Синдромы двигательных расстройств. Перинатальные поражения ЦНС: синдром двигательных расстройств в периоде восстановления

Синдром двигательных нарушений - сложная патология развития ребёнка, которая, как правило, возникает во время беременности или родов под воздействием различных негативных факторов. К их числу можно отнести гипоксию головного мозга, родовые травмы, затянувшиеся неконтролируемые гестозы, отслойку плаценты, инфекции, отравление младенца в утробе алкоголем, никотином, наркотиками и некоторыми лекарствами. Этот синдром напрямую связан с нарушением работы нервной системы малыша, и обнаруживается он обычно в первый год жизни ребёнка. Давайте поговорим, что же это такое - мышечная дистония и диагноз СМД, и как с ними справиться.

Мышечная дистония у детей

Мышечная дистония выражается в нарушениях мышечного тонуса ребёнка, т.е. малыш может иметь скованность движений в некоторых частях тела. В тяжёлых случаях недуг поражает весь организм, и кроха вообще практически не способен двигаться.

Синдром мышечной дистонии обычно становится заметным ещё в период, когда малыш считается новорожденным, т.е. в первый месяц его жизни. Существуют довольно явные признаки, по которым можно определить заболевание:

  • неестественные позы тела или некоторых его частей (выкрученные ручки, выгнутая спина и пр.);
  • гипертнус мышц - они сильно напряжены и мешают крохе расслабиться и сделать скоординированное движение;
  • гипотонус мышц - высокая вялость конечностей, тело может выглядеть «обмякшим»;
  • сочетание гипо- и гипертонуса - какая-то часть тела крохи имеет повышенный тонус мышц, а какая-то пониженный;
  • небогатая мимика лица;
  • отсутствие улыбки у ребёнка старше трёх месяцев;
  • слабый, однообразный крик.

При внимательном общении с малышом вполне реально своевременно обнаружить первые задатки синдрома мышечной дистонии у грудничка. Родителям важно не закрывать глаза на проблему, а при малейших подозрениях на отклонения в поведении и развитии ребёночка обратиться к педиатру и неврологу. Откладывание посещения этих специалистов может обернуться ещё более печальными последствиями:

  • деформациями костей;
  • задержкой физического развития - ребёнок учится держать голову, спинку, садиться, ползать, стоять и ходить с большим отставанием от сверстников. При этом он может выполнять эти действия в другой последовательности, что зависит от локализации нарушения;
  • инвалидностью и частичной потерей способности к нормальной трудовой деятельности;
  • торможением речевого и зрительно-слухового развития.

Мышечная дистония у новорожденных требует постоянного контроля со стороны доктора, поскольку вовремя выявленное заболевание вполне благополучно поддаётся коррекции, и ваш малыш имеет все шансы на здоровую и полноценную жизнь.

Лечение мышечной дистонии у детей

Синдром мышечной дистонии - не повод опускать руки, ведь при своевременно начатом лечении ребёнок способен выровнять показатели развития и приблизиться к возрастным нормам. Безусловно, ввиду серьёзности данной патологии, на восстановление крохи потребуется много времени, иногда не один год. Именно поэтому критически важно начать работать над решением вопроса как можно раньше.

Для составления грамотного плана по выздоровлению крохи врач должен обладать информацией о причинах болезни, степени выраженности нарушений, возрасте малыша и времени, когда впервые проявились или были замечены начинающиеся отклонения. Также важно знать, в какой форме проходит заболевание, и есть ли сопутствующие проблемы со здоровьем у малыша.

Назначение конкретных лекарственных препаратов целиком индивидуально и зависит от факторов, перечисленных выше. При сильном гипотонусе применяются средства, способные повышать нервно-мышечную передачу, а при гипертонусе - наоборот, используют понижающие вещества. Кроме того, могут быть полезны гомеопатические лекарства и лечение травами (фитотерапия).

В большинстве случаев, малышам при мышечной дистонии назначают курс массажа и специальных упражнений, в том числе на фитболе. Опытный массажист способен так заниматься с ребёнком, что первые результаты будут заметны уже через 15 сеансов. Гимнастика на фитболе благотворно влияет на организм малыша, позволяя расслаблять одни мышцы и включать в работу другие.

В план лечения могут быть также включены занятия в бассейне и физиотерапия. Для укрепления здоровья ребёночка может быть рекомендовано применение продуктов, богатых витаминами группы В. Но самым главным лекарством являются родительская любовь и поддержка. Благодаря им, малыш чувствует себя уверенно и комфортно, и его выздоровление протекает более позитивно и благополучно. Старайтесь не тревожить кроху и не доводить ситуацию до плача. Дело в том, что в состоянии возбуждения мышечные расстройства могут усугубляться, поэтому оберегайте своё сокровище от стрессов и перепадов настроения. Чаще ласкайте и гладьте младенца, носите на руках и разговаривайте с ним. Ведь всем известно, что родительская любовь творит чудеса.

Двигательные расстройства непременно формируются практически в половине случаев, когда неонатальная гипоксически-ишемическая энцефалопатия (НГИЭ) средней степени тяжести переходит в период восстановления. При этому у 70% пациентов формируется задержка психомтороного развития, а в 30% развивается эпилепсия.

