Наталья Муховикова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква [Д]»
Тема : Звук и буква Д .
Цель : познакомить детей со звуком и буквой Д .
Задачи :
Научить характеризовать звук [Д] по акустическим и артикуляционным признакам, анализировать слоги;
Упражнять в выделении звука [Д] в середине и начале слов;
Развивать у детей фонематические процессы;
закреплять понятия : слог, слово, предложение;
Тренировать в выкладывании схемы предложения;
Воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.
Оборудование : зеркала, таблица, обозначения звуков , предметные картинки, в названии которых присутствует звук [Д] , буква Д , дидактическое пособие «Звукарик » , пеналы для выкладывания схемы предложения.
1. Организационный момент.
Логопед : - Сядет тот, кто определит количество слогов в слове :
гамак, бал, Таня, муха, баня, малина, сова, лапа, бумага, сок, канава.
2. Объявление темы.
Логопед : - Послушайте слова. Какой 1-й звук в этих словах ?
Дети : - звук [Д] .
Логопед : - сегодня мы познакомимся со звуком [Д] .
3. Артикуляционная гимнастика. (выполняется перед зеркалом)
Заборчик – трубочка, почистим зубки (только нижние) .
Проговаривание чистоговорок.
Да-да-да –бежит вода.
Ду-ду-ду – тебя найду.
До-до-до – звучит гудок.
Ды-ды-ды – цветут сады.
Наш язычок готов к работе.
4. Акустико-артикуляционный образ звука .
Логопед : -Произнесите звук [Д] .
Хоровое и индивидуальное произнесение звука [Д] .
[Д] с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом : губы растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов.
Воздух не выходит свободно, он встречает преграду : язык и верхние зубы. Значит, звук Д - согласный , обозначать мы его будем фишкой синего цвета. А теперь послушайте, как твердо я произношу звук [Д] : Д-д-д.
Звук [Д] - согласный , твердый, будем обозначать синим цветом.
Несколько детей повторяют полную характеристику звука [Д] .
5. Связь звука и буквы .
Знакомство с буквой Д . Показ буквы . «Написать» букву Д в воздухе , а затем на столе пальчиками.
Предложить детям назвать предметы, на которые похожа буква Д .
Один ребенок находит букву среди других .
6. Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопай, не зевай!»
Дети должны хлопать в ладоши, когда услышат слоги со звуком [Д] , в ряду других слогов : да, му, ко, та, до, мы, ту, ду, по, да, ды, ка, ду и т. д.
7. Закрепление звука в слогах .
Затем логопед произносит утрированно слог ДА.
Совместно с детьми производит подробный анализ данного слога.
По следам анализа проводится игра «Живые слоги» .
Двое детей выходят к доске и становятся «живыми слогами» : логопед говорит, кто из них каким будет звуком , а дети выбирают соответствующее цветовое обозначение.
Логопед (ставит детей рядом и называет получившийся слог) :
Это слог ДА.
Оля у нас какой звук ? (Звук А .)
А Ваня у нас какой звук ? (Звук Д .)
Аналогично проводится звуковой анализ слога ДУ (выходят другие дети) .
Физкультминутка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки разведем,
И по кругу все пойдем
8. Закрепление звука в словах .
Определение места звука Д в словах :
Дыня, дом, посуда, дубы, подарок, карандаши, подушка, вода, и т. д.
Дети обозначают местонахождение звука в «звуковом домике » (ди-дактическая игра «Звукарик » ).
Логопед звук [Д] в начале слова ?
Дети : - две.
Л : - Назовите какие?
Дети : - Дыня и дубы.
Логопед : - Сколько картинок, в названии которых звук [Д] в середине слова?
Дети : - две.
Л : - Назовите какие?
Дети : - Карандаши и подушка.
9. Закрепление звука в предложениях .
Логопед : отгадайте, что я загадала.
Растут в лесу. У них есть : корни, ствол, ветки, листья.
Дети : - Дубы.
Логопед : - Придумайте предложение из 4-х слов.
Дети : - Дубы растут в лесу.
Логопед : - Какое 1-е слово?
Дети : - Дубы.
Логопед : - Какое 2-е слово?
Дети : - Растут.
Логопед : - Какое 3-е слово?
Дети : - В.
Логопед : - Какое 4-е слово?
Дети : - Лесу.
Можно сыграть в игру «Живое предложение» .
Логопед : Сколько слов в предложении?
Дети : - Четыре слова.
