Сравнительный анализ индуизма и буддизма

Каждого из нас. Наши религии (от лат. "соединять") разнятся, но есть и то, что объединяет их - стремление приблизиться к Богу, поиск защиты у Него. Эта истина не зависит от вероисповедания.

Что такое дхармические религии?

Дхармические религии - это группа, состоящая из четырех религиозных направлений, которые объединяет вера в Дхарму - универсальный закон бытия. Дхарма имеет множество обозначений - это Истина, путь благочестия, проникающий, словно лучи солнца, во все стороны Вселенной. Говоря простым языком, Дхарма является совокупностью методов и учений, которые помогают понять и прочувствовать, как устроена человеческая жизнь, какие законы довлеют над ней.

Дхармические религии

Какие религии относятся к дхармическим?

  • Буддизм;
  • сикхизм;
  • индуизм.

Интересный факт! Термин "буддизм" был введен европейцами, сами буддисты именуют свою религию именно Дхармой.

Рассмотрим по-отдельности каждую из вышеназванных религий.

Буддизм - древнейшая мировая религия

Итак, что такое буддизм? Кратко о религии и ее основах можно рассказать следующее.

Христианство и ислам - две другие мировые религии - значительно моложе буддизма. Эта религия зародилась в 500-600 гг. до н. э. Его основателем была, согласно мнению историков, реальная личность - Сиддхаттха Гаутама, мудрец из племени шакьев. Позже он получил имя означает "просветленный". Согласно преданию, Сиддхаттха безуспешно искал ответ на вопрос о том, почему мир наполнен страданиями, и однажды, по прошествии 7 лет, на него снизошло просветление, и он получил ответ.

Развитие буддизма

Буддизм создал целую цивилизацию, с собственной системой образования, литературой, искусством. Буддизм можно относить как к религиозному, так и к философскому течению. Например, буддисты верят, что мир не имеет начала и конца - он создается ежесекундо миллионы раз, и однажды этот процесс попросту закончится.

Расскажем кратко о религии (буддизме) и ее концепции.

Основная мысль состоит в том, что вся жизнь человека является страданием. И причина этого страдания - наши привязанности и слабости. Освободившись от них, человек достигает божественного состояния, именуемого нирваной. Кроме этого, дхармические религии объединяет вера в перевоплощения.

Чтобы избавиться от желания, буддизм предлагает восьмитричный путь спасения - правильные намерения, мысли, поступки, усилия, помыслы, речь, образ жизни, понимание, сосредоточенность.

Буддизм делится на 2 направления - Хинаяна и Махаяна. Они существенно отличаются друг от друга, но сходятся в основной концепции.

Индуизм - основная религия Индии

Эта уникальная дхармическая религия не имеет своего основателя, учение которого распространялось бы последователям. Большинство концепций индуизма были сформированы во времена Христа, но богам, которым поклоняются индуисты сегодня, их предки поклонялись еще 4 000 лет назад. Эта мировая религия постоянно развивается, вбирая в себя новые знания и истолковывая их по-своему.

Основные тексты индуистов - Веды, а также Рамаяна, Упанишады и Махабхарата. Они содержат философские учения, заклинания, стихи, молитвы и обряды и считаются фундаментом религии. Так, в текстах есть 3 варианта рождения и устройства Вселенной. Кроме этого, индуисты уверены, что все в мире циклично. Будь то череда перевоплощений души или эволюция космоса, однажды она повторится вновь.

Индуисты поклоняются 330 богам, но верховным среди них считается Брахма. Они верят, что Брахма, безличный и непознаваемый, находится в каждом атоме Вселенной. Он воплощается в 3 формах: Создатель, Хранитель и Разрушитель.

На фото - богатства и процветания в индуизме.

Несмотря на то что сегодня индуизм настолько обширен, что разделяется на множество ответвлений, существуют фундаментальные понятия, которые мы сейчас рассмотрим.

Душа не погибает. Когда умирает бренное тело, она переселяется в другое тело, не всегда человеческое. Закон кармы нерушим: никакой грех и никакая добродетель не останутся без ответа, если не в этом воплощении, то в следующем. И лишь от человека зависит, кем он родится в следующий раз. Круговорот рождений и смертей называется Колесом Сансары.

В священных текстах можно найти 4 цели, к которым должен стремиться каждый человек. Это артха (власть, деньги), кама (наслаждения, прежде всего плотские), мокша (прекращение циклических перевоплощений) и дхарма. Последняя заключается в долге. Например, долг золота - желтый цвет и блеск, льва - свирепость. Дхарма человека выражается по-разному. Это может быть уважение к религии, отказ от насилия, добродетельный образ жизни. Дхарма разнится у двух полов и у представителей социальных слоев. Следовать своей дхарме - значит улучшать качество жизни в будущих перевоплощениях.

Мокша - это что-то вроде конечной остановки духовного развития. Избавление от бесконечного круга страданий, который человек вынужден переживать снова и снова в новых воплощениях. Термин можно встретить в индуизме и буддизме. Душа, достигшая этой стадии духовного развития, становится бесконечным существом. Этого состояния можно достигнуть даже при жизни.

Джайнизм - "не навреди"

Джайнизм - это еще одна индийская религия, менее распространенная, чем индуизм и буддизм, но также относящаяся к дхармическим религиям. Основная мысль заключается в ненанесении вреда любому живому существу.

