За что Иисус критиковал фарисеев, саддукеев и книжников? Книжники, фарисеи и саддукеи — кто они

Во времена Иисуса Христа книжники и фарисеи являлись религиозными руководителями еврейского народа, его духовными наставниками и отцами. Они создали свою, особую систему понимания и исполнения Закона Божьего. Много сил и труда они положили на возведение своего авторитета, как непогрешимой касты людей, близко стоящих к Богу. И вдруг Иисус Христос выступил с резкой критикой этой касты, объявив, что фарисейская праведность ничего не стоит. Иисус Христос показал, что все придуманные фарисеями церемонии, и даже показное исполнение Закона Божьего, не могут сделать книжников и фарисеев святыми (на что они претендовали) , так как они не имели спасительной веры в Бога, не были чисты сердцем, кротки характером и т. д. , как это требовал Иисус Христос. Своим образом жизни фарисеи не могли достичь праведности и не могли души свои привести в соответствие с Божьей волей, потому что их правоверность основывалась на формальном соблюдении Закона Божьего и была лишена любви, смирения, сострадания и т. д. По словам Иисуса Христа, фарисеи и книжники не могли спасти мир от гибели, так как уподобились соли, которая потеряла свой вкус и силу. Думая что служат Богу, фарисеи на самом деле служили самим себе, при этом формально исполняя Закон Божий. Их праведность состояла в схематичном, поверхностном, формальном соблюдении закона, и была направлена в первую очередь для удовлетворения своих собственных честолюбивых и эгоистических потребностей. Они соблюдали закон по своему усмотрению, обставляя свои действия оправданием своего произвола. А Закон Божий был свят и совершенен, как Господь, и требовал от людей праведности и справедливости при его исполнении. А праведность фарисеев состояла в служении самим себе, что прикрывалось внешним соблюдением закона. А по сути такое пренебрежительное и корыстное служение закону искажало и унижало Закон Божий. О фарисейской праведности ветхозаветный пророк Исаия сказал: “Вся праведность наша - как запачканная одежда” (Исаия 64:6). А Апостол Павел о фарисеях писал: “Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией” (Рим. 10:3).Поэтому Иисус Христос и провозгласил святые слова, обращаясь к своим ученикам и последователям: “Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное” (Матф. 5:20). Слова эти нужно понимать следующим образом. Если будете относиться к соблюдению заповедей Божьих как фарисеи и книжники (то есть формально и нарушать их) , если вы будете приспосабливать исполнение Закона Божьего для своих эгоистических и тщеславных целей, а на словах заявлять что якобы служите Богу, то вы не войдете в Царство Небесное, так как по сути нарушаете, а не исполняете Волю Божию, лицемерно прикрывая это нарушение ложной праведностью. Согласно словам Иисуса Христа, праведность Его учеников и последователей должна превзойти ложную праведность фарисеев и книжников. То есть истинные христиане должны иметь истинную, а не ложную фарисейскую праведность, и беззаветно и непоколебимо служить Господу Богу, соблюдая Его заповеди, направленные на совершение добра. Причем служение Богу должно быть искренним и честным, без фарисейского лицемерия и лукавства, хитро обходящего исполнение Заповедей Божьих и выискивающего оправдания грехам и отступлениям от Закона Божьего. А Закон Божий Свят и не допускает искажений и несоблюдений Его. Поэтому ученики и последователи Иисуса Христа чтобы войти в Царство Небесное и должны были иметь иную праведность, чем книжники и фарисеи. Эту праведность, законную и совершенную, Господь Бог и предлагает истинным христианам через Сына Своего, Иисуса Христа. Раскрывая свои сердца Иисусу Христу, Его ученики и последователи должны были, исполняя Учение Христово, изменить свою душу и образ жизни и стать земным подобием Иисуса Христа.

В те времена в Израиле существовали две основные партии, претендовавшие на власть, – фарисеи и саддукеи. Фарисеи были преемниками хасидов (благочестивых)… Они строго соблюдали библейские законы, правила и обычаи. Ими были установлены новые и строгие догматы. Вначале фарисеи проповедовали скромность и воздержание, помогая бедным и слабым. Не вдаваясь подробно в их программу, отметим лишь, что им удалось завоевать доверие значительной части народа. Так, Флавий пишет в «Древностях»: «Богатые стоят на стороне саддукеев, простой народ на стороне фарисеев». Историк М. Грант даже увидел в них (фарисеях) представителей тогдашней интеллигенции (среднего класса). Между собой они предпочли обращение «хаверим», т. е. «равные», «товарищи» и «собратья по партии». Вероятно, сегодня фарисеев отнесли бы к «патриотам», хотя и умеренным. Они не верили во «вселенский переворот Последнего дня». Среди них было много книжников (соферим). Их отличала преданность Богу и – любовь к свободе. Они устроили мятеж против деспотии царей (88 г. до н. э.), но тот был подавлен. Тогда сотни фарисеев были распяты на крестах. Из них выйдет мудрец Гиллель, что прибыл в Иерусалим около 40 г. до н. э. Их золотым правилом стало твердое убеждение: не делай другим того, чего не желаешь и сам для себя. Работая в школах и синагогах, фарисеи пользовались уважением, ибо вначале, как говорится, горой «стояли за народ». Им принадлежало немало синагог, где они с успехом вели агитацию, призывая народ блюсти веру. Многие решились принять иудаизм и даже совершили обрезание (их звали прозелитами). Другие все же не решились на столь крайние меры и остались в числе «богобоязненных».

