Маяковского. В творческой лаборатории В. В. Маяковского (Из воспоминаний) I. Вступительное слово учителя

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения.

Конспект урока

Цель урока : - познакомить учащихся с биографией поэта;

Показать оригинальность таланта В.Маяковского;

Новаторство в поэзии. Футуризм. Маяковский и футуризм;

Особенности ранней лирики поэта.

Ход урока: 1. Организационная часть .

2. Слово учителя .

Сегодняшний наш урок будет посвящен яркой личности, оставившей видный след в истории русской литературы. Его имя хорошо известно вам с детства хотя бы по таким строкам:

Крошка сын к отцу пришел

И спросила кроха:

«Что такое хорошо

И что такое плохо?»

Вы, конечно же, догадались, что эти строки принадлежат Владимиру Владимировичу Маяковскому.

Итак, тема урока – В.Маяковский – «В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения.»

В мировой поэзии XX века В.Маяковскому принадлежит исключительная роль. Маяковский вошел в литературу как поэт-трибун, как «агитатор, горлан, главарь». Он действительно шагнул к нам «через лирические томики, как живой с живыми говоря».

Владимир Владимирович Маяковский прожил сложную жизнь. Умел идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, он был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был человек страстный, тонкий лирик и «бесценных слов мот и транжир», несомненно, очень талантливый поэт – словом, Маяковский – одно из ярчайших имен в литературе XX века.

3. Знакомство с биографией поэта.

У Маяковского было много биографов, но, наверное, никто не мог бы рассказать о нем лучше его самого. Дома вы познакомитесь с автобиографией поэта, которую он назвал «Я сам», а сейчас займете места у компьютеров и поработаете с материалами «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия». Ваша задача – ознакомиться со статьей о Маяковском и подготовить ответы на предложенные вам вопросы.

Вопросники ждут вас на столах. На эту работу отводится 10-12 минут.

Вопросы :

1. Где родился В.В.Маяковский и какое образование

получил?

(в дворянской семье; отец служил лесничим на Кавказе; после его смерти семья жила в Москве. Маяковский учился в классической гимназии в Кутаиси (1901-1906, затем в Московской гимназии (1906-1908), откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее образование – художественное: обучался в подготовительном классе Строгановского училища (1908), в студиях художников С.Ю.Жуковского и П.И.Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества (1911-1914); исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов)

    Как начиналась литературная деятельность

Маяковского?

(в 1911 г. – завязывается дружба с художником и поэтом Д.Бурлюком, организовавшим в 1912 году литературно-художественную группу футуристов «Гилея».

1912г. – первые публикации стихов Маяковского в альманахе группы «Гилея» «Пощечина общественному вкусу»)

    Отличались ли по форме стихи Маяковского от стихов других поэтов?

(- воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык («любовь на скрипки ложите»)

- ЛГ, эпатирующий обывателя резкостью, ломкой языка и богохульством («Арканом в небе поймал бога»), остается романтиком, одиноким, нежным, страдающим, чувствующим ценность «мельчайшей пылинки живого»

- ориентированы на прочтение с эстрады, на вечерах, диспутах.

- короткие рубленые строки

- «рваный синтаксис»

- «разговорность»)

    К какому литературному течению примыкал В.В.Маяковский и в чем заключалась суть этого течения?

(футуризм; в нарочито эпатирующей форме заявлявшей о разрыве с традициями русской классики, о необходимости создания нового языка литературы, соответствующей эпохе)

    Как назывался манифест этого литературного направления и кто его автор?

(«Пощечина общественному вкусу»; В. Маяковский, В. Хлебников, А. Крученых и Д. Бурлюк)

    Каково было отношение Маяковского к революции?

(революция была принята Маяковским как осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю)

    Помимо писательской деятельности, чем еще занимался Маяковский в годы советской власти?

(- в 1918 г. организует группу «Комфут»(коммунистический футуризм), участвует в газете «Искусство комунны»

    1923 г. создает «Левый фронт искусств»(ЛЕФ), издает журналы «ЛЕФ»(1923-1925) и «Новый ЛЕФ»(1927-1928)

    пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов(«Окна РОСТА»,1918-1921) (Российское Телеграфное Агенство)

    В русскую литературу В. Маяковский вошел только как автор стихов?

(- поэм: «Облако в штанах»(1915), «Хорошо!»(1927), «В.И.Ленин»(1924), «150 000 000»(1921), «Во весь голос»(1930) и др.

    комедии: «Клоп»(1928), «Баня»(1929)

    Ответы учащихся на вопросы .

Итак, какие сведения о жизни Маяковского, его творчестве вы узнали, работая с энциклопедической статьей?

    Ранняя лирика поэта .

Да, творчество поэта многогранно, но сегодня мы поговорим о раннем Маяковском.

1. 1913 год – стихотворение «Нате !».

    чтение стихотворения;

    Как вы поняли смысл названия стихотворения?

    Каков тон этого стихотворения? (довольно-таки резкий)

    Чем обусловлена резкость общего тона стихотворения?

(резкость общего тона стихотворения обусловлена выраженным в нем чувством социального протеста, его антибуржуазной направленностью. Маяковский ненавидит буржуазно-помещичью толпу, которая пришла на вечер поэта в поисках развлечений, обличает ее уродство, пошлость, тупость. Эта многоголосая толпа, сливающаяся в представлении поэта в сплошную безликую массу жира, враждебна его демократическому мироощущению. Автор сознает, что, обращаясь к этой толпе со стихами, он бесполезно растрачивает самое для него ценное – поэтическое слово)

Как строятся отношения поэта и публики, пришедшей на вечер поэзии?

(Мужчина с остатками обеда в усах, густо набеленная женщина, выглядывавшая из своих нарядов, как бесформенная устрица из раковины – все эти зажиревшие, бездушные обыватели готовы из праздного любопытства затоптать нежное, как бабочка, сердце поэта. И они-то, эти обыватели, считают себя культурно-утонченными, а поэзию В.Маяковского объявляют грубой, варварской! Он и не намерен угождать их пошлому вкусу: он открыто, в лицо им бросает свой стих, исполненный гнева и презрений. Так некогда и М.Ю.Лермонтов бросал в лицо светской черни свой стих, «облитый горечью и злостью»)

Представляете, какой скандал разгорелся на открытии кабаре «Розовый фонарь», когда Маяковский бросил это «Нате!» в лицо благопристойной буржуазной публике.

    Как вы понимаете смысл метафоры «бабочка поэтиного сердца»?

2. А теперь мы обратимся еще к одному стихотворению ранней лирики поэта – к стихотворению «Послушайте! » (1914)

    чтение стихотворения;

    Чем оно по общему тону отличается от предыдущего?

(ЛГ не противостоит толпе, он пытается быть понятым)

    Как вы понимаете центральный образ стихотворения – образ звезды?

(этот образ символизирует смысл жизни. Когда в конце стихотворения поэт утверждает: «значит – это необходимо, // чтобы каждый вечер // загоралась хоть одна звезда?!» – он утверждает необходимость таких человеческих ценностей, как добро, любовь, красота)

У В.В.Маяковского было обостренное ощущение красоты мироздания, космоса. Но главной ценностью мира для него всегда был человек. Поэтому даже в звездах для него самое главное то, что они могут и должны быть источником радости, столь необходимой человеку. А образ далекого от людских страданий бога «с жилистой рукой», к которому врывается человек, полемически направлен против традиционных христианских представлений.

    Как можно объяснить, что звезды названы «плевочками»?

(неожиданно примененное к звездам «эпатирующее»(нарочитораздражающее резкостью, непринятостью) определение «плевочки» – это самозащита иронией от подсказываемой традицией затасканной условно-романтической «поэтичности». Оно не «снижает», не разрушает образ ночного неба, а помогает увидеть его с заплеванного асфальта городских улиц, по которым бродит одинокий поэт)

    Каково душевное состояние лирического героя стихотворения? (взволнован)

    Какими средствами передана в стихотворении взволнованность лирического героя?

(в стихотворении много восклицательных и вопросительных знаков, много коротких предложений, состоящих из одного слова(«Послушайте!», «Не страшно?», «Да?!»), передающих эмоциональный накал высказываний лирического героя)

Стихотворение написано АКЦЕНТНЫМ СТИХОМ, структура которого опирается не на количество стоп, а на равное количество логически сильных ударных слогов.