Раньше джайнизм не выходил за пределы своей родины, но сегодня в Америке, Австралии и даже в Европе создаются общины, поддерживающие философию джайнизма.

Зародилась эта религия предположительно в 9-6 вв. до н. э., однако так ли это на самом деле, никто сказать не может. Основатель джайнизма - пророк Джина Махавира Вардхамана. Термин "джина" (на санскрите - "победитель") используется в религии для обозначения людей, сумевших освободиться от Колеса Сансары и достичь дхармы.

Джайнизм имеет очень интересную философию. Его последователи считают, что во Вселенной все процессы происходят самостоятельно, без помощи Божественного Начала. Основная цель религии - правильность мыслей и поступков, отказ от насилия для достижения божественного сознания. Оно заключается в прекращении перерождений души, достижении божественного состояния, именуемого во всех индийских религиях нирваной. Лишь аскет может достичь мокши.

Примечательно, что в этом плане джайнизм схож с буддизмом, но он отрицает кастовые различия. Религия учит, что любое живое существо имеет душу, которая может спастись от Сансары. Кроме этого, джайнизм очень строго относится к соблюдению нравственных норм.

Сикхизм - самая молодая религия Индии

Религия сикхизм ("сикх" - "ученик") преобладает в индийском штате Пенджаб, но сегодня последователей этого учения можно встретить также в Канаде, Америке, Великобритании. Она - последняя из обсуждаемых нами сегодня дхармических религий.

Основателем сикхизма стал Гуру Нанак, живший на рубеже 15-16 столетий. Он считал, что Бог - это Истина, которую познают через учителя, Нанак утверждал, что Бог - это любовь, добродетель, красота, Бог присутствует во всем прекрасном и добром.

Нанак учил, что все люди равны, не делил их мужчин и женщин или на касты. Он также выступал против обряда самосожжения вдов, который практиковали индуисты. Религия сформировала несколько фундаментальных утверждений.

1. Приблизиться к Богу можно лишь путем добрых поступков и бескорыстной любви к Богу и окружающим. Основная форма поклонения - медитация.

2. Сикхи высоко ценят свободу и осуждают тех, кто пытается манипулировать людьми.

3. Все люди - братья.

Примечательно, что в 17 веке десятый Гуру сикхов создал боевую дружину, в которую вошли все, кто мог держать оружие. Причиной ее создания стали жестокие гонения, которым подвергались сикхи со стороны индийских императоров. Эти люди воевали за независимость и даже на какое-то время получили ее. Но вскоре пали в борьбе с англичанами.

Заключение

Итак, сегодня мы рассмотрели дхармические религии и их особенности. Каждая из вышеупомянутых религий не только жива, но и получает распространение благодаря последователям по всему миру.

Ареал возникновения и распространения индуизма Индийский субконтинент, большинство исповедующих эту религию живут в Республике Индия. Историческое название индуизма санатана-дхарма, что в переводе с санскрита означает «вечный путь» или «вечный закон». Современный термин «индуизм» возник на основе слова «хинду», представляющего собой персидский вариант санскритского имени реки Синдху (Инда).

Важно подчеркнуть, что сам по себе индуизм не имеет одного основателя, не представляет собой единой религии со стройным вероучением, а включает множество религиозных путей, имеющих одни ведические корни, но подчас противоречащих друг другу.

Индуизм внутренне неоднороден и представляет несколько направлений. Прежде всего, он делится на два течения – шиваизм (шайвизм) и вишнуизм (вайшнавизм). Эти течения берут свои названия от имен индуистских богов – Шивы и Вишну. Оба направления являются по сути политеистическими культами, поскольку Шива и Вишну имеют богов-детей, богинь-супруг, почитание которых также является обязательным в контексте религиозной практики обоих направлений. В каждом направлении Шива и Вишну претендует на роль главы политеистических пантеонов Индии. В свою очередь, шиваизм и вишнуизм также распадаются на несколько направлений. Параллельно с шиваизмом и вишнуизм процветает народный индуизм, выражающийся в поклонении сотням местных божеств, которые, в большинстве случаев, находятся между собой в супружеских или родственных связях. В то же время, с народным индуизмом в Индии существует мощная организация жреческого сословия брахманов, которые хранят основные тексты религии и занимаются обрядовой практикой.

Все направления индуизма объединяет несколько положений:
1. вера в богов и их почитание в виде идолов (мурти), то есть статуй и скульптурных изображений.
2. вера в переселение душ, то есть возможность души вселяться в тела всех видов живых существ – от насекомых до человека (сансара).
3. вера в то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями (карма).

Шиваизм и вишнуизм настаивают на возможности освобождения (мокша) от закона перевоплощения через почитание божеств. Для этого сторонники этих направлений разрабатывают различные методы освобождения (йога). Предлагаемые шиваизмом и вишнуизмом методы освобождения от сансары многоварианты. Однако все они так или иначе включают два момента:
1. почитание ведущего бога политеистического пантеона и сопутствующих ему божеств.
2. систему психических и физических упражнений для достижения безразличия к земной жизни.