Но как только фарисеи (еврейская демократическая элита) захватили в стране власть, куда только подевались их былое смирение, свободолюбие, демократизм. Они обрушились на старых союзников со свирепостью голодных тигров, терзающих жертвы… Фарисеи повели жестокие преследования и ессев (предтечей первых христиан). Так новые поколения евреев-фарисеев станут предателями великой идеи, источниками бед для еврейского народа (точно так же, как и в России). Евреи-фарисеи наших дней, объявившие о торжестве демократии в России, в первую очередь сами и воспользовались ее плодами, при этом до нитки обобрав русский народ…

Итак, во-первых, фарисеи хотели видеть в Мессии мирского царя, истребителя всех не-евреев (ясно, что сей образ в корне противоположен образу Христа-Спасителя). Во-вторых, они подхватили идею расового превосходства (бич, который вот уже много столетий бьет со страшной силой по самим евреям). В-третьих, они стали прививать еврейству отнюдь не самые лучшие черты (впрочем, те же огрехи видим и у других). Сын Божий, обращаясь к фарисеям, гневно скажет: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы: по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 22: 27). В?четвертых, они превратили церковь в бизнес, в доходные места, за что Христос затем и изгонял торгующих фарисеев из храма. Как известно, они осудили его на казнь и затем признавали: «Кровь его на нас и на детях наших».

Мария омывает ноги Христу

Что касается саддукеев (те вели происхождение от Саддока, священника царя Давида), то они принадлежали к священнической аристократии и были землевладельцами. Они требовали отделения религии от государства, а во всех остальных вопросах безусловно выступали как светские люди. Саддукеи любили трапезы и вольготно-красивую жизнь, не веря в то, что их ждет на небеси загробное воздаяние. Они преклонялись перед западными (греческими) ценностями и высказывались в том духе, что «еврейский народ должен жить как все другие народы, вести войны, забирать новые земли и усиливаться политически». Любимейшим их изречением были слова «Все суета сует». Фактически меж теми и другими идеологами (как между нашими «демократами», «центристами», «левыми») не было и нет никакой разницы, как обычно и бывает между нынешними партиями. Поэтому народ звал их «крашенными» (цевуимы). Правильнее было бы назвать их «ряжеными». Н. Федоров, не видя между ними различия, так характеризовал их: «Сын блудный есть саддукей, а старший сын – фарисей. Фарисейство есть мнимое братство и недействительное родство». Пример их двуличия – политика Асмонеев (саддукеев). Те пришли к власти на волне демократических ожиданий масс еврейского народа. Они взахлеб славословили победу «демократов», говоря, что снято теперь иго язычников с Израиля (142 г. до н. э.). Ушло страшное прошлое, увещевали они, не будет у нас ужасной тирании, стал соблюдаться закон, власть стала ближе к народу. Но недолго длился «золотой век» героев. Преемники вскоре забыли о всех своих обещаниях, стали на путь беззаконий, ввязались в новые войны и обогащались за счет простых людей. Так же поступали наши «демократы», из рядов которых вышли самые прожженные воры.

В. Поленов. Христос и грешница. Фрагмент

Вполне ожидаемой и закономерной реакцией масс стало растущее их недовольство, что и вылилось в восстания. Известно восстание против внука Симона, жреца Александра Янная (103-76 гг. до н. э.). Многие связывают это восстание против Янная с сектой ессеев. Глава ессейской общины, Учитель праведности, предательски пал от руки человека, названного в свитках «нечестивым жрецом» (его и отождествляют с Яннаем). После разгрома восстания зелотов тот схватил зачинщиков и направил их в Иерусалим, где распял на кресте вместе с 800 единомышленниками. Когда у побережья Мертвого моря нашли выгравированную на медных таблицах опись 60 баснословных кладов иудейских сокровищ, многие решили, что они существуют в действительности. Поиски в районе Кумрана в первое время ничего не дали. Обнаружили глиняные горшки с остатками сакральной трапезы, в трапезной – печь с черепками и костями, ни монет, ни слитков благородных металлов не нашли. Богатства в основном, видимо, все же находились в руках первосвященников Иерусалимского храма.

М. Реймесвале. Меняла и его жена. Голландская живопись XVI в.

Как и все стадо Божье, племя иудеев также давно разделилось на козлищ и орлов… Одни из них (их куда больше на земле) находятся в плену преходящих ценностей, идей, мирских соблазнов, довольствуясь материальными дарами и благами. Другие стремятся подняться ввысь – в мир духа, мысли, героизма, справедливости. Ницше заметил в «Происхождении морали» (1887): «Иудеи – народ жрецов, который создал себе удовлетворение, отомстив своим врагам и повелителям местью духовной – радикальной переоценкой их ценностей… с евреев началось восстание рабов в морали: то восстание, которое имеет за собой тысячелетнее существование и которое нам незаметно теперь только потому, что сделалось победоносным». И далее он же указывает на то, кто же, с его точки зрения, оказался в выигрыше: «Покоримся фактам: народ победил – «рабы», «чернь», «толпа» или называйте это как хотите – но факт тот, что победили иудеи! И никогда еще ни один народ не выполнял такой всемирно-исторической миссии. С «владыками» покончено! Царит мораль человека вообще!.. идеалом стал простой человек». Примем это высказывание Ницше sine ira et studio (лат. – «беспристрастно»), хотя сомнительность этого вердикта и очевидна.

Группа самаритян. Рисунок XIX в.

