Прием сна в русской литературе. Сны и сновидения в русской литературе

Работа выполнена на базе ГБОУ школа №1080.
Команда, работавшая над данным исследовательским проектом, состояла из двух человек:
руководитель работы – Гуреева Ольга Яковлевна, учитель русского и литературы ГБОУ школа №1080,
автор работы – Торцова Мария Сергеевна, ученица 11 класса «В» ГБОУ школа №1080.

В данном проекте были рассмотрены произведения русской литературы, в которых как один из композиционных элементов были использованы сны и сновидения героев. Главной целью проекта являлось определение значимости данного приема в идейно-композиционной структуре произведений. Нам было необходимо выяснить, как и для чего разные авторы использовали прием сна и сновидений. Данный проект значим своим практическим результатом: в ходе работы был составлен литературный сонник по образам снов ряда произведений русской литературы, было проведено анкетирование учеников пятого и десятого классов (приложение 2). Литературный сонник может быть использован преподавателями учебных заведений и учениками как пособие к урокам литературы. Анкета также несет в себе практический смысл, так как представляет собой свод данных реального опроса, который дает новую информацию об учениках, их предпочтениях, мыслях и мнениях по теме.

Файлы:
  • По состоянию на 16 января 2018 г. 14:19 (5,1 МБ)
  • Приложение: Сны и сновидения в русской литературе По состоянию на 16 января 2018 г. 14:19 (12,2 КБ)
  • Приложение: Сны и сновидения в русской литературе По состоянию на 16 января 2018 г. 14:19 (29,1 КБ)
  • Презентация: Сны и сновидения в русской литературе По состоянию на 16 января 2018 г. 14:19 (70,9 КБ)
  • Текст работы: Сны и сновидения в русской литературе По состоянию на 16 января 2018 г. 14:19 (44,7 КБ)
Результаты экспертной оценки

Экспертная карта межрайонного этапа 2017/2018 (Экспертов: 3)

Средний балл: 2

0 баллов
Отсутствует описание цели проекта.
Не определён круг потенциальных заказчиков / потребителей / пользователей.
Не определены показатели назначения.

1 балл
Обозначенная цель проекта не обоснована (не сформулирована проблема, которая решается в проекте) или не является актуальной в современной ситуации.
Круг потенциальных заказчиков / потребителей / пользователей не конкретен.
Заявленные показатели назначения не измеримы, либо отсутствуют.

2 балла
Цель проекта обоснована (сформулирована проблема, которая решается в проекте) и является актуальной в современной ситуации.
Представлено только одно из следующего:
1) Чётко обозначен круг потенциальных заказчиков / потребителей / пользователей.
2) Заявленные показатели назначения измеримы.

3 балла
Есть: конкретная формулировка цели проекта и проблемы, которую проект решает; актуальность проекта обоснована;
Чётко обозначен круг потенциальных заказчиков / потребителей / пользователей.
Заявленные показатели назначения измеримы.

Средний балл: 3

0 баллов
Отсутствует список используемой литературы

1 балл
Отсутствует анализ существующих решений проблемы и их сравнение

2 балла
Дана сравнительная таблица аналогов с указанием показателей назначения. Выявленные в результате сравнительного анализа преимущества предлагаемого решения не обоснованы, либо отсутствуют.

3 балла
Есть: актуальный список литературы, анализ существующих в практике решений, сравнительная таблица аналогов с указанием преимуществ предлагаемого решения

Средний балл: 1,7

0 баллов
Отсутствует план работы.
Ресурсное обеспечение проекта не определено.
Способы привлечения ресурсов в проект не проработаны.

1 балл
Есть только одно из следующего:


2 балла
Есть только два из следующего:
1) План работы, с описанием ключевых этапов и промежуточных результатов, отражающий реальный ход работ;
2) Описание использованных ресурсов;
3) Способы привлечения ресурсов в проект.

3 балла
Есть: подробный план, описание использованных ресурсов и способов их привлечения для реализации проекта.

Средний балл: 3

0 баллов
Нет подробного описания достигнутого результата. Нет подтверждений (фото, видео) полученного результата. Отсутствует программа и методика испытаний. Не приведены полученные в ходе испытаний показатели назначения.

1 балл
Дано подробное описание достигнутого результата. Есть видео и фото-подтверждения работающего образца/макета/модели. Отсутствует программа и методика испытаний. Испытания не проводились.

2 балла
Дано подробное описание достигнутого результата. Есть видео и фото-подтверждения работающего образца/макета/модели. Приведена программа и методика испытаний. Полученные в ходе испытаний показатели назначения не в полной мере соответствуют заявленным.

3 балла
Дано подробное описание достигнутого результата. Есть видео и фото-подтверждения работающего образца/макета/модели. Приведена программа и методика испытаний. Полученные в ходе испытаний показатели назначения в полной мере соответствуют заявленным.

Средний балл: 2,3

0 баллов
Участник не может точно описать ход работы над проектом, нет понимания личного вклада и вклада других членов команды.
Низкий уровень осведомлённости в профессиональной области.

1 балл
Участник может описать ход работы над проектом, но не выделяет личный вклад в проект и вклад других членов команды.
Уровень осведомлённости в профессиональной области, к которой относится проект, не достаточен для дискуссии.

2 балла
Участник может описать ход работы над проектом, выделяет личный вклад в проект, но не может определить вклад других членов команды.

3 балла
Участник может описать ход работы над проектом, выделяет личный вклад в проект и вклад каждого члена команды.
Уровень осведомлённости в профессиональной области, к которой относится проект, достаточен для дискуссии.

Сумма баллов: 13

Глава 1. Сон Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с.4-8

Глава 2. «Сон Обломова» в романе И.А.Гончарова «Обломов» с.9-12

Глава 3. Три сна Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» с.13-18

    Заключение c.19-20

    Список источников с.21

Введение

Издревле мир снов и сновидений интересовал человека. Бодрствуя, мы видим и понимаем, что происходит вокруг, оцениваем происходящее – наше сознание работает так, как мы этого хотим. Но что происходит с сознанием человека во сне? И так ли уж важно, что снится человека ночью, ведь для нас, реалистов, важнее дневная, вполне осязаемая жизнь, всё остальное вроде бы не в счёт.

