Различные положения пациента в постели: положение Фаулера, Симса, положение на спине, на животе, боку. Биомеханика: понятие, виды положения пациента в постели, применение вспомогательных средств Активное положение пациента в постели

Положение пациента на спине, на животе, на боку также должно быть создано с учетом правильной биомеханики тела. Особенно это касается пациентов, которые длительное время находятся в пассивном или вынужденном положении. Поэтому, прежде чем начинать укладывать пациента в нужное для него положение, убедитесь, что у вас есть достаточное число подушек, опора для стоп и другие приспособления, необходимые при оп­ределенных заболеваниях.

Так же, как и при перемещении пациента, поднимите (если это возможно) кровать на удобную для вас высоту и уберите с нее подушки и одеяло.

Так же, как и при выполнении любой манипуляции, объясните пациенту ход и смысл предстоящей процедуры.

Независимо от положения, которое нужно будет придать пациенту, вначале следует привести постель в горизонтальное положение и передвинуть его к изголовью кровати (таким об­разом обеспечивается легкий доступ к больному).

    УКЛАДЫВАНИЕ ПАЦИЕНТА В ПОЛОЖЕНИЕ ФАУЛЕРА

Положение Фаулера (рис.1) можно назвать положением полулежа и полусидя. Укладывание пациента в положение Фау­лера осуществляется следующим образом:

    поднимите изголовье кровати под углом 45-60 о (в таком положении пациент чувствует себя комфортнее, ему легче ды­шать и общаться с окружающими);

Рис. 1. Фаулерово положение пациента:

а - угол 60°; б- угол 45°

    положите голову пациента на матрац или низкую подушку (таким образом предупреждается сгибательная контрактура шей­ных мышц);

    если пациент не в состоянии самостоятельно двигать ру­ками, положите под них подушки (таким образом предупрежда­ется вывих плеча вследствие растяжения капсулы плечевого су­става под воздействием направленной вниз силы тяжести руки и предупреждается сгибательная контрактура мышц верхней ко­нечности);

    подложите пациенту подушку под поясницу (таким обра­зом уменьшается нагрузка на поясничный отдел позвоночника);

    подложите небольшую подушку или валик под бедра паци­ента (таким образом предупреждается переразгибание в колен­ном суставе и сдавливание подколенной артерии под действием тяжести);

    подложите пациенту небольшую подушку или валик под нижнюю треть голени (таким образом предупреждается длитель­ное давление матраца на пятки);

    поставьте упор для стоп пациента под углом 90° (таким образом поддерживается тыльное сгибание их и предупреждается «провисание»).

    УКЛАДЫВАНИЕ ПАЦИЕНТА НА СПИНУ

Мы приводим технику укладывания пациента на спину, вы­нужденного находиться именно в этом положении (рис.2).

Рис. 2. Положение пациента на спине:

а, б- различное положение рук

Пациент находится в пассивном положении:

    придайте изголовью постели горизонтальное положение;

    подложите пациенту под поясницу небольшое свернутое трубкой полотенце (таким образом поддерживается поясничная часть позвоночника);

    подложите небольшую подушку под верхнюю часть плеч, шею и голову пациента (таким образом обеспечивается правильное распределение верхней части тела и предупреждаются сгибательные контрактуры в области шейных позвонков);

    положите валики (например, из скатанной в рулон простыни вдоль наружной поверхности бедер, начиная от области вертела бедренной кости (таким образом предотвращается поворот бедра наружу);

    подложите небольшую подушку или валик в области нижней трети голени (таким образом уменьшается давление на пятки, они предохраняются от пролежней);

6) обеспечьте упор для стоп под углом 90 о (таким образом обеспечивается тыльное сгибание их и предупреждается «провисание»);

7) поверните руки пациента ладонями вниз и расположите параллельно туловищу, подложив под предплечья небольшие подушечки (таким образом уменьшается чрезмерный по­рот плеча, предотвращается переразгибание в локтевом суставе);

8) вложите в руки пациента валики для кисти (таким образом уменьшается разгибание пальцев и отведение I пальца).

    УКЛАДЫВАНИЕ ПАЦИЕНТА НА ЖИВОТ

При высоком риске развития пролежней необходимо часто менять положение пациента. Одним из таких положений может быть положение на животе (рис.3). После некоторых операций, диагностических процедур пациент также нуждается в подобном вынужденном положении:

    приведите кровать пациента в горизонтальное положение;

    уберите подушку из-под головы;

    разогните руку пациента в локтевом суставе, прижмите ее туловищу по всей длине и, подложив кисть пациента под бедро, «перевалите» пациента через его руку на живот;

    передвиньте тело пациента на середину кровати;

    поверните голову пациента на бок и подложите под нее низкую подушку (таким образом уменьшается сгибание или пере­разгибание шейных позвонков);

Рис. 3. Положение пациента па животе:

а- положение головы и рук; б-неправильное положение ног;

в - правильное положение ног

    подложите небольшую подушку под живот чуть ниже уровня диафрагмы (таким образом уменьшается переразгибание поясничных позвонков и напряжение в пояснице и, кроме того, у женщин уменьшается давление на грудь);

    согните руки пациента в плечах, поднимите их вверх так, чтобы кисти располагались рядом с головой;

    подложите небольшие подушечки под локти, предплечья и кисти;

    подложите под стопы подушечки, чтобы предотвратить их провисание и поворот кнаружи.

    УКЛАДЫВАНИЕ ПАЦИЕНТА НА БОК

При укладывании пациента на бок, следует поступать следующим образом (рис. 6 4):

    опустите изголовье постели;

    передвиньте пациента, находящегося в положении «лежа спине», ближе к краю кровати;

    согните левую, если вы хотите повернуть пациента на пра­вый бок, ногу пациента в коленном суставе, подсунув левую стопу в правую подколенную впадину;

    положите одну руку на бедро пациента, другую - на плечо и поверните пациента на бок на себя (таким образом действие «рычага» на бедро облегчает поворачивание);

    подложите подушку под голову и тело пациента (таким образом уменьшаются боковой изгиб шеи и напряжение шей­ных мышц);

    придайте обеим рукам пациента слегка согнутое положе­ние, при этом рука, находящаяся сверху, лежит на уровне плеча и головы, рука, находящаяся снизу, лежит на подушке рядом с головой (таким образом обеспечивается защита плечевых суставов и облегчаются движения грудной клетки, что улучшает легоч­ную вентиляцию);

    подложите под спину пациента сложенную подушку слегка подсунув ее под спину ровным краем (таким образом можно «удержать» пациента в положении на боку);

