Эмоциональная загрузка и перезагрузка. Что такое эмоциональное выгорание и как с ним бороться

← Расскажи друзьям

Состояние, которое в быту мы называем «эмоциональной усталостью», психологи именуют «эмоциональным выгоранием». Что это и как с этим бороться, выяснила редакция журнала «Секретик».

Невозможно встретить человека, который бы не уставал эмоционально. Ежедневно мы тратим чрезмерно много внутренних сил и не всегда успеваем их восстановить, возникает эмоциональная усталость. Нет ничего необычного в том, что к вечеру человек чувствует усталость, при условии, что за ночь он успевает восстановить силы и готов идти навстречу новым свершениям. В случае если состояние усталости проявляется ежедневно и становится хроническим, следует сосредоточить на этом серьезное внимание.

Проявления эмоционального выгорания

Раздражение

Раздражение - самый верный признак состояния эмоционального выгорания. Очередь в супермаркете, безобидные шутки коллег, «слишком» горячий кофе и огромное множество прочих пустяков порождают невероятное раздражение. Появляется ощущение, что всё против тебя.

Желание остаться в одиночестве

Основным источником негативных всплесков внутри человека являются люди: в офисе и парке, в вагоне метро, и салоне красоты. Их слишком много. Обыденные деловые и личные встречи, но человеку при этом хочется соорудить вокруг себя громадную стену, чтобы никто не мог подступиться к нему.

Невнимательность

В состоянии эмоционального выгорания человеку очень сложно сосредоточить внимание на выполнение простых задач - составление типового отчета в срок, отправление письма партнеру, приготовление ужина, прогулка с собакой. Многое человек просто забывает - посетить магазин, перезвонить кому-либо, выключить рабочий компьютер. Особенно сложно принимать решения, сознание будто затуманено.

Психофизиологические симптомы

На фоне эмоциональной усталости появляются такие симптомы, как: нарушение сна, состояние постоянной взволнованности, отсутствие аппетита и физическое утомление.

Тоска и разочарование

У человека пропадает интерес ко всему в жизни. Мы начинаем задумываться о «вечном»: ту ли профессию мы выбрали и место работы, с тем ли человеком вступили в брак, неудачи колоссальны, а успехи ничтожны.

Этапы эмоциональной усталости

Люди, деятельность которых состоит в основном из общения с людьми - студентами, клиентами, покупателями, больше остальных подвержены синдрому эмоционального истощения.

На первом этапе человек испытывает чувство, что ежедневные занятия начинают его сильно угнетать. У бухгалтера программа учета данных вызывает отвращение, администратору салона хочется спрятаться в подсобное помещение, тренер по баскетболу с трудом дожидается окончания тренировки. Чтобы избежать тягостного состояния, человек старается эмоционально оградиться от людей, выполняет должностные обязанности формально, стараясь не устанавливать контакты. На следующем этапе такое отстранение человека понемногу замещается ненавистью к окружающим людям. На последнем этапе эмоциональная усталость проявляется на физиологическом уровне - бессонницей, сердечными и зубными болями. Наступление третьего этапа говорит, что пора принять меры, способствующие восстановлению душевных сил.

Как же побороть эмоциональной усталостью?

В состоянии сильнейшего эмоционального выгорания необходимо срочно организовать себе передышку, отдых. Можно безгранично ругать себя, пытаться настроиться на выполнение задач, но пока мы не позволим себе отдохнуть, усталость не исчезнет. Прислушайтесь к себе, и Вы поймете, какой именно сейчас Вам необходим отдых. Множество людей выбирает уединение. Нескольких дней будет достаточно, чтобы «прийти в себя». Поездка в другой город или кратковременный отпуск, проведенный дома, с чашкой любимого чая и увлекательной книгой пойдут на пользу.

Чтобы впредь не допускать последних стадий эмоционального истощения, необходимо соблюдать несколько не сложных правил:

  • Чаще прислушивайтесь к себе. Если выявить признаки эмоциональной усталости на начальном этапе, вполне вероятно остановить процесс, перестроиться так, чтобы остановить ее развитие.
  • Учитесь говорить «Нет»: клиентам, партнерам, коллегам. Старайтесь как можно чаще щадить себя, и не нагружать ненужными заботами.
  • Не забывайте периодически посвящать время отдыху. Не бойтесь сказать родным, что вам необходимо некоторое время побыть одному.
  • Не оставляйте без внимания вопрос: «А нравится ли Вам дело, которым Вы занимаетесь? Нравится ли жизнь, которую проживаете?».
  • Подумайте, что можно изменить в своей жизни, чтобы результаты вашей деятельности стали успешнее. Эмоциональная усталость не возникает там, где осознается и чувствуется отдача от собственных действий.
  • Эмоциональное истощение легко побороть физическими нагрузками: плавание, утренняя пробежка, велосипедные и пешие прогулки помогут снять стресс и нервное возбуждение. Ведь зачастую одной из причин эмоциональной усталости является сидячий образ жизни и недостаток физических нагрузок.

