Способность детей с нарушениями развития понимать ментальные состояния. Ментальные нарушения у детей

В группу «ментальная инвалидность» входит целый спектр нарушений умственного и психического развития: шизофрения, эпилепсия, аутизм, дефекты речи, умственная отсталость, органические поражения ЦНС, генетические заболевания, клиническая депрессия, деменция и др. Эти заболевания могут сопровождаться потерей слуха, зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Из-за проблем с трудоустройством и социальной стигматизации люди предпочитают не оформлять инвалидность по психическому заболеванию себе или родственнику до тех пор, пока это возможно. Поэтому клиенты Сбербанка с оформленной инвалидностью этой категории чаще всего имеют серьёзные поведенческие, коммуникативные, эмоциональные и/или интеллектуальные отличия. Вывести обобщённый портрет человека с ментальными нарушениями невозможно: это люди самых разных возрастов, из семей с разным уровнем дохода, с заболеваниями очень разной специфики.

Социальная интеграция

Не считая медицинского обслуживания, главная потребность людей с ментальной инвалидностью - это потребность в нормальной жизни: реализации права на образование, реабилитацию, отдых, занятость, реже - официальное трудоустройство. Порой для «нормальной жизни» необходимо сопровождение такого человека в большинстве жизненных ситуаций или даже «стационарозамещающие» услуги: сопровождаемое трудоустройство, совместное проживание, персональная бытовая, медицинская и психологическая помощь в течение всей жизни.

А им нужно - вот это очень важно - ровно то же самое, что и всем остальным. Надо учитывать их особенности: слепые люди не видят, глухие - не слышат, люди с ментальной инвалидностью - они разные очень, разной природы бывает это явление, но они тоже нуждаются в каких-то определённых, специфических элементах взаимодействия, ровно так же, как и с людьми глухими… Но! При этом они все люди. Вот это очень важно. И у них потребности те же самые.

Сейчас человек с психическим заболеванием чаще всего исключён из общества: заперт в психиатрической больнице или в квартире. Реабилитационные услуги для этой группы инвалидов в России до недавнего времени предоставляли только психиатрические больницы и психоневрологические диспансеры, которым не доверяли многие опекуны, опасаясь, что их подопечного лишат дееспособности или «накачают нейролептиками». В качестве услуг, предоставляемых центрами социального обслуживания, респонденты также сомневаются.

- У нас появилось очень много взрослых запросов. Приходят те, кто занимался когда-то маленьким. Они ушли, там, в садик, в школу и потом вернулись: «Здравствуйте. Нам 18, там, или 25. Мы у вас были тогда-то». Я нахожу карту, там маленький ребёнок действительно, вот фото ещё тогда делали, а теперь это взрослый дядя. И непонятно вообще, куда его пристроить, что с ним делать. Он сидит дома, и даже те навыки, которые у него когда-то были, он теряет, потому что он сидит дома. <…>

Отдельная группа - это пожилые инвалиды с деменцией. Как правило, их не реабилитируют, а распределяют по отделениям «Милосердия». Многие старики с дементным синдромом содержатся в интернатах и психоневрологических диспансерах, остальные живут в городе, одни или в семьях. Одинокие старики в городе никакой помощи, кроме как от социального работника, не получают. Согласно данным экспертов, только в Москве 145 тысяч инвалидов I группы. Большинство - именно с ментальной инвалидностью, а среди них преобладают люди с различными формами деменции. Самая большая проблема семей со стариками-инвалидами (если не касаться личных конфликтов и «квартирного вопроса») - это отсутствие информации о социальной защите, о любой помощи, которую можно получить от государства. Геронтологов в России мало, центров, занимающихся реабилитацией пожилых, - тоже. В интернатах не хватает ни персонала, ни оборудования. Одна медсестра на палату - это обычная история: на одного сотрудника интерната ложится слишком большая нагрузка. По словам экспертов, ещё одна гигантская проблема в том, что не налажены межведомственные связи между медициной и социальными службами.

Вышел новый закон о соцобслуживании, согласно которому там много, много всего человек может получить, по идее. Но характер помощи заявительный. То есть, пока ты не попросил, тебе ничего не дадут. А чтоб попросить, надо знать, что просить. И очень разные эти… центры соцобслуживания населения. К сожалению, большинство из них пустует. Потому что они не знают, что делать. У них стоит, там, не знаю, массажное кресло, тренажёр, сидят три сотрудника. И пусто. Ничего не происходит. Если бы в каждом… если бы там была какая-то адекватная занятость налажена, было бы классно. Чтобы человек не ехал бы через всю Москву, как они едут к нам.

Алёна Легостаева, Центр лечебной педагогики

Сопровождаемая занятость и трудоустройство

Сопровождаемая занятость инвалида необходима в том числе для того, чтобы предоставить свободное время опекуну. Некоторые из них почти непрерывно находятся при своих взрослых подопечных. Так, программа Центра лечебной педагогики «Рабочий полдень» первоначально была разработана для детей-инвалидов, но в итоге появилась такая же программа для взрослых с ментальной инвалидностью.

Не знаю, пытаемся искать формы самостоятельного проживания, чтобы родители поняли, что, в общем, дети какую-то часть времени могут без них проводить. Ну, в основном это будут родители, которые впервые за 25 лет расстанутся со своим ребёнком хотя бы на два дня. Ну, в это, конечно, сложно поверить, что бывает. Но это такое. Да. Ну, например, вот есть семья, там мама живёт с дочкой вдвоём. И чтобы сходить в туалет, мама кладёт Риту. А Рита всё хватает, ну, вот всё, что есть, она хватает, покрутит, бросит. Просто изучает, что происходит. Вот. Она кладёт её на фитбол животом. Пока Рита с него встаёт, ну, пока она, там, выкарабкивается из этого неудобного положения, мама успевает сходить в туалет. <…>

А часть ребят такие тяжёлые. У них не получается обучение в колледже. То есть их можно было бы там формально держать. Но на самом деле как такового обучения не можем придумать. Это должна быть дневная занятость и очень длинный курс с целями именно такими, поставленными на самообслуживание, на улучшение качества жизни семьи в целом. Для того чтобы не только этот человек получал помощь, но и его семья, которая, в принципе, тоже инвалидизируется. Вот, там, ему 20 лет, соответственно, все эти 20 лет семья тоже в таком ущемлённом состоянии, что они не могут ни уехать в отпуск, там, ни куда-то пойти. Ну, вообще, выпали из жизни совершенно. Вот. Соответственно, должны быть придуманы сервисы какие-то, куда можно человеку приходить ежедневно, чтобы была рутина каждый день, там, ну, как мы на работу ходим, что-то такое происходило, да. И может быть, не пять раз в день, в неделю, а четыре. И у него там нормальные выходные. Чтоб был ритм

Алёна Легостаева, Центр лечебной педагогики

Такие реабилитационные программы чаще всего работают в режиме лечебно-педагогических мастерских: мастерская Андрея Тевкина «Артель блаженных»; мастерская социально-творческой инклюзии «Сундук»; пространство для работы и пребывания психически больных людей в ПНИ № 16, организованное волонтёрами; «Особая керамика» на ВДНХ; проект «Наивно? Очень»; Центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир»; псковская благотворительная организация «Росток».

