Тема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла). Конспект НОД для детей средней группы по экологии «Путешествие Капельки Занятие по экологии поможем капельке

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание:

1. Формировать представления о круговороте воды в природе.

2. Учить умению устанавливать причинно-следственные связи.

3. Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: игровой персонаж – Капитошка; таз с водой; прозрачные стаканчики для воды; «маленькие человечки» (ТРИЗ); стекло; картина круговорота воды в природе.

Модели: «маленькие человечки» (ТРИЗ); правила бережного отношения к воде.

Предварительная работа:

Наблюдение за облаками, снегом, льдом. Чтение художественных произведений о воде. Дидактическая игра «Путешествие капельки».

Ход занятия

1. Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, искать капельку. Как вы думаете, где она может прятаться? (Выслушиваются предположения детей).

2. Давайте, ребята поищем капельку. Только договоримся, что вы идете за мной. Договорились?

Дети: Да!

3. Подходим к большому цветку. На листке лежит вырезанная из бумаги капелька воды. Педагог подходит к растению и говорит детям: « Ребята, посмотрите, что это такое на листике?». Осторожно встряхиваю лист, и мне на руку падает капелька.

Дети: Капелька.

Педагог: Ребята, а у капельки, наверное, тоже есть имя. Как тебя зовут, капелька? (Подношу капельку к уху и говорю за нее)

Педагог: Дети капельку зовут Капитошка.

Педагог: Что ты здесь делаешь, Капитошка?

Капитошка пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в детском саду.

Педагог: Дети, покажем Капитошке, где живут ее сестрички-капельки.

(Дети водят Капитошку и показывают те места в группе, где есть вода.)

Капитошка, говорит вам, ребята, спасибо. Она порадовалась за своих сестричек, что им у вас живется хорошо. Теперь я приглашаю вас всех в путешествие. Но посмотрите на капельку, она маленькая, а мы – большие. Что же делать?

Дет:. Нужно стать такими же, как капелька, - маленькими.

Педагог: А как нам это сделать?

Дети: Вспомнить волшебную считалочку - превращение.

Педагог (вместе с детьми произносит считалку-превращение):

Без меня не будет моря, океана и реки,
Даже лужицы, в которой бултыхаются Щенки.
Раз, два, три…Стали капельками мы.

Педагог: Ребята, Капитошка приглашает нас в путешествие. Она даже приготовила для нас карту. Подводит детей к картине.

Путешествие капельки (круговорот воды в природе). Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и дружно прыгнули в воду. А вода у нас состоит из множества таких капелек - сестричек Капитошки. Подойдите, пожалуйста, к столу по 4 человека к каждому. У нас на столах маленькие водоемы. Давайте окунем наши ручки в воду. Посмотрим, как вода у нас переливается.

Ребята, а у воды есть цвет? (нет, вода бесцветная, прозрачная) .

Давайте понюхаем, есть ли у воды запах? (полным ответом «У воды нет запаха»)

У воды есть вкус? (у воды нет вкуса)

(Дети вместе с Капитошкой рассматривают, как вода переливается, какая она прозрачная, взяв в ладони, смотрят, как протекает между пальцами.)

Вытираем салфеточками ручки. Наше путешествие продолжается. Присаживайтесь на стульчики

Педагог: Дети, сейчас мы с вами изобразим капельку с подружками. Хотите помочь? Ко мне выйдут дети (3 человека). Они покажут нам капельку и ее подружек. Дети самостоятельно моделируют воду на столе. Ребята, вы согласны с предложенной моделью. А теперь представьте, что вы маленькие человечки. Покажите нам капельку с подружками.

Капитошка: Вот так и Капитошка с сетричками-капельками играл, резвился, но солнце светит ярко, пригревает, и сестрички–капельки по одной начинают отделяться и поднимаются в воздух. Теперь капельки легки, они летят все выше, выше (показывает на картине).

Педагог: Дети, давайте посмотрим, как это происходит на самом деле – проведем опыт. А вместо солнышка у нас будет чайник. Наливаю холодную воду в чайник. Что-нибудь произошло? (нет) . А вы приготовили ушки и глазки. Мы должны не только видеть, но и слышать, что будет происходить. Я включаю чайник, сидим тихо, слушаем и наблюдаем. Чайник закипает, открываю крышку.

