Первый огонь древние люди получили. Как древние люди добывали огонь

Ученые считают, что добывать огонь начал еще человек прямоходящий. Произошло это около полумиллиона лет назад. До этого времени люди умели лишь поддерживать огонь, возникавший в результате лесных пожаров если пламя угасало, они не могли снова зажечь его и оставались без огня. Однако со временем они обнаружили, что, если долго тереть друг о друга две веточки, они сильно нагреваются и в конце концов загораются, а если ударить друг о друга два куска кремня, то можно высечь искры, с помощью которых можно поджечь сухую траву и листья.

В старину люди думали, что в огне живут маленькие огненные ящерицы—духи огня. А были и такие, которые считали огонь божеством и строили в его честь храмы. Сотни лет горели в этих храмах, не угасая, светильники, посвященные богу огня.

Обычай поддерживать неугасимый огонь—один из самых древних на земле. Много десятков тысяч лет тому назад люди не умели добывать огонь. Они не добывали огонь, а находили, как сейчас находят драгоценные камни. Немудрено, что огонь тогда берегли, как сокровище. Если бы он погас, другого достать негде было бы: ведь добывать огонь люди не умели.

Случалось, что молния зажигала дерево. Люди со страхом смотрели на огненного зверя, который пожирал дерево, с треском ломая сучья и слизывая языком кору. Подойти ближе было страшно, а уходить не хотелось: в холодную ночь было тепло и весело около горящего дерева.

Первобытный человек был смелым существом. Ему часто приходилось вступать в бой и с огромным косматым мамонтом и с могучим пещерным медведем. Нашлись в конце концов храбрецы, которые не побоялись приблизиться к угасающему огню. Нам неизвестно, кто первый решился схватить горящий сук и принести домой эту диковинную добычу. Вероятно, это сделал не один человек, а несколько в разных местах. Как бы там ни было, нашлись смелые, изобретательные люди, которые приручили огонь, как приручают диких зверей.

Изобретение Эдисона, сделавшего первую электрическую лампочку, ничто по сравнению с изобретением этих покрытых шерстью, длинноруких, косолапых людей. Не будь огня, мы и сейчас немногим отличались бы от орангутанов или горилл.

Яркий огонь осветил пещеры и землянки первобытных людей. Но прошло еще много тысяч лет, прежде чем люди научились добывать огонь.Научившись добывать огонь, человек мог не бояться его потерять. Если буря или ливень гасили костер, всегда можно было разжечь новый.

Но еще долго в храмах горели неугасимые светильники, напоминая о том времени, когда огня не умели делать, когда огонь был редкой и драгоценной находкой.

Как это ни странно, самый древний способ добывания огня сохранился до нашего времени. Первобытные люди добывали огонь трением одной деревянной палочки о другую. Мы тоже добываем огонь трением – спички о коробок. Но разница есть, и очень большая. Зажечь спичку дело одного мгновения, а чтобы зажечь кусок дерева даже очень сухого, нужно повозиться минут пять, а то и больше. Да и уметь надо. Спичку всякий зажжет, а попробуйте добыть огонь по первобытному способу. Я сильно сомневаюсь, чтобы у вас что-нибудь вышло.

Люди отличаются от животных: они обладают разумом, общаются с помощью речи и создают произведения искусства. В древности люди пытались объяснить отличие человека от всех других живых существ тем, что высшая божественная сила создала их особенными. Например, в Библии – священной книге иудеев и христиан – говорится, что бог создал человека по своему образу и подобию….

В течение многих тысяч лет предки древних людей передвигались так же, как и обезьяны, – на четырех конечностях Около двух с половиной миллионов лет назад небольшая группа человекоподобных существ научилась ходить выпрямившись, на двух ногах. Они образовали особый вид, который ученые по-латыни называют Homo erectus — «человек прямоходящий» Благодаря умению ходить на двух ногах у…

Люси – это имя, которое ученые дали австралопитеку, скелет которого был обнаружен при раскопках. Изучением останков первобытных людей занимаются палеонтологи и археологи. Их исследования помогают восстановить долгую историю постепенного превращения древних человекоподобных существ в современного человека Этих предков современных людей также называют гоминидами. В частности, к гоминидам относятся и австралопитеки, такие как Люси. Люси жила…

В основном наши предки питались дикими плодами, корнями и семенами растений. Однако некоторые группы людей научились охотиться и ловить рыбу. Охота и рыбная ловля были не только источником пищи: благодаря им люди добывали кости, зубы и шкуры животных для изготовления одежды и инструментов. Первобытные люди охотились на травоядных животных: на мамонтов, бизонов, оленей, лошадей т….

Первобытные люди жили небольшими группами, охотились и работали вместе. Чтобы совместная охота была успешной, им необходимо было согласовывать свои действия, то есть каким-то образом общаться между собой. Многие животные, живущие стаями, обращаются друг к другу при помощи рычания, телодвижений и крика. Однако в процессе эволюции у людей развилась особая система общения — язык, позволявший выражать…

Чтобы определить, как выглядели наши далекие предки, ученые изучают их ископаемые останки – кости и другие органические ткани, со временем превратившиеся в камень. Существуют разные методы для определения возраста этих останков: пробы на содержание в них радиоактивных элементов; изучение состава почвы и горных пород в месте, где они были обнаружены; биологический анализ найденной рядом с…

Многие находки окаменевших останков или следов деятельности доисторических людей были совершенно случайными. Но некоторые из них были результатом долгих целенаправленных поисков, которые вели палеонтологи и археологи. Они изучают строение почвы и определяют время образования различных ее слоев, ищут места, где миллионы лет назад протекали реки, — все эти данные помогают им определить, насколько вероятно обнаружить…

Добрых полтора миллиона лет назад человек укротил огонь. Это было, пожалуй, самое выдающееся событие в истории человечества: огонь давал свет и тепло, отгонял диких зверей и делал мясо вкуснее. Он был великим волшебником: вел от дикости к цивилизации, от природы к культуре.

