Спряжение. Правило спряжения глаголов. Как определять спряжение глагола? 3 спряжение глаголов

Какие слова чаще встречаются в прозе, стихах, газетной передовице, да и просто в обывательском разговоре? Конечно, глаголы. Но мы их припоминаем, когда трудно установить, что писать в окончании: И или Е? Чтобы не затрудняться в этом, учите спряжение глаголов.

Спряжение – изменение глагола будущего и настоящего времени по лицам и числам.

Определяем спряжение глагола по личному окончанию

В русской речи у глаголов два спряжения.

В первом спряжении окончания: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

Во втором: -ишь, -ит, -им, -ити, -ат, -ят.

Глаголы с ударением на окончание под силу одолеть даже стопроцентному троечнику: как ухо слышит – так и пиши.

  • Конь бежит , земля дрожит , упадет – весь день лежит .
  • Зима занесет колючим снежком извилистые тропки, заскрипит на неглубоком ручейке лед, деревья и кустарники поспешат надеть теплые белоснежные наряды.

Узнаем спряжение глагола по инфинитиву

Если ударение идет на корень, примените правило.

  • Поставьте глагол в начальную форму, спросив: Что делать?
  • Если в окончании присутствует -ить – это 2 спряжение.
  • В других вариантах – 1 спряжение.
  • Помните о глаголах-исключениях второго спряжения, на -ать и -еть. Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть. Но зато терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть.
  • Запомните – брить, стелить, зиждиться – 1 спряжение.

Потренируемся.

Школьник окапывает деревья, подливает их под корень дождевой водой, белит стволы известью от вредителей.

Подливает – подливать – 1 спряжение.

Окапывает – окапывать – 1 спряжение.

Белит – белить – 2 спряжение.


Не забываем о разноспрягаемых глаголах

Некоторые глаголы, сообразно лицевой формы, обладают окончаниями первого и второго спряжения.

  • Ребята хотят съесть сливочное мороженое. 2 спр.
  • Ты хочешь гулять с собакой во дворе или останешься дома? 1 спр.
  • Вы хотите заказать билеты на прогулку на катере? 2 спр.
  • Я бегу наперегонки с ветром. 1 спр.
  • Дорога бежит через холмы, петляя, как заяц. 2 спр.
  • Мысли бегут вразброд. 1 спр.


Запоминаем исключения

  • Глаголы с приставкой Вы – спрягаются, как и бесприставочные.

Сильный дождь льет весь день. 1 спр.

Он выльет месячную норму осадков. 1 спр.

  • Переходные глаголы с приставками обез-(обес) относятся ко второму спряжению. Обессилю, обессилишь. А непереходные – к первому. Обессилеть – обессилею.
  • Глаголы с одной основой, но различные по виду в спряжении не совпадают. Предлагаешь(несов. вид) – предлагает – первое спряжение. Предложить (сов. вид) – предложит – второе спряжение.


Как видите, правила несложные, исключений мало. Так что дерзайте: тренируйтесь, зубрите, добивайтесь, чтобы в письменные труды ваши не проскочили досадные ошибки, а за неграмотную СМС-ку друзья вас не засмеяли.

Как определить спряжение? Правило спряжения изучается в школе несколько часов. Однако далеко не каждый ученик способен запомнить его без хорошей практики. В связи с этим мы решили напомнить вам о том, что такое глагольное спряжение. Правило спряжения также будет представлено вашему вниманию вместе с соответствующими примерами.

Общая информация

Определение того или иного спряжения глагола ставит в ступор довольно большое количество людей. Особенно часто такая проблема возникает во время создания какого-либо письменного текста. И чтобы не прослыть малограмотным человеком, окончания глаголов следует обязательно писать правильно. Но для этого необходимо знать все правила про спряжения.

Что такое спряжение?

Спряжением называют грамматическую которая определяет его изменение по числам и лицам, а также диктует, какую именно букву следует писать в сомнительном окончании.

