Как подать апелляцию на егэ. Апелляция. Что важно знать? Апелляция изнутри: негативный опыт

В целях защиты прав участников экзаменов при проведении ГИА создается конфликтная комиссия (далее – КК), которая призвана разрешать спорные вопросы не только по оцениванию экзаменационной работы, но и по соблюдению требований процедуры проведения ГИА.

Участник ГИА имеет право подать апелляцию в КК в письменной форме:

  • о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по соответствующему учебному предмету;
  • о несогласии с выставленными баллами.

Конфликтная комиссия не рассматриваются апелляции по вопросам:

Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА обучающийся подает в день проведения экзамена по соответствующему учебному предмету уполномоченному представителю ГЭК, не покидая ППЭ.

В целях проверки изложенных в апелляции сведений о нарушении установленного порядка проведения ГИА уполномоченным представителем ГЭК организуется проведение проверки при участии организаторов, технических специалистов по работе с программным обеспечением, специалистов по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, не задействованных в аудитории, в которой сдавал экзамен обучающийся, общественных наблюдателей, сотрудников, осуществляющих охрану правопорядка, медицинских работников, а также ассистентов, оказывающих необходимую техническую помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты проверки оформляются в форме заключения. Апелляция и заключение о результатах проверки в тот же день передаются уполномоченным представителем ГЭК в конфликтную комиссию.

При рассмотрении апелляции о нарушении установленного порядка проведения ГИА конфликтная комиссия рассматривает апелляцию, заключение о результатах проверки и выносит одно из решений:

  • об отклонении апелляции;
  • об удовлетворении апелляции.

При удовлетворении апелляции результат экзамена, по процедуре которого обучающимся была подана апелляция, аннулируется и обучающемуся предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему учебному предмету в другой день, предусмотренный расписанием ГИА.

Апелляция о несогласии с выставленными баллами, в том числе по результатам перепроверки экзаменационной работы, подается участниками ГИА или их родителями (законными представителями) на основании документов, удостоверяющих личность, в течение двух рабочих дней, следующих за официальным днем объявления результатов ГИА по соответствующему учебному предмету, непосредственно в конфликтную комиссию или в образовательную организацию, в которой они были допущены к ГИА. Руководитель образовательной организации, принявший апелляцию, передает ее в конфликтную комиссию в течение одного рабочего дня после ее получения.

Обучающиеся и их родители (законные представители) заблаговременно информируются о времени и месте рассмотрения апелляций.

При рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия запрашивает в РЦОИ распечатанные изображения экзаменационной работы, электронные носители, содержащие файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов обучающегося, копии протоколов проверки экзаменационной работы предметной комиссией и экзаменационные материалы, выполнявшиеся обучающимся, подавшим апелляцию.

Указанные материалы предъявляются обучающемуся (при его участии в рассмотрении апелляции).

Обучающийся (для обучающихся, не достигших возраста 14 лет, – в присутствии родителей (законных представителей) письменно подтверждает, что ему предъявлены изображения выполненной им экзаменационной работы, файлы с цифровой аудиозаписью его устного ответа (в случае его участия в рассмотрении апелляции).

По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов либо об удовлетворении апелляции и изменении баллов. При этом в случае удовлетворения апелляции количество ранее выставленных баллов может измениться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения количества баллов. Рассмотрение апелляции о несогласии с выставленными баллами осуществляется в течение четырех рабочих дней, следующих за днем ее поступления в конфликтную комиссию.

В случае выявления ошибок в обработке и (или) проверке экзаменационной работы конфликтная комиссия передает соответствующую информацию в РЦОИ с целью пересчета результатов ГИА.

После утверждения результаты ГИА передаются в образовательные организации, органы местного самоуправления, загранучреждениям и учредителям для ознакомления обучающихся с полученными ими результатами.

Вопрос 1. Какими документами регулируется процедура апелляции?

Во-первых, Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования». Смотрите Раздел Х «Прием и рассмотрение апелляций», пункты 76-89.

Во-вторых, Методические рекомендации по работе конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2018 году (приложение 6 к письму Рособрнадзора от 27.12.2017 N 10-870).

Вопрос 2. Как выглядит апелляция? Есть ли какая-либо установленная форма?

