Значение мнишек марина в краткой биографической энциклопедии. Марина мнишек - биография, информация, личная жизнь

Польская авантюристка. Дочь польского магната Ежи Мнишека. Жена Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Была выдана яицкими казаками русским правителям. Умерла, по-видимому, в заточении.

Марине было около шестнадцати, когда в феврале 1604 года в прикарпатский городок Самбор к ее отцу, сандомирскому воеводе Ежи (Юрию) Мнише ку, прибыл человек, которому по прихоти истории суждено было на миг вознестись на российский престол. Известно, что претендент на престол впервые "открылся" православным украинским магнатам князьям Вишневецким: сперва Адаму, а затем его брату Константину, зятю Мнишека. Сандомирский воевода стал организатором экспедиции "царевича Димитрия", добившись от него многочисленных обещаний, и прежде всего свадебного контракта. Документ, подписанный в Самборе 25 мая 1604 года, гласил, что после вступления на московский престол "царевич" женится на Марине; по обычаю ей полагалось обеспечение - "оправа". Марина должна была получить в личное владение Новгород и Псков; ее батюшке был обещан миллион польских злотых.

Экспедицию первого самозванца долгое время было принято изображать как попытку польского правительства и римской курии подчинить себе Русь. И хотя щедрые обещания "царевича" папскому нунцию и иезуитам помогли его будущему тестю получить разрешение короля Сигизмунда III на вербовку войск для похода, вся эта авантюра была делом рук прежде всего самого Мнишека, его ближайших родственников и союзников. Почему же 56-летний сенатор, владелец великолепных резиденций, влиятельный вельможа решился, подобно Кортесу, покорить с горсточкой наемников огромную державу? Причины просты: во-первых, жадность, отягощенная изрядными долгами; во-вторых, все та же фамильная гордыня, мечта о возвышении любой ценой.

Марина вряд ли была осведомлена обо всех интригах, предварявших московскую экспедицию ее отца и жениха. По всей вероятности, она приняла предложение "царевича" вполне добровольно. Отзывы современников о первом Лжедмитрии, надо сказать, весьма благосклонны. Даже осуждая "расстригу", русские летописи отмечали, что был он "остроумен и научений книжном доволен, дерзостен и велеречив вельми, конское ристание любляше вельми, на враги свои ополчителен, смел вельми, храбрость имея и силу велию". В Речи Посполитой он освоил местные обычаи, в частности охотно танцевал. Ростом "царевич" был невысок, но, по отзывам современников, хорошо сложен. Хотя он не отличался красотой, ум и уверенность в себе придавали ему особое обаяние. Все эти качества, помноженные на титул наследника московского престола, делали его женихом более чем завидным. Судя по всему, в этом сватовстве присутствовал не только простой расчет. Поддержка Мнишека нужна была "Димитрию" лишь до вступления на престол; после этого настаивать на свадьбе, торопить Марину и ее отца с приездом в Москву его могло заставить, пожалуй, лишь искреннее чувство.

В ноябре 1605 года в Краков прибыл посол нового царя дьяк Афанасий Власьев. По обычаю династических браков, ему было поручено представлять государя на заочном венчании. Церемония состоялась 12 ноября. Обряд исполнил родственник Мнишеков краковский архиепископ кардинал Бернард Мацеевский.

Очевидцы рассказывали, что в этот вечер Марина была дивно хороша: в короне из драгоценных камней, в белом серебристом платье, усыпанном самоцветами и жемчугом. Московский посол отказался с ней танцевать, заявив, что недостоин даже прикоснуться к жене своего государя, но внимательно следил за всеми церемониями. В частности, он выразил недовольство тем, что старый Мнишек велел дочери поклониться королю Сигизмунду III, благодаря его за "великие благодеяния", - такое поведение совсем не подобало русской царице.

Марина получила от мужа богатые дары. Ожидалось, что вскоре она отправится в Москву, но отъезд несколько раз откладывался: пан Юрий жаловался зятю на недостаток средств и долги. Тем временем необычная карьера Марины стала известна не только всей Польше, но и за ее пределами. В далекой Испании Лопе де Вега написал драму "Великий князь Московский и император", где под именем Маргариты выведена Марина.

Избранница московского царя с огромным удовольствием играла роль царицы: восседала в церкви под балдахином в окружении свиты, посетила Краковский университет и оставила свой автограф в книге почетных посетителей. В декабре, в день приезда австрийской принцессы, невесты польского короля, она демонстративно покинула Краков, чтобы не уступить первенства во время придворных церемоний. Осыпанная драгоценностями, Марина наслаждалась ролью царственной особы, и почести явно кружили ей голову.

Тем временем Мнишек получил от московского царя 300 тысяч злотых. 2 марта 1606 года Марина наконец выехала из родного Самбора, окруженная огромной свитой (по разным данным, ее численность составляла от 1269 до 3619 человек).

Путешествие Марины продолжалось долго - мешали плохие дорога и чрезмерное гостеприимство литовских и белорусских магнатов, устраивавших пиры в честь молодой русской царицы. Наконец 18 апреля Марина и ее свита пересекли русскую границу. Торжественно встречали ее в Смоленске, других русских городах на пути к Москве. Навстречу ей был отправлен воевода Басманов. Царь прислал очередные подарки, в том числе огромную карету с позолоченными колесами, обитую внутри красным бархатом и украшенную серебряными царскими гербами.

Въезд в столицу состоялся утром 2 мая. Эта церемония описана многими очевидцами, пораженными ее пышностью, великолепием, роскошью. Малиновый звон бесчисленных колоколов, длинное шествие придворных в раззолоченных нарядах, сияющие панцири кавалерии, толпы москвичей, пришедших увидеть свою новую государыню...

У Спасских ворот Кремля их ожидали еще 50 барабанщиков и 50 трубачей, которые, по словам голландца Паерле, "производили шум несносный, более похожий на собачий лай, нежели на музыку, оттого, что барабанили и трубили без всякого такта, как кто умел".

После краткого свидания с супругом в Кремле Марину привезли в Благовещенский монастырь, где ее встретила (как говорят, ласково) "мать" царя - вдова Ивана Грозного Марфа Нагая. Здесь полагалось несколько дней ждать венчания. Пребывание в монастыре слегка тяготило Марину. Она жаловалась на слишком грубую русскую пищу, и царь приказал кушанье для нее готовить польским поварам. Для развлечения Марины он послал в монастырь музыкантов, что шокировало москвичей и тотчас вызвало в народе толки.

