«Спарта — исторический полис Древней Греции. Древняя спарта

Принадлежала высшая правительственная и судебная власть, первоначально была, вероятно, «советом старейшин», родоначальников. Спартанцы (как и все вообще дорийцы) делились на три колена (филы ) – гиллеев, диманов и памфилов­, а каждое из трёх этих колен – на 10 родов (об ). Тридцать членов герусии первоначально были, вероятно, старейшины тридцати об. В исторические времена члены герусии, кроме царей, избирались народом; эти избираемые члены назывались геронтами («стариками»). Отсюда и слово «герусия» – «собрание старцев» или «собрание старейшин». Должность геронтов была пожизненная. В герусию могли выбираться только старики, имеющие не менее шестидесяти лет. К двум спартанским царям это не относилось; они были членами герусии по самому своему сану и были в ней представителями двух своих об, считавшихся самыми знатными. Цари были и председателями герусии.

В исторические времена все члены герусии избирались всем спартанским народом (полноправными гражданами, периэки и илоты в выборах геронтов не участвовали), а не каждый своей обой. Кандидаты один за другим шли через площадь народного собрания; народ выражал криком свое сочувствие проходящему; в особом помещении стояли несколько человек, которым не было видно, кто проходит. Они объявляли, в который раз крик был самый громкий, и членом герусии делался тот кандидат, при проходе которого был этот крик.

Власть герусии была очень велика; но верховная власть принадлежала народному собранию, которое в Древней Спарте называлось апеллой. Членами апеллы были все равноправные граждане, то есть все дорийцы, достигшие 30-летнего возраста. Народное собрание происходило в каждое полнолуние. Местом собрания была площадь между речкою Кнакием и мостом Бабикой. Председателями были цари. Они при этом производили военный смотр. Народное собрание выбирало геронтов и других сановников, решало все важные дела, объявляло войну, заключало мир и другие договоры. Ему предлагались на утверждение все важные решения герусии, и они получали силу закона только после его одобрения. Цари или замещавшие их лица объясняли дело народу, он принимал или отвергал решение герусии. Он выражал свое одобрение или неодобрение криком. Если было сомнительно, какие голоса образуют большинство, утвердительные или отрицательные, то народ расходился на две стороны, и сосчитывалось, на которой стороне большинство. Иноземные послы могли, с согласия герусии, сами излагать дело народу; кроме этого случая, право говорить в народном собрании принадлежало только председательствующим на нем; другие спартанцы не могли ни говорить речей, ни вносить предложений.

Герусия и апелла были естественным развитием политического устройства прежних, гомеровских времен . Права аристократии и народа постепенно расширялись. Прежнее монархическое полновластие ослабело после разделения в Спарте власти между двумя царями. После того, прежний обычай, по которому царь созывал вельмож для совещания о делах на пир во дворец, получил такой характер, что созывать членов герусии и подчиняться их мнению стало для царей обязанностью. Совет сделался самостоятельным правительственным учреждением. Прежде народное собрание (апелла) созывалось лишь для того, чтобы выслушивать намерения и решения царя; теперь оно само получило решающий дело голос.

Полисом, оказавшим большое влияние на историю Древней Греции, была Спарта .

В основе возникновения государствa в Спарте, относимого обычно к VIII-VII вв. до н.э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Но если в Афинах эти закономерности привели практически к почти полному отмиранию родоплеменных отношений, то в Спарте процесс возникновения государства отличался существенными особенностями и сопровождался сохранением значительных остатков родовой организации.
Главной особенностью исторического развития Спарты было вмешательство в становление классового общества внешнего насильственного фактора. Миграция племен на Балканском полуострове, начавшаяся в XII в. до н.э., сопровождалась военными столкновениями между ними.
Завоевание Мессении привело к возникновению совместной собственности завоевателей на землю - основное в тех условиях средство производства - и рабов. Вместе с ней возникла и четкая классовая дифференциация - спартиаты превратились в господствующий класс рабовладельцев, а покоренные жители в рабов или неполноправных .

Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • два родоплеменных вождя (как результат объединения дорийских и ахейских племен);
  • совет старейшин;
  • коллегия эфоров;
  • народное собрание.

