Выписать реформы избранной рады. Реформы Избранной рады: необходимость, сущность и результаты. Состав Избранной Рады

Начало реформ связано с созданием в 1549 г. Избранной рады -- кружка близких единомышленников царя, который стал играть роль правительства при молодом государе. Среди важнейших мероприятий этого правительства -- созыв первого в истории России Земского собора в Москве в феврале 1549 г. На протяжении всего XVI в. земские соборы собирались довольно регулярно и представляли собой собрания при царе, которым отводилась совещательная роль.

«Избранная Рада» была органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им. Компромисс, на котором было основано новое правление, имел три стороны: феодальная аристократия с одной, служилое дворянство - с другой и царь также был участником компромисса. В этой правительственной деятельности смелые внешние предприятия шли рядом с широкими и хорошо продуманными планами внутренних преобразований.

«Избранная Рада» начала создание централизованных органов государственного управления - приказов (до середины 60-х годов их называли «губами»). Задачей этого учреждения было принимать челобитные (жалобы на имя государя) и проводить расследования по ним. Приказная реформа (2-я половина 50-х гг. XVI в.). Создана система исполнительной власти и государственного управления, состоящая из 22 приказов. Реформа имела следствием увеличение численности бюрократии, охватывающей своим влиянием все сферы жизни общества.

Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государственного управления, а также управления отдельными территориями стали поручаться («приказываться», как тогда говорили) боярам. Так появились первые приказы -- учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководил Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (Арсенал), иностранными делами управлял Посольский приказ, финансами -- приказ Большой приход, государственными землями, раздаваемыми дворянам, -- Поместный приказ, холопами -- Холопский приказ занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. Были приказы, ведавшие определенными территориями, например приказ Сибирского дворца управлял Сибирью, приказ Казанского дворца -- присоединенным Казанским ханством.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк -- крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления росло число приказов. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. их было около 50. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной [ 3] . правление реформаторский грозный

Судебник 1550 г. Бесспорно, самым крупным начинанием правительства Ивана Грозного было составленное в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменил устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были совершенно новыми, а в остальных текст предшествующего кодекса подвергался координатной переработке.

Социальное законодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух важнейших вопросов - землевладения и зависимого населения (крестьян и холопов).

В одной из статей речь идет о вотчинном землевладении в целом. Так как дворянство все больше и больше начинало обеспечиваться поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно, что основное содержание статьи главным образом касалось землевладения феодальной знати. Статья провозглашает, что лица, продавшие вотчину или их родственники, подписавшие купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной земельной собственности. Закон стоит на стороне покупателя земли. Закон содействовал отчуждению вотчинно - боярской земельной собственности.

Вторую группу статей Судебника составляют законы о крестьянах и холопах. “В обстановке роста классовой борьбы правительство Адашева не рискнуло пойти на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к этому сводились требования дворян. Еще более ожесточилось отношение к холопам.”

Особое внимание Судебник уделял вопросам центрального и местного управления. В этом законодательном памятнике уже намечаются основные направления, по которым будет проходит перестройка государственного аппарата в 50-е годы. Все преобразования начинаются с местного управления. Судебник 1550г. наглядно отразил эту особенность: его преобразования касаются главным образом наместнического управления.

В первых царских вопросах изложены три группы проблем, касающихся церковной реформы. Критике подверглись церковное богослужение и распорядок церковной жизни, говорилось о необходимости избрать “беспорочных” священников и игуменов, чтобы они внимательно исполняли свои обязанности. В осторожной форме предлагалось ликвидировать неподсудности монашества и духовенства царскому суду, но особенно важное значение имел вопрос о судьбах монастырского землевладения. Сохраняя в целом старую систему кормлений, лишь вносит в нее коррективы, ограничивающие власть наместников и волостей.

Религиозная реформа была проведена на так называемом «Стоглавом соборе» (собрании высших иерархов Русской православной церкви) в 1551 г. Решения собора сведенные в 100 глав (кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством) [ 4] . Они включали в себя передачу царю земель, захваченных церковью у дворян и крестьян в его малолетство, а также вотчин, данных боярами в монастыри на помин души; запрещение церкви увеличивать свои земельные владения без разрешения царя; установление единообразия в религиозных обрядах, ответственность за их нарушение, выборность архимандритов и игуменов.

Стоглав написан в виде ответов на вопросы о церковном строении. Эти вопросы, написанные от имени Ивана Грозного, содержали своеобразную программу реформ и представленную правительством на рассмотрение церковного собора. Однако они были лишь составлены по распоряжению царя, а не им самим [ 5] .

Кто же был составителем царских вопросов? Одни авторы (пособие под редакцией И. А. Фроянова) называют Сильвестра. Другие (А. В. Карташев) указывают на митрополита Макария при участии протопопа Сильвестра и игумена Троице-Сергиева монастыря Артемия (вскоре был осужден церковным судом и сослан на Соловки как еретик). По мнению А. В. Карташева, «...собор 1551 г. действительно достиг своей универсальной цели: он подверг пересмотру все стороны русской церковной жизни, чтобы очистить ее по возможности от всех ее недостатков».

«Стоглав» утвердил ранее принятые решения по канонизации местных угодников и признанию их всероссийскими святыми; запретил новаторство в иконописи; унифицировал порядок исполнения церковных обрядов; наметил открытие в Москве и других городах специальных школ для подготовки священников; осудил пороки в светской и церковной жизни; запретил приглашать на свадьбы скоморохов; монастырям запрещалось ссужать деньги в «рост» и выпрашивать у царя без нужды новые угодья и льготные грамоты; также монастырям запрещалось покупать вотчинные владения «без доклада» царю, у них отнимались земли, принятые у бояр в малолетство Ивана (с 1533 г.).

