Значение слова снобизм в толковом словаре ефремовой. Снобизм - что это за понятие

Снобизм как качество личности – склонность слепо подражать вкусам и манерам высшего общества, искать малейшей возможности туда попасть, пренебрегать всем, что выходит за пределы его правил, считать себя носителем высшей интеллектуальности, претендовать на изысканно-утончённый вкус, на исключительный круг занятий, интересов.

К художнику приходит сноб: - Я, собственно, по просьбе моей жены. Она хотела бы для гостиной заказать картину. Что-нибудь такое религиозное она хочет, благочестивое. - Пожалуйста, пожалуйста. Какой сюжет? - Да я даже не знаю. Из Библии что-нибудь. - Можно и из Библии. Что желаете? Страшный Суд, сотворение мира, Адам и Ева… - Вот давайте Адама и Еву. - Вам как их изобразить, до первородного греха или после него? Не знаю, как жене, но мне лично хотелось бы - во время него

По одной версии слово «сноб» — выходец из привилегированных английских школ, где с детьми аристократов обучались дети богачей. В ногах кровати такого ребенка висела табличка «s.nob» (от лат. sine nobilitate - неблагородного происхождения). Популярная версия происхождения этого слова - сленговое название студентов Итонского университета в начале XIX века, где «нобы» (ученики благородного происхождения, вероятно от слова англ. noble - дворянин) противопоставлялись «снобам» (неблагородным).

Время вносит коррективы в суть того или иного понятия, не сделав исключения для трактовки слова «снобизм». В психологическом портрете нынешнего снобизма следует выделить жирным шрифтом: хочет казаться значительнее, чем он есть на самом деле. Принцип разумного прогрессирующего человека «Быть, а не казаться», перевернут снобом с ног на голову, для него важнее «Казаться, а не быть», не имея к этому никаких оснований. Для сноба важнее изображать, чем жить и чувствовать. В этом контексте снобизм отвратен, ибо презентует людям иллюзию и мираж разума, истинной значимости и добродетели. Фавориты снобизма только хотят казаться уверенными, успешными, счастливыми, порядочными и разумными. В отличие от честолюбия, снобизм нуждается не в восхищении, а в преклонении перед своей самобытностью, неординарностью и исключительностью. Но для этого нужно иметь веские основания, к примеру, соответствующие черты характера. Но кроме дешевых понтов и соревнования в крутизне они ничего предложить не могут. «Я купил крутую машину, значит, все поймут, какой я предприимчивый и умный, учиться мне больше ни к чему», — такие мысли проносятся в голове сноба. Чтобы подчеркнуть свою важность сноб часто покупает фальшивые товары с фирменной этикеткой. Например, купит за 150 рублей фальшивые часы, выглядящие как «Ролекс». В самом акте покупки и последующем показе вещей с этикетками наружу и проявляется снобизм.

Снобизм манерен, церемонен и надменен. Демонстрация собственной значимости и достоинства обрастает кучей условностей. Диапазон снобизма необычайно широк – от шокирующих до крайне изысканных манер.

Второй компонент психологического портрета сноба – он принижает, обесценивает и откровенно презирает определенных людей, в то же время, преклоняясь перед той прослойкой, к которой он реально не принадлежит . Иными словами, снобизм – это демонстративное или завуалированное осознание собственного превосходства над другими людьми, и, как следствие, пренебрежительное или презрительное отношение к ним. Человек – нарцисс убежден, что он лучше окружающих, поскольку либо умнее, либо успешнее, либо сильнее их. Он патриций, а эти, копошащиеся внизу, плебеи и быдло.

У снобизма всегда в запасе группа людей, которых он ни во что не ставит. За их счет он самоутверждается, на них он тренируется в юморе и острословии. Для них у сноба припрятано снисходительно-презрительное выражение лица. Когда застенчивость встречается со снобизмом, она ощущает под волной презрения свою никчемность и неполноценность. Без удовольствия презрения снобизм не живуч. В инструментарии снобизма пальма первенства принадлежит манипуляциям и безапелляционности суждений. Беседа строится по его правилам, поэтому неопытный визави оказывается в несуразном, глупом положении, попытки выйти из создавшегося неловкого положения только усугубляют ситуацию.

