Почему ребенок не хочет засыпать. Ребенок хочет спать рядом с вами. Основные причины детской бессонницы

Так уж сложилось, что в последнее время многие родители обращаются ко мне на педиатрический прием с проблемой отказа малыша в 2-3 года от дневного сна.

Беспокойство родителей в таких случаях вполне закономерно, так как сон для детей – это не только отдых. И работа нервной системы, и иммунитет зависит от полноценного сна ребенка. И что детки во сне растут – это тоже верно. Подробнее о том, зачем ребенку нужно отдыхать днем я расскажу чуть ниже.

Итак, сегодня поговорим на актуальнейшую тему для современных родителей и таких же современных детей: ребенок не хочет спать днем в 2-3 года.

Обсудим возможные причины отказа малыша ложиться спать днем. В каких случаях это физиологическая особенность, а в каких – повод для консультации специалиста. Также поговорим, что в таких ситуациях делать.

Познакомимся с физиологическими нормами потребности малышей этого возраста во сне как днем, так и ночью.

Могу сказать, что у современных детей, начиная с самого младенчества, наблюдается тенденция спать в течение дня меньше принятых в медицине норм.

Например, новорожденный малыш должен спать от кормления до кормления. То есть, проводить во сне 18-20 часов. На практике такие случаи — редкость.

Итак, современная педиатрия предлагает следующую потребность во сне для малышей двух-трех лет:

Возраст ребенка Дневной сон Ночной сон
2 года 2 часа 10-11 часов
3 года 1-1,5 часа 9-10 часов

Дети индивидуальны. Поэтому строго придерживаться этих норм никто не требует. Разница продолжительности сна плюс-минус до полутора часов является допустимой в этом возрасте.

Как правило, малыши к 2-м годам укладываются спать днем один раз. И спят не менее 1,5 часа. То есть, после каждых шести часов бодрствования им необходим непродолжительный отдых в виде сна.

Нередко дети к 3-4 годам отказываются без всяких последствий вообще от дневного сна. Но большинство все-таки нуждаются в полноценном отдыхе в виде дневного сна до школьного возраста.

Если ваш малыш отказался от дневного сна, а за ночь высыпает «свою норму» (12-13 часов), то это его право. Беспокоиться не стоит еще, когда малыш отлично себя чувствует, остается веселым, активным, любознательным и не капризничает, оставшись без дневного сна.

Многие родители малышей, отказавшихся от дневного сна, отмечают закономерность, что и сами в далеком детстве рано порвали с привычкой спать днем.

Наследственной предрасположенностью это не назовешь)) Но эта интересная закономерность из практического опыта дает пищу для размышлений…

Зачем ребенку дневной сон?

И без всяких научных подтверждений мамочки знают, что полноценный сон малыша благотворно воздействует на его психическое состояние. Выспавшийся ребенок жизнерадостен, спокоен, проявляет интерес к новому. Он способен самостоятельно находить себе занятие, фантазировать, придумывать игры.

Хороший сон – это основная профилактика поведенческих и неврологических нарушений у ребят.

Примерно к двум годам нервно-психические процессы в головном мозге человека серьезно усложняются. Поэтому не спавший днем ребенок очень часто и вечером не может уснуть от перевозбуждения. Все это результат переутомления нервной системы.

Совсем неправильно считать, что во время сна нервная система и, в частности, головной мозг отдыхают. Они работают. Точнее «перерабатывают» полученную информацию, впечатления и эмоции ребенка. Сон – это так называемая «перезагрузка» для нашего мозга.

От хронического недосыпа разбалансируются многие органы и системы организма. Ведь многие гормоны и биологически активные вещества вырабатываются во время сна.

Поэтому постоянный недосып отрицательно сказывается на работе иммунитета малыша. Также у таких детей снижается способность к концентрации внимания, обучению и запоминанию. Страдает и поведение у ребят. Они становятся раздражительными и капризными.

Причин нарушения дневного сна у детей 2-3 лет может быть много.

Чаще всего приходится иметь дело со следующими:

  • Поздний подъем ребенка (ближе к полудню) из-за затянувшегося ночного сна. Когда ребенок спит до 10-11 часов дня, то он просто еще не устанет к 14-15 часам дня. В итоге днем ребенок спать ложиться не хочет. Ближе к вечеру ребенок может захотеть спать, но такой поздний вечерний сон опять-таки отдаляет отход к ночному сну. Позднее укладывание ребенка на ночной сон сулит также поздний подъем утром. Круг замкнулся.
  • Не растрачена энергия. Если ребенок недостаточно бегал, гулял пешком, играл в подвижные игры, то он, не чувствуя усталости, заснуть не может и не хочет. Именно прогулки на свежем воздухе позволяют малышу потратить много энергии. Но при этом нервная система ребенка не перевозбуждается, как при активных играх «в четырех стенах».
  • Малыш возбужден. Многие родители замечали, что когда привычный уклад жизни нарушает какой-то нестандартное событие (приход гостей, поход в магазин, поездка куда-либо, смена часовых поясов), то возбужденный малыш не хочет ложиться спать днем. Иногда все попытки уложить малыша сводятся к нулю. В итоге измучены и мама, и малыш, но цель не достигнута. Частые случаи – эмоциональное перенапряжение и нервное перевозбуждение, связанные с чрезмерно активными играми в первой половине дня.
  • Внешние раздражители. Душно или холодно в комнате, некомфортная одежда для сна, слишком светло, посторонние звуки, неподходящее устройство кроватки, неудобные постельные принадлежности – это только примерный и далеко не полный список всего того, что может мешать ребенку заснуть.
  • Несоблюдение режима дня и сна родителями. Многие родители скажут: «Режим для ребенка – звучит как-то жестко». Спешу уверить, что под понятием режим подразумевают не дрессировку и требования конкретных действий в данную минуту, а последовательность действий и событий в течение дня. Это дает ощущение стабильности и комфорта. Благодаря чему ребенок четко ориентируется во времени.

