Жан поль сартр произведения список. Жан-поль сартр, краткая биография

, Франция

Альма-матер
  • Лицей Генриха IV
  • Высшая нормальная школа
  • Аттемер [d]
  • лицей Людовика Великого
  • Парижский университет
Оказавшие влияние Кант , Шопенгауэр , Гегель , Кьеркегор , Ницше , Гуссерль , Хайдеггер , Маркс , Бергсон , Бовуар

Образование Сартр получил в лицеях Ла-Рошели , окончил Высшую нормальную школу (фр. École normale supérieure ) в Париже с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929-1939 и 1941-1944); с 1944 года целиком посвятил себя литературной работе. Ещё в студенческие годы познакомился с Симоной де Бовуар , ставшей не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником.

В 1968 году во время студенческих волнений в Париже Жан-Поль Сартр отказался от учреждения студенческой премии в свою честь в Сорбонне (премию предполагалось присуждать за лучшее студенческое эссе на темы, посвящённые проблемам трактовки понятий свободы, экзистенциального выбора и гуманизма в целом) [ ] .

Во время очередного протеста, переросшего в беспорядки, был задержан Ж.-П.Сартр, что вызвало негодование студенчества. Когда об этом узнал Шарль де Голль , то он приказал выпустить Сартра, сказав: «Франция Вольтеров не сажает».

Жан-Поль Сартр умер 15 апреля 1980 года в Париже от отёка лёгких , и в последний путь его провожали 50 тысяч человек.

Творчество

Литературная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота » (фр. La Nausée ; ). Многими критиками этот роман считается лучшим произведением Сартра, в нём он поднимается до глубинных идей Евангелия, но с атеистических позиций.

В том же году Сартр заявил о своём отказе от литературной деятельности, охарактеризовав литературу как суррогат действенного преобразования мира.

Мировоззрение Сартра сложилось под влиянием, прежде всего, Бергсона , Гуссерля , Достоевского и Хайдеггера . Увлекался психоанализом . Написал предисловие к книге Франца Фанона «Проклятьем заклеймённые», способствуя тем самым популяризации его идей в Европе. Ввёл в обиход литературной критики термин «Антироман », ставший обозначением литературного направления.

Философская концепция

Свобода

Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа , ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение - смириться или бороться за своё освобождение, а что будет дальше - зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.

Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Для характеристики позиции Сартра подходит им самим приведённая в статье «Экзистенциализм - это гуманизм» цитата Понжа : «Человек - это будущее человека».

«Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия. В «Тошноте» Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придаёт миру значение и ценность.

Именно человеческая деятельность придаёт смысл окружающему миру. Предметы - это знаки индивидуальных человеческих значений. Вне этого они - просто данность, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.

Отчуждение

С понятием свободы связывается понятие «отчуждение ». Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, государство, которое представляет отчуждённый феномен - отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а следовательно, лишена самого важного - способности творить свою историю.

Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами - они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота Антуана Рокантена в одноименном произведении). В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.

Диалектика

Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы. Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю - в той же мере, в какой она - его. Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчуждённая надстройка над внутренне-индивидуальными элементами «проекта». Требование тотализации предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком.

Тотализация расширяет пространство человеческой свободы, так как индивид осознаёт, что история создается им самим.

Сартр настаивает на том, что диалектика исходит именно от индивидуума, потому что отсюда вытекает её принципиальная познаваемость, «прозрачность» и «рациональность», как результат непосредственного совпадения человеческой деятельности и познания этой деятельности (совершая какой-либо поступок, человек думает, что знает, для чего он его совершает). Поскольку же в природе ничего этого нет, Сартр выступает с отрицанием диалектики природы, выдвигая против неё целый ряд аргументов.

Сочинения

Художественные произведения

  • Фрейд. Киносценарий
  • Грязными руками (Les Mains sales, 1948).
  • Дороги свободы (Незавершённая тетралогия) (Les chemins de la liberté, 3 vols, 1945-1949)
    • «Отсрочка»
    • «Смерть в душе»
    • «Странная дружба»
  • Пьесы
    • За закрытыми дверями («За запертой дверью», «Взаперти», «Нет выхода») («Huis clos», 1943)
    • Мёртвые без погребения (Morts sans sépulture, 1946)
    • Почтительная потаскушка (La Putain respectueuse, 1946)
    • Дьявол и Господь Бог (1951)
    • «Только правда» (Некрасов).
    • «Затворники Альтоны» (Les Séquestrés d’Altona, 1960)
  • Сборник новелл «Cтена» (1939)
    • Стена
    • Комната
    • Герострат
    • Интим
  • Троянки (Les Troyannes, 1968), по мотивам трагедии Еврипида

Литературная критика

  • В семье не без урода. Густав Флобер (1821-1857)
  • Объяснение «Постороннего»
  • Аминадав, или О фантастике, рассматриваемой как особый язык
  • Миф и реальность театра
  • К театру ситуаций

