Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке

План- конспект по русскому языку 4 класса

Тема: Правописание глаголов с суффиксом –ся, - сь

Цель урока:

  1. Расширять знания учащихся о глаголах.
  2. Выявить особенности возвратной формы глаголов.
  3. Познакомиться с написанием глаголов с суффиксом – ся, - сь.
  4. Продолжить развитие орфографического слуха школьников, памяти, наблюдательности и практических навыков логического навыка и внимания.
  5. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
  6. Продолжить воспитывать чувство коллективизма.
  7. Оборудование: схемы-опоры «Окончание», «Суффикс», «Суффикс –ся». «Суффикс –сь».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя. (Аудиозапись пьесы «Март» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я начала свой урок с фрагмента произведения П.И.Чайковского «Март» из цикла «Времена года». У нас с вами сегодня необычный урок.

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Постановка цели.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работу над глаголом. Вспомним, что уже знаем о нем, а также узнаем новое об этой части речи. Зачем необходимы знания о глаголе?

Дети: Глагол занимает второе место после существительного, это самая «живая» часть речи, она показывает движение времени в нашей жизни. Мы изучаем глагол для того, чтобы быть грамотными, образованными людьми, чтобы наша речь была богатой.

  1. Повторение.

Чистописание (5 минут).

Продолжить запись до конца строчки, соблюдая закономерность: ся сь ся сь ся сь

Учитель: Прочитайте предложение. Скажите, о каком времени года идет речь?

Лед на реках начинает трескаться и ломаться.

Дети: Ранняя весна, так как …(высказываются)

Учитель: Посмотрите, как великие русские художники Левитан и Ромадин показали в своих картинах «Март» раннюю весну (показывает репродукцию картины «Март»).

Учитель: Докажите, что это весна. Какая репродукция нам подходит больше для урока? Почему?

Учитель: Спишите предложение, разберите по членам предложения и частям речи. Что заметили?

Дети: Однородные сказуемые, выраженные глаголом.

а)Словарная работа.

Учитель: Образуйте от данных слов однокоренные глаголы в неопределенной форме:

Б.. седа-беседовать

Д..верие-доверие

Из..бр..жение-изображение

К..мандир-командировать

З..бота-заботиться

б) Игра «Блицопрос».

Постановка цели игры.

Учитель: А сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы понимаете признаки глаголов и умеете приводить примеры.

Что такое глагол?

Дети: Глагол- часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Например…

Учитель: Какие постоянные признаки есть у глагола?

Дети: Вид: совершенный или несовершенный. Например…

Спряжение I или II – это изменение глаголов по лицам и по числам.

Учитель: Назовите непостоянные признаки глагола.

Дети: Число, время, лицо, род.

Учитель: Каким членом предложения является обычно глагол?

Дети: Сказуемым.

Учитель: Что вы знаете о глаголах неопределенной формы?

Дети. У глаголов неопределенной формы нельзя определить число, время, он отвечает на вопрос « что делать?»

Учитель: Посмотрите еще раз на глаголы в « Минутке чистописания». Что вы можете сказать об этих глаголах? (Вопрос-помощник: задайте вопрос к этим глаголам)

Дети: Это глаголы неопределенной формы, так как отвечают на вопрос «Что делать?» и имеют суффикс-ть.

Учитель: На что еще могут оканчиваться глаголы неопределенной формы?

Дети: На-ти, -чь, например: идти, течь.

  1. Проверка индивидуальной работы.

Учитель: У ребят, которые работали со словарными словами, было задание: образовать глаголы в неопределенной форме. Давайте проверим задание, как они справились. Назовите получившиеся глаголы, докажите, что они стоят в неопределенной форме.

Дети: Отвечают на вопрос « что делать?», имеют суффикс- ть.

Найдите и выделите в глаголах из предложения суффикс -ть.

Посмотрите, какое слово получилось лишнее в индивидуальной работе? Что интересного заметили?

Дети: Заботиться.

Учитель: Кто скажет, какие глаголы мы будем сегодня рассматривать?

Дети: Мы сегодня на уроке будем рассматривать глаголы, оканчивающиеся на –ся,- сь.

