Конспект занятия ко дню космонавтики в старшей группе. Конспект НОД по нетрадиционному рисованию для детей старшей группы. Тема: Космос

Задачи:

  1. Учить детей самостоятельно создавать различные образы в рисовании.
  2. Учить видеть красоту созданного изображения.
  3. Формировать умение эстетически оценивать окружающую среду.
  4. Развивать творческие способности.
  5. Расширять представления детей о космических полетах.
  6. Воспитывать у детей интерес и уважение к космонавтам; учить восхищаться их героическим трудом, гордиться тем, что первым космонавтом был русский человек.

Предварительная работа: При подготовке детей к занятию можно использовать произведения художественной литературы: рассказы и стихи о космосе и космонавтах разных авторов. Могут также быть полезны популярные иллюстрированные издания для детей, атласы, энциклопедии. Просмотры мультипликационных фильмов. Экскурсия в планетарий. Беседа о Солнечной системе, о первооткрывателях космоса, о Вселенной, о звёздах, созвездиях и знаках Зодиака.

Материал: Листы бумаги А3 (черного цвета) с набрызгом (выполненные детьми заранее), гуашь, салфетки, кисти, палитры, стаканчики.

Ход занятия

- Ребята может кто-то из вас, знает, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (Это праздник в честь летчиков-космонавтов, в честь ученых, рабочих, которые делают ракеты, космические корабли и спутники)

Отважные люди уплывали в неведомые моря, исследовали леса, шли по снегам и льдам к полюсу.

Но все они путешествовали по Земле, а первый полет в космос кто совершил? (Гагарин)

Воспитатель показывает детям портрет Ю.А. Гагарина и спрашивает: Расскажите, что вы знаете о Юрии Алексеевиче Гагарине”. Затем обобщает ответы детей: “Юрий Алексеевич Гагарин был первым человеком, полетевшим в космос. Он поднялся высоко-высоко над Землей на космическом корабле. Людей, которые летают в космос, называют летчиками-космонавтами. Мы гордимся тем, что первым в космос полетел русский человек”.

Из космоса он увидел нашу Землю целиком. В космосе он узнал невесомость, а кто-нибудь знает, что такое невесомость? (Когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме)

Большая часть поверхности Земли покрыта водой и в космосе, где непроглядная ночь она кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета. Все это первым увидел, узнал, испытал на себе Юрий Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос. Там побывало очень много летчиков-космонавтов. О своих впечатлениях они делились с художниками. А те рисовали далекие миры, незнакомые планеты, “космические” картины удивительно красивы и поэтичны.

А кто из космонавтов побывал в космосе и первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)

Правильно ребята Алексей Леонов был первым кто вышел в открытый космос, и он тоже русский.

Многие летали в космос не один раз и работали там несколько месяцев.

Ребята, а вы знаете, что находится в космосе? (Планеты, звезды, метеориты, кометы)

А какая самая близкая к нам звезда? (Солнце)

Все планеты вращаются вокруг Солнца.

Кто знает, сколько планет вращаются вокруг Солнца? (9)

Назовите, какие это планеты? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

Скажите мне, пожалуйста, что такое комета? (Это звезда у которой есть хвост)

Чтобы увидеть все это, я предлагаю отправиться в космос.

Вы готовы к путешествию? (Да)

Тогда усаживайтесь удобней, мы отправляемся.

Раздаётся сигнал “Внимание”. Все занимают свои места в космическом корабле.

Ведется обратный отсчет: “9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2, 1, Старт!”

(Звучит музыка, создающая восторженное чувство полета.)