(краткая запись определения учащимися в тетрадь)

Однако у Маяковского количество ударений в строке может меняться в зависимости от интонации. В то же время стремление подсказать читателю нужную интонационную установку привело поэта к своеобразной разбивке строки на отдельные отрезки – «лесенке» Маяковского.

6. Заключение. Отличительные черты лирического героя

раннего Маяковского.

Сегодня на уроке мы обратились только к двум стихотворениям раннего Маяковского. Но я надеюсь, что вы заинтересовались стихами поэта и обязательно прочтете и другие стихотворения, относящиеся к ранней лирике поэта: «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Хорошее отношение к лошадям».

А теперь подведем итоги нашему разговору о своеобразии ранней лирики В.В.Маяковского (учащиеся ведут краткие записи вывода ).

    Как преимущественно строятся стихотворения раннего Маяковского?

(на противопоставлении толпы и лирического героя)

  • Каков лирический герой раннего Маяковского?

(способность к глубоким и сильным чувствам, любовь к людям, бунтарство, ненависть к мещанству – черты, характеризующие лирического героя раннего Маяковского).

(краткая запись выводов в тетрадь)

7. Домашнее задание .

Дома вы продолжите работу над темой урока и:

    Сайт www .vmayakovsky .ru - биография поэта “Я сам” (стр. 252-259 учебника); (фото, кот. были выведены сегодня на экран, взяты из фотогалереи сайта, но еще много интересных фотографий и дополнительного материала там размещено)

    Наизусть одно из стихотворений раннего Маяковского;

    Инд. задание «Женщины в жизни В.В.Маяковского» (3-4 мин.) по материалам сайта.

8. Сегодня мы сделали первый шаг в изучении творчества Вл. Маяковского. Активными на уроке были …. Оценки …. Урок окончен . Можете быть свободны.

этого течения?

советской власти?

Вопросы по биографии В.В.Маяковского:

1. Где родился В.В.Маяковский и какое образование получил?

2. Как начиналась литературная деятельность Маяковского?

3. Отличались ли по форме стихи Маяковского от стихов других поэтов?

4. К какому литературному течению примыкал Маяковский и в чем заключалась суть

этого течения?

5. Как назывался манифест этого литературного направления и кто его автор?

6. Каково было отношение В.Маяковского к революции?

7. Помимо писательской деятельности, чем еще занимался Маяковский в годы

советской власти?

8. В русскую литературу В.Маяковский вошел только как автор стихов?

Вопросы по биографии В.В.Маяковского:

1. Где родился В.В.Маяковский и какое образование получил?

2. Как начиналась литературная деятельность Маяковского?

3. Отличались ли по форме стихи Маяковского от стихов других поэтов?

4. К какому литературному течению примыкал Маяковский и в чем заключалась суть

этого течения?

5. Как назывался манифест этого литературного направления и кто его автор?

6. Каково было отношение В.Маяковского к революции?

7. Помимо писательской деятельности, чем еще занимался Маяковский в годы

советской власти?

8. В русскую литературу В.Маяковский вошел только как автор стихов?

Вопросы по биографии В.В.Маяковского:

1. Где родился В.В.Маяковский и какое образование получил?

2. Как начиналась литературная деятельность Маяковского?

3. Отличались ли по форме стихи Маяковского от стихов других поэтов?

4. К какому литературному течению примыкал Маяковский и в чем заключалась суть

этого течения?

5. Как назывался манифест этого литературного направления и кто его автор?

6. Каково было отношение В.Маяковского к революции?

7. Помимо писательской деятельности, чем еще занимался Маяковский в годы

советской власти?

Биография Маяковского

Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930) – знаменитый советский поэт 20 века, публицист, драматург, художник. Кроме того – талантливый актер кино, режиссер и сценарист.

Ранние годы

Родился 7 (19) июля 1893 года в селе Багдати, Грузия, в семье лесничего. У Маяковского было 2 сестры, а 2 его брата умерли еще будучи детьми.

Юный Владимир свободно владел грузинским языком. Первое образование в биографии Маяковского было получено в гимназии города Кутаиси, куда он поступил в 1902 году.

В 1906 году переехал в Москву вместе с матерью, начал учиться в гимназии №5. Революция Маяковского не оставила в стороне. Из-за невозможности оплатить обучение, он был исключен из гимназии. Затем Владимир Владимирович вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию.

Начало творческого пути

Во время одного из арестов, в тюрьме было написано первое стихотворение Маяковского (1909). В 1911 году Маяковский поступил в Московское училище живописи. Затем он увлекся творчеством футуристов. Первое стихотворение Маяковского – «Ночь» – было опубликовано в 1912 году. В следующем году писатель создал трагедию «Владимир Маяковский», которую поставил сам и сыграл в ней главную роль.

В 1915 году была окончена знаменитая поэма Маяковского «Облако в штанах». Дальнейшая поэзия Маяковского, кроме антивоенных тематик, содержит также сатирические.

В творчестве Маяковского должное место занимают сценарии к фильмам. Он снимается в трех своих фильмах в 1918 году.

Путешествия и общественная деятельность

1918-1919 годы в биографии Владимира Маяковского ознаменованы широким распространением темы революции. Он участвовал в выпуске плакатов «Окна сатиры РОСТА», в которых создавал подписи, рисунки. В 1923 году создал творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств) и журнал «ЛЕФ», в котором был редактором. В этом журнале печатались Пастернак, Осип Брик, Б. Арватов, Н. Чужак, Третьяков, и др.

В 1922 -1924 годы Маяковский посещает Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану. В Америке у поэта случилась краткий роман с одной русской эмигранткой, в результате которой на свет появилась дочь Маяковского, Патриция.

Вернувшись из-за границы, путешествует по СССР, пишет стихи, выступает с докладами. Стихотворения Маяковского печатались во многих газетах, журналах, изданиях. В 1928 году вышла известная пьеса Маяковского – «Клоп», в 1929 году – «Баня».

Смерть и наследие

В начале 1930 года поэт много болел. Далее Маяковского ждала череда неудач: его выставка «20 лет работы» не принесла успеха, а премьера пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. Душевное состояние Владимира Владимировича ухудшалось. А 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился.

В честь великого поэта и драматурга названы многие объекты (например, библиотеки Маяковского, улицы, пощади, парки, станции метро, кинотеатры), установлены многочисленные памятники. Театры им. Вл. Маяковского находятся в Москве, Норильске, Душанбе.

З. С. ПАПЕРНЫЙ

ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ МАЯКОВСКОГО

(Из творческой лаборатории поэта)

О Владимире Маяковском часто говорят так:

Он сочинял свои стихи не в кабинете, а на улице - в движении, в ходьбе...

Такое представление подкрепляется высказываниями самого поэта:

«Я хожу, размахивая руками и мыча еще почти без слов, то укорачивая шаг, чтобы не мешать мычанию, то помычиваю быстрее в такт шагам» («Как делать стихи», X, 230).

Но не нужно думать, что Маяковский вовсе не работал за письменным столом, что он наносил на бумагу только окончательный текст произведения. Рукописи ранних поэм, за немногими исключениями, не сохранились. Но сохранились рукописи, запечатлевшие - хотя и далеко не полно - творческую историю поэм советского времени, самый процесс оформления художественной мысли.

Работа над поэмой «150 000 000» (1919-1920) отражена в двух записных книжках (Библиотека-музей В. В. Маяковского), в машинописном тексте и гранках (Центральный гос. архив литературы и искусства). По записной книжке, хранящейся в ЦГАЛИ, можно восстановить важные моменты творческой истории поэмы «Люблю» (1922), - кстати сказать, далеко еще недооцененной и почему-то задвинутой в полном собрании сочинений в раздел стихотворений. Богато представлена в шести записных книжках работа над «V Интернационалом», поэмой, о которой с излишней поспешностью говорят иногда как о неудаче поэта. У Л. Ю. Брик хранятся (и имеются в фотокопиях) две черновые и одна беловая рукопись поэмы «Про это» (1923) - неоценимый клад для того, кто стремится проникнуть в лабораторию творчества Маяковского. Работа над крупнейшими поэмами «Владимир Ильич Ленин» (1924) и «Хорошо!» (1927), над вступлением в поэму «Во весь голос» (1929-1930) отражена в записных книжках (Библиотека-музей). Если обратиться к стихотворениям, то и здесь можно убедиться, что рукописное наследие Маяковского совсем не так бедно, как об этом принято говорить.