На доске открывается тема урока: «Глаголы с …-ся, - сь».

Учитель: Ребята, посмотрите на тем урока. Какое слово не открылось? Какой вопрос у вас возникает?

Дети: Что такое – ся? Суффикс? Окончание?

Решение проблемы.

Постановка цели.

Учитель: Продолжим исследование глагола как части речи. Сравните глаголы, написанные на доске.

Согревать, согреваться, удивлять, удивляться, радовать, радоваться.

Учитель: На какие две группы можно разделить слова? Чем они похожи? Чем отличаются?

Прочитайте слова первой группы еще раз. Что вы можете о них сказать?

Дети: Все глаголы неопределенной формы.

Учитель: Как вы определили?

Дети: По вопросу и по суффиксу – ть.

Учитель: Прочитайте слова второй группы. Посмотрите, что изменилось.

Дети: Появилось – ся.

Учитель: Как вы думаете, какой морфемой является- ся в глаголе?

Дети: Суффикс. Окончание.

Учитель: Чем интересен –ся? Послушайте небольшой рассказ из истории образования – ся.

Рассказ ученика. Раньше –ся был самостоятельным словом-местоимением и писался отдельно. Обозначал «сам», «себя». Проверьте, сохранил ли –ся такое значение в глаголах: согревать себя - согреться. Если к глаголу добавить –ся, то он изменит значение: действие возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет.

Учитель: Давайте попробуем себя в роли ученых и выясним, что же такое –ся: окончание или суффикс?

Работа со схемами- опорами.

Учитель: Какой же следует вывод?

Дети: Мы доказали, что- ся – это суффикс.

Открывается слово «суффикс» в названии темы урока.

Учитель: Почему же нам с вами ближе определение, что –ся является суффиксом?

Дети: Потому, что в современном русском языке уже не существует местоимения ся.

Учитель: Прочитайте правило в учебнике. Подумайте, совпадет ли наше определение –ся с определением автора учебника.

Дети читают правило.

Учитель: Как вы считаете, совпало ли наше определение –ся с определением автора учебника?

Дети: Да.

Учитель: Суффиксы -ся и сь называются суффиксами возвратного значения.

Музыкальная пауза

  1. Первичное закрепление. Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Продолжим наши исследования.

Выполнение упражнения из учебника, цель которого распределить по группам глаголы с суффиксами – ся и –сь.

Учитель: Что интересного заметили? (Вопрос-помощник: что стоит перед согласным?)

Учащиеся анализируют записи и делают выводы

Вывод: если перед суффиксом слышится согласный звук, то пишется -ся, а если гласный, то- сь. Оцените свою работу.

  1. Дифференцированная самостоятельная работа.
  2. Учитель: Молодцы! А для выполнения следующего задания вы должны решить, что вы будете делать. Если:
  1. Вы уверены в себе и своих знаниях, то составьте и запишите небольшой текст на тему «Весна», используя глаголы второй группы, репродукции и впечатления от музыкального произведения.
  2. Вы сомневаетесь в себе, выполните задание, предложенное в учебнике.

Итог: Проверка выполнения заданий по группам.

  1. Домашнее задание.

Учитель предлагает ознакомиться с домашним заданием.

Учащиеся читают задание, если возникает сложности или неясности, консультируются у учителя.

Учитель: Прочитайте задание. Все ли понятно?

  1. Итог урока.

Какое открытие мы с вами сегодня сделали?

Дети: Познакомились с глаголами с суффиксом – ся, - сь.

Узнали, в каких случаях пишется -ся, а в каких –сь. Узнали, что такие глаголы называются глаголами возвратного значения.

Учитель: Как бы вы сегодня оценили свою работу? Обратите внимание на оценивание своей работы в течение урока.

Ответы учащихся.

Учитель: Давайте продолжим удивляться капризам природы, радоваться приходу весны, согревать друг друга своими улыбками.