Излюбленный прием снобизма при самоутверждении – осмеяние. Смешное не опасно. Поэтому сноб принижает окружающих насмешками. Снобистский смех делает высокое — низким, ценное — обесцененным, святое — порочным. Он всегда злой, агрессивный и пренебрежительный, направлен на показ несостоятельности объекта осмеяния.

Снобизм проявляется в различных формах: интеллектуальный снобизм, снобизм по происхождению, профессиональный снобизм, снобизм, как следование вкусам масс, социальный, бытовой снобизм и др. К разряду интеллектуального снобизма относятся люди, для которых важно преимущество знака, подписи, этикетки над сутью самой вещи, значима не эстетическая ценность картины, книги или какой-либо другой вещи, а то, что на ней написано. Форма преобладает над содержанием. Иными словами, снобизм ценит объекты внешнего мира не за их качества, а только за то, что они нравятся «богемному обществу», к которому он мечтает быть причастным.

Английский писатель Артур Кестлер пишет: «Суть снобизма заключается в том, что при оценке того или иного явления происходит невольная подмена ценностей — какая-нибудь подпись, заключение эксперта или штемпель, удостоверяющий датировку вещи, для нас может оказаться важней ее самой и присущей ей красоты». Кестлер утверждает, что сноб способен повесить великолепную копию картины в подвал, а, узнав, что это подлинник, мгновенно перевесить ее в гостиную на самое видное место… Сноб, если это будет престижно, начнет читать «Капитал» К. Маркса или «Науку логики» Гегеля.

Снобизм – обратная сторона собственной ущербности, заурядности и бездарности. С ученым видом знатока сноб готов судить о достоинствах произведений искусства, хотя его знания ограничиваются лишь поспешным просмотром каталогов. Снобизм лишен подлинного собственного вкуса, и по этой причине вынужден приспосабливаться, то есть принимать, а затем выдавать за свою, точку зрения стороннего авторитета. Заимствованный вкус и привлеченные мнения – отличительная особенность снобизма. Как флюгер, сноб держит «нос по ветру», стараясь во время подстроиться под запросы текущего момента. Снобизм можно уподобить юле, которая крутится и все время критикует; если только позволишь себе какое-то иметь мнение и к чему-то принадлежать, то юла упадет. Отсюда проистекает его сопряженность с ханжеством и лицемерием. От лицемерия снобизм отличается, прежде всего, тем, что до конца не отдает себе отчета, что он мнимый кажущийся интеллектуал, знаток или профессионал какой-либо сферы жизни. В обратном мнении его убеждают собственные манеры и вкусы.

Вместе с тем, из желания «казаться» снобизм превращается в мощного мецената искусств. Как заметил Олдос Хаксли: «Лицемерие — дар Божий; если бы не интеллектуальные снобы и не их деньги, искусство сдохло бы с голоду вместе со своими служителями». Так что и от снобизма есть хоть какая-то польза.

— Пап, а почему вот эта клякса на холсте стоит 10 миллионов долларов? — Сынок, клякса стоит пару центов, остальное идёт на зарплату полчищам искусствоведов и экспертов, которые объяснят нам всем, какой глубинный смысл, творческий прорыв и гениальное наитие в этой кляксе и почему она должна столько стоить.

Снобизм всегда сопряжен с ощущением уязвлённости человека, которого отвергает или не принимает высшее, по его мнению, общество. Она объясняется низкой самооценкой человека. Вообще, снобизм – это следствие неуверенности в себе, погашенное огромной амбициозностью и тщеславием. Стараясь нивелировать свой комплекс неполноценности, он старается казаться лучше, чем есть на самом деле. Было бы здорово, если бы он начал развиваться и самосовершенствоваться. Но, к сожалению, все заканчивается миражом и кажущейся иллюзией. Снобизм ограничивается уровнем подражания. Он палец о палец не ударит, чтобы усвоить передовые взгляды своего времени, расширить свое мировоззрение. Поверхностный снобизм, следуя своему принципу «Казаться, а не быть», удовлетворяется простой имитацией. Глупо ожидать от изначально неуверенного в себе человека, подстегиваемого собственным тщеславием, высокой морали и нравственности в поступках. Он стремится к какому-то чуждому ему обществу, зачастую не имея на это оснований. Свою не причастность к высшему слою общества снобизм компенсирует презрением к выбранной им группы недостойных.

