Питание в детском саду нормы и правила. Питание в доу

Питание в садике – болезненный для родителей вопрос. Если малышу еще только предстоит пойти в детский сад, мама волнуется, будет ли ребенок там кушать, понравится ли ему предлагаемое меню. Если чадо уже ходит в садик, всегда интересно, наедается ли он, не голодает ли в ожидании, когда его заберут домой. Порой возникают и другие сложности – в какой садик отдать ребенка-вегетарианца или малыша с пищевой аллергией.

В этой статье мы подробно расскажем, что представляет собой меню детского сада, по какому принципу оно составляется, как научить ребенка есть все, что дают в дошкольном учреждении, а также как выбрать садик для малыша с нестандартным питанием.



Принципы организации питания

Детское питание в любом садике любого региона России довольно жестко контролируется. Весь принцип его организации подчиняется строгим нормам. Главный принцип – диетологический. Пища для воспитанников дошкольного учреждения должна обеспечивать детский организм всеми необходимыми для роста и нормального развития веществами.

В суточном рационе обязательно присутствуют определенные соотношения белков, углеводов, липидов, витаминов и минералов. Также играет большую роль общая калорийность блюд, ведь пища для детей должна быть не только удовольствием, но и источников энергии.

Если питание организовано правильно, дети реже болеют, лучше себя чувствуют, проявляют больше способностей в обучающих занятиях.


Каждый день в рацион детей в обязательном порядке включаются мясо, рыба, молоко или кисломолочные продукты, яйца, масло, овощи и фрукты, хлеб, крупы. Если исключить хотя бы одну группу продовольственных продуктов, неизбежно повысится общая заболеваемость среди воспитанников – такие эксперименты проводились еще в Советском Союзе. Существующие ныне требования и принципы детского питания в ДОУ не придуманы из ничего, они целиком опираются на практику, опыты, ошибки прошлого.

Собрать в меню все эти продукты важно, но увы, недостаточно для достижения результата. Поэтому второй принцип детского питания в садике звучит так: «Блюда должны быть красивыми и привлекательными». Даже очень полезные котлеты или салат ребенок не станет есть, если подача была совершенно непривлекательной. И никакие доводы о пользе в этом случае не помогут.



Третий принцип – регулярность. Существующие нормы подразумевают минимум 4 приема пищи, три из них должны содержать горячие блюда. Зачем это делается, объяснять излишне – без горячего питания пищеварение ребенка не может быть здоровым, а обмен веществ – полноценным. Горячим питанием должны быть обеспечены все дети, которые пребывают в садике более 3,5 часов в день. Это правило, которое действуют для всех форм садиков – частных, муниципальных, ведомственных и т. д.

Промежутки между едой должны быть 3,5-4 часа. И это тоже правило. Если сделать более длительные промежутки, то это уже через несколько недель скажется на состоянии здоровья воспитанников – снизится память, ослабнет иммунитет. До дошкольного возраста педиатры дают однозначные рекомендации – кушать каждые 4 часа.


Воспитанники садиков до 70% суточного рациона получают именно в детском саду.

А потому воспитатели, врачи, родители должны в обязательном порядке интересоваться, что и как ест ребенок, сыт ли он.

В садиках специализированных (для детей-инвалидов, со спортивным уклоном) принципы питания в целом должны соответствовать нормам, но допускается сверх требуемого добавлять некоторые продукты с учетом энергозатрат. Например, детям с малой подвижностью в силу заболеваний рекомендуется снизить количество круп и кондитерских изделий и добавить фруктов, а маленьким спортсменам, наоборот, добавляют больше углеводов, поскольку их энергозатраты в разы выше. Исходя из этого же принципа в летнее время питание всех дошколят должно быть более легким, чем в зимнее.


Возрастные особенности

Для организаторов детского питания существует всего два детских возраста – от 1,5 до 3 лет и от 4 до 6 лет. Этим двум группам детей меню организуется с некоторыми отличиями. Для начала следует отметить, что калорийность разных приемов пищи неодинакова. На долю завтрака приходится около 25% суточной потребности в калориях. В обед ваше чадо «съедает» около 40% требуемых ему калорий, на полдник – около 15%. Таким образом, на ужин (а ужинать ребенок будет уже дома) родители должны предусмотреть такую пищу, которая даст ему оставшиеся 20-25% потребности в калориях, не больше. В садиках с круглосуточным пребыванием воспитанников подразумевается именно такой подход.

В целом детсадовские повара готовят одинаковые базовые блюда для всех возрастов – это супы, каши, тефтели и запеканки. Но при подаче для ясельной группы будут учитываться возрастные особенности – малышам более мелко порежут овощи в салат, не подадут апельсины, которые могут вызвать аллергию, заменив их яблоками. Детям более старшей возрастной группы увеличивают порции, поскольку потребность в энергии у них выше.



Документация

Вы никогда не задумывались, почему при входе в детский сад, запахи немедленно возвращают нас, взрослых, в воспоминания о собственном детсадовском детстве? Ответ на этот вопрос очень прост – современным детям готовят по рецептам, которые были одобрены еще в СССР. С небольшими изменениями, но все-таки питание в садике продолжает выстраиваться по заложенным традициям и существующей нормативной базе.

Директор садика может решать, чем кормить детей, но только при условии, что составленное меню будет соответствовать требованиям, документации, если контрольный расчет будет показывать, что калорийность не нарушена.


Чтобы родители понимали, почему в садике любимому чаду не дают картошку фри и гамбургеры, а предлагают овсяную кашу и компот, следует знать, какие документы регулируют организацию питания (а при желании и ознакомиться с их содержанием):

  • СанПиН 2.3.2.1940-05 – «Санитарные правила организации детского питания»;
  • СанПин 2.4.1.3940-13 – «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания в ДОУ»;
  • Федеральный закон № 52-ФЗ – «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения России».

Помимо этого, абсолютно на каждый продукт должны быть в наличии сертификат качества, накладная и ветеринарная справка.



Если садик частный, это дает ему возможность закупать продукты, где захочется, но в любой момент следует быть готовым к проверке контролирующих органов, а Роспотребнадзор очень любит посещать частные садики с ревизиями.


