Список таинств православной церкви. Семь православных таинств

Содержание статьи

ТАИНСТВА ПРАВОСЛАВНЫЕ, учрежденные божественным провидением священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая божественная благодать. В православии принято семь таинств, семь даров Святого Духа: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение. Крещение, покаяние и евхаристия установлены самим Иисусом Христом, о чем сообщается в Новом Завете. О божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное предание.

Таинства и обряды.

Внешние знаки совершения таинств, т.е. церковные обряды, необходимы для человека, так как человеческая несовершенная природа нуждается в видимых символических действиях, помогающих почувствовать действие невидимой силы Бога. Кроме таинств, в Православной церкви приняты и другие богослужебные обряды, которые в отличие от таинств имеют не божественное, а церковное происхождение. Таинства сообщают благодать всей психофизической природе человека и производят глубокое воздействие на его внутреннюю, духовную жизнь. Обряды же призывают благословение лишь на внешнюю сторону земной человеческой жизни (см . САКРАМЕНТАЛИИ) . Совершение каждого таинства несет с собой особый дар благодати. В крещении дается благодать, очищающая от греха; в миропомазании – благодать, укрепляющая человека в духовной жизни; елеосвящение – дар, исцеляющий недуги; в покаянии дается прощение согрешений.

Действенность таинств.

По учению Православной церкви, таинства обретают действенную силу лишь при соединении двух условий. Необходимо правильное совершение их законным иерархически поставленным лицом и внутреннее настроение и расположение христианина к принятию благодати. При отсутствии веры и искреннего желания принять таинство его совершение служит к осуждению. О католическом и протестантском учениях о таинствах см . ТАИНСТВО .

Семь таинств Православной церкви

призваны восполнить семь наиболее существенных потребностей духовной жизни человека. Обязательными для всех христиан считаются таинства крещения, миропомазания, причастия, покаяния и елеосвящения. Таинство брака и таинство священства предусматривают свободу выбора. Таинства подразделяются также на повторяемые и неповторяемые в течение жизни человека. Только раз в жизни совершается таинство крещения и миропомазания, а также таинство священства. Остальные таинства относятся к повторяемым.

Крещение

– самое первое из христианских таинств, оно знаменует собой вступление верующего в церковь Христа. Его установлению предшествовало, согласно евангелиям, крещение (очистительное погружение в воду) самого Иисуса в Иордане, совершенное Иоанном Предтечей. Начало христианскому крещению как таинству было положено словами Иисуса, обращенными к апостолам перед его вознесением на небо: «…идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19; Мк 16:16). Способы крещения в древней церкви описаны в Учении двенадцати апостолов (1 – начало 2 вв.): «Крестите в живой [т.е. проточной] воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни другой, то возлей на голову трижды». Вода как элемент космический и сакральный играет важнейшую роль при совершении таинства: крещение совершается через троекратное погружение в воду с произнесением формулы «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Действующая через водную стихию божественная благодать освобождает человека от всякого греха: младенцев – от первородного, взрослых – и от первородного, и от совершенных в течение жизни. Апостол Павел называл крещение банею возрождения.

Во времена послеапостольские уже было принято крещение младенцев. Взрослые приготовлялись к принятию таинства через оглашение (катехизацию). Оглашение обыкновенно продолжалось два года, в течение которых оглашенным сообщалась важнейшая часть христианского учения. Перед Пасхой они вносили свои имена в список крещаемых. Торжественное крещение большого числа верующих совершал епископ. Во времена гонений на христиан местом крещения служили природные водоемы, реки и ручьи. Со времени Константина Великого крещение проходило в баптистериях, специально устроенных бассейнах при храмах (см . БАПТИСТЕРИЙ) . Непосредственно после погружения пресвитер помазывал чело (лоб) крещаемого елеем (оливковым маслом), после чего его облекали в белые одежды, символ обретенной им чистоты и праведности. После крещения в храме причащались Святых Тайн. Тяжелобольных и находящихся в заключении крестили через обливание или окропление.

Традиции древней церкви сохраняются в православии и сегодня. Крещение происходит в храме (в особых случая разрешается совершать обряд в доме). Взрослых крестят после наставления в вере (оглашение). Оглашение совершается и при крещении младенцев, а поручителями за их веру выступают восприемники. Крещаемого священник ставит лицом к востоку и произносит молитвы, отгоняющие дьявола. Обращаясь на запад, оглашенный отрекается от сатаны и всех дел его. После отречения он вновь становится лицом к востоку и троекратно выражает желание сочетаться Христу, после чего совершает коленопреклонение. Священник кадит купель с тремя зажженными свечами, вручает свечи восприемникам и освящает воду. После освящения воды освящается елей. Над водой творится знак креста елеем, как символ примирения с Богом. Затем священник изображает знак креста на челе, ушах, руках, ногах, на груди и плечах крещаемого и троекратно погружает его в купель. После купели крещаемый облачается в белые одежды, которые принято сохранять в течение жизни как реликвию. В случае смертельной опасности обряд совершается по сокращенному чину. Если есть опасность смерти младенца, крещение позволяется совершить мирянину. В этом случае оно состоит в троекратном погружении младенца в воду с произнесением слов «Крещается раб Божий во имя Отца Аминь, и Сына Аминь, и Святого Духа Аминь». Имя младенцу предоставляется выбирать его родителям, а взрослые выбирают его себе сами. Если такое право предоставляется священнику, он обязан выбирать имя святого, ближайшего по времени празднования после дня рождения крещаемого. См. КРЕЩЕНИЕ.

Миропомазание.