История развития человечества – это история выживания людей в окружающем мире. Можно долго спорить о том, что является первопричиной или движущей силой развития человеческой цивилизации, но несомненно то, что она тесно связана со стремлением человека комфортно адаптироваться к окружающей среде. Осторожность, ощущение опасности, стремление избежать гибели присущи не только человеку, но и другим обитателям планеты Земля. Животные тоже имеют некоторые первоначальные сведения о свойствах окружающих тел. О том, что камни острые, огонь горячий, вода жидкая и т. д., животные, так же как дети, «узнают» из опыта. Но вот способность применить, например, острый камень для обработки другого камня или палки, т. е. целесообразно соединить в процессе труда известные свойства орудий и сырья, – это исключительно человеческое качество. Такие качества выработались в людях и проявляются ими сознательно, а также заложены в их подсознание в виде инстинктов. Человек на Земле обрёл превосходство над животными благодаря тому, что сумел быстрее адаптироваться к окружающей среде, к изменениям в природе и использовать природные силы на свою пользу.

Нас интересует не просто история развития человека как биологического вида, но то, как человек овладел миром природы и создал совсем новый мир – мир энергетической техники.

Мы не знаем, когда конкретно произошло, может быть, самое великое событие на миллионолетнем пути превращения древнего нашего предка в современного человека – то, что люди овладели огнем и научились добывать его. Благоговейно склонял первобытный человек свои колени перед природой (рис. 2.1). Но подчинив себе огонь – одну из самых грозных стихийных сил, сделав его послушным орудием своей жизни еще на очень ранней ступени развития, человек почувствовал себя не рабом природы, а её равным партнером.

Первым огнем, которым пользовался для своих нужд первобытный человек, был огонь небесный. На это указывают легенды и мифы почти всех народов мира, их персонажи – Гефест греков, Прометей, феникс древних римлян, ведический бог Агни индусов, жар-птица североамериканских индейцев. Во всех этих созданиях народной фантазии ярко отражается взгляд на огонь как на элемент небесного происхождения. Молния вызвала огонь на земле, хотя возможно, что кое-где человек познакомился с огнем и его применением при вулканических извержениях.

В жизни первобытного человека огонь играл важнейшую роль – он был его лучшим помощником. Огонь согревал его и защищал от зимней стужи, огонь делал его пищу съедобной и более вкусной, огонь светил ему в темные вечерние и утренние часы, особенно в длинные зимние месяцы, огнем он обжигал свою глиняную посуду и утварь, к нему человек прибегал для выделки металлических инструментов и оружия, огнем костров он ночью отгонял от своего жилья диких зверей.


Овладение огнем сделало человека неизмеримо сильнее. Люди огню поклонялись, как божеству (рис. 2.2), его хранили веками, ведь сначала добывать огонь человек не умел, он зажигал его от другого огня – во время лесных пожаров или извержений вулканов. Можно предполагать, что наиболее стабильными источниками огня были вулканы, вернее, целые вулканические зоны. Интенсивная вулканическая деятельность на Земле в рамках антропогена совпадает с ранними этапами древнего палеолита. Она почти в десять раз превосходила по мощности и количеству очагов вулканическую деятельность нашей эпохи.

Другими, но менее важными источниками огня в природе были лесные (рис. 2.3) и степные пожары, самовозгорание вследствие деятельности микроорганизмов, возгорание деревьев от удара молнии, а также вечное пламя естественных газовых скважин, являющееся наиболее стабильным источником огня в областях, богатых залежами нефти.

И все же самым верным источником огня в период, когда им уже умели пользоваться, но еще не умели его добывать, была передача его от человека к человеку.

Огонь играл общественную роль, содействуя сближению диких человеческих групп (рис. 2.4). Необходимость в огне толкала на поиски одних групп другими, вела к взаимопомощи и объединению. Древние первобытные люди часто устраивали свои стоянки вблизи оврага или высокого берега реки (рис. 2.5). Меняя стоянку, первобытные люди переносили с собой горящие головни или тлеющие угли. Перенос огня позднее стал обычаем, соблюдавшимся долгое время потомками первобытных людей. Его наблюдали путешественники XVIII и XIX веков в Австралии, Америке, Африке, Полинезии.

Как давно человек впервые окунул фитиль в заполненную животным жиром плошку, превратив ее в светильник, сказать невозможно, но выдолбленные из мела или песчаника примитивные лампы датируются учеными примерно 80 000 г. до н.э. В Ираке были найдены керамические светильники возрастом около 10 000 лет.

Библия свидетельствует, что изготовленные из того же животного жира свечи горели в храме Соломона еще в Х веке до н.э. С тех пор без них не обходилось ни одно богослужение, но широкое применение в быту они нашли только в эпоху средневековья.

Минимальный жизненный уровень, при котором поддерживается работа сердца, легких, минимум пищеварения, требует определенного количества энергии. В холодную погоду на нагревание тела нужно несколько больше энергии. Ходьба и другая умеренная деятельность предъявляют дополнительные требования, а усиленные упражнения требуют ещё больше энергии. При тяжелой физической работе мы должны потреблять гораздо большее количество пищи, чем это необходимо для самой работы, ибо КПД нашего тела составляет только около 25%, а остальные 75% тратятся на теплоту.