Однако почему представителей русской литературы сны интересовали не меньше, а иногда и больше, чем реальная действительность? Многие писатели и поэты вводили в свои произведения сны как фантастический элемент реалистически мотивировано и с его помощью прибегали к приему более глубокого раскрытия личности персонажа. Что так привлекало создателей в этой стороне жизни героев? Понятно, что истоки введения сна в художественное произведение – это романтизм с его интересом к бессознательному. И всё-таки…

Цель данной работы – определение места и роли снов и сновидений в художественных произведениях русских писателей XIX века: в романах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Обломов» И.А. Гончарова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

Задачи исследования :

    определить значение сна Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», его особенность и назначение в произведении;

    выяснить значение «Сна Обломова» в характеристике героя и идейном звучании романа И.А. Гончарова;

    установить роль сновидений в психологическом романе
    Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», раскрыть понятие сна-предупреждения.

Гипотеза : если сны и сновидения в реальной жизни, по мнению большинства, не имеют значения и в жизни человека не играют существенной роли, то разумно предположить, что в реалистических художественных произведениях они также не имеют определяющего значения в жизни героев и не являются главным средством раскрытия их характеров.

Для достижения поставленной цели использованы методы анализа, сравнения и обобщения. Порядок и структура работы определены хронологическим принципом изучения русской литературы.

Объектом исследования стали художественные произведения: романы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «Обломов» И.А. Гончарова
и «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

Предмет исследования – сны и сновидения героев художественных произведений А.С.Пушкина, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского.

В работе использованы разные источники : тексты художественных произведений, критическая литература по теме исследования, а также справочная литература и сайты Интернета.

Порядок глав определён в соответствии с хронологическим принципом выбранных для исследования художественных произведений.

Глава 1. Сон Татьяны романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» весьма своеобразен и необычен: большое количество причудливых героев, лирических отступлений, присутствие автора в строках произведения, да и сам жанр «роман в стихах» делает роман не похожим ни на один другой. Необычен он и потому, что для более глубокого раскрытия психологии Татьяны Лариной автор вводит фантастический элемент – сон. Сон Татьяны Лариной особенный. Имея возможность сравнить его содержание с последующими событиями в судьбе персонажа, можно угадать логику автора и раскрыть значения символов.

Эпизод сна Татьяны – это середина романа; к этому моменту мы уже достаточно знакомы с главными героями. Остался позади визит Онегина в дом Лариных, знакомство Евгения и Татьяны, уже написано любовное письмо и получен отказ... Продолжаются лишь страдания несчастной девушки: она заболевает, силясь найти разгадку Евгения Онегина, в ночь на святки идет гадать. Но ни одно гаданье не дает результата. Тогда Татьяна, по совету няни, кладет под подушку свое девичье зеркало и засыпает. Вспомним этот сон.

Снится, будто она идет по мрачному лесу, и на пути встречается ей ручей, который она боится перейти: мостик из двух жердочек, склеенных льдом, кажется ей «гибельным». 1 В этот момент из сугроба появляется медведь, протягивает руку и переводит Татьяну через ручей. Она продолжает свой путь не одна, а преследуемая медведем. Пытаясь убежать, Татьяна падает, и медведь поднимает ее и несет в шалаш своего «кума» – Евгения Онегина. Внутри – шум, точно «как на больших похоронах», и страшные чудовища-гости. События сменяются очень резко, и вот, Татьяна уже сидит наедине со своим возлюбленным... Стук в дверь – входят Ленский

и Ольга... Евгений бранится на незваных гостей; спор, нож, и – Ленский убит. Раздался нестерпимый крик... «И Таня в ужасе проснулась...»

Увиденное во сне мучит Татьяну, она принимается искать в соннике значение сна, однако приходит к выводу, что «ее сомнений Мартын Задека не решит; но сон зловещий ей сулит печальных много приключений». 2

На самом деле сон Татьяны – значимый эпизод романа. Это не просто вещий сон– он в мельчайших подробностях отражает судьбы главных героев и помогает понять всю глубину переживаний девушки. Для осмысления значения этого эпизода, выделим слова-символы и обратимся к соннику.

В первой строфе сна выясняется, что действие происходит зимой: Татьяна сначала идет по «снеговой поляне», затем - по «жердочкам, склеённым льдиной», переходит протекающий в сугробах ручей, «не скованный зимой», и попадает в заснеженный лес, где «дороги нет; кусты стремнины метелью все занесены, глубоко в снег погружены». Таким образом, первое ключевое слово – «зима». Согласно толкованию снов, зима (а также снег, сугроб, лед, метель) – означает «печаль» или «смерть». 3 Так в описании смерти Ленского надвигающаяся кончина героя сравнивается с глыбой снега, которая катится с вершины горы: «Так медленно по скату гор, на солнце искрами блистая, спадает глыба снеговая... младой певец нашел безвременный конец».

Быть скованным льдом–значит быть скреплённым смертью. Разгадка этого символа в описании могилы Ленского, где две сосны «скреплены смертью», то есть под ними похоронен Ленский: «Две сосны корнями срослись; под ними струйки извились ручья соседственной долины». 4

Оказаться в заснеженном лесу – попасть в царство смерти, то есть в потусторонний мир, мир душ. Если лес – царство душ, то хозяин леса – «хозяин царства душ». А так как медведь считается хозяином леса, то он также и проводник в царстве мертвых, в которое попадает Татьяна.

Все эти картины предсказывают смерть Ленского, однако нельзя не отметить и очевидные пророчества его гибели. Например, находясь в сенях «шалаша», Татьяна слышит «крик и звон стакана, как на больших похоронах...». Более того, в конце сна у Онегин с Ленским спорят, что приведёт к дуэли. На этой дуэли Онегин убьет Ленского – впоследствии же, в реальной жизни, события будут развиваться именно так, то есть Татьяна увидела во сне будущее.