За словами о том, что Маяковский сочинял стихи не на бумаге, а только в движении, в ходьбе, что ему было неведомо пушкинское «пальцы просятся к перу, перо к бумаге», за этими словами, содержащими большую долю истины, но не всю истину, - кроется иногда и нежелание внимательно исследовать все, что сохранилось в бумагах, рукописях, записных книжках поэта.

Правда, у нас есть отдельные книги и статьи, посвященные самому процессу работы Маяковского над стихом. Но их мало. В сборнике 1940 г. «Владимир

Маяковский», изданном под редакцией А. Л. Дымшица и О. В. Цехновицера, был опубликован «Обзор рукописного наследия Маяковского» (по материалам Библиотеки-музея). Автор обзора Н. В. Реформатская писала: «Изучение рукописного наследства Маяковского, его «мастерской стиха» - ждет своего исследования. Работа в этой области только начата» (стр. 308). В сноске перечислялись исследования о творческом процессе у Маяковского: В. В. Тренин , В мастерской стиха Маяковского, изд-во «Советский писатель», М., 1937; В. Тренин и Н. Харджиев , В мастерской стиха, «Лит. критик», 1933, № 7; Н. Асеев , Работа Маяковского над поэмой «Про это», Полное собр. соч., т. V, М., 1934; Н. Реформатская , Работа Маяковского над стихами о поэзии, «Лит. учеба», 1937, № 5; А. Бромберг и Л. Стеллецкая , В лаборатории Маяковского, «Знамя», 1936, № 6).

С тех пор прошло пятнадцать лет. Много ли новых работ о мастерской стиха Маяковского прибавилось к этому списку? Очень мало.

Сам поэт говорил о том, что он перед многим в жизни «в долгу». Исследователь Маяковского должен так же остро и живо ощущать, что он в долгу перед многими сторонами деятельности поэта, «перед всем, про что не успел написать» и, в особенности, - перед поэтической мастерской, лабораторией творчества Маяковского.

Сохранилось около 70 записных книжек Маяковского. Это разноцветные по обложкам, «разнокалиберные» книжки, от миниатюрного блокнота до увесистой толстой тетради. Неожиданно наталкиваешься даже на «альбом для стихов». Наверное, Маяковский мысленно улыбался, внося «железки строк» в альбом.

Первое впечатление - беспорядочность, хаотичность записей. Отдельные строки - как поэтические осколки... Тут же рисунки... адреса, телефоны, фамилии... шуточные записи. Набросок воображаемой речи бюрократа, предлагающего «действия Коперника одобрить, признать, что земля вертится». Он же заявляет, что лошади не говорят только потому, что «не было подходящих условий и организаций» (зап. кн. 1924).

А рядом - запись предельно серьезной, выстраданной мысли: «Без искусства человек жить не может» (зап. кн. 1924).

Заготовки рифм - крепко слаженные, удивляющие неожиданностью и внутренней точностью звуковые сочетания. Например: «правители-провидели». Иногда это откладывалось впрок, но чаще встречаются рифмы-«зерна», с ростками стихотворных строчек.

Во всем этом пестром смешении строк, рифм, фамилий, рисунков нелегко разобраться. К тому же заполнялись книжки сразу с двух сторон - с начала и с конца. Видно, поэт, выхватывая записную книжку, вписывал в нее с той стороны, какая подвернется под руку. А иногда пропускал страницы - вносил запись на первую попавшуюся. Установить последовательность записей часто оказывается невозможным.

Но постепенно, вчитываясь в записные книжки, сопоставляя черновые наброски с печатным текстом, начинаешь сквозь внешнюю беспорядочность записей улавливать их внутреннюю взаимосвязь.

Вот четыре слова:

новой
конёвой
к бездне
наездник (зап. кн. 1922).

Это не простая заготовка рифм - в ней уже проступают, пока еще расплывчатые, очертания замысла. Перед нами один из набросков к прологу «V Интернационал» (1922). И четыре слова записаны поэтом как опорные

пункты строфы об «огнегривом» коне революции, который несется в будущее сквозь пламя, дым, сквозь мещанский чад:

Гора.
Махнул через гору -
и к новой.
Бездна,
Взвился над бездной - и к бездне.
До крови с под ногтя
в загривок конёвый
вцепившийся
мчался и мчался наездник (II, 584).

Но будет
Шатурское
тысячеглазое
пути сияньем прозрит электричество (II, 585).

И все это теснится в голове поэта, который записал в книжке только четыре слова.

И в этом - особенность записных книжек поэта: одно слово может там значить чрезвычайно многое - выступать как знак, предвестник нарождающегося замысла. Это - слова, рифмы, как будто нагруженные мыслью и образом.

Работая над поэмой о Ленине, Маяковский заносит на страницу записной книжки:

частица
глаз
причаститься
класс (зап. кн. 1924).

А потом дописывает перед словом «глаз»: «что общие даже слезы из...» Так возникает строфа, которую миллионы знают наизусть, воспринимают как свое, сокровенное:

Я счастлив,
что я
этой силы частица,
что общие
даже слезы из глаз.
Сильнее
и чище
нельзя причаститься
великому чувству
по имени -
класс! (VI, 224-225).

Записная книжка, хранящая следы работы над поэмой о вожде, отразила на своих страницах творческий процесс исключительной напряженности. Вот лишь одна страничка записной книжки. Приглядимся к ней внимательно - огромное образное богатство скрыто за торопливыми, а иногда и случайными, на первый взгляд, записями:

Вовек такого ценного груза
еще не несли океаны наши
как гроб его движимый к дому союзов
на волнах спин рыданий и маршей
пришел и сказал
что разбудит
люди
ими
святцы
своими
снятся
во всю напрягаю
слабое зрение
в озарении
не громче чем
мелочь
звенит в
кармане
Как гроб этот красный
к дому союзов
плывущий
на спинах рыданий и маршей (Зап. кн. 1924).

Вчитываясь в эту страничку, мы начинаем как бы воочию видеть, почти осязать самый процесс образного мышления поэта. Единый движущийся образ проходит сквозь всю поэму - образ океана-революции. Ленин - штурман советского корабля-громадины. И картина похорон вождя преломляется сквозь призму того же образа океана-революции. Отсюда неслучайность таких выражений: «плотина улиц», «ступени растут, разрастаются в риф», «звенящего марша вода». И поэтому строка - «как гроб его движимый к дому союзов» звучит не совсем точно. Поэт переделывает: не «движимый», а «плывущий». Вначале было: движимый «на волнах спин...» Казалось бы - совсем непонятно. Но в кажущейся «бессмыслице» уже мелькает искомый образ. Еще усилие - и он найден: «бесценный груз»,

плывущий
на спинах рыданий и маршей.

Эти слова невозможно верно понять вне контекста. Нельзя было их «придумать», дойти до них чисто логическим путем. Поэт увидел их сквозь призму образа, целостного и развивающегося.

Затем следует запись: «пришел и сказал, что разбудит... люди». И опять это не заготовка рифмы, а рождающаяся строфа. Рифма записывается не сама по себе; да и не такая уж это находка для Маяковского: «разбудит - люди». Он мог бы найти и более сложную и богатую рифму. Но сейчас ему нужна именно эта, ибо она для него - опорная точка мысли. Набросав несколько слов, он уже предощущает строфу, мысленно перебирает десятки вариантов, пока не останавливается на окончательном:

Сейчас
прозвучали б
слова чудотворца,
что нам умереть
и его разбудят, -
плотина улиц
враспашку растворится,
и с песней
на̀ смерть
ринутся люди (VI, 219-220).

Слева на страничке записано: «Ими... святцы... своими... снятся...». Дальше эти слова развернутся в строки о землях, которые Ленин «велел назвать своими», о землях, «что дедам в гробах, засеченным, снятся» (VI, 219). Тут же исходные слова строф: «До боли раскрыв убогое зрение...», «Стреляли из пушки, а может, из тыщи» (VI, 226). И все это на одной страничке записной книжки.

В литературно-критических работах иногда приходится встречаться с таким представлением о творческом процессе, о «замысле» и «исполнении»: сначала художник задумывает произведение; это первая стадия - работа над содержанием; потом он приступает ко второй стадии - к художественному воплощению идейного замысла; тут уже идет работа над формой...