Логопед : - Назовите слово-действие?
Дети : - Растут.
Логопед : - Какое маленькое слово в предложении?
Дети : - В.
Логопед : - Маленькое слово В – это предлог.
Логопед : - Выложите схему предложения. А Паша у доски.
Логопед : - Какое 1-е слово?
Дети : - Дубы.
Логопед : - Какое 2-е слово?
Дети : - Растут.
Логопед : - Какое 3-е слово?
Дети : - В.
Логопед : - Какое 4-е слово?
Дети : - Лесу.
Логопед : - Посмотрите на доску и проверьте у вас так?
Дети : - Да.
Логопед : - Я показываю на слово не по порядку. А вы называете.
Логопед : - Молодцы.
Логопед : - Какое слово в предложении со звуком [Д]
Дети : - Дубы.
Логопед : - Где мы слышим в слове ДУБЫ звук [Д] (в начале, в середине, в конце?
Дети : - В слове дубы мы слышим звук [Д] в начале слова .
Логопед : - Какого цвета нужно взять квадрат, чтобы обозначить звук [Д] ?
Дети : - Квадрат синего цвета.
Логопед : - Возьмите квадрат и положите в начало слова.
Логопед : - Молодцы, все правильно положили.
16. Итог занятия .
Логопед : С каким звуком познакомились ? Какой это звук ?
Назовите слова с этим звуком .
Тема урока: Звуки [д] – [д, ]. Буквы «Д д».
ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающая (Образовательная):
− познакомить детей с согласными звуками [д], [д"], буквой д;
− вырабатывать навыки осознанного чтения;
Развивающая:
способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;
развивать произвольное внимание;
Воспитательная:
− способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей.
Ход урока
1. Организационный момент.
«Психологическая установка на работу»
Улыбнемся друг другу, дети. Всем, всем доброе утро! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, не мешай учиться!
Сейчас у нас урок обучения грамоте.!
Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой, научимся читать её, но не только её, но и слова, предложения, где эта буква будет встречаться.
2. Актуализация знаний.
Чтение с доски:
3.Знакомство с новыми звуками и буквой.
1.)-К нам на урок пришёл в гость
Сейчас прослушайте отрывок из сказки
Догадались, кто к нам пришёл? (« Доктор Айболит»
Учитель показывает портрет и рассказывает, какие ещё произведения он написал.(Краденое солнце, Муха цокотуха, путаница, Федорино горе, Мойдодыр ит.д)
Доктор Айболит нам предлагает сегодня познакомиться с новыми звуками и буквой.
А вот с какими новыми звуками и буквой нам предстоит познакомиться, вы определите сами. Помогите мне закончить предложение.
Тут наш... (дом).
Над домом... (дым).
У дома … (дерево).
Называется (дуб)
На дубе сидит (дятел)
К дому ведет... (дорожка).
У дома сидит … (дед).
Из тучки пошёл… (дождик).
Назовите только те слова, которые вы добавляли.
Какие первые звуки услышали в этих словах?
Что вы можете о них сказать?(Согласные, могут быть твёрдыми и мягкими).
Звуки [д] – [д, ] обозначаются буквой Д
Вот так выглядит буква Д.
Послушайте стихотворения о букве.
Д- с высокой крышей дом.
В этом доме мы живём.
На что похоже печатная буква Д?(печка,дом и т.д)
Помогите собрать букву.
У вас на парте лежат полоски составьте с помощью них букву Д.
2. Чтение слогов с буквой Д.
Откройте учебник стр.109.
Прочитаем слоги с новой буквой.
3. Физ. минутка.
4. Чтение слов, предложений.
Закройте глаза и послушайте шум моря
Мы очутились на море.
Ведь морской воздух нам даёт здоровье, и не только,откройте глаза
Откройте учебник рассмотрите иллюстрацию.
Кого вы видите? (Водолазы, сокровища).
Значит, на дне морском у нас может быть сокровища.
Посмотрите, что за странные люди под водой?
Кто знает, кто это?
Люди, которые плавают под водой их называют водолазы, они разыскивают сокровища и не только, изучают морское дно.
2. Чтение слов на стр.109.
Прочитаем слова в столбик.
Прочитаем текст
Откройте кассу букв и напечатайте слово.
Дом, Дима
4. Загадки. Деление отгадок на слоги.
Пройдет туда-сюда раз двести,
Хотя весь день стоит на месте.
(Дверь)
Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой-вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год.