Философские и теоретические работы

  • Что такое литература
  • Бытие и ничто (L"Être et le néant, 1943)
  • Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность
  • Проблемы метода
  • Воображение
  • Трансцендентность эго. Набросок феноменологического описания
  • Экзистенциализм - это гуманизм
  • Картезианская свобода
  • Первичное отношение к другому. Любовь, язык, мазохизм
  • Критика диалектического разума

Политические работы

  • О геноциде (из речи на Расселовском трибунале по военным преступлениям, 1968 год)
  • Почему я отказался от премии (1964)
  • Эпоха, лишенная морали (из интервью 1975 года)
  • Попутчик коммунистической партии (интервью, данное Виктору П. в ноябре 1972)
  • Левый радикализм и нелегальность (беседа Филлипа Гави, Виктора Пьера и Ж.-П. Сартра)
  • Маоисты во Франции
  • Восстание в Венгрии: Призрак Сталина (La révolte de la Hongrie: Le fantôme de Staline, 1956)
  • «Бунт - дело правое» (On a raison de se révolter, 1974)

Книги на русском языке

  • Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Пер. с фр. М. Грецкого. М.: Изд-во иностр. лит., 1953.
  • Сартр Ж.-П. Только правда. М.: Искусство, 1956
  • Сартр Ж.-П. Слова. М.: Прогресс, 1966
  • Сартр Ж.-П. Пьесы. М.: Искусство, 1967
  • Сартр Ж.-П. Стена. Избранные произведения. Москва Издательство политической литературы 1992.- 480 с., 100 000 экз.
  • Сартр Ж.-П. Герострат / Пер. с фр. Д. Гамкрелидзе, Л. Григорьяна. М.: Республика, 1992.- 224 с.,
  • Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения / Пер. с фр. В. П. Гайдамака; вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: Республика, 1994.
  • Сартр Ж.-П. Проблемы метода / Пер. с фр.; примеч. В. П. Гайдамаки. М.: Прогресс, 1994.
  • Сартр Ж.-П. Ситуации / Сост. и предисл. С. Великовского. М.: Ладомир, 1997.
  • Сартр Ж.-П. Идиот в семье: Г. Флобер от 1821 до 1857 / Пер. Е. Плеханова. СПб.: Алетейя, 1998.
  • Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. - М.: Республика, 2000. - 640 с., 5 000 экз. ISBN 5-250-02729-6
  • Сартр Ж.-П. Что такое литература? / Пер. с фр. Н. И. Полторацкой. СПб.: Алетейа: CEU, 2000.
  • Сартр Ж.-П. Портрет антисемита. СПб.: Европейский дом, 2000.
  • Сартр Ж.-П. Последний шанс. СПб.: Азбука, 2000
  • Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения / Пер. с фр. М. Бекетовой. СПб.: Наука, 2001.- 320 с.,
  • Сартр Ж.-П. Дневники странной войны, сентябрь 1939 - март 1940 / Предисл. и примеч. А. Э. Сартр; пер. с фр. О. Волчек и С. Фокина. СПб.: Владимир Даль, 2002.
  • Сартр Ж.-П. Слова. Затворники Альтоны / Пер. с фр. Л.Киркач. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
  • Сартр Ж.-П. Бодлер / Пер. с фр. Г. К. Косикова. М.: УРСС, 2004.
  • Сартр Ж.-П. Трансценденция эго: Набросок феноменологического описания./Пер.с фр. Д.Кралечкина. М.:Модерн, 2012

Сартр Ж.-П. Портрет антисемита [: новелла «Детство вождя» / «Стена»,

Жан-Поль Сартр – философ из Франции, эссеист, писатель, педагог и драматург. Следовал идеям атеистического экзистенциализма. Родился 21 июня в 1905 году в Париже. Жан-Поль был в семье единственным ребёнком в семье Жана-Батиста Сартра и Анны-Марии Швейцер. Отца почти не помнит, он умер, когда малышу было чуть больше года.

Учился в лицеях Ла-Рошели и Высшей Нормальной Школе Парижа, написал диссертацию по философии, стажировался в Берлине. Во время учёбы сдружился с , которая до конца жизни была его верным автором-единомышленником. Они вместе основали журнал «Новые времена». После преподаёт во французских лицеях. С 1944 года окончательно ушёл в литературу.

Жан-Поль Сартр поддерживал кубинскую революцию, участвовал в Трибунале Рассела, где произнёс знаменитую речь о геноциде. Стал символом революции во Франции в 1968.

Умер Сартр в родном Париже 15 апреля 1980 года, но его труды ещё на долгие годы подарят бессмертие своему автору. В последний путь его пришли проводить более 50 тысяч человек. Через 6 лет ушла из жизни его верная подруга Симона де Бовуар, её похоронили рядом с Жан-Полем.

Творческая деятельность

Начало творческого пути Жан-Поля Сартра началось в 1938 году с романа , который до сих пор считается лучшим произведением автора. Книга стала программной для философского течения экзистенциализма. Затем он пишет «Грязными руками», тетралогию «Дороги свободы» и другие романы.

В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии, от которой он отказался, потому что не хотел быть зависимым от кого-то. Когда-то так же Сартр отказался принять орден Почетного легиона. В этом же 1964 году знаменитый на весь мир Сартр перестает писать, прекратив свою литературную деятельность навсегда.

