Греческий бог спас от циклопов. Мифы Древней Греции. Циклопичные величины и циклопы

Аримаспы, дивьи люди, сыроиды - "родственники" циклопов (киклопов)


Чем-то похожими на циклопов были описанные греческим поэтом и путешественником Аристеем из Проконесса в эпической поэме "Аримаспея" (в передаче Геродота) обитавшие на границе Гиперборейских гор аримаспы, а также жившие на Урале в подземных пещерах дивьи (дивии) люди - великаны с одним глазом, рукой и ногой, а также живущие где-то "за Дунаем" "сыроиды".
В тюркской и азербайджанской мифологии встречается одноглазое чудовище Тепегёз, в котором можно найти элементы мифа об Одиссее и Полифеме. Немецкий востоковед Генрих Фридрих фон Диц предполагал, что Гомер заимствовал миф о Полифеме у одного из огузских племён, услышав сказ о Тепегёзе (Википедия).

Циклопы (киклопы) - строители мегалитических сооружений

Циклопам, как сыновьям Посейдона, возводящего из морских глыб стены, дамбы и другие сооружения, приписывается строительство названных по их имени циклопических (киклопических) или мегалитических сооружений - в частности они считаются строителями мощных стен в Микенах и Тиринфе, сложенных из огромных неотёсанных камней (другими строителями мегалитических сооружений были великаны - волоты). В подтверждение этого нередко приводится аргивский миф, согласно которому семь чреворуких циклопов (гекатонхейров ?) пришли из Ликии к тиринфскому царю Прету и построили ему из громадных камней твердыни города.

Читайте мои статьи "Мегалитические сооружения – воздвигнуты до Потопа " и "Когда были построены мегалитические сооружения? "

На мой взгляд, сопоставление чреворуких циклопов с циклопами - морскими божествами в данном случае едва ли оправдано, несмотря на упоминание Гесиода в "Теогонии", что многорукие гекатонхейры (гекатонхейреры) Бриарей (Эгеон), Котт и Гиес жили в "глубочайших местах Океана". Как я показал в работах "Геката и гекатонхейры (гекатонхейреры) - многорукие и многоголовые боги и демоны из греческих преданий ", "Многорукие фоморы и ракшасы - гигантские разумные насекомые или радиационные мутанты? ", "Люди-насекомые индейцев хопи ", чреворукие циклопы (гекатонхейры), скорее всего, относились к разумным гигантским насекомым или членисторуким, тогда как циклопы - морские существа - к людям или змеелюдям-амфибиям, а, возможно, отчасти и к разнообразным мутантам. Кстати, различие чреворуких циклопов и других циклопов отмечается еще в космогоническом эпосе, в котором говорится что братья сторукие (гекатонхейры) и появившиеся на свет вслед за ними циклопы были сброшены в Тартар вместе. Весьма вероятно, что существовали разные типы циклопов или великанов . Это подтверждается скандинавским эпосом.

Любовные увлечения циклопов (киклопов)


В эллинистической поэзии имеются сентиментальные описания любовных увлечений циклопов. В "Идиллии" (XI) Феокрита (ок. 300-ок. 260 до н.э.) Полифем влюбляется в нереиду Галатею. Она отвергла его, так как любила красавца Акида. В приступе яростной ревности циклоп убил Акида, но Галатея превратила возлюбленного в сицилийскую реку, носящую его имя.
Этот миф получил поэтическую обработку также в произведениях Филоксена (ок. 435-380 гг. до н.э.), Каллимаха и Овидия и принадлежал к числу сюжетов, которые часто использовали античные живописцы (http://godsbay.ru/hellas/ziklopy.htm l).

© А.В. Колтыпин, 2011

При перепечатке данной работы гиперссылка на сайт или


Сыновья Урана и Геи, одноглазые великаны, изготовившие для Зевса молнии-стрелы, с помощью которых тот одолел титанов. Считаются подручными бога Гефеста в его кузнице, строителями мощных «циклопических построек» в Микенах и Тиринфе. В «Одиссее» циклопы изображены как дикое племя, живущее в пещерах на отдаленном острове и не признающее власти богов.

