Правовые основы сестринского дела. Программа дисциплины «Основы сестринского дела. Ванны водяные простые - лечение водой. Ванны бывают общими, местными, полуваннами

Галина Ивановна Дядя

Шпаргалка по основам сестринского дела

Раздел 1. Введение в дисциплину «Основы сестринского дела»

1. Государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела

В России предусмотрена система здравоохранения с различными формами собственности: государственная, муниципальная и частная . Она решает вопросы социальной политики и имеет три уровня организации управления.

1. Министерство здравоохранения Российской Федерации, в котором существуют управления:

1) организации медицинской помощи;

2) охраны здоровья матери и ребенка;

3) научных и образовательных медицинских учреждений;

4) кадров и др.;

2. министерство здравоохранения области (края);

3. управление здравоохранения при администрации города.

Задачей социальной политики является достижение такого уровня здоровья, который позволит жить человеку продуктивно при максимально возможной продолжительности жизни.

Основные приоритетные направления социальной политики в области здравоохранения:

1) разработка законов для осуществления реформ;

2) охрана материнства и детства;

3) реформа финансирования (медицинское страхование, использование средств различных фондов для поддержки и лечения соответствующих категорий населения – пенсионеров, безработных и т. д.);

4) обязательное медицинское страхование;

5) реорганизация первичной медико-санитарной помощи;

6) лекарственное обеспечение;

7) подготовка кадров;

8) информатизация здравоохранения.

Базовой основой системы здравоохранения должно быть принятие законов Российской Федерации «О Государственной системе здравоохранения», «О правах пациента» и др.

Уже сегодня формируются рынки медицинских услуг, создаются лечебно-профилактические учреждения с различными формами собственности, стационары одного дня, хосписы, учреждения паллиативной медицины, т. е. такие учреждения, где помощь оказывается безнадежно больным и умирающим. В 1995 г. в России уже было 26 хосписов, в 2000 г. их уже более 100.

2. Основные типы лечебно-профилактических учреждений

Различают два основных типа лечебно-профилактических учреждений: амбулаторные и стационарные.

К учреждениям амбулаторного типа относятся:

1) амбулатории;

2) поликлиники;

3) медико-санитарные части;

4) диспансеры;

5) консультации;

6) станции «скорой помощи».

К учреждениям стационарного типа относятся:

1) больницы;

2) клиники;

3) госпитали;

4) родильные дома;

5) санатории;

6) хосписы.

В целях повышения качества лечебной и профилактической работы с 1947 г. в России проводится объединение поликлиник с амбулаториями и больницами. Такая организация работы способствует повышению квалификации врачей, а тем самым и улучшению качества обслуживания населения.

3. Устройство и основные функции больниц

Различают общие, республиканские, областные, краевые, городские, районные, сельские больницы, которые располагаются чаще в центре обслуживаемой территории. Специализированные больницы (онкологические, туберкулезные и т. д.) располагаются в зависимости от своего профиля, чаще на окраине или за городом, в озелененном районе. Существуют три основных типа строительства больниц:

2) централизованный; 1) павильонный;

3) смешанный.

При павильонной системе на территории больницы размещаются небольшие отдельные здания. Централизованный тип строительства характеризуется тем, что здания соединены крытыми надземными или подземными коридорами. Чаще всего в России строились смешанного типа больницы, где основные неинфекционные отделения размещаются в одном крупном здании, а инфекционные отделения, хозяйственные постройки и тому подобное располагаются в нескольких небольших зданиях. Участок больницы делится на три зоны:

1) здания;

2) зона хозяйственного двора;

3) защитная зеленая зона.

Лечебная и хозяйственная зоны должны иметь отдельные въезды.

Больница состоит из следующих объектов:

1) стационара со специализированными отделениями и палатами;

2) вспомогательных отделений (рентгеновского кабинета, патологоанатомического отделения) и лаборатории;

3) аптеки;

4) поликлиники;

5) пищеблока;

6) прачечной;

7) административных и других помещений.

Больницы предназначены для постоянного лечения и ухода за пациентами с определенными заболеваниями, например хирургическими, терапевтическими, инфекционными, психотерапевтическими и т. д.

Стационар больницы является наиболее важным структурным подразделением, куда принимают пациентов, требующих современных, сложных методов диагностики лечения, и оказывают лечение, уход и другие культурно-бытовые услуги.

Устройство стационара любого профиля включает палаты для размещения пациентов, хозяйственные помещения и санитарный узел, специализированные кабинеты (процедурный, лечебно-диагностический), а также ординаторскую, сестринскую комнаты, кабинет заведующего отделением. Оборудование и оснащение палат соответствует профилю отделения и санитарным нормам. Различают одноместные и многоместные палаты. В палате имеются:

1) кровать (обычные и функциональные);

2) прикроватные тумбочки;

3) столики или стол;

4) стулья;

5) шкаф для одежды пациента;

6) холодильник;

7) умывальник.

Кровати ставят головным концом к стене на расстоянии 1 м между кроватями для удобства перекладывания пациента с каталки или носилок на кровать и ухода за ним. Связь пациента с постом медицинской сестры осуществляется с помощью переговорного устройства или световой сигнализации. В специализированных отделениях стационара каждая койка обеспечена устройством для централизованной подачи кислорода и другой медицинской аппаратурой.

Освещение палат соответствует санитарным нормам (см. СаНПиН 5.). Оно определяется в дневное время световым коэффициентом, который равен отношению площади окон к площади пола, соответственно 1: 5–1: 6. В вечернее время палаты освещаются люминесцентными лампами или лампами накаливания. Кроме общего освещения, имеется и индивидуальное. В ночное время палаты освещаются ночным светильником, установленном в нише около двери на высоте 0,3 м от пола (кроме детских стационаров, где светильники устанавливаются над дверными проемами).

Вентиляция палат проводится с помощью приточно-вытяжной системы каналов, а также фрамуг и форточек из расчета 25 м3 воздуха на одного человека в час. Концентрация углекислого газа в воздушной среде палаты не должна превышать 0, 1 %, относительная влажность 30–45 %.

Температура воздуха в палатах взрослых не превышает 20 °C, для детей – 22 °C.

В отделении имеются раздаточная и столовая, обеспечивающие одновременный прием пищи 50 % пациентов.

Коридор отделения должен обеспечить свободное передвижение каталок, носилок. Он служит дополнительным резервуаром воздуха в стационаре и имеет естественное и искусственное освещение.

Санитарный узел состоит из нескольких отдельных помещений, специально оборудованных и предназначенных для осуществления:

1) личной гигиены пациента (ванной комнаты, комнаты для умывания);

2) сортировки грязного белья;

3) хранения чистого белья;

4) дезинфекции и хранения суден и мочеприемников;

5) хранения уборочного инвентаря и спецодежды обслуживающего персонала.

Инфекционные отделения больниц имеют боксы, полубоксы, обычные палаты и состоят из нескольких отдельных секций, обеспечивающих функционирование отделения при установлении карантина в одной из них.

Каждое отделение имеет в установленном порядке обязательный для персонала и пациентов внутренний распорядок отделения, который обеспечивает пациентам соблюдение лечебно-охранительного режима: сон и отдых, диетическое питание, систематическое наблюдение и уход, выполнение лечебных процедур и т. д.

К функциональным обязанностям медсестры стационара относятся:

1) соблюдение лечебно-охранительного режима отделения;

2) своевременное выполнение врачебных назначений;

3) уход за пациентами;

4) помощь пациенту во время осмотра врачом;

5) наблюдение за общим состоянием пациентов;

6) оказание первой доврачебной помощи;

7) соблюдение санитарно-противоэпидемического режима;

8) своевременная передача экстренного извещения в ЦГСЭН (центр Госсанэпиднадзора) об инфекционном больном;

С.А.Мухина,

И.И.Тарновская

Практическое руководство к предмету

«Основы сестринского дела»

ББК 53.5 М 94

Рецензенты: Струтынский А.В., д. м. н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтики внут­ ренних болезней лечебного факультета Российского государственного медицинс­ кого университета.

Коваленко Т.В., директор Московского медицинского колледжа №2.

Мухина З.В., главная медсестра клинического центра Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова.

М у х и н а С.А., Т а р н о в с к а я И.И.

М 94 Практическое руководство к предмету "Основы с е с т р и н с к о г о дела". Учебное пособие. - М.: Рсдник, 2002352 с.

ISBN 5-85895-038-4

Рекомендовано управлением научных и образовательных медицинских учреждений Мин­ здрава России в качестве учебника по предмету «Основы сестринского дела» для студентов медицинских училищ и колледжей. Представляет интерес для студентов факультетов ВСО и практикующего сестринского персонала.

ISBN 5-85895-038-4

Тарновская

"Родник", 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемый читателю учебник «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» авторов С. А. Мухиной и И. И. Тарновской - это следующая после «Теоретических основ сестринского дела» книга, написанная известными авторами и адресованная сту­ дентам медицинских колледжей и учащимся медицинских училищ.