Дети, что вы слышите? (Бульканье, вода кипит) .

Дети, а вы что нибудь увидели – из чайника идет дымок, пар. Это одно из состояний воды (жидкая, твердая, пар)

Антон, как называется дымок из чайника? (пар) , Эля назови, что из чайника выходит? (пар).

Где образуется пар? в чайнике, при нагревании вода превратилась в пар.

У пара есть цвет? (нет, пар бесцветный).

У пара есть запах? (нет, у пара нет запаха)

Ребята, а как можно назвать легкую капельку, которая поднялась в небо (капелька – паринка). Какие человечки помогут нам изобразить капельку – паринку, подскажите мне.

Педагог: Давайте покажем Капитошке, как можно смоделировать пар с помощью «маленьких человечков».

Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что, когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Так получаются…. Капитошка хочет, чтобы мы сами догадались, и приготовил нам загадку.

Педагог:

1. Белая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако.)

Облака соединяются вместе, и образуется то, что в загадке спрятано.

2. Кто плывет по небосводу
В черной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Подскажите, поскорей! (Туча)

Капитошка:

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать – на землю падает опять (капелька)

А кто знает, о чем эта загадка?

Дети: О воде.

Педагог: Давайте проведем опыт, чтобы подтвердить, что загадка составлена правильно.

Дети вновь рассаживаются вокруг стола, где проводили опыт по превращению воды в пар. Повторяется первая часть опыта: нагревается в колбе вода, доводится до кипения, Дети наблюдают пар, затем в небольшом отдалении от горлышка колбы подносится прозрачное стекло. Наблюдается запотевание стекла (облако) , затем стекло убирается от горлышка колбы, и дети наблюдают, как стекло остывает, и капают капли (дождь).

Капитошка: Посмотрите на картину. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми, из них пошел дождь – это маленькие капельки воды. Упали капельки воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, напоили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки-сестрички. Это летняя картина, а как же зимой? Только вместо капелек – дождинок, капельки – снежинки. Дети, а вы любите моих сестричек – снежинок?

Дети: Да. Мы знаем много стихотворений про снег и снежинки.

(Дети рассказывают стихотворения)

Педагог: Ребята, а как можно с помощью «маленьких человечков» показать снежинку. Дети становятся плотно друг к другу и берутся за руки. Потом показывают на модели.

Капитошка: Молодцы, ребята. Вы очень порадовали Капитошку. Ему грустно с вами расставаться, но его ждут сестрички - капельки. До свидания.

Педагог: Дети, вспомните игру «Путешествие капельки», в которую мы с вами играли недавно. Наша капелька побывала кем? 1 ребенок у доски показывает маршрут путешествия, рассказывая кем, побывала капелька

Дети: Капелькой, паринкой, дождинкой, снежинкой.

Педагог: Мы путешествовали с капелькой по кругу. В природе это путешествие так и называется круговорот воды. Поэтому в наших реках, озерах и морях вода не исчезает. Она проходит по кругу превращений и снова попадает на Землю.

Давайте вместе назовем наше путешествие: «Круговорот воды». Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случится, если пропадет вода? Как нужно беречь воду? Педагог раздает детям модели охраны воды, обсуждает вместе с детьми.

Дети, Капитошка оставил нам капельки из бумаги. Давайте мы их прикрепим в тех местах группы, где мы встречаем воду (кран, аквариум, чайник с водой, леечки для поливки цветов) . Педагог обращает внимание детей на то, что вокруг стало много синего цвета.

Дети, а давайте посмотрим, что наши гости знают о воде. Загадаем им несколько загадок. Уважаемые гости, дети приготовили загадки и предлагают вам найти отгадки.

Где самая вкусная вода? (В роднике). Дети угощают родниковой водой гостей и пьют сами.

Загадки для гостей занятия

1. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог.
Нас он летом в самый зной, ледяной поит водой. (Родник)

2. Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост, как синее стекло! Скользко, весело, светло! (Лед)

3. Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня,
Издалека по песенке узнаете меня. (Ручеек)

4. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)

5. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике, а широкий – в море. (Река)

Литература

Рыжова Н.А. Волшебная вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997. (Серия «Наш дом – природа»)

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по экологии

Тема: «Путешествие капельки»

(старшая группа)

Цель: Систематизировать и углубить знания о воде средствами познавательно-исследовательской деятельности детей.

