Памятник солдату освободителю в трептов парке. Памятник воинам советской армии в трептов-парке в берлине

8 мая 1949 г., в Берлине был торжественно открыт памятник Воину-освободителю в Трептов-парке. Этот мемориал был воздвигнут в память о 20 тысячах советских солдат, погибших в боях за освобождение Берлина, и стал одним из самых известных символов Победы в Великой Отечественной войне .

Немногие знают о том, что идеей для создания памятника послужила реальная история и главным героем сюжета стал солдат Николай Масалов, чей подвиг долгие годы был незаслуженно забыт.

Памятник Воину-освободителю в Берлине и его прототип – советский солдат Николай Масалов

Мемориал был воздвигнут на месте захоронения 5 тысяч советских воинов, погибших при взятии столицы фашистской Германии. Наряду с Мамаевым курганом в России это один из самых больших и самых известных из подобных памятников в мире. Решение о его сооружении было принято на Потсдамской конференции через два месяца после завершения войны.

Идеей для композиции памятника послужил реальный сюжет: 26 апреля 1945 г. сержант Николай Масалов во время штурма Берлина вынес из-под обстрела немецкую девочку.

Сам он позже так описывал эти события: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!»

Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов».

Сержант был ранен в ногу, но девочку донес до своих. После Победы Николай Масалов вернулся в село Вознесенка Кемеровской области, затем переехал в г. Тяжин и работал там завхозом в детском саду. О его подвиге вспомнили только спустя 20 лет.

В 1964 г. о Масалове появились первые публикации в прессе, а в 1969 г. ему присвоили звание Почетного гражданина Берлина.

Иван Одарченко – солдат, позировавший скульптору Вучетичу, и памятник Воину-освободителю

Прототипом Воина-освободителя стал Николай Масалов, но позировал скульптору другой солдат – Иван Одарченко из Тамбова, служивший в Берлинской комендатуре. Его Вучетич заприметил в 1947 г. на праздновании Дня физкультурника.

Иван позировал скульптору в течение полугода, а после того, как памятник установили в Трептов-парке, несколько раз стоял в карауле возле него. Говорят, несколько раз к нему подходили люди, удивленные сходством, но рядовой не признался в том, что это сходство совсем не случайно.

После войны он вернулся в Тамбов, где работал на заводе. А спустя 60 лет после открытия памятника в Берлине Иван Одарченко стал прототипом памятника Ветерану в Тамбове.

Памятник Ветерану в тамбовском парке Победы и Иван Одарченко, который стал прототипом памятника

Натурщицей для изваяния девочки на руках у солдата должна была стать немка, но в итоге Вучетичу позировала русская девочка Света – 3-летняя дочь коменданта Берлина генерала Котикова. В первоначальном варианте мемориала воин держал в руках автомат, но его решили заменить на меч.

Он был точной копией меча псковского князя Гавриила, который сражался вместе с Александром Невским, и это было символично: русские воины разгромили немецких рыцарей на Чудском озере, а через несколько столетий одержали над ними победу еще раз.

Работы над мемориалом велись на протяжении трех лет. Архитектор Я. Белопольский и скульптор Е. Вучетич отправили макет памятника в Ленинград, и там была изготовлена 13-метровая фигура Воина-освободителя, весившая 72 тонны.

В Берлин скульптуру переправляли частями. По рассказу Вучетича, после того, как ее привезли из Ленинграда, один из лучших немецких литейщиков осмотрел ее и, не обнаружив изъянов, воскликнул: «Да это же русское чудо!»

Вучетич подготовил два проекта памятника. Изначально в Трептов-парке планировали поставить изваяние Сталина с глобусом в руках как символом покорения мира. В качестве запасного варианта Вучетич предложил скульптуру солдата с девочкой на руках. Сталину представили оба проекта, но одобрил он второй.

Мемориал был торжественно открыт в канун 4-й годовщины Победы над фашизмом, 8 мая 1949 г. В 2003 г. на Потсдамском мосту в Берлине установили табличку в память о совершенном в этом месте подвиге Николая Масалова.

Этот факт был подтвержден документально, хотя очевидцы утверждали, что во время освобождения Берлина таких случаев было несколько десятков. Когда попытались найти ту саму девочку, откликнулось около сотни немецких семей. Документально было подтверждено спасение советскими солдатами около 45 немецких детей.

21 июля 1950. Источник : Деутсчес Бундесарчив ( Герман Федерал Арчиве ), Билд 183- С 99134. Автор фото : Стурм , Хорст

Статуя советского Воина - Освободителя в Тре птов парке , Берлин .

Воин-освободитель - монумент в берлинском Трептов-парке. Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский. Открыт 8 мая 1949 года. Высота - 12 метров.