Книги Жана-Поля Сартра на русском языке

  • Тошнота (1938 год)

  • Стена (1939 год)

  • Герострат (1939 год)

  • Идиот в семье

  • Бытие и ничто (1943 год)

  • Экзистенциализм - это гуманизм (1946 год)

  • Мухи (1947 год)

  • Что такое литература? (1948 год)

  • Дьявол и господь Бог (1951 год)

  • Портрет антисемита

  • Воображаемое. Феноменологическая психология воображения

  • Дневники странной войны, сентябрь 1939 - март 1940

  • Трансценденция эго: Набросок феноменологического описания

  • Почему я отказался от Нобелевской премии

  • Беседы Жана Поля Сартра с Симоной де Бовуар в августе-сентябре 1974

  • Слова (1964 год)
  • Годы жизни: с 21.06.1905 по 15.04.1980

    Французский философ, писатель, драматург, публицист, педагог. Один из центральных представителей философии экзистенциализма. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Основные темы художественных произведений: одиночество, поиск абсолютной свободы, абсурдность бытия.

    Жан Поль Эмар Сартр родился в Париже и был единственным ребенком Жана Батиста Сартра, морского инженера, и его жены, урожденной Анн-Мари Швейцер, двоюродной сестры Альберта Швейцера. Отец мальчика умер в 1906 г. от тропической лихорадки, и мать увезла Жана Поля сначала к своим родителям, а затем, (1911 г.), в Париж, в дом деда, Шарля Швейцера, профессора, филолога-германиста и литератора. Швейцер забрал Сартра из школы, пригласил ему домашних учителей. Эти годы Сартр проводит в уединении, много читает. В 1917 г. его мать, вновь выйдя замуж, забирает Сартра в Ла-Рошель, на запад Франции.

    Вернувшись в 1920 г. в Париж, Сартр учится в лицее Генриха IV и начинает печататься в столичной периодике. В 1924 г. он поступает в Эколь нормаль сюперьёр, где изучает философию. В 1929 г., Сартр получил диплом первой степени. В процессе подготовки к сдаче экзаменов Сартр знакомится с Симоной де Бовуар и с 1929 г. начинается история их взаимоотношений, продолжавшихся до самой смерти Сартра.

    После непродолжительной военной службы в метеорологических войсках Сартр с 1931 по 1936 г. преподает философию в Гавре. В 1933-1934 гг. во время стажировки в Германии, Сартр изучает феноменологию Эдмунда Гуссерля и онтологию Мартина Хайдеггера, под непосредственным влиянием которых сформировалась философская доктрина Сартра. Вернувшись в 1937 г. во Францию, он занимается в Париже преподавательской деятельностью.

    В конце 30-х гг. Сартр написал свои первые крупные произведения, в т.ч. четыре философских труда о природе явлений и работе сознания. Еще будучи преподавателем в Гавре, Сартр пишет «Тошноту» («La Nausee), свой первый и наиболее известный роман, опубликованный в 1938 г. «Тошнота» и «Стена» (новелла, напечатанная также в 1938 г.) становятся во Франции книгами года.

    Когда началась вторая мировая война, Сартр из-за слабого зрения освобождается от призыва в армию и снова служит в метеорологическом корпусе; попадает в плен, в концлагерь для военнопленных под Триром, в 1941 г. возвращается в Париж, где продолжает преподавать и писать. Хотя в военных действиях движения Сопротивления Сартр участия не принимал, он основал общество содействия движению Сопротивления, где и познакомился с , который ввел его в редакцию газеты «Комба». Основными произведениями Сартра этого времени были пьесы «Мухи» (1943), «За запертой дверью» (1944) и объемный философский труд «Бытие и ничто» (1943). К концу второй мировой войны философия экзистенциализма обретает большую популярность, а Сартр (наряду с Камю) становится признанным вождем экзистенциалистов.

    В последующие десять лет Сартр (помимо рецензий и критических статей) пишет шесть пьес, в том числе лучшую, по мнению многих, пьесу «Грязные руки» (1948), а также незавершенную тетралогию «Дороги свободы» (1945 - 1949). В эти же годы Сартр пишет исследования жизни и творчества Шарля Бодлера (1947) и Жана Жене (1952).

    В начале 50-х гг. Сартр отходит от литературы и театра и переходит к более открытой пропаганде марксизма (которым увлекается с конца войны). На фоне этого увлечения Сартра происходит разрыв между ним и Камю, который выступил с критикой экстремистских идеологий, в защиту умеренности, либерализма и демократии. Сам же Сартр неоднократно бывал в СССР, хотя его отношение к коммунизму несколько изменилось после событий 1956 г. в Венгрии.

    В 60-х годах Сартр снова возвращается к философии и литературе. Главными произведением этого времени стали философская работа «Критика диалектического разума» (1960), в которой предпринимается попытка примирить марксизм и экзистенциализм, и автобиографический роман "Слова" (1964).

    Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1964 г. «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». От премии писатель отказался, сославшись на то, что он «не желает, чтобы его превращали в общественный институт», и указав на политический подтекст Нобелевской премии.

    В течение последних 20 лет жизни Сартр больше занимался политикой, чем литературой или философией, активно выступал против классового и национального угнетения, отстаивал права ультралевых групп. Боролся против французской колониальной политики в Алжире, и войны во Вьетнаме, поддержал китайскую и кубинскую революции. Сартр был председателем организованной Бертраном Расселом антивоенной комиссии, обвинившей США в военных преступлениях во Вьетнаме. В 1968 г. во время студенческих волнений в Париже Сартр становится кумиром бунтующей молодежи, а его взгляды – ее философским кредо. Также Сартр поддерживает сам (и призывает к тому же других интеллектуалов) революционные преобразования в странах «третьего мира».

    В 70-е гг. здоровье Сартра ухудшается. У него начинается глаукома, из-за которой к концу жизни писатель практически ослеп. В это время Сартр почти ничего не пишет, но дает многочисленные интервью, обсуждая политические события. Умер Сартр 15 апреля 1980 г. от болезни легких.

    Пьеса Сартра «Мухи» была запрещена немецкими властями за призывы к свободе.

    Впервые знаменитую фразу Сартра «Ад – это другие» произнес со сцены А. Камю.

    Во второй половине 50-х годов квартиру Сартра два раза взрывали, а редакция его журнала «Новые времена» несколько раз подвергалась нападению националистов. Такой была реакция на позицию Сартра в поддержку независимости Алжира.

    В 1965 г. Сартр написал Председателю Президиума Верховного Совета СССР А. И. Микояну письмо в поддержку И. Бродского.

    Когда во время студенческих волнений 1968 г. бунтовщики захватили здание Парижского университета, единственным человеком, которого они впустили внутрь, был Ж. П. Сартр.

    Незадолго до смерти Сартр попросил не устраивать ему официальных похорон, поэтому похоронную процессию составили лишь близкие покойного. Однако по мере того как процессия двигалась по Парижу к ней стихийно присоединились около 50 тысяч человек.

    Жан-Поль Сартр назвал Че Гевару "самым совершенным человеком нашего века".

    Философские размышления Сартра очень тяжелы для не специалистов. Цитата: "Появление Ничто может иметь место не иначе, как на фоне бытия, которое не есть. Отсутствие, каковым является сознание, может быть отсутствием не иначе, как перед неким присутствием. Непротяженность возникает на фоне протяженности и как отрицание для себя самой этой протяженности. Вообще говоря, для-себя-бытие может возникнуть лишь в связи с целостностью в-себе-бытия, которое его в себе заключает. Для-себя-бытие удерживает перед собой и вокруг себя в-себе-бытие как то, что есть. Оно нуждается в Бытии, чтобы не быть".

    Отношения Сартра с Симоной де Бовуар являются одной из самых обсуждаемых и противоречивых страниц биографии писателя. В самом начале этих отношений стороны договорились, что их союз основан исключительно на принципах свободы и добровольности. Они никогда не жили вместе. И Сартр и Бовуар неоднократно открыто заводили романы «на стороне» (если это выражение употребимо в данном случае). Существует точка зрения, что такие отношения впоследствии стали тяготить Симону, которая искренне любила Сартра и страдала от его увлечений. Есть свидетельства, что она даже специально «поставляла» Сартру любовниц, чтобы контролировать его связи. Сартр же неоднократно пренебрегал Симоной в пользу своих «подруг», одну из которых он даже удочерил (в ответ Симона также удочерила свою сожительницу). Бовуар хотела порвать с Сартром, когда в 1947 г. познакомилась с американским писателем Нельсоном Олгреном (их роман продолжался 14 лет). И все же именно Симона стала тем человеком, который ухаживал за Сартром, когда тот стал терять зрение, и именно она оставалась с ним до самой смерти философа. Пережив Сартра на 6 лет, Симона да Бовуар провела эти годы в одиночестве, в квартире, окна которой выходили на кладбище Монпарнас (Сартр был похоронен именно там).

    Жана-Поля Сартра (1905 — 1980) сложилась в годы кульминации острейшего геополитического кризиса в Европе, разразившегося второй мировой войной.

    Среди наиболее известных сочинений Жана-Поля Сартра выделяют: “Воображение” (1936); “Эскиз теории эмоций” (1939); “Воображаемое. Феноменологическая психология воображения” (1940); “Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии” (1943); “Экзистенциализм — это гуманизм” (1946); “Ситуации”: В 6 т. (1947 — 1964); “Проблема метода” (1957); “Критика диалектического разума. Т. 1. Теория практических ансамблей” (1960). Наиболее известными художественными произведениями Ж.-П. Сартра являются: роман “Тошнота” (1938); сборник новелл “Герострат” (1939); романная трилогия “Дороги свободы”: В 3 т. (1946 — 1949); пьесы “Мухи” (1943), “За запертой дверью” (1944), “Альтонские затворники” (1960).

