Преподобный давид серпуховской. Преподобный Давид Гареджийский. Xpaм Святителя Николая Чудотворца в Бирюлево Преподобный давид

По преданию преподобный Давид (во святом крещении Даниил) происходил из знатного княжеского рода, предположительно из князей Вяземских. Ушел в монастырь в очень юном возрасте, был учеником и пострижеником преподобного Пафнутия Боровского. При постриге в монашество получил имя Давид, в честь преподобного Давида Солунского, был другом и сомолитвеником преподобного Иосифа Волоцкого в то же время подвизавшегося в Боровском монастыре. После смерти преподобного Пафнутия настоятелем стал его ученик Иосиф но братия не захотели иметь его игуменом изза строгости устава им введенного. Кроме семерых старцев среди которых был и преподобный Давид.Других подробностей о жизни преподобного в Пафнутьевом монастыре к сожалению мы не знаем. Известно что 31 мая 1515 г. Пришел преподобный Давид сюда на место нынешней обители, с иконой Знамения Божией Матери, сопровождаемый двумя монахами и двумя послушниками.И поставил здесь церковь в честь Вознесения Господня и Успения Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. Прожил он на этом святом месте четырнадцать лет и преставился ко Господу 1529 года 19 сентября. (по старому стилю).Более полустолетия подвизался в монашестве преподобный Давид, стяжал многие духовные дарования и был как говорит летопись "отцом и кормильцем всего окрестного населения". память его совершается (по новому стилю) 2 и 31 октября. И 23 мая(обретение мощей). http://www.hramzis.ru/life.php?id=112

Давид преподобный Серпуховский - преподобный Серпуховский, жил в первой четверти ХVІ века. Начало своим монашеским подвигам блаженный Давид положил в Пафнутьевском Боровском монастыре при жизни основателя монастыря, св. Пафнутия, скончавшегося в 1477 г. Затем св. Давид подвизался в безмолвном уединении, 1515 г. построил на реке Лопасне, в 23 верстах от г. Серпухова, храм Вознесения Господня и положил начало пустынной обители, известной под именем Давидовой Вознесенской пустыни, в которой он и скончался 18 октября 1520 г. Мощи его почивают под спудом. Филарет: "Жития Святых" октябрь, Cпб., 1885 г.; арх. Леонид: "Св. Русь", СПб., 1801. {Половцов}

Преподобный Давид Серпуховской (в миру Даниил) происходил из рода князей Вяземских. Он был пострижеником и учеником великого Пафнутия Боровского. После смерти Пафнутия (1447 год) Давид остался в Боровском монастыре под покровительством и руководством Иосифа Волоцкого (еще одного ученика Пафнутия), который впоследствии станет ключевой фигурой спора иосифлян и нестяжателей. И возьмет верх в этом споре, создав предпосылки для разложения русского монашества. Но все это позже, а пока Иосиф руководит Пафнутьевской братией. При этом (по поводу ужесточения режима общежития) входит в клинч почти со всеми. Среди семи монахов, поддержавших в этом конфликте Иосифа, был Давид.

Результатом раздора стал уход Иосифа в странствие по русским обителям. Оно длилось два года, а, вернувшись и увидав, что плетью обуха не перешибешь, Иосиф решает уйти насовсем. Вскоре он откроет свой знаменитый Иосифо-Волоцкий монастырь, где уж устроит все по своему вкусу.

А Давид остался в Боровске. Но постепенно в нем тоже созрело желание покинуть Пафнутьеву обитель. В 85 км. от Москвы, на высоком берегу реки Лопасни он нашел прекрасное сильное место и поселился в нем. В мае 1515 года там возник монастырь. Говорят на праздник Успения Богородицы 1515 года, его посетил Иосиф Волоцкий. Отобедал с Давидом, остался всем очень доволен, благословил новую обитель и ее настоятеля. Возможно, покойный отец Герман, ставший в 1995 году настоятелем воссоздаваемой Вознесенской Давидовой пустыни, вдохновлялся идеями Иосифа Волоцкого, о том, что монастыри должны быть богаты, ибо это необходимо для просвещения и прочего общественного служения. То есть вдохновлялся идеями, противоположными нестяжательству. Потому и готов был пойти на многое, чтобы сделать свой монастырь богатым и сильным, но был убит.

Умер Давид в 1529 году. И вскоре стал являться во снах разным людям, помогать им, совершать чудеса. Сейчас его мощи открыто покоятся в Знаменской церкви и являются главной святыней монастыря. Вообще-то, столько разных частиц мощей и прочих святынь, как в Давидовой пустыни, нет, наверное, нигде на Святой Руси. Тут вам покажут фрагменты честных тел Николы Угодника, Евстафия Плакиды, Германа Аляскинского, Дмитрия, Авраамия и Исаии Ростовских, Ферапонта Лужецкого, Моисея Угрина и прочих, и прочих, и прочих. Есть даже ковчег с мощами святых Вифлеемских младенцев, частица подлинного Гвоздя Распятия Господня, частица Хитона Господня, частица ризы Пресвятой Богородицы и честная глава неизвестного мученика из Киева.

Но кроме располагающегося в поселке Новый Быт монастыря с именем Давида Серпуховского связано еще одно место неподалеку, километрах в пяти ниже по течению Лопасни. Там бьет мощнейший источник с редкостно вкусной водой, который, как говорят, был открыт самим преподобным и потому называется Давидов источник. Топографически это рядом со старинным селом Талеж (впервые упоминается в 1328 году в духовной грамоте Ивана Калиты).


Жития святых мужей
09.03.2010

(6 сентября)

Святой и преподобный Давид был прежде разбойником и, живя в пустыне Ермопольской , причинял много зла людям, многих убивал и был так злобен и жесток, как никто другой.

Под своим началом он имел более тридцати человек, разбойничавших вместе с ним. Однажды, сидя с ними на горе, задумался он о своей жизни и вспомнил, сколько зла и бедствий он причинил людям. Его объял страх. Он оставил всех своих напарников и пошел в монастырь.

Когда Давид постучался в ворота, вышел привратник и спросил его, чего он хочет.

Давид ответил:

— Хочу быть черноризцем.

Привратник пошел и сообщил об этом игумену. Игумен вышел к нему, но, видя, что он человек старый, сказал:

— Не можешь ты быть здесь, потому что братия много трудятся и живут в великом воздержании. Ты же иного нрава и заповедей монастырских не можешь исполнять.

Давид продолжал умолять игумена принять его в монастырь.

— Все, что прикажете мне, сделаю — говорил он, — только примите меня.

Игумен отказывался, Давид умолял:

— Знай, отче, что я — Давид, начальник разбойников. Пришел же к вам для того, чтобы оплакивать грехи мои. Если же ты не захочешь принять меня, то клятвенно обещаю вам, что пойду обратно, приведу с собой своих разбойников и всех вас перебью и разорю монастырь ваш.

Услышав такую угрозу, игумен принял Давида в монастырь и постриг его в иноческий чин.

И начал Давид подвизаться в воздержании и обучаться смирению. В скором времени он превзошел добродетелями прочих черноризцев в монастыре и стал служить всем на пользу своей жизнью и словом.

Однажды, когда Давид сидел в келии, ему явился архангел Гавриил и сказал:

— Давид, Господь простил грехи твои, и ты будешь отныне творить чудеса. Давид ответил ему:

— Не могу поверить, что так скоро простил мне Господь грехи мои, ибо они весьма тяжки и многочисленнее песка морского.

Архангел сказал на это:

— Я — Гавриил архангел, который не пощадил Захарию, когда тот не поверил словам моим, но связал язык его в наказание, чтобы он уверовал сказанному мной. Тебя ли пощажу? Итак, отныне ты будешь немым.