В современном русском языке известны 2 которые именуются соответственно: первое и второе. В зависимости от того, к какому из названных относится то или иное слово, происходит выбор буквы в окончании. Кстати, не стоит забывать и о том, что у глаголов прошедшего времени отсутствует спряжение. Правило спряжения гласит, что в таких словах нет окончаний, в которых можно сомневаться.

О том, как определить спряжение

Чтобы правильно написать глагол, следует постоянно вспоминать правила по спряжениям.

Итак, давайте рассмотрим их более подробно. Для того чтобы узнать, какое спряжение у того или иного глагола, определить, какую именно гласную букву в его окончании следует писать, необходимо посмотреть, куда в проверяемом слове падает ударение. В том случае, если под ударным положением оказывается само окончание, то с его правописанием сразу становится все понятно. Это связано с тем, что гласная буква стоит в сильной позиции, а потому никаких сомнений возникнуть не должно.

Но что же делать, если вам все-таки необходимо выяснить, какое у того или иного слова спряжение? Правило спряжения гласит, что оно определяется по самой гласной. Таким образом, если под ударением стоят буквы «е», «ю» или «у», то можно смело указывать, что проверяемый глагол относится к первому спряжению. Если же сильную позицию занимают «я» или «а», то это второе спряжение.

Примеры определения спряжений по ударным окончаниям

Приведем конкретные примеры, которые помогут вам запомнить правила на спряжения:

  • СпЯт - это глагол несовершенного вида. Ударение в нем падает на окончание -ят. Соответственно, данное слово относится ко второму спряжению.
  • НесУт - это глагол несовершенного вида. Ударение в нем падает на окончание -ут. Соответственно, данное слово относится к первому спряжению.

Глаголы с приставкой вы-

Правило определения спряжения, описанное выше, касается практически всех глаголов. Однако у учеников нередко возникают сложности с теми словами, которые начинаются с приставки вы-. Это связано с тем, что в большинстве случаев ударение падает именно на нее. Приведем пример: вЫгорит. Если вы столкнулись с такой ситуацией, то специалисты рекомендуют просто отбросить данную морфему и рассмотреть слово без применения приставки. Например, вЫгорит - горИт. Полученный глагол имеет несовершенный вид и второе спряжение. Соответственно, и начальное слово, от которого оно было образовано, относится к нему же.

Как быть, если ударение не падает на глагольное окончание?

Теперь вам известно, что для грамотного написания следует обязательно применять вышеописанное правило. Спряжение глаголов определяется довольно легко. Но если для вас это сделать проблематично, то рекомендуется создать на отдельном листке таблицу, которая будет содержать в себе все особенности правила.

Итак, с теми случаями, когда на окончание падает ударение, а также с приставкой вы- мы разобрались. Но как же определить спряжение глагола, если его окончание стоит в безударном положении? В этом случае его следует определять по инфинитиву. Что это такое? Для тех, кто забыл, под данным термином понимают неопределенную (или начальную) которая отвечает на такие вопросы, как «что сделать?» и «что делать?».

Примеры определения 1-ого спряжения по безударным окончаниям

Если перед вами слово, ударение которого не падает на окончание, то какое следует применять правило? Спряжение глаголов включает в себя множество нюансов. И для того чтобы грамотно написать необходимый текст, следует знать их все.

Рассмотрим, как определяется спряжение глаголов, окончание которых занимает безударное положение:

  • Рисует (что делает?) - это глагол несовершенного вида. Довольно много учеников пишут его с ошибкой, вместо окончания -ет ставя -ит (рисуит). Но это неверно. Для того чтобы правильно написать данное слово, следует поставить его в неопределенную форму: рисует - (что делать?) рисовать.
  • Скажет (что сделает?) - это глагол совершенного вида. При его написании также легко совершить ошибку, вместо окончания -ет поставив -ит (скажит). Чтобы определить, какую гласную следует использовать в последнем слоге, данное слово необходимо аналогичным образом преобразовать в инфинитив: скажет - (что сделать?) сказать.

Итак, что дает нам такое правило русского языка? Спряжение глаголов в данном случае зависит от их начальной формы. Таким образом, если инфинитив оканчивается на -ять, -еть, -уть, -ать, -оть или -ыть, то проверяемое слово относится к первому спряжению. Соответственно, личные окончание у данных слов будут следующими: -ет, -ешь, -ете, -ем, -ют, -ут. Также возможны -ю и -у.

