Содом и гоморра история кратко. Содом и Гоморра: значение фразеологизма, история и библейская легенда. Содом и Гоморра – научное прочтение

До сих пор ученые пытаются доказать или опровергнуть легенду о Содоме и Гоморре. При этом на сегодняшний день удалось найти немного доказательств, указывающих лишь на существования этих городов. Что на самом деле произошло, а также установить точное местоположение пока никому не удалось.

Что это означает «Содом и Гоморра» многим известно из Библии. Однако это не единственный источник упоминания городов. Библия красочно расписывает историю, излагает причины произошедшего, но эта версия не имеет научного подтверждения. Другие упоминания о Содоме и Гоморре, принадлежат древнегреческому историку Страбону. Еще о некогда существовавших городах написано в трудах Тацита, Флавия, Саньхунатона и др.

Миф или реальность

Древние историки и географы довольно «скупо» упоминают о селениях. Единственное, что сходится в их трудах – города находились в долине Сиддим, а люди в них жили в достатке, так как земли были плодородны, климат благоприятствовал земледелию и животноводству. О таинственной гибели городов информация несколько разнится. Например, Тацит в 1-2 веке до н. э. писал, что остатки выжженных городов видно и поныне. В то же время финикийский историк Саньхунатон упоминал, что селения провалились под землю, став озером.

Первые доказательства

Впервые реальные факты доказывающие, что города существовали в действительности, обнаружили на раскопках в Сирии, когда в 1982 году был найден архив древнего города Эбла. Среди более 1000 клинописных табличек оказались записи о Содоме, Гоморре и Сигоре как о торговых партнерах. Факты оказались неопровержимыми, но лишь о том, что Содом и Гоморра существовали. Что там происходило и как погибли города для науки остается загадкой.

Библейская версия

После Ноя на земле жил праведник – Авраам. Это был достаточно богатый человек, обладающий большими стадами овец, золотом и серебром. Его успешность была не только в богатствах и объяснялась послушанием Всевышнему. У Авраама был родной племянник – Лот, вместе с которым они переселились в Ханаанскую землю. Обосновавшись вдвоём на новом месте, земель оказалось недостаточно для выпаса овец и между пастухами стали происходить споры. В результате они приняли решение разделиться. Лот с родными ушел на восток в долину Сиддим.

Содом, Гоморра и близлежащие селения – Сигор, Севоим, Адма отличались безнравственностью и развратностью. Жители были негостеприимны, а с чужаками, ступившими на их землю, всегда расправлялись с особой жестокостью. Лот же с семьей хранили верность Богу, не погрузившись в грех и порочность.

Господь, узрев происходящее, решил наказать грешников, но сначала, явившись к Аврааму, он рассказал ему о своих планах. Авраам выступил в защиту людей, поэтому Бог дал городам еще один шанс. Аврааму нужно было найти 10 праведников и тогда наказание отменится.

В один вечер в дверь Лота постучались ангелы в человеческом облике, присланные увидеть, что происходит в городе. Лот пригласил их в дом, ведь снаружи было небезопасно. Хозяин как истинный праведник проявил все свое гостеприимство, накормив и напоив гостей. Жители узнали о чужеземцах и, придя к Лоту, стали требовать их отдать. Лот призывал разъяренную толпу к разуму. Даже предлагал им взамен двух своих дочерей. Пришедшие не согласились и стали угрожать сломать дверь. Тогда ангелы ослепили беснующихся и было принято решение всех уничтожить.

Лоту велели уйти из города. Главным условием было не оборачиваться. Лот послушался, но его зятья не поверили в серьезность происходящего, решив остаться. Всевышний обрушил на селения с небес огненную серу, которая выжгла города вместе со всеми жителями. Во время этого Лот с семьей уходили, но его жена нарушила главное условие и обернулась. В туже секунду она превратилась в соляной столб. Оригинал можно прочитать в Библии Бытие гл. 18-19, а увидеть наглядно падение Содома и Гоморры на картине 1852 г. художника Джона Мартина.

Научные версии

Среди логических объяснений гибели городов выдвигались множество версий, хотя ни одна из них не была подтверждена. Наиболее вероятной считается извержение вулкана. Возможно, местность была богатая на залежи серы, которая горит с температурой около 4000°C. Проливаясь на землю горящим дождем, сгорело бы даже то, что не горит.

К тому же версия с вулканом объясняет превращение жены Лота в соляной столб. Подобные случаи в результате исследований были обнаружены в месте извержения Везувия, когда тела погибших покрывались пеплом, содержащим соль. На протяжении тысячелетий плоть истлевала, оставляя лишь соляной столб.

Второй версией стало предположение о сдвиге тектонических плит. Такое объяснение совпадает с предполагаемым местом нахождения Содома и Гоморра, что значит стоящие на этом месте селения ушли под землю, а впоследствии образовалось море. Именно поэтому многие исследователи придерживаются этого варианта и ищут погибшие города на дне Мёртвого моря.

Более поздняя версия появилась в 2008 г. Ее выдвинули А. Бонд и М. Хемпселл. Они предположили падение на землю астероида, что тоже привело бы к гибели всего живого и образованию моря.