СЭВ - синдром эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания - это психологическая реакция человека на долгосрочное эмоциональное переутомление, проявляющееся в потере интереса к жизни. Такая реакция может «созревать» месяцами и даже годами. Американский психолог Херберт Фрюденбергер в 1974 г. дал определение СЭВ (по английски «burnout») как проблемы, «рожденной обществом и временем, в котором мы живем, постоянной борьбой за то, чтобы наполнить нашу жизнь смыслом. Это состояние не проходит, если его игнорировать».

СЭВ может наступить практически у любого человека, и развивается он по следующему сценарию (хотя человек не всегда проходит все ступени):

Стремление самоутвердиться;

Решение работать больше;

Пренебрежение своими потребностями;

Непонимание конфликта (человек не понимает корня проблемы своего плохого самочувствия);

Изменение ценностей (теряет друзей, семью, оставляет любимые занятия и т. д.);

Отрицание нависших проблем (цинизм, агрессия и разочарование становятся очевидными);

Социальная изоляция (при этом появляется почва для алкоголизма, наркомании и т. п.);

Заметные изменения в поведении;

Внутренняя пустота;

Депрессия;

СЭВ (мысли о самоубийстве, полное умственное и физическое истощение).

Причины возникновения СЭВ:

Причиной возникновения СЭВ является стресс , вызванный обычно слишком насыщенной жизнью: большим количеством встреч, заседаний, проектов, нереальными сроками выполнения обязательств, второстепенными и ненужными делами, отвлекающими от основной работы, а также многими другими факторами, влияющими на жизнь человека в нашем перенасыщенном информацией и технологиями мире. Стресс сам по себе обычно не вызывает больших проблем, но в отношении длительных и многочисленных стрессов каждый из нас имеет свои пределы устойчивости, и когда мы переходим их, то оказываемся на грани переутомления.

Как бороться с СЭВ или предупредить его:

1. Проанализируйте свои мотивы в жизни. Обычно учителя, врачи, менеджеры и представители других профессий, часто и много общающиеся с людьми (пациентами, учащимися, клиентами и т. д., которые не всегда ведут себя «хорошо»), вынуждены вести себя учтиво и вежливо по долгу службы, не испытывая настоящей любви к людям. Со временем стимул (зарплата, карьера и др.) «любить» людей ослабевает или исчезает, и человек дает волю своим настоящим чувствам. Если такое отношение не меняется, человек вынужден менять работу, надеясь, что когда-то он окажется в таком месте, где «любить» других нужно будет не так часто или попадутся такие люди, которых любить будет легко. Как же научиться по-настоящему любить людей?

2. Упростите свою жизнь. Телевидение, интернет, мобильные телефоны и другие средства массовой информации помогают нам в работе, но одновременно через них поступает масса бесполезной для нас информации. Это отвлекает нас от наших прямых обязанностей, занимает время и ум, и, в конечном счете, создается впечатление, что мы сильно перегружены.

3. Выделяйте время для отдыха. Отдавайте предпочтение полезному физическому труду, при котором разум отдыхает: работе в саду или огороде, разведению цветов, ремеслам, прогулкам в парке или лесу и т.п. Отдых на лоне природы оказывает восстанавливающее действие. Избегайте длительного просмотра телепередач или интернет-серфинга.

4. Придерживайтесь здоровых привычек в питании. Употребляйте в основном растительную пищу, избегайте стимуляторов: кофе, чая, алкоголя и острых специй. Важно ежедневно употреблять 6-8 стаканов воды.

5. Вырабатывайте привычки регулярности в жизни в отношении режима сна и употребления пищи.

6. Не ограничивайте себя во сне. В среднем человеку необходимо спать 7-8 часов в сутки.

7. Отдыхайте хотя бы один раз в неделю. Человеку необходимо время для восстановлении духа, души и тела.

8. Не давайте обещаний, которые вы не сможете сдержать. Перегружая себя, мы становимся раздражительными и агрессивными, потому что чувствуем давление невыполненных обязательств. Реально оценивайте свои силы

В процессе выполнения работы может развиться состояние пониженной работоспособности организма, которое объективно оценивается как утомление, а субъективно воспринимается в виде чувства усталости.

Утомление - снижение работоспособности, возникающее в результате выполнения труда большой тяжести, напряженности или продолжительности и выражающееся в количественном и качественном ухудшении его результатов.