Центром композиции является фигура советского солдата с опущенным мечом и ребёнком на руках, стоящим на обломках свастики. Считается, что прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области, Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. Создавал Е.В. Вучетич монумент Воина-освободителя с десантника Ивана Одаренко из Тамбова.

Осенью 2003 года скульптура воина была разобрана и отправлена на реставрацию. Весной 2004 года отреставрированная скульптура вернулась на своё прежнее место.

В канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией, 8 мая 1949 года, в Берлине был торжественно открыт памятник советским воинам, павшим смертью храбрых при штурме германской столицы.

Последний оплот фашизма сопротивлялся отчаянно. Штурм был жестоким, многие погибли в сражении. Героев похоронили в центре Берлина, в старинном Трептов-парке.
«Родина не забудет своих героев» вырублено в камне над братской могилой четырех Героев Советского Союза. И как символ Родины скорбно склоняются над гранитной плитой две белые березки. Их привезли сюда из Смоленщины вместе с родной землей. В шепоте их нежной листвы, в трепетании тонких ветвей слышатся звуки родной земли, вечной любви и признательности народа.

Голубоватые седые ели, платаны и липы живой стеною встали по полукругу двух небольших площадей, вбирающих людской поток берлинских улиц. Окаймляющие их борта - скамьи из светлосерого гранита - примыкают к мощным одно-пролетным аркам, открывающим вход на территорию памятника.

Суровы и строги гранитные монолиты арок. Венок и гирлянды из дубовых и лавровых листьев, щиты с орденами, даты и лаконичные надписи - все вырублено как бы из цельного блока и усиливает впечатление монументальности сооружений. Впечатление суровой торжественности не оставляет человека на всем пути до статуи «Мать-Родина».

В неширокой аллейке почти над головой шелестят липы, убегает вдаль светло-серая с черной каймой дорожка... Она ведет на маленькую площадь, где на фоне седых елей четко вырисовывается гранитная фигура женщины, утомленно опустившейся на скамью. В глубокой скорби склонилась на грудь голова, рука словно хочет сдержать затрепетавшее сердце... И, как будто разделяя материнские чувства, склонили к земле свои кудрявые кроны березки, посаженные вокруг площади. Но нет безнадежного отчаяния на лице матери. Оно застыло в предельном напряжении воли, и сильное волнение выдает лишь рука, сжимающая мягкую шаль. Большая душевная сила воплощена в этом образе. Спокойные линии силуэта, плавный поток мягких складок ее простой одежды, удивительная искренность движения и жеста олицетворяют все то светлое, теплое и родное, что связывается у человека с именем матери.

Фигура Матери-Родины вырублена из светло-серого камня-монолита, размер ее в два с половиной раза больше натурального. Она водружена на невысокий красный пьедестал из полированного гранита. Газон и мозаика из кубиков серого гранита и черного камня-лабрадора создают простое и строгое окружение. От этого памятника открывается вид на главный вход и центральный монумент ансамбля. К ним ведет широкая аллея; окаймленная четырьмя рядами пирамидальных тополей. Их строгие вертикали создают четкий ритм марша, смягченный посаженными перед ними нежными березками. Почти сто метров дорога постепенно поднимается и с высоты в три с половиной метра взору открывается сразу весь центр ансамбля.
Прием неожиданного раскрытия больших пространств часто использовался русскими архитекторами. Он лежит в основе планировки парка Петродвордца и подмосковного комплекса Архангельское.

Колоссальные гранитные террасы ведут в партер, где похоронены герои. Два гигантских приспущенных знамени из красного гранита символизируют отданные героям последние воинские почести. Золотом горят на зеркальной поверхности слова: «Вечная слава воинам Советской Армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества от фашистского рабства». Бронзовые фигуры коленопреклоненных воинов у подножия знамен как бы усиливают звучание торжественного гимна, которым друзья-однополчане провожали павших в бою. Мужественные лица воинов суровы, как сурова солдатская скорбь. Склоняясь над дорогими могилами, они клянутся вечно хранить мир, оплаченный кровью.

На нижней террасе расположена могила четырех Героев Советского Союза. Пять гигантских бронзовых венков на гранитных плитах указывают места братских захоронений. Покрытые яркой зеленью, они красиво оттеняются живописным ковром мозаики из естественного камня: на красном фоне выложены белые лавровые венки Славы. Красная мозаика перекликается по цвету с красными знаменами, усиливая цветовую цельность и акцентируя главную часть ансамбля - могилы павших бойцов. К ним с двух сторон подходят ряды саркофагов с барельефами, изображающими по этапам важнейшие события Отечественной войны.
Скульптор Евгений Викторович Вучетич создал каменную летопись, повествующую о безмерных страданиях, великом мужестве и высоком патриотизме советского народа и его армии.
На одном из рельефов изображены советские люди, занятые мирным трудом. Разбойничье нападение фашистов было внезапным. Вражеские бомбы разрушили заводы, лишили людей крова и хлеба. Плачет женщина у разбитого очага, люди проклинают фашистских извергов.