Муниципальный садик выбора лишен – продукты в него поставляет организация, которая выиграла муниципальный тендер. Нужно отметить, что отсутствие конкуренции очень часто приводит к печальным последствиям – продукты поставляются самые дешевые, а порой и не соответствующие санитарным требованиям. Перевозят продукты для детсадовцев водители, которые в обязательном порядке оформляют санитарную книжку. В садике товар принимает медсестра, а все этикетки от продуктов с датой их выработки хранятся не менее двух суток.


В распоряжении заведующей садиком всегда имеется примерное десятидневное меню, с которым любой из родителей в любой момент вправе ознакомиться. Также есть точное меню на неделю. Его заверяют и подписывают на неделю вперед. При возникновении каких-либо претензий и вопросов к организации питания в конкретном садике родственники ребенка вправе обратиться в региональный Роспотребнадзор.

Необязательно при этом идти и писать заявление или жалобу. Можно сообщить о нарушениях по телефону ведомства, каждое обращение проверяется. Если за питание в садике отвечает государственная организация соцпитания, то жаловаться дополнительно можно также в муниципалитет и руководству самой этой организации.


Безопасность и контроль

Для того чтобы питание не навредило детям, склонным к аллергии, заболеваниям желудочно-кишечного тракта, способы приготовления блюд в садике довольно ограничены. Здесь не дадут ребенка жареную картошку или попкорн. Все блюда проходят тщательную термическую обработку, но исключительно варкой, запеканием при высоких температурах, тушением, приготовлением на пару. В последнее время большинство детсадовских кухонь укомплектованы таким полезным оборудованием, как пароконвектоматы.

В группу не доставят приготовленный обед до тех пор, пока качество блюд не проконтролирует повар, заведующий кухней садика (или его заместитель), а также медицинская сестра. Каждый из контролеров ставит свою подпись в особой форме отчетности. Этой подписью указанные люди берут на себя полную ответственность (моральную, но больше все-таки юридическую) за возможные последствия.


После проверки берется суточная проба. Если блюдо порционное – то в пробу включается целая порция. Если не порционное (супы, вторые блюда, холодные закуски), то проба составляет не менее 100 граммов. Проба хранится в отдельном холодильнике. На ней обязательно стоит маркировка – дата и точное время приготовления, дата и время отбора пробы.

Хранить пробы положено не менее 48 часов. Это делается для того, чтобы контролирующие органы и санитарные специалисты могли в любой момент взять пробы для лабораторного исследования, если в садике, например, случилось массовое или единичное отравление, если поступили жалобы родителей на некачественное и невкусное питание.


Разогревать блюда, оставшиеся со вчерашнего дня, категорически запрещено. Также нельзя кормить дошколят блюдами, которые были приготовлены где-то в другом месте, не на кухне дошкольного учреждения.

Соблюдение правил безопасности – в интересах самого руководства садика, ведь за нарушения могут последовать огромные штрафы. Но самое главное – руководство несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, который находится в ДОУ. Причинение ребенку вреда некачественной пищей может повлечь за собой наступление уголовной ответственности для должностных лиц.


Новый стандарт

Новый стандарт детского питания в детских садах был утвержден в 2006 году. Базовые требования остались теми же, но были пересмотрены требования к калорийности и набору продуктов. Теперь меню детсадовца рекомендуется составлять на 20 дней, и ни одно блюдо в нем не должно повторяться.

Родители могут быть спокойны – с разнообразием на столе в садике сейчас все в порядке. Меню на каждый день, согласно новым стандартам, составляют с соблюдением следующей энергетической ценности:

  • детям от 1,5 до 3 лет – 1540 Ккал;
  • детям от 4 до 6 лет – 1900 Ккал.

Четырехразовый прием пищи теперь обязателен для всех садиков. Это не означает, что ребенка будут кормить больше. Просто введено такое понятие, как «второй завтрак», на который ребенку могут дать яблоко или банан в промежутке между первым завтраком (основным) и обедом.



Что касается перечня продуктов, которые обязательно должны быть в рационе дошколят, то он расширен. Теперь документально регламентирован такой суточный рацион:

  • молоко, кисломолочные продукты – не менее 390 мл на ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет и не менее 450 мл на ребенка в возрасте от 4 до 6 лет;
  • творог – детям от 1,5 до 3 лет не менее 30 граммов в день, детям старше – не менее 40 граммов;
  • сметана – малышам положено не менее 9 граммов в день, детям от 4 до 6 лет – 11 граммов;
  • сыр – малышам должны давать 4,3 грамма в день, большим деткам – 6,4 грамма;
  • говядина – не менее 50 граммов детям ясельных и младших групп в день, не менее 60 граммов детям средних и старших групп в день;
  • мясо птицы (курица, индейка) – не менее 20 граммов в день для малышей и не менее 24 граммов для детей от 4 до 6 лет;
  • рыба (филе) – малышам не менее 32 граммов, детям постарше – 37 граммов;
  • яйца – детям до 3 лет в день положена половинка яйца, а детям от 4 до 6 лет – чуть более половинки (1,6);
  • картофель – 120 граммов малышам и 140 граммов «большим», но это осенняя норма, зимой она несколько увеличивается;
  • овощи и фрукты – детям от 1,5 до 3 лет – 174 грамма, детям от 4 до 6 лет – 221 грамм.




Помимо этого, в суточный рацион обязательно должны входить соки, фруктовые или овощные напитки, хлеб, крупы, макароны, растительное и сливочное масло, чай, какао, сахар и соль.




Рекомендации к новым стандартам предписывают садикам готовить из говядины первой категории (без костей), телятины, нежирной свинины и баранины, курятины и крольчатины. Сосиски и сардельки разрешено давать не чаще 1-2 раза в неделю после тщательной тепловой обработки.

Яйца можно давать вареными или в форме омлета. Молоко должно иметь жирность от 2,5 до 3,2%, а творог – жирность не более 9%. Сливочное масло должно быть настоящим, иметь жирность 82,5%, растительное масло допускается только в случае необходимости заправки салата или винегрета.



