После двоеточия в каком падеже. Оформление списков (перечней) в текстах. Используйте нумерованные перечни только тогда, когда последовательность или количество элементов имеют важное значение

Двоеточие

§ 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:

1. Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, еще слова например, как-то*, а именно ), например:

      Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его вepховий и островов.

Гоголь

      Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком.

Л. Толстой

      Острогою бьется крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки*.

С. Аксаков

2. Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, например:

      Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и еще кой-какие привлекательные узелки и коробочки.

§ 161. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединенных с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:

а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении, например:

      Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.

Пушкин

      Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили ее: то кормление грудного ребенка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей.

Л. Толстой

      Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.

Лермонтов

б) основание, причина того, о чем говорится в первом предложении, например:

      Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.

Некрасов

      Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба – это была та темная граница, за которую не пepecтупало сознание древних.

Белинский

§ 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:

      И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки.

А. Н. Толстой

      Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез...

Лермонтов

      Вот наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею...

Лермонтов

      Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Пушкин

      Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя.

Н. Островский

Но (без оттенка предупреждения):

      Слышу, земля задрожала.

Некрасов

§ 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например:

      Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошел и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь».

Пушкин

      По окончании работы Петр спросил Ибрагима: «Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?»

Пушкин

      А я думал: «Какой это тяжелый и ленивый малый!»

Чехов

Примечание. Группу предложений, в составе которых есть прямая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его – знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:

    Я думал о том, какой это тяжелый и ленивый малый.
    Я старался вспомнить, где был я в этот день ровно год тому назад.
    Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?
    Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!

* Комментарий редакции портала

Дефисное написание составного союза как-т о (в значении "а именно") следует считать устаревшим. В своде «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 и последующие издания) в § 142 союз как то включен в список служебных слов, которые пишутся раздельно.

Еще в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова в статье КАК указывалось: «Как то – то же, что а именно. Все предприятия, как то: строительные, текстильные, полиграфические - работают нормально ».

Раздельное написание составного союза как то позволяет отличить его на письме от местоименного наречия ка к-то .

При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. При этом правил их оформления существует великое множество. Попробуем разобраться в них.

Обозначение элементов списка

Предваряющее перечень предложение и элементы последующего списка (перечисляются после двоеточия) могут писаться в виде единой строки. Но в длинных и сложных списках гораздо удобнее располагать каждый элемент с новой строки. И тут у вас есть выбор: вы можете ограничиться использованием абзацного отступа (Пример 1) или же заменить его на цифру, букву или тире (Пример 2).

Перечни бывают:

    простые, т.е. состоящие из одного уровня членения текста (см. Примеры 1 и 2) и

    составные, включающие 2 и более уровней (см. Пример 3).

От глубины членения зависит выбор символов, которые будут предварять каждый элемент списка. При оформлении простых перечней можно использовать строчные («маленькие») буквы, арабские цифры или тире.

Гораздо сложнее обстоит дело с составными перечнями. Для большей наглядности сочетания различных символов в списках приведем пример оформления 4-уровневого перечня:

Из данного примера видно, что система нумерации рубрик выглядит следующим образом: заголовок первого уровня оформлен при помощи римской цифры, заголовки второго уровня - при помощи арабских цифр без скобок, заголовки третьего уровня - при помощи арабских цифр со скобками и, наконец, заголовки четвертого уровня оформлены с применением строчных букв со скобками. Если бы данный перечень предполагал еще один, пятый уровень, то его мы оформили бы при помощи тире.

Система нумерации частей составного перечня может состоять только из арабских цифр с точками. Тогда структура построения номера каждого элемента списка отражает его подчиненность по отношению к расположенным выше элементам (происходит наращивание цифровых показателей):

Если в конце списка стоит «и др.», «и т.д.» или «и т.п.», то такой текст не располагают на отдельной строке, а оставляют в конце предыдущего элемента списка (см. Примеры 3 и 4).

Пунктуационное оформление перечней

В Примере 3 хорошо видно, что заголовки первого и второго уровней начинаются с заглавных букв, а заголовки последующих уровней - со строчных. Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка, а после точки, как все мы помним с начальной школы, начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы. После арабских цифр со скобками и строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы. Последнее положение, кстати, относится и к тире, поскольку трудно представить себе сочетание тире с точкой после него.

Обратите внимание на знаки препинания в конце заголовков перечня, а также в конце слов и словосочетаний в его составе.
Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка.

Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми (см. Пример 5). Если же части перечня усложнены (внутри них есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).

