Чему посвящены первые две части на волге. На волге некрасов. Анализ стихотворения Некрасова «На Волге»

Всё своё творчество Николай Алексеевич Некрасов направил на то, чтобы донести до современников и потомков правду о жизни простых россиян, которые находились в рабской зависимости, в нищете, в лишениях, в гонениях. Он отошёл от привычных рамок и не старался приукрашивать действительность.

Правдиво описывая жизнь низших сословий, он прекрасно понимал, что оценить его труды смогут только люди грамотные, ведь крестьяне не умели читать. Некрасов сознательно плыл против течения, сознавая сложность в круговоротах цензуры, непонимания критиков и общества в целом.

Нужно сказать, что донести свои мысли ему удалось. Мастер пера смог проникнуть в сознание прогрессивно настроенных современников. Его произведения с каждым годом пользовались всё большей популярностью. Именно таким и является стихотворение «На Волге», написанное Николаем Алексеевичем в довольно зрелом возрасте. В нём он, как обычно, поднимает проблемы народа, пытаясь донести их до общественности.

Анализ стихотворения «На Волге»

Данное произведение написано в 1860 году. Манера, к которой обратился автор, не редкость в его творчестве. Здесь переплетены детские воспоминания:

О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверок.
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою…
Тогда я думать был готов,
Что не уйду я никогда
С песчаных этих берегов.

Здесь же восхищение природным пейзажем уже взрослого автора:

О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь..

Здесь и кульминационная часть. То, что больше всего тревожит рассказчика. Некрасов подобрал самые точные слова, чтобы описать несчастного бурлака:

Лохмотья жалкой нищеты,
Изнеможенные черты
И, выражающий укор,
Спокойно-безнадежный взор…
Без шапки, бледный, чуть живой...

В последней части стихотворения поэт капнул глубоко. Он буквально показал печальную приемлемость поколений, когда безысходность положения вызывает чувства большие, чем просто сочувствие:

Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца.
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям.

Такое понимание темы вовсе не случайно. Родовое имение Некрасова, где он провёл детство, как раз находилось на берегу данной реки. Тогда он восхищался могуществом пароходов. Однако в детстве ребёнок не задумывался, что все великолепие получено рабским трудом. Один раз на реке Волга он увидел чудовищную картину. Бурлаки тащили баржу. Эта мрачная картина произвела на мальчика сильное впечатление, настолько сильное, что спустя десятилетия, нашло отражение в данном произведении.

Волга для писателя всегда была чем-то большим, нежели простая река. С ней связана жизнь поэта. В отчем доме именно наблюдение за водами Волги давали писателю чувство свободы. Автор отмечает, что в детстве он считал всех своими братьями и никогда не делал различия между богатыми и бедными, низшими и высшими слоями населения. Свое детство он провел, играя с обычными крестьянскими ребятами своего возраста, также много учился у местных рыбаков. Автор отмечает, что именно встреча с бурлаками на Волге перевернула его сознание и заставила по-другому посмотреть на мир. Он понял, что некоторые люди в прямом смысле этого слово рождаются рабами и в будущем им ничего не сулит хорошего кроме страданий и несчастий.

Сама поэма состоит из четырех частей, первые две здесь посвящены детским воспоминаниям. После автор рассказывает, что спустя некоторое время, ему опять посчастливилось увидеть эту могущественную реку и он снова восхищается красотой. Но воспоминания несут всю горечь и несчастье, которое он увидел когда-то. Затем автор делает заключение - прошло десятилетие и ничего толком не поменялось, все те же бурлаки тащат баржу, тем самым зарабатывая себе на существование адским трудом.

«Все ту же песню ты поешь, всю ту же лямку ты несешь»

Так поэт описал свою новую встречу с этими рабами. Его весьма расстроили бредущие в упряжке люди, которые еле переставляют ноги от изнеможения. Кажется, что это продолжается вечно. Тогда Некрасов рассуждает, что никогда бы не уехал из этих чудесных мест, не присутствовал бы здесь этот вой несчастья.

Вместе со всем этим поэт рассказывает, что в детстве и юности он мечтал изменить этот мир, однако, теперь он не представляет это возможным. Прошло столько лет и ему стыдно. Однако писатель отмечает, что благодаря этому ему удалось выработать чувство сострадания ко всему народу. Теперь у него есть цель. Он готов рассказывать о судьбе раба, так чтобы каждый проникся проблематикой и состраданием.

Стих ведется от первого лица. Главный герой рассказывает о самом себе. Он вспоминает о своём детстве и отрочестве и очень красочно описывает любимые места. Поначалу читателю может показаться, что это стихотворение о природе.

Автор замечает, что река сохранила всю свою красоту, как и у него в юности. Все так же кругом ширь и даль, река светла и великолепна, так же виден, как и раньше монастырь. Поэтому герой понимает, что у него все так же трепещет душа при виде красоты природы. Раздается звон колоколов и на душе становится приятно и светло. Вся эта красота и трепет души остались с героем навсегда.

Но вот писатель переходит к воспоминаниям и размышлениям другого характера. И становится ясно, что он, несколько десятилетий назад, на этом берегу, и сейчас – совершенно два разных человека. Однако одно осталось неизменным, что герой до сих пор сохранил всю тяжесть в душе при виде этих бурлаков. Их страдания отзываются в его душе глубокой скорбью.

Рассказчик растерял все свои приятные воспоминания и любование пейзажем. Как и много лет назад люди шли обвитые в веревках, неся непосильную ношу. Согнутые оборванцы в ветхой плохонькой одежонке вынуждены склоняться до самой земли. И не было сил спокойно принимать это уныние и страдание.

Волга!.. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я!

Затем он вновь вспоминает детство как бегал по расе посмотреть на речку. Тогда казалось, что мир добр и светел, все было спокойно, только лучи солнца падали на волны. Затем мальчишка шел к рыбакам и катался с ними на челноке или бегал вдоль берега и представлял себя зверьком прыгая по песку и изображая различные карикатуры, бросал камешки в воду. Воспоминания юности сильно нахлынули на героя, показав, что он в душе все тот же юноша, однако, с другими взглядами.