    поместить подушку (от паховой области до стопы) под слегка согнутую «верхнюю» ногу пациента (таким образом осу­ществляется и профилактика пролежней в области коленного сустава и лодыжек и предотвращается переразгибание ноги)

    обеспечьте упор под углом 90° для «нижней» стопы (таким образом обеспечивается тыльный изгиб стопы и предотвращает­ся ее «провисание»);

Рис. 4. Положение пациента на боку

    УКЛАДЫВАНИЕ ПАЦИЕНТА В ПОЛОЖЕНИЕ СИМСА

Положение Симса (рис. 5) - промежуточное между положение лежа на животе и лежа на боку:

    переведите изголовье кровати в горизонтальное положение;

    положите пациента на спину;

    переведите пациента в положение лежа на боку и частично на животе (на постели находится лишь часть живота пациента);

    подложите подушку под голову пациента (таким образом вращается чрезмерное сгибание шеи);

    подложите подушку под «верхнюю», согнутую в локтевом и плечевом суставе руку под углом 90°, «нижнюю» руку положите на постель, не сгибая (таким образом сохраняется правильная биомеханика тела);

    подложите подушку под согнутую «верхнюю» ногу так, нижняя голень оказалась на уровне нижней трети бедра образом предотвращается поворот бедра внутрь, пре­дается переразгибание конечности, осуществляется профилактика пролежней в области коленных суставов и лодышек);

7) обеспечьте упор для стоп под углом 90° (таким образом обеспечивается правильное тыльное сгибание стоп и предотвращается их «провисание»).

Рис. 5. Пациентка в положении Симса

Уложив пациента в любое из перечисленных положений, убе­дитесь, что он чувствует себя комфортно.

Все виды положений могут быть использованы у одного и того же пациента, имеющего высокий риск развития пролежней и нуждающегося в перемене положения тела каждые 2 ч.

  • 5. Анамнез и его разделы. Основные и второстепенные жалобы. Детализация жалоб.
  • 6. Анамнез и его разделы. Приоритет отечественной медицины в разработке анамнестического метода. Понятие о наводящих вопросах: прямых и косвенных.
  • 8. Схема истории болезни. Приоритет отечественной медицины в разработке истории болезни. Значение паспортных (анкетных) данных.
  • 9. Осмотр грудной клетки. Изменения формы грудной клетки при различных заболеваниях. Пальпация грудной клетки: определение резистентности и голосового дрожания, диагностическое значение изменений.
  • 10. Линии грудной клетки, используемые для проведения топографической перкуссии легких.
  • 12. Виды перкуссии: громкая и тихая перкуссия; когда следует использовать громкую, когда – тихую перкуссию.
  • 13.Сравнительная и топографическая перкуссия легких. Задача, техника выполнения.
  • 1)Тупой
  • 2)Тимпанический
  • 3)Коробочный
  • 14.Топографическая перкуссия легких. Высота стояния верхушек легких, ширина полей Кренига. Нижние границы легких(по топографическим линиям) справа и слева в норме. Изменения границ легких в патологии.
  • 15.Активная подвижность нижнего легочного края, методика проведения, нормативы. Диагностическое значение изменений активной подвижности нижнего легочного края.
  • 16.Аускультация как метод исследования. Основоположники метода. Способы аускультации.
  • 17. Везикулярное дыхание, механизм его образования, области выслушивания. Ларинго-трахеальное (или физиологическое бронхиальное) дыхание, механизм его образования, области выслушивания в норме.
  • 19. Абсолютная тупость сердца: понятие, методика определения. Границы абсолютной тупости сердца в норме. Изменения границ абсолютной тупости сердца в патологии.
  • 21. Пульс, его свойства, методика определения. Дефицит пульса, методика определения, клиническое значение. Аускультация артерий.
  • 22. Артериальное давление (ад). Методика определения ад аускультативным методом н.С.Короткова (последовательность действий врача). Величины систолического ад и диастолического ад в норме.
  • 23. Аускультация как метод исследования. Основоположники метода. Способы аускультации.
  • 24. Места проекций клапанов сердца и обязательные точки аускультации сердца (основные и дополнительные)
  • 25. Тоны сердца (I, II, III, IV), механизм их образования.
  • 26. Отличия I тона от II тона сердца.
  • 28. Методики определения асцита.
  • 29. Глубокая методическая скользящая пальпация живота по в.П.Образцову и н.Д.Стражеско. Четыре момента действий врача при пальпации кишечника.
  • 30. Аускультация живота.
  • 31. Определение нижней границы желудка методами перкуторной пальпации (вызыванием шума плеска) и аускультоаффрикции.
  • 32. Пальпация сигмовидной кишки. Последовательность действий врача при ее выполнении. Характеристика сигмовидной кишки в норме и ее изменения в патологии.
  • 33. Пальпация слепой кишки. Последовательность действий врача при ее выполнении. Характеристика слепой кишки в норме и ее изменения в патологии.
  • 34. Пальпация 3-х отделов ободочной кишки. Последовательность действий врача при ее выполнении. Характеристика ободочной кишки в норме и ее изменения в патологии.
  • 36. Перкуссия печени. Определение размеров печени. Границы и размеры печени по Курлову (в среднем, в см) в норме и в патологии. Клиническое значение выявляемых изменений.
  • 42. Жалобы больных с заболеваниями печени и желчевыводящих путей, их патогенез.
  • 43. Жалобы больных с заболеваниями почек, их патогенез.
  • 44. Последовательность проведения общего осмотра больного. Телосложение. Конституция: определение, типы.
  • 45. Диагностическое значение осмотра лица и шеи.
  • 46. Исследование кожных покровов: изменение цвета кожи, диагностическое значение.
  • 47. Исследование кожных покровов: влажность, тургор, высыпания (геморрагические и негеморрагические).
  • 53. Общее состояние больного. Положение больного (активное, пассивное, вынужденное).
  • 54. Состояние сознания. Изменения сознания: количественные и качественные изменения сознания.
  • 55. Тип, ритм, частота и глубина дыхательных движений в норме и их изменения в патологии.
  • 56. Пальпация грудной клетки. Что выявляется пальпацией грудной клетки? Голосовое дрожание в норме и патологии.
  • 57. Изменения перкуторного звука над легкими в патологии (тупой, притупленный, притупленно-тимпанический, тимпанический, коробочный). Механизм образования этих звуков. Клиническое значение.
  • 58. Изменения везикулярного дыхания. Количественные изменения. Качественные изменения (жесткое дыхание, саккадированное дыхание). Механизм этих изменений. Клиническое значение.
  • 62. Классификация побочных дыхательных шумов. Крепитация. Механизм образования крепитации. Клиническое значение. Отличие крепитации от других побочных дыхательных шумов.
  • 63. Классификация хрипов. Звучные и незвучные хрипы. Механизм образования хрипов. Клиническое значение. Отличие хрипов от других побочных дыхательных шумов.
  • 64. Шум трения плевры. Механизм образования шума трения плевры. Клиническое значение. Дифференциация шума трения плевры от других побочных дыхательных шумов.
  • 66. Расщепление и раздвоение тонов сердца. Ритм перепела, ритм галопа. Механизм образования. Клиническое значение.
  • 72. Характеристика шума при стенозе устья аорты (аортальном стенозе)
  • 73. Крупозная пневмония. Основные жалобы больных. Изменения физикальных данных по 3-м стадиям крупозной пневмонии. Лабораторно-инструментальная диагностика.
  • 74. Гипертоническая болезнь (т.Е. Первичная, эссенциальная артериальная гипертензия) и вторичные (т.Е. Симптоматические) артериальные гипертензии. Определение
  • 81. Стеноз левого атриовентрикулярного отверстия (митральный стеноз). Изменения внутрисердечной гемодинамики. Физикальная и инструментальная диагностика.
  • 82. Недостаточность полулунных клапанов аорты (аортальная недостаточность). Изменения внутрисердечной гемодинамики. Физикальная и инструментальная диагностика.
  • 83. Стеноз устья аорты (аортальный стеноз). Изменения внутрисердечной гемодинамики. Физикальная и инструментальная диагностика.
  • 84. Недостаточность трехстворчатого клапана – относительная (вторичная) и первичная (в чем суть различий). Изменения внутрисердечной гемодинамики. Физикальная и инструментальная диагностика.
  • 85. Сердечная недостаточность: острая и хроническая, право- и левожелудочковая. Клинические проявления.
  • 87. Экг. Определение. Графическая запись экг – характеристика ее элементов (зубец, сегмент, интервал, изолиния). Ученые – основоположники электрокардиографии.
  • 88. Экг-отведения (двуполюсные и однополюсные): стандартные, усиленные от конечностей и грудные
  • 94. Экг в норме: электрическая систола желудочков (интервал qt). Нормированные показатели интервала qt. Современное клиническое значение изменения интервала qt.
  • 95. Экг: определение частоты ритма сердца.
  • 96. Электрическая ось сердца (эос). Варианты положения эос в норме и патологии.
  • 98. Последовательность проведения анализа экг. Формулировка заключения по экг.
  • 99. Экг-признаки синусового ритма. Синусовые аритмия, брадикардия, тахикардия.
  • 100. Экг-признаки гипертрофии правого и левого предсердий. Клиническая интерпретация.
  • 101. Экг-признаки гипертрофии левого желудочка. Клиническая интерпретация.
  • Состояние средней тяжести - сознание ясное или имеется умеренное оглушение. Жизненно важные функции нарушены незначительно.