Например, сейчас утро, а утром мы завтракаем. Потом чистим зубы. Потом достаем уже поспавшие игрушки и играем. И совсем скоро пойдем на первую прогулку. А после прогулки нужно всем отдохнуть. И т.д.

Дети быстро перенимают модель поведения взрослых в семье. Все незнакомые им действия или события они чаще воспринимают с опаской или с явным неприятием. А если события предсказуемы и знакомы, то ему не придется долго объяснять, что это необходимо и все так делают.

Это отличный метод ребенка приучить с самого детства без долгих уговоров почистить зубы, заправить постель, убрать игрушки и тому подобное.

Я знаю, о чем говорю… Хочу поделится своим опытом налаживания сна своего сына с помощью перехода «на режим». Но об этом чуть ниже.

Когда начинаешь с мамой малыша разбираться, с чего началась проблема, очень часто выясняется одна и та же ситуация. Мамы говорят: вот сегодня не получилось положить спать, не было времени укладывать, потому что…

Сегодня маме не было времени по одной причине, завтра – по другой… А через неделю малыш уже привык не спать. Организм адаптировался, привычка сформировалась. И чтобы сформировать обратную привычку, нужны усилия и нужно время.

Так что перед тем, как задать вопрос, почему не спит днем ваш малыш, кому-то другому, задайте его себе. И честно сами себе ответьте. Конечно, не всегда, но часто так удается найти причину и решить проблему.

Также стоит выделить отдельно патологические причины неврологического характера, в связи с которыми сон малыша нарушился.

1. Гиперактивный малыш. Такие малыши-энерджайзеры находятся в постоянном движении, очень активны, совершают поступки импульсивно, без каких-либо раздумий.

Им трудно сконцентрировать внимание на игре. Они суетятся, неаккуратны – ломают или роняют вещи. Наблюдаются эмоциональные всплески и быстрая смена настроения. Как правило, они мало, беспокойно и прерывисто спят. Это все особенности работы их нервной системы.

О синдроме гиперактивности и недостатка внимания (СДВГ) в двух-трехгодовалом возрасте малыша говорить рано и неправильно. Но общую тенденцию развития и особенности поведения малыша в таком возрасте уловить необходимо.

Поведение родителей таких гиперактивных малышей должно эту гиперактивность «гасить» или направлять в нужное русло. И неправильная позиция родителей может навредить ребенку и сформировать у крохи комплексы.

Так, вечно раздражительные и/или обвиняющие всех вокруг во всех «грехах» родители подвергают малыша хроническому стрессу.

Для гиперактивных детей просто необходим режим дня. Повторяющиеся действия каждый день в определенном порядке стимулируют выработку в организме «биологических часов». Так ребятам легче будет перестраиваться на смену деятельности.

2. Скрытые соматические заболевания у детей старше двух лет могут стать причиной беспокойства и нарушения сна. Пережитые в течение дня сильные эмоции или впечатления их сон могут прерывать.

Только специалист поможет вам разобраться в истинных причинах нарушения сна вашего малыша. И такой визит к доктору не стоит откладывать.

Что делать родителям малыша?

Качество и продолжительность сна малыша напрямую зависит от того, как ребенок проводит день. Все имеет значение – как кроха питается, как и где гуляет, где спит и так далее.

А именно:

1. Не перекармливайте ребенка перед сном. После последнего приема пищи и времени отхода ко сну должно пройти минимум полчаса.

2. Исключите все возможные внешние раздражители (шум, яркий свет, неубранные игрушки).

3. Проветрите комнату, где должен спать малыш. Следите за влажностью и температурой воздуха в комнате. Слишком сухой воздух вызовет у ребенка пересыхание слизистых, жажду. Малышу будет некомфортно, он будет часто просыпаться. Оптимальная температура в помещении – 19-21˚С.

4. Придерживайтесь режима. Старайтесь укладывать кроху в одно и то же время. Укладыванию должны предшествовать повторяющиеся изо дня в день «сонные» ритуалы.

Это может быть чтение книг, рисование или любые спокойные виды деятельности. Можно предложить малышу уложить спать свои игрушки, закрыть занавески, переодеться в пижаму. Ему будет спокойнее, если он будет знать, что все будут отдыхать вместе с ним.

5. Исключите зрительные и эмоциональные перегрузки. Не позволяйте ребенку перед сном смотреть мультики. Все общение с «экранными друзьями» вообще стоит свести к минимуму в таком возрасте.

Мультики целый день в фоновом режиме – огромное зло. От этого нужно отучать в первую очередь маму. Общее возражение – это ж так удобно: включил – и малыш занят, можно маме чем-то заняться. Но вы уж как-нибудь выберите для себя из двух вариантов – вам удобно или здоровая нервная система и нормальный сон малыша.

6. Не ругайте ребенка, если он не может уснуть. Соблюдайте спокойную атмосферу в семье. Раздражительный тон матери только еще больше возбуждает нервную систему крохи. Поэтому крики и угрозы не только не помогут уложить ребенка спать, но оставят стойкое отрицательное отношение вообще ко сну и кровати.

В этом возрасте у детей есть так называемый синдром «отзеркаливания» эмоций и настроения матери. Дети часто перенимают манеру общения и эмоции мамы. Подражают родителям во всем. Будьте хорошим примером для своего ребенка.

7. Организуйте день ребенка так, чтобы в первой половине дня он получил должную физическую нагрузку. Ребенок должен выплеснуть энергию, хорошо и активно поиграть на улице.

Также следите за тем, чтобы такая активность плавно переходила в спокойное времяпрепровождение перед сном. Избегайте слишком эмоциональных игр. Это может помешать спокойному сну малыша.