Примеры определения 2-ого спряжения по безударным окончаниям

Правило 2 спряжения аналогично 1-му. Для начала приведем несколько примеров:

  • Ходите (что делаете?) - это глагол несовершенного вида. Очень часто вместо безударного окончания -ите ученики пишут -ете. Для того чтобы правильно написать это слово, его требуется поставить в начальную форму: ходите - (что делать?) ходить.
  • Тратите (что делаете?) - это глагол несовершенного вида. Вместо его окончания -ите ученики ошибочно ставят -ете. Для его правильного написания глагол также следует поставить в неопределенную форму: тратите - (что делать?) тратить.

Опираясь на данные примеры, можно смело сделать вывод о том, что глаголами 2-го спряжения называются те глаголы, начальная форма которых оканчивается на -ить. В этом случае личные окончания таких слов будут следующими: -ит, -ишь, -ите, -им, -ят, -ат. Также возможны -ю и -у.

Исключения из правил

У всех правил есть свои исключения. Так, слова «зыбиться», «брить», «зиждиться» и «стелить» необходимо относить к первому спряжению, даже несмотря на то, что в начальной форме они оканчиваются на "-ить". Таким образом, их личные окончания будут следующими: брить - бреют, бреются; зиждиться - зиждется; стелить - стелет, стелют и пр.

Помимо всего прочего, данное правило включает в себя и такие слова-исключения, как «обидеть», «смотреть», «ненавидеть», «терпеть», «держать», «видеть», «слышать», «вертеть», «зависеть», «дышать», «гнать». Все перечисленные выражения относятся ко второму спряжению, даже несмотря на то, что их инфинитив оканчивается на -еть и -ать. Таким образом, их личные окончания будут следующими: гнать - гонят, ненавидеть - ненавидят, обидеть - обидят, держать - держат, видеть - видят, терпеть - терпят, смотреть - смотрят, дышать - дышат, зависеть - зависят и пр.

Особенности спряжения глаголов

Помимо глаголов первого и второго спряжения, в нашем языке встречаются и разноспрягаемые слова. К ним относятся следующие: "бежать", "хотеть", "брезжить", "дать" и "чтить". Почему они называются разноспрягаемыми? Дело в том, что в одних формах таких глаголов используются окончания первого спряжения (чаще в единственном числе), а в других - второго (чаще во множественном числе). Приведем примеры:

  • он хочЕТ;
  • ты хочЕШЬ;
  • я хочУ;
  • они хотЯТ;
  • вы хотИТЕ;
  • мы хотИМ.

Как видно из примера, разноспрягаемое слово включает себя окончания как первого спряжения, так и второго.

Способы запоминания правил и исключений

В нашем родном языке существует невероятное количество правил, которые имеют не меньшее число всевозможных исключений. Следует отметить, что спряжение глаголов представляет собой одну из сложнозапоминаемых тем в средней школе. Ведь совсем не зря ей посвящается большое количество теоретических и практических часов. Более того, чтобы значительно облегчить изучение данного правила, учителя литературы и русского языка ежегодно придумывают все новые и новые способы того, как запомнить правила спряжения глаголов. Для этого создаются разные песни, шуточные стишки, алгоритмы, таблицы и схемы. Однако суть в них одна: крайне важно понять зависимость той или иной буквы в глагола, которое находится в безударном положении, от буквы в неопределенной форме. Также следует оставить в памяти и место для 15 слов-исключений.

Если раз и навсегда запомнить эти зависимости, то вы сможете определять спряжение глаголов еще до того, как начнете его записывать.

Итак, рассмотрим несколько алгоритмов для запоминания:

  • 1-ое спряжение. К нему относятся все те глаголы, начальная форма которых оканчивается не на -ить (разумеется, кроме следующих исключений: «зыбиться», «брить», «зиждиться» и «стелить»).
  • 2-ое спряжение. К нему относятся все те глаголы, начальная форма которых оканчивается на -ить (разумеется, кроме следующих исключений: «обидеть», «смотреть», «ненавидеть», «терпеть», «держать», «видеть», «слышать», «вертеть», «зависеть», «дышать», «гнать»).