Да, существует утвержденная форма (1-АП). Найти ее можно в Сборнике форм для проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования в 2018 г. (приложение 8 к письму Рособрнадзора от 27.12.2017 № 10-870).

Вопрос 3. Нужно ли обосновывать в апелляции, почему я не согласен с выставленными баллами?

Нет, в апелляции используется общая формулировка «Прошу пересмотреть выставленные мне результаты ЕГЭ, так как считаю, что данные мною ответы на задания были оценены (обработаны) неверно».

Вы сможете прокомментировать оценивание вашей работы непосредственно при рассмотрении апелляции, в устной форме.

Вопрос 4. Могут ли в результате рассмотрения апелляции понизить балл?

Да, оценка действительно может измениться в худшую сторону. По результатам рассмотрения апелляции принимается решение:

  • об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов (отсутствие технических ошибок и ошибок оценивания экзаменационной работы);
  • об удовлетворении апелляции и изменении баллов (наличие технических ошибок и (или) ошибок оценивания экзаменационной работы).

При этом в случае удовлетворения апелляции количество ранее выставленных баллов может измениться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения количества баллов.

Вопрос 5. Насколько реально повысить балл?

Увеличение вашего результата по итогам апелляции - это всегда констатация того факта, что ваша работа была оценена неправильно при первой проверке. Конечно, чтобы эксперты ЕГЭ и члены конфликтной комиссии признали наличие ошибки, им нужно представить действительно убедительные и веские аргументы. Для этого необходимо тщательно подготовиться к апелляции, продумать свою позицию, а затем уверенно выступить перед членами конфликтной комиссии. В одном случае это даст свой результат, в другом случае - даже таких усилий окажется недостаточно.

Иногда вообще ничего не требуется делать, чтобы «отбить» лишний балл - вы приходите и вам с порога говорят, что принято решение об удовлетворении апелляции. Это возможно в том случае, если ошибка, допущенная экспертом при проверке, является ну совсем очевидной.

В целом, если есть основания, повышение результата на 1-3 первичных балла вполне реально. При этом не играет большой роли, сколько баллов вам поставили изначально: апелляцию могут удовлетворить, даже если вы высокобалльник. В прошлом году двум моим ученикам подняли баллы с 71 до 77 и с 91 до 93 баллов соответственно. Улучшение результата на 15-20 тестовых баллов - это, конечно, значительно более редкая история.

Вопрос 6. Я считаю, что мой ответ на задание с кратким ответом (часть 1 ЕГЭ по истории) оценили неправильно. Можно ли подать апелляцию в связи с этим?

Единственный вариант, когда в результате апелляции может быть повышен балл за задание части 1 ЕГЭ по истории, - если будет обнаружена техническая ошибка, допущенная при обработке экзаменационной работы апеллянта.

Например, правильный ответ - «НИКОЛАЙВТОРОЙ», вы написали «НИКОЛАЙВТОРОЙ», но компьютер распознал вашу запись как «МИКОЛАЙВТОРОЙ», и поэтому балл оказался не засчитанным. Это техническая ошибка, которая должна быть зафиксирована и исправлена при рассмотрении апелляции.

В случае, если вы смогли правильно решить задание, но некорректно заполнили бланк, повысить балл на апелляции не получится.

Конфликтная комиссия не вправе применять изменения к ответам на задания с кратким ответом в случае, когда при записи ответа апеллянт применял форму записи (в том числе, символы), противоречащую указаниям к заданию КИМ, а также Правилам заполнения бланков ЕГЭ (пункт 14 раздела 8 Методических рекомендаций по работе конфликтной комиссии).

Вопрос 7. Я перепутал и внес в бланк неправильный ответ, но у меня в черновике все было написано верно. Можно ли ссылаться на черновик при рассмотрении апелляции?

По этому поводу есть однозначный ответ: конфликтная комиссия не рассматривает черновики (а также КИМы) участника ЕГЭ в качестве материалов апелляции (пункт 6 раздела 4 Методических рекомендаций по работе конфликтной комиссии).

Вопрос 8. В какой срок необходимо подать апелляцию?

Апелляция подается в течение двух рабочих дней , следующих за официальным днем объявления результатов экзамена.