Давид поклонился и сказал ангелу.

— Когда я был разбойником, творил беззаконные дела и много проливал крови, тогда ты мне не связывал языка, не возносившего славы Богу. А теперь, когда я восхотел служить Господу и приносить Ему хвалу, ты связываешь язык мой, чтобы не произносить мне слов!

Ангел ответил:

— Говори, но только тогда, когда славишь Бога и молишься Ему во время правила, а остальное все время да будешь безмолвен.

Так сказав, ангел отошел от него. Давид восхвалил Бога о прошении своих согрешений. После этого он, по милости Божией, сотворил многие чудеса: слепым возвращал зрение, восставлял хромых, исцелял бесноватых. В церкви он воспевал благость Божию в молитвах, но никаких других слов за ее стенами произнести не мог. Таким образом он прожил много лет всем в назидание и мирно преставился ко Господу в преклонных летах.

Рассказать друзьям:

Зарегистрируйтесь или зайдите под своим логином чтобы оставить комментарий или оценить запись.
Регистрация займет у вас несколько секунд.
Если вы зашли под своим логином, но видите это сообщение, обновите страницу.

Давид преподобный - первоначально подвизался в монастыре Пафнутия Боровского, а потом в уединении; в 1515 г. на реке Лопасне, в 23 в. от Серпухова, положил основание Вознесенской Давидовской пустыни. Умер в 1520 г., 18 октября. Мощи его под спудом в соборном храме.

  • - святой из монашествующих, своими подвигами и святостью жизни стяжавший высшее нравственное достоинство...

    Православный энциклопедический словарь

  • - определенный, божественный, священный; праведный, подвизавшийся в пустынях и в монастырях...

    Краткий церковнославянский словарь

  • - первоначально подвизался в монастыре Пафнутия Боровского, а потом в уединении; в 1515 г. на реке Лопасне, в 23 вер. от Серпухова, положил основание Вознесенской Давидовской пустыни. † в 1520 г. 18 октября...
  • - преподобный Серпуховский, жил в первой четверти ХVІ века. Начало своим монашеским подвигам блаженный Давид положил в Пафнутьевском Боровском монастыре при жизни основателя монастыря, св. Пафнутия,...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - преподобный; был префектом константинопольским, около 390 г. удалился в одну из обителей синайских, умер около 450 г. Сочинения Н.: "Письма" к разным лицам, в числе 1061" , "Трактаты" , "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - наименование канонизированного угодника Божия из монашествующих, высокими нравственными достоинствами, подвигами и святостью жизни уподобившегося Христу...

    Русская энциклопедия

  • - первоначально подвизался в монастыре Пафнутия Боровского, а потом в уединении; в 1515 г. на р. Лопасне, в 23 в. от Серпухова, положил основание Вознесенской Давидовской пустыни...
  • - преподобный...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - сначала подвизался в Фиваидской пустыне, затем в устроенной им обители, где † 390 г. Память 7...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в христианской церкви название святого из монашествующих, своими подвигами и святостью жизни стяжавшего высшее нравственное достоинство...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - весьма подобный, схожий, похожий на что; | твер., курск. о вещи, весьма хороший, бесподобный, превосходный, годный, угожий. Преподобный топор, долото. | О человеке, святой, праведный, угодник...

    Толковый словарь Даля

  • - ПРЕПОДО́БНЫЙ, -ая, -ое. Определение, прибавляемое к именам монахов и пустынников, почитающихся святыми. П. Сергий Радонежский. П. Серафим Саровский...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ПРЕПОДО́БНЫЙ, преподобная, преподобное. В православной церкви - эпитет т.н. святых из монашествующих, в знач. праведный, святой...

    Толковый словарь Ушакова

  • - преподо́бный прил. Эпитет, прибавляемый к именам монахов и пустынников, почитающихся святыми...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - препод"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

"Давид (преподобный)" в книгах

ЮМ ДАВИД.

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

ЮМ ДАВИД. Великий английский психолог и философ Давид Юм родился в 1711 г. в столице Шотландии, городе Эдинбурге. Его отец был небогатым дворянином, занимался юридической практикой. И отец и мать Юма хотели, чтобы он пошел по родительским стопам и также стал юристом, но Давид

ДАВИД (X век до н.э.)

Из книги 100 великих поэтов автора Еремин Виктор Николаевич

ДАВИД (X век до н.э.) Псалмы – выдающиеся произведения иудейской религиозной лирики. Они представляют собой песнопения и собраны в библейской книге «Псалтирь». Тематика псалмов разнообразна: это и хвала Богу, и мольба, и жалобы, и проклятия, и брачные песни, и исторические

ДАВИД

Из книги 100 знаменитых евреев автора Рудычева Ирина Анатольевна

ДАВИД (род. ок. 1043 г. – ум. в 973 г. до н. э.) Царь и создатель централизованной державы – Израильско-Иудейского государства, отец царя Соломона. Иногда трудно бывает воспринять библейские персонажи в качестве живых людей, а не просто героев литературного произведения. И,

Давид Юм

Из книги Юность науки автора Аникин Андрей Владимирович

Давид Юм

Из книги Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса автора Аникин Андрей Владимирович

Давид

Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

Давид Значение и происхождение имени: любимый (евр.).Энергетика и Карма имени: Давид - это имя уверенного в себе и довольно уравновешенного человека, ну а там, где равновесие, там очень многое начинает зависеть от воспитания. Так, скажем, если маленький Давид, которому,

ДАВИД

Из книги 100 великих евреев автора Шапиро Майкл

ДАВИД (ум. 1000 до н.э.) (По Библии: ум. 1020 до н.э.)Пастух, наемный воин, разбойник, лирический певец, ритуальный танцор, многоженец, победитель Голиафа, прелюбодей, завоеватель, строитель империи, отец, царь, Давид был определенно величайшим из трех дюжин с лишним мужчин и женщин,

Давид

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Давид Объединительную деятельность Саула, погибшего со своими тремя сыновьями в битве с филистимлянами, продолжал Давид (начало X в. до н. э.), который в исторических преданиях, сохранившихся в библии, подобно Саулу, обычно изображается в виде народного героя.

ЖАК-ЛУИ ДАВИД

Из книги 100 великих художников автора Самин Дмитрий

ЖАК-ЛУИ ДАВИД (1748–1825)Русский критик девятнадцатого столетия А. Прахов писал: «Давид был первым историческим живописцем в истинном смысле этого слова… по натуре же и в характере художественного дарования он всегда оставался человеком революции».Сам Давид говорил:

Давид

Из книги Герои мифов автора Ляхова Кристина Александровна

Давид Давид – второй царь Израильско-Иудейского государства, преемник Саула. В Ветхом Завете рассказывается история жизни этого легендарного правителя. Донателло. «Давид»Давид был младшим сыном Иеффая из города Вифлеема. Однажды, когда юноша пас отцовских овец, в дом

Давид

Из книги Тайны еврейского секса автора Котлярский Марк

Давид (1054–1014 гг. до н. э.) - второй царь еврейского народа, выдающийся воин, политический деятель и поэт своего времени. Автор десятков псалмов - хвалебных гимнов в честь Бога. Из-за этого весь вошедший в ТАНАХ сборник псалмов, принадлежащих разным авторам, получил его

ДАВИД, преподобный

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

ДАВИД, преподобный спасался в Боровском Пафнутиевом монастыре; отошед в уединение, на реку Лопасню, построил (1515 г.) на правом берегу реки, в 23 верстах от города Серпухова, церковь во имя Вознесения Господня, и тем положил начало монастырю, известному под именем Давидовой

Давид Серпуховской, преподобный

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Давид Серпуховской, преподобный Преподобный Давид - ученик преподобного Пафнутия Боровского (память 1/14 мая). Потом подвизался в безмолвном уединении, живя отшельником на реке Лопасне, в 23 верстах от Серпухова. В 1515 году на правом берегу реки построил церковь во имя

Преподобный Давид Гареджийский (7/20 мая)

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Преподобный Давид Гареджийский (7/20 мая) Преподобный Давид Гареджийский – святой подвижник Христа ради Грузинской Православной Церкви жил в VI веке. Пришел в Грузию (в Картли) вместе с преподобным Иоанном Зедазнийским в числе, так называемых, тринадцати сирийских отцев.