Весь народ поднялся на защиту отечества.

О единстве фронта и тыла рассказывают рельефы с изображением людей, передающих воинам оружие и свои трудовые сбережения, показывающие народных мстителей-партизан.

Массовый героизм народа воплотился в подвигах Александра Матросова, Зои Космодемьянской, славных панфиловцев и многих других. Эти подвиги запечатлены на одном из саркофагов: воин, бросающийся под вражеский танк со связкой гранат, и герой, грудью закрывший амбразуру вражеского дзота.

Бессмертной славой покрыли себя защитники городов-героев. Их образы тоже увековечены в рельефе.

Советская Армия разгромила фашистов, спасла порабощенные народы Европы. Как родных сыновей, встречали наших воинов в освобожденных странах. На саркофаге показана сцена, символизирующая нерушимую дружбу народов Советского Союза. На последнем рельефе изображены советские люди, воздающие воинские почести погибшим в священной освободительной войне. Восемь саркофагов размещены так, что издали как бы накладываются один на другой, создавая впечатление мощного фриза, подводящего к центру всего ансамбля - статуе воина-освободителя.
Тринадцатиметровая бронзовая фигура солдата олицетворяет Советскую Армию, взявшую в руки оружие со святой целью - освободить от захватчиков свою Родину, уничтожить фашизм, угрожавший человечеству порабощением, защитить мирный труд людей всей земли.

Фигура молодого воина дышит несокрушимой силой. Маленький ребенок доверчиво прильнул к груди доброго великана. Старинный меч, которым воин разрубил свастику, является символом защиты правого и благородного дела, символом борьбы за то, чтобы счастливо жили люди, чтобы спокойно они трудились, не боясь, что огненный шквал войны вновь пронесется над землей.

Статуя воина-освободителя отлично воспринимается со всех сторон, чему способствует ее легкий разворот. Вертикали накинутой плащ-палатки придают фигуре необходимую устойчивость. Основанием монумента служит зеленый курган, напоминающий древние курганы-захоронения. Это вносит еще одну нотку в национальную мелодию всего ансамбля. На кургане возвышается светлый пьедестал фигуры, внутри которого построен мавзолей - торжественное завершение всего ансамбля.

Мавзолей - круглый купольный зал, стены которого украшены смальтовой мозаикой. Художник А. А. Горпенко изобразил народ, приносящий дань благодарности и признательности погибшим. В центре зала на постаменте из черного Лабрадора стоит золотой ларец. В нем хранится книга в сафьяновом переплете, где на нетлеющих листах пергамента записаны имена воинов, павших в боях за Берлин. Зал освещает люстра из хрусталя и рубинов, сделанная в форме ордена Победы.
Мягкий свет и торжественная тишина навевают мысли о великом и вечном - о красоте подвига храбрых, о величии смерти во имя счастья живых.

«Великие подвиги ваши бессмертны. Слава о вас переживет века. Память о вас навсегда сохранит Родина». Глубоко в камень врезаны эти слова. Глубоко западают они в человеческие сердца. Народ приносит цветы и венки на могилы героев.

Памятник советским воинам в центре Европы всегда будет напоминать людям о священном долге каждого - неустанно бороться за мир на земле.

8 мая 1949 года, 60 лет назад, на территории Трептов-парка в Берлине был открыт "Памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом".

Всемирно известный советский мемориальный комплекс в Трептов-парке, где похоронены около пяти тысяч советских воинов, - это фигура советского солдата, в одной руке которого - меч, разрубающий фашистскую свастику, на другой - спасенная из развалин поверженного Берлина маленькая немецкая девочка. В основании памятника расположен мавзолей.

С учетом высоты холма и цоколя основания общая высота монумента равняется примерно 30 метрам.

Мемориал возводился в течение трех лет и был официально открыт 8 мая 1949 года. Авторский коллектив возглавляли архитектор Яков Белопольский и скульптор Евгений Вучетич.

Считается, что прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. По свидетельству историков, 30 апреля 1945 года участник Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге сержант Масалов во время боя в нескольких километрах от рейхстага на улице, примыкавшей к "Ландверканалу", услышал детский крик. Двинувшись ему навстречу, солдат обнаружил в полуразрушенном здании трехлетнюю девочку и, прикрывая ее своим телом, под пулями вынес малышку в безопасное место. Первым о подвиге Масалова рассказал маршал Чуйков, позже исследователям удалось подтвердить это документально.

После войны Евгений Вучетич встретился с Николаем Масаловым, подвиг которого и подсказал ему ключевую идею монумента в Трептов-парке : спасая девочку, солдат защищает мир и жизнь.

В качестве прототипа бронзового солдата наиболее часто упоминаются имена двух советских бойцов - Ивана Одарченко и Виктора Гуназа. С обоими Вучетич встречался, оба ему позировали.