Прививать бережное отношение к воде.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие.

Задачи:

познавательное развитие:
-познакомить с круговоротом воды в природе

Расширить знания детей о свойствах воды;

Уточнить и закрепить знания детей о значении воды.

социально-коммуникативное развитие:

Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры

Воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща.

Материалы и оборудование : Инвентарь для опытов: стаканы с водой, стаканы с землей, чайник, зеркало, кисточки, гуашь разных цветов, марганцовка, сосуды разной формы.

Ход занятия

1.Орг. момент:

Здравствуйте, ребята и гости!

Наше солнышко проснулось

И ребяткам улыбнулось

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(дети садятся на стулья)

Восп: Ребята, вы любите загадки, а вот отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода)

Восп:Мы сегодня будем говорить о воде.

Где мы можем встретить воду?

Зачем нам нужна вода?

А кому ещё нужна вода?

Вода нужна всему живому. Без воды все погибнет

Раздается стук в дверь, под музыку входит Водяной

В:Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я Водяной. А пришел я к вам в гости, потому что узнал, что вы говорите о воде. Мне нужна ваша помощь.

Восп: А что случилось, Водяной?

В:Да, вот решил я в своем водном царстве проверить вся ли вода на месте. Взял ведра и начал считать, и как не считал, а воды не хватает. Часть воды пропала. Нигде не проливалась, ни появлялась. Ничего понять не могу, куда подевалась вода?

Восп: Ребята,а вы как думаете, куда пропала вода?(ответы детей)

Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное это дело, когда вода пропадает.Надо помочь Водяному найти пропавшую воду. Давайте попробуем во всем разобраться.

Но сначала вспомним правила поведения во время опытов.

1. Не шуметь.

2. Никого не толкать.

3. Осторожно обращаться со стеклянной посудой.

4. Давать возможность высказываться своим товарищам.

5. Внимательно следить за результатами опыта.

ОПЫТ№1 ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ

Восп: Налить воду в чайник.

Что я делаю? (наливаю воду)

Что делает водичка? (льется)

А почему мы можем переливать воду из одной емкости в другую?(Потому что вода жидкость. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана)

(включить чайник, подождать пока закипит)

Что выходит из носика чайника при закипании? Откуда появился пар в чайнике, ведь мы налили воду?(вода при нагревании превращается в пар)

ОПЫТ№2 КАПЛИ НА ЗЕРКАЛЕ

Восп: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.
(Поднести к струе пара зеркало, держать некоторое время над паром.
предложить детям проверить, потрогать капли воды на зеркале )
Восп: Откуда появились капельки воды на зеркале, перед опытом зеркало было сухим и чистым
Горячая вода испаряется, в пар превращается.
Вывод: вода может испаряться
Восп: Вода испаряется, паром вверх поднимается и в облако превращается.

Физминутка «Облако»

Беленькое облако

Поднялось над крышей
Устремилось облако
Выше, выше, выше
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу

Из тучки дождик идет,

Поливает грибочки и цветочки.

Вод: Я все равно не пойму где моя водичка!

Восп: А мы сейчас посмотрим, куда уходит вода после дождя.

Дети проходят за столы.

ОПЫТ№3(с землей)

На столе стаканчики с землей и с водой

Восп: Польем землю водой. Смотрим, что же получается?

(одновременно с детьми полить землю)
Вод: Что происходит?Куда изчезла вода?

Восп: Вода просачивается и земля становится влажной.
Вода сквозь землю просочилась.

Вывод: Вода может просачиваться

(ответы детей)

Восп:Сейчас мы с вами это посмотрим на экране.

Презентация «Ходит капелька по кругу»

* Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
* В облака собирается. Облака по небу плывут легкие, воздушные.
* Ветерок их подгоняет.
* Облака в тучку собираются.
* Тучка дождик несет.
* А как станет тяжело нести, на землю прольет.
* Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
* В реки подземные попадут и потекут не спеша.
* А как к земле пробьются, родником обернутся.
* Ручейками по земле потекут.
* А ручейки в озёра, реки впадают.
* Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется.
* А путешествие такое круговоротом воды называется.