    Основой философии Сартра выступает проблема понимания человеческого бытия как сознательной, свободной деятельности. Ограничение интереса философа вопросами духовной жизни людей в их повседневном быту объясняется тем, что он рассматривает сферу трудовой экономической деятельности как область, в которой человек не принадлежит себе, где он подчиняется навязанным ему нормам, т. е. где он ведет неподлинное существование. Реакцией на подобное состояние у героев произведений Сартра является чаще всего затворничество или бегство от неприемлемой действительности. Тема затворничества разрабатывается в пьесе “За закрытой дверью” с ее тремя мучительно переживающими героями в безликом гостиничном номере, в новелле “Комната”, в которой в заточении пребывает душевнобольной муж и не желающая его покидать жена, и, наконец, в пьесе “Альтонские затворники”, где в качестве затворника выведен бывший офицер гитлеровской армии, а затем затворницей становится его сестра. Тягостное ощущение несвободы, как объективной, так и субъективной, испытывают арестованные испанские республиканцы в новелле “Стена”, ожидающие казни и находящиеся в неволе борцы сопротивления в пьесе “Мертвые без погребения”. В этих произведениях в мучительной атмосфере несвободы, страха, обреченности и страданий люди стремятся напрячь все свои силы, чтобы сохранить свое человеческое достоинство.

    В главном уже собственно философском труде Сартра “Бытие и ничто” делается попытка выяснить суть бытия, обусловливающего неподлинность существования.

    Согласно представлениям Сартра , субъективность отдельного сознания приобретает значение для других, т. е. становится бытием для других, когда существование личности попадает в область восприятия другого сознания. При этом отношение к другому представляет собой борьбу за признание свободы личности со стороны другого человека.

    Человеческое существование, полагал Сартр, есть последовательная цепь самоотрицаний, в которых находит реализацию свобода. Человеку изначально присуща свобода, не терпящая ни причин, ни оснований, она предполагает независимость как от прошлого, так и от настоящего, т. е. она не определяется ни тем, ни другим. Свобода означает разрыв с ними и отрицание их. Быть свободным — значит иметь возможность изменяться и обладать способностью действовать в мире. Для Сартра человек обладает свободой независимо от реальных возможностей реализации своих желаний. По мнению философа, объективные обстоятельства не могут лишить человека свободы. Она может сохраняться в любых условиях и представляет собой возможность выбора отношений к явлениям окружающей действительности. Так, например, узник может смириться со своим положением, а может бунтовать против насилия и умереть непокоренным. Такое понимание свободы вытекало из отрицания каких-то раз и навсегда данных оснований свободы. Свобода ставится в зависимость от окружающих человека обстоятельств и от их понимания человеком.

    Согласно Сартру, перед лицом мира человек испытывает одиночество, которое становится условием не только страдания, но и средством, указывающим ему место в мире, наделяющим его позицией, правами и обязанностями. Человек, будучи заброшенным в мир, испытывает также тоску и тревогу и посредством их сознает свою свободу. Человек оказывается свободным в любых обстоятельствах. Свобода превращается в роковое бремя, от которого невозможно избавиться. Свобода желать у Сартра — ее высшее проявление. Сартровское понимание свободы предоставляет равноправные возможности для самых различных линий поведения. Абсолютизация философом принадлежности свободы человеку проявляется в оправдании любых способов ее реализации в поведении, выражающихся в стойкости, самопожертвовании, великодушии, а также в аполитичности, предательстве, насилии и т. п.

    Сартр считал экзистенциализм выражением гуманизма, так как именно он, по его мнению, выступает в качестве той философии, которая напоминает “человеку, что нет другого законодателя, кроме него самого, и что решать свою судьбу он будет в полном одиночестве”. Однако экзистенциализм — “это не попытка отбить у человека охоту к действиям, ибо он говорит человеку, что надежда лишь в его действиях и что единственное, что позволяет человеку жить, — это действие”.

    Сартровская концепция свободы предопределяет характер его этики. В фундамент нравственности он положил свободное волеизъявление личности. Личная свобода человека рассматривается им как единственная основа ценности и неценности поступков. В качестве критерия моральности представлений личности Сартр выделяет их “аутентичность”, т. е. соответствие их подлинным представлениям, свойственным моральному сознанию человека. Откуда же появляется возможность такого соответствия? Согласно Сартру, “... хотя содержание морали и меняется, определенная форма этой морали универсальна”.

    Наделяя людей свободой, философ возлагает на них и безусловную ответственность. Действие последней находит свое выражение в критическом отношении к миру и людям, в ощущении тревоги в осуждении несправедливости и насилия, в желании освободиться от пагубного влияния окружения даже путем обречения себя на одиночество и скитания. Философ писал, что он на стороне тех, кто хочет изменить и условия жизни, и самого себя.

    Как философу, Сартру был присущ поиск теории, которая бы дала возможность прояснить обстоятельства существования свободной деятельности людей, способной изменить ситуации их жизни и привести к свободе.