Но есть у этого сна и другое пророчество – замужество девушки.

Слово «снег»имеет ещё и такое значение: «приносящий плодородие». Отсюда покрыть снегом – «покрыть свадебным покрывалом». По всей видимости, глубокий снег, сугробы, в которых Татьяна вязнет, падает и где её настигает и берет на руки медведь, предвещают будущее замужество.

Согласно народной традиции, перейти девушке через ручей – значит «выйти замуж». Мостик из двух жердочек символичен – одно из святочных гаданий на жениха (как раз то, которое применила той ночью Татьяна) заключается в том, что девушки делают из прутиков мостики на зеркале и кладут его под подушку, загадывая: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост». В романе же «мостком» к замужеству стала смерть Ленского, ведь именно после дуэли и отъезда Онегина Татьяна уехала в Москву, где и вышла замуж за генерала.

Медведь же – будущий жених Татьяны – генерал. Дело в том, что медведь издревле ассоциировался у народа с женихом как символ богатства и плодородия, к тому же Пушкин подчеркивает, что медведь был «косматый», «большой, взъерошенный» – как сам генерал. Во сне медведь приносит Татьяну к хижине Онегина со словами «здесь мой кум». И действительно, в Москве, на приеме, генерал знакомит Онегина, «родню и друга своего», с Татьяной – своей женой.

Получается, что гадание сбылось – Татьяна действительно видела во сне своего суженого, правда, скрытого от нее в образе медведя. Об этом можно догадаться и без помощи толкования снов, ведь возле ручья медведь подает Татьяне руку – то же самое делает жених, когда сватается – предлагает «руку и сердце».

Третий немаловажный символ сна Татьяны – «шалаш», который в результате оказывается вполне благоустроенной хижиной, с сенями, столом и лавками. Иными словами, это «дом».

Слово «дом» издавна имеет значение человек – такое сопоставление пошло из языческого «огонь – душа человека» (а домашний очаг, как известно, – душа дома). С помощью такого символа раскрывается тайна внутреннего мира Евгения Онегина – тайна, мучавшая Татьяну. По соннику, смотреть в дверную щель хижины снаружи – значит пытаться понять внутренний мир хозяина, в данном случае Онегина.

Войдя в комнату, Татьяна видит, что Онегин правит домовыми и своими гостями-демонами. Простая логическая цепочка: если «хижина» - Онегин, то все, что внутри (и в частности домовые)– части его внутреннего мира. Отсюда эпизод управления демонами символизирует властность героя: «Он знак подаст – и все хлопочут; он пьет – все пьют и все кричат; он засмеётся – все хохочут; нахмурит брови – все молчат».

Смотреть на дверь изнутри дома – избегать самого себя («Онегин за столом сидит и в дверь украдкою глядит»). Возможно, речь идет о хандре Онегина, заставившей его, «томясь душевной пустотой», охладеть к жизни и ненавидеть самого себя.

Проникнуть в дом – «стать предметом мыслей и чувств Онегина». Появление Татьяны в хижине символизирует будущую любовь к ней Евгения. Впоследствии уже влюбленный Онегин увидит во сне тот же сюжет: «сельский дом – и у окна сидит она... и всё она». 5

Исчезновение домовых – избавление от прежних пороков. После того, как Татьяна проникла в хижину, домовые сначала смутились, а потом и вовсе скрылись. Очевидно, любовь к Татьяне полностью изменила внутренний мир Евгения, избавила его от «демонов».

И наконец, разрушение дома – болезнь Онегина. В финале сна «хижина шатнулась». И действительно, в конце романа Онегин заболевает. («Бледнеть Онегин начинает... Онегин сохнет – и едва ль уж не чахоткою страдает»). Герой переживет огромную душевную трагедию, когда осознает всю безнадежность своей любви к Татьяне. Интересно, что на эпизоде разрушающейся хижины сон обрывается так же неожиданно, как на эпизоде объяснения Татьяны и Онегина обрывается весь роман.

Итак, картина сна является неотъемлемой частью романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. М. В. Лебедева утверждает, что сон - особая действительность, «особое состояние души, сердца, надежды, воображения, равноценное тому забвению, когда дух живет своим собственным содержанием, открывая путь воспоминаниям, синтезирующим высшую правду». 6 С этим трудно не согласиться судя по проведённому исследованию.

Сон Татьяны Лариной в романе А.С.Пушкина оказывается символом, сигналом изменений в жизни героев. Кроме того поэт использует сон для раскрытия внутреннего мира героев (Татьяны и Онегина). Сон Татьяны – не просто вещий – он в мельчайших подробностях отражает судьбы главных героев и помогает понять глубину переживаний девушки. А с помощью большого количества слов-символов, использованных в описании сна Татьяны, автор не только раскрывает образы, но и предоставляет читателю шанс заглянуть в будущее и узнать дальнейшие судьбы героев. Помимо этого, сон-пророчество Татьяны является художественным приемом, который делает текст романа более красочным и убедительным. Сон Татьяны – это отражение бессознательного в психике героини, возможность увидеть будущее.

Глава 2. Глава «Сон Обломова» в романе И.А.Гончарова «Обломов»

Сон Обломова является одним из ключевых эпизодов романа

И.А. Гончарова «Обломов». Не случайно Гончаров назвал его «увертюрой всего романа». Это сюжетный элемент романа, его экспозиция. Да, это ключ ко всему произведению, разгадка всех его тайн. Перед читателем проходит раннее детство Ильи Ильича. Именно эпизод, посвященный детству Илюши, является одним из важных в идейном отношении.

