История Покровского собора (Храма Василия Блаженного). Справка. ​Собор Василия Блаженного – знаменитый архитектурный памятник средневекового зодчества

Одной из интереснейших и красивейших достопримечательностей русской столицы является собор Василия Блаженного (фото ниже), известный также под названием храма Покрова Божьей Матери, построенный еще в XVI веке по приказу царя Ивана IV Грозного. Практически каждый человек в стране знает, что находится он на Красной площади, но не всем известна история его возведения и легенды, связанные с ним. Но все же будет мало узнать только о соборе. Святой, в честь которого был построен придел, а позже стал именоваться и сам храм, носил имя Василий Блаженный. История его жизни, деяний и смерти не менее интересна, чем рассказ о строительстве собора.

Версии о создателях

(фото его украшают множество открыток для туристов) был возведен в период с 1555 по 1561 год в память о взятии города-крепости Казани царем Иваном Васильевичем. Существует множество версий того, кто же являлся подлинным создателем этого памятника архитектуры. Рассмотрим только три основных варианта. Первый из них - архитектор Постник Яковлев, носивший прозвище Барма. Это был известный в то время псковский мастер. Второй вариант - Барма и Постник. Это два архитектора, которые участвовали в постройке данного храма. А третья - собор возвел какой-то неизвестный западноевропейский мастер, предположительно из Италии.

В пользу последней версии говорит тот факт, что большая часть зданий Кремля была построена выходцами именно из этой страны. Неповторимый стиль, в котором создан храм Василия Блаженного (фото его прекрасно демонстрируют), гармонично соединил в себе традиции русского и европейского зодчеств. Но стоит сразу отметить, что эта версия не имеет совершенно никакого документального подтверждения.

Существует также легенда, согласно которой все архитекторы, работавшие над проектом храма, были лишены зрения по приказу Ивана Грозного - с той целью, чтобы они больше никогда не смогли построить ничего похожего. Но тут есть одна неувязка. Если автором храма является все же Постник Яковлев, то его никак не могли ослепить. Всего лишь через несколько лет он работал еще и над созданием Кремля в Казани.

Структура храма

Собор имеет всего десять куполов: девять из них расположены над главным строением, а один - над колокольней. В его состав входит восемь храмов. Их престолы освящены только в честь тех праздников, в дни которых происходили решающие сражения за Казань. Все восемь церквей расположены вокруг самой высокой девятой, которая имеет столпообразную конструкцию. Она выстроена в честь покрова Божией Матери и завершается шатром с небольшой главкой. Остальные купола Василия Блаженного выглядят на первый взгляд традиционно. Они имеют луковичную форму, но отличаются друг от друга своим оформлением. Все девять храмов стоят на общем основании и соединены между собой сводчатыми внутренними переходами и обходной галереей, которая в первоначальном варианте была открытой.

В 1558 году к собору Покрова Божией Матери пристроили придел, который был освящен в честь Василия Блаженного. Его возвели на том месте, где ранее находились мощи этого святого. Также его имя дало собору второе название. Примерно через 20 лет храм обзавелся и своей шатровой колокольней.

Первый этаж - подклет

Надо сказать, что собор Василия Блаженного (фото, конечно, этого не показывают) не имеет подвального помещения. Все составляющие его церкви стоят на одном основании, называемом подклет. Он представляет собой сооружение с довольно толстыми (до 3 м) стенами, разделенное на несколько помещений, высота которых составляет более 6 м.

Северный подклет имеет, можно сказать, уникальную конструкцию для XVI века. Его свод выполнен в виде короба без поддерживающих столбов, несмотря на то что у него большая протяженность. В стенах этого помещения имеются узкие отверстия, именуемые продухами. Благодаря им здесь создается особый микроклимат, который остается неизменным на протяжении всего года.

Когда-то все помещения подклета были недоступными для прихожан. Эти глубокие тайники в виде ниш использовались в качестве хранилищ. Раньше они закрывались дверьми. Но сейчас от них остались только петли. Вплоть до 1595 года в подклете хранилась царская казна и наиболее ценное имущество зажиточных горожан.