    Жан-Поль Сартр видел в культурной деятельности средство улучшения жизни. И хотя “культура ничего и никого не спасает, да и не оправдывает, но она — создание человека: он себя проецирует в нее, узнает в ней себя; только в этом критическом зеркале видит он свой облик”. Сказанное дает ключ к пониманию его творчества. Философ желал лишь изобразить мир человеческих отношений во всей его неприглядности, чтобы помочь другим отразить его правильнее и при этом становиться лучше. Жан-Поль Сартр творил в надежде, что в урочный час, когда зловещие сумерки кризиса, опустившегося на Европу, подчиняясь непреложным законам бытия, начнут редеть и забрезжит свет нового светлого дня человечества, люди, учитывая опыт прошлого, быстрее поймут, какими им следует быть и что им необходимо делать.

    Жан-Поль Сартр

    французский философ, представитель атеистического экзистенциализма, писатель, драматург и эссеист, педагог

    Краткая биография

    Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21 июня 1905, Париж - 15 апреля 1980, там же) - французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952-1954 годах Сартр склонялся к марксизму, впрочем, и до этого позиционировал себя как человек левого толка), писатель, драматург и эссеист, педагог.

    Вернул термин «Антироман», ставший обозначением литературного направления, в практический словарь литературной критики.

    Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года, от которой отказался.

    Жан-Поль Сартр родился в Париже и был единственным ребёнком в семье. Его отец Жан-Батист Сартр, офицер военно-морских сил Франции, мать - Анна-Мария Швейцер. По материнской линии Жан-Поль был двоюродным племянником Альберта Швейцера. Когда Жан-Полю было 15 месяцев, его отец умер. Семья перебралась в родительский дом в Мёдоне.

    Образование Сартр получил в лицеях Ла-Рошели, окончил Высшую нормальную школу (фр. École normale supérieure) в Париже с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929-1939 и 1941-1944); с 1944 года целиком посвятил себя литературной работе. Ещё в студенческие годы познакомился с Симоной де Бовуар, ставшей не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником.

    Вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти он основал журнал «Новые времена» (Les Temps modernes ). Выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году был избран членом Всемирного Совета Мира.

    В 1956 году Сартр и редакция журнала «Новые времена» дистанцировались (в отличие от Камю) от принятия идеи французского Алжира и поддержали стремление к независимости алжирского народа. Сартр выступает против пыток, защищает свободу народов определять свою судьбу, анализирует насилие как гангренную производную колониализма.

    После неоднократных угроз французских националистов ими была дважды взорвана его квартира в центре Парижа; редакцию «Новых времён» боевики-националисты захватывали пять раз.

    Сартр, как и многие представители интеллигенции стран третьего мира, активно оказывал поддержку кубинской революции 1959 года. В июне 1960 года он написал во Франции 16 статей, озаглавленных «Ураган на сахар». В это время он сотрудничал с кубинским новостным агентством «Пренса Латина». Но потом произошёл разрыв c Кастро, в 1971 году из-за «дела Падилья», когда кубинский поэт Падилья был заключён в тюрьму за критику режима Кастро.

    Сартр принял активное участие в Трибунале Рассела по расследованию военных преступлений, совершенных во Вьетнаме. В 1967 году Международный трибунал по расследованию военных преступлений провёл два своих заседания - в Стокгольме и в Роскилде, где Сартр произнёс свою нашумевшую речь о геноциде, в том числе во французском Алжире.

    Сартр был участником революции во Франции 1968 года (можно даже сказать, её символом: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра), в послевоенные годы - многочисленных демократических, маоистских движений и организаций. Участвовал в протестах против Алжирской войны, подавления Венгерского восстания 1956 года, Вьетнамской войны, против вторжения американских войск на Кубу, против ввода советских войск в Прагу, против подавления инакомыслия в СССР. В течение жизни его политические позиции достаточно сильно колебались, но всегда оставались левыми, и всегда Сартр отстаивал права обездоленного человека, того самого униженного «Самоучки», если цитировать роман «Тошнота».

    В 1968 году во время студенческих волнений в Париже Жан-Поль Сартр отказался от учреждения студенческой премии в свою честь в Сорбонне (премию предполагалось присуждать за лучшее студенческое эссе на темы, посвящённые проблемам трактовки понятий свободы, экзистенциального выбора и гуманизма в целом).

    Во время очередного протеста, переросшего в беспорядки, был задержан Ж.-П. Сартр, что вызвало негодование студенчества. Когда об этом узнал Шарль де Голль, то он приказал выпустить Сартра, сказав: «Франция Вольтеров не сажает».

    Жан-Поль Сартр умер 15 апреля 1980 года в Париже от отёка лёгких, и в последний путь его провожали 50 тысяч человек.

    Творчество

    Литературная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота» (фр. La Nausée; 1938). Многими критиками этот роман считается лучшим произведением Сартра, в нём он поднимается до глубинных идей Евангелия, но с атеистических позиций.

    В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время» .

    Он отказался принять эту награду, заявив о своём нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость. Точно так же в 1945 году Сартр отказался от ордена Почетного легиона. Кроме того, Сартра смущала «буржуазная» и ярко выраженная антисоветская ориентация Нобелевского комитета, выбравшего, по его словам («Почему я отказался от премии»), неудачный момент для присвоения премии - когда Сартр открыто критиковал СССР.