По канонам (правилам) Православной церкви, сразу после крещения христианин принимает таинство миропомазания. В этом таинстве верующие получают дары Святого Духа, сообщающие им силы быть твердыми в православной вере и хранении чистоты души. Право совершения миропомазания принадлежит только епископам и священникам. Отдельно от крещения оно совершается при помазании царей на царство, а также в случаях, когда к православию присоединяются иноверцы, которые были крещены по обряду, соответствующему правилам Православной церкви, но не были миропомазаны. Миропомазание после крещения происходит следующим образом. После облачения крестившегося в белые одежды священник произносит молитву, в которой просит Бога даровать новому члену церкви печать дара Духа Святого, и наносит знаки креста миром на его лбу, глазах, ноздрях, ушах, груди, руках и ногах. Затем пресвитер и новокрещенный вместе трижды обходят со свечами в руках вокруг купели при пении стиха: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Этот ритуал символизирует вступление крестившегося человека в вечный союз со Христом. За ним следует чтение Апостола и Евангелия, после чего происходит т.н. омовение. Омочив губу в теплой воде, священник отирает места, которые были помазаны миром, со словами: «Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси…» Миропомазание, совершаемое при венчании царей на царство, не является ни особым таинством, ни повторением прежде совершенного. Священное помазание государя означает лишь более высокую степень сообщения даров Святого Духа, необходимых ему для выполнения служения, на которое он призван Богом. Ритуал коронования и миропомазания царя представляет собой торжественное действо, завершаемое введением государя в алтарь, где у престола он принимает причастие как помазанник Божий, покровитель и защитник церкви. См. КОНФИРМАЦИЯ.

Покаяние.

Это таинство очищает верующего от совершенных им после крещения грехов и дает силы продолжить подвиг земной христианской жизни. Исповедуя свои грехи перед священником, христианин получает от него прощение и таинственным образом разрешается от грехов самим Богом. Принимать исповедь может только епископ или священник, так как право прощать грехи они получают через таинство священства от самого Иисуса Христа. Священник обязан хранить тайну исповеди; за огласку исповеданных ему грехов он лишается сана. Евангельское учение понимает покаяние не просто как раскаяние в содеянном, но как возрождение, обновление человеческой души. Таинство покаяния совершается следующим образом. Перед иконой Иисуса Христа или перед Святым Крестом священник читает молитвы о кающихся для всех пришедших в храм на исповедь. Само исповедание грехов священнику происходит наедине с ним. Кающийся перечисляет свои согрешения, а когда закончит, делает земной поклон. Священник, возложив на голову исповедника епитрахиль, читает молитву, в которой испрашивает ему прощение, совершает над его головой крестное знамение, а затем дает целовать крест. В особых случаях священник имеет право наложить епитимью, т.е. определенного рода наказание в соответствии с тяжестью греха. В Православной церкви существует правило, согласно которому каждый христианин должен исповедываться не менее одного раза в год. ПОКАЯНИЕ .

Причащение, или евхаристия

Таинство священства.

Все таинства, за исключением крещения, может совершать только законным образом (т.е. в соответствии с канонами Православной церкви) поставленный священник, поскольку он при посвящении в сан получает это право через таинство священства. Таинство священства состоит в том, что через святительское рукоположение (хиротонию) на поставляемого в иерархическую степень нисходит Святой Дух. Благодать Святого Духа облекает посвящаемого особой духовной властью по отношению к верующим, дает ему право руководить паствой, наставлять их в вере и совершенствовании духовной жизни, также совершать для нее церковные таинства. Степени священства следующие: диакон, священник (пресвитер) и епископ. Другие лица клира, т.н. церковнослужители, посвящаются не через рукоположение, а лишь благословением епископа. В высшие степени иерархии посвящаются только после последовательного прохождения низших. Способ поставления на ту или иную степень священства указан в наставлениях апостолов, в свидетельствах отцов церкви и в правилах вселенских соборов. Каждой степени благодать дается не в равной мере: в меньшей – диакону, большей – пресвитеру и в наибольшей – епископу. Соответственно данной благодати диакон выполняет роль сослужителя епископа и пресвитера при совершении таинств и богослужений. Пресвитер через рукоположение от епископа получает право совершать все таинства, кроме таинства священства, и все богослужения в своем приходе. Епископ – главный учитель и первый священнослужитель, главный управитель делами церкви в своей епархии. В епископы может рукополагать только собор епископов числом не менее двух. Таинство священства совершается в алтаре храма на литургии, чтобы новопоставленный мог принять участие со всем клиром в освящении Святых Даров. На литургии рукоположение совершается только над одним епископом, одним пресвитером и одним диаконом. Посвящаемый в диаконы приводится к царским вратам, где его встречают диаконы, которые вводят его в алтарь. В алтаре он кланяется престолу, трижды обходит вокруг него и целует углы престола, как бы принося присягу благоговейно чтить святость алтаря и престола. В знак смирения перед посвящающим его епископом он после каждого обхода целует руку и колено архиерея, затем трижды кланяется престолу и становится на одно правое колено, поскольку на диакона возлагается неполное священнослужение. В ознаменование того, что он посвящает все силы души служению у престола, он возлагает на престол руки и прикладывается к нему челом. Посвящению предшествует удостоверение, что не только посвящаемый, но и все члены его семьи – православные христиане. Православная церковь придерживается правила не повторять рукоположения, если оно было совершено правильно, хотя бы и в обществах неправославных. ЕПИСКОП; ИЕРАРХИЯ ЦЕРКОВНАЯ; КЛИР; ПРЕСВИТЕР; СВЯЩЕННИК.

Таинство брака

– таинство, совершаемое над женихом и невестой, верующими, избравшими путь супружеской жизни, при совершении которого они перед священником и церковью дают свободное обещание хранить верность друг другу, а священник благословляет их союз и испрашивает им благодать чистого единодушия к рождению и христианскому воспитанию детей. Брак заключается во образ союза Христа и церкви. Прежде чем приступить к совершению таинства брака в церкви после литургии происходит оглашение, то есть причт сообщает прихожанам имена жениха и невесты и спрашивает, не знают ли они препятствий к заключению этого брака. После оглашения совершается самый брак. Таинство брака всегда происходит в храме в присутствии свидетелей. Обряд совершает священник. Чин заключения брака состоит из двух частей: обручения и венчания. Для обручения священник выходит из алтаря и полагает на аналое посреди храма крест и Евангелие, символы невидимого присутствия самого Христа. Он благословляет жениха и невесту и вручает им зажженные свечи, которые знаменуют их чистоту. После чтения определенных молитв приносятся освященные на престоле кольца, и вступающие в брак в знак обоюдного согласия надевают друг другу кольца. Во время венчания благословляется брачный союз и испрашивается нисхождение на него божественной благодати. По окончании молитвословий священник берет венцы и возлагает их на голову жениха и невесты. Венцы означают награду за их целомудренную жизнь до брака. Брак по смерти одного из супругов может быть совершен во второй и в третий раз. Совершение таинства второго или третьего брака не столь торжественно. Двоебрачным и троебрачным не вручаются свечи и не возлагаются на головы венцы. Повторные браки допускаются церковью после вынесения епитимьи.