Не стоит думать, что принципы питания в садике не учитывают великой любви детей к сладкому. Документы разрешают раз в неделю давать воспитанникам шоколадные конфеты. Чуть чаще можно давать зефир, пастилу или мармелад. Джемы и варенье могут быть допустимы только в том случае, если они фабричного производства, а бисквитные торты можно давать только тогда, когда они приготовлены без крема.

Больше всего вопросов возникает относительно фруктов, ведь не все они хорошо переносятся детьми дошкольного возраста. Всем детям разрешены груши, бананы, сливы, яблоки, ягоды (исключая клубнику). Цитрусовые в перечне есть, но давать их рекомендуется только с учетом индивидуальной переносимости. Есть в новых стандартах даже невиданные для советских садиков киви и манго. Но эти тропические плоды разрешается давать только детям, не склонным к пищевой аллергии.




Есть в перечне, рекомендованном для питания детей и продукты, которые вызывают недоумение и вопросы. Например, консервы рыбные, тушенка, кофе натуральный. Здравомыслящие родители стараются не кормить своего ребенка такими продуктами. Однако жалоба в надзорный орган о том, что ребенка в садике покормили супом с консервами, не будет эффективной, ведь такое разрешение на нормативном уровне у организаторов детского питания существует.

Немало вопросов могут вызвать консервированные овощи, сгущенка. Правила не запрещают давать дошкольникам сливочное мороженое. На практике, как правило, на него не хватает бюджетных средств, как и на два последних пункта – икру красную и рыбу слабосоленую красную (кету). Такие деликатесы не относятся к обязательным, но числятся в списке рекомендованных при условии наличия достаточного финансирования.



Примеры меню

Пример меню муниципального садика вы можете увидеть ниже.


Оно всегда утверждается заведующей садика.


Его обычно можно увидеть при входе в группу или в раздевалке малышей.

Меню частных садиков обычно более интересное и разнообразное.


Подготовка к садику

А теперь самое время поговорить о том, как привить ребенку любовь к садиковской пище, ведь именно в дошкольном учреждении ему предстоит получить большую часть всех суточных калорий и было бы отлично, если бы ребенок не отказывался от еды в группе.

Лучше всего позаботиться об этом на стадии подготовки к посещению детсада. Примерно за пару месяцев до отправки чада в садик, а лучше за полгода, нужно с дружеским визитом посетить выбранное дошкольное учреждение, поговорить с заведующей и попросить у нее копию десятидневного меню.


По пути обратно стоит заглянуть на кухню, вызвать на беседу повара и попросить дать рецепты основных блюд. Узнав, что это требуется для будущего воспитанника или воспитанницы, сотрудники ДОУ обычно входят в положение мамы и рассказывают, как и что нужно готовить.

Что делать с добытой информацией дальше, догадаться несложно. Даже если ваш малыш привык дома есть пиццу и полуфабрикаты из супермаркета, вполне можно изменить его пищевые привычки. Сначала готовьте одно-два блюда из меню садика. Если чадо будет протестовать и плеваться, не отчаивайтесь – это временно. Наступит день, когда малыш с удовольствием съест предложенную кашу по садиковскому рецепту или макаронную запеканку.



Постепенно вводите дополнительные блюда, не более 1-2 в неделю. И положительных результатов удастся добиться уже через несколько месяцев. Когда малыш придет в садик, для него само это событие станет шоковым и стрессовым. Зачем же усугублять его состояние незнакомой и непривычной пищей? После предварительной подготовки сынок или дочка будет кушать то, что дают в детском саду практически с первого дня и у мамы не будет лишнего повода для беспокойства.

Не забывайте, что блюда по садиковскому меню лучше всего предлагать ребенку в соответствии с режимом питания, принятом в детском саду:

  • завтрак – с 8 до 9 утра;
  • второй завтрак – в 10.30;
  • обед – с 12 до 13 часов;
  • полдник – 15.30-16.00.


В этом случае ужин (который вы, кстати, можете приготовить уже по собственному меню, как обычно) придется на промежуток времени между 18.30 и 19 часами ровно.

Важные нюансы

Ребенок-вегетарианец

Вопрос о том, стоит ли ребенка приучать к вегетарианству – вопрос отдельной статьи. Добиться однозначного ответа на него практически невозможно, поскольку мнения сторонников и противников вегетарианского питания различны. Но если уж так вышло, что ваш ребенок – вегетарианец, и родители ничего не хотят менять в его пищевых привычках, то придется изрядно попотеть, прежде чем удастся найти детский сад, в котором чаду обеспечат такое питание.

Проблема это настолько большая, что порой мамы принимают решение вообще не водить малыша в садик, а так и сидеть с ним дома до самой школы. Отдельно готовить ребенку в муниципальном садике никто не будет, как не разрешат и приносить пищу с собой из дома. Выход есть, хотя найти его порой бывает сложно.



Многие родители, которые сталкивались с такой проблемой, пришли к выводу, что оптимально найти вегетарианский детский сад, но таких на всю Россию раз-два и обчелся. Если финансы позволяют, можно отправить чадо в частный садик (обязательно с выбором питания, прописанном в договоре). Там малышу будут предлагать только те блюда, которые выберет для него из существующего списка мама или папа.

В самом крайнем случае можно найти домашний садик, организованный другими родителями-веганами. Однако следует понимать, что посещение такого садика может быть опасно, ведь в домашних условиях нет гарантий соблюдения санитарных норм и правил. Да и педагогическая составляющая домашнего садика вызывает массу вполне логичных вопросов.