    В том же году Сартр заявил о своём отказе от литературной деятельности, охарактеризовав литературу как суррогат действенного преобразования мира.

    Мировоззрение Сартра сложилось под влиянием, прежде всего, Бергсона, Гуссерля, Достоевского и Хайдеггера. Увлекался психоанализом. Написал предисловие к книге Франца Фанона «Проклятьем заклеймённые», способствуя тем самым популяризации его идей в Европе.

    Философская концепция

    Свобода

    Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение - смириться или бороться за своё освобождение, а что будет дальше - зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.

    Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Для характеристики позиции Сартра подходит им самим приведённая в статье «Экзистенциализм - это гуманизм» цитата Понжа: «Человек - это будущее человека».

    «Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия. В «Тошноте» Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придаёт миру значение и ценность.

    Именно человеческая деятельность придаёт смысл окружающему миру. Предметы - это знаки индивидуальных человеческих значений. Вне этого они - просто данность, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.

    Отчуждение

    С понятием свободы связывается понятие «отчуждение». Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, государство, которое представляет отчуждённый феномен - отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а следовательно, лишена самого важного - способности творить свою историю.

    Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами - они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота Антуана Рокантена в одноименном произведении). В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.

    Диалектика

    Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы. Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю - в той же мере, в какой она - его. Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчуждённая надстройка над внутренне-индивидуальными элементами «проекта». Требование тотализации предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком.

    Тотализация расширяет пространство человеческой свободы, так как индивид осознаёт, что история создается им самим.

    Сартр настаивает на том, что диалектика исходит именно от индивидуума, потому что отсюда вытекает её принципиальная познаваемость, «прозрачность» и «рациональность», как результат непосредственного совпадения человеческой деятельности и познания этой деятельности (совершая какой-либо поступок, человек думает, что знает, для чего он его совершает).Поскольку же в природе ничего этого нет, Сартр выступает с отрицанием диалектики природы, выдвигая против неё целый ряд аргументов.

    Сочинения

    Художественные произведения

    • Тошнота (1938)
    • Слова (1964)
    • Фрейд. Киносценарий
    • Грязными руками (Les Mains sales, 1948).
    • Дороги свободы (Незавершённая тетралогия) (Les chemins de la liberté, 3 vols, 1945-1949)
      • «Возраст зрелости»
      • «Отсрочка»
      • «Смерть в душе»
      • «Странная дружба»
    • Пьесы
      • Мухи (1943)
      • За закрытыми дверями («За запертой дверью», «Взаперти», «Нет выхода») («Huis clos», 1943)
      • Мёртвые без погребения (Morts sans sépulture, 1946)
      • Почтительная потаскушка (La Putain respectueuse, 1946)
      • Дьявол и господь бог (1951)
      • «Только правда» (Некрасов).
      • «Затворники Альтоны» (Les Séquestrés d’Altona, 1960)
    • Сборник новелл «Cтена» (1939)
      • Стена
      • Комната
      • Герострат
      • Интим
      • Детство хозяина
    • Троянки (Les Troyannes, 1968), по мотивам трагедии Еврипида

    Литературная критика

    • В семье не без урода. Густав Флобер (1821-1857)
    • Объяснение «Постороннего»
    • Аминадав, или О фантастике, рассматриваемой как особый язык
    • Миф и реальность театра
    • К театру ситуаций

    Философские и теоретические работы

    • Что такое литература
    • Бытие и ничто (L"Être et le néant, 1943)
    • Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность
    • Проблемы метода
    • Воображение
    • Трансцендентность эго. Набросок феноменологического описания
    • Экзистенциализм - это гуманизм
    • Картезианская свобода
    • Первичное отношение к другому. Любовь, язык, мазохизм
    • Критика диалектического разума

    Политические работы

    • Размышления о еврейском вопросе (1944)
    • О геноциде (из речи на Расселовском трибунале по военным преступлениям, 1968 год)
    • Почему я отказался от премии
    • Эпоха, лишенная морали (из интервью 1975 года)
    • Попутчик коммунистической партии (интервью, данное Виктору П. в ноябре 1972)
    • Левый радикализм и нелегальность (беседа Филлипа Гави, Виктора Пьера и Ж.-П. Сартра)
    • Андреаса Баадера.
    • Маоисты во Франции
    • Восстание в Венгрии: Призрак Сталина (La révolte de la Hongrie: Le fantôme de Staline, 1956)
    • «Бунт - дело правое» (On a raison de se révolter, 1974)