2. Распоряжение финансами

Из-за ограниченной дееспособности люди с ментальной инвалидностью, как правило, распоряжаются небольшими суммами денег и пользуются только самыми базовыми банковскими услугами и сервисами: снять деньги с карточки, оплатить мобильный телефон в банкомате, расплатиться карточкой за покупку в магазине. Не у всех есть представление о деньгах. По словам психиатра, трудоустроенные пациенты психоневрологического интерната забывают, что такое деньги или не знают, на что их потратить, забывают ПИН-коды, теряют карточки. В ходе короткого разговора пациент, живущий в ПНИ, рассказал, что потратил пенсию на подключение модема, чтобы играть в машинки, но к интернету так и не подключился. Ниже приведены выдержки из интервью с пациентами психоневрологического интерната с диагнозами «умственная отсталость» и «шизофрения».

Павел, пациент психоневрологического интерната

- А можете рассказать, что вы вообще делаете с карточками, кроме как снять деньги, положить деньги, есть ещё что-то?

- Нет, ничего больше…

- А мобильным банком пользуетесь?

- Нет, они и так знают, когда зарплату переводят. Когда в начале месяца нам квиточки выдают на зарплату, я уже знаю…

- Сберегательная книжка у вас есть?

- Есть, ну она ни к чему.

- Не пользуетесь?

- Нет.

- Ты сам открывал сберкнижку?

- Ну, я когда поступал [в интернат], у меня при себе была, паспорт, документы мои.

- А поступал когда?

- В 2005-м.

- То есть с того времени ты туда не обращался, в эту сберкнижку?

- Нет, а зачем? У меня пока нет нужд.

Дмитрий, пациент психоневрологического интерната

- Я пользуюсь через интернет. Тяжело переводить деньги на другой банк, например Банк Москвы, очень долго.

- И там с процентами?

- Нет. Я перевожу, и день даётся. Очень сложно. И связь прерывается. Большие суммы нельзя, только маленькие. Неудобно. А Банк Москвы - удобно. Я перевожу деньги на интернет, и это долго поступает, а Банк Москвы - быстро… Хотелось бы, чтобы Сбербанк сделал функции, оплачивать кино например, в Банке Москвы есть, а в Сбербанке нет.

- А скажите, что вы ещё оплачиваете? Кино, вы сказали.

- Кино, спортивные вещи, магазин онлайн «Ситилинк».

Владимир, пациент психоневрологического интерната

- Расскажите, пожалуйста, почему вы карточку не делали, почему пользуетесь сберегательной книжкой?

- Карточку мы не заводим только потому что… чтобы не забыть ПИН-код. Вот, собственно, и вся причина.

Игорь, пациент психоневрологического интерната

- Вы «Сбербанком онлайн» пользуетесь?

- Коммунальные. И то, коммунальные - я не знаю сейчас, как там сейчас с ними мать поступит. То ли их отключит, то ли не знаю. Потому что что-то плохо.

- Почему?

- То пришлют счёт больше, потом бегай, проверяй, потом пока добьёшься этого всего, они потом дадут бумажку, что мы у вас это удерживаем. Ну, то что у меня, там, 300 рублей за свет, они 150, там, вычитают…

- Вы обычно сами ходите в отделение или с мамой, с семьёй?

- В зависимости от ситуации. Когда как.

- И ходите в ближайший?

- А вы карточкой сбербанковской расплачиваетесь в магазинах?

- (Пауза.) Нет. У меня просто нет такой карточки. Ну, если б была карточка, которой можно было бы расплачиваться, - расплачивался бы. А так у меня нет такой карточки, если пойду работать, то у меня будет такая карточка, то буду расплачиваться.

3. Юридические проблемы

Люди с различными формами ментальной инвалидности часто становятся жертвами мошенников и недобросовестных опекунов. Человек, лишённый дееспособности, не может распоряжаться финансами и без помощи со стороны оказывается на улице или психоневрологическом интернате. В настоящее время проходит доработку законопроект об ограниченной дееспособности, который должен снизить риск злоупотреблений в отношении психических инвалидов.

Андрей Дружинин вот, известная же ситуация. Очень известный такой молодой человек, которого тётя… У него умерла мама. И его тётя (ему сейчас 35, что ли) выписала из квартиры. И, в итоге он остался без жилья собственного. И вот наша юридическая служба очень активно этим занималась. Собственно, из истории Андрея Дружинина родился проект ограниченной дееспособности, когда человек может принимать какие-то решения сам, какие-то - с помощью опекуна. И опекуном может быть не только человек, может быть несколько опекунов, которые распределяют обязанности.

Алёна Легостаева, Центр лечебной педагогики

Сейчас введены изменения в ГК, лицо может быть недееспособным вследствие психического расстройства. Это значит, что он может голосовать и так далее, но сделки может совершать только с согласия своего попечителя. За исключением того, что он свободен в расходовании собственных средств. Все сделки с согласия попечителя, но своими доходами он распоряжается сам. И это может быть ограничено судом, то есть здесь будет судебное решение. Или же суд может ограничить доходы, акции у него, там, были или ещё что-нибудь, а сам попечитель может разрешить снимать пенсию, а может и нет.

Павел Кантор, Елена Заблоцкис, юристы

4. Стереотипы

Стереотипы о людях с ментальной инвалидностью в основном сводятся к восприятию таких людей как опасных и непредсказуемых, либо наоборот - как «овощей», которые ничего не понимают и не чувствуют. Почти во всех интервью повторяется, что людям с психическими нарушениями отказывают в уважении, в праве быть обычным человеком.

Вот даже к совсем умственно отсталому человеку… глубоко умственно отсталому или глубоко аутичному, с тяжёлой формой аутизма, неправильно относиться как к маленькому, как к слабенькому какому-то такому, жалея… В основе должно быть уважение. И если в основе будет уважение, есть шанс - это не сто процентов, но есть шанс! - что мы можем создать для него условия полноценной жизни.

Игорь Шпицберг, МГАРДИ

Опять-таки при этих центрах соцобслуживания или в каких-то публичных местах должны быть популяризаторские лекции об отношении к другим людям. Потому что в народе никакой толерантности нет к этим пациентам. И все эти разговоры об инклюзивном образовании и программах - это филькина грамота. Люди просто не забирают альбомы выпускные, потому что там, в этих альбомах, на фотографии сидит такой вот олигофрен. Люди просто не берут себе эти альбомы - «Мы не хотим себе такое на память». Вот тебе и толерантность общества.

Наталья Жигарева, психиатр

В официальных учреждениях опекуны инвалидов постоянно сталкиваются с подозрением: «сейчас они будут что-то просить, выбивать себе какие-то преференции». О пренебрежительном отношении в интервью упоминается неоднократно.

Вот не далее мы с Юлией Игоревной были в Сбербанке, мы хотели открыть там счёт МГАРДИ, нас встретил начальник юридического отдела на Ленинском, 105, и вы знаете, прозвучала фраза… Мы не расслышали какой-то вопрос, он сказал: а, с чем? МГАРДИ? А, вы с инвалидами работаете, им можно не отвечать на вопросы. После этого мы из Сбербанка ушли. Вот настолько хамское отношение персонала…

Ева Стюарт, МГАРДИ

Почему я оформила доверенность на 10 лет? Ровно потому, что я не хочу трепать нервы себе и своему ребёнку - уже взрослой девушке, дееспособной, заметьте. Но мне вот эта демонстрация прилюдная… Это унижает человеческое достоинство! И ребёнка, и моё. И вот этого дискомфорта люди пытаются избежать. Именно поэтому к ним и не приходят.