(Декабрь)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду,
Пока он не уйдет.
(Дождь)
Не живая, а идет,
Неподвижна - а ведет.
(Дорога)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов.
(Душ)
Белый столб стоит на крыше,
И растет все выше, выше,
Вот он вырос до небес,
И исчез.
(Дым)
На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый,
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу.
(Дятел)
Итог урока.
- Доктор Айболит даёт нам совет, как правильно следить за своим здоровьем.
Послушайте его.
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не ленится-
На зарядку становится?
Чистить зубы, умываться,
Закалятся, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,
Сними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай. К врачу тебе пора.
Понравился вам совет Доктора Айболита.
− Что нового узнали, чему научились?
Самооценка собственной деятельности на уроке.
− Как вы сегодня поработали?
− Как вы думаете, кто у нас сегодня на уроке очень хорошо работал?
− Что интересного было на уроке?
Подготовила: учитель - логопед Голомаздина Юлия Александровна
г. Брянск. МБДОУ детский сад № 9 "Красная Шапочка"
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить с артикуляцией звуков [д], [д’];
- совершенствовать понятия о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков;
- совершенствовать умения в определении места звука в слове;
- познакомить с буквой Д.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, речевую активность, зрительное внимание, творческое воображение, память, мышление, общую, тонкую и артикуляционную моторику;
- упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: игрушка обезьяны, картинка дятла, предметные картинки, символы звуков, звуковые фишки, схемы для определения места звука в слове, манка, зеркала.
1. Организационный момент
Логопед: К нам сегодня на занятие пришёл гость, а кто это, вы узнаете, отгадав загадку:
Строит рожицы, играет,
На деревья залезает,
Чтоб потом на высоте
Покачаться на хвосте.
Длиннорукая, смешная
И проказница такая!
Жить не может без банана...
Кто же это? - ...обезьяна.
Логопед: Правильно, обезьяна. Посмотрите, какая она? (ответы детей). Её зовут Дуся. Какой первый звук слышится в её имени? [д]. Дуся узнала, что ребята в детском саду могут всё рассказать про этот звук, а он у неё самый любимый. Расскажем нашей гостье? Тогда проходите и садитесь на стульчики.
2. Основная часть
Логопед: Дуся живет в далекой теплой Африке, и она никогда не слышала как стучит дятел по дереву. Давайте мы ей покажем. Рот открыт, а язычок стучит по «бугорочкам». Возьмите зеркала и постучите как дятел д-д-д. Молодцы.
Логопед: Давайте дадим характеристику звуку [д]. Мы можем пропеть этот звук? Тянется ниточка? Почему? Значит какой он? (согласный). Звук [д] звонкий или глухой? (звонкий). Как мы можем узнать? Звук [д] твердый или мягкий? (может быть твердым и мягким). В кличке нашей гостьи он твердый - Дуся [д], а в слове дятел - мягкий [дь]. Какими цветами обозначаем твердый и мягкий согласный? Еще раз дадим характеристику звука [д]: согласный, звонкий, может быть твердым и мягким. Молодцы! Теперь Дуся знает как стучит дятел и характеристику ее любимого звука.
Логопед: Наша гостья очень игривая и любит звучащие предметы. И она принесла вам вот такие коробочки. Дуся посмотрит как вы с ними поиграете. Дети, вам нужно узнать, что звучит в коробочках. Слушайте внимательно и запоминайте. В первой коробочке рис, во второй - монетки, в третьей - манка, в четвертой - макароны. А сейчас коробочки перемешаем и поиграем.
Логопед : Дуся очень любит играть. И приготовила для вас игру «Сигнальщики». Она принесла вам сигнальные карточки, хочет с вами поиграть и узнать кто из вас самый внимательный. Я вам буду называть звуки. Если услышите звук [д] поднимаете синюю карточку, звук [дь] - зеленую. Возьмите в руки сигнальные карточки.
Слушайте внимательно: д, д, дь, д, дь, дь, д, дь, д, д, дь, д.
А теперь труднее: да, дя, до, ду, ди, да, де, ду, ды.
Еще труднее: дом, дело, дача, душ, дети, дупло, диван, день, дым.
Логопед: Молодцы, ребята! Вы были внимательными. Дусе очень понравилось играть с вами. А сейчас пришло время отдохнуть. Вставайте и выходите ко мне. Отдохнем вместе с Дусей.
Физ.минутка (музыкальное сопровождение)
Мы - веселые мартышки.
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,
И ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску.