Для поддержания минимального жизненного уровня здорового человека необходимо около 2 килокалорий в день; плавание или футбол требуют дополнительно 0,5 килокалории в час, а при восьмичасовой тяжелой физической работе требуются ещё 2 килокалории в день.

Умственный труд требует очень небольших немедленных затрат энергии – ум искусен, но, повидимому, не жаден.


Такой же обычай наблюдали ранние путешественники, странствуя по Америке после ее открытия. Североамериканские индейцы поддерживали неугасимые костры у входа в свои хижины, а при переходах носили с собой тлеющий трут. Как ни далеко то время, когда жили первобытные люди, но в сказаниях древних культурных народов, в некоторых обычаях и обрядах сохранились смутные воспоминания о поддержании неугасимых костров. Ведя раскопки в пещере Чжоу-Коу-дянь близ Пекина, археологи обнаружили следы костра, который горел непрерывно на одном и том же месте пятьсот тысяч лет, а, например, в древнем Риме женщины-жрицы поддерживали неугасимый огонь на алтаре богини Весты, хотя истинный смысл этого обычая был давно забыт. И в современных христианских храмах горят «неугасимые» лампады, причем верующие, поддерживающие в них огонь, не подозревают, что повторяют потерявший смысл обычай наших далеких предков, которым огонь казался чем-то таинственным и непонятным.

Период естественного огня, получаемого из природы и поддерживаемого в очагах, был, вероятно, весьма длительным.

Так как небо не всегда предоставляло в распоряжение человека свой огонь, то, естественно, он задумал вызывать его сам. И вот новое великое открытие, первый шаг к овладению силами природы – человек сам научился добывать себе различными путями этот благодетельный дар. И здесь, опять-таки, наставницею явилась природа.

Возможно, что толчок к изобретению первого огневища, какое и теперь иногда встречается у народов, стоящих на низшей ступени культуры, дало наблюдение, показавшее, что некоторые камни при ударе об известные предметы высекают искры. Для добывания огня высеканием искры у первобытных людей имелись специальные приспособления. Подтверждением этого служат находки приспособлений своеобразной формы, изготовленных из толстых призматических камней, найденные при раскопках жилищ и гробниц рядом с кусками выветрившегося серного колчедана, которые и представляли собой не что иное, как древние огневища. Ударным камнем для этих огневищ служили толстые призматические ножи, края которых умышленно делались шероховатыми. В позднейших огневищах огонь получался таким образом: кремень, покоящийся в одной руке, отрывает от скользящего по нему продольным краем огнива (впоследствии кремень заменили куском стали) мельчайшие частички, которые, окисляясь при своем прохождении в воздухе, накаливаются и воспламеняют подставленный сухой мох, трут и др.

Этот способ употреблялся преимущественно в странах с засушливым климатом, где влажность атмосферы минимальна. Очень малая и короткая искра, возникающая от удара кремня о кремень, весьма чувствительна к состоянию атмосферы. Правда, имеются указания на добывание огня таким способом и в тропических странах. Например, по свидетельству этнографов, добывание огня путем удара кремня о кремень существует у охотничье-земледельческих групп ягуа, обитающих и сейчас в верховьях Амазонки. Добывают огонь мужчины, а женщины носят топливо и поддерживают пламя в очаге. Процесс высекания очень трудный и требует при благоприятных условиях от получаса до часа времени. Этнографы отмечают, что, когда дерево затлеет, пламя раздувают веером из хвостовых перьев дикого индюка. Люди ягуа всячески избегают добывать огонь таким способом и пользуются головешками из очагов соседей или из общественного очага, постоянно поддерживаемого в родовом доме с особой заботой. По утрам оттуда женщины выносят головешки для своих очагов. Охотники во время походов берут с собой огонь, зажигая долготлеющие палочки длиной от 35 до 45 см и 1 см в диаметре.

Огниво в его «классическом» воплощении появилось намного позже, когда стало известно железо. Почти не изменяясь, оно просуществовало много веков. Даже в современной газовой зажигалке до сих пор используется принцип огнива. Лишь электрозажигалки самых последних лет порывают с тысячелетней традицией: искра в них не механического происхождения, а электрического.

Другим способом добывания огня в древние времена служило трение. Один из первобытных людей, сидя на земле, быстро вращал между ладонями сухую палку, упирая ее конец в сухое дерево (рис. 2.6). От нажима в дереве высверливалось углубление, в котором накоплялся древесный порошок. Наконец, порошок загорался, а от него уже легко было поджечь сухую траву и развести костер. Если по недосмотру огонь угасал, то

его добывали снова тем же способом – трением друг о друга кусков сухого дерева.

При добывании огня трением дерева о дерево возможно использование трех способов: пиления, вспахивания («огневой плуг») и сверления. О добывании огня способами пиления и вспахивания было известно из этнографических данных, относящихся к Австралии, Океании и Индонезии. Добывание огня этими способами известно у многих отсталых народов, в том числе у негритосов о. Люсон, использующих две половинки расщепленного бамбука, у австралийцев, применяющих две палочки или щит и копьеметалку. К способу пиления можно отнести и добывание огня у племени кукукуку и у мбовамбов (Новая Гвинея), которые пользовались гибкой лучиной, снятой с верхнего слоя бамбука.

При хождении по лесу в ночное время люди племени куку-куку брали с собой факел из бамбука длиной до 3 м. Верхние секции бамбука были наполнены смолой араукарии. Факел горел несколько часов.

Что касается способа «огневого плуга», применяемого у океанийцев, то здесь, вероятно, получение огня связано с особым видом древесины. Ботаники указывают на древовидное растение из семейства мареновых (Cuettarda uruguensis), способное давать искру через 2–3 мин.

