Волнуюсь перед выступлением что делать. Как снять стресс перед выступлением

Даже те, кто совершенно не боится выступать, могут почувствовать себя на сцене несколько неуверенно. Страх сцены - штука вполне обыденная, привычная, что для актеров, что для выступающих на конференциях. Если у вас страх сцены, то, выступая перед аудиторией, вы можете чувствовать себя нервно, испытывать страх, дрожать непонятно от чего или даже чувствовать себя полным идиотом - и все это на глазах посторонних людей! Но не надо отчаиваться, ведь страх сцены можно побороть, научив тело и ум расслабляться с помощью нескольких простых трюков. И эта статья объяснит вам, что именно нужно сделать.

Шаги

Как справиться со страхом сцены в день выступления

    Расслабьтесь. Чтобы справиться со страхом сцены, нужно сделать пару вещей, которые помогут расслабиться, а это важно, ведь чем меньше в вашем голосе напряжения, чем спокойнее ваш разум - тем проще выступать. И вот как можно этого добиться:

    • Тихонько погудите, чтобы успокоить голос.
    • Съешьте банан перед выступлением. Это уймет неприятное чувство тошноты в животе.
    • Пожуйте жвачку, чтобы расслабить напряженные челюсти. Не надо только жевать ее слишком долго, иначе заработаете легкое расстройство желудка.
    • Потянитесь. Потянуться всем, чем только можно - руками, ногами, спиной и плечами - это отличный способ уменьшить напряжение в теле.
  1. Прочитайте свое любимое стихотворение вслух. Звуки любимой рифмы успокаивают, факт, и даже более того - после этого проще выступать на публике.

Общие способы борьбы со страхом сцены

    Притворитесь уверенным. Даже если руки трясутся, а сердце бьется так, что вот-вот выпрыгнет из груди - притворитесь, будто бы вы не менее чем самый спокойный человек на планете. Выше нос, широкую улыбку на лицо и никому, ни одной живой душе не говорите, как вы сейчас на самом деле переживаете. Притворяйтесь до тех самых пор, пока не сойдете со сцены.

    • Глядите не в пол, а перед собой.
    • Не сутультесь.
  1. Заведите себе ритуал. Вам нужен ритуал, гарантирующий удачу! И тут уже - что угодно, от пробежки до пения в душе или “счастливого” носка на правую ногу. Делайте что угодно, лишь бы вас это на успех настраивало.

    • Амулет тоже сгодится. Тут тоже по аналогии - хоть кольцо на пальце, хоть плюшевая игрушка в комнате.
  2. Думайте позитивно. Сосредоточьтесь на том, каких удивительных результатов можно добиться, а не на том, как сильно можно все испортить. Подумали плохую мысль? Задавите ее 5-ю хорошими! Держите карточки с мотивирующими словами под рукой и просто делайте все, что поможет вам сосредоточиться на хорошем, а не на плохом.

    Получите совет от профессионала. Если среди ваших знакомых есть человек, который не боится сцены и отлично выступает, обратитесь к нему за советом. Есть шанс, что вы научитесь чему-то новому или узнаете, что сцены, на самом-то деле, в той или иной степени боятся все, сколь бы уверенными они ни выглядели.

Как справиться со страхом сцены, если вы актер

    Представьте себе успех. Перед тем, как выйти на сцену, представьте себе, как все хорошо завершится - аплодирующих зрителей, улыбки, поздравления коллег по цеху и так далее. Представлять себе надо лучшее, а не худшее развитие событий, и тогда с больше вероятностью случится именно первое. Представьте себя и свою шикарную игру - но уже с точки зрения зрителя.

    • Начните пораньше. Представляйте успех еще тогда, когда вы только пробуетесь на роль. И вообще, заведите себе это за привычку.
    • Чем ближе выступление, тем тщательнее представляйте себе это все. Скажем, ежедневно - перед сном и сразу же с утра.
  1. Репетируйте как можно больше. Репетируйте, пока слова роли от зубов отскакивать не начнут. Запомните, чьи реплики идут до вас, чьи после. Репетируйте перед близкими, знакомыми, друзьями, да хоть перед чучелами в музее или перед пустыми стульями - вам нужно привыкнуть выступать перед людьми.

    • Страх сцены актера часто проявляется в боязни забыть слова и не знать, что нужно делать. Лучший способ избавиться от этого страха - учить, учить и еще раз учить слова.
    • Выступать перед слушателями - совсем не то, что репетировать наедине. Да, вы можете знать роль просто блестяще, но все может измениться, когда вы подниметесь на сцену. Будьте готовы к этому.
  2. Войдите в роль. Если вы действительно хотите справиться с боязнью сцены, то войдите в роль как можно правдоподобнее, чтобы даже Станиславский крикнул - “Верю!”. Чем больше вы войдете в роль, тем меньше будете волноваться за себя. Представляйте, будто бы вы и есть ваш герой.

  3. Порепетируйте перед зеркалом. Честно, это прибавит вам уверенности, ведь так вы сможете увидеть себя самого со стороны. Продолжайте репетировать до тех пор, пока вам не начнет нравиться буквально все, и это существенно повысит ваши шансы на успех на самой сцене.