Чтобы попасть в эти ранее секретные помещения храма Василия Блаженного в Москве, нужно было пройти по белокаменной внутристенной лестнице, о которой знали лишь посвященные. Позже за ненадобностью этот ход заложили и забыли о нем, но в 30-х годах прошлого века он был случайно обнаружен.

Придел, организованный в честь Василия Блаженного

Он представляет собой церковь кубической формы. Она перекрыта крещатым сводом с маленьким световым барабаном, увенчанным главкой. Само покрытие этого храма сделано в том же стиле, что и верхние церкви собора. Здесь на стене имеется стилизованная надпись. Она сообщает, что церковь Василия Блаженного была пристроена в 1588 году прямо над захоронением святого сразу после его канонизации по распоряжению царя Федора Ивановича.

В 1929 году храм был закрыт для богослужений. Только в конце прошлого века его декоративное убранство, наконец, восстановили. Память Василия Блаженного почитают 15 августа. Именно эта дата 1997 года явилась начальной для возобновления богослужений в его церкви. В наши дни над самим захоронением святого стоит рака с его мощами, украшенная тонкой резьбой. Эта московская святыня является наиболее почитаемой среди прихожан и гостей храма.

Убранство церкви

Надо признаться, что невозможно в одной статье воспроизвести на словах все те красоты, которыми славится храм Василия Блаженного. Описание их заняло бы не одну неделю, а возможно, и месяцы. Остановимся лишь на подробностях убранства церкви, освященной в честь именно этого святого.

Ее масляная роспись была приурочена как раз к 350-летию начала возведения собора. На южной и северной стенах изображен Василий Блаженный. Картины из его жития представляют эпизоды о чуде с шубой и спасении на море. Под ними, на нижнем ярусе, расположен древнерусский орнамент из полотенец. Кроме того, на южной стороне церкви висит большемерная икона, рисунок которой сделан на металлической поверхности. Этот шедевр был написан в 1904 году.

Западная стена украшена храмовым образом Покрова Пресвятой Богородицы. Верхний ярус содержит изображения святых, которые покровительствуют царскому дому. Это мученица Ирина, Иоанн Предтеча, и Федор Стратилат.

Паруса свода заняты изображением Евангелистов, перекрестия - Спасом Нерукотворным, Иоанном Предтечей и Богоматерью, барабан украшен фигурами праотцов, а купол - Спасом Вседержителем.

Что касается иконостаса, то он был выполнен согласно проекту А. М. Павлинова в 1895 году, а написанием икон руководил знаменитый московский реставратор и иконописец Осип Чириков. Его подлинный автограф сохранился на одной из икон. Кроме того, иконостас еще имеет и более старинные изображения. Первое - икона «Богоматерь Смоленская», относящаяся к XVI веку, а вторая - образ Святого Василия Блаженного, где он изображен на фоне Красной площади и Кремля. Последний датируется XVIII веком.

Колокольня

В середине XVII столетия ранее выстроенная звонница находилась в ужасном состоянии. Поэтому ее решили сменить на колокольню в 80-х годах того же века. Кстати, она стоит до сих пор. Основанием для колокольни служит высокий и массивный четверик. Сверху на нем воздвигнут более изящный и ажурный восьмерик, сделанный в виде открытой площадки, которая ограждена восемью столбами, а они, в свою очередь, вверху соединяются арочными пролетами.

Колокольня увенчана восьмигранным довольно высоким шатром с ребрами, украшенными разноцветными изразцами с синей, белой, коричневой и желтой поливой. Его грани покрывает зеленая фигурная черепица и небольшие окошки, которые при звоне колоколов могут значительно усилить их звук. На самой верхушке шатра расположена маленькая луковичная главка с золоченым крестом. Внутри площадки, а также в арочных проемах подвешены колокола, которые были отлиты еще в XVII-XIX веках знаменитыми русскими мастерами.

Музей

Покровский собор в 1918 году был признан советской властью историческим памятником архитектуры не только национального, но и международного значения и взят под госохрану. Именно тогда его стали считать музеем. Первым его смотрителем был Иоанн Кузнецов (протоиерей). Надо сказать, что после революции храм находился, без преувеличения, в весьма бедственном положении: были выбиты почти все стекла, крыша во многих местах дырявая, а зимой прямо внутри помещений лежали снежные сугробы.