Елеосвящение, или соборование.

В этом таинстве при помазании елеем больным дается благодать, исцеляющая немощи душевные и телесные. Елеопомазание совершается только над больными. Запрещается совершать его над здоровыми, а также над умершими. Перед елеосвящением больной исповедуется, а после (или до) причащается. Исполнение таинства предусматривает «собрание верующих», хотя может происходить как в церкви, так и дома. Желателен также собор семи пресвитеров по числу даров Святого Духа, но допускается и присутствие двух или трех священников. В крайних случаях разрешается действовать одному священнику, но молитвы произносить от лица собора. Для совершения таинства ставится стол, а на нем блюдо с пшеницей. Зерна пшеницы служат символом возрождения к новой жизни. Сверху пшеницы ставится сосуд с елеем, видимым знаком благодати. В него вливается вино: соединение елея с вином делается в память того, что именно так поступил евангельский добрый самарянин для лечения больного. Рядом ставят кисти для помазания и зажигают семь свечей. Богослужение таинства состоит из трех частей. Первая часть – молебное пение. Вторая часть – елеосвящение. Первый священник читает молитву на освящение елея, остальные повторяют ее тихо, затем поют тропари Богородице, Христу и святым целителям. Третья часть состоит из семи чтений Апостола, семи чтений Евангелия и семи помазаний. Помазываются те части тела, через которые в человека входит грех: лоб, ноздри, щеки, уста и обе стороны кистей рук. После седьмого помазания священник возлагает на голову больного раскрытое Евангелие, что означает руку самого Спасителя, исцеляющего недужных.

Для многих людей церковная жизнь ограничивается редкими походами в храм в тех случаях, когда дела складываются не так успешно, как бы нам хотелось. Обычно мы ставим пару свечек и можем оставить пожертвование. После этого мы ждем некоторого облегчения или серьезных положительных изменений в жизни, искренно считая, что получили некую благодать в момент посещения церкви. Но на самом деле духовная подпитка не может ограничиваться поверхностными и часто бездумными действиями. Если вы действительно хотите ощутить благодать Святого Духа, то вам необходимы специальные обряды - церковные таинства. Им будет посвящена наша статья.

Таинства церковные: определение и общая характеристика

Каждый человек, который хотя бы иногда сталкивался с христианской религией, наверняка слышал такое словосочетание, как "церковное таинство". Под ним понимается некое священнодействие, которое должно даровать человеку благодать от Святого Духа.

Необходимо четко понимать отличия обычных церковных служб и обрядов от таинств. Дело в том, что большинство обрядов были придуманы людьми и лишь со временем стали обязательными для тех, кто ведет духовную жизнь. Но тайна таинств церковных заключается в том, что они были установлены еще самим Иисусом Христом. Поэтому имеют особенное божественное происхождение и действуют на человека на психофизическом уровне.

Для чего необходимо принимать участие в таинствах?

Это особое действо, которое гарантирует человеку благодать от высших сил. Довольно часто, чтобы попросить об исцелении или благополучии для своих близких, мы приходим в храм и принимаем участие в службе. Также довольно распространена в православии передача записочек с именами для священнослужителей, которые молятся за указанных в бумаге людей. Но все это может быть действенным, а может и нет. Все зависит от воли Божьей и его планов на вас.

А вот церковные таинства в православии дают возможность получить благодать в дар. Если само таинство проведено правильно и человек настроен на получение благословения от Бога, то он попадает под действие благодати Святого Духа, и уже от него самого зависит, как воспользоваться данным даром.

Количество таинств церковных

Сейчас православие насчитывает семь церковных таинств, причем первоначально их было всего лишь два. Именно они упоминаются в христианских текстах, но со временем к ним добавляются еще пять таинств, в совокупности составивших обрядовую основу христианской религии. Каждый священнослужитель может легко перечислить семь церковных таинств:

  • Крещение.
  • Миропомазание.
  • Евхаристия (причащение).
  • Покаяние.
  • Елеосвящение.
  • Таинство Брака.
  • Таинство Священства.

Богословы утверждают, что сам Иисус Христос установил крещение, миропомазание и причащение. Эти таинства являлись обязательными для любого верующего человека.

Классификация таинств

Церковные таинства в православии имеют свою классификацию, об этом должен знать каждый христианин, который делает первые шаги на пути к Богу. Таинства могут быть:

  • обязательными;
  • необязательными.
  • крещение;
  • миропомазание;
  • причастие;
  • покаяние;
  • елеосвящение.

Таинство Брака и Священства являются свободным волеизъявлением человека и относятся ко второй категории. Но стоит иметь в виду, что в христианстве признается только тот брак, который освящен церковью.

Также все таинства можно разделить на:

  • однократные;
  • повторяемые.

Однократное церковное таинство можно совершить только единожды в жизни. Под эту категорию подходят:

  • крещение;
  • миропомазание;
  • таинство Священства.

Остальные обряды можно повторять многократно в зависимости от духовных потребностей человека. Некоторые богословы к однократным обрядам еще причисляют Таинство Брака, ведь венчание в церкви можно совершить единожды в жизни. Несмотря на то что многие сейчас говорят о таком обряде как развенчание, официальная позиция Церкви по данному вопросу не меняется уже многие годы - брак, заключенный перед Богом, невозможно отменить.

Где изучаются церковные таинства?

Если вы не планируете связать свою жизнь со служением Богу, то вам достаточно иметь общее представление о том, что такое семь церковных таинств православной церкви. Но в противном случае вам необходимо будет тщательно изучить каждый обряд, что происходит во время обучения в духовной семинарии.

