Как правильно выбрать дневной режим годовалого ребенка? Режим дня и его значение для детей раннего возраста Ошибки родителей при проведении водных процедур

Ребенку годик – первая знаменательная дата в жизни ребенка, без празднования которой не обходится ни одна семья. Для одних малышей это событие не влечет за собой никаких перемен, касающихся изменения привычного распорядка дня, для других переход в новую возрастную категорию сопряжен с перестройкой режима дневного отдыха и графика кормления.

Таблица с распорядком дня для ребенка на 12 месяце жизни

  • 6:00-6:30 Проснувшегося малыша кормят грудью или дают молочную смесь.
  • 6:30-10:00 Череда привычных утренних процедур: умывание, чистка зубов, прием воздушных ванн и комплекс утренней гимнастики.
  • 10:00-10:30 Порция кашки, заправленной капелькой сливочного масла, придаст малышу сил и поднимет настроение.
  • 10:30-12:00 Первый период дневного сна.
  • 12:00-14:00 Отдохнувший малыш отправляется на прогулку.
  • 14:00-14:30 Пора пообедать.
  • 14:30-15:30 Самый удачный момент для интеллектуальной и творческой деятельности: чтения детских книг, лепки и рисования.
  • 15:30-17:00 Второй период дневного сна.
  • 17:00-18:00 Время для подвижных игр и физкультурных занятий: хорошо отдохнувший малыш полон сил и энергии.
  • 18:00-18:30 Плотный ужин восстановит запас калорий, потраченных в процессе активной физической деятельности.
  • 18:30-20:30 Подкрепившийся ребенок собирается на прогулку вместе с самыми близкими людьми.
  • 20:30-22:00 Общение с членами семьи продолжается: наступает пора развивающих игр, в ходе которых активно развивается интеллект и моторика мелких мышц. Примерно в середине этого временного промежутка можно выкроить четверть часа для купания малыша.
  • 22:00-22:30 Вечерний перекус, предшествующий укладыванию крохи.
  • 22:30-6:00 Пора ночных сновидений.

Данный распорядок дня, в неизменном виде сохраняющий последовательность и продолжительность всех режимных моментов предыдущего месяца, подходит только для тех малышей, которые по-прежнему нуждаются в двух периодах дневного отдыха .

Однако среди годовичков есть малыши, нервная система которых окрепла настолько, что частый отдых для ее восстановления больше не нужен. Для таких детей необходим новый режим, предусматривающий только один период дневного сна .

Сон

Распорядок дня, регламентирующий жизнь годовалого ребенка, может содержать один из двух вариантов режима сна:

  1. Первый, ставший привычным для ребенка, подчинявшегося ему на протяжении двух последних месяцев, предусматривает двухфазный дневной сон, состоящий из двух 1,5-часовых периодов . Малыши, нуждающиеся в таком режиме сна, способны сохранять бодрость на протяжении четырех часов. Время вечернего отбоя для них наступает в 22 часа. При этом варианте дневного отдыха в распорядок дня прекрасно вписываются две продолжительные прогулки и пятиразовое кормление.
  2. Второй вариант, предусматривающий только один продолжительный период дневного сна, требует радикальной перестройки всего распорядка дня. Крохи, для которых комфортен такой график отдыха, демонстрируют характерные черты, свойственные темпераменту «сов»: они пробуждаются не ранее семи (а порой и восьми) часов утра. «Тихий час» (длящийся не менее 2-3 часов) для них придется устраивать ближе к 13:00. Поскольку закончится он не ранее 16:00, ни о каком пятикратном кормлении не может быть и речи: малыша удастся покормить лишь четыре раза . Такой распорядок дня обладает двумя важными преимуществами: он приближен к условиям содержания малышей в дошкольном учреждении, поэтому адаптация крохи, пошедшего в детский сад, пройдет безо всяких проблем (). Второй плюс состоит в том, что у родителей малыша, отправляющегося на ночной отдых в 21:00, появляется возможность уделить друг другу чуть больше времени.

Какой график сна подходит малышу в 1 год, родители решают, наблюдая за его поведением. Показанием к переходу на одноразовый дневной сон является совокупность следующих проявлений :

  • Несмотря на то, что наступило время первого дневного сна, малыш продолжает оставаться бодрым и энергичным. Не проявляя ни малейших признаков сонливости, он готов играть или заниматься с мамой;
  • Попытки укладывания в кроватку вызывают сильный протест крохи;
  • Процесс дневного укладывания затягивается настолько, что приводит к значительному смещению во времени всех режимных моментов.

Если такое поведение повторяется изо дня в день, можно постепенно изменить привычный распорядок дня, предоставив малышу возможность однократного, но более продолжительного дневного отдыха. Разумеется, ни о каком насилии со стороны взрослых не должно быть и речи.

Кормление

График питания двенадцатимесячного ребенка полностью зависит от того, сколько раз он отдыхает в течение дня .

  • При двухфазном режиме дневного сна кроху кормят пять раз . Если у мамы все еще есть грудное молоко, оно отлично подойдет как для первого завтрака, так и для вечернего кормления малыша перед укладыванием его на ночь (искусственника можно покормить молочной смесью).

Во время второго завтрака, обеда и ужина годовичок получает еду с общего стола. Его рацион состоит из каш, супов, отварных и тушеных овощей, мясных и рыбных блюд. Ни в каком дополнительном протирании пищи ребенок этого возраста не нуждается. Рыбу и мясо, предназначенные для питания малыша (если они не подаются в виде тефтелей и котлет), можно нарезать мелкими кусочками: это необходимо для развития жевательного рефлекса и формирования правильного прикуса .