Через пять лет на базе собора решено было создать историко-архитектурный комплекс. Первым его заведующим стал Е. И. Силин - научный сотрудник Московского исторического музея. Уже 21 мая храм осмотрели первые посетители. С этого времени началась работа по укомплектованию фонда.

Музей под названием «Покровский собор» в 1928 году превратился в филиал Исторического музея. Через год храм официально закрыли для богослужений и сняли все колокола. В 30-х годах прошлого века поползли слухи о том, что его планируют снести. Но ему все-таки посчастливилось избежать такой участи. Несмотря на то что здесь почти целое столетие ведутся храм всегда открыт для москвичей и гостей столицы. За все время музей закрывался только раз, когда шла Великая Отечественная война.

После окончания войны сразу же были приняты все меры по восстановлению собора, поэтому ко дню празднования 800-летия столицы музей опять заработал. Он снискал себе широкую известность еще во времена Советского Союза. Надо отметить, что музей отлично знали не только в СССР, но и во многих других странах. С 1991 года храм находится в пользовании как Православной церкви, так и Государственного исторического музея. После долгого перерыва здесь наконец-то возобновили богослужения.

Детство святого

Будущий московский чудотворец Блаженный Василий родился в самом конце 1468 года. Согласно преданию, это случилось прямо на паперти Елоховского храма, возведенного в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его были простыми людьми. Когда он подрос, его отдали обучаться сапожному ремеслу. Со временем его наставник начал замечать, что Василий не такой, как все остальные дети.

Примером его неординарности может служить такой случай: как-то один купец привез в Москву хлеб и, увидев мастерскую, зашел заказать себе сапоги. При этом он просил, чтобы обувь он не мог сносить и за год. Услышав эти слова, Блаженный Василий заплакал и пообещал, что купец не успеет даже стоптать эти сапоги. Когда ничего не понявший мастер спросил у мальчика, почему он так думает, ребенок объяснил своему учителю, что заказчик не сможет надеть сапоги, так как вскоре умрет. Это пророчество сбылось буквально через несколько дней.

Признание святости

Когда Василию исполнилось 16 лет, он перебрался в Москву. Именно здесь начался его тернистый путь в качестве юродивого. По словам очевидцев, Блаженный Василий ходил по улицам столицы босой и нагой практически круглый год, независимо от того, был ли лютый трескучий мороз или летний палящий зной.

Странным считался не только его но и поступки. К примеру, проходя мимо рыночных ларьков, он мог пролить сосуд, наполненный квасом, или опрокинуть прилавок с калачами. За это Василий Блаженный был часто бит рассерженными торговцами. Как ни странно это звучит, он всегда с радостью принимал избиения и даже благодарил Бога за них. Но как позже выяснялось, разлитый квас был негодным, а калачи плохо выпеченными. Со временем в нем признали не только обличителя неправды, но человека Божия и юродивого.

Вот еще один случай из жизни святого. Как-то один купец решил построить каменную церковь в Москве, на Покровке. Но почему-то ее своды трижды обрушивались. Он пришел к Василию Блаженному испросить совета по этому поводу. Но тот отправил его в Киев, к убогому Иоанну. По приезде в город купец отыскал нужного ему человека в бедной хате. Иоанн сидел и качал люльку, в которой никого не было. Купец спросил у него, кого же он все-таки качает. На ответил ему, что убаюкивает он свою матушку за его рождение и воспитание. Только тогда купец вспомнил о своей матери, которую выгнал некогда из дома. Ему сразу же стало ясно, почему у него не получается достроить церковь. Возвратившись в Москву, купец нашел свою мать, попросил у нее прощения и забрал домой. После этого ему с легкостью удалось достроить церковь.

Деяния чудотворца

Блаженный Василий всегда проповедовал милосердие к ближним и помогал тем, кому стыдно было просить подаяние, при этом нуждаясь в помощи более остальных. По этому поводу есть описание одного случая, когда он отдал все подаренные ему царские вещи заезжему купцу-иностранцу, который по воле случая потерял абсолютно все. Торговец уже несколько дней ничего не ел, но не мог попросить о помощи, так как на нем была дорогая одежда.