В настоящее время наиболее популярной является теория утомления, согласно которой утомление в первую очередь возникает в центральной нервной системе. При длительном возбуждении определенных участков нервной системы наступает перевозбуждение и торможение условных рефлексов. Торможение является мерой предупреждения функционального истощения клеток, что позволяет клеткам не реагировать на поступающие импульсы.

Чрезвычайно высока биологическая роль утомления . Оно выполняет защитную функцию, предохраняя организм от истощения при слишком длительной или напряженной работе. Повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма.

В развитии утомления различают преодолеваемое утомление, при котором сохраняется высокая работоспособность, поддерживаемая волевым усилием. Это так называемое компенсированное утомление. Работоспособность в этом случае обеспечивается значительными энергозатратами. Чаще всего утомление и усталость развиваются параллельно, однако это происходит не всегда. Так, если человек занят любимым, важным для него делом, он может работать достаточно долго, не чувствуя усталости, хотя налицо признаки утомления.

Дальнейшее выполнение работы вызывает развитие некомпенсированного , явного утомления, главным признаком которого является снижение работоспособности. Проявляется утомление субъективным чувством усталости. Фаза декомпенсированного утомления характеризуется снижением общего уровня активности ЦНС (уменьшением скорости зрительно- и слухомоторной реакции, падением уровня внимания), рассогласованием активности различных областей коры большого мозга. Отмечается падение сократительной способности работающих мышц, дискоординация движений, замедление их темпа.

Необходимо так дозировать деятельность человека, чтобы возникающее в ее результате утомление исчезало за время отдыха. Если этого не происходит, то симптомы утомления накапливаются, что приводит к переутомлению.

Переутомление – это длительное и глубокое снижение работоспособности, сопровождающееся нарушением деятельности систем жизнеобеспечения и требующее для своего устранения длительного отдыха. Таким образом, переутомление – это патологическое состояние, которое не исчезает после обычного отдыха и требует специального лечения. Существует понятие синдром хронической усталости . Проведенные рядом ученых исследования показали, что хроническая усталость является основной причиной обращения к врачу около 24% взрослого населения.

Причин, приводящих к хронической усталости, множество и связаны они как с физическим состоянием человека, так и с состоянием его духа. Большинству пациентов лучше помогает комплексный подход к лечению с учетом психологических факторов. Выявление и корректировка проблем, волнующих человека, является важной частью в деле его исцеления. Среди конкретных рекомендаций преодоления состояния хронической усталости наиболее значимы следующие:

    Осознание факта, что самооценка оказывает значительное влияние на здоровье и возможности выздоровления.

    Выявление сторон жизни, вызывающих у человека стресс и поиск способов исключения стрессовых ситуаций.

    Постепенное восстановление активности: объема воспринимаемой информации, физической нагрузки, времени общения с людьми.

Физиологический механизм формирования нервного напряжения. Если ранее ученые преимущественно занимались вопросами, связанными с утомлением и переутомлением, то в настоящее время особую актуальность приобрели проблемы - напряжения и перенапряжения.

Труд не сводится лишь к физической и умственной деятельности. Он почти всегда связан с эмоциональным напряжением, достижением поставленной цели и преодолением затруднительных ситуаций, которые также могут способствовать развитию нервного перенапряжения. Кроме умственно-эмоционального перенапряжения в процессе труда могут возникнуть перенапряжения другого характера, например физическое. В рамках этой работы рассмотрим умственно-эмоциональное перенапряжение как самое распространенное пограничное состояние не только среди работников умственного труда, но и работников других современных профессий.

В сфере эмоций и умственной деятельности современного работника наблюдается значительная интенсификация, которая приводит к тому, что работающий не успевает адекватно и быстро реагировать на всю биологически значимую информацию. Накапливается все больше неотреагированных воздействий, нереализованных эмоций, нерешенных задач различного характера.

Образ жизни и трудовая деятельность за последние годы настолько изменилась, что приспособительно-компенсаторные механизмы, выработанные в процессе эволюции, с трудом справляются с новыми условиями действительности. Возникает дисгармония между психофизиологическими и трудовыми, социальными ритмами. Можно допустить, что темпы адаптации организма человека отстают от темпов возросших жизненных требований, т.е. от ускоренного социально-производственного развития. В связи с этим значительно повышается напряженность регуляторных механизмов ЦНС и гомеостатических констант организма. Чрезвычайно сильные раздражители все более вовлекают структуры коры и подкорки и формируют нервное напряжение. Напряженность нервных и приспособительно-компенсаторных механизмов резко возрастает, возбудительный процесс принимает застойный характер.