Чтобы наглядно представить себе глубину социальных противоречий, существующих меж рядовыми евреями и жрецами и капиталом, обрисуем источники доходов и материальные интересы двух сторон. В отношении массы народа жрецы-правители проводили жестокую политику постоянных поборов и угнетения. Хорошо известно, те со всех иудейских общин, что были разбросаны по миру, взимали ежегодный подушный налог – в половину сикля (сикля священного). В основе системы лежала десятина с продуктов земли, а именно: все, что употребляется в пищу, охраняется и растет из земли. Взималась и «вторая десятина», предназначавшаяся опять же для обеспечения жрецов, их благосостояния. Каждый третий год в благотворительных целях жрецы забирали «десятину для бедных». Существовали и обязательные («добровольные») пожертвования натурой, деньгами, ну и прочие ритуальные повинности. Деньги эти скапливались в Иерусалимском храме, поступая в распоряжение жрецов-правителей. Власть жрецов распространялась на весь Израиль. Так жрецы снимали сливки со всего, что производил их народ. В Книге Чисел предписывается: «Все лучшее из елея и все лучшее из винограда и хлеба, початки их, которые они дают Яхве, я отдал тебе (т. е. жречеству). Все первые произведения земли их, которые они принесут Яхве, тебе принадлежат». Заметьте: вся эта масса эксплуататоров-правителей кормилась за счет простого народа!

Помимо выполнения так сказать религиозных функций, еврейская буржуазия, равно как и священническая элита, быстро вошли во вкус ростовщичества. Еще бы, ведь сдача денег в оборот приносила им громадные проценты. Вот как описывалась деятельность некоторых евреев-ростовщиков в эпоху императоров Рима: «Каждый управитель имел в распоряжении оборотные средства в миллион денариев и больше и сеть самых разных предприятий, отдаваемых арендаторам. В основном все предприятия были связаны с военными поставками – от добычи металлических руд и до рыбачьих флотилий включительно; главные же интересы нашего дома сосредоточились на банковском деле, приносящем прибыль от пятидесяти до ста pro centum. Управители имели соответственно высокий заработок, чистую прибыль сдавали в центральное правление, двадцать пять pro centum от сданного шло на их личный вклад в основной оборот… В отличие от греческих и римских домов наш ведет дела анонимно, имея за пределами империи обширные разветвления от Германии до реки Инда. Ты прекрасно знаешь, и поныне половину римских негоциантов мы держим за горло, хотя безумства Нерона и Калигулы основательно сказались и в наших делах». Сотни служек содержались за счет систем поборов и ритуального обложения. Нет сомнений, что в руках у камарильи скапливались огромные средства. Храмы, святилища и могилы предков служили источником обогащения. Они запускали туда руку, не стесняясь народа, не боясь ни живых ни мертвых. Жрец-правитель Иудеи Иоанн Гиркан (135–104 гг. до н. э.) разрушил и ограбил святилище самаритян на горе Геризим. Могила легендарного Давида служила «неиссякаемой мошной для обнищавших правителей». Гиркан умыкнул оттуда 3000 талантов. Жрецы и правители ревностно относились к их богатствам… Когда же Понтий Пилат истратил часть денег из храмовых подвалов на восстановление акведука, подводящего к Иерусалиму воду из района Етана (южнее Вифлеема), он тем самым навлек на себя гнев всего иудейского жречества. А ведь дело-то сделал, прямо скажем, праведное и богоугодное: для жителей Иерусалима старался. Но жрецам наплевать на простой люд.

Власть жрецов и священников всюду одинакова. Стремление распоряжаться деньгами и имуществом у Церкви в крови. Да и жадность ее не была прерогативой одних лишь иудеев. В Книге жития посланника Аллаха (Ибн Хишама) сказано: когда между мединцами, участвовавшими в сражении при Бедре, начались споры из-за дележа добычи, Мухаммеда, пророка ислама, осенило откровение. Он сказал, что раздел добычи следует предоставить пророку. Так, в 8 суре Корана сказано: «Добыча в распоряжении Аллаха и его посланника. Бойтесь Аллаха; будьте мирны между собою: повинуйтесь Аллаху и посланнику, если вы стали верующими». А 42-й аят той же суры уточняет, что «из всего что ни берете вы в добычу, пятая часть богу, посланнику и родственникам его, и сиротам, и бедным, и путнику». Хотя Коран, похоже, более справедлив и милостив к бедным, нежели иудейский Талмуд.

Чего никак нельзя отрицать, так это наличия мессианских чаяний среди угнетенных масс. Опыт борьбы, выживания и противостояния все более убеждал простых евреев в том, что в мире нет справедливости. Ни на земле, ни на небе. Надежды «демократии» были сплошной фикцией, как и речи жрецов, проповеди хасидов, фарисеев, саддукеев… Стоило богатым евреям устроиться, создать капиталец, начать жить, получая дань с покоренных племен или прибыль от их ростовщичества или торгово-посреднических операций, как они забывали о ближних. У большинства евреев не было минимума средств. Всегда кто-то более сильный и наглый вторгался в их дома, грабил, разрушал, сжигал, убивал, уводил дочерей, сестер, жен. Ложь, неправда распространялись по всему свету: «усиливаются на земле неправдою», «ибо переходят от одного зла к другому» (Иерем.). Что же оставалось делать несчастным?!