Но она не давала достаточных средств для господства над покоренным населением, численность которого примерно в 20 раз превышала численность завоевателей. Объективно возникла потребность в организации политической власти, не совпадающей со всем населением, обеспечивающей незначительной его части господство над массой порабощенных.
В то же время необходимость господства над порабощенными массами, обеспечения их эксплуатации требовала единения спартиатов, сохранения некоторых элементов родоплеменной общности. Этому благоприятствовали и аграрный характер хозяйства Спарты, известная изоляция территории страны, замкнутой горными хребтами, что препятствовало развитию внешней торговли и товарно-денежных отношений. Совокупность этих обстоятельств обусловила сохранение значительных элементов военной демократии и в условиях окончательно оформившегося классового общества.

Особенности общественного строя Спарты

В Спарте сложилось своеобразное классовое рабовладельческое общество, сохранившее существенные пережитки первобытнообщинных отношений .

Социальные группы:

  1. спартиаты;
  2. гипомейоны (опустившиеся спартиаты);
  3. периеки;
  4. илоты.

Господствующий класс составляли спартиаты . Только они считались полноправными гражданами. Жили спартиаты в подобии города, объединявшего 5 селений и напоминавшего своеобразный военный лагерь. Их быт был строго регламентирован. Главной обязанностью считалась военная. Немногие избранные граждане входили в привилегированный корпус 300 всадников. Женщины, почти полностью освобожденные от домашнего хозяйства и заботы о воспитании детей, обладали некоторой самостоятельностью и имели досуг для развития .
В целях поддержания единства спартиаты должны были участвовать в общественных трапезах - сисситиях. Одинаковыми были одежда и вооружение воинов. Поддержанию единства спартиатов способствовали и установленные Ликургом правила против роскоши. Запрещалось спартиатам и торговать, для них вводились тяжелые, неудобные в обращении железные монеты.

Однако эти ограничения не могли предотвратить развитие имущественной дифференциации, подрывавшей единство и "равенство" спартиатов. Поскольку земельные наделы наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получить лишь выморочные наделы. Если таких не было, они переходили в разряд гипомейонов (опустившихся) и теряли участвовать в народном собрании и сисситиях. Численность гипомейонов неуклонно возрастала, а численность спартиатов соответственно сокращалась - с девяти до четырех тысяч к концу IV в. до н.э.

Периеки - жители периферийных горных неплодородных районов Спарты - занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиатами и илотами. Они были лично свободны, обладали имущественной , но не пользовались политическими правами и находились под надзором особых должностных лиц - гармостов. На них распространялась военная обязанность: они должны были участвовать в сражениях в качестве тяжеловооруженных воинов. Основное занятие периеков - торговля и ремесло. По своему положению они были близки к афинским метекам, но в отличие от последних высшие должностные лица государства могли казнить их без суда.

Илоты - порабощенные жители Мессении - были собственностью государства. Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая (на домашних работах спартиаты использовали рабов из военнопленных). Хотя в Спарте, как и в Афинах, эксплуатация рабского труда стала основой общественного производства, коллективное спартанское рабовладение отличалось от классического рабства. Илотия была специфической формой рабства. Илоты практически самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая. Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян. Предполагается, что они имели семью и образовывали какое-то подобие общины, являвшейся коллективной собственностью общины спартиатов.
Илоты участвовали в войнах Спарты в качестве легковооруженных воинов. Они могли выкупиться на свободу, но в других отношениях были совершенно бесправными. Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну, сопровождавшуюся массовыми убийствами. Впрочем, убийство илота допускалось и в любое другое время.

Государственный строй Спарты

Государственный строй Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранявшую некоторые черты родо-племенной организации власти. Это привело к "ликургову строю", сложившемуся, как отмечалось, к VI в. до н.э. Некоторые историки рассматривают его как переворот, связанный с окончанием завоевания Мессении и установлением илотии, потребовавшими консолидации общины спартиатов путем уравнения их в экономическом отношении и политических правах, превращения ее в военный лагерь, господствующий над массами порабощенного населения.

Во главе государства стояли два архагета . В литературе их часто называют царями, хотя даже афинский базилевс, в отношении которого термин царь условен, обладал большей властью, чем спартанские вожди. Власть архагетов, в отличие от власти родо-племенных вождей, стала наследственной, что, однако, не делало ее прочной. Каждые 8 лет проводилось гадание по звездам, в результате которого архагеты могли быть преданы суду или отстранены от должности. Иногда они смещались и без этой процедуры.
Первоначально наиболее полной была военная власть архагетов. Им подчинялось войско, в походах они пользовались правом жизни и смерти. Однако в дальнейшем и их военные полномочия были существенно ограничены.