В отличие от переутомления, сущность которого в истощении компенсаторно-адаптивных механизмов, нервное перенапряжение - это состояние организма, когда процесс возбуждения при продолжительном воздействии какого-либо постоянного раздражителя или эмоционального комплекса достигает предельно высокого уровня, длительно сохраняющегося только благодаря постоянному включению дополнительных нервных механизмов и потенциальных ресурсов.

Умственно-эмоциональное перенапряжение - это состояние, вызванное психоэмоциональными раздражителями, воздействие которых определяется не их физическими параметрами, а информационно-вербальным содержанием и характеризуется условно-рефлекторным механизмом воздействия.

Умственно-эмоциональное перенапряжение расценивается как качественно новое состояние организма, находящееся между нормальными и патологическими реакциями. Новое физиологическое качество нервного перенапряжения заключается в том, что оно в определенных неблагоприятных условиях и на определенных этапах может смениться заболеванием.

Факторы риска возникновения нервного перенапряжения. Возникновение факторов риска в процессе умственной работы происходит из-за неумения планировать свое рабочее время, учебно-информационной перегрузки мозга, отсутствия навыков самостоятельной работы, дефицита сна, недостаточной физической нагрузки, курения, злоупотребления алкоголем, артериальной гипертонии и гипотонии, высокого уровня тревожности и неврозов, дискомфорта психоэмоциональной сферы, нарушения полового поведения.

Нервное перенапряжение возникает в результате суммарного воздействия различных факторов риска. Комплексное влияние на организм нескольких факторов риска сильнее, если они выступают одновременно и приобретают хронический характер.В зависимости от характера и специфики действия факторы риска условно можно разделить на две группы: биолого-психологической и социально-производственной природы.

Факторы биолого-психологической природы . Особую роль в развитии нервного перенапряжения играют наследственно-конституциональные факторы. Генетическая природа присуща всем психофизиологическим проявлениям организма. Без учета генотипа трудно объяснить разнонаправленные психофизиологические сдвиги под влиянием факторов риска и экстремальных ситуаций.

Развитие нервного перенапряжения в значительной степени определяется также наследственной отягощенностью эндокринно-гуморальной системы. При наличии у человека предрасположенности к какому-нибудь заболеванию возникновение его в результате стресса почти гарантировано.

Из психологических факторов имеет значение резкая выраженность тех или иных черт характера, которой отличаются так называемые акцентуированные личности. Формированию нервного перенапряжения могут способствовать следующие личностные особенности: мотивационные конфликты и конфликты интимно-личностного характера, усиление значения субъективного фактора в оценке тех или иных жизненных ситуаций, непонимание между близкими людьми, эмоционально насыщенная речь, напряженность мышц тела во время разговора, неуверенность в себе, агрессивность, нейротизм, хроническая тревожность и внутреннее напряжение. Индивидуумы с высоким уровнем тревожности более чувствительны к эмоциональному стрессу и с трудом выходят из эмоционально насыщенных ситуаций.

К факторам социально-производственной природы относятся: социальные перемены, значимые жизненные трудности (развод, смерть близких), длительное эмоциональное напряжение, значительное преобладание интеллектуального труда, постоянное ощущение недостатка времени и хроническая усталость, хроническое нарушение режима труда и отдыха, снижение интереса к работе, падение личного престижа, отсутствие элементов творчества в работе и чрезмерная трудовая нагрузка, хроническая гипокинезия, отсутствие трудовых навыков.

Некоторые авторы делают попытки разделить людей на предрасположенных (тип А) и непредрасположенных (тип Б) к заболеваниям в зависимости от типичных для них поведенческих актов и свойственных им психофизиологических особенностей.

Для лиц типа А характерны такие проявления, как торопливость, раздражительность, реактивность, нетерпение, тревожность, стремление к конкуренции, выраженное чувство долга. Лица типа А обычно способные люди, преуспевающие в делах, которые берутся за выполнение одновременно нескольких сложных дел. Они энергичны, стремятся к продвижению по работе, им всегда не хватает времени для отдыха, двигательной активности и сна. Эти характерные черты обостряются в стрессовых и экстремальных ситуациях, при жестком дефиците времени в условиях соревнований и информационной перегрузки. Лица относящиеся по поведенческим проявлениям к типу А, дают основание предполагать наличие у них хронически активной рабочей доминанты. В дальнейшем психологическое состояние торопливости и беспокойства может служить стержневым синдромом, отражающим длительное эмоциональное напряжение с повышенной реактивностью преимущественно симпатико-адреналовой системы.

Полную противоположность представляют собой люди типа Б. Они не перегружают себя работой, весьма равнодушны к ней, веселы, умеют наслаждаться жизнью, много отдыхают, неконфликтны, общительны. Знание личностных психофизиологических и социально-производственных особенностей каждого типа позволяет своевременно применить превентивные лечебно-оздоровительные мероприятия.