Восп: Ребята, Водяной как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?

Так что Водяной не грусти и не переживай, никуда твоя вода не делась. Попутешествует, пробежит по кругу, да в твой водоем и вернется.

Вод: Вот оказывается какая вода- волшебница!

Восп: Да, Водяной ты прав. А ты знаешь, что вода может изменить свой цвет?Хочешь убедиться в этом.

ОПЫТ№4 « ВОДА МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ СВОЙ ЦВЕТ »

На столе 2 стакана с водой, марганцовка, кисточки, краски.

Восп: я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите кисточки и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?

Вывод: Вода легко окрашивается в любой цвет.

Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду

ОПЫТ№5 « ВОДА НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ»

Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, в шарик. Что происходит?

(Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей)

Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того предмета, в который её налили .

Вод: Что-то я устал… Я-то думал, что детишки в детском саду всё время играют, а у вас тут одни сплошные опыты! Вы что даже не умеете играть?

Игра «Водяной»

Вод: Да, интересно у вас, но мне надо домой.

Как много я с вами сегодня узнал про воду! Обязательно расскажу жителям своего подводного царства. Вода оказывается нужна не только для меня.

Восп: Правильно всем нужна вода, растениям, животным и конечно людям Поэтому её надо беречь и охранять. Ребята, как мы можем сберечь воду? (Ответы детей)
Восп: Без воды невозможно жить на земле. Давайте мы будем экономно использовать воду, закрывать кран, не загрязнять водоемы, убирать мусор на берегах.

Вод:А я, ребята, поспешу в свое царство(Прощается, уходит)

Восп:Ребята, а закончить наше сегодняшнее занятие, я хочу следующими словами:

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить.

Зульфия Кучкарова
Занятие по экологии «Путешествие капельки». Старшая группа.

Занятие по экологии «Путешествие капельки » .

Старшая группа .

Программное содержание.

Цель : уточнить представление о том, что вода необходима всем живым существам. (Растениям, людям, животным) . Познакомить с одним из циклов круговорота в природе. Уточнить, расширить знания о свойствах воды. Дать детям знания о том, что вода приходит из реки, в дом по трубам водопровода. Дать детям знания о том, что вода это природные ресурсы, которые необходимо беречь, экономить, воспитывать бережное отношение к воде. Объяснить детям, что для получения чистой воды людям приходится

затрачивать много сил. Познакомить с предметом казахского национального быта торсы посуда для воды.

Оборудование : схемы, алгоритмы, таблица «круговорот воды в природе» , оборудование для опытов, плоскостное изображение речки, фартуки, ведерки, медали.

Предварительная работа : беседа о воде, о водном пространстве, знакомство с природными водоемами Казахстана, сюжетно ролевые игры «Путешествие по Казахстану » , «Поездка на озеро Балхаш» , «Отдыхаем на реке Нура» ,отгадывание загадок, заучивание стихотворений, знакомство с новыми играми «Мы- капельки » , «Ручеек» , «Хорошо-плохо» .

Мотивация : спасти королеву Водяную капельку , от злого волшебника Грязнульки.

Ход занятия.

Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, потрогайте, какие у вас

ручки, давайте улыбнемся друг другу. А вы хотите поиграть? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебная вода» . Мы будем передавать из рук в руки воду, и говорить какая она (теплая, холодная, чистая, прозрачная) . Ребята, вы слышите музыку, это кто-то торопится к нам в гости. Почтальон приносит письмо. «Здравствуйте, ребята, пишет вам королева Водяная капелька , я попала в беду злой волшебник Грязнулька похитил меня, вы останетесь без воды. Если, вы хотите выручить меня, то вам нужно выполнить все задания Грязнульки.

(все задания представлены в виде схем алгоритмов) .

1 схема. «Значение воды» .

Ребята, давайте подумаем, для чего нам нужна вода (рассматривание схемы вода и человек, вода и животные, вода и рыбы, вода и растения)

Чтение стихотворений детьми.

Без воды нам не умыться.

Не наесться, не напиться.

Смею я вам доложить

Без воды нам не прожить.