Циклопы - знаменитые мифологические существа, которые, согласно Гесиоду, являлись исполинами с единственным, круглым глазом в середине лба, были сильны, упрямы и буйны. Легенды Греции повествуют нам о двух поколениях циклопов.

Первое поколение происходило от верховных божеств Урана (неба) и Геи (земли). Это были трое братьев: Бронт, Стеропс и Аргс. Эти имена циклопов ассоциируются с высочайшим мастерством в кузнечном деле, так как они являлись чрезвычайно умелыми кузнецами богов Олимпа. Это были талантливые металлурги, и именно им принадлежит создание молний Зевса, трезубца Посейдона, а также шлема-невидимки, которым в дальнейшем воспользовался Персей для поражения Медузы. Но, братья-циклопы провели большую часть своей жизни в изоляции от остального мира. Уран ненавидел все своё потомство, включая циклопов, и наряду с титанами и гекатонхейрами (сторукими монстрами), держал их глубоко в недрах земли. Титан Кронус восстал против своего отца Урана и сверг его, что дало циклопам на малое время свободу.

Однако Кронус, подобно Урану, опасался циклопов и постарался избавиться от них, бросив в Тартар (бездна - место наказания в подземном мире), где они и оставались в заключении, пока Зевс (сын Кронуса и Верховный бог Олимпа) не выпустил их на свободу, требуя взамен их помощь в борьбе с титанами. С помощью циклопов и ударов их молний, Зевс сверг Кронуса и титанов и стал правителем космоса. В качестве благодарности циклопам за их помощь, он позволил им остаться на Олимпе в качестве его оружейников и помощников Гефесту - богу кузнецов. Циклопы Бронт, Стеропс и Аргс в большинстве мифов присутствуют эпизодически, играя одну из главных ролей только в мифе о возмездии Аполлона. Суть этого повествования заключается в следующем. За воскрешение людей из мертвых, Зевс поразил Асклепия, сына Аполлона ударом молнии. Аполлон же, будучи оскорблен, и желая наказать Зевса, убил циклопов, ответственных за смертоносный удар молнии. Считается, что и по сей день призраки Бронта, Стеропса и Аргса живут в Этне, действующем вулкане, извержение которого является результатом работы их раскаленных штамповочных прессов.

Остров циклопов

Второе поколение циклопов произошло от Посейдона, и если проанализировать легенды о них, то можно сделать вывод, что оно отличалось более низким уровнем умственного развития и особенной злобой. Эти циклопы часто проявляли насилие над людьми и убивали их, чтобы таким образом продемонстрировать над ними свою власть. Наиболее известным примером является циклоп-людоед Полифем, описанный в «Одиссее» Гомера. Второе поколение циклопов утратило знания в области металлургии и занималось разведением овец. Согласно преданиям, они жили на Сицилии. Именно на остров циклопов высадились Одиссей и его команда, не зная еще в какую опасную историю они попали. Здесь жил Полифем, сын Посейдона и морской нимфы Тусы. Одисей и несколько его спутников оказались в пещере Полифема в тот момент, когда тот загонял своих овец в загон. Они оказались в ловушке, так как Полифем загородил вход огромным камнем.

Дорогую цену заплатили путешественники за этот визит к циклопу, - он оказался людоедом и съел многих из них на обед. Изобретательный Одиссей все же нашел способ, как одолеть злого циклопа. На вторую ночь, скрываясь под псевдонимом «Никто», Одиссей напоил Полифема большим количеством вина и ослепил его раскалённой головёшкой. Исполин закричал от боли и стал звать на помощь другого циклопа с этого же острова. На вопрос, кто его противник, Полифем, в силу своего слабого ума, отвечал, что "Никто" пытался убить его. Его, естественно, никто не понял и на помощь не пришёл. Через некоторое время Полифем убрал от входа камень, чтобы вывести пастись овец, а Одиссей с оставшимися товарищами, спрятавшись под брюхом у выходящих овец (которые, очевидно, были существенно крупней современных), выбрались наружу и бежали на корабль. Когда они удалились на достаточно безопасное расстояние от острова, Одиссей крикнул Полифему свое настоящее имя. В бессильной ярости циклоп стал бросать огромные камни в сторону судна, которое покидало остров циклопов, но ничего не сумев сделать, обратился к своему отцу Посейдону, чтобы тот отомстил за него.