Десять лет назад в качестве учебного пособия для семинаристов была выпущена книга "Православное учение о церковных таинствах". Она раскрывает все тайны обрядов, а также включает в себя материалы с различных богословских конференций. Кстати, данная информация будет полезна любому, кто интересуется религией и хочет глубоко проникнуть в суть христианства в целом и православия в частности.

Таинства для детей и взрослых: существует ли разделение

Конечно же, не существуют особые церковные таинства для детей, ведь они имеют равные права и обязанности со взрослыми членами христианской общины перед Богом. Дети принимают участие в крещении, миропомазании, причастии и елеосвящении. Но вот покаяние вызывает у некоторых богословов определенные сложности, когда мы говорим о ребенке. С одной стороны, дети рождаются практически безгрешными (за исключением первородного греха) и не имеют за своей спиной поступков, за которые им необходимо каяться. Но, с другой, даже маленький детский грех является грехом перед Богом, поэтому нуждается в осознании и покаянии. Не стоит ждать, когда череда незначительных проступков приведут к формированию греховного сознания.

Естественно, что недоступными для детей являются Таинство Брака и Священства. Участие в подобных обрядах может принимать личность, которая по законам страны признается совершеннолетней.

Крещение

Церковные Таинства Крещения становятся в буквальном смысле воротами, через которые человек входит в Церковь и становится ее членом. Для совершения таинства всегда необходима вода, ведь сам Иисус Христос принял крещение в Иордане, чтобы подать пример всем своим последователям и показать им кратчайший путь к искуплению грехов.

Крещение проводится священнослужителем и требует некоторой подготовки. Если мы говорим про церковное таинство для взрослого человека, который сознательно пришел к Богу, то ему необходимо почитать Евангелие, а также получить наставления от священнослужителя. Иногда перед крещением люди посещают специальные занятия, во время которых получают базовые знания о христианской религии, церковных обрядах и Боге.

Крещение проводится в храме (когда речь идет о тяжелобольном человеке, обряд можно совершать дома или в больнице) священником. Человек ставится лицом на восток и слушает очистительные молитвы, а затем, повернувшись на запад, отрекается от греха, Сатаны и прежней жизни. Затем он трижды погружается в купель под молитвы священника. После этого крещенный считается рожденным в Боге и в качестве подтверждения своей принадлежности к христианству получает крестик, который необходимо носить постоянно. Крестильную рубашку принято хранить всю жизнь, она является неким оберегом для человека.

Когда таинство проводится над младенцем, то за него на все вопросы отвечают родители и восприемники (крестные). В некоторых храмах допускается участие в обряде одного крестного, но он обязательно должен быть одного пола с крестником. Имейте в виду, что стать крестным - это очень ответственная миссия. Ведь с этого момента вы перед Богом отвечаете за душу ребенка. Именно крестные должны вести его по пути христианства, наставлять и вразумлять. Можно сказать, что восприемники - это духовные учителя для нового члена христианской общины. Выполнение данных обязанностей ненадлежащим образом является тяжелым грехом.

Миропомазание

Данное таинство совершается сразу же после крещения, оно является следующим этапом воцерковления человека. Если крещение смывает с человека все его грехи, то миропомазание дает ему благодать Божью и силы для того, чтобы жить христианином, выполняя все заповеди. Миропомазание происходит только один раз в жизни.

Для обряда священник использует миро - специальное освященное масло. В процессе таинства миро наносится в форме креста на лоб, глаза, ноздри, уши, губы, руки и ступни человека. Священнослужители называют это печатью дара Святого Духа. С этого мгновения человек становится настоящим членом и готов к жизни во Христе.

Покаяние

Таинство Покаяния - не простое признание своих грехов перед священнослужителем, а осознание неправедности своего пути. Богословы утверждают, что покаяние - это не слова, а поступок. Если вы приходите к пониманию, что сделаете что-то грешное, то остановитесь и измените свою жизнь. А для того, чтобы укрепиться в своем решении, необходимо покаяние, очищающее от всех совершенных неправедных поступков. После этого таинства многие люди ощущают себя обновленными и просветленными, им легче избегать искушений и придерживаться определенных правил.

Принимать исповедь может только епископ или священник, так как именно они получили это право через Таинство Священства. Во время покаяния человек преклоняет колени и перечисляет священнослужителю все свои грехи. Он, в свою очередь, читает очистительные молитвы и осеняет исповедующегося крестным знаменем. В некоторых случаях, когда человек кается в каких-либо тяжелых грехах, на него накладывается епитимья - специальное наказание.

Учтите, если вы прошли покаяние и вновь совершаете тот же самый грех, то задумайтесь над смыслом ваших действий. Возможно, вы недостаточно крепко стоите в вере, и вам требуется помощь священника.

Что такое причастие?

Таинство церковное, которое считается одним из наиболее важных, называется "причастие". Этот обряд соединяет человека с Богом на энергетическом уровне, он очищает и исцеляет христианина духовно и материально.

Церковная служба, на которой совершается Таинство Причастия, проходит по определенным дням. К тому же на нее допускаются далеко не все христиане, а только те, кто прошел специальную подготовку. Предварительно необходимо переговорить со священнослужителем и заявить о своем желании принять причастие. Обычно служитель церкви назначает пост, после которого обязательно необходимо пройти покаяние. Только тому, кто выполнил все условия, становится доступна церковная служба, на которой совершается Таинство Причастия.

В процессе таинства человек получает хлеб и вино, трансформирующиеся в Тело и Кровь Христа. Это дает возможность христианину приобщиться к божественной энергии и очиститься от всего греховного. Служители церкви утверждают, что причастие исцеляет человека на самом глубоком уровне. Он перерождается духовно, что всегда благоприятно сказывается на здоровье человека.

Церковное таинство: соборование

Это таинство еще часто называют елеосвящением, так как в процессе обряда на тело человека наносится елей - масло (чаще всего используется оливковое). Свое название таинство получило от слова "собор", означающее, что обряд должен проводиться несколькими священнослужителями. В идеале их должно быть семь.