В заключении анекдот о снобах: Один сноб приятелю: «Я только что из Ватикана. Меня принял папа и говорил со мной почти час. – «Знаю, — ответил приятель. — Он мне звонил».

Петр Ковалев 2013 год

Сегодня не так часто можно услышать, что кого-то называют снобом. Скорее, этот термин употребляется в литературе. Снобизм — что это значит? Наверняка каждый из нас встречал человека, который как бы кичится своим «не таким, как у всех» положением. Он с надменностью относится к людям, которые говорят не так, как он, читают другие книги, слушают другую музыку и т. д. Подобного человека мы называем снобом и чувствуем в его поведении какую-то фальшь, как будто он надел маску интеллигента и аристократа. Какие основные характеристики присущи такому лицу?

Характеристики сноба

Снобизм — что это за «зверь»? Главная категория, которой оперирует сноб, — это высшее общество. Такой человек просто грезит мыслью о причастности к нему и делает все, чтобы приблизиться к подобным людям. Сноб подражает манерам, привычкам, вкусам, которые, по его мнению, присущи элите. Хотя такой человек сам не принадлежит к представителям высшего общества, к «простым смертным» он относится беспощадно.

Значение слова «снобизм» имеет в основном отрицательную окраску в связи с надменным отношением человека к не таким, как он. Низшее сословие, по мнению сноба, не дотягивается интеллектуально до его уровня. Здесь необходимо вспомнить, кого изначально так называли. Первое значение дословно — «подмастерье сапожника», затем оно расширилось до «простолюдина». Далее понятие «сноб» стало ассоциироваться с простолюдином, который своим поведением подражает аристократам. Таким образом, сам термин характеризует сноба как человека, который желает приблизиться к высшему сообществу, который ненавидит свое происхождение и всячески презирает любые его проявления.

Психологические аспекты снобизма

Чем так примечателен снобизм? Что это за явление в современном мире? Хотя данное понятие и не употребляется широко в обычной речи, сами снобы встречаются довольно часто. Они претендуют на некую исключительность всего, что они делают. Но ведь есть люди с такими же интересами и увлечениями, как у сноба, но в отличие от последнего они не кичатся своими пристрастиями. Дело в том, что снобизм — это показное явление. Такой человек стремится всеми силами показать свою исключительность. Он отрицает самого себя и пытается подражать некоему идеалу. Глубокая неудовлетворенность своим положением и даже комплекс неполноценности становятся причинами снобизма.

Снобизм — что это с точки зрения пользы и вреда?

На первый взгляд, данное явление имеет только отрицательные стороны. Сноб источает презрение к непохожим на него людям, при этом сам не является чем-то примечательным. Однако о пользе и вреде снобизма в обществе нельзя судить односторонне. Во-первых, явление характеризует социум как классово разделенный. Это означает, что существует пропасть между так называемым высшим и низшим обществом. Ведь снобизм — не что иное, как изощренная форма зависти. Во-вторых, снобы (какие бы мотивы ни лежали в основе их поведения) стремятся к проявлению интеллигентности и аристократичности. А это поддерживает в какой-то мере культурный уровень общества.

Сноб (англ. snob ) - человек, восхищающийся высшим обществом и тщательно подражающий его манерам и вкусам, ищущий возможность попасть в такое общество. Так же называют человека, претендующего на высокую интеллектуальность, изысканный вкус или авторитетность в какой-то области, и при этом надменно относящегося к тем, кто, по его мнению, лишён этих достоинств. Слово вошло во многие языки мира. От него произошло понятие сноби́зм , означающее характерные для сноба образ мыслей и манеру поведения.

Оглавление [Показать]

Происхождение

Точное происхождение слова неизвестно, существует несколько версий. Впервые слово обнаруживается в 1775-1785 годах как обозначение сапожника или подмастерья сапожника. По одной из версий, это слово позднее стало обозначать простолюдина в широком смысле, а ещё позже простолюдина, подражающего манерам аристократа. По другой версии предполагается, что слово более старое и происходит от латинского сокращения «s. nob.» (от лат. sine nobilitate - неблагородного происхождения). Народная этимология выдвигает ещё несколько версий происхождения этого слова. Одна из них состоит в том, что «сноб» - сленговое название студентов Итонского университета в начале XIX века, где «нобы» (ученики благородного происхождения, вероятно от слова англ. noble - дворянин) противопоставлялись «снобам» (неблагородным).