Совет старейшин (герусия) , как и архагеты, - орган власти, унаследованный от родоплеменной организации. В состав герусии входило 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба вождя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение народного собрания, и тем самым имела возможность направлять его деятельность. Со временем полномочия герусии расширились. В случае несогласия геронтов и вождей с решением народного собрания они могли воспрепятствовать ему, покинув собрание. Герусия участвовала в переговорах с другими государствами, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях и вела судебные процессы против архагетов.

В народном собрании участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрание созывали вожди, они же в нем председательствовали. Выступать в народном собрании могли только должностные лица или послы иностранных государств, участники же собрания лишь заслушивали выступления и голосовали. Созыв народного собрания (кроме чрезвычайных) производился раз в месяц. На собрании принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира, союза с другими государствами, рассматривались вопросы о должности вождя, определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе и т.д.

Эфоры в Спарте появились с VIII в. до н.э. в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией. Последняя, получавшая большую долю военной добычи и возможность угнетать свободных общинников, стремилась ограничить пожизненную власть вождей властью избираемых на определенный срок представителей аристократии. Ими стали пять эфоров. Они избирались из "достойных" на один год, действовали единой коллегией, принимавшей решения большинством голосов. Первоначально эфоры считались как бы помощниками архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам. С середины VI в. до н.э. власть эфоров заметно возросла. Они поставили под свой контроль архагетов - в походе их сопровож дали два эфора. Эфоры получили право созывать герусию и народное собрание и руководить их деятельностью. Вместе с герусией они могли предотвратить принятие народным собранием неугодного им решения. К ним перешло руководство внешними сношениями Спарты и внутреннее управление страной, наблюдение за соблюдением спартиатами установленных порядков, суд над ними и наказание их, объявление войны и мира, контроль над деятельностью остальных должностных лиц (которых в Спарте было гораздо меньше, чем в Афинах). Деятельность самих эфоров практически не контролировалась - они отчитывались только перед своими преемниками. Особое положение эфоров подчеркивалось и их правом не участвовать в общих сисситиях и иметь собственный стол.

Кризис политической системы Спарты

Монолитная социальная структура господствующего класса, превратившегося в мощную военную организацию, способствовала быстрому возвышению Спарты среди греческих государств. К V в. до н.э. она установила свою гегемонию над почти всем Пелопоннессом, возглавив Пелопоннесскую симмахию. Застой в социально-экономической и политической жизни, духовное оскудение - цена господства над илотами - делают Спарту центром реакции в Греции. В то же время победа в Пелопоннесской войне (431-404 гг. до н.э.), громадная контрибуция, полученная с Афин, резко стимулировали процессы имущественной дифференциации спартиатов и развития товарно-денежных отношений. Они еще более усилились с разрешением в начале IV в. до н.э. дарения и завещания земельных наделов (продажа их по-прежнему не допускалась, но, вероятно, имела место). Увеличиваются размеры наделов знати и за счет приобретения земель (у илотов) на окраинах государства. Запрещение торговли перестает соблюдаться.

Былой аскетический спартанский образ жизни уходит в прошлое. Массовое разорение рядовых спартиатов ведет к потере ими земельных наделов и, следовательно, полноправия. Единство спартанской общины разрушается, ее военная мощь падает - число полноправных спартиатов сокращается, появляются наемники. Потеря в IV в. до н.э. Мессении в результате македонского завоевания Греции, а вместе с ней части земли и илотов, подорвала экономическую основу Спартанского государства.

Предпринимавшиеся в III в. до н.э. по требованию разорившихся спартиатов попытки восстановить старые порядки путем передела земли, уничтожения долгов, восстановления военного могущества предоставлением прав неполноправным жителям Спарты потерпели крах. Объективные закономерности развития рабовладельческого общества неумолимо вели к крушению социальных и политических порядков, сохранявших коллективистские пережитки общинного строя.

Окончательно ослабленная, раздираемая внутренней борьбой Спарта, как и все греческие государства, в середине II в. до н.э. подпадает под власть Рима.

Древняя Спарта была основным экономическим и военным соперником Афин. Город-государство и окружающая его территория были расположены на полуострове Пелопоннес, к юго-западу от Афин. В административном отношении, Спарта (также называемая Лакедемон) была столицей провинции Лакония.