Таинство Елеосвящение проводится над тяжелобольными людьми, которые нуждаются в исцелении. В первую очередь обряд направлен на исцеление души, которое напрямую влияет на нашу телесную оболочку. В процессе таинства священнослужители читают по семь текстов из различных священных источников. Затем елей наносится на лицо, глаза, уши, губы, грудь и конечности человека. В заключение обряда на голову христианина возлагается Евангелие, и священник начинает молиться об отпущении грехов.

Считается, что лучше всего проводить данное таинство после покаяния, а после пройти причащение.

Таинство Брака

О венчании думают многие молодожены, но мало кто из них осознает всю серьезность данного шага. Таинство Брака - это очень ответственный который навсегда соединяет двух людей перед Богом. Считается, что с этого момента их всегда трое. Незримо Христос сопровождает их повсюду, поддерживая в трудные моменты.

Важно владеть информацией о том, что для совершения таинства существуют некоторые препятствия. К ним относятся следующие причины:

  • четвертый и последующий браки;
  • неверие в Бога одного из супругов;
  • отказ от крещения одним или обоими супругами;
  • нахождение супругов в родстве до четвертого колена.

Имейте в виду, что к венчанию необходимо долго готовиться и подходить очень обстоятельно.

Таинство Священства

Таинство Рукоположение в церковный сан дает священнику право проводить службы и самостоятельно совершать церковные обряды. Это довольно сложная процедура, которую мы не будем описывать. Но суть ее состоит в том, что посредством определенных манипуляций на служителя церкви нисходит благодать Святого Духа, которая наделяет его особой властью. Причем, согласно церковным канонам, чем выше церковный сан, тем большая сила нисходит на священнослужителя.

Надеемся, что наша статья дала вам некоторое представление о церковных таинствах, без которых невозможна жизнь христианина в Боге.

Одной из органичных частей духовной практики православного человека является участие в святых таинствах. Если в других религиях духовно-религиозные практики принято называть мистериями или более общими понятиями: культ, обряд – то в православной Церкви речь идёт о таинствах – пространстве, в котором человек взаимодействует со Святым Духом. Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия. Православная Церковь содержит семь таинств; крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение . Система таинств христианства сложилась не сразу. Так, в католическом мире семь христианских таинств были утверждены в XIII веке на Лионском соборе. Однако надо признать, что в действительности выполнялись они с первых веков распространения христианства.

Крещение . Таинство крещения есть такое священнодействие, в котором верующий во Христа, через троекратное полное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа – омываетсяот первородного повреждения (первородного греха); если речь идёт о взрослом человеке, то ещё и от всех грехов, совершённых им до крещения. Таинство крещения установил Иисус Христос. Он освятил крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна Крестителя. Потом, по воскресении Своем, Он дал апостолам повеление: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа » (Евангелие от Матфея 28: 19). Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. «Если кто не родится от воды и Духа , не может войти в Царство Божие », – сказал Господь (Евангелие от Иоанна 3: 5).

В крещении происходит приобщение к истинно живым людям и осуществление выбора между жизнью и смертью. При крещении священник использует воду, которая имеет двойственное значение: с одной стороны, вода символизирует жизнь, поскольку без воды человек умирает; но, с другой стороны, водная стихия чужда человеку, в ней он умирает, поэтому вода – это также символ смерти. Таким образом, человек, став христианином, претендует на жизнь вечную, однако тяжкие грехи, например отречение от своей веры, приводят к смерти. Для крещёного грех гораздо опаснее, чем для некрещеного. Крещение совершается лишь один раз в жизни.

Миропомазание . Миропомазание есть таинство, в котором верующие, при помазании святым миром частей тела во имя Святого Духа, получают дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие к жизни духовной. В этом обряде, взятом из иудаизма, человек приобщается к дарам Святого Духа. Миропомазание происходит достаточно быстро во время совершения таинства крещения. Как только человек выходит из купели, священник читает особые молитвы и крестообразно мажет специальным благовонным маслом (миро, елей) лоб, глаза (веки), ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Миропомазание указывает на то, что человек принимает служение Богу и является божьим. Благодаря миропомазанию, человек восстанавливает в себе образ Божий, что является необходимым условием для уподобления Ему. Через миропомазание происходит актуализация того дара, который дан человеку при крещении.

После совершения миропомазания священник трижды обходит купель, что символизирует вечность союза новокрещёного с Богом (круг – символ вечности).

Покаяние . Покаяние есть таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает прощение грехов от Господа Иисуса Христа. Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся » (Евангелие от Иоанна 20: 22-23).

Следует отметить то, что идея покаяния сложилась ещё в иудаизме. На иврите покаяние произносится как тшува . Это слово имеет значения возвращения и ответа . Таким образом, отойдя через грех от Бога, человек в покаянии возвращается к Нему и несёт перед Ним ответственность за свои поступки. Тшува состоит из осознания греха; принятия решения об его исправлении; принесение извинений и возмещение ущерба; благие деяния. Однако в иудаизме покаяние предполагало возвращение к прежней природе, к тому состоянию, в котором человек пребывал до совершения греха, в то время как в православии покаяние предполагает преодоление собственного естества, возвышение над собственной природой, духовное преобразование, при котором человек не возвращался бы к своему прежнему состоянию, а был бы ещё более сильным духом.

Через покаяние человек очищает и преображает свою душу. Если священник чувствует, что грех особенно велик или покаяние недостаточно глубокое, то он может наложить на человека епитимию (с греч. запрещённое ) – систему воспитательных мер (частое чтение молитв, усиленный пост, временное отлучение от причастия, жёсткий запрет на привычки, способствующие проявлению греха…). Обычно епитимия налагается тем священником, который является для конкретного человека духовником.

Фактически покаяние позволяет человеку начать новую жизнь, независимо от своего прошлого опыта. Безусловно, Бог не оправдывает неправды. Однако таинство отсекает греховную часть души и делает её не- или малодействительной для последующей жизни человека. Покаявшийся человек осознаёт свой грех, отрекается от него и старается больше его не повторять. Таким образом, зло, оставаясь злом, после покаяния оказывается вне человека и уходит в небытие. Покаянию отводится важное место не только в православной Церкви, но и в католической. Так, в 1215 г. Латеранский собор вменил католикам в обязанность ежегодную тайную исповедь, а Тридентский собор в 1551 г. возвёл тайную исповедь в ранг догмата.