8. Детям в разном возрасте необходимо различное время, чтобы уснуть. Детям в два года может понадобиться 20-30 минут, чтобы уснуть. А трехлетние ребятишки могут на засыпание потратить и час. Проявляйте любовь, спокойствие, терпение и стойкость характера.

Все дети разные. Всегда нужно учитывать особенности конкретного малыша, его темперамент.

И все же более чем желательно для ребенка двух лет дневной сон сохранить. Тем более, если собираетесь потом отдавать ребенка в детский сад. Там сон есть в режиме дня. Если ребенок не привык спать – это дополнительный стресс при адаптации к детскому саду.

К трем годам дети чаще отказываются от сна. Да и возраст у них такой наступает – «не хочу, не буду!». Другими словами, кризис трех лет.

Конечно, и из этого можно выкрутиться их же методами. Сказать, что спать сегодня не будешь. Малыш и этому захочет воспротивиться и, вполне вероятно, скажет – «Нет. Буду!»

Если малыш категорически отказывается спать днем, но при этом спокойно ведет себя до самого вечера, то усердствовать не стоит. Замените сон на спокойное чтение, лепку, рисование, собирание пазлов, крупных бусин или макарон в «ожерелье» для мамы.

Вполне вероятно, у таких малышей ранний отход ко сну вечером и полноценный ночной сон скомпенсирует отсутствие дневного сна.

К сожалению, не все проблемы со сном можно решить исправлением режима дня ребенка. В случае нарушения у вашего ребенка процессов сна и засыпания не только днем, но и ночью стоит обратиться к педиатру и неврологу. Особенно если такие изменения сна носят системный характер.

Невролог проведет обследование и исключит причины нарушения сна неврологического плана. Он может назначить расслабляющий массаж, ванны с успокаивающими компонентами, фитотерапию и другие полезные и эффективные процедуры.

С самого рождения мой сын спал прерывисто. После постоянных пробуждений приходилось его укладывать, качая на руках. Так я привила ему вредную привычку – спать на руках.

Постепенно перекладывания в кроватку нам давались все тяжелее. Надо было что-то менять.

Как врач, я понимала, что у него нет неврологических нарушений, которые бы могли привести к нарушению сна.

Сон в коляске на улице для нас также не стал спасением. Практически с момента, когда сын научился садиться самостоятельно в коляске, он предпочитал все разглядывать, а не спать на улице.

Все родители хотят хоть как-то планировать свой день. Я не исключение. И постепенно я пришла к тому, что ребенку нужен режим.

В итоге мы ввели в режим две прогулки: перед дневным сном и вечером. Благодаря этому ребенок стал крепче и продолжительнее спать. После крепкого сна ребенок просыпался в хорошем настроении, а не с чувством случайно прерванного сна, как раньше.

Постепенно укачивания на руках сводились к минимуму. Перед сном мы выработали «ритуалы». Собираем игрушки, ставим в гараж наш игрушечный «автопарк», закрываем жалюзи, прощаемся и желаем спокойной ночи вечером или сладких снов днем всем членам семьи, читаем сказки.

А потом долго перечисляем вместе с мамой всех знакомых ребенку животных, кто уже лег спать. Так сын спокойнее засыпает, ведь он знает, что «движуха» и игры закончились не только для него одного.

Еще раз повторю, что многие (большинство!) проблемы детей – в поведении родителей. Нашему папе я с трудом смогла объяснить, что кроватку малыша нужно использовать только для сна. И не стоит использовать ее как манеж для игр или батут.

Строго и скрупулезно придерживаться режима дня до минут нельзя и не надо. Прежде всего, нужно ориентироваться на поведение и настроение ребенка. Если сын проснулся утром пораньше, то я планирую прогулку, его обед и дневной сон чуть раньше обычного.

Единство мнений родителей, уверенная настойчивость и целенаправленность всех действий очень важны в этом процессе налаживания сна. Да будет вам и вашему малышу сон в радость! Пусть он крепко спит и растет большой-большой и здоровенький!

О проблеме отказа детей от дневного сна в 2-3 года вам рассказала практикующий врач-педиатр и дважды мама Елена Борисова-Царенок.

Очень часто, заигравшись, ребенок не хочет ложиться спать и делает все возможное, чтобы оттянуть время отхода ко сну: прячется от родителей, плачет, просит почитать «еще одну» сказку. Родители должны оставаться непреклонными и не менять установленное время, даже если ребенок капризничает и говорит, что совсем не хочет спать.

По мере того как ребенок растет, потребность во сне снижается, поэтому постепенно можно перенести вечерний отход ко сну на более позднее время и отказаться от дневного отдыха. Также учтите, что потребность во сне у каждого ребенка индивидуальна, она может быть разной даже у родных братьев и сестер.

Как предотвратить проблему . Вечер должен протекать по возможности спокойно, без подвижных игр, компьютера и телевизора. Малышу нельзя не только проводить вечер перед телеэкраном, но даже находиться в комнате, где работает телевизор!

Не ограничивайте ребенка в течение дня. Если малыш вдоволь набегался и наигрался, то к вечеру (или ко времени дневного сна) он почувствует усталость и сам захочет отдохнуть.

Часто дети капризничают, когда их укладывают спать, чтобы привлечь внимание родителей, поэтому постарайтесь почаще играть с ребенком перед сном.

Чтобы определить, сколько и когда нужно спать вашему ребенку, понаблюдайте за ним: как он ведет себя, если не поспал днем, если лег спать в восемь или в девять часов вечера. С учетом этих наблюдений составьте для малыша оптимальный режим сна и бодрствования, корректируя его по мере взросления ребенка.