История Содома и Гоморры

4.3 (86.67%) 3 проголосовавших

Четыре города: Содом, Гоморра, Адма и Севоим были уничтожены с лица земли огнем с неба. Гнев Господний был вызван нечестием и отвратительными грехами жителей этих городов. Бог объявил Аврааму, что Содом будет уничтожен, Авраам молился за этот грешный город, и Господь обещал ему, что не истребит города, если там найдется хотя бы десять праведников. Но их не нашлось. И вот что случилось. В Содоме жил Лот, праведный человек со своей женой и двумя дочерьми. Бог послал в этот город двух ангелов, принявших людское обличье. Это было вечером. Гостеприимный Лот принял их в своем доме, не зная, что это ангелы.

Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города , окружили дом. И вызвали Лота, и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам; мы познаем их.

Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал: братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.

Но они сказали ему : пойди сюда. И сказали: вот пришелец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь. Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа.

Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его.

И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.

Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города. Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть.

Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор.

И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастения земли. Жена же Лотова оглянулась позади его и стала соляным столпом.

И встал Авраам рано утром и пошел на место, где стоял пред лицом Господа,

Предполагают, что эти уничтоженные города находились на месте южной части Мертвого моря. Выражения "содом и гоморра" употребляются и сегодня для определения разврата, включая и тот грех, из-за которого Бог так сильно разгневался, и который в последнее время все более распространяется на земле.


История Содома и Гоморры


Библейскую историю о Содоме и Гоморре нетрудно принять за фантастику. Действительно, история о двух городах, уничтоженных «огнём и серой» за греховное поведение их обитателей, выглядит надуманной. Однако археологические исследования подтверждают факт существования этих городов и их ужасной гибели.

Рассказ о Содоме и Гоморре переносит нас в ранний период иудейской истории, задолго до того, как народ Израиля поселился на Земле обетованной. Предки иудеев вели полукочевой образ жизни, торгуя с соседями, переходя из одной области Ближнего Востока в другую в поисках новых пастбищ для скота. Их предводителем во времена Содома и Гоморры был патриарх Авраам, почитаемый как отец-основатель через своего сына Исаака всеми иудеями, а через другого сына Измаила - всеми арабами. Авраам играет видную роль как в Ветхом Завете, так и в Коране, где история его жизни, по сути дела, излагается одинаково. Если буквально интерпретировать библейскую хронологию, описываемые события имели место около 2100 г. до н. э.

Авраам родился в «Уре халдейском», который обычно считается шумерским городом Ур в южной Месопотамии (нынешний Ирак). Его семья переселилась оттуда в Харран (северная Месопотамия), где умер его отец. Именно тогда, как сказано в Книге Бытия (12:1–5), Бог открыл Аврааму его судьбу Авраам должен был покинуть Месопотамию и поселиться в Ханаане (нынешняя Палестина): «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё». Взяв свою жену и родственника Лота вместе с их домочадцами, Авраам направился в Ханаан. После недолгого пребывания в Египте (пока в Ханаане был голод), Авраам с Лотом поселились на юге Ханаана и занялись скотоводством.

Между пастухами Авраама и Лота возник конфликт из-за права пользования пастбищами, поэтому Авраам предложил разделиться. Лот и члены его семьи откочевали дальше на восток, на равнину по другую сторону Мёртвого моря (современный Иордан), и раскинули свои шатры возле города Содом. Равнина «орошалась водою как сад Господень, как земля Египетская». В наше время этот район представляет собой бесплодную пустошь с угнетающе жарким климатом и крайне скудными водными ресурсами. Однако во времена Лота на равнине находилось пять процветающих городов: Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Сигор. Управляемые пятью царями, они были достаточно мощными и богатыми, чтобы напасть на коалицию месопотамских правителей и нанести им поражение.

Если верить Книге Бытия, всё это должно было измениться за один день. В Библии постоянно упоминается о «порочности» жителей пяти городов, особенно Содома и Гоморры. Природа этой порочности, которую обычно принимают за склонность к половым извращениям, остаётся не вполне ясной. Но среди грехов содомитов негостеприимность занимала одно из первых мест, и их падение лишь ускорилось из-за грубого обращения с двумя ангелами, которых Лот пригласил в свой дом как почётных гостей. Жители Содома потребовали, чтобы Лот вывел их на улицу, и стали ломать дверь, но были ослеплены ангелами, которые объявили Лоту, что Бог послал их покарать город; он же должен немедленно собрать свою семью и искать убежища в горах, ни в коем случае не оглядываясь назад.

Лот взял жену и дочерей и покинул город, который вскоре превратился в дымящиеся руины. Его жена, как известно, нарушила запрет, обернулась посмотреть и превратилась в соляной столп. Дочери Лота со своим отцом нашли убежище в горной пещере; они боялись, что остались единственными живыми людьми на свете.

Потом следует один из красочных, но не вполне пристойных пассажей, которые часто встречаются в текстах Ветхого Завета. Дочери Лота напоили своего отца и поочерёдно переспали с ним; в результате обе зачали от него сыновей. Эти сыновья стали предками моавитян и аммонитян - иорданских племён, которые впоследствии превратились в заклятых врагов израильтян.