Индуистские культы и методы преодоления сансары были подвергнуты критике другим религиозным направлением, также появившимся на территории Индии – буддизмом.
Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама (приблизительно с 623г. до н. э. по 543 г. до н. э.), принявший эпитет Будда (на санскр. буквально - «пробудившийся») решил, что для освобождения от сансары индуистские культы и методы несовершенны. Свое религиозное мировоззрение он свел к четырем положениям:
1. мир полон страданий (дукха).
2. причина страданий есть результат моей плохой кармы, порождаемой привязанностью ко всему земному (самудая).
3. страдание можно прекратить (ниродха)
4. существует путь для прекращения страданий (марга)

В учении Будды отпала необходимость индуистской культовой практики, политеистическим божествам Индии был отведен более скромный статус. Адепт учения должен был направить свои усилия на достижение состояния угасания всех земных желаний (нирвана на санскр. «угасание, прекращение») собственными усилиями. Для этого предлагался восьмеричный путь правильного воззрения, решимости, речи, поведения, образа жизни, усилия, направления мысли и сосредоточения, через который надо достичь освобождение от всех привязанностей. В то же время Будда не отверг политеистическую картину мира по сути. Места божеств оказались незанятыми и стали постепенно заселяться существами достигшими нирваны (или отказавшимися войте в нее – бодхисаттвы) и многочисленными богами, «принявшими» буддизм. Так возник сложный буддийский пантеон, требующий жрецов и обрядов.

В буддизме можно выделить два основных направления: Махаяна (великая колесница) и Тхеравада (Теравада - учение старейших). Отличительной чертой махаяны является стремление к освобождению всех без исключения живых существ. Она развивает культ бодхисаттв («тот, чья сущность - просветление») как существ, которые сознательно отказываются от нирваны с целью освобождения всех. Махаяна получила распространение в Китае, Корее, Японии, Тибете, Монголии, а также у ряда народов России (бурят, калмыков, тувинцев). Тибетский буддизм махаяны (ламаизм) развил мощную иерархическую структуру и сложную обрядовую практику, в которой главы иерархии объявлены живыми бодхисаттвами. Тхеравада – единственное сохранившееся из направлений раннего буддизма. В ней нет учения о Бодхисаттвах, ритуал более прост. Буддизм тхеравады распространен главным образом в Шри-Ланке (Цейлон), Бирме, Таиланде, Лаосе и Камбодже. В буддиской общине (сангха) принято деление на монахов и мирян. Последователи тхеравады считают, что достичь нирваны могут только монахи.

Оценка буддистского учения.
Буддизм, в противоположность христианству, проповедует абсолютное неприятие мира; его идеал – полное уничтожение мира и прежде всего уничтожение личного бытия, самоуничтожение.
Усилия буддийского мудреца все время направлены не к обнаружению положительной основы фактов и явлений жизненного процесса, не к обретению истины, а к разоблачению отрицательных качеств бытия, к выяснению призрачности и обманчивости вещей, действий и явлений, составляющих содержание жизни. Всюду в этой сложной, полу-философской, полу-мистической работе пробивается непрерывное стремление не к величайшей реальности, не к абсолютному бытию, не к Богу, а к уменьшению интенсивности бытия, к слиянию саморазлагающегося и искусственно разлагаемого живущего существа с абсолютным небытием, с нирваной. Это не рост духа, составляющий цель христианской аскетики и мистики; это, выражаясь подлинными словами буддизма, «прекращение духа.»
Сообразно с этой основной тенденцией буддийского экстаза, от него веет ледяным холодом, настоящим дыханием смерти. Во всех рассуждениях нет ни одного слова о любви. Но зато, сколько забот, дум, грез об «угашении,» о «прекращении» …
Если конечная цель есть избавление от перевоплощений и совершенное уничтожение личного бытия, то добродетель низводится на степень лишь подготовительного средства, которое на известной ступени совершенства грозит стать помехой на пути к цели. Действительно, дела, совершенные в настоящей жизни, необходимо переводить к новому перевоплощению. Дурные дела не выгодны: они приведут к новому воплощению с увеличенными страданиями. Но и добрые дела приводят к новому воплощению; правда они обеспечивают «небесные радости,» но они презренны, потому что они не вечны и не избавляют от возрождений.
«Как бы велики не были нужды и потребности других, никто не должен ради них жертвовать своим собственным спасением,» находим мы в своде буддийской морали.

Фон Шредер (исследователь индусской культуры) говорит: «Снова и снова, со стороны буддизма – отрицание; со стороны христианства – утверждение. Любить, страдать и, наконец, жить – вот обязанность, вот желание истинного христианина! Не любить, не страдать, не жить – вот идеал буддиста. Здесь воистину выясняется глубокая и широкая, не переходимая пропасть буддизма и христианства.»
Отвергнув идею Творца и твари, и понимая мир как только зло, одно недолжное, философия буддизма вносит зло в само Абсолютное, в котором зарождается непонятная «суета,» «волнение,» порождающие ничтожный мир, заслуживающий лишь уничтожения.

Кто такой Будда? В чём разница между буддизмом и индуизмом?

Сейчас в мире около 7% от всего населения исповедуют буддизм. С этим учением непосвящённому человеку сложно разобраться самому, на многие вопросы сложно сразу ответить: кто такой Будда, есть ли Бог в буддизме, каких правил придерживаются буддисты? Отвечаем на 10 основных вопросов о буддизме, которые помогут разобраться в этой непростой теме.

