Ж.Б. Мольер "Мещанин во дворянстве": описание, герои, анализ произведения. Характеристика героя доримена, мещанин во дворянстве, мольер

Комедия «Мещанин во дворянстве » была написана Мольером по заказу Людовика XIV. Предыстория ее создания такова. Когда в 1699 году в Париж прибыло турецкое посольство, король принял его со сказочной роскошью. Однако турки, с их мусульманской сдержанностью, не выразили никакого восхищения по поводу увиденного ими | великолепия. Более того, турецкий посол заявил, что на коне его господина драгоценных камней больше, чем на короле Франции.

Обиженный король захотел увидеть на театральных подмостках зрелище, в котором бы высмеивались турецкие церемонии. Таков был внешний точок к созданию пьесы. Первоначально придумал одобренную королем сцену посвящения в сан «мамамуши», из которой выросла в дальнейшем вся фабула комедии. Однако впоследствии, талантливый драматург изменил первоначальный замысел и комедия, перестав быть сатирой на турецкие обычаи, стала сатирой на современные нравы дворянства и невежество мелких буржуа. В центре комедии - ограниченный и тщеславный мещанин Журден, во что бы то ни стало желающий стать дворянином. Он, как и тысячи подобных ему буржуа, пытается усвоить дворянские манеры, язык и нравы, приблизиться к тем, от кого его отделяло дворянское происхождение.

Дворянство , переживавшее в то время экономический и моральный упадок, все еще сохраняло авторитет, сложившийся на протяжении многих веков. Дворяне оставались хозяевами положения в государстве, не имея на то ни морального права, ни материальных возможностей. Они могли кичиться своими славными предками, светскими манерами, приближенностью к царствующей особе, но не более того: реально их место со временем должны были занять представители буржуазии.

В комедии дворянство представлено двумя персонажами: граф Дорант и маркиза Доримена. Граф Дорант имеет благородное происхождение, изысканные манеры, подкупающую внешность. Но при этом он нищий авантюрист, мошенник, ради денег готовый на любую подлость, даже на сводничество. Господина Журдена он называет любезным другом. Он готов хвалить его манеры, его внешний вид: « Вид у вас в этом костюме безукоризненный. У нас при дворе нет ни одного молодого человека, который был бы так же сложен, как вы». Дорант « признается », что он имел необычайно сильное желание повидаться с Журденом, более того, замолвил о нем словечко в королевской опочивальне. Затем, подкупив грубой лестью, граф любезно осведомляется о величине своего долга, а потом бессовестно просит еще взаймы. Действуя как тонкий психолог, Дорант говорит, что множество людей с радостью дали бы ему взаймы, «.. .но вы мой лучший друг, - говорит он Журдену, - и я боялся, что обижу вас, если попрошу у кого-нибудь еще». Этот разговор происходит на глазах у жены Журдена, поэтому истинные причины, породившие дружбу дворянина и мещанина, здесь не раскрываются. Наедине с Журденом Дорант сообщает, что маркиза отнеслась к его подарку благосклонно и тут выясняется, что Журден не только манерами и обхождением стремится быть похожим на дворянина, вдобавок ко всему он еще воспылал «неземной страстью » к прелестнейшей маркизе и, следуя советам графа-сводника, пытался привлечь ее внимание подарками. Однако граф сам влюблен в Доримену, и, будучи стесненным в средствах, использует средства и возможности Журдена, а также его глупость и доверчивость только с одной целью - самому добиться благосклонности маркизы.

Изображая буржуа , Мольер делит их на три группы: те, кому были свойственны патриархальность, косность, консерватизм; люди нового склада, обладающие чувством собственного достоинства, и, наконец, те, кто подражает дворянству.

К первой группе в комедии относится жена Журдена, истинная представительница дворянства. Это здравомыслящая, практичная женщина с чувством собственного достоинства. Она всеми силами пытается противостоять мании своего мужа, его неуместным претензиям: « Ты помешался на всех этих причудах, муженек. И началось это у тебя с тех пор, как ты вздумал водиться с важными господами ». Все усилия госпожи Журден направлены на то, чтобы очистить дом от непрошеных гостей, живущих за счет ее мужа и использующих его доверчивость и тщеславие в своих целях: « Вот что, гони-ка ты своих учителей в шею со всей их тарабарщиной ». Хотя госпожа Журден не брала уроков фехтования, она смело парирует изысканные замечания и вопросы графа Доранта. «А где же ваша уважаемая дочка? Что-то ее не видно», - угодничает граф. Госпожа Журден, не склонная поддаваться подкупающей лести, отвечает: «Моя уважаемая дочка находится именно там, где она сейчас находится».