Официальный день объявления результатов ЕГЭ по истории 2018 г. - 20 июня 2018 г. (не позднее указанной даты). Это следует из Графика обработки апелляций ЕГЭ по истории 2018 г., опубликованного на официальном сайте ЕГЭ. Обратите внимание, что используется формулировка «не позднее указанной даты ». Теоретически, официальный день объявления результатов экзамена может быть и раньше.

В данном вопросе я бы ориентировался на информацию каждого конкретного региона, а точнее - Регионального центра обработки информации (РЦОИ).

Вопрос 9. Можно ли отозвать апелляцию?

Да, участник ЕГЭ вправе отозвать апелляцию о несогласии с выставленными баллами в течение одного рабочего дня , следующего за днем подачи указанной апелляции, но не позднее дня заседания конфликтной комиссии.

Для этого необходимо написать заявление об отзыве апелляции и подать его в свою школу.

Подробнее - пункт 4 раздела 5 Методических рекомендаций по работе конфликтной комиссии

Вопрос 10. Что будет, если я не приеду в назначенный день на рассмотрение апелляции?

Апелляция все равно будет рассмотрена. Очевидно, что шансов на повышение баллов в таком случае будет меньше, т.к. конфликтная комиссия даже не сможет услышать ваши аргументы - почему вы не согласны с оценкой.

Вопрос 11. Кто может приехать со мной на рассмотрение апелляции?

Согласно пункту 80 Приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400, по желанию при рассмотрении апелляции могут присутствовать апеллянт и (или) его родители (законные представители) . Под законными представителями понимаются усыновители, опекуны, попечители и т.д.

В официальных документах я не нашел прямого ответа на вопрос, может ли при рассмотрении апелляции присутствовать учитель или репетитор . В тоже время, я не раз слышал истории, что ученики иногда приезжают на апелляцию со своими учителями, предварительно позаботившись о выдаче нотариально удостоверенной доверенности.

Про доверенность см. статьи 185 - 189 Гражданского кодекса РФ

Вопрос 12. Сколько по времени рассматривается апелляция?

Время, рекомендуемое на рассмотрение одной апелляции (включая разъяснения по оцениванию развернутых ответов), не более 30 минут. В ходе рассмотрения апелляции привлеченный эксперт при необходимости дает разъяснения по оцениванию развернутых ответов, это должно занимать не более 20 минут (пункты 10 и 15 раздела 8 Методических рекомендаций по работе конфликтной комиссии).

На практике же, далеко не всегда на каждую работу выделяют по полчаса. Будьте готовы к тому, что весь процесс займет 10-20 минут.

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан»

Наши успехи в школе и университете без преувеличения определяют нашу судьбу. Успешно сданный ЕГЭ позволяет поступить в симпатичный нам вуз. Диплом об образовании открывает двери в самые разные компании.

У выпускников школ и техникумов с ЕГЭ связано множество страхов. В их числе - боязнь не набрать необходимое количество баллов на государственном экзамене.

Как правило, в случае неудачи (недостаточного количества набранных баллов) многие школьники и родители опасаются оспаривать результаты, боясь конфликта с руководством вуза. Такая позиция в корне неверна. Если есть основания для апелляции, нужно отстаивать свою позицию. Ведь на кону - ваше будущее, будущее вашего ребёнка.

Апелляция ЕГЭ - это реальный шанс повысить баллы, не пересдавая экзамен. Оснований для подачи заявления два: нарушение порядка проведения экзамена и несогласие с оценкой экзаменационной работы. Первый пример - слишком шумно, жарко во время проведения экзамена. Второй пример - неверная (по мнению абитуриента) оценка его работы.

Стоит держать в уме, что апелляция ЕГЭ 2018 - это обычная процедура, предусмотренная законом об образовании. Правила апелляции ЕГЭ чётко прописаны на сайте единого государственного экзамена. В них оговорены сроки, условия и порядок рассмотрения жалоб.

Бланк апелляции ЕГЭ имеет установленную форму. На нём должен быть указан регион, где проводится экзамен, образовательная организация участника, пункт проведения экзамена, ФИО абитуриента, основания для подачи заявления и другая информация.