Василий Блаженный всегда строго осуждал тех, кто подавал милостыню исходя из корыстных побуждений, а не из сострадания к бедности и несчастью. Ради спасения ближних он даже заходил в корчмы, где утешал и старался ободрить самых опустившихся людей, видя в них зерна доброты. настолько очистил свою душу молитвами и великими подвигами, что ему был открыт дар предвидения. В 1547 году Блаженный сумел предсказать великий пожар, случившийся в Москве, а своей молитвой он потушил пламя в Новгороде. Также его современники утверждали, что как-то раз Василий упрекнул самого царя Ивана IV Грозного, так как он во время проведения богослужения думал о строительстве на Воробьевых горах своего дворца.

Умер святой 2 августа 1557 года. Тогдашний Московский митрополит Макарий со своим духовенством совершили погребение Василия. Он был похоронен у Троицкой церкви, где в 1555 году начали строить Покровский храм в память о покорении Казанского ханства. Спустя 31 год, 2 августа, этот святой был прославлен Собором, во главе которого стоял Патриарх Иов.

Современники описывали его примерно одинаково, и обязательно упоминали о трех особенностях: он был чрезвычайно худ, носил минимум одежды и в руке всегда имел посох. Именно таким предстает перед нами Василий Блаженный. Фото икон и картин с его изображением представлены в этой статье.

Почитание этого святого чудотворца в народе было настолько велико, что Покровский собор стали величать его именем. Кстати, его вериги до сих пор находятся на сохранении в Духовной академии столицы. Все, кто хочет полюбоваться прекрасным памятником средневековой архитектуры, могут найти его по адресу: храм Василия Блаженного.

Покровский собор воздвигнут на Красной площади в 1555-1561 годах в память присоединения Казанского царства — одного из важнейших событий эпохи укрепления русского централизованного государства. Победа над Казанью в 1552 году была первым крупным внешнеполитическим успехом молодого царя Ивана IV Грозного (два первых похода в 1547 и 1550 гг. окончились неудачей); с присоединением Казанского и Астраханского (в 1554 году) царств он стал также именоваться царем Казанским и Астраханским.

Для строительства обетного храма было выбрано символическое место — на границе Кремля и Посада, рядом со рвом, окружившим кремлевские стены (отсюда названия храма — «Покрова на Рву у Троицких ворот» и «Троицы на Рву»). Летописные источники свидетельствуют, что в окончательном виде идея храма-памятника сложилась и стала претворяться в жизнь в 1555 году. Глубина замысла и оригинальность его воплощения указывают на несомненную причастность к «разработке проекта» святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, и царя Ивана Грозного, являвшихся соавторами важнейших культурных начинаний своей эпохи.

На едином основании воздвигнуты девять отдельных храмов, причем один, центральный, увенчанный большим шатром, окружали восемь, крестообразно расположенных в плане столпов-церквей. В посвящениях престолов нашли отражение основные этапы Казанской победы и идея небесной защиты русского воинства. Центральный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы — в этот день, 1 октября 1552 года, наступающие предприняли мощную атаку, успех которой на следующий день увенчался взятием города. К конкретным датам приурочены посвящения престолов во имя святых Киприана и Иустинии (2 октября — взятие Казани), Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового и преподобного Александра Свирского (30 августа — победа русских на Арском поле), Григория епископа Великой Армении (30 сентября — начало штурма города), Варлаама Хутынского (6 ноября — возвращение царя в Москву). Символическое — и тоже связанное с Казанским походом — значение имеют наименования престолов во имя Святой Троицы и Входа Господня в Иерусалим.

Только девятый престол был посвящен событию, не связанному с «Казанским взятием». 29 июня 1555 года в Москву из Вятки был принесен образ Николы Великорецкого. Многочисленные чудеса и исцеления от этого образа происходили как по дороге в столицу, так и в Москве, в Успенском соборе. В ознаменование такого проявления Божией благодати девятый престол строящегося храма был освящен в память Николы Великорецкого, позже в нем находился список с чудотворной иконы, сделанный самим митрополитом Макарием.