Венчание назначили на четверг 8 мая. И здесь Дмитрий нарушил русский обычай (хотя и не закрепленный в церковном праве): не заключать браки перед постным днем - пятницей. Перед самым заключением брака в Успенском соборе патриарх Игнатий помазал Марину на царство и венчал царским венцом (шапкой Мономаха). Это также не соответствовало русской традиции, но, похоже, Дмитрий хотел сделать приятное жене и тестю, подчеркнув особое положение Марины. Царица приняла причастие по православному обряду - вкусив хлеба и вина, что осуждалось католической церковью и могло восприниматься как принятие Мариной православия. В действительности Дмитрий не хотел принуждать жену к смене веры и желал лишь исполнения ею - для спокойствия подданных - православных обрядов во время торжественных церемоний. Царь и царица восседали в соборе на золотом и серебряном тронах, облаченные в русский наряд. Бархатное, с длинными рукавами платье царицы было так густо усыпано драгоценными камнями, что даже было трудно определить его цвет. На следующий день новобрачные, по словам одного иностранного сочинителя, встали очень поздно. Празднества продолжались. Облачившись в польское платье, царь танцевал с женой "по-гусарски", а его тесть, преисполненный гордости, прислуживал на пиру своей дочери. А в городе тем временем становилось тревожно. Царь Дмитрий все еще был популярен среди москвичей, но их раздражали иноземцы, прибывшие в столицу в свите Мнишеков.

Возникшим недовольством решили воспользоваться мятежные бояре во главе с князем Василием Ивановичем Шуйским (уже однажды изобличенным в интригах против Дмитрия, но неосмотрительно прощенным). Слухи о заговоре дошли до царя, но он лишь отмахнулся. Торжества не прекратились. На воскресенье был назначен штурм специально построенного деревянного замка, окруженного земляным валом, и другие потехи.

Возможно, открытое выступление против Дмитрия было бы обречено на неудачу. Но Шуйские пошли на хитрость.

В ночь на 17 мая в столице вновь зазвонили колокола. Разбуженные жители побежали на Красную площадь и обнаружили там всадников во главе с Шуйскими, кричавших, что поляки хотят извести государя. Толпа бросилась штурмовать дворы, занимаемые польскими вельможами и послами, в том числе и Юрием Мнишеком. Уцелели те, кто сопротивлялся до конца.

Стрельцы сперва хотели было защищать царя (обещавшего им награду), но заговорщики пригрозили им разорением стрелецкой слободы, и те в испуге отступились. Тело убитого было выставлено на Красной площади; Шуйские объявили о его самозванстве, несколькими днями позже князь Василий был избран царем, осуществив (себе же на горе) свою давнишнюю мечту.

Марина спаслась буквально чудом. Выбежав из спальни, она наткнулась на лестнице на заговорщиков, но, по счастью, не была узнана. Царица бросилась в покои своих придворных дам и, как рассказывали, спряталась под юбкой гофмейстерины Барбары Казановской (своей дальней родственницы). Вскоре в комнату вломились заговорщики. Единственный защитник Марины- ее паж Матвей Осмольский - пал под пулями, истекая кровью. Была смертельно ранена одна из женщин. Толпа вела себя крайне непристойно и с бранными словами требовала сказать, где находится царь и его "еретица" жена. Лишь через несколько дней пан Юрий узнал, что дочь его осталась в живых. Но бояре забрали у нее все: подарки мужа, деньги и драгоценности, четки и крест с мощами. Марина, однако, не слишком жалела о потерянном. По слухам, она заявила, что предпочла бы, чтобы ей вернули негритенка, которого у нее отняли, нежели все драгоценности и уборы. Марину ослепил блеск короны, а не блеск золота. И тогда, и позже она искала не богатства и даже не власти как таковой, а почета, блеска. Но во всей истории с первым самозванцем Марина Мнишек была, пожалуй, единственной, кого трудно в чем-либо уп-рекнуть. Она вышла замуж за сына Ивана Грозного - не ее вина, что русский царевич оказался ненастоящим.

Вскоре Мнишеки, их родственники и слуги (всего 375 человек) были сосланы Шуйским в Ярославль. Местные жители неплохо относились к Марине и ее спутникам. Старый Мнишек, желая завоевать симпатии русских, отрастил окладистую бороду и длинные волосы, облачился в русское платье. Стража приглядывала за пленниками не слишком рьяно и даже помогала им пересылать письма в Польшу.

Смерть первого самозванца не обескуражила его сторонников. Один из приближенных убитого царя, Михаил Молчанов, в майские дни 1606 года бежал из Москвы в Речь Посполитую, рассказывая по дороге о чудесном спасении покойника. Поверили многие (тем более что растерзанный труп, выставленный Шуйскими на Красной площади в скоморошьей маске, был неузнаваемым). Этим новостям было выгодно верить и Мнишеку. Этому верила и Марина. Лжедмитрий II объявился в Стародубе в середине 1607 года.

В мае 1608 года войска самозванца, состоявшие из поляков, украинцев, белорусов и русских, одержали победу над Шуйским под Волховом.

Известия об успехах "царя Дмитрия" достигли Ярославля почти одновременно с новостями из Москвы. По перемирию с Польшей, подписанному 13(23) июля 1608 года, царь Василий обязался освободить всех задержанных поляков.

Предполагалось, что Юрий Мнишек и Марина отправятся в Польшу, предварительно пообещав не примыкать к новому самозванцу, а Марина не станет титуловаться царицей. 16 августа воевода с дочерью и частью свиты отправился в путь. Их сопровождал русский отряд во главе с князем Владимиром Долгоруковым. Путь пролегал через Углич, Тверь и Белую к литовской границе. Весьма вероятно, что сведения об этом путешествии достигли Тушина не без помощи пана Юрия. У Белой путешественников поджидал сильный тушинский отряд во главе с ротмистрами Зборовским и Стадницким. Воины Шуйского быстро разбежались. Марине было объявлено, что она едет в Тушино к своему мужу. Очевидцы вспоминали, что молодая женщина искренне радовалась предстоящей встрече и даже напевала веселые песенки. Впрочем, по дороге в Тушино Марине открылась тщательно скрываемая от нее правда (ее поведал то ли князь Масальский, то ли некий польский солдат). Известие это по-настоящему потрясло Марину.

Тем временем неутомимый Мнишек торговался с очередным "зятем". Лжедмитрий не жалел обещаний. Мнишеку было обещано 300 тысяч злотых (но только при условии взятия Москвы), а в придачу вся Северская земля и большая часть Смоленской. 14 сентября договор был заключен. Помимо щедрых посулов, "тесть" не получил практически ничего. Но мечта о будущем удельном княжестве и московском золоте заставила пана Юрия пожертвовать дочерью (17 января 1609 года он выехал в Польшу и с тех пор отвечал далеко не на все ее письма).

