Зарядка для глаз для маленьких детей. Цели и задачи проведения зрительной зарядки. Причины нарушения зрения

Развивающаяся у детей, является серьезной и распространенной проблемой современности. Поэтому гимнастика при близорукости для детей кране важна для улучшения зрения.

Высокая зрительная нагрузка в школе, огромное количество электронных устройств, доступных детям – все это заставляет зрительный аппарат малыша перенапрягаться, что может привести к развитию как , так и истинной близорукости. Однако регулярная и правильная глазная гимнастика способна существенно улучшить ситуацию, предупреждая появление миопии и останавливая ее прогресс.

Зрительная гимнастика – профилактическая мера, помогающая укрепить мышцы глаза у детей. Поскольку рост глазного яблока продолжается до самого совершеннолетия, многие виды вмешательств (например, лазерная коррекция зрения) в этот период невозможны. Следовательно, значительную роль в профилактике и лечении детской близорукости играют консервативные методы, среди которых зарядка для глаз.

Основная цель, которую преследует гимнастика для глаз при близорукости у детей – это тренировка и расслабление ресничной мышцы, отвечающей за аккомодацию. Так называется фокусировка глаза на предметах, которые расположены на различном расстоянии. Это позволяет снять спазм аккомодации, вызывающий так называемую ложную близорукость, которая проходит, когда мышца расслабляется.

Также гимнастика выполняет и ряд других важных функций:

  • улучшает кровоснабжение и питание в органах зрения;
  • тренирует способность фокусироваться на удаленных предметах;
  • снимает усталость и неприятные ощущения, связанные с ней.

Зарядка для глаз при близорукости гарантированно способствует улучшению зрения у детей, если она выполняется правильно и регулярно.

Упражнения для расслабления глаз: разминка

Перед тем, как выполнять упражнения для глаз при близорукости у детей и подростков, необходимо провести разминку. Такое занятие подготовит глаза к основному комплексу упражнений и сделает гимнастику более эффективной.

В качестве разминки используются следующие легкие упражнения:

  • Классическое офтальмологическое упражнение «пальминг», которое для малышей можно назвать более понятным словом «ладошки». Дети кладут обе руки сомкнутыми ладонями на закрытые веки, создавая полную темноту под ними, и мягко нажимают на глазные яблоки. Упражнение готовит глазные мышцы к основному комплексу гимнастики.

  • «Пишем носом»: упражнение направлено на расслабление не только глазных мышц, но и шеи, на активизацию кровотока, снабжающего органы зрения кислородом. Ребятам дается задание выписывать в воздухе буквы кончиком носа. Можно диктовать строчки из детских стихотворений.

На подготовку к основному комплексу отводится 5-15 минут, после чего можно делать гимнастику. Для улучшения зрения у ребенка разработаны различные упражнения, очень эффективные при близорукости.

Основной комплекс упражнений

Для восстановления зрения при близорукости в качестве важного компонента комплексного лечения применяется зарядка, специально разработанная для детей с учетом возрастных особенностей. Это щадящие упражнения с мягким воздействием на зрительный аппарат, помогающие предотвратить недуг или замедлить его развитие.

  1. «Красная точка»: дважды сделав глубокий вдох, затем постепенный выдох, дети должны представить, что у каждого между бровями нарисована яркая точка. Далее они должны постараться переместить на нее взгляд и удерживать там 3 секунды, после чего вернуть взгляд в изначальное положение. Затем нужно прикрыть глаза на 5-7 секунд. Рекомендуется три захода по 5 раз.
  2. «Нос»: теперь точку представляем на кончике носа. Вдохнув и плавно выдохнув, дети фокусируют взгляд на кончике носа на 3-5 секунд, затем расслабляются и закрывают веки на те же 5-7 секунд. Повторить три захода по 7 раз.
  3. «Туда-сюда»: не поворачивая голову, надо перемещать взгляд по воображаемым линиям: вправо вверх, вправо вниз, влево вверх, влево вниз. В каждой крайней точке взгляд останавливается на 5-10 секунд, затем переводится в следующую точку. Выполнятся по 5 раз в три захода.
  4. «Часики»: малыши без пауз водят глазами вправо-влево 20 раз, и так 5 заходов с перерывами на минутный отдых с закрытыми глазами.
  5. «Полукруг»: ребята должны глазами описывать полукруги сначала справа, затем слева, чередуя их. Движение глаза начинается в самой верхней точке, описывает полукруг и завершается в нижней точке. 10 повторов, три захода.
  6. «Даль»: выбирается точка за окном и вторая точка – перед ним или на самом стекле. Не двигая головой, нужно поочередно смотреть на обе точки 25 раз без перерыва.
  7. «Круги»: ребята выполняют круговое вращение глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

С помощью описанных тренировок для глаз при близорукости у детей можно замедлить развитие болезни или предотвратить ее появление.

Меры для усиления эффекта упражнений

Сам по себе комплекс упражнений для улучшения работает хорошо, но его эффект можно заметно усилить с помощью ряда важных мер. Для того чтобы гимнастика была более эффективной, необходимо соблюдать ряд правил, среди которых:

  • Хорошее освещение рабочего места.
  • Дозирование зрительных нагрузок в соответствии с возрастом.
  • Полноценное питание, включающее все необходимые вещества, .
  • Правильный режим дня и достаточное количество прогулок на свежем воздухе.

Все это обязательно усилит положительный эффект глазной гимнастики.

Особенности выполнения гимнастики по возрасту

Эффективная гимнастика для глаз подразумевает, что для разного возраста выполнение гимнастики будет иметь свои особенности. Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста упражнения проводятся в игровой форме, количество повторов сокращается. Дети старшего возраста и подростки могут выполнять весь комплекс полноценно.

При миопии слабой степени гимнастика для глаз у детей может даже полностью восстановить зрение. Это возможно в случае ложной близорукости – спазма аккомодации, вызывающего симптомы близорукости. Гимнастика снимает спазм глазных мышц, возвращая ребенку способность хорошо видеть удаленные предметы. Такое лечение миопии действительно работает.

Дополнительно используйте веселую зарядку в картинках:

Гимнастика для глаз при близорукости – несложная и эффективная лечебно-профилактическая мера. Обучив ребенка несложным упражнениям, вы поможете ему сохранить здоровое зрение на долгие годы.