Список продуктов, противопоказанных маленькому ребенку, остается тем же: на его столе не должно быть острой, пряной и жареной пищи, цитрусовых, шоколада, орехов, копченостей, консервов, колбасных и кондитерских изделий. Вместо фабричных сладостей (конфет, пирожных и жирного печенья), которыми так хочется побаловать любимого малыша, лучше дать ему свежие ягоды и фрукты или добавить их в готовые блюда.


  • Если режим сна предусматривает однократный продолжительный отдых, питание малыша становится четырехразовым . Сокращение количества кормлений не означает, что следует увеличить объем пищи, предлагаемой ребенку. За одно кормление он должен съесть не более 250 мл полезных для него продуктов.

При таком режиме кормления кроха приступает к завтраку не тотчас после пробуждения, а после умывания, чистки зубов и выполнения утренней гимнастики. Это должно произойти не ранее 8:30. Четыре часа спустя – в 12:30 – ребенка кормят обедом, состоящим из любых супов (овощных, мясных или рыбных), паровых котлеток с овощным пюре (из брокколи, цветной капусты, картофеля или моркови), сока или компота.

Дважды в неделю малышу дают рыбу и два раза в месяц – блюда из говяжьей печени. После продолжительного дневного сна – в 16:30 – наступает пора полдника. Поскольку при таком варианте питания кроха поужинает раньше, чем истекут четыре часа, во время полуденного перекуса ему подают более легкие блюда: детский творожок, запеканку или сырники, пюре из фруктов и любимый сок.

В 19:00 можно покормить годовичка молочной кашкой или овощным пюре; изредка дается приготовленный на пару омлет или вареное яйцо. Завершить ужин можно некрепким чаем, компотом или фруктовым соком.

Физические нагрузки

Ребенок 12-месячного возраста нуждается в постоянном наращивании и укреплении мышечной массы. Делать это можно в ходе выполнения утренней гимнастики и домашних физкультурных занятий . Комплексы обязательно должны включать:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • ходьбу по различным (прямым, наклонным, ровным и бугристым) поверхностям;
  • упражнения с подвешиванием малыша на кольцах или турнике;
  • всевозможные приседания (с поддержкой за ручки и без нее);
  • все виды ползания;
  • наклоны;
  • упражнения с проползанием через обруч и под препятствием;
  • упражнения на укрепление брюшного пресса;
  • бросание мяча;
  • круговое вращение конечностей;
  • закрепление навыков безопасного слезания со стула, кровати или дивана.

Заниматься гимнастикой следует только в хорошо проветренной комнате и при открытой форточке (разумеется, не допуская возникновения сквозняков). Чтобы физкультурные занятия доставляли удовольствие малышу, проводить их можно под веселую ритмичную музыку .

Ребенок годовалого возраста перестает нуждаться в выполнении общеукрепляющего массажа: благодаря активному и постоянному движению его мышцы начинают развиваться без посторонних внешних усилий (единственным исключением является специальное предписание врача). Очень полезны для него неспешные прогулки на довольно длинные дистанции. Многие мамы записываются вместе с крохой в школу развития и занимаются под контролем квалифицированных специалистов.

Гигиена

1 год – это возраст, когда малыш начинает понимать, что чистка зубов, умывание лица и мытье рук перед едой являются процедурами, которые необходимо выполнять каждый день. Именно с этого возраста необходимо формировать у него гигиенические навыки, которые со временем превратятся в полезную привычку .

Ежедневные купания крохи теперь не обязательны; если же отказываться от ритуала его ежевечернего купания мама не собирается, необходимо после приема ванны смазать нежную детскую кожу специальным маслом или . Отличным увлажняющим действием обладают соли с минералами и экстрактами лекарственных трав, добавленные в детскую ванночку.

Закаленных малышей купают в воде, температура которой не превышает двадцати девяти градусов (для остальных ребятишек это значение составляет не менее тридцати четырех градусов), а обливают более прохладной (на пару градусов) водичкой.

Развивающие занятия

Арсенал развивающих игрушек для годовичка достаточно широк. У малыша должны быть:

  • наборы разных кубиков (деревянных, мягких или пластмассовых);
  • матрешки;
  • всевозможные пирамидки (из колец, шариков, полых колпачков);
  • детские музыкальные инструменты (барабан, пианино на батарейках, металлофон);
  • игрушки-сортеры (с фигурными прорезями на крышке и набором соответствующих им вкладышей);
  • сенсорные коврики (имеющиеся на них шнурки, застежки, кнопки, липучки способствуют развитию мелкой моторики);
  • игровые центры;
  • пазлы (из 2-4 деталей);
  • резиновые игрушки, изображающие птичек и животных;
  • лото для маленьких;
  • каталки (на веревочке или с длинной ручкой);
  • большие и маленькие мячи.

Развивающие игры с ребенком 12 месяцев становятся все более сложными и интересными:

  1. Для развития мелкой моторики очень полезны пальчиковые игры: «Пальчик-мальчик», «Сорока-ворона», «Ладушки».
  2. Научив малыша правильно складывать матрешку, мама будет способствовать развитию его глазомера и логического мышления.
  3. Рассматривая с крохой картинки в книжке, можно поиграть в игру «Найди и покажи». Сначала необходимо показать малышу, где нарисованы глазки у кошечки (куклы, собачки), а затем попросить его найти их самостоятельно. Эту игру можно проводить до бесконечности, придумывая все новые задания.
  4. Включив ритмичную музыку и двигаясь под нее вместе с ребенком, мама будет способствовать развитию у него слуха и чувства ритма.
  5. Можно научить кроху извлекать звуки из детских музыкальных инструментов (барабана, бубна, металлофона, дудочки). Простейшие инструменты можно сделать своими руками, насыпав в небольшие пластиковые бутылочки горох, крупу или пуговицы.
  6. Импровизированная «песочница», устроенная из тазика, наполненного увлажненной солью, позволит малышу делать красивые куличики. Эта игра развивает моторику мелких мышц, глазомер и усидчивость.
  7. Для развития мелкой моторики и эстетического восприятия действительности очень полезны занятия рисованием. Годовички с удовольствием рисуют красками, фломастерами и восковыми мелками. Перед таким занятием необходимо надеть на малыша одежду, которую не жалко испачкать и постоянно находиться рядом с ним. Стол, за которым сидит ребенок, лучше накрыть газетой.