Как решить проблему . Используйте таймер. За час до сна поставьте таймер на пять минут и скажите малышу, что, когда он услышит сигнал, значит, пришло время готовиться ко сну. В этом случае вы заранее предупреждаете ребенка о том, что нужно закончить игру и ложиться спать, а не ставите его перед фактом. Когда прозвучит сигнал таймера, скажите: «Таймер говорит, что пришло время готовиться ко сну. Пора мыться и надевать пижамку». Заведите таймер на пятнадцать минут и скажите: «Ну-ка, посмотрим, сможем ли мы подготовиться ко сну до второго сигнала». Если малыш справится вовремя, похвалите его. Затем заведите таймер и позвольте малышу поиграть в оставшееся время. Скажите так: «Ты быстро справился и теперь можешь немного поиграть. Когда услышишь сигнал, нужно будет только почистить зубы, выпить молоко и сходить в туалет (или на горшок - в зависимости от возраста ребенка)». Как видите, с помощью таймера можно превратить подготовку ко из сражения в игру.

Придерживайтесь установленного режима. Укладывайте ребенка на дневной сон сразу после обеда, иначе ему будет сложно уснуть в девять часов вечера.

Если по каким-то причинам нужно уложить малыша позже обычного, не меняйте установленный порядок подготовки ко сну. Детям нравится выполнять действия в установленном порядке, поэтому если ребенок привык сначала мыться, потом чистить зубы и только после этого надевать пижаму, старайтесь ничего не менять. Попросите малыша назвать следующее действие, тогда ему будет интереснее готовиться ко сну и он почувствует, что сам решает, когда и что нужно делать. Если ребенок заигрался, не отчитывайте его, а помогите надеть пижаму, принесите молоко.

Очень полезно почитать на ночь какую-нибудь любимую сказку, усевшись с ребенком рядышком в уютном уголке квартиры без верхнего света. Можно прочитать эту сказку уже в постели. Полезно также перед самым засыпанием взять ручку малыша в свою, а другой рукой поглаживать его по спинке сверху вниз и что-нибудь шепотом рассказывать, например какие-нибудь смешные эпизоды из его жизни.

Хорошо дать ребенку перед сном столовую ложку лимонного сока, смешанного в равных частях с медом. Не только очень полезное, но и весьма вкусное снотворное!

Поощряйте послушание. Если ребенок лег спать без капризов, то, когда он проснется, сообщите ему хорошую новость: «За то, что ты был послушным и спокойно уснул, я почитаю тебе интересную сказку».

Чего нельзя делать . Не позволяйте ребенку диктовать вам условия. Придерживайтесь установленного распорядка, невзирая на капризы ребенка, ведь вы прекрасно знаете, что малышу нужно поспать, хоть он и сопротивляется. Скажите себе: «Малыш плачет потому, что ему не хочется прерывать игру, но, когда он отдохнет, у него появятся новые силы и он сможет играть дальше».

Не угрожайте и не наказывайте, ведь угрозы и наказания могут стать причиной кошмаров и страхов у ребенка, а у вас это вызовет чувство вины и тревоги. Наказывая малыша, вы не добьетесь от него послушания, плохое поведение, скорее всего, повторится.

Не напоминайте о плохом поведении. Сказав малышу: «Вчера вечером ты не лег вовремя спать, поэтому сегодня я запрещаю тебе смотреть телевизор», вы ничего не добьетесь. Оговаривайте ситуации заранее и предупреждайте ребенка о последствиях его поступков.

Достаточно типичная картина. Уже девять часов вечера или даже одиннадцать, а ребенок даже не думает укладываться спать.
Зубы почищены, малыш сыт, уже «спят все игрушки», а малышу хоть бы что. Что делать в ситуации, когда ребенок не хочет ложиться спать? Давайте попробуем разобраться.

Почему дети не любят спать?

Откуда же берется детское нежелание идти спать? Американский психолог Алан Фромм предлагает следующую классификацию причин:
1. Для ребенка лечь спать – значит расстаться с каким­-нибудь интересным занятием или покинуть приятное общество (например, работающих маму и папу).
2. Дети знают, что взрослые еще не ложатся спать, и поэтому думают, будто мы разрешаем себе что-­то, что им не позволено.
3. Часто бывает, что дети еще не устали.
4. Иногда дети боятся темноты.
5. Возможно, у ребенка были страшные сновидения, и из-за этого возникла некоторая неприязнь ко сну.
6. Не исключено, что, уговаривая ребенка спать, взрослые слишком избаловали его, и теперь это служит хорошим поводом для манипулирования родителями.

Признаки утомления

Очень важно научиться замечать первые признаки утомления и усталости, это поможет переключить внимание ребенка и не допустить перевозбуждения перед сном. Сделать это несложно. Если вы отметили один или несколько из перечисленных ниже признаков, скорее всего, вашему ребенку требуется отдых:
беспричинный плач, капризы;
малыш начинает тереть глаза, зевать;
сосет палец или погремушку, теребит пуговицу, сосет губу;
нарушается координация движений, особенно рук, ребенок роняет игрушки, допускает ошибки в игре;
замедляются движения, появляется вялость;
возникают несвойственные ребенку агрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т.д.;
может возникнуть чрезмерная активность, несвойственная малышу: бесцельно бегает, прыгает, толкается.

Как только вы заметили появление этих признаков, самое время отвлечь ребенка и настроить на сонный лад.

Готовимся ко сну

Время отхода ко сну – это хорошее время для укрепления эмоциональной близости с ребенком. Пусть оно будет приятным для вас обоих. Почитайте книжку малышу, спойте ему колыбельную, сделайте легкий массаж, говорите тихим и спокойным голосом.

Если ребенок очень эмоционален и подвижен, перед сном используйте короткую и простую фразу, например, «пора спать». Возможно, ее придется повторить несколько раз, но делайте это спокойно, повторяя нейтральным тоном, не переходя на приказные команды.