Таиландские буддисты // theculturetrip.com

  1. Что такое буддизм?

    Это одна из мировых религий, но в отличие от христианства и ислама, буддизм отрицает существование Бога-творца и вечной души. Учение получило своё название от слова «будда», что на санскрите значит «пробуждённый».

  2. Где исповедуется буддизм?

    Число буддистов оценивается примерно в 500 млн человек, основное количество приходится на страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Вьетнам, Индия, Камбоджа, Китай, Лаос и прочие.

  3. Когда появился буддизм и кто его основал?

    Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама, принадлежавший к сословию воинов, родился в северной Индии в середине VI века до н. э. Он вырос и жил во дворце, не зная горя и лишений. Но однажды, выйдя из дворца, Сиддхартха столкнулся с больным человеком, стариком и похоронной процессией. Это настолько его потрясло, что он покинул дом и стал аскетом.

    Сиддхартха стал буддой в 35 лет во время долгой медитации. Он начал преподавать своё учение - дхарму, и стал буддой Шакьямуни.

    Рождение принца Сиддхартхи Гаутамы­. Постер мастера Малигаваге Сарлиса. Шри-Ланка, середина XX века

  4. Будда один или несколько?

    Согласно буддизму, будд может быть бесчисленное количество. В будущем ожидается приход ещё одного будды - Майтрейи, который сейчас находится в «Саду радости». Когда он появится на земле, то будет преподавать «чистую дхарму».

  5. Будда - это бог или нет?

    Нет. Буддизм отрицает существование единого всемогущего Бога. Однако в буддийской мифологии Будде Шакьямуни приписываются сверхъестественные способности, а его прах окружён особым почитанием.

  6. В чём заключаются основные идеи буддизма?

    В буддизме есть четыре благородные истины:

    Мир несовершенен и полон страданий

    Желания и жажда жизни являются источником страданий, и они заставляют вращаться колесо сансары - круговорот жизни, смерти и новых рождений

    Из колеса сансары можно вырваться, достигнув просветления (бодхи) и в конечном счете нирваны, то есть состояния блаженного небытия

    Путь к освобождению состоит из восьми этапов и включает в себя соблюдение этических норм, медитацию и спасительную мудрость. Этот путь называют восьмеричным и срединным, поскольку он равноудален как от пути строгого аскетизма, так и от жизни, полной удовольствий.

    Будда в окружении последователей. Роспись в буддийском храме в Таиланде

  7. Каким правилам следуют буддисты?

    Последователи буддизма должны следовать пяти правилам:

    Не причинять вред живым существам

    Не воровать

    Не прелюбодействовать

    Не лгать

    Не употреблять алкоголь или наркотики

  8. Чем отличаются буддизм и индуизм?

    Главное отличие в том, что буддизм - мировая религия, к ней могут присоединиться любые желающие, независимо от национальности. Индуизм - национальная религия, закрытая для людей извне, принадлежность к ней определяется по рождению. Сейчас индуизм исповедует 80% населения Индии.

    Изначально буддизм был главной философско-религиозной оппозицией индуизму, так как он ставил на первый план не происхождение человека, то есть касту, а его поступки. Но сейчас буддизм в Индии непопулярен, его исповедует менее 1%.

  9. Буддисты ходят в храмы и молятся?

    У буддистов действительно есть храмы и монастыри, в которых обязательно есть статуя Будды, дхарма - в текстах буддийского канона, и сангха, то есть монахи, которые живут при храме или монастыре.

    Но в храме буддисты не молятся, а медитируют и читают мантры. Мантрой может быть фраза, слово, слог или даже просто фонемы на санскрите, которые повторяются много раз.

    Буддийский храм Wat Rong Khun в Таиланде

  10. Какие направления есть в буддизме?

    Тхеравада - «учение старейшин», махаяна - «великая колесница» и ваджараяна - «алмазная колесница». Колесницами называются учения, потому что они являются своего рода транспортом, способным доставить человека к просветлению.

    Тхеравада - древнейшее учение, которое считает, что просветления можно достигнуть только в монашестве.

    Последователи махаяны считают, что и миряне могут достигнуть просветления. И особую роль для махаянистов играет учение о боддхисатхвах - просветлённых людях, которые намеренно решили остаться в колесе сансары, чтобы помогать другим людям из него выбраться. Сейчас боддхисатвой считается Далай-лама XIV.

    Последователи учения ваджраяна утверждают, что просветления можно достичь в пределах одной жизни, если придерживаться буддийских добродетелей и особых медитативных практик.


Введение

Глава 1. Религия и культура в Индии

2 Индуизм как основная религия Индии

Глава 2. Буддизм и индуизм в Индии особенности отношений

Заключение

Список используемых источников


Введение


В настоящее время в мире все чаще уделяют внимание истории древних религий, их взаимосвязям и особенностям взаимоотношений.

Поэтому представляется, что анализ тематики буддизм и индуизм в Индии достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Характеризуя степень научной разработанности, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в Интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований посвященных тематики «особенности отношения буддизма и индуизма в Индии». Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от современности временем и пространством. Религии со своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно- технического мира, их культурное единство и обретает значимость.

Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях - литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран.