Соблюдение режима дня для ребенка в 1 год делает малыша более дисциплинированным, послушным и здоровым. Ребенок, приученный к порядку, сможет быстрее адаптироваться к новым для него условиям детского дошкольного учреждения. и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

  • Дневной сон
  • Истерики
  • Можно растить ребенка, придерживаясь режима и распорядка, а можно относиться к этому более свободно, отталкиваясь от сиюминутных потребностей малыша. Однако специалисты утверждают, что дети, которые с рождения приучены к определенному режиму, реже болеют, лучше переносят стрессы, легче адаптируются к новой для себя обстановке. Нужно ли соблюдать режим, и какого распорядка придерживаться, рассказывает известный педиатр Евгений Комаровский.


    Особенности

    Пища, сон, вода, ощущение безопасности - это то, в чем дети действительно нуждаются. В режиме же, как в таковом, физиологической и психологической потребности ни у одного ребенка в мире нет, говорит Евгений Комаровский.

    С этой точки зрения, режим больше нужен не малышу, а его родителям, чтобы оставаться дееспособными взрослыми, которые в состоянии растить ребенка.

    Если чадо спит и ест тогда, когда ему захочется, даже среди ночи, то очевидно, что мама и папа не будут высыпаться, и довольно быстро превратятся в вялых и мало на что способных людей с признаками нервного истощения. Поскольку ребенку все-таки очень нужны здоровые и полноценные родители, разумнее ввести режим дня, причем сделать это как можно раньше. В идеале - сразу после выписки из роддома.

    Режим - отличный способ упорядочить жизнь семьи , в которой растет грудной ребенок, а также заранее подготовить малыша к будущему посещению садика и школы, ведь там все по режиму. Однако родителям предстоит несколько раз за первые годы менять распорядок дня, поскольку разные возраст требует разного подхода к организации режима.


    Распорядок дня по месяцам

    На самом первом этапе жизни составлять режим ребенку следует с обязательным учетом норм сна , которые имеют существенные возрастные отличия. Новорожденному, к примеру, требуется не менее 18 часов сна в сутки, ребенку в полгода достаточно 14,5 часов, а годовалому малышу -13,5 часов. Однако многое зависит и от темперамента самого ребенка.

    Некоторые малыши отказываются от дневного сна после 2 лет, но прекрасно выбирают положенные им 12-13 часов сна в ночное время. Попытки родителей все-таки заставить малыша спать в светлое время суток при этом заканчиваются полным фиаско - даже если чадо начинает спать днем, то существенно ухудшается количество и качество сна ночью. А потому составление режима потребует от родителей гибкости и понимания индивидуальных особенностей собственного ребенка.



    Режим питания удобен для родителей, но есть в нем и свои минусы, говорит Евгений Комаровский. У ребенка начинает вырабатываться желудочный сок именно тогда, когда по привычному для него режиму наступает время обеда или ужина. Но по мере взросления, обстоятельства могут меняться, в садике будет другой режим и время обеда сместится на часок, в школе - свой режим и чаду придется снова приспосабливаться. Выработка желудочного сока при отсутствии пищи не идет на пользу организму.

    Учитывая часы питания, следует максимально приблизить их к тому распорядку, который существует в детском саду, который предстоит посещать ребенку или к школьному распорядку.


    Режим прогулок очень важен для малыша и для школьника старшего возраста. Отказываться от прогулок на свежем воздухе нельзя даже во время болезни, особенно если эта болезнь - респираторная. Единственный повод не пойти на улицу - высокая температура. Но как только жар спадает, то, несмотря на насморк и кашель, нужно отправляться на улицу.


    Во время болезни режим ребенка может сбиваться, и это совершенно нормально, утверждает Евгений Комаровский. При правильно организованном распорядке чадо довольно быстро вернется в привычную «колею» после выздоровления.

    Приблизительный режим может быть следующим.

    1-2 месяца

    В этом возрасте потребность во сне - от 18 до 20 часов (в зависимости от темперамента малыша). При этом ночной сон (около 12 часов) может быть прерван на 1-2 кормления. Днем малыш спит 4-5 раз, каждый эпизод сна продолжается около 2 -2,5 часов.

    Среднее число кормлений - 6-7, промежуток между приемами пищи - от 2,5 до 3,5 часов. «Подогнать» этот примерный план под конкретные часы и минуты любая мама сможет исходя из режима дня семьи. Если домочадцы ложатся рано (в 21-22 часа), то водные процедуры и последнее кормление должно приходиться на 20.30. При этом подразумевается, что семья встает в 5.00.

    Если же родители и другие дети в семье ложатся поздно (в 23 часа), то и последнее вечернее кормление должно быть перемещено на 22.30, при этом семья (включая грудничка) просыпается в 7.00.


    3-4 месяца

    У детей в этом возрасте увеличиваются промежутки бодрствования между эпизодами сна, поэтому режим потребует родительской корректировки. Учитывая, что малыш может не спать уже по 1,5-2 часа, то количество эпизодов сна сокращается до 3-4, продолжительность каждого эпизода - 1,5-2 часа.

    Ночью крохе положено около 11 часов сна с пробуждением для кормления. Кушают дети в этом возрасте 5-6 раз в сутки через каждые 3,5-4 часа. При корректировке важно не смешать вечерние процедуры (купание, массаж и последнее кормление должны остаться в то же время, что и раньше).