Во время “полета” ведётся беседа о том, что видно из “иллюминаторов”:

Мы взлетели над нашей планетой. Как она называется? (Земля)

А у нашей планеты есть спутник? (Да)

Как он называется? (Луна)

Как называют жителей нашей планеты? (Земляне)

- Мы пролетаем над красной планетой, как ее называют? (Марс)

А почему она красная? (Потому что она состоит из красного камня)

А как вы думаете, если на ней жили бы люди, как бы мы их называли? (Марсиане)

- А вот другая планета, посмотрите, у нее есть кольцо, как она называется? (Сатурн)

Какая яркая звезда, что это? (Солнце)

Ребята, а мы можем подлететь на нашем космическом корабле близко к Солнцу? (Нет)

А почему? (Потому, что-то на Солнце очень высокая температура и наш корабль может выйти из строя)

Космонавты - это не только умные, но и сильные, здоровые люди. Предлагаю и вам космическую зарядку.

Вот из космоса зарядка
Выполняй все по порядку!
Быстро встаньте,улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели-встали, сели-встали.
Вы, надеюсь не устали?
Надо всем свободней встать
И спокойнее дышать.

Программное содержание: систематизировать представления детей о космосе;

— знать некоторые сведения из истории развития космонавтики: кто был первым космонавтом, кто был первым космонавтом, кто первым вышел в открытый космос.

— оперировать сведениями о солнечной системе: сколько планет, у каких есть кольца, какая планета является спутником Земли, уточнить представления о модели солнечной системы.

— формировать речевые умения (обогащение словаря за счет активизации в речи знакомых слов и эпитетов), формирование связной монологической описательной речи.

— воспитывать эстетическое чувство, умение ценить красоту звездного неба, желание отразить свои впечатления в рисунке, аппликации, игре.

— формировать навыки включения в игру – моделирования, умение входить в предложенную или выбранную роль. Стимулировать познавательный интерес.

1. Предварительная работа.

Цель: Пробуждать познавательную активность,познакомить с культурными ценностями.

Формировать потребность выражать свое отношение к миру, свои впечатления в продуктивных видах деятельности. Формировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них).

Сказки: Маленький солнечный лучик.Волшебные сказки космоса. Космический адрес. Сказка о глупых мышатах, которые хотели съесть луну. Сказка о солнечном лучике. Миф о Фаэтоне. Миф о Персее и Андромеде. Миф о Большой и Малой медведицах. Миф о созвездии Лира. Звездные сказки. Моя первая книжка по астрономии. Космос в картинках. Медвежонок Миша открывает мир.

Игры:

Игра-моделирование «Солнечная система»

Дидактическая и сюжетно-ролевая игра «Мы изучаем космос»

Игра-моделирование «День и ночь»

Игра «Обитатели космоса»

Подвижная игра «Космонавты»

Практическая деятельность: создание макета «На Луне», аппликация «Мое созвездие, конструирование: «Ракета». «Звезда» (оригами)

Материал: шапочки с изображением ракет, планет солнечной системы, плащи для игры- моделирования «Солнечная система», обруч с лентами, строительный набор.

Аудиозапись для танца на планете, конверт с загадками

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вчера наша страна отмечала День космонавтики. Мы с вами уже многое знаем о космосе. Как бы вы хотели, чтобы прошло наше занятие? (дети выбирают космическое путешествие) . А что нам нужно для путешествия? (из крупного строительного материала строим с детьми ракету). Придумываем название ракеты. Обозначаем Центр управления полетом.

Руководитель: Назначаю командиром корабля Наталью Романовну. Командир, приступайте к выполнению своих обязанностей.

Командир: Построиться! Каким нужно быть космонавту? (смелым, решительным, умелым, много знать, выносливым, ловким, дружелюбным, добрым — называя необходимые качества, дети комментируют, для чего они нужны).

Первое отборочное задание: Ответьте на вопросы!