Циклопы (киклопы) в космогоническом эпосе

Циклопы или киклопы (др.-греч. «круглоокие», от «круглый» и «глаз») в космогоническом эпосе Гесиода (VIIIVII века до н. э.) считались порождением Урана и Геи, титанами. К циклопам относились три бессмертных одноглазых великана с глазами в виде шара: Арг («вспышка» или «сияющий»), Бронт («гром» или «громовой») и Стероп («молния» или «сверкающий»). Согласно Гелланику Митиленскому (485 - ок. 400 гг. до н.э.), сыном Урана был один великан Киклоп.

Сразу после рождения циклопы были сброшены Ураном в Тартар (глубочайшую бездну) вместе с появившимися на свет незадолго до них их буйными братьями сторукими или гекатонхейрами (гекатенхейрерами). По Псевдо-Аполлодору* («Мифологическая библиотека» 1,2), циклопы были освобождены остальными титанами после свержения Урана, а затем вновь сброшены в Тартар их предводителем Кроносом. Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) писал в «Теогонии», что Кронос победил Урана при посредничестве циклопов.

Когда предводитель олимпийцев Зевс начал борьбу с Кроносом за власть, он, по совету их матери Геи, освободил циклопов из Тартара, чтобы те помогли олимпийским богам в войне против титанов, известной как Гигантомахия.

Зевс использовал изготовленные циклопами молнии и громовые стрелы, которые он метал в титанов. Кроме того, по свидетельству Аполлодора (ок. 180 до н. э. после 120 до н. э.), циклопы, являясь искусными кузнецами, выковали Посейдону трезубец и ясли для его коней, Аиду - шлем-невидимку, Артемиде - серебряный лук и стрелы, а также научили Афину и Гефеста разным ремеслам.

После окончания гигантомахии циклопы продолжали служить Зевсу и ковать для него оружие. В Восьмой книге «Энеиды» Вергилия (70-19 гг. до н.э.) циклопы Бронт и Стероп упоминаются кующими железо в гроте (недрах Этны) бога-кузнеца Гефеста. Как подручные Гефеста, циклопы выковали колесницу Ареса, эгиду Паллады и доспехи Энея. Еще одним кузнецом-циклопом в гроте Гефеста был Пирагмон (Пиракмон).

Нонн Панополитанский в «Деяниях Диониса» (450-470 гг.) упоминает, что Бронт и Стероп были участниками индийского похода Диониса. А Каллимах (310 -240 гг. до н.э.) писал, что Бронт лелеял на своих коленях маленькую Артемиду.

Убийство циклопов (киклопов) Аполлоном

Согласно Аполлодору (ок.180 - после 120 гг. до н.э.), когда Зевс поразил перуном-молнией сына Аполлона, Асклепия, Аполлон, разгневанный на циклопов за то, что они выковали Зевсу этот перун, умертвил их. По другой версии, этот перун поразил сына Гелиоса, Фаэтона. Согласно другим источникам, Аполлоном были убиты не Циклопы, а их четыре сына.

Циклопы (киклопы) как народ (циклопы в «Одиссее» Гомера)

В VI и IX песнях «Одиссеи» Гомера (прибл. VIII в. до н. э.) говорится уже о других циклопах - великанах с одним глазом на лбу, составлявших целый народ. Циклопы Одиссеи имели божественное происхождение и, обладая бессмертием, не страшились других богов, которые не могли причинить им вреда. Они отличались необычайной силой, необузданным и жестоким характером; им были неведомы законы и отношения общественной жизни. Циклопы жили обычно порознь (в одиночку или с женами и детьми), в пещерах, занимались скотоводством и были незнакомы с земледелием.

Свирепый сын Посейдона и нимфы Фоосы (дочери морского старца Форкиса), циклоп Полифем, обладал ужасным голосом и исполинским ростом; сила его была такова, что он легко поднимал и швырял громадные валуны и обломки скал, которые едва ли могли бы сдвинуть с места 22 телеги. Жестокость и вероломство его также была безграничной: к тому же он был людоедом.