В Обломовке, которую герой видит во сне, формировался душевный склад мальчика, предопределивший его судьбу. Здесь лежат причины такого удручающего и неискоренимого в русской жизни явления, как «обломовщина», а с другой стороны – здесь же можно обнаружить истоки той «голубиной кротости» и незамутненной ясности души, которыми столь разительно отличался Илья Ильич от других людей предприимчивого и меркантильного мира.

Обломов - барин, готовый дни напролет лежать на диване. Он не умеет работать и даже презирает всякий труд, способен лишь на бесполезные мечты. «Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая - из покоя и мирного веселья». 7 Обломов просто боится какой-либо деятельности. Даже мечта о большой любви не сможет вывести его из состояния апатии и покоя. А те «два несчастья», которые поначалу так тревожили Обломова, в итоге поступали в ряд беспокойных воспоминаний. Так проходила вся его жизнь, день за днем. Ничего не менялось в ее мерном движении.

«А между тем, он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее… Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором». 8 Так, развлекая себя своими обычными размышлениями и мечтами, Обломов медленно перемещается в царство сна, «в другую эпоху, к другим людям, в другое место». 9

Обломов видит себя семилетним мальчиком, резвым и игривым, ему любопытно всё, что происходит вокруг, он хочет узнать о мире больше. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку – будет болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдёт». И только время дневного сна давало Илюше свободу. Засыпали все, даже его няня. И вот тогда начиналась самостоятельная жизнь маленького барина.

Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет 12-13 лет. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил, что именно так, как живут его родители, и следует жить. Он не хочет учиться, потому что, во-первых, для этого надо уехать из родного дома, а во-вторых, он не понимает, для чего нужно учиться. Главное, что волновало его мать, это чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.

Именно этот сон во многом разъясняет образ героя. Из комнаты Ильи Ильича мы попадаем в царство света и солнца. Световое ощущение, пожалуй, центральное в данном эпизоде. Мы наблюдаем солнце во всех его проявлениях: дневное, вечернее, зимнее, летнее. Солнечные пространства, утренние тени, речка, отражающая солнце. После тусклой освещенности предыдущих глав мы попадаем в мир света: «Вся природа - и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы - все горит точно багровым заревом». 10

После таких волнующих пейзажей Гончаров переносит нас в небольшой уголок, где «счастливые люди жили, думая, что иначе и не

должно и не может быть» 11 . Писатель знакомит нас с окрестностями деревни и ее жителями: «Тихо и сонно все в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте». 12 Здесь родился и формировался Обломов.

Гончаров особенно выделил мировосприятие ребенка: «А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским… умом». 13 Пытливость ребёнка несколько раз подчёркивалась автором. Но вся эта пытливость разбивалась о бесконечную заботу о маленьком Обломове, которой Илюша был буквально «спелёнут»: 14 «И целый день, и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос…»Обломовка - это уголок, где царствует спокойствие и невозмутимая тишина. Это сон во сне. Все вокруг будто замерло, и ни что не в силах разбудить этих людей, которые бесполезно живут в далекой деревушке без всякой связи с остальным миром.

Дочитав главу до конца, осознаем единственную причину бессмысленности жизни Обломова, его пассивности и апатии. Детство Ильи – вот его идеал. Там в Обломовке – тепло, надёжно и очень защищённо чувствовал себя Илюша, а сколько любви… Этот идеал и обрёк его на дальнейшее бесцельное существование. А путь туда ему уже заказан. Обломовщина - это воплощение сна, неосуществимых стремлений, застоя.

Итак, Гончаров использует сон героя как сюжетный элемент романа, который не только помогает раскрыть внутренний мир персонажа, но и показать истоки характера Ильи Ильича. В главе «Сон Обломова» автор даёт подробное описание его детства, показывает, что обломовская лень – качество приобретённое, а не врождённое. У Гончарова сон – это способ увидеть прошлое, чтобы определить настоящее.

Глава 3. Три сна Родиона Раскольникова в романе
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

В романе «Преступление и наказание» читателю представлено три сна Родиона Раскольникова, хотя этот герой настолько погружен в себя, что, как пишет С.Выгонский, «грань между сном и реальностью здесь в принципе практически стерта». 15 Однако без этих снов невозможно до конца понять характер героя, егодушевное состояние.

Первый сон Раскольников видит незадолго до преступления, заснув в кустах в парке после «пробы», тяжелой встречи с Мармеладовым, долгого блуждания по Петербургу и размышлений о полезности убийства старухи-процентщицы, которая уже отжила свой век и теперь только мешает всем.

Раскольникову снится его детство. Он гуляет с отцом и, проходя мимо кабака, видит, как один из пьяных мужиков, Миколка, приглашает остальных прокатиться не телеге, в которую впряжена «маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка». 16 Мужики соглашаются и садятся. Миколка бьет лошадь, принуждая ее тянуть телегу, но она из-за слабости не может даже идти шагом. Тогда хозяин начинает бить клячу с остервенением и в результате убивает ее. Раскольников-ребенок в первый момент смотрит на все происходящее в ужасе, потом бросается защищать лошадь, но слишком поздно.

Главная мысль этого эпизода, безусловно, заключается в неприятии убийства, и в частности неприятии убийства Раскольниковым. Мысли и заботы о матери и сестре, желание доказать свою теорию об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях на практике побуждают его думать об убийстве, заглушать муки натуры и в конечном счете приведут в квартиру старухи-процентщицы.

Этот сон символичен: Раскольников-мальчик любит ходить в церковь, олицетворяющую небесное начало на земле, то есть духовность, нравственную чистоту и совершенство. Но дорога в церковь проходит мимо кабака, который мальчик не любит. Кабак - это то жуткое, мирское, земное, что губит в человеке человека. Эти образы показывают, что внутри героя происходит постоянная борьба души и разума, которая будет продолжаться еще долго и после преступления. И только в эпилоге романа духовное восторжествует, душа одержит победу.