Прилагательное «спартанские» в современный мир пришло от энергичных воинов, обладающих железным сердцем и стальной выдержкой. Жители Спарты славились не искусствами, наукой или архитектурой, а смелыми воинами, для которых понятие чести, мужества и силы были поставлены превыше всего. Афины того времени, с их прекрасными статуями и храмами, были оплотом поэзии, философии и политики, благодаря чему доминировали в интеллектуальной жизни Греции. Однако такое превосходство должно было когда-нибудь закончиться.

Воспитание детей в Спарте

Один из принципов, которыми руководствовались жители Спарты, заключался в том, что жизнь каждого человека, с момента рождения и до самой смерти, полностью принадлежит государству. Старейшины города были наделены правом решать судьбу новорожденных – здоровых и сильных оставляли в городе, а слабых или больных детей сбрасывали в ближайшую пропасть. Так спартанцы пытались обеспечить себе физическое превосходство перед врагами. Дети, прошедшие «естественный отбор», воспитывались в условиях суровой дисциплины. В возрасте 7 лет мальчиков забирали у родителей и воспитывали отдельно, в составе небольших групп. Самые сильные и смелые юноши в результате ставали капитанами. Мальчики спали в общих комнатах на жестких и неудобных кроватях из камыша. Питались молодые спартанцы простой едой – супом из свиной крови, мяса и уксуса, чечевицей и другой грубой пищей.

Однажды богатый гость, приехавший в Спарту из Сибариса, решился отведать «черной похлебки», после чего сказал, что теперь он понимает, почему спартанские воины так легко расстаются с жизнью. Часто мальчиков оставляли на несколько дней голодными, подстрекая тем самым к мелкому воровству на рынке. Делалось это не с умыслом сделать с юноши умелого вора, а только для развития смекалки и ловкости - если его ловили на краже, то жестоко наказывали. Ходят легенды об одном молодом спартанце, который украл на рынке молодую лису, и когда пришло время обеда, спрятал её под одеждой. Чтобы мальчика не уличили в воровстве, он терпел боль от того, что лиса прогрызла ему живот, и умер, не выдав ни единого звука. Со временем дисциплина только ужесточалась. Все взрослые мужчины, возрастом от 20 до 60 лет были обязаны служить в спартанской армии. Им было разрешено вступать в брак, но даже после этого спартанцы продолжали ночевать в бараках и питаться в общих столовых. Воинам не разрешалось владеть никаким имуществом, в особенности золотом и серебром. Их деньги имели вид железных прутьев разного размера. Сдержанность распространялась не только на быт, еду и одежду, но и на речь спартанцев. В разговоре они были весьма немногословными, ограничиваясь исключительно сжатыми и конкретными ответами. Такая манера общения в Древней Греции получила название «лаконичность» от имени местности, в которой была расположена Спарта.

Быт спартанцев

Вообще, как и в любой другой культуре, вопросы быта и питания проливают свет на интересные мелочи в жизни людей. Спартанцы, в отличие от жителей других греческих городов, не придавали особого значения еде. По их мнению, пища должна служить не для удовлетворения, а только для насыщения воина перед боем. Обедали спартанцы за общим столом, при этом продукты для обеда сдавали все в одинаковом количестве – так поддерживалась равенство всех граждан. Соседи по столу зорко следили друг за другом, и если кому-то не нравилась еда, его высмеивали и сравнивали с избалованными жителями Афин. Но когда наступало время сражения, спартанцы кардинально менялись: надевали лучшие наряды, и с песнями и музыкой шагали навстречу смерти. С самого рождения их учили воспринимать каждый свой день как последний, не бояться и не отступать. Смерть в сражении была желанной и приравнивалась к идеальному окончанию жизни настоящего мужчины. В Лаконии существовало 3 класса жителей. К первому, самому почитаемому, относились жители Спарты , имевшие военную подготовку и участвующие в политической жизни города. Второй класс – периеки , или жители окрестных мелких городов и селений. Они были свободными, хотя и не обладали никакими политическими правами. Занимаясь торговлей и ремесленничеством, периеки являлись своего рода «обслуживающим персоналом» для спартанской армии. Низший класс – илоты , были крепостными, и не сильно отличались от рабов. По причине того, что их браки не контролировались государством, илоты являлись наиболее многочисленной категорией жителей, и сдерживались от восстания только благодаря железной хватке своих хозяев.