Наконец, если части перечня представляют собой отдельные ­предложения, они друг от друга отделяются точкой:

Иногда перечень оформляется таким образом, что его предваряет целое предложение (или несколько предложений). В этом случае в перечне используются лишь так называемые «низшие» уровни членения (строчные буквы со скобкой или тире), а точки в конце каждой части перечня не ставятся, т.к. в данном случае перечень представляет собой единое предложение:

Бывает, что в какие-либо части перечня, представляющие собой словосочетания, включается самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы. Независимо от того, что в конце предложения по правилам русского языка должна ставиться точка, каждый элемент списка будет отделяться от следующего точкой с запятой:

Согласованность элементов списка

При составлении перечней следует обязательно обращать внимание на то, чтобы начальные слова каждого элемента списка были согласованы между собой в роде, числе и падеже. В Примере 10 мы привели вариант неправильного оформления: последний элемент списка употреблен в ином падеже по сравнению с остальными. Подобные ошибки обычно встречаются в длинных перечнях с большим количеством элементов.

Также все элементы списка должны быть обязательно согласованы в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие. Давайте вновь рассмотрим пример неправильного составления перечня, чтобы проанализировать ошибки.

Данный перечень может показаться безукоризненным, если бы не одно «но». Слово «соблюдение» требует после себя слов в родительном падеже, которые бы отвечали на вопросы «кого? чего?». Поэтому каждая рубрика должна начинаться так:

Итак, мы привели основные правила построения и оформления ­перечней, которые помогут сделать ваши документы еще более грамотными.


Двоеточие – это один из знаков препинания в русском языке, который обычно ставится либо в сложных предложениях с бессоюзной связью между предикативными частями, либо в предложениях, где есть однородные члены, выраженные любой частью речи.

Постановка двоеточия в русском языке регулируется следующими правилами:

1. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение (перечисление, как правило, выражено однородными членами, которые относятся к одному обобщающему понятию). Например:

  • Отовсюду ему мерещились забавные лица: из пней и колод, из ветвей деревьев, едва подрагивающих листвой, из разноцветья трав и лесных цветов.
  • Мне все здесь казалось знакомым: и творческий беспорядок на столе, и хаотично наклеенные постеры на стенах, и валяющиеся всюду диски.
  • В этом лесу можно встретить даже хищников, как-то: волков, лис, иногда медведей.
  • На столе в беспорядке валялись школьные принадлежности: тетради, учебники, листы бумаги и карандаши.

2. В предложениях с перечислением также уместно ставить двоеточие и в том случае, если обобщающего слова нет. Тогда данный знак препинания выступает в качестве сигнала о том, что далее следует перечисление. Например:

  • Из-за угла показались: стриженая девчонка в коротком платье, забавный карапуз на толстеньких ножках и пара мальчишек постарше.

3. Двоеточие ставится в предложении перед перечислением, если перед ним имеется обобщающее слово или слова «как то», «а именно», «например»:

  • И всё это: и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка - напомнило мне далёкие дни детства (Первенцев).

4. Двоеточие ставится после одной из частей бессоюзного сложного предложения, за которой последуют одно или несколько других частей. Естественно, в этом случае никаких союзов не предполагается. Смысловые связи между предикативными частями в бессоюзном сложном предложении с двоеточием, могут быть следующими:

а) Разъяснение, пояснение, раскрытие смысла первой части, например:

  • Она не ошиблась: парень и вправду оказался Петром.
  • Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её: то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей (Л. Толстой).
  • Тут оказалось такое дело: суп-то он помешал, но забыл снять кастрюлю с огня.

б) Причина того, что произошло в первой части. Например:

  • Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки (Некрасов).
  • Недаром я не видела в тебе будущего мужа: ты всегда был скрытен и холоден.

5. Если два предложения объединены в одно без помощи союзов, то двоеточие между ними ставится в том случае, если первое предложение содержит слова «видеть», «слышать», «смотреть», «знать», «чувствовать», а в следующих предложениях раскрывается смысл этих слов (таким образом, первое предложение предупреждает, о чем будет говорится в последующих). Например:

  • И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки (А. Н. Толстой).
  • Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз… (Лермонтов).
  • Вот наконец вскарабкались мы на самый верх, остановились передохнуть и осмотрелись: перед нами открывались небеса.
  • Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. Островский);
  • Я понимала: ты не пара моей дочери.

Но (без оттенка предупреждения):

  • Вижу, ты не так прост, как кажешься.