    Тяжелое состояние - сознание нарушено до глубокого оглушения или сопора. Имеются выраженные нарушения дыхательной либо сердечно-сосудистой систем.

    Состояние крайне тяжелое - умеренная или глубокая кома, выраженные симптомы поражения дыхательной и/или сердечнососудистой систем.

    Терминальное состояние - запредельная кома с грубыми признаками поражения ствола и нарушениями витальных функций.

    Положение больного Положение больного может быть активное (ходячее, сидячее, стоячее или лежачее), пассивное (лежачее, главным образом при бессознательном состоянии) и вынужденное. Активное положение Активное положение, естественное при данных условиях, легко и быстро изменяемое в зависимости от обстоятельств, характерно для хорошего общего состояния больных и наблюдается, следовательно, при легких заболеваниях или в начальных стадиях более тяжелых. Пассивное положение Пассивное положение больного наблюдается главным образом при бессознательном состоянии и реже в случаях крайней слабости. При этом больные надолго остаются совершенно неподвижными, иногда в самом неудобном положении. Вынужденное положение Вынужденным положением можно назвать такое положение, которое больной постоянно принимает и подолгу удерживает ввиду того, что в этом положении его покидают или меньше беспокоят имеющиеся у него болезненные ощущения (боли,одышка, кашель и т. п.), или ему в нем вообще удобнее. Лежачее вынужденное положение

    Вынужденное неподвижное положение на спине наблюдается главным образом при сильных болях в животе (например при перитоните, при аппендиците); ноги при этом большей частью согнуты в коленях; дыхание поверхностное, грудное. Такое же неподвижное положение на спине с полусогнутыми в локтях руками ив коленных суставах ногами характерно для острого ревматического полиартрита. -Вынужденное положение на животе наблюдается при пролежнях на «ягодицах, при туберкулезе позвоночника и особенно при болях, вызываемых давлением на солнечное сплетение (например, при опущении брюшных внутренностей, при опухолях поджелудочной железы, сдавливающих сплетение). -Вынужденное боковое положение чаще всего занимают легочные больные при крупозной пневмонии, при туберкулезе легких, при выпотном и сухом плеврите, при абсцессе или гангрене легких, при бронхоэктазиях. Обычно больные лежат на больном боку с целью возможно полнее использовать для дыхания здоровое легкое, особенно если больное при этом в значительной степени выключено из акта дыхания. -В других случаях они лежат на больном боку потому, что в этом положении меньше беспокоит кашель: при абсцессе легких, при бронхоэктазиях (задерживается выделение мокроты из полостей). Но бывают вынужденные положения и на здоровом боку, например при сухом плеврите, когда давление от лежания на больном боку резко усиливает боль. -Вынужденное боковое положение на правом боку охотно занимают также некоторые сердечные больные, главным образом с увеличенным (гипертрофированным) сердцем, которых при положении на левом боку беспокоит неприятное ощущение сердцебиения. Очень характерно вынужденное положение на боку при менингите, с согнутыми и притянутыми к животу ногами и с закинутой назад головой - положение «курка», положение «легавой собаки» или положение в «форме знака вопроса». Вынужденное сидячее положение связано главным образом с одышкой, от чего бы она ни зависела: от заболевания ли легких (пневмоторакс, приступ бронхиальной астмы, эмфизема, стеноз гортани и др.) или от ослабления сердечной деятельности (при декомпенсированных пороках клапанов, при заболеваниях сердечной мышцы и т. п.). При резких степенях одышки больные кроме того опираются руками на колени, на края кровати, сиденье стула или ручки кресла, фиксируя таким образом плечевой пояс и пуская в ход вспомогательные дыхательные мышцы. Вынужденное стоячее положение наблюдается иногда при приступах грудной жабы.