Выход в свет данного практического руководства к базисному пред­ мету подготовки сестер является весьма актуальным и своевремен­ ным. Ценность учебника в том, что он полностью соответствует про­ грамме предмета «Основы сестринского дела» в рамках Государствен­ ного образовательного стандарта по специальности «Сестринское де­ ло», принятие которого позволило определить границы единого обра­ зовательного пространства подготовки медицинских сестер на всей территории Российской Федерации.

Учебник состоит из 16 глав, каждая из которых раскрывает наибо­ лее важные проблемы практической деятельности медицинских сес­ тер. Достоинством учебника является подробно разработанная глава «Инфекционный контроль», содержащая современные методы профи­ лактики внутрибольничной инфекции, интересные статистические дан­ ные, глоссарий,таблицы.

Новым является и введение такого раздела, как «Безопасность сре­ ды на рабочем месте медицинской сестры». Большое внимание уделя­ ют авторы вопросам ухода за тяжелыми больными.

Интересны для специалистов и главы «Уход за стомами», «Сер­ дечно-легочная реанимация», расширяющие рамки использования учеб­ ника. Материал представлен в большинстве случаев в виде кратких и четко сформулированных алгоритмов действий медицинской сестры.

Книга богато иллюстрирована, содержит большое количество ри­ сунков, схем и таблиц, повышающих наглядность учебного материала.

Современное содержание учебника, его высокий методический уро­ вень, хороший литературный язык позволяют рекомендовать его не только студентам медицинских колледжей и учащимся медицинских училищ, но и студентам факультетов высшего сестринского образова­ ния, а также студентам первого курса лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов Российской Федерации.

Н. И. ВОЛОДИН

Опыт важнее изучения,но без предварительного изучения часто будешь ошибаться.

Т. Билорот «Домашний уход за больными»

Много сказано и написано о том, что каждая жен­ щина может быть хорошей сиделкой. Я же, напро­ тив, полагаю, что основы ухода почти неизвестны, и этому нужно учиться.

Флоренс Найтингейл(1859)

ВВЕДЕНИЕ

Практическое руководство составлено в соответствии с новым содержанием пред­ мета, предусмотренным государственным образовательным стандартом по специ ­ альности 0406 «Сестринское дело», 0407 «Лечебное дело», 0408 «Акушерское дело». Большинство рассматриваемых в учебнике технологий и процедур стандартизированы.

Впервые в учебнике подробно изложены меры, с п о с о б с т в у ю щ и е безопасности сестры на рабочем месте (профилактика травмы позвоночника, уменьшение воздей­ ствия токсичных веществ, облучения, инфекции).

Освещается уход за тяжелобольными: приготовление постели, размещение па­ циента, профилактика пролежней, помощь в одевании, кормлении, умывании и т. д.

Раскрыты психологические проблемы, возникающие у пациента в связи с невоз­ можностью удовлетворять физиологические потребности.

В соответствии с программой в учебнике подробно даны принципы ухода за пациентом со стомой, реабилитации, а также обучения по уходу за стомой в домашних условиях.

Все процедуры и технологии в учебнике изложены в виде алгоритмов, приближа ­ ющихся к современным стандартам сестринской практики.

Авторы будут благодарны организаторам сестринских служб, сестринскому пер ­ соналу лечебных учреждений, преподавателям сестринских образовательных учебных заведений, а также студентам сестринских факультетов медицинских училищ, коллед­ жей, вузов за отзывы и замечания по содержанию и форме учебника.

Инфекционный контроль

Студент должен знать:

Понятие «инфекционный контроль»;

- элементы инфекционного процесса;

- определение «внутрибольничная инфекция» (ВБИ);

- масштаб проблемы ВБИ;

- резервуары возбудителей ВБИ;

- способы передачи ВБИ;

- группы риска ВБИ;

- общие меры предосторожности в связи с проблемой ВБИ;

- уровни мытья рук;

- понятия «деконтаминация», «очистка», «дезинфекция», «стерилизация»;

- способы очистки инструментов;

- преимущества и недостатки различных групп дезинфектантов;

- о потенциальном риске для здоровья сестры при неправильном приготовлении и использовании дезинфицирующих средств;

- документы, регламентирующие режимы дезинфекции;

- способы и режимы дезинфекции предметов ухода за больными, белья, инструментов;

- средства дезинфекции;

- способы и этапы предстерилизационной очистки;

- способы контроля качества предстерилизационной очистки;

- методы и режимы стерилизации;

- методы контроля паровой и воздушной стерилизации;

- принципы работы ЦСО;

- меры предосторожности при работе с острыми и режущими ин­ струментами.

Студент должен уметь:

- мыть руки до и после любой манипуляции (на социальном и ги­ гиеническом уровне);

- надевать и снимать нестерильный халат;

- надевать стерильные и снимать использованные перчатки;

- надевать и снимать маску;

- пользоваться дезинфицирующими средствами;

- проводить предстерилизационную очистку инструментария;

- проводить пробы для определения качества предстерилизацион­ ной очистки;

ГЛОССАРИЙ

Определение

Вирулентные микроорганизмы

Микроорганизмы, вызывающие заболевание

Генерализованная форма инфекции

Инфекция, распространяющаяся по всему

организму, поражая различные ткани и

Госпитальный штамм микроорганизмов

Микроорганизмы, изменившие свою структуру

в ЛПУ и обладающие полирезистентностью

Дезинфекция

Процесс,уменьшающий количество

патогенных микроорганизмов (кроме

бактериальных спор) находящихся на живом

организме или коже, количество которых для

здоровья неопасно

Деконтаминация

Процесс удаления или уничтожения

микроорганизмов с целью обезвреживания

и защиты - очистка. дезинфекция,

стерилизация

Детергенты

Моющие средства

Интактная кожа

Кожа, не имеющая отклонений в структуре и

Инвазивные процедуры

Манипуляции, при которых нарушается

целостность тканей, сосудов, полости

Контаминация

Обсеменение

Процесс удаления с поверхности объекта

инородных тел (органических остатков,

микроорганизмов и т. д.)

Пирогенный

Повышающий температуру тела

Постоянные микроорганизмы

Живущие и размножающиеся в

поверхностных и глубоких слоях кожи

Резистентность

Устойчивость

Резидентный штамм микроорганизмов

Микроорганизмы, присутствующие в норме,

обязательные, пристеночные. В обычных

условиях заболеваний не вызывают

Реконтаминация

Повторное обсеменение

Стерилизация

Процесс уничтожения всех микроорганизмов,

включая бактериальные споры

Транзиторные микроорганизмы

Непостоянные, необязательные, просветные

микроорганизмы, появляющиеся вследствие

свежего контакта и имеющие ограниченный

срок жизни

Экспозиционная выдержка

Промежуток времени для наступления

дезинфекции (стерилизации)

1.1. Проблема внутрибольничной инфекции

Во всем мире внутрибольничные инфекции являются актуальной проблемой. Оте­ чественные и зарубежные исследователи свидетельствуют: внутрибольничная инфек­ ция (ВБИ) возникает как м и н и м у м у 5 - 1 2 % пациентов, поступающих в ЛПУ. Смерт­ ность от нее достигает 2 5 % , а у новорожденных ВБИ - основная причина смертности.

В стационарах различного профиля периодически возникают эпидемические вспышки.

К ВБИ относят заболевания, возникающие:

у пациентов, инфицированных в стационаре;

у пациентов, получающих поликлиническую помощь (скорую, неотложную);

у медицинских работников, заразившихся при оказании п о м о щ и пациентам в стационаре, поликлинике, в условиях скорой (неотложной) п о м о щ и.

В возникновении, поддержании и распространении ВБИ важнейшую роль играет медицинский персонал ЛПУ. В данном учебнике отмечены факторы, увеличивающие рост ВБИ, которые непосредственно связаны с медицинским персоналом.

«1. Искусственно сформировался мощный механизм передачи возбудителей ин­ фекций, связанный с инвазивными вмешательствами, лечебными и диагностически ­ ми процедурами, использованием медицинской аппаратуры.

2. Активизировался естественный механизм передачи возбудителей инфекцион­ ных болезней, о с о б е н н о воздушно-капельный и контактно-бытовой в условиях тесно ­ го общения пациентов и медицинского персонала ЛПУ.

3. Ш и р о к о е использование для диагностики и лечения сложной техники приво­ дит к травмированию слизистых оболочек и кожного покрова, формируя «ворота» для возбудителей инфекции, поэтому требуются особые методы стерилизации. А они ча­ сто отсутствуют.

4. Медленная психологическая перестройка части клиницистов, по-прежнему рас­ сматривающих ВБИ (пневмония, пиелонефрит, воспалительные заболевания кожи, подкожной клетчатки, в т.ч. постинъекционные инфильтраты) как неинфекционную патологию. Это приводит к несвоевременным профилактическим и противоэпидеми ­ ческим мероприятиям.»

