Анализ Стихотворения «К Чаадаеву». Анализ Стихотворения «К Чаадаеву» I. Изучение нового материала

Сочинение

Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души.

А. Толстой

Любимый поэт своими стихами нередко заставляет человека думать об окружающем. Порой люди даже не замечают его присутствия, но, как мне кажется, он всегда рядом. Таковым для меня является Сергей Есенин. Многое в его поэзии волнует мою душу. Иногда рождаются такие мысли, которые удивляют меня, поражают. О чем же я думаю, листая сборник стихов Есенина?

В.Смирнов сказал об одной из особенностей поэта: «Он как бы обнажает себя перед читателем». Конечно, эти слова можно понять по-разному, но для меня они являются доказательством простоты есенинской поэзии, открытости его души. По-моему, поэт стремился показать людям свой внутренний мир, а не скрыть его. Может быть, поэтому мои мысли нередко совпадают с размышлениями С.Есенина? Этот человек говорил обо всем: о жизни, о любви, о Родине. Читая его стихи, нельзя не думать о будущем. Поэт как бы помогает нам построить свою жизнь. Опираясь на его творчество, я открываю для себя те чувства, те мысли, которые характерны именно для Есенина. В своём сочинении я хотела бы написать о самых важных вопросах, которые рассматривал поэт в своих произведениях. По-моему, ни один из них не может оставить человека равнодушным.

С каким-то волнением перечитываю я следующие строки:
От любви не требуют поруки,
С нею знают радость и беду.

Поэт писал о том состоянии человека, когда готовность отдать всё ради кого-то достигает своей наивысшей точки. Чистые чувства, как мне кажется, переполняли его. Они передаются и читателю. Я думаю, что тема любви у Есенина носит какой-то особенный характер. Меня поражает его стремление к добру, которое проходит через всё творчество поэта. Сам он понимает любовь как нечто божественное, высокое. Создавая шедевры, Сергей Есенин говорил просто, но красиво, вкладывая в стихи всю свою душу:
Дорогая, сядь же рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

Не случайно в этом стихотворении любовь сочетается с природой, ведь это чувство само по себе - естественное явление. Поэт честен перед нами, он говорит: «Я сердцем никогда не лгу». Его слова подтверждают, что любовь всегда искренна. Читая стихи С.Есенина, я поняла, что важна не взаимность чувств, а понимание между людьми. Нередко бывают разрывы, любовные трагедии, даже поэт был не избавлен от них, но печаль не должна захлестнуть честь. В трудную минуту нужно суметь сказать так, как сказал Есенин:
Живите так,
Как вас ведёт звезда,
Под кущей обновлённой сени…

Благородство в любви характерно для поэта. Он никогда не обвиняет женщину, напротив, Сергей Есенин защищает её, оберегая от бесправия:
Мы в России девушек весенних
На цепи не держим, как собак,
Поцелуям учимся без денег,
Без кинжальных хитростей и драк…

Да, Любовная лирика Есенина разнообразна. Но все стихи об этом прекрасном и несравненном чувстве объединяет одно: они написаны с чистой душой. Читателю передаются мысли самого поэта, который словно поклоняется женщинам. Мне кажется, что С.Есенин в своих стихах хотел выразить свою любовь не только к красивым, обворожительным девушкам, но и к матерям, ведь они тоже относятся к прекрасному полу. Вновь и вновь перечитывая отдельные строки, я думаю о том, что любить - это счастье!

«Моя лирика жива одной лишь любовью - любовью к родине. Чувство родины основное в моём творчестве», - писал Есенин. Много стихотворений посвятил поэт стране, где он родился и провел жизнь. Я хочу отметить, что его произведения говорят не только о Руси:
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют ещё!
И чувствую в скулах упрямых
Жестокую судорогу щёк.

Есенин любил эту землю, он не желал другой. По словам В.Смирнова, поэт - «сердце, душа русского народа, его разинский и шаляпинский голос!» Сергей Есенин воистину был предан России. Сам он родился в деревне, о чем впоследствии скажет:
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.