Без воды не сможет мама,

Постирать, сварить, помыть.

Без воды скажу я прямо

Трудно будет нам прожить.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без воды.

2 схема «Сказка» .

Ребята, а вы хотите послушать сказку «Путешествие капельки » .

Жила была на небе капелька . У нее было очень много друзей,подруг капелек . Жили они все в облаках. Капелька весело играла со своими друзьями. Но однажды подул сильный ветер, облако плыло по небу, темнело, превратилось в огромную тучу. Тучки плыли по небу, сталкивались, разбивались, пролились и полетели капельки вниз на землю дождем. Одна капля упала в озеро, вторая капля дождалась, когда выглянет солнышко, смешалась с солнечными лучиками. Переливалась всеми цветами радуги. Следующая капля упала в лес на землю. А наша капелька всегда мечтала сможет ли она снова вернуться к себе домой на небо. Однажды теплый солнечный луч коснулся капельки , она превратилась в пар и полетела вверх. Так она снова оказалась в облаке.

3. схема «Опыты»

Ребята, имеет ли вода вкус? Попробуйте, воду. Какая она? (безвкусная)

Что сделать с водой, чтоб у нее появился вкус (дети проводят опыты, вода сладкая, соленая, кислая)

Ребята, чем пахнет вода? Что надо сделать, чтобы у воды появился запах (дети проводят опыты добавляют лимон, духи, йод)

Ребята, какого цвета вода? (бесцветная) . Что сделать с водой, чтобы у нее появился цвет (дети подкрашивают воду)

Стихотворение.

Она без вкуса, запаха, цвета,

Но давно уже признано это.

С любого грязнули всю грязь без следа

Смоет обычная наша вода.

4 схема «Физминутка»

Суым, суым,

Менім бетімді жушы,

Кзім жалтырасы,

Бетім ызарсы,

Езуім клімдесі,

Тісім тістесі.

5 схема «Откуда пришла вода»

Ребята, откуда к нам пришла вода (рассматривание схемы) . Воду дает природа она поступает из реки, ручья, родника, текет по трубам, очищается, фильтруется, по трубам водопровода попадает к нам в дом.

Игра «Хорошо-плохо» .

6 схема. «Торсы»

Ребята, вы знаете какие в Казахстане есть реки, озера? (Балхаш, Боровое, Нура) .Когда-то давным-давно воды в Казахстане было очень мало, люди берегли ее и очень хорошо относились к воде. Для хранения воды люди шили из кожи специальную посуду, которую назвали торсы. (показ рассматривание посуды)

Ребята, а вы знаете казахские пословицы о воде?

7 схема. «Помощь природе»

Ребята, вы знаете какая река протекает в Абайском районе (Нура? Я слышу кто-то стонет, давайте подойдем к реке. Почему речка стонет плачет? (ее засорили) как мы можем помочь реке? (дети берут ведра, одевают фартуки, очищают речку от мусора) воспитатель достает капельку , говорит от имени капельки .

Спасибо, вам ребята, за то, что спасли меня, и помогли всем людям, вы вернули им воду, вы стали добрыми помощниками природы, за вашу помощь я вас хочу наградить медалями «Защитник природы» .

Итог занятия .

Воспитатель : Ребята, как же мы с вами спасали капельку (рассматривание

алгоритма занятия )

Все что нужно год от года

Нам дает сама природа.

И поэтому все мы

Жить не можем без воды.

Для растений и животных

Для лесов, полей и рек

Знает каждый человек.

Для всех людей, для всей земли.

Старайся воду береги !

Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас давайте помоем руки, и будем отдыхать.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие «Путешествие капельки» Цели и задачи: -уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ -способствовать расширению знаний у детей.

Программное содержание: Поупражнять детей в счете в пределах 10. Активизировать умственную деятельность детей,.

Цель: знакомство детей со способами утилизации и переработки мусора. Задачи: Знакомство с путями засорения окружающей среды (откуда берется.

«Путешествие капельки». Конспект занятия по экологии (вторая младшая группа) Образовательная деятельность экологического цикла. Тема занятия: «Путешествие капельки». Образовательная область: познание. Виды деятельности:.

«Путешествие капельки» (образовательная деятельность экологического цикла)

Пояснительная записка . В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.