    • Видите себя со стороны - справитесь со страхом перед неизвестным. Если вы знаете, как вы выглядите и как держитесь в роли, то на сцене вам будет спокойнее.
    • Обращайте внимание на манерность вашего стиля, следите за тем, как вы сопровождаете речь жестами.
      • Примечание : это, конечно, вариант не для всех. Да, кому-то это поможет, но есть и те, кого это вгонит лишь в большее волнение.
  4. Учитесь импровизировать. импровизация - вот чем должен в совершенстве овладеть каждый из актеров. Именно с помощью импровизации можно подготовиться к любой, даже к совсем-не-идеальной ситуации, которая может возникнуть на сцене. Многие актеры и исполнители часто волнуются - мол, а вдруг я забуду или перепутаю слова? При этом они забывают, что другие актеры - тоже люди и тоже могут ошибиться. Импровизация позволит обратить в плюс любые ошибки!

    • Импровизация лучше всего даст вам понять, что вы не можете контролировать все аспекты выступления. Вопрос ведь не в том, чтобы выступить идеально, а в том, чтобы суметь ответить на любое развитие событий и на любую возникшую на сцене ситуацию.
    • Не надо теряться, если происходит что-то неожиданное. Помните, что зрители на руках копий сценария не имеют, поэтому неладное они заметят, только если вы сами дадите им это понять, причем самым очевидным образом.
      • Вы не одиноки, ваш страх сцены разделяют многие, даже лучшие. Так что не беспокойтесь, и скоро вы настолько увлечетесь выступлением, что вообще забудете о том, что находитесь на сцене.
      • Попробуйте представить, будто бы слушатели выглядят... глупее вас. Скажем, представьте их в странных костюмах - это может помочь.
      • Как правило, сцену заливают лучи софитов, а это ярко и слепяще. Иными словами, разглядеть сидящих в зале будет не так-то просто. Смотрите на свет (но не слепите себя), если станет слишком страшно. Не надо только смотреть в никуда или постоянно глазеть на людей. Кроме того, свет над зрительным залом часто приглушается, так что людей может быть просто не видно.
      • Если вам сложно поддерживать зрительный контакт со слушателями, смотрите на стену или на свет.
      • Если во время танца вы сбились с ритма, то этого никто не заметит, пока вы не остановитесь. Так что продолжайте и притворитесь, что все идет по плану. По аналогии, если вы сбились с реплики, импровизируйте, продолжайте, и публика ни за что не догадается, что вы пропустили одну строчку.
      • Если первое выступление прошло гладко, то есть все шансы, что все следующие выступления обойдутся без страха сцены... или почти без него.
      • Помните, что страх и веселье - это одно и то же. Просто в первом случае вы боитесь, а во втором - нет.
      • Репетируйте небольшими группами, постепенно начинайте репетировать группами побольше.
      • Забыли слово? Не останавливайтесь, продолжайте говорить. Используйте другие слова, пусть даже их нет в сценарии. Если ваш партнер по сцене ошибся, то не реагируйте на ошибку . Или пропустите ее мимо ушей, либо, если она слишком серьезна, обыграйте ее импровизацией. Вы ведь помните, что умение импровизировать - признак настоящего актера.
      • Порой вполне уместно немного волноваться. Если вы боитесь ошибиться, то, скорее всего, вы будете достаточно аккуратны, чтобы не допустить ошибки. Большинство ошибок случается от излишней уверенности в себе.
      • Помните, публика вас не съест и даже не покусает! Поэтому расслабьтесь и получайте удовольствие. Да, выступление на сцене - это действительно серьезное дело, но и там всегда есть место веселью.
      • Нет ничего плохого в том, чтобы сперва отрепетировать перед семьей, а уж потом идти на сцену.

      Предупреждения

      • Будьте максимально готовы. Репетиции - вот что сделает вас таковым, долгие и тщательные репетиции. Они не только сделают вас увереннее, но и более чем положительно скажутся на всех аспектах выступления.
      • Помните о последовательности реплик. Начинающие актеры частенько допускают такую оплошность: учат свои реплики, но не знают, когда их надо произносить. А ведь это чревато неловкими паузами!
      • Если только вас еще не нарядили в костюм по роли, выступайте в том, в чем чувствуете себя увереннее и спокойнее всего. Вы ведь не хотите волноваться на сцене еще и за собственный внешний вид? Наденьте то, что подходит ситуации, что достаточно надежно и идет вам. Все это сделает вас увереннее.
      • Сходите в туалет до выступления, а не после!
      • Не ешьте много перед выступлением. В противном случае есть все шансы столкнуться с тошнотой. К тому же, после приема пищи вы будете чувствовать себя более вялым, так что отложите это дело на “после выступления”.

Вадим Курилов ведет тренинг «Голос», где учит говорить свободно, выразительно и бесстрашно. Сам он сильно боялся выступать лишь однажды - когда выступал на заседании кафедры сценической речи ГИТИСа. «В тот момент я убедился: то, чему я учу, - работает», - рассказал он ЧТД.

Когда я начинаю разговаривать с человеком, я сразу по голосу чувствую степень его напряжения. Тем, у кого много напряженности в теле, сложно произносить речи. Страх выступления перед аудиторией индивидуален, это как страх высоты - генетическая предрасположенность, обстоятельства жизни. От социального статуса этот страх не зависит: недавно я слушал выступления топов одной большой компании, и только один из всех умел свободно выступать перед публикой и не был зажат.