Благодаря хроническому характеру нервное переутомление и психоэмоциональное перенапряжение являются ведущими факторами развития сердечно-сосудистых, нервных и психических заболеваний. Статистически достоверно, что так называемые "болезни цивилизации" особенно часты у представителей профессий, связанных с малоподвижным напряженным умственным трудом и эмоциональными нагрузками.

Особенности развития нервного напряжения при монотонном труде. Монотонность труда - это однообразие трудовых операций и производственной обстановки. В настоящее время различные виды монотонных работ разделяются на две основные категории.

    Монотонность действия, при которой состояние монотонии возникает в связи с выполнением однообразных рабочих действий и частым их повторением.

    Монотонность обстановки, при которой состояние монотонии возникает в связи с воздействием однообразных факторов окружающей рабочей обстановки и дефицита поступающей информации ("сенсорный голод").

Термин "монотонность" в основном характеризует внешние объективные факторы трудовой деятельности, а термин "состояние монотонии" в большей степени относится к реакциям человека на монотонный труд. Состояние монотонии , - комплекс физиологических (объективных) и психологических (субъективных) изменений в организме человека, возникающих при монотонном труде.

К факторам, потенцирующим развитие состояния монотонии, относятся гипокинезия и гиподинамия, факторы окружающей обстановки: постоянный фоновый шум и вибрация, недостаточное освещение, некомфортный микроклимат, замкнутость и однообразное оформление интерьера производственных помещений.

К факторам влияющим на устойчивость человека к монотонии относятся: характер и условия работы, профессиональная и физическая подготовленность работников, функциональное состояние человека, отношение к работе, психофизиологические особенности личности.

Состояние монотонии включает широкий комплекс изменений в различных функциональных системах организма человека, характеризующихся снижением уровня их активности. Наиболее серьезным последствием продолжительного труда в монотонных условиях может являться формирование у работающих нервного напряжения и возможное развитие перенапряжения.

Разрабатываемые мероприятия по профилактике развития состояния монотонии должны быть направлены на повышение уровня активности ЦНС, увеличение эмоционального тонуса и мотивации; обеспечение оптимальной информационной и двигательной нагрузок; устранение объективных факторов монотонного труда. Все это достигается оптимизацией характера и условий трудовой деятельности.

Адаптационные процессы и экзаменационный стресс у студентов. Для поддержания взаимосвязи между высшими координирующими центрами и периферическими исполнительными органами существуют сложные отношения, которые обеспечивают взаимную регуляцию, ведущую к оптимальной согласованности функций различных систем и органов человека. Однако при резких изменениях внешней среды или внутреннего состояния организма может возникнуть рассоглассованность между различными системами и произойти нарушение гомеостаза.

W.Selye установил, что сильное воздействие стрессоров на организм приводит к возникновению особого состояния, названного им стрессом (напряжением). Состояние стресса он включил в понятие общего адаптационного синдрома . Во время стресса происходит нарушение приспособительно-компенсаторных и защитных механизмов организма и возникают изменения, не зависящие от природы действующего стрессора.

Выделено три стадии общего адаптационного синдрома: патологии, резистентности и истощения. Патологические сдвиги в организме могут возникнуть в начале воздействия стрессора. Они характеризуются реакцией тревоги и возникают только при воздействии очень сильных раздражителей. Стадию резистентности характеризует активизация физиологического состояния организма.

Период сдачи экзаменов, как правило, сопровождается эмоциональным стрессом у студентов. Подтверждением нарушения биологической саморегуляции организма у некоторых студентов во время экзаменов служат видимые (мимика, речь, жесты, двигательные акты) и невидимые (вегетативно-эндокринные изменения) эмоциональные эффекты. С видимыми проявлениями обычно человек может справиться, подключив волю, а с невидимыми справиться бывает трудно и неизбежно наступает "вегетативная буря". При воздействии соответствующих внешних или внутренних факторов нарушение гомеостаза происходит не пассивно, а с обострением и напряжением деятельности определенных функциональных систем организма.

Учебные стресс-факторы вызывают эмоциональные реакции, вредно действующие на организм и мешающие сдаче экзаменов. Такими учебными стресс-факторами у студентов являются: плохие оценки, конфликтные ситуации с преподавателями, недостаточная подготовка предмета, ожидание неудачи, постоянный страх быть отстраненным от учебы, дефицит времени, темп и скорость экзаменационного периода, необходимость подготовки к экзамену большого объема учебного материала, частые ночные работы, состояние неопределенности.