Начатое не позднее весны 1555 года строительство каменного Покровского собора продолжалось пять с половиной лет. 1 октября 1559 года, по сообщению Никоновской летописи, были освящены все церкви, кроме центральной церкви Покрова, строительство которой еще не было завершено. Дату завершения строительства и освящения — 29 июня 1561 года (12 июля по новому стилю) — удалось определить только в ходе проведения реставрационных работ 1957-1961 гг., когда реставраторы обнаружили сохранившийся под поздней штукатуркой текст храмозданной «летописи», выполненной в основании главного шатра.

Покровский собор является национальным символом России: как памятник славе русского оружия и как уникальный по архитектуре храм, признанный шедевр древнерусского зодчества. Долгое время, на основании мемуарных источников западного происхождения, считалось, что создателями храма были иностранные архитекторы. Честь открытия имен русских зодчих, воплотивших в камне идею царя и митрополита, принадлежит протоиерею Покровского собора Иоанну Кузнецову, который в конце XIX — начале XX века в летописных источниках XVII века обнаружил имена строителей — Барма и Постник «с товарищи».

Новая страница в истории храма связана с прославлением в 1588 году московского юродивого Василия Блаженного, скончавшегося 2 августа 1557 года и погребенного под аркой у стен строившегося тогда собора. В ней, над мощами святого, между северным приделом Святой Троицы и северо-восточным приделом трех Патриархов, соорудили каменную палатку. В 1588 году арку разобрали и по повелению сына Ивана Грозного, Федора Иоанновича, возвели церковь (мортириум) Василия Блаженного. В 1672 году на месте его захоронения построили церковь Иоанна Блаженного.

Собор стал местом многолюдного и неиссякаемого паломничества к «святоцелительному гробу» святого Василия. В отличие от церквей Покровского собора, где службы совершались в дни двунадесятых и престольных праздников, в церкви св. Василия Блаженного служба была ежедневной. Это послужило причиной появления народного названия Покровского собора — «Храм св. Василия Блаженного».

Возле храма «на Рву» был погребен, согласно его завещанию, и другой юродивый — Иоанн, по прозвищу Большой Колпак (3 июля 1589 г. — преставление, 12 июня 1672 г. — обретение мощей).

Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся смысловым центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти».

На протяжении четырех с половиной столетий Покровский собор был свидетелем всех значительных событий русской истории: рядом с ним проходили коронационные процессии и торжественные крестные ходы, объявлялись государственные указы и составлялись прошения, вокруг него кипела городская жизнь. В 1913-1918 гг. должность протоиерея Покровского собора занимал священномученик Иоанн Восторгов.

Как памятник национального и мирового значения Покровский собор стал одним из первых взят под охрану государством согласно декрету от 5 октября 1918 года. В конце 1919 года в Покровском соборе службы были прекращены, но в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1928 года.

В 1923 году открылся историко-архитектурный музей «Покровский собор» (с 1928 года — филиал Государственного Исторического музея).

Церковная жизнь вернулась в Покровский собор в 1990 году, в престольный праздник, когда 13 октября, после 70 лет перерыва, отслужили всенощную, а 14 октября Божественную литургию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви было разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и соборе Василия Блаженного. В соответствии с этим указом между Министерством культуры Российской Федерации и Московской Патриархией в ноябре 1992 года было заключено Соглашение «Об использовании храмов Московского Кремля и храма Покрова на рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве», обязательства по которому неукоснительно выполняются всеми сторонами и участниками соглашения — Минкультуры России, Московской Патриархией, Музеями Московского Кремля и Государственным Историческим музеем.

15 августа 1997 года после реставрации была открыта церковь Василия Блаженного, в которой стали совершаться регулярные богослужения.

Покровский собор — один из самых выдающихся памятников русской истории и культуры, он отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 20-е годы XX века были развернуты широкие научно-реставрационные исследования на соборе, благодаря которым стало возможным восстановление его первоначального облика и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI-XVII вв. С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы.