В православии к покаянию относятся с большим вниманием, учитывая всю сложность этого таинства. Когда священников спрашивают о самом великом чуде, когда-либо ими наблюдаемом, то большинство из них молчат, а некоторые говорят, что самое великое чудо, которое им случалось видеть, – это искренне кающийся грешник. На древнегреческом языке слово покаяние митонойя – означает изменение ума . Действительно, человеку искренне покаяться крайне сложно, ибо ему следует изменить весь свой образ мыслей, который складывался подчас в течение десятилетий. Обычно люди стремятся оправдать свой грех: дескать, виновато общество или что-либо другое; ещё чаще ищут в грехе благо: мол, буду вспоминать хорошее, и то, что причиняет боль сейчас, через некоторое время вызовет приятные воспоминания. Это самоуспокоение крайне опасно, ибо грех в таком случае будет тенью изо дня в день преследовать человека, ожесточая его сердце, растлевая душу. Покаяние предполагает признание того, что в грехе нет ничего хорошего. Особенно опасен блудный грех, так как его последствия оставляют тяжкий след на душе человеческой и резко снижают вероятность духовного спасения. Всё же считается, что рождение и достойное воспитание ребёнка снимает с человека многие грехи, в том числе и блудные. Однако без покаяния, естественным путём, избавиться от последствий некоторых грехов невозможно, поскольку человек по своей природе ничего не забывает. Так, канадский физиолог Пенфилд, стремясь найти методы лечения эпилепсии, проводил опыты. Он вживлял в кору головного мозга золотые электроды, и, когда их активизировал, у человека появлялось иллюзорное изображение того, что он когда-то видел и, как ему думалось, уже забыл. Иначе говоря, ничто не проходит бесследно. Чтобы последствия греха были минимизированы, не привели к служению сатане и духовной смерти, необходимо совершать таинство покаяния.

Важно отметить то, что человек отвечает первоначально за грехи, которые совершены другими людьми по его вине, а потом непосредственно за свои. Например, мужчина, растливший девушку (один из самых страшных грехов), ответственен за те грехи, которые она впоследствии совершит по причине своего развращения. В принципе пороки такого мужчины не снимают ответственности и с самой женщины. Отказ от покаяния может заключать в себе установку на то, чтобы ещё больше грешить.

Венчание. Прежде всего, надо понимать то, что брак естественен для человеческого бытия и по своей сути свят. Любой брак, зарегистированный в ЗАГСе (то есть гражданский, или государственный брак), заключенный по языческим обрядам, венчанный в католической или иной христианской церкви, или ещё какой-либо законный брак, является великим торжеством и радостью для всякого человека. Таинство брака является первым таинством, в котором человек принял участие. Речь идёт о том, что супруги становятся единым целым. Ещё задолго до рождения Иисуса Христа люди от начала своей истории заключали законные браки и вступали в великое святое танство супружеского общения. Обряд венчания есть символ освящения супружеской жизни мужчины и женщины, чрез венчание на супругов сходит благодать. Брак подчёркивает святость и чистоту любви между мужчиной и женщиной, честность их отношений друг перед другом, обществом и Богом. В браке муж и жена представляют собой единое целое, они немыслимы в отрыве друг от друга. Более того, в браке человеческая природа достигает своей полноты. В нравственном богословии отмечено: «Человек Адам может считаться завершённым только тогда, когда спутницей его жизни стала подобная ему Ева». Необходимо учесть и то, что в браке подчёркивается святость девства, соблюдение которого (как в душевном, так и в телесном смыслах) есть важнейшая предпосылка к созданию здоровой семьи. Весьма справедливо замечает Павел Флоренский: «Только с высоты уцеломудренного сознания можно понимать святость брака и его качественное отличие от разврата… и наоборот, только чистый брак, только благодатное брачное сознание позволяет понять значительность девства». Осуждение брака, искусственное уклонение от него рассматривается Церковью как грех. Развод считается также серьёзным грехом, ибо делает человека, особенно женщину, слабой перед блудным пороком (Евангелие от Матфея, 5:31-32). Развод может быть разрешён в индивидуальном порядке, а общими причинами для расторжения брака является искусственное преждевременное прерывание беременности против воли мужа и супружеская измена. Католическая Церковь в качестве причины для развода допускает ещё и бесплодие одного из супругов. Однако в православии такой подход не принимается, ибо брак основан не на стремлении продлить род, а исключительно на любви – величайшем чувстве человека. В данном случае необходимо внимательно, вдумчиво прочесть слова апостола Павла в 13 главе 1-ого Послания к Коринфянам (желательно эти слова знать наизусть).

Священство . Священство есть таинство, в котором правильно избранный человек (в епископы, или священники, или диаконы), через архиерейское рукоположение, получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой, то есть речь идёт о благословении человека на службу Богу и людям в сане священника.Установление таинства священства закреплено в Священном Писании (Ефес. 4: 11-12; Деян. 6: 6; Деян. 14: 23). Вопрос посвящения человека в сан священника рассматривается архиепископом, который может отказать претенденту в таком благословении. Причиной отказа могут послужить различные грехи, произошедшие в жизни потенциального священника. Например, если ему приходилось убивать, даже ради самосохранения (исключение делается, если убийство случилось при защите Родины или своих ближних); если у данного человека или у его жены были добрачные половые связи; если человек недобросовестно относится к ритуальной стороне своей веры. Если же милостью Божьей человек может стать священником, то он проходит таинство священства, в заключение которого над ним произносится слово аксиос (с греч. достоин ). Священник производит священнодействия, чрез которые по действию Святого Духа свершается таинство. Таинство совершается независимо от нравственных качеств священнослужителя.

Елеосвящение (соборование). Это таинство происходит над больным человеком. Он должен изъявить свободную волю, коей выражает желание пройти это таинство. Здесь учитывается, что всякие болезни есть результат грехов как своих личных, так и своих родственников. В этом таинстве грехи снимаются, следовательно, вероятность исцеления резко возрастает, в случае же смерти больного больше оснований надеяться на спасение его души.