Если частный садик не по карману, такого садика нет вообще в городе, где вы живете, а в домашний детсад отдавать ребенка боязно, можно попробовать следующие схемы:

  • Посещение обычного садика, но до обеда. С утра и до обеда ребенок вполне успеет пообщаться с ровесниками, а на завтрак, как видно из любого меню любого садика, мясные продуктов не подают. Минус в том, что маме полноценно работать не удастся, ведь до обеда ребенка нужно будет забрать домой. Если нет свободных от работы бабушек, эту проблему решить почти не удается.
  • Посещение обычного садика на полный день по договоренности с заведующей. Вариант маловероятный, но почему бы не попробовать? Если заведующая согласится на некоторые послабления для одного-двух воспитанников (обычно большего количества вегетарианцев в садике и не наберешь), то воспитателям будет дано четкое и конкретное указание – не давать определенному ребенку мяса и рыбу. Минус – в человеческом факторе. Воспитатель может «не усмотреть», забыть, не проконтролировать. Ребенок будет оставаться без первых блюд, поскольку все они в подавляющем большинстве готовятся на мясном или рыбном бульоне.
  • С заключением и рекомендациями детского врача идете в детский сад, показываете их заведующей, медицинскому работнику. Отказать в посещении садика теоретически могут, но на практике не станут, ведь прокуратура обязательно живо заинтересуется причинами отказа.



    В идеале медсестра будет ежедневно исключать из порций ребенка продукты-аллергены. Не в идеале родители будут делать это сами – для этих целей при входе в группу всегда вывешивают меню на сегодняшний день. Четкие рекомендации относительного того, что можно, а чего нельзя давать именно вашему ребенку из суточного меню, воспитатель будет получать по утрам, когда вы приводите чадо в садик.

    Гарантировать никто ничего не станет, и не исключено, что опять же проявится пресловутый человеческий фактор и вечером вы будете забирать покрасневшего малыша с жуткой сыпью, аллергическим насморком и кашлем из группы домой.



    Выводы

    Как бы ни осуждали родители и дети меню садика, оно по факту более полезное для растущего ребенка, чем домашнее меню. Над разработкой норм и соотношений продуктов для дошкольных учреждений занимается большой штат диетологов, педиатров, эндокринологов, технологов пищевой промышленности. Последние стандарты были одобрены Институтом питания и диетологии РАН. Можете ли вы, готовя ужин, гарантировать, что обеспечите ребенка всеми необходимыми веществами именно в тех количествах, которые соответствуют его потребностям? Нет.

    Чтобы обеспечить ребенку такое разнообразие блюд, которое предлагает самый обычный детский сад, бедной маме придется готовить круглосуточно, а на следующий день начинать готовить снова, ведь вчерашний суп уже «не котируется». Понятно, что так не бывает. Приготовленный борщ в семье кушается 2-3 дня, а котлет хватает на 1-2 ужина, и это нормально. Но не стоит забывать, что обмен веществ ребенка очень быстрый, интенсивный, именно поэтому стандарты детского питания в садике и подразумевают максимальное разнообразие меню. Садик может это дать, а домашнее пребывание – нет.

    При всем этом полагаться только на порядочность и законопослушание работников детского сада не стоит – все работники порядочны и законопослушны. Родители должны интересоваться, чем кормят ребенка. В каждом садике есть родители, которые входят в комиссию по контролю за качеством детского питания. Войдите в их число или хотя бы познакомьтесь с ними, чтобы возникающие вопросы и проблемы было проще решать на законном уровне всем вместе.


    О том, чем кормят детей в детских садах, смотрите в следующем видео.

Рационально составленное меню в детском дошкольном учреждении представляет собой такой подбор блюд суточного рациона, который обеспечивает потребность детей в основных пищевых веществах (белках, жирах, углеводах) и энергии с учетом возраста, состояния здо­ровья и условий их воспитания (см.

Табл. 4).

Для детей в возрасте от 1 года до 3 лет и детей от 4 до 7 лет составляются отдельные ме­ню. Питание в этих группах детей различается по количеству продуктов, объему суточного рациона и величине разовых порций, а также по особенностям кулинарной обработки про­дуктов.

Дети, находящиеся в дошкольном учреждении 9-10 часов (дневное пребывание), получа­ют 3-разовое питание, которое обеспечивает примерно 75-80% суточной потребности детей в нутриентах. Завтрак составляет 25% суточной калорийности, обед - 40% и полдник - 15% (ужин - 20% - ребенок получает дома).

Для детей, находящихся в дошкольном учреждении 12-14 часов (удлиненный день), мож­но организовать как 3-, так и 4-разовое питание. В первом случае (если дети находятся в уч­реждении 12 ч) их питание состоит из завтрака (15% суточной калорийности), обеда (35%) и полдника (20-25%).

Для детей, находящихся на круглосуточном пребывании, а также при удлиненном дне с 14-ча­совым пребыванием, предусматривается 4-й прием пищи - ужин, составляющий 25% калорий­ности суточного рациона. Калорийность полдника при этом должна быть 10-15%.

В дошкольном учреждении составляется конкретное меню на каждый день. Важно соблю­дать в рационах детей правильное соотношение основных пищевых веществ - принцип сба­лансированного питания. В рационах детей дошкольного возраста соотношение белков, жи­ров и углеводов должно составлять 1:1:4. Недостаточное, избыточное или разбалансиро­ванное питание может оказать отрицательное воздействие на организм ребенка.

При недостаточном питании отмечается плохая прибавка массы тела, снижение физиче­ского развития ребенка, ухудшение иммунологической защиты, что способствует возникно­вению заболеваний и более тяжелому их течению. При избыточном питании наблюдается из­лишняя прибавка массы тела, развитие ожирения, возникает ряд обменных заболеваний, от­мечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой и других систем. Необходимо постоян­но стремиться к сохранению в рационах детей оптимальных количеств белков, жиров и угле­водов и правильному их соотношению, не допуская нарушений даже в отдельные дни.

Таблица 4. Потребность детей раннего и дошкольного возраста в основных пищевых веществах и энергии*

Пищевые вещества 1-3 года Возраст детей 3-7 лет
Белки, г 53 68
в т.ч. животные 37 45
Жиры, г 53 68
в т.ч. растительные 7 9
Углеводы, г 212 272
Минеральные вещества, мг
Кальций 800 900
Фосфор 800 1350
Магний 150 200
Железо 10 10
Витамины
Bi, мг 0,8 0,9
В2, мг 0,9 1
Be, мг 0,9 1,3
В12, мкг 1 1,5
РР, мг 10 11
С, мг 45 50
А, мкг 450 500
Е, ME 5 7
D, мкг 10 2,5
Энергетическая ценность, ккал 1540 1970

" Утверждена Главным санитарным врачом СССР 28.05.91 г. №578691.