Расслабить тазовый пояс

Я работаю по методу великой Кристин Линклейтер, он называется «Freeing the natural voice». Это не постановка, а именно «освобождение естественного голоса», раскрытие ваших возможностей.

Очень важно, что ты говоришь сам себе. Научно доказано, что мозг одинаково верит и в реальность, и в образы. И формулировать нужно точно: не надо говорить себе «relax», нужно говорить «let go, release» - «отпусти себя», убери лишнее напряжение.


Конкретные приемы очень просты! Про меня шутят: «Ну вот, Курилов опять сейчас начнет советовать расслабить попу». Да, так и есть! А культурно мы говорим так:

1. Отпустите лишнее напряжение тазового пояса. «Расслабить попу» - это не метафора, а действительно самое важное. Обратите внимание на слово «лишнее» - не полностью расслабиться, а отпустить лишнее, но остаться в тонусе.

2. Отпустите лишнее напряжение нижней челюсти. У вас чуть-чуть раскрывается при этом рот, не надо этого бояться.

3. Расслабьте живот. Вот здесь именно расслабьте, прямо вывалите! Это для нас, конечно, совершенно непривычно. Если вам некомфортно от того, как это может выглядеть, оденьтесь свободно.

Когда вы убираете зажим этих 3 точек, воздух начинает заходить в нижнюю часть легких через рот, и вы начинаете автоматически дышать животом. Когда вы все это сделаете, вы глубоко вздохнете - Кристин Линклейтер называет это «вздох облегчения».

Не путайте «вздох облегчения» с понятием «вдохнуть полной грудью» - нет, отпускаем таз-живот-челюсть и впускаем в себя воздух.

Это не только помогает телу, но и эмоционально расслабляет. Конечно, сильный стресс такой прием сразу не снимет, но поможет успокоиться. Выполнять упражнение можно как перед выступлением, так и в процессе.

Поза и голос - это ваш выбор

Еще один секрет, чтобы не нервничать - устойчивая поза: ноги должны стоять на расстоянии 20-25 см друг от друга. Так, чтобы стопа находилась под тазобедренным суставом. Это меньше, чем на ширине плеч: когда ноги на ширине плеч, неудобно делать шаг вперед.

Колени должны быть мягкими - не согнутыми, как во фламенко, но слегка подвижными, как в аргентинском танго!

Дышать во время выступления нужно ртом. Физика тела, когда мы говорим о выступлении, - это, собственно, голос. Она реализуется звучанием. Нужно понимать свой диапазон, уметь включать и нижний, и верхний регистр и научиться понимать, когда какой оптимален. Сначала можно даже в плане речи указывать: вот здесь у меня доверительная информация, значит - нижний регистр. Потом это происходит автоматически.

Мужчины часто говорят - зачем мне верхи, для чего мне пищать?

Но проработанный верхний регистр дает богатство, звонкость, полетность вашему голосу. Интересно, что иногда ко мне приходят вокалисты, просят заняться с ними речевым голосом - а потом говорят, что даже петь стали по-другому.

Немцы и русские не умеют расслабляться

Начинал я именно с занятий голосом. Я учился в пединституте им. Ленина на факультете английского языка, и на последних курсах института начал заниматься с Лорой Ереминой, которая вела на всесоюзном радио программу «Поэтическая тетрадь».

Много лет я владею PR-агентством, и для меня сцена привычна: я организую презентации, провожу их и помогаю клиентам делать то же самое. У меня самого проблемы с выступлениями никогда не было - я занялся этим, потому что почувствовал «соцзаказ» от клиентов моего агентства.

У нас перенапряженная нижняя челюсть. А знаете почему? Потому что мы 70 лет жили «стиснув зубы».

Жизнь - боль: взять себя в руки и фигачить. У нас это генетически заложено, даже у тех, кто не застал этой идеологии. У американцев и англичан с этим получше. А вот у немцев, кстати, тоже непросто. Мой немецкий преподаватель так и говорит: «У нас большие проблемы с расслаблением челюсти».

Надо ли представлять, что все в зале голые?

Публика - это и 2 человека, и 10 человек совета директоров, и 500 человек на конференции. Один собеседник - тоже публика. Рекомендации «представьте, что в зале все без одежды» или «с большими ушами» - вот честно, не работают. После такого трудно вернуться к своей теме, это слишком.

Представить их маленькими беззащитными детьми? Может быть, еще куда ни шло. Но я бы не стал представлять кем-либо людей в зале. Я бы работал с собой. Это моя проблема, мои эмоции, и я хочу их поменять. Страх - это эмоция, и мне нужно поменять свое эмоциональное состояние.

Чем заняться мозгу, пока ты говоришь

Конечно, у техники выступления, как и у любого действия, есть две составляющие - мозг и тело. Тело, с моей точки зрения, тут первично. Но аналитику, конечно, никто не отменял.

Итак, мозг. Как мы обычно анализируем? Я же умный, я прошел тренинги, почитал книжки. Я составлю план, составлю конспект, сделаю презентацию, напишу текст к каждому слайду. И вроде бы в этот момент надо бы порепетировать. А выступление у меня когда? Завтра в 9 утра! А сейчас сколько времени? Два часа ночи. Репетиция будет? Нет. И вообще я не высплюсь и буду не в том состоянии. Получается, что вроде бы я понимаю, что надо делать, но информации и тревоги слишком много.