После этого мы больше не слышим о Лоте. Что касается Авраама, то он наблюдал катастрофу с безопасного расстояния из Южной Палестины. Когда он посмотрел в направлении Содома и Гоморры, то «…увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи». Все города на равнине были уничтожены разгневанным Богом.

Как бы к этой истории ни относиться, она изобилует красочными подробностями. Эпизод о Лоте и его дочерях явно представляет собой древнееврейскую «нравоучительную историю», выдуманную с почти комичной целью: объяснить, какими «нечестивцами» в прямом и переносном смысле были враги израильтян из племени моавитян и аммонитян. Нетрудно угадать и происхождение идеи о превращении жены Лота в соляной столп. Мёртвое море так богато солью, что рыба не может выжить в нём, и его побережье усеяно колоннами кристаллической соли самой разнообразной формы. Случайное сходство между одной из таких колонн и человеческой фигурой вполне могло породить историю о человеке, превратившемся в соляной столп. Эта местность также очень богата самородной серой, которую иногда находят в виде маленьких шариков. Могло ли это обстоятельство породить легенду о том, что Бог некогда обрушил на землю серный (огненный) дождь?

Аналогии с рассказом о Содоме и Гоморре можно найти в мифах других народов. Например, в греческом мифе об Орфее ему удалось спасти свою жену Эвридику из Аида лишь при условии, что она не будет оглядываться назад, когда покинет Нижний мир; она оглянулась, и Орфей навеки потерял её.

История посещения двух ангелов очень похожа на другую историю из античных мифов в пересказе поэта Овидия. В нём повествуется о том, как боги Меркурий и Юпитер, принявшие образ смертных, пришли в город во Фригии (ныне центральная Турция) и были неприятно удивлены недружелюбием местных жителей. В отместку за дурное обхождение боги уничтожили целый город, пощадив лишь чету пожилых бедняков, которые приняли их в своём доме и предложили им еду.

На самом деле сюжет о городе, разрушенном до основания за грехи его обитателей, был очень популярен. За примерами не нужно далеко ходить, поэтому возникает искушение интерпретировать историю Содома и Гоморры в чисто фольклорном смысле.

Наилучшее описание окрестностей Мёртвого моря в I в. н. э. принадлежит иудейскому историку Иосифу Флавию, пересказавшему историю своего народа для греко-римских читателей. По всей видимости, Иосиф был свидетелем того, о чём писал: «К нему (Мёртвому морю) примыкает область Содома, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная. Она, как говорят, вследствие греховности её жителей была уничтожена молнией. Ещё теперь существуют следы ниспосланного Богом огня и ещё теперь можно видеть тени пяти городов. Каждый раз появляется вновь пепел в виде неизвестных плодов, которые по цвету кажутся съедобными, но как только ощупывают их рукой, они превращаются в прах и пепел. Таким образом древние сказания о Содомской стране подтверждаются наглядно».

Сами исследователи Библии мало что могли сказать в пользу гипотезы о реальности Содома и Гоморры. Преподобный Т.К. Чейн, профессор востоковедения и интерпретации Священного Писания в Оксфордском университете, в своей статье, опубликованной в «Библейской энциклопедии» в 1903 г., истолковал историю Содома и Гоморры как вариант знакомого мифа о катастрофическом наводнении, где грехи людей наказываются Великим потопом.

В 1924 г. команда археологов, возглавляемая Уильямом Фоксуэллом Олбрайтом, в местечке под названием Баб-эль-Дахра обнаружила остатки поселения бронзового века. После сбора немногочисленных глиняных черепков название «Баб-эль-Дахра» было нанесено на археологические карты Иордана.

Но лишь в 1970-е гг. археологи начали осознавать истинное значение открытия. Под песками и пылью пустыни находилось крупное поселение, датируемое ранним бронзовым веком (примерно 3100–2300 гг. до н. э.).

Баб-эль-Дахра теперь известна как один из древнейших городов Палестины. Археологи раскопали там храм, другие культурные центры и остатки мощной защитной стены толщиной около 7 м, возведённой из камня и глиняных кирпичей. Но самым неожиданным открытием стало расположенное поблизости кладбище, одно из крупнейших на Ближнем Востоке. По различным оценкам, там похоронено около полумиллиона людей (также там найдено около трёх миллионов горшков с погребальными дарами).

Ещё до раскопок стало ясно, что Баб-эль-Дахру погубил огонь - куски губчатого древесного угля были разбросаны повсюду в окрестностях поселения. Впоследствии Баб-эль-Дахра оставалась заброшенной в течение двух тысяч лет, до начала эллинистической эпохи.

Это не единственное палестинское поселение, которое постигла такая участь. Вскоре после начала раскопок в 1975 г. археологи Уолтер Рэст и Томас Шауб обнаружили Нумерию - другое поселение раннего бронзового века в 11 км к югу, тоже усеянное губчатым древесным углём, который можно было собирать пригоршнями с поверхности земли. Уничтоженная огнём примерно в то же время, что и Баб-эль-Дахра, Нумерия тоже оставалась заброшенной в течение двух тысяч лет.