Сначала Вучетич слепил гипсовую модель "Воина-освободителя" высотой в 2,5 метра, а потом уже с нее в Ленинграде отлили 13-метровый памятник из бронзы весом в 72 тонны. В Берлин его переправляли частями морским путем.

По воспоминаниям Ивана Одарченко, сначала у него на руках действительно сидела немецкая девочка, а потом русская - 3-летняя Света - дочка коменданта Берлина генерала Котикова.

Многие считали, что в статуе "Воин-освободитель" меч неуместен , и советовали скульптору поменять его на какое-нибудь современное оружие, к примеру, на автомат. Но Вучетич настаивал именно на мече. К тому же он делал не меч вообще, а точно скопировал меч псковского князя Гавриила, который вместе с Александром Невским сражался за Русь против "псов-рыцарей".

По государственному договору между СССР и ФРГ от 1990 года, Федеративная Республика взяла на себя обязательства по уходу и необходимой реставрации памятников и других захоронений советских воинов на территории Германии. В данном случае финансирование поступает от правительства ФРГ, а ответственным за организацию работ является сенат Берлина.

Осенью 1 октября 2003 года скульптура воина была разобрана и отправлена на реставрацию. Весной 2004 года памятник воинам Советской Армии , павшим в боях с фашизмом в Берлине был возвращен на прежнее место.

Автором памятника является Евгений Викторович Вучетич - выдающийся советский скульптор-монуменалист. Онавтор грандиозного мемориала на Мамаевом кургане в Волгограде. Среди других его произведений - памятник Дзержинскому на Лубянской площади в Москве (1958, сегодня находится в Парке Искусств "Музеон" рядом со зданием Центрального дома художника на Крымском валу) и фигура "Перекуем мечи на орала" (1957), одна из отливок которой была преподнесена советским правительством в дар ООН.

May 9th, 2015

Берлин как ни один немецкий город связан с историей Второй Мировой войны и особенно с той ее частью, которая в России называется Великой Отечественной. Взятие Берлина стало заключительной победой советских войск и союзников. Легендарный снимок - хоть и постановочный - водружения красного знамени на рейхстаге стал символом победы в самом кровопролитном столкновении XX века. Тысячи советских солдат, участвовавших в сражениях, погибли при штурме города, и после окончания войны в поделенном на сектора Берлине победители построили памятные захоронения в честь павшим солдатам своих армий. И хотя мемориалы союзников не менее интересны (и о них мы обязательно еще расскажем), именно советские памятники являются наиболее выдающимися как в историческом, так и в архитектурном плане. К 70-летию Победы мы подготовили обзор советских мемориальных комплексов и памятников.

Все они, кроме мемориала в Тиргартене, были построены в советском секторе, ставшем потом Восточным Берлином. По соглашению об охране памятников воинской славы, подписанному Германией и Россией в 1992 году, немецкое государство обязуется следить и ухаживать за комплексами и памятниками, расположенными на его территории. Поэтому все памятные места находятся в превосходном состоянии, многие были отреставрированы. Каждый год 8 мая, в день окончания войны, проходит возложение цветов к памятникам советским воинам, куда приходят ветераны, представители властей и просто жители города.

Мемориальный комплекс в Тиргартене (Sowjetisches Ehrenmal Tiergarten)


Созданный скульпторами Л. Кербелем и В. Цигалем мемориал был торжественно открыт 11 ноября 1945 года в Тиргартене, на Шарлоттенбургском шоссе (теперь улица 17 июня), при участии парада союзнических войск. Вплоть до вывода советских войск из Германии в 1994 году территория памятника была советским анклавом в британском секторе, где несли почетный караул советские солдаты.

Комплекс перекрывает собой одну из аллей парка, на месте которой по планам главного архитектора Рейха Альберта Шпеера должна была проходить Ось Север-Юг, главная улица будущей столицы мира. Памятник представляет собой вогнутую колоннаду, шесть родов войск символизируют шесть колонн, материалом для которых послужили разрушенные гранитные опоры Рейхсканцелярии. На центральной, более высокой колонне, стоит восьмиметровая статуя солдата с винтовкой на плече. По обеим сторонам колоннады размещены два танка Т-34 и две гаубицы МЛ-20, участвовавшие в битве за Берлин.

За спиной солдата расположен сад со сторожевыми помещениями и могилами около 2500 павших солдат.

Мемориальный комплекс в Трептовер-парке (Sowjetisches Ehrenmal im Treptower Park)


Центральный мемориал павшим советским воинам располагается в Трептовер-парке и представляет собой грандиозный архитектурно-скульптурный ансамбль. Мемориал был построен по победившему в конкурсе проекту скульпторов Е.Вучетича и Я.Белопольского и открыт 8 мая 1949 года в центральной части парка.