Одни продукты, входящие в этот набор, включаются в рацион ребенка ежедневно, другие - дети могут получать через день или 2 раза в неделю. Так, в меню детей каждый день необ­ходимо включать всю суточную норму молока, сливочного и растительного масла, сахара, хлеба, мяса. В то же время рыбу, яйца, сыр, творог, сметану можно давать детям не каждый день, а через 2-3 дня, но необходимо следить, чтобы все положенное количество продуктов было израсходовано за 10 дней.

При составлении меню для питания детей в детском дошкольном учреждении соблюдает­ся правильное распределение продуктов в течение дня, основанное на физиологических осо­бенностях пищеварения детей дошкольного возраста. Так, учитывая, что продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке ребенка и требу­ют для переваривания большего количества пищеварительных соков, блюда, содержащие мясо и рыбу, рекомендуется давать в первой половине дня - на завтрак и обед. На ужин сле­дует давать молочные, овощные и фруктовые блюда, т.к. молочно-растительная пища усва­ивается легче, а во время сна процессы пищеварения замедляются.

Указанные требования к составлению меню в дошкольных учреждениях отражены в ут­вержденных нормах натуральных наборов продуктов. В них отсутствует разница в количестве белковосодержащих продуктов для детей с дневным и круглосуточным пребыванием. Разни­ца имеется только в количестве молока, овощей, круп, фруктов. В дневных группах их коли­чество уменьшено по сравнению с группами круглосуточного и удлиненного пребывания.

Составляя меню, в первую очередь следует продумать состав обеда, для приготовления которого расходуется максимальное количество мяса, рыбы, овощей. Как правило, норма мя­са полностью расходуется на обед, в основном в качестве второго блюда. Для вторых блюд, кроме говядины, можно использовать нежирную свинину, баранину, мясо кур, кролика, суб­продукты (в виде суфле, котлет, биточков, гуляша в отварном, тушеном виде и др.).

Выбор первых блюд в питании дошкольников не ограничен - можно использовать различ­ные супы на мясных, рыбных и куриных бульонах, супы вегетарианские, молочные, фрукто­вые.

Учитывая необходимость широкого использования в питании детей различных овощей (как в свежем, так и в вареном виде), в состав обеда обязательно должен быть включен са­лат, преимущественно из сырых овощей, желательно с добавлением свежей зелени. Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты (например, готовить тертую морковь с яблоками, салат из свежей капусты с черносливом и т.п.).

В качестве третьего блюда лучше давать детям свежие фрукты или соки, свежие ягоды, а при их отсутствии - компоты из свежих или сухих фруктов, а также консервированные фрук­товые или овощные соки, фруктовые пюре (для детского питания).

На завтрак, как и на ужин, детям дают различные молочные каши, желательно с овоща­ми или фруктами (овсяная, манная или рисовая с морковью, черносливом, курагой, изю­мом и др.), овощные блюда (морковь в молочном соусе, овощное рагу, тушеная капуста, свекла, овощная икра), крупяно-овощные блюда (голубцы с рисом, морковные котлеты, различные запеканки), блюда из творога (сырники, запеканки, ленивые вареники), яичные блюда (омлет, омлет с томатами, картофелем и т.п.), неострые сорта сыра. На завтрак де­ти могут получать детские сосиски или сардельки, вымоченную сельдь, паровую или отвар­ную рыбу. Из напитков на завтрак обычно дают злаковый кофе на молоке, чай с молоком, молоко; на ужин - молоко, кефир, реже - чай с молоком.

На завтрак и на ужин желательно, также как и на обед, давать детям салаты из свежих овощей и фруктов.

Полдник обычно состоит из двух блюд - молочного (кефир, ряженка, молоко, йогурт, био­кефир и др.) и выпечки или кондитерских изделий (печенье, вафли, пряники). Желательно в состав полдника включать разнообразные свежие фрукты и ягоды. Для детей, находящихся на 3-разовом питании при удлиненном дне, в состав полдника можно включать овощное или крупяное блюдо (запеканка, пудинг) или блюдо из творога.

При составлении меню особое внимание обращают на разнообразие блюд в течение дня и всей недели, следят, чтобы одно и то же блюдо не повторялось не только в этот, но и в бли­жайшие дни. Необходимо, чтобы в течение дня ребенок получал два овощных блюда и толь­ко одно крупяное. В качестве гарниров ко вторым блюдам надо стремиться давать овощи, а не крупы или макаронные изделия. Разнообразия в питании детей можно достигнуть путем приготовления широкого ассортимента блюд. Например, из говядины можно приготовить не только котлеты, но и суфле, гуляш, мясо-картофельные и мясо-овощные запеканки.

Составленное меню фиксируется на специальном бланке меню-раскладки, в котором пе­речисляются все блюда, входящие в дневной рацион, их выход (масса каждой порции), рас­ход продуктов для приготовления каждого блюда (записывается дробью: в числителе - коли­чество продукта на одного ребенка, в знаменателе - количество данного продукта на всех де­тей, получающих питание).

Меню для детей до 3 лет и от 3 до 7 лет может быть общим, но раскладка с указанием рас­хода продуктов должна быть раздельной. Необходимо строго фиксировать количество детей каждой возрастной группы, присутствующих в учреждении на данное число.

Для определения выхода блюда учитывают потери при холодной и горячей кулинарной обра­ботке продуктов, а также привар некоторых готовых блюд, пользуясь специальными таблицами.

Большую помощь в составлении рационов питания в дошкольном учреждении оказывают специально разработанные перспективные недельные, десятидневные или двухнедель­ные меню, которые позволяют добиться большего разнообразия блюд и исключают трудоем­кий процесс ежедневного составления меню.

В некоторых дошкольных учреждениях такие перспективные меню разработаны на разные сезоны года.