6. Двоеточие ставится в предложениях, вводящих прямую речь, после слов автора. Например:

  • Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь» (Пушкин).
  • Кошка смотрела на меня будто хотела спросить: «И кто ты такой, чтобы мне указывать?».
  • А я думал: «Какой это тяжёлый и ленивый малый!» (Чехов).

Примечание. Группу предложений с прямой речью, где слова героя вводятся непосредственно, следует отличать о группы предложений с косвенной речью. В них слова героя вводятся при помощи служебных частей речи, как правило, союзов или союзных слов («какой», «что», «чем» и т.д.), и ставится не двоеточие, а запятая. Например:

  • Я думал о том, какой он все-таки отличный человек.
  • Я не знала, чем мне заняться вечером.
  • Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?

Порой наилучшим способом представления информации на сайте является маркированный список. Такой список неплохо привлекает внимание, удобен для восприятия посетителями, лаконичен и раскрывает взаимосвязь элементов.

Надо понимать, что интернет не подходит для длинных, описательных форм контента. Пользователи предпочитают материал, удобный для сканирования (беглого прочтения), который позволяет легко пропускать большие куски текста и быстрее определять интересные области.

Много различных методов веб-форматирования улучшают восприятие контента. Вы можете выделить текст жирным шрифтом, использовать отступы и цвета, менять межстрочный интервал, создавать (bulleted lists) — все эти техники хороши для эффективного восприятия контента.

Несколько крошечных точек притягивают взгляд и делают сложные тезисы понятными. Читатели воспринимают буллеты в качестве меток лаконичных, но очень важных крупиц информации. Неудивительно, что при проведении исследований юзабилити становится очевидным, как сильно читатели тяготеют к маркированным спискам, ведь они помогают усваивать контент как можно быстрее.

Сравните два разных варианта контента. Вы, вероятно, заметите, что информация, представленная во втором варианте, воспринимается легче. Все потому, что предложения представлены вертикальным списком, каждое из них занимает одну строку. Напротив, в варианте 1 читатели вынуждены искать их в менее структурированном параграфе текста.

Вариант 1

В наш пакет SPA-услуг входят две ночи проживания, две 50-минутные SPA-процедуры на ваш выбор, завтрак в номере на двоих и подарочная корзина по прибытию.

Вариант 2

В наш пакет SPA-услуг входят:

  • две ночи проживания;
  • две 50-минутные SPA-процедуры на ваш выбор;
  • завтрак в номере на двоих;
  • подарочная корзина по прибытию.

Не стоит беспокоиться, что вариант 2 занимает больше пространства. Пользователей не смущает дополнительный скроллинг, если только он оправдан получением интересной информации. На самом деле лендинг, который выглядит дружелюбно и прост для понимания в силу надлежащего использования маркированных списков, получит гораздо больше внимания пользователей, чем сайт, встречающий их стеной текста. На том, как правильно составить маркированный список, остановимся подробнее.

1. Все пункта списка должны иметь приблизительно одинаковую длину строки

Маркированный список становится эффективнее, когда содержит связанные друг с другом пункты. При этом все они должны иметь общую степень важности. Если возможно, постарайтесь уместить каждый пункт в заранее определенный размер строки, чтобы ни один из них не казался важнее другого. Подобный перфекционизм не только радует глаз, но и не перегружает список.

Неправильно

  • спальный мешок;
  • купальный костюм для прогулки к водопадам;
  • солнцезащитный крем;
  • водонепроницаемая куртка для дождливых дней. Возможны грозы.

Разница в длине делает список неупорядоченным и неравномерным.

Правильно

Возьмите в лагерь следующие вещи:

  • спальный мешок;
  • солнцезащитный крем;
  • купальный костюм;
  • дождевик.

2. Используйте нумерованные перечни только тогда, когда последовательность или количество элементов имеют важное значение

Нумерованные списки, как правило, используются в тех случаях, когда пункты должны быть перечислены в определенном порядке, например, порядок действий при работе с программой. Либо когда количество пунктов имеет значение, например, в разного рода топах (топ-10 лучших техник и т. д.).

Если же порядок или общее количество пунктов не имеет значения, нумеровать список не нужно. Это просто-напросто создаст путаницу: в проводимых пользовательских тестированиях участники, глядя на нумерованные списки, ошибочно думали, что они должны выполнить каждый пункт, хотя им нужно было выбрать только один.