Почему возникают двигательные расстройства?

Двигательные расстройства связаны напрямую с онтогенетическими этапами развития двигательной коры.

На сегодняшний день для двигательных расстройств (ДР) у малышей грудного возраста специально не разработаны стандарты и алгоритмы клинико-лабораторной диагностики. В этой статье мы приведём систематизированные данные, которые непосредственно касаются данной проблемы.

Клиническая диагностика

У детей грудного возраста особенностью двигательных расстройств является гипотонические изменения при центральных парезах. Самым ранним клиническим проявлением ДР является нарушение психомоторного развития. Таким образом, очень важно отследить историю моторных навыков, тщательно собрать анамнестические данные, проследить своевременность затухания врождённых рефлексов.

Для начала нужно собрать перинатальный анамнез, который может быть связан с инфицированием во время беременности, с гипоксией, нарушениями токсико-метаболического характера. Обязательно узнать о проводимом ранее лечении и реабилитации, а также об её эффективности. В анамнезе стоит обратить внимание на данные шкалы Апгар (плохой прогностический признак, если цифры менее 5 баллов), ИВЛ в остром периоде на срок более двух суток, сатурация кислородом крови менее 40 мм. рт. ст., судороги, неонатальный шок, угнетение сознания, кома. Могут также быть полезны и некоторые соматические симптомы: микро- или макроцефалия, более 3 стигм у ребёнка, летаргические состояния, рвоты, ангиоматозы, необычные запахи, пигментные аномалии.

При неэффективности терапии можно думать о дизгенезии мозга, хромосомном или генном синдроме. Прогрессирорвание двигательных расстройств способно подвести диагностику к роли нейрометаболического синдрома, как причины.

Когда врач проводит осмотр маленького пациента, необходимо обращать внимание на:

  • Ограничение движения в конечностях, изменение мышечного тонуса, нарушения рефлекторной деятельности. Эти моменты являются первичными неврологическими признаками;
  • Нарушены движения глаз, появляется нистагм, нет фиксации взора. У доношенных детей сохраняются шейно-тонические и лабиринто-тонические рефлексы более 3 месяцев от рождения. Задерживаются цепные рефлексы. Эти симптомы называются вторичными критериями неврологической патологии;

Двигательные расстройства в виде синдромов

  1. Гипотонический. Встречается наиболее часто у недоношенных детей, а также у пациентов с множественными инфарктами головного мозга. Этот синдром самостоятельно к полугоду трансформируется в спастический или атонически-астатический (объём движений снижен, сохранены минимальные моторные навыки, низкие рефлексы, мышечный тонус снижен);
  2. Спастический. Движения резко затруднены, тонус мышц повышен, мышечная сила снижена, клонус стоп, синкинезии и контрактуры, гиперрефлексия;
  3. Дистонический. Тонус мышц повышается при перемене положения тела. Это возникает из-за сохранения шейных-тонических и лабиринтных рефлексов. Часто протекает параллельно со спастическим синдромом;
  4. Гиперкинетический. Дистонии и атетоз, возникающие в возрасте 3-5 месяцев. Дебют связан с миелинизацией волокон стриарной системы. При двойном атетозе первое появление гиперкинезов наступает уже на первом месяце жизни;
  5. Восковая ригидность. Повышение тонуса мышц по пластическому типу, застывания в нефизиологичных позах, равномерное сопротивление при пассивных движениях, активные движения медленные.

Помимо данных синдромов существуют декортикации, которые встречаются при тяжёлых НГИЭ:

  1. Опистотонус. Спастический тип повышения тонуса мышц. Спина и шея в момент опистотонуса резко разгибаются;
  2. Шейный радикулярный синдром. Возникает при родовой травме и проявляется ригидностью мышц затылка с лёгким приподниманием плеч и лопаток;
  3. Синдром «гибкого ребёнка», или «вялого ребёнка». Проявляется при спинальной амиотрофии, органических ацидуриях, родовой травме, аплазии мозжечка. Симптомами является разведение ног, рагибание рук, отсутствие флексорной реакции на разгибание руки. Если ребёнка взять в руки и поднять, голова и конечности свешиваются, как плети;
  4. Доброкачественные моторные феномены. При вертикализации ребёнка происходит развитие дистонической реакции стоп на опору. Длится реакция около 1-3 минут, после чего стопа выводится. Также сохраняется повышение флексорного тонуса сгибателей коленных и локтевых суставов до 4 месяцев жизни.

Двигательные расстройства оцениваются проводят в соответствии с календарём критических сроков в 1,3,6,9 и 12 месяцы жизни. Существует стандарт психомоторных навыков, по которому и оценивается развитие ребёнка.

Лёгкой степенью нарушения моторного развития считается отклонение от календаря не более чем на 3 месяца; от 3 месяцев до полугода является нарушением средней степени тяжести. Средняя степень тяжести бывает в основном у пациентов с лейкомаляцией, перенёсших менингит, генных синдромах, эпилепсии. Более 6 месяцев отставания в развитии переводит ребёнка в группу тяжёлых нарушении психомоторного развития (ПМР). Эта степень соответствует таким заболеваниям, как врождённый гипотиреоз, лейкодистрофия, нарушение обмена органических кислот, некротическая энцефалопатия, внутриутробный энцефалит.