Вращением стержня между ладонями добывали огонь австралийцы, индейцы Южной Америки и другие народы, что засвидетельствовано наблюдениями этнографов. И если судить по этим свидетельствам, добывание огня вращением стержня между ладонями производилось одним, двумя и даже тремя мужчинами. Ладони в процессе быстрого вращения стержня сильно нагревались, руки уставали. Поэтому первый человек, начинающий вращать стержень, передавал его второму, а если был третий, он принимал стержень у второго и передавал первому. Такая передача стержня от одного человека к другому объясняется еще и тем, что в процессе вращения стержня руки быстро скользили с верхнего конца вниз вследствие необходимости с силой прижимать стержень к древесине. Переместить руки с нижнего конца кверху было невозможно без остановки вращения. Непрерывность вращения стержня, необходимая для нагревания рабочего конца, достигалась коллективными усилиями.

Опытные мастера в сухую погоду работали в одиночку. Весь процесс добывания огня занимал не более одной минуты, хотя в течение этого времени человек, если он работал один, вращал стержень с предельным напряжением. Нижняя палочка или планка придавливалась к земле ногой. У индейцев племени шингу воспламеняющимся веществом часто служили волокно коры пальмового дерева, сухая трава или листья, губчатая ткань растений.

Получение огня сверлением было трудным делом для неопытного человека. Поэтому индейцы чаще всего носили с собой долготлеющие головешки. Во время рыбной ловли они брали в лодки гнилые чурбаны, способные тлеть один-два дня. Хорошо тлеющим веществом считалась древесная мука. Для переноски огня с помощью древесной муки использовался кусок тростника с отверстиями, которым махали время от времени. В местах, где обычно располагались охотничьи лагеря, заранее собирались и хранились в укромных уголках сухое дерево и воспламеняющиеся вещества.

Более совершенным считается метод получения огня сверлением с помощью лучка (рис.2.7, а, б ). С внешней стороны процесс возгорания при сверлении лучком выглядит следующим образом. Вначале появляются клубы дыма. Затем можно наблюдать, как вокруг быстро вращающегося сверла начинает накапливаться древесный порошок шоколадного цвета. Отдельные частицы этого порошка, увлекаемые быстрым движением, выбрасываются дальше. Можно отчетливо видеть, как они падают, дымясь, хотя искр не видно.

Очаг горения возникает не под сверлом, где развивается высокая температура, так как там нет воздуха, и не вокруг сверла, а возле боковой прорези, где накапливается кучкой горячий порошок, куда свободно поступает воздух и поддерживает горение (рис. 2.7, в3д ). Кучка порошка продолжает дымиться даже тогда, когда прекращается сверление. Это верный признак горения. Под черным слоем порошка сохраняется очажок из раскаленных пламенеющих угольков. Очаг горения сохраняется минут 10–15. От него можно спокойно зажигать любое воспламеняющееся вещество – тонкую бересту, сухой мох, паклю, древесные стружки и пр.

Таким образом, рассматривая использование и добывание огня, ученые считают, что в течение всего древнего и среднего палеолита огонь получался от естественных источников и постоянно поддерживался в очагах. Передача огня от одной группы охотников-собирателей к другой в критические моменты являлась важнейшим средством поддержания неугасимости огня в границах обитаемого ареала, природа которого не была богата естественными источниками. Обмен огнем играл огромную роль в социальных контактах этого древнейшего периода. Искусственное добывание огня возникло, вероятно, в позднем палеолите в трех технических вариантах: трением дерева о дерево, высеканием искр ударами камня о камень и пилением дерева о дерево.

Умение добывать огонь впервые доставило человеку господство над определенной силой природы. Огонь послужил наряду с механическими орудиями труда могучим средством развития интеллекта, возникновения предусмотрительных действий, рассчитанных на ближайшее будущее. Огонь положил основу человеческому хозяйству, поставив человека в условия постоянной деятельности, активности и напряжения. Его нельзя было отложить в сторону и забыть хотя бы на время, как можно было поступить с любым предметом, в том числе с каменными орудиями. Огонь надо было поддерживать, чтобы он не погас. За ним надо было следить, чтобы он не воспламенил другие предметы. С огнем человеку необходимо было всегда держать себя настороже: не прикасаться руками, беречь от ветра и дождя, регулировать пламя, запасать сухое топливо и делать многое другое. В результате должно было возникнуть разделение труда между женщиной и мужчиной. Женщина, связанная с жилищем функциями деторождения, выращивания и воспитания детей, оказалась главной хранительницей огня, основательницей домашнего хозяйства.

Огонь стал основой жилища, а также источником тепла и света, средством для приготовления пищи, защитой от хищников. Он служил средством обработки деревянных орудий путем обжигания их для придания твердости и облегчения работы, орудием охоты. Огонь дал человеку возможность заселять различные широты земного шара. Недаром все народы на какой-то стадии своего развития прошли период огнепоклонства, почти в каждой религии одним из самых могущественных богов был бог огня.

Как видим, значение огня было велико не только для культурного прогресса человечества; он сыграл большую роль и в самом процессе становления человека. Сначала его применяли для согревания и освещения и лишь потом стали использовать для приготовления пищи. Как доказали ученые, это постепенно изменило и внешний вид человека, и энергетику человеческого организма, сделав её мощнее, чем у любого другого млекопитающего. Подсчитано, что высшее млекопитающее расходует за жизнь приблизительно 125 тысяч килокалорий на килограмм веса, а современный человек – в шесть раз больше, примерно 750 тысяч килокалорий на килограмм веса.