В отличие от своего мужа , она не питает никакого почтения к дворянскому званию и предпочитает выдать дочь замуж за человека, который был бы ей ровней и не смотрел бы свысока на ее мещанскую родню:

  • «От неравного брака ничего хорошего не жди. Не желаю я, чтоб мой зять стал попрекать мою дочь родителями и чтоб их дети стыдились называть меня бабушкой». В этом человеческом желании жены господин Журден усматривает мелочность души. «Тебе бы век прозябать в ничтожестве», - упрекает он ее.
  • Возможность приблизиться к знатным людям - счастье для него, все его честолюбие подталкивает его к достижению сходства с ними, вся его жизнь - это стремление им подражать. Мысль о дворянстве овладевает им полностью, и в своем умственном ослеплении он теряет даже правильное представление о мире, доходит до душевной низости и начинает стыдиться своих родителей. При этом господин Журден действует и рассуждает себе во вред. Его дурачат все, кому вздумается: учителя, портные и подмастерья, граф Дорант, Клеонт и его слуга Ковьель. Грубость, невоспитанность, невежество, вульгарность языка и манер господина Журдена контрастируют с его претензиями на дворянское изящество и лоск. Так, например, после урока философии, не дождавшись костюма от портного, Журден отчаянно вопит:

  • «Чтоб его лихорадка замучила, этого разбойника портного! Чтоб его черт подрал, этого портного! Чума его возьми, этого портного!»
  • Хотя всего за несколько минут до того господин Журден писал полное любовного восторга письмо к маркизе: «Прекрасная маркиза! Ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви». Несмотря на все это, Журден вызывает искренний смех, а не отвращение. В отличие от, других выскочек-буржуа, он преклоняется перед дворянством бескорыстно, по неведению, как своего рода мечте о прекрасном.

    Дочь Журдена Люсиль и ее жених Клеонт - люди нового склада. Люсиль получила хорошее воспитание, она любит Клеонта за его достоинства. Потому, не зная о задумке возлюбленного и его слуги, искренно возмущается и сопротивляется попытке отца выдать ее замуж за сына турецкого султана: «Нет, батюшка, я уже вам сказала, что нет такой силы, которая принудила бы меня выйти замуж за кого- | нибудь, кроме Клеонта». Клеонт благороден не по происхождению, а по характеру, он честный, правдивый, любящий. Он утверждает, что стыдиться своих родителей, выдавать себя не за того, кем ты есть на самом деле, - признак душевной низости. Клеонт уверен, что только душевное благородство человека и его разумное поведение в обществе являются истинными. По его мнению, всякий обман бросает на человека тень.

    В образе Клеонта воплотился идеал классицизма: истинно благородным человеком мог быть только тот, кто в своем поведении руководствовался требованиями разума, исходил из того, что принято было считать добром. То, что в финале комедии Журден попался на уловку разумного Клеонта и его находчивого слуги Ковьеля, должно было свидетельствовать о превосходстве разума: Журден согласился на брак дочери. Справедливость восторжествовала.

    Если домашнее задание на тему: » Образы главных героев в пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

     
    • Свежие новости

    • Категории

    • Новости

    • Сочинения по теме

        1.Упростить выражение: Ctg2(3п/2- X)/(1 +Tg2X) 1) ctg2X; 2) tg2 X; 3) sin2X 4) cos 2 X 2. Упростить: (Cos2(п/2 + X) –

    Для литературного процесса XVII века было характерно направление классицизма, в котором отображались черты античной литературы. Пьеса Мольера «Мещанин во дворянстве» является своеобразным эталоном литературного направления этого периода.

    Характеристика образа Журдена

    Главный герой пьесы « Мещанин во дворянстве» - Журден, стал своеобразным зеркалом, в котором автор отразил все недостатки и пороки общества. Журден достаточно пожилой купец, к которому однажды пришло непреодолимое желание стать частью аристократического общества.

    Главный герой начал полностью перестраивать свою жизнь и старые привычки, чтобы максимально походить на дворянина. Он нанимает учителя и учится танцевать, подобно светским господам, обустраивает свою квартиру по примеру модных салонов, одевается в одежду из дорогих материалов, заказанных за границей, ищет для своей дочери жениха с благородной родословной.

    Но это не помогает Журдену влиться в вожделенное общество, так как все его действия на пути достижения своей цели, вызывают всего лишь насмешку окружающих. Ведь что может быть более забавным, чем необразованный торговец, вообразивший себя дворянином.

    Близкие люди пользуются им в личных целях: дочь и жена требуют новых дорогих нарядов, дабы соответствовать будущему аристократу. Для того чтобы выдать дочь за любимого человека, супруга Журдена разыгрывает настоящий спектакль для своего мужа.

    Малообеспеченного жениха наряжают турецким султаном, за которого, согласно сценарию и должна выйти замуж дочка. Журден, настолько вжился в роль аристократа, что не видит в султане бедного парня Климента, просившего еще месяц назад руки его чада.

    Во всем подыгрывая высшему сословию, Журден представляет собой не больше, не меньше, чем неудачную карикатуру на него. Наверное, его образ вызывал бы насмешку не одного поколения читателей, если бы не прозрение, которое случилось у Журдена в конце пьесы.

    Он осознал, что всю жизнь стремился к чему-то более возвышенному, чем каждодневная суета, и выбрал ошибочный путь, желая наследовать дворянство. Журден понял, что фактически всю свою жизнь прожил прозаично, в то время как его душа желала лирики.

    В этот момент главного героя становится по- настоящему жалко. Однако это чувство сменяется радостью за него наконец- то он прозрел и посмотрел на мир совершенно другим взглядом.