Преподобный Давид Серпуховский (+ 1520)

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Преподобный Давид Серпуховский (+ 1520) Память его празднуется 18 оюп. в день преставленияПрп. Давид полагал начало монашескому житию под надзором прп. Пафнутия Боровского (память его 1 мая), в его обители. Потом подвизался в безмолвном уединении. В 1515 г. построил на реке

Святой Давид Гареджийский, один из самых почитаемых святых в Грузии, становится все более известен и в России. Однако, еще очень много людей не знают о таком великом святом отце, пришедшим в грузинские земли из Сирии, и много потрудившемся в деле просвещения Грузии. Особенно близок святой Давид грузинским женщинам, веками не зарастает народная тропа к его святому источнику. Скорый помощник в женских недугах и податель долгожданных чад, святой Давид стал родным и для многих русских семей, избавляя женщин от страшных болезней и диагнозов и даря долгожданное счастье материнства вопреки всем прогнозам врачей.

О святом Давиде Гареджийском, о чудесным случаях его помощи, о трудностях бездетных семей и о великой православной стране – Грузии – мы беседуем с протоиереем Иоанном Каледой, настоятелем храма Святой Троицы в Грязех, где каждую неделю совершаются молебны святому Давиду Гареджийскому и находится икона с частицей его мощей.

– Святой Давид Гареджийский в Грузии очень почитаем и любим, а в России о нем знают немногие. Отец Иоанн, расскажите, пожалуйста, как произошло Ваше знакомство с этим грузинским святым?

– Свое служение я начинал в храме Преображения в Тушино. Это красный храм при выезде из Москвы по Волоколамскому шоссе. Как раз отец Федор Соколов получил назначение в этот храм и стал обзванивать друзей и знакомых: «Мне нужны люди». Так я и попал в этот храм. Первые месяцы мы рушили перегородки, ставили временный иконостас, приводили все в порядок, чтобы можно было начинать службы. Потом я с первой службы оказался в алтаре, был алтарником, затем – дьяконом, священником. Поначалу я долгое время не мог понять, почему такому малоизвестному святому, как Давид Гареджийский, так часто служатся молебны в нашем храме? Дело в том, что первым старостой храма был Олег Васильевич Шведов, большой почитатель грузинских святых. Долгие годы он проводил свои отпуска в Грузии с фотоаппаратом, старался проникнуть в малодоступные места, в том числе и запретные зоны. Кстати, в местности Гарежди в советское время был артиллерийский полигон (то ли до конца 80-х, то ли до начала 90-х годов), и монашеские кельи использовались как учебные цели. Именно Олег Васильевич принес в тушинский храм почитание св. Давида как помощника в женских нуждах. Поэтому там и заказывали молебны св. Давиду, но мне это было абсолютно непонятно – зачем и почему. Храм был освящен перед Преображением летом 1990 года, а в 1994 году я стал диаконом, затем в 1995 году священником. Только 28 июля 1996 года я наконец-то узнал подробно о Давиде Гареджийском. Дело было так. Был день ангела отца Владимира Сычева, второго священника храма. Праздничный стол стоял под яблоней, и когда уже почти все разошлись, остались Олег Васильевич, отец Владимир с матушкой и еще несколько человек. Отец Владимир с матушкой стали вспоминать свою историю, а матушка только недавно родила в 43 года шестого ребенка, естественно, она почти все время лежала на сохранении в больнице. Все-таки врачи за нее опасались. Отец Владимир регулярно служил молебны Давиду Гареджийскому, отвозил ей в больницу святую воду с этих молебнов. Матушка Ольга всех в палате поила этой водой, говоря просто: «все женщины должны пить эту воду». И в ее палате женщины «убегали» домой значительно быстрей, чем в других. В их палате «койкооборот» (есть такой медицинский термин) был значительно выше – женщины скорее уходили домой. Тут Олег Васильевич тоже рассказал, как у его духовника, отца Вячеслава, как я тогда услышал, 18 лет не было детей. И однажды Олег Васильевич из путешествия в Грузию привез ему бутылочку воды из источника святого Давида в Тбилиси на горе Мтацминда и просто сказал, что все грузинские женщины пьют эту воду. Ну и через 9 месяцев о. Вячеслав стал отцом. Потом я узнал уточнение этой истории, что у о. Вячеслава не просто 18 лет не было детей, а после рождения старшего сына 18 лет не было детей. Далее все также: Олег Васильевич привез водичку, матушка попила и все. А потом от самого о. Вячеслава я услышал продолжение этой истории: года через три после рождения второго матушка наткнулась в шкафу на бутылочку с остатками святой воды. Она вспомнила, что это за вода, повертела в руках: осадка нет, запаха нет, вылить – рука не поднимается. Она и выпила. Ну и через 9 месяцев о. Вячеслав в третий раз стал отцом.

Как раз в это время Олег Васильевич только что составил и издал книжку «Преподобный Давид Гареджийский и его святая лавра». Одну такую книгу он подарил мне, тут я заинтересовался этим святым, проникся. А перед этим Олег Васильевич издал книжку «Дивен Бог во святых Своих» с описанием, к каким святым в каких случаях обращаться, содержащую тропари и кондаки. Именно в этой книге на 49-ой странице под рубрикой «О женских болезнях» было написано о святом Давиде. После этого, ознакомившись, я стал посылать женщин к прп. Давиду Гареджийскому.

Потом, помню, была среда, я служил один, и досталось мне практически все: литургию служил, молебен был, панихида была, крещение и венчание были. Не хватало для «полного счастья» отпевания. Около часа я выхожу из алтаря, ко мне подходит одна женщина и начинает благодарить. Я поначалу не понял за что, а потом до меня дошло, что две недели тому назад я отправил ее к Давиду Гареджийскому, а ей предстояла операция. Она была не моим духовным чадом была, она была чадом отца Николая Соколова, но в тот момент его не было, и поэтому женщина подошла ко мне. Я ей посоветовал купить в церковной лавке книжку про Давида Гареджийского, чтобы знать его житие и молиться ему личностно. Я уточнил, что надо обращаться к святому лично, а не абстрактно, нужно, чтобы мы к святому обращались как к личности. Посоветовал этой женщине дома читать тропарь и кондак святому Давиду из книги «Дивен Бог во святых Своих», молитву дома каждый день читать, заказать молебен и пить святую воду. Она так делала. А потом, когда она пришла в больницу, то оказалось, что оперировать было нечего.

И тут я сообразил, что она не первая, кто ко мне подходил. Но в случаях до этого были всякие воспаления, в общем-то мелочи, скажем так, а эта женщина была первая с таким серьезным диагнозом. И в течение полугода, пока я е служил в храме в Тушино, было еще 5 случаев, когда кто-то не доехал до больницы, не доехал до операционного стола, потому что исцелились по молитвам к преподобному Давиду. Я тогда с еще большим дерзновением стал отсылать женщин к Давиду Гареджийскому и сказал Олегу Васильевичу, что надо написать икону прп. Давида,потому что в тушинский храм специально приезжали женщины заказывать молебен святому Давиду, поскольку во многих храмах не знали о таком святом.