Неправильно

1. Контактная форма на сайте
2. Чат
3. Звонок по телефону
4. Личная встреча

Правильно

Пожалуйста, свяжитесь с нами одним из следующих способов:

  • Контактная форма на сайте
  • Звонок по телефону
  • Личная встреча

3. Используйте параллельные конструкции предложений

Стиль написания пунктов списка должен быть единообразным. Большое разнообразие формулировок может показаться неграмотным и замедлить (или даже запутать) читателей.

То же относится и ко структуре элементов. Каждый из них должен начинаться с одной и той же части речи (существительного, глагола и т. д.) и представлять либо фрагмент, либо полное предложение.

Неправильно

  • животные могут пугаться громких звуков;
  • желтыми линиями отмечены места, где вы можете стоять;
  • сохранять парк в чистоте — задача каждого.

В этом примере каждый пункт начинается со слов разных частей речи.

Правильно

Пожалуйста, следуйте правилам пребывания в парке:

  • выкидывайте мусор только в урны;
  • не шумите;
  • не пересекайте желтые линии;
  • сохраняйте парк чистым.

Второй список читается лучше, потому что каждая фраза начинается со слов одной части речи, в данном случае с повелительной формы глагола.

4. Избегайте повтора слов в начале предложений

Если возможно, старайтесь, чтобы каждый пункт начинался с разных слов, поскольку тогда их будет проще отличить друг от друга.

Неправильно

Как выбрать спелый ананас:

  • обратите внимание на его запах: он должен быть приятным;
  • обратите внимание на его структуру: ананас должен быть крепким;
  • обратите внимание на его цвет: он должен быть золотисто-желтым.

Правильно

Как выбрать спелый ананас:

  • понюхайте его: запах должен быть приятным;
  • сожмите его: ананас должен быть крепким;
  • обратите внимание на цвет: он должен быть золотисто-желтым.

5. Фраза или предложение, предваряющее маркированный список, должны быть понятными и раскрывающими его содержание

Вводные слова, так называемые lead-in (слова, стоящие непосредственно перед маркированным списком), очень важны, поскольку они дают читателю понять, что за список перед ним и почему он так важен. Лид-ин не обязательно должен иметь форму полного предложения, особенно если каждый пункт раскрыт в достаточной степени.

Неправильно

Отдых в Британской Колумбии:

  • походы;
  • художественные музеи;
  • плавание на каноэ по озеру.

Лид-ин (Отдых в Британской Колумбии) не ясно описывает список. Кроме того, в этом списке перечислены занятия, но «художественные музеи» — это не занятие.

Правильно

В ваш отдых в Британской Колумбии включены:

  • походы;
  • посещение музеев;
  • плавание на каноэ по озеру.

6. Соблюдайте правила оформления списков

Существуют конкретные правила оформления маркированных списков.

  • если маркированный список состоит из целых предложений, то каждый пункт начинается с заглавной буквы, а в конце ставится точка;
  • если же вы имеете дело с фрагментами предложения, в конце точку ставить не надо. Заглавная буква тоже по правилам не ставится, но для повышения удобства текста рекомендуется ее все же ставить.

Неправильно

  • вам следует заступиться за человека, над которым издеваются
  • рассказать взрослым об этой ситуации
  • посоветовать жертве рассказать об этой ситуации взрослым
  • оказать поддержку, проявив заботу

Пункты начинаются не с заглавных букв, и в конце нет точек.

Правильно

Если вы стали свидетелем издевательств:

  • Вам следует заступиться за человека, над которым издеваются.
  • Рассказать взрослым об этой ситуации.
  • Посоветовать жертве рассказать об этой ситуации взрослым.
  • Оказать поддержку, проявив заботу.

Неправильно

  • Отдавать бумагу и предметы из пластика на переработку.
  • Использовать меньше одноразовых предметов.
  • Делиться с другими вещами, которые вам не нужны.
  • Смените автомобиль на велосипед.

Это фрагменты предложения, поэтому пунктуация не нужна.

Правильно

Вы можете защитить окружающую среду, если будете:

  • Отдавать бумагу и предметы из пластика на переработку
  • Использовать меньше одноразовых предметов
  • Делиться с другими вещами, которые вам не нужны
  • Смените автомобиль на велосипед

7. Не злоупотребляйте маркированными списками, так как они могут потерять свою эффективность

Как и в случае со многими другими техниками дизайна, слишком частое использование маркированных списков может оказаться нерезультативным, а то и вредным. Обилие точек и тире может еще больше обескуражит посетителя, чем стена текста. Поэтому вам следует более тщательно выбирать то, что будет отображено в формате маркированного списка.