Все дальнейшие завоевания культуры, техники и хозяйствования обязаны комплексному использованию огня. Керамическое производство, металлургия, стекловарение, паровые машины, химическая промышленность, механический транспорт, наконец ядерная энергетика есть результат применения высоких и сверхвысоких температур, то есть результат использования огня на более высокой, качественно отличной технической основе.

Зажигательные спички впервые появились только в начале 30-х годов XIX столетия. Первоначально они представляли собой длинные деревянные палочки с головкой на конце, изготовленной из смеси сахарного порошка с бертолетовой солью. Конец такой спички опускался в банку с серной кислотой, отчего спичка и зажигалась. В 1835 году австрийский студент Ирини изобрел спичку, загорающуюся от трения. Головка спички покрывалась сначала серой, после чего её опускали в особую массу, содержащую в своём составе легко воспламеняющийся фосфор. Для зажигания такой спички достаточно чиркнуть ею о любую стену или иной шероховатый предмет. Свое изобретение Ирини продал за бесценок (100 гульденов) богатому фабриканту Рёмеру, очень быстро нажившему на изготовлении спичек громадное состояние. Спустя 13 лет после изобретения Ирини немецкий ученый Беттер стал изготовлять массу для спичечных головок из смеси бертолетовой соли и перекиси марганца. Такие спички воспламеняются от трения о бумажку, покрытую красным фосфором, смешанным с клеем. Впервые изобретение Беттера стало применяться в Швеции, а подобные спички получили название «шведских».

Что мы знаем о времени начала использования огня древним человеком? Научно не обоснованные мифы о поддержании огня австралопитеками. Где был найден древний огонь? Параллельное существование стоянок со следами использования огня и без таковых, начиная с древних Homo 1 700 000 лет назад и вплоть до неандертальцев 30 000 лет назад. Как древние люди умели обходиться без огня даже в самых суровых условиях? Когда и с помощью каких методов научились самостоятельно разводить первобытный огонь? Как Homo sapiens стали полностью зависеть от него? Рассказывает Станислав Дробышевский , антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, научный редактор портала ANTROPOGENEZ.RU: эволюция человека из первых рук .

«Одно из великих достижений человечества – это умение пользоваться огнём. Современные люди, все без исключения, во всех культурах, все народы, все племена, какие бы дикие, примитивные и первобытные они ни были, умеют пользоваться огнём, знают огонь и, более того, зависимы от огня. Никто не живёт без огня, и самые наидичайшие племена знают несколько способов его добывания.

Возникает вопрос – как давно возникла наша жёсткая привязка к этому явлению? Если посмотреть вдаль, то можно увидеть, что у австралопитеков ничего такого не было. Были предположения, что австралопитеки Макапансгата пользовались огнём, потому что в пещере Макапансгат были найдены какие-то чёрные обугленные кости, и камни какие-то вроде бы обугленные, и прослои какие-то вроде бы обугленные. Но потом было доказано, что это окислы какого-то там марганца или магния, чего-то чисто геологического, и к огню никакого отношения не имеющее.

Много было сказано про следы огня в пещере Чжоукоудянь под Пекином. Это одна из самых баянистых тем, когда ещё с 1929 по 1936 годы там были найдены прослойки пепла в трёх слоях толщиной до шести метров. Из чего был сделан вывод, что тамошние древние умели использовать огонь, но не умели его добывать. И, боясь, что он потухнет, подкидывали туда дровишки в течение буквально десятков или чуть ли не сотен тысяч лет, потому что по срокам от нижних слоёв до верхних получается разброс в триста тысяч лет. Понятно, что это у них не пепел торчал там столбом посреди пещеры до потолка, ведь это же все окрестные отложения должны так заполняться. И на эту тему – синантропов, подкидывающих дровишки без конца – было придумано много чего: что у них было разделение труда, что женщины – хранительницы очага, матриархат даже был приплетён, и чего только ни было.

Однако всё это оказалось не так. Потому что, несмотря на то, что в Чжоукоудяне есть следы огня, есть обугленные камни и обугленные кости, но вот эти громадные толщи пепла – это не пепел, а перегнивший ил, который просто замывало в трещины и в отложения, когда там уже никто не жил. Когда вся пещера была забита отложениями, в ней возникали промывы, и сверху с вершины холма туда замывало перегной, и он перегнивал. В итоге получалась такая ерунда, похожая на пепел, потому что это углерод из растений. А углерод – он и есть углерод.

Если обратиться к реальности, не той, что придумали философы, а как обстояло на самом деле, получается, что наиболее древние следы использования огня относятся ко времени порядка 1 700 000 лет назад. Это почти заря рода Homo. Не самая заря, конечно, всё-таки род Homo чуть древнее, может, даже на миллион лет, но тем не менее. Следы найдены в разных местах. Есть стоянки в Африке, например, в Кооби-Фора. И в последующем от 1 700 000 лет и дальше эти следы обнаруживаются везде. К примеру, на Кавказе стоянка Айникаб. Также в Африке есть пещеры и в Европе.

Вместе с тем есть места, где следов использования огня нет. Например, в пещере Сима дель Элефанте (Испания), это самая древняя точка обнаружения людей в Европе с датировкой 1 300 000 лет, там есть отложения с орудиями, но нет никаких кострищ, обожжённых камней и обожжённых костей. Однако есть челюсть с зубами, изолированный зуб человека, по которому был сделан анализ зубного камня. И с этого зубного камня было получено много всего интересного. Например, на нём обнаружено использование зерновых в пищу, но нет частиц дыма, которые обнаруживаются, на зубах более поздних неандертальцев, и нет никаких следов приготовленной на огне пищи. Вся пища сырая. Из чего мы делаем вывод, что люди в Сима дель Элефанте огня не знали. Причём, это 1 300 000 лет, когда в других местах уже давно знали»…

Огонь был первой силой природы, покоренной человеком. Покорение огня окончательно оторвало человека от животного царства и сыграло величайшую роль в истории человечества.