    Смысл повести

    В пьесе «Мещанин во дворянстве» помимо людей, желающих приравняться к высокопоставленному обществу, высмеивается и сама аристократия, вместе с ее бессмысленными и пустыми законами жизни.

    Игра Журдена в дворянство это фактически показательное выступление для высшего сословия, ведь иногда и сами они со своими выдуманными правилами хорошего тона, и безвкусицей в некоторых вещах, смотрятся так же комично, как и главный герой пьесы.

    Изначально комедия «Мещанин во дворянстве» была написана по заказу Людовика 14. Дело происходило так. Однажды король принимал у себя в гостях турков. Все было роскошно: от украшения зала до еды. Туркам, как ни странно, все это не понравилось. Людовик, конечно же, обиделся на них и приказал написать произведение, где будут высмеиваться представители турецкого народа. Мольер немного сдвинулся пути и в итоге комедия вышла об высмеивании современного дворянства.

    В комедии помимо центрального персонажа – Журдена, есть и второстепенные. Это граф Дорант и маркиза Доримена.

    Внешняя характеристика Доранта довольно просто, как типичного представителя того времени. Граф был умен, очень привлекателен внешне, обладал галантными манерами, был учтив. Доранта мог похвастаться своим благородным происхождением. К сожалению, не все так красочно. В душе этот человек был гнилой. Был готов на все ради свой выгоды. Он довольно подлый и лицемерный. Главным для не были деньги. К Журдену он относился двулично, был « другом». Однако, это никак не проявлялась в действии. Красноречие лились из его уст только тогда, когда Доранту было выгодно это. Он мог расплыться в любезностях, но все было лживым.

    То, что граф говорил о Журдене, вызывало максимум – это смех. Дорант обожал комплименты, он приходил в восторг, когда его внешний вид считали лучшим. Из этого можно сделать вывод, что этот человек достаточно самолюбив. Мужчина постоянно говорил, что замолвит словечка за Журдена в королевских кругах. Журден, в силу своей наивности, не видел этой наигранной лести, считал Доранта человеком честным и порядочным. Все это происходило лишь для того, чтобы в очередной раз одолжить денег у податливого Журдена. В пьесе Дорант выступает неплохим психологом, он видит людей насквозь. Одалживая деньги, он говорил, что может позволить брать взаймы только у единственного лучшего друга. Мол, одолжить ему готовы все, но он доверяет только Журдену.

    Граф Дорант очень лживый и корыстный человек. Он ничего не делает просто так, все ради своей выгоды. Этот персонаж один из прототипов человека того общества. Увы, но таких, как Дорант, тогда было немало.

    Несколько интересных сочинений

    • История создания романа Герой нашего времени Лермонтова

      «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова является, по сути, социально-психологической картиной, раскрывающей целую эпоху. Все это писатель мастерски сумел соединить и заключить в лице одного героя – Печорина, личности неординарной и трагичной.

    • В русском языке слово дом многозначно. Одно из его значений - семья. Говоря о доме, мы имеем в виду и место, в котором живем, и людей, которые находятся рядом: родителей, братьев, сестер, родственников.

    Доримена

    Маркиза Доримена – представительница аристократии, вдова из комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”. За ней тайно ухаживают господин Журден и граф Дорант. Ради нее Журден готов научиться светским манерами и стать истинным дворянином. Он тратит безумные суммы на то, чтобы угодить маркизе, в то время как хитрый и циничный граф Дорант приписывает все эти растраты себе. Маркиза Доримена мила, но далека от идеала. Она с удовольствием принимает дорогие подарки и бриллианты, при этом жеманно добавляет, что не стоило так тратиться.

    То же самое происходит во время приема у господина Журдена, который по ее мнению устроил граф Дорант. Она не без удовольствия поглощает изысканные яства, при этом фальшиво говорит, что не стоило делать таких растрат. С появлением госпожи Журден, она надевает маску смущения и обиды, а затем удаляется, дабы не вносить смуту в честную семью. За ней следует граф Дорант и уговаривает вернуться, чтобы не пропустить представление, подготовленное в ее честь. В конце комедии, Дорант и Доримена решают скрепить свой союз у нотариуса, вызванного для Клеонта и Люсиль.


    (Пока оценок нет)

    Другие работы по этой теме:

    1. ДОРАНТ И ДОРИМЕНА Дорант и Доримеда – представители аристократии, те, кому так хочет подражать Журден. У графа Доранта высо­кое происхождение, безупречные манеры, но он на­стоящий...
    2. Сочинение на тему Главная мысль в произведении Мещанин во дворянстве В своем произведении “Мещанин во дворянстве” французский комедиограф Мольер поднял актуальную в то время проблему...
    3. Чем можно объяснить поступки Журдена Комедия – это не простой жанр. Создателем классической комедии считается Жан-Батист Поклен, более известный под псевдонимом Мольер. Его работы остроумны...
    4. ГОСПОЖА ЖУРДЕН Г-жа Журден и все остальное семейство противостоит Журдену. Г-жа Журден – истинная мещанка, вполне до­вольная своим положением. Обладая здравым смыс­лом, она не комплексует...