На обоих входах на территорию комплекса на Пушкиналлее и на улице Am Treptower Park установлены гранитные арки с надписью "Вечная слава...". Отходящие от них аллеи ведут к площади с трехметровой скульптурой скорбящей Матери-Родины из светло-серого камня на гранитном пьедестале. Усаженная березами и тополями дорога идет к гранитным террасам, по обеим сторонам которых возвышаются громадные приспущенные знамена. У их подножия преклонили колена два бронзовых воина.

В центральной части комплекса ступенями поднимаются пять квадратных террас - символических братских могил. По обеим сторонам на равном расстоянии установлены ряды саркофагов с барельефами, изображающими сцены из мирной и военной жизни - 16 по числу на тот момент союзных республик. Шестнадцатой республикой СССР была с 1940 по 1956 годы Карело-Финская ССР. На саркофагах выбиты цитаты Сталина на русском и немецком языке. Несмотря на критическое отношение к фигуре Сталина, позже было решено оставить надписи как свидетельство истории.

В конечной точке ансамбля возвышается центральный объект - монумент "Воин-освободитель". 13-метровая бронзовая скульптура, отлитая в Ленинграде, стоит на постаменте-мавзолее, расположенном на насыпном кургане. В левой руке советский воин держит спасенную им немецкую девочку, в правой - опущенный меч, которым он разбивает лежащую у ног нацистскую свастику. В основу сюжета положено реальное событие - 30 апреля 1945 года сержант Николай Иванович Масалов во время штурма возле Тиргартена под пулеметным огнем спас и вынес немецкую девочку. Все элементы символичны - воин олицетворяет Советскую армию, девочка - освобожденную новую Германию. Меч, являющийся копией средневекового меча псковского князя Всеволода, по задумке Вучетича - тот самый меч, который передает рабочий в Магнитогорске (скульптура "Тыл - фронту"), поднимает над собой Родина-Мать в Волгограде ("Родина-мать"), и теперь, разбив символ фашизма, опускает воин, знаменуя окончание войны.

Мавзолей, служащий основанием для фигуры воина, представляет собой круглый купольный зал. Стены украшены мозаикой, которая изображает народ, приносящий дань памяти павшим солдатам.

Во времена ГДР здесь проходили торжества в годовщину окончания войны, а в 1994 году здесь состоялась прощальная церемония перед выводом советских войск из Германии, в которой принимали участие российские и немецкие солдаты, а также канцлер Коль и президент Ельцин. В 2003 году скульптуру было решено реставрировать. Ее разобрали на части и перевезли на барже на остров Рюген в мастерскую по реставрации, а в 2004 году вернули на место. Теперь каждый год люди возлагают цветы в память о погибших в войне, а неподалеку от входа в комплекс проходит ежегодный .

Puschkinallee, Treptower Park

Мемориальный комплекс в Панков-Шёнхольце (Sowjetisches Ehrenmal Schönholzer Heide)


Кладбище-памятник воинам Советской армии в берлинском районе Панков-Шёнхольц - самое крупное захоронение павших советских солдат в Германии, здесь покоятся более 13 000 из общего числа 80 000 погибших при штурме Берлина. Однако в отличие от двух других мемориалов в Тиргартене и Трептове комплекс в Панкове не так известен.

Мемориал был возведен в 1947 - 49 годах по планам архитекторов К. А. Соловьёва, М. Белавенцева, В. Д. Королёва и скульптора И. Г. Першудчева. У входа в мемориал стоят гранитные колонны с бронзовыми венками и чашами, изображающими вечный огонь.

Воротами на территорию комплекса служат два здания с башнями, внутри которых в помещении наподобие древнеегипетских гробниц стоят полутораметровые бронзовые урны. Потолок состоит из витража с изображением герба СССР, а на стенах выложены изречения Сталина на русском и немецком языках.

В центре ансамбля, как и в Трептове, установлены 16 саркофагов. Они ведут к 33-метровому обелиску, перед которым возвышается скульптура скорбящей Родины-Матери, перед которой лежит покрытый знаменм павший воин. На пьедестале выбиты имена погибших офицеров.

На всем протяжении стены вокруг комплекса нанесены таблички с именами опознанных павших солдат. Удалось установить имена лишь около 3000 воинов, более 10 000 остаются безымянными. Между табличками находятся бронзовые светильники с пламенем из рубинового стекла.

Вплоть до недавнего времени мемориал находился в не самом лучшем состоянии, но в 2013 году был полностью отреставрирован.

Germanenstraße 43, Schönholz

Памятник в Хоэншёнхаузене (Sowjetisches Ehrenmal Küstriner Straße)


Открытый в 1975 году памятник на Кюстринер Штрассе в районе Хоэншёнхаузен был создан скульптором И.Г.Першудчевым, автором скульптур мемориала в Панкове. Между жилыми домами разбита лужайка, посреди которой плитами выложена площадка. Белая бетонная стелла с бронзовым барельефом, изображающая воинов и сцены сражений, находится на заднем плане ансамбля, а перед ней в центре площади расположена красная звезда.