Отголоски первого сна Раскольникова встречаются на протяжении всего произведения: Раскольников, содрогнувшийся перед тем, что он задумал, все-таки убьет старуху и еще Лизавету, такую же беспомощную и забитую, как кляча: она не осмелится даже поднять руку, чтобы защитить лицо от топора убийцы; умирающая Катерина Ивановна выдохнет вместе с чахоточной кровью: «Уездили клячу!»; 17 спрятав под камень украденные у старухи драгоценности, Раскольников возвратится домой «дрожа, как загнанная лошадь»; встретившийся Раскольникову кабатчик Душкин будет рассказывать «бабушкин сон» и при этом «врать как лошадь»...Все эти мимолётные указания назойливо звучат в романе, однако не раскрывают глубокой символики загадочного сна.

А ведь первый сон Родиона Романовича Раскольникова является вещим. Этот сон – предзнаменование того, что ему не следует идти на преступление, что у него ничего не получится. Так же, как во сне маленький Родя пытается защитить лошадь, но оказывается бессильным против жестоких пьяных мужиков, в жизни он – маленький человек, не способный изменить общественный строй. Прислушайся Раскольников не к зову ума, а к зову сердца, прозвучавшему во сне, - страшное преступление не свершилось бы. Таким образом, в первом сне Раскольникова не только показаны истинные душевные качества героя, но и дано предзнаменование неминуемой ошибки, пророчество грядущей смерти («я себя убил или старушонку?» 18).

Между первым и вторым снами, непосредственно перед убийством, Раскольникову приходит видение: пустыня и в ней оазис с голубой водой (здесь используется традиционная символика цвета: голубой - цвет чистоты и надежды, возвышающий человека). Раскольников хочет напиться, значит, для него еще не все потеряно, есть возможность отказаться от «эксперимента над собой». Однако, вновь не принимая во внимание предупреждение сердца, Раскольников все же идет к Алене Ивановне с топором...

Второй сон Раскольников видит уже после убийства, когда раздумает о драгоценностях, спрятанных им во дворе старого дома под камнем. Герою снится уже пережитое: он идет к старухе-процентщице. «...На стуле в уголку сидит старушонка, вся, скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она. Он стоял перед ней: «Боится!» - подумал он, тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался, нагнулся ближе и стал ее разглядывать; но и она еще ниже нагнула голову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась,- так и заливалась тихим, неслышным смехом... Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка вся так и колыхалась от хохота». 19

Этот сон удивителен по своей психологической точности и художественной силе. Достоевский нагнетает, сгущает краски (смех у старухи «зловещий», гомон толпы за дверью явно недоброжелательный, злобный, насмешливый), чтобы как можно более четко и достоверно отразить состояние отчаявшейся души героя, особенно усилившееся после провала «эксперимента над собой».

Раскольников оказывается не Наполеоном, не властелином, имеющим право с легкостью переступать через чужие жизни ради достижения своей цели; муки совести и страх разоблачения делают его жалким, и смех старухи - это смех и торжество зла над не сумевшим убить в себе совесть Раскольниковым.Второй сон Родиона Романовича – это сон человека, который удостоверился, что он не старуху убил, а себя убил. И убийство это столь же напрасно, как попытки убить старушку. Эпизод сна дает ответ главному герою и читателю, что эксперимент был затеян зря.

Последний, третий, сон главный герой видит на каторге, уже на пути к нравственному возрождению, глядя на свою теорию другими глазами. Раскольников болен, лежит в бреду. Под подушкой – Евангелие, принесенное Соней по его просьбе (однако ни разу доселе им не открытое).Ему снятся картины апокалипсиса: «Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе...» 20

В этом сне Раскольников смотрит на свою теорию по-новому, видит ее антигуманность и расценивает ее уже как возможную причину возникновения ситуации, угрожающей своими последствиями (этот апокалипсис – и есть последствия воплощения теории Раскольникова в жизнь). Исследователи творчества Достоевского считают, что именно теперь, после третьего сна, происходит переосмысление героем смысла жизни, изменение его мировоззрения, постепенное приближение к духовному совершенству – то есть «совершается нравственное возрождение Раскольникова, трудное, болезненное, но все же очистительное и светлое, купленное ценой страдания» 21 , а ведь именно через страдание, по мнению Достоевского, человек может прийти к настоящему счастью.

Итак, первый сон Родиона Романовича Раскольникова является вещим. Этот сон – предзнаменование того, что не следует идти на преступление, что ничего хорошего из этого не получится. Второй сон – это сон человека, который удостоверился, что он не старуху убил, а себя убил. Эпизод сна дает ответ главному герою, что эксперимент был затеян зря и герой не прошёл проверку на «звание» человека необычного, теория Раскольникова терпит крах. В третьем сне Раскольников смотрит на свою теорию по-новому, видит ее антигуманность и расценивает ее уже как возможную причину возникновения ситуации, угрожающей своими последствиями миру людей. Именно во время третьего сна происходит переосмысление героем смысла жизни, изменение его мировоззрения, постепенное приближение к духовному совершенству – то есть совершается нравственное возрождение.

Таким образом, в «Преступлении и наказании» никакой красочности роману сны не придают. Они не только являются осмыслением жизненной ситуации героя, но и предвещают грядущие перемены в жизни. Так же, как и в «Евгении Онегине», сны здесь помогают лучше понять внутренний мир очень сложного человека – Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова символичны, их отголоски звучат на протяжении всего романа, помогают лучше понять замысел писателя, ведь у Достоевского сон – это выражение взглядов писателя, предупреждение о грядущих событиях.

Заключение

Обратившись к художественным произведениям русских писателей XIX века «Евгению Онегину» А.С. Пушкина, «Обломову» И.А. Гончарова, «Преступлению и наказанию» Ф.М. Достоевского, определили место и роль в них снов главных героев.