В структуре ВБИ ведущее место - 7 5 - 8 0 % , особенно в крупных городах, зани­ мают г н о й н о - с е п т и ч е с к и е и н ф е к ц и и (ГСИ). Основные пути ее передачи - контак­ тный и воздушно-капельный (аэрозольный). Факторы риска возникновения ГСИ:

увеличение с р е д и сотрудников числа носителей штаммов резидентного типа;

формирование госпитальных штаммов;

увеличение обсемененности воздуха, окружающих предметов и рук персонала;

диагностические и лечебные манипуляции;

несоблюдение правил размещения пациентов;

несоблюдение правил инфекционной безопасности при уходе за пациентами; др.

П о с т и н ъ е к ц и о н н а я г н о й н а я п а т о л о г и я п р и п р о в е д е н и и и н ъ е к ц и и

Место проведения инъекций

Случаи постинъекционных нагноений

Поликлиника

Скорая помощь

Больница

Родовспомогательное учреждение

Медсанчасть,здравпункт

Дом отдыха,санаторий

В домашних условиях (членами семьи)

Смертность пациентов с постинъекционной патологией составляет 2%, так как у 1,7% пациентов происходит генерализация инфекции.

Передаче ВИЧ и вирусов гепатита В, С, Д также способствуют инъекции. Так, серь­ езный первичный очаг ВИЧ был зарегистрирован в 1988 г. в Элисте и соседних горо ­ дах - 250 инфицированных. Сегодня, учитывая увеличение ВИЧ-инфицированных, в том числе с р е д и медицинского персонала, риск передачи ВИЧ во время диагности ­ ческих и лечебных процедур значительно возрастает.

дать в ЛПУ увеличения риска инфицирования вирусом гепатита В.

7 - 1 2 % - к и ш е ч н ы е и н ф е к ц и и, при этом 8 0 % случаев - сальмонелез. 7 - 9 % внутрибольничного сальмонеллеза выявлено у медицинского персонала ЛПУ.

Исследователи отмечают, что «медицинский персонал является основным резер­ вуаром инфекции, за счет которого обеспечивается циркуляция и сохранение возбу­ дителя, вызывающего формирование стойких очагов сальмонелеза в ЛПУ.»

В таблице приводится динамика инфицирования внутрибольничными инфекция­ ми на т е р р и т о р и и РФ.

Передача патогенных микроорганизмов от пациента к пациенту происходит так­ же, как и от пациента к персоналу.

В частности, через руки персонала передаются: золотистый стафилококк, э п и - дермальный стафилококк, стрептококк А, энтерококк, эшерихии, клебсиелла, энтеро - бактер, протей, сальмонелла, синегнойная палочка, анаэробные бактерии, дрожжепо -

д о б н ы й гриб рода кандида, простой герпес, вирус полиомиелита, вирус гепатита А. Учитывая количество микроорганизмов, следует помнить, что мытье рук - серьез­

ная мера профилактики ВБИ.

1.2. Профилактика ВБИ

При уходе за пациентами профилактика ВБИ возможна при соблюдении о б щ и х

м е р п р е д о с т о р о ж н о с т и:

мыть руки сразу после контакта с инфицированным материалом и пациентами (кровью и д р у г и м и биологическими жидкостями организма, инфицированным паци­ ентом или предметами ухода за ним);

по возможности не прикасаться к инфицированному материалу;

надевать перчатки при контакте с кровью, инфицированным материалом и био ­ логическими жидкостями;

мыть руки сразу после снятия перчаток;

немедленно убирать просыпанный или пролитый инфицированный материал;

дезинфицировать оборудование по уходу сразу после использования;

использованный перевязочный материал сжигать.

М ы т ь е р у к - важнейшая процедура, позволяющая предупредить ВБИ. Выделяют три уровня деконтаминации рук: социальный, гигиенический (дезин­

фекция), хирургический (в данном руководстве освещаются первые два уровня).

С о ц и а л ь н ы й у р о в е н ь: мытье не сильно загрязненных рук мылом с водой по­ зволяет удалить с кожи большинство транзиторных микроорганизмов.

Социальная обработка рук проводится:

перед приемом пищи;

после посещения туалета;

перед и после ухода за пациентом;

при загрязнении рук.

На рис. 1.2 показаны поверхности, которые часто пропускают во время мытья рук, поэтому они остаются, как правило, грязными.

После поверхностных контактов с пациентом (например, измерение АД) мытье рук не требуется.

Рис. 1.2. Участки, пропускаемые при мытье рук

Государственное автономное образовательное учреждение СПО СО

«Саратовский областной базовый медицинский колледж»

ПРОГРАММа учебной дисциплины

Основы сестринского дела

2014 г.
Программа дисциплины «Основы сестринского дела» является вариативной программой для специальности 33.02.01 Фармация, составленной в соответствии с профессиональным модулем «Младшая медицинская сестра по уходу за больным», разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования.

Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Саратовской области «Саратовский областной базовый медицинский колледж».
Разработчик: Рыбакова Ирина Александровна, преподаватель профессионального модуля «Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» высшей категории ГАОУ СПО СО «Саратовский областной базовый медицинский колледж».
Рецензент: Шилова Н. И. Главный специалист по управлению сестринской деятельностью Министерства здравоохранения Саратовской области, директор ГАОУ ДПО «Саратовский областной базовый центр повышения квалификации работников здравоохранения»


  1. паспорт учебной ПРОГРАММЫ
дисциплины «Основы сестринского дела»

    1. Область применения программы
Программа дисциплины «Основы сестринского дела» – является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена в части освоения основного вида профессиональной деятельности по специальности СПО 33.02.01 Фармация.

    1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к вариативной части.

    2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
в результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:




  • соблюдать требования техники безопасности и противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций



  • составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода , инфекционной безопасности, употребления продуктов питания и т.д.;






максимальной учебной нагрузки обучающегося – 105 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 70 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 35 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:

лабораторные работы

-

практические занятия

60

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

подготовка реферативных сообщений

составление кроссвордов

составление ситуационных задач

работа с обучающими и контрольными пособиями

изучение нормативной документации

составление тестовых заданий с эталонами ответов

составление граф логической структуры по теме


14

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. тематический план и содержание учебной дисциплины

«основы сестринского дела».


Наименование разделов дисциплины и тем

Содержание учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Теория и практика сестринского дела.

10

Тема 1.1.Становление сестринского дела в России.

1.Основные вехи в развитии сестринского дела в России.

2.Реформа сестринского дела: предпосылки, основные цели и задачи, направления.

3.Ассоциация российских медсестер: роль, цели, задачи.



2

1

Подготовка реферативных сообщений на темы: «История развития сестринского дела за рубежом», «Деятельность общин сестер милосердия».

Составление кроссвордов на тему: «История развития сестринского дела в России и за рубежом».


0,5

Тема 1.2.Биоэтика.

Содержание учебного материала:

1.Этика и деонтология как разделы философии сестринского дела.

2.Биоэтика: понятие, основные проблемы.

3.Принципы биоэтики.

4.Основные положения «Этического кодекса медицинских сестер России».


2

1

Самостоятельная работа студентов:

Подготовка рефератов по темам: «Значение этики и деонтологии для практической деятельности медицинских работников», «История создания международного совета медицинских сестер».



Тема 1.3. Мастерство общения в сестринском деле.

Содержание учебного материала:

1. Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки.

2. Функции общения.

3.Уровни общения (внутриличностный, межличностный, общественный).

4. Типы общения: вербальное, невербальное.

5.Каналы общения (устная речь, письменное общение – написанные слова, символы; неречевое общение – мимика, жесты).

6.Элементы эффективного общения (отправитель, сообщение, канал, получатель подтверждения).

Факторы, способствующие и препятствующие эффективному общению. Стили общения.

Поддержание связи с пациентом неспособным к вербальному общению.

Критерии эффективного общения.



2

1

Самостоятельная работа студентов:

Написание рефератов на темы: «Эффективное общение в сестринском деле», «Стили общения»




Тема 1.4.Сестринский процесс.

Содержание учебного материала:

1.Сестринский процесс: определение, цель.

2.Этапы сестринского процесса.

3.Краткая характеристика каждого этапа сестринского процесса.

4.Преимущества использования сестринского процесса на практике.


2

1

Самостоятельная работа студентов:

Написание рефератов на темы: «Модели сестринского дела», «Сестринский процесс и современная медицина», «Современные представления об основных потребностях человека».



Тема 1.5.Объективное сестринское обследование.