Лабораторно-инструментальная диагностика

Существует несколько методов, которые разделяются на подметоды. Сначала поговорим о нейрофизиологических методах:

  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) с картированием в зависимости от расположения. С помощью этого метода можно проследить за развитием ЭЭГ ритмов. Дельта-активность исчезает с 2-месячного возраста и в это же время появляются сонные веретена;
  • Для определения слуха у малыша используется метод вызова слуховых потенциалов;
  • Состояние зрительного анализатора помогают определить зрительные вызванные потенциалы;
  • Нарушения нервной проводимости в мышцах выявляется при проведении электронейромиографии.

Из методов нейровизуализации основным является нейросонография, которая может выявить субкортикальный некроз, перивентрикулярную лейкомаляцию, грыжу спинного мозга. Помимо нейросонографии используется компьютерная томография и магнитно-резонансная томография. С их помощью можно диагностировать аномалии развития структур головного мозга, проявления энцефалита.

Лабораторные методики достаточно разнообразны:

  • Уремический аминокислотный тест на гистидинемию, фенилкетонурию, гипераланинемию, глицинемию, органические кислоты и т.д.;
  • Анализы на наличие внутриутробной инфекции, тесты лейкодистрофии, тиреоидные гормоны;
  • Цитогенетические исследования. Показаниями к даннойму методу являются дисморфии (наличие стигм более 3), микроцефалия, повторные мертворождения, отставание умственного развития.

Двигательные расстройства и нарушения ПМР: лечебные мероприятия

Для терапии применяются медикаментозные препараты и физиотерапевтические методы. Кинезотерапия зарекомендовала себя очень неплохо. Методика заключается в том, что в течение 21 дня у детей с гемипарезом по 6 часов производят пассивные движения в поражённых конечностях. В дополнению к данному способу добавляется массаж, сухой бассейн, лазеротерапия, лечебная гимнастика.

Особой проблемой в раннем возрасте становится нарушение двигательной функции у детей, причем в период новорожденности и младенчества расстройства движения существенно и принципиально отличаются от таковых во взрослом возрасте и даже у детей постарше.

Обычно проблемы двигательной сферы связаны с поражениями нервной системы – особенно головного либо спинного мозга, которые отвечают за двигательные функции и их координацию. Могут также быть и проблемы, связанные с повреждением периферических звеньев двигательных цепей – нервными волокнами и самими мышцами, как это возможно при некоторых врожденных патологиях.

Чаще всего в раннем возрасте двигательные расстройства проявляются в нарушении мышечного тонуса либо проблемах с рефлексами и движениями. Расстройства движения могут иметь как легкий и легко устранимый только за счет массажей и гимнастики вид, так и серьезные прогрессирующие расстройства, вплоть до таких патологий, как

Сложности в определении проблем грудничков

Нервная ткань еще не завершила свое развитие к периоду рождения, и процесс ее созревания и становления продолжается. Поражения обычно имеют серьезный масштаб и сложности в выявлении. Если в период беременности или в родах возникли повреждения нервной системы и мозговой ткани, обычно это генерализованные (обширные) повреждения, и крайне трудно определить начальную локализацию повреждений, наиболее пострадавшую область (например, где есть гематома, киста, область ишемии). Иногда неврологи могут говорить только о преобладающем поражении в тех или иных отделах мозга – стволе, мозжечке, височной, лобной доле.

В двигательных актах задействуются пирамидная система и экстрапирамидная (это особые области, где проходят дуги двигательных рефлексов). В раннем возрасте даже опытным врачам порой нелегко отличить пирамидные повреждения от других, а это важно для дальнейшей тактики и прогноза. Основные критерии и характеристики, которыми оперируют в диагностике проблем с нервной системой и двигательной сферой малышей являются:

  • Тонус мышц
  • Рефлекторные акты.

Оценить тонус мышц правильно может только врач, знакомый с возрастной физиологией детей, так как на первом году изменения тонуса достаточно существенны, равно как и рефлексов малыша.

Особенно важно оценить правильно тонус мышц у детей при рождении и затем, в периоды до трех месяцев и с трех до полугода – у них имеется особенность – физиологическая гипертония мышц, проходящая в определенные периоды. Расстройства двигательных функций при СДН (синдроме двигательных нарушений) могут проявляться в виде:

  • Дистонии мышечных областей тела
  • Гипертонии мышечных элементов (локальная или диффузная)
  • Гипотонии мышц (также локальная или распространенная).

Обратите внимание

Изменение тонуса мышц – это не болезнь, это всего лишь патологический синдром, вызванный определенными изменениями нервной системы (результатом травмы, ишемии, иных повреждений).