Руины древнего поселения Кумран

Часть евреев ушла в секты… В христианских произведениях часто упоминаются слова «нищие» и «бедняки». В результате археологических открытий середины XX в. найдены рукописи в пещерах Кумрана. Бедуины полукочевого племени обнаружили в 1947 г. клад рукописей в местечке Вади-Кумран (Иордания). Древние манускрипты составили десятки тысяч рукописей и фрагментов. Затем исследования продолжили в пещерах вади Мурабба, ат, в Хирбет-Мирде (неподалеку от Кумрана), в Иудейской пустыне и в Массаде.

Г. Доре. Ревекка у колодца

Среди кумранских находок идентифицировано ныне около 180 списков библейских книг, найдены апокрифы и псевдоэпиграфы, уставы и псалмы. К 1960 г. найдено всего около 40 000 фрагментов, обрывков и клочков около шестисот книг. Из них стало ясно, что когда-то в районе Мертвого моря (на территории современной Иордании) существовали замкнутые общины (со II в. до н. э. до 68 г. н. э.). К их обитателям восходят христианские идеи. Во главе коллектива стоял учитель праведности. Общинники считали, что идет непримиримая борьба добра и зла, «сынов света», т. е. кумранитов, и «сынов тьмы», куда входили все те, кто жил алчно, подло, гнусно и неправедно. Кумраниты ввели у себя общность имущества, совместно трудились и осуждали рабство. Обитатели Кумрана выступали не только против угнетения, но и против больших богатств, ибо в том и в другом они видели вселенское зло. Кумранская община называла себя «Новым союзом» или «Новым заветом». К ним была близка по воззрениям и секта ессев. Ессеи (от «асия» – «слуги божьи» и «святые») жили абсолютно изолированно и замкнуто, неуклонно соблюдая свои идеалы: отказ от частной собственности, участие всех членов общины в труде, коллективный быт и т. д. и т. п. В их общине побывал известный иудейский историк И. Флавий, и он охарактеризовал ессеев как наилучших людей, всегда готовых прийти на помощь друг другу. Его впечатлило и то, что ессеи строго следовали обету молчания (если бы наши политики только на один год последовали строгому завету, суть которого: «Меньше речей и болтовни, а больше дела!»)

Любили ли они женщин? Трудно утверждать наверняка. Плиний Старший писал: «Ессеи – племя уединенное и наиболее удивительное во всем мире: у них нет ни одной женщины, они отвергают плотскую любовь, не знают денег и живут среди пальм. Изо дня в день число их увеличивается за счет утомленных жизнью пришельцев, которых волны фортуны влекут к обычаям ессеев» («Естественная история», V, 17, 73). Однако на самом деле они вовсе не ратовали за безбрачие. Ученые отмечают, что не так давно обнаружены кладбища с захоронениями женщин и детей. В социальном плане кумранисты и ессеи принадлежали к бедным слоям народа. Дав толчок духовному возрождению, они-то и породили Иисуса! Хотя их идеи не могли быть полностью приняты христианством, так как оно было открытым учением, которое принимало в свои ряды всех верующих, а ессеи и кумраниты исключали любой контакт с евреями и язычниками. Но есть и существенные различия между ессеями и христианами. Последние были более открытыми в их учении, а ессеи жили замкнуто. Им категорически воспрещалось сообщать учение «людям кривды». Кодекс их был столь строг, что для приема в члены общины нужно было пройти некий курс обучения в виде испытательного срока (два года). Христианство же открыто для всех. Хотя и тут немало общих мест и требований. Стоит вспомнить Нагорную проповедь, где Иисус требует от своих верующих: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас», а также: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7: 6-15). Между кумранитами и христианами имелись различия, хотя с кумранским движением, что весьма показательно, был связан и Иоанн Креститель.

Гробница пророка Самуила в Раме

Судьба этих удивительных и отважных людей трагична. Они оказались не ко времени и не к месту в той истории. Совместный прием пищи, белые одежды, отказ от рабовладения, строгость, воздержание, святая вера, презрение к чувственным удовольствиям – все это было прекрасно… Но их пацифистские идеи (они считали противным воле Божьей изготовление и продажу оружия) в мире, что держался лишь силой оружия, – это ошибка. Они надеялись, что победа «сынов света» произойдет с помощью Божьей воли («надежда на Твое великое имя, а не на меч и копье»). Вот и русские люди, наследники древних христиан, заплатили страшную цену за то, что приняли в XX веке за овец хищных волков в овечьих шкурах мироносцев. Счастье, что сегодня наши правители, кажется, наконец-то одумались, поняв, что «цивилизованное человечество» с легкостью и превеликим удовольствием сделает из России раба и данника, если не будет ощущать страх перед неотвратимым возмездием, которое сотрет их с лица земли. В свитке из пещер Кумрана, озаглавленном «Война сынов света против сынов тьмы» (середина II в. до н. э. – середина I в. до н. э.), сказано, что борьба между силами света и тьмы будет длиться 40 лет, и лишь 5 лет выдадутся спокойными.

«Сынам света» придется вести битву со многими представителями «сил тьмы» («сил зла»). Три раза победа будет на стороне зла, три раза на стороне «сынов света», пока наконец в решающей битве сыны света не одержат решающую победу. Настанет момент истины: «В руки бедняков предашь ты врагов всех стран, в руки склоненных к праху – (предашь их), чтобы унизить (самых) могущественных из (этих) народов». Надеемся, время это близко.