Бесспорно, из всех видов чувствительности зрение наиболее влияет на развитие личности во всех смыслах. Поэтому здоровье глаз нужно поддерживать с самого раннего возраста. Когда речь идет о гигиене зрения у детей, то ответственность за качество проведенных мероприятий, направленных на восстановление и укрепление зрительных способностей, ложится на плечи воспитателей дошкольных учебных заведений, учителей школ и в первую очередь родителей.

Одним из наиболее простых и действенных способов поддержать зрение у ребенка на должном уровне является зрительная гимнастика.


Причины заболеваний органов зрения

Зрение у детей может снижаться из-за воздействия разных факторов. Основные из них рассмотрены ниже.

Генетическая предрасположенность

Если у одного из родителей (или обоих) имеет место какая-либо офтальмологическая патология, то резко возрастает вероятность того, что у ребенка рано или поздно проявятся аналогичные проблемы. Поэтому не стоит ждать, когда у него начнет снижаться зрение. Следует посетить офтальмолога, чтобы предотвратить или выявить заболевания на ранней стадии.


Это в наш век смартфонов и гаджетов – одна из самых распространенных причин снижения зрения у детей. В течение всего дня детские глазки подвергаются воздействию телевизора, компьютера, планшета, смартфона и т. п.

Также причиной может стать чтение на чересчур близком расстоянии от книги, при плохом освещении или при длительном отсутствии перерыва. Конечно, в основе этой проблемы лежит халатность родителей, которые по легкомыслию позволяют ребенку бесконтрольно пользоваться гаджетами или часами просиживать перед телевизором.

Детским глазам необходимо отдыхать и лучше, чтобы чередование нагрузок и отдыха было внутри определенного режима дня. Зрительное переутомление на начальных этапах проявляется головной болью, головокружением, нарушением сна, болью и печением в глазах.

На эти симптомы необходимо своевременно обратить внимание и максимально ограничить ребенка от «общения» с компьютером, телевизором и другими подобными «игрушками».



Дефицит витаминов

Эта проблема также остро стоит среди большого числа школьников и детей более младшего возраста. Организация здорового детского питания имеет большое влияние на качество зрения и на здоровье в целом.

Ежедневный рацион ребенка должен в оптимальном количестве содержать все витамины и микроэлементы, необходимые для нормального развития детского организма. Если ребенок систематически с продуктами питания недополучает витамины группы A, B, D, а также цинк и железо, то со временем у него могут начаться проблемы со зрением.

Проблема эта сейчас довольно актуальна и связана в основном с тем, что у детей с самого раннего возраста, с попустительства родителей, формируется пристрастие к отнюдь не здоровой пище: разнообразному фастфуду, чипсам, кондитерским изыскам, сладким газированным напиткам и др. Естественно, такая еда не может содержать достаточного количества полезных веществ и витаминов, таких важных в детском возрасте.



Чтение в раннем возрасте

Немало пап и мам, которые всеми средствами стремятся привить своему чаду любовь к книгам в самом раннем возрасте, рассчитывая, что такая склонность малыша обязательно останется с ним на всю оставшуюся жизнь. Цель хорошая, но чаще бывает, что из-за этого ребенок приобретает стойкую зрительную дисфункцию.

Глаза детей раннего возраста (до 4-х лет) устроены так, что долгое чтение без перерыва очень быстро приводит к снижению зрения. В течение этого возрастного периода ребенок усваивает очень много информации, но она должна быть донесена до него в разных формах.

Максимальное время, которое ребенок в этом возрасте может потратить на чтение книги без ущерба для здоровья, составляет 15-20 минут в день.


Болезни

Патологии позвоночника, центральной нервной, эндокринной, иммунной и других систем. Как известно, в человеческом организме нет ни одной изолированной системы. Все влияет на все. Поэтому нередки случаи, когда снижение зрения связано с какой-либо органической патологией других органов.

Недостаточный уровень физической активности

Чтобы зрительная система нормально функционировала, необходимо, чтобы клетки и ткани регулярно насыщались достаточным количеством кислорода. Один из основных способов поддерживать уровень кислорода в тканях на достойном уровне – это сохранять физическую активность.

За последние годы уровень физических нагрузок у детей (особенно это касается городских жителей) в разы снизился. Это во многом связано с тем, что привычные подвижные игры не выдержали конкуренции с компьютером и телевизором.



Пренебрежение профилактикой

Когда жалобы ребенка, пускай, на первый взгляд, незначительные, остаются без должного внимания со стороны родителей, болезнь будет прогрессировать.

В большинстве подобных случаев за медицинской помощью обращаются тогда, когда зрение снижено в несколько раз. Поэтому важно при появлении первых симптомов нарушения зрительной функции у ребенка обращаться к офтальмологу.

Назначение гимнастики

Главная задача зрительной гимнастики – это укрепление глазных мышц. Как и любые другие мышцы в нашем организме, они могут ослабеть, что скажется на качестве зрения. Поэтому комплекс несложных упражнений направлен на предотвращение снижения остроты зрения.

Обычно впервые ребенок узнает о зрительной гимнастике, приходя в детский сад. Разработано множество разнообразных методик проведения физминутки для детей всех возрастов. Они в основном бывают в форме игры или в стихах.

Благодаря регулярному проведению зрительной гимнастики, у ребенка с ранних лет формируется осознание того, что зрение очень важно для человека и его нужно беречь.

При ответственном отношении родителей к здоровью своего чада, эти полезные навыки он сможет перенести и во взрослую жизнь.


С помощью зрительной гимнастики можно не только предотвратить развитие многочисленных глазных болезней, но и восстановить зрение. Благодаря упражнениям восстанавливается работоспособность зрительного аппарата, улучшается трофика близлежащих тканей.

Если для ребенка за время пребывания в детском саду стали привычными занятия зрительной гимнастикой, то велика вероятность того, что став школьником, он также серьезно будет относиться к гигиене зрения, благодаря чему сможет избежать многочисленных проблем со здоровьем.



Основные цели зрительной гимнастики:

  • улучшение не только зрительных, но и умственных способностей ребенка, благодаря тому, что с помощью ряда упражнений увеличивается скорость переработки зрительной информации;
  • обеспечение полноценного отдыха глаз;
  • профилактика глазных болезней;
  • восстановление зрительной функции у детей со сниженным зрением;
  • оказание успокаивающего действия на все отделы нервной системы.