Стрессы, возникающие во время экзаменационной сессии, принимают хронический и комбинированный характер, их причиной следует считать одновременное действие нескольких экзаменационных стресс-факторов. Когда стрессовые воздействия неоднократны и продолжительны, у студентов возникают симптомы хронического эмоционального стресса, который может формировать у них предпатологическое состояние. Подобные эмоции затрудняют целенаправленную умственную работу студентов.

Многочисленные исследования показали, что под влиянием экзаменационного стресса повышаются или понижаются артериальное давление, ча­стота пульса, показатели ЭКГ, температура кожи, кровенаполне­ние сосудов мозга и нижних конечностей, уровень саха­ра, катехоламинов, липидов, форменных элементов в перифериче­ской крови.

Однократные функциональные сдви­ги в организме под влиянием стресса не представляют опасности и рассматриваются как биологически целесообразные реакции организма для преодоления затруднительных ситуаций. Но так как экзаменационные стресс-факторы действуют многократно, то вы­званные ими функциональные сдвиги после окончания экзаменов не восстанавливаются длительное время. Положительное или отрицательное действие стресса зависит от длительности его дей­ствия и от того, восстанавливаются ли нарушенные под влиянием стресса функции организма. Адаптационные резервы организ­ма не безграничны и использовать их следует постепенно.

Установлено, что эмоциональное напряжение начинается за 4-5 дней до начала экзаменационной сессии и сохраняется на всем протяжении экзаменов даже в те дни, когда студент экзаменов не сдает. Таким образом, студенты вузов два раза в год переживают дли­тельный экзаменационный эмоциональный стресс.

Психофизио­логические и биохимические изменения, происходящие под влиянием эмоционального стресса, в од­них случаях объясняются возникновением замкнутых “эмо­циональных кольцевых кругов” между корковыми и подкорковы­ми эмоциональными зонами, которые усиливают друг друга при каждом экзаменационном стресс-факторе. В других случаях экзаменационная перегрузка мозга не соответствую­щая интеллектуальным способностям и возможностям данного студента, вызывает невротические нарушения.

Проявление эмоционального стресса часто вызывает субъективные переживания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, тревожностью, которые являются источником помех и неудач на экзаменах.

Для предупреждения эмоционального стресса можно рекомен­довать умеренную и равномерную учебную нагрузку в течение семестра, что будет поддерживать жизненный тонус и положительные эмоции, препятствуя возникновению стресса. Целесообразно поддержание интереса к учебному процессу. Развитие интереса необходимо для поддержания здоровья и адаптационных резервов организма студентов. Снижение инте­реса способствует накоплению не усвоенного учебного материала, что в свою очередь вызывает эмоции страха и неуверенности, особенно перед экзаменами.

Я устал, я не могу
(о синдроме эмоционального сгорания)

Психолог Марина Морозова

Если вас постоянно одолевает усталость, вам ничего не хочется, все безразлично, и даже после продолжительного сна вам кажется, что вы совсем не спали, не спешите сваливать все на авитаминоз. Вполне возможно, что у вас синдром эмоционального выгорания или сгорания, а по простому говоря, состояние эмоционального истощения, вызванное хроническим стрессом.

Природа мудра и выработала такой механизм психологической защиты, с помощью которого полностью или частично отключаются эмоции в ответ на постоянные психотравмирующие ситуации. Главное для любого организма - выжить.

Часто синдрому эмоционального выгорания подвергаются люди, постоянно, по роду профессии, работающие с людьми. В первую очередь, это представители помогающих профессий, такие как врачи, медсестры, юристы, тренеры, преподаватели, психологи, воспитатели в детском саду, гувернеры, социальные работники, а также продавцы, консультанты, официанты, парикмахеры, менеджеры, руководители.
Все мы встречали равнодушных, черствых врачей. Не спешите их осуждать. Вполне возможно, что несколько лет назад такой врач буквально «горел» на своей работе и... «перегорел». Ежедневно сталкиваясь с человеческой болью, сочувствуя и сострадая, жалея пациентов, он «сломался».
И, конечно, кто из нас не сталкивался с черствостью и хамством в гос. учреждениях. Однако, очень редко кому удается сохранить сострадание да и просто положительный настрой, каждый день выслушивая жалобы и претензии.

Конечно, выгорают все трудоголики любых профессий. Они перегружают себя, часто задерживаются на работе, работают без обеда и выходных, без отпусков. Любой, даже самый железобетонный человек рано или поздно выгорит при таком графике, даже если очень сильно любит свою работу.
Выгорают программисты и бухгалтера, люди, делающую монотонную, однообразную работу. И даже удаленная работа на дому не «спасает от синдрома выгорания», а наоборот, способствует ему. Человек засиживается за работой по ночам, нарушает режим сна и сам не замечает, как сначала становится трудоголиком, а потом и выгорает.