Политическая жизнь Спарты

Одна из особенностей Спарты заключалась в том, что во главе государства стояли одновременно два царя. Они правили совместно, служили первосвященниками и военными лидерами. Каждый из царей контролировал деятельность другого, что обеспечивало открытость и справедливость решений власти. Королям подчинялся «кабинет министров», состоящий из пяти эфиров или наблюдателей, которые осуществляли общую опеку над законами и обычаями. Законодательная власть состояла из совета старейшин, который возглавлялся двумя царями. В совет выбирались самые уважаемые люди Спарты , преодолевшие 60-летний возрастной барьер. Армия Спарты , несмотря на сравнительно скромную численность, была отлично выучена и дисциплинирована. Каждый воин был наполнен решимостью к победе или смерти – возвращаться с проигрышем было недопустимо, и являлось несмываемым позором на всю жизнь. Жены и матери, отправляя своих мужей и сыновей на войну, торжественно вручали им щит со словами: «Вернись со щитом или на нем». Со временем, воинственно настроенные спартанцы захватили большую часть Пелопоннеса, значительно расширив границы владений. Столкновение с Афинами было неизбежным. Соперничество достигло апогея при Пелопоннесской войне, и привело к падению Афин. Но тирания спартанцев вызвала ненависть жителей и массовые восстания, что привело к постепенной либерализации власти. Количество специально обученных воинов уменьшилось, что позволило жителям Фив, примерно после 30 лет спартанского гнета, свергнуть власть захватчиков.

История Спарты интересна не только с точки зрения военных достижений, но и факторов политического и жизненного устройства. Смелость, самоотверженность и стремление к победе спартанских воинов – вот те качества, благодаря которым удавалось не только сдерживать постоянные нападения врагов, но и расширять границы влияния. Воины этого небольшого государства с легкостью побеждали многотысячные армии и были явной угрозой для неприятелей. Спарта и её жители, воспитанные на принципах сдержанности и верховенства силы, была антиподом образованных и изнеженных богатой жизнью Афин, что в конце привело к столкновению этих двух цивилизаций.

    Марафон.От мифов к реальности

    Как и во всей истории Древнего мира, в фактах, касающихся легенды о Марафоне, разобраться непросто. Геродот упоминает о битве, когда греки и их отважные союзники платейцы разгромили превосходящие силы персов. В греческом войске был бегун Филиппид (или Фидиппид), который пробежал от Афин до Спарты, чтобы привести на помощь спартанцев. Считается, что путь приблизительно в 245 километров он проделал за 48 часов. Современный «Спартатлон» зафиксировал для того же расстояния рекордное время пробега в 20 часов 25 минут, которого достиг греческий бегун Янис Курос в 1984 году.

    Аренда автомобиля в Греции

    Тот, кто едет в страну олив, строит далеко идущие планы. По Греции очень удобно путешествовать на автомобиле. Особенно это касается ее материковой части, но и по крупным островам допустимо передвигаться на машине, если спланировать свою поездку, соответственно расписаниям паромов.

    Озеро Вулягмени

    Среди типично красивого греческого ландшафта, в 21-м километре от Афин расположилось озеро Вульягмени. От моря его отделяет всего лишь 100 метров. Удивительно, но ученые не находят упоминаний об этом озере в античные времена. Возможно, древние летописцы попросту игнорировали его, а возможно оно в те времена еще не существовало. Первые упоминания об озере мы находим у хронографов Османской империи.

    Семья в понимании греков

    Иоаннис Каподистрия.

    Среди многих славных и выдающихся эллинов отдельно возвышается фигура Иоанниса Каподистрии. Этот человек не просто известная персона, он – умнейший политик и дипломат, который своими трудами положил основание греческой государственности.

Древнее государство Спарта носило еще одно название – Лакедемон – и находилась на территории Греции, на юге острова Пелопоннес. Спарта считается образцом древнего, аристократического государства. Это следует из того, что возникновение этого государства в VIII-VII веках до н.э. основывается на общих закономерностях разложения первобытного строя.

Со временем Спарта стала самым сильным военным государством, так как цель жизни спартанцев заключалась в военном превосходстве, о чем свидетельствует их дисциплинированный образ жизни.

В Спарте не уделяли особого внимания развитию искусства и философии, в отличие от обучения детей в Древней Греции , даже в воспитании девочек ключевым моментом была гимнастика, которая развивала их физически и способствовала рождению сильных мальчиков, будущих воинов.