Если следовать всем правилам проведения зрительной гимнастики, то положительный эффект наступит совсем скоро.


Основные аспекты методики

Заботливым родителям нужно знать, что у детей, появившихся на свет раньше положенного срока и у малышей с ослабленным иммунитетом риск развития миопии (близорукости) в разы возрастает. Также велика опасность возникновения этого недуга у детей с отягощенной наследственностью. В таких случаях с самого раннего возраста ребенка необходимо предпринимать профилактические меры для предотвращения развития данного заболевания.



Большую роль в поддержании зрения на нормальном уровне играет укрепление глазных мышц. В этом поможет регулярное проведение зрительной гимнастики. Всем известно, что маленькие дети – непоседы, поэтому зрительная гимнастика не должна представлять собой набор «сухих» правил.

Детям должно быть интересно, и они обязательно должны включиться в процесс, а также стараться выполнить все рекомендации в точности, иначе пользы от такой гимнастики не будет. Поэтому чаще в дошкольных учреждениях гимнастику для глаз проводят в форме игры.

Принцип полезного воздействия зрительных упражнений состоит в поочередном напряжении и расслаблении глазных мышц , что помогает им в дальнейшем справляться со все большей нагрузкой. Один из главных залогов успешной гимнастики – это систематичность, то есть положительный эффект от занятия подобными упражнениями будет очевиден лишь тогда, когда ребенок выполняет их регулярно.



Зрительная гимнастика для детей дошкольного возраста в среднем проводится 3 раза в день по 5 минут. Офтальмологами разработан комплекс стандартных упражнений для глаз, рекомендованный к выполнению в дошкольных учреждениях. Далее следует перечень некоторых из них:

  • На потолок крепятся большие разноцветные круги (из цветной бумаги или картона). В течение 8-10 секунд ребенок должен внимательно смотреть на каждый из них. Переходя взглядом с одного круга на другой, важно, чтобы ребенок двигал только глазами, а голова должна оставаться в неподвижном положении. Когда малыш закончил смотреть на круги, ему следует закрыть веки на 10-15 секунд. После чего повторить упражнение заново.
  • Ребенок старается что есть силы зажмурить веки на 5 секунд, потом резко их расслабить. В таком порядке следует повторить упражнение несколько раз.



  • Ребенок, не двигая головой, медленно поднимает глаза вверх-вниз, а потом вправо-влево. Для маленького ребенка лучше, чтобы он мог фиксировать свой взгляд на каком-нибудь объекте, который соответствует одной из крайних точек.


  • Нужно к стене или потолку прикрепить картинку со сложным узором. Ребенок должен, не перемещая головы, внимательно взглядом пройтись по всем линиям. После выполнения данного упражнения нужно сделать перерыв как минимум на 10 минут.


  • Ребенок поочередно фиксирует свой взгляд то на самом дальнем, то на самом ближнем объекте от него.

Это лишь несколько самых простых упражнений для укрепления глазных мышц. Для своего ребенка можно найти более широкий перечень методических рекомендаций, разработанных современными специалистами в области детской и подростковой офтальмологии.

Важно помнить, что даже самые интересные игровые упражнения при ежедневном выполнении (а ведь именно этого требует серьезный подход к проведению зрительной гимнастики) даже самому азартному ребенку могут наскучить. Тогда выполнять он их будет формально, без первичного усердия. Поэтому рекомендуется время от времени менять набор упражнений.

Вы можете найти множество упражнений для глаз в стихах - этим вы сможете еще больше увлечь своего малыша. Еще один способ избежать рутины – периодически менять обстановку , то есть заниматься гимнастикой не только дома или в детском саду, но и во время прогулки.

Обязательно поинтересуйтесь у воспитателя в детском саду, включена ли зрительная гимнастика в режим дня детей. Для дошкольных учреждений разработано несколько техник тренировки зрения:

  • с помощью настенных или потолочных тренажеров;
  • игровая гимнастика в форме игр, песен или стихов;
  • разглядывание схематических рисунков и таблиц;
  • использование стереоскопических картинок (изображение обязательно должно быть нанесено на бумагу, а не на электронный носитель, так как это может создать лишнее напряжение для глазных мышц).

Гимнастика

При миопии

Если вы заметили, что ваш ребенок с трудом различает объекты, которые находятся на достаточном расстоянии от него, то возможно у него миопия (близорукость). В таком случае ребенка незамедлительно нужно показать офтальмологу.

Причиной данного заболевания является снижение функциональной активности цилиарной мышцы, которая отвечает за степень натяжения хрусталика. Из-за этого искажается форма глазного яблока, принимая эллипсовидную форму, вследствие чего отраженные лучи фокусируются не на поверхности сетчатки, а немного впереди. Поэтому детально рассмотреть какой-либо объект ребенок может только с ближнего расстояния.

Исправляется подобное состояние с помощью постоянного ношения очков, аппаратным лечением , физиопроцедурами, ночными линзами, лекарственными препаратами (глазные капли, витаминные комплексы и т. п.), лазерной коррекцией.



Для этого случая разработан комплекс упражнений для глаз. Они просты в исполнении даже для самых маленьких детей, но при этом обладают выраженным терапевтическим эффектом:

  • Малыш начинает как можно быстрее моргать в течение минуты. После непродолжительного перерыва нужно повторить упражнение еще раз.
  • Ребенок должен сильно зажмуриться и оставаться в таком положении 5-7 секунд, после чего широко раскрыть глаза. Повторить упражнение 5 раз.
  • Медленно водить взглядом с потолка на пол и в обратном порядке. Повторить упражнение 3 раза.
  • Предложите ребенку растереть ладошки друг об друга, а потом, когда они нагреются, приложить их на несколько секунд к векам.
  • Малышу необходимо на несколько секунд зафиксировать взгляд на кончике носа. Потом закрыть глаза. В таком порядке упражнение повторить 5 раз.

В завершение гимнастики можно легкими круговыми движениями помассировать веки ребенку или предложите сделать это ему самому. Нагрузка обязательно должна быть посильной! Переутомление во время физминутки может дать обратный эффект, поэтому во время выполнения упражнений внимательно следите за состоянием ребенка.