Итак, в раскопках возникла некая закономерность. К 1980 г. Рэст и Шауб представили предварительные выводы: обнаруженные ими поселения были пятью «городами на равнине», о которых говорилось в Книге Бытия (Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Сигор).

В научных кругах поднялся ропот. Один академик немедленно пригрозил лишить экспедицию Рэста и Шауба финансовой поддержки, если они действительно собираются отождествить места своих раскопок с библейскими «городами на равнине». К счастью, такая истерия не повлияла на продолжение работ, и примерно через двадцать лет специалисты перестали ломать копья в дискуссии о Содоме и Гоморре.

Что же было причиной разрушения пяти процветающих городов около 2300 г. до н. э.? Есть ли точки соприкосновения между археологией и религией?

В Библии сказано, что Бог обрушил на Содом и соседние города дождь из огня и серы. Удары молний часто сопровождаются сернистым запахом, и некоторые античные авторы, включая Тацита, считали, что причиной гибели городов были именно молнии. Иосиф Флавий упоминает о «громовых стрелах», или просто о «молниях».

Как заметила геолог Дороти Виталиано, «маловероятно, что разряд молнии сам по себе мог вызвать пожар, в пламени которого погибли четыре города». (Речь идёт о четырёх городах, поскольку некоторые утверждали, что город Сигор пережил катастрофу.)

Но давайте учитывать ещё один фактор. С древних времён известно, что район Мёртвого моря богат нефтью. В Книге Бытия упоминается о «смоляных ямах» в долине Сиддима неподалёку от Содома, а во времена Иосифа Флавия Мёртвое море вообще называли Асфальтовым озером из-за плававших в нём кусков битума. Их количество резко увеличивалось после землетрясений; в некоторых сообщениях упоминается о глыбах размером с дом.

Содом и Гоморра фактически сидели на пороховой бочке. Более того, они были построены на крупном разломе земной коры - долина реки Иордан и Мёртвого моря является продолжением Большого рифта в Африке, одной из основных зон сейсмической активности на планете. Землетрясение, разумеется, может привести к пожару.

Дороти Виталиано соглашается с предположениями своих предшественников: «Мощное землетрясение произошло в долине Сиддима примерно за 2000 лет до н. э. Оно сопровождалось выбросами природных горючих газов и битумов, загоравшихся от огня в домашних очагах. Если некоторые породы с высоким содержанием битума использовались при строительстве внешних стен или зданий, они послужили дополнительным топливом для пожара».

Интересно заметить, что она написала это в 1973 г., до публикации об открытии Рэста и Шауба. А недавние исследования подтвердили, что землетрясения сыграли ключевую роль в уничтожении городов.

Два видных специалиста, Д. Негев из геологической службы Израиля и К. Эймери из океанографической лаборатории Вудсхолл в штате Массачусетс, посвятили целую книгу участи Содома и Гоморры. По их словам, с геологической точки зрения вполне возможно, что в истории о погибших городах сохранились отголоски народной памяти о мощном сейсмическом катаклизме в конце раннего бронзового века. Негев и Эймери полагают, что основным топливом для пожара были углеводороды, выливавшиеся из разломов в почве. Следует обратить внимание на тот факт, что битумы в этом районе очень богаты серой. Потоки горячей солёной воды, разлившейся в результате землетрясения, могли привести к образованию смертоносной смеси горючих газов с большим содержанием серы и сульфида водорода.

Так что же, тайну Содома и Гоморры можно считать раскрытой? Но подождём отправлять тему в архив.

Выяснилось, что одновременно с землетрясением в районе, расположенном к юго-востоку от Мёртвого моря, произошли резкие климатические изменения. Земли, которые некогда обильно увлажнялись и были достаточно плодородны, внезапно стали более сухими и жаркими. Вот почему после гибели городов эти места так долго не заселялись. Жестокая засуха продолжалась около трёхсот лет, и за это время образовались бесплодные пустоши.

Теперь становится всё более очевидным, что гибель Содома и Гоморры - это лишь один маленький фрагмент головоломки большего масштаба. Одновременно с резким ухудшением климатических условий практически все великие городские центры Леванта были уничтожены, причём многие - в результате землетрясения. Во всей Турции было сожжено или заброшено не менее 300 городов; к их числу принадлежала и Троя, которую Шлиман считал гомеровской Троей. В то же время пришла в упадок греческая цивилизация раннего бронзового века. В Египте подошла к концу эпоха Старого Царства и великих строителей пирамид: страна скатилась в пучину анархии. Уровень Нила резко упал, а на западе пустыня Сахара отвоевала обширные области, которые некогда были плодородными и хорошо орошаемыми.

Сегодня многие факты указывают на то, что природная катастрофа на Ближнем Востоке в конце III тысячелетия до н. э. была частью глобального катаклизма. Более того, некоторые свидетельства заставляют учёных искать объяснение за пределами Земли. Есть одна причина, которая может объяснить резкое усиление сейсмической активности и изменение климата из-за выброса огромного количества пыли в атмосферу: столкновение Земли с крупными метеоритами и фрагментами комет. Так, сравнительно небольшой обломок кометного вещества, взорвавшийся над Подкаменной Тунгуской в Сибири в 1908 г., вызвал сотрясения, отмеченные сейсмографами по всему земному шару, и опустошил огромные пространства тайги. Более крупное небесное тело, упавшее в районе разлома земной коры, могло привести и к землетрясению, и к извержениям вулканов.