    Вынужденное коленно-локтевое положение при выпотном перикардите.

    Вынужденное сидячее положение со склоненным кпереди (обычно на подушку) туловищем при том же выпотном перикардите, при аневризме аорты, при раке поджелудочной железы с поражением солнечного сплетения.

    Вынужденное беспомощное положение, когда больной находится почти в беспрерывном движении: он все время ворочается в постели, то садится, то снова опять ложится. Это наблюдается при сильных болях, особенно при коликах {кишечной, печеночной, почечной). В тяжелых случаях колик больные иногда буквально не находят себе места, катаются по полу, бегают по комнатам и т.п.

Виды положений пациента относительно постели Активное – пациент может самостоятельно изменять свое положение, легко двигается, обслуживает себя, принимает любую позу. Такое положение характерно для пациентов с легким течением заболевания. Пассивное – пациент не может выполнять активные движения. Причины: угнетение сознания, крайняя слабость, интоксикация, поражение нервной и мышечной систем. Вынужденное – пациент занимает данное положение для облегчения своего состояния (уменьшение одышки, кашля, боли)


Примеры вынужденныхположений При боли в животе, связанной с воспалением брюшины, пациент лежит или сидит, согнув ноги, избегая любого прикосновения к животу. При плеврите пациент лежит на больном боку для уменьшения боли и облегчения экскурсии здорового легкого. При удушье – сидя, упираясь руками в кровать для облегчения дыхания, включения вспомогательной мускулатуры (положение ортопноэ).


У пациентов, не способных самостоятельно изменить положение тела или полностью обездвиженных имеется риск возникновения: пролежней – язвенно-некротические изменения кожи и других мягких тканей, появляющиеся в следствие их длительного сдавливания, сдвига или трения;








Положение Фаулера (полулежа/полусидя) – лежа на спине с приподнятым изголовьем кровати под углом С. Обеспечивается профилактика пролежней, облегчение дыхания, облегчение общения и ухода за пациентом. Виды функциональных положений пациента в постели




Положение Тренделенбурга – лежа горизонтально на спине, без подушки, с приподнятыми ногами. Способствует оттоку крови по венам нижних конечностей и притоку крови к голове. Рекомендуется для профилактики тромбоэмболии, при острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок), признаках кровотечения из желудочно-кишечного тракта. Виды функциональных положений пациента в постели




Для создания комфортного содержания пациента применяют функциональную кровать, снабженную тремя подвижными секциями, боковыми поручнями, бесшумными колесами и ручкой тормоза. В кровать вмонтированы прикроватный столик, гнезда для судна и мочеприемника, другие дополнительные приспособления, облегчающие состояние пациента и уход за ним.



Понятие о биомеханике тела Биомеханика – наука, изучающая правила (законы) механического движения тела в живых системах. Живыми системами могут быть: целостная система - человек; его органы и ткани; совершающая совместные действия группа людей. Правильная биомеханика тела обеспечивает наибольшую эффективность движения с наименьшим напряжением мышц, расходом энергии и нагрузкой на скелет.


Сохранить вертикальное положение тела в пространстве возможно только сохранив равновесие. Это позволит избежать падений, травм, уменьшит нагрузку на позвоночник. Сохранить устойчивое положение возможно при определенном соотношение центра тяжести тела к площади опоры. В положении стоя площадь опоры ограничивается ступнями ног. Центр тяжести находится примерно на уровне второго крестцового позвонка.


Правила биомеханики В положении стоя: Равновесие более устойчиво, если увеличить площадь опоры. В положении стоя расстояние между стопами должно быть 30 см, одну стопу необходимо немного выдвинуть вперед. Более устойчивым равновесие будет при смещении центра тяжести ближе к площади опоры. Это достигается небольшим сгибанием ног в коленях. Сохранить равновесие тела и снизить нагрузку на позвоночник поможет правильная осанка – изгибы позвоночника, положение плечевого пояса, состояние суставов нижних конечностей: плечи и бедра в одной плоскости; спина прямая; суставы и мышцы нижних конечностей выполняют максимальную работу при движении, щадя позвоночник. Поворачиваться всем телом, что предотвратит опасность не физиологичного смещения позвоночника.


В положении сидя: Колени должны быть чуть ниже бедер, что позволит перераспределить массу тела и уменьшит нагрузку на поясничный отдел позвоночника. Спина должна быть прямой, а мышцы живота напряженными. Плечи должны располагаться симметрично бедрам. Поворачиваться, находясь в положении сидя, следует всем корпусом.



Выполняя правила биомеханики необходимо помнить. Что резкое изменение положения тела в пространстве может вызвать неадекватные физиологические реакции в организме: постуральный рефлекс – появление головокружения, шума в ушах, сердцебиения, иногда потеря сознания при перемене положения тела; эффект Вальсальвы – нарушение сердечного ритма и коронарного кровотока в результате натуживания на высоте вдоха. травма в результате падения.


Сестринский персонал подвергается значительным физическим нагрузкам при уходе за тяжелобольными пациентами - перемещая их в постели, подкладывая судно, передвигая каталки и тяжелую аппаратуру. Безопасность на рабочем месте должна обеспечить профилактику повреждений опорно-двигательного аппарата


Остеопороз – системное заболевание, повреждающее кости, снижая их плотность и прочность. Связан с потерей организмом минералов, особенно кальция. Физические нагрузки на позвоночник и суставы вызывают их компрессию, появление боли. Прогрессирование заболевания приводит к переломам, деформациям. Остеохондроз – дистрофический процесс в костной и хрящевой тканях. Остеохондроз позвоночника обусловлен истончением и дистрофией межпозвоночных дисков. Постоянные физические нагрузки приводят к их уплотнению и истончению, к образованию костных разрастаний и, как следствие, к сдавливанию кровеносных сосудов и корешков спинного мозга.


Эргономика – наука о взаимосвязи людей и окружающей среды в целях безопасного труда. При выборе стула необходимо учитывать: уровень верхней планки спинки расположен под лопатками; 2/3 бедра должны располагаться на сидении; ноги должны доставать до пола, стопы свободны, при необходимости использовать подставку.