20 сентября 1608 года один из предводителей тушинцев - литовский магнат Ян Петр Сапега - торжественно проводил Марину в лагерь Лжедмитрия II. По-видимому, несколькими днями позже католический священник тайно обвенчал Марину с "царем". Будучи до этого всего лишь статистом исторической драмы, она попыталась - на несчастье свое - вмешаться в большую политику. Что двигало ею? Вряд ли желание реальной власти. Скорее другое - оскорбленное самолюбие, память о считанных днях царственного величия.

Марина пыталась найти помощь у папского нунция в Польше Франциски Симагетти, но безуспешно. Опасаясь, что его выдадут королю, в конце декабря 1609 года самозванец бежал из Тушина в Калугу. Марина осталась в лагере одна. 5(15) января 1610 года она обратилась к королю с просьбой об опеке и помощи. "Уж если кем счастье своевольно играло, - писала Марина, - так это мною; ибо оно возвело меня из шляхетного сословия на высоту Московского царства, с которого столкнуло в ужасную тюрьму, а оттуда вывело меня на мнимую свободу, из которой повергло меня в более свободную, но и более опасную неволю... Всего лишила меня превратная фортуна, одно лишь законное право на московский престол осталось при мне, скрепленное венчанием на царство, утвержденное признанием меня наследницей и двукратной присягой всех государственных московских чинов". Подчеркивая свои (именно свои, а не Лжедмитрия) права на московский престол, она говорила, что возвращение ей власти "будет служить несомненным залогом овладения Московским государством и прикрепления его обеспеченным союзом".

Сигизмунд всячески затягивал переговоры с тушинцами. Тогда Марина попыталась воздействовать на войско.

Объезжая лагерь, она сумела поднять значительную часть донских казаков и некоторые другие отряды. Но Ружинскому удалось подавить это выступление. Опасаясь наказания и, вероятно, выдачи королю, Марина в ночь на 24 февраля бежала из Тушина, облачившись в мужской наряд. Чего ради она рисковала собой, спеша к ненавистному прежде мужу, заброшенному на фальшивый трон? Вела ее все та же гордыня. Марина не могла, не желала признать себя побежденной. В послании к войску, оставленном в своем шатре, она писала: "Я уезжаю для защиты доброго имени, добродетели самой,- ибо, будучи владычицей народов, царицей московской, возвращаться в сословие польской шляхтянки и становиться опять подданной не могу..." Нет, не была способна Марина, вкусив царской власти, превратиться опять в "воеводянку" (недаром так возмутилась она однажды, когда кто-то из польских родственников назвал ее "ясновельможной пани"). Блеск царской короны был мимолетным, как солнечный зайчик, но дороги назад уже не было.

Сбившись с пути, Марина попала в Дмитров, занятый войсками Яна Петра Сапеги. Тушинский "гетман" советовал ей вернуться, и вновь в ответ прозвучало: "Мне ли, царице всероссийской, в таком презренном виде явиться к родным моим? Я готова разделить с царем все, что Бог ниспошлет ему". Отправляясь в Калугу, Марина решила идти до конца. Но прежде Дмитров был осажден войсками князя Михаила Скопина-Шуйского. Штурм был недолгим (по причине отсутствия припасов), осажденные вели себя не слишком отважно. Рассказывали, что Марина сама поднялась на стену крепости и стыдила солдат, приводя себя в пример: "Что делаете, трусы, я женщина, а не растерялась".

Окружение Лжедмитрия II в Калуге было еще более пестрым, чем в Туши-не: уменьшилось число знатных бояр; как и прежде, были здесь поляки, ка-заки, татары, беглые холопы и прочие люди, "родства не помнящие".

Тем временем армия Сигизмунда III продолжала безуспешно осаждать Смоленск, а молодой полководец Скопин-Шуйский сумел снять осаду с Тро-ице-Сергиевой лавры. Но Скопин-Шуйский неожиданно умер, по слухам, отравленный женой одного из царских братьев, князя Дмитрия. Последний был наначен командующим армией, отправленной на подмогу Смоленску. Под Клушином, в 150 километрах от Москвы, 24 июня 1610 года войско Шуйского было разгромлено поляками под началом коронного гетмана Станислава Жулкевского. Путь на Москву был открыт. Жулкевский подступал к ней с запада, самозванец - с юга. Лжедмитрий взял Серпухов, Боровск, Пафнутьев монастырь и дошел до самой Москвы. Марина остановилась в Николо-Угрешском монастыре, а самозванец - в селе Коломенское. Вновь, как в тушинские времена, до Кремля было рукой подать и царский престол был пуст (Шуйский 17 июля был "сведен" с трона, а затем насильно пострижен в монахи).

Московские бояре, выбирая из двух зол меньшее, заключили договор с Жулкевским, и Москва присягнула на верность Владиславу Жигмонтовичу, сыну Сигизмунда III. В город вошел польский гарнизон. Марине с Лжедмитрием пришлось бежать в Калугу. Их сопровождали 500 казаков атамана Ивана Мартыновича Заруцкого.

12 декабря 1610 года Лжедмитрий II был убит крещеным татарином князем Петром Урусовым (мстившим за тайно казненного самозванцем касимовского царя).

Марина была потрясена вестью о гибели мужа. Она оказалась едва ли не единственной, кто оплакивал его искренне. Беременная, на последних месяцах, царица "выбежала из замка, рвала на себе волосы и, не желая жить без друга, просила, чтобы и ее тоже убили". Говорят, что она даже нанесла себе раны (к счастью, неопасные). Жители Калуги сперва отнеслись к ней с сочувствием. Но бояре, желавшие присягнуть королевичу Владиславу, отправили ее в заключение. В начале января 1611 года у нее родился сын, крещенный по православному обряду и в честь "деда" названный Иваном.

В этот момент на стороне Марины выступили донские казаки атамана Заруцкого. Заруцкий намеревался посадить на престол новорожденного сына Марины, надеясь, по-видимому, стать при нем регентом. Как бы там ни было, с января 1611 года казачий атаман оставался единственным союзником Марины (пытаясь использовать в своих интересах потускневшее, но все еще популярное в народе имя Дмитрия). Другие ополченцы не всегда относились к планам Заруцкого с энтузиазмом. Патриарх Гермоген, находившийся в Москве фактически под арестом, в тайных грамотах заклинал не принимать на престол королевича, а также "чтобы они отнюдь на царство проклятого Маринка Панина сына не благословляли, так как отнюдь Маринкин на царство не надобен, проклят от святого Собора и от нас". Впрочем, вопрос о престолонаследии не мешал сотрудничеству этих разнородных сил. Трубецкой и Заруцкий признали Марину царицей, а ее сына - царевичем, но уход из-под Москвы большинства дворян резко уменьшил их шансы на успех. Тем временем Минин и Пожарский сформировали второе ополчение. В августе 1612 года при известии о приближении Пожарского к Москве Заруцкий вновь отступил к Калуге. Марина с сыном находилась в то время в Коломне. Как сообщает "Летопись о многих мятежах", "Заруцкий из-под Москвы побежо и пришеше на Коломну, Маринку взя, и с воренком с сыном, и Коломну град вгромив, пойде в Рязанские места, и там многую пакость делаше".