Однако его приятное времяпрепровождение было потревожено диким воем. Тогда герой испугался и решил выяснить, что же происходит. Оказывается, это бурлаки, которые принесли котел и начали разводить костёр. Здесь автор передаёт разговор между бурлаками, из которого понятно, что многие из них очень больны. Но люди не ропщут, а только печалятся, что, например, из-за больного плеча один мужик не может лучше выполнять свою работу. А работа эта была очень сложной.

В то время баржи тащили посредством толстых веревок, они представляли собой лямки. Их крепили на плечи людей и те по берегу тянули эту баржу с грузом. И когда человек с болезненным видом сказал, что лучше бы он умер, его слова нашли отклик в душе рассказчика:

Я этих слов понять не мог, Но тот, который их сказал, Угрюмый, тихий и больной, С тех пор меня не покидал!

Ужас бедственного положения человека, который, всеми силами пытается тянуть эту большую баржу: в любую погоду, по любой некачественной дороге из камней, по песку, по воде – чтобы в конце пути, получить за этот неблагодарный и непростой труд, копейки за которые можно едва свести концы с концами, навсегда оставшись в душе поэта.

В памяти героя постоянно встает образ, человека усталого и унылого, в лохмотьях, полностью изнеможен от непосильного труда, лежащего на песке. В его глазах была боль, обида и безнадежность, это надолго запало в душу автору. Никогда не мог забыть он этой встречи, печального укоризненного взгляда. Стихотворение «На Волге» тому подтверждение.

Прекрасная, любимая Волга оказалась «рекой рабства и тоски». Для себя Некрасов нашёл единственно правильный выход - говорить. Говорить громко и смело, по сути, став народным заступником.

Волга - самая длинная европейская река, а также одна из крупнейших на планете Земля, которая находится в европейской части России и в Казахстане.

На данный момент длина Волги составляет приблизительно 3530 км, хотя до постройки на реке водохранилищ, она была несколько длиннее - 3690 км.

Свое название Волга получила еще из времен Руси и происходит от слова «влага».

Исток

Исток реки Волга находится на Валдайской возвышенности, а именно в небольшой деревне Волговерховье, что в Тверской области. Затем река проходит через несколько больших озер. На месте истока поставлен специальный памятник реке.

Исторические характеристики

  • Впервые о реке заговорил греческий историк Геродот. Затем сведенья о Волге встречаются в записках персидского царя Дария, который описывал свои походы на скифские племена.
  • Римские источники говорят о Волге как о «щедрой реке», отсюда они дали ей свое название - «Ра».
  • Арабские исследователи говорят о Волге как о «рекой рек, великой реке».
  • На Руси о реке говорится в знаменитой «Повести временных лет».
  • Со времен Руси Волга была важным торговым звеном - артерией, где был основан волжский торговый путь. Через этот путь Русь торговала с арабскими странами, в большей мере такими товарами: дорогие восточные ткани, металлы, рабами, медом, воском. Во время монгольского нашествия этот торговый регион теряет свой приоритет и важность, однако уже в XV веке он вновь набирает былой важности.
  • После завоевания всего волжского бассейна начинается расцвет торговли, пик которой приходится на XVII век.
  • Со временем на Волге возникает мощный речной флот.
  • В XIX веке на Волге работает целая армия бурлаков, чему даже посвящена картина известного русского художника И. а. В этот период по Волге транспортируются огромные запасы соли, рыбы, хлеба. Затем к этим товарам также присоединились хлопок, а позднее и нефть.
  • В период Волга была едва ли не главной стратегической точкой, контроль которой бы обеспечивал армию хлебом, а также нефтью и возможность быстро перекинуть свои силы с помощью флота.
  • Когда в России устанавливается советская власть, реку начинают использовать как источник электроэнергии, построив на ней гидроэлектростанции.
  • В период Второй мировой войны Волга - важнейшая для СССР река, так как через нее перебрасывались огромные армии и запасы продовольствия. Кроме того, на одном из городов на Волге - Сталинграде, произошла крупнейшая битва в истории. Волга - ключ к СССР, так считало немецкое и советское командование, поэтому бои были особенно ожесточенными.
  • В верхнем течении Волги расположены огромные массивы лесов, а ниже по течению вдоль Волги тянуться большие посевные площади, садовые предприятия.
  • В бассейне Волги добываются огромные запасы нефти и природного газа, которые становят основу всей Российской экономики.
  • В некоторых районах добывают калийную соль, поваренную соль.

Режим реки

Как и множество других российских рек, Волга имеет преимущественно снеговое питание - примерно 60%, небольшую часть становит дождевое питание - всего 10%, а грунтовые воды питают Волгу собственно на 30%. Годовые колебания уровня воды различаются в различных регионах. К примеру, в Тверской области оно может достигать 11 метров, в той Астрахани - всего 3 метра.

река Волга фото

Вода в реке преимущество теплая, в летнее время, к примеру, она не опускается ниже 20-25 градусов по Цельсию. Замерзает река в конце ноября - в верхнем течении, а на нижнем течении уже в декабре. В замерзшем состоянии река находится от 100 до 160 дней в году. Нередки на реке Волге большие волны - около 1,5 - 2 метров. Из-за этого во многих портах были поставлены волноломы.

Флора и фауна

Река Волга, как и ее наибольшая притока - Кама имеются источником огромного количества рыбы. В реке обитают большие популяции следующих видов рыб: карась, густера, судак, окунь, язь, щука, сом, налим, ерш, осетр, лещ и стерлядь. Недавно в реки была запущена форель. Всего в Волге насчитывается около 70 видов рыб.

Птицы на реке Волга фото

В дельтах Волги селятся многие виды птиц: утки, лебеди, цапли и др. Хотя Волга сильно загрязняется промышленными предприятиями, в ней еще сохраняется довольно богатая водная растительность (лотос, кувшинка, тростник, водяной орех и др), особенно в заливах.