Но до настоящего времени иконы там так и не появилось. Через полгода я был назначен в храм Живоначальной Троицы на Грязех. Здесь, естественно, я также стал отсылать женщин к Давиду Гареджийскому, и достаточно быстро появилось сознание, что нужно писать икону. Поставили кружку в храме, икону заказали. Было интересное свидетельство: стоит кружка, около свечного ящика – народ со скучающим взглядом, и вот взгляд опускается на кружку, люди читают, и рука лезет в кошелек. Когда икона была написана, то собранных средств оказалось достаточно не только на икону, но и на первый тираж маленьких икон.

Я попал в храм Троицы на Грязех 27 декабря 1996 года, икона святого Давида была освящена 8 февраля 1998 года, и с 16 февраля мы стали еженедельно служить молебен преподобному Давиду. Каждой иконочке святого мы прилагаем листочек, на котором – краткое житие, тропарь, кондак и молитва к преподобному, для того чтобы люди и дома молились, и могли другим рассказывать о преподобном Давиде.

– Батюшка, у Вас в храме две иконы святого Давида: большая, которая висит в храме, и маленькая, которая находится в алтаре и выносится на молебны. Какая из них была так чудесно написана в 1998 году?

– Та, которая выносится на молебны, с частицей мощей святого Давида. Но вообще у нас в храме на сегодняшний день уже три иконы святого Давида. Последняя была подарена храму наместником Давидо-Гареджийской Лавры уже в этом, 2015, году.

– А большая икона с изображением сцен из жития святого когда появилась?

– Большая появилась позже, где-то в 2004 или 2005 году.

– Она также была написана по заказу на общие собранные средства?

– Да. Хотя целенаправленно кружку мы не ставили, но пожертвования были. Когда первая икона писалась, то перед нашим иконописцем стояла сложная задача. Я дал ему житие, высказал пожелания, чтобы обязательно преподобный Давид был изображен с камнем в руке и чтобы на иконе был изображен святой источник. Вот иконописец так и изобразил старца в виду Иерусалима, и у ног его источник. Так что эта гора на иконе обозначает одновременно две горы: с одной стороны – это гора Мтацминда в Тбилиси, а с другой – вершина благодати в виду Иерусалима. Уже позже стали появляться иконы такого написания «с грузинским акцентом» – с грузинской манерой письма.

– Отец Иоанн, с тех пор, как началось почитание Давида Гареджийского в этом храме и стали служиться ему молебны, были случаи исцеления и дарования детей? Приходилось ли крестить деток, которые родились по молитвам святому Давиду?

– Есть такие, Давиды маленькие уже бегают (смеется). Тут был такой интересный случай. Где-то в 1998 году летом приходит в храм одна женщина и сторожа «пытает»: «Вы не могли бы помочь, тут где-то есть храм, который и на храм то не похож, там настоятель с грузинской фамилией, который всем женщинам помогает». Причем сторож абсолютно не понял, о чем она. Но рядом оказались люди, которые сразу смекнули и говорят: «Вы как раз сюда и пришли» (смеется).

Один из наиболее ранних чудесных случаев такой: издали мы тираж иконы-открытки Давида Гареджийского и «Три радости» – наши главные святыни. Когда мы с кем-то общаемся, то в качестве знака внимания одариваем этими иконами. Ну, естественно, когда даришь иконку святителя Николая, целителя Пантелеймона или Казанскую, то всем ясно и понятно. А когда даришь икону «Три радости» или прп. Давида Гареджийского, то здесь, естественно, нужно объяснить, что за икона, что за святой, в каких случаях к нему обращаются. Наш храм обслуживался тогда в одном банке, и Инна, наш бухгалтер, подарила сотрудникам банка иконки святого Давида, рассказав о нем. Тогда же она узнала, что оператор банка, обслуживающая наш храм, Елена, 11 лет не имеет детей. Причем ей раза четыре делали какие-то операции, обследовали ее и мужа, но ничего не получалось. После этого Инна и еще одна наша прихожанка, которая тоже обслуживалась в том банке, стали носить Елене святую воду с молебна преподобному Давиду. А потом выхожу я из отпуска, и меня радостно встречает наша бухгалтерия и говорит: «А мы с банком отношения испортили!». Причем говорят одно, а на лицах написано другое. Оказалось: пришла наша Инна в очередной раз в банк, а там начальство банка ее встречает с вопросом: «Кто воду носил, а кто теперь работать будет?» (смеется). Леночка понесла, ну а потом мы родившуюся девочку Соню крестили.

Еще был такой случай. После молебна ко мне подошла раба Божия Марина и говорит: «Батюшка, а мне можно к иконе прикладываться? Я эту воду могу пить? Я три года кровоточива». Я говорю: «Ну если строго брать по канонам, то нельзя, не положено. Но, помняевангельскую кровоточивую, которая 12 лет страдала от этого недуга, я Вас благословляю. Но прикладываться только к иконе Давида Гареджийского и пить только воду Давида Гареджийского». На следующий день у нее кровотечение прекратилось. Тут должен сказать, что не сразу все проблемы прошли, но где-то через месяц точно.

– Батюшка, а родители тех детей, которые родились по молитвам святому Давиду, приходят, рассказывают Вам об этом?

– Да. Вот у нас два года на праздник Давида Гареджийского служит диакон Алексей, с ним приходит его сын Давид, которому сейчас около 7 лет. Алексею врачи никаких шансов не давали на рождение ребенка. А не далее, как сегодня утром я был на престольном празднике в храме Знамения Пресвятой Богородицы в Переславской слободе. И вот отец Дмитрий из храма Всех Скорбящих Радости при Московском областном клиническом институте (МОНИКИ) рассказал, что у них был такой случай. Одна пара 18 лет не имела детей. После продолжительных молитв Давиду Гареджийскому сейчас у них уже трое. Сам папаша прибежал в храм: «Батюшка, ну сделайте что-нибудь, уж хватит!» (смеется). Так что случаи бывают постоянно. Но в настоящее время уже в целом ряде молитвословов приводится молитва Давиду Гареджийскому. Вот на женских форумах ссылка есть, я недавно проходил по всем ссылкам о Давиде Гареджийском, что есть в Интернете. Многие свидетельствуют, что надо обращаться к святому Давиду.

– Скажите, а ведется ли запись этих чудес в Вашем храме?

– Собственно журнала как такового у нас нет. Но когда кто-то приходит и рассказывает о своем случае, то я прошу, чтобы описали на бумаге. Сейчас я эти записи обрабатываю, переношу на компьютер, редактирую. Это может войти в книгу о святом Давиде в качестве приложения.

– Мы сказали о том, что святой Давид – скорый помощник в женских недугах. А могут ли мужчины обращаться к нему в проблемах с чадородием?

– Конечно, могут. Тем более, мы помним, что по существу к любому святому можно обращаться по любому случаю. Почему мы к целителю Пантелеимону обращаемся за помощью в болезнях? Потому что он при жизни в этом помогал. Почему мы к святому Алексею, митрополиту Московскому, обращаемся за исцелением болезней глаз? Потому что он при жизни вылечил ханскую жену Тайдулу от слепоты. Или у какого-то святого были посмертные чудеса помощи. Но вообще к любому святому можно обращаться по любому вопросу. Правда, есть казуистика. Известен случай, как одна женщина молилась св. Иоанну Крестителю о сугубо супружеских проблемах. После долгих молитв он явился ей и сказал: «Я девственник, я – постник. Я семейной жизни абсолютно не знаю. Ты хотя бы обратись, ну вот, к апостолу Петру!». Ведь мы знаем, что апостол Петр был женат, и в Евангелии указано, что у него была теща. Но это уже область казуистики. Если у нас, в России, в большей степени к Давиду Гареджийскому обращаются как к помощнику в женских проблемах и чадородии, то в Грузии к святому Давиду обращаются так, как мы – к святителю Николаю: нет повода, по которому к нему не обращались бы.