Какая наука изучает Вселенную? (астрономия)

Как называется профессия людей, которые летают в космос? (космонавты)

Как называется одежда космонавта? (скафандр)

— Кто был первым космонавтом. который полетел в космос? (Ю.Гагарин)

Как звать первую женщину –космонвта? (В.Терешкова)

Кто первым вышел в открытый космос? (А.Леонов)

Что такое солнце? (звезда)

Как по другому называется Млечный путь? (Галактика)

Какая самая яркая звезда в небе? (Сириус)

Какие бывают спутники? (естественные и искусственные)

Назовите спутник Земли? (Луна)

Сколько планет в солнечной системе? (9 планет)

У каких планет есть кольца? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

Назовите главный космодром нашей страны? (Байконур)

С помощью какого прибора можно наблюдать за звездным небом? (телескоп)

Что такое НЛО?

Командир: Поздравляю! Вы все успешно прошли испытания и зачислены в отряд космонавтов. Одеть скафандры! Занять свои места! Земля! Мы готовы к полету!

Руководитель: Приготовиться к старту. Проверить кислород, радиосвязь, пристегнуть ремни. Внимание! 5,4,3,2,1 – старт! (музыкальное сопровождение).

Руководитель: Мир! Мир! Мир! Прием. Как слышите? Как экипаж переносит перегрузки?

Командир: Земля! Спасибо, все в порядке. Приступаем к выполнению программы полета. Ребята, какие космические объекты могут встретиться нам в космическом пространстве? (планеты, звезды, астероиды, метеориты, метеоры, спутники, кометы, созвездия).

Вспоминаем с ребятами, что из себя представляют звезда, астероид, комета, метеорит, метеор. Что такое созвездие? (это группы звезд, расположенные недалеко друг от друга).

Игра: «Назови созвездие»

Командир: Итак, мы прошли первый этап работы в космосе (пальчиковая гимнастика «Звезда»)

Руководитель: Мир! Мир! Мир! Прием. Как проходит полет?

Командир: Все в порядке. Наши юные космонавты знают о космических объектах, узнали все созвездия. Продолжаем полет.

Ребята, мы приближаемся к неизвестной земле, приготовься к высадке. (аудиозапись космической музыки. Появляется инопланетянин).

Командир: А где находится планета Земля? Какой ваш космический адрес?

Дети: Страна — Вселенная

Город — Галактика

Район — Солнечная система

Дом — Земля

Командир : А чтобы жителю планеты Антарис было понятнее расположение нашей планеты, какую игру мы знаем? («Солнечная система»).

Игра-моделирование «Солнечная система».

(Дети от имени «своей» планеты дают ей характеристику).

Инопланетянин: А что такое танцевать?

Командир: Ребята, покажем свой любимый танец?

Танец «Утята»

Инопланетянин: Хороший танец. Спасибо, грустно с вами расставаться. Примите от меня сюрприз.

Прощаемся с инопланетянином и возвращаемся на корабль.

На корабле в конверте — сюрприз от планеты Антарис обнаруживаем – загадки космического содержания.

Руководитель: Мир! Прием. Как проходит полет?

Командир: Земля. Все отлично. Мы побывали на планете Антарис. Познакомились и подружились с ее жителем. Ребята назвали своему другу адрес Земли, показали игру «Солнечная система».

Руководитель: Мир! Внимание. Вижу Землю. Ориентируйтесь на созвездие Малая Медведица. По полярной Звезде.

Командир: Где находится Полярная звезда? Как она поможет нам вернуться домой?

Ребята объясняют, что Полярная звезда находится на хвосте Малой Медведицы и всегда указывает путь на север.

Командир: Внимание! Вижу Землю.Приготовится к спуску

Руководитель: Мир! Все готово к вашему приему. Ждем вас.

Командир: Всем оставаться на своих местах. (аудиозапись спокойной музыки) .Вот мы и дома.

Итог: Что вас удивило в полете? О чем вы расскажите своим друзьям? Какие вам встретились трудности? О чем вы еще хотите узнать?

Командир: Полет окончен!Всем спасибо!Открыть люк! Выйти из ракеты!

Руководитель: Дорогие ребята, поздравляю вас с успешным возвращением на Землю.