Мышечная гипотония: причины развития, проявления

При синдроме гипотонии мышц у малышей наблюдается сниженное сопротивление к пассивным движениям, также типично увеличение объемов, если врач или родители производят движение ручками-ножками. То есть, сгибание ручек и ножек крохи не встречает сопротивления, в тяжелых ситуациях дети могут быть похожими на «тряпичных кукол». При выраженной гипотонии мышечных элементов может существенно ограничиваться произвольная двигательная активность либо страдает спонтанная (хаотичные движения новорожденных детей), которая обусловлена рефлексами, связана с нормальными сухожильными рефлексами, либо патологическими (ненормальным их повышением или снижением). Иногда некоторые рефлексы могут даже отсутствовать (выпадать), все зависит от конкретики поражения нервной системы.

Синдром мышечной гипотонии неврологами особенно часто выявляется у деток в период новорожденности и в грудном возрасте, он может формироваться с самого рождения или же развивается и преобразуется во все более тяжелый по мере роста малыша.

Врожденная гипотония мышц типична для:

  • Тяжелой , перенесенной внутриутробно ил в родах, асфиксии ребенка
  • Врожденных форм нервно-мышечных болезней
  • головки или области позвоночника в родах, с вовлечением головного или спинного мозга
  • Поражения в родах периферических нервов (зоны локтевого или плечевого, бедренного, лицевого)
  • Наследственных обменных расстройств, приводящих к изменению питания нервной ткани
  • Хромосомных синдромов, генетических аномалий
  • При наличии патологий с врожденным слабоумием либо ситуациями, где оно приобретается в раннем возрасте.

Также стоит знать, что гипотония мышц может впервые себя проявить либо становиться более серьезной и тяжелой в любом этапе взросления, иногда ее проявление формируется через несколько месяцев с момента родов и ее течение неуклонно прогрессирует до тяжелых состояний. При этом речь идет о выраженной и достаточно распространенной гипотонии, которая захватывает большой объем мышц, приводит к резким отклонениям в здоровье ребенка.

Гипотония, которая была выражена с раннего детства, может постепенно перейти в нормальный мышечный тонус или дистонические состояния, гипертонию мышц, либо же она остается одним из ведущих симптомов СДН у детей на всем протяжении первого годика жизни.

Степень выраженности подобной аномальной мышечной гипотонии среди малышей может варьировать от легкого и незначительного снижения (слабо ощущается сниженное сопротивление пассивным действиям и движениям) вплоть до полного выключения активных движений и практически полной атонии либо неподвижности.

Чем опасна гипотония, каково ее влияние на развитие младенцев

Естественно, что нарушенный тонус мышечных волокон может существенно влиять на здоровье ребенка и нарушать его полноценное развитие, особенно если речь идет о гипотонии.

Обратите внимание

Если снижение мышечного тонуса выявляется в нерезкой форме и нет его сочетания с какими-либо иными неврологическими патологиями, подобное состояние либо никак не влияет на рост и физиологическое развитие крохи, либо приводит к торможению и запаздыванию в сроках психо- моторного развития ребенка, обычно начиная со второго полугодия, в это время особенно активно должны формироваться двигательные акты и важнейшие навыки.

Причем типично то, что отставание в развитии происходит неравномерно, могут тормозиться достаточно сложные двигательные акты и функции, которые могут требовать для своего осуществления одновременного и согласованного взаимодействия различных мышечных групп. Примером может быть тот факт, что ребенок примерно девяти месяцев с наличием мышечной гипотонии, если его посадит врач или родители, может сидеть, а вот самостоятельно он садиться, координируя свое тело – не может.

Есть варианты мышечной гипотонии:

  • локализованная в области одной конечности, возникающая как травматическое воздействие (парезы руки либо ноги). В таких случаях задержка в формировании навыков будет ограничена пораженной зоной и ее влиянием на все остальное тело ребенка.
  • распространенная, с четко выраженным наличием серьезной мышечной гипотонии. Данный факт может оказывать тяжелое и существенное воздействие на двигательное развитие малышей. К примеру, развитие двигательных актов при такой патологии как спинальная амиотрофия (она же синдром Гоффмана-Верднига) у десятимесячного ребенка соответствует уровню трехмесячного.

Задержки в развитии двигательных функций, естественно, могут становиться причиной и особенностей в формировании и становлении психических функций ребенка. Важно понимать, когда отсутствует возможность произвольного захватывания ручками предметов, это приводит к неполноценному формированию зрительно-моторного координирования и различных манипуляций с предметами и игрушками.

Нередко формирование мышечной гипотонии сочетается с различными другими неврологическими расстройствами в виде пареза черепных нервов, развития или судорожного синдрома, все это в комплексе с отягощающими обстоятельствами влияет на задержку нормального развития и определяется не только сниженным мышечным тонусом, но и всеми остальными влияниями.

Параллельно стоит отметить, что локализация и степень выраженности сниженного тонуса мышц, его влияние на торможение физического, а также психического развития будет во многом зависеть от заболевания, что привело к подобным явлениям. При наличии судорожного синдрома, на фоне врожденного слабоумия (либо ранней приобретенной формы) не только гипотония, а еще и задержка в психическом развитии приводит к явно выраженным отставаниям и освоении положенных движений.