В той далекой истории мужам правды и справедливости не удалось дожить до победы. Их участие в битве против родоначальников мирового империализма, римлян (в войне 66–73 гг. под предводительством Иоанна-Ессея), закончилось тем, что они, несмотря на героизм, потерпели жестокое поражение. Их вождей римляне распяли на кресте. Ессеи исчезли из истории. Хотя считают, что их «учитель праведности» мог стать неким прообразом Христа. Э. Ренан писал, что «христианство – это удавшийся вариант ессеанства…» Видимо, ессеи, кумраниты, эбиониты («бедные») и другие мессианские общины действительно одними из первых стали на тропу справедливости, прокладывая путь человечеству… Нам пришлось и придется сказать еще немало суровых и очень горьких слов в адрес иных сынов и дочерей Израиля. Но истина не позволяет нам забывать и о другом: ведь это именно они первыми и прокладывали путь к справедливой социально-государственной общественной системе.

И. Репин. Иов и его друзья

Мессианские чаяния, вера в справедливость, жажда праведной жизни встречаются не только у евреев. Среди других народностей были секты с аналогичными или близкими идейными установками (секта «терапевтов»). Филон-христианин (не Филон-иудей) в сочинении «О созерцательной жизни» писал о них задолго до пояления организованного монашества и даже самого слова «монах». Но в нем, можно сказать, чувствуется близость христианства. Архиепископ Лоллий считал временем появления труда примерно 170–180 гг. н. э. Автор этого сочинения, Филон, отличает терапевтов от ессев и говорит о них, «кончив речь об ессеях».

Устройство общин тех и других различается. У ессеев никогда не было женских общин, тогда как вот египетские отшельники имели «терапевтисс». Ессеи имели социалистические тенденции, они обращали личное имущество в общее достояние всех членов их общины; терапевты же, удаляясь в уединение, вовсе ничего не брали с собой, но передавали свою собственность родственникам или знакомым. Поэтому историки еврейского народа (Грэтц) отмечали, что терапевты – истинные христиане… Скажем, архиепископ Лоллий, или А. И. Юрьевский (1875–1935), говорит: «Действительно, это отречение терапевтов от имущества как будто бы и на самом деле не согласуется с коммерческим духом еврейского народа, для которого совершенно непонятны принесенные с неба слова: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его». Отрицательное отношение терапевтов к рабству есть (уже) явный результат христианского учения о братстве и свободе». Правда, христианства тогда еще не было и в помине. Но при анализе их позиций становится очевидно, что они христиане в душе. Лоллий приводит весьма серьезные доводы в пользу такого рода утверждений. Еврейский миллионер Филон вряд ли стал бы превозносить то, что у терапевтов «руки чисты, так как ничто, касающееся прибыли, их не оскверняло». На определенно христианские взгляды автора указывает обличение языческих развратных пиршеств, занявшее почти четвертую часть сочинения. Таким образом, перед нами утопия, фантастика, философско-социальный роман, где описывается жизнь идеальная, жизнь подвижников, ушедших из Александрии.

Нам показалось знаменательным, что другая влиятельная община, существование которой относят уже к нашим временам (секта мормонов в США), строилась примерно на тех же принципах. Не случайно и известная Книга Мормона начинается такими словами: «Да, я пишу эту летопись на языке моего отца, происходящего из наук Иудеев и языка Египтян».

Если углубляться в частности, то Иисус Христос критиковал фарисеев, саддукеев и книжников за нижеследующее. 13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. 43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Матф. 23: 23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.


Фарисеи и саддукеи являлись разными ветвями (течениями) иудаизма, а книжники занимались тем, что переписывали свитки Священного Писания, поэтому хорошо его знали и уважались народом. То есть, они выглядели респектабельно, духовно возвышенно, пользовались уважением народа, а внутри, что не было заметно простым верующим, были не столь порядочны и духовны. 5. Духовенство христианства, сращиваясь с государством, впитало в учение много из язычества – чудотворные святыни, святые посредники, волшебные места и предметы.

Во всех этих случаях, нарушение прямой заповеди поясняется Преданием, мол, святые старцы объяснили, что так можно делать и это не нарушение. Именно за это упрекал Иисус духовенство своего времени, что те авторитет старцев ставили выше прямого Слова Божьего. Фарисеи - В буквальном переводе с арамейского: Отделившиеся.

Иисус, закон и фарисеи

Название фарисеев произошло от Еврейского слова, значащего отлучать, отделять; но история их происхождения скрыта во… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Книжники - библейское название особого класса людей, о которых часто говорится и в Ветхом, и в Новом Завете (евр. соферим, греч. γραμματεΐς). Книжник (буквально - пишущий, писец) - представитель, по-видимому, наиболее образованной прослойки иудейского народа (в Новом Завете упоминаются почти всегда вместе с фарисеями).

В лексиконах греческого языка также можно найти информацию о том, что слово grammateus также означало человека, искушенного в иудейском законе, толкователя закона. 52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

От него же происходит «грамматика », потому что грамматика это то, что пишут и используют при письме. Иисус порицал их за грехи и непоследовательность. Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев.

Фарисей - перевод с греческого

13 И приставил я к кладовым Шелемию священника и Садока книжника и Федаию из левитов, и при них Ханана, сына Закхура, сына Матфании, потому что они считались верными. После вавилонского плена, когда древнееврейский язык стал забываться, а в обиход вошел новый - арамейский, все священные книги нужно было переписывать, чтобы их сохранить.

2 не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую. Эти книги вместе взятые известны под названием Талмуд (учение), в котором содержится по подсчетам раввинов 613 заповедей (248 повелений и 365 запрещений).

Известными книжниками времен Христа были Гиллель и Шамаи, которые возглавляли две различные школы. Учеником (и внуком, как гласит предание) Гиллеля был Гамалиил, наставник Савла (ап. Павла). 19 Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! Мы не знаем, каким образом фарисеи обрели такое наименование. Фарисеи были ведущей религиозной группой во времена Иисуса.