    Книги на русском языке

    • Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Пер. с фр. М. Грецкого. М.: Изд-во иностр. лит., 1953.
    • Сартр Ж.-П. Только правда. М.: Искусство, 1956
    • Сартр Ж.-П. Слова. М.: Прогресс, 1966
    • Сартр Ж.-П. Пьесы. М.: Искусство, 1967
    • Сартр Ж.-П. Стена. Избранные произведения. Москва Издательство политической литературы 1992.- 480 с., 100 000 экз.
    • Сартр Ж.-П. Герострат / Пер. с фр. Д. Гамкрелидзе, Л. Григорьяна. М.: Республика, 1992.- 224 с.,
    • Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения / Пер. с фр. В. П. Гайдамака; вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: Республика, 1994.
    • Сартр Ж.-П. Проблемы метода / Пер. с фр.; примеч. В. П. Гайдамаки. М.: Прогресс, 1994.
    • Сартр Ж.-П. Ситуации / Сост. и предисл. С. Великовского. М.: Ладомир, 1997.
    • Сартр Ж.-П. Идиот в семье: Г. Флобер от 1821 до 1857 / Пер. Е. Плеханова. СПб.: Алетейя, 1998.
    • Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. - М.: Республика, 2000. - 640 с., 5 000 экз.
    • Сартр Ж.-П. Что такое литература? / Пер. с фр. Н. И. Полторацкой. СПб.: Алетейа: CEU, 2000.
    • Сартр Ж.-П. Портрет антисемита. СПб.: Европейский дом, 2000.
    • Сартр Ж.-П. Последний шанс. СПб.: Азбука, 2000
    • Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения / Пер. с фр. М. Бекетовой. СПб.: Наука, 2001.- 320 с.,
    • Сартр Ж.-П. Дневники странной войны, сентябрь 1939 - март 1940 / Предисл. и примеч. А. Э. Сартр; пер. с фр. О. Волчек и С. Фокина. СПб.: Владимир Даль, 2002.
    • Сартр Ж.-П. Слова. Затворники Альтоны / Пер. с фр. Л.Киркач. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
    • Сартр Ж.-П. Бодлер / Пер. с фр. Г. К. Косикова. М.: УРСС, 2004.
    • Сартр Ж.-П. Трансценденция эго: Набросок феноменологического описания./Пер.с фр. Д.Кралечкина. М.:Модерн, 2012

    Сартр Ж.-П. Портрет антисемита [: новелла «Детство вождя» / «Стена», 1939 и эссе «Размышления о еврейском вопросе», 1944, 1946 ] / Пер. с фр. Г. Ноткина . СПб.: Азбука, 2006. - 256 с. («Азбука-классика» pocket-book)

    • Сартр Ж.-П. Пьесы. М.: Флюид, 2008.
      • Мухи / Пер. с фр. Л. Зониной
      • Мертвые без погребения / Пер. с фр. Е. Якушкиной
      • Почтительная потаскушка (Лиззи Мак-Кей) / Пер. с фр. Л. Большинцовой
      • Дьявол и Господь Бог / Пер. с фр. Е. Пучковой
      • Затворники Альтоны / Пер. с фр. Л. Большинцовой
    • Сартр Ж.-П. Человек в осаде / Сост., вступ. ст., примеч. Л. Н. Токарева. М.: Вагриус, 2006.
      • Слова / Пер. с фр. Ю. Я. Яхниной и Л. А. Зониной
      • Дневники «странной войны». Сентябрь 1939 - март 1940 (фрагменты книги) / Пер. с фр. О. Е. Волчек и С. Л. Фокина
      • Экзистенциализм - это гуманизм / Пер. с фр. М. Н. Грецкого
      • Почему я отказался от Нобелевской премии
      • Беседы Жана Поля Сартра с Симоной де Бовуар в августе-сентябре 1974 / Пер. с фр. Л. Н. Токарева

    Публикации на русском языке

    • Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций / Пер. с фр. Е. Е. Насиновской и А. А. Пузырея, в книге «Психология эмоций», сост. В. К. Вилюнас. СПб.: Питер, 2008.

    Публикации о Ж.-П. Сартре

    • Великовский С. Путь Сартра-драматурга 1967
    • Киссель М. А. Философская эволюция Ж.-П.Сартра Лениздат, 1976
    • Грецкий М. Н. Марксистская философская мысль во Франции. М.: Изд-во Московского ун-та, 1977.
    • Долгов К. М. Эстетика Жана-Поля Сартра. М.: Знание, 1990.
    • Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр: свободное сознание и XX век. М.: Geleos, 2004.
    • Альсберг К. Больное место. Еврейство, желание и язык у Сартра // Ж.-П. Сартр в настоящем времени: Автобиографизм в литературе, философии и политике. СПб.: СПбГУ, 2006. С. 169-186.
    • Бердяев Н. Сартр и судьба экзистенциализма
    • Юровская Э. П. Жан-Поль Сартр. Жизнь - философия - творчество. СПб.: Петрополис, 2006.
    • Дунаевская, Рая. Философия и революция: от Гегеля до Сартра и от Маркса до Мао, 1973.
    • Долгов К. М. О встрече с Жан-Поль Сартром и Симоной де Бовуар // Вопросы философии.2007. № 2. С. 151-160.
    • Кузнецов, Виталий Николаевич. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. М.: Изд-во Московского ун-та, 1969.
    • Леденева Е. В. Ничто у Сартра и Гегеля. Credo new. 2013, № 2.
    • Мердок А. Сартр - романтический рационалист. 1953.