Кроме перспективных меню, в дошкольном учреждении необходимо иметь специально разработанные картотеки блюд, в которых указаны раскладка, калорийность блюда, содер­жание в нем белков, жиров, углеводов, их соотношение и энергетическая ценность. Исполь­зование этих карточек позволяет при необходимости заменять одно блюдо другим равноцен­ным ему по составу и калорийности.

При отсутствии каких-либо продуктов их можно заменять другими равноценными по со­держанию основных пищевых веществ, в первую очередь белка. Для правильной замены продуктов пользуются специальной таблицей замены продуктов по основным пищевым ве­ществам, утвержденной Минздравом РФ. Например, 100 г рыбы можно заменить говядиной, которой следует взять 87 г, но при этом из суточного рациона ребенка следует исключить 1,5 г масла, т.к. мясо содержит больше жира, чем рыба.

Важное значение в организации питания детей имеет строгое соблюдение режима пита­ния. Время приема пищи должно быть постоянным и соответствовать физиологическим осо­бенностям детей разных возрастных групп.

Строгое соблюдение часов приема пищи обеспечивает выработку условного пищевого рефлекса на время, т.е. выделение пищеварительных соков и хорошее усвоение принятой пищи. При беспорядочном кормлении детей пищевой рефлекс у них угасает, снижается ап­петит и нарушается нормальное функционирование органов пищеварения.

У детей раннего и дошкольного возраста процесс желудочного пищеварения продолжает­ся примерно 3-3,5 ч. К концу этого периода происходит опорожнение желудка и у ребенка по­является аппетит. Поэтому дошкольники должны получать питание не менее 4 раз в сутки с интервалами между отдельными кормлениями 3-3,5-4 ч.

Наиболее физиологичным является следующий режим питания:

Завтрак 7.30 - 8.30

Обед 11.30-12.30

Полдник 15.00-16.00 Ужин 18.30 -20.00

Режим питания детей в детских дошкольных учреждениях устанавливается в зависимости от длительности пребывания в них детей. В детских учреждениях с дневным пребыванием детей (в течение 9-10 ч) дети получают 3-разовое питание:

Завтрак 8.30 Обед 12.00-12.30 Полдник 16.00

Ужин (в домашних условиях) 19.00 - 20.00

Дети, находящиеся на продленном дне (12-14 ч) или на круглосуточном пребывании, по­лучают 4-разовое питание. При этом завтрак и другие приемы пищи несколько сдвигаются на более раннее время:

Завтрак 8.00 Обед 12.00 Полдник 15.30 Ужин 18.30-19.00

В круглосуточных группах детям целесообразно перед ночным сном в 21.00 дать стакан ке­фира или молока.

Часы приема пищи в дошкольных учреждениях должны точно соблюдаться. Отклонения от установленного времени могут допускаться только в исключительных случаях и не более чем на 20-30 мин. Поэтому заведующие дошкольными учреждениями должны уделять макси­мальное внимание правильной организации работ на пищеблоке и своевременному поступ­лению пищи в детские группы. Нельзя допускать перерывов в питании. Каждое новое блюдо ребенок должен получить сразу после того, как он съел предыдущее. Детям рекомендуется находиться за столом во время обеда не более 25-30 мин, во время завтрака и ужина - 20 мин, во время полдника - 15 мин.

Одним из важных моментов режима питания является запрещение давать детям в проме­жутках между кормлениями какую-либо пищу, в первую очередь различные сладости, пе­ченье, булочки. На это надо обращать особое внимание обслуживающего персонала и роди­телей.

Правильный режим питания предусматривает соблюдение физиологических норм суточ­ного и разового объема пищи, который строго соответствует возрасту ребенка, уровню его физического развития и состоянию здоровья. Излишне большие порции пищи приводят к снижению аппетита, могут вызвать нарушения нормальной функции пищеварительных орга­нов. Маленькие объемы не вызывают чувства насыщения.

Оксана

Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания .

Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости. Поэтому в плане работы детского сада вопрос о правильном питании занимает особое внимание.

Организация питания в ДОУ включает следующие направления : материально - технические условия (обеспечение) ; кадровые условия; воспитательно - образовательная работа педагогов; творческий подход педагогов в организации питания .

Материально-технические условия в ДОУ соответствуют СанПину 2.4.1.3049-13. Раздел XIII. Требования к оборудованию пищеблока,инвентарю, посуде.

В августе 2014 году в ДОУ был проведен капитальный ремонт пищеблока : обновлена кафельная плитка (пол, стены, поставлены локтевые смесители, установлены очистительные фильтры для воды, выполнены предписания Роспотребнадзора.

На пищеблоке работают два повара. Евгенова Галина Анатольевна. Работает в ДОУ с 2010 года (IV разряд) .

Переверзева Нина Гайзеровна. Работает в ДОУ с 1993 года (IV разряд) .



Процесс организации питания в детском саду основывается на нормативных и методических документах по питанию . Основным документом является СанПиН 2.4.1.3049 – 2013. В ДОУ организовано трехразовое питание на основе примерного десятидневного меню. В детском саду имеется картотека технологических карт, утвержденная заведующим. Один экземпляр картотеки находится у старшей медицинской сестры, другой на пищеблоке. На второй завтрак дети получают соки, фрукты, кисломолочные продукты. В питании детей используется йодированная соль, проводится обязательная витаминизация третьего блюда.

Воспитанники с охотой принимают кислородные коктейли на основе сиропа шиповника и сока.



На начало учебного года в детском саду были изданы распоряжения : «Об организации питания детей » , «О создании комиссии по питанию » , «О создании бракеражной комиссии» , «О назначении ответственного за снятие и хранение суточных проб» , которые были доведены до сведения ответственным лицам за организацию питания . Разработан план мероприятий по контролю за организацией питания на 2014 – 2015 учебный год, который был утвержден заведующим. В него вошли разделы : организационная работа , работа с кадрами, работа с детьми, работа с родителями, контроль за организацией питания .

Имеется программа производственного контроля, циклограмма контроля руководителя за организацией питания . Были разработаны план оперативного контроля «Организация питания в группах » , схема контроля «Культура поведения за столом» , диагностики по проверке пищеблока, склада для хранения продуктов.