Найти несчастную жертву

Заучивать текст нельзя категорически! Никому. Подготовку нужно начинать с того, что я называю «поиском несчастной жертвы». Ею может быть и прекрасный тренер, конечно! Когда ко мне приходят топы, им референты обычно уже всю презентацию написали, и потом эти самые референты меня ненавидят. Потому что им приходится все переделывать.

В роли «жертвы» может выступить и друг. Главное, чтобы он был не в теме и задавал дурацкие вопросы. Садитесь за чашкой кофе и просто рассказываете, так выкристаллизовываются идеи и формулировки, так приходит понимание, что действительно важно, а что можно опустить. Самому это сделать сложнее, но тоже можно: перед зеркалом и с душем вместо микрофона.

Включить сценариста и режиссера

Потренировавшись на «жертве», ответьте себе на два вопроса. Первый обычно формулируют так: почему мое выступление интересно этим людям? Тут самое важное вот что: почему мое выступление интересно этим людям прямо сейчас? Что сейчас такого происходит, что делает мою речь важной? Может быть, какая-то экономическая ситуация или новый закон - то есть повестка в широком смысле. Об этом необязательно прямо говорить, но обязательно подумать. И скорее всего, если вы подумаете, вы захотите об этом сказать.

Второй вопрос - цель выступления. Я очень много работал с разными спикерами. И вот, например, я говорю бренд-менеджеру - какая у вас цель? 99% отвечает: «Рассказать про новый продукт». При том, что у них базовая цель, конечно же, продать, но они даже про это не говорят. А дело в том, что если ты продаешь, это одна цель; если ты пришел, например, к директору магазина и тебе нужно, чтоб он научился мотивировать продавцов, - другая; если к прессе - задача в том, чтоб они хорошо написали.

Знаменитый режиссер, тренер и педагог объясняет , как снять зажимы, правильно дышать и выступать публично с максимальным эффектом.

«О действенном анализе пьесы и роли» Марии Кнеббель

Народная артистка СССР и педагог излагает основы актерского анализа текста и работы с ним, которые пригодятся любому оратору.

«Убеждай и побеждай» Никиты Непряхина

Бизнес-тренер и радиоведущий предлагает техники аргументации и приемы, помогающие убедить в своей правоте любую аудиторию.

Цель зависит от аудитории. Чтобы ее сформулировать, надо поставить вопрос так: «Что я хочу, чтобы аудитория сделала после моего выступления?» А для того, чтобы они что-то сделали, они должны о чем-то узнать и что-то запомнить. Конечно, я расскажу про свойства продукта, но эта информация будет лишь средством достижения цели. Например, я рассказываю про свой канал в Instagram: цель - получить больше подписчиков. Аудитория должна узнать от меня, о чем мой канал и чем он интересен, а запомнить - как он называется.

Что делает режиссер, когда анализирует пьесу? Он смотрит, какие у него три основные события - исходное, основное и завершающее.

Исходное событие лежит вне территории «пьесы» - что привело героев туда, где они оказались. Что произошло до моего выступления такого, что я пришел выступать? Эта завязка может быть любой - от событий мирового значения до того, что мне сегодня ночью приснилось. Например, я посмотрел Instagram своего товарища, позавидовал, что у него уже 100 тысяч подписчиков, и решил расширять аудиторию. Можно в этом признаться, почему нет!

Основное событие (кульминация) может быть разной - основная идея или, например, какая-то цифра. Или драма - если вы не подпишетесь на мой канал, все, жизнь моя закончилась.

Завершающее событие аналогично цели. Что же сделают слушатели, если им понравилось мое выступление? Это должно быть совершенно ясно в финальной части.

Театр абсурда строится так же, как классический, просто события там другие, абсурдные. Поэтому любое выступление перед любой аудиторией должно строиться по этим принципам. Если вы мыслите в этих категориях, в категориях «событий» и «действия», если вы точно знаете, что «происходит» во время вашей речи, вы чувствуете уверенность и меньше боитесь выйти к публике.

Куда девать руки и как плакать на сцене

Если вы тот человек, который постоянно напряжен, - ничего, с опытом это изменится. Просто нужно постоянно практиковаться, использовать для этого каждую возможность: например, произносить тосты во время застолий или рассказывать при случае истории друзьям.

Все говорят, что нужно выйти из зоны комфорта? - не нужно! При выступлении и так стресса полно, куда уж тут выходить. Я предпочитаю формулировать так: «расширить зону комфорта». Если вам комфортно говорить с «жертвой» за чашкой чая, не надо сразу выбегать на миллионный стадион - надо двигаться по чуть-чуть. Сначала попробуйте выступить перед дружественной аудиторией, на следующем этапе добавьте еще что-то. Постепенно человек начинает привыкать, что сцена - это не то место, где ты постоянно думаешь, что делать с руками. Все спрашивают: а куда девать руки? Ни-ку-да! Если ты сфокусирован на теме своего выступления, ты об этом забываешь.

Никогда в жизни не говорите аудитории «я волнуюсь». У тех, кто полагает, что это подкупающая искренность, были плохие преподаватели.