Чтобы подать жалобу, нужно составить заявление в двух экземплярах. Если оспариваются условия проведения экзаменов, заявление направляется члену экзаменационной комиссии. Если оспариваются результаты подсчёта баллов, - руководителю образовательного заявления. Второе заявление (с пометкой о получении) остаётся у абитуриента.

Абитуриент и его родители (законные представители) имеют право участвовать в рассмотрении апелляции. При этом ему под запись выдаются заключения экспертной комиссии, аудиозаписи устных ответов, копии протоколов.

Рассмотрение апелляции ЕГЭ возложено на отдельную организационную структуру. Спорные вопросы, связанные с оценкой работы участника ЕГЭ, а также порядком проведения государственного экзамена, рассматривает специальная конфликтная комиссия. Сроки рассмотрения - четыре и два дня соответственно.

Если конфликтная комиссия удовлетворит апелляцию, абитуриент, недовольный условиями проведения ЕГЭ, получит право пересдать экзамен в другой день. Результаты предыдущего ЕГЭ аннулируют. В случае неверной оценки результатов ЕГЭ их рассмотрят снова на предмет технических ошибок в тексте и некорректной оценки устной части экзамена.

Сроки апелляции ЕГЭ чётко определены федеральным законодательством. Если абитуриент считает, что госэкзамен был проведён с нарушением установленного порядка, он обязан подать апелляцию в тот же день. Заявление о несогласии с результатами ЕГЭ можно подать в течение двух рабочих дней после объявления результатов экзамена.

Подача и прохождение процедуры апелляции

Процедура апелляции проводится следующим образом:

1) в основную, первую «волну» (последние числа мая или первые числа июня) выпускники в определённый для всей Российской Федерации единый день сдают ЕГЭ;

2) в резервные дни (приблизительно середина июня) выпускники, заболевшие в день экзамена, сдают ЕГЭ;

3) в один и тот же день первая и вторая группа сдававших ЕГЭ узнают результаты в своей школе, где обучались.

В этот же день в случае несогласия с полученными баллами выпускник обязан явиться к директору своей школы, где он обучался, имея на руках свой паспорт, заполнить стандартный бланк-заявление на апелляцию (в котором указать, будет ли выпускник присутствовать лично на апелляции или просит провести её заочно, без его присутствия) и узнать у директора дату и время проведения апелляции. Администрация школы передаёт заявление в соответствующую организацию. В назначенное время выпускник должен явиться в пункт проведения апелляции лично (при невозможности прибыть на место апелляция будет проводиться в его отсутствии). На апелляции принять участие в процедуре (то есть зайти в аудиторию, где она проводится, и участвовать в обсуждении работы, в беседе с экспертами, независимыми экспертами, представителями Министерства образования, сотрудниками РЦОИ – т.е членами конфликтной, апелляционной комиссии) имеют право, кроме самого выпускника, только родители выпускника или лица, наделённые их правами и обязанностями (приёмные родители, опекуны). Иные лица, имеющие отношение к интересам выпускника (другие родственники, учителя, друзья, знакомые) не могут воспользоваться таким правом.

Апелляция проводится с целью выявить реальные несовпадения ответов, указанных экзаменующимся в бланке ответов и теми ответами, которые компьютерная система «прочитала» при проверке. Такие факты могут иметь место крайне редко, чаще всего в тех случаях, когда экзаменующийся нечётко, неярко (слабый нажим ручки, светло-чёрная гелевая паста) вписал ответ в соответствующую графу протокола. Такая перепроверка касается частей А, В.

Апелляция относительно части С, сочинения, призвана выявить реальные ошибки, допущенные экспертами при проверке части С. Анализ выставленных экспертами баллов производится в присутствии выпускника на основании исходного текста, по которому писалась работа, на основании находящихся и используемых при этом критериев оценивания и норм оценивания письменных работ, единых для всей Российской Федерации. Анализ баллов производится строго по критериям, но не пересмотром оценки за всё сочинение в общем. На этом основании выпускник должен быть осведомлён о существовании критериев оценивания, должен уметь сформулировать свои претензии к выполненной экспертами проверке. Несмотря на то, что членами апелляционной комиссии будет проведено для апеллянта разъяснение ситуации относительно оценки по каждому критерию, разговор и с его стороны должен получиться конструктивным.