Фарисеи были сепаратистами, потому что они с презрением относились к любому другому народу. Их презрение, по мнению некоторых исследователей, переносилось также на саддукеев и простых иудеев. Савл Тарсянин был фарисеем в момент своего обращения во Христа. Партия фарисеев сформировалась, по-видимому, незадолго до эпохи Маккавеев. Вначале Маккавеи входили в партию фарисеев и опирались на нее, но позднее покинули эту партию и даже подвергали ее членов гонениям.

Фарисеи ограничивали себя внешним исполнением Закона, стараясь в то же время укрепить Закон новыми правилами и предписаниями, регулирующими его исполнение. На самом же деле они все более удалялись от истинной Божьей воли (Мф 15:1 и след.). Следствием этого было неосознанное, а потому особенно опасное, лицемерие (стихи 7-9; 23:13-29) и самолюбование (Мф 6:5,16; 23:5-7; Лк 18:11).

То есть критика фарисеев, саддукеев и книжников является обличением Иисусом действия духовных лидеров Израиля того времени. 8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое. Ветхого Завета, но уже в его время были и другие книжники.

Что такое саддукеи, а также фарисеи, с которыми их часто связывают? Во всех четырех Евангелиях нередко упоминаются и первые, и вторые, с ними Иисус Христос находился в противоречии по вопросам богословия. Это две религиозных секты в Израиле, также борющихся друг с другом. В нашей статье мы подробно поговорим о том, кто такие фарисеи, саддукеи и книжники.

Характеристика саддукеев

Рассматривая вопрос о том, кто такие фарисеи и саддукеи в Библии, сначала дадим характеристики каждому из этих религиозных направлений. А позже мы сравним их друг с другом. Начнем с саддукеев. Кто это? Кратко их можно описать следующим образом.

Во времена Иисуса Христа саддукеи представляли собой аристократическую ветвь племени Левитов. Им было присуще стремление к богатству и к влиятельным позициям в обществе. Их представители нередко занимали должности первосвященников, а также заседали в Синедрионе - верховном совете, имея там большинство мест.

Вплоть до середины II века до нашей эры все высшие должности священников замещались представителями потомков Садока, который, как сказано в книге Царств, являлся первосвященником при царе Соломоне. Существует мнение, что значение слова «саддукеи», которым обозначается священническая аристократия новозаветных времен, как раз и связано с именем это династии, происходящей от Садока.

Саддукеи и народ

В то время территория Израиля полностью контролировалась римлянами, и саддукеи пытались жить с ними в мире, поддерживая их решения. У окружающих создавалось впечатление, что они в большей степени занимались политикой, чем делами религии.

Так как они были классом богачей и не имели конфликтов с Римом, их жизнь была мало связана с простыми людьми, они находились вне круга интересов саддукеев. Поэтому со стороны народа они, мягко говоря, не чувствовали расположения. В этом было одно из отличий саддукеев и фарисеев. Вторые пользовались значительно большей популярностью у народных масс.

Многие из историков показывают священническую аристократию Иерусалима как коррумпированную и потерявшую всякое уважение в народе. Но нельзя не сказать и о других мнениях, согласно которым, такая картина является верной лишь частично. На самом деле, для множества евреев фигура первосвященника не потеряла своего значения. В отсутствие царя из рода Давида считалось, что Бог послал первосвященника, чтобы тот стал во главе народа.

Суровость саддукеев

В религиозном отношении саддукеи - это секта, которая не признавала устного предания святых отцов, то есть тех правил, которые не были изложены в письменных источниках и, в первую очередь, в Торе. Для фарисеев же оно, напротив, имело очень большое значение. Подробнее мы разберем этот вопрос ниже.

Как писал еврейский историк I века Иосиф Флавий, суд саддукеев был очень суровым. Он говорил, что они отличались особой жестокостью в вынесении приговоров. Свидетельством является рассказ о том, как принадлежащий к саддукеям первосвященник Анан обрек Иакова (брата Иисуса Христа) на мученическую смерть. Около 62 года иудеи сбросили Иакова с крыла храма в Иерусалиме и побили камнями.

Другое свидетельство содержится в Новом Завете, где повествуется о том, что именно саддукеи распяли Иисуса Христа. К такому выводу исследователи приходят исходя из того факта, что решение о его казни принимал Синедрион, в то время как раз саддукеями и руководимый.

Фарисеи - значит «отдаленные»

Фарисеи и саддукеи отличались, в частности, тем, что первые были не аристократами, а средним предпринимательским классом. Поэтому их общение с обычными людьми было более тесным, и народ относился к ним более лояльно. Несмотря на то что в Синедрионе у них было меньшинство, по мнению историков, их влияние на принятие решений можно определить, как весьма существенное.

Фарисеи не имели связи с Храмом, то есть с официальной иерусалимской иерархией. Как считают исследователи, в основном они были небогатыми землевладельцами или торговцами. Но некоторые из них полностью посвящали свою жизнь изучению Закона и его толкованию.

Название религиозной секты «фарисеи» берет начало в еврейском «перушим» или арамейском «перишайя». В обоих случаях значение этого слова - «отделенные». Здесь подразумевается отделение от грешных и людей, не отличающихся благочестием.

Соблюдай день субботний

В принципе, фарисеи полностью не исключали себя из жизни всех остальных евреев, не порывали отношений с Иерусалимским Храмом. Однако они считали, что народ недостаточно скрупулезно соблюдает религиозные предписания, делая это нерадиво и очень приблизительно.