Города на реке Волга

На Волге расположены важнейшие для страны города, из их числа многие города с многомиллионным населением. В самом низу течения Волги лежит важнейший экономический и промышленный центр Нижнего Поволжья - город Астрахань, с более чем полумиллионным населением. Астрахань принято считать портовым городом.

река Волга. город Астрахань фото

Одним из красивейших и самых знаменитых городов является большой город Волгоград, ранее именуемый Сталинградом. Город имеет геройское звание, которое он получил во время Великой Отечественной войны (). Население города составляет чуть больше, нежели 1 млн. человек. Еще при СССР был одним из мощнейших экономически развитых городов страны. Сейчас в городе процветает машиностроение, строительная промышленность, металлургия, энергетическая промышленность.

река Волга. город Волгоград фото

Одним из самых больших по населению городов на Волге, является город Казань. Его население составляет более чем 1 млн., 200 тыс. человек. Казань - один из мощнейших промышленных центров Российской Федерации. Основу промышленности города составляет машиностроение, нефтехимическая промышленность, авиационная промышленность. Не менее большим городом на Волге есть Нижний Новгород с населением в 1 млн., 250 тыс. человек. Хотя в отличие от населения Казани, здесь население не растет, а падает.


река Волга. город Казань фото

В функционирует широкое производство автомобилей, судов различных классов и производство оружия. Хорошо развита в городе тяжелая промышленность. Новгород также считают одним из главных информационных центров большой страны. Следующий город, который нужно отметить - это с населением почти в 1 млн. и 200 тыс. человек. Самара - это важный центр машиностроения и тяжелой промышленности и в особенности - авиационной промышленности.


река Волга. Нижний Новгород фото

Последним городом, о котором нужно упомянуть является город Тверь с населением чуть более 400 тыс. человек. Наиболее развита Тверь с машиностроительной сфере и тяжелой промышленности. Немного слабее развита пищевая промышленность, а также химическая.

Притоки Волги

В Волгу впадают приблизительно 200 приток и большая часть из них находиться на левой стороне. Левые притоки также намного многоводнее, нежели правые притоки. Самым крупным притоком Волги является река Кама - левый приток. Ее длина достигает 2000 км что составляет, более чем половину длинны самой Волги. Свое начало притока берет на Верхнекамской возвышенности.

Кама отличается огромным количеством мелких приток - всего их численность достигает почти 74 тысяч, и львиная доля их (примерно 95%) - это реки длинной до 10 км. Как и в Волге, Кама имеет преимущественно снеговое питание. Колебания уровня воды чаще всего становят от 6 до 7 метров.

Многие гидротехнические исследования также говорят о том, что Кама значительно древнее Волги и именно Волга является притоком Камы, а не наоборот. Еще несколько тысячелетий тому назад именно так и было. Но последний ледниковый период и строительство на Каме водохранилищ, серьезно уменьшили ее длину .

Притоки Волги:

  • Ока;
  • Сура;
  • Тверца;
  • Свияга;
  • Ветлуга;
  • Унжа;
  • Молога и др.

Туризм на реке

Волга по праву считается одной из самых живописных рек России, а поэтому туризм на ней процветает. Волга дает возможность в максимально короткий срок посетить большое количество старинных городов государства.

Круизы по Волге - наиболее распространенный вид отдыха на Волге, а также один из самых универсальных, комфортных и относительно, недорогих. Такой круиз может длиться от нескольких дней, до целого месяца, куда входит посещение красивейших городов и мест страны, находящихся по течению Волги.


Туризм по реке Волга фото

Самый благоприятный период для путешествий по Волге - начало мая по конец сентября, когда погода наиболее теплая и приятная. Самым удобным транспортом для путешествий является туристический теплоход, где есть все удобства для пассажиров, включая: бассейны, удобные каюты высокого класса, кинотеатры, библиотеке и так далее. Во время захода теплохода в город, туристы без проблем могут заказать экскурсию по тому или иному городу.

Оплата за экскурсии может входить и в собственность самого туристического тура, вместе с оплатой за теплоход.

  • На притоке Волги - Каме проходит ежегодное соревнование по парусному спорту - одно из крупнейших в Европе;
  • Река Волга является стержнем всего русского народа в литературе, часто реке приписывали человеческие качества;
  • Волга фигурирует во многих литературных и художественных произведениях российских классиков: Горького, Некрасова, Репина;
  • О Волге было снято несколько известных художественных фильмов, в том числе «Волга, Волга» в 1938 году, «Строиться мост» в 1965 году;
  • Волгу принято считать «родиной бурлаков», иногда на ней могли тяжко трудиться около 600 тыс. бурлаков одновременно;
  • Волга - самая крупная река в Европе.

Читать стих «На Волге» Некрасова Николая Алексеевича тяжело, ведь в нем показана жизнь простого крестьянина такой, какая она есть. Поэт не стремился ее как-то приукрасить. В его поэме виден неимоверно тяжелый быт и жизнь людей, вынужденных зарабатывать на кусок хлеба физическим трудом.

Текст стихотворения Некрасова «На Волге» посвящен бурлакам, которых он однажды увидел на Волге. Это была толпа грязных, больных людей, которые тащили тяжелую баржу по реке. Эта картина так врезалась в сознание поэта, что спустя очень много времени он обрисовал ее в поэме. Здесь чувствуются надежды Некрасова, который мечтал поскорее вырасти, чтобы облегчить жизнь простых людей. Но это были только иллюзии. Для самого поэта Волга была связана с чувством свободы. Здесь он провел свое беззаботное детство. Некрасов не делал различий между разными социальными слоями, для него люди были братьями. Он рос с крестьянскими детьми, любил ходить с ними на рыбалку. Но встреча с бурлаками перевернула все его сознание. Поэт понял, что если человек родился рабом, то избежать печальной участи он не в состоянии. Произведение состоит из четырех частей. В первых частях поэт вспоминает свои детские годы, а также говорит о том, что спустя много лет, он снова попал на берег Волги. И снова увидел бурлаков. Душа его наполнена горечью, что ничего не меняется. Учить эту поэму ученикам задают в классе на уроке литературы. Скачать ее полностью можно онлайн на сайте.