Определили, что сон является неотъемлемой частью романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Сон Татьяны Лариной в романе А.С.Пушкина оказывается символом, сигналом изменений в жизни героев. Кроме того поэт использует сон для раскрытия внутреннего мира героев (Татьяны и Онегина). Сон Татьяны – не просто вещий – он в мельчайших подробностях отражает судьбы главных героев и помогает понять глубину переживаний девушки. А с помощью большого количества слов-символов, использованных в описании сна Татьяны, автор не только раскрывает образы, но и предоставляет читателю шанс заглянуть в будущее и узнать дальнейшие судьбы героев. Помимо этого, сон-пророчество Татьяны является художественным приемом, который делает текст романа более красочным и убедительным. Сон Татьяны – это отражение бессознательного в психике героини, возможность увидеть будущее.

Выяснили, что Гончаров использует сон героя как сюжетный элемент романа, который не только помогает раскрыть внутренний мир персонажа, но и показать истоки характера Ильи Ильича. В главе «Сон Обломова» автор даёт подробное описание его детства, показывает, что обломовская лень – качество приобретённое, а не врождённое. У Гончарова сон – это способ увидеть прошлое, чтобы определить настоящее.

Установили, что в «Преступлении и наказании» никакой красочности роману сны не придают. Они не только являются осмыслением жизненной ситуации героя, но и предвещают грядущие перемены в жизни. Так же, как и в «Евгении Онегине», сны здесь помогают лучше понять внутренний мир очень сложного человека – Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова символичны, их отголоски звучат на протяжении всего романа, помогают лучше понять замысел писателя, ведь у Достоевского сон – это выражение взглядов писателя, предупреждение о грядущих событиях.

Таким образом, сны в русских романах многофункциональны. Они вбирали в себя все три времени: показывали картины прошлого, настоящего и будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста и выполняя функцию памяти. Введение фантастических элементов (сна) реалистически мотивировано. Это и форма введения сюжетных элементов (например, экспозиции в романе И.А.Гончарова), и форма выражения авторских взглядов (в «Преступлении и наказании), и отражение бессознательного в психике героя (в произведениях Достоевского и Пушкина).

Выдвинутая гипотеза о том, что сны в реалистических художественных произведениях не имеют определяющего значения в жизни героев, не нашла подтверждения: в художественных произведениях сны имеют определённое значение в жизни героев. Писатели очень широко использовали сны, раскрывая характер героя, его сокровенные мысли и желания, чувства и переживания.

Список источников

    Бабушкин сонник 1918 г.

    М.В.Лебедева «Мотив «сна» в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», Вестник НовГУ, 1998г

    И.А.Гончаров, «Обломов», 1859г

    http://www.litra.ru

    Статья «Сны Раскольникова» (социальный психоанализ от Сергея Выгонского), выпуск 12, 2005г

    Преступление и наказание» - Ф.М. Достоевский, 1866г

2 Бабушкин сонник, 1918 г.

3 Бабушкин сонник, 1918 г.

6 М.В.Лебедева «Мотив «сна» в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», Вестник НовГУ, 1998

7 И.А. Гончаров. Обломов. Москва, гл. 5, с.44, 1859г

8 И.А. Гончаров. Обломов. Москва, гл.8, с.8, 1859г

9 И.А. Гончаров. Обломов. Москва, гл.8, с. 82, 1859г,

10 И.А.Гончаров, «Обломов»,гл. 9, с. 86, 1859г

11 1 И.А.Гончаров, «Обломов», с.104

12 2 И.А.Гончаров, «Обломов»,с.103

13 2 И.А.Гончаров, «Обломов»,с.111

14 http://www.litra.ru

15 Статья «Сны Раскольникова» (социальный психоанализ от Сергея Выгонского), выпуск 12, 2005г

16 «Преступление и наказание» - Ф.М. Достоевский, часть 6, гл. 5, 1866г

17 «Преступление и наказание» - Ф.М. Достоевский, часть 6, гл. 5, 1866г

20 «Преступление и наказание» - Ф.М. Достоевский, эпилог, гл.2, 1866г

1. Истоки традиции. Значение сновидения в мировой культуре.
2. Вешие сны в творчестве Пушкина и Лермонтова.
3. Сны героини в романе Чернышевского
4. Отголоски традиции в творчестве других русских писателей.

Традиция введения в сюжет мотива вещего сна восходит к глубокой древности, к античным и библейским авторам. В древнегреческой и древнеримской мифологии Гипнос — Сон — является одним из богов. Другие боги нередко приходят к героям во сне, чтобы сообщить что-либо важное, побудить героев к определенным действиям.

В библейской традиции сновидениям также отводится достаточно значимая роль. Например, зловещие сны царя Египта, разгаданные Иосифом, сыном Иакова, предвещали урожайные и голодные годы. Таким образом, они явились своеобразным предупреждением, благодаря которому египтяне заранее подготовились к трудному времени. Во сне является ангел другому Иосифу и разъясняет ему, что ребенок Марии — Сын Божий. Можно привести и немало других примеров влияния сновидения на жизнь людей. В настоящее время многие психологи пришли к выводу, что в сновидениях особым образом отражается жизнь человека, и действительно сон может явиться предостережением относительно событий будущего.

Мотивы вещего сна неоднократно встречаются в творчестве русских писателей. Сон Татьяны в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, как выясняется в дальнейшем, был вещим — Ленский погибает от руки Онегина. Мотив преследования, бегства от чудовища (в сне Татьяны — от медведя) — один из распространенных образов сновидений. Путь через лес, переход через реку по шаткому мосту можно интерпретировать как блуждание души в мире эмоций и преодоление границы между двумя жизненными этапами. Интересно, что своего любимого Евгения Татьяна видит предводителем пиршества нечисти — это можно понять и как гротескное изображение светского общества, и как намек на духовную опустошенность Евгения, его скептицизм и холодность, которые являются характеристиками «духа отрицанья».