Отличительной особенностью фарисеев было стремление к детальному уточнению предписаний Ветхого Завета, которые были изложены довольно расплывчато, и к их неукоснительному соблюдению. Вместе с тем, огромная роль ими отводилась «преданиям старцев». Вследствие этого нормы, которые утвердились в иудаизме в начале нашей эры, были гораздо более строгими и детальными, чем те, что предписаны Пятикнижием.

Так, например, Моисеев закон дает прямой запрет на работу в день субботний, требуя отдавать его Господу Богу. При этом слово «работа» понимается весьма расширительно. Запрещено, например, всякое зажигание огня, запись больше чем всего одной буквы, передвижение больше чем на определенное число шагов. Таким же подробным образом регламентируются все стороны человеческой жизни - отношения между супругами, процесс и время приготовления пищи.

Таким образом, в отношении религии фарисеи считали, что письменное слово вдохновлено Богом, но в то же время они давали равные права и устным преданиям, настаивая на их происхождении от Моисея. Со временем они присоединяли предания к Слову Божьему и строго следовали правилам из обоих этих источников.

Мнение Иосифа Флавия и апостола Павла

Писал в «Иудейских древностях», что отличительная особенность секты саддукеев и их учения от учения фарисеев состоит в том, что фарисеями было передано народу множество законоположений, основанных на древних преданиях, не входящих в состав законодательства Моисея. Саддукеи же полностью отвергают эти наслоения и требуют соблюдения только исключительно писаных законов, отнимая у устного предания всякое значение. В связи с этим между фарисеями и саддукеями возникало много разногласий и споров.

В «Деяниях» апостола Павла дана характеристика учению фарисеев как «строжайшему в нашем вероисповедании». Будучи приверженцами ритуальной чистоты, они не желали садиться за стол не только вместе с иноземцами и иноверцами, но также и с прочими евреями, если они считали, что последние осквернены грехом или же недостаточно тщательно выполняют бытовые религиозные предписания. Фарисеи тщательно соблюдали пост, молились подолгу, соблюдали день субботний, строго следовали предписаниям о десятине, полагающейся Храму.

Убеждения саддукеев, противоречащие Писанию

Как уже было сказано выше, в религиозном плане саддукеи - это представители более консервативной ветви единого доктринально направления иудаизма. Они блюли авторитет письменного Слова Божия, отрицая устные источники. Но в то же время в их убеждениях наблюдаются явные противоречия Священному Писанию, заключающиеся в том, что саддукеи:

  1. Являлись весьма самодостаточными, вплоть до того, что отрицали присутствие и участие Бога в повседневном существовании.
  2. Отрицали учение о воскрешении после смерти.
  3. Не верили в жизнь за гробом, а считали, что души умирают вместе с телом. Из этого следовало, что ни наказания, ни награды после жизни на земле быть не может.
  4. Не соглашались с существованием духовного мира с ангелами и демонами.

Однако то, что в большей мере, чем религия интересовало саддукеев - это политика. Поэтому и Иисус Христос был им сначала безразличен. Но затем, как сказано в Библии, саддукеи испугались, решив, что существует опасность привлечения к нему внимания римлян. И в этот момент они объединились с фарисеями, вступив с ними в сговор с целью придания смерти Иисуса. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен ниже.

Так как саддукеи - это партия, которая существовала за счет священнических и политических связей, она исчезла после того, как римляне разрушили Иерусалимский Храм.

Во что верили фарисеи?

В противоположность саддукеям фарисеи верили в то, что:

  1. Все вещи вокруг подлежат контролю Всевышнего, но при этом те решения, что принимаются человеком, определенным образом влияют на ход его жизни.
  2. Со смертью человека душа его не умирает, и он воскресает из мертвых.
  3. Существует загробная жизнь, которая зависит от того, что конкретный человек заслужил при жизни - награду или наказание.
  4. Наряду с людьми в мире существуют как светлые ангелы, так и темные - демоны.

Как уже было сказано выше, после разрушения Иерусалима саддукеи прекратили свое существование, в то время, как фарисеи, больше сконцентрированные на религии, продолжали существовать. Фарисеи были против восстания, приведшего в 70-м году нашей эры к разрушению Иерусалима. Они были в числе первых, кто после этого заключил мир с римлянами. Фарисеям принадлежит заслуга в составлении Мишны - очень важного документа, который описывает дальнейшее, после разрушения Храма, существование иудаизма.

Кто такие книжники?

Наряду с фарисеями и саддукеями в Новом Завете Иисус Христос часто обращается с критикой к книжникам. Как правило, он начинает свои обличения с фразы: «Горе вам, фарисеи и книжники, лицемеры». Кто такие эти самые книжники?

Книжники - это специальность, практиковавшаяся среди евреев, предполагавшая написание свитков Торы и других религиозных источников. Еще их называли соферами, или сойферами. По-русски это и есть книжники.

Манускрипты писались ими с помощью особого квадратного письма - ассирийского шрифта, которым написаны Скрижали Завета. Эта специальность требовала выработки специальной техники, знания законов начертания букв, необычайной сосредоточенности.

Кроме этого, книжник должен быть человеком богобоязненным, честным и неукоснительно выполнять заповеди Торы. Они составляли ученую корпорацию и стали первыми из толкователей Священного Писания. Жили соферы в городе Иваисе и в основном были выходцами из колена Левия.