Вглядываясь в одну только приведенную страничку Маяковского, ясно чувствуешь, как далека подобная схема от того, как работает настоящий художник, который мыслит образами, у которого нерасторжимо связано большое и малое, частное и целое, мысли и рифмы, идеи, образы и мельчайшие, как говорит Маяковский, «образишки».

О богатстве, о сложности, о многогранности образного мышления поэта свидетельствуют его записные книжки. На одной страничке размером в половину тетрадочного листка почти одновременно рождаются пять четверостиший. И каких! Образная мысль поэта охватывает сразу многие стихи, в их движении, развитии, перспективе. Поэт видит не только данную строфу, но и всю картину - она неотступно стоит перед глазами, взывая о воплощении. И так силен напор образов, так велика сила вдохновения, что картина эта одновременно воплощается в нескольких строфах; они появляются на бумаге как будто не одна за другой, а вместе.

Художник мыслит образами. Это значит, во-первых, что он предельно конкретно ощущает образную, словесную, ритмическую, звуковую «плоть» мысли; во-вторых, он видит перспективу развития художественной мысли; одновременно смотрит на произведение изнутри и извне; не плывет по течению образов, но владеет, управляет ими.

На одной из страниц той же записной книжки мы читаем: «Как будто не ночь и не звезды на ней, а плачут над Лениным негры из штатов... [Мороз] пытает, насколько в любви закаленны...» Это все та же картина народной скорби. Но в конце странички, снизу вверх, энергичной, уверенной рукой написаны и подчеркнуты два слова: «рывком... древко». Так уже одновременно начинают звучать радостные и победные слова, проникнутые сознанием бессмертия ленинского дела:

Уже
над трубами
чудовищной рощи,
руки
миллионов
сложив в древко,
красным знаменем
Красная площадь
вверх
вздымается
страшным рывком (VI, 230).

В статье «Как делать стихи» (1926) Маяковский так рассказывает о своей непрерывной - мучительной и радостной - работе над словом:

«Некоторые слова просто отскакивают и не возвращаются никогда, другие задерживаются, переворачиваются и выворачиваются по нескольку

десятков раз, пока не чувствуешь, что слово стало на место (это чувство, развиваемое вместе с опытом, и называется талантом). Первым чаще всего выявляется главное слово - главное слово, характеризующее смысл стиха, или слово, подлежащее рифмовке. Остальные слова приходят и вставляются в зависимости от главного. Когда уже основное готово, вдруг выступает ощущение, что ритм рвется - нехватает какого-то сложка, звучика. Начинаешь снова перекраивать все слова, и работа доходит до исступления. Как будто сто раз примеряется на зуб не садящаяся коронка, и наконец, после сотни примерок, ее нажали, и она села. Сходство для меня усугубляется еще и тем, что когда, наконец, эта коронка «села», у меня аж слезы из глаз (буквально) - от боли и от облегчения» (X, 231).

Если «слово стало на место», оно уже существует не само по себе, но слилось с движением образа, с течением стиха. И в стихе ожили, засветились новые, свежие краски. В первоначальном приблизительном наброске часто еще лишь «брезжит» тот образ, которого ищет, добивается художник. В первой записной книжке имеется такая запись (она относится к поэме «Человек»):

Из золота весь город
лит
сияет весь
и улицы.
В разливе золота
юлит
ликует и июлится.

В этом наброске, рисующем «золотой» город, «логово банкиров», слабо выражена мысль, которая зазвучит в окончательном тексте поэмы, мысль, определяющая весь ее образный подтекст: облик и весь строй жизни капиталистического города напоминают тюрьму. Маяковский отказывается от первого наброска, но не вовсе - он переделывает его. В ответ на песню о том, что сердце дороже денег, что накопительство бесцельно и бессмысленно, раздается встревоженный рев владельцев золота:

Как смеют петь,
кто право дал?
Кто дням велел июлиться?
Заприте небо в провода!
Скрутите землю в улицы! (I, 276, 468.)

От первоначального варианта осталась одна рифма. Слово «июлиться» было там «не на месте», оно не очень вязалось по смыслу с соседними словами. «Юлит» и «июлится», - пожалуй, эти слова поставлены рядом скорее по созвучию, нежели по внутренней смысловой связи. В окончательной редакции слово стало на место, обрело ясный смысл. «Как смеют петь, кто право дал? Кто дням велел июлиться ?» - то есть кто разрешил дням по-летнему цвести? Это уже не просто зарисовка сияющего, литого из золота города, но картина города-тюрьмы, где свободно нельзя ни петь, ни дышать, ни цвести, где небо заперто в провода и земля скручена канатами улиц.

Читая записные книжки, мы много раз встречаемся с первоначальными набросками, которые несут в себе лишь частицу искомого образа и требуют еще работы, переделки, перекраивания строк. В книжке начала 1922 г. карандашом записано:

Идите все
от Маркса до Ильича вы
все
от кого в века лучи.

Вами выученный
к правде величавой
пришел
и вас хочу учить.

Маяковский говорит о правде нового мира, мира Коммуны. Но звучит здесь и какая-то чужеродная интонация; поэт предстает каким-то пророком, чуть ли не единственным носителем правды. В 1922 г. такие «мессианские» мотивы для него были уже вчерашним днем. И слева от этой карандашной записи появляются новые слова, записанные чернилами: вместо «к правде величавой пришел и вас хочу учить» он пишет:

миры величавые
вижу.
Любой приходи и учись.

Эта редакция повторяется в рукописи и в печатном тексте пролога к поэме «V Интернационал» («Красная новь», 1922, № 3; см. также VI, 588).

Особенно упорно работал Маяковский над строфой о том, что поэт должен впитывать соки «со всей вселенной». Вначале он записывает:

Забывая и обедов
и историй сроки
будто дуб
я питаться б мог
миром всем
вливающим соки
в корни вросших ног.

«История», поставленная рядом с «обедами», да еще во множественном числе, воспринимается как-то двойственно (история человечества или история в смысле «происшествие»?). И совсем неудачно: «питаться... миром». Поэт имеет в виду «впитывать» соки, а здесь это звучит чуть ли не как «закусывать». Не удовлетворяет автора и другой вариант: «Влейте всю вселенную в то, что орем». Появляется новая запись:

Мы переживем через...

Но слово «через» зачеркивается:

Мы переживем все
чтобы я вот
прожить мог.

чтоб я вот
прожить один мог
вся Россия в меня вливает соки
корнями вросших ног.

Мысль выражена неточно - не о себе лишь одном хочет сказать поэт. Ведь не для того нужно впитывать соки, чтобы «я вот прожить один мог», а для того, чтобы он, поэт, мог вести за собой людей. И появляется окончательная редакция:

Чтоб поэт перерос веков сроки,
чтоб поэт
человечеством полководить мог,
со всей вселенной впитывай соки
корнями вросших в землю ног (II, 112-113).

Приведенное выше высказывание Маяковского о том, как в ходе работы слова либо «просто отскакивают и не возвращаются никогда», либо «задерживаются, поворачиваются и выворачиваются по нескольку десятков

раз», - это высказывание все время всплывает в памяти, когда читаешь рукописи поэта. Особенно показательна записная книжка 1925 г. с заграничными стихами. В ней содержатся тексты почти всех стихотворений американского цикла - от «Испании» до «Домой». Чаще всего это записи уже сложившихся, но еще не отточенных окончательно стихов.

На пути в Америку, на борту парохода написано стихотворение «Атлантический океан». В основе его - образ, который проходил сквозь поэму о вожде: могучего и бескрайнего океана-революции. Много строк отбрасывает автор, пока не находит самые точные слова об океане-труженике, работяге с атлетической грудью. Уже одна только рифма «атлетической - Атлантический» хорошо подчеркивает представление о богатырской мощи океана. Но дальше, вглядываясь в бездонную океанскую глубь, поэт начинает различать иные очертания:

Волны будоражить мастера
детство выплеснут другому голос милой
ну а мне б опять знамена простирать.

И на странице возникает четвертая строка:

что б еще октябрь...