Денежная (налоговая) реформа заключалась во введении в 1551 г. новой единицы обложения налогом -- большой сохи. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли соха составляла 400--600 десятин земли.

Ее размер варьировался в зависимости от сословной принадлежности хозяина земли», по которой московский рубль стал основной денежной единицей страны. Право сбора торговых пошлин при Иване IV переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло -- комплекс натуральных и денежных повинностей.

Военная реформа . В начале 1550 г. было создано стрелецкое войско, первоначально насчитывавшее 3 тыс. человек. Артиллерия была выделена в отдельный род войск и быстро начала расти количественно, имея на вооружении к концу царствования Ивана Грозного 3 тыс. орудий. В июле 1550 г. было отменено местничество (занятие военных должностей в зависимости от знатности рода). До 600 четвертей земли было увеличено поместное жалование дворянам за службу. В 1556 г. была ликвидирована система кормлений, бояре стали; получать от государства денежное жалование за свою службу, которая стала главным источником средств к существованию. В этом же году было объявлено Уложение о службе, уравнявшее в обязанности несения военной службы бояр и дворян. Осуществляя реформы, правительство Избранной рады пыталось удовлетворить интересы служилого дворянства за счет аристократии и крестьянства. В результате Проведенных реформ обозначилась тенденция ограничения самодержавия новой служилой дворянской аристократией.

Земельное законодательство. Центральным вопросом внутренней политики 50-х годов являлся земельный вопрос. Характер земельной политики 50-х годов определился уже в первом крупном предприятии в области земельного вопроса. Этим мероприятием было испомещение, приговором 3 октября 1550 года дворянской тысячи вокруг Москвы, на основе которых предполагалось построить новый Государев двор не по территориальному принципу, а по признакам знатности и служебного преуспевания. По этому было решено испоместить «избранную тысячу» - 1070 дворян. В «тысячу» были записаны дворяне, которые не имели собственной земли рядом с Москвой, что затрудняло их службу при дворе. Испомещение «лучшей тысячи» позволило правительству всегда иметь под рукой людей, которых можно было назначить воеводами в полки, головами в сотни, отправить с дипломатическими поручениями в соседние государства. К тому же преобразование должно было вернуть единство крестьянского сословия. Но реформа столкнулась с некоторыми трудностями. Для наделения «тысячи» землей требовалось не менее 118 тысяч четвертей пашен, а такого количества у Казны не было. И поэтому реформа осуществлялась только частично. Новгородцев должны были испоместить в последнюю очередь, но земель для них так и не нашлось. То есть из-за отдаленности Новгорода от Москвы новгородские помещики практически не могли нести службу в Москве. В ходе реализации реформы некоторым помещикам земли не хватило, но испомещение тысячников представляло собой прежде всего мероприятие огромного масштаба в области земельных отношений. В результате проведения в жизнь приговора 3 октября 1550 года дворяне-помещики получили в свои руки свыше 100 тысяч четвертей пахотной земли с соответствующим количеством угодий: лугов и лесов. Одним из важнейших актов политики правительства Ивана Грозного является приговор 11 мая 1551 года. Значение этого приговора заключается в том, что он формулирует основные принципы политики правительства Ивана IV в отношении двух важнейших категорий феодального землевладения: монастырского и княжеского. Согласно приговору 11 мая 1551 г. епископы и монастыри должны были передать казне все земли, пожалованные им после смерти Василия III боярскими правительствами. Во-вторых, они обязаны были вернуть старым владельцам-дворянам и «христианам» - поместные и черные земли, отнятые церковниками за долги или «насильством». В-третьих, закон полностью запрещал духовенству приобретать новые земли «без доклада». Но переоценивать практические результаты земельных мер нельзя, так как система ограничений вступала в действие лишь в том случае, если возникала угроза выхода земли из службы. «При наличии наследников и при нормальном течении службы князья из состава Государева двора имели право и на выкуп родовых земель, и на первоочередное право получение земель из поместного фонда, пополнявшегося за счет конфискованных вотчин». Проведение данной реформы, выражающей интересы государства и дворянства, было необходимым для ограничения самовластия церкви и становления контроля над землей. Целью данного законодательства была не консервация сложившихся до этого земельных отношений, а расширение фонда земельной собственности, служившей основой новой военно-служилой

Центральной реформой стала реформа отмена кормлений и создание взамен их принципиально новых органов местной власти . Чаще всего в литературе эту реформу называют еще - земской. К ней приступили в 1551г [ 6] .Она повлекла за собой изменения во всех важнейших сферах жизни общества, на всех уровнях государственного устройства. “Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ” . Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносошного крестьянства и посадских людей. В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства. Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно - представительных учреждений на местах отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства, Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.

«В 1684 году состоялся созыв и роспуск земского собора о вечном мире с Польшей. Тем самым и закончилась история земских собраний, созывавшихся на протяжении более ста лет. Земские соборы имели очень большое значение в истории России, этим и объясняется тот факт, что их изучению посвящено огромное количество работ различных ученых - историков. Создание земских соборов было большим шагом в совершенствовании государственной системы управления и стало ключевым моментом в развитии нашей страны как демократического государства.

В 1547 г. Иван IV официально венчался на царство и принял титул «царя» (так как император Константинополя уже не существовал, то русский князь оставался единственным претендентом на этот титул в качестве последнего защитника православного мира). Первый период его царствования (конец 40-х – 50-е гг.) отмечен крупными внутри- и внешнеполитическими успехами и проведением реформ.