Küstriner Straße 11, M5 Werneuchener Str.

Мемориальное кладбище в Марцане (Sowjetischer Ehrenhain Parkfriedhof Marzahn)


Место захоронения около 500 солдат и 50 офицеров на территории паркового кладбища в Марцане было открыто в 1958 году по инициативе ГДР и с согласия военного руководства советских войск. Архитектор Й. Миленц и скульптор Э. Кобберт создали квадратный сквер, у входа в который стоят два каменных склоненных знамени, а в центре возвышается обелиск из красного гранита, увенчанный звездой.

На другом конце комплекса небольшая вымощенная площадка, на которой стоит символическая урна. По бокам ее два камня с высеченными надписями; такие же камни установлены у входа в мемориал.

По обе стороны от дороги трава покрывает таблички с именами погибших солдат.

Обелиск в Каульсдорфе (Sowjetisches Ehrenmal Kaulsdorf)

Памятник был построен в 1946 году в месте захоронения павших солдат. Позже их останки были перенесены на вновь построенный мемориал в Трептове.

Brodauer Straße 12, Kaulsdorf

Обелиск в Руммельсбурге (Sowjetisches Ehrenmal Rummelsburg)


Простой обелиск из желтого кирпича со звездой и латунной табличкой на немецком языке расположен возле церкви Erlöserkirche в Руммельсбурге.

Nöldner Straße 44, Rummelsburg

Обелиск в Рансдорфе (Sowjetisches Ehrenmal Rahnsdorf)


На границе города на юго-востоке, около Мюггельзее установлен обелиск с пятиконечной звездой наверху. На нем выбиты имена и дата смерти советских солдат, погибших при штурме на этом направлении.

Geschwister-Scholl-Straße 76, Rahnsdorf

Обелиск в Бухе (Sowjetisches Ehrenmal Buch)


Памятник в форме пирамиды, стоящей на постаменте с колоннами, расположен прямо рядом со станцией в Бухе, в бывшем дворцовом парке (сам дворец, к сожалению, не сохранился).

Wiltbergstraße 13, Buch

Обелиск в честь 8 мая 1945 года на Herzbergstraße

В первые месяцы после окончания войны в парке городской больницы в Херцберге был воздвигнут обелиск в память о погибших в войне. У входа к памятнику установлены ворота и разбиты клумбы. На бетонном обелиске только рельеф в форме ордена Красной Звезды - главного боевого ордена советской армии - и белая табличка с надписью "8. Mai 1945".

на территории больницы KEH, Herzbergstr. 79, M8 Evangelisches Krankenhaus KEH

Памятный камень на Остзееплатц


Камень расположен между жилыми домами на Остзееплатц в Пренцлауер Берге.

Ostseestraße 92, M4 Greifswalder Str./Ostseestr.

Памятная доска у станции Шёнхаузер Аллее


Рядом с выходом со станции метро Шёнхаузер Аллее на стене моста через железнодорожные пути можно обнаружить несколько бронзовых табличек с рельефами. Это произведение скульптора Гюнтера Шютца, созданное в 1985-86 годах. Четыре барельефа изображают период борьбы с национал-социализмом и время войны, а последняя символизирует освобождение Берлина советскими воинами.

угол Schönhauser Allee и Dänenstraße, + Schönhauser Allee

Стелла в Адлерсхофе

Две бетонные стеллы расположены на площади перед станцией Адлерсхоф, на одной из них надпись в честь Дня освобождения - 8 мая 1945 года.

Platz der Befreiung, Adlershof

Первый освобожденный дом в Марцане


Красный каменный дом под номером 563 по Ландсбергер аллее считается первым домом Берлина, освобожденным во время наступления советских войск.

21 апреля 1945 года бойцы 5-й ударной армии под командованием генерал-полковника Н.Е.Берзарина достигли границы Берлина и подняли красное знамя на крыше этого дома. Берзарин стал первым комендантом Берлина, однако через два месяца, 16 июня 1945 погиб в автокатастрофе. Именем Н.Э.Берзарина названа площадь во Фридрихсхайне (Bersarinplatz), а сам он внесен в список почетных граждан Берлина. На месте его гибели, на перекрестке Шлоссштрассе и Вильгельмштрассе (ныне Ам-Тирпарк и Альфред-Ковальке-Штрассе) в районе Фридрихсфельде, установлен памятный камень.

Сейчас в доме-памятнике расположены учреждения, однако надпись на стене и табличка напоминают, что именно отсюда началось освобождение Берлина.