При детской гиперметропии (дальнозоркости)

Детская дальнозоркость связана с тем, что световые лучи сосредотачиваются не на сетчатке, а за ее пределами. Из-за этого ребенок не может в точности рассмотреть объекты, которые находятся на близком расстоянии от него. Если ребенку возрастом младше восьми лет ставится диагноз – гиперметропия слабой или средней степени, это может быть вариантом физиологической нормы и быть связано с относительно малым размером глазного яблока и его слегка уплощенной формой. По мере взросления, детская зрительная система становится более совершенной и проблемы со зрением проходят сами собой.

Чтобы детская дальнозоркость не успела принять стойкую форму, следует регулярно заниматься с ребенком зрительной гимнастикой:

  • Сперва требуется как следует подготовить мышцы к зарядке. Для этого подходит следующее упражнение: малыш принимает горизонтальное положение, и двумя ладонями старается максимально плотно закрыть ими глаза (желательно, чтобы сквозь них вообще не проникал свет). Это простое упражнение поможет снять избыточное напряжение с глазных мышц.


Физкультурой с малышами занимаются многие мамы, при этом не все знают, что важны не только упражнения для мышц, но и гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста. Природа создала органы зрения для того, чтобы смотреть вдаль, но современная жизнь заставляет их выполнять несвойственные функции: разглядывать мелкие символы и предметы, часами смотреть на монитор компьютера. Неудивительно, что очень много людей страдает близорукостью и другими подобными проблемами. Чтобы глаза могли без ущерба для своих функций переносить высокие нагрузки, их нужно тренировать.

Значение глазной гимнастики

Мышцы органов зрения не только двигают глазные яблоки – они изменяют кривизну хрусталика, способствуют хорошему движению крови по сосудам. Специальные упражнения снимают утомление глаз, подготавливают их к усиленной работе в школьные годы. При правильно подобранном комплексе можно остановить офтальмологические заболевания в начальной стадии и даже добиться полного восстановления функций.

Упражнения помогут глазам отдохнуть, снимут спазмы. Если вы оставили малыша без внимания, а через некоторое время застали его с красными уставшими глазами уткнувшимся в электронную игру, срочно сделайте с ним несколько упражнений. Конечно, через некоторое время мышцы расслабятся и сами, но лучше не подвергать их дополнительному напряжению.

Успокоить раздражения органов зрения также хорошо помогают компрессы из ватных шариков, пропитанных свежезаваренным чаем.

Зрительная гимнастика не только укрепит мышцы глаз дошкольника. Она поможет ему понять, как важно беречь зрение. Рассказывайте ребенку, что человек, который плохо видит, не сможет стать летчиком или космонавтом, ему запрещены многие виды спорта. Чтобы ребенок оценил этот дар природы, наденьте ему повязку из полупрозрачной ткани или очки с дымчатыми стеклами. Хочет ли он всю жизнь провести в таком размытом, расплывчатом мире? Если нет, то должен заботиться о своих глазках, беречь и тренировать их.

Как развиваются органы зрения?

Глаза младенца отличаются от органов зрения взрослого человека не только размерами. Многие мамы замечали, что зрачок новорожденных не имеет четких контуров, его границы размыты. Такие мутные глаза бывают не у всех, некоторые дети рождаются с четким разделением зрачка и радужной оболочки. Поскольку система защиты от света работает еще не в полную силу, младенцы в основном держат глаза закрытыми, щурятся в солнечный день или в комнате, освещенной яркими лампами.

Чтобы не напрягать зрение новорожденных, первое время создайте в комнате полумрак: днем задергивайте шторы, а в темное время занавешивайте лампы плотным абажуром.

Хрусталик младенца еще не способен менять кривизну при рассматривании ближних и дальних предметов. Близкие предметы он еще может рассмотреть, а все, что находится дальше 30 см, представляется ему в виде неясных контуров. Даже если бы он смог рассмотреть свое окружение, узнавать объекты малыш бы не сумел. Участки мозга, контролирующие зрение, начинают работать ближе к 3 месяцам. Нет согласованности и между мышцами, управляющими движением глазных яблок. На фотографиях грудничков иногда можно заметить, как один глаз смотрит прямо, а другой ушел в сторону. Такие явления не считаются патологией до 6 месяцев, но после полугода зрачки должны двигаться синхронно.

Полностью зрительная система формируется только к 12 годам. До этого возраста идет развитие органов зрения, и они очень уязвимы. Некоторые родители пытаются приучить детей к чтению чуть ли не с пеленок. Ничем хорошим такая спешка не кончится: цилиарная мышца, которая, меняя кривизну хрусталика, отвечает за аккомодацию (фокусировку зрения), еще не развита. Поэтому хрусталику длительное время фокусироваться на мелких символах (картинках) вредно. Также дошкольникам вредно смотреть мультфильмы с экранов телефона (или других экранов маленького размера).

Формирование органов зрения нельзя оставлять без контроля, нарушения могут возникнуть на любом этапе. Регулярно проходите осмотры у офтальмолога, чтобы вовремя заметить возникшую проблему и устранить ее.

Как правильно проводить занятия?

Ни в коем случае не заставляйте малыша делать гимнастику для органов зрения, не пугайте, что без упражнений он перестанет видеть. Предложите ребенку поиграть в интересную игру, которая очень обрадует его глазки. Планируйте занятия так, чтобы они не наскучили непоседливому сорванцу. Для начала проводите гимнастику трижды в день минут по 5, а потом отпустите ребенка погулять, порезвиться.

Начинать занятия можно с детьми раннего возраста, около 3 лет. Предварительно желательно проконсультироваться с офтальмологом, обсудить методику, которую собираетесь применить, получить советы. Если в семье плохая наследственность или у ребенка были замечены какие-либо отклонения от нормального зрения, любые процедуры можно проводить только по рекомендации специалиста.

Объясните малышу, что бегать будут только глазки, головой двигать нельзя. Если заметите, что ребенок вертит шеей, первое время придержите его затылок.


Офтальмологи рекомендуют следующие упражнения.

  • Закрепите в разных углах потолка 3 больших круга разных цветов. Ребенку нужно по очереди внимательно рассмотреть каждый кружок. На один предмет отводится примерно 10 секунд.
  • Предложите малышу 4 раза посмотреть сначала вверх и вниз, затем направо и налево.
  • Ребенку нужно сильно зажмуриться, медленно сосчитать до 10, а потом открыть глаза.
  • Покажите малышу циферблат часов со стрелками. Пусть он представит, что цифры нарисованы на потолке, а его глазки, как стрелки, должны обойти все числа по кругу.
  • Наклейте или нарисуйте на оконном стекле яркий кружок. Подойдите к окну, покажите дошкольнику предмет, который находится очень далеко от вас. Он должен поочередно рассматривать то один, то другой объект.