В данной контрольной работе мы рассмотрим религиозные представлений народа Индии, а именно особенности отношений индуизма и буддизма.

Глава 1. Религия и культура в Индии.


Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Она отмечена грандиозными достижениями на протяжении более чем трехтысячелетнего развития. Наряду с долговечностью, ей присуще творческое восприятие достоинств иноземных культур, не в ущерб своим собственным фундаментальным ценностям. Преемственность индийской культуры в значительной степени основывается на социальных институтах и на широком распространении общепринятого свода религиозных ценностей среди различных классов и общин южно-азиатского субконтинента. Кроме того, индийская культура складывалась на основе аграрной структуры общества, что и определило ее долговечность.

Религиозные системы Индии представляются глубокими и философски насыщенными. «В них разум (пусть слитый с интуицией и эмоциями) явно господствовал над свойственной монотеизму слепой верой во всемогущество великого Бога».

В современной Индии существует культурное и религиозное многообразие. Многое зависит от района Индии. Южная, Северная и Северо-Восточная части имеют свои отличительные особенности, а практически все штаты выбрали свою собственную культурную нишу. По данным переписи населения 2001 года более 900 млн. индийцев (80,5 % населения) исповедуют индуизм. Другие религии, имеющие значительное количество последователей, это ислам (13,4 %), христианство (2,3 %), сикхизм (1,9 %), буддизм (0,8 %) и джайнизм (0,4 %). В Индии также представлены такие религии как иудаизм, зороастризм, бахаи и другие. Среди аборигенного населения, которое составляет 8,1 %, распространён анимизм. Несмотря, на это уникальное культурное разнообразие, вся страна едина как цивилизация из-за своей общей истории, тем самым, сохраняя национальную самобытность.


1 Буддизм как древнейшая мировая религия


Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам - на целых двенадцать столетий. Число последователей буддизма в Индии не превышает 5млн. человек, хотя Индия место зарождения этой религии. Буддизм был основан в северной Индии примерно в 500 г. до н.э., когда принц Гуатама достигший просветления - Стал Буддой. Он также и не является и последним в ряду просветленных. Буддисты верят, что возможность достичь просветления есть у каждого человека. В отличие от индуизма буддизм не признает института касты, его последователем может стать каждый, принявший его доктрину. В середине 50-х годов буддизм приняли почти 0,5 млн. хариджанов - махаров Махараштры. Особое значение в махаяне имеет культ бодхисатв - существ, обладающих способностью стать Буддой. Согласно махаяне, бодхисатвы - небожители, но постоянно занимаются земными делами, добровольно отказываясь от погружения в нирвану из сострадания к людям. В махояме Будды и бодхисатвы становятся объектом почитания. Особое значение приобретают ритуал и обрядность. В буддийском искусстве появляется изображение Будды в облике высшего существа. Буддизм в Индии получил быстрое и широкое распространение после того, как его последователем стал император Ашока. По мере расширения империи Ашоки распространилось и влияние буддизма. Для индусов Будда - одно из воплощений бога Вишну.

Возникнув более двух с половиной тысяч лет назад в Индии как религиозно-философское учение, буддизм создал уникальную по масштабности и разнообразную каноническую литературу, и многочисленные религиозные институты. Широкая интерпретация философских положений буддизма содействовала его симбиозу, ассимиляции и компромиссу с различными местными культурами, религиями, идеологиями, что позволило ему проникнуть во все сферы общественной жизни, начиная от религиозной практики и искусства, и заканчивая политическими и экономическими теориями.

В зависимости от угла зрения буддизм можно рассматривать и как религию, и как философию, и как идеологию, и как культурный комплекс, и как образ жизни.

Философия буддизма глубока и оригинальна, причем интеллектуальный потенциал философии высок даже на фоне поисков мыслителей Упанишад. Не случайно выдающийся русский востоковед О.О. Розенберг говорил, что буддизм - «ключ к восточной душе», подчеркивая тем самым, что без него невозможно понять особенности культур и мышления многих восточных народов.

Махаяна и Хинаяна - основные ветви Буддизма.

В I в. н.э. в Буддизме образовалось две основные ветви: Хинаяна - «малая колесница» (или тхеравада - «истинное учение») и Махаяна - «большая колесница», также существует третья ветвь - варджаяна - «алмазная колесница». Это разделение было вызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяне, важную роль играет культ бодистав-индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в её достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию на него.

Ранний Буддизм отличается простотой обрядности. Её главным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.

В VI-VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII-XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения, переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом местных условий.

Итак, в соответствии с философией буддизма в мире нет ничего, кроме волнующихся дхарм, что делает все сущее нереальным, иллюзорным, пребывающим в вечном непостоянстве, однако истинно сущее, абсолютное существует в самом эмпирическом бытии, проявляется в своих носителях - дхармах. Такое миропонимание объединяет буддизм всех направлений, как бы они не различались между собой.


1.2 Индуизм как основная религия Индии


Ареал возникновения и распространения индуизма - Индийский субконтинент, большинство исповедующих эту религию живут в Республике Индия. Историческое название индуизма «санатана-дхарма», что в переводе с санскрита означает «вечный путь» или «вечный закон». Современный термин «индуизм» возник на основе слова «хинду», представляющего собой персидский вариант санскритского имени реки Синдху (Инда). Индуизм по числу последователей занимает первое место в Азии. Не смотря на то, что эта религия зародилась в Индии, но Индией же по сути дела ограничивается и сфера ее распространения. За пределами Индии последователи индуизма составляют большинство в Непале и на индонезийском острове Бали.