Чтобы облегчить процесс запоминания таких слов-исключений, был специально придуман следующий стишок, содержащий в себе все необходимые сведения:

Ко 2-ому же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на -ИТЬ,

Исключая брИТЬ, стелИТЬ.

А еще смотрЕТЬ, обидЕТЬ,

СлышАТЬ, видЕТЬ, ненавидЕТЬ,

ГнАТЬ, держАТЬ, дышАТЬ, терпЕТЬ,

И зависЕТЬ, и вертЕТЬ.

Существует широкое и узкое понимание термина «спряжение глагола». В узком значении спряжение – это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения. В широком значении термина спряжение – это изменение глагола по наклонениям, временам, лицам, числам и родам (с включением в него даже залога и вида). Мы будем рассматривать спряжение в узком понимании термина.

Различие в составе окончаний в формах настоящего и будущего простого времени дало возможность выделить два спряжения: первое и второе.

I спряжение II спряжение

Ешь (-ёшь)

Ете (-ёте)

Ет (-ёт)

Ат (-ят)

Образцы 1-ого спряжения:

Образцы 2-ого спряжения:

говоришь

говорите

Сравнив парадигмы I и II спряжения, отметим различие в окончаниях 2 и 3 лица ед. числа, 1, 2 и 3 лица мн. числа. Чтобы знать, какие окончания имеет данный глагол, необходимо определить, к какому спряжению он относится.

Способы определения спряжения глагола.

Существует два способа определения спряжения глагола: I – по личному окончанию, II – по инфинитиву. Последовательность применения правила соответствует нумерации. I способ определения спряжения используется по отношению к глаголам с ударными или чётко слышащимися, не вызывающими затруднения в написании безударными окончаниями.

Правило определения спряжения по первому способу – по личному окончанию: к I спряжению относятся глаголы с окончаниями - ут (-ют) в III л. мн. ч., ко II спряжению глаголы с окончаниями - ат (-ят). Например, глаголы идут, льют, читают, пишут - относятся к I спряжению, глаголы говорят, ворчат ко II спряжению.

Если окончание глагола безударно и отнесение его к какому-либо спряжению затруднено, необходимо использовать II способ определения спряжения – по инфинитиву.

Правило определения спряжения по второму способу – по инфинитиву:ко II спряжению относятся:

    все глаголы на - ить, кроме брить, стелить, зиждиться;

    4 глагола на - ать: гнать, держать, дышать и слышать;

    7 глаголов на - еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть.

Остальные глаголы с безударными окончаниями, вызывающими затруднение в написании, относятся к I спряжению. Например, глаголы бороться, молоть имеют безударные спорные окончания в 3 л. мн. ч., поэтому их спряжение определяется по II способу – по инфинитиву. Рассуждаем следующим образом: данные глаголы не входят в число глаголов, относимых ко II спряжению, поэтому должны быть причислены к I спряжению и иметь соответствующие окончания: борешься, борется, боремся, боретесь, борются. Важно ещё раз подчеркнуть: при определении спряжения обязательно нужно использовать I способ; и только в том случае, если он не «работает», следует прибегнуть ко второму. В противном случае возможны ошибки.

Два глагола – хотеть и бежать – называют разноспрягаемыми. Приведем их парадигмы:

хочу, бегу

хотим, бежим

хочешь, бежишь

хотите, бежите

хочет, бежит

хотят, бегут

Особоспрягаемыми(относящимися к архаическому спряжению) являются глаголы дать, создать, есть и надоесть.

дам, создам, ем, надоем

дадим, создадим, едим, надоедим

дашь, создашь, ешь, надоешь

дадите, создадите, едите, надоедите

даст, создаст, ест, надоест

дадут, создадут, едят, надоедят

Глагол чтить относится ко II спряжению, но в 3 л. мн. ч. имеет две формы: чтут и чтят.