Когда ребенок хорошо освоит все упражнения, комплекс можно усложнить. Вы командуете, на какой кружок посмотреть, вправо или влево, вверх или вниз. Потом предложите, глядя в одну точку, «нарисовать» носом в воздухе кружок, квадрат, букву или цифру. Когда упражнение будет хорошо получаться, скажите дошкольнику самостоятельно изобразить какую-нибудь фигуру, а вы должны ее угадать.

Сопровождайте гимнастику веселыми сказками, шутками, постарайтесь выучить с малышом стихи. Можно взять текст, где расписаны упражнения на каждый день недели, – ежедневно делайте соответствующие движения. Воскресенье посвятите массажу: через закрытые веки проводите пальцем по глазным яблокам круговыми движениями сначала в одну, потом в другую сторону. Сначала вы сами будете подсказывать детям в стихах нужные действия, потом ребенок выучит четверостишия и будет говорить их сам:


Если у вас есть стероекартинки, ребенка не нужно будет уговаривать заниматься. Наоборот, придется отвлекать его от просмотра, чтобы не перенапрягать органы зрения. Малышам нужно показывать специальные изображения через стереоскоп, а через некоторое время можно научить их безо всяких приспособлений видеть объем. Пусть ребенок держит стереокартинку перед глазами и представляет себе, что смотрит очень далеко, на другой конец города. Если не получается, нарисуйте на расстоянии, равном промежутку между зрачками, мяч и баскетбольную сетку. Когда ребенок поднесет листок почти вплотную к лицу, он увидит мяч, заброшенный в корзину. Теперь нужно медленно отодвигать от себя рисунок, не давая мячику выскочить из сетки.

При прогулках предложите ребенку, закрывая по очереди то правый, то левый глаз, следить за машиной, собачкой или другими движущимися объектами. Возьмите с собой мячик и учите малыша бросать его в цель, это упражнение полезно и для зрения, и для развития координации движений.

Вариантов для занятий на улице очень много:

  • «обрисовать» глазами по контуру крупный предмет;
  • не поворачивая головы, назвать все, что смогли увидеть глаза;
  • найти и описать самый дальний и самый ближний предмет.

Сколько времени можно смотреть телевизор?

Иногда уже у дошкольников врачи замечают снижение остроты зрения. Винить в этом только телевизоры, планшеты и компьютеры не совсем правильно. Конечно, свою немалую лепту они вносят, но есть и другие причины.

Посоветуйтесь с офтальмологом, он определит, что послужило поводом плохой работы органов зрения:

  • наследственность;
  • недостаток витаминов A, B, D, а также железа и цинка;
  • заболевания позвоночника;
  • малая подвижность, из-за которой ткани глаз плохо насыщаются кислородом.
  • врожденные патологии.

Если ребенок увлечен рукоделием, лепкой, чтением или другими занятиями, вызывающими напряжение глаз, правильно оборудуйте его рабочее место. Установите лампу на кронштейне, позволяющую направить свет на область работы. Смотрите, чтобы малыш не горбился, не наклонялся к изделию и не подносил его близко к глазам. Если он жалуется, что на большом расстоянии не может рассмотреть все детали, сходите в офтальмологический кабинет и проверьте зрение ребенка.

При покупке книг для детей дошкольного возраста проверьте, чтобы шрифт был крупным, ярким и четким. Рассматривать серые буквы газетного формата вредно даже взрослому, а у малыша такое занятие может привести к снижению зрения из-за сильного перенапряжения глаз.

Чем позже ребенок обратит внимание на экраны различных гаджетов, тем лучше и для глаз, и для мышц, и для осанки. Хорошо, если вы сможете уберечь ребенка от телевизора и компьютера до 5 лет, но в современной жизни такое удается очень редко. В любом случае выделите в режиме дня ограниченное время для телепередач и электронных игр. Первые просмотры не должны занимать больше 15 минут в день, ближе к школьному возрасту время можно увеличить до получаса. Если заметили, что у ребенка слезятся глаза, он трет их или прищуривается, выключите монитор и предложите посмотреть в окно на отдаленные предметы или сделать глазную гимнастику.

Занятия по методике Аветисова

Существуют разные методики тренировки органов зрения. Разобраться в их тонкостях и различиях далеким от медицины родителям бывает очень сложно. Лучше не надеяться на собственную интуицию, а проконсультироваться с офтальмологом. Если он порекомендует пройти первые занятия в поликлинике, не отказывайтесь. Специалисты объяснят, как правильно делать упражнения, ответят на возникшие вопросы. Перед походом к врачу узнайте, какие занятия проводятся в детском учреждении.

Вы можете выбрать любой комплекс гимнастики, но никогда не смешивайте разные системы в одну кучу. Выхватывая по несколько упражнений из каждой методики, можно перенапрячь одни мышцы и оставить без внимания другие. Многим родителям нравится заниматься с детьми по Аветисову. В его гимнастике основной упор делается на тренировку глазных мышц, отзывы свидетельствуют о положительных результатах таких процедур.

Методика несложная, не требует ни предварительной подготовки, ни специального оборудования. Заниматься можно в любое время и в любом месте. На первых занятиях нужно выполнять все упражнения медленно в указанном порядке по 3-4 раза. Когда ребенок освоит комплекс, можно ускорить движения глаз и увеличить количество повторов. Таким способом постепенно увеличивается нагрузка на органы зрения, их мышцы становятся сильнее.

Комплекс упражнений детской гимнастики состоит из 7 основных частей.

  1. Вдох – смотрим на переносицу, выдох – глаза вернулись в прежнее положение.
  2. Повторить первое упражнение, направляя взгляд на кончик носа.
  3. На вдохе поверните глаза вправо, на выдохе смотрите прямо.
  4. Повторите в левую сторону.
  5. На вдохе посмотрите в левый верхний угол, на выдохе исходное положение.
  6. Теперь так же смотрите в правый нижний угол.
  7. Вдохните и сделайте глазами полукруг снизу вверх. Повторяйте в обе стороны.