Это соображение возвращает нас к библейскому описанию событий. Какова была природа «небесного огня», который, согласно Книге Бытия, уничтожил Содом и Гоморру? «Молния» в хрониках Иосифа Флавия - это не обычная молния, как может показаться на первый взгляд. Из двух греческих слов, которыми он описывает это событие, keraunos («молния») и bolos («снаряд»), ни одно не используется в контексте описания обычной грозы, с громом и молнией. В частности, слово keraunos использовалось для описания священного, наиболее смертоносного оружия бога Зевса, которым он пользовался только в особых случаях. В эллинистическом мире Зевс как бог грома ассоциировался с рядом метеоритных культов, а «небесные камни» сохранялись и почитались в течение веков после их падения.

Может показаться большой натяжкой, что Содом и Гоморра, расположенные на линии разлома земной коры, да ещё и над залежами горючих углеводородов, в придачу попали под удар метеорита. Но если катастрофа, по свидетельству современников, произошла во время обильного метеоритного дождя, причины и следствия вполне могли поменяться местами в умах людей. Метеорит или фрагмент кометного вещества, упавший в другом месте, мог вызвать сейсмические толчки, в то время как обломки меньшего размера, сгоравшие в атмосфере, озаряли ночное небо…

Таким образом, многократно осмеянная история о Содоме и Гоморре, уничтоженных «небесным огнём», может быть любопытным образчиком человеческой реакции в одном маленьком уголке мира на катастрофу глобального масштаба.

Библейская история о Содоме и Гоморре выглядит как фантастика. В действительности, история о двух городах, которые были уничтожены «огнем и серой» за греховное поведение их жителей, выглядит надуманной. Однако подтверждают факт существования этих городов и их ужасной гибели.

Рассказ о Содоме и Гоморре показывает нам ранний период иудейской истории, задолго до того, как народ Израиля обосновался на Земле обетованной. У предков иудеев был полукочевой образ жизни, торгуя с соседями, они переходили из одной области Ближнего Востока в другую в поисках новых пастбищ для скота. Их предводитель во времена Содома и Гоморры был патриарх Авраам, почитаемый как отец-основатель через своего сына Исаака всеми иудеями, а через другого сына Измаила - всеми арабами. Авраам играет заметную роль как в Ветхом Завете, так и в Коране, где история его жизни, по существу, излагается одинаково. Если буквально интерпретировать библейскую хронологию, описываемые события происходили около 2100 г. до н. э.

Авраам родился в «Уре халдейском», который как правило считают шумерским городом Ур в южной Месопотамии (сегодняшний Ирак). Его семья переселилась оттуда в Харран (северная Месопотамия), где умер его отец. Именно в то время, как говорится в Книге Бытия (12:1–5), Бог открыл Аврааму его судьбу Авраам должен был оставить Месопотамию и поселиться в Ханаане (современная Палестина): «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое». Взяв свою супругу и родственника Лота вместе с их домочадцами, Авраам отправился в Ханаан. После непродолжительного пребывания в Египте (пока в Ханаане был голод), Авраам с Лотом поселились на юге Ханаана и начали заниматься скотоводством.

Между пастухами Авраама и Лота произошел конфликт из-за права пользования пастбищами, потому Авраам предложил разделиться. Лот и члены его семьи отправились дальше на восток, на равнину по другую сторону Мертвого моря (нынешний Иордан), и раскинули свои шатры рядом с городом Содом. Равнина «орошалась водою как сад Господень, как земля Египетская». В наши дни этот район представляет из себя бесплодную пустошь с угнетающе жарким климатом и крайне скудными водными ресурсами. Но во времена Лота на равнине располагались 5 процветающих городов: Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Сигор. Ими управляло 5 царей, они были довольно мощными и богатыми, чтобы напасть на коалицию месопотамских правителей и нанести им поражение.

Если верить Книге Бытия, все это должно было измениться за один день. В Библии все время упоминается о «порочности» жителей пяти городов, в особенности Содома и Гоморры. Природа этой порочности, которую как правило принимают за склонность к половым извращениям, остается не вполне понятной. Но среди грехов содомитов негостеприимность была на одном из первых мест, и их падение только ускорилось из-за грубого обращения с двумя ангелами, которых Лот пригласил в свой дом как почетных гостей. Жители Содома стали требовать, чтобы Лот вывел их на улицу, и начали ломать дверь, но были ослеплены ангелами, которые объявили Лоту, что Бог послал их покарать город; он же должен немедленно собрать свою семью и искать убежища в горах, а уходя ни в коем случае не оглядывался назад.

Лот взяв жену и дочерей оставил город, который в скором времени превратился в дымящиеся руины. Его жена, как известно, нарушила запрет, обернулась взглянуть на город и превратилась в соляной столп. Дочери Лота со своим отцом нашли убежище в горной пещере; они боялись, что остались единственными живыми людьми на свете.