Главными инициаторами реформирования стали члены Избранной рады (1549-1560) – Алексей Адашев, Сильвестр (духовник царя), Андрей Курбский (друг детства), Макарий (митрополит всея Руси). В 1549 г. в Москве был созван впервые Земский собор – совещательный орган; входили члены Боярской думы, высшее духовенство, представители служилых людей; была обсуждена программа преобразований.

Судебник 1550 г. – свод законов, который упорядочил и дополнил Судебник Ивана III, ограничил пава наместников и волостителей; подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое»; была усилена личная зависимость крестьян от феодала, так как последний отвечал за его преступления; впервые была введена система наказания среди государственных служащих (за взятку).

Стоглав 1551 г. – кодекс правовых норм внутренней жизни духовенства и его взаимоотношений с государством (например, запрещалась покупка монастырем вотчинных владений без разрешения царя).

Денежная реформа – московский рубль стал основной денежной единицей страны, право сбора пошлин переходило в руки государства; была установлена единая для всего государства единица взимания налога (большая соха, которая рассчитывалась в зависимости от плодородия земли и социального положения ее владельца).

Система приказов – вместо прежних Государева двора и Казны была создана система специализированных приказов: Разрядный (военные дела и ведение поместными войсками), Пушкарский (артиллерия), Стрелецкий (стрельцы), Оружейная палата (Арсенал), Посольский (иностранные дела), Большой приход (финансы), Поместный (государственные земли, которые раздавались дворянам), Холопский (холопы), Сибирский дворец (управление Сибирью), Казанский дворец (Казанским ханством). Во главе приказа стоял боярин или дьяк – крупный государственный чиновник.

Реформа местного управления – отмена кормлений в 1556 г., сыск и суд по особо важным делам были переданы в руки губных старост (избирались из местных дворян), земских (из числа зажиточных слоев черносотенного населения) и городовых приказчиков (в городах). При этом вводилась в общине круговая порука – она отвечала за своих выборных. Значение – замена служилых кормленщиков мирскими органами обусловила централизацию власти.


Военные реформы:

1) ядро армии составляло дворянское ополчение – под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча», то есть 1070 провинциальных дворян, которые должны были стать опоров власти царя;

2) впервые было составлено Уложение о службе;

3) со 150 десятин земли боярин и дворянин должны были выставить одного воина «конно, людно и оружино»;

4) в 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско;

5) привлечение иностранцев в армию;

6) привлечение казачества для несения военной службы на окраинах;

7) вотчинник ил помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству.

Ополчение делилось на «служилых людей по отечеству» (то есть по наследству – бояре и дворяне) и «по выбору» (по набору – стрельцы, пушкари, городская стража, казаки).

Реформы в целом способствовали укреплению Российского государства, усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.

Историография реформ:

Ø Платонов, Смирнов – реформы носили продворянский характер (воспользовавшись социальным кризисом конца 40-х гг., эти реформы ослабили бояр и усилили позиции дворян);

Ø Веселовский, Зимин, Скрынников – реформы являлись результатом компромиссом между царской властью, дворянами, боярами и посадом.

Дискуссии вокруг деятельности Земского Собора.

Предмет спора : существовала ли сословно-представительная монархия или азиатская деспотия.

Ø Шмит – второе, т.к. царь созывал выбранных государством, а не земских обществом, людей. Если на западе они изначально избирались, то у нас государство выбирало.

Ø Черепнин – первое. Действительно, Соборы практически возникли именно так, но постепенно они развиваются (особенно хорошо это было видно в период Смуты – в 1613 г.), имея свою специфику с сильными самодержавными рудиментами. Споры ведутся до сих пор.

Внешняя политика:

Направления и задачи: 1) западное – борьба за выход к Балтийскому морю; 2) юго-восточное и восточное – борьба с Казанским и Астраханским ханством; 3) южное – защита от набегов крымского хана.

Завоевание Казанского ханства – первоначально Иван IV предпринял дипломатические шаги (неудачны), и в 1552 г. его армия осадила Казань => победа – народы Среднего Поволжья вошли в состав государства. Астраханское ханство было присоединено в 1556 г. => все Поволжье принадлежало России + Волжский торговый путь, который значительно улучшил условия торговли с Востоком. В середине XVI в. вошли также Башкирия, Чувашия, Кабарда.

Освоение Сибири – Сибирский хан Кучум отказался признать вассальную зависимость и убил русского посла. Купцы Строгановы получили от царя грамоту с пожалованием земли в Сибири и наняли большой отряд казаков во главе с Ермаком для борьбы с сибирским ханом. В 1581 г. Ермак одержал победу на войсками Кучума и занял столицу Кашлык. В 1598 г. Кучум был окончательно разгромлен => Западная Сибирь была присоединена к России (столица – Тобольск).

Ливонская война (1558-1583) – борьба за выход к Балтике и за прибалтийские земли, захваченные Ливонским орденом.

Этапы:

1) 1558-1561 гг. – русские войска разгромили Ливонский орден, взяли Нарву, Тарту, подошли к Таллину и Риге;

2) 1561-1578 гг. – вступление в войну Польши, Литвы, Швеции, Дании (на стороне ливонского ордена), военные действия приобретают затяжной характер; ситуация была осложнена разорением хозяйства (опричнина), изменение отношения местного населения к русским войскам вследствие набегов, переход на сторону врага князя Курбского и опустошительные набеги крымских татар;

3) 1578-1583 гг. – оборонительные действия России. В 1569 г. Польша и Литва объединились в речь Посполитую (во главе – Стефан Баторий). Поляки взяли Полоцк, Луки, осадили Псков (неудачно).