Для индуизма характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества. Основа индуизма - учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием индуистских божеств. Индуизм так же проповедует бессмертие человеческой души и три основных постулата, следуя которым можно добиться полного слияния с повсюду существующим «святым духом»,- мудрость, вера и действие.

Основные концепции индуизма сформировались в 1-ом тысячелетии до нашей эры на основе своеобразного сплава ведизма и древних культов доарийских народов Индии. Некоторые ведийские боги имели много общего с «чужими», в частности с греческими, богами. В индуизме сохранилось много элементов первобытных верований (поклонение «священным» животным, явлениям природы, культ предков и т.д.). Индуизм строго регламентирует все права и обязанности человека от рождения до смерти. Важно подчеркнуть, что сам по себе индуизм не имеет одного основателя, не представляет собой единой религии со стройным вероучением, а включает множество религиозных путей, имеющих одни ведические корни, но подчас противоречащих друг другу. Индуизм внутренне неоднороден и представляет несколько течений: вишнуизма - верховное божество Вишну и шиваизма - верховное божество Шива. Оба направления являются, по сути политеистическими культами, поскольку Шива и Вишну имеют богов-детей, богинь-супруг, почитание которых также является обязательным в контексте религиозной практики обоих направлений. В каждом направлении Шива и Вишну претендует на роль главы политеистических пантеонов Индии. В свою очередь, шиваизм и вишнуизм также распадаются на несколько направлений. Параллельно с шиваизмом и вишнуизм процветает народный индуизм, выражающийся в поклонении сотням местных божеств, которые, в большинстве случаев, находятся между собой в супружеских или родственных связях. В то же время, с народным индуизмом в Индии существует мощная организация жреческого сословия брахманов, которые хранят основные тексты религии и занимаются обрядовой практикой.

Все направления индуизма объединяет несколько положений:

Вера в богов и их почитание в виде идолов (мурти), то есть статуй и скульптурных изображений.

Вера в переселение душ, то есть возможность души вселяться в тела всех видов живых существ - от насекомых до человека (сансара).

Вера то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями (карма).

Шиваизм и вишнуизм настаивают на возможности освобождения (мокша) от закона перевоплощения через почитание божеств. Для этого сторонники этих направлений разрабатывают различные методы освобождения (йога). Предлагаемые шиваизмом и вишнуизмом методы освобождения от сансары многоварианты. Однако, все они так или иначе включают два момента:

Почитание ведущего бога политеистического пантеона и сопутствующих ему божеств.

Систему психических и физических упражнений для достижения безразличия к земной жизни.

Большая часть индийцев исповедуют индуизм, поэтому индуизм часто называют национальной, а не мировой религией. Вместе с тем, учёными ставится вопрос о признании индуизма одной из мировых религий. Хотя большинство индуистов живёт в Индии, индуистские общины разбросаны почти по всем континентам, что придаёт индуизму глобальный статус. К концу XX века индуизм перешагнул национальные границы и стал популярен в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и в России, претендуя на признание в качестве одной из мировых религий. В пользу признания индуизма мировой религией также свидетельствует тот факт, что по численности последователей он занимает третье место, после христианства и ислама, значительно опережая по количеству верующих буддизм - одну из религий, безоговорочно признаваемой в числе мировых.


индийский религиозный буддизм индуизм

Глава 2. Буддизм и индуизм в Индии, особенности отношений


Основа индуизма очень сходна с буддизмом. Так, основу жизни составляет цепь перевоплощений, также действует закон кармы, а цель человека - достигнуть мокши (соответствующей нирване у буддистов). Последняя цель представляет собой своеобразное пребывание в боге. Отличительную сторону индуизма составляет знаменитое учение о кастах: высшая каста - брахманы (жрецы), затем следует каста кшатриев (воинов, знати), затем - вайшьи (земледельцы и скотоводы) и, наконец, последняя каста - шудры (слуги). Человек по праву рождения принадлежал той или иной касте, и был не в состоянии в будущем изменить свой социальный статус, какими бы способностями или умом не обладал. Категорически запрещались и межкастовые браки. Большую роль в развитии индуизма играли мудрецы - это направление называется Упанишад (сидение у ног учителя). Пути достижения мокши у многочисленных направлений индуизма различны, но их общий взгляд почти не отличается от буддийского. В отличие от индуизма буддизм не признает института касты, его последователем может стать каждый, принявший его доктрину.

Эволюция Махаяны и сближение народной религии буддизма с индуизмом привело к тому, что, начиная, с середины 1 тысячелетия в буддизме четко обозначилась тенденция к возрастанию значимости обрядов и церемоний. В результате наряду с Хинаяной и Махаяной возникло третье направление - Важдраяна («колесница магических заклятий», «алмазная колесница»). Оно появилось как следствие проникновения в буддизм магических приемов из индуизма и народных верований. Вместо того чтобы стремиться к спасению на пути соблюдения нравственных принципов Будды или в обращении за помощью к бодисатвам, здесь в основном занимаются магической деятельностью - совершают обряды (тантры) и произносят заклятья (мантры) с целью получения власти над богами и достижения спасения. В Важдраяне допускалось существование женских бодисатв и Будд, а также оргиастических форм культа. Таким образом, буддийское учение значительно преобразовалось и приблизилось к индуистскому тантризму и шактизму (культу женской силы).