    5-6 месяцев

    Ночная потребность во сне в этот период остается прежней - 11 часов. Дневные периоды длятся по 1,5-2 часа. Однако количество этих дневных периодов может быть уменьшено до 3. Бодрствует ребенок по 2-2,5 часа.

    Ночью с полугода он может уже не кушать, во всяком случае биологической необходимости в ночном кормлении с 6 месяцев уже нет. Поэтому количество приемов пищи тоже сокращается - до 5 раз в день. Между пищей кроха уже способен выдерживать четырехчасовые интервалы. Общая потребность во сне - около 15 часов в сутки.


    7-8-9 месяцев

    Это уже активный и любознательный малыш, который достаточно большие интервалы времени проводит в бодрствовании. Количество приемов пищи - 4-5 в сутки. От кормления по ночам стоит категорически отказаться. Спит кроха ночью около 10 часов.

    Днем он должен ложиться спать 3 раза, но иногда это количество уменьшается до 2 (ближе к 9 месяцам). Периоды игр и активного познания мира между эпизодами дневного сна могут длиться до 3 часов, главное, не допускать, чтобы малыш переутомлялся и оставался без сна большее количество времени.


    10-11 месяцев - 1 год

    Кушать такой малыш может уже 4 раза в день с интервалами в 4 часа. Количество дневного сна сокращается до 2 раз, но промежутки увеличиваются - до 2,5 часов на каждый сон.

    Потребность в ночном сне - 10 часов. В этом возрасте важно включить в режим более продолжительные, чем ранее прогулки и развивающие занятия.


    1,5 года - 2 года

    В этом возрасте важно откорректировать режим в соответствии с режимом дошкольного учреждения, которое родители выбрали для своего ребенка. Для этого маме нужно нанести визит в садик, поговорить с воспитателями, записать часы завтрака, обеда, полдника, часы занятий и прогулок.

    В среднем дети такого возраста кушают 4 раза в день (с учетом ужина, который в детсадовском режиме отсутствует). Спать днем кроха должен 2 раза, с постепенным переведением на 1 сон (к 2-2,5 годам). Продолжительность каждого «тихого часа» – 1,5-2 часа. Потребность в ночном сне - 10-11 часов.

    Промежутки с учетом индивидуальности ребенка могут отличаться от указанных, важно, чтобы всего в сутки малыш спал около 12,5-13 часов, эта норма обусловлена для него физиологически.


    Как наладить режим?

    Если ребенок не приучен к режиму, и в свои 8-10 месяцев устраивает родителям ночные «бдения» у кроватки с громкими требованиями еды, игрушек и внимания, то Комаровский советует родителям решительно начать устанавливать «диктатуру». На установление режима уйдет около 2-3 дней, после чего мамы и папы таких малышей смогут навсегда забыть о бессоннице.

    Полтора годика - возраст, в котором многие детки начинают проявлять характер. Для взрослых важно сохранить дистанцию, показать «кто в доме главный». Разумеется, не стоит наказывать кроху за малейшую провинность и устанавливать в семье жесточайшую диктатуру: действовать надо тактично, проявляя максимум терпения.

    Питание полуторагодовалых малышей

    Основная часть дневного рациона приходится на обед - почти треть всей пищи, завтрак и ужин - около четверти суточного меню, а полдник - приблизительно 20 %. Практически все детки к этому времени имеют достаточно зубиков, чтобы самостоятельно прожевать еду, поэтому вам больше не придется ее перетирать, можно лишь слегка помять вилкой.

    Важно! Нежная пищевая система ребенка еще не способна переваривать жесткую пищу, поэтому все фрукты с твердой шкуркой необходимо чистить. Это требование относится к сливам, персикам, абрикосам, яблокам и грушам. Подросший малыш с удовольствием будет кушать виноград, арбузы, цитрусовые, черешню и клубнику. Учтите, что некоторые дети склонны к аллергии, поэтому при покраснении щечек обязательно выясняйте причину - так вы сможете своевременно предпринять необходимые меры.

    Хотя многие взрослые склонны перевести 1,5-годовалого малыша на общий стол, воздержаться от этого следует по следующим причинам:

    • ЖКТ ребенка все еще плохо воспринимает жареную пищу;
    • под запретом консервированные продукты, в том числе рыбные и мясные консервы, всевозможные салаты;
    • крохе нельзя кушать копчености и солености - в таком раннем возрасте легко нарушить деятельность пищеварительной системы, потом ее будет крайне сложно восстановить.

    Помимо основных продуктов, которые уже введены в рацион (см. нашу предыдущую статью) в меню можно добавить:

    • овощные салаты, компоненты которых обработаны крупной теркой, порция может достигать 40–50 г;
    • цветная капуста и горошек;
    • ячневая и пшенная каши;
    • твердый сыр;
    • бутерброды с маслом, для разнообразия можно иногда предложить вареную колбаску, разумеется, отличного качества.

    Ежедневно крохе необходимо как минимум 100–130 г свежих фруктов. Постарайтесь не ограничиваться одним видом: меню ребенка должно быть разнообразным. Обязательно помимо соков и чая предлагайте малышу компоты, полезен будет и сок шиповника.

    Важно! Кормите ребенка по возможности только свежеприготовленными блюдами: так меньше вероятность пищевых отравлений, в еде лучше сохраняются витамины.

    Умственное развитие ребенка в 1,5 года

    Малыши в полтора годика отлично ориентируются во многих бытовых вопросах. Более того, они с готовностью осваивают цифровую технику: смартфоны и ПК, с удовольствием просматривая фотографии или отвечая на звонки. Естественно, если у них есть доступ к этим гаджетам. Конечно, по возможности стоит ограничивать кроху в этих увлекательных занятиях.

    К этому возрасту малыша желательно научить следующим действиям:

    • различать простейшие геометрические фигуры - треугольник, шар, квадрат;
    • безошибочно собирать пирамидку;
    • различать несколько цветов;
    • рисовать на бумаге простые фигуры - они еще не совершенны, чаще всего это зигзаги, короткие линии, созданные карандашом или ручкой.