Ряд глаголов современного русского языка не образует формы 1-го и 2-го лица в силу разных причин. Такие глаголы называются недостаточными.

Не образуют форм 1-го лица ед. ч. настоящего и будущего прост. времени глаголы бдеть, зиждиться, очутиться, ощутить, победить, сквозить, убедить, чудить, сопеть и др. Теоретически образование многих форм возможно, но практически они не используются по причинам трудного произношения, неблагозвучности. Если возникает необходимость в употреблении данной формы, прибегают к описательному способу выражения, включающему вспомогательный глагол хочу, могу, надеюсь и под., и недостаточный глагол в неопределенной форме: смогу убедить, попытаюсь ощутить.

Лакуны в парадигмах некоторых других глаголов возникают по семантическим причинам. Это касается ряда безличных глаголов, называющих процессы, происходящие в природе: брезжить, рассветать, стемнеть и под.; отдельных глаголов, называющих процессы, относящиеся к животным, реже – к предметам: жеребиться, котиться, щениться, ржаветь, зеленеть и т. д.

Спряжение глаголов представляет собой постоянный грамматический признак этой части речи. В статье описаны способы, как определять спряжение глаголов, приведены таблицы с наглядными примерами различных вариантов спряжений, а также указаны исключения из общих правил.

Что такое спряжение глагола

Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжений – 1 и 2 спряжение глаголов. По правилам спряжение глаголов определяется двумя способами:

  • По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
  • Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).

Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям

Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно проспрягать слово по числам и лицам. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.

Лицо Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения
Ед. число Мн. число Примеры глаголов 1 спряжения Ед. число Мн. число Примеры глаголов 2 спряжения
1-е -у (-ю) -ем рисую, сошью, расту
рисуем, сошьем, растем
-у(-ю) -им приготовлю, куплю, держу
приготовим, купим, держим
2-е -ешь -ете рисуешь, сошьешь, растешь
рисуете, сошьете, растете
-ишь -ите приготовишь, купишь, держишь
приготовите, купите, держите
3-е -ет -ут (-ют) рисует, сошьет, растет
рисуют, сошьют, растут
-ит -ат (-ят) приготовит, купит, держит
приготовят, купят, держат

Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями

Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо образовать неопределенную форму глагола (инфинитив) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.

Глаголы первого спряжения представлены:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
  • глаголами с суффиксом -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся к 2 спряжению);
  • тремя глаголами исключениями с суффиксом -ить (зиждиться, стелить, брить) ;
  • всеми глаголами с суффиксом -оть, -уть, -ть и др. (обуть, полоть, смолоть) .

Глаголы второго спряжения представлены:

  • глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс -ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
  • семью глаголами исключениями с суффиксом -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть) ;
  • четырьмя глаголами исключениями с суффиксом -ать (дышать, слышать, гнать, держать) .

Разноспрягаемые глаголы

Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные) , которые частично спрягаются как по 1-му, так и по 2-му спряжениям. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные) .

Реферат на тему: «ГЛАГОЛ, КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

ЧАСТЬ РЕЧИ»

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

Подготовил

Студент 2 курса 521 группы

Сошников Артем

Преподаватель

по русскому языку и культуре речи:

Королева Виоллета Юрьевна

Введение

Раздел 1.Неопределённая форма глагола (инфинитив): семантика и грамматические особенности.

Раздел 2. Основы глаголов.

Раздел 3. Спряжение глаголов.

Раздел 5. Переходные и непереходные глаголы.

Раздел 6. Наклонения спрягаемых глаголов.

Список использованной литературы.

Введение

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос что делать? что сделать? Это значение выражается в категориях вида, залога, времени, лица и наклонения. В предложении глаголы выступают в основном в роли сказуемого.