Юлия Камал, МГАРДИ

Стереотипы легко находят почву для распространения, поскольку люди с ментальной инвалидностью исключены из обычной жизни, они редко учатся и работают вместе с обычными людьми. Популярной информации о людях с психическими особенностями мало, хотя в последние 10 лет в России её стало существенно больше благодаря деятельности родительских и благотворительных организаций.

Для того чтобы дети в школе начали нормально относиться к детям с инвалидностью, важно, во-первых, чтобы эти дети там были. Поэтому если мы делаем доступными только 15% отделений, то с чего бы эта толерантность была? Это первое. Второе: там должны быть специальные приспособления. Вот идёт обычный человек - раз! Подиум. Что это, зачем? Раз! Точечки. А ведь можно снять короткий ролик, крутить его во всех Сбербанках, что есть такая возможность, что Сбербанк установил такие вот кнопки, допустим, обучил сотрудников, что вы столкнётесь с доброжелательным, корректным приёмом. И этот ролик ведь можно не только у себя в Сбербанке пустить, это же можно ещё и по каналам крутить. Тогда люди об этом узнают. Мы же как их информировать можем? У нас в организации свой контингент, 2000 членов, но это только 2000, а в Москве миллион 200 тысяч инвалидов.

Игорь Шпицберг, Ева Стюарт, МГАРДИ

Инвалидность представляет собой расстройство какой-либо физиологической или умственной функции, при которой человек не в состоянии выполнять роль, считающуюся нормой для общества. Ментальная инвалидность – это нарушение психики, так что она влечет снижение интеллекта с рождения или в результате заболевания. В мире остро стоит вопрос о социализации людей с отклонениями, также необходимо вырабатывать подходящие программы для помощи.

Ментальные инвалиды – кто это?

Люди с умственными или психическими нарушениями относятся к специальной группе инвалидности. Такая форма дефектов не всегда коррелирует с определением инвалидности, которое дано в ФЗ «Об основах социальной защиты населения в Российской Федерации». В 9 ст. данного законодательного акта инвалидом является лицо с расстройствами функций организма, появившихся в результате патологий или травм. Ментальные дефекты могут быть заметны еще с детского возраста, так как многие из них обусловлены изменениями на генетическом уровне.

Инвалид с ментальными нарушениями – это человек, страдающий заболеваниями, которые снижают когнитивные способности:

  • аутизм, шизофрения, эпилепсия с частыми припадками;
  • клиническая депрессия, дефекты речи;
  • патологии ЦНС, прогрессивный паралич с выраженным слабоумием;
  • приобретенное слабоумие, ухудшение познавательной способности и практических навыков;
  • болезнь Коэна, синдром Дауна, ДЦП и другие генетические заболевания;
  • олигофрения, имбецильность.


По сравнению с физическими нарушениями, ментальные отклонения являются более сложным явлением по нескольким причинам. При инвалидности нет возможности заявить о своей проблеме, так как во многих случаях болезнь затрагивает когнитивные способности. В силу этой причины позицию приходится отстаивать близким людям – родителям или законным представителям.

Также вылечить психическую или умственную отсталость практически нереально. Несмотря на существование специальных курсов и программ развития, людям с инвалидностью сложно адаптироваться в обществе. Более того, многие окружающие люди не готовы принимать их в свой круг.

«Примеров успешной социализации инвалидов не так мало: Хелен Келлер, Ник Вуйчич, Стиви Уандер. Во многом жизнь человека зависит от него самого: если приложить силы, то можно добиться даже мирового признания вне зависимости от физических или ментальных нарушений»

Особенности социализации ментальных инвалидов

Процесс адаптации людей с психическими и умственными недостатками зависит от некоторых нюансов.

  1. Изначальное положение в обществе: наличие семьи, пол, возраст, экономическое обеспечение.
  2. Образование и квалификация инвалида.
  3. Также важную роль играет поддержка со стороны органов власти, поскольку без внимания соответствующих инстанций что-то изменить очень сложно.
  4. Уровень урбанизации населенного пункта, в котором проживает индивид.

Многие люди с ментальными нарушениями изолируются от общества и не всегда по своей воле. Чтобы повысить шансы на социализацию, инвалидам приходится постоянно развиваться: заучивать, запоминать простые действия, учиться разрешать рутинные ситуации.

«По данным Департамента труда и социальной защиты города Москвы за 2015-2016 г. в службу занятости обратилось лишь 6% от общего числа людей с инвалидностью. Это может означать неадаптированные условия труда, неуверенность или страх перед обществом»

Заключение

Инвалидность, само по себе, сложное явление, которое требует рассмотрения и на общественном и законодательном уровне.

По мере всемирной огласки данной проблемы появилось множество курсов и тренингов, которые посещают люди с ментальной инвалидностью. Человек с отклонениями в развитии не перестает быть частью общества, и ему следует принимать в его жизни активное участие. Нельзя отрицать, что для достижения этой цели нужно проделать много работы.

Для того чтобы ответить на вопрос: чем же являются и, по каким признакам определяются метальные нарушения или расстройства, следует, прежде всего, разобраться с самим понятием, заключенным в слове – ментальный. Что мы и сделаем в нашей статье.

Ментальность, ментальное расстройство: что, откуда и куда

В начале этого века, с легкой руки Европейского суда, определение «душевнобольной» было признано безосновательным и запрещенным в официальном обращении. Но любая природа, даже слов, не терпит пустоты, и в обиходе психиатрии и психологии закрепилась новая популярная терминология – «ментальные нарушения», «ментальная инвалидность». Ничего не проясняя, принятые к общему пользованию фразеологизмы, внесли еще большую путаницу в суть проблемы. В общую кучу свалили неврозы, психозы и маниакальные синдромы. Крутой замес густо сдобрили классифицирующими признаками, на языке понятном только посвященным. Душа и боль отошли в сторону и остались один на один друг с другом.

Психиатрия, психология, различные философские школы и религии дают ментальным нарушениям, такую неоднозначную трактовку, что желание привести все мнения к общему знаменателю, грозит обернуться расстройством ума, психики и физического здоровья. Но попытаться стоит.

Если обобщить хотя бы часть полученных сведений, отфильтровав специфическую терминологию, и выйти за пределы ортодоксального понимания, каждой конкретной группой (объединением), то можно представить некую модель ментальности личности.

Индивидуальность - это не болезнь и не преступление

Человек, адаптированный в определенном социуме, принимает условия существования, нормы поведения и способ мышления, провозглашенные в этом обществе. Любые нарушения будут расцениваться, в лучшем случае, как неадекватность , в худшем, как преступление. Иногда, при нарушении ментальных рамок сообщества, обе оценки совокупляются.

Христос возлежал за трапезой вместе с мытарями, не осудил блудницу, не отрицал своей Божественной сущности (на провокационный вопрос: действительно ли Он Сын Божий, Иисус ответил: "Ты – говоришь"), позволял называть Себя царем Иудейским. Как следствие - обвинение в связи с дьяволом, богохульстве, самозванстве, и крики толпы: «Распни его!».

Диссиденты в стране Советов направлялись на бессрочное лечение в психиатрические больницы. А что? Только человек с ментальным расстройством мог быть недоволен условиями и образом жизни, в государстве, идущем в коммунистическое будущее.

Отсюда вывод – личностное ментальное восприятие окружающей действительности , отличное от навязанных или данных шаблонов, не является следствием помутнения рассудка. И, если, человек не такой как многие вокруг, то это значит, что он – иной, и не более того. «Иным», человечество обязано духовным и техническим прогрессом.