Дистонический синдром у детей

В понятие СДН у малышей в первый год после рождения может включаться также такое состояние как дистония мышц – это чередование в мышечных группах конечностей (обычно ручек или ножек, реже тела) как сниженного мышечного тонуса, так и повышенного , либо изменение тонуса мышечных элементов исходя из определенных влияний на нервную систему.

Так, в состоянии покоя у таких малышей при наличии только пассивных двигательных актов будет выражена явная мышечная гипотония, имеющая общий характер. Но при попытках выполнения ими определенных движений, либо на фоне положительных эмоций или отрицательных начинается нарастание мышечного тонуса, возникает формирование выраженных патологических рефлексов, имеющих преимущественно тонический характер. Это явление называют приступами дистонических атак .

Обратите внимание

Особенно часто подобный феномен дистонических расстройств наблюдают у тех малышей, которые перенесли при рождении гемолитическую болезнь, родились при вынашивании резус-конфликтной или несовместимой по группе крови беременности.

При резко выраженном синдроме дистонии мышц формируется сложность с развитием у карапуза полноценных выпрямляющих рефлексов в области туловища, плюс страдает становление реакций равновесия. Это связано с постоянно изменяющимся мышечным тонусом. Когда это синдром легкой и преходящей дистонии мышц, он не будет оказывать выраженного негативного влияния в процессе роста и развития малыша по мере возраста. Постепенно, по мере дозревания мозговых центров, все выравнивается.

Мышечная гипертония у детей

Синдром гипертонии отдельных элементов или целых мышечных групп будет характеризоваться обратными явлениями, нежели при гипотонии. Это усиленное сопротивление пассивным движениям, кроме того, ограничение в силу этого произвольной либо спонтанной двигательной активности младенцев . Также типично повышение рефлексов сухожилий с расширением зоны из возникновения, патологическими установками ручек и стоп (вывернуты, зажаты). Обычно повышенный тонус мышц может преобладать в области сгибательных групп мышц, а также удерживающих позу, могут быть существенно изменены мышцы в области бедер и плеч, что выражается в принятии ребенком определенной типичной позы. Но только исходя из позы диагноза не ставят и гипертонию мышц сразу же не определяют – это дополнительные и относительные критерии патологий.

Обратите внимание

Дополнительными критериями будут изменение врожденных рефлексов и особые симптомы Гордона, рефлекс Бабинского или Оппенгейма. В нормальных условиях они слабовыраженные, имеют непостоянное возникновение и по мере того, как ребенок развивается, слабеют и угасают. На фоне повышенного тонуса мышц они постоянно отмечаются, причем не имеют динамики угасания.

По степени выраженности синдром гипертонии мышц может иметь варианты от незначительного повышения и усиленного сопротивления для пассивных движений грудничка до полной обездвиженности и кованости (это именуют децеребрационной ригидностью – полная невозможность произвольных и иных движений, настольно тонизированы мышцы).

В таких серьезных случаях даже применение медикаментов, обладающих свойствами мышечных релаксантов (расслабляют мышцы) не может привести к расслаблению мышц, и тем более невозможно осуществление пассивных движений руками родителей или врача.

Если синдром гипертонии имеет слабое проявление, не сочетается с наличием патологических (они же тонические) рефлексов либо не осложнен иными неврологическими расстройствами, он будет влиять на развитие не сильно . Обычно это проявляется в торможении развития двигательных способностей у детишек в первые месяцы (до годика) – они позже переворачиваются, татем начинают ползать и т.д. Исходя из локализации, в каких группах мышц больше повышен тонус, тормозиться будет освоение тех или иных навыков и двигательных актов.

Например, если избыточен мышечный тонус в области ручек, может отмечаться задержка в развитии направленных движений ручками в отношении объектов, сложности с захватом игрушек или манипуляциях с предметами. Особенно выражено может страдать хватательный навык в руках. Параллельно с тем, что малыши позже начинают хватать вещи и игрушки для манипуляций, у них на длительное время сожжет оставаться специфический (ульнарный) захват – они берут предметы всей кистью. А вот пинцетные захваты пальчиками могут формироваться медленно, в части случаев требуя особых занятий и дополнительного стимулирования. Может тормозиться развитие формирование защитных функций руки, в этих ситуациях будут соответственно тормозиться и реакции удержания равновесия лежа на животе, при обучении сидению и вставанию, а также при хождении.

Если страдает мышечный тонус ножек, могут тормозиться опорные реакции со стороны ног и навыки самостоятельного присаживания, затем такие дети с трудом и неохотой встают на ножки, отдавая предпочтение ползанию, при поддержке у опоры встают на цыпочки.

Рекомендуем прочитать:

Мозжечковые расстройства: роль в двигательных расстройствах детей

Мозжечок человека относится к важным мозговым центрам, он отвечает за координацию движений и статику, а также плавность и сочетанность двигательных актов, поддержание позы. Поражения мозжечкового характера у малышей с раннего детства могут быть результатом внутриутробного его недоразвития (агенезия мозжечка - недоразвитие, гипоплазия – уменьшение объемов), а также он может быть поражен в результате родовой травмы либо перенесенной острой асфиксии в родах. Иногда особым вариантом могут быть наследственные проблемы его развития или ранняя дегенерация, отмирание тканей вскоре после рождения.