    Часто можно наблюдать, как сосредоточенно малыш перелистывает страницы книги. Если в ней есть рисунки, он может указывать на персонажей, комментировать их действия. Старайтесь периодически приобретать для крохи новую литературу, которую затем чередуйте, чтобы у крохи постоянно присутствовал интерес к книжкам.

    Моделирование жизненных ситуаций

    Ребенку еще предстоит много узнать. Формирование его поведения происходит на основе ежедневных занятий членов семьи, а также посторонних взрослых, за которыми он наблюдает на улице, в магазинах и других заведениях. Возможные варианты игр:

    • ухаживание за куклой или мягкой игрушкой (для мальчиков);
    • игра с машинкой, которую ребенок тащит за веревочку или возит по полу;
    • забавы в песочнице - постарайтесь купить малышу хотя бы простой набор игрушек (формочки, ведерко, лопатку, грабельки).

    Играйте с малышом в магазин, театр, цирк или другие ролевые представления, стараясь, чтобы из каждого занятия он получал хотя бы немного новой информации.

    Воспитание ребенка

    Задача взрослых - добиться, чтобы малыш точно понимал запреты и разрешения. Основной вид воздействия - интонации голоса: ласковые или гневные, спокойные или возбужденные. Здоровый ребенок настроен благожелательно, он быстро забывает о конфликтных ситуациях, способен мгновенно переключать внимание с одного события на другое. Другие особенности:

    • живой интерес к поступкам других людей;
    • конфликтность при совместных играх со сверстниками;
    • плаксивость во время длительной разлуки с мамой - ребенок еще не готов долго оставаться без нее;
    • реакция на слышимую музыку - дети танцуют или пытаются подпевать.

    Малыш с удовольствием общается, теперь он не только случает, что говорят старшие, но и пытается им отвечать, с готовностью вступает в диалог.

    Расписание дня по часам

    А теперь составим примерный режим полуторагодовалого ребенка на основе представленной выше информации. Итак, расписание:

    • 07:00 - пробуждение;
    • 07:00–07:30 - водные процедуры, малыш самостоятельно умывается, чистит зубки под присмотром мамы;
    • 07:30–08:00 - рисование, доверьте крохе толстые фломастеры, находитесь рядом, чтобы присматривать за малышом;
    • 08:00–08:30 - завтрак, в полтора года многие малыши с удовольствием кушают сами, постарайтесь приучить кроху есть аккуратно, не разбрасывая еду за пределы тарелки;
    • 08:30–09:00 - уборка комнаты;
    • 09:00–09:30 - чтение книги, развивающие игры;
    • 09:30–11:30 - прогулка по улицам города, посещение продуктовых магазинов, забавы с другими детками в песочнице;
    • 11:30–12:00– возвращение домой, мытье рук после улицы;
    • 12:00–12:30 - обед;
    • 12:30–15:00 - тихий час, мама в этом время тоже может отдохнуть;
    • 15:00–16:00 - малыш самостоятельно играет, желательно, чтобы мама в это время находилась поблизости;
    • 16:00–18:00 - прогулка, можно пойти в парк или посидеть на лавочке у дома, наблюдая за тем, как кроха учится взаимодействовать с другими малышами;
    • 18:00–19:00 - возвращение домой, уборка комнаты, игры с взрослыми;
    • 19:00–19:30 - ужин вместе с родными;
    • 19:30–20:00 - пение песенок с мамой или папой;
    • 20:00–20:30 - подготовка к купанию, водные процедуры;
    • 20:30–21:30 - массаж, одевание, укладывание спать.

    В те моменты, когда вам необходимо что–то сделать на кухне, старайтесь озадачивать малыша. Поручите ему «покормить» куклу или построить из кубиков гараж для машин, прочитать Мишке или Зайке сказку на ночь или спеть им песенку. Вы удивитесь, заметив, с каким удовольствием кроха выполняет эти нехитрые обязанности. Именно в такие моменты он приучается заботиться о других, проявлять ответственность.

    Все дети развиваются по своему индивидуальному графику, и режим дня ребенка в 1 год может отличаться от распорядка остальных крох. Некоторые малыши в этом возрасте уверенно топают, другие лишь ползают и ещё не сделали первые шаги. То же касается нервной системы детей: у кого-то она слабая, у некоторых позволяет прекрасно бодрствовать, только 1 раз прерываясь на сон днём.

    Режим дня - установленная вами последовательности действий - залог выработанной . Важно, чтобы малыш знал, что вы заботитесь о его здоровье и без еды, сна, гигиенических мероприятий ему не обойтись.

    Многие российские педиатры утверждают, что приём пищи у ребенка необходим каждые 3 часа, но опытные мамы знают, что аппетит малыша играет большую роль в его жизни.

    Введите правило в семье: «Нет перекусам!», чтобы не жаловаться на отсутствие аппетита у детей. Если малыш жует что-то, то в его мозг поступает сигнал о принятии пищи, потому потом аппетита у него не будет, и во время обеда или ужина чадо просто отвернётся от тарелки.

    Сон ребёнка в 1 год

    Сколько должен спать малыш?

    Норма сна для малыша в возрасте 1 года составляет 12-13 ч в сутки, ночной сон занимает из них 10-11 ч, на сон днём 2-3 ч. Если режим отличается на +/- 1 ч в любую сторону, это вариант нормы. Если малыш бодр, спокоен, жизнерадостен, умеет сконцентрироваться на собственных действиях, у него отличный аппетит, он легко укладывается спать, с улыбкой просыпается, поводов для беспокойства нет.

    Но если ребенок спит 16-17 ч в сутки, это должно вас насторожить, необходимо обратить внимание на другие симптомы и сообщить об этом педиатру.