Тем временем в Москве собрался Земский собор, избравший на престол 7 февраля 1613 Михаила Федоровича Романова. Участники собора присягну ли "на Московское государство иных государей и Маринку с сыном не обирати и им ни в чем не доброхотати, и с ними ни в чем не ссыпатися".

Некоторое время Марина с сыном и Заруцкий находились на Украине. Казаки, прибывавшие в Москву, рассказывали, что "Заруцкий с польскими и литовскими людьми на всякое зло Московскому государстве ссылался, и хотел с Маринкой в Польшу и Литву к королю бежати, и его не пустили и удержали атаманы и казаки, которые в те поры были с ним". По-видимому, отчаявшись, Марина и атаман хотели выйти из игры и найти убежище в Речи Посполитой, но казаки все еще нуждались в "знамени". Позже в Москве узнали, что "Заруцкий хочет идти в Казилбаши [Персию], а Маринка де с ним итти не хочет, а зовет его с собою в Литву". Затем стало известно, что он собирается идти на Астрахань.

Казакам Заруцкого удалось захватить город и убить астраханского воеводу князя Хворостинина. Заруцкий завязал отношения с татарами, с персидским шахом Аббасом, надеясь, по-видимому, выкроить для себя, Марины и ее сына собственное государство на юге России. Марина с сыном расположилась в Астраханском кремле.

А Заруцкий продолжал рассылать наказы и грамоты от имени "государя царя и великого князя Дмитрея Ивановича Всея Руси, и от государыни царицы и великой княгини Марины Юрьевны Всея Руси, и от государя царевича и великого князя Ивана Дмитриевича Всея Руси". В "ответных" грамотах Московское правительство именовало ее "еретицею, богомерзкия, латынские веры люторкою (!), прежних воров женою, от которой все зло Российского государства учинилось". Казаков уговаривали отступиться от Заруцкого, атаману обещали прощение, если он покинет Марину. Так прошла зима 1614 года.

Астраханцам тем временем казацкая власть весьма надоела. Когда начались мятежи, Заруцкий заперся в Астраханском кремле и принялся стрелять из пушек по городу. На подходе были царские отряды. 12 мая 1614 года Заруцкий с Мариной, "воренком" и горсткой верных казаков бежали из Астрахани. 29 мая они взяли курс на реку Яик. Уже 7 июня воевода князь Иван Одоевский выслал на Яик отряд под началом стрелецких голов Пальчикова и Онучина. 24 июня преследователи подошли к месту последней стоянки отряда Заруцкого - Медвежьему острову. Шестьюстами оставшимися казаками командовал уже не Заруцкий, а атаман Треня Ус (как стало известно, "Ивашке Заруцко-му и Маринке ни в чем воли нет, а Маринкин сын у Трени Уса с товарищи"). Целый день казаки отбивали атаки стрельцов, а на следующее утро связали Заруцкого, Марину и ее сына и присягнули Михаилу Романову. 6 июля пленников доставили в Астрахань, а 13 июля скованными отправили в Москву (стрельцам было приказано убить их в случае попытки освобождения).

Четырехлетний сын Марины вскоре был всенародно повешен за Серпуховскими воротами, став одной из последних жертв Смуты (и его невинная кровь, увы, пала на новую династию). Но "царевичу Ивану", как и его отцу, суждена была не одна жизнь: его имя носил польский шляхтич Иван Дмитриевич Луба, а уже в царствование Алексея Михайловича в Москве был повешен некий безымянный бродяга, также выдававший себя за сына царя Дмитрия и Марины. Атамана Заруцкого также казнили (очевидно, посадили на кол).

Смерть же самой Марины, последовавшая вскоре, в том же 1614 году, загадочна. В Коломне показывали в тамошнем кремле "Маринкину башню", где якобы умерла заключении бывшая царица. Но летопись скупо отметила, что Маринка умре на Москве". Может быть, ее смерть ускорили - уморить человека в тюрьме нетрудно... Пушкин как-то сказал, что Марина Мнишек "была самая странная из всех хорощеньких женщин, ослепленная только одною страстью - честолюбием, но в степени энергии, бешенства, какую трудно и представить себе".

Марина Мнишек стала одной из ярких героинь Смутного времени. Судьба женщины, коронованной на российский престол, полна любви, интриг, скитаний. Жизнь авантюристки семнадцатого столетия похожа на приключенческий роман с печальным исходом.

Детство и юность

Марина родилась в Ляшках Мурованных (ныне Львовская область), где находилось родовое поместье отца. У супругов - дочери придворного секретаря Ядвиги Тарло и Ежи Мнишка, который ходил в сандомирских воеводах – было, помимо будущей московской царицы, еще восемь отпрысков.

Дворянская семья была зажиточной, но изрядно обедневшей в сравнении со столетней давностью, в том числе и по вине батюшки Ежи. Выходец из Чехии отличался авантюрным характером, говорили, что мужчина помогал правителю Сигизмунду Августу обзаводиться любовницами – поставлял напрямик в его спальню молоденьких девушек. Поэтому шляхтичи недолюбливали Мнишка, а некоторые даже не считали нужным здороваться и вести дела.

И все же семья по меркам конца 16 века считалась состоятельной. Судьба Марины вполне могла бы сложиться счастливо – происхождение и финансовое положение открывали дорогу к удачному браку, жизнь была бы наполнена балами и другими развлечениями элиты общества.


Девушка выросла под присмотром католических монахинь, получила воспитание крайне суровое. Однако в будущем в Марине открылся талант манипулировать мужчинами и вообще окружением в целом - то ли природой было заложено, то ли кто научил. Эта яркая способность пришлась кстати, ведь девушка с юности не могла похвастать красотой: невысокий рост, худоба и излишняя чернявость были не в почете.

Лжедмитрий и правление

Когда Марине Мнишек исполнилось 16 лет (1604 год), в родном имении появился человек, который называл себя русским царевичем Дмитрием. Речь Посполитая ахнула – сын вовсе не убит в Угличе (удалось тайно сбежать за границу) и теперь по праву претендует на престол родной страны. Слухи быстро докатились до Москвы.