Циклопы (киклопы) - морские божества

Связь циклопов с Посейдоном и их сходство с другими морскими исполинами - сыном Посейдона и нимфы Эвриалы (одной из трёх сестёр Горгон) или Геи, Орионом, которого ослепил Ойнопион, а также с сыном Посейдона и нереиды Амфитриты, Тритоном, характеризует циклопов как морских божеств.

Согласно Дарембергу и Сальо, во время гигантомахии Тритон сражался плечом к плечу со своим отцом Посейдоном и звуки его раковины заставляли врагов в ужасе спасаться бегством.

На Истме циклопам приносили жертвы наряду с Посейдоном, Палемоном и другими морскими божествами. Согласно «Описанию Эллады» Павсания (ок. 115180 н. э.), жертвенник циклопов находился в Коринфе. Имя еще одного циклопа Гереста может быть сопоставлено с эвбейским городом Герестом,в котором существовал культ Посейдона.

В греческой мифологии Герест - циклоп, на могиле которого в связи с начавшимся в Афинах мором были принесены в жертву Персефоне привезенные из Спарты дочери Гиакинфа (Анфеида, Эглеида, Аитея и Орфея). Жертва не возымела действия, и оракул повелел афинянам понести кару, которую возложит на них Минос - критский царь, один из трех сыновей Зевса и Европы.

Античность вообще и древнегреческую мифологию в частности мы привыкли представлять как царство совершенной красоты. Рядом с прекрасной Афродитой, идеальным героем Гераклом и прочими не менее совершенными персонажами мы встречаемся там с такими причудливыми созданиями, что невольно задумаешься, какая извращённая фантазия могла их породить? К их числу относятся и циклопы, или киклопы – если уж называть их по-гречески, а не в латинизированной форме, как мы привыкли.

Огромные, сильные великаны с единственным глазом посреди лба… изначально их было три – Бонт (что значит – «громовой»), Стероп (сверкающий) и Арг (сияющий). Родились они в пору молодости мира от Урана и Геи (т.е. Неба и Земли, представляя таким образом изначальные природные силы). Как мы помним, власть у греческих мифологических персонажей переходила от отца к сыну путём убийств – и каждый раз при очередной «божественной революции» судьбы циклопов делала крутой поворот: отец Уран заключил в Тратар, свергнувшие его титаны освободили, Кронос опять заковал, и наконец Зевс – с подачи Геи – освободил и пристроил к делу. Циклопы оказались замечательными мастерами – даже Гефест и Афина учились ремёслам именно у них – да и сами циклопы трудились на благо олимпийских богов: Аиду сделали шлем, Посейдону – трезубец, а Зевса снабжали молниями, будучи подручными у Гефеста – пока их не перебил Аполлон, мстя за убийство своего сына Асклепия (строго говоря, мстить-то надо было Зевсу, а не тем, кто сделал орудие убийства… но у греческих богов всегда была своя логика, нам, смертным, не вполне понятная).

Впрочем, история циклопов на этом не заканчивается. Гомер в своей «Одиссее» повествует о целом племени циклопов! Связаны ли как-то эти циклопы с теми тремя – остаётся только догадываться, но если это их потоки, то определённо деградировавшие: живут в пещерах, никаких ремёсел не знают (в противоположность трём сыновьям Урана и Геи), земледелием тоже не занимаются – едят то, что земля сама по себе родит, правда, занимаются скотоводством (скотоводство вообще часто ассоциируется с первозданной «дикостью» – либо идеализируемой (аркадские пастухи), либо – как в данном случае – устрашающей). Ни законов, ни почитания богов у них тоже нет… в общем, с теми циклопами их роднит разве что внешний облик.