В 60-е годы XX века проводились уникальные реставрационные работы: открыли храмозданную летопись, в которой строители указали точную дату завершения строительства собора; железные покрытия куполов церквей собора заменили на медные.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы на XVI столетие, полностью состоящие из икон XVI-XVII вв., среди которых есть раритеты («Троица» XVI века, «Александр Невский в житии» XVII века). В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII-XIX вв. Среди них два уникальных первой половины XVIII века из Московского Кремля.

В XVII веке над северной частью церкви св. Василия Блаженного построили церковь Феодосии, в конце XVIII века ее превратили в ризницу — хранилище церковных ценностей. В настоящее время в ней расположена экспозиция выставки «Святыни Покровского собора», где представлены уникальные образцы древнерусской живописи, книжного и прикладного искусства, принадлежавшие этому храму на протяжении XVI-XX вв., а также раритеты, относящиеся к истории строительства собора.

С 1990 года Покровский собор используется одновременно как музей (филиал Государственного Исторического музея) и как храм, в котором Русской Православной Церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и Василия Блаженного) проходят Патриаршие или архиерейские службы. У раки св. Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

Составитель Е.М. Юхименко

Адрес: Красная площадь

Храм Василия Блаженного , или собор Покрова Божией Матери на Рву , − так звучит его каноническое полное название, − был построен на Красной площади в 1555-1561 годах. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив.

На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Здесь действительно был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля со стороны Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте – советский некрополь и Мавзолей.

А в XVI веке, в 1552 году, у каменной Троицкой церкви был погребен блаженный Василий, скончавшийся 2 августа (по другим источникам, он умер не в 1552 году, а в 1551). Московский «Христа ради юродивый» Василий родился в 1469 году в селе Елохове, с юности был наделен даром ясновидения; он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу. Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. После кончины Василий Блаженный был погребен на кладбище при Троицкой церкви(вероятно, по распоряжению царя) с большими почестями. А вскоре здесь началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия, на чьей могиле стали совершаться чудесные исцеления.

Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на векá.

О строителе (или строителях) храма Василия Блаженного идет немало споров. Традиционно было принято считать, что Иван Грозный заказал постройку мастерам Барме и Постнику Яковлеву, но многие исследователи сейчас сходятся на мнении, что это был один человек – Иван Яковлевич Барма, по прозванию Постник. Также бытует легенда, будто после постройки Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они больше не смогли построить ничего подобного, но это не более чем легенда, так как в документах указано, что уже после возведения собора Покрова на Рву мастер Постник «по реклу Барма» (т.е., по прозвищу Барма) строил Казанский кремль. Также опубликован ряд других документов, где упоминается человек по имени Постник Барма. Этому мастеру исследователи приписывают строительство не только храма Василия Блаженного и Казанского кремля, но также и Успенского собора, и Никольского храма в Свияжске, и Благовещенского собора в Московском Кремле,и даже (по некоторым сомнительным источникам) церковь Иоанна Предтечи в Дьякове.

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят. Вот полный список всех одиннадцати престолов, существовавших в соборе до 1917 года:

  • Центральный – Покровский
  • Восточный − Троицкий
  • Юго-восточный − Александра Свирского
  • Южный − Николая Чудотворца (Великорецкой Иконы Николая Чудотворца)
  • Юго-западный − Варлаама Хутынского
  • Западный − Входоиерусалимский
  • Северо-западный − Св. Григория Армянского
  • Северный – Св. Адриана и Наталии
  • Северо-восточный − Иоанна Милостивого
  • Над могилой Иоанна Блаженного − придел Рождества Богородицы (1672г.), примыкающий к приделу Василия Блаженного
  • В пристройке 1588 года − придел Василия Блаженного

Собор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу XVI века они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.

Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного − 65 метров. Долгое время, вплоть до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Первоначально собор был покрашен «под кирпич»; позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.

В 1680 году собор значительно реставрируют. Незадолго до этого, в 1672 году, к нему пристраивают небольшой придел над могилой еще одного почитаемого московского блаженного – Иоанна, погребенного здесь в 1589 году. Реставрация 1680 года выразилась в том, что деревянные галереи-гульбища заменили на кирпичные, вместо звонницы устроили шатровую колокольню и сделали новое покрытие. Тогда же в подклет храма перенесли престолы тринадцати или четырнадцати церквей, стоявших на Красной площади вдоль рва, там, где проводились публичные казни (все эти церкви имели в названиях приставку «на крови»). В 1683 году по всему периметру храма провели изразцовый фриз, на плитках которого излагалась вся история здания.