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я цифру 3, —
Все с гримасами замри!
Логопед: Проходите и садитесь за столы. Наша гостья очень любознательная и любит рассматривать картинки. Она принесла их и вам. В названии картинок есть звуки [д] и [дь]. Но она не знает где они находятся. Дуся просит вас помочь определить место звуков в словах. Но будьте внимательны - звуки [д] и [дь] могут находится только в начале или середине слова. Я показываю картинку, вы называете что на ней изображено и определяете место звука в слове при помощи «мышки» и фишек (дом, дуб, 9, индюк, диван, радуга, гвозди, желуди, медаль, дельфин).
Логопед: Умницы. Дуся узнала где живут ее любимые звуки в словах. Ребята, а какой скоро праздник? (Новый год). Дуся написала письмо Деду Морозу, а как его подписать не знает. Давайте покажем нашей гостье какой буквой обознается звук [д], первый звук в ее имени. Посмотрите, это буква Д. На что она похожа? (ответы детей)
Буква Д - как будто дом,
Но всего с одним окном.
Логопед: Давайте покажем Дусе как нужно писать букву Д. Нарисуем букву Д на манке.
Логопед: Африка — это дом нашей обезьянки. Давайте научим Дусю выделять по порядку все звуки в слове ДОМ (звуковой анализ). Кирилл будет выполнять задание у доски, а остальные дети за столами. А потом проверим.
Сколько слогов в слове ДОМ? Почему?
Сколько звуков в слове ДОМ? Назовите
Дайте характеристику первому звуку, второму, третьему
Сколько гласных, согласных звуков?
Сколько твёрдых и мягких согласных?
Прочитайте слово по схеме.
3. Итог занятия
Логопед: Дусе очень понравилось заниматься вместе с вами. Теперь она все знает про любимый звук [д]. Но ей пора возвращаться в Африку. Какие задания вы сегодня выполняли? Какие были трудности? На прощание вспомним для мартышки слова с её любимым звуком.
Любовь Абрамова
Конспект занятия «Звук [Д] и буква Д»
Конспект занятия .
Тема : Звук и буква «Д»
ЦЕЛЬ : Формирование фонематического восприятия, навыков чтения и письма.
Задачи :
1. Формировать умения подбирать родственные слова.
2. Закрепить образ буквы «Д» .
3. Формировать навыки чтения и письма.
4. Закрепить знание правил орфографии. (правило написания предложения, слога «ши» , имён собственных)
5. Развивать навыки звуко-слогового анализа .
6. Развивать фонематическое восприятие, зрительное восприятие, слуховую память.
7. Воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование : Магнитная, маркерная доска, наборное полотно; картинки 5 домов (красный, синий с колокольчиком, синий без колокольчика, зелёный с колокольчиком, зелёный без колокольчика); тетради, раздаточные карточки для письма, ручки, большая и маленькая буква «Д» ; картинки : дым, душ, дубы, дуга, дупло, панда, радуга, заводы, схемы звуко -слогового анализа к ним; дед Буквоед и его помощники ; маркеры; символы родственных слов; изображения фей Фонетики и Графики.
I. Организационный момент.
Назовите любой согласный твёрдый звук .
II. Основная часть.
1) Введение в тему
Сегодня мы отправимся в страну феи Фонетики.
Кто живёт в этой стране? (гласные, согласные звуки )
Мы пойдём в гости к звуку «Д» . Но где его дом?
Посмотрите на карту.
Какие звуки живут в этом доме ? Как вы догадались? и т. д.
Действительно в этом доме живёт звук «Д» , потому что он согласный, твёрдый, звонкий.
2) Работа над родственными словами.
«Найди родственников слова «дом» .
Мы нашли с вами дом звука «Д» , чтобы войти в него нужно придумать родственные слова. (выставляются символы родственных слов и картинка дома)
Дом- домик-домишко-домище-домино-домашний-домовой-домовёнок-домосед-домохозяйка (уточнить значение слов)
Чем похожи все эти слова?
Дети повторяют слова все вместе.
3) Работа над фонематическим восприятием.
«Что лишнее?» .
В доме звука «Д» много разных предметов. Послушайте и скажите, что лишнее в доме звука «Д» ?
а) душ, полка, домино, дудочка Почему?
б) тапки, подушка, подарок, вода Почему?
4) Работа над звуко -слоговоговым анализом слов.
«Подбери к слову схему» .
Фея Фонетика просит вас отгадать её загадки.