Практическое занятие:

Содержание объективного метода обследования. Внешний вид, сознание, положение в постели, окраска и влажность кожных покровов и слизистых, определение отеков, водного баланса, измерение роста, определение массы тела. Наблюдение за дыханием: ритм, частота, глубина дыхания. Типы дыхания. Понятие об одышке . Пульс. Определение пульса и его характеристик. Артериальное давление. Измерение артериального давления. Возрастные нормы. Понятия «гипертензия» и «гипотензия». Цифровая и графическая запись показателей функционального состояния: температуры, числа дыхательных движений, пульса, артериального давления, массы тела, роста, кратности стула,

величины суточного диуреза.


4

2

Самостоятельная работа студентов:

Подготовка реферативных сообщений на темы: « Правила проведения общего осмотра пациента», «Виды и причины нарушения сознания», «Причины возникновения отеков».


0,5

Раздел 2.

Инфекционный контроль и профилактика внутрибольничной инфекции.


14

Тема 2.1. Внутрибольничная инфекция и инфекционный процесс.

Содержание учебного материала:

1.Понятия «инфекционный процесс», «внутрибольничная инфекция».

2.Масштаб, проблемы ВБИ, структура ВБИ.

3.Способы передачи инфекции в ЛПУ.

4.Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина.

5.Характеристика и способы передачи некоторых

возбудителей ВБИ.

6.Заболевания, относящиеся к группе ВБИ.


2

2

Самостоятельная работа студентов:

Подготовка реферативных сообщений: «Масштаб и проблемы ВБИ», «Современная статистика ВБИ».



Тема 2.2.

Организация инфекционного контроля

в ЛПУ.


Практическое занятие:

Структура службы инфекционного контроля.

Цели, задачи и методы службы инфекционного контроля в ЛПУ.


1

Тема 2.2.

Дезинфекция: виды, методы, средства.


Практическое занятие.

Дезинфекция. Виды и методы дезинфекции.

Нормативные документы, регламентирующие методы, средства и режимы дезинфекции (Приказы МЗ СССР, МЗ РФ, методические рекомендации и т.д.).

Средства для химической дезинфекции, их краткая характеристика.

Правила хранения и меры предосторожности при работе с дезсредствами; первая помощь при отравлении дезсредствами.

Предстерилизационная очистка.


4

2

Самостоятельная работа студентов:

Подготовка реферативных сообщений на темы: «Современные средства для совмещенной ПСО и дезинфекции», «Современные средства для обработки рук медицинского персонала».



Тема 2.3.

Стерилизация: виды, методы. Профилактика парентеральных инфекций.


Практическое занятие.

Стерилизация.

Методы стерилизации.

Нормативные документы, регламентирующие методы способы и режимы дезинфекции и стерилизации (Приказы МЗ СССР, МЗ РФ, методические рекомендации и т.д.).

Требования к стерилизующей аппаратуре.

Контроль качества стерилизации.

Этиология, патогенез, пути передачи ВИЧ-инфекции и гепатитов А и В. Профессиональная безопасность медицинских работников.

Профилактика парентеральных инфекций:

профилактика парентеральных гепатитов у медицинских работников, экстренные меры против возможного заражения ВИЧ и парентеральными гепатитами при авариях с кровью, профилактические противоэпидемические мероприятия в ЛПУ.


4

2

Самостоятельная работа студентов:

Подготовка реферативных сообщений на темы: «Современные средства стерилизации химическим методом», «ВИЧ-инфекция: история вопроса, пути передачи, профилактика», «Вирусные гепатиты А и В: пути передачи, клинические проявления, профилактика».

Работа с обучающими и контролирующими пособиями.

Работа с нормативными документами.



1

Раздел 3.

Техника выполнения простейших медицинских манипуляций.


36

Тема 3.1.

Медикаментозное лечение в сестринской практике .


Практическое занятие №1.

Оснащение и документация поста медицинской сестры.

Выборка назначений из истории болезни. Выписывание требований на лекарственные средства и порядок получения их из аптеки.

Правила хранения и распределения лекарственных средств в отделении: на сестринском посту и в процедурном кабинете.

Выписывание, учет и хранение наркотических, сильнодействующих, остродефицитных и дорогостоящих лекарственных средств. Списки А и В.


4

2

Самостоятельная работа студентов:

Составление тестовых заданий с эталонами ответов .

Работа с обучающими и контролирующими пособиями.


1

Практическое занятие №2.

Пути и способы введения лекарственных средств в организм.

Правила раздачи лекарственных средств для энтерального применения.

Наружное применение на кожу мазей различными способами, присыпок, пластырей, растворов, настоек. Закапывание капель в глаза, нос, уши.

Закладывание мази в глаза, нос, уши.

Ингаляционный способ введения лекарственных средств.

Введение ректального суппозитория в прямую кишку. Обучение пациента правилам применения различных форм лекарственных средств.



4

2

Самостоятельная работа студентов:

Подготовка реферативных сообщений на темы: «Преимущества и недостатки различных путей введения лекарственных средств», «Современные лекарственные средства для наружного и ингаляционного путей введения лекарственных средств».



Практическое занятие №3.

Оснащение и документация процедурного кабинета. Должностные инструкции медсестры процедурного кабинета.

Виды шприцев и игл. Цена деления шприца. Подготовка шприца однократного применения к инъекции.

Набор лекарственных средств из ампул и флаконов. Разведение антибиотиков.

Анатомические области для парентерального введения лекарственных средств.

Техника внутрикожных, подкожных, внутримышечных, внутривенных инъекций и внутривенных вливаний на фантоме с помощью одноразового инструментария.

Особенности введения некоторых лекарственных средств (масляных растворов, бициллина, инсулина, гепарина, сердечных гликозидов, хлористого кальция, раствора сернокислой магнезии).

Обучение пациента и его родственников технике выполнения подкожных и внутримышечных инъекций в домашних условиях. Возможные осложнения, связанные с применением лекарственных средств. Тактика медицинской сестры.


4

2

Самостоятельная работа студентов:

Подготовка реферативных сообщений на темы: «Осложнения после инъекций. Статистика осложнений», «Показания, противопоказания, осложнения, пути введения масляных растворов, бициллина, инсулина, гепарина, сердечных гликозидов, хлористого кальция, сернокислой магнезии».

Составление ситуационных задач по всей теме с эталонами ответов.

Составление кроссвордов.

Составление граф логической структуры.

Составление тестовых заданий.



1
0,5

Тема 3.2.

Личная гигиена пациента.


Практическое занятие.

Значение личной гигиены пациента. Уход за кожей и естественными складками.

Пролежни. Определение степени риска образования пролежней. Локализация, стадии образования пролежней. Обучение родственников тяжелобольного пациента элементам профилактики пролежней в домашних условиях. Тактика медицинской сестры при развитии пролежней.

Уход за волосами: мытье головы, расчесывание. Мытье ног. Стрижка ногтей на руках и ногах. Умывание пациента. Бритье лица пациента.

Уход за слизистыми: удаление выделений и корочек из носа; протирание глаз, обработка слизистых ротовой полости и губ; чистка зубов; уход за съемными зубными протезами; очищение наружного слухового прохода.

Подача судна и мочеприемника.

Уход за наружными половыми органами.

Обучение пациента и его семьи элементам гигиенического ухода.



4

2

Самостоятельная работа студентов:

Подготовка реферативных сообщений на темы: «Современные средства для ухода за кожей тяжелобольных», «Современные методы и средства для лечения пролежней».


0,5

Тема 3.3.

Методы простейшей физиотерапии.


Практическое занятие:

Понятие простейшей физиотерапии.

Виды и цели простейших физиопроцедур, показания и противопоказания к ним, возможные осложнения. Постановка банок и горчичников; приготовление и подача грелки и пузыря со льдом; приготовление и применение холодного, горячего и согревающего компрессов.

Гирудотерапия: цели применения, противопоказания, осложнения, ход процедуры, принципы ухода за больным после процедуры гирудотерапии. Оксигенотерапия: цели и методы оксигенотерапии.



4

2

Самостоятельная работа студентов:

Подготовка реферативных сообщений на темы: «История развития гирудотерапии», «Современный взгляд на спектр показаний и противопоказаний к гирудотерапии», «Приставочные реакции при проведении гирудотерапии», «Осложнения оксигенотерапии», «Использование кислорода в современной медицине», «Современный взгляд на использование тепла и холода при лечении больных», «Использование вакуумтерапии в современной медицине».

Составление ситуационных задач с эталонами ответов.



Тема 3.4.

Термометрия, уход при лихорадке.


Практическое занятие:

Термометрия. Виды и устройство термометров. Основные способы измерения температуры тела. Обработка, хранение термометров, правила техники безопасности при работе с ртутьсодержащими термометрами.

Понятие о лихорадке. Виды и периоды лихорадки. Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки.


4

2

Самостоятельная работа студентов:

Составление ситуационных задач.

Подготовка реферативных сообщений на темы: «Виды лихорадок», «Гипертермия, осложнения гипертермии».



0,5

Тема 3.5.

Питание и кормление пациента.