Потом следует один из красочных, но не вполне пристойных пассажей, которые часто встречаются в текстах Ветхого Завета. Дочери Лота напоили своего отца и поочередно переспали с ним; в результате обе зачали от него сыновей. Эти сыновья стали предками моавитян и аммонитян - иорданских племен, которые со временем превратились в заклятых врагов израильтян.

После этого мы больше не слышим о Лоте. Что до Авраама, то он наблюдал за катастрофой с безопасного расстояния из Южной Палестины. Когда он посмотрел в направлении Содома и Гоморры, то «…увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи». Все города на равнине были уничтожены разгневанным Богом.

Как бы к этой истории ни относиться, она изобилует красочными подробностями. Эпизод о Лоте и его дочерях явно представляет собой древнееврейскую «нравоучительную историю», выдуманную с почти комичной целью: объяснить, какими «нечестивцами» в прямом и переносном смысле были враги израильтян из племени моавитян и аммонитян. Нетрудно угадать и происхождение идеи о превращении жены Лота в соляной столп.

Мертвое море так богато солью, что рыба не способна жить в нем, и его побережье усеяно колоннами кристаллической соли самой различной формы. Случайное сходство между одной из таких колонн и человеческой фигурой вполне могло породить историю о человеке, превратившемся в соляной столп. Эти места так-же очень богаты самородной серой, которую временами находят в виде маленьких шариков. Могло ли это обстоятельство породить легенду о том, что Бог некогда обрушил на землю серный (огненный) дождь?


Аналогии с рассказом о Содоме и Гоморре можно обнаружить в мифах других народов. К примеру, в греческом мифе об Орфее ему удалось спасти свою жену Эвридику из Аида только при условии, что она не будет оглядываться назад, когда покинет Нижний мир; она оглянулась, и Орфей навеки потерял ее.

История посещения двух ангелов очень похожая на другую историю из античного мифа в пересказе поэта Овидия. В нем говорится о том, как боги Меркурий и Юпитер, принявшие образ смертных, пришли в город во Фригии (сейчас центральная Турция) и были неприятно удивлены недружелюбием местного населения. В отместку за дурное обхождение богами был уничтожен целый город, пощадив только чету пожилых бедняков, которые приняли их в своем доме и предложили им еду.

В действительности сюжет о городе, разрушенном до основания за грехи его жителей, был весьма популярен. За примерами не нужно далеко ходить, потому возникает искушение интерпретировать историю Содома и Гоморры в чисто фольклорном смысле.

Лучшее описание окрестностей Мертвого моря в I в. н. э. принадлежит иудейскому историку Иосифу Флавию, который пересказал историю своего народа для греко-римских читателей. Как видно, Иосиф был свидетелем того, о чем писал: «К нему (Мертвому морю) примыкает область Содома, когда то богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная. Она, как говорят, вследствие греховности ее жителей была уничтожена молнией. Еще теперь существуют следы ниспосланного Богом огня и еще теперь можно увидеть тени пяти городов. Каждый раз появляется вновь пепел в виде неизвестных плодов, которые по цвету кажутся съедобными, но как только ощупывают их рукой, они превращаются в прах и пепел. Таким образом древние сказания о Содомской стране подтверждаются наглядно».

Сами исследователи Библии мало что могли сообщить в пользу гипотезы о реальности Содома и Гоморры. Преподобный Т.Чейн, профессор востоковедения и интерпретации Священного Писания в Оксфордском университете, в своей статье, опубликованной в «Библейской энциклопедии» в 1903 году, истолковал историю Содома и Гоморры как вариант знакомого мифа о катастрофическом наводнении, где грехи людей наказываются Всемирным потопом.

В 1924 году команда археологов, под руководством Уильямом Фоксуэллом Олбрайтом, в местечке под названием Баб-эль-Дахра нашла остатки поселения бронзового века. После сбора немногочисленных глиняных черепков название «Баб-эль-Дахра» нанесли на археологические карты Иордана.

Но только в 70-е гг. XX века археологи стали осознавать истинное значение открытия. Под песками и пылью пустыни находилось крупное поселение, относящееся к раннему бронзовому веку (приблизительно 3100–2300 гг. до н. э.).

Баб-эль-Дахра теперь известна как один из древнейших палестинских городов. Археологи раскопали там храм, другие культурные центры и остатки мощной защитной стены толщина которой около 7-ми метров, возведенной из камня и глиняных кирпичей. Однако самым неожиданным открытием стало находящееся невдалеке кладбище, одно из крупнейших на Ближнем Востоке. По разным оценкам, там похоронено примерно полмиллиона людей (также там обнаружено около трех миллионов горшков с погребальными дарами).

Еще до раскопок стало понятно, что Баб-эль-Дахру погубил огонь - куски губчатого древесного угля были разбросаны везде в окрестностях поселения. Впоследствии Баб-эль-Дахра оставалась заброшенной на протяжении 2000 лет, до начала эллинистической эпохи.