Увидев дочь воеводы, воспылал к ней любовью. Девушка была далека от политики, да и ухажер не особо нравился – историки свидетельствуют, что русский «царевич» имел маленький рост, слишком широкие плечи и руки разной длины, при этом рыжий, а лицо украшал нос «башмаком». Неудивительно, что в разлуке жених ни разу не получал от возлюбленной писем.

Ответить на ухаживания девушку заставили монахи, преследуя цель внедрить католичество на Русь. Духовников поддержали шляхты и король Сигизмунд собственной персоной. Однако отец невесты ставил серьезные условия: дочь обязательно должна стать царицей, в управление ей достается Псков и Новгород, при этом закрепляется право исповедовать католицизм. Если Дмитрию не удастся взойти на престол, Марина становилась свободной и могла пойти под венец за другого мужчину. Жених согласился, и обручение состоялось.


После того как Лжедмитрий взял власть государства российского, Марина Мнишек с пышным кортежем прибыла в русскую столицу. В начале мая 1606 года девушку обвенчали с новым правителем, также прошла церемония коронации полячки. Интересно, что она открыла список женщин, коронованных на территории России.

Жители златоглавой увидели в юной пани гонор и страсть к эпатажу. Москвичам девушка не понравилась – ни внешне, ни характером. А еще Марина не желала носить местную одежду, чаще одевалась в польские туалеты. Плюс ко всему питала нездоровую любовь к богатству и роскоши – тосканский герцог-посланец признавался в письмах, что таких драгоценных камней, украшавших прическу новой царицы, не видел никогда.

Началась королевская жизнь, наполненная яркими балами – то, о чем и мечтала девушка. Однако праздник длился недолго. Спустя неделю разразился страшный мятеж с участием стрельцов под руководством Василия Шуйского, вооруженные разгневанные самозванством заграничных гостей люди устроили погром в царском дворце. Мужа зарезали, а Марине удалось бежать.


Затем вместе с отцом девушку ждала ярославская ссылка, после чего польских самозванцев с миром отпустили домой. Но в родные пенаты Мнишек не попала – на пути встретилось войско под предводительством очередного Лжедмитрия, прозванного Тушинским вором, который заставил полячку признать его собственным мужем. Хотя часть исследователей уверена, что Марина добровольно согласилась на эту роль, мол, амбиции взяли верх – девушка во что бы то ни стало желала снова заполучить русский престол.

В 1610 году женщина вновь овдовела. География путешествий Марины Мнишек затронула Астрахань и Рязань, побывала под покровительством поляков и казаков. Очередным супругом стал атаман Иван Заруцкий. А в 1611 году девушка родила сына, назвав Иваном. О том, кто отец ребенка, история умалчивает, однако Марина провозгласила его отпрыском наследника российского престола.


Эта афера снова не увенчалась успехом. Скитания полячки по просторам Руси окончились в 1614 году – Марину вместе с сыном схватили в окрестностях Урала московские стрельцы. Ребенка необходимо было уничтожить, ведь в столице уже выбрали претендента на царство – . Конкурент только мешал, ведь мальчик – отпрыск официально коронованной Марины Мнишек. Трехлетнего малыша ждала принародная казнь: Ивана повесили, забрав из рук спящей матери.

Смерть

Смерть полячки, мечтающей о московском троне, одна из исторических загадок. Согласно документам, Марина Мнишек не выдержала горя после потери сына и «умерла от тоски».


Другие свидетельства утверждают, что женщину утопили или повесили. Еще один вариант гласит, что Марина скончалась в заточении в круглой башне Коломенского кремля.

Память

  • Круглая башня в Коломенском кремле носит имя Мнишек, ее так и называют – Маринкиной башней.
  • 1604 - самый известный портрет Марины Мнишек из Вишневецкого замка.

Книги

  • 1825 – «Борис Годунов»,
  • 2005 - «Марина Мнишек», Вячеслав Козляков
  • 2013 – «Царица смуты», Леонид Бородин
  • 2017 – «Три любви Марины Мнишек. Свет в темнице», Елена Раскина
  • 1834 – переведены на русский язык «Дневники Марины Мнишек» - рукопись, авторство которой принадлежит кому-то из приближенных полячки.
  • Пьеса «Борис Годунов» впервые была поставлена в Мариинском театре в 1870 году. Мнишек сыграла Елена Струйская.
  • Произведение несколько раз экранизировалось. Яркой режиссерской работой стал фильм, снятый Борисом Небиеридзе по мотивам одноименной оперы Модеста Мусоргского в 1987 году. В российскую царицу польских кровей перевоплотилась Ирина Малышева. А в 2011 году мотивы трагедии Пушкина перенес на кинопленку Владимир Мирзоев, создав любопытную интерпретацию, в которой действия разворачиваются в наши дни. Постановщик пригласил на роль Марины Мнишек .

  • После смерти Мнишек родилось предание: якобы перед кончиной Марина наслала проклятие на династию Романовых. Согласно предсказанию женщины, представители рода будут умирать насильственной смертью, в конечном итоге династия исчезнет. И, кажется, слова обезумевшей от горя матери воплотились в жизнь – по крайней мере, история тому доказательство.
  • Еще одна легенда гласит, что тюрьму, которой стала Коломенская башня, Марина Мнишек покидала, когда вздумается – превращалась в птицу и вылетала в окно. Страже запрещалось смотреть в лицо невольнице, якобы при одном взгляде на эту женщину легко влюбиться и сгореть от страсти.
  • В кремле Коломны прижилось поверье, что душа Марины так и осталась навеки в здании: посетители часто ощущают на себе пристальный взгляд невидимого существа. А вот влюбленные превратили предание в выгодное для себя дело – считается, что если попросить дух умершей о помощи, то скоро ждет удача в любви. Особенно это касается тех, чьи чувства безответны.

Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауза и Ефрона. Т. XIX-а. СПб., 1896

Мнишек (Марина, или, по-польски, Марианна) - дочь сандомирского воеводы, жена первого Лжедмитрия.