Следует принять во внимание, что компьютерная система, исходя из результатов оценивания одной и той же работы 2-3 экспертами, выбирает тот оптимальный вариант, который рассматривает каждый спорный случай в пользу ученика , т.е. выбирает более высокую оценку. Отсюда становится понятным, почему в процессе реальных апелляций последних лет почти не выявлялись работы, заслуживающие повышения баллов по отдельным критериям. Кроме того, в комиссии по проверке части С ЕГЭ работают эксперты высочайшей квалификации, что, несомненно, положительно влияет на качество проверки и не даёт оснований для пересмотра результатов.

Апеллянтам особенно нужно обратить внимание на то, что апелляция – это не средство повысить уже заявленные в сертификате баллы до желаемых. Например, выпускник планировал получить золотую медаль. Сдав ЕГЭ по русскому языку, он получил на 2 балла меньше, чем требуется. На апелляции выяснилось, что в частях А и В несовпадений ответов рукописных и «прочитанных» машиной нет. Реальных ошибок, допущенных экспертами при проверке сочинения и повлиявших на её оценивание, нет. Значит, оценка ни по одному из критериев повышена быть не может, общий балл за сочинение повышен быть не может.

Следует знать, что работа, после обсуждения которой члены конфликтной (апелляционной) комиссии решили повысить баллы за сочинение по определённым критериям, отправляется в конфликтную комиссию Москвы, в центр ЕГЭ. Отправляемая работа сопровождается пояснительной запиской, комментариями каждого из повышаемых баллов. Только после повторного её рассмотрения в указанной инстанции решение комиссии может быть подтверждено или, напротив, отменено. Это говорит о том, что стремление многих апеллянтов воздействовать на чувства членов конфликтной комиссии остаётся без внимания не случайно. Апелляция призвана восстановить справедливость и объективность при оценивании работ, но не произвольно завышать баллы из жалости или сочувствия к ситуации отдельных выпускников.

Перечень основных моментов на которые следует обратить внимание при подаче апелляции.

Началась сдача ЕГЭ и в скором времени появятся первые результаты. Кто-то из выпускников увидев их вздохнет с облегчением, а кто-то посчитает, что на самом деле он заслуживает большего, и оценка выставленная проверяющими не отражает его реального уровня знаний. Что в этом случае делать?

Ответ лежит на поверхности - выпускники, которые хотят оспорить результат ЕГЭ, могут прибегнуть к апелляции - процедуре, направленной на защиту прав экзаменующихся. Стоит это делать или нет в конечном итоге личное дело каждого. С одной стороны, это, конечно, дополнительный стресс и риск. Но иногда один-два дополнительных балла могут стать решающими при поступлении в вуз и поэтому всегда находятся те, кто готов идти до конца.

В каких случаях можно подать апелляцию?

Таких случаев два. Первое - это оспаривание самой процедуры проведения экзамена, нарушения которой привели к тому, что вы не смогли написать экзамен максимально успешно.

Второй вариант - оспаривание баллов, полученных на ЕГЭ. Рассмотрим каждый из перечисленных выше вариантов чуть подробнее.

Апелляция при нарушении процедуры проведения ЕГЭ

В этом случае апелляцию нужно подать сразу же после окончания экзамена, причем до того момента, как ученик покинул класс. Написать заявление требуется в двух экземплярах - первый из них идет в конфликтную комиссию, а второй - остается у выпускника. При этом необходимо проследить, чтобы член экзаменационной комиссии поставил на заявлении пометку о том, что документ принят на рассмотрение.

Заявление должно быть также зарегистрировано в специальном журнале и рассмотрено в течение двух дней после подачи. Срок, место и время проведения процедуры обязательно сообщается ученику и его родителям или законным представителям.
В итоге комиссия может удовлетворить требования ученика, или напротив - решить, что они беспочвенные. Положительное решение комиссии означает, что результат работы будет аннулирован, а школьник сможет переписать ЕГЭ - для этого отводятся специальные дни в расписании. Если решение отрицательное, результат экзамена остается без изменений.