Практическое занятие:

Основы рационального питания. Организация питания в стационаре . Составление порционного требования. Понятие и основные требования диетотерапии. Характеристика основных лечебных столов. Раздача пищи. Кормление тяжелобольных в постели из ложки и поильника. Кормление пациента через зонд, через гастростому. Парентеральное питание.


4

2

Самостоятельная работа студентов:

Подготовка реферативных сообщений на темы: «Лечебное голодание», «Раздельное питание. Научное обоснование», «Современные препараты для парентерального питания больных», «Современные смеси для искусственного питания больных».

Составление тестовых заданий.



Тема 3.6.

Клизмы. Газоотводная трубка.


Практическое занятие:

Клизмы. Виды клизм: очистительная, послабляющая (масляная и гипертоническая), сифонная, лекарственная.

Механизм действия различных видов клизм, показания, противопоказания и возможные осложнения.

Подготовка пациента и постановка различных видов клизм (на фантоме).

Газоотводная трубка; цели ее применения, показания, противопоказания и возможные осложнения. Применение газоотводной трубки на фантоме.


4

2

Самостоятельная работа студентов:

Составление ситуационных задач.

Составление граф логической структуры темы.

Составление тестовых заданий.

Составление кроссвордов.


0,5
1

Тема 3.7.

Подготовка пациента к лабораторным исследованиям.


Практическое занятие:

Выборка назначений на диагностические исследования из листа назначений. Подготовка посуды и оформление направлений на различные виды исследований. Инструктаж пациента о правилах взятия биологического материала на исследование. Техника безопасности при работе с биологическим материалом. Взятие крови из вены для биохимического исследования: на реакцию Вассермана, ля выявления антител к ВИЧ-инфекции. Взятие мокроты на общий анализ: на микобактерии туберкулеза, для бактериологического исследования. Взятие мочи для исследования: на общий анализ, по Нечипоренко, по Зимницкому, на сахар, для бактериологического исследования. Взятие кала на исследование: на копрограмму, на скрытую кровь, для исследования на простейших, для исследования на яйца гельминтов, для бактериологического исследования. Взятие мазков из зева и носа для бактериологического исследования.


4

2

Самостоятельная работа студентов:

Подготовка реферативных сообщений на темы: «Параметры, определяемые при исследовании крови на общий анализ и при биохимическом исследовании»

«Показания и цели исследования кала и мочи».

Составление тестовых заданий.



Тема 3.8.

Сердечно-легочная реанимация вне лечебного учреждения.

Дифференцированный зачет


Практическое занятие №1:

Признаки клинической и биологической смерти. Причины обструкции дыхательных путей. Частичная и полная обструкции дыхательных путей. Оказание помощи при обструкции дыхательных путей инородным телом у пострадавшего в сознании и без сознания, с избыточной массой тела, беременным, самопомощь. Проведение Искусственной вентиляции легких методом «рот в рот», «рот в нос». Особенности проведения ИВЛ у пациентов с трахеостомой, с зубными протезами, повреждениями головы и позвоночника. Непрямой массаж сердца. Особенности проведения сердечно-легочной реанимации взрослого пострадавшего одним и двумя спасателями.



4

2

Самостоятельная работа студентов:

Составление ситуационных задач с эталонами ответов.

Составление граф логической структуры темы.

Составление тестовых заданий.



0,5

Практическое занятие №2

Особенности проведения сердечно-легочной реанимации ребенку. Возможные осложнения при проведении сердечно-легочной реанимации. Критерии эффективности проводимых реанимационных мероприятий. Критерии прекращения сердечно-легочной реанимации.

Дифференцированный зачет проводится по билетам. Каждый билет содержит по одному вопросу из каждого раздела:

1.теория и практика сестринского дела; 2.инфекционный контроль и профилактика ВБИ; 3.техника выполнения простейших медицинских манипуляций.



4

2

Всего:

105

3. условия реализации программы дисциплины.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация дисциплины предполагает наличие учебных кабинетов доклинической практики «Теория и практика сестринского дела».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Теория и практика сестринского дела»:

  • комплект изделий медицинского назначения;

  • комплект муляжей;

  • комплект бланков медицинской документации;

  • комплект учебно-методической документации;

  • наглядные пособия.

Технические средства обучения: устройства для прослушивания и визуализации учебного материала.


Реализация дисциплины предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрировано.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Аппаратура и приборы:

  • весы,

  • ростомер,

  • биксы разных размеров,

  • тонометры,

  • фонендоскопы,

  • стерилизатор,

  • секундомеры,

  • песочные часы.

Медицинское оборудование и принадлежности:


  • пробирки разные,

  • чашки Петри,

  • штативы для пробирок,

  • мерная посуда,

  • емкости (разнообразные) для сбора лабораторных анализов,

  • емкости для дезинфицирующих средств разные,

  • мешки для сбора обходов классов А и Б,

  • иглосъемники разнообразные,

  • стойки-тележки для сбора отходов в отделении

  • комбинированные упаковки (пленка + бумага) для стерилизации,

  • пакеты бумажные для стерилизации,

  • крафт-пакеты для стерилизации медицинского инструментария,

  • дозатор для жидкого мыла

  • полотенцедержатель

  • бумажное полотенце

  • аварийная аптечка,

  • штативы для капельниц,

  • маски медицинские,

  • жгуты,

  • подушечки клеенчатые,

  • ведра,

  • мензурки,

  • комплект маркированных контейнеров (емкостей) для проведения уборки,

  • ершики,

  • ветошь.

Медицинский инструментарий:


  • шприцы разные,

  • системы для внутривенного капельного вливания,

  • иглы разные,

  • корнцанги,

  • ножницы,

  • пинцеты,

  • шпатели,

  • мандрены,

  • лотки разные

  • пипетки глазные,

  • стеклянные глазные палочки

  • маски кислородные,

  • канюли носовые,

  • газоотводные трубки разные,

  • грушевидные баллоны разные

  • грелки,

  • системы для промывания желудка,

  • кружки Эсмарха,

  • клизменные наконечники

  • мочевые катетеры разные,

  • пузыри для льда,

  • перчатки медицинские (чистые и стерильные)

  • бумага компрессная,

  • термометры медицинские,

  • термометры водяные,

  • клеенчатая шапочка или косынка

  • шпатель,

  • система для проведения сифонной клизмы .

Предметы ухода:


  • вата,

  • бинты,

  • клеенки,

  • впитывающие пеленки,

  • противопролежневый матрац,

  • мочеприемники разные

  • комплекты постельного белья,

  • комплекты нательного белья,

  • простыни,

  • пеленки,

  • полотенца,

  • комплект столовой посуды для кормления тяжелобольного пациента,

  • салфетки марлевые разные

  • марля,

  • судна подкладные,

  • фартуки клеенчатые,

  • подгузники,

  • кувшины.

  • тазы,

  • гребешок.

Лекарственные средства и другие вещества:

  • жидкое мыло


  • педикулоциды разные,


  • вазелиновое масло,

  • вазелин,

  • «стерильный» глицерин,

  • лекарственные формы для энтерального и наружного применения.

  • ампулы с физиологическим раствором различной емкости,

  • флаконы с физиологическим раствором различной емкости,

  • флаконы с антибиотиком,

  • детская присыпка,

  • защитный крем (для профилактики пролежней),

  • горчичники.
  • различные дезинфицирующие средства* с методическими рекомендациями (*Дезинфицирующие средства – порошки или жидкости, имитирующие дезинфицирующие средства)


  • моющие средства для проведения предстерилизационной очистки,

  • 1% спиртовой раствор фенолфталеина,

  • 3% раствор перекиси водорода,

  • раствор азопирама.

Медицинская документация:

  • медицинская карта стационарного больного 003/у,

  • журнал учета приема больных и отказов в госпитализации (форма № 001/у)

  • журнал учета инфекционных заболеваний 060у

  • статистическая карта выбывшего из стационара 006/у,

  • экстренное извещение 058/у,

  • квитанция на прием вещей и ценностей,

  • температурные лист (форма № 004/у)

  • порционник

  • тетрадь назначений,

  • листок учета движения больных и коечного фонда стационара (форма № 007/у)

  • листы назначений

  • бланки направлений на анализы

  • журнал движения больных,

  • журнал передачи дежурств


  • журналы лабораторных и инструментальных методов исследования
  • журнал учета наркотических веществ,

  • журнал контроля работы стерилизаторов воздушного, парового (автоклава) ф.257/у,

  • журнал Учета качества предстерилизационной обработки (ф.336/у).

Учебно-наглядные пособия:


  • тренажер сердечно-легочной реанимации,

  • тренажер сердечно- легочной реанимации ребенка до года,

  • тренажер для отработки приема Хеймлиха,
  • тренажеры для проведения инъекций,


  • тренажер катетеризации мужского и женского мочевого пузыря,

  • тренажер для постановки клизм,

  • тренажер для зондирования и промывания желудка,

  • манекен-тренажер для медицинской сестры.

