекрывают негативный эффект, что было подтверждено учеными в ходе многочисленных экспериментов;

5) закаливание надо проводить с использованием разнообразных вспомогательных средств. Физические упражнения, игры и спорт прекрасно сочетаются с различными видами закаливания. Все это повышает сопротивляемость организма и не создает условий для привыкания к одному и тому же раздражителю.

Средства закаливания

К основным средствам и методам закаливания (по увеличению степени воздействия на организм) относятся:

1) закаливание воздухом;

2) солнечные ванны;

3) водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание в естественных водоемах, бассейнах или в морской воде);

4) обтирание снегом;

5) хождение босиком;

6) баня или сауна с купанием в холодной воде;

7) моржевание.

Комплексное закаливание

Это повышение устойчивости организма человека с помощью применения нагрузок разного вида в различное время года. Необходимо учитывать как возраст и пол, так и состояние здоровья. Для этого используются следующие методы:

1) закаливание холодом или теплом. С этими процедурами прекрасно сочетаются различные виды физкультуры, такие как гимнастика, ходьба, массаж, бег и плавание;

2) закаливание с помощью солнечного излучения (гелиотерапия);

3) закаливание снегом, посещение бани, моржевание;

4) некоторые элементы аутогенной тренировки.

Комплексное закаливание способствует предупреждению и лечению заболеваний дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта.

Закаливание воздухом

Наша страна славится своими суровыми зимами. Поэтому для человека, живущего в России, особое значение имеет повышение устойчивости организма к холоду. Нынешние достижения научно-технического прогресса (современное жилье с центральным отоплением, теплая одежда, возможность быстро перемещаться из одного места в другое, используя комфортабельный транспорт) часто вводят человека в заблуждение и порождают ошибочное мнение, что он совершенно не зависит от климата. На самом деле это не совсем так. В нашем мире человек по-прежнему является частью природы и зависит от нее.

Свежий холодный воздух при воздействии на частично или полностью обнаженное тело человека раздражает нервные окончания в коже, что рефлекторно способствует лучшему насыщению кислородом, усиливает кожное дыхание и тренирует систему терморегуляции. При этом в организме повышается скорость обмена веществ, улучшаются сон и аппетит.

Нельзя проводить закаливание воздухом при острых заболеваниях с повышением температуры тела, острых невритах или миозитах, а также при обострении хронических заболеваний суставов (артрита, артроза) и ревматизма.

Закаливание холодным воздухом рекомендуется начинать при температуре воздуха выше +20 °С. Сначала продолжительность процедуры должна составлять не более 10-15 мин, затем ежедневно ее надо увеличивать на 10 мин, постепенно доводя до 1,5-2 ч. При этом одеваться необходимо по погоде.

Перед тем как начинать закаливание, для избавления от возникающих мыслей о предстоящем холодовом воздействии на организм можно использовать аутогенную тренировку, рекомендуемая схема которой приводится ниже:

1) закрыть глаза;

3) спокойно подышать в течение нескольких минут;

4) на лице должна быть легкая улыбка, чтобы организм настроился на положительную волну эмоций;

5) можно мысленно представить картину летней теплой погоды;

6) попытаться ощутить во всем теле тепло, при этом сначала должны стать теплыми руки, затем ноги и только потом остальные части тела;

7) реально оценить ситуацию, почувствовать погоду;

попеременно напрягать и расслаблять мышцы рук и ног.

Затем выполняются массирующие поглаживания тела через одежду, после чего для лучшей активации холодовых рецепторов, находящихся в коже, делается легкий массаж кожи в течение 1 мин.

С целью подготовки всех мышц тела к предполагаемой холодовой нагрузке следует проделать дыхательные упражнения по Лукьяновой (до того, как снять всю одежду) в течение 10 мин. Упражнения рекомендуется выполнять в положении стоя, при этом необходимо обратить внимание на три фазы дыхания: выдох, пауза, вдох.

1. Упражнение со звуком “ПФ”. Сначала следует произвести выдох через рот сквозь плотно сжатые и подобранные внутрь губы, представив себе горящую свечу, и попытаться поколебать, но не задувать ее пламя. После этого рекомендуется расслабить мышцы лица, а губы освободить. Затем произвести вдох через нос. Упражнения рекомендуется сделать 3 раза.

Описание работы

Древнегреческий врач Гиппократ, который является основоположником античной медицины, утверждал, что “холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподвижным”. Таким образом, еще на заре цивилизации закаливанию организма отводилась особая роль в укреплении здоровья.
Абу Али ибн Сина, известный в Европе под именем Авиценны, жил около 980-1037 г. н.э.