При поднятии тяжести следует: располагать ноги на ширине плеч, одну ногу выдвинуть вперед; сгибать ноги в коленях; держать спину прямо; при повороте сначала поднять груз, затем плавно повернуться, не сгибая туловище; поворачиваться всем телом; не делать резких движений; использовать эргономические приспособления; по возможности подъем тяжести заменять перекатыванием, поворотом – это уменьшит мышечную работу и нагрузку на позвоночник.



При перемещении пациента следует: убедиться каково состояние и масса тела пациента, сможет ли оно помочь, имеются ли у пациента дренажи или капельницы, нужен ли помощник; создать безопасную обстановку – убрать лишние предметы, поставить кровать или каталку на тормоз, поднять или опустить кровать; выбрать самый лучший способ удерживания пациента; выбрать вспомогательные средства поднятия; подойти к пациенту как можно ближе; держать спину прямо; убедиться, что бригада и пациент выполняют движения в одном ритме.


Виды и правила транспортировки пациента: На каталке – самый оптимальный вариант – сестра испытывает минимальные физические нагрузки, пациент – максимальное расслабление мускулатуры. Необходимо, установив тормоз, осторожно уложить пациента на каталку, застеленную простыней. Пациента без сознания уложить на бок и зафиксировать или придерживать при перемещении. На кресле-каталке – необходимо следить, чтобы руки и ноги пациента не свисали при перемещении. На носилках – необходимо идти не в ногу, короткими шагами, слегка сгибая ноги в коленях и удерживая носилки на одном уровне. На руках. Пешком с сопровождением – необходимо придерживать пациента под руку, контролировать его самочувствие.



Установочная инструкция

Уважаемые студенты!

Предлагаемые вам задания по темам должны быть вы­полнены при подготовке к занятию. Приступая к выполне­нию заданий темы, вам необходимо ознакомиться со спис­ком литературы, который поможет при ответах на них. Подготовив все необходимое для выполнения заданий («ра­бочая тетрадь», учебник, лекции, ручка, карандаш), начи­найте работу, следуя инструкции темы. Задания выполня­ются непосредственно в «Рабочей тетради», разборчиво, в соответствии с требованиями.

Как правило, вы должны выполнить пять заданий непос­редственно в «Рабочей тетради». Если заданий больше, то обратите внимание на те, которые отмечены значком «*» это задания обязательные к выполнению.

Задания по алгоритмам выполнения манипуляций потре­буют от вас большей организованности, так как непосред­ственно на практическом занятии вы столкнетесь с приме­нением этих знаний на практике.

Задания творческого характера (кроссворды, ситуацион­ные задачи) выполняются в последнюю очередь и способ­ствуют улучшению вашей оценки.

Выполнив задания темы, обратите внимание на критерии оценок, по которым преподаватель выставит вам отметку.

Не забывайте получить отметку преподавателя по каж­дой теме!

Обозначения, используемые в рабочей тетради:

Определи понятия.

Ψ - Обратись к алгоритму манипуляций.

? - Ответь письменно на вопрос.

* - Задания, обязательные для выполнения.

? - Критерии оценки.


Цель: Познакомиться с принципами инфекционного кон­троля в лечебно-профилактических учреждениях.

Понятия «инфекционный процесс», «внутрибольничная инфекция»

Масштаб проблемы ВБИ

Способы передачи инфекции в ЛПУ

Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции

Группы риска развития внутрибольничной инфекции

Виды возбудителей внутрибольничной инфекции

Требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала

Уровни мытья рук

Соблюдать технику безопасности при работе с биологи­ческими жидкостями

*3адание 1

Определи понятия.

Выпиши определения, используя учебник «Основы сест­ринского дела» и лекционный материал:

Инфекционный процесс - это процесс взаимодействия микро- и макроорганизма в определенных условиях внешней среды

Внутрибольничная инфекция - инфекционное заболевание, возникшее у пациента вследствие его пребывания в данном стационаре и проявившееся как в условия стационара, так и после выписки из него в течение инкубационного периода болезни, а также инфекционное забоевание медицинского персонала, развившееся в результате его профессиональной деятельности.


Источник инфекции

*3адание 3

Механизмы и пути передачи инфекции.

Изучив лекционный материал, заполни таблицу:


Задание 4

Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к ин­фекции.

? Изучив лекционный материал, ответь письменно на вопрос: Основные факторы, влияющие на восприимчивость хо­зяина к инфекции:

1. Возраст (дети и старики)

2. Нарушенный иммунологический статус (ВИЧ-инфекция)

3. Хронические заболевания (сахарный диабет)

4. Недостаточное питание (алиментарное истощение)

5. Лечебно-диагностические процедуры, хирургические вмешательства

(внутривенные факторы)

6. Нарушение целостности кожи (ожоги, пролежни, раны)

7. Изменение нормальный микрофлоры человека (антацидная терапия)

8. Неблагоприятная окружающая среда (ионизирующее излучение)

Задание 5

Цепочка инфекционного процесса.



*3адание 7

? Используя полученные знания, письменно ответь на вопросы:


* Задание 8

Действующие нормативные документы, регламентиру­ющие соблюдение инфекционной безопасности.

Письменно выполни задание:

В отделение поступает пациент с подозрением на СПИД.

Номер приказа определяющий Ваши действия: МЗ СССР №42-28/38-90 от 05.06.90г.

Дезинфицирующие средства (какой концентрации) Вам необходимо подготовить:1,0-5,0%

Возможный путь передачи этого заболевания в ЛПУ: Гемоконтактный (Парэнтеральный, Вертикальный,), половой и т.д.

Ψ * Задание 9

Требования к личной гигиене и медицинской одежде пер­сонала.

Изучив материал учебника по Основам сестринского дела и алгоритм манипуляции, заполни схемы:

1.



Глаза – обработать 1% раствором борной кислоты или раствором марганцовокислого калия 1:10000

2. Кожа – обработать 70% спиртом и смазать ранку 5% раствором йода

3. Нос – 1% раствором протаргола

4. Рот - прополоскать 70% спиртом или 1% раствором протаргола.

Ψ 2 Критерии оценки:

«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком *, своевременно, при выполнении заданий допуще­ны неточности.

Оценка__________

Дата_____________

Подпись_________

Тема: ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ

Цель: познакомиться с технологией дезинфекции.