Соблюдаются требования к хранению продуктов, в наличии контейнеры, стеллажи, поддоны. Для хранения скоропортящихся продуктов в полном объеме имеется холодильное оборудование. Завхоз ведет журнал контроля температурного режима холодильников. При хранении продуктов питания соблюдается товарное соседство. Продукты питания поставляются в детский сад согласно поданных заявок. Заместитель заведующей по хозяйству ведет всю необходимую документацию по организации питания : «Журнал бракеража сырой продукции» , «Книгу складского учета» . Продукты принимаются на склад с обязательным набором сопроводительных документов : накладная, счет-фактура, сертификат качества и ветеринарная справка. При отсутствии, какого либо документа продукты на склад не принимаются. Все продукты тщательно осматриваются.

Имеется "График проверки санитарно – эпидемиологического состояния". В графике отражены основные мероприятия- СЭС групп, СЭС пищеблока, организация питания в группах . Собраны диагностические (контрольные) карты, которые заполняются согласно очередности мероприятия по графику. В график внесены ответственные члены комиссии по питанию .

Результаты контроля обсуждаются с заведующим учреждения.


Старшая медицинская сестра аккуратно ведет всю необходимую документацию, составляет меню-требование на детей ясельного и садовского возраста. В случае увеличения или уменьшения количества детей (свыше трех человек) по сравнению с утвержденными по меню данными, медсестра составляет расчет изменения потребности в продуктах питания .

Режим питания воспитанников осуществляется согласно графика выдачи пищи по рекомендованному времени СанПиНа 2.4.1.3049-13

СанПиН 1 - я 2 -я средняя старшая подготовительная

08.30 – 09.00 Завтрак 08.30 08.35 08.40 08.45 08.50

12.00 – 13.00 Обед 11.45 12.15 12.20 12.30 12.35

15.30 – 16.00 Полдник 15.30 15.35 15.40 15.45 15.50

Воспитательно - образовательная деятельность с воспитанниками ДОУ по организации питания включает : обеспечение учебно – воспитательного процесса методическими пособиями; непосредственно образовательная деятельность; организация питания (завтрак, обед, полдник) ;предметно- развивающая среда групп.

Обеспечение учебно – воспитательного процесса методическими пособиями разнообразно. Методические пособия для педагогов по организации питания в каждой возрастной группе (представлен как пример) .

Дидактические пособия (иллюстрированный материал для занятий с воспитанниками ) (представлен как пример) .

В каждой возрастной группе имеются методические пособия.

Непосредственно - образовательная деятельность включает следующие формы работы с воспитанниками : сюрпризные моменты (когда в гости приходит бабушка и приносит вкусные пирожки с капустой, но и не только пирожки).


Проигрывание сюжета русской народной сказки "Репка" (после театрализации педагоги рассказывают о пользе репки и её витаминах).



Чтение художественной литературы о полезных свойствах продуктов (классификация литературы) .


По тематическому планированию (лепка, рисование, аппликация) развитие умений, навыков в изобразительной работе. Реализация тематических общих тем по примерной программе.

Проводятся беседы с детьми о пищевой ценности продуктов, витаминах.


Организация питания (завтрак, обед, полдник) .

В детском саду создана благоприятная эмоциональная обстановка во время приема пищи. Дети обеспечены соответствующей посудой, столы и стулья соответствуют ростовым показателям, имеют маркировку в соответствии с СанПиН. Воспитатели осуществляют руководство питанием детей : следят за осанкой, поведением за столом, сообщают названия блюд, обращают внимание на вкусно приготовленную пищу, докармливают детей, осуществляют индивидуальный подход. Дети приучены пользоваться салфетками, благодарят после еды. Но вместе с тем воспитателям следует больше внимания уделять правилам пользования столовыми приборами.

1. Подготовка к приему пищи

Так что, дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!


Дежурство





Воспитатели являются примером .




Сервировка стола.




Можно использовать сервировку стола по временам года!

Воспитатели формируют у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививают простейшие навыки самообслуживания в сервировке стола.

Прием пищи осуществляется под контролем воспитателей .

Час обеда подошел, сели деточки за стол

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды :

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат



За обедом не сори,

Насорил - так убери

А с едой не играют.

За столом едят, друзья,

Баловаться здесь нельзя!

Формирования навыков самообслуживания.


Предметно - развивающая среда групп насыщенна. Имеются развивающие центры. Воспитатель организовывает сюжетно - ролевые игры : "Магазин", "Дом", "Кафе", "В гостях", "Столовая". Игровой материал разнообразен и подобран по возрасту детей.




Ведется работа по информированию родителей о здоровой пищи.



Ежегодно проводим социологические опросы. В октябре 2014 учебного года родителям была предложена анкета "Питание в семье ". Всего в анкете предложили 8 вопросов. Результаты были следующими :87%- родителей обсуждают дома вопросы правильного питания ; 83% - родителей имеют представления о пищевой ценности продуктов; 49% - родителей обращают внимание на сроки годности при покупке продукта, 17% - родителей обращают внимание на полезность и витамины содержащихся в продукте, 11% - родителей отдают предпочтение вкусовым особенностям продукта; 35% - родителей отметили предпочтения своих детей первым блюдам, 14% - предпочтения детей хлебобулочным изделиям (8% отметили предпочтение своих детей фруктам и овощам) ; 75% - родителей рассказывают своим детям о полезных свойствах и витаминах; 63% - родителей знакомятся с меню в детском саду ; 10% – родителей хотят узнать о полезных свойствах продуктов, 33% – родителей хотят узнать о примерном меню на каждый день, 39% – родителей хотят узнать о витаминах для растущего организма .

Для родителей предложили консультационный материал о рациональном питании дошкольников . Воспитатели подготовили материал для мини - сборника «Вкусно и полезно» , где представили детские рецепты : завтрака, обеда, полдника, ужина от родителей. Оформили сборник и напечатали.

Работа ведется по данному направлению! Желаю и Вам успехов!