Благодарю вас за отличные знания и умения. На память о полете вручаю вам памятные медали.

воспитатель МБДОУ № 30 «Северное сияние»

г. Инта Республики Коми

Татьяна Валериевна

Конспект интегрированного занятия в старшей группе.

Тематическая неделя: «Профессии на транспорте»

Сюжетное рисование: «Космонавтом стать хочу»

Задачи: закреплять рисовать цветными карандашами несложные сюжеты, учить рисовать контур предмета простым карандашом с лёгким нажимом на карандаш, развивать воображение и творческую активность, развивать чувство композиции, учить располагать изображения по всему листу.

Материал: белые листы бумаги А4, цветные карандаши, простые графитные карандаши, репродукции картин о космосе.

Предварительная работа: беседа «Юрий Алексеевич Гагарин», подвижная игра «Космонавты».

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает детей, как называются люди, которые управляют различными видами транспорта.

Ответы детей: на теплоходе – капитан; на самолете – пилот; на поезде – машинист; на тракторе – тракторист; на велосипеде – велосипедист…

Воспитатель: Ракета является транспортом? Как называется профессия человека управляющего ракетой?

Дети: Космонавт.

Воспитатель: Расскажите мне, есть ли у космонавтов профессиональный праздник?

Дети: Да есть. Он называется «День космонавтики».

Воспитатель: Да правильно. День космонавтики отмечается 12 апреля, в честь первого полёта человека в космос. 12 апреля 1961 года советский космонавт Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил полёт вокруг планеты Земля по её орбите. Полёт в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут (почти два часа).

А теперь рассмотрим репродукции картин, на которых художники изобразили космос. Расскажите, что мы видим?

Дети: Гагарина, ракету, запуск ракеты, спутники, космические станции, планеты, звезды, метеориты…

Речевая игра "Подбери словечко"

Воспитатель просит подобрать к слову «звезда» родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:

Человек, который считает звезды- звездочет.

Космический корабль летящий к звездам- звездолет.

Скопление звезд на небе- созвездие.

Момент, когда звезды «падают»- звездопад.

Небо, на котором много звезд?- звездное.

Небо на котором нет звезд?- беззвездное.

Бывает большая звезда, а бывает маленькая - звездочка.

Воспитатель: Давайте, и мы нарисуем космическое пространство. Но прежде чем мы возьмём карандаши, давайте поиграем.

Физминутка:

Поднимаемся в ракету (Маршируют на месте)

И прощаемся с Землёй. (Правая рука наверх, машут)

Нас зовут просторы эти, (Обе руки вперед, соединить ладони)

В космос полетим стрелой. (Развести руки в стороны)

Мчит ракета прямо в небо!

Звёзды освещают путь. (Пальцами делать «салют»)

Может, на Сатурне где-то (Хлопают в ладоши)

Нас встречает кто-нибудь.

Мы в открытый космос выйдем, - (Маршируют на месте)

Лишь скафандр не позабудь!

Как же хочется на Землю! (Присесть)

Все – назад! В обратный путь! (Руки вытянуты над головой, соединены пальцами (ракета)

Дети сели на свои места

Воспитатель: Представьте, вы выросли и стали настоящими космонавтами, и отправились в полёт в космос. Нарисуйте всё что, вы увидели из иллюминатора на своих листах бумаги.

Возьмите правильно в руки простой графитный карандаш. Сначала мы нарисуем контур предметов с лёгким нажимом на карандаш. А потом цветными карандашами раскрасим. Но не забывайте, что карандашами нужно раскрашивать в одном направлении.



В процессе рисования воспитатель следит за расположением рисунка, за использованием показанных ранее приемов рисования карандашом. Если ребенок действует неправильно, напоминает, как нужно рисовать. Обязательно следит, чтобы дети правильно и свободно держали карандаш при рисовании линий и закрашивании рисунков, в случае надобности поправляет руку ребенку.