Ливонская война завершилась подписанием невыгодного для России Ям-Запольского (с Польшей) и Плюсского (со Швецией) перемирий - отказ от завоеванных земель и городов, земли Прибалтики были отданы Польше и Швеции. Таким образом, главная задача западного направления внешней политики решена не была.

3. Опричнина и ее последствия:

В конце 1564 г. Иван IV вместе со своей семьей внезапно выехал из Москвы и поселился в Александровской слободе. Он обвинил всех бояр и церковных иерархов в измене и вынудил московских бояр просить его вернуться на трон – условием его возвращение стало право казнить и миловать по собственному усмотрению, а также разделение всей земли на опричнину («опричь» - кроме) и земщину. Опричнина становилась его личным уделом и включала в себя наиболее плодородные и развитые земли, на которых царь поселил дворян (основа его опричного войска). В опричнине были свои собственные органы власти – дума приказы. Земщиной руководило правительство во главе с Висковатым. Фактически опричное войско выполняло карательную функцию. Во главе опричнины оказались Юрьев, Басманов, князь Черкасский, кроме того, князь Вяземский, Малюта Скуратов и т. д.

Причины введения опричнины – объективные и личные:

1) отношения между монархом и боярами оставались неупорядоченными и неурегулированными;

2) активная военная политика и необходимость в постоянном увеличении численности войска заставляли государство систематически подчинять интересы производителей интересам служилого класса.

1) в 1554 г. Ивану IV стало известно о боярских симпатиях к князю Старицкому – у царя зародилось недоверие к своему окружению;

2) в 1557-58 гг. царь столкнулся с оппозицией бояр курсу на развязывание Ливонской войны;

3) смерть первой жены (Анастасии Романовны) и разрыв с Сильвестром и Адашевым (ссылка);

4) бегство Курбского в Литву, что привело к ужесточению гонений на бояр.

Проявления опричнины:

2) затем начинаю ссылать бояр и земских дворян;

3) в 1569 г. была уничтожена вся семья Старицких;

4) тогда же Малюта Скуратов задушил бывшего митрополита Филипп Колычев за то, что осудил опричнину и царский произвол;

5) в начале 1570 г. был учинен Новгородский погром (10-15 тыс. человек были убиты), а затем Московский;

6) казни самих опричников – Басмановых, Вяземского, Черкасского.

Итоги опричнины:

1) централизация – ослабло влияние титулованного московского боярства, подчинение церкви государству, подрыв самостоятельности городов;

2) экономический кризис, усугубленный Ливонской войной – села и деревни, где побывали опричники, обезлюдели (либо были убиты, либо сбежали в Литву);

3) голод – вследствие сокращения посевных площадей;

4) принятие закрепостительных актов – бегство крестьян стимулировало это; в 1581 г. был издан указ о «заповедных летах», который запрещал переходы крестьян;

5) были подорваны резервы России в целом.

В целом опричнину можно оценивать как форсированную централизацию (но в таких формах, которые нельзя считать прогрессивными), предпринятую без достаточных экономических и социальных предпосылок. Это не антибоярская политика – скорее конфликт внутри самого господствующего сословия, спровоцированный Иваном IV с целью укрепления своей власти.

Историография:

Ø Карамзин – безумство царя из-за смерти Анастасии (тиранство ).

Ø Платонов – опричнина носила ярко выраженный дворянский характер , т.к. царь забрал лучшие центральные земли и испоместил на них дворян, что решило вопрос об обеспечении поместной реформы. Поэтому эта реформа носила прогрессивный характер (Смирнов).

Ø Веселовский – нашел синодику по убиенным (в конце своей жизни царь признал свои ошибки и приказал выписать имена всех казненных в синодик, который был отправлен во все монастыри для поминки их). Анализ показал, что 2/3 казненных составляли дворяне. Т.е. реформа не носила продворянский характер – и, скорее всего, это была не реформа, а репрессии , направленные против конкретных лиц + попытка достичь абсолютной власти .

Ø Зимин – царь взял в опричнину уезды с развитым поместным землевладением, а не боярским. Здесь он устроил смотр боярского ополчения и выгнал его. Из дворян он сделал опричный корпус – около 5 тыс. человек => была направлена против последних уделов, поэтому опричнина является важной социальной реформой , которая уничтожила удельную систему.

Ø Шмит – это знаковое явление, царь создал особую охранную структуру, которая существует и до сих пор (ФСБ, НКВД, КГБ).

Ø Скрынников – размах был на рубль, а удар на копейку, т.к. при Иване IV уделы и так были слабы, поэтому никакой опасности не представляли. В завещании он отдает землю своему старшему сыну, а часть в уделы другим сыновьям. В основе его гипотезы лежат два источниковедческих открытия. Все изучают опричнину по Никоновской летописи, в которой упоминается, что все сосланные были отправлены в Казань. По казанским описям явственно, что на первом этапе царь нанес сильный удар удельным князьям и родовой аристократии (Ярославские, Стародубские, Гагарины, Ростовские – были испомещены на пограничных служебных землях). Их вотчинные хозяйства были разделены на поместья – разрушение хозяйства и его кризис. К концу 1565 г. социальная база опричного руководства была сокращена, и возник выбор – либо восстановить отношения с аристократией, либо продолжить террор. В 1566 г. Ливонская война потребовала больших денег => созыв Земского Собора. и примирение. Руководство Б.Д. (Челядин возглавлял) потребовало отмены опричнины, начинаются уступки, в митрополиты был рукоположен Филарент Колычев. До 1567 г. продолжаются попытки примирения. В этой ситуации бояре попытались прозондировать почву в отношении к Старицкому, который выдал все царю – его и бояр казнили, начинается третий период опричнины (террор). Скрынников провел текстологический анализ синодиков, что позволило восстановить весь список, хронологию и причину смерти. Выяснено, что террор имел несколько особенностей – уничтожение тех, кто его создавал (при этом уничтожали именно те лица, которых привели первые опричники – Скуратов, Грязнов); вся боярская оппозиция была уничтожена, затем удельный Старицкий род (обнаружена связь Старицких с Новгородом – измена посадских бояр), то же самое касалось Твери и Пскова (здесь царь никого не тронул). Потом выяснилось, что крупные московские дьяки были связаны с Новгородом (Колычев, Весковатый), а затем оказалось, что с дьячным делом связаны лица, которые стояли у истоков опричнины. Результат был страшен – весь цвет русской нации был уничтожен, русское летописание умирает. Таким образом, главной целью была самодержавная власть.