Меню в детском саду составляется с учетом требований СанПина и сезонного наличия продуктов. Меню в детском саду на день и на неделю составляет заведующий ДОУ совместно с заведующей пищеблоком. Дети должны получать сбалансированное и разнообразное питание.

В дошкольных образовательных учреждениях (далее — ДОУ) детям предлагается полноценное и разнообразное питание. Примерное меню в детском саду учитывает возраст воспитанников, время года и состояние здоровья детей. Меню в ДОУ имеет некоторые особенности:

  • блюда повторяются не чаще, чем раз в 20 дней;
  • суточный рацион малышей возрастом до трех лет составляет 1540 ккал, детей старше трех лет — 1900;
  • рацион включает питательный завтрак, фруктовые соки и фрукты, второй завтрак, плотный обед и полдник;
  • на завтрак воспитанники должны получать четверть дневного рациона, около 15% занимает второй завтрак и полдник, а 45% рациона дети получают в обед.

Меню в детском саду на день

Институт питания РАМН разработал стандарты детского питания в ДОУ. Рацион составляется для каждой возрастной группы детей. За качеством продуктов следит СЭС, заведующая детским садом и пищеблоком. В российских детских садах бланк меню в детском саду на каждый день заполняет специалист по диетическому питанию, который отвечает за рацион малышей.

Медицинская сестра перед подачей еды должна производить витаминизацию третьих и первых блюд витамином С для детей до года положено 30 мг витамина, 1-6 лет — 40 мг, а детей старше 6 лет — 50 лет.

Ежедневно дети 2-5 лет должны получать следующие продукты (в граммах):

  • Каши или овощи - 180-200,
  • Кофе, чай, какао - 150,
  • Супы, бульоны - 150-200,
  • Блюда из мяса или рыбы - 60-70,
  • Компоты, кисели - 150,
  • Комбинированные гарниры - 100-150,
  • Фрукты, соки - 50-100,
  • Овощные или фруктовые салаты - 40-50,
  • Хлеб ржаной (на весь день) - 50,
  • Хлеб пшеничный (на весь день) - 110.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

В журналах «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ДОУ:


Каждый день дети в саду кушают четыре раза: для них предусмотрен обед, полдник и два завтрака. В отдельных случаях допустимо трехразовое питание, если рацион составлен штатным диетологом и не предусматривает отклонение от нормы по калорийности. На детский стол попадают рыбные и мясные блюда, яйца, каши, молочная продукция, фрукты и овощи, выпечка, соки и горячие напитки. Воспитанники всегда могут попросить добавку непорционных блюд, если порция оказалась для них недостаточно большой.

Рацион может быть разработан и для ребенка с пищевой аллергией. Для этого родителям следует предоставить в ДОУ результаты тестов на аллергены, а после поставить в известность воспитателя или штатного диетолога, чтобы сотрудники детского сада знали, какие именно продукты нельзя есть ребенку. Составляя рацион для воспитанников, диетолог постарается исключить аллергены.

Чтобы подготовить ребенка к детсадовскому питанию, родителям следует:

  1. Поинтересоваться у воспитателя приблизительным меню в детском саду с рецептами, чтобы постепенно приучать малыша к подобной пище.
  2. Отказаться от продуктов, которые по вкусу и составу кардинально отличаются от еды в ДОУ.
  3. Не давать ребенку экзотические продукты, копченые, соленые, жирные и острые блюда, которых нет в приблизительном меню. Маме важно знать, что в детском саду блюда готовят с минимум жира, для приготовления чаще используют сливочное и растительное масла.
  4. Стоит разнообразить домашнее меню простыми блюдами, полностью исключив газированные напитки, майонез, кетчуп, сухари и чипсы.
  5. Важно следовать принципу 5-разового питания и дома, так ребенку будет проще привыкнуть к графику приемов пищи в ДОУ.
  6. Не стоит давать ребенку двойные порции еды, думая, что он недоедает в детском саду. Порции должны соответствовать возрасту, в противном случае можно спровоцировать ожирение или проблемы с желудочно-кишечным трактом.
  7. Если в семье не придерживаются режима питания , постепенно следует отучать ребенка от перекусов между приемами пищи.

Меню в детском саду на неделю

Дошкольное питание в детских садах, меню которого составляет медицинский работник, проходит обязательное утверждение у сотрудников Роспотребнадзора. В меню прописывается не только размер, но и консистенция порций (воспитанникам ясельных групп еда дается в пюрированном виде). Важно, чтобы блюда сочетались между собой. Так, если в обед дети получают борщ, овощной суп или рассольник, на второе у них должны быть овощи, овощной салат или гарнир из макаронных изделий или круп. Если же на горячее подан крупяной суп, в качестве гарнира рекомендованы овощные рагу и салаты. Чтобы повысить аппетит, перед обедом дети получают свежие или соленые овощи.

Меню в детском саду на неделю ясельная группа

Ясельная группа детского сада — это дети 1-2 и 2-3 лет. Малыши нуждаются в полноценном сбалансированном питании калорийностью от 1200 до 1500 Ккал в день. Меню ясельной группы в детском саду составляется на 10 дней медицинским работником, заверяется сотрудником Роспотребнадзора и подтверждается заведующей ДОУ. Рацион питания зависит от времени года и может быть летне-осенним и зимне-весенним.

Согласно нормам СанПин:

  • , находящихся в саду более 8 часов, должно быть четырех-пятиразовым.
  • Между завтраком и обедом должен быть промежуточный прием пищи, который включает свежие фрукты и напиток.
  • Если свежие овощи недоступны, их заменяют соками или быстрозамороженными фруктами и овощами.
  • Полдник может быть легким и уплотненным, если ужин не предусмотрен.

Примерное меню в детском саду ясельной группы на неделю составляется с учетом наличия сезонных овощей и фруктов. Несколько раз в неделю на детском столе должны быть яйца, творог и рыба, в ежедневное меню вносят масло, мясо, крупы и свежие овощи. Под строгим запретом для детей грибы, уксус, хрен, фляжное молоко, полуфабрикаты, копчености, мясо водоплавающих птиц, майонез, консервы.

Недельное меню для воспитанников ясельной группы