После подобной фразы тебя перестают воспринимать всерьез, бессознательно квалифицируют как непрофессионала. Подобные приемы устроены тоньше. У меня была знакомая, которая так сильно переживала, что начинала плакать, выходя на сцену! Я ей сказал - когда это случится, надо сделать паузу и сказать: «Наша встреча для меня очень много значит, и я испытываю сильные эмоции просто от того, что я здесь». Она так и сделала. Потом к ней подошли зрители и сказали: «Мы рыдали вместе с вами!»

Обычно страх выступления перед многочисленной аудиторией связан с тем, что человек боится не оправдать ожиданий слушателей, забыть слова и получить осуждение. Чтобы побороть эту боязнь, нужно над этим работать.

  1. Сначала необходимо определить, что послужило источником страха. Некоторые прекрасно знают текст и готовы к выступлению, но все равно страх присутствует. Это боязнь показаться смешным, запнуться, оговориться, допустить ошибку, получить насмешку и пр. Здесь главное понимать, что зритель просто смотрит и слушает, он не готовится осуждать или нападать. Стоит только это осознать, и часть проблем будет решена.
  2. К выступлению следует готовиться заранее. Лучше составить подробный план, включив в него основные пункты выступления, схемы или даже зарисовки. Также необходимо несколько раз отрепетировать свою речь. Современная техника позволяет сделать запись, чтобы просмотреть пробное выступление и провести работу над ошибками.
  3. Находясь на сцене, не нужно думать о возможной реакции зрителей. Публика даже не догадывается о внутреннем состоянии докладчика, о его страхах. Если никак не проявить свое волнение, его никто и не заметит.
  4. Не нужно думать о том, чем заняты мысли зрителей. Они, безусловно, будут смотреть на человека, который говорит речь. Не стоит обращать внимание на их взгляды, жесты и мимику и пытаться проанализировать, что они значат.

Выступление тоже искусство: как научиться выступать перед публикой в любой ситуации?

От того, как подашь себя, зависит реакция публики.

Как научиться не волноваться перед публикой?

Самое главное, нужно постараться расслабиться. Не следует сжиматься в комок и напрягать все свои мышцы. Это только добавит волнение и усугубит ситуацию.

  • Перед выходом на сцену нужно сделать небольшую дыхательную гимнастику: глубоко вдохнуть, сосчитать до четырех и выдохнуть. Желательно упражнение повторить десять раз.
  • Стоя на сцене, нужно принять открытую позу, не скрещивая руки или ноги. Это создаст визуальную иллюзию открытости и уверенности в себе.
  • Перед глазами лучше иметь план своего выступления, чтобы в случае заминки можно было подсмотреть и продолжить речь дальше.

Умение выступать публично играет большую роль в разных жизненных ситуациях.

Как научится выступать перед публикой и как быстро себя успокоить?

Бывает, получается так, что человек, который выступает перед аудиторией, внезапно оговаривается или запинается. В результате начинается внутренняя паника и все слова забываются. Как поступить?

Некоторым может помочь дыхательная гимнастика: нужно резко задержать дыхание – на секунду, а потом медленно выдохнуть. Повторить лучше 2−3 раза. Это займет пару минут, а результат будет заметен. Можно просто извиниться перед зрителями и выпить глоток воды, так как все равно необходима пауза. Наконец, можно просто прервать затянувшееся молчание удачной шуткой. Зрители по достоинству оценят чувство юмора оратора, ведь смех помогает людям расслабиться и стать немного ближе.

Помните себя несколько лет назад?

Почти у всех в школе или в вузе, на экзамене или простом уроке была такая ситуация: сидишь, дрожишь как осиновый лист или котёнок, попавший под дождь, и вдруг слышишь свою фамилию, доносящуюся откуда-то издалека, словно через слой ваты: «Сидоро-о-ов (Синицына, Яблочкин - нужное подчеркнуть), к доске!». Страх перед преподавателем забыть невозможно, но разве мы могли себе тогда представить, что и учителя подчас боятся нас не меньше?

«Я только выгляжу взрослым. На самом деле наоборот»

Бел Кауфман

Теперь мы выросли и стоим по другую сторону баррикад, и страх перед учениками - одна из наших насущных проблем. Заходя в класс, особенно впервые, кто-то испытывает лишь лёгкое волнение, у кого-то холодеют руки, а есть и такие преподаватели, у которых перехватывает горло и подкашиваются ноги. Я перед своим первым занятием чувствовала, будто стою на краю пропасти: открыть дверь в класс казалось равносильным шагу в пустоту и неизвестность.

На продуктивности занятия крайняя степень волнения сказывается не лучшим образом, к тому же испытывать постоянный стресс не просто неприятно, но и вредно.

Чтобы победить врага, то есть страх, нужно заглянуть ему в лицо. Я не призываю вас сейчас играть в гляделки с учениками (хотя почему бы и нет?), но понять причину мандража просто необходимо! Осведомлён - значит вооружён.

Страх перед выступлениями - древнейший страх, основанный на инстинкте самосохранения. Людям свойственно быть частью социума (читай - племени), во времена охоты на мамонта это гарантировало выживание: люди вместе добывали пищу, обустраивали быт, защищались от врагов. Выделиться из толпы означало бросить вызов, изменить привычный ход вещей, взять на себя ответственность за действия других.

Итак, страх перед выступлением - это в первую очередь страх неизвестности, мы боимся того, что может произойти на занятии, осуждения и ошибки. Вас не будут слушать? Или зададут сложный или неудобный вопрос? Или вдруг техника подведёт?