Здесь уже зазвучала самая затаенная мысль поэта; но она появилась как-то слишком прямолинейно, словно прорвав оболочку образа. Все, что видит сейчас поэт, открывается ему в преломленном виде - сквозь образ океана. И он зачеркивает четвертую строку, не дописав, и заменяет ее другой, идущей уже «в русле» образа:

Вон пошло идет слилось и загромило.

Но и это не совсем точно. Слово «идет» здесь не на месте. Куда «идет»? В окончательной редакции:

Вот пошло,
затарахте́ло,
загромило.

Здесь уже нет упоминания об Октябре. Но оно не снято - наоборот, мысль о революции, родной сестре океана, определит собой все движение образа в этом стихотворении. Появляется начало нового четверостишия

Вода неподвижна лежит сквозная.

Потом перед последним словом вписывается «как». Но ведь только что вода волновалась, «тарахтела». Почему же сейчас она неподвижна? Строка переделывается, но слово «сквозная» обязательно должно остаться: вода «сквозная», потому что сквозь нее поэту уже мерещится другой, сроднившийся с океаном образ:

И снова вода присмирела сквозная
и нет никаких сомнений ни в ком.
И вдруг откуда-то чорт его знает
встает из глубин воднячий ревком.

Так «из глубин» рождается образ, в котором уже слиты океан и революция. Два ряда представлений связались, соединились в один - образный.

И гвардия пе. ..

Очевидно поэт хотел написать: «гвардия пены». Это неудачно. Но понятно, откуда могло появиться такое выражение. Образная мысль движется вперед, вбирая живые приметы океана и революции, сплавляя их. Все неудачное отбрасывается. Вместо «гвардии пены» - «гвардия капель»:

И гвардия капель воды партизаны
взбираются ввысь с океанского рва

до неба метнутся падают заново
порфиру пены в клочки изодрав.

В последней строке «пена» уже стала на место.

Неверно думать, что в этом двуедином развитии образа черты океана и черты революции участвуют, если можно так выразиться, на равных правах. Ведущим здесь, конечно, является образ революции; он все более явственно проступает сквозь океанский «пейзаж».

Трудно рождается следующее четверостишие:

И снова верстой [вознесут] вознесли одного
безмолвным согласьем [крест] назвали вождем
и каждой волнишке вокруг от него
приказы и лозунги [сыпет] блещут дождем.

Маяковский перечеркивает это четверостишие - не одной вертикальной чертой, как он это делает, отмечая готовое, но несколькими косыми, как бы совсем отбрасывая строфу. И это не случайно. В отброшенных строчках «волнишки» безмолвно возносят вверх одного. Такая картина не понравилась поэту. И вместо отброшенного он записывает:

И снова капли спаялись в одно.

Затем взамен слов «капли» вписывается «вода». И наконец:

И снова спаялись воды в одно
велев волне...

Но и это не окончательная редакция. Не «велев», а «повелев» - так и торжественней и в то же время точней. Не простое «распоряженье», но именно «повеленье» вод. В окончательном, печатном тексте мы читаем:

И снова
спаялись воды в одно,
волне
повелев
разбурлиться вождем,
и прет волнища
с под тучи
на дно -
приказы
и лозунги
сыплет дождем (VII, 97).

Разительно изменилась картина по сравнению с той, что рисовалась в первоначальном варианте: не молчаливое вознесение «волнишками» вождя, но могучая сила спаявшихся в одно вод, повелевших волне «разбурлиться вождем».

В той же записной книжке - черновик стихотворения «Домой»:

Пролетарии приходят к коммунизму низом
низом шахт серпов и вил
я же с туч поэзии бросаюсь в коммунизм...

«С туч поэзии» - выражение, подобное тем, с какими мы уже встречались «на волнах спин», «гвардия пены». Это еще не прояснившийся, нащупываемый образ, своего рода преддверие к образу. Его сменяет окончательно найденное:

Я ж
с небес поэзии
бросаюсь в коммунизм.

от огромной от несбыточной любви.

«Бросаюсь в коммунизм... от... любви» - самый оборот этот никак не может удовлетворить автора. Ведь мысль, которую он стремится воплотить в образе, как раз и состоит в нераздельности любви и коммунизма. Строка зачеркивается, возникает новая и окончательная:

Потому что
нет мне
без него любви (VII, 196).

В стихотворении «Барышня и Вульворт» - отделенные толстым витринным стеклом два человека: сам Маяковский, за которым вся молодая советская Россия, и семнадцатилетняя американская мисс, рекламирующая приспособление для точки бритвенных лезвий. Какие бы слова ни бросал ей поэт - горькие, откровенные, зовущие к бунту, борьбе, - ей чудится только одно: маленькое уютное счастьице с бесплатным столом и квартирой:

Как врезать ей в голову мысли-ножи
что мне известно другое средство
как влезть рабочим во все этажи
без вздохов без свадеб без жданья наследства.

Так записывается четверостишие и тотчас же покрывается поправками. «Мысли-ножи» - это хорошо, родилось по контрасту с теми ножичками безопасных бритв, которые целый день натачивает ремнем до блеска мисс, девушка-реклама. Но вторая строка вызывает сомнение: «Мне известно...» Звучит так, как будто он, Маяковский, единственный обладатель того «секрета», о котором идет речь в заключительной строфе. Во втором варианте:

что есть на свете другое средство.

А это, напротив, сказано как-то неопределенно. Где на свете? И последний вариант:

Как врезать ей
в голову
мысли-ножи
что русским известно другое средство...

Четверостишие как будто готово. Но в последней строке четверостишия словам как будто неудобно стоять: «без вздохов»... даже трудно произнести. Поэт заменяет: «без грез... » И только теперь можно поставить точку.

Бывает так: четверостишие закончено, но какое-то одно слово держится нетвердо, как будто качается, оно не вросло в стих, его можно заменить и другим.

В книжке 1922 г. есть такая запись, относящаяся к стихотворению «Спросили раз меня: «Вы любите ли НЭП?»:

Мы еще услышим по
странам миров
революций бешеный топот.

В окончательном тексте: «... революций радостный топот». Слово «радостный» по-новому окрасило весь финал стихотворения.

В прологе к поэме «V Интернационал» Маяковский воспевает героизм русских революционеров. Одна из строф записана в книжке № 12 так:

В кресла времен вмялся
незыблем
капитализма зад.

Жизнь ему
стынет чаем на блюдце.
А вы
уже глядели в глаза набега...

А вы
уже глядели в глаза
атакующим дням революций.

В 16-й записной книжке, относящейся к той же поэме, рисуется картина мировой революции:

Иногда лишь
туч горы
опалялись звездой света.

Слово «опалялись» тут же зачеркивается, заменяется словом «вспыхивали». Поэт продолжает искать более резкое, активное, «атакующее» слово. В окончательном тексте:

Иногда лишь
черноты го́ры
взрывались звездой света -
то из Индии
то из Ангоры,
то из Венгерской республики советов (II, 116).

В книжке поэта, хранящейся в ЦГАЛИ, - записи стихотворений 1927-1928 гг. Здесь мы находим интересный пример поисков одного эпитета. В сатирическом стихотворении «Сердечная просьба» (1928) Маяковский зло и весело смеется над нудными и пустопорожними докладами, над юбилейным много- и славословием. Об одном докладчике - любителе плоских, прописных истин - поэт пишет:

Все, что надо,
увязал он
превосходен
говор гладкий...
Но...
мелькали,
вон из зала,
... пятки

Какие же пятки мелькали из зала? Эпитет пришел не сразу. Сначала было: «как-то спасшиеся пятки». Затем - более выразительнее: «уносившиеся пятки». И наконец - самый удачный, откровенно иронический эпитет:

Но...
мелькали,
вон из зала,
несознательные пятки (IX, 36).

Последняя записная книжка поэта... Отрывки второго, лирического вступления в поэму «Во весь голос»:

Я знаю слов набат
гроба,

118 Контрастная по смыслу рифма как бы выносит на себе строфу о могучей - сильнее смерти - поэзии:

Я знаю силу слов, я знаю слов набат.
Они не те, которым рукоплещут ложи.
От слов таких срываются гроба
бежать четверкою своих дубовых ножек...

В этом словно из нержавеющей стали литом четверостишии только одно слово кажется неокончательным - «бежать». Поэт говорит о силе слова, которая побеждает смерть, которая может «мертвых сражаться поднять». В слове же «бежать» есть оттенок, в данном случае совершенно неуместный: бежать, убегать от кого-то, спасаться от угрозы. Появляется второй вариант:

идти четверкою своих дубовых ножек.