Мебель и оборудование


  • кровать функциональная,
  • кресло-каталка,

  • каталка,

  • раковина,


  • кушетки,

  • передвижные манипуляционные столики,

  • шкафы для хранения инструментария, оборудования, аппаратуры, медикаментов, предметов ухода, медицинской документации, учебно-наглядных пособий,

  • ширмы,

  • столик прикроватный.


3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:


  1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009.

  2. Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2009

  3. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2014. – (Медицина для вас).

  4. Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс. ∕Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, 2010.

  5. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009.

  6. Осипова В.Л. «Дезинфекция» Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей Москва Издательская группа «Гэотар- Медиа» 2009 г.

  7. Осипова В.Л. «Внутрибольничная инфекция». Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей Москва Издательская группа «Гэотар- Медиа» 2009 г.

Дополнительные источники:


  1. Абрамова И.М. Комментарии к методическим указаниям по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения. \ Справочник фельдшера и акушера, 2011 №№ 4,5,6. стр 62-87

  2. Акимкин В.Г. «Санитарно-эпидемиологические требования к организации сбора, обеззараживания временного хранения и удаления отходов в лечебно-профилактических учреждениях». Методическое пособие Москва Издательство РАМН 2012 г.

  3. Пастернак А.В. Очерки по истории общин сестёр милосердия. – М.: Свято-Дмитриевское училище сестёр милосердия, 2011.

  4. Сестринский процесс: Учеб. пособие: Пер. с англ. ∕Под общ. ред. Проф. Г.М. Перфильевой. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2010.

  5. Семина Н.А. Ковалева Е.П. Акимкин В.Г., Селькова Е.П., Храпунова И.А. «Профилактика внутрибольничного инфицирования медицинских работников» Практическое руководство Москва Издательство РАМН 2009 г.

  6. Ситуационное обучение в сестринском деле: Учеб. пос. ∕ Под общ. ред. С.И. Двойникова, С.В. Лапик. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2009.

  7. Хетагурова А.К. «Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры» Приложение к журналу «Сестринское дело» № 1 2009 г.

  8. Шпирина А.И., Коноплёва Е.Л., Евстафьева О.Н. Сестринский процесс, универсальные потребности человека в здоровье и болезни ∕Уч. Пособие для преподавателей и студентов. М.; ВУНМЦ 2010.

  9. Ярцева Т.Н., Плешкан Р.Н., Собчук Е.К. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: – 4.I. – М.: АНМИ, 2011.

  10. Нормативные документы:

  • законы,

  • СанПиНы,

  • ОСТы,

  • приказы Минздрава,

  • постановления главного государственного санитарного врача,

  • письма Минздрава РФ,

  • письма Роспотребнадзора,

  • методические указания инструкции и рекомендации, утвержденные Минздравом РФ (СССР).

  1. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы – интернет ресурсы, отвечающие тематике профессионального модуля, в том числе:
http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;

http://www.consultant.ru/- нормативные документы;

http://www.recipe.ru/ - нормативные документы;

www.med-pravo.ru – нормативные документы и др.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.


Умения и знания

Формы и методы контроля

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий;

  • планировать и осуществлять сестринский уход;

  • обеспечивать санитарные условия в учреждениях здравоохранения и на дому;

  • соблюдать требования техники безопасности и противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций

  • обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

  • проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;

  • составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, употребления продуктов питания и т.д.

наблюдение и оценка выполнения практических действий.

в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • собирать информацию о состоянии здоровья пациента;

  • определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;

  • способы реализации сестринского ухода;

  • технологии выполнения медицинских услуг;

  • факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

  • принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;

  • основы профилактики внутрибольничной инфекции

оценка решения ситуационных задач,

профессиональных задач;

разбор конкретных ситуаций;

наблюдение в процессе теоретических и практических занятий;

оценка решения тестовых заданий;

оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;

наблюдение в процессе учебной деятельности ;
дифференцированный зачет по дисциплине

Раздел 1. Введение в дисциплину «Основы сестринского дела»

1. Государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела

В России предусмотрена система здравоохранения с различными формами собственности: государственная, муниципальная и частная . Она решает вопросы социальной политики и имеет три уровня организации управления.

1. Министерство здравоохранения Российской Федерации, в котором существуют управления:

1) организации медицинской помощи;

2) охраны здоровья матери и ребенка;

3) научных и образовательных медицинских учреждений;

4) кадров и др.;

2. министерство здравоохранения области (края);

3. управление здравоохранения при администрации города.

Задачей социальной политики является достижение такого уровня здоровья, который позволит жить человеку продуктивно при максимально возможной продолжительности жизни.

Основные приоритетные направления социальной политики в области здравоохранения:

1) разработка законов для осуществления реформ;

2) охрана материнства и детства;

3) реформа финансирования (медицинское страхование, использование средств различных фондов для поддержки и лечения соответствующих категорий населения – пенсионеров, безработных и т. д.);

4) обязательное медицинское страхование;

5) реорганизация первичной медико-санитарной помощи;

6) лекарственное обеспечение;

7) подготовка кадров;

8) информатизация здравоохранения.

Базовой основой системы здравоохранения должно быть принятие законов Российской Федерации «О Государственной системе здравоохранения», «О правах пациента» и др.

Уже сегодня формируются рынки медицинских услуг, создаются лечебно-профилактические учреждения с различными формами собственности, стационары одного дня, хосписы, учреждения паллиативной медицины, т. е. такие учреждения, где помощь оказывается безнадежно больным и умирающим. В 1995 г. в России уже было 26 хосписов, в 2000 г. их уже более 100.

2. Основные типы лечебно-профилактических учреждений

Различают два основных типа лечебно-профилактических учреждений: амбулаторные и стационарные.

К учреждениям амбулаторного типа относятся:

1) амбулатории;

2) поликлиники;

3) медико-санитарные части;

4) диспансеры;

5) консультации;

6) станции «скорой помощи».

К учреждениям стационарного типа относятся:

1) больницы;

2) клиники;

3) госпитали;

4) родильные дома;

5) санатории;

6) хосписы.

В целях повышения качества лечебной и профилактической работы с 1947 г. в России проводится объединение поликлиник с амбулаториями и больницами. Такая организация работы способствует повышению квалификации врачей, а тем самым и улучшению качества обслуживания населения.

3. Устройство и основные функции больниц

Различают общие, республиканские, областные, краевые, городские, районные, сельские больницы, которые располагаются чаще в центре обслуживаемой территории. Специализированные больницы (онкологические, туберкулезные и т. д.) располагаются в зависимости от своего профиля, чаще на окраине или за городом, в озелененном районе. Существуют три основных типа строительства больниц:

2) централизованный; 1) павильонный;

3) смешанный.

При павильонной системе на территории больницы размещаются небольшие отдельные здания. Централизованный тип строительства характеризуется тем, что здания соединены крытыми надземными или подземными коридорами. Чаще всего в России строились смешанного типа больницы, где основные неинфекционные отделения размещаются в одном крупном здании, а инфекционные отделения, хозяйственные постройки и тому подобное располагаются в нескольких небольших зданиях. Участок больницы делится на три зоны:

1) здания;

2) зона хозяйственного двора;

3) защитная зеленая зона.

Лечебная и хозяйственная зоны должны иметь отдельные въезды.

Больница состоит из следующих объектов:

1) стационара со специализированными отделениями и палатами;

2) вспомогательных отделений (рентгеновского кабинета, патологоанатомического отделения) и лаборатории;

3) аптеки;

4) поликлиники;

5) пищеблока;

6) прачечной;

7) административных и других помещений.

Больницы предназначены для постоянного лечения и ухода за пациентами с определенными заболеваниями, например хирургическими, терапевтическими, инфекционными, психотерапевтическими и т. д.

Стационар больницы является наиболее важным структурным подразделением, куда принимают пациентов, требующих современных, сложных методов диагностики лечения, и оказывают лечение, уход и другие культурно-бытовые услуги.

Устройство стационара любого профиля включает палаты для размещения пациентов, хозяйственные помещения и санитарный узел, специализированные кабинеты (процедурный, лечебно-диагностический), а также ординаторскую, сестринскую комнаты, кабинет заведующего отделением. Оборудование и оснащение палат соответствует профилю отделения и санитарным нормам. Различают одноместные и многоместные палаты. В палате имеются:

1) кровать (обычные и функциональные);

2) прикроватные тумбочки;

3) столики или стол;

4) стулья;

5) шкаф для одежды пациента;

6) холодильник;

7) умывальник.

Кровати ставят головным концом к стене на расстоянии 1 м между кроватями для удобства перекладывания пациента с каталки или носилок на кровать и ухода за ним. Связь пациента с постом медицинской сестры осуществляется с помощью переговорного устройства или световой сигнализации. В специализированных отделениях стационара каждая койка обеспечена устройством для централизованной подачи кислорода и другой медицинской аппаратурой.