В широких народных массах росло недовольство налогами, которые были непосильными. Толчком для восстания послужил пожар в Москве в конце второй декады июня месяца. По своим размерам он был огромен и нанёс непоправимый урон благосостоянию москвичей.

Озлобленные люди, потерявшие всё имущество, 21 июня 1547 года вышли на улицы столицы.

Среди восставших поползли слухи, что город подожгли князья Глинские. Якобы их жёны вырезали сердца у покойников, сушили их, толкли, а полученным порошком посыпали дома и заборы. После этого были произнесены магические заклинания, и порошок вспыхнул. Так подожгли московские постройки, в которых жили простые люди.

Разъярённая толпа растерзала всех князей Глинских, которые попались под руку. Их усадьбы, уцелевшие после пожара, были разграблены и сожжены.

Возмущённый народ начал искать молодого царя, но тот уехал из Москвы и укрылся в селе Воробьёво (Воробьёвы горы, в годы советской власти носили название Ленинские горы). Огромная масса людей пошла в село и 29 июня окружила его.

Государь вышел к народу. Согласно имеющимся свидетельствам, держался он спокойно и уверенно. После долгих уговоров и обещаний ему удалось уговорить народ успокоиться и разойтись. Люди поверили молодому царю. Их возмущённый пыл угас. Толпа двинулась к пепелищам, чтобы хоть как-то начать обустраивать свой быт.

Тем временем по приказу Ивана IV в Москву были стянуты войска. Стали хватать зачинщиков восстания. Многие из них были казнены. Некоторым удалось бежать из столицы. Но власть Глинских была безвозвратно подорвана. Ситуацию усугубили волнения в других русских городах. Всё это дало понять царю, что существующее государственное устройство неэффективно. Именно поэтому он и собрал вокруг себя прогрессивно мыслящих людей. Сама жизнь и инстинкт самосохранения заставили его сделать это. Таким образом, в 1549 году Избранная Рада начала свою работу по реформированию государственного устройства в Московском царстве .

Первые шаги к реформам выразились в созыве 27 февраля 1549г. расширенного совещания, на котором присутствовала Боярская дума, Освященный собор, воеводы, а также боярские дети и «большие» дворяне (очевидно, московские). Февральское совещание 1549г. («Собор примирения») было фактически первым Земским собором.

Его созыв ознаменовал превращение Русского государства в сословно-представительную монархию, создание центрального сословно-представительного учреждения. Чрезвычайно важно было то, что важнейшие государственные мероприятия начинают приниматься с санкции представителей господствующего класса, в числе которого значительную роль играли дворяне.

Решение Земского собора показало, что правительство собиралось в дальнейшем использовать поддержку, как боярства, так и дворян. Оно было явно не в пользу феодальной аристократии, так как она должна была поступиться рядом своих привилегий в пользу основной массы служивого люда. Отмена подсудности дворян (в дальнейшем Судебник 1550г.) означала постепенное оформление сословных привилегий дворянства.

В связи с тем, что в феврале 1549г. было решено «давать суд» если человек обратился с челобитным на бояр, казначеев и дворецких, создается особая Челобитная изба, которой ведал А. Адашев и, возможно, Сильвестр.

Автор Пискаревского Летописца дает расположение этой «Избы» у Благовещения в Кремле . Но в действительности местонахождение Челобитной избы не вполне ясно: у Благовещения находилось помещение казны. Не будучи формально казначеем, А. Адашев в 50х годах XVI века фактически возглавлял деятельность государственной казны .

Но, во всяком случае, связь возникновения Челобитной избы с реформами середины века несомненна. В Челобитную избу поступали челобитные на имя государя, здесь же по ним принимались решения - Челобитная изба была своего рода высшим апелляционным ведомством и контрольным органом, надзиравшим над другим правительственным учреждением. Одновременно с «Собором примирения» происходили заседания и церковного собора, который установил церковного празднования еще 16 «святых» и рассмотрел жития этих «чудотворцев».

В условиях роста реформационного движения церковь канонизацией своих видных деятелей стремились укрепить свой падающий авторитет. После февральских соборов правительственная деятельность в 1549г. развернулась в различных областях. Рост народных движений в городе и деревне заставил возобновить проведение губной реформы, после торжества Шуйских в 1542г. 27 сентября 1549г. был выдан губной наказ крестьянам Кириллова монастыря.

Этот наказ свидетельствовал о росте влияния дворянства. Теперь губные дела передавались в ведение выборных губных старост из числа детей бояр.

Формирование различных изб происходило по функциональному различию, а не по территориальному.

Это свидетельствовало о значительном успехе централизации управления.

1549г. был годом активного наступления на иммунитетные привилегии духовных феодалов . 4 июня 1549г. в Дмитров послали грамоту, согласно которой ряд монастырей лишался права беспошлинной торговли в Дмитрове и других городах. Но крупные монастыри привилегии сохраняли.