(Детство Валежникова)

. . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .
Не торопись, мой верный пес!
Зачем на грудь ко мне скакать?
Еще успеем мы стрелять.
Ты удивлен, что я прирос
На Волге: целый час стою
Недвижно, хмурюсь и молчу.
Я вспомнил молодость мою
И весь отдаться ей хочу
Здесь на свободе. Я похож
На нищего: вот бедный дом,
Тут, может, подали бы грош.
Но вот другой - богаче: в нем
Авось побольше подадут.
И нищий мимо; между тем
В богатом доме дворник плут
Не наделил его ничем.
Вот дом еще пышней, но там
Чуть не прогнали по шеям!
И, как нарочно, все село
Прошел - нигде не повезло!
Пуста, хоть выверни суму.
Тогда вернулся он назад
К убогой хижине - и рад.
Что корку бросили ему;
Бедняк ее, как робкий пес,
Подальше от людей унес
И гложет… Рано пренебрег
Я тем, что было под рукой,
И чуть не детскою ногой
Ступил за отческий порог.
Меня старались удержать
Мои друзья, молила мать,
Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей,
И той же песенкою полн
Был говор этих милых волн.
Но я не верил ничему.
Нет,- говорил я жизни той.-
Ничем не купленный покой
Противен сердцу моему…

Быть может, недостало сил
Или мой труд не нужен был,
Но жизнь напрасно я убил,
И то, о чем дерзал мечтать,
Теперь мне стыдно вспоминать!
Все силы сердца моего
Истратив в медленной борьбе,
Не допросившись ничего
От жизни ближним и себе,
Стучусь я робко у дверей
Убогой юности моей:
- О юность бедная моя!
Прости меня, смирился я!
Не помяни мне дерзких грез,
С какими, бросив край родной,
Я издевался над тобой!
Не помяни мне глупых слез,
Какими плакал я не раз,
Твоим покоем тяготясь!
Но благодушно что-нибудь,
На чем бы сердцем отдохнуть
Я мог, пошли мне! Я устал,
В себя я веру потерял,
И только память детских дней
Не тяготит души моей…

Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши,
Рядами стаи белых птиц,
Как изваяния гробниц,
Сидели важно на песке;
Виднелись горы вдалеке,
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.

Я страха смолоду не знал,
Считал я братьями людей
И даже скоро перестал
Бояться леших и чертей.
Однажды няня говорит:
«Не бегай ночью - волк сидит
За нашей ригой, а в саду
Гуляют черти на пруду!»
И в ту же ночь пошел я в сад.
Не то, чтоб я чертям был рад,
А так - хотелось видеть их.
Иду. Ночная тишина
Какой-то зоркостью полна,
Как будто с умыслом притих
Весь божий мир - и наблюдал,
Что дерзкий мальчик затевал!
И как-то не шагалось мне
В всезрящей этой тишине.
Не воротиться ли домой?
А то как черти нападут
И потащат с собою в пруд,
И жить заставят под водой?
Однако я не шел назад.
Играет месяц над прудом,
И отражается на нем
Береговых деревьев ряд.
Я постоял на берегу,
Послушал - черти ни гу-гу!
Я пруд три раза обошел,
Но черт не выплыл, не пришел!
Смотрел я меж ветвей дерев
И меж широких лопухов,
Что поросли вдоль берегов,
В воде: не спрятался ли там?
Узнать бы можно по рогам.
Нет никого! Пошел я прочь,
Нарочно сдерживая шаг.
Сошла мне даром эта ночь,
Но если б друг какой иль враг
Засел в кусту и закричал
Иль даже, спугнутая мной,
Взвилась сова над головой -
Наверно б мертвый я упал!
Так, любопытствуя, давил
Я страхи ложные в себе
И в бесполезной той борьбе
Немало силы погубил.
Зато, добытая с тех пор,
Привычка не искать опор
Меня вела своим путем,
Пока рожденного рабом
Самолюбивая судьба
Не обратила вновь в раба!

О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь,
Все тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов.
Все то же, то же… только нет
Убитых сил, прожитых лет…

Уж скоро полдень. Жар такой,
Что на песке горят следы,
Рыбалки дремлют над водой,
Усевшись в плотные ряды;
Куют кузнечики, с лугов
Несется крик перепелов.
Не нарушая тишины
Ленивой медленной волны,
Расшива движется рекой.
Приказчик, парень молодой,
Смеясь, за спутницей своей
Бежит по палубе; она
Мила, дородна и красна.
И слышу я, кричит он ей:
«Постой, проказница, ужо -
Вот догоню!..» Догнал, поймал,-
И поцелуй их прозвучал
Над Волгой вкусно и свежо.
Нас так никто не целовал!
Да в подрумяненных губах
У наших барынь городских
И звуков даже нет таких.

В каких-то розовых мечтах
Я позабылся. Сон и зной
Уже царили надо мной.
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик,-
И сердце дрогнуло во мне.

О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверок.
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою…
Тогда я думать был готов,
Что не уйду я никогда
С песчаных этих берегов.
И не ушел бы никуда -
Когда б, о Волга! над тобой
Не раздавался этот вой!