По окончании занятия рисунки надо рассмотреть, обратить внимание на интересные моменты в рисунке. Предложить детям выбрать наиболее интересные рисунки.


Тема: Этот загадочный космос.

Цель : познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству; расширить представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии; развивать воображение, фантазию.

Ход занятия

Ребята, вы любите смотреть на небо ночью? А что можно увидеть на небе? (Звезды, Луну.) Сколько на небе звезд? Их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. У звезд есть свои названия: Полярная звезда, Сириус, Вега и т.д. Звезды соединяются в созвездия, которые тоже имеют свои названия: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.

Космос всегда интересовал человека. Есть ли воздух на других планетах? Есть ли жизнь?

И вот ученые под руководством конструктора С. Королева изобрели первый спутник, установили на нем приборы, запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно. Ученые решили повторить полет, но уже с живыми существами на борту - это были две собаки-лайки: Белка и Стрелка, которые благополучно возвратились на Землю. И тогда ученые решили осуществить заветную мечту - послать человека в космос.

12 апреля 1961 года мечта эта сбылась. Впервые в мире космонавт Юрий Гагарин совершил успешный полет вокруг Земли на корабле «Восток». Это было огромным радостным событием не только для нашей страны, но и для всего человечества. Все люди нашей планеты радостно приветствовали первого космонавта.

Вскоре подвиг Гагарина повторил второй космонавт - Г. Титов. А затем уже экипажи космонавтов стали увеличиваться. В космические полеты стали отправляться по 2-3 космонавта. Но впереди нас ожидало еще оно интересное событие: в космический полет отправилась первая в мире женщина-космонавт В. Терешкова. А затем и вторая женщина-космонавт - С. Савицкая. Много космонавтов смотрели на нашу Землю из космоса, и среди них наш земляк Константин Феоктистов. Космонавты во время полета видят и наблюдают очень много интересного и много работают. Они ведут медицинские, технические наблюдения, изучают поверхность Земли и сообщают на Землю о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообщают о приближении ураганов, тайфунов, о случившихся стихийных бедствиях, о пожарах в тайге, уточняют прогноз погоды, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь. Вот какая сложная и интересная работа у космонавтов.

Дома за книжкой и в детском саду

Мечтают мальчишки, мечтают девчонки

Лететь на Луну.

Упорно мечтают они о Луне

И даже летают... но только во сне.

А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым, упорным и т.д.)

Послушайте, я вам расскажу о тех испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле, чтобы справиться с подобными нагрузками в космосе.

Представьте, что если бы кого-то из вас посадили в большущий шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Что бы вы почувствовали при этом? (ответы детей)

А вот еще одно испытание: космонавта сажают в кресло, пристегивают ремнями, и машина начинает кружить это кресло со страшной быстротой: вверх, вниз, туда, сюда.

А вот еще: когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в машину-вибратор, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадешь.

Испытания очень серьезные, но все космонавты справляются с ними легко. Как вы думаете, почему? (Потому что космонавты здоровые, сильные, тренированные, занимаются спортом.)

Все космонавты - мастера спорта. Они ежедневно бегают, прыгают, занимаются различными видами спорта.

Ребята, после моего рассказа вы, наверное, испугаетесь поступать в отряд космонавтов? Чтобы быть готовым к полету, мы тоже проведем вот такую тренировку.

Подвижная игра на внимание «Сделай так и не делай так...»

Молодцы! Все справились, все зачисляются в отряд космонавтов. Теперь надо решить, что необходимо космонавту в полете.

Игра «Какие предметы космонавт возьмет в полет».

Итак, мы прошли тренировку, взяли необходимые вещи. Чего же еще у нас не хватает? (Ракеты.)

Ракету будем строить вот по этому плану. Строить будем из стульчиков. (Дети строят ракету, садятся на места.)