Поэт не скрывал тревоги за будущее всего человечества, всей нашей планеты, но верил в братство народов. Он не мыслил себя, своей жизни без России, его судьба была крепко связана с судьбой нашей страны:
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

С. Есенин был, по-моему, одним из тех, кто ради «края любимого» готов пожертвовать собой. Читая его стихи о Родине, я думаю о том, как высоки слова поэта о России. Насколько сильно он переживал за неё! С. Есенин как бы призывает людей к борьбе за счастье, за свободу:Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли,
Уж сколько лет не слышит поле
Петушье пенье, пёсий лай.

Стихи Есенина не устарели, они и сейчас не теряют своего смысла. Как тяжело становится на душе, когда думаешь о том, что переживания поэта были ничуть не напрасными?! Что сейчас представляет из себя Великая Русь? Но нужно стремиться к лучшему. Есенин хотел видеть страну счастливой. Может быть, поэтому его стихи звучат как призыв?

Любовь к Родине проявляется у поэта и в том, как он рисует природу.
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.

Только человек, искренне любящий родную землю, мог произнести такие слова. А вот В.Смирнов напрямую заявил, что «Есенин и есть Россия». Я думаю, никто и никогда не станет этого отрицать. Ведь этот поэт всегда останется для нас тем человеком, который так легко и просто мог описать самые красивые уголки нашей Родины.
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Природа у Есенина всегда живая. В его стихах кроется какая-то загадка, способная оживить всё окружающее. Невольно рисую я перед собой картины, которые пишет поэт. По-моему, для Сергея Есенина природа - это вечная красота и вечная гармония, и человек является её неотделимой частью. Его стихи будят во мне что-то такое, что стремится преодолеть ту грань, которая находится между мной и поэтом, мной и его словами:
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.

Да, Есенин был и будет певцом русской природы, именно певцом!

Многие говорят, что Сергей Есенин был рождён поэтом. Да, конечно, стихи он начал писать с раннего детства. Но что значит для него самого быть поэтом?
… это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.

В наше время в погоне за материальным мы теряем души. Для меня духовной и нравственной опорой является Есенин. Он во многом мне помогает. Я думаю, быть поэтом - это значит быть еще и наставником для кого-то.

Ещё одна тема, о которой я хотела бы поговорить - это размышления о жизни. Сейчас, когда время становится очень сложным и трудным, будет не лишним отметить для себя те понятия, которые являются наиболее важными.

Поэт пережил очень многое в своей жизни: его обвиняли в пьянстве, стихи считали запретными. Но он не сдавался:
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Сергей Есенин размышляет о сути человеческого бытия, о жизни и смерти, о добре и зле, о вечности и бессмертии. Особенно поражают меня его слова, написанные матери:
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Человек не выбирает день смерти, но поэт не хочет огорчать любимого человека, ведь мать дорога ему.

Как велико значение есенинской философии для меня! Как глубоко затрагивает он душу! Поэт говорит о самом важном так, что просто невозможно не запомнить его строк:
И ничто души не потревожит,
И ничто её не бросит в дрожь, -
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжёшь.

Есенин прожил тридцать лет. Откуда такие мысли? Его жизнь по количеству прожитых лет можно назвать очень короткой, но она была, по-моему, перенасыщена событиями, о чём говорит всё творчество поэта. Смерть Сергея Есенина потрясла многих. «Погиб величайший поэт…», - писал в те дни Алексей Толстой. Сейчас очень много рассуждают об «убийстве» и «самоубийстве» С.Есенина. На данный момент ни у кого нет уверенности ни в том, ни в другом. Но тем, кто любит поэта по-настоящему, нет разницы. Все они уважают его таким, каков он был. Тему размышлений о жизни я хотела бы закончить последними строками Сергея Есенина:
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

О многом задуматься заставляет меня поэт. И не то, чтобы принуждает, просто, читая его стихи, я невольно рисую себе жизнь, которая ожидает меня. Люди говорят: «Учись на ошибках других». А я хотела бы сказать по-другому: «Ищите идеал, ищите учителя, и, без сомнений, он вам поможет». И я нередко советуюсь с Есениным. Стоит открыть сборник его стихов, тут же ответ на все вопросы. Почему? Да потому, что все произведения поэта написаны именно для нас - тех, кому нужен совет. Ведь каждое его стихотворение в разные моменты жизни можно понять по-разному. Творчество С.Есенина способно повлиять на любого человека.