Перестраивался, хотя и не так значительно, собор во второй половине XVIII века, в 1761-1784 годах: заложили арки подклета, убрали керамический фриз и все стены храма снаружи и изнутри расписали «травчатым» орнаментом.

Во время войны 1812 года храм Василия Блаженного впервые подвергся риску сноса. Уходя из Москвы, французы заминировали его, но взорвать не смогли, только разграбили. Сразу же после окончания войны один из самых любимых храмов москвичей отреставрировали, а в 1817 году занимавшийся восстановлением послепожарной Москвы О.И.Бове укрепил и украсил чугунной оградой подпорную стену храма со стороны Москвы-реки.

На протяжении XIX века собор еще несколько раз реставрировался, и в конце века даже была предпринята первая попытка его научного исследования.

В 1919 году был расстрелян «за антисемитскую пропаганду» настоятель собора о.Иоанн Восторгов. В 1922 году из собора были изъяты ценности, а в 1929 году собор был закрыт и передан Историческому музею. На этом, казалось бы, можно было успокоиться. Но самое страшное время было еще впереди. В 1936 году Петра Дмитриевича Барановского вызвали и предложили заняться обмерами храма Покрова на Рву, для того, чтобы его можно было спокойно снести. Храм, по мнению властей, мешал движению автомобилей по Красной площади… Барановский поступил так, как от него не ожидал, наверное, никто. Прямо заявив чиновникам, что снос собора − безумие и преступление, он пообещал немедленно покончить с собой, если это произойдет. Надо ли говорить, что после этого Барановский немедленно был арестован. Когда через полгода он был освобожден, собор продолжал стоять на своем месте…

О том, как сохранился собор, ходит немало легенд. Самая популярная – это история о том, как Каганович, представляя Сталину проект реконструкции Красной площади для удобства проведения парадов и демонстраций, снял с площади макет храма Василия Блаженного, на что Сталин скомандовал ему: «Лазарь, поставь на место!». Это будто бы и решило судьбу уникального памятника…

Так или иначе, но храм Василия Блаженного, пережив всех пытавшихся его уничтожить, остался стоять на Красной площади. В 1923-1949 годах в нем проводились масштабные исследования, позволившие восстановить первоначальный вид галереи. В 1954-1955 годах собор снова, как в XVI веке, раскрасили «под кирпич». В соборе расположен филиал Исторического музея, и поток туристов туда не иссякает. С 1990 года в нем иногда проводятся службы, но в остальное время это по-прежнему музей. Но главное, наверное, даже не в этом. Главное, что один из красивейших московских и вообще российских храмов по-прежнему стоит на площади, и больше ни у кого не возникает идей убрать его отсюда. Хочется надеяться, что это навсегда.

Храм Василия Блаженного – самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание – восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.

Храм Василия Блаженного – настоящее название

Храм Василия Блаженного – культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это – самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название – Собор Покрова Богородицы, что на Рву. 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.

Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.

Храм Василия Блаженного – история

Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, – так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке – храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название – храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал , ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

Очевидцы рассказывали:

«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: “Лазарь, поставь на место!”. Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

Храм Василия Блаженного – архитектура

Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую – девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг – символ вечности, треугольник – символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка – начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду – символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого – Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца – Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.

В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.

Храм Василия Блаженного – задумка

Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного – прообраз рая небесного, расцветшего сада. В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле…

Описание:

Центральное благочиние

История

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву был создан в 1555-1561 гг. по обету царя Иоанна Грозного и по благословению митрополита Московского и всея Руси Макария в честь взятия Казани и присоединения Казанского ханства к России.