Подобные проблемы привозят к снижению тонуса мышц, проблемам с координацией движений в ручках, а также расстройствами равновесия, когда дети постепенно овладевают навыками по возрасту – учатся сидеть и стоять, затем ходить. Кроме того, для мозжечковых синдромов типично появление дрожания в руках и ногах, проблемы с координацией и неустойчивостью походки, их можно определить уже после того, как дети овладеют произвольными и активными движениями.

Впервые родители могут начать подозревать проблемы в координации, если понаблюдают за детьми и тем, как они тянутся к игрушкам, могут их захватывать ручками и тянуть ко рту, а также как они стоят или сидят, потом уже ходят.

Дети в грудном возрасте, имеющие проблемы мозжечка и координации, в попытках хватания и удержания игрушек могут делать массу лишних движений, особенно подобное ярко выражено, когда младенцы находятся в сидячем положении . Самостоятельное сидение у них формируется с выраженным запозданием, около 10-12 месяцев, зачастую в этом периоде дети с трудом удерживают равновесие, немедленно падают при необходимости поворота в стороны либо при необходимости брать предметы. Ребенок боится падать, и поэтому он не играет с предметами двумя руками, только одной, придерживая себя и сохраняя опору за счет второй руки. Ходить дети начинают уже ближе к двум годам жизни, при этом они часто падают, и некоторые из малышей в силу этого предпочитают ползание в период того, когда им уже давно пора нормально ходить.

В некоторых случаях на фоне мозжечковых расстройств в первый год жизни могут наблюдаться плавающие движения глаз и речевые расстройства , первые симптомы дизартрии мозжечкового происхождения. Если же поражение сочетано с повреждениями черепно-мозговых нервов, могут иметься специфические задержки в развитии – поздняя фиксация взгляда на предметах, слежения за ними, затем проблемы с моторно-зрительной координацией и нарушение ориентирования в пространстве, по мере роста возникают существенные проблемы с освоением речи и особенно активной.

Формирование ДЦП как крайний вариант расстройств

Наиболее тяжелой и крайней формой синдрома двигательных расстройств у малышей впервые месяцы будет развитие (явления детского церебрального паралича). Набор клинических проявлений (симптомов) при ДЦП будет зависеть от наличия расстройств тонуса мышц и их выраженности, но повышенный тонус типичен для всех форм патологии, степень выраженности расстройств разная. Так, часть детей рождается с уже высоким мышечным тонусом, прогрессирующим по мере взросления, у других изначально он снижен или имеется выраженная дистония, переходящая затем в гипертонус. Эта категория детей при рождении выглядит вялыми и с бедностью спонтанной активности, у них угнетаются безусловные рефлексы, ко второму месяцу жизни, если ребенка положить на живот или вертикально удерживать, чтобы он делал попытки держать головку, возникают признаки дистонии. Малыш может периодами беспокоиться, тонус мышц резко повышается, ручки разгибаются и заворачиваются внутрь в области плеч и предплечий, кистей, пальчики сжимаются в кулачки. При этом ножки разгибаются и перекрещиваются, приводятся вовнутрь. Такие приступы длятся по несколько секунд, повторяясь на протяжении суток, и могут быть спровоцированы различными раздражителями извне – криками, громкими звуками.

Возникновение двигательных расстройств при формировании ДЦП будет обусловлено тем фактом, что поражение мозговых структур, которые еще крайне незрелые, может нарушать правильную последовательность в созревании мозга. За счет этого высшие корковые центры, которые отвечают за координированность и слаженность всех движений и формирование навыков, не могут отказывать тормозящего влияния в отношении примитивных врожденных стволовых рефлексов. Поэтому тормозится исчезновение безусловной рефлекторной деятельности, не блокируются патологические рефлексы, изменяется мышечный тонус, что становится препятствием для формирования выпрямления тела и формирования его равновесия, развитие тормозится и нарушается, тело не подчиняется правильным импульсам мозга, который серьезно поврежден.

Методы лечения малышей

Во многом сложность с лечением определяется тем фактом, насколько рано выявлены проблемы и насколько они сложные и тяжелые, есть ли органические поражения мозге необратимого характера. Сегодня у неврологов много эффективных методик, которые могут устранять двигательные нарушения в раннем периоде и достаточно быстро и эффективно. После полноценного как медикаментозного, так и дополнительного лечения функциональные расстройства проходят бесследно, и при органических расстройствах в незапущенных стадиях можно существенно улучшить ситуацию. Естественно, что все рекомендации индивидуальны, но в общих принципах лечение состоит из:

  • Курсы лечебного общего массажа, проводимого только специалистом, имеющим опыт в регулировании тонуса мышц у младенцев
  • Курс лечебной физкультуры и особый двигательный режим, постоянные занятия с ребенком
  • Применение физиотерапии с различными видами воздействий
  • Применение групп препаратов, которые улучшают передачу нервного импульса и восприятие его мышечными волокнами
  • Препараты, которые нормализуют реакции мышц на поступающие импульсы от нервной системы
  • Витаминные препараты нейротрофического ряда ()
  • Реабилитационные мероприятия, занятия дома с родителями по специальным методикам.