Снобы в литературе

  • «». Уильям Теккерей.
  • «Остриё бритвы». Сомерсет Моэм. Одну из сюжетных линий этого произведения автор закрутил вокруг персонажа Эллиота Темплтона, который «жил как сноб и умер как сноб».

«Они подозревали в нём сноба. И не без оснований. Конечно, он был сноб и даже не стыдился этого. Он готов был претерпеть любой, снести любую насмешку, проглотить любую грубость, лишь бы получить приглашение на раут, куда жаждал попасть, или быть представленным какой-нибудь сварливой старой аристократке. Он был неутомим». Сомерсет Моэм . «Остриё бритвы».

  • «». Артур Кестлер.
  • «Миссис Дэллоуэй». Вирджиния Вулф.

См. также

  • Нувориш
  • Парвеню
  • Ханжество
  • Высокомерие
  • Мещанство
  • Лицемерие

Примечания

Слово «снобизм» встречается в современной речи нечасто, но явление, которое оно обозначает, можно встретить в любом обществе. Сноб считает себя выше окружающих по причине своей принадлежности к особому клану, коллективу. Он считает, что достоин уважения, хотя на самом деле гордость, кичливость и зазнайство сноба отталкивают от него людей и вызывают раздражение.

Снобизм — что это?

Размышляя над тем, снобизм — что это такое, следует обратиться к этимологии этого слова. Относительно происхождения слова «снобизм» существуют разные версии, но все они сводятся к тому, что какой-то человек ставил себя выше других. В лексике данное слово закрепилось в 18-19 веках, когда говорили, что снобизм – это желание принадлежать к высшему обществу. Причем сноб зачастую был из более простых слоев населения, но всячески старался прослыть человеком из высших кругов. Снобизм можно обозначить как ранжирование окружающих людей. В зависимости от присвоенного человеку ранга сноб выбирает манеру общения с ним. Его общение избирательно: пренебрежительная манера с теми, кто ниже рангом, и заискивающая с теми, в чей круг он хочет входить. Такая манера поведения может сочетаться с нетактичностью и неадекватностью по отношению к окружающим людям. Снобизм может развиваться в одной из сфер или объединять в себе комплекс:

  • эстетический снобизм;
  • интеллектуальный снобизм;
  • снобизм обеспеченных людей;
  • профессиональный снобизм.

Эстетический снобизм — что это?

В силу своей профессии людям искусства свойственен эстетический снобизм. Они считают себя более интеллигентными, интеллектуальными и воспитанными, нежели представители других профессий. Как результат, существует особая прослойка общества, чей снобизм ярко выражен и сочетается со звездной болезнью. Эффект снобизма является причиной рождения фальши, зазнайства и уверенности в своем превосходстве.

Причины снобизма

К появлению снобизма приводят разные причины:

  • семья, в которой все было пропитано снобизмом;
  • провинциальный снобизм может вырасти из желания вырваться из «деревенского» окружения;
  • коллективное влияние на работе;
  • эгоизм, за которым человек не видит чувства и желания других людей;
  • узость и ригидность мышления, в результате которого сноб считает правильным и важным лишь определенное поведение и черты характера;
  • заниженная самооценка, которую человек пытается компенсировать искусственным повышением своего статуса и унижением окружающих.

Снобизм — признаки

Сноб – это человек, который считает себя исключительным и достойным большего уважения, чем окружающие, поэтому основными признаками сноба являются:

  • различное отношение к людям разных категорий;
  • наигранная изысканность;
  • уверенность в том, что только его точка зрения самая правильная;
  • пренебрежение к людям, не соответствующим представлениям и интеллектуальному уровню сноба;
  • причисление себя к особому клану, интеллектуальной элите, сливкам общества;
  • нечувствительность к чужим проблемам и переживаниям;
  • завышенная самооценка.

Снобизм — хорошо или плохо?