Литература:



Глаголы с частицей -ся, -сь называются возвратными. Они образуются и от переходных глаголов: ругать - ругаться, обнимать - обниматься, набирать - набираться, и от непереходных: чернеть - чернеться, краснеть - краснеться.
Частица -ся прибавляется к глаголам, на конце которых имеется согласный: мыть - мыться, греть -греться. Частица -сь прибавляется к глаголам после гласных: моюсь, греюсь.
Переходные глаголы, к которым присоединена частица -ся, становятся непереходными. Например: читать книгу - книга читается нами.
Некоторые глаголы с частицей -ся не имеют параллельных форм без этой частицы. Например: смеяться, гордиться, надеяться, бороться, кланяться, плестись (идти медленно), нестись (бежать быстро), бороться, жаловаться, выспаться и др.
Кроме значения непереходности, возвратные глаголы с частицами -ся, -сь могут иметь следующие добавочные значения:
  1. собственно возвратное, когда глаголы обозначают действие, совершаемое самим субъектом и направленное на себя самого. Например: мальчик моется (т. е. моет себя), сестра обувается (т. е. обувает себя);
  2. взаимно-возвратное, когда глаголы обозначают действие, совершаемое двумя или несколькими лицами. Например: Друзья часто встречаются и радуются этим встречам (т. е. встречают друг друга и испытывают взаимную радость);
  3. общевозвратное, если глаголы обозначают действие, как бы замкнутое в действующем лице. Такие глаголы обычно обозначают внутренние переживания, изменение в состоянии, положении, движении. Например: Колонны демонстрантов непрерывно двигались. Отец удивился неожиданному возвращению сына;
  4. страдательное, употребляемое в страдательном обороте, в котором лицо или предмет не сам действует, а подвергается действию кого-то -или чего-то. Например: Смета составляется бухгалтером (Ср.: Бухгалтер составляет смету).
Упражнение 248. В приводимых ниже предложениях найдите возвратные глаголы. Укажите способ их образования (-ся или -сь) и значение.
  1. Мой же Орлик словно взбесился (Закр.). 2. Мы слезли с коней и занялись боевым воспитанием Орлика (Закр.). 3. Мы во что бы то ни стало в конце концов увидимся с тобой (Сим.). 4. Борис Никитич Аршинцев пользовался в дивизии всеобщей любовью (Закр.). 5. На голой вершине закопошились фигурки вражеских солдат (Закр.).
  1. Книга читается всеми с интересом. 7. Я стал быстро одеваться. 8. Впрочем, может из лужи браться слоном вода (В. Сол.). 9. Уже началась жестокая горная зима (Закр.). 10. Машина тяжело двинулась вперед (Закр.).

Как правильно сказать: пара человек пробежалась/пробежалось/пробежались. Если согласовывать со словом пара, то пробежалась, но как-то не звучит. Или лучше здесь не употреблять окончание -ся , без него первый вариант звучит более приемлемо.

При наличии в составе подлежащего имени существительного со значением определенного количества (тройка, сотня, пара и т. п.) сказуемое ставится в форме единственного числа. Верно: пара человек пробежалась.

Добрый день, в последнее время от уч-ся в сочинении требуют при формулировке проблемы использовать только форму "поставленная проблема". Правильно ли это с точки зрения русского языка? Если да, то, объясните, пожалуйста, почему нельзя говорить "поднятая, затронутая проблема"?

Ответ справочной службы русского языка

Все названные Вами формулировки корректны.

Подскажите, пожалуйста, в глаголах на -ся (одеваться, драться и тд) верны ли оба употребления в формах например: одевалиСЬ и одевалиСЯ, дралиСЬ и дралиСЯ? или форма на СЯ недопустима?

Ответ справочной службы русского языка

Это просторечные варианты, их не следует использовать.

Вопрос № 285109

почему в слове - НАЖМИ- нет -Ь- знака, слово в повелит. наклонении? спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

После ж, ш, ч, щ буква ь пишется в формах повелительного наклонения глаголов на конце слова (мажь, ешь, прячь) , во множественном числе перед -те (мажьте, ешьте, прячьте) , а также перед постфиксом -ся (прячься) . В слове нажми нет условий для написания мягкого знака.