При наличии легких вариантов СДН у детей все быстро поддается коррекции, однако серьезные органические патологии можно скорректировать не полностью и потребуется затем постоянное наблюдение и курсы реабилитации на протяжении жизни.

Синдром двигательных нарушений у грудничка – это болезнь, при которой у малыша наблюдается нарушения двигательной активности (снижение или повышение), ослабление силы мышц и мышечная дистония.

Чаще всего этому заболеванию подвержены грудные дети в возрасте от двух – четырех месяцев. Риск получить данное заболевание возрастает, если ребенок перенес гипоксию (кислородное голодание) или травму головного мозга. Как и многие другие заболевания, синдром двигательных нарушений (СДН) делится на несколько видов.

Виды СДН

  • Мышечный гипертонус – повышенный мышечный тонус. Ребенок не способен держать равновесие долгое время.
  • Мышечная гипотония – пониженный мышечный тонус. Этот вид СДН распространяется и на малышей более старшего возраста.
  • ДЦП – .
  • Мозжечковый синдром – расстройство работы и функций мозжечка. (Пьяная походка).
  • ТЛР- тонический лабиринтный рефлекс. Дети не могут перейти в сидячее положение, не могут перевернуться с одного бока на другой.

Причины

  1. Осложнения во время родов. Достаточно часто нетерпеливый акушер-гинеколог для ускорения процесса появления на свет ребенка начинает выталкивать малыша, применяя силу, что оказывает неблагоприятное воздействие на плод, травмирует его, вследствие чего, малыш получает СДН.
  2. Если мама во время беременности или ребенок во время родов страдали кислородным голоданием (гипоксией), то можно быть уверенным, что младенец получит СДН.
  3. Инфекция нервной системы. Источником этой инфекции является больная мама, которая заражает плод через плаценту.
  4. Неправильно сформированный аппарат опорно-двигательной системы.

Очень важно диагностировать СДН как можно раньше. Поэтому молодая мама должна с полной ответственностью следить за здоровьем и поведением своего ребенка особенно в первые месяцы его жизни.

Симптомы

  • Слабая мышечная сила является основным симптомом болезни. Все движения малыша происходят «в замедленном действии». Ребенок без посторонней помощи не может держать голову, шею, поднять ручки и ножки.
  • Малыш не в состоянии принимать патологические позы. Сложность, практически невозможность, в сгибании и разгибании верхних и нижних и верхних конечностей. Ребенок не может загибать пальчики.
  • Монотонность плача и криков-также характерный признак синдрома двигательных нарушений.
  • Мимика больного ребенка существенно отличается от мимики здорового. Она достаточно бедная, малыш поздно начинает улыбаться. Например, если здоровенький малыш начинает радовать родителей своей улыбкой в первый месяц жизни, то младенец, страдающий синдромом двигательных нарушений показывает улыбку в лучшем случае — в трёхмесячном возрасте.
  • Зрительно слуховые реакции значительно запаздывают.

Лечение

Остеопатия, массаж, лечебная физкультура, и рефлексотерапия занимают первое место по эффективности лечения синдрома двигательных нарушений у детей. В любом случае ребенок в обязательном порядке должен наблюдаться у врача-невролога и пройти назначенное им лечение.

Остеопатия – это альтернатива официальной медицине. Является более мягким способом лечения СДН у детей, нежели медикаментозное и инвазивное лечение. Лечебное действие оказывается с помощью массажа внутренних органов, в частности – воздействие на нужные точки тела.

Массаж и лечебная физкультура . Детям в возрасте до одного года обязательно нужно пройти не менее чем 4 курса лечебной физкультуры и массажа. Один курс состоит не менее чем из 20 сеансов, сеанс состоит из определенного комплекса лечебных упражнений. В промежутки между курсами родители должны самостоятельно делать массаж ребенку.

Для выполнения процедур массажа необходима использовать мази. Какую именно мазь вы должны приобрести для своего малыша, должен подсказать вам специалист.

Для получения желаемого результата особое внимание нужно уделять нижним конечностям. Перед началом выполнения упражнений-укутайте ноги малыша в одежду из шерсти. После окончания гимнастических упражнений можно сделать сапожки из парафина или ванночки с отварным овсом.

Лечащий врач вашего ребенка обязательно должен проводить специальную диагностику, которая способствует конкретному определению видов нарушений. (Сидение, ходьба, ползанье и др.)

Сделав на этой основе результаты, невролог может назначить ряд гомеопатических препаратов и сформировать рацион питания ребенка. В частности, при СДН малыш должен питаться продуктами, содержащими витамин B. Или же назначить уколы.

Рефлексотерапия . Этот вид лечения является наиболее результативным, если ребенок имеет задержку в развитии и созревании нервной системы.