Это не единственное поселение Палестины, которое постигла такая участь. В скором времени после начала раскопок в 1975 году археологи Уолтер Рэст и Томас Шауб нашли Нумерию - другое поселение раннего бронзового века в 11 км к югу, также усеянное губчатым древесным углем, который можно было собирать пригоршнями с поверхности земли. Уничтоженная огнем приблизительно в то же время, что и Баб-эль-Дахра, Нумерия также оставалась заброшенной в течении 2000 лет.

Итак, в раскопках появилась некая закономерность. К 1980 году Рэст и Шауб представили предварительные выводы: найденные ими поселения были пятью «городами на равнине», о которых говорится в Книге Бытия (Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Сигор).

В научных кругах поднялся ропот. Один академик немедля пригрозил лишить экспедицию Рэста и Шауба финансовой поддержки, если они на самом деле собираются отождествить места своих раскопок с библейскими «городами на равнине». К счастью, эта истерия не повлияла на продолжение работ, и приблизительно спустя 20 лет специалисты перестали ломать копья в дискуссии о Содоме и Гоморре.

Что же стало причиной разрушения пяти процветающих городов около 2300 г. до н. э.? Существуют ли точки соприкосновения между археологией и религией?

В Библии говорится, что Бог обрушил на Содом и соседние города дождь из огня и серы. Удары молний часто сопровождаются сернистым запахом, и некоторые из античных авторов, включая Тацита, считали, что причиной гибели городов были именно молнии. Иосиф Флавий упоминает о «громовых стрелах», или просто о «молниях».

Как заметила геолог Дороти Виталиано, «маловероятно, что разряд молнии сам по себе мог вызвать пожар, в пламени которого могли погибнуть 4 города». (Говорится о 4-х городах, потому как некоторые утверждали, что город Сигор пережил катастрофу.)

Однако давайте учитывать еще один фактор. С древности известно, что район Мертвого моря богат нефтью. В Книге Бытия говорится о «смоляных ямах» в долине Сиддима недалеко от Содома, а во времена Иосифа Флавия Мертвое море вообще называли Асфальтовым озером из-за плававших в нем кусков битума. Их количество резко возросло после землетрясений; в некоторых сообщениях сообщается о глыбах размером с дом.

Содом и Гоморра фактически находились на пороховой бочке. Больше того, они были возведены на крупном разломе земной коры - долина реки Иордан и Мертвого моря является продолжением Большого рифта в Африке, одной из основных зон сейсмической активности на Земле. Землетрясение, разумеется, может привести к пожару.

Дороти Виталиано согласен с предположениями своих предшественников: «Мощное землетрясение произошло в долине Сиддима приблизительно за 2000 лет до н. э. Оно сопровождалось выбросами природных горючих газов и битумов, загоравшихся от огня в домашних очагах. Если некоторые породы с высоким содержанием битума использовали во время строительства внешних стен или зданий, они стали дополнительным топливом для пожара».

Интересно отметить, что она написала это в 1973 году, до публикации об открытии Рэста и Шауба. А недавние исследования подтвердили, что землетрясения сыграли ключевую роль в уничтожении городов.

Два видных специалиста, Д.Негев из геологической службы Израиля и К.Эймери из океанографической лаборатории Вудсхолл в штате Массачусетс, посвятили целую книгу участи Содома и Гоморры. По их словам, с геологической точки зрения вполне возможно, что в истории о погибших городах сохранились отголоски народной памяти о мощном сейсмическом катаклизме в конце раннего бронзового века. Негев и Эймери считают, что основным топливом для пожара были углеводороды, выливавшиеся из разломов в почве. Надо обратить внимание на тот факт, что битумы в этом районе очень богаты серой. Потоки горячей соленой воды, разлившейся в результате землетрясений, могли привести к образованию смертоносной смеси горючих газов с большим содержанием серы и сульфида водорода.

Так что же, загадку Содома и Гоморры можно считать раскрытой? Но не будем спешить отправлять тему в архив.

Выяснилось, что одновременно с землетрясениями в районе, расположенном к юго-востоку от Мертвого моря, произошли резкие климатические изменения. Земли, которые когда то обильно увлажнялись и были достаточно плодородными, неожиданно стали более сухими и жаркими. Вот почему после гибели городов эти места так долго не заселяли. Жестокая засуха продолжалась примерно 300 лет, и за это время образовались бесплодные пустоши.

Теперь становится все более очевидным, что гибель Содома и Гоморры - это только один небольшой фрагмент головоломки большего масштаба. Одновременно с резким ухудшением климатических условий практически все великие городские центры Леванта были уничтожены, при этом многие - в результате землетрясений. Во всей Турции было сожжено или заброшено не меньше 300 городов; к их числу принадлежала и Троя, которую Шлиман считал гомеровской Троей. В то же время пришла в упадок греческая цивилизация раннего бронзового века. В Египте подошла к концу эпоха Старого Царства и великих строителей пирамид: страна скатилась в пучину анархии. Уровень Нила резко упал, а на западе пустыня Сахара отвоевала обширные области, которые когда то были плодородны и хорошо орошаемы.

Сегодня многие факты показывают на то, что природная катастрофа на Ближнем Востоке в конце III тысячелетия до н. э. была частью глобального катаклизма. Больше того, некоторые свидетельства заставляют ученых искать объяснение за пределами Земли. Существует одна причина, которая способна объяснить резкое усиление сейсмической активности и изменение климата из-за выброса огромного количества пыли в атмосферу: столкновение нашей планеты с крупными метеоритами и фрагментами комет. Так, сравнительно небольшой обломок кометного вещества, взорвавшийся над Подкаменной Тунгуской в Сибири в 1908 году, вызвал сотрясения, отмеченные сейсмографами по всему земному шару, и опустошил огромные пространства тайги. Более крупное небесное тело, упавшее в районе разлома земной коры, могло привести и к землетрясениям, и к извержению вулканов.

Это соображение возвращает нас к библейскому описанию событий. Какова была природа «небесного огня», который, согласно Книге Бытия, уничтожил Содом и Гоморру? «Молния» в хрониках Иосифа Флавия - это не обычная молния, как может показаться на первый взгляд. Из двух греческих слов, которыми он описал это событие, keraunos («молния») и bolos («снаряд»), ни одно не используется в контексте описания обычной грозы, с громом и молнией. В частности, слово keraunos использовалось для описания священного, наиболее смертоносного оружия бога Зевса, которым он пользовался только в особенных случаях. В эллинистическом мире Зевс как бог грома ассоциировался с рядом метеоритных культов, а «небесные камни» сохранялись и почитались на протяжении столетий после их падения.

Может показаться большой натяжкой, что Содом и Гоморра, находящиеся на линии разлома земной коры, да еще и над залежами горючих углеводородов, в придачу попали под удар метеорита. Но если катастрофа, по свидетельству современников, произошла во время обильного метеоритного дождя, причины и следствия вполне могли поменяться местами в умах людей. Метеорит или фрагмент кометного вещества, упавший в другом месте, мог вызвать сейсмические толчки, в то время как обломки меньшего размера, сгоравшие в атмосфере, озаряли ночное небо…

Таким образом, многократно осмеянная история о Содоме и Гоморре, которые уничтожил «небесный огонь», может быть любопытным образчиком человеческой реакции в одном маленьком уголке мира на катастрофу глобального масштаба.

Н.Непомнящий


Наверное, библейская притча о двух городах – Содоме и Гоморре , уничтоженных Богом «огнем и серой» за греховное поведение их обитателей, известна всем. Жители двух городов предавались разврату, отличались жестокостью, злым нравом, распущенностью, за что и были покараны. О том, что легендарные города действительно существовали, свидетельствуют найденные археологами клинописные тексты. Однако до сих пор ученым так и не удалось найти следы древних городов, а о причинах их гибели и по сей день не утихают споры.



Во ІІ тыс. до н. э. Содом и Гоморра, согласно Ветхому Завету, располагались на берегу Мертвого моря, ранее называвшегося Содомским. Города были цветущими и богатыми, и их жители вели праздный образ жизни и погрязли в грехах и пороках. В наказание Бог решил уничтожить города вместе с их обитателями. Авраам просил пощадить Содом и Гоморру ради невинных праведников, но оказалось, что таковыми были только Лот с женой и двумя дочерьми. Ангелы вывели их из города, запретив на него оглядываться. Жена Лота ослушалась и превратилась в соляной столп. Ведь оглядываться назад – значит сожалеть о жизни в греховной среде.



«И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли», – говорится в Библии.



Несмотря на то, что эти города упоминаются в некоторых древних источниках, в частности, в «Географии» Страбона и «Истории» Тацита, многие ученые ставят под сомнение историческую достоверность их существования. Британский ученый Майкл Сандерс, напротив, уверен, что Содом и Гоморра действительно были разрушены и покоятся на дне Мертвого моря.



Больше всего версий и споров вызывают причины гибели городов. Согласно одной из научных гипотез, Содом и Гоморра были разрушены в результате падения астероида. Эта версия появилась в результате расшифровки записей шумерского астронома, подробно описавшего движение огромного белого шара по небосводу. Некоторые ученые уверены в том, что разрушительные процессы такого масштаба могли произойти только в результате столкновения с астероидом.



Вероятной причиной исчезновения древних городов многим ученым представляется мощное землетрясение. Города были построены в месте разлома земной коры, на стыке двух тектонических пластов, в одной из самых сейсмически активных зон планеты. Кроме того, в районе Мертвого моря есть метановые месторождения. Землетрясение могло сопровождаться выбросом горючих газов и битумов, что спровоцировало пожар. А битумы в этом районе отличаются высоким содержанием серы. Отсюда и библейские «огонь и сера». Ряд ученых из России и Израиля придерживаются версии об извержении вулкана, что тоже объясняет упоминание «огня и серы».





Некоторые ученые высказывают предположение о том, что в конце ІІІ тыс. до н.э. в этом районе произошла природная катастрофа, ставшая частью глобального катаклизма. Резко ухудшились климатические условия, плодородные земли высохли. Внезапное изменение климата могло быть спровоцировано выбросом огромного количества пыли в атмосферу, что опять-таки указывает на столкновение с метеоритом.