К концу 1549г. все настойчивее стали раздаваться голоса, подталкивающие правительство на проведение реформ. Царю подал свой проект Ермолай-Еразм, предполагавший ценой некоторых уступок предотвратить возможность новых волнений. Он начал меры по унификации системы поземельного обложения, по обеспечению землей служивого люда.

Разносторонностью и вдумчивостью отличались проекты И.С. Пересветова, защитника сильной самодержавной власти. Централизация суда и финансов, кодификация законов, создание постоянного войска, обеспеченного жалованием,- вот некоторые из предложений этого «воинника» - публициста, выражавшего думы и чаяния передовой части дворянства, затронутого реформационно-гуманистическим движением.

Изначально в царских вопросах ставилась задача издания законов, которые должны были восстановить порядок, существовавший при Иване III и Василии III.

Ссылка на «отца» и «деда», встречающаяся в законодательстве означала, что «реформам старались придать вид мероприятий направленных против тех злоупотреблений властью боярами, которыми были ”наполнены” несовершеннолетние годы Ивана IV» .

После постановки об отмене местничества в проекте излагался ряд соображений о необходимости навести порядок в вотчинном и поместном праве. По мнению автора проекта, необходимо было провести проверку земельных владений (вотчин, поместий) и кормлений с целью выяснения размеров владений и исполнения воинских обязанностей служилыми людьми. Нужно было перераспределить имеющийся в распоряжении служебный фонд, чтобы обеспечить малоземельных и безземельных феодалов.

Но этот проект нарушал исконные вотчинные права феодальной аристократии, поэтому проект осуществления не получил .

К числу финансовых реформ относится проект ликвидации проездных пошлин (мыта) внутри стран.

Таможенные перегородки между отдельными землями Русского государства, отражавшие незавершенности процесса изживания экономической раздробленности, препятствовали дальнейшему развитию товарно-денежных отношений.

Если подвести итоги рассмотрению царских «вопросов» в составе Избранной Рады, то можно констатировать далеко идущие намерения правительства удовлетворить земельные требования дворян за счет боярского землевладения, укрепить армию и государственные финансы.

Состав «Избранной Рады» является предметом дискуссий . Однозначно в «Раде» участвовали священник Благовещенского собора Кремля, духовник царя Сильвестр и молодой деятель из не слишком знатного рода А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, дьяк Висковатый и другие. Полный состав этого неофициального правительства неизвестен.

С другой стороны, некоторые историки отрицают существование Избранной Рады как учреждения. К примеру. К.Н. Бестужев-Рюмин говорит об этом так «приписывают все, что делалось в эту эпоху, «избранной раде» (т. е. ближайшим советникам царя); говорят, что эта рада была избрана Сильвестром и Адашевым. Едва ли, однако, много могли сделать какие-либо советники без полного убеждения царя в необходимости изменений в существующем строе. Преувеличенное, в злобе, показание И., что советники не давали ему ступить свободно, свидетельствует только о том, как далеко простирал свои притязания Сильвестр, как сильно был раздражен против него и его сторонников царь; но не следует думать, чтобы слова эти были полной правдой» . Тем самым, историк отрицает саму необходимость в Раже и отрицает, что она могла вести какую-то отдельную от Ивана IV политику.

С ним отчасти соглашается Р. Скрынников, утверждая, что «традиционное толкование текста Курбского сводится к тому, что после московского пожара 1547 г. к власти пришли Сильвестр и Адашев. Они отогнали от царя «ласкателей» и образовали правительство Избранной рады, которое провело реформы. Такое толкование не согласуется с фактами. В рассказе о раде имена «ласкателей» не названы. Но из дальнейшего повествования следует, что главными «ласкателями» Курбский считал «шурьев» государя Захарьиных. Их он называл нечестивыми губителями всего Святорусского царства, замечая при этом, что выше он «многажды рехом» (много раз говорил) о них…. Историю рады невозможно связать ни с пожаром 1547 г., ни с удалением «ласкателей». Захарьины не только не лишились влияния после пожара, но, напротив, вошли в силу. Ни о какой замене «ласкателей» мудрыми мужами - радой - не было и речи. Приходится признать, что путаный рассказ Курбского может дать лишь превратное представление о правительстве реформ середины XVI в….» .

Тем самым, исследователь не считает Раду реальным учреждением. Однако он убеждён в реальности т.н. Ближней Думы – «В отличие от Избранной рады Ближняя дума была реальным учреждением, действовавшим на протяжении многих лет. Для решения текущих дел власти собирали немногих «ближних людей», имевших прямое отношение к повестке дня. В критической ситуации Ближнюю думу собирали в полном составе»

Одна из тайн Ивана Грозного

Избранная Рада - понятие, которым обозначают неофициальный орган 1547-1560 годов при Иване IV, бывший фактическим государственным правительством. Причиной возникновения этой системы стало осознание царем и аристократами срочной необходимости реформ в государстве. К пониманию этого подтолкнули народные бунты в Москве в 1547 году, в результате которых горожане не постеснялись убить

царских родственников. В этом же году вокруг монарха сформировался круг лиц - Избранная Рада, целью которой была подготовка и проведение реформ по наведению порядка в государстве, а также развитие государственного аппарата, централизация власти и взятие под контроль ситуации в стране. В состав этого органа вошли знатные бояре, дворяне, тогда представлявшие из себя дворовых царских и боярских слуг, духовные деятели, а также, очевидно, некоторые государственные чиновники: князь Курбский, духовник Сильвестр, дворянин Адашев, митрополит Макарий, дьяк Висковатый и другие. Полный состав этого неофициального правительства нам неизвестен. Да и название происходит из позднейшего сочинения Андрея Курбского на польском языке во время бегства.