Особенное внимание историки уделяют системе воспитания детей в Спарте, потому что она представляет собой пример высокоуровневой дисциплины. Спартанских мальчиков уже в семь лет отправляли в специальную казарму, где они ежедневно обучались выдержке, терпели ограничения в еде и одежде и готовились к тягостям сражений и войны.

Почему Спарта называется олигархической?

Почему это государство часто называют олигархическим? Прежде всего, это обусловлено тем, что само государственное устройство не позволяло развиваться частной собственности в целях подавления и удержания подневольного населения – илотов.

А организация политической власти полностью соответствовала периоду распада первобытного строя. Вначале власть принадлежала двум вождям, совету старейшин и народному собранию.

В IV веке до н.э. сложилось иное политическое устройство государства - «ликургов строй», название которого обусловлено легендой о спартанце Ликурге, которые ввел новые законы для Спарты.

Власть Аристократии: иерархия сословий

Власть принадлежала двум царям, за которыми закреплялось верховное военное командование, совету старейшин, в который входило 28 пожизненных членов, выбранных собранием всех полноправных и боеспособных спартиатов.

Совет старейшин назывался герусием, а народное собрание – апеллой, царей также относили к совету старейшин. Существовали выборные должности эфоров, которые были исполнителями судебной власти в Спарте. Выбирали 5 эфоров, двое их которых сопровождали царя в походе.

Аристократию этого государства представляли гомеи, которые являлись полноправными гражданами и парфении, которые являлись потомками детей незамужних спартанок и считались гражданами второго сорта после аристократов.

Народ представляли гипомейоны, лишенные гражданских прав вследствие бедности или физической неполноценности, мофаки, которые были детьми не-гомеев и получили полноценное спартанское воспитание, периеки – свободные не-граждане, и неодамоды – бывшие илоты, которые смогли получить неполное гражданство.

Именно «ликургов строй» сделал из Спарты сильнейшее военное государство, которому принадлежало преобладание во всей Древней Греции до греко-персидских войн. Когда в 499 году до н.э. начались греко-персидские войны , государство Спарта прославилось Фермопильским сражением, которое включает в себя знаменитый подвиг трехсот спартанцев.

Составил:

профессор, д.и.н. Личман Б.В.

Тема 6: Спарта в период рабовладельческой аристократической республики

(VIII в. до н.э. - середина II в. до н.э.)

План:

    Возникновения государства. Законы Ликурга.

    Государственное устройство.

    Слои населения.

    Право Древней Спарты.

Основные понятия

Народное собрание, в котором участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста.

Архагеты

Два царя Спарты с наследственной властью.

Геруссия

Совет старейшин – орган власти, унаследованный от родоплеменной организации.

Жители побежденных лаконийских племен, превращенные в рабов, были собственностью государства.

Земельный надел с прикрепленными к нему рабами-илотами.

Легендарный законодатель, царь Спарты (VIII в. до н.э.). Ему предписывается издание важнейших законов. С помощью ретры пытался решить две основные задачи – обеспечить единство спартиатов путем сдерживания их имущественной дифференциации и создать организацию их совместного господства над завоеванным населением.

Жители периферийных горных неплодородных районов Спарты, лично свободные, но не пользовавшиеся политическими правами.

Договор, закрепивший создание основ общественного и государственного строя.

Сиссития

Общественные трапезы, проводимые в целях поддержания единства, организуемые за счет установленных ежемесячных взносов спартиатов.

Появились в VIII в до н.э., избирались на народном собрании в количестве пяти человек и составляли единую коллегию. Первоначально являлись помощниками царей, позднее их полномочия заметно расширились.

    Возникновения государства. Законы Ликурга.

Спартанское государство возникло в IX в. до н.э., в результате завоевания дорийцами Юга Ереции-Лаконики и Мессении, где проживали ахейские племена.

Установление государственного строя и общества на завоеванных землях, связанное с именем царя Ликурга (VIII в. до н.э.).

В законах Ликург закрепил форму протогосударств «Военную демократию» на 800 лет.

1. Земля принадлежала государству и роздана в равных долях (клер) мужчинам – воинам.

2. Розданная земля обрабатывалась государственными рабами (илотами).

4. Спартиаты жили военно-лагерным строем.

5. Спартиаты питались простой пищей за одним столом.

6. Женщины были на равне с мужчинами.

7. Обязательное обучение военному делу.