Подарите ребенку игрушку «для хороших снов». Это может быть небольшая мягкая игрушка (мишка, зайка, гномик, котенок и пр.). Расскажите ребенку, что эта игрушка будет дарить ему хорошие и добрые сны. Во время путешествия берите эту игрушку с собой, это простой способ дать малышу ощущение безопасности, где бы он ни спал.

Позвольте ребенку принять активное участие в подготовке ко сну: выбрать сказку, пижаму или колыбельную для прослушивания.

Для того чтобы подготовить ребенка ко сну, можно также использовать «ритуальные игры».

«Сонные ритуалы»

Часто детям бывает сложно оторваться от любимой игры или просмотра телевизора, когда родители начинают говорить о том, что «уже поздно и надо спать». Поэтому, можно использовать так называемые «сонные ритуалы». С одной стороны, они успокоят нервную систему ребенка, с другой – сделают приятным процесс отхода ко сну. Это спокойные игры и занятия, которые должны быть ежедневными, по возможности начинаться в одно и то же время и занимать не более 30 минут.

Важно выбирать спокойные игры, чтобы не произошло эмоционального перевозбуждения. Для грудничка это может быть одна и та же колыбельная на ночь. Для детей с года до трех лет можно использовать специальные игры.

Например, игра «Мишка» (Е.В. Ларечина). Взрослый показывает движения, а ребенок повторяет за ним.
Мишка косолапый по лесу идет.
Шишки собирает, песенки поет. (Показать, как Мишка идет по лесу.)
Вдруг упала шишка, прямо Мишке в лоб. (Правой рукой коснуться лба.)
Мишка рассердился и ногою – топ. (Топнуть ножкой по полу.)
Больше я не буду шишки собирать. («Погрозить» пальчиком.)
Сяду я в машину и поеду спать. (Соединить ладони и приложить к щеке.)

Игра «Зайка» (Л.А. Булдакова).
Ручка – плюх, другая плюх! Бедные, упали. (Попеременно уронить сначала одну ручку, затем другую.)
Словно ниточки висят, как и я, устали. (Легко встряхнуть руки, усталое выражение лица, вялое – всего тела.)
Снова зайка прыг да скок, ходит по дорожке. (Пройти медленно по полу.)
Вместе с ним мы отдохнем, прополощем ножки. (Встряхнуть правую, потом левую ногу.)
Так трудились с зайкой мы, что устали сами.
Отдыхать теперь пойдем, на коленки к маме. (Посадить ребенка на колени и обнять).

После подобных игр можно заняться уборкой игрушек, превратив этот процесс в ритуальную игру. Можно сказать: «Игрушки устали и хотят спать, надо им помочь найти свой домик».

В процессе приготовления ко сну похвалите малыша за то, что он понимает, что нужно спать, убирать игрушки и т.д.

Для детей более старшего возраста подойдет совместное чтение книг или спокойная беседа перед сном. Можно рассказать «воображаемую» историю, дав возможность немного пофантазировать. Рассказывайте о каком­-нибудь особенном месте, которое знакомо ребенку, например, сад, полянка или лес. Описывайте это место медленно, тихим и спокойным голосом. Попросите ребенка закрыть глаза и попробовать представить, то о чем вы будете говорить. Рассказывайте о дружелюбных животных, добрых людях или мудрецах. Когда ребенок подрастет, он сможет сам продолжать историю.

Окончив ритуал, спокойно и твердо желайте ребенку спокойной ночи и выходите из комнаты.

Старайтесь также соблюдать ритуалы и время отхода ко сну во время путешествий, праздников и болезни ребенка. Детям трудно вернуться к установленному распорядку, если он был нарушен.

Игры с водой

Одним из эффективных способов “заставить” ребенка лечь спать являются игры.

Ритуальными играми перед сном могут стать и игры с водой. Вода положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Соприкасаясь с водой, ребенок получает приятные ощущения. Многие родители замечают, что, играя с водой, дети успокаиваются и перестают капризничать. Звуки льющейся воды действуют благотворно, а игры с водой снимают эмоциональное напряжение.

Можно использовать следующие игры:

Игра «Переливай-ка». Для этой игры вам понадобится несколько стаканчиков и глубоких тарелочек. Покажите ребенку, как черпать воду и переливать из одной емкости в другую. Можно наливать воду в мисочки из маленькой лейки, а потом поить животных. Такие игры также развивают координацию движений и усидчивость ребенка.

Игра «Поймай льдинку». Опустите в тазик с теплой водой несколько кубиков льда и предложите ребенку поймать их.

Игра «Вылови игрушки». Предложите ребенку бросать в воду игрушки, а затем их вылавливать разными способами: двумя пальчиками или с помощью сита.

Игра «Водяная мельница». Поставьте водяную мельницу в тазик и покажите, как лить воду на лопасти мельницы, чтобы они крутились. Пусть ребенок поставит под мельницу миску так, чтобы туда попадала вода.

Ночные пробуждения

Ребенок проснулся ночью и не хочет больше ложиться спать. Что делать?

Всех детей время от времени могут беспокоить ночные страхи и кошмары. Ночные страхи могут тревожить даже годовалого малыша. Виной всему – яркие эмоциональные впечатления, которым дети подвержены так же, как и взрослые. Если ребенок посреди ночи вскрикнул или заплакал, прилягте рядом, обнимите его и прижмите к себе. Обычно со временем ночные страхи проходят.

Ночные кошмары редко одолевают ребенка до трех лет. От страхов они отличаются тем, что ребенок помнит содержание кошмарного сновидения. Обратите внимание на содержание мультфильмов, сказок и компьютерных игр. Избегайте перегрузок и переутомления, соблюдая режим дня.

Если ребенку приснился кошмарный сон, не бойтесь поговорить об этом, не упрекайте ребенка в том, что он все придумал. Наоборот, попросите рассказать свой сон или нарисовать, пусть ребенок выплеснет напряжение.