Ваня (в кучерском армянке).
Папаша! кто строил эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке.) 1 .
Граф Пётр Андреич Клейнмихель 2 , душенька!
- - Разговор в вагоне - -

I

    Славная осень! Здоровый, ядрёный 3
    Воздух усталые силы бодрит;
    Лёд неокрепший на речке студёной
    Словно как тающий сахар лежит;

    Около леса, как в мягкой постели,
    Выспаться можно - покой и простор! -
    Листья поблёкнуть ещё не успели,
    Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

    Славная осень! Морозные ночи,
    Ясные, тихие дни...
    Нет безобразья в природе! и кочи 4 ,
    И моховые болота, и пни -

    Всё хорошо под сиянием лунным,
    Всюду родимую Русь узнаю...
    Быстро лечу я по рельсам чугунным,
    Думаю думу свою...

II

    Добрый папаша! К чему в обаянии 5
    Умного Ваню держать?
    Вы мне позвольте при лунном сиянии
    Правду ему показать.

    Труд этот, Ваня, был страшно громаден -
    Не по плечу одному!
    В мире есть царь: этот царь беспощаден,
    Голод названье ему.

    Водит он армии; в море судами
    Правит; в артели сгоняет людей,
    Ходит за плугом, стоит за плечами
    Каменотёсцев, ткачей.

    Он-то согнал сюда массы народные.
    Многие - в страшной борьбе,

    Гроб обрели здесь себе.

    Прямо дороженька: насыпи узкие,
    Столбики, рельсы, мосты.
    А по бокам-то всё косточки русские...
    Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

    Чу! восклицанья послышались грозные!
    Топот и скрежет зубов;
    Тень набежала на стёкла морозные...
    Что там? Толпа мертвецов!

    То обгоняют дорогу чугунную,
    То сторонами бегут.
    Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную
    Любо нам видеть свой труд!

    Мы надрывались под зноем, под холодом,
    С вечно согнутой спиной.
    Жили в землянках, боролися с голодом,
    Мёрзли и мокли, болели цингой.

    Грабили нас грамотеи-десятники 6 .
    Секло начальство, давила нужда...
    Всё претерпели мы, Божий ратники,
    Мирные дети труда!

    Братья! Вы наши плоды пожинаете!
    Нам же в земле истлевать суждено...
    Всё ли нас, бедных, добром поминаете
    Или забыли давно?..»

    Не ужасайся их пения дикого!
    С Волхова, с матушки-Волги, с Оки,
    С разных концов государства великого -
    Это всё братья твои - мужики!

    Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
    Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
    Видишь, стоит, измождён лихорадкою,
    Высокорослый больной белорус:

    Губы бескровные, веки упавшие,
    Язвы на тощих руках,
    Вечно в воде по колено стоявшие
    Ноги опухли; колтун 7 в волосах;

    Ямою грудь, что на заступ 8 старательно
    Изо дня в день налегала весь век...
    Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
    Трудно свой хлеб добывал человек!

    Не разогнул свою спину горбатую
    Он и теперь ещё: тупо молчит
    И механически ржавой лопатою
    Мёрзлую землю долбит!

    Эту привычку к труду благородную
    Нам бы не худо с тобой перенять...
    Благослови же работу народную
    И научись мужика уважать.

    Да не робей за отчизну любезную...
    Вынес достаточно русский народ,
    Вынес и эту дорогу железную -
    Вынесет всё, что Господь ни пошлёт!

    Вынесет всё - и широкую, ясную
    Грудью дорогу проложит себе.
    Жаль только - жить в эту пору прекрасную
    Уж не придётся - ни мне, ни тебе.

III

    В эту минуту свисток оглушительный
    Взвизгнул - исчезла толпа мертвецов!
    «Видел, папаша, я сон удивительный,
    - Ваня сказал. - Тысяч пять мужиков,

    Русских племён и пород представители
    Вдруг появились - и он мне сказал:
    „Вот они - нашей дороги строители!.."»
    Захохотал генерал!