Победа Спарты над Афинами в Пелопоннесской войне привел к появлению роскоши, развитию товарно-денежных отношений и гибели Спарты, как военизированного аристократического рабовладельческого государства во II в. до н.э.

    Государственное устройство.

Государственный строй Спарты – это рабовладельческая – аристократическая республика.

Высший орган – народное собрание (аппела).

В собрании участвовали спартиаты, достигшие 30 лет.

Решало вопросы:

    Избрание должностных лиц.

    Выборы главы военного похода.

    Вопросы войны и мира.

Народное (аппела) собрание имело особенности.

1. Народное собрание (аппела) не играло значительной роли в жизни страны.

2. Законы не обсуждались: они либо принимались, либо отвергались (голосом).

3. Решение собрания неугодное совету старейшин (герусси) отвергалось.

Глава государства

Во главе стояли два наследственных царя (архагеты).

Они были:

    Командующими армиями.

Исполнительная власть

Коллегия эфоров (5 человек) была органом спартанской олигархии.

Они избирались ежегодно народным собранием, но отчитывались перед новым составом эфором.

Функции коллегии эфоров:

    Созывали народное собрание и руководили им.

    Контроль за деятельностью царей.

    Руководили внешней и внутренней политикой.

    Контролировали всех должностных лиц.

Совет старейшин (геруссия)

Орган, унаследованный от родоплеменной организации.

Полномочия герусии были очень широкими.

С усилением власти эфоров (рабовладельческой аристократии) значение герусии (родовой аристократии) уменьшилось.

    Слои населения.

Для общественного строя Спарты характерно длительное сохранение пережитков военной демократии.

Спартиаты

Полноправные граждане (завоеватели дорийцы) государства.

Они использовали военную организацию для укрепления своего господства над покоренными народами. Всякий труд, кроме военного дела считали для себя позорным.

Илоты

Порабощенные жители Мессении превращенные в государственных рабов. Особенность в том, что илоты были рабами по завоеванию. Они владели своим имуществом и обязаны были кормить спартиатов, отдавая 50% урожая. Илоты не были товаром подобно рабам и несли военную повинность.

Периэки

Лично свободные жители окрестных мест. Не имели политических прав (не принадлежали к спартанской общине). Несли воинскую повинность во вспомогательных отрядах, платили налоги.

    Право Древней Спарты.

Источники права:

    Обычное право.

    Законодательный опыт других стран.

    Четыре ретры (законодательные изречения Ликурга).

Одна из ретр Ликурга запрещала издавать письменные законы. Отсюда Спартанское право письменно не зафиксированы.

Ретры Ликурга жестоко регламентировали все сферы жизни общества.

Главная цель:

    Достижение мира и согласия.

    Искоренение богатства и бедности.

    Борьба против илотов.

Имущественные отношения

Господствовал натуральный обмен, и отсутствовали товарно-денежные отношения. Указывалось, как можно строить дома, какую одежду носить и какую пищу принимать. Это делалось для того, чтобы не допустить имущественного неравенства.

Семейно-брачные отношения

Заключение брака разрешала община. Мужчины находились в военных подразделениях, домой приходили только ночевать.

Дети не принадлежали родителям. С 7 лет мальчиков воспитывали в военных отрядах.

Вопросы и задания

1. Какую цель преследовал Ликург своими законами?

2. Почему Афины VI в. до н.э. назывались рабовладельческой демократической республикой и Спарта рабовладельческой аристократической республикой?

3. Причины гибели Древней Спарты?

Литература

1. История государства и права зарубежных стран: Учебник для студентов вузов / Р.Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 28-167 с.

2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2008. – 53-217 с.

3. История государства и права зарубежных стран: учеб. / К.И. Батыр, И.А. Исаев, Г.С. Кнопов [и др.]; под ред. К.И. Батыра. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Проспект, 2008. – 12-119 с.

4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 Т. /Отв. ред. Н.А.Крашенинникова. М., 2007.

Ресурсы сети Интернет

1. История государства и права зарубежных стран – электронная: учебн. часть 1 / Н.А.Крашенинникова, О. Жидков (http :// www . yandex . ru ).

2. История государства и права зарубежных стран: учебн. часть 2 / Н.А.Крашенинникова, О. Жидков (http :// www . yandex . ru ).

3. История государства и права зарубежных стран: учебн. / Гаврилин А.К., Есиков С.А., 2004 г. (http :// www . yandex . ru ).