Общество любит раздавать ярлыки всем, кто отличается от среднестатистического стандартного «гомосапиенса», зачастую не понимая причин аномалий. Страшно и больно, когда это касается детей. Аутизм! Диагноз врача звучит как приговор, обрекающий родителей и ребенка. Потом следуют туманные объяснения насчет возможных причин ментальных нарушений, которые ничего не объясняют и не указывают возможного выхода.

Что же такое аутизм - расстройство и отсталость ума или признак «инаковости»? Исследования показали, что дети с таким диагнозом, часто обладают недюжинными способностями и даже талантами. Только это им неинтересно, как неинтересно общение с людьми. Они воспринимают окружающий мир, через какую-то свою особую внутреннюю призму. И, возможно, преломление в этой призме любого сценария, настолько ясно раскрывает перед ними и настоящее и будущее, что вопросов и стремлений просто не может возникнуть. Как тут не вспомнить, что во многой мудрости, много печали.

Может быть, эти дети пришли в наш мир для того, чтобы решить неразрешенную задачу о смысле бытия. И все, что нужно для этого, есть в них самих. И, может быть, окружающим не следует терзать их, пытаясь привести в «нормальное» состояние, а просто создать им нормальные для них условия .

Если вешать клеймо аутизма на всех, кто предпочитает одиночество, то в эту категорию попадают все интроверты, которых не так уж и мало. Самодостаточность, чаще показатель собранности, чем расстройства. Интроверт более жизнеспособен. Он может проводить время на людях, пусть и испытывая легкий дискомфорт. Экстраверта, одиночество убьет.

Современный социум одна из причин психических расстройств

Жизнь и события современного общества зажимают людей в клещи стрессов и переживаний. Ежедневные проблемы усугубляются информационной волной, которая окатывает аудиторию, вырываясь с экранов телевизоров. Многочисленные каналы соревнуются в подаче сенсационного душераздирающего материала. Градус нагнетается истеричными дебатами и неоднозначными шоу программами. Многое из всего этого не поддается никакому смысловому и логическому анализу, что, естественно, приводит к нарушению ментального восприятия, сопровождаемого неврозами или состоянием тихой паники .

Человек начинает постоянно испытывать неопределенное беспокойство. Реакция на обыденные ситуации меняется, зачастую становится неадекватной. Учащаются нервные срывы, сопровождающиеся беспричинными всплесками агрессии и последующим депрессивным состоянием. Человек корит себя, испытывает муки совести, но не в состоянии справиться с этой проблемой. И, если, ему вовремя не помочь, психическое расстройство будет стремительно прогрессировать, приобретая форму всевозможных фобий и психопатий.

Современная медицина располагает большим арсеналом препаратов, снижающих остроту восприятия и ответной реакции. Их главный недостаток – кратковременный эффект. Внимание, поддержка и ненавязчивая забота близких – это, то, что поможет человеку обрести уверенность в себе и дне завтрашнем.

Постулаты веры один из факторов профилактики психических расстройств

Наиболее устойчивыми к стрессу были и остаются люди верующие .

  1. Во всем происходящем они усматривают волю Божию.
  2. Они принимают все с благодарностью. И проблемы для них, не более чем испытание.
  3. Принимая сложные решения, верующие пропускают ситуацию через сердце, где обретается «сокровенный сердца человек», и никогда не поступятся душевным покоем ради сиюминутных благ.

Верующие люди (к ним возможно отнести и последователей некоторых оккультных, эзотерических и философских течений) устремлены вперед . Настоящая жизнь, для них, не более, чем точка на прямой, имеющая этапное значение, но не имеющая физически значащих характеристик. Тем, кто ослабевает, поможет пасторская поддержка – исповедь и наставление.

Христианство, как религия и как философия предлагает и дает человеку то, в чем он больше всего нуждается – прощенье. Призыв простить до «семижды семидесяти раз» упраздняет возмущение и гнев одной стороны и дарует надежду другой, то есть одновременно корректирует ментальное восприятие и предотвращает его расстройство.

Трансформация личности

Постоянное осознание человеком своей виноватости, неотвратимо приведет к ментальному нарушению . Непрощенная вина способна выжечь душу и превратить человека в существо с «сожженной совестью». Это уже не просто ментальное расстройство, но нарушение самой человеческой сущности. Отсутствие совести порождает чувство вседозволенности. Более того, агрессивной вседозволенности. Из потенциального центра спасения, «спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», человек превращается в эпицентр опасности для окружающих.

  1. Внешне он остается прежним.
  2. Открытое поведение в обществе вполне корректным.
  3. Физический ум не теряет остроты и даже становится более изобретательным.
  4. Определенные склонности могут трансформироваться в маниакальные влечения.

Такое существо, в человеческом обличье, всегда представляет опасность для окружающих. В этом случае ментальное нарушение выражается в снятии всех внутренних ограничений. Его душа не болит. Ум демонстрирует коммуникативную активность. Единственным сдерживающим фактором остается страх перед законом и последующим наказанием.

Явно, что этот человек не душевнобольной (души у него нет или она в очень ущербном состоянии) и не сумасшедший. Мало того, большинство маньяков подводят «логическое» обоснование под свои поступки. Налицо нарушение, и даже полное расстройство, ментального восприятия.

Взятая здесь за отправную точку причина, одна из многих, но результат всегда один.

Современный научный взгляд на проблему психического расстройства личности и другое

Психиатрия в поиске причин, средств и методов устранения всевозможных ментальных нарушений блуждает впотьмах. И это не от недостатка знаний или практики. Но, как часть современной медицины, психиатрия обязана опираться на научно обоснованные факты. Например, в некоторых случаях, сравнительный анализ снимков головного мозга человека с ментальным расстройством и здорового индивидуума, показывают наличие изменений в первом случае. Но всегда остается вопрос, что предшествовало: физические метаморфозы или ментальные нарушения.

В эзотерике и оккультизме причинно-следственный порядок, в анализе ментальных нарушений, выстраивается гораздо проще и основательнее. Наличие у человека тонких тел, и тесное сосуществование нашего материального мира с невидимыми сущностями, в большинстве своем агрессивными и враждебными человеку, это основы, которые помогут определить, найти и устранить причину нарушений ментального восприятия.

Христос исцелял расслабленных и изгонял бесов из одержимых, но Он же и предупреждал о том, что жилище нужно содержать в чистоте, иначе один, изгнанный, приведет семерых, еще более жестоких и злых . А значит следует искать позитив во всех жизненных явлениях; исполнятся добром и светом, не оставляя в душе места для чрезмерной суеты и панических переживаний.

Среди множества советов, как избежать астральных атак, есть один, на первый взгляд, очень простой, но практически трудновыполнимый: не желать зла никому!

В некоторых правовых государствах, и, в частности, в России, термин «ментальная инвалидность» не используется, и люди, имеющие неполноценность и потребность в социальной помощи не подразделяются на какие-либо категории или группы.

При этом разница достаточно ощутима, так как под данным понятием подразумеваются граждане с интеллектуальными и психическими расстройствами, что в значительной мере влияет на их интеграцию в обществе. Люди, имеющие подобные нарушения, во много раз хуже приспособлены к жизни в социуме, не всегда в состоянии выполнять даже простую деятельность, что не дает им обеспечивать себя или даже элементарно обслуживать.

С другой стороны, многие предприятия не заинтересованы трудоустраивать инвалидов, поэтому такие граждане стараются по возможности скрыть факт наличия заболеваний. Это ведет к снижению их доходов и ощущению незащищенности. В настоящее время очень часто поднимается вопрос об изменении подхода к социальной адаптации людей с ментальной инвалидностью различных возрастов, но пока желаемый результат находится только в стадиях разработок.