    Дневной сон – одноразовый или двухразовый?

    Распорядок дня «годовасика» может быть одним из двух вариантов.

    1. 2-фазный сон днём, который состоит из 2 периодов по 1,5 часа каждый. Малыши, которые предпочитают такой режим сна, могут быть бодрыми около 4 часов. Вечером их нужно укладывать примерно в 22.00. В режим дня замечательно вписываются 2 длительные прогулки и питание 5 раз в день.
    2. 1 длительный дневной сон. Для этого обычно нужна серьёзная перестройка режима дня. Малышей, которых 1 сон устраивает, можно причислить к «совам»: они просыпаются не раньше 7-8 ч. утра. Дневной сон у них длится не меньше 2-3 ч, начинается примерно в 13.00, завершается не раньше 15.30– 16.00. При этом кроху можно усадить за стол только 4 раза. Такой режим ребёнка в 1 год максимально приближён к условиям детей, посещающих дошкольное учреждение, потому адаптация при первых посещениях яслей наверняка пройдет без сложностей. Кроме того, у родителей крохи, который ложится отдыхать в 21.00, появляется немного больше свободного времени (при условии, что они тоже – «совы»).

    Основные режимные моменты

    Подъём, умывание и утренняя гимнастика

    Утро малыша должно начинаться с умывания и подмывания. Обычно дети испытывают огромное удовольствие от игр в воде, можно использовать этот момент в формировании полезного навыка, позволяя ребёнку умываться самому. Перед этим каждый раз демонстрируйте ему, как правильно мыть лицо, руки, использовать мыло и полотенце.

    Приучайте ребёнка мыть перед едой и после прогулки руки, а также к закаливающим водным процедурам по утрам.

    Гимнастика годовалого ребёнка так же важна, как и гигиенические мероприятия. Она может включать следующие упражнения:

    • ползание на четвереньках;
    • ходьба с поддержкой, опорой и самостоятельное передвижение;
    • ходьба по узенькой дорожке;
    • приседание с поддержкой и без неё;
    • доставание игрушки с небольшой высоты;
    • залезание на кровать, кресло, стул, слезание с этих предметов мебели;
    • ползание сквозь обруч и под препятствиями;
    • наклоны при фиксированных коленях;
    • поднимание ног из положения лежа до угла 90°;
    • «велосипед»;
    • подъём из лежачего состояния в положение сидя;
    • подъём рук поочерёдно, движения руками как в боксе;
    • броски мяча 2 руками;
    • ходьба на месте с высоко поднятыми коленями

    График приёма пищи малыша зависит от того, сколько раз он спит днём, каков режим дня ребенка в 1 год.

    При 2-фазном режиме сна малыша можно успеть покормить 5 раз, при одном дневном сне – 4 раза. Если ребёнок находится на ГВ, грудное молоко прекрасно подойдёт для 1-го завтрака и кормления перед укладыванием на ночь (при его заменит молочная смесь).

    На второй завтрак, обед и ужин малыш получит питание с общего стола – каши, салаты, супы, кисломолочные продукты, варёные и тушеные овощи, фрукты, ягоды, блюда из мяса и рыбы. В этом возрасте пищу не следует перетирать. Мясо и рыбу можно мелко резать, чтобы развивать жевательный рефлекс и сформировать правильный прикус.

    Если какой-то продукт не понравился малышу, не следует его исключать, подмешивайте его в блюда понемногу, чтобы ребёнок привыкал к его вкусу и не лишался питательных веществ.

    Перечень продуктов, которые под запретом для малыша: всё острое, пряное и жареное, цитрусовые, орехи, копчености, консервы, колбаса, грибы и кондитерские изделия. Вместо магазинных конфет можно угощать ребёнка фруктами и ягодами.

    Старайтесь воспитывать навыки аккуратности у малыша во время еды, научить пользоваться салфетками, носовым платком, полоскать рот после еды, чистить зубы утром и вечером.

    Оптимальное время для прогулок выбирает мама, наблюдая за малышом и преследуя цели, которые ставит на время выхода из дома. К примеру, если желаете активного времяпровождения с максимумом впечатлений для крохи (что может включать катание на качелях, общение со сверстниками, кормление голубей в парке), лучше выйти на улицу в часы максимальной активности ребёнка — после завтрака или дневного сна.

    Необходимо учесть и сезонность. В зимнее время, поздней осенью и ранней весной, когда рано темнеет, прогулка в послеобеденное время хуже, чем выход на улицу с утра – прогулки в сумерках интересны подросткам, а не малышам. В знойные дни лучше выходить на улицу до 11.00 и после 16.00, когда солнце не в зените. Важно, чтобы время прогулки было наполнено интересными делами, сколько бы она ни длилась.

    Если мама на прогулке должна справиться с какими-то делами (к примеру, сходить в магазин), а малыш не любит такие мероприятия (это и понятно, он хочет играть и узнавать что-то новое), задача усложняется. В таком случае постарайтесь подстроить совместный режим, чтобы выйти на улицу, а ребёнок поспал в это время.

    Длительность прогулки малыша во многом зависит от погоды. Поздней весной, летом и ранней осенью прогулки могут длиться долго – до 2 ч. Лучше, если ребёнок гуляет 2 раза в день, в одно и то же время.

    Поздней осенью, зимой и ранней весной длительность прогулки годовалого ребёнка не должна быть больше 60 минут. Если гуляете меньше, стоит выйти на улицу 2-й раз за день.

    Игры

    Все малыши обожают учиться чему-то новому: строить и рушить созданное ими, поднимать с пола и бросать из кроватки. Для этой цели идеально подойдут пластмассовые или мягкие кубики. Также хорошо играть в годовалом возрасте сортёром, конструктором с крупными деталями.

    Вы можете оказать помощь ребёнку в изучении изображений, цвета, строить дома. Собирайте пазлы с элементами большими размерами, учитесь клеить аппликации. Такие игры очень сближают.