Landsberger Allee 563, M6 Brodowiner Ring

Германо-российский музей «Берлин-Карлсхорст»


Танк Т-34 с надписью "За Родину" установлен на гранитном постаменте возле Германо-Российского музея в Карлсхорсте. Музей располагается в историческом здании, в котором 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции нацистской Германии, и посвящен истории Второй Мировой войны, а также истории советско-германских отношений за период 1917 - 1990 годов. Музей также может похвастаться экспозицией военной техники, включая легендарную "Катюшу" и танк ИС-2.

Zwieseler Straße 4, Karlshorst

Памятник русскому солдату с девочкой на руках находится в Берлине. Автор этого монумента - скульптор Е.В. Вучетич. Это не единственный в Берлине памятник, посвящённый советским воинам-освободителям.

О памятнике

«Воин-освободитель» - так называется памятник солдату с девочкой спасенной на руках, который был возведён в берлинском Трептов-парке. Монумент воздвигнут в честь победы нашего великого народа над фашистскими захватчиками. Весит он 70 тонн, его высота - 12 метров.

Создатели «Воина-освободителя»:

  • Е.В. Вучетич (скульптор).
  • С.С. Валериус (инженер).
  • Я.Б. Белопольский (архитектор).
  • А.В. Горпенко (художник).

В этом мемориале покоится прах 7 тысяч павших при штурме Берлина советских воинов. Известны имена лишь 1000 из них, а всего их погибло 75 000.

Бронзовый памятник «Воин-освободитель» выполнен в виде фигуры советского солдата, стоящего на обломках фашистской свастики с гордо поднятой головой. Одной рукой он держит спасённую девочку, которая доверчиво прильнула к его груди, а в другой его руке - меч. Но эскиз памятника был несколько иным. Изначально скульптор задумывал вложить в руку воина автомат, но И.В. Сталин настоял на том, чтобы это был меч. В итоге было сделано так, как желал вождь. Меч, который держит в руке воин-освободитель, связан с ещё двумя монументами. Это «Родина-мать» в Волгограде и «Тыл - фронту» в Магнитогорске. Подразумевается, что все фигуры, изображённые на этих трёх памятниках, держат один и тот же меч. Все указанные монументы посвящены Великой Отечественной войне.

Меч в руках воина-освободителя - это точная копия оружия князя Гавриила. Он сражался против «псов-рыцарей» бок о бок с Александром Невским. Меч в руке берлинского воина опущен, что символизирует мир, но, как говорил И.В. Сталин, «горе тому, кто вынудит нашего богатыря поднять его снова». Советский солдат с немецкой девочкой на руках известен всему миру. Подвиг, который был увековечен в бронзе, будет вечно служить потомкам примером. Фото памятника солдата с девочкой на руках представлено в данной статье.

Постамент

Памятник солдату с девочкой на руках установлен на постаменте, внутри которого находится зал памяти. На стенах - мозаичное панно с изображёнными представителями разных народов, они возлагают венки к могиле советских воинов. Над ними сделана надпись на русском языке и на немецком, которая гласит: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества». Эта фраза является цитатой из доклада Иосифа Виссарионовича Сталина.

Центральная часть зала представляет собой постамент в форме куба, выточенный из чёрного камня. На нём стоит золотой ларец, внутри которого хранится пергаментная книга в сафьяновом переплёте красного цвета. Туда вписаны имена всех воинов, которые погибли в битвах за Берлин и покоятся в Зал украшен большой люстрой из рубинов и хрусталя, которая выполнена в виде

Создание памятника

8 мая 1949 года - это дата открытия Чтобы получить право создать памятник солдату с девочкой спасенной на руках, скульпторам и архитекторам пришлось принять участие в конкурсе. Было представлено 33 проекта монумента. Победителями конкурса стали Е.В. Вучетич и Я.Б. Белопольский. Их проект и был выбран для воплощения в жизнь.

В строительстве мемориального комплекса принимали участие:

  • немецкая литейная мастерская под названием Noack;
  • специализировавшиеся на мозаиках и витражах мастерские Puhl & Wagner;
  • садоводческие товарищества Späth nursery;
  • 1200 немцев-рабочих.

Памятник солдату с девочкой на руках был отлит в Ленинграде на заводе затем отправлен в Берлин. Уход за памятником обязана была осуществлять советская военная комендатура. В 2003 году он находился на реставрации, а в 2004 году был возвращён на своё место.

Памятник солдату с девочкой за годы своего существования стал неотъемлемой частью Берлина. Между странами-победительницами и Германией заключён договор, в отдельной главе которого прописано, что мемориалу «Воин-освободитель» присвоен статус вечного. Немецкие власти обязаны ухаживать за ним, реставрировать, финансировать его сохранность. И по сей день Германия выполняет условия договора, и памятнику обеспечено надлежащее содержание. Советский солдат с немецкой девочкой на руках входит в число самых ухоженных памятников страны. В 2003 году Германия финансировала реставрацию монумента, на которую потратила почти три миллиона евро.