В 1552 г., сразу после покорения царем Иоанном Грозным Казанского ханства, на границе Кремля и посада, рядом со рвом, окружившим кремлевские стены (отсюда названия храма — «Покрова на Рву у Троицких ворот» и «Троицы на Рву», т.к. до середины XVII в. на этом месте стояла деревянная Троицкая церковь), был построен каменный Троицкий храм, около которого в память казанских побед было построено семь деревянных церквей.

В 1555 г. мастерами Бармой и Постником Яковлевым начинается сооружение нового собора. На едином основании воздвигнуты девять отдельных храмов, причем один, центральный, увенчанный большим шатром, окружали восемь, крестообразно расположенных в плане столпов-церквей. В посвящениях престолов нашли отражение основные этапы казанских побед.

Центральный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы — в этот праздник, 1 октября 1552 г., наступающие предприняли мощную атаку, успех которой на следующий день увенчался взятием города Казани. Другие пять престолов освящены в честь святых, чья память пришлась на дни, когда произошли основные события казанской экспедиции: в честь святых Киприана и Иустинии (2 октября — взятие Казани), патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового и преподобного Александра Свирского (30 августа — победа русских на Арском поле), Григория Армянского (30 сентября — начало штурма города), Варлаама Хутынского (6 ноября — возвращение царя в Москву). Символическое значение имеют посвящения престолов в честь Святой Троицы и Входа Господня в Иерусалим.

Девятый престол был посвящен событию, не связанному с казанскими победами. Летом 1555 г. в Москву из Вятки был принесен образ Николы Великорецкого. Многочисленные чудеса и исцеления от этого образа происходили как по дороге в столицу, так и в Москве, в Успенском соборе. В ознаменование такого проявления Божией благодати девятый престол строящегося храма был освящен в честь Николы Великорецкого, позже в нем находился список с чудотворной иконы, сделанный самим митрополитом Макарием.

29 июня (ст. ст.) 1561 г. был освящен престол Покрова Пресвятой Богородицы, что ознаменовало завершение строительства всего собора.

В 1588 г. над могилой св. Василия Блаженного (погребен у стен Троицкого храма в августе 1552 г.) с северо-востока был построен новый придел, освященный в его честь и давший второе имя всему собору. В 1672 г. с юго-востока был устроен придел Ризоположения (с 1680 г. — Рождества Богородицы) над могилой блж. Иоанна Московского.

Во второй половине XVII в. была построена шатровая колокольня, пристроено гульбище с крыльцами, форма куполов изменена со шлемовидной на луковичную, произведена многоцветная раскраска стен.

Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся центром празднования Входа Господня в Иерусалим : к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти».

На протяжении своей истории собор многократно горел и восстанавливался. В 1817 г. архитектор Осип Бове, реконструируя Красную площадь, выложил подпорную стену храма камнем и установил чугунную ограду.

Как памятник национального и мирового значения Покровский собор был одним из первых взят под охрану государством согласно декрету от 5 октября 1918 г. В конце 1919 г. в Покровском соборе службы были прекращены, однако в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1929 г., когда храм был закрыт окончательно. Тогда же были изъяты и переплавлены почти все колокола звонницы.

В 1923 г. в храме был открыт историко-архитектурный музей «Покровский собор» (с 1928 г. — филиал Государственного исторического музея).

В 20-е годы XX в. были развернуты широкие научно-реставрационные исследования собора, благодаря которым стало возможным восстановление его первоначального облика и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI-XVII вв. В 60-е годы XX в. также проводились реставрационные работы. В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы XVI в., состоящие из икон XVI-XVII вв., среди которых есть раритеты («Троица» XVI в., «Александр Невский в житии» XVII в.). В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII-XIX вв. Среди них два уникальных первой половины XVIII в. из Московского Кремля.

Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 г. Русской Православной Церкви было разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и соборе Василия Блаженного. В соответствии с этим указом между Министерством культуры РФ и Московской Патриархией в ноябре 1992 г. было заключено Соглашение «Об использовании храмов Московского Кремля и храма Покрова на Рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве», и до настоящего времени собор является филиалом Государственного исторического музея. Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России .

Первое богослужение состоялось на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1991 г.

15 августа 1997 г. после реставрации была открыта церковь Василия Блаженного, в которой стали совершаться регулярные богослужения.