В принципе подвергнуться выгоранию может любой человек, работающий в любой компании, особенно в ситуации аврала. И может буквально «заразить» этим синдромом весь отдел. С чем это связано? Дело в том, что «выгоревшие» люди становятся пессимистами и циниками, и при взаимодействии с коллегами способствуют развитию у них тех же симптомов.

Каковы симптомы синдрома эмоционального выгорания?

Конечно же, синдром хронической усталости, когда человек постоянно без сил, у него нет энергии, постоянная слабость, даже с самого утра, ощущение «Вроде бы всю ночь спал, а как будто бы дрова рубил». То есть человек спит, но не высыпается, очень быстро устает, у него повышенная утомляемость, снижен КПД (коэффициент полезной деятельности).
«Вроде бы ничего не делал, а устал».
«Вроде бы работаю, а оказывается отключилась и просто тупо смотрю на экран компьютера». Знакомо?

Бессонница может быть полной или частичной: трудности в засыпании или, наоборот, человек засыпает быстро, но просыпается посреди ночи и не может больше заснуть. И, как следствие, весь день «клюет носом». Человек чувствует апатию, уныние, депрессию, безразличие, равнодушие ко всему, ему ничего не хочется, только спать. Он избегает общения, «закрывается в своей раковине».
У него может возникнуть повышенная раздражительность, чувство тревоги, беспокойство, вспышки гнева. У человека появляются страхи, неверие в себя и лучшее, чувство безысходности, беспросветности, бессмысленности жизни, обычная работа воспринимается как тяжкий груз.

Каковы же причины синдрома выгорания?

Конечно, ничего не происходит случайно, на все есть свои причины. Если вы долгое время работаете с перегрузками, в состоянии хронического стресса, не высыпаетесь, а отдачи (финансовой, эмоциональной) никакой нет, если факторы, вызывающие стресс (стрессоры) накладываются один на другой (стресс на работе и стресс дома), то все это способствует выгоранию.

Причины синдрома эмоционального выгорания

1) Чрезмерные нагрузки
2) Много работы (нет времени на отдых, общение)
3) Однообразная, монотонная работа
4) Стрессовые ситуации на работе и дома (хронический стресс)
5) Отсутствие признания, благодарности и материального поощрения за работу («Никто не ценит», «Это никому не надо»)
6) Недосыпание
7) Отсутствие поддержки со стороны близких

Кто склонен к выгоранию?

Конечно, к эмоциональному выгоранию склонны люди, ощущающие несправедливое к себе отношение, которым кажется, что их не ценят. Они не удовлетворены своей работой, компанией, в которой работают, руководством. Если в организации к работникам предъявляются завышенные требования, то это способствует выгоранию сотрудников.

Молодые, неопытные сотрудники, ожидающие «большой отдачи от своей работы», более подвержены выгоранию, нежели люди без завышенных ожиданий.
Также быстро выгорают достигаторы (люди стремящиеся к высоким достижениям в короткие сроки), бурно реагирующие на стрессовые ситуации, склонные к соревновательности, постоянно находящиеся в состоянии цейтнота. Это люди типа А.
Чтобы определить у себя склонность к поведению типа А, пройдите тест в конце статьи.

Также склонны к выгоранию

1) Перфекционисты
2) Пессимисты
3) Гиперфункционалы
4) Гиперответственные, обязательные люди
5) Амбициозные люди, стремящиеся к успеху, первенству
6) Контролеры
7) Люди, не умеющие делегировать обязанности
8) Тревожные люди
9) Люди, склонные к депресии
10) Люди с низкой самооценкой

Три стадии эмоционального выгорания

Первая стадия - эмоциональное истощение

Люди с синдромом эмоционального выгорания проходят три стадии.
Первая стадия называется эмоциональным истощением.
Человек чувствует себя все время уставшим, сонным, опустошенным. Организм таким образом подсказывает человеку - пора выспаться, отдохнуть, возникла необходимость восстановиться.

Человек энергетически вымотан, обнулен, эмоциональный фон снижен. Нет сил интересоваться чем-то новым, чему-то учиться, работать, кому-то помогать, сочувствовать, даже просто радоваться.
У человека появляется жуткое ощущение нехватки времени.
«Я ничего не успеваю, дела накапливаются как снежный ком. Разгрести их уже, вряд ли, получится», - жалуется человек с синдромом выгорания.
Нехватка времени - всегда показатель нехватки энергии.

При этом появляется равнодушие и разочарование в людях, работе, профессии, организации, в которой человек работает.
Эмоциональное истощение - это защитный механизм, который позволяет дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы.