– Батюшка, сейчас проблемы с чадородием есть во многих семьях, в том числе и в православных. Что бы Вы посоветовали бездчадным супругам: как правильно молиться о даровании чад, к каким средствам прибегать и, главное, как не унывать?

– Первое: мы должны помнить, что все нам посылается от Господа. Почему Господь одному дает, а другому не дает – не нам Его вопрошать, не нам требовать ответа. Мы помним, сколько лет молились Авраам и Сарра! Сколько лет молились Иоаким и Анна? Сколько лет молились Захария и Елизавет? При этом говорить о том, что они за что-то были наказаны бездетностью, язык не поворачивается.

Еще важно сказать, что во всяких вражьих действиях, колдовстве,например, все четко: ритуал провел – должен быть результат. Мы же все-таки молимся, но никто никогда не может дать гарантию, что помолились, попостились, и будет результат.

Но начнем с того, что мы молимся, и у многих вопрос чадородия решается. Мы всегда стараемся. У моей старшей дочери более 10 лет детей нет. Думаете, я о ней не молюсь? Я думаю, что никто так не думает. Думаете, ее муж – священник – не молится об этом? Тоже вряд ли. Но почему-то Господь не дает детей. Это Его промысел.

– Как не унывать в таких случаях? Как не роптать, видя другие семьи, у которых есть дети?

– Я думаю, что спасает только молитва и предание себя в руки Божии.

– А если супружеская пара хочет молиться о даровании чада, как это лучше делать: каждый день или от случая к случаю? Кому из святых лучше молиться?

– Я считаю, что молиться надо всем, кому можно. Просить всех святых. Да, здесь нельзя считать, что если обратились к Давиду Гареджийскому, а потому обратились к Иоакиму и Анне, то Давид обидится (смеется). Это только в нашей жизни так бывает. Но, конечно, молиться надо не от случая к случаю. На сегодняшний день нет утвержденного акафиста Давиду Гареджийскому на русском языке. Можно молиться святой Матроне Московской, Ксении Петербуржской, им акафисты есть. Но читать акафисты каждый день далеко не всем по силам. А вот тропарь, кондак и молитву каждый день – вполне по силам. Допустим, 1-2 раза в неделю кому-то из святых прочитать акафист – это вполне по силам. Водичку с молебна пить всем тоже по силам. Но при этом мы не забываем, что, конечно, брак должен быть зарегистрирован. А то приходят: «Батюшка, помолитесь о нас, у нас детей нет», а начинаешь выяснять – во грехе живут. Друзья, а вы что хотите, чтобы священник вас на грех благословлял? Уж перво-наперво, брак должен быть зарегистрирован! Второе: если мы обращаемся к Господу, то брак венчанный должен быть. Кстати, одно только венчание и соблюдение супружеских постов – очень часто само по себе приводит к желаемому результату!

И, конечно, мы должны регулярно исповедоваться и причащаться. Потому что помним, вокруг Чаши, вокруг Причастия, строится наша духовная жизнь. Важна и наша домашняя молитва, важно участие в церковной молитве – Богослужении, хорошо читать акафисты и каноны, Псалтирь, подавать записки, заказывать молебны, но без Причастия это получается так, что мы по БОЛЬШОМУ кругу ходим вокруг Господа и пытаемся докричаться: «Господи, помоги!», а подойти к Нему – не подходим. Поэтому, когда что-то у нас случается, в том числе и проблема чадородия, первым делом нужно бежать на Причастие, естественно после исповеди, а тогда уже и все остальное будет более эффективно.

– От чего же зависит, ответит Господь на твою молитву или нет? Часто можно услышать от людей: «Я молюсь давно, но Бог меня не слышит.» Возможна ли вообще такая постановка вопрос для христианина?

– Конечно, эта постановка вопроса неправильна. Это маловерие, надо вспоминать Иоакима и Анну, которые до старости молились о ребенке и получили просимое.

– Если вспомнить их пример, то праведные Иоаким и Анна дали обет Господу, что посвятят Ему своего ребенка. Могут ли современные супруги к этому прибегать – давать Богу тот или иной обет?

– Во-первых, обет накладывает очень большие обязательства. Такой обет может дать только человек, действительно глубоко верующий, церковный. Ведь часто бывает, что человек – больше «захожанин», чем прихожанин. Он Бога не отрицает, на праздники в храм зайдет, свечку поставит и на этом все. А чему он может ребенка научить? Как он может подготовить ребенка так, чтобы тот действительно захотел служить Богу?

– То есть, учитывая, что сейчас людей с глубокой верой мало, лучше к таким способам не прибегать?

– Да. Нельзя так: «Господи, дай мне ребенка, и я его Тебе посвящу». Ведь если Господь сподобит меня радости отцовства/материнства, я итак должен постараться сделать все, чтобы ребенок был посвящен Богу, то есть служил Богу. Здесь должно быть упование на волю Божию. Не как мы хотим, но как Его воля.

– Если Господь не дает супругам детей, стоит ли им задуматься об усыновлении? Ведь это очень ответственный шаг.

– А своего ребенка родить – это не ответственный шаг?

– Конечно, ответственный. Но я имею в виду количество возвратов усыновленных детей.

– Возврат идет из-за неправильного отношения к усыновленному ребенку. Порой его выбирают как породистую собачку или как породистого жеребца: чтобы не больной был, красивый – по критериям. Самое главное – чтобы он ублажал меня, чтобы мне было комфортно. Так думают люди. А ребенка надо брать не для себя, но чтобы себя отдать ему. А именно на это – «отдать себя» – люди очень часто не способны. Да, вы взяли ребенка из роддома, а оказывается – это не кукла, которую посадил на диван, она и сидит. Тут только и смотри, чтобы он никуда не влез, ничего не стащил, не порвал.

– Здесь, конечно, важна готовность самих родителей.

– Да. Точно так же, как бывает с собственными детьми. Оказывается, что многие абсолютно не готовы стать родителями и не хотят. Потому что ребенок – это конец карьеры для женщины и другие неудобства. Или муж домой приходит, жена не бежит его кормить, ублажать, а еще требует, чтобы отец немного ребенком занялся. А чего ребенок по ночам кричит, мне жить мешает? Кстати, это порой причина разводов.

– Многие родители, даже рожая своего ребенка, оказываются не готовы. Как молодым маме и папе научиться быть родителями, преодолеть свой эгоизм и раздражение?

– Мы все должны учиться любить и просить у Господа любви. А любовь – это, прежде всего, не брать, а отдавать! Ничего взамен не требуя! Если стоит вопрос об усыновлении ребенка, то я лично считаю, что вопрос этот очень важный. И то, что сейчас у нас очень много брошенных детей, которые в государственных учреждениях воспитываются, много случаев усыновления за границу – это позор нации. Кстати, раньше никаких «домов ребенка» не было, считалось, что это позор для родственников и позор для соседей. Если что, родственники всегда брали ребенка и со своими родными детьми воспитывали, опекали. При усыновлении вопрос выбора ребенка абсолютно неуместен. Нельзя изучать историю болезни чада, как паспорт щенка. Наверное, самое правильное – пойти добровольцем в «Дом ребенка», поначалу научиться немножко себя отдавать детям, которые там – больные, неухоженные, педагогически запущенные. Кстати, очень многие дети из «дома ребенка» педагогически запущенны, но если с ними вовремя начать заниматься, то эти последствия устраняются. А вот брать в свою семью надо ребенка, которого сердце подскажет. У нас есть в храме семья, где двое усыновленных детей, самым старшим лет 5-6. Папа работал массажистом, в том числе и с детьми. Я в деталях не знаю, но однажды к нему подошел мальчик и сказал: «А возьмите меня к себе». То есть не ради себя, а ради него этот мужчина его взял. Вторая девочка в этой семье появилась через несколько лет. Ей было около года, по каким-то причинам она осталась без родителей. Этой семье предложили ее взять – и они взяли.