До занятия продумайте возможные неурядицы, проживите их, найдите мысленно пути решения проблем и простите себя за оплошности.

Способ № 1. Дышите

Самое простое, что ещё можно сделать, - не переставать дышать.

Ваше хладное тело вряд ли обрадует учеников и администрацию, а дыхание поможет вам успокоиться, прийти в себя. Дышите глубоко и ровно, на четыре счёта делайте вдох и на столько же счётов выдох. Вы удивитесь, но вскоре почувствуете себя намного лучше.

Способ № 2. Занимайтесь спортом

Регулярные занятия спортом уменьшают тревожность и общий уровень стресса. Даже если вы далеки от спорта, просто пройдитесь перед занятием быстрым шагом или сделайте 10 приседаний - это поможет отвлечься от тревожных мыслей и перенаправит вашу энергию. Главное - не перестарайтесь, запыхавшийся учитель выглядит несколько нелепо.

Стресс приводит к атрофии нейронов головного мозга и нарушает нейронные связи. Это сказывается на интеллектуальном потенциале, на умении находить выход из сложных ситуаций. При помощи физических нагрузок в мозге повышается уровень нейропептида галанина, который защищает нейронные связи от разрушительного действия стресса.

Способ № 3. Обманите аудиторию и себя

Когда преподаватель заходит в класс, на нём не написано, волнуется он или же спокоен как удав. Самое время воспользоваться этим преимуществом! Расправьте плечи, выпрямите спину, передвигайтесь по классу не спеша, покажите всем видом, что вы уверены в себе. Тогда вам удастся обмануть не только аудиторию, но и самого себя: ваш мозг успокоится вслед за телом.

Живало-бывало, а и жил на белом свете Мастер. Какой такой? Мастер дела. Каково то дело было – не ведаем. Мноооого он знал – был настоящий умелец… Ах, да! Он работал в кузнице.

- Значит был кузнецом?

- Да! Слава шла по всей округе, мол, подковать может любую животину какую, даж блоху.

- Ого, блоху!

И собралась вкруг того Мастера толпа учеников: «Расскажи да расскажи, дяденька, как ты блоху подковал?!»

Приосанился Мастер гордо. Руки обтер тряпицей чумазой, обхватил рукой бороду и занял позицию поучателя. Обвел всех взглядом…. Увидел множество глаз, любопытных и просящих, интересующихся и пытательных… и оторопел слегка: сколько же вас! Вдохнул еще раз – воздуха не хватает. Желается сказать, да голос дрожит. Ноги будто ватными стали. Ответственность-то какая! Не дай Бог оплошать да не то рассказать! Потом ведь разнесут по всему белу свету!...

СТОП! Дружище рассказчик, давай на время оставим бедного Мастера в покое и обратимся к слушателям…

Знакомая ситуация, не правда ли?

В своем деле мы с вами часто можем подковать любую блоху – но рассказать об этом на публике – Боже упаси! Пусть лучше идет кто-то другой.

Ага. И кто-то другой вместо вас стяжает славу, деньги, успех.

Не надоело? Пора подковать свой страх вместе с Мастером!

10 простых приемов для снижения волнения

Работаем с телом

Прием 1. Отпусти блоху.

Давайте ответим на несколько вопросов:

Что такое страх? Как он ощущается? В чем? Где он располагается в теле?

Да-да, примерно так: где-то в горле комок, ноги трясутся, руки дрожат, дыхание перехватывает. У каждого может быть по своему, но факт остается фактом: здесь не до убедительности. Мы очень часто слышим такие фразы: борись, побеждай, преодолевай!

Друзья, кто сказал, что нужно бороться со страхом? Приводит ли к положительным последствиям борьба с вредными привычками? Например, ты проявляешь силу воли, гордо всем объявляешь, что тебе хватит терпения и усердия. И часто срываешься. Не просто часто. Постоянно.

То же самое и со страхом: если держаться на одной силе воли, бороться с ним, запрещать себе волноваться, держать СЕБЯ В КУЛАКЕ – и все под полным контролем – на это уйдет неизмеримо больше сил и нервов, чем если просто освоить свой страх. Познакомиться с ним. Описать его и мысленно поприветствовать («Эй, привет, блоха! Ты совсем маленькая, хоть и неприятная!»). И не бороться, а просто отпустить.

Что же делать, когда перед публичным выступлением страх не позволяет расслабиться?

Прием № 2. Стряхни блоху.

Вспоминай: страх сидит в животе. Забирается за шиворот. Пробегает по ногам. Тонкой струночкой дрожит в спине. Бррр! Даешь физическую встряску! Для снятия любых зажимов в теле, которые мешают нам здраво мыслить и нормально говорить, полезно еще сильнее дать нагрузку, а затем расслабиться. Поэтому напряжение-расслабление крупных групп мышц (икры, колени, бедра, ягодицы, живот, спина, грудь, плечи, шея, лицо – и сбросили!) будет как нельзя кстати. Можно поприседать или поотжиматься за сценой, широко зевнуть.

Прием № 3. Добавь энергии.