    Игры с пирамидками тоже будут кстати: при покупке выбирайте варианты с большими кольцами, чтобы ребёнку было удобно их взять и нанизать на стержень.

    На куклах можно продемонстрировать малышу, где находятся уши, глаза, нос, волосы, руки и ноги. Потом можно спрашивать: «Где у Нади ушки?» и просить их показать. Подражая действиям родителей, братьев и сестёр, малыш станет заботиться о куколке – одевать, кормить и поить, укладывать спать, жалеть, садить на горшок.

    Очень важны в этом возрасте книжки. Даже если малыш не может понять, о чём речь, он слышит знакомый голос, узнаёт некоторые слова, изучает картинки вместе с вами. Задавайте своему чаду вопросы, покажите, что изображено на картинках, с каждым месяцем усложняя свои рассказы и вопросы.

    Сказки в стихах представляют особый интерес в жизни малыша: стихотворный ритм лучше воспринимается, именно их он будет повторять, когда начнёт говорить.

    Пальчиковые игры, цель которых – развитие мелкой моторики и речи, могут оказаться хорошим методом обучения.

    Многие любят играть с посудой, такие занятия можно разнообразить, используя подручные средства: крупы, фасолинки, макароны разной формы, жидкости в пластиковых бутылках. Ребенок может лить воду из одной миски во вторую, вылавливать предметы в воде, перебирать крупы и таким образом учиться владеть собственным телом.

    В этом возрасте можно проводить занятия с пластилином под присмотром взрослых, чтобы ребёнок научился лепить колбаски и колобков. Необходимо внимательно следить, чтобы пластилин не попал в рот чаду. Можно изготовить или купить пальчиковые краски: у малыша будет моря эмоций от рисования ладошками и пальчиками.

    Развивающие занятия

    Малыши в этом возрасте мыслят образами, не оперируют абстрактными понятиями, потому в играх нужно задействовать множество предметов или изображений. Кубики, куклы, мячи, яркие книжки, мягкие игрушки станут замечательным реквизитом для развивающих занятий.

    Желание творить у годовасика заявляет о себе, однако он не всегда получает то, что задумал, и тогда интерес к делу теряется. Помогайте малышу, направляйте пальчики, сообщайте, что делаете и почему, чтобы интерес к творчеству созревал постепенно.

    В этом возрасте важно устраивать игры для развития речи. Вы можете пропускать слова в его любимой сказке или песне, повторять звуки («Как летит самолет?», «Как мурлычет кошка?», «Как лает собака?», «Как жужжит пчела?»). Показывайте предметы и просите, чтобы малыш называл их.

    Для малыша важен регулярный уход за кожей, т. к. она у него очень нежная, подвержена повреждениям. Родители, допуская небольшие погрешности в уходе за ребенком, вызывают у него беспокойство. К примеру, чадо одели слишком тепло, что привело к возникновению потницы, или его не вовремя подмыли, появились опрелости, зуд, жжение.

    Не реже 2 раз в неделю малыша нужно купать перед сном. После 1 года это можно делать в большой ванне, а после 2 лет стоит приучать принимать душ. Если в какой-то день вы не купаете малыша перед сном, обязательно подмойте его и вымойте ему ножки.

    Следует коротко стричь ногти по мере необходимости маленькими ножницами с загнутыми концами. Моя малышу голову, следите, чтобы шампунь не попал ребёнку в глаза.

    Засыпание

    Желательно, чтобы к годовалому возрасту ребёнок научился засыпать без укачивания или соски. Так будет проще вам, но не ему. Хотя, конечно, такой совет крайне непросто выполнить.

    Режим дня ребенка в 1 год по часам

    Вариант 1 (2 дневных сна)

    Вариант 2 (1 дневной сон)

    Время Занятие
    7.00 Малыш просыпается. Гигиенические процедуры, гимнастика, переодевание.
    8.00 Первый завтрак.
    8.30 Игры, одевание.
    9.00 Прогулка
    11.00 Переодевание, игры дома
    12.00 Обед, укладывание на дневной сон.
    13.00 Сон.
    16.00 Полдник
    16.30 Прогулка, игры.
    19.30 Ужин.
    20.30 Ванна, массаж, тихие игры, чтение книжек.
    21.30 Кефир перед сном, укладывание, отбой.

    Заключение

    Режим ребёнка в 1 год необходим для нормального развития крохи, устойчивости его нервной системы. Родители, который считают, что четкий распорядок малышу не нужен, рискуют в итоге получить ребенка, который не поддаётся воспитанию. Без достаточного количества сна кроха постоянно возбужден, это мешает его адекватному восприятию окружающего мира, общению с близкими и сверстниками, учёбе и развитию. Подбирая режим, следует учитывать потребности и желания вашего малыша.

    А каково ваше мнение по поводу режима годовалого ребёнка – нужен ли он? Будем рады обратной связи в комментариях к этой статье.

    Он будет считаться оптимальным, если график дня ребенка составлен так, что это совпадает с его природными потребностями. Если ребенок спит днем в 13.00, то и дневной сон в режиме дня лучше всего планировать на это время. Если резко изменить привычки ребенка, его нервная система пострадает, и пользы такой режим дня не принесет. Поэтому режим дня для ребенка возрастом 1-1,5 годика должен быть максимально мягким. Родители могут судить об успешности своего режима по хорошему настроению и хорошему здоровью ребенка.

    Лучший режим дня – тот, который приучает ребенка к порядку, организует его досуг. Тогда ребенку намного проще будет привыкать к детскому садику и школе.

    Если не соблюдать режим дня

    Если родители нелогичны в соблюдении детского режима дня, то заставляют ребенка его соблюдать, то пускают все на самотек, это негативно отражается на нервной системе малыша. У него могут возникнуть вот такие проблемы со здоровьем.