Избранная Рада и ее реформы

Основными деяниями ее были следующие:

Создание правового кодекса, вошедшего в историю под названием "Судебник 1550 года".

Усиливалась власть царской администрации, регулировались судебные пошлины. Этот же судебник учреждает новые виды приказов: челобитный, поместный, разбойный, печатный и другие.

Религиозная реформа: унификация церковных канонов во всех русских землях. Ростовщичество запрещено среди священников.

Военная реформа 1556 г., в связи с которой создавались новые регулярные войска - стрельцы и канониры. Устанавливался единый порядок службы.

Реформа местного самоуправления в 1556 году.

Избранная Рада и опричнина

Причиной этого неофициального падения стали разногласия с царем по вопросам централизации власти. Если Иван Грозный намеревался самым скорейшим образом добиться этой цели, ускорить процессы абсолютизации монархии, то Избранная Рада в основном выступала за эволюционные изменения, регулируемые реформами. Этот вопрос стал самым глобальным противоречием. Сыграла здесь свою роль и нарастающая личная неприязнь правительства и царя. Так, Избранная Рада имела разногласия с его первой женой Анастасией Юрьевой, после скорой смерти которой царь обвинил членов правительства в том, что они свели ее со света. Все это подтолкнуло падение Рады, последние реформы которой приходятся на 1560 год. Через пять лет после устранения этого органа, в период Ливонской войны, один из видных участников бывшей Избранной Рады - Андрей Курбский - переходит на сторону поляков. Причиной, побудившей перебежчика, была нарастающая централизация власти в стране и мнение, что царь попирает древние вольности бояр. В ответ царь создает другой, более послушный, в отличие от Избранной Рады, и отвечающий его устремлениям корпус опричников. Последующие несколько лет в Московском государстве начинается беспрецедентная борьба по устранению боярской прослойки. Подобные действия имели и моральный фундамент, и методы физической расправы.

(1533- 1538 гг.), дочь князя Глинского - выходца из Литвы. При Елене Глинской был проведѐн ряд реформ и мероприятий, способствовавших централизации и безопасности государства: денежная реформа, установившая единую монетную систему в стране, строительство новых и реорганизация старых крепостей, укрепление армии, ограничение феодальных иммунитетов (прав вотчинников собирать подати и использовать их на свои нужды); предоставление льгот и земель православным переселенцам из Литвы и др.

И в годы правления Елены Глинской, и после еѐ смерти (есть предположение, что она ) не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских. Боярское правление (1538-1547 гг.), начавшееся после смерти Елены Глинской, привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников вызвал широкое недовольство народа и открытые массовые выступления в ряде русских городов.

В 1547 г. Иван IV (родился 1530 г.) достиг совершеннолетия и венчался на царство, официально приняв титул царя и великого князя «всея Руси». Ещѐ в прежние времена наиболее сильный независимый правитель на Руси назывался «царь». Такой титул использовался русскими применительно к византийскому императору, а затем к монгольскому хану. Первый русский царь был личностью весьма противоречивой. По мнению Г. В. Вернадского, наделѐнный большими интеллектуальными способностями, будучи правителем с широким кругозором, он в то же время был вспыльчив, жесток, да и к тому же страдал манией преследования, которая особенно явно проявлялась в последние двадцать лет его жизни.

В конце 40-х - 50-е гг. XVI в. правительством, так называемой, Избранной Рады (1549 - 1560 гг.) были проведены многочисленные реформы центрального и местного управления. Стоит напомнить, что - это система мероприятий, проводимых государством и направленных на преобразования в тех или иных сферах общественной жизни при сохранении основ существующего строя. Люди, входившие в Избранную Раду, пользовались не только поддержкой, но и личной симпатией Ивана IV: Алексей Адашев, духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа Иван Висковатый, отец и брат царицы Анастасии бояре Захарьины, друг детства Андрей Курбский, митрополит всея Руси Макарий. В 1549 г. в Москве впервые был созван Земский собор как совещательный орган при царе, куда входили, прежде всего, члены Боярской думы, высшее духовенство. Кроме Боярской думы и верхушки духовенства, Земские соборы включали представителей поместного дворянства и
посадских верхов: поместное дворянство было главным служилым сословием, основой царского войска, а верхушка посадского населения была важным источником денежных доходов для казны.

Земские соборы («всероссийские собрания»), которые периодически созывались царѐм для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики заняли особое место в системе государственных органов власти, начиная с середины XVI в. Появление Земских соборов свидетельствовало о складывании в российском государстве институтов сословно-представительной монархии. Сословно-представительная монархия - это такой тип власти, когда монарх правит страной, опираясь, прежде всего, на сословно-представительные учреждения, существующие в вертикали центральной власти.

Однако, в отличие от аналогичных западноевропейских институтов (парламент в Англии, «генеральные штаты» во Франции, кортесы в Испании) Земские соборы в России, наоборот, служили орудием укрепления самодержавия и часто созывались для легитимации (одобрения и поддержки) внутренней и внешней политики московских царей. В частности, в 1565 г. Земский собор дал согласие царю Ивану IV на введение .

Общая тенденция к централизации государства вызвала необходимость издания нового свода законов - Судебника 1550 г. Он упорядочил и дополнил Судебник 1497 г. В новом Судебнике подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день, но была увеличена плата за «пожилое». Судебник 1550 г. несколько увеличил власть феодала над крестьянами, поскольку возложил на них ответственность за преступления крестьян.