Посмотрите, что это? (выставляются 4 схемы звуко-слогового анализа )
Затем на доске выставляются картинки. Логопед называет их : «Это дым, дубы, дупло, панда, радуга, душ, заводы, дуга.»
Найдите, какие слова к какой схеме подходят?
Дети должны подобрать схему для каждого слова и объяснить свой выбор.
III. Физкульминутка.
Логопед произносит звук , слог, слово. Дети поднимают руки вверх в виде круга на звук , на слог - держат 1 руку перед грудью, на слово - руки в стороны.
IV. Буква «Д»
1) Работа над зрительным восприятием.
«Найдите букву » .
Фея Графика прислала срочную телеграмму.
«Нужна ваша помощь. Дед Буквоед похитил букву… Помогите !»
Посмотрите, что лежит в мешке Буквоеда ? (в зашумлённом мешке большая и маленькая буква «Д» ) Дети выходят к доске и обводят букву указкой . (на доске выставляются буквы )
Давайте вернём большую и маленькую букву «Д» фее. Напишите большую и маленькую букву на карточке .
2) Работа над словом, чтение слов.
«Верните букву в слово » .
-Букву «Д» мы нашли вот она, большая и маленькая.
Давайте вернём её в слова. (1 ребёнок выходит к доске, вписывает букву и читает слово , затем читают все вместе)
«са…ы, …ыни, …аша, …анила, по…ушка, сол…ат, по…арок, лан. ыш» (сады, дыни, Даша, Данила, подушка, солдат, подарок, ландыш)
3) Работа над закреплением правил орфографии.
«Исправляем ошибки» .
У деда Буквоеда есть помощники . Вот они! Это Ошибкин, Помаркин и Кляксич.
Посмотрите, что они натворили с предложением. Фея Графика просит вас исправить ошибки и объяснить правила написания.
«у дашы дыни. данила стоит удома»
4) Работа в тетрадях.
Фея предлагает детям записать правильно написанные предложения в тетрадь.
«У Даши дыни. Данила стоит у дома.»
Фея благодарит детей за помощь.
V. Итог занятия .
У кого мы сегодня были в гостях?
Какой это звук ? Какие родственные слова мы находили?
Какую помощь вы оказали фее Графике? Какие правила орфографии вы вспомнили?
Публикации по теме:
Конспект НОД «Звук [Ш] и буква Шш. Ягоды» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Павлоградского муниципального района Омской области.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ж]. Буква Ж. Прописная буква в географических названиях» Цели занятий: познакомить детей с буквой Ж, научить уз- навать букву зрительно, читать с ней слоги и слова; дать представление о правиле.
Учитывая введение ФГОС, тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация.
НОД по обучению грамоте «Звук [и], буква «И» Цели. Закрепление знаний о механизмах организации звука (и).Развитие кинестетических ощущений на артикуляционный уклад звука (и).Координирование.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алькеевская основная общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»
Конспект урока обучения грамоте по теме:«Звуки [д], [д, ]. Буквы Д, д».
Камаретдинова Гузелия Нигатовна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Тема урока: «Звуки [д], [д, ]. Буквы Д, д».
Цель урока: познакомить со звуками [д], [д, ] и буквами «Д, д»; формировать навык правильного, слогового, выразительного, сознательного чтения.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления.
Форма урока: традиционный урок с использованием мультимедийных средств.
Планируемый результат обучения и формирование УУД:
П ознавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.
Р егулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.
Л ичностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
К оммуникативные УУД: формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль
Основные понятия: буквы «Д, д», звуки [д], [д, ].
Межпредметные связи: окружающий мир.
Элементы современных образовательных технологий:
здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание, игровые);
личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения);
проблемное обучение (частично – поисковое).
Программные средства: комплект методических пособий УМК «Перспектива».
- I. Организационный момент.
Динь-динь-дон -
Звенит звонок,
Начинается урок.
Мы сидим за партой стройно -
И ведём себя спокойно.
- II.
Актуализация знаний.
- 1. Знакомство со звуками [д], [д"]
- 4. Знакомство с буквами Д, д.
- Чтение слов с буквой д. (слайд №6)
- 2. Чтение текста. Чтение про себя. Чтение вслух. (стр.12)
Ребята, сегодня мы вновь отправляемся в страну, где живут буквы и звуки.
Давайте вспомним, чем отличаются звуки и буквы?
(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем)
1. Игра «Звук, буква»
Давайте поиграем в игру «Звук, буква».