Многие сотрудники и руководители специализированных интернатов и других профильных заведений пытаются донести информацию о необходимости улучшения условий содержания и трудоустройства для взрослых, и возможности развития для детей.

Общая характеристика

  • эпилепсия, шизофрения, аутизм;
  • умственная отсталость, деменция;
  • дефекты речи, клиническая депрессия;
  • органические нарушения центральной нервной системы;
  • генетические заболевания и прочие патологии.

Такие болезни достаточно часто сопровождаются нарушениями функционирования опорно-двигательного аппарата, а также потерей зрения или слуха, что еще в несколько раз снижает качество жизни человека. Но социальная стигматизация (психологическая дискриминация) и проблемы с трудоустройством вынуждают этих людей отказываться от оформления инвалидности по вышеперечисленным заболеваниям, пока это возможно.

Создать обобщенный портрет человека, относящегося к группе «ментальная инвалидность», достаточно сложно – это люди различных возрастов и заболеваний, проживающих в семьях с разным материальным уровнем. При этом практически все они имеют коммуникативные, поведенческие, интеллектуальные и эмоциональные отклонения, чем и отличаются от обычных людей.

Социальная интеграция

Кроме медицинской помощи, основной потребностью граждан с ментальной инвалидностью является нормальное существование, то есть реализация права на реабилитацию, образование, отдых и занятость. Несколько реже они нуждаются в официальном трудоустройстве.

Иногда для обеспечения «нормальной жизни» таким людям требуется сопровождение либо услуги, в полной мере заменяющие стационар. Это может быть трудоустройство (при определенном участии опекуна либо социального работника), совместное проживание, медицинская, психологическая и бытовая круглосуточная помощь.

Важно! При оказании социальной поддержки следует учитывать особенности людей с ментальной инвалидностью – они очень разные, и нуждаются в специфических способах взаимодействия. Главное – не забывать, что они такие же люди, и имеют схожие со всеми остальными потребности.

Удручающим фактом является то, что пациент с нарушениями психики в большинстве случаев оторван от общества, и, как говорится, заперт в квартире либо психиатрическом заведении. Реабилитационные услуги для этой категории людей долгое время предоставляли только специализированные психоневрологические больницы и диспансеры.

Различия между социальной и медицинской формой инвалидности

Многие опекуны и родственники таким заведениям не доверяли – опасались, что подопечного «накачают нейролептиками» или лишат дееспособности. При этом в качестве услуг, предлагаемых социальными центрами, также большинство респондентов сомневаются. По рассказам специалистов московского центра лечебной педагогики, очень часто обращаются взрослые, которые когда-то проходили реабилитацию.

Теперь они в основном сидят дома, так как их близкие не знают, куда можно устроить выросшего инвалида, и что с ним делать дальше. За то время, что пациенты центра проводят дома, не развиваясь и не закрепляя полученных навыков, они утрачивают даже те, что удалось привить на каком-то этапе. Отдельная категория – это пожилые люди с деменцией.

С ними, как правило, не проводят реабилитацию, а распределяют по лечебным учреждениям. Большинство пациентов с дементным синдромом находятся в психоневрологических диспансерах или интернатах, остальные проживают в семьях либо одни. При этом старики, живущие в городах, кроме помощи социального работника, больше ни на что рассчитывать не могут.

Самая актуальная проблема семей с пожилыми инвалидами – отсутствие информации о любой помощи и социальной защите, которую может предоставить государство. Специалистов, занимающихся стариками (геронтологов), в России и других странах СНГ мало, так же, как и реабилитационных центров. В диспансерах и интернатах резко ощущается нехватка персонала и оборудования.

Зачастую на медсестру в таких заведениях ложится забота о целой палате, что при учете особенностей пациентов является слишком большой нагрузкой. Кроме этого, эксперты отмечают еще одну не менее важную проблему, которая заключается в отсутствии налаженных межведомственных связей между социальными службами и медицинскими учреждениями.

Внимание! В России недавно был принят новый закон о социальном обеспечении, согласно которому инвалиды имеют право на дополнительную помощь. Но характер получения ее заявительный, то есть человек должен подать заявление, и при этом еще ему необходимо знать, что просить.

По статистике деятельности социальных центров можно сделать вывод, что большинство людей-инвалидов и их близкие попросту не имеют представления о наличии подобных заведений. Поэтому многие из последних пустуют, а ведь немало больных очень нуждаются в любой помощи.

Трудоустройство и сопровождаемая занятость

Создание комфортных условий инвалиду и обеспечение его скорейшей адаптации на новом рабочем месте даст возможность человеку выйти на новый уровень социальной жизни. Кроме этого, у него появится шанс улучшить свое материальное положение, и в какой-то мере освободить от постоянной вынужденной занятости опекуна, ведь многие из них находятся практически непрерывно возле подопечных.

К примеру, когда московский центр лечебной педагогики разработал и запустил программу «Рабочий полдень» для детей-инвалидов, стало ясно, что подобное обеспечение отлично подойдет и взрослым. Суть программы заключается в разгрузке родителей и опекунов, на несколько часов или дней, пока дети будут находиться на попечении сотрудников центра.

Для многих родителей это чуть ли не единственная возможность впервые оставить своего ребенка в другом коллективе, а ему испытать новые ощущения. Не все дети из-за болезни в состоянии проходить обучение даже в специализированном интернате или колледже, а упрощенные групповые или индивидуальные занятия помогут им обучиться новым навыкам и улучшить свою жизнь, а также облегчить нагрузку семьи.

Действие таких программ подразумевает не только оказание помощи самому инвалиду, но и близким людям, осуществляющим уход за ним. Ведь такая семья тоже инвалидизируется – оказывается в ущемленном состоянии, так как родственники не могут элементарно поехать в отпуск или куда-то пойти. Соответственно государство должно продумать и предоставить сервисы таким слоям населения.

Трудности с распоряжением финансами

Ментальные инвалиды ввиду ограниченной дееспособности, кроме того, что, как правило, владеют небольшими суммами денег, но при этом еще испытывают определенные сложности с использованием личных средств. Им непросто снять деньги через банкомат, пополнить счет мобильного телефона, произвести покупку в магазине с помощью карточки и т. д.

Не у всех таких людей есть представление о деньгах. Психиатры нередко рассказывают, что работающие пациенты психоневрологического интерната попросту забывают, что такое деньги, или не имеют представления, на что их потратить, не запоминают ПИН-коды или теряют карты.

К примеру, из разговора с одним пациентом, проживающем в ПНИ, врачу удалось выяснить, что он потратил всю пенсию на установку модема, чтобы играть в машинки, но так и не смог подключиться к интернету. Этот, и многие другие случаи в очередной раз подтверждают необходимость оказания круглосуточной помощи таким пациентам.

Юридическая незащищенность

Граждане, страдающие разными формами ментальной инвалидности, в большинстве случаев становятся жертвами недобросовестных опекунов или мошенников. Недееспособный человек не в состоянии распоряжаться личными средствами, и без оказания юридической помощи может быстро оказаться в психоневрологическом диспансере или вообще на улице.

Сейчас проводится доработка законопроекта о предоставлении правовой защиты лицам с ограниченной дееспособностью, изменения в котором направлены на снижение риска злоупотреблений по отношению к ментальным инвалидам. Один из аспектов закона заключается в назначении нескольких опекунов, которые будут обеспечивать уход за пациентом, а также контролировать действия друг друга и распределять обязанности.