Подвиг солдата

Памятник неизвестного солдата с девочкой на руках создан на основе реальных событий, и имя этого героя дошло до наших дней. Прототип воина-освободителя - Николай Масалов из Кемеровской области, советский солдат. Во время одного из штурмов Берлина, а именно 30 апреля 45 года, он услышал детский плач. Под мостом, расположенным на линии фронта, он нашёл светловолосую девочку лет трёх, которая сидела около убитой матери, теребила её, плакала и звала «муттер». Не раздумывая, солдат схватил малышку и побежал с ней на руках к своим. Немцы начали палить, ранили Николая в ногу, но он не бросил девочку, вынес её с поля боя, рискуя своей жизнью. На Потсдамском мосту, том самом, из-под которого Н. Масалов вынес ребёнка, в 2003 году была установлена табличка в память о подвиге, который совершил советский солдат.

Прообраз

История памятника солдата с девочкой на руках известна многим, а какой же была судьба того, чей подвиг запечатлён в этом бронзовом изваянии? В ряды Советской Армии Николай был призван в 17 лет, прошёл курсы и получил специальность миномётчика. Учиться было тяжело, ведь солдаты должны были освоить за одну зиму то, на что положено 2 года.

Боевое крещение Н. Масалов принял в 1942 году на фронте под Брянском. Бои были настолько тяжёлыми, что из всей роты, где он служил, в живых осталось лишь пятеро солдат. После этого Николай Иванович служил под командованием генерала Чуйкова и защищал Мамаев курган. Из всех его товарищей до Берлина вместе с ним дошёл только один капитан Стефаненко. Сам Н. Масалов перенёс три ранения и дважды был контужен.

После войны он вернулся в родное село, а потом переехал в город Тяжин, где работал в детском саду завхозом. Слава обрушилась на героя через 20 лет после того как отгремели последние залпы орудий. О нём был снят документальный фильм, о его подвиге писали все газеты. Ему удалось побывать в Берлине. Он видел памятник, прототипом которого стал. Советскому герою было присвоено звание почётного гражданина Берлина в 1969 году. Николай Иванович был скромным, и ему не нравилось, что его поступок называли подвигом. Сам он говорил, что не считает это геройством. Сейчас Николая Ивановича уже нет в живых.

О тех, кто позировал автору

Памятник советскому солдату с девочкой на руках Е.В. Вучетич создавал с натуры. Есть несколько версий по поводу того, кто позировал автору, и, возможно, все они верны, поскольку в разное время в качестве моделей могли выступать разные люди. Немецкую девочку скульптор лепил с трёхлетней Светы - дочери генерала А.Г. Котикова, который был комендантом советского сектора в Берлине.

По одним данным, в качестве модели солдата Е.В. Вучетичу позировал полковник В.М. Гуназа. По другой версии, это был сержант Иван Одарченко. Он запечатлён на мозаичном панно внутри постамента дважды: в виде рабочего и в виде солдата-героя. Согласно третьей версии, позировал скульптору повар, служивший в советской комендатуре Берлина.

Скульптор

Памятник сов. солдату с девочкой на руках создал гениальный человек. Он был не только скульптором, но и преподавал, несколько лет был президентом Академии художеств. И что такое война, он знал не понаслышке. В 1941 году он добровольцем ушёл на фронт. В 1943 году из-за тяжёлой контузии его комиссовали, и он вернулся Москву, где стал работать военным художником. В начале Викторович Вучетич был рядовым. Комиссовался уже в звании подполковника. Художник создавал скульптуры вождей, видных политических деятелей, героев войны и труда, выдающихся полководцев. Все творения Е.В. Вучетича жизнеутверждающие, они наполнены драматизмом и романтизмом. Умер скульптор в 1974 году.

Копии памятника

Памятник солдату с девочкой на руках, а точнее - его уменьшенные копии, установлены в городах: Советск (Калининградская область), Верея (Московская область), Тверь, Москва (у входа в клуб для байкеров «Ночные волки»). До сих пор сохранился макет монумента, высота которого - 2,5 метра. До 1964 года он находился в Германии, затем был перевезён в Серпухов, где до 2008 года стоял около больницы, а в 2009 году перенесён на территорию мемориального комплекса «Соборная гора».

Воин-освободитель в фалеристике и нумизматике

Памятник солдату с девочкой на руках часто изображался на монетах:

  • 1 рубль 1965 года выпуска;
  • монета в 10 марок ГДР (1985 г.);
  • 10-рублёвая монета, посвящённая 70-летию Великой Победы (2015 года выпуска).

На медалях:

  • к двадцатилетию Победы (1965 г.);
  • 20 лет Берлинской бригаде (1982 года выпуска);
  • медаль «Львовское соединение» (1984 г.).

Также изображение памятника присутствует на знаке ГСВГ (группы советских войск в Германии).