После изучения темы студент должен знать:

Меры профилактики и контроля внутрибольничных инфекций

Действующие нормативные документы

Виды, методы и средства дезинфекции

Преимущества и недостатки различных групп дезин­фектантов

Правила техники безопасности при работе с дезинфи­цирующими средствами

После изучения темы студент должен уметь:

Готовить дезинфицирующие растворы различной кон­центрации

Оказать первую помощь при попадании хлорсодержа­щих растворов на кожу и слизистые

Осуществить дезинфекцию предметов ухода за пациен­тами, белья, инструментов

Проводить влажную уборку помещений ЛПУ с приме­нением дезинфицирующего раствора

Проводить проветривание и кварцевание помещений ЛПУ

Проводить контроль санитарного состояния палат, тум­бочек, холодильников

Осуществить дезинфекцию и утилизацию использован­ного одноразового медицинского инструментария

*3адание 1

Меры профилактики внутрибольничных инфекций.

Заполни схему, используя лекционный материал.



*3адание 2

Определи понятия.

Выпиши определение, используя учебник по Основам се­стринского дела и конспекты лекций.

Дезинфекция – это комплекс мероприятий направленных на уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов в объектах внешней среды, в том числе в изделия медицинского назначения.

Дезинсекция – мероприятия, направленные на борьбу с насекомыми и защиту от них.

Дератизация – комплексные меры по уничтожению грызунов

Контаминация – загрязнение предмета посторонними веществами, заражение культуры микроорганизмов или живой ткани чужеродным биологическим материалом (вирусами, бактериями)

Деконтаминация – это процесс уничтожения микроорганизмов в целях обеспечения инфекционной безопасности.

*Задание 3

Виды, методы и средства дезинфекции.

Изучив материал, заполни схемы:


*Задание 4

Техника безопасности при работе с дезинфектантами.

Изучив технику безопасности при работе с дезинфектантами, письменно выполни ситуационное задание:

Вы медицинская сестра хирургического отделения. Проведите инструктаж студента медицинского колледжа по технике безопасности при работе с дезинфектантами.

1.Дезинфектанты оказывают неблагоприятные воздействия на человека, вызывая острые хронич. Раздражения кожи и слизистых оболочек, аллергич. реакции.

2.К работе допускаются лица не моложе 18 лет и не имеющие противопоказаний.

3.Администрация обеспечивает спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, один раз в году прохождение мед.осмотра.

4.Расфасовку и приготовление рабочих растворов проводят в отдельном помещении.

5.Хранить растворы в плотно закрывающейся емкости. Они должны иметь этикетки с указанием концентрации, даты изготовления.

6.Хранить отдельно от лекарственных средств.

7.Все работы проводить в маске, спецодежде и перчатках (допол. защитные очки и респираторы)

*Задание 5

Принципы первой помощи при отравлении дезинфек­тантами.

Изучив принципы оказания первой помощи при отравле­нии дезинфектантами, письменно выполни ситуационное задание:

У студента медицинского колледжа, после приготовле­ния хлорсодержащего дезраствора появились признаки раз­дражения кожи рук, отека слизистых носа, затрудненное дыхание.

Определи, что случилось и причина этого происшествия- у студента (пациента)острое отравление препаратом (хлорсодержащим)

Составь план первой помощи:

1.Вынести пострадавшего на свежий воздух.

2.Прием теплого молока с питьевой водой.

3.Оказать врачебную помощь.

4.Пораженное место кожи обильно промывают водой.

5.Глаза немедленно промывают водой и закапать раствор альбуцита.

Ψ * Задание 6

Приготовление дезинфицирующих средств.

Познакомься с алгоритмами манипуляций «Приготовление дезинфицирующих средств различной концентрации», выпиши формулы и реши письменно задачи:

Используя формулу приготовления раствора осветленной хлорной извести

Где, У-кол-во осветленного 10% р-ра хлорной извести У=% х кол-во литров/10%

Приготовьте:

5 литров 5% раствора хлорной извести

Решение: У=5 л * 10% / 5

Ответ: У=10

Приготовьте:

30 литров 3% раствора хлорной извести.

Решение: У=30 *10 / 3%

Ответ: У=100

*Задание 7

Правила соблюдения санэпидрежима.

Составь график кварцевания и проветривания процедурно­го кабинета, изучив материал учебника и конспекты лекций.

Проветривание:

Кварцевание:

Критерии оценки:

«Отлично» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.

«Хорошо» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточно­сти; выполнены задания только со знаком *, своевременно и без ошибок.

«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно и не выполнены задания со знаком *.

Оценка_____________________

Дата________________________

Подпись____________________

Тема: ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ

Цель: Познакомиться с этапами предстерилизационной очистки, целями и принципами работы ЦСО.

После изучения темы студент должен знать:

Этапы предстерилизационной очистки шприцев и игл, резиновых изделий

Цели, задачи и принципы работы ЦСО

Методы, средства и режимы стерилизации

Виды контроля режима и качества стерилизации

Меры профилактики парентеральных гепатитов и ВИЧ- инфекции в ЛПУ

После изучения темы студент должен уметь:

Готовить моющие растворы

Осуществить предстерилизационную очистку изделий медицинского назначения

Осуществить контроль качества предстерилизационной очистки

Соблюдать технику безопасности при работе с биологи­ческими материалами

Уметь использовать защитную одежду (халат, маску, фартук, очки и щитки, перчатки) в практической деятель­ности

Обработать руки до и после манипуляции

Обработать руки и слизистые при контакте с биологи­ческими жидкостями

*3адание 1.

Определите понятия.

Дезинфекция – это комплекс мероприятий направленных на уничтожение патогенных микроорганизмов в объектах внешней среды.

Предстерилизационная очистка – второй этап обработки ИМН, которой подвергают все изделия перед их стерилизацией с целью удаления белковых, жировых, механических препаратов.

Стерилизация – последний этап обработки ИМН, обеспечивающая гибель вегетативных и споровых форм патогенных и непатогенных микроорганизмов.

Асептика – комплекс профилактических мероприятий, направленных на предупреждение попадания микробов в рану во время операций, диагностических процедур, манипуляций.

Антисептика – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заражения ран и лечение инфицированных ран воздействием на патогенные микроорганизмы.

*Задание 2

Виды антисептики.

Изучив лекционный материал, заполни схему:

ВИДЫ АНТИСЕПТИКИ

Щелочной раствор:


*3адание 3

Дезинфекция. Предстерилизационная очистка.

Изучив материал - конспекты лекций, заполни таблицу:


*Задание 4

Контроль качества предстерилизационной очистки.