Вопрос № 282034
-ся это частица, суффикс, постфикс или что? (пример - улыбатьСЯ)

Ответ справочной службы русского языка

Это постфикс.

Вопрос № 272609
Подскажите, пожалуйста, иностранцу какой глагол лучше употреблять во втором и третьем лице обоих чисел настоящего времени "класть" или "ложить" в конструкциях типа "Он ложит/кладёт".
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Можно запомнить правило: в литературном русском языке глагол ложить употребляется только с приставками (положить, доложить, переложить) или с постфиксом -ся (ложиться) а глагол класть – только без приставок. В настоящем времени: я кладу, ты кладёшь, он кладёт – правильно. Я ложу, ты ложишь, он ложит – неправильно. И наоборот, в будущем времени: я покладу, ты покладёшь, он покладёт – неправильно; я положу, ты положишь, он положит – правильно.

Вопрос № 269494
Доброго времени суток! Интересует морфемный разбор слова "начинаться". Совершенно разные варианты разбора мне предлагают различные источники, не знаю, чему верить! Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Наличие разных вариантов разбора может быть связано с тем, что в одних источниках описан современный морфемный состав слова, в других – исторический. С исторической точки зрения в слове начинаться может быть выделена приставка на- и корень -чин- . Но в современном языке приставка в этом слове уже не выделяется, поэтому не будет ошибкой назвать начин- корнем. Далее суффикс -а- , затем формант -ть -, который может быть назван как суффиксом, так и окончанием (единой точки зрения у лингвистов нет). И постфикс -ся .

Вопрос № 267372
может ли от переходных глаголов образоваться непереходный?

Ответ справочной службы русского языка

Может, например, если к переходному глаголу прибавить -СЯ .

Вопрос № 266825
Здравствуйте, ответьте на вопрос: что это за конфиксальный способ образования слов?

Ответ справочной службы русского языка

Это приставочно-постфиксальный или приставочно-суффиксальный способ, например: раз-бежать-ся .

Вопрос № 262200
Как правильно употреблять частицу СЯ? Например, правильно ли "строится школа, чистятся дороги", если эта частица возвратного действия. не сами же строятся здания и т.д. В эфире сплошь и рядом журналисты и ведущие говорят: пишутся документы, обналичивается сумма, расчищаются дороги от снега. Спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Это нормальные конструкции страдательного залога. Ср.: рабочие строят дом (действительный залог: субъект – в именительном падеже, объект – в винительном падеже) – дом строится рабочими (страдательный залог: объект – в именительном падеже, субъект – в творительном падеже, страдательное значение вносится глагольным постфиксом -ся ; при этом субъект может быть не выражен, получается фраза дом строится ).

О возвратных глаголах действительного залога см. ответ на вопрос № 254328 .

Вопрос № 260305
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, можно ли переносить суффикс глаголов -ся на следующую строку? Например, ринул-
ся?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Такой перенос корректен.

Вопрос № 258469
Скажите,пожалуйста,входит ли суффикс -ся в основу слова?

Ответ справочной службы русского языка

Постфикс -ся входит в основу слова.

Вопрос № 258389
Как разбить слово "расслабься" по слогам?

Ответ справочной службы русского языка

Рас-слабь-ся , рас-сла-бься .

В глаголах русского языка присутствуют морфологические непостоянные и постоянные некоторые признаки. К одному из них относятся возвратные и невозвратные виды глаголов. Невозвратные глаголы, равно как и возвратные, несут в себе присутствие либо отсутствие специальных возвратных словообразовательных постфиксов — -сь и -ся. Попробуем разобраться, что это такое и как такие глаголы применяют.

Возвратность глаголов

Возвратность глаголов представляет собой грамматическую категорию, которая будет указывать на направленность либо ненаправленность определяемого этим глаголом определенного состояния, либо действия на какой-то субъект. Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке являются спрягаемыми формами, которые различаются наличием или отсутствием постфиксов -сь и -ся (возвратных).

Что представляет собой возвратность в глаголах, можно увидеть на следующих примерах: Мальчик умылся и собрался. Мужчина разговорился с приятелем (это примеры возвратных глаголов).