Древний период человеческой истории, низшая ступень дикости, протекал еще без знания огня. На этой ступени развития находился, вероятно, питекантроп.

Однако очень рано, в конце низшей ступени дикости и в начале средней ступени дикости, человек знакомится с огнем и начинает широко его использовать. Памятниками этого являются известное местонахождение синантропа, а также некоторые стоянки Западной Европы, относящиеся к шелльскому времени.

Трудно предположить, что в эту эпоху человек уже умел искусственно добывать огонь. Древнейший период в истории овладения человека огнем - это период использования естественного огня, непрерывного поддерживания его и переноса его с места на место.

Современные племена дикарей хотя и умеют добывать огонь, но избегают это делать. Они предпочитают поддерживать в стойбище неугасимый огонь, при перекочевках переносить огонь с места на место, а в том случае, если огонь потухнет, одалживать его у соседей. Это является пережитком длительного периода, в течение которого люди знали огонь, но не умели его добывать. Из всех племен земли только одни андаманцы еще в XIX в. находились на стадии поддерживания и использования огня. Им не были известны способы искусственного добывания огня. Пережитки же этой стадии развития сохранились в культе и мифологии („неугасимый огонь») у очень многих племен и народов земли. Знаменитый миф о Прометее повествует не об обучении человека способам добывания огня, а о переносе огня. Таким образом миф о Прометее отражает ту стадию, которая предшествует открытию добывания огня.

Памятником стадии использования естественного огня является местонахождение синантропа, которое может быть отнесено к концу низшей ступени дикости и которое дало большие скопления золы. Сюда же относятся стоянки Шпихерн и Бурбах во Франции, давшие следы костров вместе с остатками теплолюбивой шелльской фауны (гиппопотам, древний слон и др.), стоянка Лайтенерберг в Богемии, давшая следы костров вместе с костями этруского носорога и махай- рода, грот Обсерватория близ Ментоны и другие памятники. Все они могут быть отнесены к шелльскому времени, к самому началу средней ступени дикости.

В эту эпоху человек мог пользоваться огнем, получившимся в результате лесных пожаров или же вулканических извержений. Напомним, что в начале плейстоцена вулканическая деятельность была развита гораздо сильнее, чем в настоящее время.

Если в стоянках шелльского времени остатки углей и костров появляются в виде исключения, то в мустьерских стоянках уже, как правило, находят скопления древесного и костного угля, а иногда и специально вырытые в земле очаги (яркий пример этого дает Чокурча). Можно предположить, что неандертальцы, хорошо овладевшие огнем и систематически его применявшие, уже умели его искусственно добывать. В верхнем палеолите человек овладевает огнем еще в большей степени. Увеличиваются скопления золы и угля, находимые в верхнепалеолитических стоянках. Совершенствуется устройство очагов, увеличивается их количество, появляются ямы-печи, каменные светильники, а также постоянные прочные жилища как показатель оседлости. В неолите процесс овладения огнем и увеличения его хозяйственного значения идет еще дальше. Несомненно, с этим процессом было связано расселение человечества по поверхности земли, а также расширение источников питания человечества (рыба, растительная пища и т. д.). Развитие того и другого можно констатировать на протяжении всего палеолита и неолита.

Каковы же были древнейшие способы добывания огня, появившиеся у неандертальцев мустьерской эпохи, и как они возникли? Во время археологических раскопок не удается обнаружить остатки несомненных древнейших орудий для добывания огня. Для того чтобы их гипотетически восстановить, нам придется дать обзор способов добывания, огня, бытующих у современных примитивных племен.

Таких способов несколько: 1) выскабливание огня (огневой плуг), 2) выпиливание огня (огневая пила), 3) высверливание огня (огневое сверло), 4) высекание огня, 5) получение огня сжатием воздуха (огневой насос).

Выскабливание (выпахивание) огня производится с помощью деревянной палочки, которую водят, сильно нажимая по лежащей на земле деревянной дощечке или палочке. В результате такого скобления получаются тонкие стружки или древесный порошок; они нагреваются (вследствие трения дерева о дерево возникает теплота) и начинают тлеть. Их присоединяют к легковоспламеняющемуся труту и раздувают в пламя. Выскабливание огня имеет довольно ограниченное распространение. Больше всего оно распространено в Полинезии. Изредка этот способ встречается у папуасов, австралийцев, тасманийцев и у некоторых примитивных племен Индии и Центральной Африки; но всюду здесь преобладает высверливание огня.

Огневая пила примыкает к огневому плугу, но деревянная дощечка, пилится или скоблится не вдоль ее волокон, а поперек. При пилении также получается древесный порошок, который начинает тлеть. Выпиливание огня широко распространено у австралийцев, а также известно в Новой Гвинее, на Филиппинских островах, в Индонезии и в некоторых местах Индии и Западной Африки. Иногда дерево пилится не ножом из твердого дерева, а гибким растительным шнуром.