Но - «срываются... идти» - это тоже не очень складно сказано. И поэт находит слово, которое более точно, освязаемо передает поступь восставших из небытия, поднятых силой слова:

От слов таких срываются гроба
шагать четверкою своих дубовых ножек.

У многих строф, строк, выражений, слов Маяковского, которые легко и естественно возникают в нашей памяти, - большая и трудная предистория.

Поэт начал писать стихотворение. Но в действительности работа над ним началась гораздо раньше - непрерывная внутренняя работа, когда примеряются и «прослушиваются» слова, когда они выстраиваются в строки, рассыпаются и снова как будто берутся за руки. Это своего рода поэтические маневры - они облегчают творческую победу поэта, когда он переходит от заготовок уже к произведению как таковому. Вспомним сатирический портрет «душки-премьера» Керенского в поэме «Хорошо!»:

Царям
дворец
построил Растрелли.
Цари рождались,
жили,
старели.

Торжественно звучат эти строки, объединенные единоначатием и звучной рифмой, тщательно «инструментованные» (игра звуков - «р», «ц» и «с»). В торжественности этой пока почти не различимы нотки иронии и насмешки. Но следующие строки как бы опрокидывают все сказанное раньше:

Дворец
не думал
о вертлявом постреле...

«Цари.. царям... дворец... Расстрелли... старели» - и вдруг какой-то... «вертлявый пострел». Гора родила мышь. Так появляется в поэме Керенский. Но затем после строк:

От орлов,
от власти,
одеял
и кружевца
голова
присяжного поверенного
кружится -

ритм резко меняется, как будто действительно закружилась голова «вертлявого пострела», возомнившего себя Наполеоном.

Забывши
и классы
и партии,
идет
на дежурную речь.
Глаза
у него
бонапартьи
и цвета
защитного
френч.

Стихи (как это не раз отмечалось исследователями) пародийно соотнесены с лермонтовскими; причем пародируется, конечно, не само стихотворение «Воздушный корабль» - высмеивается Керенский, как жалкая пародия на Наполеона. «Глаза у него бонапартьи и цвета защитного френч» - построено прямо по лермонтовскому образцу: «На нем треугольная шляпа и серый походный сюртук». Очень выразительна неожиданная рифма: «партии - бонапартьи». Слово «бонапартьи», неологизм, самой своей непривычностью еще резче подчеркивает комизм ситуации. Это ощущение усиливается последней строкой («и цвета защитного френч») - ритмически отточенной, как будто даже «поэтичной» и эффектной, что в данном случае только обостряет комическую ситуацию.

Над этой главкой поэмы Маяковский работал в начале 1927 г. Но в творческой лаборатории поэта работа началась раньше. Уже тогда, когда Керенский ненадолго пришел к власти, в 1917 г., поэт начал делать первые наброски, заготовки сатирического портрета, который будет создан лишь спустя 10 лет. В первой записной книжке (1916-1917) имеется такая запись:

В Москве собрались
льются речи.
Все совещание
гудит.
И встал он
в цвета хаки
френче
скрестивши
руки на
груди .

Перед нами своего рода этюд к портрету. Здесь уже проступают детали, которые автор использует и заострит позднее, работая над поэмой «Хорошо!» Керенский изображен на фоне льющихся речей, ораторского гуденья в наполеоновской позе. Сравнивая этот набросок 1917 г. с отрывком из поэмы, мы видим, как долго и бережно хранились в памяти писателя, в «шкатулке черепа» некоторые сатирические детали. Вспоминаются слова, сказанные однажды С. Кирсановым: «Поэт видит жизнь на всю жизнь». В то же время мы ясно чувствуем, как выросло и возмужало мастерство поэта, насколько острее разоблачение «вертлявого пострела» в поэме, нежели в первоначальной заготовке.

Знакомство с записными книжками помогает выяснить историю отдельных набросков, их творческую «биографию», проследить, как от одного варианта к другому развивается замысел художника.

В записной книжке 1920 г. читаем:

Все кто грязь вычищал
кто любил чистоту
на деле
докажите следы
работы смыв
в день банной не-
дели.

Очевидно, перед нами черновой набросок подписи к плакату Роста о «банной неделе», связанной с борьбой против эпидемии тифа. В той же книжке помещен другой отрывок на ту же тему:

Сначала в этом чистилище
тело мылом вылощи.
Много народу ходит разного.
Не пускаем в Коммуну
такого грязного.
Побывавши в бане
иди без колебаний.
В чистилище сначала
тело потри мочалом.

В отличие от первого, в приведенном отрывке - не только агитация за чистоту, за баню, за гигиену. Вместе с этим здесь ощущается и поэтический подтекст: «Не пускаем в Коммуну такого грязного». Поэт говорит не о физической опрятности только, но об очищении человека, вступающего в Коммуну . Эта мысль звучит здесь пока еще вполголоса, намеком. В третьем отрывке, записанном в следующей книжке того же 1920 г., мысль о Коммуне как освобождении от вековой грязи получает новое, неизмеримо более богатое художественное воплощение:

Нам грязным что может
казаться привольнее
сплошною ванною
туча и вы в ней
в холодных прозрачнейших
пахнущих молнией
купаетесь в душах
душистейших ливней.

Читая эти стихи, кажется, вдыхаешь чистый, «пахнущий молнией» послегрозовый воздух. «Нам, грязным...» - это значит - людям, вышедшим из старого мира, порывающим со всем, что поэт называл - «блохастое грязненько». Радостное чувство освобождения наполняет этот отрывок. Сравнение грозовых туч с ванной, «душистейших ливней» - с душем поражает своим масштабом, гиперболичностью, ибо оно вызывает представление

об огромном человеке, который чувствует себя в небе, как дома. И как удивительно найден ритм стихов - словно освобожденный, раскованный и вместе с тем величавый!

Чудесный отрывок этот, исполненный того же чувства освобождения, которое торжествует в разговоре с солнцем («Необычайное приключение» - тот же 1920 г.), отрывок, который по силе художественной выразительности смело может быть приравнен к лучшим творениям поэта, родился в ходе повседневной «черной» работы для окон Роста, агитации за «банную неделю». «Поэтичное» у Маяковского глубокими корнями уходит в самую толщу жизни с ее повседневным трудом и борьбой.

Стихи «Нам, грязным, что может казаться привольнее...» так и остались неиспользованным наброском. Забыл ли о них поэт? А может быть, вспомнил об этом наброске, когда писал, шесть лет спустя, обличая буржуазную Европу, «где каждый из граждан смердит покоем, жратвой, валютцей!» -

Не чище ль
наш воздух,
разреженный дважды
грозою
двух революций! (VIII, 166-167).

Если задаться вопросом: когда же родилось это образное сравнение атмосферы нашей жизни с очищенным и освеженным грозой воздухом? - не так-то легко будет на него ответить. Мы видим, как годами вынашиваются в сердце поэта мысли, впечатления, образы, как всю жизнь идет невидимая, непрерывная, внутренняя работа.

И, наконец, последние наброски. Поэт уже знает, что уходит из жизни, но с неослабевающим, может быть, даже с возросшим упорством, жадностью работает над образом, над словом, над рифмой. Он признается, что не нашел счастья в любви. Да и где сыщешь любовь? -

все равно что в автомобильном Нью-Йорке
искать на счастье подкову...

Удивительный образ... Есть выражение - подкова счастья. Но Маяковский не любит условно метафорических выражений со стершимся конкретным значением. Он всегда стремится придать им живой, реальный, предметный смысл. В одной из его книжек (1924) находим такую шутливую, но характерную запись: «чемодан из фибры собственной души». Так «фибры души» (ср. «всеми фибрами души») слились с фиброй, из которой делают чемоданы. То же самое и здесь: не отвлеченная «подкова счастья», а железная подкова, которой подковывают лошадей и которой не найдешь в полном автомобилями Нью-Йорке.