Освещение палат соответствует санитарным нормам (см. СаНПиН 5.). Оно определяется в дневное время световым коэффициентом, который равен отношению площади окон к площади пола, соответственно 1: 5–1: 6. В вечернее время палаты освещаются люминесцентными лампами или лампами накаливания. Кроме общего освещения, имеется и индивидуальное. В ночное время палаты освещаются ночным светильником, установленном в нише около двери на высоте 0,3 м от пола (кроме детских стационаров, где светильники устанавливаются над дверными проемами).

Вентиляция палат проводится с помощью приточно-вытяжной системы каналов, а также фрамуг и форточек из расчета 25 м 3 воздуха на одного человека в час. Концентрация углекислого газа в воздушной среде палаты не должна превышать 0, 1 %, относительная влажность 30–45 %.

Температура воздуха в палатах взрослых не превышает 20 °C, для детей – 22 °C.

В отделении имеются раздаточная и столовая, обеспечивающие одновременный прием пищи 50 % пациентов.

Коридор отделения должен обеспечить свободное передвижение каталок, носилок. Он служит дополнительным резервуаром воздуха в стационаре и имеет естественное и искусственное освещение.

Санитарный узел состоит из нескольких отдельных помещений, специально оборудованных и предназначенных для осуществления:

1) личной гигиены пациента (ванной комнаты, комнаты для умывания);

2) сортировки грязного белья;

3) хранения чистого белья;

4) дезинфекции и хранения суден и мочеприемников;

5) хранения уборочного инвентаря и спецодежды обслуживающего персонала.

Инфекционные отделения больниц имеют боксы, полубоксы, обычные палаты и состоят из нескольких отдельных секций, обеспечивающих функционирование отделения при установлении карантина в одной из них.

Каждое отделение имеет в установленном порядке обязательный для персонала и пациентов внутренний распорядок отделения, который обеспечивает пациентам соблюдение лечебно-охранительного режима: сон и отдых, диетическое питание, систематическое наблюдение и уход, выполнение лечебных процедур и т. д.

4. Содержание деятельности среднего медицинского работника

К функциональным обязанностям медсестры стационара относятся:

1) соблюдение лечебно-охранительного режима отделения;

2) своевременное выполнение врачебных назначений;

3) уход за пациентами;

4) помощь пациенту во время осмотра врачом;

5) наблюдение за общим состоянием пациентов;

6) оказание первой доврачебной помощи;

7) соблюдение санитарно-противоэпидемического режима;

8) своевременная передача экстренного извещения в ЦГСЭН (центр Госсанэпиднадзора) об инфекционном больном;

9) получение лекарственных средств и обеспечение их хранения и учета;

10) а также руководство младшим медицинским персоналом отделения.

Медицинские сестры обязаны систематически повышать квалификацию, посещать занятия и конференции, организуемые в отделении и лечебном учреждении.

Участковая (семейная) медицинская сестра поликлиники , работающая на приеме с врачом, помогает ему, оформляет различную документацию, обучает пациентов подготовке к различным процедурам, лабораторным и инструментальным исследованиям. Медицинская сестра поликлиники осуществляет работу на дому: выполняет врачебные назначения, обучает родственников необходимым элементам ухода, дает рекомендации по созданию комфортных условий для пациента с целью удовлетворения его жизненно важных физиологических потребностей, оказывает психологическую поддержку пациенту и его семье, осуществляет мероприятия по профилактике осложнений и укреплению здоровья своих пациентов.

Круг обязанностей фельдшера достаточно широк, в особенности в отсутствие врача. На фельдшерско-акушерском пункте (ФАПе) фельдшер самостоятельно выполняет стационарную, консультативную, амбулаторную помощь, помощь на дому, санитарно-профилактическую работу, выписывает лекарственные средства из аптеки и т. д. В лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ) – работает под руководством врача.

Содержание деятельности акушерки роддома и женской консультации зависит от конкретных особенностей работы. Она самостоятельно или вместе с врачом принимает роды, проводит лечебно-профилактическое обслуживание беременных, матерей и новорожденных. Она активно выявляет гинекологических больных, проводит психо-профилактическую подготовку женщин к родам, наблюдение за беременной, обеспечивает беременным прохождение всех необходимых исследований. Акушерка, как и медицинская сестра поликлиники, проводит большую патронажную работу, выполняет непосредственно обязанности медицинской сестры.

Для выполнения своих обязанностей фельдшер, медицинская сестра и акушерка должны обладать определенным объемом знаний и практических навыков, нести ответственность за процесс ухода и проявлять милосердие. Они совершенствуют свои профессиональные, психологические и душевные качества для того, чтобы обеспечить пациенту оптимальный уход, удовлетворить физиологические потребности пациента и защитить здоровье населения.

Они участвуют в работе по ликвидации инфекционных очагов, проводят профилактические прививки, осуществляют вместе с врачом санитарный надзор детских учреждений.

Средние медицинские работники, имеющие специальную подготовку , могут работать в рентгенологических; физиотерапевтических и других специализированных отделениях и кабинетах.

За присвоение себе функций, на которые они не имею права, средние медицинские работники несут дисциплинарную или уголовную ответственность. 5. Философия сестринского дела

Философия (от фил и греч. sophia «люблю и мудрость», «любовь к мудрости») – это форма духовной деятельности человека, в которой находят свое отражение вопросы целостной картины мира, положения человека в мире, отношений между человеком и миром в результате этого взаимодействия. Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому, что в профессиональном сестринском общении все чаще появлялись новые термины, которые уточнялись, развивались, обсуждались. Они обсуждаются и сейчас. Возникла необходимость нового качества знаний медсестры.

На I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, состоявшейся 27 июля-14 августа 1993 г. в Голицино, были введены новые термины и понятия в сестринское дело. Согласно международной договоренности философия сестринского дела базируется на четырех основных понятиях, таких как:

1) пациент;

2) сестра, сестринское дело;

3) окружающая среда;

4) здоровье.

Пациент – человек, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его.

Сестра – специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела

и имеющий право на сестринскую работу.

Сестринское дело – часть медицинского ухода за пациентом, его здоровьем, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды.

Окружающая среда – совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, в которых протекает жизнедеятельность человека.

Здоровье – динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации, средство жизни.

Основными принципами философии сестринского дела являются уважение к жизни, достоинству, правам человека.

Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества.

Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом, пациентом и ответственность общества перед медицинской сестрой. Общество обязано признавать важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентировать, поощрять его через издания законодательных актов.

Сущностью современной модели сестринского дела как научной теории является обоснование различных подходов к содержанию и оказанию сестринской помощи.

В профессиональный лексикон вошло понятие «сестринский процесс» , под которым понимают системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента.

В настоящее время сестринский процесс является сердцевиной сестринского образования в России.

Создается теоретическая научная база сестринской помощи. Через сестринский процесс медсестра должна обрести профессиональную независимость и самостоятельность, быть не просто исполнителем воли врача, а превратиться в творческого человека, умеющего понимать и видеть в каждом пациенте личность, его внутренний духовный мир. Российское здравоохранение остро нуждается в медсестрах, владеющих современной философией сестринского дела, знающих психологию человека, способных к педагогической деятельности.

Сущность философии сестринского дела в том, что она является фундаментом профессиональной жизни медсестры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее работы, общения с пациентом.

Сестра, разделяющая принятую философию, принимает на себя следующие этические обязанности (правильно или неправильно мы поступаем):

1) говорить правду;

2) делать добро;

3) не причинять вреда;

4) уважать обязательства других;

5) держать слово;

6) быть преданной;

7) уважать право пациента на самостоятельность.

Согласно теории сестринской философии цели, к которым стремится сестра, т. е. результаты ее деятельности, называются этическими ценностями (идеалами): профессионализм, здоровье, здоровая окружающая среда, независимость, человеческое достоинство, забота (уход).

Философия сестринского дела отражает и личные качества медсестры, которыми должна обладать хорошая медсестра, – добродетели, определяющие, что является добром, а что злом в людях: знание, умение, сострадание, терпение, целеустремленность, милосердие.

Этические принципы определяют Этический кодекс медсестры в каждой из стран, в том числе и в

России, и являются стандартами поведения медсестер и средством самоуправления для профессиональной медсестры.

6. Сестринская деонтология

Сестринская деонтология – наука о долге перед пациентом и обществом, профессиональном поведении медицинского работника, является частью сестринской этики.

Наш соотечественник А. П. Чехов писал: «Профессия медика – подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это».

Медицинскому работнику доверяется самое дорогое – жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом. К сожалению, и сейчас встречаются случаи безответственного отношения к пациенту, стремление снять с себя ответственность за него, найти предлог, чтобы переложить ответственность на другого, и т. д. Все эти явления недопустимы. Надо помнить: интересы пациента превыше всего.

Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента.

Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.

Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида:

1) внутренняя культура . Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности;

2) внешняя культура: приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид и т. п. Основными качествами медицинского работника, причем качествами именно его внутренней культуры, являются:

1) скромность – простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе;

2) справедливость – самая высокая добродетель медицинского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что имеются два начала справедливости: «Никому не вредить и приносить пользу обществу»;

3) честность – должна соответствовать всем делам медицинского работника. Она должна стать основой его повседневных помыслов и стремлений;

4) доброта – неотъемлемое качество внутренней культуры хорошего человека.

Хороший человек – это прежде всего такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести, и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жалея себя, помогает словом и делом.

Понятие «внешняя культура медицинского работника» включает в себя:

1) внешний вид. Основное требование к одежде медика – чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимания к пациенту. «Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо все это приятно для больных» (Гиппократ).

Помните! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно;

2) культуру речи. Она является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться вежливостью. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т. д. Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «астматик» и т. д. Иногда речь медицинских работников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры медицинских работников как бы отгораживают его от пациента, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию.

Основными принципами сестринской этики и деонтологии , изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России, являются:

1) гуманность и милосердие, любовь и забота;

2) сострадание;

3) доброжелательность;

4) бескорыстие;

5) трудолюбие;

6) учтивость и др.

7. Сестринское дело, его цели и задачи

Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения, областью деятельности, направленной на решение проблем индивидуального и общественного населения в меняющихся условиях окружающей среды. Сегодня сестринское дело – это наука и искусство ухода за пациентом, направленное на решение проблем пациента. Сестринское дело как наука имеет свои теории и методы, которые являются концептуальными и используются с целью удовлетворения потребностей пациента. Как наука сестринское дело опирается на знания, проверенные на практике. Раньше сестринское дело заимствовало знания у медицины, психологии, социологии, культурологии. Сейчас к ним прибавляются новые разделы (теория и философия сестринского дела, менеджмент, лидерство в сестринском деле, маркетинг сестринских услуг, сестринская педагогика, общение в сестринском деле), создается уникальная, особенная структура знаний в сестринской области.

Искусство и научный подход проявляются в общении с пациентом и персоналом, в умении эффективно строить сестринский процесс. Являясь искусством и наукой, сестринское дело в настоящее время ставит перед собой следующие задачи:

1) разъяснять населению назначение и важность сестринского дела;

2) привлекать, развивать и эффективно использовать сестринский потенциал для расширения профессиональных обязанностей и удовлетворения потребностей населения в сестринских услугах;

3) вырабатывать у медсестер определенный стиль мышления по отношению к людям, здоровью и окружающей среде;

4) обучать медсестер культуре общения с пациентами, членами их семей, коллегами, учитывая этические, эстетические и деонтологические аспекты поведения;

5) разрабатывать и внедрять новые технологии сестринской помощи;

6) обеспечивать высокий уровень медицинской информации;

7) создавать эффективные стандарты качества сестринской помощи;

8) проводить научно-исследовательскую работу в области сестринского дела.

Известно, что роль и задачи медсестры определяются историческими, социальными и культурными факторами, а также общим уровнем состояния здоровья того или иного общества.

Для выполнения поставленных задач, утверждения сестринского дела как профессии необходимо иметь:

1) научно обоснованную стратегию развития сестринской практики;

2) единую терминологию как инструмент для стандартизации профессионального языка медсестер.

13. Понятие о сестринском процессе, его цель и пути достижения

В настоящее время сестринский процесс является сердцевиной сестринского образования и создает теоретическую научную базу сестринской помощи в России.

Сестринский процесс – это научный метод сестринской практики, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем в целях выполнение плана ухода, приемлемого для обеих сторон.

Сестринский процесс является одним из основных и неотъемлемых понятий современных моделей сестринского дела.

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма.

Достижение цели сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:

1) создания базы информационных данных о пациенте;

2) определения потребностей пациента в сестринском уходе;

3) обозначения приоритетов в сестринском обслуживании, их первоочередности;

4) составления плана ухода, мобилизации необходимых ресурсов и реализации плана, т. е. оказания сестринской помощи прямо и косвенно;

5) оценки эффективности процесса ухода за пациентом и достижения цели ухода.

Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения индивидуализировать и систематизировать уход. Конкретно он подразумевает использование научных методов определения медико-санитарных потребностей пациента, семьи или общества, и на этой основе отбор тех из них, которые могут быть наиболее эффективно удовлетворены посредством сестринского ухода.

Сестринский процесс – динамичный, цикличный процесс. Информация, полученная при оценке результатов ухода, должна лечь в основу необходимых изменений, последующих вмешательств, действий медицинской сестры.

14. Этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого этапа

I этап – сестринское обследование или оценка ситуации для определения потребностей пациента и необходимых для сестринского ухода ресурсов.

II этап – сестринское диагностирование, определение проблем пациента или сестринских диагнозов. Сестринский диагноз – это состояние здоровья пациента (нынешнее и потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны медсестры.

III этап – планирование необходимой помощи пациенту.

Под планированием надо понимать процесс формирования целей (т. е. желаемых результатов ухода) и сестринских вмешательств, необходимых для достижения этих целей.

IV этап – реализация (осуществление плана сестринского вмешательства (ухода)).

V этап – оценка результатов (итоговая оценка сестринского ухода). Оценка эффективности предоставленного ухода и его коррекция в случае необходимости.

Документация сестринского процесса осуществляется в сестринской карте наблюдения за состоянием здоровья пациента, составной частью которой является план сестринского ухода.

15. Принципы ведения документации

1) четкость в выборе слов и в самих записях;

2) краткое и недвусмысленное изложение информации;

3) охват всей основной информации;

4) использование только общепринятых сокращений.

Каждой записи должны предшествовать дата и время, а в конце записи стоять подпись сестры, составляющей отчет.

1. Описывайте проблемы пациента его собственными словами. Это поможет вам обсуждать с ним вопросы ухода, а ему лучше понять план ухода.

2. Называйте целями то, чего хотите добиться вместе с пациентом. Умейте сформулировать цели, например: у пациента будут отсутствовать (или уменьшатся) неприятные симптомы (укажите, какие), далее укажите срок, за который, по вашему мнению, произойдет изменение в состоянии здоровья.

3. Составляйте индивидуальные планы ухода за пациентом, опираясь на стандартные планы ухода. Это сократит время написания плана и определит научный подход к сестринскому планированию.

4. Храните план ухода в удобном для вас, пациента и всех, кто участвует в сестринском процессе месте, и тогда любой член бригады (смены) сможет им воспользоваться.

5. Отмечайте срок (дату, срок, минуты) реализации плана, укажите, что помощь была оказана в соответствии с планом (не дублируйте записи, экономьте время). Поставьте подпись в конкретном разделе плана и внесите туда дополнительную информацию, которая не была запланирована, но потребовалась. Проведите коррекцию плана.

6. Привлекайте пациента к ведению записей, связанных с самопомощью или, например, с учетом водного баланса суточного диуреза.

7. Обучите всех участвующих в уходе (родственников, вспомогательный персонал) выполнять определенные элементы ухода и регистрировать их.

Период внедрения сестринского процесса достаточно долгий, поэтому могут возникнуть следующие проблемы, связанные с документацией:

1) невозможность отказа от старых методов ведения документации;

2) дублирование документации;

3) план ухода не должен отвлекать от главного – "оказания помощи". Чтобы этого не было, важно рассматривать документацию как естественное развитие непрерывности помощи;

4) документация отражает идеологию своих разработчиков и зависит от модели сестринского дела, поэтому может изменяться.

16. Методы сестринских вмешательств

Сестринская помощь планируется на основе нарушения удовлетворения потребностей пациента, а не на основе медицинского диагноза, т. е. заболевания.

Методы сестринских вмешательств могут являться и способами удовлетворения потребностей.

Предлагается использовать следующие методы:

1) оказание доврачебной помощи;

2) выполнение врачебных назначений;

3) создание комфортных условий для пациента с целью удовлетворения его основных потребностей;

4) оказание психологической поддержки и помощи пациенту и его семье;

5) выполнение технических манипуляций, процедур;

6) осуществление мероприятий по профилактике осложнений и укреплению здоровья;

7) организация обучения проведения бесед и консультирования пациента и членов его семьи. Планирование необходимого ухода осуществляется на основании классификатора сестринских действий согласно МКСП (международному классификатору сестринской практики).

Различают три типа сестринских вмешательств:

1) зависимые;

2) независимые;

1) получите четкое представление о пациенте до начала планирования ухода;

2) попытайтесь определить, что нормально для пациента, как он видит свое нормальное состояние здоровья и какую помощь может себе оказать сам;

3) определите неудовлетворенные потребности пациента в уходе;

4) установите эффективное общение с пациентом и привлеките его к сотрудничеству;

5) обсудите с пациентом потребности в уходе и ожидаемые результаты в уходе;

6) определите степень независимости пациента в уходе (независим, частично зависим, полностью зависим, с помощью кого);