Наиболее распространенным способом добывания огня является его высверливание. Этот способ широко распространен в Азии, Африке, Америке и Австралии. В виде пережитков, связанных с культом, он сохранился в Европе до самого последнего времени. Огневое сверло состоит из деревянной палочки, которой сверлят лежащую на земле деревянную же палочку или дощечку. В результате сверления очень быстро в углублении на нижней дощечке появляется дымящийся и тлеющий древесный порошок, который высыпается на трут и раздувается в пламя. Простейшее огневое сверло приводится во вращение ладонями обеих рук. Значительным усовершенствованием является присоединение к нему упора сверху и ремня, охватывающего сверло. Ремень попеременно тянут за оба конца, приводя сверло во вращение. Если концы ремня привязаны к концам деревянного или костяного лука, то появляется уже более совершенное лучковое сверло.

Наконец, дальнейшее усовершенствование огневого сверла заключается в появлении сверла-насоса или дриля.

В то время как простейшее огневое сверло очень широко распространено у самых примитивных племен, усложненное сверло с ремнем и луком встречается лишь у племен с относительно развитой техникой, находящихся, как правило, на ступени варварства.

Высекание огня может производиться ударом кремня о кусок железной руды (серный колчедан, иначе - пирит) и ударом кремня о железо или сталь. В результате удара получаются искры, которые падают на трут и воспламеняют его. Первый способ имеет очень ограниченное распространение. Он описан у айнов, эскимосов, некоторых племен североамериканских индейцев и у огнеземельцев. Существовал этот способ также у древних греков и римлян. Высекание огня ударом кремня о железо или о сталь относится уже к развитой технике и возникает очень поздно.

Добывание огня сжатием воздуха (огневой насос) - специфический, довольно совершенный и очень мало распространенный способ. Он описан в некоторых местах Индии и Индонезии.

Какой же из описанных выше способов добывания огня является древнейшим?

Представление о том, что, обрабатывая кремень, палеолитические люди научились высекать из кремня искры и таким путем стали добывать огонь, не соответствует действительности. Высечь искры ударом кремня о кремень и затем разжечь получившиеся таким путем искры в пламя почти невозможно. Всюду, где огонь высекают из кремня, его высекают ударом кремня о пирит. Но и этот способ нельзя считать древнейшим. Характерно, что в настоящее время он очень мало распространен и что из примитивных племен охотников-собирателей им пользуются только огнеземельцы. Да и последние вынуждены к нему прибегать, вероятно, лишь потому, что влажная насыщенная парами атмосфера Огненной земли не дает возможности получить огонь трением дерева о дерево. Если бы высекание огня было обычным способом в палеолите, то в палеолитических стоянках часто встречались бы находки кусков пирита, с помощью которых огонь высекался. Между тем, такие находки в палеолитических стоянках почти совершенно отсутствуют (исключение составляют верхнепалеолитические слои пещеры Шале в Бельгии и пещеры Лез-Эйзи во Франции).

Об относительно позднем появлении высекания огня свидетельствует и то, что многие народы, которые добывали или добывают огонь исключительно высеканием, все же сохраняют в качестве связанного с культом и с религией пережитка добывание огня трением дерева о дерево.

„Долго спустя после того, как люди ознакомились с другими способами получения огня, всякий священный огонь должен был у большинства народов добываться путем трения. Еще и поныне, согласно народному поверию большинства европейских стран, чудотворный огонь (например у нас огонь для заклинаний против поветрия на животных) может быть зажжен при помощи трения. Таким образом еще и в наше время благодарная память о первой победе человека над природой продолжает полубессознательно жить в народном суеверии, в остатках языческо- мифологических воспоминаний у образованнейших народов на земле».

Если мы, вследствие всего сказанного, признаем, что древнейшим способом добывания огня, появившимся еще в палеолите, было трение дерева о дерево, то нам остается выяснить, какой из снарядов для добывания огня появился прежде других - огневой плуг, пила или сверло.

Многие исследователи, исходя из широкого распространения, в том числе среди наиболее примитивных племен, огневого сверла, считают древнейшим способом добывания огня сверление. Наиболее подробно эта точка зрения развита Карлом Штейненом. Однако само сверление, как технический прием, возникает у первобытного человека не сразу. Оно появляется не раньше начала верхнего палеолита. А не зная сверления, неандертальский человек не мог изобрести и огневого сверла.

Вероятно, наиболее древним и примитивным приемом, доступным еще неандертальскому человеку, было выскабливание огня с помощью огневого плуга. Характерно то, что этот способ распространен, главным образом, на островах Тихого Океана, в Тасмании и в Австралии, т. е. в изолированных областях, где в меньшей мере имели место заимствования и обмен техническими достижениями. Раз возникнув, этот способ удержался здесь надолго, не будучи вытеснен каким-либо другим. Характерно и то, что этот способ существовал у тасманийцев и австралийцев - наиболее примитивных из племен земли, живших в XIX в.

В пользу наиболее древнего появления выскабливания огня свидетельствует и то, что у некоторых австралийских племен, добывающих огонь высверливанием, в легендах описывается добывание огня с помощью выскабливания.

Обработка дерева, изготовление деревянных орудий, несомненно, практиковалась неандертальцем. Дерево могли обрабатывать как с помощью каменных орудий, так и с помощью ножей и скребел из более твердых пород дерева. В результате такого резания, пиления и скобления дерева примитивными методами человек мог заметить возникающие дым, запах, тепло, тление, а затем и воспламенение стружек и опилок Возможно, что стружки и опилки также специально изготовлялись для сохранения и переноса огня, и в процессе их изготовления человек подошел к искусственному добыванию огня.

Выпиливание огня, распространенное в настоящее время у австралийцев, также могло возникнуть у неандертальского человека одновременно с выскабливанием огня. Как и выскабливание огня, выпиливание развилось, вероятно, из техники обработки дерева.