Решить, есть ли у дошкольника противопоказания к определенным упражнениям, может только офтальмолог после осмотра. Если никаких ограничений нет, а ребенок начал жаловаться на боль или резь в глазах, слезы или другие негативные явления, уменьшите скорость выполнения и количество повторов. Если и эти меры не помогают, еще раз обратитесь к врачу для выяснения причины.

Испортить зрение в детском возрасте легко, а вот восстановить потом его будет очень сложно, а иногда и невозможно. Гимнастика для глаз – хорошая профилактическая мера, но это не панацея. Ограничивайте время напряженной зрительной работы, кормите ребенка пищей, богатой витаминами и микроэлементами. Не забывайте про двигательную активность, чтобы кровь активно текла по всем тканям, снабжая их кислородом. Только комплексный подход поможет сохранить глаза здоровыми.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШУГАРОВСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - Д/С «КОЛОСОК»

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Подготовила воспитатель:

Лещенко Светлана Игорьевна

2015г.

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.

Сократ

В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего дошкольного возраста. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ.

Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.

Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.

Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи:

Предупреждение утомления,

Укрепление глазных мышц

Снятие напряжения.

Общее оздоровление зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Условия: Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя.

Время: Выполняются 2-4 мин.

Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).

Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

Прием проведения – наглядный показ действий педагога.

При планировании НОД с использованием ИКТ 1 раз в неделю мы рекомендуем за месяц разучивать и использовать 1 гимнастику для глаз в стихах (например, номер 15,16 и другие), а на 4 раз использовать гимнастику с предметами или без предметов, в виде комплексов движений (например, комплексы номер 1, 2, 3, 4, 7 и другие).

Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе здоровьесбережения ежедневно, то рекомендуется на неделю планировать для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме, совмещая его 1 или 2 раза с комплексами другого вида.

По названию гимнастики для глаз легко подобрать ее по теме НОД.

При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.

Виды гимнастик.

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:

С предметами (например, комплекс 4 или работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.

Без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);

С использованием специальных полей (комплекс 73,74 или изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см.. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие);

С использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.

Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.

Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного развития организма. Вырастить крепких, здоровых детей - наша задача.

Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжелой для дошкольников и младших школьников. Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление обмена крови и - кровоснабжения мозга, повышается артериальное давление, учащается пульс, нарушается дыхание, наблюдаются застойные явления в мышцах. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению.

Быстрая утомляемость, которая происходит вследствие истощения нервных клеток, особенно свойственно детям старшего дошкольного и младшего школьного возрасти. Переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребенка,- его здоровья и поведения. Следовательно важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.

Задачи:

Способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования

предлагаемых упражнений;

Предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-

вегетативное) утомление у дошкольников, младших школьников.

Условия проведения: Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3-5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

«Подснежник»

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)

В руки вы цветы возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз цветы вы опустите,

И опять на них взгляните.

Цветок вправо,

Цветок влево.

Нарисуйте” круг умело.

Цветок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас цветок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

И команды выполняйте.

Ах, как долго мы писали

Ах, как долго мы писали,

«Радуга»

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

«Спал цветок»

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох), посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

«Волшебный сон»

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Наши руки отдыхают...

Отдыхают... Засыпают...

Шея не напряжена

И рассла-бле-на...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется...

Дышится легко... ровно... глубоко... (Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем... (Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!

Верх - вниз, влево - вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

«Круг» Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. Гимнастика для глаз

«Квадрат» Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

«Покорчим рожи». Педагог предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.

Гримасочка ежика - губки вытянуты вперед - влево - вправо - вверх - вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)

«Рисование носом» Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Педагог может конкретизировать задание в соответствии с темой.)

«Раскрашивание» Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом.

Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

«Буратино»

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Педагог медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

«Часики»

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик - по часовой стрелке, а правый - против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.

Зрительные дифференцированные физкультминутки

И глаза вам скажут: «Спасибо!»

Если долго идти или бежать, то наши ноги устанут и заходят отдохнуть.

А как же без отдыха весь день трудятся наши глаза?

Часто дети близко садятся к телевизору или весь день не отходят от компьютера. Читают при слабом свете или лежа на диване.

Лучше всего заниматься с книгой при дневном свете. А вечером -при настольной лампе, когда она стоит слева от глаз. Не читайте при плохом освещении или в городском транспорте. Это очень вредно!

Берегите глаза! И они вам скажут: «Спасибо!»

Игра «Буратино»

Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

«Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.

«Морковка» - повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку.

«Дерево» - наклоны вперед-назад, носом «рисуем» дерево.

Комплекс специальных упражнений для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.

6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх - налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6. Затем налево-вверх - направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Комплекс упражнений «На море» (Под медленную спокойную музыку.)

1. «Горизонт» 1-4 - чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.

5-8 - повторить линию горизонта справа-налево.

2. «Лодочка» 1-4 - чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо. 5-8 - повторить движения счета 1-4 в другую сторону.

3. «Радуга» 1-4 - чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо. 5-8 - повторить движения счета 1-4 в другую сторону.

4. «Солнышко» 1-8. «На море солнышко» - чертим «солнышко» (круг вправо)

глаза повторяют движение, голова прямо. Затем можно повторить упражнение в другую сторону.

5. «Пловец плывет к берегу» 1-4 - правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца 5-8 - медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.

6. «Яркое солнышко»

1-8 - зажмуриться - «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз

1. И. п.- основная стойка, руки спереди в замок. Поднять вверх, прогнуться - вдох, опустить руки - выдох. Смотреть на руки. Повторить 4-6 раз.

2. И. п.- стоя, руки вперед. Круговые движения руками в одном и в другом направлении - 10-15 с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5 с в левую сторону, затем 5 с в

правую.

3. И. п.- то же. Одну руку поднимать, другую - опускать, затем наоборот - 20-15 с. Сопровождать движение рук взглядом.

4. И. п.- основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить. Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 10-15 с.

5. И. п.- стоя, руки вперед. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10 с, затем в правую - смотреть на правую 10 с.затем в правую – смотреть на правую кисть 10 с.

6. И. п.- основная стойка. Повернуть голову направо, затем на лево. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой – либо предмет.

7. И. п.- то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6-8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, ее наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой.

Профилактические упражнения для глаз

15 колебательных движений глазами по горизонтали справа - налево, слева - направо.