Дети, усаживайтесь поудобнее, скоро вы взлетите, а я останусь на Земле и буду следить за вашим полетом.

(Дети считают от десяти до единицы и с командой «Пуск!» взлетают...)

Взвилась ракета в небеса

И в тот же миг умчалась.

Лишь в синем небе полоса,

Как снег, белеть осталась.

До свидания, ребята, счастливого пути!

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».

Конспект занятия по рисованию «Мы летим в КОСМОС»

Задачи: 1. Обучающие: - уточнить представления детей о космосе и космических объектах,

Познакомить с новой техникой «граттаж», её применением при рисовании,

Учить использовать в работе приём «процарапывания»,

2. Развивающие:

Содействовать развитию чувства композиции, наблюдательности.

3. Воспитывающая: - вызвать интерес к теме, желание узнать новое о Космосе.

Наглядный материал: Игрушка Незнайки, схема солнечной системы, рисунки и фотографии космических объектов и ракет, варианты образцов.

Раздаточный материал: Загрунтованные листы А4 (цветной фон, слой свечи, слой синей туши и гуаши), стек, клеёнка.

Ход. Мотивация.

Ребята, на предыдущем занятии мы с вами говорили о космическом пространстве. Сегодня я получила из Космоса послание, в котором нас просят о помощи. Хотите ли вы узнать, кому нужна помощь и почему? Тогда отгадайте загадку:

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен

Занят разными делами,

Лишь учиться ему лень.

Кто он, быстро угадай-ка,

Как зовут его?

(Незнайка)

Правильно, ребята, это Незнайка. Он улетел на луну и до сих пор не вернулся.

А вам бывает страшно, если вы оказывайтесь одни в незнакомом месте?

Хотите помочь Незнайке вернуться на Землю? А как можно это сделать?

Ответы детей: отправить спасательный отряд космонавтов, отправиться самим.

На чем же мы сможем долететь до луны? (на космическом корабле, ракете)

Где же нам найти ракету? (ракету можно склеить, слепить, нарисовать)

Предлагаю ракету нарисовать. Но без знаний о строении солнечной системы нас в космос не отправят.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз … Меркурий,

Два … Венера,

Три … Земля,

Четыре … Марс.

Пять … Юпитер,

Шесть … Сатурн,

Семь … Уран,

За ним … Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Ребята, вы показали свои знания планет, оказались отзывчивыми, ну, а теперь мы с вами будем рисовать ракету и космические объекты. Какие вы знаете космические объекты (планеты, кометы, звезды, метеориты).

Объяснение приёма и показ.

Но рисовать мы будем необычным способом: на специальных листах, которые подготовили заранее. Рисунок мы будем процарапывать острыми палочками.

Этот способ изображения называется граттаж или по-другому - царапины. Придётся приложить некоторые усилия, чтобы процарапать и изобразить ваш рисунок.

Рассматривание образцов (три варианта).

Продумайте содержание и композицию вашего рисунка, выделите главные элементы и второстепенные, и приступайте. Для того чтобы некоторые объекты казались более объёмными, нужно полностью процарапать всю поверхность внутри контура.

Физкультминутка

Под медленную музыку дети имитируют движения космонавтов в открытом космосе.

В космосе так здорово!

Звёзды и планеты

В чёрной невесомости

Медленно плывут!

Самостоятельная продуктивная деятельность.

Воспитатель помогает детям, если они просят помочь. Напоминает про композицию рисунка.

Анализ детских работ.

Дети, закончив работу, выкладывают рисунки в ряд.

Воспитатель предлагает детям полететь на своих ракетах на луну на помощь Незнайке и вместе с детьми ведет обратный отчет: «5, 4, 3…».

Под медленную музыку дети представляют полет и встречаются с Незнайкой. Незнайка благодарит детей за спасение.

По желанию дети рассказывают Незнайке о своих ракетах.

Воспитатель предлагает оформить выставку в группе и рассказать о космическом путешествии своим родителям.