Если ночные кошмары регулярны, проконсультируйтесь с психологом и неврологом.

Как научить ребенка засыпать самостоятельно?

Начинать приучать ребенка засыпать самостоятельно лучше еще в младенческом возрасте. Иногда кладите ребенка в кроватку, пока он еще бодрствует, пусть пробует заснуть сам. Ночью старайтесь не брать ребенка к себе в постель, но при необходимости подходите к нему сами.

Уложив ребенка спать, выходите из комнаты. Если ребенок вскакивает, снова укладывайте его со словами: «Пора спать». Если после вашего ухода ребенок встает и начинает плакать, укладывайте его снова, повторяя фразу: «Пора спать». Не позволяйте ребенку искать развлечения в вашей компании.

Вы можете сидеть с ребенком, пока он не заснет, но каждый вечер увеличивать дистанцию, отодвигаясь дальше и дальше. Например, в первый вечер вы сидите на кровати, во второй – на кресле рядом с кроватью, на третий – на стуле в конце комнаты и т.д. Наконец вы оказываетесь в дверях, затем в соседней комнате.

Попробуйте укладывать ребенка позднее положенного времени, чтобы он быстрее заснул, но постепенно сдвигайте время укладывания, каждый вечер на 15 минут раньше, пока не достигните приемлемого времени.

Итак, чтобы помочь ребенку заснуть, вы можете использовать следующие приемы:
Установите время отхода ко сну и старайтесь ему следовать. Отмечайте признаки утомления, если упустить этот момент – ребенок перевозбудится и его придется успокаивать.
Установите порядок отхода ко сну. Пусть этот ритуал будет недолгим – не более 30 минут. Вы можете покормить ребенка, потом прочитать сказку или спеть песню, переодеть ребенка, потом покачать или сделать массаж.
Выберите 1-2 игры, которые понравятся вашему малышу, они и будут ритуальными играми перед сном.
Можно давать мягкую игрушку, которая ассоциируется у ребенка со сном.
Во время вечернего туалета предоставьте ребенку возможность поиграть с водой.
Добрых снов вам и вашему малышу!

Софья Позднякова, детский психолог ЦППРиК «Преодоление»
журнал для родителей «Растим Ребенка», октябрь 2012

Все родители сталкиваются с большими трудностями, когда подходит час укладывать детей спать. Причина проста: дети не любят ложиться спать. Значит, отправляя их в постель, мы заставляем их делать то, что хотим сами, но чего нисколько не желают делать они.

Почему дети не хотят ложиться спать? Вы не раз замечали, конечно, что, даже очень усталые, засыпающие на ходу, они никогда сами не пойдут спать и погружаются в сон, можно сказать, против своей воли. Почему так происходит? Причин этого много:

Лечь спать - значит расстаться с каким-нибудь интересным занятием или покинуть приятное общество.

Дети знают, что мы, взрослые, еще не ложимся спать, и поэтому думают, будто мы разрешаем себе что-то, что им не позволено.

Гораздо чаще, чем мы склонны допустить, дети просто еще не устали.

Иногда дети боятся темноты.

Возможно, у них были страшные сновидения, и от этого возникла некоторая неприязнь ко сну.

Возможно также, ребенку приходилось просыпаться ночью в мокрой постели замерзшим, испуганным, и это было очень неприятно: он чувствовал себя одиноким, забытым, покинутым, когда его призывы оставались без ответа дольше, чем это бывало обычно днем.

Не исключено также, что, уговаривая ребенка лечь спать, мы слишком избаловали его, и теперь это служит ему хорошим поводом для самоутверждения и командования родителями.

Так что же сделать, чтобы ребенок охотно отправлялся постель?

МЫ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬ ЕГО ПОНИМАТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ ЛОЖИТЬСЯ СПАТЬ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО ПРОТИВОРЕЧИТ ЖЕЛАНИЮ РЕБЕНКА.

Это может показаться жестоким, но это так. Мы подчеркнули тот факт, что дети не любят ложиться спать, для того, чтобы подсказать более энергичные дисциплинарные меры. Совсем нет, мы обратили внимание на это вот по каким причинам:

1. Обычные объяснения, награды и подарки ничего не дают. С этой проблемой мы сталкиваемся почти ежедневно и поэтому будем постоянно находиться в трудном положении, выискивая все новые и новые стимулы. Вообще нельзя устанавливать с детьми меркантильных отношений. Иначе они, не зная, что сегодня у нас, допустим, плохое настроение, удивлялись бы, почему мы не расположены к заключению очередной «сделки». Наконец, ни один ребенок никогда ни за какие подарки не научится с радостью укладываться в постель.

2. Нужно много понимания, доброжелательности, терпения, чтобы научить человека тому, чему он не хочет учиться. Всем известно, как легко учить то, что интересно. Готов поклясться, что ни один ребенок на свете никогда не заинтересуется этим уроком, пока он здоров и нормально чувствует себя. Вот почему подобная задача столь трудна для нас, родителей, и мы теряем терпение, а нетерпение прямой дорогой ведет нас к строгости. И это очень плохо, потому что: во-первых, строгость - не гарантия успеха, а во-вторых, даже если нам кажется, что строгость помогает, это не совсем так, мы только обманываем самих себя. Ведь одной строгостью мы не научим ребенка понимать необходимость сна, а лишь заставим смириться с тем, что у него такие требовательные родители. Бывает и иначе - ребенок теряется и не может понять, почему его мама и папа, которые всегда так ласковы и добры к нему, становятся столь неприятными и злыми, когда приходит пора ложиться спать.