Причастие – это христианское таинство, смысл которого состоит в том, что человек приобщается к материальной субстанции Богочеловека. Это таинство является центральной частью литургии (от греч. leitos общественный – и ergon служба , то есть общее дело или общественная служба). В ходе его совершения происходит освящение единства тела, души и духа. Перед причастием следует соблюсти пост в течение одного-трёх дней. Также перед причастием происходит покаяние, ибо нельзя становиться сопричастным Богочеловеку, имея на душе непокаянные грехи. Данное таинство также называется евхаристия (от греч. благодарение ).

Таинство святого причащения установил Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это таинство: «взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: приимите, ядите; сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также, взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов . Сие творите в Мое воспоминание » (Матф. 26, 26-28; Марк. 14, 22-24; Лук. 22, 19-24; 1 Кор. 11, 23-25).Согласно заповеди Христовой, таинство причащения постоянно свершается в Церкви Христовой и будет свершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Духа Святого пресуществляются, в истинное тело и в истинную кровь Христову.

К выполнению таинств следует относиться со всей серьёзностью, ибо таинство, также как и иные формы обрядов, выражают, объективируют внутреннюю жизнь человека. Небрежность в выполнении обрядового действа свидетельствует о лицемерности того, кто так поступает. Между тем, также как радость или приветливость, огорчение или обида выражаются в мимике, так и духовная жизнь выражается в обрядах. Также обряды содействуют правильной организации духовно-религиозной жизни.

1. ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ есть такое священное действие. в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду , с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а так же и от всех грехов, совершённых им самим до крещения, возрождается благодатию Святаго Духа в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви , т.е. благодатного Царства Христова. Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. «Если кто не родится от воды и Духа , не может войти в Царство Божие», сказал Сам Господь (Иоан 3 , 5)

2. ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ — таинство, в котором верующему подаются дары Святаго Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни. Апостол Павел говорит: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1 , 21-22)
Таинство Миропомазания — пятидесятница (сошествие Святаго Духа) каждого христианина.

3. ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ (Исповедь) — таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа. Иисус Христос дал святым апостолам , а через них и священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан.20 , 22-23).

4. ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ (Евхаристия) — таинство, в котором верующий (православный христианин), под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни. Сам Господь наш Христос установил таинство святого причащения во время последней Тайной вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это таинство: «взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: приимите ядите: сие есть Тело мое, которое за вас предаётся; сие творите в Мое воспоминание. Так же взяв чашу и благодарив подал им, говоря: пейте из неё все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многия изливаемая во оставление грехов. Сие творите в мое воспоминание».
В беседе с народом, Иисус Христос сказал: «если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть моя истинно есть пища, и кровь моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне и Я в нём» (Ин. 6, 53-56)

5. БРАК (Венчание) есть таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подаётся благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Брак установлен Самим Богом ещё в раю. По сотворении Адама и Евы, «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт. 1, 28).
Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: «Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27). И сказал: посему оставит человек отца и мать свою и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью (Быт. 2, 24), так что они уже не жвое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф. 19, 4-6).
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее <…> любящий свою жену любит самого себя» (Ефес. 5, 25,28)
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос есть глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефес. 5, 22-23)
Семья есть основа Церкви Христовой. Таинство брака не обязательно для всех, но лица, добровольно остающиеся безбрачными, обязаны проводить чистую, непорочную и девственную жизнь, которая по учению Слова Божия, выше брачной жизни, и есть один из величайших подвигов (Мф. 19, 11-12; 1 Кор. 7, 8-9, 26, 32, 34, 37, 40 и др.).

6. СВЯЩЕНСТВО есть таинство, в котором правильно избранный человек (в епископа, пресвитера или жьякона), через архиерейское рукоположение, получает благодать Святого Духа, для священного служения Церкви Христовой.
Это таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители..
Таинство священства есть установленние божественное. Св. апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова». (Ефес. 4, 11-12).
Степеней священство три:
1. Посвящаемый в дьякона получает благодать служить при совершении таинств.
2. Посвящаемый во священника (пресвитера) получает благодать совершать таинства.
3. Посвящаемый во епископа (архиерея) получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.

7. ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ (Соборование) есть таинство, в котором при помазании больного освящённым елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней.
Таинство елеосвящения ещё называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.
Это таинство ведёт своё начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь, они «многих больных мазали маслом, и исцеляли» (Марк. 6, 13).
Особенно подробно говорит об этом таинстве апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть приховёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и возстваит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Православные Таинства - священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия.

В Православии принято семь Таинств : крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение. Крещение, покаяние и евхаристия установлены самим Иисусом Христом, о чем сообщается в Новом Завете. О Божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное Предание.

Таинства это то, что неизменно, онтологически присуще Церкви. В отличие от этого видимые священнодействия (обряды), связанные с исполнением Таинств, формировались постепенно на протяжении истории Церкви. Совершитель Таинств - Бог, совершающий их руками священнослужителей.

Таинства составляют Церковь. Только в Таинствах христианская община превосходит чисто человеческие мерки и становится Церковью.

ВСЕ 7 (СЕМЬ) Таинств православной церкви

Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.

Святая Православная Церковь содержит семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство и Елеосвящение .

В Символе веры упомянуто только о Крещении, потому что оно является как бы дверью в Церковь Христову. Только принявший Крещение может пользоваться другими таинствами.

Кроме того, в момент составления Символа веры были споры и сомнения: не следует ли некоторых людей, как, например, еретиков, при возвращении их в Церковь крестить вторично. Вселенский Собор указал, что Крещение может совершаться над человеком только один раз . Потому и говорится - "исповедую едино Крещение".


Таинство Крещения

Таинство Крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду , с призыванием имени Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также и ото всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатью Духа Святого в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т.е. благодатного Царства Христова.

Таинство Крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос. Он освятил Крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна. Потом, по воскресении Своем, Он дал апостолам повеление: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19).

Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие , - сказал Сам Господь (Ин. 3, 5).

Для принятия Крещения необходимы вера и покаяние.