Давно-давно, в такой же час,
Его услышав в первый раз.
Я был испуган, оглушен.
Я знать хотел, что значит он,-
И долго берегом реки
Бежал. Устали бурлаки.
Котел с расшивы принесли,
Уселись, развели костер
И меж собою повели
Неторопливый разговор.
- Когда-то в Нижний попадем?-
Один сказал: - Когда б попасть
Хоть на Илью…- «Авось придем.
Другой, с болезненным лицом,
Ему ответил. - Эх, напасть!
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть -
Так лучше было бы еще…»
Он замолчал и навзничь лег.
Я этих слов понять не мог,
Но тот, который их сказал,
Угрюмый, тихий и больной,
С тех пор меня не покидал!
Он и теперь передо мной:
Лохмотья жалкой нищеты,
Изнеможенные черты
И, выражающий укор,
Спокойно-безнадежный взор…
Без шапки, бледный, чуть живой,
Лишь поздно вечером домой
Я воротился. Кто тут был -
У всех ответа я просил
На то, что видел, и во сне
О том, что рассказали мне,
Я бредил. Няню испугал:
«Сиди, родименькой, сиди!
Гулять сегодня не ходи!»
Но я на Волгу убежал.

Бог весть, что сделалось со мной?
Я не узнал реки родной:
С трудом ступает на песок
Моя нога: он так глубок;
Уж не манит на острова
Их ярко-свежая трава,
Прибрежных птиц знакомый крик
Зловещ, пронзителен и дик,
И говор тех же милых волн
Иною музыкою полн!

О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,-
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..

Что я в ту пору замышлял,
Созвав товарищей детей,
Какие клятвы я давал -
Пускай умрет в душе моей,
Чтоб кто-нибудь не осмеял!

Но если вы - наивный бред,
Обеты юношеских лет,
Зачем же вам забвенья нет?
И вами вызванный упрек
Так сокрушительно жесток?..

Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца.
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям.
И, как ему,- не довелось
Тебе наткнуться на вопрос:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
Как он, безгласно ты умрешь,
Как он, безвестно пропадешь.
Так заметается песком
Твой след на этих берегах,
Где ты шагаешь под ярмом
Не краше узника в цепях,
Твердя постылые слова,
От века те же «раз да два!»
С болезненным припевом «ой!»
И в такт мотая головой…

«Максим Горький - волжский Буревестник»

Руководитель: Рондарь Ирина Николаевна,

город Волгоград ГАПОУ «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»,

1 курс, группа СПС 1-15 «Слесарь по ремонту подвижного состава»

В образном восприятии сущности русской народности Волга играет исключительную и центральную роль, это корень и стержень всего русского народа, образный идеал. Она всегда одушевлена, ей приписываются человеческие качества, а идеальный русский человек должен соответствовать образу этой реки. В литературе и искусстве Волга встречается не слишком часто, но с её образом связаны поистине культовые произведения. В культуре XIX и начала XX века с Волгой связаны наиболее «народные» представители культуры: Н.А. Некрасов, Максим Горький, Ф. И. Шаляпин.

Волга - типично равнинная река. От истока до устья она спускается всего на 256 метров. Это очень малый уклон по сравнению с другими величайшими реками мира, что дает очень большие удобства для судоходства.

«… медленно движутся навстречу берега Волги, - левый, весь облитый солнцем, стелется вдоль до края небес, как пышный, зеленый ковер, а правый взмахнул к небу кручи свои, поросшие лесом, и замер в суровом покое. Между ними величаво простёрлась широкогрудая река; бесшумно, торжественно и неторопливо текут её воды …» М. Горький

Для средней Волги характерны три основных типа берегов. Справа, возвышаются незатопляемые ни при каких уровнях воды древнее берега, спускающиеся к реке крутыми скатами; иногда, на повороте, такой берег вдается в реку Волгу, образуя утес. Слева преобладают чрезвычайно пологие, постепенно возвышающиеся к низкой луговой пойме песчаные берега, Чередующиеся с "ярами - обрывистыми, почти отвесными откосами, глинистыми, песчанно - глинистыми; в некоторых местах они достигают значительной высоты. "Между ними величаво простерлась широкогрудая река; бесшумно, торжественно и неторопливо текут ее воды; горный берег отражается в них черной тенью, а с левой стороны ее украшают золотом и зеленым бархатом песчаные каймы отмелей, широкие луга". М. Горький

Над родной Волгой взмахнула крылом молодая слава Горького.

Отсюда она полетела, чтобы, с необычной скоростью миновав рубежи земель и вод, превратиться в славу мировую. Ее называли сказкой - эту чудо-славу. И она была сказкой, потому что молнии ее доносили удивительный зов писателя - сделать жизнь прекрасной.

С призывом своим еще вчера неведомый художник обращался к людям, не обладавшим ни богатствами, ни могуществом, к людям, лишенным какой-нибудь образованности, чаще - неграмотным, забитым нуждою, угнетенным работами без меры и просвета. Их звал он распрямиться, в них будил гордость человека...

Горький поднял свою жизнь из народных низин, которые пугали мещанина, и птицею взлетел над ними - вот что поражало именно этого мещанина...

Горький с молодости все ближе и глубже узнавал людей революции, среди них - и будущих марксистов. Ему доводилось учиться в кружках рабочей молодежи, для которой ключи, к партийному подполью не всегда были секретом. Юношей отправляясь пешком по Руси, чтобы узнать ее, Горький вышел на историческую дорогу нашей страны - на дорогу революционера.

«Я в жизнь пришел, чтобы не соглашаться» – прозвучит девиз юности. С чем? С жестокой неправильной жизнью, которая редко, очень редко может одарить человека минутами счастья и радости, как, например, плыть с хорошими людьми по Волге, любоваться азартной пляской бабушки, погружаться в чудесный мир книги. Позже будет несогласие с мотивами смерти, распада, уныния в русском декадансе, с эстетикой критического реализма, с его героем, неспособным к яркому поступку, подвигу. Горький убежден: «Чтобы человек стал лучше, ему нужно показать, каким он должен быть»; «настало время нужды в героическом» (из писем к А.П. Чехову).

"Человека создает его сопротивление окружающей среде", - писал Горький спустя много лет. Это сопротивление окружающему корыстному и жестокому миру, нежелание жить так, как живут вокруг, рано определили характер будущего писателя.

Миру корыстных, звериных отношений между людьми противостоял мир прекрасного - красавица Волга, воспетая в песнях, река бунтарей.