Изукрашенное романтическими рассказами знакомство Мнишек с Лжедмитрием произошло около 1604 г., и тогда же последний, после своей известной исповеди, был помолвлен с нею. Быть женою неизвестного и некрасивого бывшего холопа Мнишек согласилась вследствие желания стать царицей и уговоров католического духовенства, избравшего ее своим орудием для проведения католичества в «Московию». При помолвке ей были обещаны Самозванцем кроме денег и бриллиантов Новгород и Псков и предоставлено право исповедовать католичество и выйти за другого в случае неудачи Лжедмитрия. В ноябре 1605 г. состоялось обручение Мнишек с дьяком Власьевым, изображавшим лицо жениха-царя, а 2 мая 1606 г. она с большою пышностью, сопровождаемая отцом и многочисленной свитой, въехала в Москву. Через пять дней состоялось венчание и коронование Мнишек. Ровно неделю царствовала в Москве новая царица. После смерти мужа для нее начинается бурная и полная лишений жизнь, во время которой она показала много твердости характера и находчивости. Не убитая во время резни 17 мая только потому, что не была узнана, а затем защищена боярами, она была отправлена к отцу и здесь, говорят, вступила в сношения с Михаилом Молчановым. В августе 1606 г. Шуйский поселил всех Мнишков в Ярославле, где они прожили до июля 1608 г. В состоявшемся тогда перемирии России с Польшей было, между прочим, поставлено отправить Мнишек на родину, с тем, чтобы она не называлась московской царицей. На пути она была перехвачена Зборовским и доставлена в Тушинский стан. Несмотря на отвращение к Тушинскому вору, Мнишек тайно обвенчалась с ним (5 сентября 1608) в отряде Сапеги и прожила в Тушине почти год. Плохо жилось ей с новым мужем, как видно из ее писем к Сигизмунду и папе, но стало еще хуже с его бегством (27 декабря 1609) из Тушина. Боясь быть убитой, она в гусарском платье, с одной служанкой и несколькими сотнями донских казаков, бежала (февраль 1610 г.) в Дмитров к Сапеге, а оттуда, когда город был взят русскими, в Калугу, к Тушинскому вору. Через несколько месяцев после победы Жолкевского над русскими войсками она является с мужем под Москвой, в Коломне, а по низвержении Шуйского ведет переговоры с Сигизмундом о помощи для занятия Москвы. Между тем москвичи присягнули Владиславу Сигизмундовичу, и Мнишек было предложено отказываться и ограничиться Самбором или Гродно. Последовал гордый отказ, и с ним прибавилась новая опасность - быть захваченной поляками. Поселившись в Калуге с мужем и новым защитником, Заруцким, она прожила здесь до начала 1611 г., уже под покровительством одного Заруцкого (Тушинский вор был убит в декабре 1610 г.) и с сыном Иваном, названным Дмитриевичем. До июня 1612 г. она находилась под Москвой, преимущественно в Коломне, где был и Заруцкий. После умерщвления Ляпунова она заставила Заруцкого и Трубецкого объявить ее сына наследником престола и вместе с Заруцким подослала убийц к Пожарскому, когда отпал от нее Трубецкой. Подступившее к Москве земское ополчение заставило Мнишек бежать сначала в Рязанскую землю, потом в Астрахань, наконец, вверх по Яику (Уралу). У Медвежьего острова она была настигнута московскими стрельцами и, скованная, вместе с сыном доставлена в Москву (июль 1614 г.). Здесь четырехлетний сын ее был повешен, а она, по сообщениям русских послов польскому правительству, «умерла с тоски по своей воле»; по другим источникам, она повешена или утоплена. В памяти русского народа Марина Мнишек известна под именем «Маринки безбожницы», «еретицы» и «колдуньи».

Действующие лица повествования

Марина Юрьевна Мнишек , царица Всея Руси, супруга царя Дмитрия I Ивановича, дочь польского воеводы Юрия-Ежи Мнишка.

Дмитрий I Иванович , царь Всея Руси (сын Ивана Грозного? Самозванец?), супруг Марины Юрьевны.

Мнишек Юрий-Ежи, кастелян Радомский, воевода Сандомирский, староста Львовский, Самборский, Сокальский, Санокский.

Мнишек Ядвига, из дома Тарлов, иначе - Ядвига из Щекажовиц, его супруга.

Мнишек Зигмунт, их сын, брат Марины Юрьевны.

Мнишек Франтишек Бернард, их сын, брат Марины Юрьевны.

Вишневецкая Урсула, княгиня, их старшая дочь, супруга князя Константы Вишневецкого.

ГОДУНОВЫ:

Борис Федорович , царь Всея Руси.

Арина Федоровна , царица Всея Руси, супруга царя Федора Иоанновича (в монашестве инокиня Александра).

Мария Григорьевна , урожденная Скуратова, дочь сподвижника Грозного Малюты Скуратова, царица Всея Руси, супруга Бориса.

Федор Борисович , сын Бориса Федоровича и Марии Григорьевны, царь Всея Руси.

Ксения Борисовна , царевна, дочь Бориса Федоровича и Марии Григорьевны (в монашестве - Ольга).

Василий Иванович , царь Всея Руси.

Иван Иванович , по прозвищу Пуговка, боярин, брат царя.

Дмитрий Иванович , боярин, брат царя.

РОМАНОВЫ:

Михаил Федорович , царь Всея Руси, сын Федора Никитича (патриарха Филарета).

Великая Старица Марфа , его мать (в миру - Ксения Ивановна Шестова, костромская дворянка).

Мария Федоровна Нагая , царица Всея Руси, последняя супруга Ивана Грозного, мать последнего его сына Дмитрия (в монашестве - Марфа).

ДУХОВНЫЕ ЛИЦА:

Иов , патриарх Всея Руси.

Игнатий , патриарх Всея Руси.

Филарет (Федор Никитич Романов, боярин), патриарх Всея Руси. Отец избранного в 1613 г. царя Михаила Романова.

Острожский Константы , князь.

Острожская Урсула , княгиня, супруга князя Константы, сестра Ядвиги Мнишек.

Ярошек , доверенный дворецкий князя Острожского.

Паисий , монах, состоявший при царевиче Дмитрии.

Беата Зелинъска , племянница князя Константы Острожского.

Зайончковский Адам , библиотекарь в Острожском замке.

Симон Блох , итальянский лекарь в Острожском замке.

Зигмунт (в старорусском написании - Жигимонт, в современной транскрипции - Сигизмунд) III, польский король.

Густав , принц шведский, сын шведского короля Эрика XIV (в старорусском написании - Густав Ирикович).

Сапега Лев , польский канцлер.

Басманов Петр , боярин.

Бучиньские Ян и Станислав , братья, секретари Дмитрия I Ивановича в Москве.

Власьев Афанасий Иванович , думный дьяк.

Рангони , представитель папской курии в Польше, нунций.

Заруцкий Иван , казачий атаман.

Хворостинин Иван Дмитриевич , князь, стольник.

Шереметев Федор Иванович , боярин.

И многие другие.