Вертикальные списки хороши, когда у вас есть три и более пунктов, на которые вы хотите обратить внимание читателя. Менее трех пунктов лучше оставить в пределах одного предложения.

Избегайте составных перечней, когда один список включен в состав другого, поскольку это, как вы понимаете, затрудняет его восприятие. Если же составные списки обязательны, проследите, чтобы они отличались друг от друга стилем написания.

Заключение

Это наиболее общие рекомендации, и каждая компания может выбрать свой стиль оформления. Если ваша организация придерживается гида по стилю, сверьтесь с руководством, прежде чем решитесь на какие-либо изменения. Важным аспектом правильного написания является единообразие стиля во всех документах и письменных источниках компании.

Вертикальные списки привлекают внимание и придают значимости каждому элементу списка. Такой подход более эффективен, поскольку подобный контент легче просканировать и понять.

Высоких вам конверсий!

По материалам

С точки зрения языка, список, или перечень, — это то же самое предложение (или предложения), записанное(-ые) не в строчку, как обычные, а в столбик (впрочем, иногда и в строчку). А раз это почти обычные предложения, то и оформляются они почти как обычные предложения. Что из этого следует? А то, что, для правильного оформления списка (перечня) на концах его строк должны стоять знаки препинания, а в конце предложения необходимо поставить точку. Для начала рассмотрим корректные варианты оформления списков, а потом обсудим их подробнее.


Варианты оформления перечней:

I … предложение перед списком.

1. Первый пункт.

2. Второй пункт.

3. Третий пункт.

II … предложение перед списком:

1. Первый пункт.

2. Второй пункт.

3. Третий пункт.

III … предложение перед списком:

1) первый пункт;

2) второй пункт;

3) третий пункт.

В каких случаях какой вариант оформления списка будет правильнее?

Если пункты в перечне короткие, состоят из одной фразы или даже пары слов, то на конце имеет смысл ставить точку с запятой, а строки начинать со строчной буквы (вариант III). В конце предложения всегда ставится точка, поэтому и на конце нашего записанного в столбик предложения надо поставить точку.

Если пункты распространенные, состоят из нескольких фраз, на конце всех пунктов стоит поставить точки, а сами предложения начинать с большой буквы (варианты I и II).

При этом если вы оформляете список цифрами, а не буллитами (жирными точками или другими значками), обратите внимание, что если пункты заканчиваются точками, то и после цифр должны стоять точки (как в вариантах I и II). Если же на конце пунктов точки с запятой, то после цифр лучше ставить скобку (вариант III). Это объясняется тем, что после точки должна идти большая буква, а большая буква в первом слове пункта идет только в тех случаях, когда точки идут и на концах строк. Как правило, после римских цифр скобки не ставятся, то есть их не стоит употреблять в III варианте.

Что же касается последнего предложения перед списком, то двоеточие обычно ставят, когда конец фразы представляет собой явную отсылку к списку или содержит обобщающее слово. Например, если фраза заканчивается на словах «такие как:» или «следующие параметры/области/разделы/ и т.д. и т.п.». Если же список подразумевается логически, но прямых отсылок к нему нет, то лучше поставить точку.

Еще один момент, связанный с тем, как правильно оформить список, — стилистический. Он заключается в том, что в идеале все пункты перечня должны быть согласованы с предваряющим список предложением и представлять собой что-то вроде однородных членов. При этом предлог, если он нужен после обобщающего слова, лучше ставить в начале первого или каждого пункта (в зависимости от контекста), а не оставлять перед списком.

Например, неправильными будут несогласованные варианты:

Я хотел рассказать маме:

* дела в школе;

* планы на каникулы;

* новости друзей.

Я хотел рассказать маме о:

* делах в школе;

* поехать в каникулы;

* хорошо покушать.

Данный список лучше было бы оформить следующим образом:

Я хотел рассказать маме:

* о делах в школе;

* о том, куда я хочу поехать на каникулы;

* о новостях друзей;

* о том, что я хочу хорошо покушать.

Если вы собираетесь сделать список внутри списка, то правила оформления от этого никак не изменятся. Желательно, правда, выбрать другие буллиты или цифры (например, не «1.», а «а)», чтобы читатели понимали, где один список прерывается другим и где какое перечисление заканчивается. Также для перечня каждого последующего уровня, как правило, делается больший отступ с левого края страницы.