Впрочем, некоторые представители этого народа даже могут состоять в родстве с богами. Так, циклоп Полифем оказывается сыном самого Посейдона. Впрочем, на прекрасную нимфу Галатею, в которую влюбился Полифем, его происхождение не произвело никакого впечатления, она предпочла сына Пана Акида. Разгневанный Полифем раздавил счастливого соперника куском скалы – и Галатея превратила кровь возлюбленного в реку Акид (ныне – Аци). По другой версии, влюблённые успели спастись, превратившись в рыб, по третьей – нимфа вообще ответила Полифему взаимностью и родила от него Галата, Кельта и Иллирия, давших начало соответствующим народам… Но самая известная история из жизни Полифема – это, конечно, встреча с Одиссеем. Циклоп взял его в плен вместе со всеми спутниками и принялся пожирать одного за другим, но Одиссею удалось спасти и себя, и оставшихся в живых товарищей, выколов глаз спящему великану.

Откуда же мог взяться такой образ одноглазых великанов? С одной стороны, всё вполне согласуется с логикой мифа: гигантский рост всегда ассоциируется со стихийными силами природы, перед которыми древний человек поначалу чувствовал себя маленьким и беззащитным – как карлик перед великаном. Одноглазость характерна для многих персонажей разных мифологий как «метка» связи с потусторонним миром… первоначально такая связь приписывалась одноглазым людям: ведь у такого человека один глаз «мёртвый» – значит, может видеть потусторонний мир… Но вполне возможно, что была у этого мифа и более реальная основа.

Когда-то на островах Средиземного моря – в частности, на Кипре, Сардинии, Крите – обитали карликовые слоны. На островах это обычное дело: пищи меньше, чем на материке, вот и выживают те, кому её надо меньше – т.е. особи меньшего размера, вот так и формируются на островах карликовые популяции… впрочем, карликовыми эти слоны были по отношению к своим предкам, но человек, встретившись с ними, никак не назвал бы их карликами! Правда, встречаться с ними древние греки уже не могли, а вот черепа этих слонов наверняка находили – и задумывались: кому же принадлежал этот весьма внушительный череп? Наверное, какому-нибудь великану… при этом на относительно небольшие глазницы могли и не обратить внимания, а огромное носовое отверстие по середине черепа – принять за единственную огромную глазницу. Вот вам и «одноглазый великан»!

Впрочем, одноглазые существа действительно существуют, вот только великанами их не назовёшь: размер этих рачков не превышает 5,5 мм, а циклопами их назвали из-за единственного глаза.

Циклоп - типичный представитель аномальных существ, призванных вселять страх и ужас в умы окружающих. Традиционно эти наделены огромным ростом, непропорциональным телом и недюжинной силой. Главная их отличительная черта - наличие единственного большого глаза, расположенного в центре лобной части. Как многие уродливые творения, циклопы считаются особями, не наделенными особыми умственными задатками.

Истоки появления одноглазых гигантов прослеживаются в мифологии Греции. В древнейшем исполнении именовались они киклопами, что с греческого языка означает дословно «круглоглазый». Благодаря латинской письменности до современного времени дошло привычное название - циклоп.

Именно древнегреческая мифология говорит о высоком происхождении трех великанов: Арга, Бронта и Стеропа. Уродливые дети появились у божественной четы Геи и Урана. За чудовищные физические недостатки отец жестоко расправился с чадами, отправив их в Тартар. Только благодаря мольбам заботливой матери они были освобождены Зевсом из страшного заключения.

Несмотря на телесную уродливость, циклопы обладали искусными умениями в кузнечном ремесле. Именно им молодой Зевс обязан победой над Титанами, которую он одержал с помощью выкованных одноглазыми чудовищами молний. Кроме того, известный всем трезубец Посейдона и шлем Аида - дело рук тех же киклопов. Позже все свои умения три брата передали Гефесту. Исход же их был трагичен. Они погибли от карающей руки Аполлона, мстящего Зевсу за смерть сына своего, Асклепия.

В предложенной позже интерпретации гомеровской Одиссеи циклопы представлены в несколько иной роли. Общие черты, несомненно, сохранились в первоначальном виде. Но речь идет о целом поселении гигантов, которое проживало на острове Сицилия.