    Был я недавно в стенах Ватикана 9 ,
    По Колизею 10 две ночи бродил,
    Видел я в Вене Святого Стефана 11 ,
    Что же... всё это народ сотворил?

    Вы извините мне смех этот дерзкий,
    Логика ваша немножко дика.
    Или для вас Аполлон Бельведерский 12
    Хуже печного горшка?

«Железная дорога». Художник И. Глазунов. 1970 г.

    Вот ваш народ - эти термы 13 и бани,
    Чудо искусства - он всё растаскал!
    «Я говорю не для вас, а для Вани...»
    Но генерал возражать не давал:

    Ваш славянин, англосакс и германец
    Не создавать - разрушать мастера,
    Варвары! дикое скопище 14 пьяниц!..
    Впрочем, Ванюшей заняться пора;

    Знаете, зрелищем смерти, печали
    Детское сердце грешно возмущать.
    Вы бы ребёнку теперь показали
    Светлую сторону...

IV

    Рад показать!
    Слушай, мой милый: труды роковые
    Кончены - немец уж рельсы кладёт.
    Мёртвые в землю зарыты; больные
    Скрыты в землянках; рабочий народ

    Тесной гурьбой у конторы собрался...
    Крепко затылки чесали они:
    Каждый подрядчику 15 должен остался,
    Стали в копейку прогульные дни!

    Всё заносили десятники в книжку -
    Брал ли на баню, лежал ли больной.
    «Может, и есть тут теперича лишку,
    Да вот, поди ты!..» Махнули рукой...

    В синем кафтане - почтенный лабазник 16 ,
    Толстый, присадистый 17 , красный, как медь,
    Едет подрядчик по линии в праздник,
    Едет работы свои посмотреть.

    Праздный народ расступается чинно...
    Пот отирает купчина с лица
    И говорит, подбоченясь картинно:
    «Ладно... нешто... молодца!., молодца!..

«Ремонтные работы на железной дороге». Художник К.Савицкий. 1874г.

    С Богом, теперь по домам, - проздравляю!
    (Шапки долой - коли я говорю!)
    Бочку рабочим вина выставляю
    И - недоимку 18 дарю!..»

    Кто-то «ура» закричал. Подхватили
    Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:
    С песней десятники бочку катили...
    Тут и ленивый не мог устоять!

    Выпряг народ лошадей - и купчину
    С криком «ура!» по дороге помчал...
    Кажется, трудно отрадней картину
    Нарисовать, генерал?..

Вопрсы и задания

  1. Какое значение имеет в стихотворении эпиграф «Разговор в вагоне»?
  2. Перечитайте первую часть стихотворения. Что вы можете сказать о человеке, который так увидел картину природы? Как картина природы связана с последующим разговором автора с соседями по вагону?
  3. Почему Некрасов называет голод «царём»? В чём проявляется власть этого царя?
  4. Как вы понимаете строки:

      Многие - в страшной борьбе,
      К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
      Гроб обрели здесь себе?..
      Какая мысль выражена антитезой?

  5. Перечитайте фантастическую картину, где изображается толпа мертвецов. Что означают их слова: «Божий ратники, мирные дети труда»? Что мы узнаём из их песни, какое чувство она вызывает?
  6. Перечитайте три последних четверостишия второй части. Что позволяет поэту верить в лучшее будущее? С каким чувством говорит поэт о будущем?
  7. Что думает о народе генерал, какими словами он говорит о народе? Каково авторское отношение к изображаемому? Какие слова и выражения позволяют нам его понять?
  8. Почему стихотворение обращено к детям?

    В стихотворении нарисована картина далёкого прошлого. Что оно открывает вам, живущим сегодня? Чему учит? Подготовьте устный развёрнутый ответ на этот вопрос.

    Рассмотрите репродукцию картины художника К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». Чем идея этой картины близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?

1 Пальто на красной подкладке (шинель) носили генералы.

2 Граф П. А. Клейнмихель - царский министр, начальник строительства железной дороги между Петербургом и Москвой.

3 Ядрёный - здесь: свежий, здоровый.

4 Кочи - кочки.