Снобизм – понятие неоднозначное, однако социологи все-таки склоняются к тому, чтобы отнести снобизм к негативному явлению в обществе. Согласно психологии, снобы — это люди с преобладающим зрительным вектором. Они любят окружать себя красивыми вещами и приятными людьми. Они тонко чувствуют красоту природы, любят посещать музеи, читать художественные книги, ходить в театры. Им не нравится некультурное поведение, грубость, неформальные течения, низкосортное искусство. Эта положительная сторона снобизма, но она приводит к негативным последствиям. Снобы выделяют себя в особый, приоритетный класс в обществе. Считая себя элитой, всех, не соответствующих их представлениям, они могут ставить ни во что. Другие люди для них – это люди второсортные, никчемные и недостойные внимания. Помимо этого, снобы являются противниками всего нового, нестандартного, нетрадиционного. Они утверждают, что только классическая культура и общепринятые традиции достойны внимания воспитанного человека. Хотя сами они далеко не всегда имеют настоящие познания в области культуры.

Снобизм и ханжество

Сноб и ханжа – это два разных понятия. Их путают между собой по той причине, что и первый, и второй считают себя выше других и смотрят на окружающих с пренебрежением. В остальном же эти понятия расходятся. Сноб искренне верит, что он лучше других, нравственно чище и культурнее. Он стремится общаться лишь с себе подобными и старается соответствовать их стандартам. В отличие от сноба ханжа не имеет для себя определенных норм. Его требования касаются других людей, которых он хочет научить жизни, делает им замечания. Ханжа – это двуликий человек, имеющий двойные стандарты. Он не видит своих ошибок, но всегда замечает оплошности и грехи других. Он учит окружающих людей жизни, пытаясь этим показать себе и окружающим свою безгрешность, знания или высокие вкусы.

В моем понимании сноб - человек прежде всего действительно успешный в чем-то. В остальном я согласна с Виктором, что это еще и высокомерный, чванливый, страдающий гордыней тип. Вот этот нюанс меня интересует: можно называть снобом того, кто на самом деле в чем-то профессионал, но на всех смотрит свысока? Или же это мнимый спец, который думает, что профессионал, а по правде говоря грош ему цена?

Дополнение-ответ @behemothus
А разве 1-е и 2-е значения не отличаются друг от друга? 1-е: "О человеке, стремившемся строго следовать вкусам, манерам и т.п. высшего общества", то есть изначально неблагородного происхождения. "Популярная версия происхождения этого слова - сленговое название студентов Итонского университета в начале XIX века, где «нобы» (ученики благородного происхождения, вероятно от слова англ. noble - дворянин) противопоставлялись «снобам» (неблагородным). Но иногда утверждают, что слово происходит от сокращения «s. nob.» (от лат. sine nobilitate - неблагородного происхождения)." (Википедия) Снобы раньше (до 17-го года) обязательно противопоставлялись истинным аристократам.
Разве сегодня мы не можем назвать снобом какого-нибудь потомственного аристократа или топ-менеджера крупной компании, если он считает себя лучше остальных и все это замечают, хоть даже он и не кичится этим? Раньше аристократов так не называли вовсе. По-моему, 1-е определение сноба можно считать устаревшим. Но это не значит, что снобы исчезли. Просто 2-е определение гораздо шире, и его можно считать современным. Мне очень сложно представить себе сноба эпохи СССР, ведь социальная иерархия отсутствовала просто-напросто (были богатые, но они никак не выставляли себя напоказ; и примерно все одинаково бедные). Сейчас же это понятие снова приобретает актуальность, так как есть богатые, есть средний класс, бедные и нищета. Еще олигархи. Или же более или менее успешные в чем-то люди. Если человек грамотный не желает общаться с менее грамотным, разве нельзя его назвать снобом? По-моему, это прозвучит не очень обидно, так как никто не отрицает факта грамотности этого человека. А если при этом подразумевать значение №1 (что человек на самом деле не такой грамотный, как он сам думает), это уже будет по-настоящему обидно. Не должны и не могут эти два значения (еще лучше их уточнить) быть актуальными сегодня, т. к. это порождает двусмысленность в общении. Понятие может быть вечным, но неактуальным на какой-то период, несовременным, каким и является сейчас, на мой взгляд, определение сноба №1.
Понравилась цитата на эту тему. Все-таки раньше снобизм был явно негативным явлением. Сегодня "сноб" звучит хоть и неодобрительно, но не всегда однозначно. Иногда даже с оттенком иронии или зависти. Или просто один хочет подчеркнуть какую-нибудь плохую черту характера другого, но не всегда понятно, какую именно.