Вещий сон видит и Петр Гринев, главный герой повести «Капитанская дочка»: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». В этом сновидении на месте родного отца Петр видит «мужика с черной бородой», мать Петра велит сыну принять благословение от этого человека, называя его посаженым отцом Петруши. Посаженый отец и мать, заменяя родителей, по старинному обычаю, благословляют юношу или девушку перед свадьбой. Дальнейший ход сюжета позволяет легко интерпретировать образы этого сна: «мужик с черной бородой» конечно же Пугачев. Топор, которым он машет, и мертвые тела, которыми неожиданно наполняется комната — символические образы крестьянской войны. Не случайно и то, что Пугачев оказывается на месте отца Петруши: помиловав молодого офицера благодаря заступничеству Савельича, Пугачев тем самым как бы дал ему второе рождение. Понятно и то, почему Пугачев назван посаженым отцом, ведь он вручил Петру его невесту, Машу Миронову.

Во сне князя Руслана в поэме Пушкина «Руслан и Людмила» смешиваются прошлое и будущее: Руслан видит, как исчезает в бездне его жена, пир в тереме князя Владимира, где присутствуют убитый Рогдай и удалившийся от подвигов Ратмир, слышит песню Баяна — все это образы прошлого. Фарлаф, ведущий за руку Людмилу — это предвестие будущих событий: действительно Фарлаф, который уже близко, убьет Руслана и отвезет спящую Людмилу к ее отцу.

Одно из стихотворений М. Ю. Лермонтова так и называется — «Сон». Фантастическое смешение сна и яви, когда трудно становится разобрать, что же реальнее — оно оказывается пророческим видением участи, ожидающей самого поэта:

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

В этом стихотворении переплетаются образы двух снов — сна, который видит убитый лирический герой, и сна, который видит его любимая. Его сон — это образы веселого пира. Пророческим оказывается сон наяву любимой лирического героя — она видит «долину Дагестана» и «знакомый труп».

Смешение прошлого, настоящего и будущего происходит и в снах Веры Павловны, главной героини романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Однако нужно отметить, что Чернышевский, вводя в свое повествование Верочкины сны преследовал цель не просто раскрыть переживания героини и показать, что ждет ее в будущем — в сновидениях героини автор в аллегорической форме изложил свои взгляды на жизнь и предназначение человека. «Помни же, что еще много невыпущенных, много невылеченнных. Выпускай, лечи», — говорит Верочке красавица из сна, называющая себя «любовью к людям».

Не только будущее самой героини, но и будущее всех людей предстает в сне Верочки: «...Злые увидят, что им нельзя быть злыми... они были злыми только потому, что им вредно было быть добрыми, а ведь они знают, что добро лучше зла, они полюбят его, когда можно будет любить его без вреда». Сходный мотив предвестия перемен к лучшему звучит и в стихотворении Н. А. Некрасова «Сон», где лирический герой видит во сне ангела, останавливающего его на краю пропасти:

И вновь блаженные часы
Ты обретешь, сбирая колос
С своей несжатой полосы.

Как правило, образы в снах героев литературных произведений относятся к будущему, однако сон главного героя в романе И. А. Гончарова «Обломов» целиком принадлежит прошлому. Детские впечатления, жизнь в: родительском доме, сказки няни — эти образы прошлого в подсознании героя встают зримо и реально, они гораздо живее его настоящего, в котором Обломов влачит сонное, однообразное существование. Мотив сна, в который опрокинута явь, повторяется в романе Гончарова, когда Обломов живет с Агафьей Матвеевной, на которой он женился — во сне герой романа видит няню, которая указывает на его жену и называет ее именем сказочной царевны, Милитрисы Кирбитьевны. Можно сказать, что сновидения Обломова явились отражением его идеала человеческого существования. В каком-то смысле они все же относятся не только к прошлому, но и к будущему, ведь в доме Агафьи Матвеевны воссоздана практически та же атмосфера, что и в родительском доме Обломова.

Мотив смешения сна и яви звучит в творчестве таких русских поэтов, как, например А. А. Блок и С. А. Есенин. Так, рассказывая о реальных событиях — расставании с любимой, поэт усиливает ощущение горечи разлуки тем, что вводит мотив отражения яви в сне:

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...
(«О доблестях, о подвигах, о славе...»)

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» — восклицает Есенин. С чем же связано подобное смешение яви и сна в поэтических произведениях? Вероятно, с особым мироощущением поэтов, которые и живут словно на грани двух миров — повседневной реальности и волшебных грез.

Мой реферат называется “сны и сновидения в русской литературе».

Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он - мудрый старец.

Мир снов и сновидений издревле интересовал человека как что-то столь же близкое нашему пониманию сколь далекое от него. Бодрствуя, мы видим и понимаем, что происходит вокруг, оцениваем происходящее - наше сознание работает так, как мы этого хотим. Но что происходит с сознанием человека во сне? Тайна, покрытая мраком ночи...

Изучение снов увлекает. Коснувшись однажды темы сновидений, стремишься изучить эту тему как можно больше. Так, однажды я заинтересовалась эзотерикой, в частности феноменом гипноза., а гипноз и сон связаны между собой более чем тесно. Мне стало интересно, имеют ли сны и сновидения столь же большую роль в литературе, и поэтому я выбрала именно такую тему для своего реферата .

В русской литературе сны всегда иг­рали не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон пол­ноценным “действующим лицом” сво­их произведений. Сны позво­ляют лучше понять характеры их героев, при­чины их поступков, отношение к лю­дям и к себе. Ведь, по сути, сон - это время, когда освобождается подсозна­ние человека. Оно не сковано вне­шними условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками. Наверное, именно по этим причи­нам авторы так часто прибе­гают к приему раскры­тия личности персонажа через его сон.

В ходе работы над рефератом я рассмотрела четыре произведения российских классиков: «Евгений Онегин», «Преступление и наказание», «Тихий Дон», и «Мастер и Маргарита». В каждом из этих романов сновидения играют свою, определенную роль – общих канонов нет и быть не может.