5 Обаяние - здесь: незнание правды.

6 Десятник - старший над группой рабочих.

7 Колтун - волосы, сбившиеся в плотный ком.

8 Заступ - лопата.

9 Ватикан - здесь: дворец Папы Римского, в котором сосредоточено много памятников искусства.

10 Колизей - цирк в Риме, построенный в античные времена.

11 Святой Стефан - собор в столице Австрии Вене.

12 Аполлон Бельведерский - скульптура, изображающая античного бога Аполлона (находится в Бельведерском дворце Ватикана).

13 Термы - бани в Древнем Риме, являвшиеся также спортивными, общественно-культурными заведениями.

14 Скопище - толпа, сборище.

15 Подрядчик лицо, нанявшее (подрядившее) рабочих.

16 Лабаз - помещение для хранения муки или зерна; лабазник - торговец, владелец лабаза.

17 Присадистый - приземистый, плотный.

18 Недоимка - здесь: то, что рабочие, по подсчётам, были должны ему.

Стихотворение «К Чаадаеву».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «К Чаадаеву» было написано в 1818 году. Оно посвящено близкому другу А.С. Пушкина, офицеру лейб-гвар­дии гусарского полка П. Я. Чаадаеву, имевшему большое влия­ние на поэта. Стихотворение получило широкое распростране­ние в списках. В искаженном виде, без ведома самого автора, было напечатано в альманахе «Северная звезда» в 1829 году.

Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике, жанр его – дружеское послание, стиль – романтический.

Композиционно мы можем выделить в этом послании три части. Поэт говорит о прошлом, настоящем и будущем своем и своего поколения, всех прогрессивно настроенных молодых лю­дей своего времени. Их прошлое – это юные забавы, обманчи­вая любовь и надежда. Настоящее – это горячее желание видеть свою Родину свободной, ожидание «минуты вольности святой». Поэт сравнивает здесь гражданские и любовные чувства:

Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.

Композиционный центр стихотворения – призыв, обращен­ный ко всем единомышленникам:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Будущее Отчизны – это ее свобода, пробуждение ото сна.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. А.С. Пуш­кин использует различные средства художественной выразитель­ности: эпитеты («власти роковой», «нетерпеливою душой», «вольности святой», «прекрасные порывы», «звезда пленитель­ного счастья»), метафору («недолго нежил нас обман», «пока сво­бодою горим», «Россия вспрянет ото сна»), сравнение («Исчез­ли юные забавы, как сон, как утренний туман»). Поэт широко использует общественно-политическую лексику: «отчизна», «гнет», «власть», «свобода», «честь». На фонетическом уровне мы находим аллитерацию («Недолго нежил нас обман») и ассонанс («Под гнетом власти роковой»).

Таким образом, это стихотворение проникнуто горячим при­зывом к свободе, искренней верой в будущее страны и личност­ным воодушевлением поэта. Мы можем рассматривать его в кон­тексте всей вольнолюбивой лирики А.С. Пушкина.

Ярким представителем символистов, который видел не только прошлый путь своей страны, но и будущий, стал Александр Александрович Блок. Родина играла важную роль в творчестве поэта.

Родина в творчестве А. А. Блока

Поэт отразил процесс становления России, затронув в своих произведениях не только историческое прошлое страны, но и ее будущее, задачи, стоящие перед ней, ее предназначение.

Образ Родины Блока заинтересовал еще в годы Однако расцвет тематики отмечается уже после ее окончания. Революционные переживания подъема и краха нашли отражение в каждой строфе патриотических стихотворений поэта.

Стихи Блока о Родине пронизаны чувством безграничной любви, нежности, но одновременно с этим они пропитаны болью за прошлое и настоящее России и надеждой на лучшее будущее.

Поэт верил, что его страна не просто достойна лучшего будущего, она еще и указывает путь к нему. Поэтому он видел в ней свое утешение, исцеление:

Любовь к Родине оставалась единственным чистым и искренним чувством. Именно на нее могла опереться израненная одиночеством и недопониманием общества душа поэта. осознавал сам Блок.

Родина, ее мироощущение менялось, но перемена в характере чувств не сказывалась на которую пронес писатель через всю свою жизнь.