Изучив материа лекций, найди соответствие:

Название проб:

1. Фенолфталеиновая

2. Азопирамовая

3. Амидопириновая

Положительная реакция:

а. сине-зеленое окрашивание

б. розовое окрашивание

в. сине-фиолетовое окрашивание

Заполни немую схему «Азопирамовая проба» (компо­ненты)

Азопирамовая проба


*3адание 5

Центральное стерилизационное отделение (ЦСО).

? Ответь письменно на вопросы, изучив материал учебни­ки по Основам сестринского дела и конспекты лекций: Какие основные задачи выполняет ЦСО?

а) Предупреждение ВБИ, и прежде всего с парентеральным механизмом передачи (гепатит В)

б) Сосредоточение обработки ИМН, подлежащих стерилизации

Какие основные структурные подразделения ЦСО?

1. НЕСТЕРИЛЬНАЯ ЗОНА: помещение приема, разборки, ПО ИМН и т.д.

2 СТЕРИЛЬНАЯ ЗОНА: расплагают стерилизационную, склад для стерильных материалов и т.д.

*3адание 6

Стерилизация.

Изучив материал лекций заполни

Используя полученные знания, составь схему обработки ме­таллических инструментов после использования (условия: дезинфектант-хлорамин; стерилизация в сухожаровом шкафу):



*Задание 9

Профилактика ВБИ.

Используя полученные знания, реши письменно ситуа­ционные задачи:

1. Вы работаете старшей м/с соматического отделения. На отделении зарегистрирован случай вирусного гепатита А.

Перечислите действия старшей мед. сестры.

1.Провести уборку 0,5% мыльно-содовым раствором или др моющим средством

2.Протереть все мокрые поверхности ветошью, смоченной дезинфектантом. Включают бактерицидный облучатель.

3.Моют с водой чистой ветошью.

Персонал надевает чистую спецодежду и обувь

4.Включают бактерицидные облучатели.

2. Студентка МК проходит практику на терапевтической отделении. Во время работы в процедурном кабинете уколола палец инфицированной иглой. От гепатита В не привита.

Составьте план мероприятий в данной ситуации

1.Немедленно обработать перчатки 3% раствором хлорамина или 70% спиртом и снять их.

2.Не останавливая кровотечения, выдаить кровь из раны и промыть это место водой с мылом.

3.Место повреждения обработать 70% спиртом и смазать ранку 5% раствором йода

Перечислите содержание аптечки ф-50:

70% этиловый спирт

6% раствор перекиси водорода

5% спиртовой раствор йода

Навескимарганцовокислого калия по 50 мг

1% раствор борной кислоты

Бактерицидный пластырь

Дистиллированная вода – 400 мл

1% раствор протаргола

Бактерицидный пластырь

Перевязочные средства

Глазные пипетки – 2 шт.(стерильные)

Стерильные ватные шарики

Стерильные резиновые перчатки – 2 пары

Критерии оценки:

«Отлично» все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.

«Хорошо» все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточно­сти; выполнены задания только со знаком *, своевременно и без ошибок.

«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком *,своевременно, при выполнении заданий допуще­ны неточности.

«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубы­ми ошибками, несвоевременно и не выполнены задания со знаком *.

Оценка___________________

Дата_______________________

Подпись____________________

Тема: ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ.

ПРАВИЛЬНАЯ БИОМЕХАНИКА ТЕЛА ПАЦИЕНТА И СЕСТРЫ

Цель: Познакомиться с лечебно-охранительным режимом и принципами биомеханики.

После изучения темы студент должен знать:

Понятие лечебно-охранительного режима, его элементы и течение для пациента

Виды режимов двигательной активности

Виды транспортировки

Правильную биомеханику при перемещении и измене­нии положения тела пациента в постели

Факторы риска несчастных случаев у пациентов раз­личного возраста

Методы снижения риска падений и других травм у па­циента

Факторы риска в работе медсестры (физические, хими­ческие, биологические, психологические)

После изучения темы студент должен уметь:

Убедить пациента в необходимости соблюдения назна­ченного режима физической активности

Собрать необходимую информацию о пациенте, обсудить план совместных действий с пациентом и коллегой перед выполнением транспортировки и перекладыванием пациента

Применить правила биомеханики в сестринской практике с целью предотвращения заболеваний и травм позвоночника

Осуществить безопасную транспортировку пациента на каталке, кресле-каталке, на носилках, на руках

Оказать помощь пациенту при изменении положения тела пациента в постели

После изучения темы студент должен владеть:

Техникой использования функциональной кровати

*3адание 1.

Определите понятия.

Выпишите определение, используя конспекты лекций.

Механика тела – изучает координацию усилий костно-мышечной, нервной системы и вестибулярного аппарата, направленных на поддержку равновесия и обеспечения благоприятных движениях.

Эффект Вальсальвы – натуживание на высоте вдоха вызывает нарушения сердечного ритма и коронарного кровотока.

Постуральный рефлекс – совокупность рефлексов и реакций, обеспечивающих сохранение определенного положения тела или его части в пространстве (появление головокружения, шум в ушах)

Ортостатическая реакция – состояние человека. При резком изменении положения тела или при длительном стоянии, человек испытывает головокружение, и у него темнеет в глазах (коллапс)

Лечебно-охранительный режим – это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психологического покоя пациентов и медперсонала.


**Задание 3

Режимы физической (двигательной) активности пациента.

заполни схему.


* Задание 4

Изучив материалы лекций

заполни схему:

2. Определи и впиши названия вынужденных положе­ний пациента в постели.

1.При боли в животе пациент избегает любого прикосновения к животу, сгибает ноги.

2.При коликах в животе пациент беспокоен, мечется в постели или скован.

3.При плеврите – лежит на больном боку для уменьшения боли.

4.В случае приступа удушья при астме – сидит в постели, упираясь руками в кровать.

5.Сидячее и полусидячее пациент принимает для уменьшения одышки – ортопноэ.

1) положение Фаулера

2) положение на боку

3) положение на спине

4) положение на животе

5) положение Симса



?● Письменно ответь на вопрос, используя материал лекций:

От каких основных факторов зависит артериальное давление.

1. Гиподинамия

2. Ожирение

3. Атеросклероз сосудов

4. Заболевания почек

5. Опухолевые заболевания надпочечников (феохромоцитома)

6. Остеохондроз шейного отдела позвоночника

Ψ* Задание 3

Измерение артериального давления.

Познакомьтесь с алгоритмом манипуляции "Измерение артериального давления".

Ответьте письменно на вопросы:

Артериальное давление чаще всего измеряют на лучевой артерии в области локтевого сгиба.