Апелляция при несогласии с результатами ЕГЭ

В этом случае апелляционное заявление должно быть подано в течение двух рабочих дней с момента оглашения итогов ЕГЭ по предмету. Как и в предыдущем случае, нужно будет написать два экземпляра заявления, направив один из них в адрес конфликтной комиссии, а второй оставив себе. На заявлении должна быть проставлена отметка, что оно составлено по форме и принято к рассмотрению.

Решение о проведении апелляции должно быть принято не позже, чем через 4 рабочих дня после получения такого заявления конфликтной комиссией. Каждое заявление проходит процедуру регистрации, а информация в отношении даты, времени и места проведения апелляции доводится до ученика (его родителей или законных представителей).

На апелляции ученику обязательно должны показать пакет его документов и письменный вывод комиссии по предмету. На этом этапе нужно быть особенно внимательным: ученику предстоит расписаться о том, что, к примеру, отсканированная работа с ответами принадлежит ему. Члены комиссии по апелляции должны дать четкий ответ, почему были выставлены те или иные баллы. Процедура, как правило, занимает не более 20 минут на одного ученика. По ее итогам комиссия может вынести следующие решения:
- отклонить требования ученика и сохранить проставленные баллы, если не было обнаружено технических и прочих ошибок в процессе оценивания;
- удовлетворить апелляционное заявление и изменить баллы, если были выявлены ошибки. При этом следует помнить, что баллы могут быть пересмотрены как в ту, так и другую сторону (увеличены или уменьшены).

Что важно сделать до апелляции?

В первую очередь, необходимо по максимуму освежить в памяти свою работу, чтобы иметь аргументы для отстаивания собственной точки зрения.

Следует также внимательно ознакомиться с критериями выставления баллов, чтобы понять, насколько объективным вы считаете решение комиссии по каждому пункту;
подойдите к учителю-предметнику или репетитору, с которым готовились к ЕГЭ - они помогут разобрать неоднозначные моменты и дадут рекомендации, как себя вести и пояснить свое мнение.

Немаловажным является и тот факт, что по каждому пункту, с которым вы не согласны, необходимо заранее сформулировать точный вопрос в адрес комиссии, чтобы разговор носил предметный характер, и вы могли бы пояснить, почему сделали именно так, а не по-другому. Аргументация, подкрепленная конкретными фактами, всегда выглядит более веско.

Как вести себя на апелляции?

Здесь можно посоветовать следующее:
Первое: отправляйтесь на апелляцию с кем-то из родителей или другим взрослым человеком, который может представлять ваши интересы. Вчерашний школьник, скорее всего, растеряется перед лицом конфликтной комиссии. Кроме того, ему могут дать ответ, лишенный конкретики. Мама, папа или другой близкий человек помогут вам чувствовать себя гораздо увереннее, а их мнение и аргументы могут сыграть решающую роль в споре.

Второе: настаивайте на том, чтобы работу перепроверили в вашем присутствии. Довольно часто выпускнику заявляют, что работа уже была перепроверена, и комиссия решила оставить результат без изменений. Помните, что такое положение дел грубо нарушает ваши права - заочная апелляция возможна лишь в случае, если школьник и его представители попросту не явились на процедуру. Итоговое решение по работе должно приниматься в присутствии апеллянта, причем члены комиссии должны пояснить каждый снятый балл.

Третье: не покидайте место проведения апелляции, пока не будет дано исчерпывающее пояснение по работе и решению комиссии. Все заниженные баллы должны соответствовать критериям, выдвигаемым к оценке работы, так что не принимайте в качестве ответа общую формулировку о том, что баллы за решенный КИМ и так достаточно высокие. Пока вас не удовлетворит пояснение по каждому снятому баллу, не ставьте подпись под документами о проведении апелляции.

Четвертое: не сдавайтесь на полпути. Если уж вы решились на апелляцию, то терять, по большому счету, уже нечего.

Пятое: не бойтесь апелляции. Ведите себя спокойно и уверенно. Воспринимайте эту процедуру, как возможность отстоять свои интересы. Помните, что значительная часть учеников, которые не довольны своими результатами, попросту боится идти на апелляцию, чтобы не потерять набранные баллы. Конечно, если член комиссии найдет при проверке дополнительные ошибки, баллы могут пересмотреть в сторону понижения. Однако общая статистика говорит о том, что повышают баллы обычно чаще, чем снижают.