Образ Родины и Александр Александрович

Благодаря произведениям А. А. Блока спустя годы мы можем увидеть Россию времен автора: полная движения, жизни, заплаканная, но по-прежнему неповторимая, самобытная. Особое видение исторических событий сказывается на стихотворениях поэта, важное место в которых занимает тема Родины.

Блок создал свой неповторимый, неведомый для других образ России. Она стала для него не матерью, а женщиной-красавицей: возлюбленной, подругой, невестой, женой.

Для раннего творчества поэта характерно видение нищей и дремучей страны, но одновременно необычной и талантливой.

Родина в произведениях Блока - прекрасная возлюбленная, которая в любой ситуации простит. Она всегда понимает поэта, потому что она - это часть души, ее лучшая половина, проявление чистоты. Блок понимал, что, несмотря на «бесстыдные и непробудные» ее грехи, Родина остается для него «всех краев дороже».

Какой же видит Россию Блок? Родина Александра Александровича обладает прелестными чертами, которые поэт называл «разбойной красотой»: необъятные просторы, дальние дороги, туманные дали, песни ветровые, расхлябанные колеи.

Блок любил свою Отчизну безоглядно, искренне веря и надеясь, что скоро «свет одолеет тьму».

Рассмотрим некоторые стихотворения Александра Блока, чтобы наиболее точно понять столь значимую для него тему: «Родина».

Блок. Стихотворение «Гамаюн, птица вещая»

Считается, что тема трагичной истории России впервые появилась в стихотворении, принадлежащем совсем еще юному Александру, «Гамаюн, птица вещая»:

Стихотворение стало первым громогласным обращением Блока, совместившим любовь к России и осознание ужаса от прошлого и настоящего. Но автор хочет понять истину независимо от того, насколько она ужасна и страшна.

Первым обдуманным и серьезным воплощением патриотической мысли считается произведение, датированное 1905 годом, «Осенняя воля».

Поэт обращается к Родине:

Лирический герой, показанный Блоком, испытывает одиночество, и оно нестерпимо трагично. Помочь преодолеть его может только любовь к России, ее природе. Поэт признает, что пейзажи родного края иногда невзрачны и не радуют глаз, но именно они могут дать успокоение, счастье и смысл жизни его истерзанной душе:

Псалмы, воспеваемые нищим, являются отголоском пьяной Руси. Однако это не смущает поэта. Ведь именно истинное лицо России, без прикрас и богатого пафоса, является неиссякаемым источником его вдохновения. Именно эта Родина - грязная, пьяная, нищая исцеляет Блока, дарит ему спокойствие и надежду.

Цикл произведений «На поле Куликовом»

Стихи Блока о Родине, включенные в цикл произведений «На поле Куликовом», обладают глубочайшим, страстным смыслом. История родной страны звучит здесь громче, чем голос самого поэта. За счет этого создается напряженный и трагичный эффект, указывающий на великое прошлое страны и предрекающий не менее великое будущее.

Сопоставляя былые и будущие деяния великой державы, автор в прошлом ищет силу, которая позволяет России смело идти к намеченной цели и не страшиться «тьмы - ночной и зарубежной».

«Непробудная тишина», в которой погрязла страна, предрекает «высокие и мятежные дни», - так считал Блок. Родина, показанная в произведениях, стоит на распутье времени и пространства - прошлого, настоящего и будущего. Исторический путь страны воплощен в строках:

Стихотворение «Сытые» стало откликом на явления революции в 1905 году. Этими строками выражена вера в грядущие перемены, которые ожидал как сам Блок, так и Родина.

Блок. Стихотворение «Русь»

Тема Родины находит отражение и в произведении «Русь». Здесь перед читателями предстает таинственная, непредсказуемая и одновременно прекрасная Россия. Страна кажется поэту сказочной и даже колдовской землей:

Переплетающиеся миры (реальный и мир сна) помогают поэту мысленно перенести читателей в давние, былые времена, когда Россия была полна ведьмовскими и колдовскими чарами.