В ГК внесены изменения, гласящие, что вследствие психического расстройства лицо может быть признано недееспособным. Это означает, что человек имеет право голосовать и совершать прочие действия, но производить финансовые и юридические сделки может осуществлять лишь при согласии опекуна.

Исключение составляют собственные средства – в их расходовании подопечный полностью свободен. Это действие также может ограничиваться судом, то есть при необходимости придется обращаться в суд, и опираться на его решение. Суд также может ограничить поступающие доходы, к примеру, акции, дивиденды, тогда как сам опекун вправе разрешить или запретить снимать социальные выплаты либо пенсию.


Для решения финансовых вопросов опекунам ментальных инвалидов часто приходится обращаться в суд

Стереотипы общества

Большинство здоровых психических субъектов современного общества насторожено относятся к ментальным инвалидам. Зачастую их воспринимают как непредсказуемых и опасных или, наоборот, как «овощей» без чувств, разума и эмоций. Практически во всех интервью звучат фразы об отказе таким людям в уважении, то есть в элементарном праве – быть просто человеком. А ведь уважения обычно достаточно, чтобы обеспечить такому гражданину хотя бы минимум условий полноценной жизни.

Почти все психиатры и люди, работающие с ментальными инвалидами, сетуют, что толерантности к таким пациентам в народе нет. Для того чтобы привить хоть какое-то сострадание рекомендуют проводить лекции в публичных местах, рассказывать об уважении к окружающим людям. И оптимально если бы такая информация поступала еще в школе, позволяя впитывать с детства полезные качества, так необходимые в обществе.

И также сами опекуны рассказывают, что при посещении официальных учреждений, регулярно сталкиваются с подозрениями что, они в очередной раз пришли «выпрашивать» или требовать себе очередные преференции. Пренебрежительное отношение – чуть ли не одна из самых распространенных проблем как для опекунов, так и для больных.

Подобные стереотипы очень быстро разносятся в современном обществе, поскольку ментальные инвалиды практически исключены из нормальной жизни – не посещают учебные заведения и не работают с обычными гражданами. Общедоступной информации о них слишком мало, хотя и за последнее десятилетие в России ее количество увеличилось благодаря созданию и функционированию благотворительных и родительских организаций.

Один из социально уязвимых слоев нашего общества – люди с ментальными нарушениями. Жизнь в современном мире является для них довольно непростой. Тем не менее, если предоставить таким людям возможность получить необходимые навыки для самостоятельной жизни, они более чем способны овладеть ими, чтобы в дальнейшем вести вполне обычную жизнь. Специализированный комплекс «Жануя» является столь необходимым островком надежды, где с самого детства готовят к будущему детей с ментальными проблемами, окружая их заботой. На сегодняшний день СК «Жануя» является единственным учреждением в РК, где работают одновременно коррекционная школа-интернат, детский дом для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и детский сад. Мы решили узнать побольше об этом необычном учреждении.

СК «Жануя»

В 1994 году комплекс назывался «детский дом №3», а с 2006 года он был переименован в СК «Жануя». Сейчас в школе обучается 420 детей, из них 83 ребенка – сироты, оставшиеся без попечения родителей, они круглогодично находятся в стенах комплекса. Есть приходящие дети, родители оставляют их в школе с понедельника по субботу, а на выходных забирают домой. Есть и дети, которых приводят на занятия, а вечером забирают, как в обычных школах, но в основном это касается только младших классов. Малышей в детском саду на сегодняшний день мало, вместе с ними проживают дети, которые обучаются в нулевом классе. Основной деятельностью персонала является обучение и воспитание детей с ментальными проблемами. Все дети, обучающиеся в школе, имеют органические поражения центральной нервной системы, у них такие диагнозы, как «умственная отсталость средней, тяжелой формы», «ЗПР – задержка психического развития», «синдром Дауна», «эпилепсия». Детей, которые могли бы обучаться в обычной школе, здесь нет.

В школе повсюду висят стенды с информацией о достижениях учеников – дипломы, грамоты, награды, фотографии маленьких певцов, хореографического кружка и спортивных команд, которые регулярно участвуют в конкурсах и соревнованиях. Дети на фотографиях выглядят самыми обычными – сияют радостными и гордыми улыбками победителей, и если не знать об их особенностях, то ни за что не догадаешься, что они чем-то отличаются от других детей. Когда мы приехали, все как раз отправлялись на завтрак. В школе стоял характерный гул, знакомый каждому, кто ходил в школу.

Директор комплекса Ляззат Аскергалиевна КУЛСАРИНА гостеприимно встретила нас в своем кабинете, а затем провела экскурсию, попутно рассказывая о буднях детского дома:

– Питание у нас пятиразовое. После завтрака дети отправляются на занятия. У каждого воспитателя есть свой класс. Когда занятия заканчиваются, они забирают детей и отводят их в спальный корпус, где дети отдыхают. После обеда у младших классов сонный час. Далее у всех детей начинается самоподготовка, дети посещают кружки и секции по интересам. Потом по расписанию прогулка на свежем воздухе. А после ужина свободное время, которым каждый распоряжается по своему усмотрению. В 9 часов у детей отбой.

– Могут ли попасть к вам на обучение дети из других городов?

– Наша школа только для детей с алматинской пропиской. Прежде чем поступить к нам, дети проходят ГМПК (городскую медико-педагогическую комиссию). Она обследует ребенка, делает заключение, на основании этого документа берется направление, и только потом дети приходят к нам в школу. Мы не можем принять ни одного ребенка без заключения ГМПК и направления. Дети из областей к нам тоже не принимаются. В других городах и областях существуют свои коррекционные школы, куда принимают детей по месту жительства.

– Расскажите, пожалуйста, чем отличается ваша учебная программа от обычной? Как проходят уроки, все ли справляются?

– В каждом классе у нас около 12-18 человек. В связи с диагнозом наших детей основной упор мы делаем на трудовое обучение, чтобы в последующем они могли прокормить себя. У нас есть много разных мастерских, где детей обучают по таким специальностям, как обувное, столярное дело, национально-прикладное искусство, швейное дело, садоводство, и другим. Работы наших детей выставлялись на республиканских, городских выставках, в центральном музее г. Алматы, где лучшие 3 работы были отобраны на выставку ЭКСПО-2017.

Дети с более тяжелыми нарушениями занимаются простейшей работой – к примеру, учатся зашивать одежду, пришивать пуговицы. Ученики уже сейчас могут сами пойти в мастерскую и починить свою обувь или попросить кого-нибудь из других ребят это сделать. Все специальности, которым у нас обучают, всегда могут пригодиться в жизни, это востребованные практические навыки. Классы делятся по уровням, есть классы ЗПР, вспомогательные и умеренные классы, это зависит от диагноза и тяжести нарушений. Дети с ЗПР обучаются по более сложной программе. У остальных программа облегченная, специально составленная для них.

– Какое специальное образование требуется учителям? Кто еще работает в комплексе?

– С нашими детьми работают педагоги разных специальностей: учителя-предметники, дефектологи, логопеды. Коллектив большой, на сегодняшний день он состоит из 167 человек, из которых 67 человек – только воспитатели, которые работают с детьми во внеучебное время, занимаются с ними самоподготовкой, ведут их в столовую, на кружки и прогулки. Во время каникул приходящие дети находятся дома. А дети из детского дома выезжают в летнюю зону отдыха, у нас есть свой лагерь «Жануя» на Капчагае, там дети вместе с преподавателями и воспитателями проводят все лето.