Снобизм – это понятие, представляющее собой характерные для сноба мысли и действия. Снобизм это простыми словами излишнее высокомерие и гордость за свое исключительное положение (фактическое, идеальное или претендуемое), подразумевающее восхищение тем укладом и манерами, которые являются отображением собственных стремлений человека. Данное понятие может отображать высокую интеллектуальность человека, его исключительно изысканный вкус, заслуженный авторитет и уважение в определенных кругах, однако с той поправкой, что обо всех данных достижениях он расскажет сам, а не дождется, пока это заметят окружающие.

Снобизм всегда выдает несоответствие человека определенному укладу или обществу. Так зажиточные купцы, превосходившие по своему достатку интеллигенцию, могли легко купить себе место среди этих людей. После чего в их поведении начинали все ярче проскакивать элементы снобизма в попытках подражать поведению и манерам светских и образованных людей, для чего не было ни предпосылок, ни достаточного образования, ни воспитания. Стремление компенсировать недостающие навыки гордым видом, излишней роскошью, большими тратами, развязным поведением и прочими элементами, не относящимися напрямую к проявлению уровня человека, являются элементами снобизма.

Значение слова снобизм корректировалось в зависимости от эпохи, но эмоциональная окраска данного личностного качества всегда оставалась негативной. Это всегда стремление угнаться за тем уровнем, которому человек объективно не соответствует, причем сделать это он пытается за счет внешней мишуры, а не работы над собственной личностью.

Кто такой сноб

Сноб является человеком, состоящим в одном из привилегированных социальных кругов. При этом в контексте построения современного общества, рамки различных уровней становятся все более размытыми, и попасть в какой-то из кругов избранных можно, не имея ни денег, ни образования, ни связей. То есть свою гордость сноб может испытывать, находясь в любой социальной прослойке, считающей себя элитой, при этом объективность для самоощущения себя выше остальных людей не важна.

Сноб проявляет себя в подчеркивании качеств и моделей поведения, признанных в выбранной группе. Это может достигаться чрезмерно демонстративным поведением, соответствующей одеждой и стилем разговора. Вся яркость этого противопоставления призвана подчеркнуть уникальность человека и элитность той группы, к которой относится, при этом значимость чужих мнений и достижений оценивается, как слишком мелочная или недостойная.

И снобизм не являются синонимами, тут ближе понятие презрения к остальным, не относящимся к классу избранных человеком. Он может позволять себе нелестные комментарии, указывать людям, что им делать и всячески негативно отзываться об их мировоззрении.

Снобы всегда говорят о своих достижениях и высоких чертах, что важно, действительно скромный человек не будет говорить о своей скромности, а духовный упрекать в отсутствии духовности других. В то время как снобу вполне допустимы подобные речи, и он даже не задумается, в чем заключается противоречие. Линия поведения всегда демонстративна, граничит с эпатажем, а если человек причисляет себя к элите шоу-бизнеса, то уровень эпатирования может достигать тех пределов, где это воспринимается уже как нечто смешное. Попытки изобразить утонченный вкус и изысканные манеры кажутся органичными только самому снобу, при этом для людей понимающих подобные игры выглядят столь же неправдоподобно, как алмазы, продающиеся на рынке.

Снобам характерно посещение выставок и концертов, различных культурных или лаунжевых мероприятий, чтобы подчеркнуть свою уникальность. Ценность составляет не столько важность происходящего, как искусства, сколько то, насколько закрытой будет выставка – и чем меньше именных приглашений, тем больше желание сноба туда попасть, независимо от своих предпочтений.

Все подражание вкусам выбранного общества слепое, и оставаясь наедине с собой или в компании других людей, не относящихся к выбранному социуму, сноб теряется, не знает какую линию поведения выбрать или что рассказать о себе окружающим. Исключительность занятий для него важна, только пока вокруг находятся другие, но он не станет заниматься подобным в свободное время ради удовольствия. Часто именно так возникают громкие скандалы с известными личностями, которые были случайно замечены в несоответствующем месте или за недостойным занятием относительно того образа, который ими тщательно создавался.

Важность ощущения своей жизни отходит на второй план, как и поиск своего истинного предназначения. Для сноба главным является создание благоприятного внешнего образа и тщательное его поддержание – счастье, уверенность, благополучие также являются не столько чувственными категориями, сколько моментами дополнения необходимого образа. Подражание отбирает в итоге индивидуальность и возможность творческого проявления себя, как личности.