Глагол отвечает на вопрос “ Что делать?”, «Что сделал?», «Что сделает?».
Общее грамматическое значение действия проявляется в более конкретных значениях:
1. Перемещение, движение или положения в пространстве (плыть, плавать, сидеть,ходить)
2. Трудовая, творческая деятельность: ковать, рыбачить, раскрашивать.
3. Умственная деятельность, в том числе мыслительно-речевая (сопоставлять, задуматься,прорешать,сказать,вообразить)
4. Эмоционально-техническая деятельность (тосковать, грустить, радоваться, ненавидеть)
5. Физические и прочие состояния человека (спать, болеть, выздоравливать)
6. Состояние (или его изменение) природы (вечереет, подмораживает, светает)

Главнейшие морфологические признаки глагола: вид, время, наклонение, лицо.
Синтаксическая роль в предложении-сказуемое: но лето быстро летит.
Летит-глагол несовершенного вида, невозвратный, непереходный, 2-е спряжение, изъявительное наклонение, настоящее время, 3-его лица единственного числа, является простым глагольным сказуемым, составляя вместе с подлежащим лето грамматическую основу предложения.
В глагол как в часть речи обычно объединяют различные морфологически охарактеризованные словоформы. Это личные формы глагола изъявительного наклонения, обладающие в настоящем-будущем времени категориями вида, залога, времени, лица, числа и рода.



Раздел 1. Неопределённая форма глагола (инфинитив):

Семантика и грамматические особенности

Неопределённая форма глагола (инфинитив): семантика и грамматические особенности

Инфинитив – это форма глагола, называющая процесс в наиболее отвлечённом виде, безотносительно к наклонению, времени, лицу и числу: говорить, играть, радоваться.

По семантике глаголы в инфинитиве уподобляют отглагольным существительным, те и другие передают действие, состояние и отношение вне его связи с производителем. «Глаголы обобщают действия (идти, писать, строить) , состояние (болеть, страдать), проявление признака (стареть, тяжелеть) , разные этапы процесса (начинать, продолжать, кончать) , пространственные отношения между предметами (Дом отстоит от деревни на полкилометра) , чувственные отношения между предметами (любить, ненавидеть, уважать, бояться) , обладание (иметь, владеть, обладать) и т. п.» [Мигирин В.Н. Язык как система категорий отображения.] Отличие же их состоит в том, что инфинитив характеризует действие, состояние и отношение как процесс (читать, плавать, бегать) , а имена существительные – опредмеченно (чтение, плавание, бег) .

С именем существительным инфинитив связан и по происхождению: историки языка утверждают, что инфинитив представляет собой застывшую форму дательного падежа, обособившуюся от других форм субстантива в доисторическую эпоху. А.М. Пешковский писал, что неопределённая форма представляет собой «изолированный падеж глагольных существительных женского рода на –ть, -чь, потерявших все остальные падежи свои <…>. Таким образом, когда-то, когда она не была еще тем, чем она является сейчас, эта категория обозначала действие как предмет, то есть приблизительно так, как сейчас оно обозначается в существительных взятие, горение, молитва, прыжок и т. п. Но в настоящее время предметности здесь или совсем, или почти нет» [Пешковский, 1938].

В современном языкознании представлены две точки зрения на природу инфинитива и его связи с другими разрядами глагольной лексики:

1) инфинитив признается начальной (изменяемой) формой глагола, поэтому его финальная часть - ть, -ти, -чьназывается окончанием;

2) инфинитив рассматривается как отдельный неизменяемый разряд в системе глагольных слов (наряду со спрягаемыми формами, причастием и деепричастием), и поэтому - ть, -ти характеризуются как формообразующие суффиксы.

В отличие от других глагольных форм инфинитив в предложении имеет широкий функциональный диапазон: он способен выполнить любую синтаксическую функцию, свойственную имени существительному:

подлежащего: Писать– не языком чесать (Посл.);

сказуемого или его компонента:Курить – здоровью вредить (Посл.);

дополнения: Алексей просил хранитьэто втайне (Б.П.) ;

обстоятельства цели: Мы ехали на аэродром встретитьтоварища (В.Суб.);

несогласованного определения: Он дрался с врагами на горящем танке, он защищал её свободу, её право учиться, её честь и жизнь (Б.П.) ;

главного члена (или его компонента) односоставного предложения: Он начал устраивать своё жильё, ведь ему здесь жить и работать.