Когда я называю звук, вы хлопаете, букву – топаете.
[р], ка, [н"], эм, [т], [з"], вэ, [к], эс, [л"], эн
2. Повторение пройденного о звуках.
Море шумит (ш-ш-ш)
Чайки кричат - (а-а-а)
Мухи звенят - (з-з-з)
Ветер воет – (у-у-у)
Что вы произнесли? (звуки).
Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
Чем отличаются гласные звуки от согласных?
III . Самоопределение темы урока.
Представьте, что у вас в руках дудочка. (Дети подносят руки ко рту, имитируя игру на дудочке)
Как дудят в дудочку? (ду-ду-ду)
Поиграют только мальчики. (Ду-ду-ду)
Какой новый звук слышим в начале каждого слова? (Звук [д])
А теперь зазвенел колокольчик. Как он звенит? (Динь-динь-динь).
Повторят только девочки. (Динь-динь-динь)
Какой звук слышим в начале слов? (Звук [ д"])
Кто может назвать тему урока? (Согласные звуки [д], [д"], буквы Д, д)
Чему мы должны научиться на уроке? (Различать звуки [д] и [д"], узнать все о букве Д, читать слоги, слова и предложения с буквой Д.)
IV. Изучение нового материала.
Помогите мне закончить предложения (слайд №1)
Тут наш... (дом).
Над домом... (дым).
У дома … (дерево).
На дереве... (дупло).
У дупла... (дятел).
К дому ведет... (дорожка).
У дома сидит … (дед).
Что интересного заметили? (Все слова начинаются со звуков [д], [д"])
Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки.
Поработаем в парах. Составьте звуковые схемы слов дом и дерево. Какие звуки мы должны отыскать в этих словах? ([д], [д"])
(Учащиеся в парах составляют схемы) (слайд №2,3)
Сколько слогов в слове дом?
Сколько слогов в слове дерево?
На какой слог падает ударение?
В каком слове [д], а в каком [д"].
Давайте расскажем все о звуках[д], [д"].
([д] – согласный, твердый, звонкий; [д"] – согласный, мягкий, звонкий)
2.Знакомство с парным звуком.
(Мы услышали новый звук [т])
Действительно вы услышали новый звук.
Как вы думаете, что можно сказать про звуки «дэ» и «тэ»?
Молодцы! Такие звуки называются парными звонкими и глухими согласными.
- Назовите предметы в классе, в названии которых есть звуки [д], [д"]
(Дверь, доска, одежда, подоконник)
Придумайте свои слова со звуками [д] и [д"].
3. Игра "Поймай звук".
[Д] - встают мальчики. [Д"]- встают девочки.
Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, дружба, девочка, дочка, добро.
Кто из вас знает, как правильно называется буква, которой обозначаются звуки [д], [д"]? (Буква дэ)
Посмотрите, как выглядит буква Д. (слайд №4)
А почему их две? (Заглавная – используется в начале предложения, в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, рек и т.д., строчная – в написании других слов)
На что похожа буква Д?
Этот домик - буква Д.
В домике - окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке - кошка.
5. Чтение слогов со звуком [д], [д’]. (слайд №5)
- Прочитаем хором с экрана.
Прочитайте сначала слоги с согласного твердого звука, а потом с согласного мягкого.
V . Физминутка
VI . Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Где были дети?
Что они увидели?
Откуда вырос дубок?
Зачем оберегали старые дубы молодого дубка?
Какой можно подобрать заголовок к этому тексту?
VII . Включение в систему знаний и повторение.
Работа на карточках.
1.Распредели буквы по группам разными способами
Д, Г, Б, Ф – заглавные буквы
в, п, к, т – строчные буквы
Д, Г, Б, в - звонкие согласные
Ф, п, к, т – глухие согласные
2.Игра «Третий лишний».
(а, э, ы -лишняя ы
и, о, у – лишняя и
т, д, к – лишняя к)
Игра «Найди букву».
- VIII. Итог урока. Рефлексия.
С какой буквой познакомились на уроке?
Расскажите все о букве Д
(Буква Д согласная, обозначает два звука: [д] – согласный, твердый звонкий и [д"] – согласный мягкий звонкий. Образует пару с буквой Т по звонкости-глухости.)
Так к какой группе мы должны отнести Д?
К группе согласных букв, обозначающих звонкие звуки)
Кто считает, что он хорошо потрудился на уроке – похлопайте в ладоши.