С детства вошла в жизнь Алеши музыка. В доме Кашириных пели старинные песни, мещанские романсы, дядя Алексея был хорошим гитаристом, а двоюродный брат пел в церковном хоре.

Дед начал учить внука грамоте по Псалтырю и Часослову*. Мать заставляла мальчика учить наизусть стихи, но скоро у Алеши появилось "непобедимое желание переиначить, исказить стихи, подобрать к ним другие слова". Так возникли стихи.

Попавший в двенадцать лет на борт корабля, за жалованье два рубля в месяц, он работал с шести утра до полуночи в чаду и шуме кухни. Но иногда он убегал на корму и любовался сжимающимся сердцем необъятной, умиротворяющей Волгой. Величию этой могучей реки суждено было наложить на Алексея отпечаток на всю жизнь. «Ночь, – напишет он, – ярко светит луна, убегая от парохода влево, в луга. Старенький рыжий пароход, с белой полосой на трубе, не торопясь и неровно, шлепает плицами по серебряной воде, навстречу ему тихонько плывут темные берега, положив на воду тени, над ними красно светятся окна изб, в селе поют девки – водят хоровод, – и припев „ай-люли“ звучит, как Аллилуйя… Меня почти до слез волнует красота ночи».

Но интересы пытливого и любознательного подростка не ограничивались мещанским, обывательским чтивом. Он полюбил и оценил книгу, которая учила и заставляла думать, - произведения Пушкина, Гоголя, Бальзака, Флобера, Золя.

"...Дама вынесла маленький томик в переплете синего сафьяна.

Это тебе понравится, только не пачкай!

Это были поэмы Пушкина. Я прочитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданное красивое место, - всегда стремишься обежать его сразу. Так бывает после того, когда долго ходишь по моховым кочкам болотистого леса и неожиданно развернется перед тобою сухая поляна, вся в цветах и солнце. Минуту смотришь на нее очарованный, а потом счастливо обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует".

Книги не заслоняли от Алексея жизни, но изменяли ее, делали ярче,

значительнее, интереснее. "Книга для меня - чудо", - писал Горький в 1926 году, и этот восторг перед книгой он пронес через всю жизнь - с плавания по

Волге со Смурым до последних дней жизни.

Максим Горький писал:"...медленно движутся навстречу берега Волги, - левый весь облитый солнцем, стелется вдоль края небес, как пышный зеленый ковер, а правый взмахнул к небу кручи свои, поросшие лесом, и замер в суровом покое..." Видимо, не случайно в старину волжские города располагались так, что на правом берегу стояли те из них, которые носили мужское имя,- Ярославль, Саратов, Симбирск, на левом-женские-Кострома, Казань, Самара, Астрахань.

Высокий идеал личности писателя, воплощенный в Каронине, стал в будущем идеалом и Горького. Каронин говорил о русской литературе, пробудил в Алексее интерес к босякам (им посвящен ряд первых рассказов Горького). Тяжело больной, полунищий, только что вернувшийся из ссылки, он не жаловался на свою судьбу, жил "весь поглощенный исканием "правды - справедливости".

Другим писателем, с которым познакомился Алексей в Нижнем, был В.Г.Короленко. Алексей отнес ему написанную ритмической прозой "Песнь старого дуба". В этой "огромной" поэме он изложил свои мысли о теории эволюции. "Песнь" - она до нас не дошла - Короленко не понравилась: он рекомендовал писать что-нибудь о пережитом. Сильно огорченный, Алексей долго не брал в руки пера. Но однажды, летней ночью, когда он любовался Волгой, рядом сел Короленко.

Что же - пишете вы?

Нет...

Жаль и напрасно... Я серьезно думаю - кажется, у вас есть

способности.

Многочисленные встречи, долгие беседы с сотнями людей, лавина разнообразных впечатлений оказались не под силу писателю, и почти месяц Горький живет на даче в Краскове под Москвой - в густом хвойном лесу.

Но и здесь по-прежнему напряженная писательская работа, горячие беседы. "Он был бодр и производил впечатление человека лет сорока, живущего во всю полноту физических и духовных сил. Вот только кашель - глухой, надрывный, как бы раздирающий ему грудь и потому особенно мучительный..." - вспоминает писатель И.Жига.

Природа для поэзии – это как бы ее второе «я», зеркало, в котором яснее узнается собственный облик. Кем бы ни выступала природа для поэзии: союзницей или соперницей, наставницей или ученицей, - именно по отношению к ней поэзия осознает всю ширь и насущность своего присутствия в мире как природы «второй», сотворенной, но столь же безусловной и вездесущей, как первая. Природы не только тема поэзии, но и наивысший ее идеал, та большая поэзия, которая уже не вмещается в индивиуальный стиль, выходит за рамки авторства, стирает подписи, имена и становится плотью мира. Осознать свое родство с такой поэзией – для всякого автора величайшее счастье и честь.

Тогда, на перевале двух столетий, мир резко разломился для писателя на друзей и врагов. Реакция утвердилась во мнении о "вредности" горьковских произведений для существовавшего порядка.

Царские власти выискивали в деятельности Горького наказуемость всякого шага. Немыслимо, конечно, взвесить, сколько душевных сил похищено было у писателя заточениями в полицейских участках, тюрьмах, крепости, под надзором тайным или явным, в арестных домах или под домашним арестом. То, что на протяжении всей цепи преследования Горький не дал дрогнуть мужеству своего волшебного пера, свидетельствует о величии духа истинного поэта...

20 августа 1929 Горький снова отправляется в поездку по СССР. На пароходе" Карл Либкнехт" он плывет по знакомой ему с детских лет Волге, осматривает Астрахань, Сталинград, затем Ростов-на-Дону, совхоз "Гигант", кавказское побережье Черного моря, Тифлис. На клумбах раскрылись и пахнут белые цветы табака. За Москвой-рекой, на лугах не видно тумана. Алексей Максимович, опустив усы, не торопясь, идет к тому месту, где собраны кучки хворосту. Поджигает костер. Стоит, насупившись, глядит, как пляшет огонь, - искры уносятся вверх сквозь дрожащую листву, в ночь. В глазах его, серо-синих, - большое удовольствие.