Так что же все-таки делать? Прежде всего попытаемся установить, чего, собственно, мы хотим добиться? Ведь мы НЕ ХОТИМ уложить Джона спать только сегодня вечером или только завтра, мы НЕ ПЫТАЕМСЯ заставить его полюбить время отхода ко сну, мы НЕ ХОТИМ, чтобы он считал нас строгими. Мы хотим научить его понимать необходимость ложиться спать независим от его желаний. Мы хотим научить его ПРИВЫКНУТЬ к тому, что должно стать ПРИВЫЧКОЙ. Теперь с этими ясными мыслями в голове вы можете поступать по-разному.

1. Не старайтесь сразу научить ребенка чему-либо в первый год жизни. Потребность сна у грудного ребенка пока еще пересиливает интерес к окружающему миру, и это для него лучший учитель.

2. Незаметно урок можно начать и на первом году жизни ребенка следующим образом:
а) не давайте ему спать днем и развлекайте, занимайте его во второй половине дня настолько, чтобы он устал;
б) берите днем его из кроватки или коляски на руки НЕ ТОЛЬКО тогда, когда он плачет;
в) постарайтесь КАК МОЖНО СКОРЕЕ поместить его в отдельную комнату;
г) гасите свет и сразу же;
д) как только ребенок заплачет или закричит, подойдите к нему НЕМЕДЛЕННО, поменяйте пеленки, если он намочил их, дайте попить и ласково успокойте, пока он не задремлет. Не берите его на руки и не давайте ему рожок. Слегка похлопайте по плечу, поговорите с ним, пусть он ощутит ваше ласковое и спокойное присутствие.

3. Бывают случаи - по правде говоря, редкие, - когда ребенок просыпается ночью сильно взволнованным. Если у него нет температуры или простуды и в кроватке ему ничто не мешает, возможно, его испугал плохой сон. Дети не отличают, как взрослые, сон от действительности, и порой сновидения тревожат их гораздо больше чем нас. Очень возможно, что во сне они видят нас гротескно деформированными. Если ребенку приснился плохой сон, стоит разбудить его, зажечь свет, взять малыша на руки и, когда он успокоится, перестанет плакать, поговорить с ним, даже немного развлечь, прежде чем снова уложить спать. Все это очень важно для того, чтобы у малыша не возникло неприязненное отношение ко сну.

4. Когда ребенку 1,5-2 года, дело несколько осложняется. Он уже знает значение слов «Спокойной ночи!», но иногда притворяется, будто не понимает их. В таких случаях надо быть последовательными и слово заменить делом. Раз уж вы сказали «Спокойной ночи!», так и должно быть. Однако ребенок начинает плакать. Тогда сделайте следующее:

А) придумайте какой-нибудь несложный ритуал, какую-нибудь милую формальность и выполняйте ее всякий раз, когда пора ложиться спать. Ребенок станет ждать этого ритуала и постепенно привыкнет, что вслед за ним наступает сон. Таким ритуалом могут быть какие-нибудь очень простые действия. Они могут состоять, например, из того, что вы открываете окно, задвигаете шторы, даете ему попить, поправляете одеяльце... На эти и другие незначительные мелочи стоит обратить его внимание;

Б) дайте ему что-нибудь, что сможет заменить вас, когда вы уйдете из комнаты. Например, мишку или куклу, они вполне годятся для этого. Скажите малышу, что бы он не будил мишку, потому что тот уже спит, или что бы он убаюкал его;

В) вернитесь к ребенку, если он начинает плакать, как только вы вышли из комнаты. Снова вернитесь, если он продолжает плакать. Во второй раз скажите ему, что вы в соседней комнате, что все спокойно, что мама любит его и что вы снова увидите его завтра утром (скажите это ему очень твердо);

Г) если ребенок опять начнет плакать, минут двадцать не подходите к нему. Затем вернитесь и без особой нежности, но в то же время без упреков успокойте его, вытрите ему пот со лба, дайте попить, пожелайте спокойной ночи и выйдите.
Повторите ритуал, если это необходимо. Конечно, трудно оставаться спокойным, когда ребенок плачет, но если вы сделали все, что нужно, можете не волноваться;

Д) так будет продолжаться с переменным успехом несколько недель. Не делайте, однако, ничего другого, но и не меньше того, что здесь сказано.

5. Если ребенок боится темноты, достаточно, чтобы, во-первых, в комнате горела неяркая лампочка, во-вторых, вечером, когда уже темно, но еще рано ложиться спать, можно придумать какую-нибудь игру: сначала оставайтесь в темноте вместе с ребенком недолго, потом побольше, затем пусть он недолго побудет один и в конце концов один и долго.

6. Если ребенок заплачет ночью, всегда сразу же подходите к нему независимо от возраста.

7. Так же, независимо от возраста, понаблюдайте, достаточно ли активен ребенок в течение дня и устал ли к вечеру. Соответственно попробуйте исключить дневной сон.

Хорошо, когда ребенок каждый вечер ложится спать в одно и то же время, но все же не стоит придерживаться этого слишком строго. Плюс-минус полчаса - нормальное отклонение. Иногда эти полчаса могут послужить и наградой за что-либо.

Когда вашему сыну будет 3-4 года, используйте его возросшую способность размышлять. Вот что надо делать, если он начинает хныкать и не хочет идти спать:

А) объясните ему, что все его друзья (перечислите их всех по именам) уже легли спать и спят;

Б) скажите ему, что то же самое делают все его товарищи, и в этом нет ничего особенного;

В) обратите внимание ребенка на то, что вы сами когда были маленькими, тоже ложились спать в это время, и заметьте,- ему это будет приятно,- что вы еще не скоро ляжете спать, чтобы прийти к нему, если он позовет вас;

Г) ласково, но твердо объясните ему, что все дети уже спят, что в это время уже больше ничем нельзя заниматься, что вчера он тоже ложился спать и позавчера и завтра так будет, что мы не можем делать только то, что нам нравится;

Д) подскажите ему что-нибудь хорошее, о чем он мог бы подумать, и пожелайте спокойной ночи.