Эти два способа добывания огня можно считать древнейшими. Их возникновение было подготовлено как развитием техники обработки дерева, так и предшествующей им стадией использования и сбережения естественного огня. Слабо тлеющие стружки и опилки, получающиеся при обработке дерева, можно было раздуть в пламя лишь при наличии хорошего трута. А трут - это важнейшее достижение стадии использования огня.

В верхнем палеолите возникает сверление кости, а в некоторых случаях и камня. Несомненно существовало и сверление дерева, а следовательно, появилось и огневое сверло в его простейшей форме, приводимое в действие ладонями рук. Некоторые авторы (Соллас) выдвигают предположение, что сверло с луком появилось уже в конце верхнего палеолита, в мадленскую эпоху. Это предположение является очень заманчивым. Если допустить, что сверло с луком возникло в верхнем палеолите, то тем самым разъяснилось бы происхождение лука и стрел, возникающих как раз на рубеже палеолита и неолита. Однако нужно иметь в виду, что лучковое сверло существует лишь у современных племен, находящихся на ступени варварства. Племена эти по уровню развития своей культуры значительно выше палеолитических людей.

В неолите, в связи с развитием всей техники, в частности техники обработки камня и кости, развиваются и способы добывания огня. Лучковое сверло, несомненно применявшееся в позднем неолите для сверления камня, вероятно, применялось и для добывания огня. Разумеется, это усовершенствованное сверло появилось не всюду (и в настоящее время оно имеет ограниченное распространение) и сосуществовало со старыми, более примитивными способами добывания огня.

В неолите и в эпоху бронзы развивается и высекание огня путем удара кремнем или кварцитом о кусок серного колчедана. Об этом свидетельствуют сделанные в ряде памятников неолита и эпохи бронзы находки кусков кремня или кварцита вместе с кусками серного колчедана и с остатками трута. Такие находки, в частности, были сделаны в Маглемозе, в стоянках и погребениях Скандинавии и швейцарских и североитальянских свайных поселениях.

Впоследствии, в связи с развитием обработки железа, появляются и получают повсеместное распространение железные огнива, только к середине XIX в. вытесняемые спичками.

Так прослеживается в основных чертах развитие способов добывания огня в первобытном обществе. Однако у отдельных племен могла быть и иная последовательность приемов добывания огня. Так, одно из примитивных племен индейцев Южной Америки (Bwiha в Парагвае) добывает огонь с помощью трения дерева. Однако термин, обозначающий на языке этого племени добывание огня, происходит от слов „высекания ударом”. 3

Использование огня - огромное завоевание древнейшего человека. С помощью огня древнейшие люди могли защищать стоянки от холода, обрабатывать пищу. Все находки очагов со следами огня были сделаны в среднем плейстоцене . Так, у питекантропов следы огня не найдены, а синантропы уже умели сохранять и использовать огонь. Вполне возможно, что освоение огня происходило случайно в экстремальных ситуациях, например, когда молния ударяла в сухое дерево. Когда огонь угасал, люди еще не могли его сохранить и тем более добывать. Расселение Homo erectus на значительную территорию из тропической зоны было бы невозможным без использования огня. Огонь отпугивал хищников. Мясо, приготовленное на огне, было более усвояемым, уменьшало опасность кишечных инфекций, да и вкусовые его качества были лучше. Вполне возможно, что приготовление пищи на огне также стало следствием случая - кусок добытого мяса мог свалиться в огонь. Таким образом, огонь первоначально использовали для согревания, а уже вторично для приготовления пищи. В огне можно было и обуглить орудия, концы их становились прочнее и острее. В Чжоукоудяне найдены кончики обугленных рогов. Вероятно, уже много позже человек научился высекать огонь оббивкой камня о камень. В пещере Чжоу-Гоу-Тьен, где найдены остатки синантропов и их многочисленные каменные орудия, обнаружены и следы огня: угли, пепел, обгоревшие камни. Очевидно, первые очаги горели более 500 тыс. лет назад. Умение пользоваться огнем позволило сделать пищу более усвояемой. К тому же жареную пищу легче жевать, а это не могло не отразиться на внешнем виде людей: исчезло давление отбора, направленное на поддержание мощного челюстного аппарата. Постепенно зубы начали уменьшаться, нижняя челюсть уже не так выдавалась вперед, массивная костная структура, требовавшаяся для прикрепления мощных жевательных мышц, перестала быть необходимой. Лицо человека постепенно приобретало современные черты.

Огонь не только во много раз расширил источники питания, но и дал человечеству постоянную и надежную защиту от холода и от диких зверей. С появлением огня и очага возникло совершенно новое явление - пространство, строго предназначенное для людей. Собираясь у костра, несущего тепло и безопасность, люди могли изготовлять орудия труда, есть и спать, общаться друг с другом. Постепенно укрепилось ощущение "дома", места, где женщины могли ухаживать за детьми и куда мужчины возвращались с охоты. Огонь сделал человека независимым от климата, позволил расселиться по поверхности Земли, сыграл важнейшую роль в совершенствовании орудий труда. Несмотря на широкое использование огня, человек прямоходящий очень долго не мог научиться добывать его, а может быть, до конца своего существования так и не постиг этого секрета. "Огненные камни", например кремний и железный колчедан, среди культурных остатков человека прямоходящего не найдены.

На этом этапе эволюции человека под контролем естественного отбора продолжают еще находиться многие физические особенности древнейших людей, связанные в первую очередь с развитием мозга и совершенствованием прямохождения. Однако наряду с биологическими факторами эволюции начинают зарождаться новые, социальные закономерности, которые со временем станут главнейшими в существовании человеческого общества.