15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз - вверх.

15 вращательных движений глазами слева - направо.

15 вращательных движений глазами справа - налево.

15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны - «восьмерка».

Руки за спинку, голову назад

Руки за спинку, голову назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим - на парту гляди. (Вниз.)

И снова наверх - где там муха летит? (Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)

И снова читаем. Немного еще.

Упражнения для глаз (комплекс 1)

И. п. - сидя.

2. Движения глазными яблоками.

Глаза вправо-вверх.

Глаза влево-вверх.

Глаза вправо-вниз.

Глаза влево-вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 с.

3. Самомассаж.

Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол, Открыть глаза.

Упражнения для глаз (комплекс 2)

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 с, Открыть глаза. Повторить 3-4 раза.

3. Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 с. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

Упражнения для глаз (комплекс 3)

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.

Упражнения для глаз (комплекс 4)

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз.

Закрыть глаза, расслабить веки, 10-15 с.

3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

Упражнения для снятия усталости глаз

1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой - полевой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

Часовщик

Часовщик прищурил глаз,

(Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз.)

Чинит часики для нас. (Открыть глаза.)

(С. Маршак)

Следовательно, упражнения, используемые в физкультминутке, должны быть эмоциональными, достаточно интенсивными, по возможности связанные с содержанием занятии или урока.

Картотека гимнастики для глаз:

I Комплекс

1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

II Комплекс

1. На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.

III Комплекс

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.

Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.

Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

IV Комплекс

Выполняется стоя, у каждого ребенка в руках игрушка (рисунок).

1. «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2--3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2-3 сек).

А теперь опять посмотрите на свою … (2-3 сек)». Повторить 4 раза.

2. «… у нас веселые, любят бегать, прыгать. Внимательно следите глазами: … подпрыгнула вверх, присела, побежала вправо, влево». Повторить 4 раза.

3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.

4. «Моя … очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раза

V Комплекс "Дождик"

Дождик, дождик, пуще лей.

Смотрят вверх.

Капай, капель не жалей.

Смотрят вниз.

Только нас не замочи.

Зря в окошко не стучи

VI Комплекс "Ветер"

Ветер дует нам в лицо. Часто моргают веками.

Закачалось дepевцо. Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.

Ветер тише, тише, тише...

Медленно приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все выше, выше. Встают и глаза поднимают вверх.

VII Комплекс

"Рисование носом"

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

VIII Комплекс

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Закрывают оба глаза,

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо-влево.

Заниматься вновь начнем.

IX Комплекс

"Снежинки"

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Дети влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Дети смотрят вверх и вниз.

Все на землю улеглись.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

X Комплекс

Лучик солнца

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

Моргают глазами.

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Делают круговые движения глазами.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

Отводят взгляд вправо.

XI Комплекс

Бег по дорожкам.

Выполняются движения по цветным полосам. На указку можно надеть любой предмет по теме и попросить детей следить глазами за ним. По черному кругу почасовой стрелке, по красному против часовой стрелки, по синей линии справа и влево, по желтой линии вверх вниз, а по зеленым кругам - движение «восьмерка». Каждое движение выполняется 4-6 раз.

XII Комплекс

Спектр.

Данное пособие помещается в групповой комнате или компьютерном классе. Глаза детей отдыхают при рассматривании цветового спектра.

Список использованной литературы

1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1993.

2. Ковалько В.И.Школа физкультминуток. – М.: «Вако»2007.

3. СековецЛ.С. Коррекционно - педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения.- М.:Школьная Пресса, 2008.

4. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Усталость глаз очень часто приводит к зрительным нарушениям. В наш век преобладания технических средств обучения, повышенных умственных нагрузок очень важно заниматься профилактикой заболеваний глаз. И лучше всего с этим справляется детская зрительная гимнастика. Узнаем о ее видах.

Гимнастика для глаз в детском саду, в школе, на уроке

Уже при посещении детского дошкольного учреждения ребенок может испытывать длительные зрительные нагрузки. Речь идет о занятиях рисованием, лепкой, конструированием, которые требуют напряжения глаз, сосредоточения внимания на одной точке. Такие нагрузки увеличиваются в школе, на уроках. Специальные упражнения помогут снять зрительное напряжение, дать возможность глазам отдохнуть. Итак, для детей дошкольного возраста рекомендуется делать дважды в день следующее:

  1. Движение глазами вправо-влево. Воспитатель показывает их детям сначала в медленном темпе, предлагая представить себя хитрой лисицей, которая высматривает зайца. Затем такие движения выполняются в ускоренном темпе. В конце глаза закрываются.
  2. Зажмуривание с широким открытием глаз. Воспитатель показывает, как сильно нужно зажмурить глазки на 4-5 секунд, а затем открыть их широко-широко, как бы сильно удивляясь.
  3. Чешем носик. Рука вытягивается полностью, указательный пальчик помещается напротив носа. Глаза смотрят на приближающийся издали палец, который легонько почесывает нос и медленно удаляется.

В школе для выполнения подобной гимнастики подойдут учебные пособия. Например, учитель берет в руки большой треугольник и предлагает детям обвести его взглядом, останавливаясь на углах. То же самое можно сделать с прямоугольником, кругом.

Еще одно упражнение с геометрическими фигурами - «Покажи глазами». Учитель на доске прикрепляет в ряд 6-7 геометрических фигур. Задача ученика - по заданию педагога, глазами, без поворота головы показать фигуру, которую он называет. Упражнение представляет собой перемещение глаз и закрепление знаний о форме.

Эффективным является упражнение, при котором движения глазными яблокам выполняются с закрытыми веками. Дети смотрят вверх, вниз, вправо, влево.

«Удивимся» - дети глазами имитируют удивление, поднимая широко раскрытые глаза вверх вместе с бровями. В этом положении нужно задержаться на 3-4 секунды.

На уроках для разнообразия подобные упражнения можно сочетать с массажем: дети кладут пальцы на закрытые глаза и массируют их по часовой стрелке, затем против нее.

Гимнастика для глаз для детей при близорукости, при дальнозоркости, при косоглазии, при астигматизме

Если родители не занимаются профилактикой утомляемости глаз у ребенка, то это часто приводит к развитию их заболеваний. И тогда уже требуется выполнение специальной гимнастики.