Образовательная область : Познание.

Интеграция : Коммуникация, Художественное творчество.

Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма - проведения : занятие - путешествие.

Возраст детей : средняя группа (4-5 лет)

Цели и задачи:

1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);

2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;

3. Прививать бережное отношение к воде;

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.

Материал : картинка Капитошки, капли воды (большие и маленькие), три ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле; готовые шаблоны для аквариума, рыбки из картона

Предварительная работа : заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Ход занятия

    Организационный момент.

Дети садятся полукругом.

Поудобнее садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла-

Только в садик я зашла,

Ко мне капелька пришла, (показывает Капельку)

Плачет, бедная, грустит,

А потом мне говорит:

«Дети кран закрыть забыли,

И все капельки уплыли!»

И сказала я в ответ:

«Нет, таких детей здесь нет!

Воду попусту не льем,

Мы водичку бережем!»

Капелька заулыбалась

И у нас в саду осталась.

2. Игровая ситуация

Ребята,

Это капелька, которую зовут Капитошка.

Наша гостья нам представилась, а теперь давайте, и мы назовём свои имена. (Каждый ребёнок называет своё имя)

А пришла она к нам в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе.

Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.

3. Путешествие-поиск капелек по группе

(Дети идут по группе делают остановки)

В уголке природы: возле растений.

Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)

Около раковины (мойки): помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)

В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)

У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)

В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)

Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.

(Все вместе пересчитывают капельки)

Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

4. Физкультминутка

«Рыбки весело плескались

В тёплой, солнечной воде.

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке!»

(движения выполняются под музыкальное сопровождение)

5. Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»

Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.

Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?

Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.

Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой.

А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.

6. Массаж лица

Водичка, водичка, умой моё личико. Потереть ладонями щёки.

Чтобы глазки блестели. Пальцами провести, не надавливая по закрытым

глазам от внутреннего края века к внешнему.

Чтобы щёчки краснели. Подушечками пальцев легонько постукивать по

щекам.

Чтоб смеялся роток. Помассировать пальцами подбородок.

Чтоб кусался зубок. Помассировать большими пальцами вески.

7. Совместная деятельность

Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? В чистой.

Ребята у меня есть маленький волшебный аквариум с чистой водой. И живёт в этом аквариуме золотая рыбка. Но ей очень грустно быть одной и она просит нас помочь ей приобрести новых друзей. Я предлагаю ребята, поселить новых рыбок в аквариум. Рыбки наши из макарон, на клеящейся основе. Вы их, пожалуйста, расположите по всему аквариуму.

Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтоб они хорошо работали.

8. Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)

Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)

Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)

Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

9. Практическая деятельность . Дети распределяют рыбок по аквариуму. Индивидуальная помощь. Ребята работают под музыку.

Посмотрите, какой у нас получился красивый аквариум, сколько в нём рыбок, теперь золотой рыбке будет не скучно в таком замечательном аквариуме. Ребята, вы молодцы очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, помогли золотой рыбке приобрести друзей.

10. Итог.

Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки.

Для чего нам нужна вода?

Как нужно беречь воду?

Я знаю, что некоторые ребята выучили стихотворения для нашей сегодняшней встречи. И сейчас они расскажут их нам и Капитошке.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Без неё нам не умыться,

Не покушать, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вы её в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!

Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

(Каждому ребёнку вручается капелька)

Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии.

Елена Бабинян
Конспект образовательной деятельности по экологии «Путешествие капельки»

Конспект образовательной деятельности по экологии

на тему : «Путешествие капельки » .

Пояснительная записка :

Дошкольный возраст – это важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, о животном и растительном мире. Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира каждого ребёнка.

Образовательная область : «Познание» .

Интеграция : «Коммуникация» , «Художественное творчество» .

Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма - проведения : занятие - путешествие .

Возраст детей : средняя группа (4-5 лет) .

Цели и задачи :

1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);

2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека : вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;

3. Прививать бережное отношение к воде;

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Обогащение словаря : Путешествие , спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.

Материал : Кукла «Капитошка» , капельки воды (большие и маленькие, три ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов , подтверждающих необходимость воды на Земле; кисти, салфетка для каждого ребёнка, гуашевые краски, стаканчики с водой.