– То есть в некоторых случаях Господь сам указывает той или иной семье?

– Да. Причем, естественно, свалилось дите на эту семью как снег на голову, сразу куча всяких проблем появилось, в том числе и в профессиональной деятельности. И ничего. Но это усыновление было сделано именно ради ребенка.

– Отец Иоанн, часто бездетным парам врачи советуют прибегать к радикальным методам, например, к ЭКО. Как Вы к этому относитесь, стоит ли соглашаться на это супругам?

– Это все строго индивидуально. Все должны решать этот вопрос со своими духовниками! В качестве общей рекомендации могу дать одно: откройте «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», там написано, что нельзя прибегать к ЭКО. И там объяснена причина- врачи получают несколько зародышей, а на выходе - только один, остальных «в расход», то есть по отношению к остальным зародышам совершается грех детоубийства (как аборт).За те 15 лет, что прошли с момента составления Концепции, медицина ушла вперед, что-то изменилось. Но это все должно решаться с духовником сугубо индивидуально, который конкретно знает именно эту семью. Правда получается еще такой момент: Сам Господь нам почему-то не дает, а мы настаиваем. Это, прежде всего, неупование на волю Божью. Хотя я отнюдь не хочу сказать, что во всех случаях нужно так категорически. Поэтому данный вопрос именно к духовнику.

– В одном журнале я как-то прочитала про чудо Давида Гареджийского: была бездетная пара, и им посоветовали молиться святому Давиду. По молитвам св. Давида выяснилось, что у мужа была давняя обида на отца, который бросил их в детстве. Муж сходил на исповедь, раскаялся и простил своего отца, после чего в семье родился долгожданный ребенок. Может ли грех или духовная проблема быть причиной отсутствия детей?

– Все может быть. Но сугубо искать сразу, чем я так согрешил – абсолютно не допустимо. Например, вспомним слепорожденного, когда апостолы у Господа спросили, он ли согрешил и теперь наказан или его родители. Какой был ответ? Ни он, ни родители. То есть говорить о том, что Господь таким образом за что-то наказывает, нельзя. А еще может быть так: человек нашел какую-то причину и думает: «надо же как не повезло, раз оступился и теперь так страдаю». Или «я вот хороший, а это она (жена) виновата. Это из-за тебя все». Это тоже опасно и абсолютно недопустимо. Да, часто причина бывает в грехах, но сугубо вот так копаться и искать причину безчадия нельзя. Кстати, такой подход часто встречается в местах лишения свободы. «Да, я в общем человек во всем положительный, но вот однажды лукавый попутал, (за руку меня в тот самый момент схватили), и теперь я так жестоко страдаю». Хотя да, в целом мы должны рассматривать свою духовную жизнь. Кстати, говоря о заключенных – я помню, это было давно, больше 15 лет назад, исповедовал я заключенного. Ему было ближе к 50-ти, он сам кончал какой-то языковой вуз, был переводчиком, ездил за границу, когда практически никто не выезжал, достаток имел значительно выше общего среднего. Как многие мужчины, имел страсть к оружию, в том числе к ножам. Причем имел разрешение, возил холодное оружие из-за рубежа, у него дома была целая коллекция. И вот однажды в малогабаритной квартире он баловался с ножом. Тут из-за поворота (из кухни) выскочила его любимая жена и напоролась на нож, с самым печальным результатом. Грустно, ежели рассматривать концепцию, которую я только что приводил: получается – «вот какой я несчастный, произошел несчастный случай, и теперь я так страдаю». Он говорит, что и все родственники жены отнеслись именно к этому, как к несчастному случаю, а не как к убийству. Я не первый был, кому он исповедовался в тюрьме. Но об этом он упомянул вскользь: об этих своих гулянках и прочих делах, то есть о той жизни, которую он вел до того, имея определенный достаток и свысока относясь к людям. И рестораны, и девочки, и прочее. Вот – мы должны искать, что в целом неправильно в нашей жизни. Не то, что по неосторожности игрался с ножом и из-за этого пострадал. А что к этому привело – прошлая жизнь, а не конечный несчастный случай. Точно так же мы должны и во всех других случаях к этому относиться. Рассматривать в целом всю свою жизнь и стараться ее менять и исправлять, а не то, что мы что-то нашли. В Вашем примере мужчина отца не мог простить – и что, это единственное темное пятно на всей его биографии, и на сем можно успокоиться? Возможно это тоже очень важно, но это не значит, что мы можем успокоиться. Почему и святые отцы себя считали грешниками, хотя с точки зрения обывателя уж святей некуда? Но они все копали, находили и старались от этого избавиться. Точно так же и мы.

– Батюшка, вернемся все-таки к преподобному Давиду. Вы были в Грузии, в Давидо- Гареджийской Лавре, где покоятся мощи святого Давида. Расскажите об этой обители и о знаменитом источнике «слезы Давида».

– Это нужно не рассказывать, а показывать! Одна из древних обителей, основана во второй половине VI века преподобным Давидом Гареджийским. К концу жизни преподобного вокруг него собралось около 2000 монахов-учеников, причем его последователи – преподобные Додо и Лукиян – основывали еще при его жизни монастыри в ближайших окрестностях. В Гареджийской пустыни в целом было около 20 монастырей и множество келий. О масштабах этой монашеской страны, Грузинской Фиваиды, может говорить следующий факт: в 1615 году на Пасху, в пасхальную ночь, все монахи из Гареджи собрались в одном монастыре, потому что там был престольный праздник – в храме Воскресения Христова – собравшихся было около 6000 человек. Кстати, храм тот размером в половину комнаты, поэтому он служил как алтарь. Так вот тогда, в ту ночь, персидский шах Абасс вырезал всех этих собравшихся монахов, 6000 человек! Это вот просто факт, который показывает масштабы этих монастырей. Причем после нашествия шаха Абасса монашеская жизнь в Гареджи восстановилась только в трех из двадцати обителей. Одной из трех восставленных обителей была Давидо-Гареджийская Лавра. В советское время она была закрыта в 1923 году.

– Сколько там насельников в настоящее время?

– Где-то около десяти. После восстановления Лавры первым ее насельником был тогда еще священник Ираклий. Перед этим четыре года он являлся смотрителем музея-заповедника в Гареджи. Сам он по образованию был архитектором, археологом. Потом принял сан и стал первым священником этой обители. Затем уже принял монашеский постриг, естественно, с именем Давида. Вот так он оказался и первым насельником, и первым наместником монастыря. Потом, по-моему, в 1992 году он принял архиерейскую хиротонию и сейчас является Алавердским митрополитом. Его резиденция – древний Алавердский монастырь – был основан одним из соратников преподобного Давида Гареджийского – преподобным Иосифом Алавердским. Они вместе пришли из Сирии, святой Иосиф – тоже один из отцов-сирийцев.

А мощи святого Давида и преподобного Додо находятся в Гареджийской лавре?

– Да, под спудом. К самим гробницам доступ есть. В 2000 году гробница преподобного Давида Гареджийского была вскрыта, убедились, что мощи на месте, их омыли, тогда взяли малую частицу мощей, и все оставили, как есть. У меня, кстати, есть уникальная фотография мощей прп. Давида Гареджийского, мне прислали ее из Грузии для книги о святом Давиде.