Мы еще не говорили о том, что перед тем, как укладываться спать, ребенок непременно должен посидеть спокойно, послушать сказку. Даже если отец немного повозится с малышом, поиграет с ним - это невредно, напротив, не надо избегать таких развлечений. Но потом подождите немного, пока ребенок успокоится, и только тогда скажите ему «Спокойной ночи!» и уйдите. Если же он не перестанет шалить, вам лучше исключить подобные забавы.

И наконец, не надейтесь, что окончательно разрешите эту проблему раньше, чем ребенку исполнится лет пять или больше.

Понимание, терпение, правильное поведение будут вознаграждены, когда ваши дети, умиротворенные и успокоенные, научатся нормально относиться к тому, что надо ложиться спать, при этом они еще усвоят нечто гораздо более важное - они научатся соглашаться с чем то, что противоречит их желанию, и не будут испытывать разочарования. А это уже начало психологической зрелости.

Некоторые особенности сна детей, особенно маленьких, нередко вызывают беспокойство родителей. Здесь мы рассмотрим причины нежелания детей спать и возможные решения этой проблемы.

Если посмотреть на сон с точки зрения ребенка, то многие проблемы предстают в совершенно ином свете. Сон для ребёнка – это столкновение с сепарацией, разделением со взрослым, к которому он привязан (обычно это мать).

Если ваш ребёнок не хочет ложиться спать, капризничает, просит 20 раз попить, 50 раз печенья и 100 раз просится в туалет – он делает это не вам назло. Ребёнок не понимает, почему он так поступает, ему кажется, что он действительно хочет пить, кушать и в туалет. Но по этим признакам вы можете определить, что на самом деле ваш малыш боится разделения с вами, боится на подсознательном уровне, так что все его просьбы совершенно искренни и к ним следует отнестись с пониманием.

Что делать родителям в этом случае? Желательно „уменьшать“ разделение.

Каким образом? Самый кардинальный вариант – совместный сон. Если кровать узкая, можно спать всей семьей на полу, „впокат“, как говорят в Беларуси. Ничто не даёт ребёнку такого чувства защищённости и безопасности как общий сон в одной „берлоге“. Однако это не всем подходит, так что рассмотрим и другие варианты.

Постарайтесь во время отхода ко сну безраздельно принадлежать ребёнку. Спокойно помыться, попить молочка, почитать сказку в кровати, полежать с ребёнком. Выделите в своём расписании час на укладывание и ничего больше на это время не планируйте.

Когда мои старшие сыновья были маленькими, мы с мужем по очереди лежали и читали вместе с ними. У нас не было проблем с отходом ко сну. Правда, нужно учитывать, что наши дети не ходили в садик и росли в частном доме, на травке. Я почти всегда была доступна для них, так что они и днём переживали не так уж много разделения и имели возможность спокойно укреплять свои привязанности.

Дочь оказалась более требовательной и спала со мной до трёх лет. В 3 года ей была торжественно куплена белая кроватка, и ребёнок соблаговолил в неё перебраться. Сейчас ей 8; когда я вечером дома, она просит полежать с ней перед сном, но если меня нет, то засыпает сама.

Когда дочери было два с половиной года, родился младший сын. Так мы и спали: с одной стороны младенец, с другой – дочь. Муж из этого „зверинца“ уходил к сыновьям. Понимаю, что для мужчин ситуация выглядит не очень привлекательно, но если бы мы перебрались на пол (до сих пор не понимаю, почему мы этого не сделали), то и мужу нашлось бы место.

Необходимо понимать следующее: чем больше вы будете подгонять ребёнка идти спать или настаивать, чтобы он спал отдельно, тем меньше будет его уверенность в вашей привязанности, тем сильнее он будет цепляться за вас. Поэтому так важны ваше спокойствие, доброжелательность и отсутствие „резких движений“.

Что делать, если вышеперечисленного недостаточно, а спать всё-таки надо?

Перекрывайте сепарацию. Это означает сосредоточить внимание не на факте отхода ко сну, а на будущем воссоединении. Фокусируйте внимание малыша на будущей встрече: «Я не могу дождаться завтрашнего утра, когда мы сможем с тобой пойти на прогулку», «Ах, как я хочу завтра встать пораньше и обнять тебя».

Попробуйте дать ребенку свои вещи, чтобы он мог за них держаться. Ночнушка с вашим запахом, ваша фотография, другие вещи, которые ассоциируются у ребёнка с вами. Возможно, малыш сам поможет выбрать вам такие вещи. Часто детей очень успокаивают вещи, которые были у них в младенчестве, например, детское одеялко.

Можно дать ребенку уснуть в родительской кровати, а потом отнести его в кроватку.

Что делать, когда детей двое и больше, и все они маленькие?

Ни в коем случае не мотивируйте отход ко сну одного ребенка нуждами другого. Если старшая сестра увидит, что её разделяют с матерью, потому что младшему брату нужно спать, купаться, кушать и т.д., то любви между детьми это не добавит.

Лучше всего, когда укладыванием занимаются и папа, и мама: мама с малышом, папа с более старшим ребёнком. Если папа недоступен, то самый простой для мамы способ – собрать всех детей под бочок и читать им книжки. Я таким образом укладывала четверых. Если не отталкивать детей, то они ведут себя с пониманием и вниманием к младшим. Если же старший ребёнок почувствует, что он лишний, он станет всеми правдами и неправдами добиваться внимания к себе и, конечно же, мешать укладывать младшего.

Не вынуждайте своих детей взрослеть прежде времени и не требуйте от них слишком многого. Помните, что страх разделения с вами – это самый тяжелый страх, который может испытывать ребёнок. Посмотрите на сон глазами своего ребёнка и вы поймёте, как можно облегчить ему столкновение с разделением.

Ольга Писарик

Фото Веры Мироновой