Лирический герой безоглядно влюблен в страну, поэтому благоговеет перед ней. Он видит ее не просто необычной, а таинственной, очаровательно древней. Но Россия предстает перед ним не только сказочной, но и нищей, страдающей и печальной.

Произведение «Рожденные в года глухие» посвящено З. Н. Гиппиус и пронизано предвкушением грядущих перемен.

Блок понимал, что современное поколение обречено, поэтому призывал его к переосмыслению жизни, обновлению.

Обреченность России заключена в неиспользованном потенциале. Она, обладая неимоверными богатствами, страшно бедна и пугающе убога.

Родина как центральный лейтмотив произведения

Стихотворение «Россия» поражает своей искренностью и честностью: ни в одной строчке, ни в одном слове автор не солгал в том, какой он видит и чувствует родную страну.

Именно благодаря его честности перед читателями предстает образ нищей Родины, которая устремлена «В даль веков».

В стихотворении чувствуется влияние лирического отступления о птице-тройке из поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя.

«Тройка» Блока перерастает в зловещий признак драматического противоборства народа и интеллигенции. Образ Родины воплощен в могучей и безудержной стихии: вьюге, ветре, метели.

Мы видим, что Блок пытается осмыслить значение России, понять ценность, необходимость столь сложного исторического пути.

Блок верил, что за счет скрытой силы и мощи Россия выберется из нищеты.

Поэт описывает свою любовь к Родине, восхищение красотой природы, размышления о судьбе своей страны. Блок использует мотив дороги, проходящей через все стихотворение. Сначала мы видим нищую Россию, но потом она предстает нам в образе страны, которая широка и могуча. Мы верим, что автор прав, ведь нужно всегда надеяться на лучшее.

Блок показывает нам Россию нищей, но прекрасной. Это противоречие проявляется даже в использованных поэтом эпитетах, например, «разбойная краса».

Два сфинкса в творчестве А. А. Блока

Николай Гумилев очень красиво написал о поэзии А. Блока: «Перед А. Блоком стоят два сфинкса, заставляющие его петь и плакать своими неразрешенными загадками: Россия и его собственная душа. Первый - некрасовский, второй - лермонтовский. И часто, очень часто Блок показывает нам их, слитых в одно, органически-нераздельных».

Слова Гумилева - нерушимая истина. Их можно доказать стихотворением «Россия». В нем сильно воздействие первого сфинкса, некрасовского. Ведь Блок, как и Некрасов, показывает нам Россию с двух противоположных сторон: могучую и в то же самое время бессильную и убогую.

Блок верил в силу России. Однако в противовес некрасовским заветам Александр Александрович любил Родину только с печалью, не наделяя свое чувство гневом. Блоковская Россия наделяется человеческими чертами, поэт наделяет ее образом любимой женщины. Здесь проявляется влияние второго сфинкса - лермонтовского. Но их сходство не является полным. У Блока высказаны более интимные, личностные чувства, наделенные благородной задумчивостью, в то время как в лермонтовских стихах порой слышалась гусарская заносчивость.

Стоит ли жалеть Россию?

Поэт говорит, что он не умеет и не может жалеть Родину. Но почему? Может из-за того, что, по его мнению, ничто не сможет затуманить «прекрасные черты» России, кроме заботы. А может причина в жалости?

Поэт любит Родину. Вот в чем скрыта причина отсутствия жалости по отношению к ней. убило бы гордость России, унизило бы ее достоинство. Если соотносить большую страну с отдельно взятым человеком, получим хороший пример взаимосвязи жалости и унижения. Человек, которого пожалели, сказав о том, какой он бедный и несчастный, теряет не только чувство собственного достоинства, но иногда и желание жить, так как он начинает понимать собственную никчемность.

Все трудности нужно покорять с высоко поднятой головой, не ожидая сочувствия. Возможно, именно это хочет показать нам А. А. Блок.

Громадная историческая заслуга поэта состоит в том, что он связал прошлое с настоящим, что мы и видим во многих его стихотворениях.

Родина стала связующей темой многих произведений А. Блока. Она тесно соединена с различными мотивами его стихотворений: любовь, возмездие, революция, путь прошлый и путь будущий.

Так писал и, кажется, он был полностью прав.