Инфинитив может быть зависимым и независимым. Если инфинитив употребляется вместе со спрягаемой формой глагола, он может быть субъектным и объектным. Субъектнымназывается инфинитив, используемый в сочетании с формами других глаголов или компонентом сказуемого, выраженным именем, для обозначения одного и того же лица: Петр решил поехатьна отдых в Крым (Петр решил, Петр поедет). Объектный инфинитив употребляется в качестве зависимой формы при других глаголах и словосочетаниях, обозначающих действия разных живых существ: Он попросил сестру убратьсо стола наивную памятку весны (Б.П.) (он просил, уберёт сестра).

Раздел 2. Основы глаголов

Традиционно выделяют две основы глагола:

1.Основа инфинитива.

2.Основа настоящего времени, от которой образуются все формы глагола.

Но на самом деле для образования нужных форм глагола необходимы и другие основы. Мы будем выделять 1) основу инфинитива–прошедшего времени, 2) основу настоящего или будущего простого времени. Охарактеризуем каждую из них.

Основа инфинитива–прошедшего времени.Как правило, у глаголов обе эти основы совпадают. Основа инфинитива образуется путем отбрасывания формообразующего суффикса -ть (-ти); основа прошедшего времени – формообразующего суффикса - л: чита-ть, чита-л; работа-ть, работа-л. Но у некоторых глаголов основы инфинитива и прошедшего времени расходятся: они не совпадают у глаголов на - чь (береч ь берёг, печь – пёк ) , у некоторых глаголов на - ну (достигнуть – достиг, мокнуть – мок ) , - сти (-сть) (грести – грёб, вести – вёл, плести – плёл ), -еть (запереть – запер ). При несовпадении основ инфинитива и прошедшего времени соответствующие причастия прошедшего времени и деепричастия совершенного вида обычно образуются от основы прошедшего времени: берёг – берёгший, берёгши; кла-л – клавший и т. д. Исключения составляют: шё-л – шедший, брё-л – бредший, цвё-л – цветший, мок – мокнувший.

Основу инфинитива–прошедшего времени имеют глаголы:

· прошедшее время изъявительного наклонения: победил (-а, - о, - и), знал (-а, - о, - и);

· сослагательное наклонение: взял (-а, - о, - и) бы, рассказал (-а, - о, - и) бы ;

· компонент будущего аналитического времени: буду (-ешь, - ет, -ем, -ете, -ут) читать;

давай (те) работать.

· Кроме того, эту основу имеют: причастие прошедшего времени действительного и страдательного залога: читавший (-ая, -ее, -ие), читанный (-ая, -ое, -ые); деепричастие совершенного вида: увидев, промолчав.

Основа настоящего (или будущего простого) времени.Выделяя эту основу, нужно помнить, что часть глаголов имеет основу настоящего времени (это глаголы несовершенного вида), другая часть (глаголы совершенного вида) имеет основу будущего простого времени (поэтому союз «или» в названии этой основы не случаен). Объясняется это тем, что у глаголов совершенного вида отсутствует настоящее время (есть будущее простое), а у глаголов несовершенного вида нет будущего простого, но имеется настоящее время.

Основа настоящего или будущего простого времени определяется путем отбрасывания личного окончания у глаголов 3-го лица мн. ч. Форма 3 л. мн. ч. избирается потому, что в ней реже, чем в других формах, наблюдается чередование согласных. Примеры: говорят – говор", читают – читай, нарисуют – нарисуй.

Основу настоящего или будущего простого времени имеют следующие глаголы:

· личные формы настоящего времени у глаголов несовершенного вида: играю (- ешь, -ет, -ем, -ете, -ют );

· личные формы будущего простого времени у глаголов совершенного вида: разработаю (-ешь, - ет, - ем, - ете, -ют) ;

· формы повелительного наклонения: играй (те);

· окказиональные формы повелительного наклонения (глаголы 3 л. мн. ч. с особой интонацией): Идём! Споёмте, друзья! ;

· компонент аналитической формы повелительного наклонения: пусть (пускай) учит (-ат ).