Вместо предисловия

Господи! Господи Иисусе! Да что же это? Младенчика вешать! Махонького! Младенчи-и-и-ка!

Окстись, соседка! Какого еще младенчика?

Бирюч кликал - всем к заставе Серпуховской бежать. Там, надобыть, виселицу сколотили.

Виселицу-то чего сколачивать? Испокон веков там стоит. Подправить разве что - для мальца.

А младенчик-то чем завинился?

От-те бабы! Николи ничего толком не уразумеют. Какой вам младенчик - Ивашка-воренок, вот кто!

Сразу уж и воренок! Сколько мальчоночке-то?

Сотник сказывал: на ноги встал, за подол мамки держится.

Года три, значит!

Все едино: иродово семя. Маринки-еретицы отродье. Государь наш Михаил Федорович приговорил: чтоб ему не быть.

Чего брешешь, дядя! Царь наш молод в дела входить. Не иначе Великая Старица, родительница царская, решила. Ее нынче власть - ее и приказ.

Нишкни, парень! А то как бы к тебе места обок Воренка не сыскалось. У палача петельки конопляные всегда про запас есть.

Марина Мнишек

Мари́на (Мариа́нна) Ю́рьевна Мни́шек , (польск. Maryna Mniszech , Мнишех ) (ок. - ) - польская графиня, дочь сандомирского воеводы Ежи Мнишека и Ядвиги Тарло , жена Лжедмитрия I , венчанная с ним в мае , незадолго до его гибели, и коронованная как русская царица (единственная женщина, коронованная в России до Екатерины I); затем жена выдававшего себя за него Лжедмитрия II . Авантюристка, активно участвовавшая во всех основных событиях Смутного времени . Изукрашенное романтическими рассказами знакомство Мнишек с Лжедмитрием произошло около г., и тогда же последний, после своей известной исповеди, был помолвлен с нею. Быть женой неизвестного и некрасивого бывшего холопа Марина согласилась вследствие желания стать царицей и уговоров католического духовенства, избравшего её своим орудием для проведения католичества в «Московию». При помолвке ей были обещаны самозванцем, кроме денег и бриллиантов, Новгород и Псков и предоставлено право исповедовать католичество и выйти за другого, в случае неудачи Лжедимитрия.

Здесь четырёхлетний её сын был повешен, а она, по сообщениям русских послов польскому правительству, «умерла с тоски по своей воле »; по другим источникам, она повешена или утоплена. Кроме того, существует версия, что Марина Мнишек была заточена в Круглой (Маринкиной) башне Коломенского Кремля , где и скончалась.

В памяти русского народа Марина Мнишек известна под именем «Маринки безбожницы», «еретицы» и «колдуньи»: «А злая его (Лжедимитрия) жена Маринка безбожница сорокой обернулася // И из палат вон она вылетела». От Марины сохранились многочисленные письма к отцу, королю и папе, и дневник.

Марина (Марианна) Юрьевна Мнишек (польск. Maryna Mniszech; Maryna Mniszchówna; Marianna Mniczech). Родилась в 1588 году в Ляшках Мурованых - умерла в 1614 или 1615 году. Русская царица (май 1606). Жена Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.

Марина (Марианна) Мнишек родилась около 1588 года в Ляшках Мурованых (Laszki Murowane; ныне село Мурованое в Старосамборском районе Львовской области Украины) - в родовом замке Мнишеков.

Отец - Юрий (Ежи) Мнишек (польск. Jerzy Mniszech; 1548-1613), государственный и военный деятель Речи Посполитой, польский магнат, кравчий великий коронный (с 1574 года), каштелян радомский (с 1582 года), воевода сандомирский (1590-1613), староста львовский (1593), самборский, сокальский, санокский, рогатинский.

Мать - Ядвига Тарло-Мнишек (польск. Jadwiga Tarło-Mniszech; 1560/1570-1629), дочь королевского секретаря Миколая Тарло и Ядвиги Стадницкой. Принадлежала к знатному польскому дворянскому роду Тарло, восходящему к началу XV века.

Марина родилась в знаменитом замке. Первое упоминание о Ляшках Мурованых датируется 1374 годом, как о владении рыцарей Гербуртовых, приехавших из Моравии. В 16-м веке Ляшки Мурованы принадлежали известной польской дворянской фамилии Тарло герба «Топор». Тарло построили в Ляшках Мурованых родовой замок, а в 1531 году там поселился Анджей Тарло. Ляшки Мурованы, наряду с некоторыми другими владениями, стали так называемым вяно (польск. wiano - подарок на свадьбу) брака Ядвиги Тарло и Юрия Мнишека, родителей Марины. До 1815 года Ляшки Мурованы принадлежали роду Мнишеков.

Юрий Мнишек и Ядвига Тарло - родители Марины Мнишек

Родившись в очень богатой семье, Марина получила отличное домашнее образование. Известно, что в ее воспитании участвовали цистерцианцы (от лат. Ordo Cisterciensis, OCist), т.н. белые монахи, представители католического монашеского ордена, ответвившегося в XI веке от бенедиктинского ордена (иногда цистерцианцев называют бернардинцами).

Личная жизнь Марины Мнишек:

В 1604 году Константин Вишневецкий повёз в Краков, чтобы представить его королю Речи Посполитой Сигизмунду ІІІ. По пути Вишневецкий заехал в Самбор к своему тестю, воеводе сандомирскому Юрию Мнишеку, представив ему Лжедмитрия I. В Самборе Лжедмитрий познакомился с семейством Юрия Мнишека, в том числе и с его младшей дочерью Мариной Мнишек.

Юрий Мнишек был по натуре авантюристом и с готовностью поддержал затею Вишневецких. К тому же, Лжедмитрий стал оказывать знаки внимания его дочери Марине. Исследователи сходятся в том, что никаких корыстных соображений у самозванца не было - он действительно влюбился в гордую и высокомерную польскую красавицу.

Марина Мнишек, которой ко времени встречи с Лжедмитрием было около 16 лет, была авантюристкой под стать отцу. Она мечтала о славе, власти и богатстве. Робкий и некрасивый выходец из России не вызвал у неё ничего, кроме насмешки, однако отец нарисовал ей блистательную картину её превращения в русскую царицу. И она проявила к нему свою благосклонность.

При помолвке ей были обещаны самозванцем, кроме денег и бриллиантов, Новгород и Псков и предоставлено право исповедовать католичество и выйти за другого в случае неудачи Лжедимитрия.

Лжедмитрий I въехал в Москву 20 июня 1605 года под праздничный звон колоколов и приветственные крики толп. 30 июля 1605 года новоназначенный патриарх Игнатий венчал его на царство.