В романе «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин использует сны для раскрытия внутреннего мира героев (Татьяны и Онегина). С помощью большого количества слов-символов, использованных в описании сна Татьяны, автор не только раскрывает образы, но и предоставляет читателю шанс заглянуть за завесу тайны и узнать дальнейшие судьбы героев. Помимо этого, сон Татьяны является художественным приемом, который делает текст романа красочнее.

В «Преступлении и наказании», напротив, никакой красочности роману сны не придают, а еще больше затуманивают и без того неясные вещи. Так же, как и в «Евгении Онегине», сны здесь помогают лучше понять внутренний мир очень сложного человека – Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова символичны (антитеза церкви и кабака в первом сне); их отголоски присутствуют на протяжении всего романа. Кроме того, прием снов помогает лучше понять смысл произведения (третий сон Раскольникова).

В романе «Тихий Дон» сон генерала Корнилова – вещий. С помощью символов Шолохов как будто сам рассказывает генералу будущее его армии. Через сон автор дает оценку персонажа – Корнилов – не тот герой, что спасет Россию; и показывает читателю внутренний мир генерала.

В «Мастере и Маргарите» сны использованы как «мост» в другую реальность, может быть, в гипнотический транс, наведенный Воландом и его свитой (или самим Булгаковым?). Сон Понтия Пилата символичен – противостояние добра и зла, в результате которого побеждает добро, приходит прощение и свобода – путь к Истине. Кроме того, сон (а точнее его отсутствие) использован автором как способ более глубокого раскрытия образа прокуратора, а позднее - как наказание Пилата.

Во всех четырех произведениях сны и сновидения являются одними из важнейших художественных приемов, ибо они помогают автору полномернее донести до читателя свою мысль.

Сон – это всегда загадка, и, пытаясь ее разгадать, можно прийти к удивительным открытиям. (Недаром же таблица Менделеева приснилась Дмитрию Ивановичу!) Когда я работала над рефератом, мне захотелось перечитать мои любимые книги (ведь в них были сны!) и попытаться разобрать, что они – эти сны – значат. Вдруг я пролистнула, не обратив внимания, целый мир, полный ответов и смысла?

На вопрос Помогите, пожалуйста!! ! В каких произведениях русской и зарубежной литературы есть сновидения? заданный автором Ђатьяна Михайлова лучший ответ это СОН в раскрытии образа героя использовали многие писатели.
И это не удивительно, ведь сновидения играют особую роль в литературных произведениях. Сны героев зачастую определяют их жизнь. Часто то, что персонажи произведений видят, закрыв глаза, важнее того, что он делает, открыв их.
Они могут показать внутренний мир героя, его переживания или то, что может ждать его в будущем. Яркими примерами сновидений героев в литературе являются сон Татьяны из романа “Евгений Онегин” А. С. Пушкина, сон Ильи Ильича из романа “Обломов” И. А. Гончарова, сны Раскольникова и Свидригайлова из “Преступления и наказания”Ф. М. Достоевского, сны героев в романе “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова.
Сны Раскольникова очень важны для раскрытия образа героя... .
Знаменитые сны Верочки из романа "Что делать". Утопичны и слащавы... .
Сны предрекают будущее героев, разъясняют их прошлое, помогают сделать правильный выбор или пытаются предостеречь от ошибок.
«Сон Обломова» - это особая глава романа Гончарова. Глава повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова. Во СНЕ показана его родная деревня Обломовка, его семья, уклад по которому жили в обломовском имении.
Сон Спящей красавицы.. . Сон Спящей царевны... .
Бредовый сон мальчика в повести Чингиза Айтматова "Пегий пес, бегущий берегом моря"... Обезвоженный, голодный, напуганный. и сон его спутан.
Сны героев Достоевского многочисленны. И порой их можно спутать с бредом, галлюцинацией.. . Такие сны-яви у Ивана Карамазова... .
Интересны сны Версилова-Долгорукова в романе "Подросток".. Чистый юноша, и сны у него ясные и чистые.. .
Во сне часто проявляются все скрытые желания и мечты героев.. .
Герман увидел старуху во сне.. . И это было для него очень важным событием... .
Кириллов в романе "Бесы" говорил, что никогда не спит. Но я уверена, что и ему приходилось видеть сны, практически наяву.... Эта грань между сном и явью в его жизни была важным моментом.
Сны видят думающие герои, сомневающиеся, рефлексирующие.. .
Очень интересно сон рассматривает Даниил Андреев. Он объясняет сновидения многих героев тем, что автор намеренно переносит этих героев из одного слоя мира в другой.. .
Этим объясняется такое странное ощущение от стихотворений Блока, например. Видения - сны наяву... .
Вещий сон также зачастую играет значительную роль в развитии действия литературного произведения. Таков вещий сон Анны Карениной у Льва Толстого.
По тому же плану построен «Сон» у Тургенева.
В «Тысяче и одной ночи» , где сон купца Абу-Гассана, в начале и конце рассказа, служит рамкой для развития основного сюжета приключений «Калифа на час» .
В рассказе Владимира Короленко «Сон Макара» весь основной сюжет является содержанием сновидения героя.
Гоголь в повести «Майская ночь или утопленница» запутанный, фантастический сюжет предлагает вниманию читателя без пояснения о том, что он составляет содержание сна, и только в самом конце автором добавляется, что все это было во сне.
В другой повести Гоголя, (позднейшей редакции) «Портрет» , где автор прибегает к описанию сна, как средству ввести совершенно фантастический элемент, но объяснение читателю дает только после окончания сна.
Изображение сна помогает художнику удачно ввести и благополучно разрешить запутаннейшую коллизию, как это мы видим у Шекспира в «Макбете» (сон Дункана и слуг) и особенно в «Цимбелине» (сон Имогены) , где вся завязка действия была бы немыслимой без этого литературного приема.
"Сон о белых горах" Виктора Астафьева. Сон - и сюжетообразующий прием, и художественный, и психологический.
Мотив сна может быть использован для создания особого настроения, эмоционального тона художественного произведения. Примером подобного литературного приема служит «Песнь торжествующей любви» Тургенева.