– Мощи святого находятся под спудом. Их не поднимали и не обретали?

– В Грузии не было такой традиции. Кстати, традиция во что бы это ни стало обретать мощи – это уже конец 20 века. Все мощи, которые известны на Руси, в основном никогда специально не обретались. Не было задачи обрести мощи. Например, мощи Святителя Петра, митрополита Московского, были обретены при перестройке Успенского собора Кремля, мощи преподобного Сергия – при строительстве Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре. То есть специально гробница не вскрывалась, и мощи специально не обретались. А в Грузии собственно мощей известно очень мало.

Отец Иоанн, расскажите про известный источник «Слезы Давида».

– Есть у женщин большая путаница, путают два источника. Есть источник в Тбилиси на горе Мтацминда, на месте подвигов прп. Давида – тот самый целебный источник, который преподобный оставил после себя и, собственно, к которому прибегают женщины Грузии. А второй источник – это источник «Слезы Давида» рядом с Гареджийской лаврой. Название очень поэтическое. Кстати, на женских форумах порой указывается, что источник «Слезы Давида» находится в Тбилиси. Путают.

– Источник на горе Мтацминда появился по молитве преподобного Давида. А источник «Слезы Давида» не так?

– Он тоже появился по молитвам преподобного Давида, но, если источник на горе Мтацминда был испрошен преподобным Давидом именно для исцеления страждущих, то источник «слезы Давида» – это прежде всего жизненная необходимость. Все-таки Гареджи – местность очень сухая, осадки бывают раза четыре в год. Кстати, мне посчастливилось, дождь в Гареджи я застал. Воды там практически нет, и единственный источник – «Слезы Давида». Он дает от 40 до 100 литров в день в зависимости от времени года. Даже не совсем его можно назвать источником, он расположен в пещере и через толщу пород сочится вода. Почему он называется «слезы»? Потому что на своде пещеры выделяются капли воды как слезы. Вот их собирают во всякие желоба. Там сейчас все обустроили. Я был в 2011 году, там были еще желоба. А мой сын был в прошлом году, сказал, что там уже немного по-другому. Монахи в Гареджи испокон веков заготовляли и дождевую воду. Для этого по склонам хребта вырубали желоба для сбора стекающей воды и делали резервуары, куда эта вода стекала. Но сейчас уже воду привозят цистернами.

– Как правильно употреблять эту воду из святого источника – только натощак?

– Не принципиально. Святая вода бывает разная, бывает собственно освященный источник, часто изведенный тем или иным святым или освященный в честь какого-то святого. Мы эту воду пьем, мы ей умываемся, мы в ней купаемся. Мы широко ее используем. Второе: есть вода, которая освящается особым чином на молебне – здесь к ней отношение другое. Мы почему-то ее не кипятим, на ней суп не варим. И третье, особый чин – это Крещенская вода. Если вода особо освященная, то мы ее пьем натощак. А вот воду из источника можно пить в течение дня.

– В Вашем храме можно купить небольшой флакон с водой из грузинского источника преподобного Давида. Но ее совсем мало. Можно ли разбавлять ее другой водой?

– Наши прихожанки поступают так: берут воду с молебна святому Давиду и понемногу добавляют в нее воду из источника.

– Мы немного затронули тему о грузинских традициях почитания мощей. Есть ли еще какие-то православные традиции в Грузии, отличающиеся от наших?

– Если мы вернемся к теме мощей, то сначала хотел бы сказать, что недавно были прославлены трое святых: преподобный Гавриил (Ургебадзе) и два старца из Бретани. Их мощи все-таки были обретены и, по нашей традиции, они лежат для поклонения. Сейчас Грузия перенимает греческий устав. Было время, когда Грузинская Церковь была еще частью Русской Православной Церкви. Это особый вопрос, вопрос больной, потому что присоединение Грузинской Церкви к нашей в XIX веке было отнюдь не каноническое. В 1811 году Грузинского Католикоса-Патриарха вызвали на заседание Синода в Петербург и отправили в один из монастырей, не разрешив вернуться на Родину, а в Грузию прислали Экзарха. Этот вопрос там болезненно воспринимался. Естественно, в XIX веке Грузия жила по русскому уставу, а вот сейчас они в большей степени обращаются к греческим традициям и, в основном, Утреню с служат утром перед Литургией, а Всенощная служится достаточно редко. Если у нас часто Вечерня и Утреня служатся вечером, даже если не большой праздник, то у них нет: Вечерня служится вечером, а Утреня – утром перед Литургией.

– В Греции и некоторых других православных странах установилась традиция, по которой женщины не покрывают голову в храме.

– Кстати, греческое духовенство относится к этому с большой болью. В сентябре я был в Греции, жил в Греческом женском монастыре архангела Михаила, и там священник сокрушался, что в Греции платки не носят. Говорил, что очень приятно, когда приезжают русские женщины с платками.

– Наблюдается ли в Грузии подъем в духовной жизни? Чувствуется тяга к духовной жизни в среде молодежи?

– Начнем с того, что молодежи в храмах там много. Думаю, процент по отношению к населению гораздо больше, чем у нас. Когда при Саакашвили была совершена мирная революция, избирали парламент, то все боялись, как бы это не вылилось в кровавые столкновения с властью. Тогда Патриарх наложил на свою паству недельный пост, и каждый день по городам ходили с крестными ходами и все кропили святой водой. Милостью Божьей все прошло мирно без каких-либо инцидентов. А вообще, Святейших Патриарх Илия – непререкаемый авторитет в Грузии. Его Святейшество сделал очень интересный ход для увеличения рождаемости: он объявил, что каждый третий ребенок в семье – его крестник.

– Народ откликнулся?

– Так сотнями он крестил! Естественно, много священников принимало участие в крещениях, но крестным является Сам Патриарх. Это так и есть до настоящего времени. Количество семей, в которых хотя бы трое детей, значительно увеличилось.

– Есть ли евхаристическое общение у нас с Грузинской Церковью? Могут ли наши паломники там причащаться?

– Естественно. Есть храмы, где службы ведутся на русском языке, например, это храм святого Александра Невского в Тбилиси. Служат там грузинские священники, но на русском языке. Наши паломники могут прийти туда на исповедь.

Краткое житие прп. Давида Гареджийского

Преподобный Давид Гареджийский пришел в Грузию из Сирии в середине VI века вместе с преподобным Иоанном Зедазнийским в числе двенадцати его учеников. Сначала святые сирийцы поселились на горе Зедазени, неподалеку от Мцхеты. Но через 3 года святой Иоанн разослал своих учеников в разные концы Грузии. Преподобный Давид со своим учеником Лукианом поселились в окрестностях г. Тбилиси на горе Мтацминда («Святая Гора»).

Каждый четверг святой Давид спускался с горы в город, чтобы наставлять жителей в основах христианской веры. Тогда в Тбилиси активно развивалось огнепоклонничество, и языческие жрецы сильно ополчились на кроткого монаха Давида, который старался вернуть жителей к Православной вере. Жрецы подговорили одну обольщенную беременную девицу обвинить святого Давида в ее позоре. Жители города вызвали святого на суд. Преподобный подошел к девице и, коснувшись посохом ее чрева, спросил: «Я ли твой отец?» Из утробы раздался голос: «Нет» – и был назван истинный виновник ее падения. После этого на глазах изумленного народа девица родила камень. В память о таком дивном заступничестве Господа святой Давид испросил у Бога даровать на той горе святой целебный источник, к которому до сих пор за помощью прибегаю грузинские женщины.