Некоторые авторы, например, такие, как Епифаний Кипрский и Иоанн Дамаскин, выделяли книжников в отдельную иудейскую еретическую секту. Однако на сегодняшний день такое выделение считается неверным, так как книжники вполне могли быть и фарисеями, и саддукеями. Поэтому слова Иисуса Христа, касающиеся книжников, нужно рассматривать в переносном значении - как людей, формально относящихся к вере.

Фарисеи, Иисус Христос, саддукеи

Как сказано в Евангелиях, у Сына Божия было много претензий к обоим религиозным сектам. Он был не согласен ни с тем, что саддукеи отрицали те положения Священного Писания, о которых сказано выше, ни с тем, что фарисеи придавали равные права устному преданию, что запрещено Библией.

А также он выступал против чрезмерного формализма, присущего учению фарисеев, так как отношения человека с Богом не должны сводиться лишь к бездумному выполнению ритуалов и следованию строгому списку правил. Как сказано в Новом Завете, Иисус также не был популярен как среди первосвященников, так и среди большинства саддукеев и фарисеев. Он постоянно разоблачал лицемерное поведение и тех и других.

Один из основных противников Христа - это первосвященник Каиафа. Ведь, когда Спаситель выгнал из храма менял, он нанес большой материальный ущерб в том числе и лично Каиафе. Кроме того, первосвященник очень опасался того, что все возрастающая популярность проповедника из Назарета среди евреев в конце концов может привести к вторжению римлян. А это, в свою очередь, к потере им своего высокого положения.

Поэтому, собравшись вместе, фарисеи и саддукеи в лице первосвященников и прочих религиозных деятелей решили отдать его в руки Рима, чтобы совершить над ним суд и казнить.

Иисус и евреи

А как к этому отнесся весь еврейский народ, который нередко упрекают в том, что он является коллективным виновником распятия Иисуса Христа? Пытаясь ответить на этот вопрос, обратимся к первоисточникам. Так, в Евангелии от Матфея сказано, что толпа евреев, взывая к Понтию Пилату, требовала от него распятия Иисуса, при этом обвиняя последнего: «Кровь его лежит на нас и детях наших».

Следует ли из этого, что нужно сделать вывод о том, что все евреи, жившие в Иерусалиме в I веке, должны рассматриваться как убийцы Христовы? Не будем спешить с этим и приведем слова другого автора Евангелия, Иоанна, который свидетельствует о необычайной популярности Христа среди этого народа. Особенно это касается Галилеи, которой он посвятил больший период времени своего служения.

Опять же в Евангелии от Матфея указано, что всего лишь за 5 дней до того, как Иисуса арестовали и казнили, его, въезжающего в Иерусалим, толпа евреев приветствовала как Мессию. Так кому же была нужна смерть Христа? Матфей замечает, что именно «первосвященники и старейшины» явились подстрекателями лишь небольшой кучки евреев.

Что же касается народа, то он стал молчаливым свидетелем, по сути, одобрившим преступление своих вождей, истинных виновников кровопролития. Именно за эту проявленную евреями терпимость к кровавым деяниям высокопоставленных представителей саддукеев и фарисеев ответственность за них и была возложена на весь народ.

ХХIII, 26 и др.) – известная секта, возникшая между иудеями после долговременного их плена в Вавилоне. Название фарисеев произошло от еврейского слова, значащего отлучать, отделять, но история их происхождения скрыта во мраке неизвестности. Гордость и лицемерие были их отличительные пороки. Они имели притязание на необычную святость и со строгой заботливостью исполняли многочисленные обряды, очищения и т. п., дошедшие до них по преданию (), но во многих случаях своим чрезмерным исполнением преданий человеческих поступали вопреки закону Божию и делались рабами лицемерия, корыстолюбия и гордости. За это и обличал их Господь и особенно за то, что они выставляли напоказ народу свои подвиги, как-то: молитвы и раздачу милостыни (). С особой силой и полнотой изобразил Иисус Христос ученикам и народу книжников и фарисеев – их гордость, лицемерие, наружное благочестие и внутреннюю нечистоту – пред Своими крестными страданиями и тогда же изрек Свой страшный приговор над этими слепыми вождями народа. В XXIII главе Евангелия от Матфея содержится эта строго обличительная речь Иисуса Христа в таких выражениях: На Моисеевом седалище были книжники и фарисеи. И так все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте: ибо они говорят, и не делают. Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые, и возлагают на плеча людям, а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои (повязки на лбу и на руках со словами из закона), и увеличивают воскрилия одежд своих. Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель, Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, который на небесах. И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник, Христос. Большой из вас да будет вам слуга. Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего; а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше, золото или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего; если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше, дар или жертвенник, освящающий дар? И так клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и живущим в нем; и клянущийся небом клянется престолом Божиим и сидящим на нем. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищений и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам, и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков. Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков. Дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему вот Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников, и вы иных убьете, и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город. Да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие приидет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне. Вследствие означенных обличений лицемерия и гордости фарисеев, они, естественно, были злейшими врагами Христа и, без сомнения, по своему влиянию на народ много содействовали возмущению народа против Господа во время суда над Ним у Пилата. Богословские понятия фарисеев были правильнее и вернее, чем у саддукеев, так как они веровали в воскресение тела и в будущее воздаяние наград и наказаний, равно как в бытие ангелов и духов (). Хотя секта фарисеев и была враждебно расположена к Господу Иисусу Христу, однако в первые годы христианства некоторые из последователей оной сделались истинными последователями Христа, как, напр., Никодим, Савл, Гамалиил и др.