В ноябре 1605 года состоялось обручение Марины с Лжедмитрием, которого представлял дьяк Власьев (обручение per procura, «через представителя», или «в лице представителя»).

24 апреля (3 мая по новому стилю) 1606 года Марина с большой пышностью, сопровождаемая отцом и многочисленной свитой, въехала в Москву.

Вместе с Мариной в Москву прибыло много итальянских, шведских, немецких купцов с дорогими товарами, в том числе, приехал и Станислав Немоевский - специальный посланник королевы Анны, который привёз на продажу Лжедмитрию её драгоценности (алмазы, рубины и т.п. на 69 тысяч злотых).

Лжедмитрий вручил ей шкатулку с драгоценностями в качестве свадебного подарка, она стоила порядка 500 тысяч золотых рублей. Кроме того, ещё 100 тысяч было отправлено в Польшу для уплаты долгов Марины.

Для Марины и её свиты под Москвой были разбиты два шатра, для въезда царь подарил своей невесте карету, украшенную серебром и изображениями царских гербов. В карету были впряжены 12 коней серых в яблоках, причём каждого вели под узцы царские подручные. Встречали будущую царицу воеводы, князья и толпы московского люда, а также оркестр из бубнов и труб.

Через пять дней, 8 мая 1606 года, Марина Мнишек была коронована царицей и совершилось бракосочетание. На коронацию, по её собственным воспоминаниям, Марина отправилась в подаренных женихом санях с серебряной упряжью, обитых бархатом, украшенным жемчугами, с подбитой соболями полстью. В церковь вёл красный парчовый ковёр, царь и царица, одетая «по-московски» в вишнёвый бархат, украшенный жемчугом, трижды целовали корону и крест, после чего Марина приняла миропомазание «по греческому обряду», и была коронована. Ей также были вручены символы власти - скипетр и крест.

К слову, Марина Мнишек впервые привезла в Россию вилку . На свадебном пиру в Кремле демонстративное использование вилки шокировало русское боярство и духовенство. В дальнейшем вилка, как символ нерусского происхождения Лжедмитрия (в то время использовали только ложки), стала поводом для недовольства противников Лжедмитрия.

Как русская царица она получила имя Мария Юрьевна. Она царствовала в Москве около недели.

17 (27) мая 1606 года Лжедмитрий I был убит в результате заговора, организованного . Саму Марину не убили только потому, что она сначала не была узнана, а затем защищена боярами. Далее ее отправили к отцу.

После смерти мужа начинается её бурная и полная лишений жизнь, во время которой она показала много твёрдости характера и находчивости.

В августе 1606 года Василий Шуйский поселил всех Мнишеков в Ярославле, где они прожили до июля 1608 года. В состоявшемся тогда перемирии России с Польшей было, между прочим, постановлено отправить Марину на родину, с тем, чтобы она не называлась русской царицей.

На пути она была перехвачена Зборовским и доставлена в Тушинский лагерь. Несмотря на отвращение к Лжедмитрию II (Тушинскому вору), Марина тайно обвенчалась с ним (5 сентября 1608 года) в отряде Сапеги и прожила в Тушине более года. С новым мужем, как видно из её писем к Сигизмунду и папе, жилось плохо. Но стало ещё хуже после его бегства из Тушина 27 декабря 1609 года.

Опасаясь быть убитой, Марина в гусарском платье, с одной служанкой и несколькими сотнями донских казаков, бежала в феврале 1610 года в Дмитров к Сапеге, а оттуда, когда город был взят русскими, в Калугу, к Тушинскому вору.

Через несколько месяцев, после победы Жолкевского над русскими войсками, она появляется с мужем под Москвой, в Коломне, а по низвержении Шуйского ведёт переговоры с Сигизмундом о помощи, для занятия Москвы. Между тем москвичи присягнули Владиславу Сигизмундовичу, и Марине было предложено отказаться от Москвы и ограничиться Самбором или Гродно. Последовал гордый отказ, и с ним прибавилась новая опасность - быть захваченной поляками.

Поселившись в Калуге с мужем и новым защитником, атаманом Заруцким, она прожила здесь до начала 1611 года, уже под покровительством одного Заруцкого (Тушинский вор был убит в декабре 1610 года) и с сыном Иваном («Ворёнок»), называвшимся Дмитриевичем.

До июня 1612 года она находилась под Москвой, преимущественно в Коломне, где был и Заруцкий. После умерщвления Ляпунова она заставила Заруцкого и Трубецкого объявить её сына наследником престола и вместе с Заруцким подослала убийц к Пожарскому, когда отпал от неё Трубецкой. Подступившее к Москве земское ополчение заставило Марину бежать сначала в Рязанскую землю, потом в Астрахань, наконец вверх по Яику (Уралу).

Смерть Марины Мнишек:

У Медвежьего острова она была настигнута московскими стрельцами и, скованная, вместе с сыном, доставлена в Москву в июле 1614 года. Там ее трёхлетний сын был повешен, а она, по сообщениям русских послов польскому правительству, «умерла с тоски по своей воле». По другим источникам, она была повешена или утоплена.

Имеется предание, согласно которому Мнишек перед своей смертью якобы прокляла род Романовых , будто бы предсказав, что ни один из Романовых никогда не умрёт своей смертью и что убийства будут продолжаться, пока все Романовы не погибнут. Кроме того, существует версия, что Марина Мнишек была заточена в Круглой (Маринкиной) башне Коломенского Кремля, где и скончалась.

Сохранились многочисленные её письма к отцу, королю и Папе Римскому. Известен и так называемый «Дневник Марины Мнишек» , составленный, однако, не ею (и даже не от её лица), а человеком из её свиты. Название «Дневник Марины Мнишек» появилось с легкой руки Николая Устрялова, которое он применил в его работе «Сказания современников о Дмитрии Самозванце. Часть IV. Дневник Марины Мнишек и польских послов» в 1834 году. Однако в предисловии он указывает, что рукопись написана неизвестным поляком, бывшим в свите Марины. Рукопись была получена Устряловым от неназванного «любителя отечественной истории» и была взята «из манускриптов учёного Албетранди». О Марине Мнишек в «Дневнике» говорится в третьем лице.

Образ Марины Мнишек в искусстве:

Марина Мнишек - центральный персонаж трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1825). Ее образ Пушкин расценивал как художественную удачу трагедии и намеревался вернуться к этой исторической фигуре в других произведениях.

Марина Мнишек - героиня цикла пьес драматурга Константина Скворцова, посвященных Смутному времени.

Главная героиня повести «Царица смуты» Леонида Бородина.

У Велимира Хлебникова есть поэма «Марина Мнишек».