Стоя между краснеющими стволами, он, может быть, вспоминает те, - иные костры, зажженные им сорок лет тому назад* на берегах Волги. Его костры озарили очертания наползающей революционной грозы. От огней его костров шарахнулось злобно, ночными напившимися призраками, - вековечное российское мещанство. Тревога его костров разбудила дремавшие силы бунта. Искры понеслись по всей необъятной России, перекинулись через рубежи, возмущая умы предвестием великих событий, неминуемых потрясений".

Его напряженное внимание к собеседнику, душевность, умелый совет и в то же время строгость и требовательность, принципиальность, никогда не превращавшиеся в унылую "проработку", неизменно располагали к себе, и каждый уходивший с Малой Никитской уносил с собой частицу горьковской мысли, частицу его таланта, его душевного тепла.

Тот, кто с ним говорил хоть недолго,

выходил, полный сил, на порог.

Человек этот был, словно Волга,

вдохновенно могуч и широк! -

пишет поэт Павел Железнов, один из тех, кому Горький дал путевку в жизнь.

11 августа писатель едет в Горький, откуда с друзьями и семьей

(невесткой и внучками) совершает путешествие по Волге (по Волге он плавал и летом 1934 года).

Писатель хотел последний раз полюбоваться Волгой, и окружающие чувствовали, что он прощается с рекой детства и молодости. Поездка была тяжелой для Горького: мучали жара и духота, постоянная тряска от слишком мощных машин только что построенного парохода "Максим Горький" ("Можно бы и без этого", - проворчал писатель, увидев на пароходе свое имя).

Горький беседовал с партийными и советскими руководителями городов, мимо которых проплывал пароход, рассказывал о своей молодости, о волжской жизни тех лет, слушал последние шаляпинские пластинки, недавно привезенные

Екатериной Павловной из Парижа от великого певца.

"Всюду по берегам рек, в городах идет неутомимая работа строительства нового мира, возбуждая радость и гордость", - подытоживал Горький свои впечатления от поездки в письме Р.Роллану.

Особый вклад в развитие русского народознания внес сам А.Н. Островский 1 . Драматург отправляется в верховья Волги с целью сбора обстоятельного и обширного материала о жизни, занятиях, экономическом положении промысловой деятельности населения в соответствии с программой Морского министерства. Ему предстояло ознакомиться с этнографическими особенностями быта прибрежных обитателей Волги, подметить характерологические детали и черты их жизни, выявить этнографический тип русского человека (физический вид, состояние), обусловленные местными и жизненными социальными обстоятельствами, резко отличающими их от прочих обитателей, занимающихся рыболовством и судоходством. Островским изучались конкретные этнографические факты, предстояло дать описание жилищ, промыслов, судов и разных судоходных орудий и средств, с обозначением их названий и даже изображением на рисунках; предстояло изучить нравы, обычаи, привычки, особенности речи, поговорки, характер его мировоззрения. Глубокое всестороннее изучение народа и его быта отвечало стремлениям самого драматурга сблизиться с ним.

За время экспедиции (с апреля по август 1856 года и с начала мая по август 1857 года) Островским были также собраны значительные материалы, а к декабрю 1857 года написано несколько статей для журнала "Морской сборник", одна из которых - "Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода" - была опубликована.

"Путешествие" - это своеобразный путевой этнографический очерк со всеми его особенностями. Очерк носит фактографический, статистический характер. Он изобилует этнографическими приметами местности, особенностями материальной жизни народа, историческими данными, цифрами, описанием культурно-архитектурных памятников, включениями фразеологически разнообразных элементов народной речи, крестьянской пословично- поговорочной этимологии, передачей распространенных в народе анекдотов, описанием обычаев, поверий и т.д.

Художественное своеобразие придает ему и описание местного этнографического пейзажа, обращение к картинам природы и собственные размышления писателя.

Путевые заметки открываются записями о пребывании в Твери от апреля 1856 года. "В Тверь я приехал еще до открытия навигации. Это было на святой неделе, погода стояла прелестная. Толпы народа в праздничных нарядах гуляли по набережной; Волга была в полном разливе…" 2 . Островский отмечает бедность промышленного класса и ничтожность заработанной платы и выручки, приводит конкретные факты, как принято в этнографических очерках, характеризует главный промысел "бедных тверских мещан" - перевозки через Волгу, пишет о мизерном их доходе ("между 15 и 20 коп. серебром в день на человека"), об исключительно сезонной их работе. Рассказывает писатель о занятиях кузнечным мастерством в зимнее время: ковкою гвоздей, сооружением барочных принадлежностей и других мелких изделий. Работа изнурительная и малоприбыльная, отмечает Островский; работники спят не более трех часов в сутки и вырабатывают не более полтинника в неделю. Их бедность подчеркивается и употребляемой пищей: самое лакомое кушанье, о котором они мечтают, это жареный лук в конопляном масле. Мясо не видят почти круглый год. Описывает Островский и женский промысел, почти единственный в Твери, - вязание простых чулок в одну иглу из самой грубой шерсти. Заработанная плата за них также ничтожна. Бедные люди, замечает драматург, занимаются утомительным и безвыгодным трудом: перевозкой, кузнечным мастерством, вязанием шерстяных чулок. В Тверском крае много готовых рук и мало работы.

В поле зрения Островского попадает и судоходство по Волге с ее притоками. Пишет он о составлении караванов, о типических судах и обслуживающих их рабочих - лоцманах, коренниках, коноводах, в основном это крестьянство из деревень, а иногда из одной семьи. Крестьяне работают семейным промыслом (отец - коновод, сын - лоцман). Писатель приводит фактические оценки их труда. Не проходит этнограф и мимо остроумных анекдотов, которые ходят по Волге, сопровождающих работу лоцмана. Лоцман по "должности старшего" имеет право ругать подчиненных, но как же обругать ближнего родственника (отца), а не обругать иногда никак нельзя? Лоцман поступает следующим оригинальным образом: он сначала кричит на коновода: "Эй ты, шуба!" Да и потом уж шубу и ругает. И не обидно, и должное не упущено. Островский замечает, что лоцман честнее и нравственнее всех прочих судорабочих 3 .