Щенок поиграл с мячиком и убежал на площадку. Вечером шел ливень (это невозвратный вид глагола). Вот так и надо их различать.

Пара полезных слов

Еще раз вкратце напомним, понять, как определить невозвратный глагол, не представляет особой сложности. Он бывает переходным и непереходным, может означать некое действие, которое направлено на субъект (собирать пазл, читать книгу), состояние, определенное положение в пространстве, действие разнонаправленное и тому подобное (мечтать, сидеть, размышлять). Невозвратные глаголы не включают в свой состав постфикс -сь и -ся.

Оттенки значения

Возвратные глаголы способны выразить действие, которое будет направлено на какой-то определенный субъект (на что-то делающего, на говорящего, на смотрящего и так далее).

Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке представляется возможным обговаривать бесконечно. Приведем примеры возвратных глаголов с совершенно разными оттенками значения:

Радоваться, расстроиться, печалиться (обозначает психическое либо физическое состояние некоего субъекта);

Платье мнется, собака кусается, ветка крапивы жжется (показывает постоянное качество или свойство субъекта);

Одеваться, наедаться, обуваться, купаться (действие глаголов направлено исключительно на себя);

Хочется, желается, смеркается (здесь показано безличное действие);

Обниматься, ссориться, видеться (действие взаимно-возвратное, выполняемое несколькими людьми по их отношению друг к другу);

Прибраться, построиться, разжиться (действие косвенно-возвратного характера, которое совершается субъектом исключительно в своих интересах).

Незабываемые суффиксы у возвратных глаголов

Разберемся, что значит возвратный и невозвратный глагол.

Глаголы, находящиеся в возвратной форме, обладают суффиксами:

Ся - может быть, как после согласных букв (браться, окружаться и тому подобные), так и после окончаний (учить — учиться, сушит — сушится и тому подобные));

Сь будет стоять после гласных букв (опустилось, нарисовалось, развиднелось и так далее).

В процессе образования возвратных глаголов большое значение имеют не только суффиксы, но и приставки (читать — начитаться, пить — напиться). Кроме того, среди глаголов этого вида есть непроизводные. Именно они ни при каких обстоятельствах не употребляются без суффиксов -сь и -ся (смеяться, сражаться, нравиться).

Поскольку после возвратных глаголов местоимения в винительном падеже и имена существительные не употребляются никогда, то все они относятся к непереходным.

Отсутствие суффиксов

Невозвратные глаголы в русском языке не имеют суффиксов -сь и -ся. Они могут быть как непереходными (творить, дышать, играть), так и переходными (говорить, рисовать).

Важный момент: много возвратных глаголов способны образоваться от невозвратных, например, готовить — готовиться.

Исходя из вышесказанного, надо понимать, что для определения того, что значит возвратный и невозвратный глагол и к какому именно виду он относится, надо найти суффикс, который оказал помощь в образовании. Если суффиксы -сь (-ся) присутствуют в словах, то это возвратные глаголы. Если их нет, то невозвратные глаголы.

Ситуации, отмеченные в глаголах

Итак, мы уже знаем, что возвратные глаголы с суффиксами -сь и -ся. Они бывают как непроизводными (например, смеяться), так и образованными из переходных и непереходных глаголов (умывать — умываться).

В некоторых непереходных и образованных от них возвратных глаголах речь идет об одной и той же ситуации, например: что-то чернеется вдали и что-то чернеет вдали. Правда, в подавляющем большинстве ситуаций понять, что значит невозвратный глагол и как он выглядит «в жизни», можно, обратив внимание на то, что глаголы возвратный и невозвратный обозначают совершенно разные моменты.

В виде неплохого примера можно назвать следующее: умывать — ситуация, в которой присутствуют два участника (мама умывает свою дочку) и умываться — ситуация, в которой только один участник (девочка умывается); Петя ударил Ваню. Петя и Ваня ударились о большой камень (в обоих случаях говорится о двух мальчиках, но ситуации, в которых они являются непосредственными участниками, совершенно разные).