После этого святой Давид и его ученик Лукиан удалились в пустынную местность Гареджи. Здесь в горе они ископали себе кельи и стали жить. Вскоре вокруг них стали собираться и другие монахи. Так со временем появилась Давидо-Гареджийская Лавра.

Незадолго до своей кончины прп. Давид отправился на Святую Землю. Когда святой уже дошел до Иерусалима и поднялся на гору, с которой был виден Святой Град, то сказал своим ученикам, что недостоин топтать землю, по которой ходил Сам Христос. Своих учеников он отпустил, а сам с молитвой взял с земли три камня, положил их в суму и пошел обратно. В этот момент Иерусалимскому Патриарху явился Ангел Божий и сообщил, что возлюбленный Божий монах Давид забрал всю благодать Гроба Господня и велел снарядить скорохода, который бы забрал у Давида два камня. Третий камень преподобный Давид принес в Грузию, он и сейчас хранится в Тбилиси. Именно с этим камнем благодати в руке и изображен святой Давид на иконе русского письма.

В 604 году святой Давид, причастившись Святых Даров, мирно скончался. Его память празднуется в первый четверг после Вознесения Господня.

Информационная справка:

Храм Живоначальной Троицы на Грязех находится по адресу:

Г. Москва, ул. Покровка д.13 (м. Китай-Город)

Официальный сайт храма: http://www.triradosti.ru/

Каждую неделю по понедельникам в 18:00 в храме совершается молебен святому Давиду Гареджийскому, во время которого из алтаря выносится икона святого с частицей его мощей.

В храме можно приобрести святую воду, освященную на молебне прп. Давиду, а также святую воду из грузинского источника святого и святое масло. Еще одной святыней храма является чудотворная икона Божией Матери «Три Радости», перед которой по средам вечером совершается молебен с акафистом .

С в ятой Давид жил на рубеже V - VI вв. Земной ангел и небес-ный человек, он рано оставил родину, Месопотамию, и все земные привязанности, чтобы взять свой крест и сле-довать за Господом. Он стал монахом в Фессалонике, в мо-настыре Святых Феодора и Меркурия, который называется Кукуллатским. Преподобный Давид усмирял желания плоти непре-рывными подвижническими трудами. Он шел по пути по-стижения добродетели, опираясь на размышления над Свя-щенным Писанием и житиями святых.

Особое его восхищение вызывали святые столпники Си-меон Ветхий, Симеон Дивногорец, Даниил, Патапий и другие. Ревностно желая подражать им, прп. Давид стал жить на мин-дальном дереве, росшем по правую сторону от церкви, устроив на ветвях новый невиданным столп. Так он сделал себя по-зорищем для мира, для Ангелов и человеков (1 Кор 4,9). Подвиж-ник терпеливо переносил лю-бую погоду: и порывы ветра, и солнечный зной, и потоки дождя, и зимний снег, и холод. У него даже не было той проч-ной опоры, которую имели свя-тые, подвизавшиеся на столпе. Прп. Давиду приходилось все время держаться за свою вет-ку — он стал подобен птице, которая денно и нощно воз-носит ко Господу сладостные звуки непрерывных молитв и славословий.

Ученики преподобного Давида, благочестивые и усердные в делах добродетели, умоляли его спуститься с ветки, чтобы настав-лять их в основах иноческой жизни. Но святой отвечал, что сойдет с дерева не раньше, чем через три года, когда получит от Господа знамение. По истечении этого срока прп. Дави-ду явился Ангел и возвестил, что его небесная жизнь была угодна Богу, а теперь настало время спуститься и удалиться в келью в ожидании иной миссии. Святой рассказал об этом видении ученикам, и они приготовили ему новое жилище — крошечную хижину. Тогда в присутствии митрополита Солунского Дорофея и многочисленных священников преподобный Да-вид сошел с дерева. Они отслужили Божественную литургию, затем святой удалился в затвор при общем духовном ликова-нии и благодарственных песнопениях.

Прп. Давид непрестанно молился, ни на что не отвлекаясь, и стяжал еще большую благодать и милость у Бога. Однажды ночью воины, которые несли службу на городских стенах, уви-дели, что из окна кельи святого вырывается пламя. Наутро они пришли к нему и с изумлением увидели, что келья не-вредима, а человек Божий жив и здоров. Это чудо повторя-лось часто, и весь город мог свидетельствовать о нем. Один из жителей, Палладий, многократно присутствовавший при удивительном явлении, говорил: «Если Господь дарует Сво-им служителям такую славу, то что же Он уготовал им в буду-щем веке, когда их лица будут сиять подобно солнцу?» И он ушел в Египет, чтобы стать монахом.

Божественная слава, которую преподобный Давид созерцал, да-ровала ему силу изгонять бесов. Он также возвращал зрение слепым и исцелял всякую болезнь, призывая имя Христово, так что весь город почитал его своим Ангелом-Хранителем.

В это время орды славян и аваров, уже заполонившие и разо-рившие почти всю Македонию, угрожали гор. Сирмию, ко-торый был резиденцией префекта Иллирика. Тогда префект написал митрополиту Солунскому Аристиду, прося его отпра-вить с посольством к императору Юстиниану какого-нибудь добродетельного человека, чтобы умолить последнего пере-нести резиденцию префекта в Фессалонику, окруженную не-приступными для варваров стенами. Епископ собрал знатных людей и духовенство, и все они в один голос воскликнули, что только святой отшельник Давид может быть их достойным представителем перед императором. Преподобный, ссылаясь на преклонный возраст, сначала отказался, но затем, вспом-нив о посещении Ангела, подчинился. Он предсказал, что умрет по возвращении, за несколько стадий до своей кельи.

Когда подвижник вышел из кельи, горожане, увидев его, простерлись на земле: волосы и борода покрывали его с голо-вы до пят, а лик, подобный лику праотца Авраама, излучал си-яние славы. Вместе с двумя учениками он отплыл в Констан-тинополь, но когда они прибыли, императора не оказалось во дворце, и святого приняла императрица Феодора. Она про-сила его молиться о спасении империи и города. Когда импе-ратор Юстиниан вернулся и узнал, что при дворе находится некий человек Божий, он собрал сенат, чтобы выслушать его просьбу. Тогда прп. Давид взял голыми руками раскаленные угли, возложил на них фимиам и кадил перед императором и всем сенатом около часа, причем руки его нисколько не бы-ли обожжены . Император был поражен и милостиво принял прошение митрополита, принесенное прп. Давидом. Он согла-сился перенести в Фессалонику резиденцию префекта Иллирика (535) и отправил святого на родину с большими почестями.

Когда корабль приближался к Солунскому маяку, отку-да уже был виден монастырь прп. Давида, святой возвестил ученикам, что настал его час. Обменявшись с ними поцелу-ем мира, он вознес последнюю молитву Господу и предал Ему свою блаженную душу (540). Хотя дул сильный ветер, корабль остановился. Повсюду распространилось благоуха-ние и послышались небесные голоса. Когда видение исчез-ло, корабль снова поплыл. Митрополит и все жители горо-да встретили святого на берегу и, согласно последней волей подвижника, похоронили в монастыре.

Через сто пятьдесят лет игумен обители, желая взять ча-стичку мощей святого, приказал открыть его могилу, но ле-жащий на ней камень разбился на тысячу кусочков. Через тридцать лет следующий игумен сумел поднять гроб и обрел святые мощи прп. Давида нетленными. В 1222 г., во времена латинского владычества, святыня была перенесена в италь-янский гор. Павию и возвращена в Фессалонику в 1978 г. На протяжении столетий от мощей прп. Давида происхо-дят многочисленные чудеса.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря