Индивидуальные различия в восприятии и наблюдении. Виды наблюдения

    Смотрите также:
  • Контрольная работа - Эксперимент как эмпирический метод познания в психологии. Типы экспериментов (Лабораторная работа)
  • Курсовая проект - Исследование влияния стиля руководства управляющего на уровень тревожности сотрудников (Курсовая)
  • Шпаргалка - Ответы к экзамену по экспериментальной психологии (Шпаргалка)
  • Курсовой проект - Технология производства сгущенного молока с сахаром (Курсовая)
  • Курсовая работа - Идентификация линейных динамических систем в классе линейных дифференциальных уравнений (Курсовая)
  • Шпора - Тест. Интервью. Анкетирование. Эксперимент. Документ (Шпаргалка)
  • Курсовой проект - Проектирование классификаторов технико-экономической информации (Курсовая)
  • Курсовой проект - Минимизация функций нескольких переменных. Метод спуска (Курсовая)
  • Диплом - Гендерные различия в психологии моды (Дипломная работа)
  • Наблюдение и эксперимент как основные методы психологического исследования (Документ)
  • Курсовой проект - Сварка трением с перемешиванием (Курсовая)
  • Курсовой проект - Инсоляция помещения (чертежи) (Курсовая)

n1.doc

2.1 Наблюдение и эксперимент.

Есть ли существенное различие между этими двумя методами исследования? Уже в XIII веке Роджер Бэкон отличал пассивное, обычное наблюдение от активного, научного наблюдения. При всяком наблюдении, как и во всяком эксперименте, исследователь конста-тирует какой-то факт. Последний всегда является в какой-то степе-ни ответом на вопрос. Мы находим лишь то, что ищем. Эта пропис-ная истина, однако, многими забывается. В консультациях и лабо-раториях ломятся шкафы от протоколов наблюдений, ни на что не пригодных ни в настоящем, ни в будущем только потому, что они были собраны без ясно поставленных вопросов. Исходя из этого, понятно, что различие между наблюдением и экспериментом зависит от природы вопроса. В наблюдении вопрос остается, так сказать, открытым. Исследователь не знает ответа или имеет о нем весьма смутное представление. Напротив, в эксперименте вопрос становится гипотезой, то есть предполагает существование какой-то зависимости между фактами, и эксперимент ставит своей целью проверить ее.

Но существуют также так называемые «эксперименты для раз-ведки», когда экспериментатор не имеет ответа па свой вопрос и ставит перед собой цель наблюдать действия испытуемого в ответ на ситуации, созданные экспериментатором. В этом случае отли-чия, которые можно установить между наблюдением и эксперимен-том, являются лишь различием в степени между двумя этими про-цедурами. В наблюдении ситуации определяются менее строго, чем в эксперименте, но, с этой точки зре-ния, существуют разные переходные ступени между естественным наблюдением и спровоцированным наблюдением.

Третье отличие, также в степени, между наблюдением и экс-периментом зависит не от контроля ситуаций, а от точности, с ко-торой можно регистрировать действия испытуемого. Наблюдение часто вынуждено довольствоваться менее строгой процедурой, чем эксперимент, и наши методологические соображения о наблю-дении будут посвящены главным образом тому, как обеспечить точность наблюдения, не прибегая к стандартизованным ситуаци-ям эксперимента, где число предвиденных ответов ограничено.

Однако совершенно очевидно, что все, что говорится о наблю-дении, применимо и к эксперименту, особенно если он характе-ризуется какой-то степенью сложности.

И способы наблюдения. Речь идет об их выделении в статистике. Предлагаем сначала рассмотреть виды наблюдения, которые используются в этой отрасли знаний. Необходимость выбора варианта сбора данных в ней определяется тем, что существует несколько видов наблюдения. Они различаются между собой главным образом по тому, каким образом факты учитываются во времени. С этой точки зрения выделяют следующие виды наблюдения: систематическое, периодическое и единовременное.

Систематическое, периодическое и единовременное наблюдение

Наблюдение систематическое, которое осуществляется непрерывно и по мере возникновения признаков интересующего явления, принято называть текущим. Оно проводится на основе содержащих необходимую информацию для довольно полной характеристики явления первичных документов.

Периодическое наблюдение проводится через определенные равные промежутки времени. В качестве примера можно привести

Если же наблюдение проводится время от времени, отсутствует строгая периодичность, или же оно имеет разовый характер, речь идет о единовременном наблюдении.

Несплошное и сплошное наблюдение

Виды наблюдения в статистике выделяются с учетом различия информации с точки зрения полноты охвата совокупности. Различают в связи с этим несплошное и сплошное. Последним называют такое, которое учитывает все единицы изучаемой совокупности без исключения. Однако не всегда целесообразна и возможна его организация, особенно если речь идет о контроле качества продукции. Сплошное наблюдение в данном случае приводит к тому, что из сферы использования исключается масса продукции предприятий. Следовательно, необходимо осуществлять частичное (несплошное) наблюдение. Оно учитывает лишь часть единиц совокупности и дает представление о явлении в целом, его характерных особенностях.

Продолжая рассматривать формы, виды и способы наблюдения, отметим, что несплошное наблюдение имеет следующие преимущества:

1) требуется намного меньше расходов средств связи и труда по сравнению со сплошным, поскольку уменьшается количество обследуемых единиц;

2) собрать данные можно по более широкой программе и в более короткие сроки, чтобы всесторонне раскрыть в заданных пределах особенности интересующей нас совокупности, осуществить глубокое ее изучение;

3) данные наблюдения несплошного используются для контроля материалов, полученных при сплошном;

4) этот вид должен быть представительным (репрезентативным).

Отбор единиц при несплошном наблюдении

Несплошное наблюдение ориентируется заведомо на учет конкретной части единиц, которая позволяет получить обобщающие устойчивые характеристики совокупности в целом. В практике статистики используются различные виды метода наблюдения. При этом качество несплошного, конечно, уступает результатам, полученным при сплошном. Тем не менее в ряде случаев возможно только несплошное наблюдение.

Единицы, которые следует изучить, отбираются таким образом, чтобы, основываясь на данных, полученных по ним, составить верное представление об интересующем явлении в целом. Следовательно, одной из основных особенностей наблюдения несплошного является то, что отбор единиц совокупности организуется следующими способами:

Монографическим;

Основного массива;

Выборочным;

Анкетным.

Способ основного массива

Отбор единиц определенной совокупности, которые преобладают по изучаемому признаку, предполагает способ основного массива. Однако он не так часто используется, когда применяется несплошной вид, и способ наблюдения этот не обеспечивает отбора именно тех единиц, которые представляли бы совокупность в целом, все ее части. Отбор с помощью основного массива производится тогда, когда берутся наиболее существенные, самые крупные совокупности, которые преобладают по изучаемому признаку в общей их массе.

Выборочное наблюдение

Для того чтобы получить характеристику совокупности в целом по части ее единиц, используют которое основано на принципах выборочной совокупности. В этом варианте случайный характер отбора гарантирует безопасность полученных результатов, предупреждает их тенденциозность.

Монографическое описание

Дополним виды наблюдения монографическим описанием. Оно представляет собой специфический вид наблюдения в статистике. Это детальное изучение отдельного типичного объекта, который является интересным с точки зрения совокупности в целом.

Таковы основные виды несплошного наблюдения.

Генеральная совокупность и выборка

Обобщающие показатели совокупности в выборочном методе устанавливаются на основании некоторой ее части (довольно небольшой - около 5-10%). При этом совокупность, из которой осуществляется отбор данной части единиц, принято называть генеральной. Часть единиц, которая была отобрана, называется выборочной совокупностью (иначе - выборкой). Исследование при использовании метода выборки осуществляется с минимальными затратами средств и труда и в более короткие сроки. Это уменьшает ошибки регистрации и повышает оперативность.

Применение выборочного метода на практике

Описывая основные виды наблюдения, нельзя не остановиться подробнее на выборочном, который является очень популярным. Он единственно возможен тогда, когда можно осуществить только разрушающий. Этот вид распространен в ведомственной и государственной статистике (изучение бюджета семей служащих, крестьян, рабочих, а также жилищных условий). Популярен он также и в торговле (эффективность новых форм ее ведения, спрос на товар со стороны населения) и др.

Выборочный метод - это, по сути, большая которые значительно отличаются друг от друга. Как правило, в их основе лежит принцип случайного отбора из генеральной совокупности.

Примеры использования выборочного метода

Примеры видов наблюдения позволяют наглядно продемонстрировать их использование. Приведем несколько примеров выборочного, и вы лучше поймете его особенности. Наиболее теоретически разработан сегодня из несплошных именно он, поскольку он основывается на принципе случайного отбора. Каждая единица совокупности при случайном отборе имеет одинаковую вероятность попасть в выборку. При проведении тиража лотереи, например, применяется данный принцип, поскольку равная возможность выигрыша существует для всех билетов. При жеребьевке также используется случайный отбор. Если из 10 тыс. школьников отобрать 1 тысячу с целью исследования их успеваемости, то можно осуществить это следующим образом: на отдельных листочках написать фамилии школьников и вытащить вслепую 1000.

Бесповторный и повторный отбор

Как бесповторным, так и повторным может быть случайный отбор. На практике чаще всего применяется бесповторный, то есть попавшая в выборку единица не возвращается обратно в генеральную совокупность, а значит численность последней все время уменьшается. Тиражи лотерей проходят именно по этой схеме. Отобранная единица при повторном отборе возвращается обратно в генеральную совокупность. Следовательно, численность последней остается неизменной в процессе выборочного обследования. Если обратиться к нашему примеру со школьниками, то можно отметить следующее: в этом случае при попадании листка с фамилией в число отобранных случайно он вновь возвращался бы обратно и снова мог попасть в выборку.

Методы отбора экспертами

Очень важно, чтобы никакие факторы, например организующая обследование комиссия или лица, не могли оказывать влияние. Другими словами, необходимо, чтобы принцип случайного отбора соблюдался. Однако на практике реализация его нередко бывает затруднительна. Существуют области статистики, в которых преобладают методы отбора экспертами. Такая ситуация складывается в силу разных обстоятельств. Например, она имеет место быть при отборе товаров для расчета индексов цен или же при формировании состава "корзин" для осуществления оценки стоимости жизни. Значительно повысить точность может в подобных случаях отказ от метода случайного отбора. Однако при этом объективность исследования теряется, а также возникают порой различные виды ошибок наблюдения, поскольку все зависит в этом случае от квалификации эксперта.

Механический (систематический) отбор

Часто на практике используется механический (систематический) отбор. Допустим, из 10 тыс. школьников нужно отобрать тысячу. В этом случае поступают так: всех ребят располагают в алфавитном порядке, а затем отбирают каждого десятого из них.

Поскольку интервал в этом случае равен 10-ти, осуществляется 10%-й отбор (10000 делим на 1000). Если в первой десятке оказался третий школьник (можно выбрать его путем жребия), отобранными в этом случае окажутся 13-й, 23-й, 33-й... 9993-й. При систематическом отборе, как мы видим, генеральная совокупность делится механически на некоторое количество групп, и одна единица берется из каждой (в нашем примере - один школьник). Следует отметить, что механический (систематический) отбор всегда является бесповторным. Также нужно подчеркнуть, что выбранные единицы при нем распределяются равномерно по всей генеральной совокупности.

Способы наблюдения в статистике

Необходимо различать способы и виды Последние мы только что рассмотрели, перейдем теперь к изучению способов. Дело в том, что разновидности наблюдения можно выделить также независимо от путей и источников получения первичной информации. С этой точки зрения различают документальное наблюдение, опрос и непосредственное наблюдение.

Непосредственное - это такое наблюдение, которое осуществляется с помощью подсчета, измерения значений некоторых признаков, путем снятия показаний приборов лицами, которые его осуществляют (их называют регистраторами).

Ввиду того что другие способы и виды статистического наблюдения применить невозможно, довольно часто оно осуществляется с помощью опроса по определенному перечню вопросов. В специальном формуляре фиксируются ответы. Различают, в зависимости от того, каким способом они получены, корреспондентский и экспедиционный, а также способ саморегистрации. Опишем вкратце каждый из них.

Экспедиционный осуществляется специальным лицом (экспедитором, счетчиком) в устной форме. Этот человек заполняет бланк обследования или формуляр.

Корреспондентский способ организуется с помощью рассылки бланков обследования определенному кругу лиц, подготовленному соответствующим образом (их называют корреспондентами). Эти люди согласно договоренности должны заполнить бланк, после чего вернуть его в организацию. При опросе путем саморегистрации имеет место проверка того, правильно ли заполнены формуляры. Как и при корреспондентском способе, опросные листы заполняют сами опрашиваемые, однако сбор и раздачу их, а также контроль правильности заполнения и инструктаж осуществляют счетчики.

Формы наблюдения в статистике

Рассматривая формы, способы, виды статистического наблюдения, мы не рассказали лишь о формах. Их существует три: регистр, специально-организованное наблюдение и отчетность. Как вы видите, виды и формы статистического наблюдения - не одно и то же. Следует понимать разницу между ними.

Отчетность - основная форма наблюдения. С ее помощью органы госстатистики получают от организаций и предприятий информацию в виде подписанных ответственными лицами отчетных документов.

Специально-организованное наблюдение - сбор сведений, который организуют статистические органы для изучения не охватываемых отчетностью явлений или же для более глубокого исследования отчетных данных, их уточнения и проверки. Оно проводится в форме разного рода обследований и переписей.

Мы описали практически все основные способы, виды и формы статистического наблюдения. Осталась лишь последняя форма - регистры. Она имеет место в случае непрерывного наблюдения за процессами, протекающими долгое время, которые имеют определенное начало, развитие и конец. Непрерывно фиксируются факты состояния единиц совокупности. В статистической практике различают регистры предприятий и регистры населения. Последние представляют собой регулярно актуализируемый и поименованный перечень жителей страны. Регистр предприятий содержит предприятия со всевозможными видами экономической деятельности и значения определенных признаков по каждой единице.

Итак, мы рассмотрели формы, способы, виды статистического наблюдения. Конечно, мы коснулись их лишь вкратце, однако самое важное мы отметили.

Метод наблюдения. Этапы наблюдения

Наблюдение производится исследователем путем включения в экспериментальную ситуацию или путем опосредованного анализа ситуации и фиксации интересующих исследователя явлений и фактов.

Этапы исследования методом наблюдения (по Зароченцеву К.Д. ):

1) Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

2) Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

3) Создание плана наблюдения.

4) Выбор метода обработки результатов.

5) Собственно наблюдение.

6) Обработка и интерпретация полученной информации.

Сходства и различия наблюдения и эксперимента

Наблюдение по Мещерякову Б.Г. - «организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях» .

Эксперимент по Мещерякову Б.Г. - «проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого» .

Анализируя специфику методов наблюдения и эксперимента, определим их сходства и различия.

Общие черты в наблюдении и эксперименте:

Оба метода требуют предварительной подготовки, планирования и целеполагания;

Результаты исследования с помощью наблюдения и эксперимента требуют детальной обработки;

На результаты исследования могут влиять личностные особенности исследователя.

Различия в методах наблюдения и эксперименте:

Возможность изменения ситуации и влияния на нее в эксперименте и невозможность вносить изменения в наблюдении;

Цель наблюдения - констатация ситуации, цель эксперимента - изменение ситуации, отслеживание степени влияния тех или иных средств на ситуацию;

Метод эксперимента требует четкого знания об исследуемом объекте, в наблюдении эти знания зачастую и приобретаются.

Практическое задание

Тема анкетирования разрабатывалась с учетом особенностей целевой группы, с которой мы были намерены работать. В качестве таковой были выбраны подростки старших классов школы. По Выготскому Л.С. ведущей деятельностью в этом возрасте является интимно-личностное общение. Через общение со сверстниками и взрослыми подросток выстраивает свое личностное отношение к миру, формирует свой собственный неповторимый облик. В этой связи опасным является непопадание в среду сверстников для подростка. Крайне важно наличие именно в этом возрасте друзей, соратников.

Именно поэтому темой анкетирования была выбрана следующая: «Я и мои друзья».

Цель опроса: определить уровень сформированности дружеских отношений у современных подростков старшего школьного возраста.

Для реализации цели был разработан опросный лист:

Анкета «Я и мои друзья»

Инструкция:

Здравствуйте.

Вам предлагается принять участие в научном исследовании.

Пожалуйста, внимательно прочтите каждый вопрос, и максимально честно ответьте на него, обведя кажущийся Вам правильным ответ, или вписав нужный в специальное поле для ответа. В вопросах с несколькими вариантами ответов, необходимо выбрать лишь один.

Личные данные:

Фамилия, имя_____________________________ Класс___________________

1. У вас есть круг друзей?

а) да; б) нет.

2. Что вас объединяет?_____________________________________

3. Кому из друзей вы могли бы доверить свою тайну?______________

4. К кому бы из друзей вы обратились за помощью в трудной ситуации?____________________________________________________

5. Какие качества ценят в вас друзья?____________________________

6. Вспомните случаи, когда вы помогли кому-нибудь из своих друзей справиться с какой-либо проблемой________________________________

7. Как вы себя чувствуете со своими друзьями?

а) хорошо, весело;

б) скучно, грустно;

в) то одно, то другое.

8. Каких друзей вам хотелось бы иметь?________________________

9. Какие качества характера больше всего ценятся в кругу ваших друзей?____________________________________________

10. Как бы вы назвали группу, где вы проводите свободное время?

а) мои друзья;

б) моя компания;

в) тусовка;

г) мой двор;

д) моя команда;

е) свой вариант____________________________________________________

11. Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?_______________________________________________________

12. Возникают ли у вас конфликты? Если да, то как они обычно решаются?

б) дракой;

в) благодаря вмешательству лидера;

г) благодаря вмешательству взрослого;

д) компромиссом части ребят.

13. Как относятся взрослые к вашей группе?

а) доброжелательно;

б) враждебно;

в) нейтрально.

14. Отметьте, с какими утверждениями вы согласны:

а) со мной часто советуются;

б) не могу принять важное решение без моих друзей;

в) никто не понимает меня по-настоящему;

г) мне легче принять решение самому и сказать о нём остальным;

д) мне легче принять решение вместе со всеми.

15 Как бы вы изобразили своё настроение, когда вы находитесь со своими друзьями?_____________________________________

Опросный лист содержит достаточно информативную инструкцию, помогающую понять суть задания. Всего анкета содержит 15 вопросов как открытого, так и закрытого плана. Вопросы разных типов смешаны, что помогает опрашиваемому сосредоточится на каждом из вопросов. Наиболее сложные вопросы, требующие максимально честных ответов, расположены в середине опросного листа.

В опросе принимало участие 12 человек - учащиеся 9-10 классов общеобразовательной школы. Половозрастной состав целевой группы представлен на диаграммах ниже.

Диаграмма 1-2. Половозрастной состав респондентов

Перейдем к анализу полученных данных и их интерпретации.

Абсолютно все подростки на первый вопрос ответили положительно, сказав, что у них есть друзья. Среди факторов, объединяющих респондентов с их друзьями были названы: общие интересы, учеба, совместное времяпрепровождение, общие знакомые, родители-друзья.

Диаграмма 3. Факторы, объединяющие друзей

В графе ответа на третий вопрос часто указывались имена друзей, либо число друзей. Количество друзей, которым респонденты могли бы доверить личную тайну, не превышало 1-2.

Схожи были ответы и на четвертый вопрос. Круг помощи у респондентов составляли одни и те же люди, что и круг доверия.

Среди качеств, ценимых друзьями респондентов в самих респондентах, назывались: юмор, способность понять, возможность довериться, способность помочь, общительность.

Диаграмма 4. Качества, ценимые друзьями

На 6 вопрос частыми были ответы «затрудняюсь ответить» или «не могу вспомнить». Также не редко вопрос пропускался респондентами. Лишь 15% от общего числа респондентов ответило на данный вопрос. Среди ответов, указывали случаи из личной жизни, практически не пересекающиеся друг с другом.

80% опрошенных ответило, что они ощущают веселье в компании своих друзей. У 20% опрошенных ощущения смешенные.

Среди качеств идеальных друзей респонденты назвали честность, чувство юмора, ответственность, преданность, уважение.

Большинство из этих качеств были названы и в числе тех, что считаются основными в среде друзей респондента.

Ответы на 10 вопрос распределились следующим образом:


Диаграмма 5. Название круга друзей респондентами

Среди взрослых, с которыми общаются подростки, выделялись: родители, учителя, тренеры. Зачастую взрослые относятся к возрастным группам нейтрально (55%) или отрицательно (30%).

Конфликтные ситуации возникают не часто и решаются путем нахождения компромисса ребятами.

Ответы на предпоследний вопрос разделились следующим образом:

а) со мной часто советуются - 25%;

б) не могу принять важное решение без моих друзей - 20%;

в) никто не понимает меня по-настоящему - 15%;

г) мне легче принять решение самому и сказать о нём остальным - 20%;

д) мне легче принять решение вместе со всеми - 20%.

Положительно характеризуют свое настроение в кругу друзей - 85%, отрицательно - 15%.

Интерпретация полученных данных в ходе опроса приводит к следующим выводам:

1. Среди школьников - подростков большое стремление к образование групп сверстников;

2. Все подростки считают, что у них есть большой круг друзей. Между тем поведать тайну или обратиться за помощью они могут лишь к небольшому количеству людей.

3. Большинство подростковых групп образуются на основе общности досуга, учебной деятельности и интересов.

4. Подростковые группы часто меняют свой состав и неустойчивы.

5. Подростковые группы оказывают влияние на мнения входящих в нее подростков, но зачастую не являются ресурсом для принятия серьезных решений, касающихся личности подростка.

6. У подростков достаточно расплывчаты представления о дружбе. Друзьями они называют большое количество людей.

7. Взрослые практически отдалены от процессов формирования подростковых групп и управления ими.

8. Современными подростками ценятся надежность, честность, взаимовыручка, доверительность и способность помочь.

Научное наблюдение представляет целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Связь наблюдения с чувственным познанием очевидна: любой процесс восприятия связан с переработкой и синтезом тех впечатлений, которые познающий субъект получает от внешнего мира. Эти впечатления в психологии называют ощущениями. Они являются отображением отдельных свойств, сторон предметов или процессов внешнего мира. Иногда наблюдение может относиться к восприятию переживаний, чувств, психических состояний самого субъекта.

Деятельность сознания в процессе наблюдения не ограничивается только тем, что оно синтезирует в единый чувственный образ результаты различных ощущений.

Активная его роль проявляется, прежде всего, в том, что наблюдатель, особенно в науке, не просто фиксирует факты, а сознательно ищет их, руководствуясь некоторой идеей, гипотезой или прежним опытом. Сторонники эмпиризма, чтобы гарантировать чистоту и надежность данных опыта, требуют сбора данных и фактов без какой-либо предварительной гипотезы или руководящей идеи. Нетрудно, однако, понять утопичность такой программы. Даже в обыденном познании наблюдение опирается на прежний опыт и знания людей.

В науке же, как правило, наблюдения имеют своей целью проверку той или иной гипотезы или теории и поэтому они существенным образом зависят от этой цели. Ученый не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, которые могут либо подтвердить, либо опровергнуть его идеи.

Наблюдения в науке характеризуются также тем, что их результаты требуют определенной интерпретации, которая осуществляется с помощью некоторой теории.

Это обстоятельство играет чрезвычайно важную роль в тех случаях, когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а результат его взаимодействия с другими предметами и явлениями. Так, например, о поведении микрочастиц мы можем судить лишь косвенно, наблюдая не сами микроявления, а результаты их взаимодействия с теми или иными макроскопическими приборами и установками. Но такие заключения требуют обращения к определенной теории, с помощью которой и осуществляется интерпретация полученных результатов наблюдения. Интерпретация данных наблюдения как раз и дает возможность ученому отделять существенные факты от несущественных, замечать то, что неспециалист может оставить без внимания и даже совершенно не обнаружить. Вот почему в науке редко бывает, чтобы открытия делались неспециалистами, хотя бы потому, что случай, как указывал Луи Пастер, может научить чему-то только подготовленный ум.

Все это показывает, что процесс наблюдения в науке имеет ряд таких специфических особенностей, которые отсутствуют в обычных, житейских наблюдениях. Хотя в принципе и обыденное и научное наблюдение представляют восприятие предметов и явлений, но в науке это восприятие гораздо лучше и целесообразней организовано, а самое главное - оно направляется и контролируется определенной идеей, тогда как повседневные наблюдения опираются в основном на практический опыт и те знания, которые приобретаются в ходе этого опыта.



Это различие между научными и повседневными наблюдениями проявляется в самой их структуре. Всякое наблюдение предполагает наличие некоторого наблюдаемого объекта и воспринимающего его субъекта, который осуществляет наблюдения в конкретных условиях места и времени. В научном наблюдении к указанным трем элементам добавляются еще специальные средства наблюдения (микроскопы, телескопы, фото-и телеаппараты и т.п.), назначение которых состоит в том, чтобы компенсировать природную ограниченность органов чувств человека, повысить точность и объективность результатов наблюдения. Наконец, немаловажная роль принадлежит здесь и концептуальным средствам, т.е. понятиям и теориям, с помощью которых организуются и в особенности интерпретируются научные наблюдения.

Использование специальных материальных и концептуальных средств придает результатам научных наблюдений, как и всему процессу наблюдения в целом, такие новые черты и особенности, которые лишь в неразвитой форме присутствуют в обыденных, житейских наблюдениях.

По-видимому, наиболее общим признаком, сближающим научные наблюдения с повседневными, является их объективность, хотя степень этой объективности далеко не одинакова.

Для лучшего уяснения специфики научного наблюдения рассмотрим по порядку те особенности, которыми оно отличается от наблюдения обыденного, начав обсуждение с такого признака, как объективность результатов наблюдения.

3.1.1. Интерсубъективность и объективность

В повседневной деятельности и в науке наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъекта. Чтобы стать основой последующих теоретических и практических действий, эти наблюдения должны информировать нас об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений. Однако достижение таких результатов часто сопряжено с немалыми трудностями.

Прежде всего, наблюдение, основанное на восприятии, не есть чисто пассивное отражение мира. Сознание не только отражает мир, но и творит его. В процессе такого активного освоения мира возможны ошибки, заблуждения и даже простые иллюзии органов чувств, которые также нельзя игнорировать. Всем хорошо известно, что палка, опущенная в воду, кажется сломанной; параллельно расположенные рельсы вдали кажутся сходящимися.

Ошибочность подобного рода чувственных иллюзий обнаруживается простым опытом. Гораздо труднее обстоит дело с теми ошибками наблюдений, которые происходят вследствие предвзятых склонностей или представлений, ошибочных исходных установок и других субъективных факторов. Эти трудности возрастают в еще большей степени, когда приходится обращаться к косвенному наблюдению, т.е. делать выводы о свойствах или характеристиках непосредственно невоспринимаемых объектов. Таким образом, достижение объективности результатов наблюдения требует исправления и устранения ряда недостатков и ошибок, связанных как с природной ограниченностью органов чувств человека, так и деятельностью сознания вообще.

Первым необходимым, хотя и недостаточным условием получения объективных данных наблюдения является требование, чтобы эти данные имели не личный, чисто субъективный характер, а могли быть получены и зафиксированы другими наблюдателями. Иначе говоря, наблюдение должно давать результаты, не зависящие от индивидуальных особенностей конкретного субъекта,- они обязаны быть интерсубъективными. Если одни и те же данные будут получены многими наблюдателями, то тем самым возрастает их надежность и правильность.

С этой точки зрения понятно, что непосредственные данные чувственного опыта отдельного субъекта, так называемые sense date, имеют небольшую ценность в науке именно потому, что индивидуальные ощущения и восприятия человека не поддаются контролю и проверке, а следовательно, не могут стать подлинной основой для построения научного знания, которое по своему характеру имеет объективный характер. Даже одинаковые результаты, полученные многими наблюдателями, сами по себе не гарантируют их объективности, ибо ошибки, заблуждения и иллюзии могут быть свойственны разным людям. Вот почему интерсубъективность не тождественна объективности. Объективно истинное знание, как известно, не зависит от сознания и воли ни отдельного человека, ни человечества в целом. Окончательным критерием такой объективности служат опыт и практика, понимаемые в широком смысле, а именно как материальная, общественно-историческая деятельность людей.

При научном подходе к исследованию интерсубъективность служит важным этапом на пути достижения объективно истинного знания. Но в этом случае сами наблюдения тщательно анализируются и корректируются в свете существующих теоретических представлений.

Очень часто в науке для повышения объективности результатов наблюдения (не говоря уже об их точности) используются приборы и регистрирующие устройства.

На первый взгляд может показаться, что замена наблюдателя приборами начисто исключает если не ошибки, то субъективизм в процессе наблюдения. Однако данные, фиксируемые с помощью приборов, сами по себе еще ни о чем не говорят. Они требуют определенной оценки и интерпретации, которая опять-таки осуществляется человеком.

Поэтому-то единственный путь для достижения объективности и точности наблюдений состоит в усилении контроля за их результатами, что достигается с помощью, как материальных средств наблюдения, так и концептуальных.

3.1.2. Непосредственные и косвенные наблюдения

Наибольшие трудности в достижении объективных результатов наблюдения встречаются тогда, когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а эффект его взаимодействия с другими предметами и явлениями. Такие наблюдения, получившие название косвенных или опосредованных, играют все более важную роль в современной науке. Действительно, объекты и процессы, которые исследуют современная атомная и ядерная физика, квантовая химия и молекулярная биология непосредственно не наблюдаемы ни с помощью органов чувств, ни с помощью приборов. Но они могут стать наблюдаемыми, если исследовать результаты их взаимодействия с другими объектами и процессами.

Однако в этом случае мы фактически непосредственно наблюдаем не сами микрообъекты и процессы, а только результаты их воздействия на другие объекты и явления, в частности те, на которых основано действие того или иного прибора или измерительного устройства. Так, в камере Вильсона, предназначенной для исследования свойств заряженных частиц, о свойствах этих частиц мы судим косвенно по таким видимым проявлениям» как образование треков, или следов, состоящих из множества капелек жидкости. Они возникают в результате конденсации перенасыщенного пара, содержащегося в камере, как раз в тех центрах, которыми служат ионы, образующиеся вдоль траектории полета заряженных частиц. По своей форме такие следы очень похожи на туманный след, оставляемый высоко летящим самолетом. Их можно фотографировать и измерять и по этим данным делать соответствующие заключения о свойствах исследуемых частиц. Подобным же образом по изменению зерен на фотопластинках можно изучать потоки космических лучей, α-частиц и других излучений.

Таким образом, во всех этих примерах мы имеем дело не с прямым, непосредственным наблюдением, а с косвенным.

Особенность такого наблюдения состоит в том, что об исследуемых явлениях здесь заключают через восприятие результатов взаимодействия ненаблюдаемых объектов с наблюдаемыми. А такое заключение обязательно основывается на некоторой гипотезе или теории, устанавливающих определенное отношение между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми объектами. Действительно, чтобы судить о свойствах заряженных элементарных частиц по их следам в камере Вильсона или на фотопластинке, необходимо допустить существование закономерной связи между непосредственно ненаблюдаемыми частицами и теми эффектами, которые они вызывают в наблюдаемых объектах и процессах. Подобное допущение, как и всякая гипотеза, нуждается в проверке и подтверждении с помощью точно фиксируемых свидетельств. Такими свидетельствами как раз и служат непосредственно наблюдаемые объекты, явления, а также факты.

Они информируют о том, что эффекты и изменения в наблюдаемых объектах и процессах вызываются некоторыми ненаблюдаемыми объектами. Исследовать свойства и поведение таких ненаблюдаемых объектов мы можем только путем выдвижения гипотез и последующей их критической проверки. В ряде же случаев приходится строить целые системы гипотез, т.е. по сути дела законченные теории.

Следует особо подчеркнуть, что отношение между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми объектами устанавливается вовсе не по произволу или соглашению между исследователями.

Правда, вначале ученый формулирует его в виде догадки или гипотезы, но последняя получает научное значение лишь после того, как будет подтверждена соответствующими фактами, т.е. определенным образом интерпретированными результатами непосредственно наблюдаемых объектов.

Как правило, в науке устанавливают не просто связь между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми объектами и их свойствами, а определенное функциональное отношение между величинами, которые характеризуют эти свойства. Хорошо известно, например, что о величине атмосферного давления в некоторой точке Земли мы судим по высоте столбика ртути в барометре. Такого рода измерения величин ненаблюдаемых с помощью наблюдаемых основывается, конечно, на гипотезе, устанавливающей конкретную функциональную связь между ними.

Так, в случае атмосферного давления предполагают прямую пропорциональную зависимость между величиной Давления и высотой столбика ртути в барометре. Чаще всего зависимость между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми процессами носит более сложный характер, но она непременно должна быть точно охарактеризована с помощью той или иной математической функции.

Косвенные наблюдения играют всевозрастающую роль в современной науке, особенно в тех ее отраслях, которые исследуют явления, протекающие в отдаленных уголках Вселенной (астрономия), а также процессы, происходящие на субатомном и субмолекулярном уровне (атомная и ядерная физика, квантовая химия, молекулярная биология и некоторые другие). В последнем случае наблюдения, как правило, тесно переплетаются с экспериментом и обязательно требуют интерпретации с помощью теории.

3.1.3. Интерпретация данных наблюдения

Если исходить из буквального значения слова «данные», то может сложиться ложное впечатление, что последние даются наблюдателю в готовом виде. Такое представление в какой-то мере отвечает обыденному пониманию результатов наблюдения, но оно явно не годится для науки. Как правило, в науке данные есть результат долгого, кропотливого и трудного исследования.

Во-первых , поскольку данные получаются отдельными субъектами, то они должны быть очищены от всевозможных наслоений и субъективных впечатлений. Как уже отмечалось, науку интересуют, прежде всего, объективные факты, которые допускают контроль и проверку, в то время как непосредственные чувственные восприятия являются только достоянием отдельного субъекта.

Во-вторых , в качестве данных в науку входят не ощущения и восприятия, а лишь результаты их рациональной переработки, которые представляют собой синтез чувственных восприятий с теоретическими представлениями.

В-третьих , сами данные, прежде чем они войдут в науку, подвергаются значительной обработке и стандартизации. Их обработка осуществляется с точки зрения теоретических представлений, как соответствующей отрасли науки, так и статистической теории ошибок наблюдения. Стандартизация состоит в приведении данных к некоторым стандартным условиям наблюдения (например, температуры и давления). Наконец, уже на этой стадии исследования данные определенным образом систематизируются: составляются таблицы, графики, диаграммы и т.п. Конечно, такая систематизация еще далека от теории, но здесь содержится все, что необходимо для предварительных обобщений и построения эмпирических гипотез.

Зависимость данных наблюдения от теории и необходимость их интерпретации в наибольшей степени проявляется тогда, когда они служат в качестве свидетельств «за» или «против» той или иной гипотезы, Обычно свидетельствами считаются только те данные наблюдения, которые имеют непосредственное отношение к гипотезе и опираются на соответствующую теорию. Почему мы считаем туманный след в камере Вильсона свидетельством в пользу того, что он оставлен заряженной частицей?

Очевидно, потому, что этот результат наблюдения предсказан теорией ионизации. Точно так же отклонение магнитной стрелки, над которой помещен проводник с током, свидетельствует о том, что по проводнику проходит электрический ток. Этот результат предсказывается теорией электромагнетизма. Подобных примеров можно привести сколько угодно. Все они показывают, что сами по себе данные не могут служить свидетельством «за» или «против» какой-либо гипотезы. Чтобы стать свидетельством, данные должны быть интерпретированы с помощью некоторой теории. Пока нет теории или хотя бы некоторой совокупности знаний полутеоретического характера, нет и свидетельств.

В истории науки было немало примеров, когда некоторые факты или данные длительное время оставались случайными открытиями, пока не была создана теория, сумевшая объяснить их и тем самым способствовавшая их введению в обиход науки. Достаточно упомянуть, например, об открытии еще древними греками свойства янтаря, потертого о сукно, притягивать легчайшие тела (электризация трением) или же магнитного железняка притягивать металлические предметы (естественный магнетизм). Все эти факты вплоть до создания теории электромагнитных явлений сначала в форме механической модели с силовыми линиями, а затем математической теории Максвелла оставались любопытными курьезами природы. Будучи же понятыми на основе теории, они стали той исходной базой, которая послужила фундаментом современной техники.

Таким образом, если в самом общем виде сформулировать отличие научного наблюдения от обыденного восприятия непосредственно окружающих человека предметов и явлений, то оно состоит в значительном усилении в науке роли теории, точности и объективности результатов наблюдения, которые достигаются с помощью специально конструируемых для этой цели материальных средств наблюдения, а также концептуального аппарата, служащего для интерпретации данных наблюдения.

3.1.4. Функции наблюдения в научном исследовании

Наблюдение и эксперимент являются двумя основными формами эмпирического познания, без которых невозможно было бы получить исходную информацию для дальнейших теоретических построений и проверки последних на опыте.

Существенное отличие наблюдения от эксперимента состоит в том, что оно осуществляется без какого-либо изменения изучаемых предметов и явлений и вмешательства наблюдателя в нормальный процесс их протекания.

Эту особенность наблюдения очень ясно отметил известный французский ученый Клод Бернар. «Наблюдение,- писал он, - происходит в естественных условиях, которыми мы не можем распоряжаться». Это, конечно, не означает, что наблюдение - пассивное отражение всего, что попадает в сферу восприятия органов чувств. Как мы уже отмечали, научное наблюдение является целесообразно организованным и избирательным процессом, который направляется и контролируется теорией.

Поэтому речь здесь идет об отсутствии не активности субъекта в целом, а активности практической, направленной на воздействие и изменение исследуемого объекта. Чаще всего мы вынуждены ограничиться наблюдениями и исследовать явления в естественных условиях их протекания потому, что они оказываются недоступными для практического воздействия. Так, например, обстоит дело с большинством астрономических явлений, хотя в последнее десятилетие в связи с широким развертыванием космических исследований и здесь все больше начинает применяться научный эксперимент.

И все же наблюдение с помощью все более совершенных инструментов останется и в будущем важнейшим методом исследования звезд, туманностей и других астрономических объектов нашей Вселенной.

Наблюдение в научном исследовании призвано осуществлять три основные функции.

Первая и важнейшая из них состоит в обеспечении той эмпирической информацией, которая необходима как для постановки новых проблем и выдвижения гипотез, так и для последующей их проверки. Это, конечно, не означает, что до наблюдения или эксперимента ученый не руководствуется никакой идеей, гипотезой или теорией. Напротив, при наблюдениях и поисках новых фактов исследователь обязательно исходит из некоторых теоретических представлений.

Но именно новые факты, и в частности те из них, которые не укладываются в прежние теоретические представления или даже противоречат им, требуют своего объяснения. Для решения возникшей проблемы ученый создает гипотезы или целую теорию, с помощью которых объясняет вновь открытые факты.

Вторая функция наблюдений состоит в проверке таких гипотез и теорий, которую нельзя осуществить с помощью эксперимента. Разумеется, экспериментальное подтверждение или опровержение гипотез предпочтительней, чем неэкспериментальное. Однако там, где невозможно поставить эксперимент, единственными свидетельствами могут служить лишь данные наблюдений. При наблюдениях же, которые сопровождаются точными измерениями, результаты такой проверки могут быть ничуть не худшими, чем экспериментальные, что подтверждается всей историей развития астрономии.

Третья функция наблюдения заключается в том, что в его терминах осуществляется сопоставление результатов, полученных в ходе теоретического исследования, проверяется их адекватность и истинность. При эмпирическом исследовании ученый обращается к теории для того, чтобы целенаправленно вести наблюдения и проводить эксперименты. Однако для дальнейшей разработки теории он вынужден время от времени «сверять» свои понятия, принципы и суждения с данными опыта. Поскольку сопоставление абстрактных положений теории непосредственно с опытом невозможно, то приходится прибегать к различным вспомогательным приемам, среди которых значительную роль играет формулировка эмпирических результатов в терминах наблюдения и «наблюдательного» языка.

Экстрасенсорное восприятие

Многие психологи считают, что люди способны воспринимать предметы и со­бытия или воздействовать на них нетрадиционным способом. Такая способность но­сит название экстрасенсорного восприятия. Изучение экстрасенсорного воспри­ятия - относительно новый раздел психологии, относящийся к области парапси­хологии. Парапсихология изучает поведение, которое необъяснимо с точки зрения физики или психологии. Проявления такого поведения получили на­звание «пси-явления». Парапсихологов интересуют главным образом следующие «пси-явления».

Телепатия. Телепатия означает то же самое, что и чтение мыслей на расстоянии, и является главной темой многих фантасти­ческих и научно-фантастических книг. Телепаты могут общаться, не разговаривая и даже не видя друг друга - им известны мысли других непосредственно. Бывают случаи, когда телепатическими способно­стями по отношению друг к другу обладают однояйцевые близнецы.

Ясновидение. Ясновидение - это способность восприни­мать объекты или события, недоступные обычным органам чувств. Яс­новидящий может описать транспортную пробку, возникшую на рас­стоянии 100 миль от него.

Предвидение. Предвидение означает способность знать за­ранее, что произойдет в дальнейшем. Жанна Диксон, предсказавшая убийство президента Кеннеди, прославилась именно благодаря тому, что обладала этой способностью. Возможно, вы обладаете даром пред­видения в слабой форме, которая называется предчувствием, - это смутное ощущение, что с вашим близким другом или родственником вот-вот про­изойдет что-то плохое. Предчувствия бывают весьма туманными, но если этот чело­век потом действительно заболеет, то вы можете принять это за доказательство того, что вы обладаете даром предвидения.

Телепатия (от греч. thle - вдаль, далеко и paqox - чувство): передача мыс­лей и чувств на расстоянии.

Ясновидение: способность воспринимать объекты или события, недо­ступные обыч­ным органам чувств.



Предвидение: способность предсказывать будущие события.

Психокинез: способность манипулировать физическими объектами без физического контакта с ними.

Психокинез. Психокинез - это способность манипулировать физически­ми объектами благодаря определенному ментальному усилию. При демонстрациях психокинеза люди взглядом сгибают вилки и ложки или заставляют пойти давно остановившиеся часы.

Существуют ли подобные способности на самом деле? Хотя по телевидению и в ночных клубах порой демонстрируются потрясающие вещи, результаты лабораторных опытов не столь уж убедительны. Экстрасенсорные способности непостоянны - сегодня они у человека есть, а завтра - нет. Люди, претендующие на обладание такими спо­собностями, заявляют, что не могут работать в стерильных условиях лаборатории. Кроме того, многие из так называемых «экстрасенсорных» явлений вполне объясни­мы и являются лишь фокусами или использованием иллюзий.

Большая часть психологов подвергает сомнению существование пси-явлений, но работа по сбору данных продолжается.

Контрольные вопросы

Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал заключительного раздела этой главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос.

19. Человек перебирает бумаги на своем столе. Укажите различие между на­блюдением и интерпретацией. Что в данном случае является наблюдением?

а. Человек потерял нужную бумагу.

б. Человек перебирает бумаги.

в. Человек ищет потерянную бумагу.

г. Человек раздражен собственной неаккуратностью.

20. Каковы три самых распространенных расстройства восприятия?

а. Слепота, глухота идислексия

б. Глухота, дислексия и иллюзия

в. Слепота,телепатия и психокинез

г. Дислексия,ясновидение и предвидение

21. Как слепым удается почувствовать, что они проходят, например, через двер­ной проем?

а. Они полагаются на интероцептивные ощущения и на те из экстероцептивных, которые функционируют нормально.

б. Они используют экстрасенсорные способности.

в. Они используют электронные системы с имплантированными в мозг элек­тродами.

г. Они полагаются на свой прежний опыт.

Подберите для каждого понятия левого столбца определение из правого, учи­тывая, что каждому понятию соответствует только одно правильное определение.

22. _____ Дислексия а. Способность предвидеть будущее

23. _____ Психокинез б. Чтение мыслей на расстоянии

24. _____ Парапсихология в. Смысловое искажение полученного сигнала

25. _____ Ясновидение г. Область психологии, изучающая экстрасенсорное восприятие

26. _____ Предвидение д. Способность манипулировать объектами без физического контакта

27. _____ Телепатия е. Ошибка интерпретации

28. _____ Иллюзия ж. Способность видеть нечто, недоступное обычному зрению

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отве­чая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к самостоятельной работе.

ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ

Ниже приведен список тем для самостоятельной работы.

1. Дайте определение восприятия.

2. Укажите различия между ощущением и интерпретацией.

3. Приведите примеры сенсорных порогов и подпороговых раздражителей.

4. Опишите роль мозга в восприятии.

5. Перечислите проблемы, возникающие при исследовании подпороговых раз­дражителей.

6. Укажите различия между интеро- и экстероцептивными ощущениями и на­зовите пять интероцептивных ощущений.

7. Опишите пять способов привлечения внимания.

8. Опишите роль отвлекающих факторов при контроле над болевыми ощуще­ниями.

9. Объясните, как влияют на интерпретацию ожидания.

10. Опишите, как влияют на восприятие факторы культуры.

11. Опишите, как влияют на интерпретацию потребности, мотивации и эмоции.

12. Дайте определение иллюзии и приведите три примера.

13. Перечислите семь способов проверки и улучшения восприятия.

14. Рассмотрите три типа расстройств восприятия и назовите возможные спосо­бы облегчения положения людей, страдающих ими.

15. Дайте определение экстрасенсорного восприятия.

16. Дайте определения четырех разделов парапсихологии и объясните, что они изучают.

17. Назовите проблемы, возникающие при изучении экстрасенсорного воспри­ятия.

Ниже приведены правильные ответы ко всем упражнениям и вопросам. Если вы неверно ответили на какой-либо вопрос, перечитайте предшествующий текст, а затем вернитесь к вопросу и ответьте на него снова - на этот раз правильно.

Ответы на упражнения

2.1. а. Цвет и форма дорожного знака и вид букв, из которых состоит надпись на нем, - это ваши ощущения. Значение, которым вы наделяете этот знак - «Останови машину», - относится к интерпретации.

б. Если бы вы шли пешком, то, вероятно, не остановились бы, поскольку ин­терпретация знака была бы иной. Вы решили бы, что этот знак вас не ка­сается.

2.2. а. Подпороговые раздражители по уровню интенсивности находятся ниже сенсорного порога. Возможно, буквы высотой 0,5 см для студентов, сидя­щих в первых рядах, не являются подпороговыми раздражителями. Кро­ме того, если студенты следили за движением руки преподавателя, когда он писал на доске, они могли догадаться о содержании написанного.

б. Преподаватель не учел целый ряд факторов. Проверьте, совпали ли ваши предположения с правильными:

Его лекция была длинной и монотонной; возможно, студенты поглядыва­ли на часы именно поэтому.

Не исключено, что студенты всегда смотрят на часы, когда лекция подхо­дит к концу.

Ничего не было сказано о поведении преподавателя; может быть, он сам смотрел на часы.

Если кто-либо из студентов, прочитавших надпись на доске, взглянул на часы, это могло повлиять на остальных.

Выражение «несколько студентов» звучит неопределенно; может быть, это была самая малая часть группы.

2.3. Ниже приводятся некоторые наиболее типичные впечатления, возникающие у людей во время прогулки с завязанными глазами:

а. «Я следил за каждым своим шагом», «Я делал каждый шаг очень осторож­но, чтобы убедиться, что впереди нет ступеньки или еще какого-нибудь препятствия», «Я четко осознавал каждое свое движение».

б. «Я думал, что иду прямо по краю, а.оказался в середине комнаты», «Меня все время заносило влево; один раз я даже чуть не врезался в стену», «Я никак не мог идти прямо вперед - все время уклонялся вправо».

в. «Я боялся потерять равновесие, поэтому шел с протянутыми вперед рука­ми», «У меня начала кружиться голова», «С равновесием у меня было все в порядке».

г. «Хотя я ничего и не видел, я чувствовал, что прохожу именно через двер­ной проем», «Я отметил про себя момент перехода из просторной комна­ты в узкий коридор».

д. «Я был уверен, что ходил с завязанными глазами минимум минут десять, а на самом деле оказалось, что прошло не более четырех минут», «Время тянулось очень медленно, секунда за секундой, и я осознавал каждую из них очень отчетливо».

2.4. Каждое из приведенных впечатлений относится к одному из следующих интероцептивных ощущений:

а. Ощущение движения

б. Ощущение направления

в. Ощущение равновесия

г. Ощущение близости чего-либо д. «Чувство времени»

2.5. а. Вариант 2. За счет яркости расцветки и экстравагантности покроя одеж­ды она будет выделяться на фоне остальных и привлекать внимание, ста­нет заметнее, в результате чего ее в дальнейшем будут узнавать.

б. Вариант 2. В шестиугольных плакатах, подвешенных к проводам, больше новизны и потому больше вероятности, что именно они привлекут к себе внимание.

в. Вариант 1. Повтор - весьма эффективное средство привлечения внима­ния.

г. Вариант 1. Контраст, возникающий при переходе от музыки к речи, при­влечет больше внимания.

д. Вариант 1. Если претендентка будет появляться в окружении людей, ак­тивно задающих ей вопросы, это создаст видимость общественного инте­реса к ней и ее высокой популярности.

2.6. Официант-мексиканец и посетительница-ирландка пользуются разными ори­ентирами. Мексиканец сравнивает соус салса с острыми блюдами, приправ­ленными большим количеством специй, а ирландка - с привычной для нее умеренной, относительно пресной пищей.

2.7. a. Seal (тюлень), duck (утка) и whale (кит).

б. Испытуемых предупредили о том, к чему следует приготовиться, и это пре­допределило результат восприятия.

2.8. Вероятно, вечер можно оживить, если представить гостей друг другу таким образом, чтобы вызвать у них взаимный интерес. Например: «Сэм, позна­комься с Бобом Тэйлором. Когда мы с ним последний раз встречались, я чуть не умерла со смеху. Он замечательный рассказчик. С его детьми вечно про­исходят совершенно невероятные истории. Боб, расскажи Сэму, как твоя дочка однажды забралась на флагшток». Или: «Джейн, неужели ты не знакома с Анджелой? Анджела только что вернулась из увлекательнейшего от­пуска. Она была на курорте, где специализируются по водным лыжам, и те­перь большой специалист в этом деле».

2.9. Гарри, Доминик и Эрик принадлежат к европейской культуре, и им легко заметить во внешности друг друга самые тонкие различия. То же самое от­носится и к Хо, Садаке и Киму: поскольку все они родом из Азии, для них не составляет труда запомнить лица друг друга. Как европейские, так и азиат­ские студенты склонны к стереотипному восприятию людей из «внешних» групп и упускают при этом мелкие различия.

2.10. а. Обе женщины выделили магазин спортивных принадлежностей и бассейн с дорожками для соревнований по плаванию.

б. Мисс Т. выделила спортивный зал, женскую сауну, раздевалку и теннис­ные корты.

в. Мужская раздевалка и сауна были на их планах искажены в размерах или забыты.

г. Вероятно, основными причинами неточного восприятия клуба были лич­ные эмоции, потребности и мотивации женщин. Скорее всего, у миссис С. есть дети, и она посещает бассейн, буфет и магазин. Мисс Т., возможно, играет в теннис, любит поплавать, посещает спортзал и пользуется разде­валкой.

2.11. а. Хуану заранее говорят, что именно нужно ощутить, но ему не следует от­носиться к этому с полным доверием.

б. Клэр необходимо прежде всего ясно понять, чего именно она хочет и что чувствует. Она должна честно признаться себе в том, что как раз сегодня у нее плохое настроение и, соответственно, ее восприятие может быть искажено.

в. Марше надо хорошенько изучить все способы привлечения внимания и научиться сосредоточиваться, когда это необходимо.

г. Сидней мог бы попытаться шире смотреть на вещи, посидев в куритель­ной комнате, но при этом не куря.

д. Биллу следует помнить, что всегда есть возможность впасть в иллюзию.

е. Начальнице Джерома надо научиться отличать то, что она видит, от соб­ственной интерпретации увиденного.

2.12. а. Слепой человек может научиться более полно использовать все осталь­ные чувства. Кроме того, можно научиться читать по системе Брайля и передвигаться с помощью трости или собаки-поводыря.

б. Глухой человек также может научиться более полно использовать все ос­тальные чувства. Кроме того, ему могут помочь лекарства, слуховой аппа­рат или хирургическая операция.

в. Человек, страдающий дислексией, может воспользоваться специально разработанной методикой адаптации к искажениям восприятия.

2.13. а. Слепым можно будет помочь благодаря разрабатываемой сейчас элект­ронной системе искусственного зрения.

б. Глухим можно будет помочь благодаря электронной системе искусствен­ного слуха.

в. В будущем, возможно, удастся определить причину дислексии и найти способ ее излечения.

Ответы на вопросы

1. в; 2. б; 3. в; 4. в; 5. а; 6. а; 7. г; 8. д; 9. б; 10. в; 11. а; 12.б; 13.б; 14. г; 15. в; 16.г; 17.б; 18.в; 19.б;20.а; 21. а; 22. в; 23. д; 24. г; 25. ж;26.а;27.б;28.е.

Глава 3 НАУЧЕНИЕ И ДРУГИЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ

Дайте мне дюжину здоровых, хорошо развитых детей и полную свободу воспитывать их так, как я сочту нужным, и я гарантирую вам, что смогу сделать любого из них кем угодно - врачом, юристом, художником, руководителем торговой фирмы и даже попрошайкой или вором, причем независимо от его талантов, склонностей, способностей, увлечений, призвания и расы.

Джон Уотсон

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему с разными людьми ведете себя по-разному? Вероятно, вы попадали в ситуации, когда все время хотелось шу­тить и все вокруг казалось смешным. А в других ситуациях вы проявляли себя ис­ключительно как серьезный человек. Иногда вы бываете застенчивы и не уверены в себе, а иногда откровенны и дружелюбны. Почему ваше поведение все время меня­ется? Многие психологи считают, что это - результаты научения.

Когда на вечеринке все весело смеются над вашими забавными историями и шутками, то вы, конечно же, не прочь продолжать в том же духе. Однако если вы попытаетесь так же шутить, например, во время урока в школе, учитель вряд ли оценит это положительно. Он одобряет только серьезные и трезвые ответы. Воз­можно, вам приходилось бывать в обществе людей, которых вы считали гораздо ум­нее себя. Наверное, вы чувствовали себя при них немного неловко, боялись «сморо­зить» какую-нибудь глупость и выглядеть при этом круглым дураком. Тогда вы каза­лись застенчивым и нерешительным человеком. Но в обществе близких друзей, ко­торые к вам прекрасно относятся, подобные страхи и опасения у вас не возникают. И вы спокойно говорите все, что придет в голову.

Научение постоянно влияет на ваше поведение. Научение, как правило, ассо­циируется у людей с занятиями в школе. На самом же деле процесс научения проис­ходит всегда и везде. Почти все, что вы делаете, вас чему-нибудь учит. Когда вы едите ложечкой мороженое, выбираете себе удочку, вяжете платок, играете в покер или веселитесь на рок-концерте, вы все равно учитесь. В этой главе вы подробнее познакомитесь с процессом научения и выясните, как он связан с повседневной дея­тельностью. Вы поймете некоторые причины изменений своего поведения и научитесь влиять как на него, так и на поведение других людей. В главе будут описаны две основные формы научения - классическое обусловливание и инструментальное, или оперантное, обусловливание - и приведены примеры их применения в самых разнообразных ситуациях. Кроме того, вы подумаете над этическими проблемами, возникающими при использовании обусловливания.

ЧТО ТАКОЕ НАУЧЕНИЕ?

Поскольку почти все, что мы делаем, включает в себя научение, то возникает вопрос: как различить, какие действия совершаются в результате научения, а ка­кие - без научения? Мы каким-то образом научились почти всему, что делаем, за исключением нескольких основных рефлексов и некоторых случайных поступков. Научение - это внутренний процесс. Он невидим и неосязаем. Более того, он не поддается точной количественной оценке. Обычно психо­логи оценивают результаты научения по изменениям в поведении. Ес­ли у человека проявляются те или иные относительно стойкие модели поведения, считается, что произошло научение.

Предположим, что в прошлом году некий мальчик впервые на­чал учиться плавать. Он бестолково колотил по воде руками и ногами и почти тонул. В этом году, встретив мальчика на пляже, вы видите, что он может проплыть хорошим кролем уже метров шесть. Вполне справедливо в этом случае будет предположить, что мальчик научился плавать. Хоть вы и не видели самого процесса научения, у вас есть все основания полагать, что он имел место, поскольку это проявляется в действиях мальчика. Вероятно, он упражнялся все то время, что вы его не видели, и во время этих занятий и упражнений и произошло науче­ние. И теперь мальчик может плыть. Его новый навык является устойчивым, или постоянным.

Теперь представьте себе, что вы пришли в кегельбан с женщиной, которая до сих пор никогда не играла в кегли и считает, что у нее нет спортивных талантов. Вам с трудом удается вложить в ее руку шар. Вдруг она случайно роняет шар, тот катит­ся по желобу и попадает в цель. Было ли это попадание результатом научения? Ведь ясно, что она пока еще мало чему научилась в этом виде спорта - разве что вытас­кивать пальцы из дырочек в шаре. Необходимы более стойкие изменения в ее пове­дении, чтобы сделать вывод о том, что научение произошло. Если бы она могла по­пасть в цель несколько раз подряд, тогда можно было бы заключить, что она научи­лась играть в кегли. Случайное первое попадание не дает достаточных оснований для вынесения суждений о научении.

Для того чтобы определить, происходило или нет научение, необходимо выя­вить два главных показателя: 1) относительно стойкие изменения в поведении; 2) ка­кие-либо занятия или упражнения, в результате которых возникли эти изменения. Научение может происходить в процессе простого наблюдения за другими людьми или чтения, а также в результате тренировки. В рассмотренном выше примере жен­щина попробовала играть в кегли, но весьма сомнительно, чтобы только одна эта попытка привела к стойким изменениям в ее поведении.

Научение: изменения в по­ведении, возник­шие в процессе жизнедеятель­ности или в ре­зультате тре­нировки.

Научение далеко не обязательно является положительным явлением. Ведь лю­ди научаются также воровству, жульничеству, мошенничеству и лжи, неряшливо­сти и варварскому отношению к природе. И в каждом из этих случаев выполняются оба необходимых условия научения.

Воспроизведение действия как критерий научения

Результатом научения, как правило, является обретение устойчивых моделей поведения. Но на поведение человека влияет и множество всевозможных других факторов. Например, вы очень основательно подготовились к экзаменам, но можете сдать экзамен плохо из-за бессонной ночи, болезненного состояния или просто пло­хого настроения. А что, если во время экзамена на вас нападет икота или же ваш сосед будет непрерывно чихать? В подобных случаях низкая оценка совсем не обя­зательно означает, что вы ничему не научились. Конечно же, воспроизведение дей­ствия не может не являться критерием научения, поскольку сам по себе процесс учебы еще не является однозначным свидетельством научения чему-либо. Но при этом всегда важно помнить, что на поведение влияют также такие факторы, как мо­тивации, отвлекающие моменты и состояние здоровья.

Упражнение 3.1

Автомеханик средних лет по вечерам посещает бухгалтерские курсы и собира­ется поменять профессию. Хотя он всегда считался хорошим механиком, в после­днее время он стал очень рассеянным на работе. Он все время обдумывает и плани­рует иную карьеру. Давая наставления новому рабочему, он порой даже не может вспомнить названия самых простых деталей мотора. Попробуйте объяснить, почему все это совсем не свидетельствует о его некомпетентности в области ремонта авто­мобилей.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

Психологи, занимающиеся изучением поведения, вынуждены сводить оценку результатов научения к оценке изменения поведения, поскольку именно изменение поведения поддается наблюдению и измерению. Психологи-бихевиористы выделя­ют два механизма изменения поведения, считая, что почти всякое научение проис­ходит с помощью обусловливания - классического или оперантного (инструментального). Сначала мы рассмотрим классическое обусловливание,* то есть использование в целях научения ассоциаций и взаимосвязей между явлениями. Главную роль в классическом обусловливании иг­рают рефлексы и эмоциональные реакции.

* Это обусловливание называется классическим лишь потому, что было описано намного ранее операн-тного обусловливания. Вообще «обусловливание» означает выработку условного рефлекса. Впервые его описал великий русский ученый Иван Петрович Павлов. Он заметил, что у собаки выделяется слю­на не только тогда, когда сторож приносит ей еду, но и когда она просто слышит звук его шагов. Дей­ствие такого условного рефлекса можно наблюдать и на самом обыкновенном примере. Некоторые уче­ники, услышав звонок, начинают собирать свои школьные принадлежности, хотя учитель не всегда за­канчивает урок со звонком. Это пример классического обусловливания. У школьников выработался условный рефлекс на звонок. (Прим. науч. ред.)

«Рефлексы... поразительные!»

Рис. 3.1. Возможно, это все же несколько преувеличенный при­мер обычного коленного рефлекса.

Рефлексы

Существует много типов реакций, которые возникают в ответ на определенные раздражители у всех людей без исключения. Например, когда вам предлагают кусочек маринованного огурца, у вас начинает выделяться слюна. Аналогичным образом, если бы эта книга внезапно обожгла вам пальцы, вы отдернули бы руку. Такие реакции, возника­ющие у всех людей и не требующие предварительного научения, на­зываются рефлексами.

Вам, вероятно, известны некоторые самые простые рефлексы. Ес­ли вы ударите какого-нибудь человека по центру коленной чашечки, возникнет коленный рефлекс (осторожней, вас могут пнуть!). А если во время прогулки по морскому берегу вам в глаза попадет песок, под­нятый порывом ветра, у вас рефлекторно задергаются веки. Вдохнув щепотку перца, вы начнете чихать. Если вам пощекотать пятки, вы подожмете пальцы ног и т. д. В медицинских учебниках описано мно­жество подобных рефлексов.

Классиче­ское обуслов­ливание: один из видов научения со сле­дующей проце­дурой: предъяв­ляется пара сти­мулов (нейт­ральный и без­условный), так что в конце кон­цов нейтраль­ный стимул ста­новится услов­ным, то есть на­чинает вызы­вать рефлекс или эмоциональ­ную реакцию.

Рефлекс: естественная, не нуждающая­ся в научении реакция, регу­лярно возникаю­щая в ответ на определенный раздражитель.

Эмоциональные реакции

Эмоциональная реакция - это своеобразный эмоциональный рефлекс, то есть чувство, которое неизменно возникает в ответ на определенный эмоциональ­ный раздражитель. Наиболее распространенной эмоциональной реакцией является страх. Нормальные люди считают, что боль - неприятное ощущение, и боятся ее. Страх является обычной реакцией на боль и тоже возникает без вся­кого научения. Другая распространенная эмоциональная реакция - это гнев. Более положительные эмоции, такие как любовь и радость, также относятся к эмоциональным реакциям. Если вам случалось влюбляться, то вы, вероятно, испытывали какие-либо положительные эмоциональные реакции. Возможно, это были радость и удовольствие. Каждая из эмоциональных реакций является внутренним откликом на раздражитель определенного типа. Внешние проявления эмоций мо­гут быть различными, в зависимости от вашего предыдущего опыта и привычной манеры поведения. Внутренне переживая то же самое чувство, вы може­те подбежать к предмету своего увлечения и заключить его в объятия, а можете просто стоять, как истукан, и хихикать. В ситуации, когда вам угрожают ножом, вашей эмоциональной реакцией несомненно будет страх, но выражать его вы также будете по-разному; это во многом зависит от вашего предшествующего опыта и при­надлежности к той или иной культуре. Как рефлексы, так и эмоциональные реакции автоматически возникают в ответ на определенный раздражитель. Всякий раз, ког­да вам попадает в глаз соринка, вы моргаете. Если через сиденье вашего стула пропустить электрический разряд, вы подскочите. Болезненные ощущения вызывают страх и тревогу, а приятные - радость и удовольствие.

Упражнение 3.2

В изложенном ниже сюжете упомянуты три рефлекса и пять эмоциональных реакций. Найдите их в тексте и подчеркните рефлексы одной чертой, а эмоциональ­ные реакции - двумя.

Профсоюз, членом которого является Клайд, проводит забастовку, и Клайд, будучи вынужденным сидеть днем дома, пристрастился смотреть мыльные оперы. В этот раз после обеда он замечает, что пришло время начала его любимого сериала, и достает себе бутылку холодного пива. Когда он открывает бутылку, пиво бьет фонтаном и попадает ему в глаз. От этого он моргает и приходит в раздражение. Но затем берет оставшееся пиво, усаживается в свое любимое кресло в предвкушении получаса приятных ощущений. Начинается фильм. На экране грубая и порочная злодейка угрожает невинной очаровательной героине. Клайд начинает волноваться. Схватив сигарету, он нервно закуривает и обжигает палец. Он отдер­гивает руку и прикладывает больной палец к холодной бутылке с пивом. Затем вновь вперя­ет свой взор в экран. Злодейка душит прелестную героиню, и несчастная умирает. Клайд видит этот трагический конец, и его переполняет печаль. Он пытается выключить телевизор. Но в выключателе нарушена изоляция, и Клайда сильно бьет током. Он отдергивает руку и боится вновь прикоснуться к телевизору.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Эмоциональная реакция: эмоция, возни­кающая устой­чиво и без вся­кого предвари­тельного нау­чения в ответ на определен­ный раздра­житель.

Процесс классического обусловливания

С помощью классического обусловливания вы можете научиться автоматиче­ски мигать или вскакивать со стула по причинам, не имеющим ничего общего ни с соринкой в глазу, ни с коротким замыканием. Точно так же страхи и тревога у лю­дей часто бывают не связаны с пережитой в действительности болью. В таких случа­ях рефлекс проявляется просто по ассоциации.

Представьте себе, что женщина сидит на стуле, к которому подведены элект­рические провода, и через сиденье можно пропускать ток (рис. 3.2, а). Психолог хочет «научить» ее вставать со стула, как только он начнет чесать свою голову. (Пси­хологи порой ставят очень странные эксперименты!)

Поскольку наблюдения показали, что всякий раз, когда через сиденье пропус­кают ток, женщина рефлекторно встает со стула, психолог начинает одновременно с включением тока почесывать голову (рис. 3.2, б).

Вскоре, едва только заметив, что психолог тянется рукой к голове, женщина начинает вскакивать со стула (рис. 3.2, в). Ток можно больше не включать.

Представьте, как странно она должна себя чувствовать, привыкнув вскакивать со стула, едва лишь кто-то потянется рукой к своей голове!

Процесс классического обусловливания можно разбить на три этапа:

1. Наблюдается какой-либо рефлекс и определяется вызывающий его раздра­житель. В приведенном примере таким рефлексом был уход от неприятных ощущений, то есть вставание со стула, а вызывающим рефлекс раздражите­лем - удар тока.

2. Одновременно с раздражителем, вызывающим данный рефлекс, применяет­ся второй раздражитель. Психолог всякий раз, когда подавали ток, прини­мался почесывать свою голову. Такое сочетание раздражителей повторялось неоднократно.

3. Новый раздражитель начинает вызывать рефлекторную реакцию даже в от­сутствие исходного раздражителя. Женщина встает, когда психолог тянет­ся рукой к голове, хотя ток через сиденье больше не пропускают.

Рис. 3.2.

Упражнение 3.3

Психолог хочет, используя коленный рефлекс, научить испытуемого дергать ногой на свист. Опишите своими словами, что будет происходить на каждом из эта­пов классического обусловливания.

Этап 1: ________________________________________

Этап 2: ______________________________________