Но страху маловато. Он бежит по коже, предательски холодя кожу, создавая вокруг атмосферу сгустившегося напряжения. Что делать? Нужна простенькая энергетическая зарядка, которую может выполнить любой. Расставьте ноги на ширине плеч, почувствуйте, как снизу вверх восходит поток энергии Земли, протекает сквозь ваше тело и фонтаном вырывается наружу. Точно так же представьте, как нисходящий поток энергии неба пронизывает вас сверху вниз и вытекает фонтаном внизу. Постойте так некоторое время. Впитывая энергию, которая сбрасывает зажимы. Соедините энергию фонтанов вокруг себя, уплотните мысленно.Вперед – к выступлениям!

Прием № 4. Дыши свободно.

Каково дыхание человека, которого волнение берет за горло? Верно! Прерывистое. Страх скользкой рукой нащупывает, к чему бы еще присосаться. С телом все окей, он берется за дыхание… Но не тут-то было – мы противимся самым обычным способом = по-детски «от противного». Страх учащает – мы замедляем дыхание (пара глубоких вдохов, двойной вдох-выдох). Страх прерывает нас – мы отвечаем ему тем же. Например, используя отличную технику под названием «Дыхание шариком».

Профессор Херри Херминсон из Новой Зеландии, занимался подготовкой спортсменов к различным экстремальным ситуациям и предлагал этот способ для снятия страха и перенесения из негативного будущего в настоящее. Именно этой технике он научил всемирно известного альпиниста Хилари, который одним из первых покорил Эверест. Во время восхождения на вершину мира Хилари неоднократно применял ее для снятия страха. Закройте глаза и представьте перед собой легкий теннисный шарик. Вдох - и шарик медленно и плавно поднимается от центра вашего живота к горлу. Выдох - и шарик так же плавно опускается вниз.

Когда мы тревожимся или боимся, шарик либо замирает в одной точке, либо двигается быстро, скачка ми. Если мы спокойны, уверены в себе, шарик движется плавно, ритмично. В ситуации тревоги, страха надо добиться, чтобы шарик двигался именно так.

Словом, именно МЫ НАВЯЗЫВАЕМ СТРАХУ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Именно МЫ играем с ним. Не боремся. Просто позволяем ему спокойно уйти из тела.

Управляем эмоциями

Прием №5. Позитивная фраза.

Я смогу!

Я сделаю это!

Я самый лучший!

У меня все получится!

Харизматичный оратор – это я! (как себя не похвалить?)

У всех получается. Я что, рыжий? (тереблю конкурентную жилку)

Соберись, тряпка! (можно и пожестче)

Все будут мне аплодировать!

Крылатые фразы:

Смелым судьба помогает.

Счастье всегда на стороне отважного.

Строчки из песен:

Я пью до дна за тех, кто в море! За тех, кого любит волна! За тех , кому повезет !

We are the champions, my friend!

Такие внутренние фразы стоит прокручивать в голове перед выступлением, перед выходом на сцену и даже во время него. Название аффирмация как нельзя лучше отражает суть приема: toaffirm по-английски означает «утверждать». Эти позитивные утверждающие фразы помогут вам настроиться на волну успеха и выступить блестяще! Создайте копилку лучших для себя!

Прием №6. Позитивный жест.

В паре с внутренней фразой, которая помогает вам справиться с волнением, с трудными ситуациями при выступлении (сложный вопрос, трудные слушатели в аудитории и др.) под ручку ходит так называемый заводящий или позитивный жест.

Вспомните, как радостно вы всплескиваете руками при виде давно знакомого человека (хлопок)! Как смачно фиксируете: «Йес!», когда что-то удалось на славу (рука согнута в локте и резко отводится вниз и назад). Как потираете руки от удовольствия, предвкушая нечто вкусненькое!

Наше тело помнит приятные моменты, связанные с этими и десятком других жестов! Наше тело словно форма для эмоций, которые мы можем вызволить в нужный момент, использовав те или иные заводящие жесты!

Вот некоторые идеи подобных.

Рубануть рукой воздух как шашкой.

Зафиксировать руки в районе груди с крепко сжатыми кулачками (На счастье, мол).

криком «Ххха!» выбросить руку вперед, затем вторую – и почередовать так несколько раз.

Приосаньтесь, наденьте т.н. «корсет уверенности»: распрямите плечи, голову поднимите вверх, на лице улыбка. Постойте так несколько минут. И в бой!

Прием №7. Улыбка.

Настроиться на положительные эмоции можно также с помощью мимики.

Среди лучших даосских техник встречается очень простое и действенное упражнение: «Смеющийся цигун»: начните улыбаться себе в зеркале (минимум минута), затем рассмейтесь весело (даже если не хочется), усильте смех, позвольте ему быть утрированным (минут 5), закончите упражнение на легкой улыбке, которая теперь не сойдет с вашего лица до конца дня!

Конечно, скажет читатель, вам-то легко, у вас вон какой опыт выступлений. А мне-то чего смеяться? Но с чего-то стоит начать, например, с улыбки! Эта техника как минимум принесет вам хорошее настроение, как максимум – блестящее выступление.

Однажды в аэропорту ко мне подошел мужчина и сказал, что всю дорогу наблюдает за моими эмоциями. Он был поражен тем, что я все время приветливо улыбаюсь. «Буду брать с вас пример!» - буркнул он, расплылся в бодрой улыбище и был таков. Меня задумало над тем, что я даже не контролирую процесс – хорошее настроение приходит с каждым новым днем. И, конечно, с каждым новым публичным выступлением!