Укажите нормы артериального давления:

Верхняя граница нормы: 140/90 мм.рт.ст.

Нижняя граница нормы: 90/60 мм.рт.ст.

*"Задание 4

Характеристики дыхания.

Изучив материал учебника по Основам сестринского дела, ответь письменно на вопрос:


Заполните схему:

* 3адание 6

Измерение частоты дыхательных движений.

Ответь письменно на вопрос:

Почему, измеряя частоту дыхательных движений паци­енту, мы не должны информировать его об этом обследова­нии?

Пациент может испугаться предшествующей манипуляции и поменять свой обычный тип дыхания.

Впиши границы нормы частоты дыхательных движе­ний:

ЧДД 16 – 20 дыхательных движений в минуту.

Определите понятия:

Апное – остановка дыхательных движенй

Брадипное – непроизвольное уменьшение частоты дыхания до 12 и менее циклов

Тахипное – учащенное поверхностное дыхание (свыше 20)

*Задание 7

Артериальный пульс.

· Выпиши определение:

Артериальный пульс это толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сердечными циклами

· Отметь на схеме границы нормы артериального пульса:

Ps ниже 60 ударов 60 - 80 свыше 80 ударов

_________________________/______________________________/_______________________________________

Брадикардия норма Тахикардия

Ответьте письменно на вопрос:

Чаще всего артериальный пульс измеряют на лучевой артерии в области шиловидного отростка лучевой кости.

Заполни схему.

Основные характеристики артериального пульса:


*Задание 8

Графическая запись полученных результатов обследо­вания в температурном листе.

Изучив материал учебника по Основам сестринского дела, отметьте в температурном листе следующие показатели: (используй цветные карандаши)


1.................................................. 5

1.Глаза – обработать 1% раствором борной кислоты или раствором марганцовокислого калия 1:10000............................ 6

2.Кожа – обработать 70% спиртом и смазать ранку 5% раствором йода....................................................... 6

3.Нос – 1% раствором протаргола........................... 6

4. Рот - прополоскать 70% спиртом или 1% раствором протаргола. 6

1. Б)......................................... 11

3. А)......................................... 11

Заполни немую схему «Азопирамовая проба» (компо­ненты). 11

2.При коликах в животе пациент беспокоен, мечется в постели или скован........................................ 16

3.При плеврите – лежит на больном боку для уменьшения боли. 16

4.В случае приступа удушья при астме – сидит в постели, упираясь руками в кровать.............................. 16

5.Сидячее и полусидячее пациент принимает для уменьшения одышки – ортопноэ...................................... 16

1) положение Фаулера.......................... 16

2) положение на боку.......................... 16

3) положение на спине......................... 16

4) положение на животе........................ 16

5) положение Симса............................ 16

Познакомьтесь с алгоритмом способы транспортировки взрослого пациента, и заполни немые графы:................................ 17


Температурный лист

Фамилия Имя Отчество пациента_______________________________________

Независимо от того, находится больной в стационаре или дома, ему необходимо создать в постели максимум удобств и обеспечить безопасность, исключая возмож­ность падения. В зависимости от общего состояния пациент принимает определенное положение в постели:

  • активное – больной произвольно, самостоятельно меняет положение в постели исходя из своих потребностей;
  • пассивное – больной неподвижен, из-за резкой слабости не может самостоятельно изменить своё положение в кровати, также при бессознательном состоянии больного;
  • вынужденное – больной принимает позу, облегчающую его состояние. Примером вынужденного положения может служить так называемое ортопноэ – сидячее положение больного со спущенными вниз ногами. Его принимают больные с недостаточностью кровообращения и застоем крови в малом круге кровообращения.

Положение больного не всегда совпадает с назначенным больному двигательным режимом:

· строгим постельным (больному не разрешается даже поворачиваться),

· постельным (можно поворачиваться в постели, не покидая ее),

· полупостельным/палатным (можно вставать)

· общим (без существенного ограничения двигательной активности).

Например, больные в первые сутки инфаркта миокарда должны соблюдать строгий постельный режим даже в случае их активного положения. А обморок, приводящий к кратковременному пассивному положению пациента, вовсе не является показанием для последующего ограничения двигательного режима.

Необходимость создания тяжелобольному удобного положения в постели обусловливает ряд требований к устройству кровати. Для этого лучше всего подходит так называемая функциональная кровать , головной и ножной конец которой можно при необходимости перевести в нужное положение – поднять или опустить. (В ее кроватной сетке предусмотрено несколько секций, положение которых меняется поворотом соответствующей ручки или пультом) Сейчас есть более совершенные кровати, предусматривающие вмонтированные прикроватные столики, штативы для капельниц, гнезда для хранения суден и мочеприемника. Подъем или опускание головной части кровати больной может производить сам нажатием специальной ручки.

В некоторых случаях для придания больному удобного положения пользуются подголовниками, дополнительными подушками, валиками, подставками для упора ног. Больным с повреждениями позвоночника под матрац подкладывают твердый щит. Детские кровати, а также кровати для беспокойных больных оборудуют боковыми сетками. Кровати в палатах устанавливают так, чтобы к ним легко можно было подойти с любой стороны.

Приготовление постели пациенту

Для тяжелобольных пациентов правильное приготовление постели и контроль ее состояния имеют очень большое значение. Матрац должен быть достаточной длины и ширины, с ровной поверхностью. Для больных, которые страдают недержанием мочи и кала, желательно использовать многосекционный матрац, средняя часть которого имеет углубление для судна. Для таких пациентов матрацы обшиваются клеенкой.

Подушки должны быть средних размеров, в некоторых случаях (при тяжелой одышке) больным удобнее находиться на высоких подушках, в других (например, после операции до выхода из наркоза) – на низких, или вообще без них.

Во всех случаях простыню тщательно расправляют, края ее со всех сторон подвертывают под матрац (иногда края целесообразно подколоть к матрацу).

ЗАПОМНИТЕ!

Прежде, чем приступать к выполнению любой манипуляции по личной гигиене:

1. Приготовьте необходимое оснащение.

2. Сообщите пациенту цель и ход выполнения.

3. Получите согласие пациента на выполнение манипуляции.

4. Поинтересуйтесь, не желает ли пациент, чтобы его отгородили ширмой.

5. По ходу выполнения манипуляции следите за состоянием пациента.

6. Узнайте у пациента о его самочувствии по окончании манипуляции.

7. Если состояние пациента ухудшилось, прекратите выполнение манипуляции. Срочно вызовите врача! До прихода врача окажите пациенту доврачебную помощь.