Кроме того, основу этого времени имеют также: причастия настоящего времени действительного и страдательного залога: читающий (-ая, -ее, -ие), читаемый (-ая, -ое, -ые); деепричастия несовершенного вида: читая.

Раздел 3. Спряжение глаголов.

Существует широкое и узкое понимание термина «спряжение глагола». В узком значении спряжение – это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения. В широком значении термина спряжение – это изменение глагола по наклонениям, временам, лицам, числам и родам (с включением в него даже залога и вида). Мы будем рассматривать спряжение в узком понимании термина.

Различие в составе окончаний в формах настоящего и будущего простого времени дало возможность выделить два спряжения: первое и второе.

I спряжение II спряжение

Образцы 1-ого спряжения:

Образцы 2-ого спряжения:

Сравнив парадигмы I и II спряжения, отметим различие в окончаниях 2 и 3 лица ед. числа, 1, 2 и 3 лица мн. числа. Чтобы знать, какие окончания имеет данный глагол, необходимо определить, к какому спряжению он относится.

Способы определения спряжения глагола.

Существует два способа определения спряжения глагола: I – по личному окончанию, II – по инфинитиву. Последовательность применения правила соответствует нумерации. I способ определения спряжения используется по отношению к глаголам с ударными или чётко слышащимися, не вызывающими затруднения в написании безударными окончаниями.

Правило определения спряжения по первому способу – по личному окончанию: к I спряжению относятся глаголы с окончаниями - ут (-ют) в III л. мн. ч., ко II спряжению глаголы с окончаниями - ат (-ят). Например, глаголы идут, льют, читают, пишут - относятся к I спряжению, глаголы говорят, ворчат ко II спряжению.

Если окончание глагола безударно и отнесение его к какому-либо спряжению затруднено, необходимо использовать II способ определения спряжения – по инфинитиву.

Правило определения спряжения по второму способу – по инфинитиву:ко II спряжению относятся:

· все глаголы на - ить, кроме брить, стелить, зиждиться;

· 4 глагола на - ать: гнать, держать, дышать и слышать;

· 7 глаголов на - еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть.

Остальные глаголы с безударными окончаниями, вызывающими затруднение в написании, относятся к I спряжению. Например, глаголы бороться, молоть имеют безударные спорные окончания в 3 л. мн. ч., поэтому их спряжение определяется по II способу – по инфинитиву. Рассуждаем следующим образом: данные глаголы не входят в число глаголов, относимых ко II спряжению, поэтому должны быть причислены к I спряжению и иметь соответствующие окончания: борешься, борется, боремся, боретесь, борются. Важно ещё раз подчеркнуть: при определении спряжения обязательно нужно использовать I способ; и только в том случае, если он не «работает», следует прибегнуть ко второму. В противном случае возможны ошибки.

Два глагола – хотеть и бежать – называют разноспрягаемыми. Приведем их парадигмы:

Особоспрягаемыми(относящимися к архаическому спряжению) являются глаголы дать, создать, есть и надоесть.

Глагол чтить относится ко II спряжению, но в 3 л. мн. ч. имеет две формы: чтут и чтят.

Ряд глаголов современного русского языка не образует формы 1-го и 2-го лица в силу разных причин. Такие глаголы называются недостаточными.

Не образуют форм 1-го лица ед. ч. настоящего и будущего прост. времени глаголы бдеть, зиждиться, очутиться, ощутить, победить, сквозить, убедить, чудить, сопеть и др. Теоретически образование многих форм возможно, но практически они не используются по причинам трудного произношения, неблагозвучности. Если возникает необходимость в употреблении данной формы, прибегают к описательному способу выражения, включающему вспомогательный глагол хочу, могу, надеюсь и под., и недостаточный глагол в неопределенной форме: смогу убедить, попытаюсь ощутить.

Лакуны в парадигмах некоторых других глаголов возникают по семантическим причинам. Это касается ряда безличных глаголов, называющих процессы, происходящие в природе: брезжить, рассветать, стемнеть и под.; отдельных глаголов, называющих процессы, относящиеся к животным, реже – к предметам: жеребиться, котиться, щениться, ржаветь, зеленеть и т. д.