Симптомы эмоционального истощения

1) Перенапряжение
2) Ощущение нехватки сил и энергии, усталость, переутомление
3) Сниженный эмоциональный фон (уныние, депрессия)
4) Ощущение «пустоты»
5) Равнодушие к работе, клиентам/пациентам, ученикам.
6) Разочарование, неудовлетворенность
7) «Нехватка времени»
8) Нарушение сна

2 стадия - деперсонализация (обезличивание)

Если на первой стадии человек не понял, о чем ему сигнализирует организм, не сделал выводы, не дал себе возможность восстановиться, то наступает вторая стадия синдрома эмоционального выгорания - деперсонализация.
Деперсонализация - это процесс перехода межличностных отношений в более формальные и бездушные. Человек становится черствым, безразличным, холодным, циничным, более конфликтным, злым, раздражительным. Естественно, это разрушительно сказывается на его отношениях с людьми.
Самое печальное, что человек не понимает причин того, что с ним происходит, и обвиняет во всем других.

Симптомы деперсонализации

1) Раздражение к людям (коллегам, подчиненным, клиентам, ученикам), злоба
2) Потеря интереса к общению.
3) Деформация (обезличивание) межличностных отношений.
4) Негативизм
5) Цинизм и пренебрежение к подчиненным, клиентам
6) Или наоборот может повыситься зависимость от других
7) Снижается КПД

И если человек не делает выводы, то наступает 3 стадия.

3 стадия - редукция (редуцирование) личных достижений

Редукция означает обесценивание своих успехов, снижение чувства компетентности в работе, негативное самовосприятие, недовольство собой.
У человека снижается самооценка, появляется недовольство собой и результатами своей работы, он винит себя за негативизм и черствость. У него возникают различные психосоматические заболевания. На этой стадии люди начинают больше пить, курить, употреблять антидепрессанты, может появиться какая-то форма зависимости.

Симптомы 3 стадии

1) Снижение самооценки
2) Обесценивание или низкая оценка своих успехов
3)Негативное отношение к работе
4) Снижение мотивации
5) Снятие с себя ответственности, обязанностей в отношении других
6) Безразличие, черствость к людям
7) Общение с людьми вызывает дискомфорт
8) Психосоматические заболевания
9) Злоупотребление алкоголем (кофеином, никотином, антидепрессантами, наркотиками)

Одним словом, человек «выгорает», «уходит в минус» во всех сферах жизни, проблемы нарастают, как снежный ком. И если с первой стадии синдрома эмоционального выгорания человек мог выйти самостоятельно, было достаточно выспаться, отлежаться, то чтобы выйти со второй и третьей стадии, необходима помощь специалиста.

Как выходить из синдрома эмоционального выгорания на 1 стадии?

1) Переорганизуйте свой рабочий день и график
2) Поменяйте работу или ее направление.
3) Не работайте больше 8 часов в день.
4) Обязательно делайте два выходных в неделю!!!
5) В выходные и отпуске только отдыхайте
6) Отключайте на выходные телефон, интернет, компьютер, ТВ
7) Выспитесь
7) Проведите день «ничегонеделания».
Ничего не планируйте на этот день и просто «валяйте дурака». Первые полдня будет трудно, скорее всего, вы не будете знать, куда себя деть. Но держитесь, не сдавайтесь! Во второй половине дня станет легче, а на следующее утро вы почувствуете себя отдохнувшим. И такие дни делайте раз в неделю.
8) Более простой вариант: 2 часа «ничегонеделанья» каждый день в течение недели. В этом случае можно просто валяться в постели, но без компьютера, телевизора, телефона и книг.
9) Не планируйте много дел на каждый день. Лучше запланируйте меньше, чтобы сделать эти дела качественно и не спеша.

Тест: «Принадлежите ли вы к людям типа А»
(Дайте ответы на следующие вопросы – «да» или «нет»).

Вы всегда все делаете очень быстро?
Проявляете ли нетерпение, из-за того, что вам кажется, что все делается слишком медленно?
Часто ли одновременно думаете о двух или более вещах или стараетесь делать несколько дел одновременно?
Испытываете ли чувство вины, когда позволяете себе расслабиться на несколько дней (часов) или уйти в отпуск, ничего не делать какое-то время?
Стараетесь ли внести в расписание больше дел, чем можете выполнить надлежащим образом?
Используете ли экспрессивную жестикуляцию (сжимание кулаков, ударяете ли по столу и др.), чтобы подчеркнуть то, о чем говорите?
Оцениваете ли себя в зависимости от того, сколько дел успели выполнить?
Часто ли проходите мимо интересных событий, вещей, явлений, руководствуясь принципом необходимости?