Буддизм развивался в Индии в общем контексте индийской философии и религии, включавшей также индуизм и джайнизм. Хотя буддизм имеет некоторые общие черты с этими религиями, тем не менее, существуют принципиальные различия.

Прежде всего, в буддизме в отличие от индуизма не содержится идея кастовости, но как было отмечено выше, содержится идея равенства всех людей с точки зрения обладания ими одинаковыми возможностями. Как и индуизм, буддизм говорит о карме, но сама идея кармы здесь совершенно иная. Это не идея судьбы или рока, подобно исламской идее кизмата, или божьей воли. Этого нет ни в классическом индуизме, ни в буддизме, хотя в современном популярном индуизме она иногда приобретает такое значение вследствие влияния ислама. В классическом индуизме идея кармы ближе к идее долга. Люди рождаются в различных жизненных, и социальных условиях вследствие принадлежности к разным кастам (к касте воинов, правителей, слуг) или рождаются женщинами. Их карма, или долг, - в специфических жизненных ситуациях следовать классическим образцам поведения, описанным в «Махабхарате» и «Рамаяне», великих эпических произведениях индуистской Индии. «Если кто-либо действует, например, как совершенная жена или совершенный слуга, тогда в будущих жизнях его положение, вероятно, будет лучше».

Буддийская идея кармы совершенно отлична от индуистской. В буддизме карма означает «импульсы», которые побуждают нас что-либо делать или думать. Эти импульсы возникают как результат предшествующих привычных действий или поведенческих моделей. Но поскольку нет необходимости следовать каждому импульсу, наше поведение не является строго детерминированным. Такова буддийская концепция кармы.

И в индуизме, и в буддизме содержится идея перерождения, но понимается она по-разному. В индуизме мы говорим об атмане, или «я», перманентном, неизменном, отдельном от тела и ума, всегда одном и том же и переходящем из жизни в жизнь; все эти «я», или атманы, едины со вселенной, или Брахмой. Следовательно, многообразие, которое мы видим вокруг нас - иллюзия, ибо в реальности все мы едины. Буддизм трактует эту проблему иначе: не существует неизменное «я», или атман, переходящее из жизни в жизнь: «я» существует, но не как плод фантазии, не как нечто непрерывное и постоянное, переходящее из одной жизни в другую. «В буддизме «я» можно уподобить изображению на киноленте, где существует непрерывность кадров, а не непрерывность переходящих из кадра в кадр объектов». Здесь неприемлема аналогия «я» со статуей, перемещающейся, как на конвейере, из одной жизни в другую. Другое значительное отличие состоит в том, что в индуизме и буддизме особое значение придается разным видам деятельности, ведущим к освобождению от проблем и трудностей. В индуизме обычно подчеркиваются внешние физические аспекты и техники, например, различные асаны в хатха-йоге, в классическом индуизме - очищение путем омовения в Ганге, а также режим питания.

В буддизме большое значение придается не внешним, а внутренним техникам, воздействующим на ум и сердце. Это видно на примере таких выражений, как «развитие доброго сердца», «развитие мудрости для видения реальности». Это различие проявляется также о подходе к произнесению мантр - особых санскритских слогов и фраз. В индуистском подходе акцент делается на воспроизведение звука. Со времени Вед считалось, что звук вечен и обладает своей собственной огромной силой. В противоположность этому в буддийском подходе к медитации, включающей мантры, особое внимание уделяется развитию способности к концентрации с помощью мантр, а не звуку как таковому.

Рассмотрев особенности отношений буддизма и индуизма, можно сделать вывод, что эти религии не просто сосуществовали вместе, они перенимали особенности друг друга, в чем обусловлена их схожесть на данный момент. Но, несмотря на то, что у них есть ряд общих черт, буддизм как основная религия в Индии уступил место индуизму. Это определено культурными различиями, которые влияют на политическую и социальную жизнь страны, и необходимы на данном историческом этапе развития.


Заключение


Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Так, например, буддизм, уступивший место индуизму по численности верующих в Индии, приобрел популярность в других странах. Мы проанализировали характеристики и особенности присущие как буддизму, так и индуизму. Из вышеописанного следует вывод, что упадок буддизма, обусловлен упадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, так к XII-XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения. Индуизм в свою очередь, удовлетворяет социально-политическую структуру Индии, со временем он видоизменялся, впитывая в себя как черты буддизма, так и других религий. В современной Индии, с почтением относятся к культурному наследию, об этом говорят сохранившиеся до наших дней культурно-религиозные памятники. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Буддизм и индуизм стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых интересных с точки зрения культуры, стран в мире.


Список использованных источников


1. Андреев Д.Л. Роза мира. - М., 1993. 452 с.

Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. - М., 1979. 343с.

Артхашастра / Пер. А.И. Вострикова и др., М.-Л., 1959. 543с.

Атхарваведа. Избранное / Пер. Т.Я. Елизаренковой. - М., 1996. 345с.

Ботард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М„ 1980. 233с.

Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988. 295с.

Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., 1971. 354с.

Токарев С.А. Религии в истории народов. - М., 1986. 239с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Буддизм зародился в V в. до н.э. на севере Индий. Впоследствии он широко распространился, и сегодня наряду с индуизмом является одной из мировых религий. Основоположником этого учения счита-


Раздел III. Философия Древнего Востока

Тема 9. Древнеиндийская философская мысль

ется царевич Сиддхартха Гаутама (563-483 до н.э.). В дальнейшем он получил название Будда, что дословно означает пробужденный, просветленный.

Легенда о Гаутаме гласит, что он вырос во дворце, где жил в рос­коши, но однажды, покинув дворец, увидел, что мир за его стенами наполнен несчастьями и страданиями. В стремлении найти и преодо­леть причину людских страданий он изучал древние знания под руко­водством индуистских гуру, пока на него не снизошло озарение, по­ложившее начало новому учению.

Учение Гаутамы Будды. Несмотря на то что Гаутама Будда в своей личной жизни придерживался крайнего аскетизма и поиска истины, других он учил избегать крайностяебаскетизма и гедонизма, материа­лизма или полного отрицания материальных ценностей. Основной целью Гаутамы Будды было просветление, являющееся не чем иным как видением сущностной природы вещей и явлений. Вообще буд­дийская философия основана на интуитивном восприятии мира, а не на логических доказательствах. Неудивительно, что последователи Будды обожествили его и сделали объектом поклонения. Сам Будда относился отрицательно к спекулятивному и религиозному мышле­нию, а в его учении ничего не говорится о Боге, поэтому буддизм иногда называют «атеистической» религией.

Отличие и сходство буддизма с индуизмом. Нирвана. Карма. Важ­ной стороной буддизма является идея взаимосвязи всего сущего, кар­динально отличающаяся от подходов ортодоксального индуизма.

В отличие от индуизма буддизм отрицает реальность извечного Бога (Брахмана) и высшего «Я» (Атмана). Нет ничего абсолютного, все сущее взаимосвязано и "находится в состоянии постоянного изме­нения. Буддисты рассматривают личность как воплощение пяти ат­рибутов (букв. - пять «груд камней»), Которыми являются физичес­кое тело, чувство, ментальность, желания и сознание. Эти атрибуты присущи человеку с рождения и определяют его как личность. Со смертью взаимодействие этих компонентов нарушается, и личность перестает существовать. Таким образом, буддизм отрицает существо­вание Атмана. Абсолютное «Я» есть иллюзия, не имеющая ничего об­щего с реадьностью.

В то же время буддизм, как и индуизм, ищет освобождения или спасения человека, которое именуется нирваной (соответствует мокше в индуизме). Нирвана переводится как «угасание», «тушение огня». Для достижения нирваны буддисту необходимо освободиться"от


всего (т.е. «потушить»), что связывает его с этим миром, а в особен­ности от ненависти, зависти и невежества. Но состояние нирваны - не конечная цель существования. Нирвана является состоянием аб­солютной любви, душевного благородства и вдохновения. Достигший нирваны адепт продолжает испытывать как приятные, так и болез­ненные ощущения, но у него не возникает привязанностей к прояв­лениям сансары. Сам Гаутама Будда умирал мучительной смертью от пищевого отравления, считая это естественным.

Как и в индуизме, в буддизме существует понятие кармы, но суть его несколько иная. В буддийской философии карма означает «осо­знанное волевое усилие». Процесс отработки прошлой дармы сопровож­дается одновременно и сотворением новой. В буддизме в отличие от индуизма отсутствует понятие реинкарнации, так как она подразумевает перевоплощение души, или вечного «Я», в другое тело, что отрицается буддизмом, В глазах буддиста каждый человек сегодня есть в качестве того, кем он был вчера, а завтра будет тем, кем является сегодня. Пере­воплощение осуществляется постоянно и в течение всей жизни. Ваш сознательный выбор сегодня дает импульс тому, что произойдет завтра, даже в том случае, если ваше земное существование окончится.

Постоянный процесс перемен. Анатта. В соответствии с буддий­ской философией все в мире подвержено постоянному процессу перемен. Все сущее не только изменчиво, но и попросту не существу­ет само по себе. Непостоянство и изменения - это первый признак «проявленного» существования.

В каждый момент времени существование любой вещи пол­ностью зависит от окружающего мира. То, что человек подразумевает под собственным «Я», есть только сумма процессов, посредством ко­торых осуществляется взаимодействие с окружающим миром и его осмысление. Не существует никакой неуловимой субстанции «Я» или души. Мало того, все, что лежит вне процесса восприятия, не сущест­вует, а проявленная реальность весьма условна. Эта буддийская док­трина и носит название «анатта».

«Четыре благородные истины». Гаутама Будда оставил своим по­следователям учение, получившее название «четырех благородных

1. Жизнь есть не что иное как дуккха (т.е. страдание и неудовле­творенность). Мир наполнен страданием. Это рождение, старость, болезни, .смерть, разлука, ненависть и т.д. Жизнь, которая не свобод­на от желаний и страстей, - есть страдание.

2. Причиной страдания является танха (привязанность к земному воплощению, т.е. к жизни как источнику всех страданий). Причина человеческих страданий - жажда физического существования и ил-