– Проводится ли какое-то лечение?

– Мы не лечим детей, ведь у нас школа, а не медицинский центр. Тем не менее, конечно же, медицинский блок у нас есть, там работают врач-педиатр и 4 медсестры. В течение года наши дети дважды проходят профосмотр, делается рентген, их осматривают узкие специалисты – хирурги, терапевты, невропатологи, психиатры, психологи и другие врачи, они сами посещают наш детский дом.

– Как уживаются между собой дети из интерната и приходящие дети?

– Они ведь живут вместе почти все время, учатся, спят, едят, проводят свободное время – все вместе, как одна семья. Не было такого, чтобы конфликты закономерно возникали именно между приходящими детьми и детдомовскими. Надо учитывать тот факт, что ребенок есть ребенок. Бывает, конечно, что они ссорятся, как и любые другие дети, могут не поделить ручку или поругаться из-за чего-то из этой же серии. Но рядом с ними всегда присутствуют классные руководители, педагоги, воспитатели, которые могут урегулировать возникший конфликт. Но в основном дети живут дружно, поддерживают друг друга.

– Как обстоят дела с общественной жизнью и оснащением?

– Оснащение и материальная база у школы хорошие. В принципе, на сегодняшний день с этим у нас проблем нет. Сейчас 6 наших классов оснащены интерактивными досками, а все мастерские – необходимыми материалами. В кабинетах есть компьютеры, в прошлом году только в кабинет информатики мы получили 16 новых компьютеров. У нас большой актовый зал, в школе регулярно проводится множество мероприятий по всем знаменательным датам. Единственная актуальная проблема сейчас – это неполадки с аппаратурой.

Вскоре мы планируем провести день опекуна, хотим пригласить всех опекунов, которые взяли наших детей под опеку. В данный момент на опекунстве находится 9 детей, на патронатном воспитании – 12, а по гостевому договору – 6. Несмотря на свои диагнозы, наши дети талантливы, они постоянно участвуют в различных конкурсах и соревнованиях. Относительно недавно одна наша девочка, Назира, получила призовое место в номинации «Золотой голос» в республиканском конкурсе «Таншолпан». Дети регулярно участвуют в конкурсе «Мейірім», который проводит ОФ М. Оспанова.

На базе нашей школы проводятся республиканские семинары для дефектологов, учителей-трудовиков.

Наши учителя дают открытые уроки, делятся своим опытом, обмениваются знаниями. Со всей республики приезжает по 50-60 человек, все они посещают мастер-классы, смотрят мастерские, наблюдают, как и чем живут наши дети, знакомятся с ними. Учителя рассказывают об основных методах своей работы, о том, каких успехов они достигают, как усваивают программу дети, с какими сложностями они сталкиваются. Происходит масштабный обмен опытом, это очень важно для дальнейшего прогресса.

Основная работа состоит еще и в том, что детей нужно подготовить, рассказать все в доступной им форме. В этом году тоже запланирован республиканский семинар для учителей. Третий год подряд в нашей школе проводится республиканский конкурс «Жулдызай», который проводит корпоративный фонд «BI-Жулдызай». В ноябре у нас будут проводиться мастер-классы. Их будут проводить звезды казахстанской эстрады, хореографы: артист ГТОБ «Астана Опера» Досжан Табылды, руководитель балетной студии «AST CITY Ballet» Адыл Эркенбаев, режиссер-постановщик фестиваля «Жулдызай» Галия Байбосынова, а также солистка Национального военно-патриотического центра Вооруженных сил РК, преподаватель Казахского национального университета искусств, магистр по специальности «Эстрадный вокал» Мадина Аскарова и переводчики жестового языка Хасан Исраилов и Самал Нурымова.

– Какие дальнейшие перспективы у учеников, что их ждет?

– Все дети в дальнейшем могут работать, для этого мы их и обучаем. Большая часть наших детей не имеет возможности поступить в высшие учебные заведения Алматы. После окончания 9 класса наши воспитанники в своем большинстве поступают в два колледжа нашего города – №7 и №8. В последующем они смогут устроиться работать обувщиками, швеями, столярами, малярами, сварщиками, флористами и другими специалистами. В школе они получают эти весьма практичные навыки, которые им по силам и которые востребованы всегда.

До подачи документов в колледжи проводится предварительная работа, мы с ребятами посещаем дни открытых дверей, неоднократно выезжаем в разные организации, где дети могут ознакомиться с теми или иными профессиями, чтобы иметь обо всем наглядное представление. Дети у нас воспитываются только до 18 лет. Сейчас у нас есть сводная группа, где проживают учащиеся колледжей, утром они уходят на занятия, после обеда возвращаются. Есть старшекурсники, которые в данный момент проходят практику на предприятиях и в организациях по своей специальности. По достижении детьми совершеннолетия мы устраиваем сирот, оставшихся без попечения родителей, в Дом юношества, где их обеспечивают комнатами. Если среди выпускников есть дети, у которых имеется закрепленное жилье, они идут домой. Далее у них начинается самостоятельная жизнь, к которой мы за школьные годы по мере возможностей стараемся их подготовить.

– Помимо аппаратуры, какие в комплексе на сегодняшний день существуют проблемы?

– Конечно, мы не можем сказать, что у нас нет никаких проблем, это было бы неправдой. Но с другой стороны, проблемы есть всегда и у всех. Хотелось бы улучшить условия для наших особенных детей. По мере возможностей мы привлекаем спонсоров, это основная помощь, которую нам оказывают со стороны. Государство тоже помогает средствами, к примеру, в этом году мы провели освещение территории, поставили прожекторы, установили камеры на территории детского дома. Сейчас нашей основной проблемой является необходимость асфальтирования двора, там сейчас в некоторых местах есть ямы, дети могут споткнуться, ведь у некоторых есть нарушения в координации движений. Мы стараемся решить эту проблему своими силами. В целом же можно сказать, что у нас все хорошо, дети и родители довольны.

– Кто оказывает поддержку комплексу?

– Все мероприятия, которые у нас проводятся, проходят с участием звезд нашей казахстанской эстрады. Недавно нас взяли под свое шефство группа «Жігіттер», наши частые гости Ескендир Хасангалиев, Медеу Арынбаев, А. Абищев, Мадина Садуакасова, Кайрат Нуртас, Жолбарыс Сейфуллин, недавно приходила скрипачка Жамиля Серкебаева, многие другие звезды регулярно заглядывают к нам, и дети встречают их с удовольствием. Они выступают перед детьми и по мере возможностей вносят свою лепту в улучшение жизни нашего детского дома. Они всегда находятся с нами на связи, мы им всегда рады и очень благодарны за все.

Также мы работаем со многими общественными фондами. Особенно хочу отметить фонды «Rich», «Жақия», «Дара», «Аяла». Фонд «Жақия» регулярно занимается лечением детей, недавно он помог установить детям брекеты. «Rich» оказывает очень большую помощь в укреплении нашей материальной базы.

К нам часто приходят их волонтеры, они приводят сюда гинекологов, которые проводят с нашими девочками деликатные беседы, рассказывают о женской личной гигиене и половом воспитании.

После проведенной директором комплекса экскурсии мы познакомились с психологом СК «Жануя» Дмитрием ЗВЯГИНЦЕВЫМ . Он показал нам свои владения и рассказал немного о своей работе. Все встреченные нами дети радостно приветствовали Дмитрия, некоторые громко и звонко, а некоторые весьма своеобразно, но было видно, что они очень даже хорошо понимают друг друга.