Характерным на фоне гиперценности собственного образа и выбранной группы становится унижающее поведение и высказывания относительно других людей и концепций. Свое превосходство показать не всегда получается, только хорошо играя роль, тем более при недостатке объективных качеств, поэтому снобы часто пытаются возвыситься за счет унижения других, уменьшения их значимости и прекрасности. Так когда не получается написать проект лучше, чем кто-то другой, сноб скорее всего выберет тактику дискредитации человека по его интеллектуальному уровню, и не важно насколько эти заключения являются правдивыми.

Важным остается то, что в глубине души или вечером, снимая все маски, человек все же осознает свою никчемность или хотя бы несоответствие действительности. При благоприятных условиях и твердости внутренних основ есть возможность признаться себе в этом на длительное время, подключить окружающих и действительно заняться саморазвитием. В большинстве случаев это только минутная слабость, после которой количество язвительных насмешек над окружающими возрастает.

Примеры снобизма

Примерами снобизма являются все показательные действия и приобретения, смысл которых подчеркнуть . Это может быть действительно дорогой дом, самолет, автомобиль, необходимые человеку для того, чтобы другие понимали его заслуги на профессиональном пути, догадались о его интеллекте и возможностях. Но это не означает, что все крупные покупки будут говорить о данном качестве, куда чаще встречаются случаи покупки подделок и фальшивых товаров, для того чтобы создавать видимость соответствия кругу, где находится человек.

Вспоминая, что сноб больше гонится за кажущимся благополучием, чем за фактическим, мы можем заметить, что мужчине непереносимо находиться среди тех, кто носит золотые часы, и он купит себе поддельные. Девушка, попадая в круг гламурных подруг, не может уже позволить себе ходить в качественной, но не брендовой одежде, отсюда появляется масса китайских подделок.

Это касается материального уровня, но также существуют проявления и на уровне , когда человек выбрал себе класс ученых или людей искусства. Закрывать собственные пробелы он будет, также ориентируясь на имена и этикетки, то есть слова известного профессора будут для него важнее, чем личное мнение. Автор картины повлияет значительно больше на решение покупки, чем собственное отношение к сочетанию формы и цвета.

Примеры профессионального снобизма ярки, когда в сложившийся коллектив приходит молодой сотрудник и кто-то начинает его поучать. Отличительной чертой будет то, что наставник не будет помогать, а каждый раз будет использовать возможности для указания на некомпетентность нового сотрудника и возвысить свои умения на его фоне.

Существует снобизм, основанный на своем месте рождения и проживания – можно вспомнить, описанное даже в анекдотах отношение столичных к приезжим и взаимодействие некоторых городов. Это причисление себя к какому-то классу, не дающее формальных преимуществ не одно десятилетие вызывает именно большое количество снобов. Сейчас, чем больше люди стали перемещаться, тем менее актуальным становится проявление снобизма, основанное на географическом признаке, но при этом увеличивается влияние моды и масс-медиа на формирование желаемого образа и стремления к его соответствию.

Снобизм – это хорошо или плохо?

Сложилось восприятие снобизма, как негативной черты личности. Это связано с неприятными эмоциями, испытываемые обществом при виде дешевых поступков, демонстративного поведения и внутренней пустоты снобов. При этом в ракурсе построения взаимодействия это также не самые приятные люди, которые будут благосклонно относиться только к тем, кто принадлежит к выбранному ими кругу, а еще лучше будет кем-то из руководящих личностей там. Со всеми остальными снобы обращаются как с низшим классом или даже не считают за людей, они бывают довольно жестоки в своих комментариях, переживания от которых человеку может вылиться в наличие глубоких психотравм.

Но если задуматься немного серьезнее, то в итоге снобизм не несет ничего плохого в рамках развития культуры в целом. Данные люди не приемлют низших проявлений человека и будут пресекать это, как в собственном поведении, так и в окружающих. Они всегда способствуют развитию культуры, даже не являясь ее частью или не понимая, почему финансирование данного спектакля является столь важным с точки зрения развития молодежи. Снобы всегда будут стараться красиво выглядеть и окружать себя красивыми вещами – вопрос вкуса может быть отредактирован при поддержке стилистов или вырабатываться самостоятельно с течением времени.