Профилактика

Обеспечьте своему ребенку полную свободу в действиях (Не переусердствуйте. Правила безопасности никто не отменял.) Не ограничивайте его узкой колыбелькой. Если имеется возможность, неплохо было бы предоставить малышу отдельное помещение. Ребенок должен развиваться, иметь интерес к жизни, познанию окружающего мира. Предоставьте ему больше объектов для изучения: ярких игрушек, красочных картинок и т.п.

Еще одним важным и полезным для развития нервной системы детей является ходьба босиком, гимнастика, лечебный массаж в обязательном порядке. Занятия на большом мяче () также оказывают положительный эффект в профилактике СДН.

Как можно чаще играйте с ребенком в пальчиковые игры, прикасайтесь к нему, ходите по рельефным поверхностям.

Современные мамы воспринимают диагноз «синдром двигательных нарушений» как приговор, отчаиваются и опускают руки. Это неправильная реакция! Эта болезнь излечима, с ней нужно бороться. И если вы действительно любите свое чадо-вы ни за что не отступите, а будете бороться за здоровья ребенка до конца.

вот что нашла:

Детский синдром двигательных нарушений
«Синдром двигательных нарушений» – этот диагноз не должен пугать родителей. Проявляется заболевание уже в первые месяцы жизни ребенка, как нарушение (снижение или, наоборот, повышение) мышечного тонуса, появление непонятной двигательной активности. Иногда на разных конечностях мышцы развиваются с разной интенсивностью - это тоже проблема. Часто это заболевание становится причиной замедления в физическом и психическом развитии.

Почему это происходит? Нарушения тонуса препятствуют формированию у ребенка правильных двигательных функций, вследствие чего ребенок гораздо позже начинает ползать, ходить, появляются сложности с овладением речью. При нормальном развитии дети уже в 3-4 месяца держат голову, а малыши, которым поставлен диагноз «синдром двигательных нарушений» и в 12 месяцев не справляются с этой задачей. Заметить самые первые симптомы неправильного развития должен специалист. И, чем раньше это произойдет, тем лучше.
Важно обнаружить синдром, как можно раньше

Что в первую очередь должно встревожить родителей и заставить их обратиться к специалисту? Это нарушения мимики, отсутствие улыбки, слабые (или отсутствие) зрительные или слуховые реакции. Читайте специальную литературу для родителей, общайтесь с опытными людьми, внимательно наблюдайте за своим ребенком - это поможет обнаружить заболевание как можно раньше. Если этого не удалось сделать и вы обнаружили заболевание достаточно поздно, например в 7-9 месяцев, (в 8-10 месяцев), то ситуация усложняется и вам потребуется длительная и квалифицированная помощь.

Ну вот это случилось и вам поставили диагноз «синдром двигательных нарушений» - не надо опучкать руки, надо действовать. Каждый человеческий организм индивидуален и он может с определенным успехом противостоять болезни. Надо ему просто помочь. Тем более, что начальные признаки настолько малозаметны, что неврологи часто ставят такой диагноз, «на всякий случай», чтобы не упустить время. Через какое-то время этот диагноз снимается и ребенок растет совершенно здоровым.

Даже, если у вас все хорошо, но вы предусмотрительны и хотите избежать проблем: запланируйте регулярные посещения специалиста, примерно, раз в месяц. После года посещения могут стать более редкими, например, 1 раз в 3 месяца. Проблему лучше предупредить, чем бороться с ней. Главное, чтобы врач вовремя заметил симптомы заболевания и рекомендовал правильное лечение.
Как лечат синдром двигательных нарушений

Лечение зависит и от уровня интенсивности синдрома. Если двигательная активность снижена, назначают препараты, стимулирующие нервно-мышечные связи, при повышенной активности, наоборот, те препараты, которые снижают такие связи. Особое внимание уделяется питанию: нужно давать продукты богатые витамином В.

Другим эффективным средством является массаж - он позволяет добиться отличных результатов при правильном применении. Но организм новорожденного еще слаб и важно найти человека, который специализируется именно на детском массаже, на массаже новорожденных. Нужно не менее 10-15 сеансов массажа, чтобы проявились изменения к лучшему. Перед массажем следует согреть ребенка, особенно конечности, а после упражнения лучше на некоторое время закутать их в мягкую шерстяную ткань ил маленькие валенки.
Лечебная физкультура – как ее проводить?

Прежде всего, посоветуйтесь со специалистом - он подскажет вам нужные упражнения с учетом специфики вашего ребенка. Из общих советом можено рекомендовать частое повтороение разных движений, чтобы развить двигательный стереотип. Изучайте по нескольку новых движений ручками и ножками, посторяйте каждое, примерно, по 30 раз. Ребенок не должен лежать и спокойно наблюдать за тем, что происходит вокруг. Постарайтесь, чем то привлечь его внимание, заставить его потянуться. Стимулируйте двигательную деятельность малыша.

Имейте ввиду, что синдром двигательных нарушений у детей поддается лечению, особенно, если оно начато своевременно. Раннее лечение может помочь в довольно сложных случаях, и, наоборот, промедление в лечении, может легкий случай првратить в сложный

Брр… пусть она лучше перестраховалась.....