По легенде один из циклопов был людоедом, самым свирепым, семьи не имел и жил обособленно от других собратьев. Отцом его назывался сам Посейдон. Занимался он тем, что пас свои стада. Попав на остров циклопов, Одиссей и его команда испытали всю мощь и дикость одноглазого монстра на себе. Они оказались запертыми в пещере злобного Полифема, который не мог допустить вмешательства чужестранцев в его жизнь. С ужасающей жестокостью уничтожил циклоп половину незваных гостей, растерзав и съев их на глазах у товарищей. Одиссею удалось перехитрить чудовище и лишить его единственного глаза. Благодаря этому, оставшимся в живых путешественникам удалось спастись и покинуть убежище, укрывшись под выходящими из пещеры баранами. Одиссей и его друзья чудом покинули остров невредимыми.

Это, конечно, легенды и мифы, но ведь народный эпос нередко имел основание на реальных событиях. В нынешней медицине есть такое понятие, как циклоцефалия или циклопия. Это определенные генетические мутации у плода, вызванные разными факторами, например, приемом матерью некоторых лекарств во время беременности или тяжелыми заболеваниями. Итогом становится сращение глазных яблок в одно с расположением по центральной оси лица ребенка. В отличие от мифических персонажей, дети, родившиеся с такой патологией, живут совсем недолго: от нескольких часов до нескольких дней. И, конечно, силой легендарных персонажей не обладают. Однако, это не сказки из глубины веков, а реальные случаи.

Циклопы, киклопы - сыновья Урана и Геи, великаны с одним глазом посреди лба (название "киклопы" означает "круглоглазые"), мощные и дикие. Их имена: Бронт - "гром", Стероп - "молния" и Apг - "перун" - указывают на связь циклопов со стихийными силами природы (Hes. Theog. 139-146). Циклопы принадлежат к древнейшему поколению богов; они были сброшены Ураном в тартар, но Зевс освободил их и воспользовался их силой, мощью и сноровкой в борьбе с титанами, когда циклопы вручили ему громы, молнии и перуны (Apollod. I 2, 1). Они ковали Зевсу грозное оружие, что определило его постоянный эпитет - "громовержец". Вооруженный перунами Зевс, Посейдон получивший от циклопов трезубец, и Аид, которому достался шлем, одержали победу над титанами и стали властителями мира, кинув жребий и разделив власть.

Перебил циклопов Аполлон, в отместку за то, что те выковали перун, которым Зевс поразил его сына, бога-врачевателя Асклепия (III 10, 3-4). За это он был послан отцом служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкестиду.

У Вергилия циклопы - подручные Гефеста в недрах Этны, где они куют колесницу Марса, эгиду Паллады и доспехи Энея (Аеn. VIII 416-453). У Гомера циклопы - племя гордых, злых и не слишком умных великанов, они обитают в глубоких пещерах на острове Сицилия, не знают законов и ремесел, не пашут и не сеют, питаясь плодами, которые рождает сама земля. Единственное их богатство - стада. Знаменит рассказ Одиссея об ослеплении им циклопа Полифема, сына Посейдона и нимфы Тоосы, дочери морского божества Форкия (Od. IX 105-542).

Страшный и кровожадный великан с одним глазом Полифем-пастух живет в пещере, где у него сложен очаг, он доит коз, делает творог, питается сырым мясом. IX песнь "Одиссеи" Гомера посвящена приключениям Одиссея в пещере Полифема, который во время опьянения и сна был ослеплен героем, избежавшим участи своих спутников, съеденных Полифемом. Не зная настоящего имени своего обидчика, так как Одиссей назвал себя "никто", ослепленный великан, на зов которого сбежались соседи киклопы, кричит, приводя их в замешательство, что его ослепил "никто". Узнав от отплывающего Одиссея его подлинное имя, Полифем в ярости от того, что свершилось давнее предсказание оракула о его ослеплении именно Одиссеем, сбрасывает скалы на его корабли.

В эллинистической литературе у Феокрита (идиллия XI) Полифем изображен в забавно-ироническом духе, это вполне мирный пастух, над безобразием которого смеются девицы и который тщетно ухаживает за нимфой Галатеей, горюя о недостижимой любви. Миф о неудачной любви Полифема к Галатее и его страшной мести ее возлюбленному Акиду - у Овидия (Met. XIII 750-897).