Однако в том и сила поэтического образа у Маяковского, что, восстанавливая стершееся конкретное значение, поэт одновременно усиливает и идейно-символический подтекст. Смысл сравнения не ограничивается тем, что в автомобильном Нью-Йорке не найдешь подкову. Чтобы сказать это, вовсе не нужно быть поэтом. Но у Маяковского мысль о железной подкове сливается с другой мыслью - о подкове счастья, которую невозможно найти в мрачном многолюдном заокеанском городе. Иначе говоря, привычное выражение «подкова счастья» не отброшено, в нем с новой силой, взаимно подкрепляя друг друга, ожили и предметный и переносный смысл. В соответствии с этим Маяковский не просто повторяет привычный оборот, а как бы заново воссоздает его:

искать на счастье подкову...

Эти слова мы воспринимаем как бы «на фоне» старого, привычного выражения, вне которого их переносный смысл был бы утрачен.

Приведенная запись не вошла в текст вступления в поэму «Во весь

голос», к которому она относится, как не вошел и отрывок о «силе слов». Можно думать, что эти наброски ждала большая поэтическая судьба и только смерть помешала им перейти со страничек записных книжек - на страницы печатных книг, обращенных к миллионам.

Над какой бы стороной творчества Маяковского ни работал исследователь - изучение записных книжек обогащает его представление о поэте, об его образном мышлении, его творческой лаборатории. Сам Маяковский писал в заключительных строках своей программной статьи «Как делать стихи», что надо раскрыть секреты поэтического труда. Он предлагал, чтобы писатели, товарищи по оружию слова, рассказали о своей лаборатории и «непосредственно бы помогли дальнейшей поэтической работе» (X, 248).

Давно пришло время издать записные книжки Маяковского, сделать его «мастерскую стиха» достоянием широкого круга исследователей, читателей и почитателей поэта.

За исключением трех, находящихся в Центральном государственном архиве литературы и искусства, записные книжки хранятся в Библиотеке-музее В. В. Маяковского (68 записных книжек). Для того чтобы спасти их от разрушения, с оригиналов сфотокопированы макеты. Непосредственную работу по изучению книжек ведет сотрудник Библиотеки-музея Варвара Аветовна Арутчева. Сделанное ею намного облегчает знакомство с записными книжками. Уже прочтены, расшифрованы и сверены с окончательным текстом все записи. Взяты на учет неопубликованные наброски, составлены «оглавления» книжек. Впервые вся эта работа была проделана составителями первого и второго полного собрания сочинений Маяковского, выходивших соответственно в 1934-1938 и 1939-1949 гг. Тщательное чтение книжек позволяет уточнить текст и последовательность записей, приведенных в этих изданиях.

Однако все вышедшие до сих пор издания не решили еще задачи: опубликовать текст записных книжек и рукописей так, чтобы они давали наглядное и точное представление о самом творческом процессе . В настоящей статье мы привели примеры, иллюстрирующие творческую историю отдельных отрывков, строф, строк. Многие из этих примеров уже опубликованы в собрании сочинений, в перечнях рукописных разночтений, некоторые - приводятся впервые.

Разночтения в собраниях сочинений приводятся таким образом. К каждому стиху произведения за соответствующим номером в комментариях делается сноска: в записной книжке или в рукописи строка читалась так-то. Подобные списки разночтений очень полезны, они многое приоткрывают в лаборатории творчества. Но они все-таки не создают целостного представления о последовательных стадиях оформления идейно-художественного замысла; это впечатление как бы дробится, распадается на отдельные строки.

Чтобы ясно и зримо представлять - как же конкретно, в какой последовательности записывались строфы, строки, отдельные слова, - надо видеть черновые записи. Возникает необходимость в специальном издании рукописного наследия Маяковского, в котором бы воссоздавались точные копии записей .

Накануне войны, по инициативе Л. Ю. Брик, началась подготовка издания рукописей поэмы «Про это». Как уже говорилось, рукописи эти, принадлежащие Л. Ю. Брик, представляют совершенно исключительный интерес - так богато и многосторонне запечатлена в них «мастерская стиха» Маяковского. Гослитиздат договаривался об издании их с типографией Госзнака. Сохранились первые пробные отпечатки. Когда рассматриваешь их, даже не веришь, что это копии, а не оригиналы: так точно воспроизведены

записи, каждый штрих, малейший нажим карандаша. Война помешала выйти в свет этому ценнейшему изданию. Но сейчас пора взяться за это снова. Это тем более нужно сделать, что многое в рукописях и книжках поэта записано карандашом - такие наброски стираются, они недолговечны.

В свое время чьи-то равнодушные руки перебрасывали из одного учреждения в другое валики, на которых был записан голос Маяковского. Некоторые записи погибли. Правда, рукописное наследие поэта хранится бережно. Но этого мало. Его надо увековечить, сделать достоянием всех, кто любит, изучает Маяковского. Будет правильно, если Союз писателей, Институт мировой литературы Академии наук, Библиотека-музей Маяковского и Государственное издательство художественной литературы серьезно обсудят вопрос о специальном фототипическом издании, воссоздающем страницы рукописей и записных книжек гениального поэта.

Мир - коммунар (III, 92-93).

Владимир Владимирович Маяковский так начал автобиографическое повествование «Я сам »: «Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу». Его поэтическое слово всегда было ориентировано на творческий эксперимент, на новаторство, на устремленность к будущему миру и будущему искусству. Он всегда хотел быть услышанным, поэтому приходилось сильно форсировать голос, как бы кричать во всю глотку; в этом смысле название незавершенной поэмы «Во весь голос » может характеризовать все творчество Маяковского.

Устремленность к будущему выразилась в самом начале пути: в 1912 году он вместе с поэтами Д. Бурлюком, В. Хлебниковым и А. Крученых подписывает манифест «Пощечина общественному мнению». Футуристическое мироощущение осталось у него на всю жизнь: это и обоготворение будущего, его безмерная идеализация и представление о том, что оно намного ценнее настоящего и прошлого; это и «устремленность к крайнему, предельному», как характеризовал такое мироощущение Н. Бердяев; это радикальное отрицание современных жизненных устоев, которые мыслятся как буржуазные, эпатаж как важнейшая цель поэтического слова. Программные произведения этого периода творчества Маяковского — трагедия двадцатилетнего поэта «Владимир Маяковский », поставленная в Петербурге и провалившаяся, стихотворение «А вы могли бы? » и поэма «Облако в штанах » (1915). Ее лейтмотивом оказывается слово «долой», выражающее органичную для личности поэта черту: крайнюю революционность и потребность коренного переустройства миропорядка в целом — черту, которая привела Маяковского к футуризму в поэзии и к большевикам в политике. В этом же году создается поэма «Флейта-позвоночник ». Ее сюжетом стало начало драматических и даже трагических отношений с женщиной, прошедшей через всю жизнь Маяковского и сыгравшей в ней очень неоднозначную роль, — Лилией Брик.

После революции Маяковский ощущает себя ее поэтом, принимает ее полностью и бескомпромиссно. Задача искусства — в служении ей, в принесении практической пользы. Практицизм и даже утилитаризм поэтического слова — одна из основополагающих аксиом футуризма, а затем и ЛЕФа, литературной группировки, принявшей к практической разработке все основополагающие футуристические идеи. Именно с утилитарным отношением к поэзии связана агитационная работа Маяковского в РОСТА, выпускавшем «Окна сатиры» — злободневные листовки-плакаты с рифмованными строчками к ним. Основные принципы футуристической эстетики отразились в послереволюционных программных стихотворениях поэта: «Наш марш » (1917), «Левый марш » и «Приказ по армии искусств » (1918). Диссонансом к поэтически-утилитарным стихам звучит тема любви — поэмы «Люблю » (1922); «Про это » (1923), хотя и здесь проявляются характерный для мироощущения лирического героя гигантизм и чрезмерная гиперболизация, стремление предъявить себе и объекту своей любви исключительные и невыполнимые требования.

Во второй половине 20-х годов Маяковский все более ощущает себя официальным поэтом, полпредом не только российской поэзии, но и советского государства — и дома, и за рубежом. Своеобразным лирическим сюжетом его поэзии оказывается ситуация выезда за рубеж и столкновение с представителями чуждого, буржуазного, мира («Стихи о советском паспорте », 1929; цикл «Стихи об Америке », 1925). Своего рода девизом «полпреда стиха» можно считать его строки: «У советских / собственная гордость: / на буржуев / смотрим свысока».