Предварительная работа : Заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за рыбками в аквариуме (замена воды, за цветами (полив) ; совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Ход занятия:

Организационный момент :

Воспитатель : Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас и предлагаю вам вспомнить наш девиз : «С голубого ручейка начинается река, а игра – начинается с улыбки!

(Дети проговаривают вместе с воспитателем) .

Игровая ситуация :

Воспитатель : Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это? Да это капелька , которую зовут - Капитошка. Наша гостья нам представилась, а теперь давайте, и мы назовём свои имена. (Каждый ребёнок берёт в руки куклу (картинку) и называет своё имя).

А пришла она к нам в гости к своим сестричкам-капелькам , которые живут у нас в группе. Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки , что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги .

Путешествие-поиск капелек по группе :

(Дети идут по группе делают остановки, первая – в уголке природы возле растений).

Воспитатель : цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку ) .

У аквариума : рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку ) . Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная? За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно?

В игровом уголке : вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку )

У стола, на котором стоит чайник с водой : вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку )

В туалетной комнате : вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку ) .

Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки , которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.

(Все вместе пересчитывают капельки ) .

Воспитатель : Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт , которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

Физкультминутка :

«Рыбки весело плескались

В тёплой, солнечной воде.

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке!»

(движения выполняются под музыкальное сопровождение)

Проговаривание чистоговорки :

Кто там плавает в пруду – ду-ду-ду.

Вот я удочку найду – ду-ду-ду.

На рыбалку я пойду – ду-ду-ду.

А кота к пруду не поведу – ду-ду-ду.

Экспериментальная деятельность : «Как воду сделать чистой?»

Воспитатель : вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран. Ребята, теперь посмотрите : перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Дети : Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.

Воспитатель : Правильно, молодцы! Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему? (Ответы детей) .

Воспитатель : Правильно, вы рассуждаете! Потому что здесь вода чистая, а в этой ёмкости - грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную. Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой. А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.

Массаж лица :

Водичка, водичка, умой моё личико.

Чтобы глазки блестели. (выполнить движения по тексту) .

Чтобы щёчки краснели.

Чтоб смеялся роток.

Чтоб кусался зубок.

Совместная деятельность :

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? Дети : В чистой.

Воспитатель : Молодцы! У меня есть маленький волшебный аквариум с чистой водой. И живёт в этом аквариуме золотая рыбка. Но ей очень грустно быть одной и она просит нас помочь ей. Я предлагаю вам сесть за столы и нарисовать для неё друзей.

(Дети рассаживаются за столы) .

Воспитатель : Сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтоб они хорошо работали.

Пальчиковая гимнастика : «По водицу» .

Рассказать вам, где мы были? (показать «человечков» обеими кистями)

К речке по воду ходили,

Принесли в ведре водицы, (изобразить «ведро» )

Чтоб детишкам всем умыться. (изобразить «умывание» )

Практическая деятельность :

(Дети рисуют рыбок) .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько новых и удивительных друзей мы нарисовали для нашей золотой рыбки. Молодцы!

Вывод :

Воспитатель : Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки ? Для чего нам нужна вода? Как нужно беречь воду?

(Ответы детей) .

А теперь, милая Капитошка, ребята расскажут для тебя стихотворения, которые готовили для нашей сегодняшней встречи.

1-й реб : Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

2-й реб : Без неё нам не умыться,

Не покушать, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без воды нам не прожить!

3-й реб : Вы её в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

4-й реб : На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!

Воспитатель : Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек . И дарит нам на память о себе волшебные капельки , которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

(Каждому ребёнку вручается капелька )

Воспитатель : Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и выполненную работу на занятии.

Вывод : Дошкольники стали осознаннее, внимательнее и наблюдательнее относиться к природному богатству - воде. Я считаю, что в процессе решения задач образовательной деятельности я смогла воспитать способность любить, ценить и рационально использовать природное богатство.

Используемая литература :

1. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ » Издательство «Учитель» стр. 199

2. Денисенкова Н. «Ваш ребёнок познаёт мир» - №2, 2000 г.

3. Николаева С. «Формирование начал экологической культуры младшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание №8, 1999 г.

4. Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика» . Гимнастика для пальчиков.