Здесь можно сказать о том, что сами компоненты смысла, которые привносятся в слово постфиксами -сь и -ся, являются словообразующими.

Что можно найти в грамматиках?

А отмечается там следующая информация (речь идет о нескольких значениях):

Значение средне-возвратное — веселиться, сердиться, пугаться, радоваться;

Значение активно-безобъективное — кусаться, бодаться, ругаться (употреблять ;

Значение взаимно-возвратное — ссориться, мириться, встречаться, обниматься, целоваться;

Значение собственно-возвратное — одеваться, обуваться, встречаться, пудриться;

Значение пассивно-возвратное — припоминаться, вспоминаться;

Значение косвенно-возвратное — собираться, запасаться, укладываться, упаковываться;

Значение пассивно-качественное — представляться, вспоминаться.

Возвратный глагол можно образовать, взяв в помощь -ся, что будет сочетаться с иными морфемами (перемигиваться, набегаться).

Именно с залогом будет связана возвратность (то есть в случае, при котором залог определен на морфемном уровне, возвратные глаголы, образующиеся от глаголов переходных, будут объединены в залог, который называют возвратно-средним).

Знак непереходности — это аффикс. Немногочисленными и ненормативными будут сочетания типа боюсь папу, слушаюсь старшего брата, которые можно встретить в русском языке.

Без правил — никуда

Вернемся еще к тому, что же такое невозвратный глагол. Правило гласит, что не имеющий постфикс -ся. А вот в возвратных этот постфикс присутствует. Так сложилось уже давно, что появление возвратных глаголов связывалось с местоимением -ся. Правда, первоначально оно присоединялось исключительно к переходным глаголам (например, купать + ся (то есть, себя) = купаться).

Многообразие глаголов русского языка подразделяется на разные группы.

Невозвратные глаголы, от которых происходит образование возвратных — строить + ся; встречать + ся; писать — не пишется, спать — не спится.

Невозвратные глаголы — ужинать, отвечать.

Возвратные глаголы — смеяться, сражаться, артачиться.

Из предоставленной информации можно сделать вывод: постфикс -ся в русском языке может выполнять разные функции:

Подготавливать возвратные глаголы, которые отличаются от производящих невозвратных глаголов значением в лексическом плане (прощать — прощаться);

Образовывать возвратную форму глаголов (белеться).

Надо обратить внимание на то, что кое-какие глаголы на -ся обладают синонимическим возвратным сочетанием (покрыться — покрыть себя).

Разделение глаголов на возвратные и невозвратные сложилось в русском языке совершенно безотносительно к их разделению на переходные и непереходные, залоговые и незалоговые. Оно не совпадает ни с тем, ни с другим на сто процентов, но находится в определенной связи с категориями переходности и залога: -ся представляет собой непереходность глагола, а вот залоговую соотносительность может предоставить только возвратная форма.

И в заключение

Поговорим еще немного о глаголах и подведем итог продуктивной беседе.

Глаголами называют слова, в которых определено значение какого-то процесса, то есть, способные выразить обозначенные ими признаки как некое действие (сказать, читать, писать), состояние (сидеть, прыгать) или становление (стареть).

Кроме форм спряжения по синтаксису, глаголы обладают несинтаксическими формами возвратности и невозвратности и формой вида. По тому, как с их помощью выражаются несинтаксические формальные значения, глаголы можно подразделить на грамматические разряды, которые находятся в некоем соотношении друг к другу.

Зависимость подразделения глаголов на невозвратные и возвратные находится в том, насколько выражено или, наоборот, не выражено у них грамматически непереходное значение процесса.

Возвратные - глаголы, в которых присутствует грамматически выраженная непереходность. Другими словами, они отлично показывают, что процесс, выражаемый ими, может быть обращен на прямой объект, который представлен существительным в винительном падеже без предлога. Примером могут послужить слова — сердиться, встречаться, мыться, стучаться, одеваться.

Невозвратные глаголы обладают некоторым отличием: у них нет никакого указания на непереходность процесса. Вот почему они могут быть и переходными: одевать (дочку), сердить (родителей), встречать (гостей), и непереходными: колошматить, стучать.