– Расскажите, пожалуйста, о специфике работы с детьми с ментальными нарушениями .

– В нашей школе 30% детей вообще не могут говорить. Они произносят звуки, какие-то слоги, которые не то что посторонним – родителям непонятны. А мы не только должны понять, что хочет ребенок, но еще и должны дать ему тенденцию к более совершенному пониманию мира. В этом случае мы уже смотрим, какой у детей потенциал, какие у них слабые и сильные стороны. К примеру, у нас есть ребенок, который не разговаривает, но может делать руками то, что недоступно для большинства других детей. Через эти его поделки мы с ним разговариваем. Основная специфика нашей работы, ее задача заключаются в понимании этих детей, мы помогаем им в их адаптации.

Социально-бытовая ориентация

У нас есть такой предмет, как социально-бытовая ориентация, он идет начиная с 5 класса. Детей учат ориентироваться в быту. Например, заправлять постель, стирать, гладить, убирать помещение, мыть посуду, готовить еду, заваривать чай, ориентироваться по городу, они изучают ПДД и т.д. У нас 4 комнаты, где проходит социально-бытовая ориентация, и они все разные. Везде есть кухня и класс, но обстановка на этих кухнях разная. К примеру, в одной комнате стоит современная сенсорная плита, двухкамерный холодильник, новая модель пылесоса. В другой обстановка более скромная, техника немного устаревшая, как в большинстве обычных квартир. Это все нужно для того, чтобы дети могли ориентироваться в любой обстановке. Чтобы не получилось так, что ребенок не смог включить обычную плиту, умея пользоваться только сенсорной, и наоборот. В таких кабинетах создается впечатление, что они дома. Дети любят здесь находиться, для них это очень личное время и обстановка, поэтому они не любят здесь фотографироваться, очень смущаются.

Два раза в год ПМПК приезжает к нам на занятия, чтобы посмотреть изменения и динамику у детей. В конце учебного года она приезжает в третий раз, проводит обследования и решает, по какой программе ребенок будет учиться. Те дети, которые учатся по программе ЗПР, могут поступить в обычное высшее учебное заведение, если у них идет выравнивание текущего состояния. Для них это немножко тяжело, но возможно. Есть дети, которые поступили в педагогический, в скульптурную академию, в консерваторию. Если дети учатся по вспомогательной программе, то выше профессионального училища (сейчас это колледжи) они уже не пойдут. Раньше у нас был урок парикмахерского искусства, он очень нравился девочкам и даже многим мальчикам. Но работа с ножницами не каждому дается. Если в классе 2-3 человека могут работать с ножницами, то что делать остальным? Было принято решение убрать предмет из программы.

– А Вы ведете какие-нибудь занятия у детей?

– Дети говорят, что мы играем – рисуем, лепим, делаем двигательные упражнения, иногда просто ходим, потому что важно, чтобы дети двигались, что-то строим и разрушаем. Были родители, которые возмущались этим, они думали, что дети никак не развиваются и просто катают машинки или что-то вроде того. Но после того, как они понаблюдали за нашими «играми», им становилось все понятно. К примеру, у меня есть сенсорная комната, где мы играем в «снежки», кидаемся мягкими шариками.

Иногда у детей есть потребность выплескивать агрессию. Я ведьне разрешу им бить друг друга подушками или еще чем-нибудь. В одной школе проводилось занятие, где дети устроили бой мягкими пластиковыми бутылками. Так потом каждая перемена сопровождалась этими боями, из-за одного занятия пошла волна, все немного вышло из-под контроля, и директору пришлось письменным приказом запретить это. У нас для этого есть специальное помещение. Сначала из мягких игрушек строятся две башни, а потом дети кидают друг в друга мягкие шарики. При этом, если кто-то в кого-то попал, обязательно нужно остановиться и спросить, не больно ли ему, можно ли продолжать, чтобы ребенок не чувствовал, что агрессия направлена на него. Дети должны чувствовать взаимодействие и радость от всего процесса.

– Каковы шансы у детей быть усыновленными?

– Да, есть те, кого усыновляют. Есть те, кто восстанавливает семейные отношения, может быть даже с дальними родственниками. Но если честно, процент очень маленький. В основном усыновляют деток из дома малютки, а наши постарше, кроме того, большинство людей боятся брать детей с такими диагнозами. Но помимо усыновления, есть такая практика, как патронат. Она имеет больший результат. На усыновление многие не решаются, ведь это очень большая ответственность, и, если не дай бог что-то произойдет, последствий будет много. При патронате условия те же, что и при усыновлении, кроме трех нюансов. Каждый год социальная служба устраивает проверку – благополучно ли пребывание ребенка в семье, чтобы продлить или разорвать контракт, заключенный с родителями. Родители получают дополнительные субсидии от государства на ребенка. И кроме того, у них идет официальный воспитательский стаж.

Воскресная семья

Перед тем как брать патронат, мы рекомендуем побыть так называемой «воскресной семьей». Семья забирает ребенка к себе на выходные, праздники, в каникулярное время. За это время они могут лучше присмотреться друг к другу, и у них будет шанс лучше все обдумать, ведь всякое случается, они могут совсем не сойтись характерами, даже если изначально казалось подругому. Когда у ребенка идут органические поражения в нервной системе, ему порой бывает тяжело себя понимать. Кроме того, не все семьи в полной мере осознают, что такое ребенок с нарушениями. К сожалению, случается и так, что какое-то время спустя воскресная семья отказывается от ребенка, потому что они понимают, что не справятся. Когда такое случается, это для всех нас очень болезненно.

В свое время наших детей часто усыновляли иностранцы из США, Италии, Франции, Канады. Сейчас это происходит реже, не знаю, с чем это связано, вероятно, все дело в кризисной обстановке. Однажды был удивительный случай. К нам направили пару американцев, и когда они зашли к детям, то были в шоке и какое-то время даже не могли ничего сказать: среди детей был мальчик, невероятно похожий на мужчину, как будто они действительно родная кровь. Цвет волос и кожи, черты лица – он был его маленькой точной копией. Они без раздумий усыновили его. Через год ребенок уже разговаривал на английском, адаптация прошла очень хорошо.

Это место – убежище, шанс, дом для этих детей

Признаться, во время пути в специализированный комплекс у нас были определенные ожидания, вероятно рожденные стереотипами о детских домах, но, к счастью, они не оправдались. Там повсюду царит атмосфера спокойствия и жизни. Когда мы столкнулись в дверях с группой мальчишек лет тринадцати, они придержали для нас дверь, и мы даже успели перекинуться парой шуточек. Это место – убежище, шанс, дом для этих детей. «Наши дети» – буквально в каждом предложении повторяла директор Ляззат Аскергалиевна, не «ученики», не «воспитанники», не «учащиеся», и в этом словосочетании была вся суть данного учреждения, все глубокое отношение к ребятам. Люди с определенным складом ума и характера, люди широкой души, работающие и проживающие там, по-настоящему смогли оправдать название, данное учреждению в 2006-м году: «Жануя» – это семья. Дети находятся в определенном обществе, среди таких же, как они сами, их понимают, о них заботятся, но главное – им дают шанс на полноценную жизнь. Сейчас они не являются изгоями, а главная долгосрочная цель комплекса заключается в том, чтобы научить их использовать все свои возможности, не дать им замкнуться в своем мире, дать билет в будущее.