В любом варианте – это стремление к культуре и красоте, свойственное не всем людям. А очень активная позиция в данном деле помогает возрождать утерянные культурные пласты, открывать новые современные таланты, развивать общество в целом. Данный момент нельзя оставлять без внимания, поскольку многие действительно тонко чувствующие люди, относящиеся к элитарным классам по заслугам и, по сути, не стремятся к такому усиленному развитию своей ниши, как снобы, ворвавшиеся туда, купившие себе места и может именно поэтому столь ценящие развитие, как способ остаться.

Снобизм

♦ Snobisme

Стремление брать пример с элиты (или того, что принимается за элиту) за неимением возможности принадлежать к ней. Сноб подражает исключительности, которой не обладает и не может обладать. Он не столько стремится стать таким же, как модель, которой он подражает (это будет уже не снобизм, а соревновательность), сколько хочет таким казаться. Он весь состоит из наивности и фальши; это искренний притворщик – такой же искренний, как истерик, каким он порой бывает, и такой же легковерный, как жертва суеверия, каковой он бывает почти всегда. Сноб преклоняется перед формой и знаком. Он довольно близок к денди – минус чувство юмора и плюс нелепость. Сноб – это тот, кто искренне считает себя денди, тогда как денди – скорее тот, кто сам за собой замечает некоторый снобизм.

Согласно сомнительной, но красноречивой версии, этимология слова «сноб», бесспорно, английского происхождения, восходит к латинскому выражению sine nobilitate (дословно «без дворянства», т. е. недворянского происхождения). Следовательно, сноб – это простолюдин, скрывающий свое «простецкое» происхождение и пытающийся выдать себя за знатную особу. Ради этого он перенимает манеры, которые, как ему представляется, приняты среди аристократов. Снобизм – синдром мольеровского мещанина во дворянстве. Конечно, это всего лишь один из видов снобизма, сегодня явно устаревший и выглядящий анахронизмом. У современных снобов другие модели для подражания. Но, как и во времена Мольера, они остаются снобами ровно настолько, насколько лишены способности придавать значение чему-либо, кроме внешней видимости. Возьмем, например, культуру. Выставлять напоказ культуру, носителем которой являешься, значит быть педантом; симулировать культуру, которой не обладаешь, значит быть снобом. Или возьмем богатство. Кичиться своим богатством значит быть тщеславным, вульгарным хвастуном. Выдавать себя за богача, им не являясь, значит проявлять снобизм. То же самое наблюдаем в сфере любовных отношений, особенно любовных побед. Афишировать подлинные завоевания значит быть светским львом или хамом; хвалиться выдуманными романами значит быть снобом.

Этой чертой снобизм сближается с недобросовестностью. Быть снобом значит стремиться выдавать себя за того, кем не являешься, кем восхищаешься, кому завидуешь и на кого хотел бы походить. Тем самым сноб отличается от лицемера, который притворяется не из зависти, а из корысти, и стремится не подражать другим, а обманывать их, потому что он ими не восхищается, а пользуется. Зачастую сноб становится первой, а иногда и единственной жертвой того, кому подражает. Это делает его и менее отталкивающим, и более смешным, чем лицемер. Снобизм – гораздо более распространенное явление, чем лицемерие. Сколько «мещан во дворянстве» и «смешных жеманниц» можно насчитать на одного Тартюфа? Лицемерие – исключение; снобизм – правило. Кто из нас может быть уверен, что никогда не поддастся снобизму? Разве стали бы люди писать, если бы не жаждали прослыть писателями? Разве стали бы читать, если бы не рассчитывали, что об этом узнают другие? Каждый из нас начинает с притворства, с подражания того, что нам не дано. Но без этого подражания была бы невозможна культура. Снобизм – первый шаг к культуре, хотя сноб желает производить впечатление того, кто успел проделать весь путь. Ошибка не в том, чтобы подражать, а в том, чтобы притворяться, и это притворство и есть самая суть снобизма. Сноб довольствуется внешней видимостью и не желает трудиться, дабы действительно подняться над собой. Мольеровский господин Журден брал уроки музыки и философии. Разве следует его за это упрекать? Но в том-то и дело, что притвориться, будто ты поешь или мыслишь, невозможно. Сноб – очень плохой ученик. Вместо того чтобы делать упражнения, он только подражает учителю.