При близорукости , то есть миопии, это следующие упражнения:

  1. Моргание глазами в быстром темпе 30 секунд. Затем веки надо сомкнуть, дать отдохнуть.
  2. Глаза нужно сильно зажмурить на 4-5 секунд, затем столько же времени держать их широко открытыми.
  3. Исходное положение для выполнения упражнения - стоя. Необходимо вытянуть вперед руку и смотреть на указательный палец, приближающийся к лицу.
  4. Безымянный, указательный и средний пальцы обеих рук нужно положить на закрытые глаза, слегка прижать их и отпустить.
  5. Три пальца рук положите на надбровные дуги. Нужно тянуть кожу лба вверх, а глаза опускать вниз, преодолевая образующееся при этом сопротивление.
  6. Голова не двигается, а глазные яблоки медленно поднимаются вверх до крайней точки и так же опускаются вниз.

Все вышеуказанные движения гимнастики выполняются по 6-7 раз. Вначале ребенок должен делать это вместе с взрослым, который сидит напротив. Затем родители могут просто руководить малышом словесно.

При дальнозоркости полезной будет такая гимнастика:

  1. «Пишем носом». Нужно усадить мальчика или девочку прямо. Предложите ребенку представить себя Буратино. Он должен написать кончиком носа буквы. При этом обязательно смотреть глазами на кончик носа. Также можно рисовать круг, треугольник, прямоугольник. Упражнение выполняется на протяжении 3-4 минут.
  2. Пальцы малыша в разведенном положении должны находиться на уровне глаз. Ребенок пытается рассмотреть то, что находится перед ним сквозь пальцы. Можно при этом немного двигать головой.
  3. Повороты головы вправо-влево с одновременным движением глазами.
  4. На расстоянии трех метров от лица ребенка расположите большой яркий предмет. Пусть ребенок вытянет свою руку и переводит взгляд медленно с предмета на пальцы руки.

Упражнения для глаз при косоглазии у детей:

  1. Пусть ребенок расположит свой указательный пальчик на носу. Движениями глаз он должен следить за поднятием пальца вверх, до полного вытягивания руки, затем вниз.
  2. Голова не двигается, а ребенок смотрит вверх, вниз, влево, вправо. После каждого цикла веки закрываются.
  3. Рисование глазами восьмерки в воздухе.
  4. Здоровый глаз нужно закрыть. Двигать головой в сторону больного глаза следует до упора.
  5. При закрытом здоровом глазе нужно двигать в быстром темпе больным вправо и влево.

Детская гимнастика для глаз при астигматизме - это:

  1. Вращение глазами по часовой стрелке.
  2. Переведение взгляда по направлению вверх-вниз-вправо-вниз. Затем движения делаются вверх-вниз-влево-вниз.
  3. Полусогнутая рука располагается напротив лица. Глаза должны следить за ее медленным приближением к носу, затем за удалением

Эти три упражнения в начале выполняются по 2-3 раза, а в конце первой недели занятий их нужно делать уже двумя подходами.

Гимнастика для глаз для детей по Аветисову, метод Бейтса, метод тибетских монахов

Методика Аветисова сегодня используется для профилактики расстройств зрения и для его восстановления. Она полезна для школьников и состоит из трех видов гимнастики.

Упражнения для улучшения кровообращения :

  1. Сомкнуть веки на 4-5 секунд, затем открыть глаза широко на 4-5 секунд.
  2. Быстрое моргание в течение 10-15 секунд, закрытые глаза на такое же время.
  3. Сомкнуть веки и указательными пальцами массировать их по часовой стрелке одну минуту.
  4. Сомкнутые веки слегка прижимаются пальцами и опускаются.

Упражнения для укрепления мышц :

  1. Медленное переведение взгляда ребенком из потолка на пол. При этом голова не двигается, а глаза не останавливаются посередине расстояния.
  2. Глаз ребенка двигается вправо и влево с фиксацией точки посередине.
  3. Движения глазами вправо-вверх-влево-вниз. Затем то же выполняется в обратном направлении.

Упражнения для улучшения аккомодации выполняются стоя:

  1. Ребенок смотрит вдаль. Затем взгляд переводится на палец руки, расположенный на расстоянии 20 сантиметров от носа, задерживается на 5 секунд и снова переводится вдаль.
  2. Вытянутая рука ребенка приближается к носу медленно, и глаза следят за ней до тех пор, пока изображение не начнет двоиться.
  3. Вначале юный пациент должен смотреть на пальцы вытянутой правой руки. Затем левой рукой закрывается левый глаз, а правый должен следить за приближением и удалением правой руки. Далее то же самое выполняется другим глазом.

Методика Бейтса позволяет устранять астигматизм. Она включает в себя последовательное выполнение таких упражнений:

  1. Палец правой руки ребенок располагает на расстоянии 30 сантиметров от своего носа. Он должен фокусировать взгляд сначала на пальце, затем переводить его предметы, находящиеся вдали. Так нужно проделать 10 раз.
  2. Вначале открытыми, затем закрытыми глазами в воздухе выписывается большая цифра 8. Повторить по 10 раз.
  3. Указательный палец руки фиксируется на расстоянии 25-30 сантиметров от уровня носа. Сначала закрывается правый глаз и второй смотрит на палец 10 секунд, затем левый.
  4. Глаза нужно сильно зажмурить на 5 секунд. Потом на такое же время они широко открываются. Повторяется 8-10 раз.
  5. Массирование кончиками пальцев глаза с закрытыми веками круговыми движениями. Подобный массаж нормализует внутриглазное давление. Затем веки открываются, массаж повторяется.

Тибетские монахи известны своими универсальными рецептами здоровья, методиками оздоровления и очищения организма. В их арсенале имеется и замечательное упражнение, простота и доступность которого помогают усилить в глазах кровообращение, снять усталость и со временем, при систематическом его выполнении, улучшить остроту зрения. Итак, вначале нужно хорошенько разогреть ладони рук трением друг об друга. Затем их (не пальцы!) кладут на сомкнутые веки и надавливают со средней силой на глаза. Делать это надо в темпе одно надавливание за одну секунду. После тридцати подобных нажимов следует сделать паузу, но глаза не открывать. Цикл повторяется трижды. Детям такое упражнение вначале может делать мама, считая до тридцати. Затем, когда ребенок научится, он может проделывать его самостоятельно под счет взрослого.

Специально для - Диана Руденко