В 1551 г. был созван церковный собор. Ответы собора на сто царских вопросов составили - кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством, получивший название «Стоглав» . «Стоглав» утвердил ранее принятые решения по канонизации местных святых и признанию их всероссийскими святыми; запретил новаторство в иконописи; унифицировал порядок исполнения церковных обрядов; наметил открытие в Москве и других городах специальных школ для подготовки священников; осудил пороки в светской и церковной жизни; запретил монастырям покупать вотчинные владения «без доклада» царю. Серьѐзные изменения в период правления Избранной Рады были введены в систему центрального государственного управления.

Вместо двух прежних центральных ведомств - Государева Дворца и Казны, обладавших различными, зачастую переплетавшимися функциями управления, была создана система специализированных приказов, т. е. центральных исполнительных учреждений, ведавших отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Приказная система центрального управления, основу которой составляли принципы централизма и сословности, в своѐм развитии прошла ряд стадий: от «приказа» как разового поручения боярам или грамотным неродовитым чиновникам на осуществление отдельных государственных функций, до «приказа» как постоянного действующего государственного органа центральной власти с самостоятельными структурными подразделениями.

В середине XVI в. существовало почти два десятка приказов. Военными делами, например, руководили Разрядный приказ (поместным войском), Пушкарский приказ (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (арсеналом). Иностранными делами управлял Посольский приказ, а государственными землями, которые раздавались дворянам, занимался Поместный приказ.

Во главе каждого приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной. В период правления Избранной Рады была проведена реформа местного управления, в соответствии с которой в 1556 г. система кормлений были отменена, а управление на местах передавалось в руки губных старост (губа - округ), избиравшихся из местных дворян, а также земских старост, избиравшихся из числа зажиточных слоѐв черносошного населения.

Черносошные (государственные) и дворцовые крестьяне в волостях, а также посадские люди в городах получили право выбирать из своей среды «излюбленных голов» (земских старост) и «лучших людей» (целовальников, или земских судей), которые возглавляли местные органы государственной власти - земские и губные избы, выполнявшие соответственно финансово-налоговые и полицейско-судебные функции.

Эти местные органы власти заменяли систему кормлений, что являлось основной частью мероприятий, проводимых в российском государстве в целях укрепления самодержавия и усиления политической централизации. Земские и губные избы стали в середине XVI в. сословно-представительными органами власти на местах. Тенденция к укреплению самодержавной власти московских государей в XVI в. переплеталась с другой - началом становления органов сословного представительства как в центре, так и на местах.

По существу, это означало, что достигнутая к середине столетия степень централизации государства была ещѐ недостаточна для того, чтобы русские цари могли обходиться без участия сословий в управлении страной. Сочетание самодержавия, крепостного права и огромной роли государства отличали Россию от других европейских стран с XVI в. до середины XIX в. Важное значение имела военная реформа, направленная на укрепление дворянского ополчения, составлявшего основу российской армии в то время. Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» - 1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой. В 1556 г. впервые было составлено Уложение о службе, согласно которому вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать еѐ по наследству, а со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружино».

В 1550 г. вместо отряда пищальников, появившихся в начале XVI в., создаѐтся постоянное стрелецкое войско (на первых порах стрельцов набрали три тысячи человек). Стрелецкое войско создавалось из воинов-стрельцов, вооруженных огнестрельным оружием. В армию стали привлекать также и иностранцев-наѐмников, число которых было незначительно. Для несения пограничной службы использовалось казачество. Бояре и дворяне, составлявшие ополчение, назывались «служилыми людьми по отечеству», т. е. по происхождению.

Другую группу составляли «служилые люди по прибору» (т. е. по набору). В середине XVI в. был составлен официальный справочник - «Государев родословец» , упорядочивший местнические споры и несколько ограничивший местничество. Реформы Избранной Рады привели к усилению политической централизации и укреплению центральной власти. Однако уже к концу 50-х гг. между Иваном IV и правительством А. Адашева возникали серьѐзные противоречия. Политика компромисса («примирения сословий»), которую проводила Избранная Рада, способствовала упрочению власти царя. Однако по мере еѐ усиления Иван IV обнаруживал всѐ меньшее желание делить еѐ с теми, кому был во многом обязан своим могуществом.

Достигнутое благодаря реформам Избранной Рады равновесие сил родовой знати и дворянства не только укрепило царскую власть, но и позволило беспощадно подавить обе конкурирующие социальные группы. В 1560 г. произошѐл окончательный разрыв Ивана IV с правительством А. Адашева. Историк С. Веселовский даже полагает, что именно с этого времени в Московском государстве началась смута, продолжавшаяся 70 лет. Первая открытая размолвка между царѐм и членами Избранной Рады произошла в 1558 г. из-за разногласий во внешней политике: Адашев, Сильвестр и их сторонники считали необходимым продолжать активную внешнюю политику на юге и востоке, а царь устремил свой взор на запад, на Ливонию.

Дальнейшая судьба членов Избранной Рады была незавидной: А. Адашев был арестован, а Сильвестр - сослан на Соловки. Чувствуя явное приближение «царской грозы», в 1564 г. бежал в Литву близкий к лидерам Избранной Рады князь А. Курбский. Во всех «бедах» царь обвинил «изменников» бояр и своего двоюродного брата удельного князя В. А. Старицкого Итак, реформы Избранной Рады, которые проводились в середине XVI в. были направлены, в целом, на постепенную централизацию сформировавшегося в начале XVI в. Московского государства, т. е. на укрепление центральной власти, власти монарха. Эти реформы, в конечном счѐте, призваны были обеспечить создание в России сильной монархии «с человеческим лицом». Но в качестве альтернативы такого способа централизации государства в середине 60-х гг.XVI в. выступила другая политика - политика опричнины, инициатором и проводником которой стал сам Иван Грозный.