Подключаем воображение

Прием № 8. Перепиши сценарий в +

Я вышел на сцену. Все в удивлении осмотрели мой внешний вид. Критически прикинув, что костюм на мне из коллекции прошлого сезона, к тому же не самой дорогой. Скептически прищурили глаза. Начали перешептываться, когда я произнес первую фразу. Кто-то явно зевал, кто-то откровенно болтал по телефону, кто-то выкрикивал грубости из зала. В середине выступления мне стали задавать сбивающие с толку вопросы, неуместные и невнятно сформулированные, а затем и вовсе гуськом потянулись из зала разочарованные…

Неприятно? Так зачем рисовать в голове самые худшие сценарии выступления? Ой, все будет плохо, текст забуду, бумаги растеряю, на вопросы не отвечу!

Наилучшим образом помогают снять волнение именно позитивные сценарии. И мы снова осваиваем технику «перевертыша» с ног на голову.

Теперь будем рисовать только радужные картинки:

Я вышел на сцену. Все аплодировали мне. Глаза их сияли. Слушатели внимали, затаив дыхание. Я отвечал на вопросы с блеском, давая много полезной информации даже для профессионалов. По залу пробежал шепоток восхищения, когда я закончил выступление и подвел итоги. Ура! Блеск! У меня все получилось!

Стоит обратить внимание на то, что приведенные здесь сценарии описаны как случившееся. Можно проговаривать в настоящем (Я выхожу на сцену… ) и будущем (Я выйду на сцену… ), но эффект от того, что вы просто бесстрастно фиксируете будущий успех как свершившийся факт – неизмеримо выше! Прорисовав подобный позитивный сценарий, вы тем самым уже запускаете механизм успешного публичного выступления. И делаете первый шаг на сцену.

Прием № 9. Смени фокус внимания

Что делать, если волнение не отпускает в самом начале выступления или презентации? Смотришь на зал – и встречаешься взглядом с тем самым «трудным» слушателем, которому все равно. Позевывает, смотрит на часы, руки скрестил на груди… Неопытные ораторы продолжают смотреть именно на это лицо, высасывающее из них энергию.

Секрет прост: смести взгляд на тех, кто в данный момент позитивно настроен, кивает, улыбается, поддерживает. Может быть, это друзья, знакомые или просто те люди, с которыми вы успели переговорить ДО начала выступления.

Несколько минут – и весь зал у твоих ног. Истинно так. Недаром говорится: «Чаще смотрите в глаза людей, которые вам дороги. В них вы найдете ответ». Опытный оратор ищет ответ в глазах благодарных слушателей.

Прием 10. Измени значимость.

Мы боимся публики, ибо: «Они такие крутые (профессионалы, богатые, опытные и т.д.)».

Мы боимся выходить на публику, ибо: «У меня мало опыта, я знаю меньше них, я такой маленький человек перед этими великими людьми».

Мы боимся самого выступления, ибо: «Это тааааааакое важное-важное-важное-важное-важное-важное событие для меня!». Точно.

И на тройной замок значимости запираем всяческую возможность успешно, достойно и с кайфом выступить на сцене. Почему? Потому как завышаем значимость события, значимость слушателей и занижаем свою.

Прием осуществляется в три простых шага: повысить свою значимость, понизить значимость аудитории, понизить значимость события.

Кем я могу себя представить? Произнесите внутри себя фразу: «я захожу в зал – и ВСЕ меня слушают ооочень внимательно!» А теперь загадайте загадку: «Кто я в этом случае?» Да-да, полезно представить себя… королевой английской, принцем Уэльским, президентом в конце концов. А может Терминатором или Бэтменом? Неважно кем – главная идея: я важнее!

Кем я могу представить публику? Внутренняя фраза-тест: «Они такие милые, родные». Загадка-вызов: «Кто они?» Скорее всего дети. В 100% случаев на всех проводимых мной тренингах люди дают этот вариант. Дети любят слушать. Внимать. Интересоваться. Смеяться легко и непринужденно. В каждом из нас, самом серьезном и бизнесовом, лощеном и дорогом, упитанном или стройном – живет ребенок! Используем этот образ и впредь не будем бояться публики!

И о событии: вы знаете, что солнце светит счастливым. Но оно также БЕСПРЕСТАННО светит и тем, кто что-то не доделал, что-то провалил, не очень хорошо выступил. Оглянитесь вокруг: что страшного произойдет, если вы выступите из рук вон? Кто-то умрет? Отощает? Одичает? Погаснет это страстное до жизни солнце? Нет же. Так не бойтесь идти вперед, предварительно снизив значимость, и быть довольным собой и жизнью!

Когда меня вопрошают о роде занятий, мой ответ всегда таков: «Я помогаю людям получать удовольствие…» Пауза тянется секунды три. Фраза интригует и вызывает интерес, после чего я скромно добавляю «…на сцене».

Поэтому наша с вами задача, Мастер, подковать блоху. Обуздать свой страх. И наконец ПОЛУЧАТЬ КАЙФ НА СЦЕНЕ.

Итоги. Как подковать блоху

1. Знакомство со страхом.

2. Физическая встряска.

3. Энергетическая зарядка.

4. Работа с дыханием.

5. Позитивная фраза.

6. Позитивный жест.

7. Улыбка.

8. Позитивный сценарий.

9. Смена фокуса внимания.