В то же время во второй половине 20-х годов в творчестве Маяковского начинает звучать нота разочарования в революционных идеалах, вернее, в том, какое реальное воплощение нашли они в советской действительности. Это несколько изменяет проблематику его лирики. Увеличивается объем сатиры, изменяется ее объект: это уже не контрреволюция, а собственная, доморощенная, партийная бюрократия, «мурло мещанина», вылезающее из-за спины РСФСР. Ряды этой бюрократии пополняют люди, прошедшие гражданскую войну, испытанные в боях, надежные партийцы, не нашедшие в себе сил противостоять соблазнам номенклатурной жизни, прелестям НЭПа, пережившие так называемое перерождение. Подобные мотивы слышны не только в лирике, но и в драматургии (комедии «Клоп », 1928, и «Баня », 1929). В качестве идеала выдвигается уже не прекрасное социалистическое будущее, а революционное прошлое, цели и смысл которого искажены настоящим. Именно таким пониманием прошлого характеризуются поэма «Владимир Ильич Ленин » (1924) и октябрьская поэма «Хорошо » (1927), написанная к десятилетию революции и обращенная к идеалам Октября.

Итак, мы рассмотрели творчество Маяковского кратко. Не стало поэта 14 апреля 1930 года. Причиной его трагической гибели, самоубийства, явился, вероятно, целый комплекс неразрешимых противоречий как творческого, так и глубоко личного плана.

Сочинение

Творчество Маяковского и по сегодняшний день остается выдающимся художественным достижением русской поэзии нач. XX ст. Его произведения не лишенные идеологических перекосов и пропагандистской риторики, но они не могут перечеркнуть объективной значимости и масштаба художественного таланта Маяковского, реформаторской сути его поэтических экспериментов, которые для современников, да и для потомков поэта ассоциировались с революцией в искусстве.

Маяковский родился в Грузии, где минуло его детство. После смерти отца в 1906 г. семья перебралась в Москву, где Маяковский вступил в 4-ий класс Пятой московской гимназии. В 1908 г. его отчислили оттуда, а через месяц Маяковского арестовала полиция в подпольной типографии Московского комитета РСДРП. На протяжении следующего года его еще дважды арестовывали. В 1910-1911 г. Маяковский занимался в студии художника П. Келина, а потом учился в Училище живописи, познакомился с художником и поэтом Д. Бурлюком, под влиянием которого формировались авангардистские эстетические вкусы Маяковского.

Первые стихи Маяковский написал в 1909 г.в тюрьме, к которой попал через связь с подпольными революционными организациями. Стихи поэта-дебютанта были написаны в довольно традиционной манере, которая подражала поэзии русских символистов, и сам М. сразу же от них отказался. Настоящим поэтическим крещением для М. стало его знакомство в 1911 г. с поэтами-футуристами. В 1912 г. M. вместе с другими футуристами выдал альманах «Пощечина общественным вкусам» («Пощёчина общественному вкусу»), подписанный Д. Бурлюком, О. Крученых и В. Маяковским. Со стихами Маяковского «Ночь» («Ночь») и «Утро» («Утро»), в которых в эпатажно дерзкой манере провозглашал разрыв с традициями русской классики, призвал к созданию нового языка и литературы, такой, которая бы отвечала духу современной «машины» цивилизации и задачам революционного преобразования мира. Практическим воплощением декларированных Маяковским в альманахе футуристических тезисов постоянная постановка в петербургском театре «Луна-парк» в 1913 г. его стихотворной трагедии «Владимир М.» («Владимир М.»). Лично автор выступил режиссером и исполнителем главной роли - поэта, который страдает в ненавистном ему современном городе, который калечит души людей, которые хотя и избирают поэта своим князем, но не способны оценить принесенную им жертву. В 1913 г. Маяковский вместе с другими футуристами осуществил большое турне городами СССР: Симферополь, Севастополь, Керчь, Одесса, Кишинев, Николаев, Киев, Минск, Казань, Пенза, Ростова, Саратов, Тифлис, Баку. Художественной интерпретацией программы нового искусства футуристы не ограничивались и старались внедрять у жизнь свои лозунги практически, в частности даже одеждой и поведением. Их поэтические выступления, посещение кофеен или даже обычная прогулка по городу нередко сопровождались скандалами, потасовкой, вмешательством полиции.

Под знаком увлечения футуристическими лозунгами перестройки мира и искусства находится все творчество М. дореволюционного периода, ее характеризует пафос возражения буржуазной действительности, которая, по мнению поэта, морально калечит человека, осознание трагедии существования человека в мире наживы, призывы к революционному обновлению мира: стихи «Пекло города» («Адище города», 1913), «Нате!» («Нате!», 1913), сборник «Я» (1913), поэмы «Облачко в штанах» («Облако в штанах», 1915), « Флейта-Позвоночник» (« Флейта-Позвоночник», 1915), «Война и мир» («Война и мир», 1916), «Человек» («Человек», 1916) и др. Поэт резко возражал Первую мировую войну, которую характеризовал как бессмысленную кровавую бойню: статья «Гражданская шрапнель» (Штатская шрапнель», 1914), стихе «Война объявлена» («Война объявлена», 1914),(«Мама и убитый немцами вечер», 1914) и др. С саркастической иронией поэт относится к лицемерному миру бюрократов, карьеристов, которые дискредитируют честную работу, чистая совесть и высокое искусство: («Гимн судье», 1915), «Гимн ученому»,(«Гимн ученому», 1915), «Гимн хабарю» («Гимн взятке», 1915) и др.

Вершиной дореволюционного творчества Маяковского есть поэма «Облачко в штанах», какая стала своеобразным программным произведением поэта, в которой он наиболее четко и выразительно изложил свои мировоззренческие и эстетичные установки. В поэме, которую сам поэт называл «катехизисом современного искусства», провозглашаются и в образной форме конкретизируются четыре лозунга: «Прочь ваша любовь», «прочь ваш порядок», «прочь ваше искусство», «прочь вашу религию» - «четыре вопля четырех частей». Сквозным лейтмотивом через всю поэму проходит образ человека, который страдает от неполноты и лицемерности бытия, которое его окружает, который протестует и стремится к настоящему человеческому счастью. Начальное название поэмы - «Тринадцатый апостол» - было перечеркнуто цензурой, но именно оно более глубоко и точно передает основной пафос этого произведения и всего раннего творчества Маяковского. Апостол - это учений Христоса, призван внедрять у жизнь его учения, но в М. этот образ быстрее приближается к тому, который позднее появится в знаменитой поэме О. Блока «Двенадцать». Двенадцать - это традиционное число ближайших учеников Христоса и появление в этом ряде тринадцатого, «лишнего» за библейскими канонами, апостола воспринимается как вызов традиционному мирозданию, как альтернативная модель нового мировозрения. Тринадцатый апостол Маяковского - это и символ революционного обновления жизни, к которому стремился поэт, и вместе с тем метафора, способна передать настоящий масштаб поэтического явления спикера нового мира - Маяковского.

Тогдашняя поэзия Маяковского порождает не просто отдельные нелады и недостатки современного общества, она порождает самую возможность его существования, основоположные, коренные принципы его бытия, приобретает масштаб космического бунта, в котором поэт ощущает себя равным Богу. Поэтому в своих желаниях было подчеркнуто антитрадиционность лирического героя Маяковского. Доходило к максимальным эпатажам, так, что, казалось бы давали «пощечины общественному вкусу», требовали у парикмахера «причесать он ухо» («Ничто не понимал...»), становится на корточки и лает по-собачьему («Вот так я сделался собакой... «) и с вызовом заявляет: «Я люблю смотреть, как умирают дети...» («Я»), бросает у зал во время выступления: «я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам...» («Нате!»). Вместе с высоким ростом и громким голосом Маяковского все это создавало неповторимый образ поэта-борца, апостола-предвестника нового мира. «Поэтика раннего Маяковского, - пишет О. Мясников, - это поэтика грандиозного.

В его поэзии тех лет все предельно напряжено. Его лирический герой ощущает себя способным и обязанным решать не только задачаи переустройства собственной души, а и всего человечества, задача не только земные, а и космические. Гиперболизация и сложная метафоризация - характерные особенности стиля раннего Маяковского. Лирический герой раннего Маяковского чувствует чрезвычайно неуютно в буржуазно-мещанскому среде. Он ненавидит и пренебрегает всех, кто мешает Человеку из прописной буквы жить по-человечески. Проблема гуманизма - одна из центральных проблем раннего Маяковского.