Православная Церковь крестит младенцев по вере их родителей и восприемников. Для этого и бывают при Крещении восприемники, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого. Они обязаны научить его вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал истинным христианином. Это священный долг восприемников, и они тяжко грешат, если пренебрегают этим долгом. А то, что благодатные дарования даются по вере других, нам дано указание в Евангелии при исцелении расслабленного: Иисус, видя веру их (принесших больного), говорит расслабленному: чадо! Прощаются тебе грехи твои (Мк. 2, 5).

Сектанты считают, что нельзя крестить младенцев, и осуждают православных за совершение Таинства над младенцами. Но основанием для Крещения младенцев служит то, что Крещение заменило ветхозаветное обрезание, которое совершалось над восьмидневными младенцами (христианское Крещение названо обрезанием нерукотворенным (Кол. 2, 11)); и апостолы совершали Крещение над целыми семействами, где, несомненно, были и дети. Младенцы, также как и взрослые, причастны первородному греху и имеют нужду в очищении от него.

Сам Господь сказал: Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие (Лк. 18, 16).

Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и Таинство Крещения над человеком совершается однажды. Один Господь, одна вера, одно крещение (Еф. 4, 4).



Миропомазание есть Таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной христианской жизни.

О благодатных дарах Духа Святого сказал Сам Иисус Христос: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева (т.е. из внутреннего центра, сердца) потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин. 7, 38-39).

Апостол Павел говорит: Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2 Кор. 1, 21-22).

Благодатные дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа. (Есть еще чрезвычайные дарования Святого Духа, которые сообщаются только некоторым людям, как-то: пророкам, апостолам, царям.)

Первоначально святые апостолы Таинство Миропомазания совершали через возложение рук (Деян. 8, 14-17; 19, 2-6). А в конце первого века Таинство Миропомазания стало совершаться через помазание святым миром, по примеру ветхозаветной церкви, так как апостолы не успевали сами совершать это Таинство через возложение рук.

Святым миром называется особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея.

Миро освящали непременно сами апостолы и их преемники - епископы (архиереи). И теперь освящать миро могут только епископы. Через помазание освященным епископами святым миром по поручению епископов могут совершать Таинство Миропомазания и пресвитеры (священники).

При совершении Таинства святым миром крестообразно помазуются верующему следующие части тела: лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги - с произнесением слов "Печать дара Духа Святаго. Аминь".

Некоторые называют Таинство Миропомазания "пятидесятницей (сошествием Святого Духа) каждого христианина".


Таинство Покаяния


Покаяние есть Таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23).

Еще Иоанн Креститель, подготовляя людей к принятию Спасителя, проповедовал крещение покаяния для прощения грехов... И крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои (Мк. 1, 4-5).

Святые апостолы, получив на это власть от Господа, совершали Таинство Покаяния, многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои (Деян. 19, 18).

Для получения прощения (разрешения) грехов от исповедующегося (кающегося) требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их перед священником, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

В особых случаях на кающегося налагается епитимья (слово греческое - "запрещение"), предписывающая некоторые лишения, направленные к преодолению греховных привычек, и исполнение тех или иных благочестивых дел.

За время своего покаяния царь Давид написал покаянную молитву-песнь (50-й псалом), которая является образцом покаяния и начинается такими словами: "Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой Меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня".


Таинство Причащения


Причащение есть Таинство, в котором верующий (православный христианин) под видом хлеба и вина принимает (вкушает) Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни.

Таинство Святого Причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это Таинство: взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: приимите ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание . Также, взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: пейте из нее все; ибо сия есть Кровь Моя, Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание (Мф. 26, 26-28; Мк. 14, 22-24; Лк. 22, 19-24; 1 Кор. 11, 23-25).

Так Иисус Христос, установив Таинство Причащения, заповедал ученикам совершать его всегда: сие творите в Мое воспоминание .

В беседе с народом Иисус Христос сказал: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 53-56).

Согласно заповеди Христовой, Таинство Причащения постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией , во время которой хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, прелагаются , или пресуществляются в истинное тело и в истинную кровь Христову.

Хлеб для Причащения употребляется один, так как все верующие во Христа составляют одно тело Его, глава которого есть Сам Христос. Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба , - говорит апостол Павел (1 Кор. 10, 17).

Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь не все имеют такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. Однако святая Церковь заповедует причащаться каждым постом и никак не реже одного раза в год. [По канонам Церкви человек, пропустивший без уважительной причины три воскресенья подряд без участия в Евхаристии, т.е. без Причащения, тем самым ставит себя вне Церкви (21-е правило Эльвирского, 12е правило Сардикийского и 80е правило Трулльского Соборов).]

К Таинству Святого Причащения христиане должны подготовлять себя говением , которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем - исповедью , т.е. очищением своей совести в Таинстве Покаяния.

Таинство Святого Причащения по-гречески называется Евхаристией , что значит "благодарение".


Брак есть Таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1,28).

Иисус Христос освятил Брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Быт. 2, 24), так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Святой апостол Павел говорит: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5, 32).

Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви и на полной преданности Церкви в волю Христову. Отсюда муж обязан самоотверженно любить жену, а жена обязана добровольно, т.е. с любовью, повиноваться мужу.

Мужья , - говорит апостол Павел, - любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... любящий свою жену любит самого себя (Еф. 5, 25, 28). Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тел а (Еф. 5, 2223).

Поэтому супруги (муж и жена) обязаны во всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность.

Добрая христианская семейная жизнь есть источник личного и общественного блага.

Семья есть основа Церкви Христовой.

Нахождение в Браке необязательно для всех, но лица, добровольно остающиеся безбрачными, обязаны проводить чистую, непорочную и девственную жизнь, которая, по учению Слова Божия, есть один из величайших подвигов (Мф. 19, 11-12; 1 Кор. 7, 8, 9, 26, 32, 34, 37, 40 и др.).

Священство есть Таинство, в котором через архиерейское рукоположение избранный человек (во епископа, или пресвитера, или диакона), получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой.

Посвящаемый во диакона получает благодать служить при совершении таинств.

Посвящаемый во священника (пресвитера) получает благодать совершать таинства.

Посвящаемый во епископа (архиерея) получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.