    • Капризность, раздражительность, нервозность
    • Быстрая утомляемость
    • Перепады активности и покоя
    • Перепады настроения
    • Недосыпание, плохой сон
    • Плохой аппетит
    • Недостаточное усвоение информации
    • Нежелание убирать за собой, помогать маме

    Возрастные особенности ребенка 1-1,5 лет

    Когда ребенку исполняется годик, он начинает развиваться более стремительно, чем до этого. И вместе с тем у ребенка в этом возрасте еще много несоответствий. Физически ребенок еще не в состоянии выдержать без сна целый день, он быстро утомляется. В то же время ребенок любит много и активно бегать, прыгать, правда, очень скоро устает и нуждается в отдыхе. Координация движений ребенка еще недостаточна, не смотря на то, что он хочет играть долго и много.

    Ребенок в этом возрасте может выполнять просьбу взрослого что-то принести или подать, у него начинает быстро расширяться активный словарный запас. Ребенок в этом возрасте бросает соску, начинает есть ложкой. Правда, много проливает при этом.

    Сон ребенка 1-1,5 годика

    Дневной сон в расписании ребенка этого возраста нужно планировать дважды. Первый раз ребенок должен поспать от двух до 2,5 часов, а второй раз – до двух часов.

    Чтобы ребенок нормально уснул, за полчаса перед этим нужно прекратить активные игры. Идеально, если ребенок за час до сна погуляет с мамой по свежему воздуху. Так его нервная система успокоится, активизируется кровоток, кровь больше насытится кислородом. Очень важно, чтобы каждый день расписание сна, как и других действий ребенка, планировалось в одно и то же время. Так у ребенка выработаются привычки, условные рефлексы, которые будут позволять ему в дальнейшем следовать расписанию, не сбивать режим сна и активности.

    Когда вы учите ребенка ложиться в одно и то же время, его нужно и будить в одно и то же время. Правда, допустимо «передержать» малыша на 15 минут или разбудить его на четверть часа раньше, если это удобно ребенку. После сна нужно начать учить ребенка одеваться самостоятельно, помогая ему и показывая, как это делается. Одновременно нужно показывать малышу одежду и называть ее.

    Сон летом хорош на свежем воздухе. В холодный сезон перед тем, как укладывать спать ребенка 1-1,5 лет, нужно хорошенько проветрить комнату. Но на сквозняке малыш спать не должен – заболеет.

    Сколько раз кормить ребенка в возрасте 1-1,5 лет?

    Кормление не должно быть реже четырех раз в день. Между кормлениями должно пройти примерно 3-4 часа. После кормления малыш должен погулять. А затем можно и выспаться, а после сна ребенка снова кормят. При таком режиме дня ребенок хорошо растет и развивается. Поспав и поев, ребенок спокоен, хорошо играется, не капризничает, его нервная система более спокойна, чем у тех детей, которые не высыпаются и недоедают.

    Когда вы кормите ребенка из ложки и учите его пользоваться этим прибором самостоятельно, можно применить небольшую хитрость. Если у ребенка не получается есть из ложки, нужно накладывать в нее сначала густую пищу, а потом, когда все начнет получаться, можно черпать ложкой и жидкости: суп, кисель. Не нужно перенапрягать ребенка: пусть поучится совсем немного, достаточно 3-4 ложек, а затем папа или мама докормят малыша. В конце кормления можно применить бонус для малыша – разрешить ему самому доесть ложкой, когда осталось совсем немного еды.

    Активность ребенка 1-1,5 лет на протяжении дня

    Как мы уже разобрались, на сон крохи в течение дня приходится примерно 4-4,5 часа. Столько же времени приходится и на период активности. Изменение режима дня, то есть уменьшение периода сна или периода активности делать не стоит, потому что это может сказаться на здоровье ребенка нежелательно. Ребенок может страдать от повышенной утомляемости или, наоборот, вялости.

    Чтобы активность ребенка на протяжении дня была более разнообразной, нужно обязательно включать в режим дня купание и развивающие игры. Книжки, яркие игрушки, пирамидки, кубики – очень хороший способ разнообразить период бодрствования ребенка в возрасте 1-1,5 годика.

    Прогулка

    Прогулке годовалого ребенка тоже нужно уделять не меньше двух раз в день. Свежий воздух очень хорошо влияет на здоровье ребенка. Эта прогулка должна длиться не менее полутора часов, а летом – до двух часов, если погода хорошая.

    Купание и закаливание

    Перед полдником нужно искупать ребенка. Если не купание – то обтирание, оно тоже очень полезно для закаливания. Сначала обтирают ребенку ручки, затем грудь, затем ножки, потом спинку. Температура воды должна быть не выше 35 градусов Цельсия. Чтобы закалять малыша в возрасте до полутора лет, можно постепенно снижать температуру воды. Один раз в неделю или пять дней при купании и обтирании снижают температуру воды на 5 градусов, в результате остается температура воды 24 градуса. Не стоит отказываться от закаливания – это очень укрепляет нервную, иммунную и дыхательную систему ребенка.

    Как правильно одевать ребенка в 1-1,5 годика?

    Одежда такого ребенка должна быть свободной и желательно – из натуральных материалов. Одежда будет хорошо впитывать влагу, защищать ребенка от переохлаждения и жары и давать ему возможность свободно бегать и прыгать. Поэтому одежда должна быть оснащена минимумом завязочек и ленточек – они могут повредить ребенку.

    Чему нужно учить ребенка 1-1,5 лет?

    Обязательно нужно в этом возрасте учить малыша мыть ручки, чистить зубки, пользоваться ложкой, салфеткой, горшком.

    Режим дня ребенка от 1 до 1,5 лет

    Режим дня ребенка будет приносить ему пользу, если родители будут тверды и деликатны в подходе к ребенку.