Оставил Островский и описание села Городня. Его наблюдения фиксируют историко-этнографические отношения с современностью. "На правом, высоком и крутом берегу Волги в 30 верстах ниже Твери по московской дороге лежит село Городня. Прежде, до литовского разорения, это был город и назывался Вертязин. В нем было три церкви: одна каменная, бывшая соборною, построенная в 13 веке во имя Рождества пресвятой Богородицы, существует и доселе… - Церковь у нас так стара, - говорили мне в Городне крестьяне, - что уж ушла в землю. - Но она не ушла в землю, а внизу, под сводами, был устроен храм, на стенах которого еще и теперь видны старинные фрески. В этом храме особенно замечательны - царские врата, вероятно современной постройки. Две другие церкви: во имя воскресения Христова и святых мучеников Бориса и Глеба, были деревянные, и о давнем существовании их свидетельствуют только надгробные камни без всяких надписей" 4 .

Художественные элементы в фактографическом, этнографическом очерке вносят лирические мотивы, связанные чаще всего с описанием природы, пейзажем. "Долго любовался я живописным видом с обрывистого берега от церкви… Справа и слева между кустарниками кое-где блестели изгибы и плесы Волги; по крутым берегам далеко виднелись белые каменные церкви сел. Между селами вам непременно укажут Едимоново, замечательное как своею древностию, так и тем, что в нем родилась мать великого князя Михаила Ярославича" 5 . Древность Едимонова действительно подтверждается памятниками древнерусской литературы, являясь местом действия повести о Тверском Отроче монастыре.

Путешествуя по Волге, писатель отмечает упадок в экономической и социальной жизни населения Городни и сравнивает настоящее с прежним ее состоянием. Железная дорога лишила село всех выгод. Прежде здесь гремели дилижансы, подлетали к почтовой гостинице лихие тройки; добрые господа и купцы щедрой рукой давали на водку. Крестьяне по своим занятиям разделялись на три рода: содержателей постоялых дворов, ямщиков и рыболовов. И все имели выгоды даже с излишком. Островский вступает в беседу с ямщиком: "- Да, было времечко, да прошло. Пожили в свое удовольствие. Теперь вся наша привилегия отошла. Больно нас чугунка приобидела! - сказал со вздохом мой ямщик. - Что ж, принимайтесь за землю, - отвечал я ему. - От косы да от сохи не будешь богат, а будешь горбат. - Да и прежде, чай, богаты не были, а только гуляли вдоволь? - Это точно. Это уж что толковать! Гульба большая была" 6 .

Из бесед с крестьянами на постоялых дворах, на берегу Волги, с ямщиками вырисовывается экономическое положение крестьян в настоящий момент и их быт в прошлом, доводится до читателя их мироощущение, восприятие жизни в поговорках и пословицах. Автор приводит сведения об обычаях крестьян села Городня, почерпнутые, приобретенные, как он пишет, от почтенного священника отца Василия. "Из обычаев, - отмечает Островский, - замечательно уважение тамошних и окрестных жителей к Ильину дню. Начиная от Троицы до Ильина дня не работают по пятницам, и пятницы называются ильинскими. Далее по берегам Волги всю неделю перед Ильиным днем постятся и называют ильинским постом" 7 . Упоминает Островский и о предании, укоренившемся в народном сознании, о влиянии божественной силы иконы и верований на жизнь крестьян. В пожары смежные с загоревшимся строением дома обходят с образами.

Характеризуя богатое село Медное, Островский подмечает, что в особой слободе живут лоцманы и коноводы. Описывается им и Никольская ярмарка: с праздничным товаром, пряниками, платками и ситцами, медными серьгами, оловянными кольцами и разноцветными тесемками. Современный и исторический планы сливаются в очерке. Упоминая о прошлом старого Торжка, Островский обращается к первой Новгородской летописи 8 .

Островский видит этнографические отличия в костюмах и обычаях жителей Торжка, а также особую манеру поведения. Так, девушки пользуются совершенной свободой. Образ жизни замужних женщин противоположен образу жизни девушек; женщины не пользуются никакой свободой и постоянно сидят дома. "Наряд девушек - шубка или сарафан, кисейные рукава и душегрея, у которой одна пола вышита золотом, начинает выводиться; место его заступает пальто, а вместо повязки с рясками (поднизи из жемчуга) покрывают голову шелковым платочком. Пальто… длинны и узки с перехватом на талии; они шьются из шелковой материи ярких цветов и большей частью бывают голубые и розовые" 9 .

Завершается очерк описанием многострадального переезда писателя на подводе, запряженной плохими обывательскими лошадями, из Торжка в Осташков. "Невесело влезал я в полуразвалившуюся телегу; дождик более и более расходился, ямщик мой говорит на каком-то едва понятном наречии, а впереди 130 верст незнакомой, почти необитаемой проселочной дороги, это хоть кого заставит призадуматься…" Описывая свое положение, драматург припоминает русскую народную сказку об Иване: "Едет он день до вечера, перекусить ему нечего, - говорится в русской сказке про Ивана-царевича; то же случилось и со мной" 10 .

Путешествие по Волге, приблизившее драматурга к народной жизни и культуре, постижению быта волжан, крестьянского типа, явилось благотворным источником его творческой деятельности, "самой лучшей школой изучения своего народа и воспроизведения ее в художественных формах". Экспедиция предопределила тесные связи писателя с окружающим миром, глубину его проникновения в народную жизнь. Впечатления, отложившиеся в его художественном сознании, воплотились в последующем творчестве. Из фольклорных истоков вырастало народно-поэтическое сознание драматурга, его нравственные гуманистические идеалы, которые он искал в эстетике народной поэзии и на которые он опирался.